Социальная характеристика это: Социальные характеристики личности — Студопедия

Содержание

Социальные характеристики личности — Студопедия

Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также известно, что не любая среда превращает индивида в личность. По отношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной — психическое. Поэтому развитие личности в психологии рассматривается как процесс ее социализации.

Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

В. А. Ядов выделяет четыре этапа социализации:

1) освоение предметной деятельности в семье;

2) освоение общения в различных малых группах;

3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах;

4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Четыре этапа социализации – это те ступеньки, по которым проходит личность в процессе онтогенеза. Личность формируется в обществе, поэтому категория, парная понятию «личность», – это «общество». Отсюда: каково общество, такова и личность. Такой социологический подход к понятию «личность» предполагает, прежде всего, изучение факторов социальной среды, формирующих личность. Представление о том, что социализация личности – единственный процесс ее развития, как мы отмечали выше, преодолевается посредством введения понятия «индивидуализация личности, если понимать индивидуализацию как процесс влияния личности на общество.



Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка.

Вторым важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества.

Третьим важным фактором социализации является общение.

Стимуляторами поведения личности являются потребности. Наиболее популярна классификация потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу. Он считал, что потребности личности можно представить иерархической системой.

1. Физиологические потребности—самый низший, но и самый значимый уровень (если они не удовлетворяются, то не имеют значения и все остальные уровни потребностей).

2. Потребности в безопасности и защите.

3. Социальные потребности – принадлежность к группе, связь с другими людьми, потребность в дружбе и любви.

4. Потребности «эго» (личностные):

а) потребности самоуважения—самоуверенность, независимость от других, самобытность, уникальность своего «Я», достижения, компетенция, знания;

б) потребности репутации – статус, признание, высокая оценка другими, уважительное отношение со стороны других людей.

5. Потребности в самоосуществлении, самоактуализации, реализации своих собственных потенциалов, саморазвитии, творчестве.

Психические свойства, в которых проявляется отношение личности к другим людям и к самой себе, формируются на основе полисубъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют совместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впервые возникают и функционируют человеческие способности, обеспечивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.

Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества заключается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом личности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, передавая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельности. Такие люди является духовными наставниками подрастающего поколения, под их влиянием формируется духовный облик молодого человека.

Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и культурных ценностей, существующих в обществе. Духовное начало заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, которые обладают даром убеждать людей в необходимости следовать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптимальные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высоконравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стойкими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют.

Присущие личности психические свойства определяют ее жизненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия человека в общественной жизни его позиция может быть активной или пассивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упорство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апатичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.

Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное время

Социальная характеристика личности образец — Образцы и примеры рекомендаций — Пример образец шаблон

Главная Образец характеристики Образец социально психологической характеристики

29 мая 2015 года

Когда приходило время выбирать работу, или выпадала удача занять важную должность. Все чаще в. Вся новость

Европейский Союз окажет Украине помощь в реформировании милиции, Национальной гвардии, а также судебной системы и прокуратуры. Об этом в Брюсселе. Вся новость

Расторжение брака с гражданином БелоруссииЗдравствуйте! Можно ли подать исковое заявление на расторжение брака истца (гр-на РФ) с гражданином Белоруссии, если. Вся новость

Образец социально психологической характеристики

При социализме рекомендацию заменяла выданная характеристика. В последнее время в деловой обиход вкралось непривычное понятие как рекомендация в письменном виде. Есть разница запрашивать характеристики, другое составлять. Вот образец, который сбережет время для печатания достойного документа Обычно была необходима характеристика. Каждому приходилось связываться с понятием как характеристика. Теперь характеристики снова величают письмами-рекомендациями. Если необходимо было быть принятым на работу, или выпадала удача занять почетную должность.

Характеристика личности. Психологическая и социальная характеристика личности

Характеристика личности

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей. Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Психологическая характеристика личности

Приступая к эмпирической психологической характеристике личности важно сформулировать основной вектор анализа. Необходимость в нем обусловлена сложностью и противоречивостью самого объекта. Б.Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой общественной отношений. Статус личности объективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности в социуме. К примеру, в социальной ситуации семьи один занимает статус отца, другой – сына и т.д. Наряду со статусом личности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельности личности. Позиция личности, как деятельная, субъективная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе)установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях развития.

Таким образом, изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает. Однако качество исполнения ролей, статус и позиция обусловлены не только динамическими тенденциями личности, но и ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. Не случайно, поэтому С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что при изучении психического облика личности нужно ответить на вопрос: а что личность может? Ответ на него можно получить при изучении перечисленных выше параметров личности. Статус личности и ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации, структура и динамика отношений личности, реализованные посредством данных человеку возможностей, переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям, объективной среде и самому себе – черты характера. Все перечисленные психологические характеристики личности–динамические, тенденции, возможности и характер – характеризуют нам ее, какой она представляется для окружающих ее людей. Однако человек живет не только для других. Он живет и для себя. Он осознает себя. Он пытается ответить на вопросы: кто Я, какой Я? Он отдает себе отчет, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Свойство человека осознавать самого себя как субъекта со свойственными ему психологическими и социально-психологическими характеристиками называют самосознанием. Таким образом, приступая к психологической характеристике личности, мы должны рассмотреть, во-первых, ее динамические тенденции – потребности и мотивы, установки, ценностные ориентации и отношения личности, интегрированные в ее направленности. Во-вторых, ее возможности, реализуемые посредством задатков, способностей, одаренности, интеллекта. В-третьих, характер и самосознание личности.

Социальная характеристика личности

На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются. В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер. Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя. Способность характеризуется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека. Способность и ее основная компонента — мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период. Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемое конкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент. Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других — внутренне желательны, для третьих — представляют осознанную необходимость. Признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы. Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И наконец, расположение перемещается относительно таких полюсов, как «нравится» — «не нравится». В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей. Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации: группа X (резистентные работники) — не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу группа Y (пассивные работники) — выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач группа Z (активные работники) — полностью способная и желающая работать, с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то уникальное, исключительное, т.е. является человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации. Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить те направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность:

Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывает сильное влияние на взаимодействие человека с окружающим. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки. Чувствительность к другим людям выражается в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми. Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п. оказывает сильное влияние на поведение человека. Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решение с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию. Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он полагает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты).

Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека, работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.

Психологический портрет личности человека

Психологический портрет – это качественная текстовая интерпретация характеристики человека.

Она содержит описание внутреннего склада личности и может предположить варианты поведения человека при определенных обстоятельствах.

Профессия и психопортрет ↑

Личность человека, его внутренние качества и особенности характера влияют на выбор профессии, отношение к работе и коллегам, успешность в выбранном деле.

Правильно составленный психологический портрет поможет:

  • определиться с направлением деятельности
  • установить шанс занять высокий пост
  • вычислить потенциальных зачинщиков конфликтов
  • разделить работников на группы, основываясь на сильных и слабых сторонах характера.
  • В зависимости от способности подстраиваться под обстоятельства, можно выделить такие типы личности:

    1. Ориентированные на настоящее, с высокой степенью адаптации. Такие люди хорошо принимают решения.
    2. Ориентированные на прошлое . соблюдающие рамки, уважающие права и обязанности. Это идеальные исполнители.
    3. Ориентированные на будущее . проявляющие неадекватность в различных ситуациях. Такая характеристика отличает генераторов идей.

    Индивидуальность человека в психологическом портрете ↑

    Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – индивидуальность.

    Движущая сила развития индивидуальности, ее программирующие свойства:

    1. Направленность – мотивация поведения и деятельности.
    2. Интеллект – способность человека оценить ситуацию, принять решение, контролировать свое поведение.
    3. Самосознание – сюда входит самооценка (заниженная, адекватная, завышенная) – отношение к себе и своим действиям самоконтроль – способность контролировать свое поведение, эмоции.

    Существуют еще и базовые свойства личности: темперамент, характер, способности.

    Из чего он состоит ↑

    Психологический портрет состоит из нескольких направлений – интеллекта, самосознания, базовых свойств личности.

    Что делать при шизоидном типе личности? Читай далее .

    Темперамент

    Это совокупность таких особенностей психики человека, как интенсивность протекания психических процессов, их ритм и темп. Это фундамент личности, основанный на биологических процессах, протекающих в организме, и принципе наследственности.

    Типы темперамента:

    1. Сангвиник – сильный, уравновешенный тип нервной системы. Эти люди хорошо справляются с нагрузками психического и эмоционального типа. Адекватны в чувствах и действиях. Легко приспосабливаются к обстоятельствам. Им характерна высокая социальная активность и гибкость поведения.
    2. Холерик –характерно неумение правильно распределять силы (многие дела не доводятся до конца). Эти люди отличаются повышенной эмоциональностью, любовью к переменам, мечтател

    Личность как социальная характеристика человека.




    На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

    В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер.

    Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя.

    Способность характеризуется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека. Способность и ее основная компонента — мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период.

    Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемоеконкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.



    Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент.

    Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

    * Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

    * Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

    * Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

    * Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.




    Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других — внутренне желательны, для третьих — представляют осознанную необходимость.

    Признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

    Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.

    Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

    1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

    Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И наконец, расположение перемещается относительно таких полюсов, как «нравится» — «не нравится».

    В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

    2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей.

    Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

    Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

    3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

    Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

    4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

    Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:

     

    71.РОЛЬ НАРО́ДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТО́РИИ

    одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей «косности» и «отсталости».

    Марксистский анализ Р. н. м. и л. в и. органически связан с осн. теоретич. и методологич. принципами историч. материализма. Решающая роль нар. масс в истории обусловлена прежде всего тем, что они являются главной производит. силой общества. Классовая борьба трудящихся масс против исторически определ. форм угнетения и эксплуатации – движущая сила развития и смены антагонистич. формаций; борьба нар. масс за свое освобождение составляет осн. содержание истории. Политич. и социальные завоевания, демократич. свободы в условиях капитализма вырваны у господств. классов борьбой нар. масс. Эта борьба активно влияет на идейную жизнь общества, на развитие культуры. Воздействие нар. масс на обществ. жизнь особенно возрастает и проявляется открыто в переломные периоды истории – в ходе революций, нац.-освободит. движений. «Никогда масса народа не способна выступать таким

    ТЕМА 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ — Студопедия

    Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

    В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» – это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество. В этом смысле человек – продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

    Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность – это социальная характеристика человека, отражающая воплощение в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений.



    Личность, как субъект социальных отношений, характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, понимаемое как осознание человеком себя как себя в отличие от иного, т.е. других субъектов и мира вообще, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки.

    Самосознание, понимаемое как осознание личностью своего «Я», трансформируется в жизненную позицию личности, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

    Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека. Это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. То есть личностью не рождается, ею становятся. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку нереализованные в раннем детстве возможности постепенно безвозвратно утрачиваются.

    Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии.

    Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда (1856-1939). В основе этой теории лежит идея о том, что личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид составляет инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. Сфера эго составляет рациональную часть личности, т.е. сферу сознания, которое находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов – сексуальный инстинкт, трактуемый как инстинкт жизни, и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти. Сфера суперэго представляет собой сферу морального «Я» личности и включает в себя систему норм, ценностей, этических представлений, вытекающих из требований общества. Эта сфера является важнейшим компонентом развивающейся личности и формируется в процессе ее социализации.

    Одной из первых социально-психологических теорий личности является теория «зеркального Я», разработанная американским социологом Чарльзом Хортоном Кули (1864-1929). В ее основе лежит идея о том, что человек является существом биосоциальным. При этом социальная сторона личности (в том числе ее самосознание и система ценностей) формируется под влиянием реакции либо воображения о возможной реакции на ее поведение окружающих людей. Общество для человека – это своеобразное зеркало («зеркальное-Я»), только отражаясь в котором он способен понять и оценить самого себя и свои действия. И как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на его внешность и поведение дает образ социального «Я».

    Сам механизм «зеркального Я» Ч. Кули объясняет следующими принципами: 1. в процессе взаимодействия друг с другом человек способен представить, как он выглядят в глазах других людей; 2. человек способен представить (во

    что входит в понятие, в чем проявляется

    Мудрецы с Востока говорят, что существование человека предначертано судьбой. Сомерсет Моэм сравнивает жизнь с театром, где каждому предопределена своя социальная роль, но не все играют ее «на бис».

    Какова твоя роль в социуме

    Какова твоя роль в социуме

    С первых минут рождения человеку уже заготовлено место в обществе. На то, каким вырастет младенец, оказывает влияние окружение. Одни люди всецело подчиняются нормам своего мира. Другие – поведением вступают с ним в антагонизм. Ни один индивид не остается вне системы.

    Определение в психологии

    Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.

    Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.

    Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.

    Характеристики социальных ролей

    Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.

    Составляющие социальной роли

    АспектХарактеристика
    МасштабностьОдин человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями
    Способ полученияИх 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование)
    ФормализацияОтношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта
    МотивацияЕсть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия

    Многообразие социальных ролей

    Многообразие социальных ролей

    Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.

    Значение социальной роли в жизни человека

    Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.

    Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.

    На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.

    Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.

    Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.

    Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций.

    Как связаны социальный статус и социальная роль

    Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

    Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

    Статус – мотивация к действию

    Статус – мотивация к действию

    Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его по

    Социальный характер — Студопедия

    Общество оказывает влияние на формирование социального характера. Учение о социальном характере Фромма – стержень радикально-гуманистического психоанализа Фромма. Социальный характер составляет ядро структуры индивида. (Напомню: структура личности по Фрейду: Сверх Я – Я – Оно; Оно – основа, обуславливающий фактор поведения).

    Фромм вывел несколько типов социального характера:

    1. Рецептивный (пассивный, мазохистский) – люди надеются на помощь других в решении своих проблем, следовательно, обвиняют других, если что-то не так; зависят от авторитетов; не берут на себя ответственность за свои же поступки; перекладывают свою ответственность на других.

    2. Эксплуататорский (садистский) – человек стремится получить желаемое от других силой или хитростью исходя из принципа: я заставлю других жить по тем же принципам, по которым живу сам. Он коммуникабелен, быстро заставляет работать на себя, может попросить о помощи, когда она ему необходима (ему не могут отказать), но быстро забывает о том, что другие ему помогли.

    3. Накопительский (стяжательский, деструктивный) – организует свою жизнь основательно, дома – склад из нужных и ненужных вещей, его ориентация стяжательская, то есть, как можно больше принести в дом и как можно меньше отдать другим, не только материальные предметы, но и любовь. Ориентация – обладание.

    4. Рыночный (конформистский) – рыночная ориентация. Живет по принципу – а что мне за это будет, чем ты расплатишься. Человек с таким характером стремится сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личности. Этот характер сформирован рынком. Человек тоже рассматривается как меновая стоимость. Это очень адаптивная личность, но за социальную адаптацию нормальные люди расплачиваются собственной индивидуальностью. Рыночный тип не умеет ни любить, ни ненавидеть по-настоящему, не испытывает глубокой привязанности ни к себе, ни к другим, никем не дорожит, ни собой, ни другими. Рыночный характер – доминирующий характер в современном европейском обществе.



    5. Воспринимающий – добрые и отзывчивые люди, которые будут радоваться больше, чем ты и смеяться сильнее. Живут жизнью других.

    6. Некрофилический – деструктивисты в высшей степени. Все трагично вокруг них. Живут больше в мире фантазий, религиозных и эзотерических теорий.

    1-6 – непродуктивные, разрушающие.

    7. Социальный (социофилический) – выбирает любовь для разрешения своего внутреннего противоречия; безмерная любовь к людям и человечеству. Этот тип характера самый конструктивный, созидательный, гармоничный (См. Фромм Э. «Искусство любить»). (Родительская любовь, братская, материнская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу).

    Причина формирования того или иного характера находится в обществе.

    Социальный характер выполняет две функции:

    1. в отношении индивида – направляет его действия и энергию во имя функционирования данного общества в соответствии с его практическими нуждами и дает ему психологическое удовлетворение от его деятельности;

    2. в отношении общества – приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать. Функция стабилизации общества.

    Социальный характер – это совокупность социокультурных установок (ориентаций) и норм для подражания, но тем не менее детерминируют его поведение. Социальный характер отличается от индивидуального характера тем, что социальный характер – это определенный тип, присущий определенному большинству членов одной и той же культуры; в то время как индивидуальный характер различен у людей той же самой культуры.

    Человеческий характер – это аналог инстинктивного аппарата животного. Он также определяет поведение человека и его отношение к внешнему миру.

    Принципиальное отличие от инстинктивной программы животного состоит в том, что социальный характер формируется обществом и составляет психологическую основу личности, то есть укореняется в его базовых социокультурных потребностях. Эти потребности находятся глубоко в психике человека и не всегда им осознаются.

    Если бы все люди, живущие в современной западном обществе вдруг осознали, что они живут в больном обществе, не имеют настоящей свободы самореализации, не могут вести себя так, как хочется и думается, что жизнь их бессмысленна – то ему трудно было бы жить и правильно функционировать в данном обществе.

    Поэтому общество не допускает возможность осознания человеком своего положения в обществе. Оно формирует такой тип социального характера, который выгоден данному обществу. А сам человек с радостью выполняет задачи общества – его функционирование и стабильность.

    Ведущую роль выполняет структура, то есть общество: «Социально-экономическая структура формирует тип характера таким образом, что его членам хочется делать то, что они должны делать, испытывая при этом удовлетворение от действий в соответствии с требованиями культуры».

    Социальные роли. Виды и характеристики — Студопедия

     

    Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

    Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

    Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

    Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

    Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

    Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.



    Виды социальных ролей

    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

    Основные характеристики социальной роли

    Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта.

    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

    Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае – покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

    Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

    Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем прави

    социальная характеристика — это … Что такое социальная характеристика?

  • Социальные сети — это в первую очередь инструменты на базе Интернета для обмена и обсуждения информации между людьми. [[http://www.benparr.com/2008/08/ то время, когда мы определили социальные сети, больше не будем спорить, вот определение, пришло время определять социальные сети: больше нет…… Wikipedia

  • Теория системы социальных правил — это попытка единообразно формально подойти к различным видам систем социальных правил.Системы социальных правил включают в себя такие институты, как нормы, законы, постановления, табу, обычаи и множество связанных понятий, и они важны для… Wikipedia

  • общественные науки — социолог. 1. изучение общества и социального поведения. 2. наука или область исследования, например история, экономика и т. Д., Имеющая отношение к определенному аспекту общества или формам социальной деятельности. [1775 85] * * * Любая дисциплина или отрасль науки, которая…… Универсальный

  • Социальное положение — это положение личности в данном обществе и культуре.Данная должность (например, профессия священника) может принадлежать многим людям. Социальное положение влияет на социальный статус. Можно иметь несколько социальных позиций, но только…… Wikipedia

  • Теория социального выбора — это теоретическая основа для измерения индивидуальных интересов, ценностей или благосостояния как совокупности для коллективного решения. Не теоретический пример коллективного решения — принятие набора законов в соответствии с конституцией. Теория общественного выбора… Википедия

  • Социальный цирк — относится к растущему движению к использованию циркового искусства как средства социальной справедливости и общественного блага.Он использует альтернативные педагогические инструменты для работы с маргинализованной молодежью, подверженной социальному или личному риску. = Цель = Через динамику…… Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ — СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В первые три десятилетия государственности до конца 1970-х годов Израиль приобрел основные черты современного государства всеобщего благосостояния. Это означало, что Израилю удалось создать широкую сеть социальных услуг, которая включала…… Энциклопедию иудаизма

  • Социальные интерпретации расы — Социальная интерпретация физических вариаций Несоответствия расовых классификаций Даже когда идея расы становилась мощным организующим принципом во многих обществах, недостатки этой концепции были очевидны.В Старом Свете…… Википедия

  • Социальная геометрия — это теоретическая стратегия социологического объяснения, изобретенная Дональдом Блэком, которая использует многомерную модель для объяснения вариаций в поведении социальной жизни. В собственном использовании и применении Блэком этой идеи социальная геометрия — это…… Wikipedia

  • Социал-радикальные демократы — (по-шведски: Socialradikala Demokrater) — политическая партия в Люсдале, Швеция.Партия возникла до выборов 2005 года в церковное собрание в Люсдале, когда десять членов Социал-демократической партии отказались признать результаты выдвижения партии…… Wikipedia

  • Социальные — Определение При отсутствии согласия по поводу его значения, термин «социальный» используется во многих различных смыслах, среди прочего относясь к: * отношениям, ориентациям или поведению, которые учитывают интересы, намерения или потребности других людей… … Википедия

  • ,

    Характерные аспекты социальных сетей

    Интернет изменил образ жизни и привычки людей. В первую очередь у каждого человека есть потребность и желание общаться с другими и обмениваться информацией, идеями, новостями и т. Д. Интернет позволил людям общаться и общаться не только с семьей, но и с людьми по всему миру. Поистине Интернет стер границы между народами.

    Участие сообщества людей и общества в целом дало толчок к росту социальных сетей.Вряд ли найдется кто-то, кто не участвует в том или ином типе социальных сетей, будь то обмен электронной почтой, чат или публикация фотографий, обмен музыкой и т. Д.

    С ростом числа участников онлайн-сообщества сеть социальных сетей стала основным средством массовой информации, которое исследуют маркетологи, которые считают ее наиболее эффективным способом сблизиться с клиентами и познакомиться с ними. У маркетологов есть двойное преимущество: они могут связаться с теми, кто уже стал их клиентами и испытал их продукты, а также с теми потенциальными клиентами, которые могут быть склонны или могут быть склонны к покупке продукта.

    Характеристики

    Социальные сети по сравнению с традиционными новостными СМИ отличаются в нескольких фундаментальных аспектах .

    В отличие от традиционных СМИ, где читатели или зрители являются пассивными участниками, социальные сети — это то место, где клиенты, а также «потенциальные» клиенты активно участвуют и обмениваются информацией, обмениваются опытом, высказывают свое мнение и обзоры на основе своего понимания. а также опыт. Это означает, что рынки могут взаимодействовать с клиентом в «реальном времени» и получать выгоду от общения.Организация фактически получает возможность «слушать» клиента и лучше понимать его восприятие бренда, продукта и т. Д. Каналы в социальных сетях помогают формировать коллективное мнение и стимулировать здоровые дискуссии на соответствующие темы.

    Вторая важная особенность заключается в том, что сеть социальных сетей распространяется по множеству каналов и средств массовой информации по сравнению с ограниченными каналами, с которыми работают печатные и новостные СМИ. Сеть социальных сетей работает с несколькими инструментами, включая аудио, видео, текст, аудиоподушки и частные форумы, общедоступные доски обсуждений, SMS, чат, электронную почту, а также ведение блога и т. Д.

    В-третьих, социальные сети — это динамичная, гибкая среда, которая постоянно меняет содержание, инструменты и продолжает развиваться. По мере того, как участники продолжают вносить свой вклад, коллективная мудрость группы приводит к изменению и обновлению контента, а также создает потребность в дополнительных инструментах, которые будут доступны.

    В-четвертых, социальные сети требуют от маркетологов другого участия. В отличие от традиционных средств массовой информации, где маркетологи проводят кампании и разрабатывают рекламные объявления, ориентированные на конкретную аудиторию или группу, сеть социальных сетей позволяет участникам управлять обсуждением, и от маркетологов требуется больше слушать, чем вести обсуждение.Маркетологи должны обращаться к потенциальным клиентам косвенным образом, помогая формировать общественное мнение, а затем косвенно направлять их к заинтересованности в вашем продукте.

    Социальные сети развиваются очень быстрыми темпами и в соответствии с быстро меняющимися технологическими инструментами, которые становятся доступными. У маркетологов нет другого выбора, кроме как настроиться на СМИ, понять, как все работает, и убедиться, что они присутствуют. Отсутствие присутствия в социальных сетях в настоящее время — не вариант для маркетинговых компаний.

    Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)


    Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого контента, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.

    .

    Социальные изменения: значение, типы и характеристики

    В этой статье мы обсудим социальные изменения. Прочитав эту статью, вы узнаете о: 1. значении социальных изменений 2. типах социальных изменений 3. характеристиках 4. влияющих факторах.

    Значение социальных изменений:

    При изменении социальной структуры, социального порядка, социальных ценностей, определенных обычаев и традиций, социокультурных норм, кодекса поведения, образа поведения в обществе, стандартов , отношения, обычаи и традиции общества и связанные с ними факторы, говорят, что происходят социальные изменения.

    Когда происходят социальные изменения, соответственно изменяется и процесс социализации. Индивид, который является активным членом общества, становится агентом и целью социальных изменений. Он вносит социальные изменения и тоже находится под влиянием таких изменений.

    В определенный период или после перерыва в несколько лет каждый член вселенной подвергается социальным изменениям. Определенный социальный порядок не существует в течение нескольких десятилетий, скажем, столетий или более. Должны произойти какие-то изменения.

    В определенный период люди в обществе руководствуются определенными правилами и положениями, обычаями, традициями, ценностями и верованиями, тем, как каждый должен управлять собой и руководить собой, люди должны управлять своим стилем жизни, своей работой, бизнесом, профессия и поведение. Этими правилами и убеждениями руководствуются люди в обществе, молодые и старые.

    Социализация детей также находится под влиянием этих взглядов. Как мы знаем, принципы и правила общества влияют на процесс социализации.Но по прошествии определенного периода в результате эволюции или революции мы обнаруживаем небольшие или заметные изменения в вышеуказанных аспектах социальной жизни.

    В некоторых случаях эти изменения могут быть медленными или быстрыми, могут зависеть от степени или характера. В некоторых случаях он может быть значительным и резким, в то время как в других случаях он может быть постепенным и незначительным.

    Тип социальных изменений :

    Из последующего обсуждения следует, что социальные изменения можно разделить на два типа:

    (1) Эволюционные социальные изменения

    (2) Революционные социальные изменения.

    (1) Эволюционные социальные изменения :

    Эволюционные изменения происходят в течение длительного периода медленно, постепенно и через эволюционный процесс. Такие изменения не очень радикальны или заметны. Они протекают постепенно, как процесс кондиционирования, и люди учатся постепенно приспосабливаться к таким изменениям.

    В школьные и студенческие дни мы носили сари, и никто тогда не мог мечтать о замужних женщинах, носящих даже Салвар и Камиз.После свадьбы мы также надевали пелену на голову. Я помню, как после свадьбы в 1960 году я 35 лет надевала на голову вуаль на работе и дома.

    Но эта система постепенно менялась. Что касается девушек, замужние женщины в Ориссе также носят Salwar Kameez, различные другие западные платья и обычно не надевают вуаль на голову. Эта практика была постепенной, и она также была принята родителями, родственниками по закону и другими членами общества.

    Настолько, что, когда сегодня девушка ходит в колледж в сари, все вокруг смотрят на нее с приподнятыми бровями.Даже некоторые из ее друзей начинают шутить, когда она называет ее «Чудаа». значит, старомодно.

    Использование губной помады и посещение салонов красоты считались табу, так что женщины в Ориссе еще несколько десятилетий назад. Но теперь даже девушки, поступающие в колледжи, в том числе многие учителя-женщины, ходят в школу и колледжи, используя различные виды макияжа. Сейчас это не считается табу.

    Постепенно люди привыкают к таким эволюционным изменениям, возможно, из-за урбанизации и западного влияния. Несколько лет назад, когда я работал в правительстве и поехал в Дели на встречу, одна из моих коллег, которая также была на той же встрече, хотела пойти в салон красоты на обратном пути в отель.

    Она также попросила меня присоединиться к ней. Но она была удивлена, когда я сказал ей, что никогда не ходил в салон красоты, даже когда был молод, и я не хотел бы делать это сейчас.

    Хотя я как член общества приспособился к определенным социальным изменениям, которые я считаю полезными или не вредными, я не приспосабливаюсь к тем изменениям, которые наносят вред нашему обществу для наших социальных ценностей, культуры и, наконец, нашего поведения в обществе. Общество. Тем не менее многие люди в обществе следуют за мной.

    Люди могут лучше приспосабливаться к эволюционным социальным изменениям, поскольку процесс идет медленно и постепенно и, следовательно, легко поддается корректировке. Мы также видим сегодня, что многие члены-мужчины носят брюки и рубашки во время пуджи, что было неприемлемо несколько лет назад.

    Использование джинсов и футболок вместо брюк и рубашек стало обычным явлением в школах и колледжах, в общественной жизни, и члены общества постепенно с этим справились.

    Даже пожилые люди в Индии теперь носят такие вестернизированные платья без какого-либо конфликта или чувства вины, поскольку общество постепенно приняло это.Точно так же женщины поступают в высшие учебные заведения, учатся в совместных учебных заведениях, вступают в армию, флот и военно-воздушные силы, чтобы стать пилотами, отправиться в космос для участия в политике, выполнять различные работы, которые ранее предназначались для мужчин

    .

    социальная структура | Определение, примеры, характеристики и факты

    Социальная структура , в социологии особая, стабильная структура институтов, посредством которой люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая касается сил, изменяющих социальную структуру и организацию общества.

    Хотя общепринято, что термин «социальная структура » относится к закономерностям в социальной жизни, его применение непоследовательно.Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.

    Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вопросы, как интеграция и тенденции неравенства. Изучая эти явления, социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или уровни (например, преступность или рождение). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию.Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, хотя явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на окружающую их среду. Однако те, кто изучает социальную структуру, придерживаются эмпирического (наблюдательного) подхода к исследованиям, методологии и эпистемологии.

    Социальную структуру иногда определяют просто как шаблонные социальные отношения — эти регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данной социальной сущности.Даже на этом описательном уровне концепция очень абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная сущность, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура небольшой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры.Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения основных характеристик социальной группы.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    Однако, прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний по общим аспектам социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована во времени и пространстве. Определенные социальные действия происходят в определенное время, и время делится на периоды, которые связаны с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года.Определенные общественные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами. Кроме того, в любом обществе существует более или менее регулярное разделение труда. Еще одна универсальная структурная характеристика человеческих обществ — регулирование насилия. Любое насилие — потенциально разрушительная сила; в то же время это средство принуждения и координации действий.Люди сформировали политические единицы, такие как нации, в которых применение насилия строго регулируется и которые, в то же время, организованы для применения насилия против внешних групп.

    Более того, в любом обществе в структуре существуют механизмы для полового размножения, ухода за молодыми и их образования. Эти договоренности частично принимают форму родственных и брачных отношений. Наконец, системы символической коммуникации, особенно язык, структурируют взаимодействия между членами любого общества.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *