Социальная психология это наука изучающая: Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Содержание

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

социальная психология — это… Что такое социальная психология?

— наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы С. п. складывались и внутри конкретных наук — в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, но прежде всего — в психологии и социологии. Последние считаются «родительскими» дисциплинами для С. п., и до сих пор идет дискуссия о том, каков статус С. п. — как части психологии или части социологии, или как самостоятельной пограничной дисциплины. Высказывается также идея о существовании «двух» или даже «трех» С. п. Началом существования С. п. как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса,.в названиях которых содержался термин «социальная психология». После первой мировой войны в США началась активная разработка С. п. как экспериментальной дисциплины, а также осуществление прикладных исследований в производстве, армии, пропаганде и т. п. Поскольку экспериментальные исследования осуществлялись в методологических традициях позитивистской философии, основным приемом стал лабораторный эксперимент и был сделан акцент на количественные методы, а фокусом в предметной области стала малая группа.

Это породило особый, «американский» стандарт социально-психологического исследования, который позже подвергся критике со стороны европейских коллег, главным образом за игнорирование «социального контекста» (Г. Тэджфел, С. Московиси) и недооценку теоретических и мировоззренческих принципов науки. В этом же ключе критический анализ традиционной С. п. предложен в отечественной С. п. Ее развитие в России сопряжено с рядом специфических обстоятельств. Первые упоминания о дисциплине имели место преимущественно в социологических работах (Л. И. Петражицкий,.Л. Н. Войтоловский, М. М. Ковалевский). Исключение составляют лишь работы В. М. Бехтерева, в к-рых были обозначены психологические проблемы С. п. После революции в связи с общей дискуссией о судьбах психологической науки и ее переори ентации на принципы марксист ской философии возникла полемика и о С. п.: ее праве на существование, ее предмете, границах и т. п. Была выдвинута идея (Г. И. Челпанов) о необходимости подведения марксистского философского фундамента именно под С. п., в то время как остальная часть психологической науки должна сохранить свой статус исключительно эмпирической дисциплины, т. е. не ориентированной вообще на какую бы то ни было философскую концепцию. Поскольку эта идея встретила сопротивление многих психологов, готовых воспринять марксизм как общую платформу всей психологии, участь С. п. была решена так, что ей вообще нет места в социалистическом обществе. Позже, в эпоху строгого идеологического диктата, С. п. была объявлена «буржуазной» наукой. Таким образом после дискуссии 20-х гг. наступил «перерыв» в развитии отечественной С. п. К концу 50-х — началу 60-х гг. под влиянием требований практики, a также в условиях начинающейся политической «оттепели» состоялся второй этап дискуссии о С. п., в результате которого она была «узаконена» при условии ориентации ее на марксистскую философию, которая была представлена преимущественно через общепсихологическую теорию деятельности. Некоторым следствием марксистской ориентации С. п. является ее нормативный характер, т. е. предписанность многих характеристик личности, групп и пр. В сегодняшних условиях С. п. в России существует как достаточно развитая дисциплина с фундаментальными исследованиями и многообразной палитрой практических приложений. Ее основные разделы и области: общение и взаимодействие людей; психология групп; психология личности. Отдельный большой блок — практические приложения С. п. в производстве, образовании, управлении, сфере массовой информации, семейных отношениях, науке, политике, религии и др.

изучает как наука проблемы и предмет

В течение жизни люди постоянно контактируют с окружающими. При этом общение между разными представителями социума значительно различается. На общение влияют разные факторы. Чтобы понять, как строится и изменяется взаимодействие индивидов в различных ситуациях, нужно знать все о социальной психологии.

Предмет и задачи науки

Социальная психология — отдельный научный раздел, который изучает общение между различными индивидами, изменение поведения при воздействии различных факторов, основные различия социальных групп. Появилось это направление в 19 веке. Это был промежуточный отдел между отдельными науками — социологией и психологией.

Наука имеет ряд задач:

Фото 1672

  • улучшение взаимосвязей между учениями зарубежной психологии и теориями отечественных психологов;
  • изучение мнения и настроения общества;
  • исследование проблем социума, которые изменяются под воздействием условий, складывающихся в определенные промежутки истории, на территории разных стран;
  • анализ развития науки при постоянных изменениях, происходящих в обществе№
  • изучение различных явлений психики, к которым относятся идеологические, этнические, политические, классовые, экономические изменения.
  • углубленное изучение проблем, которые относятся к несостыковкам в теориях социальной психологии и других направлений психологической науки;
  • развитие связей между теоретической и практической базой знаний.

Предмет изучения науки — поведение личности при взаимодействии с другими людьми, обмен информацией, изменение поступков под воздействием различных факторов. Практическая сторона — психодиагностика, применение психотехнологий для улучшения взаимодействий между отдельными личностями в социуме.

Отрасли

Основными отраслями науки являются:

Фото1 686

  1. Психология религиозных направлений. Основное направления изучений — различия и цель поведения людей в социуме зависимо от их принадлежности к различным религиям.
  2. Этническая психология. Эта отрасль, изучающая взаимодействия людей, относящихся к разным этническим группам.
  3. Психология общения. Изучение обмена информацией между отдельными представителями социума.
  4. Конфликтология — отрасль, которая изучает конфликтные ситуации, предлагает варианты их решения, чтобы возникало меньше негативных последствий.
  5. Психология политики — отрасль, исследующая сферы политической жизни, деятельности отдельных личностей.

Научное направление образовалась благодаря совместному воздействию, переплетению социологии и психологии. Изменения, происходящие в этих двух научных направлениях, влияют на развитие социума.

История развития в России и за рубежом

История развития социальной психологии берет свое начало со второй половины 19 века. В этот период исследователи впервые заговорили о создании отдельного направления в психологической науке, которое будет углубленно изучать общение представителей социума, обмен данных между различными социальными группами. Она образовалась в результате симбиоза социологии и психологии. Перед появлением нового направления было накоплено множество знаний о социуме, его развитии, которые в итоге стали теоретической базой для социальной психологии.

Выделение этого направления в отдельную научную отрасль было связано с несколькими факторами:

  • накоплением знаний в антропологии, этнологии, археологии;
  • развитием языкознания;
  • ростом городов, становлением различных отраслей производства.

Дата зарождения социальной психологии — 1895 год.

С этого момента начинают возникать концепции нового психологического направления, которые показали, что большинство проблем невозможно решить усилиями отдельных наук. Нужен синтез между психологией, социологией, чтобы дальнейшие исследования дали весомый результат.

Основоположники и последователи направления

Своим становлением, развитием социальная психология обязана многим исследователям:

Фото 1681

  1. М. Лацарус, Г. Штейнталь — считаются основоположниками нового научного направления. Выпустили журнал по этнической психологии и языкознанию.
  2. Г. Тард — проводил многочисленные криминологические исследования, основанные на социальных знаниях. Благодаря этому ученому, появилась теория подавления личности при взаимодействии с толпой.
  3. Г. Лебон — известный социолог, который разработал теорию социальных процессов, ввел понятие «психическое заражение».
  4. Э. Дюркгейм — основал теорию единства социума, которое зависит от общепризнанных социальных ценностей.
  5. У. Мак-Дугалл — в 1908 году издал работу «Введение в социальную психологию». В ней он попытался систематизировать скопившиеся знания по изучению социума. Именно этот год считается конечным этапом зарождения социальной психологии.
  6. В. Меде — благодаря своим трудам, стал основателем экспериментальной социальной психологии. Он изучал поведение отдельных личностей, находящихся вдали от общества.
  7. Г. Олпорт — ученый из Америки, который был последователем В. Меде, усовершенствовал его учения.
  8. К. Левин — основатель феноменологического подхода.
  9. Я. (Дж.) Морено — разработал метод социометрии.
  10. Дж. Г. Мид — основоположник интеракционизма. Это направление изучало множество проблем, к которым относятся социальные роли, коммуникативность, статус личностей в различных группах,
  11. Э. Росс — основатель социально-культурного подхода.
  12. Р. Уолтерс, А. Бандура – создали теорию социального научения.
  13. У. Макдугалл — основатель эволюционного подхода.

Из русских ученых, которые внесли большой вклад в развитие социальной психологии, можно выделить В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. Ф. Поршнева, Н. К. Михайловского.

Методы исследования

Методы получения данных делятся на 4 группы:

  • техники социально-психологических воздействий;
  • практики управленческо-воспитательного воздействия;
  • методики моделирования;
  • практики эмпирических исследований.

Эмпирические методы

Эта группа состоит из нескольких методик, цель которых — получение интересующей информации, анализ новых данных.

Наблюдение — метод получения информации, с помощью которого можно изучать поведение других людей, их привычки, взаимодействие с социумом, изменения действий зависимо от влияния окружающих факторов.

При наблюдении человеку не рассказывают о целях, задачах исследования. При этом записываются явления, происходящие в естественных условиях. Для фиксирования информации наблюдатель делает записи в записной книжке, фотографирует определенные моменты, снимает на видеокамеру поступки субъекта.

Опрос — метод получения информации, который популярен среди психологов. Исследователь заранее подготавливает ряд вопросов, которые будут задаваться при опросе. Перед проведением беседы нужно создать располагающую обстановку, задать несколько вопрос на общие темы, чтобы исследуемый перестал нервничать.

Социометрия — методика изучения личностей, которые являются членами малых групп. С помощью этого метода, исследователи получают информацию об отношениях людей внутри отдельных групп.

Тесты — кратковременные испытания, при которых человек отвечает на вопросы, выбирая ответ из готовых вариантов. С помощью тестирования, исследователи получают информацию о различиях между людьми.

Групповая оценка личности. С помощью этой методики, ученые изучают характеристики отдельных субъектов, которые состоят в отдельных группах. При проведении практики исследователи опрашивают участников отдельной группы.

Эксперимент — практическая методика получения информации. Эксперименты бывают двух типов:

  1. Проводимые в естественных условиях. Ученые наблюдают за испытуемым, не изменяя его привычной жизни. При этом на субъект могут оказывать воздействие различные раздражители.
  2. Создание определенных условий для проведения эксперимента. При этом может быть задействовано лабораторное оборудование для фиксации изменений психического состояния личности.

Главный недостаток экспериментов в том, что испытуемый может предоставлять ложные данные, что приведет к получению недостоверной информации.

Моделирование

Моделирование бывает двух типов:

Фото 1753

  1. Техническая имитация процессов. Это специальное моделирование ситуации для изучения психики.
  2. Искусственное создание определенной среды для воспроизведения любого направления человеческой деятельности с целью его дальнейшего изучения.
    С помощью методики моделирования, можно получить информацию относительно сотрудников предприятия, их взаимодействия между собой.

Управленческо-воспитательные методы

Управленческо-воспитательные методы — многочисленные практики, с помощью которых можно организовать продуктивную деятельность, достичь поставленных целей.

При применении методик на изучаемый субъект воздействуют другие люди. Для этого могут применяться приемы угроз, убеждений, наказаний, поощрений, требований. Чтобы человек смог проявить себя, создаются специальные условия, моделируются определенные ситуации.

Управленческо-воспитательное воздействие может проводиться несколькими способами:

  1. Повышение или занижение самооценки, чтобы спровоцировать человека на определенные поступки.
  2. Упражнения, с помощью которых организуется человеческая деятельность, стимулируются позитивные мотивы для выполнения определенных действий.
  3. Оказание убеждения, чтобы сформировать определенные психические явления.

Яркий пример проявления таких методов — воспитание детей родителями. Подобные методики практикуют учителя, тренеры, главнокомандующие в армии.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методики — совокупность практик, с помощью которых исследователи оказывают воздействие на интересы, желания, потребности и привычки человека.

Задействовав социально-психологические методики, ученые могут изменять желания, потребности, привычки, стремления, настроение, эмоции, поведение индивида. С помощью этих методов можно разрушить сформированные интересы, привычки, свойства личности, для того чтобы проявить интерес человека к чему-либо другому, задать направление для дальнейшего развития.

Основные направления

С развитием социальная психология приобрела много отдельных направлений:

  1. Психоаналитическое — строится на учениях Зигмунда Фрейда. Ученый утверждал, что любой человек хочет нравится окружающим, желает присоединиться к социальной группе.
  2. Необихевиористское — строится на фактах наблюдения. При этом исключаются специфические свойства, которые обуславливают поведение людей. Последователи этого направления утверждали, что поведение зависит от научения.
  3. Когнитивистское — строится на особенностях познавательных процессов. Главный тезис последователей когнитивизма — сознание определяет поведение.
  4. Интеракционистское —основано на проблемах взаимодействия отдельных людей в определенных группах.

Каждое из представленных направлений имеет своих последователей, которые внесли большой вклад в развитие психологической науки.

Взаимодействие с другими науками

Социальная психология взаимодействует со многими науками:

Фото 1667

  1. Историей — изучение поведения людей, отдельных групп в разные промежутки времени. При этом учитываются различные факторы, которые влияют на взаимодействия между отдельными субъектами.
  2. Философией — обе науки отлично дополняют друг друга учениями.
  3. Этнографией, культурологией — выявляется влияние культуры, принадлежности к разным национальностям на общение между отдельными людьми.
  4. Экономикой — изучается влияние определенных экономических процессов на отношения между общественными группами.
  5. Педагогикой — исследуются процессы воспитания, обучения людей, чтобы добиться необходимых результатов.

Проблемы взаимоотношения между отдельными людьми волновали исследователей с древности. Данные, которые исследователи получали с помощью наблюдения, опросов, тестов, других методик, накапливались. Ученые решили их систематизировать, создать отдельное направление, занимающееся изучением социума. Так появилась социальная психология, которая является актуальной научной отраслью.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об основных мотивах  повседневного поведения людей с точки зрения социальной психологии.

Социальная Психология как Наука

Социальная психология как наука изучает особенности поведения человека среди других людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Социальная психология как наука включает в себя социальную психологию личности; социальную психологию общения, познания и взаимовлияния людей; социальную психология отдельных групп.

Чтобы разобраться в специфике социальной психологии как науки, нужно рассмотреть комплекс уровней, на которых развивается социальное поведение людей в целом.

Науки рассматривают социальное поведение людей на следующих уровнях: социальном, персональном и интерперсональном. Социальный уровень подразумевает влияние отдельных социальных групп на входящего в них человека (к примеру, в процессе миграции, в обстановке безработицы и пр.) Этот уровень отношений изучает социология. Персональный уровень – это влияние индивидуальных и психологических характеристик человека на его собственное поведение. Это изучает психология личности и дифференциальная психология. Интерперсональный уровень принадлежит исследованиям и изучению социальной психологии. На каждом из уровней происходит объяснение явлений, происходящих с человеком.

Социальная психология как наука может быть определена как наука об основных закономерностях поведения людей, которое обуславливается их нахождением в обществе (социуме). Она изучает  восприятие индивидуумами действий и чувств других людей, а также влияния групп людей на сознание, а также поведение отдельных личностей.

До сих пор не прекращаются споры о том, какое место занимает социальная психология в системе других наук. Некоторые полагают, что она является полностью социальной наукой, другие считают ее полностью психологической. С другой стороны, исследователи расходятся во мнении, занимает ли социальная психология отдельную нишу в системе знаний или имеет общие пересекающиеся области с социологией и психологией. Большинство исследователей разделают общее мнении о том, что социальная психология представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки.

Социальная психология как наука использует методы эмпирического исследования (опросы, анализ документов, наблюдение), специализированные методы социально-психологический исследований ( эксперименты, тесты), моделируемые методы (лабораторного воссоздания реалий) и управленческо-воспитательные методы (тренинги).

О предмете дисциплины нет единого общепризнанного представления. Объяснить это можно сложностью социально-психологических явлений, действительных фактов и закономерностей, которые она изучает. Существует два подхода к этому вопросу. Первый под предметом понимает массовые явления психики, второй – индивидуальные. В последнее время появился и третий подход, объединивший в единый предмет массовые и личностные психические процессы. Таким образом, под предметом можно понимать факты, закономерности поведения и деятельности, а также общения людей и их механизмы, которые обусловлены включенностью индивидов в социум.

Отдельными отраслями социальной психологии являются научные области, связанные с изучением отдельных направлений деятельности человека. К примеру,  дисциплина социология и психология труда изучает социально-психологические отношения и социальные процессы в сфере труда. Она пользуется методами воздействия на психологический  и социальный климат коллектива, собирает и обрабатывает первичную информацию по социологии с целью разрешения и профилактики трудовых конфликтов в коллективе.

Дисциплина изучает, диагностирует и прогнозирует профессиональную пригодность человека, исследует роль трудовой дисциплины и ее значение, трудовое поведение, мотивацию и отношение людей к труду.

1. Социальная психология как наука.

План:

  1. Место социальной
    психологии в системе научного знания.

  2. Понятие, объект
    и предмет социальной психологии как
    науки.

  3. Структура
    современной социальной психологии

Предпосылками
зарождения социально-психологических
явлений, которые возникли уже на заре
развития человечества, стали элементарные
формы коллективной жизни. Древние люди
пытались осознать, понять эти явления
и применяли их в обыденной жизни.
Например, в различных формах древних
религий шаманами и жрецами успешно
использовалась способность людей
заражаться массовым настроением толпы,
подчиняться внушающему воздействию
вождей, подражать друг другу. Коллективная
жизнь потребовала регуляции индивидуального
поведения, которое немецкие психологи
Г. Гибш и М. Форверг (Н. Hiebsch, M.Vorwerg) назвали
«социально-психологическим мышлением»,
то есть умением человека эффективно
общаться с другими людьми, успешно
уживаться с себе подобными. Оно постепенно
оформлялось с помощью табу, традиций,
ритуалов, обрядов и запретов, которые
передавались из поколения в поколение.

В
середине XIX в. социальная философия
делится на различные дисциплины,
создаются специализированные социальные
науки. В этом общем русле развития
гуманитарных наук естественно
сформировалась социальная психология,
питательной средой для которой послужили
социальная философия, социология,
психология, этнология и антропология.

Годом
оформления социальной психологии в
самостоятельную науку по предложению
Г. Олпорта в США считают 1908 г., хотя наука
родилась значительно раньше. Но именно
в 1908 г. одновременно в трех странах мира
три автора независимо друг от друга
опубликовали учебники по социальной
психологии. У двух учебников в заглавии
фигурировало словосочетание «социальная
психология». Однако большинство
американских социальных психологов
называют 1924 г. как историческую дату,
когда социальная психология впервые
получила статус независимой области
психологии. В этом году была опубликована
программная работа ФлойдаОлпорта
(F.Allport) «Социальная психология». По
сравнению с предшествующими книгами
она более близка к современному пониманию
науки. Ф. Олпорт (1890—1978) утверждал, что
социальное поведение является результатом
многих различных факторов, включая
присутствие других людей и определенные
их действия.

Социологическая,
психологическая и антропологическая
науки повлияли на создание социальной
психологии. В начале XX в. отчетливо
оформились две основные ветви социальной
психологии – психологическая и
социологическая. Особенно рельефно это
проявилось в США. Теоретические основы
и проблематика данных двух направлений
существенно различаются. На страницах
современных американских и европейских
учебников констатируется существование
двух социальных психологии как дань
давно сложившейся традиции.

В
конце 1970-х гг. исследование
социально-психологических проблем
приобрело новую форму. Главная тенденция
современной социальной психологии –
обращение к теме многообразия культур,
что привело к созданию кросс-культурной
психологии. Изучение и учет культурного
многообразия порождает ряд важных для
социальной психологии вопросов. Таким
образом, в настоящее время сложились
три социальные психологии: социологическая,
психологическая и кросс-культурная.

Своеобразие
социальной психологии заключается в
том, что обе «родительские» дисциплины
как бы продолжают претендовать на новую
дисциплину и включают ее в себя как
составную часть, невольно размывая
предметное содержание собственно
социальной психологии.

Какая же «граница»
отделяет социальную психологию от
психологии, с одной стороны, и от
социологии – с другой?

В сфере социологии
особенно
трудны разграничения, и само понятие
«границы» весьма условно. Можно сказать,
что по предмету различий часто обнаружить
не удается, они прослеживаются лишь при
помощи выделения специфических
аспектов исследования
,
специфического угла зрения на ту же
самую проблему. Социология интересуется
такими темами как социальные классы,
социальные структуры, социальные
институты. Главное различие состоит в
том, что социология в первую очередь
фокусируется не на психологии человека,
она имеет тенденцию к более широкому
объекту изучения – обществу в целом.
Цель социальной
психологии

– определить каковы психологические
особенности которые делают каждого
человека – безотносительно от его
социального класса и культуры –
восприимчивым к социальному влиянию.
Однако надо отметить, что и социология,
и социальная психология нередко
используют сходные методы исследования.

Относительно
«границы» между общей
психологией

и социальной психологией вопрос еще
более сложен. Смысл постановки проблемы
личности, в частности в отечественной
школе психологии, в том и заключается,
что личность с самого начала рассматривается
как «заданная» обществом. Пытаясь
найти объяснение социальному поведению,
психологи, занимающиеся психологией
личности, в первую очередь фокусируют
свое внимание на индивидуальных различиях
– аспектах личностных особенностей
человека, которые делают его отличным
от других людей. Однако социальные
психологи убеждены в том, что объяснение
человеческого поведения преимущественно
в терминах личностных факторов –
поверхностно, т.к. оно ведет к серьезной
недооценке той роли, которую играет
социальное влияние. Социальная психология
изучает психологию индивида, но
фокусируется на тех общих для всех людей
психологических процессах, которые
делают их восприимчивыми к социальному
влиянию.

В дискуссии о
«границах» социальной психологии можно
выделить четыре позиции: 1) социальная
психология есть часть социологии; 2)
социальная психология есть часть
психологии; 3) социальная психология
есть наука «на стыке» психологии
и социологии, причем сам «стык»
понимается двояко: а) социальная
психология отторгает определенную
часть психологии и определенную часть
социологии; б) она захватывает «ничью
землю» – область, не принадлежащую
ни к социологии, ни к психологии.

Все указанные
позиции можно свести к двум подходам:
интрадисциплинарному и интердисциплинарному.
Иными словами, место социальной психологии
можно стремиться отыскать внутри одной
из «родительских» дисциплин или
на границах между ними.

Социология

Социальная
психология

Психология
личности

Обеспечивает
основными законами и теориями об
обществах, а не об индивидах.

Изучает
психологические процессы, которые
являются общими для всех людей и делают
их восприимчивыми к социальному
влиянию

Изучает
характеристики, которые делают людей
уникальными и отличными один от
другого.

Таким образом,
сфера собственных интересов социальной
психологии просматривается довольно
четко, что и позволяет отграничить ее
как от проблем социологии, так и от
проблем общей психологии. Понимание
предмета социальной психологии и ее
статуса в системе наук зависит от
понимания предметов как психологии,
так и социологии.

Наличие
в социальной психологии различных
направлений, разнообразие
социально-психологических исследований
в разных странах мира постепенно привели
и к существенным методологическим
различиям (методоло́гия
– учение о системе понятий и их отношений,
— система базисных принципов, методов,
методик, способов и средств их реализации
в организации и построении научно-практической
деятельности людей)
.
В истории социальной психологии
российский психолог П. Н. Шихирев выделил
три основные научные парадигмы (Парадигма
– система основных научных достижений
(теорий, методов), по образцу которых
организуется исследовательская практика
ученых в конкретной области знаний в
данный период).

Парадигма
объяснения

сложилась в начале XX в. в американской
социальной психологии. Доминирование
бихевиористского (поведенческого)
направления в американской социальной
психологии способствовало формированию
парадигмы «объяснения».

В
американской социальной психологии
преобладает принцип методологического
индивидуализма: социально-психологические
проблемы изучаются сквозь призму
психологии отдельного индивида. Главным
методом изучения является лабораторный
эксперимент. Экспериментальное
исследование составляет основание для
поиска и объяснения закономерностей
психики человека. Полученные в эксперименте
результаты подвергаются математическому
и статистическому анализу

В
целом парадигма направлена на объяснение
причин возникновения социально-психологических
явлений и практическое применение
социально-психологических знаний.

Однако
в 60-е гг. XX в. в американской социальной
психологии многие из основополагающих
представлений о человеческом поведении
были пересмотрены. Преувеличенная
значимость личностных черт и диспозиций
была подвергнута сомнению. Психологи
признали важность ситуационных факторов
и сосредоточили свое внимание на проблеме
влияния людей друг на друга.

Приведем
несколько примеров того, как современными
американскими учеными формулируется
предмет социальной психологии:

«Социальная
психология исследует, как предполагаемое,
действительное или воображаемое
присутствие других людей влияет на
мысли, поступки и чувства индивида» (Г.
Олпорт).

«Социальная
психология – это наука, изучающая, как
люди думают, чувствуют и ведут себя,
находясь под влиянием реального или
воображаемого присутствия других людей»
(Э. Аронсон).

«Социальная
психология – это наука, которая изучает
то, что люди думают друг о друге, как они
влияют друг на друга и как относятся
друг к другу» (Майерс).

«Социальная
психология – отрасль психологии, которая
сосредоточивает свое внимание на
социальном поведении: она изучает то,
как люди влияют друг на друга и что они
думают о других» (Бэрон, Бирн, Джонсон).

Таким
образом, предметом
современной американской социальной
психологии является общественное
поведение человека и то влияние, которое
он оказывает на других в процессе
взаимодействия с ними.

Парадигма
понимания

сложилась в западноевропейской социальной
психологии. Главное отличие парадигмы
«понимания» от парадигмы «объяснения»
состоит в признании специфики человека
и общества как разных, но взаимосвязанных
объектов познания. Основная модель
человека – «homosimbolikus» – человек образующий
и интерпретирующий смыслы с помощью
символов (знаков). Человек формируется
обществом через культуру и одновременно
является ее активным творцом. Культура
создается в общении. Область исследования
социальной психологии – это группы и
индивиды, которые конструируют свою
реальность, управляют друг другом.

Примеры
различных определений предмета социальной
психологии западноевропейскими учеными:

«Социальная
психология – это наука о социальных
представлениях, которые объединяют
индивидов, заряжают их энергией и придают
смысл существованию общества» (Московиси).

«Социальная
психология есть наука о поведении, если
при этом подразумевается, что она
занимается весьма специфическим типом
поведения – символическим» (Московиси).

«Социальная
психология – это наука о социальном
поведении, которое зависит от социального
контекста» (Тэджфел).

Главным
предметом
социальной психологии являются отношения
между субъектами социального процесса
и отражение этих отношений в индивидуальном
и коллективном сознании, например
коллективные представления.

Парадигма
преобразования

постепенно складывается в российской
науке.

Отечественная
социальная психология выдвигает
следующую методологическую идею: для
того, чтобы объяснить какое-либо
социально-психологическое явление, а
соответственно и понять его, надо
попытаться его изменить, преобразовать.

Изучение
психики человека проводится в процессе
его деятельности. Поэтому в как правило
исследуются реальные организации,
группы, фирмы, предприятия. Практическая
направленность исследований доминирует
над теоретической. Существует определенная
зависимость социальной психологии от
доминирующих в обществе социальных
теорий и идеологии. Для отечественной
парадигмы характерно недостаточное
использование эксперимента при проведении
социально-психологических и
этнопсихологических исследований,
ориентация на психологические тесты,
опросники, интервью.

Специфические
черты данной парадигмы выражаются в
терминах социальной психологии,
основанных на базовых категориях
философии: «деятельность», «общение»,
«общественные отношения», «общественное
сознание».

Приведем
примеры определения социальной психологии
ведущими отечественными учеными:

«Социальная
психология изучает закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные их включением в социальные
группы, а также психологические
характеристики самих этих групп»
(Андреева).

«Социальная
психология – это наука, изучающая
закономерности психической жизнедеятельности
человека в социуме, в общении и
взаимодействии его с другими людьми»
(Парыгин).

«Социальная
психология – это наука, которая изучает
закономерности познания людьми друг
друга, их взаимоотношений и взаимовлияний»
(Свенцицкий).

Из
приведенных определений видно, что в
отечественной социальной психологии
до сих пор отсутствует согласие
относительно ее предмета. Дискуссия о
предмете социальной психологии не
закончена до сих пор.

Современные
представления о предмете
социальной психологии являются
чрезвычайно дифференцированными, т. е
отличающимися друг от друга, что
характерно для большинства пограничных,
смежных отраслей науки, к которым
относится и социальная психология. Она
изучает следующие явления

1. Психологические
процессы, состояния и свойства индивида,
которые проявляются в результате его
включения в отношения с другими людьми,
в различные социальные группы (семью,
учебные и трудовые группы и т д.) и в
целом в систему социальных отношений
(экономических, политических,
управленческих, правовых и др.). Наиболее
часто изучаются такие проявления
личности в группах, как общительность,
агрессивность, совместимость с другими
людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен
взаимодействия между людьми, в частности,
феномен общения, например: супружеского,
детско-родительского, педагогического,
управленческого, психотерапевтического
и многих других его видов Взаимодействие
может быть не только межличностным, но
и между личностью и группой, а также
межгрупповым

3. Психологические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга
и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду Наибольший интерес социальных
психологов вызывают исследования
социально-психологического климата
группы и конфликтных отношении (групповых
состояний), лидерства и групповых
действий (групповых процессов),
сплоченности, сработанности и конфликтности
(групповых свойств) и др.

4. Массовые
психические явления, такие как: поведение
толпы, паника, слухи, мода, массовые
энтузиазм, ликование, апатия, страхи и
т. д.

Социальное
взаимодействие людей, как объект
социальной психологии. Объединяя
различные подходы к пониманию предмета
социальной психологии, можно дать
следующее его определение: социальная
психология изучает психологические
явления (процессы, состояния и свойства),
характеризующие индивида и группу как
субъектов социального взаимодействия.

Структура (или
строение, состав) социальной психологии

в каждый исторический период ее развития
есть результат взаимодействия двух
противоположных, но тесно связанных
процессов а) дифференциации, т е.
разделения, дробления социальной
психологии на составные ее части,
разделы; б) интеграции ее с другими и не
только психологическими отраслями
науки, причем интеграции социальной
психологии как в целом, так и отдельными
составляющими ее частями.

Процессы разделения
(дифференциации) социальной психологии
происходят по многим основаниям, однако
уже оформилось несколько главных
направлений.

1. Ведущая ориентация
на различные (теоретический, эмпирический,
в частности, экспериментальный и
практический) методы анализа
социально-психологических явлений
порождает, соответственно, теоретическую,
эмпирическую (включая экспериментальную)
и практическую социальную психологию.
Эти взаимосвязанные части по-разному
реализуют основные функции социальной
психологии как науки описательную,
объяснительную, прогностическую и
функцию воздействия.

2. В результате
изучения различных видов жизнедеятельности
человека и его общностей сложились
соответствующие им отрасли социальной
психологии: психология труда, общения,
социального познания и творчества,
игры. В свою очередь, в социальной
психологии труда сформировались отрасли,
изучающие отдельные виды трудовой
деятельности: управление, руководство,
предпринимательство, инженерный труд
и т д

3. В соответствии
с приложением социально-психологических
знаний в различных сферах общественной
жизни социальная психология традиционно
дифференцируется на следующие ее
практические отрасли: промышленная,
сельского хозяйства, торговли, образования,
науки, политики, массовых коммуникаций,
спорта, искусства В настоящее время
интенсивно формируются социальная
психология экономики, рекламы, культуры,
досуга и др

4. В соответствии
с основными объектами исследования
современная социальная психология
дифференцировалась на такие разделы,
как

  • социальная
    психология личности,

  • психология
    межличностного взаимодействия (общения
    и отношений),

  • психология малых
    групп,

  • психология
    межгруппового взаимодействия,

  • психология больших
    социальных групп и массовых явлений

В социальной
психологии чрезвычайно медленно
формируется такой раздел, который можно
было бы назвать «психологией общества»,
еще одного качественно специфического
объекта изучения. В настоящее время в
исследовании общества социальная
психология по сравнению с социологией
не имеет специфики в методах его изучения
— это главное обстоятельство, затрудняющее
формирование такого раздела в социальной
психологии

Структуру современной
социальной психологии невозможно
понять, не рассмотрев процессы ее
интеграции в системе других наук. Как
минимум, выделяются два основных контура
интеграции: внешний и внутренний.

Внешний
психологический контур интеграции
относится
к ее объединению с многочисленными
психологическими отраслями, на стыке
с которыми возникли относительно
самостоятельные подотрасли — части
социальной психологии. Например,
социальная психология личности
сформировалась как результат интеграции
социальной психологии с психологией
личности, а социальная психология труда
— социальной психологии с психологией
труда и т д. Можно констатировать, что
в итоге такой интеграции к концу 90-х
годов XX
века уже оформилось порядка 10 подотраслей
социальной психологии. Процесс интеграции
социальной психологии с другими
психологическими отраслями интенсивно
продолжается: в настоящее время
формируется социально-экономическая,
социально-экологическая, социально-историческая
и другие подотрасли социальной психологии.

Внутренний
социально-психологический контур
интеграции
относится
к развитию самой социальной психологии
и проявляется в процессах объединения
разделяющихся составных частей социальной
психологии.

Во-первых, внутренняя
интеграция касается одновременного
применения теоретического, эмпирического
и практического методов анализа
социально-психологических явлений, что
неизбежно порождает комплексные типы
исследований в социальной психологии,
например теоретико-экспериментальные,
экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко
проявляется в одновременном изучении
различных взаимосвязанных объектов
социальной психологии, например: личности
и малых трудовых групп (бригад)
в организации, малых групп в больших
социальных группах, личности (например,
лидера) в большой социальной группе
(например, партии или общественном
движении) и т. д.

В-третьих, наиболее
очевидным направлением внутренней
интеграции является объединение тех
частей социальной психологии, которые
дифференцировались по видам
жизнедеятельности людей и сферам
общественной жизни. В результате возникло
множество интересных, а главное, полезных
научно-практических направлений, таких
как психология руководства педагогическим
коллективом (на стыке социальной
психологии управления и образования
ведутся исследования под руководством
Р. X
Шакурова), социальная психология
творчества инженеров (Э С Чугунова и
др.), психология руководства научным
коллективом (А. Г. Аллахвердян и лр.),
психология социального познания в
процессах труда и общения (О. Г. Кукосян
и др.) и т. д.

В настоящее время
процесс структурирования социальной
психологии явно не завершен, и мы
регулярно становимся свидетелями
закономерного рождения новых составных
ее частей

1. Социальная психология как наука

1.1. Основные понятия социальной психологии

Социальная
психология

– наука, изучающая закономерности
возникновения и функционирования
психологических явлений, существование
которых обусловлено взаимодействием
людей в обществе и их включенностью в
различные социальные группы, а также
психологические характеристики самих
этих групп [3].

Структура социальной
психологии, то есть система ее категорий,
окончательно еще не установлена. Однако
анализ литературы позволяет выделить
следующие совокупности социально-психологических
понятий [25]:

1. предмет и методы
социальной психологии;

2. личность и
общество, социализация личности;

3. общее понятие
социальных общностей и социальных
групп, классификация социальных групп;

4. структура и
социально-психологическая организация
социальной группы;

5. общение и
межличностные отношения в социальной
группе (социальная связь), психология
коллектива как высшей формы социальной
общности;

6. психология
больших социальных групп; массовидные
социальные явления – общественные и
групповые потребности, чувства, воля,
общественное и групповое сознание;

7. психология
коммуникации и массовых средств
коммуникации;

8. управление
социально-психологическими процессами.

Современные
представления о предмете социальной
психологии являются чрезвычайно
дифференцированными, то есть отличающимися
друг от друга, что характерно для
большинства пограничных, смежных
отраслей науки, к которым относится и
социальная психология. Существует
четыре точки зрения, лежащие в основе
рассмотрения предмета социальной
психологии различными авторами [3,8]:

1. Психологические
процессы, состояния и свойства индивида,
которые проявляются в результате его
включения в отношения с другими людьми,
в различные социальные группы (семью,
различные коллективы и т. д.) и в целом
в систему социальных отношений
(экономических, политических,
управленческих, и др.).

2. Феномен
взаимодействия между людьми, которое
может быть не только межличностным, но
и между личностью и группой, а также
межгрупповым.

3. Психические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга,
и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду.

4. Массовые
психические явления, такие как: поведение
толпы, паника, слухи, мода, массовые
энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом,
объединяя различные подходы к пониманию
предмета социальной психологии можно
дать следующее его определение: предметом
социальной психологии являются факты,
закономерности и механизмы поведения,
общения и деятельности личностей и
групп, связанные с их включенностью в
социальные общности [24].

Объектом
социальной психологии являются конкретные
социальные общности (группы людей) или
отдельные их представители (личности).
В зависимости от того или иного понимания
предмета социальной психологии выделяются
основные объекты ее изучения, то есть
носители социально-психологических
явлений. К ним относятся: личность в
группе (система отношений), взаимодействие
в системе «личность-личность»
(родитель-ребенок, руководитель-исполнитель,
психолог-клиент и т. д.), малая группа
(семья, школьный класс, трудовая бригада,
группа друзей и т. п.), взаимодействие в
системе «личность-группа» (лидер-ведомые,
руководитель-трудовой коллектив,
командир-взвод и т.п.), взаимодействие
в системе «группа-группа» (соревнование
команд, групповые переговоры, межгрупповые
конфликты и т. д.), большая социальная
группа (этнос, партия, социальный слой,
территориальная группа и т. п.) [24].

Наиболее полно
объекты социальной психологии, включая
и те, которые еще недостаточно изучены,
можно представить в виде следующей
схемы (рис. 1)

Взаимодействие

Социальная психология — Вики

Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы[3]:12.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт[3]:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Психология — это наука | SNHU

Хотя многие люди, изучавшие психологию, могут работать на должностях, которые, возможно, на первый взгляд не кажутся «научными», практика и образование в области психологии основываются на результатах исследований, прочно основанных на научном методе. В психологии есть некоторые дисциплины, которые еще больше связаны с естественными науками, например нейропсихология, изучающая влияние мозга на поведение. Психология широко признана как социальная наука и включена в список признанных дисциплин STEM Национального научного фонда.

Научное мышление

Многие программы бакалавриата по психологии сформированы в соответствии с целями, изложенными в «Руководящих принципах для бакалавриата по психологии» Американской психологической ассоциации, — сказала доктор Мишель Хилл, старший заместитель декана психологических программ Университета Южного Нью-Гэмпшира. Целью 2 руководящих принципов Американской психологической ассоциации версии 2.0 является «Научное исследование и критическое мышление», которое включает следующие подцели: использовать научные рассуждения для интерпретации психологических явлений, продемонстрировать психологическую информационную грамотность, а также интерпретировать, разрабатывать и проводить базовые психологические исследования.

По словам Хилла, более широкое признание психологии как науки является одним из основных моментов в рекомендациях APA.

Научная дисциплина

«Специалисты в области психологии (например, исследования, преподавание, психотерапия) понимают, что психология — это научная дисциплина», — сказал Николас Х. Доминелло, доктор философии. , ведущий факультет программы бакалавриата по психологии SNHU.

Статус психологии как науки основан на использовании научного метода, сказал Доминелло.Психологи основывают свою профессиональную практику на знаниях, полученных с помощью поддающихся проверке данных о человеческом поведении и психических процессах. Психологические исследования очень похожи на исследования в других областях науки. Именно благодаря этим исследованиям психологи вносят свой вклад в исследования в своей области.

Обучение разработке этих исследований и интерпретации результатов является важной частью психологического образования. По словам Доминелло, студенты бакалавриата учатся составлять исследовательский вопрос и выбирать метод сбора данных, а также имеют возможность разработать и усовершенствовать гипотетическое исследование.

Психология постоянно развивается и опирается на себя, — сказал он. «Тема психологической науки, поведения и психических процессов, обширна и сложна, — сказал Доминелло. «Таким образом, получение убедительных доказательств является сложной задачей. Психологические исследования носят цикличный характер, а опубликованные результаты исследований часто вызывают дополнительные вопросы. Каждый« кирпичик »знаний вносит свой вклад в общую структуру знаний о конкретном явлении».

Итак, если психологи согласны с тем, что психология — это наука, откуда взялась путаница? Что заставляет некоторых думать о психологии как о мягкой науке?

«Я считаю, что отчасти это искажение психологии происходит из-за разнообразия в этой области (т.е. различные подполи) и тот факт, что открытия психологической науки часто приводят к большему количеству вопросов и направлений будущих исследований. Это контрастирует с некоторыми из более традиционных наук, которые ищут только конкретные, окончательные ответы «, — сказал Доминелло.

Методы исследования

Психология также использует более широкий набор качественных методов, чем некоторые традиционные науки.

«Хотя качественное исследование обеспечивает иной путь к пониманию, чем традиционные количественные методы, я считаю, что это тоже« научный »подход, основанный только на различных философских основах», — сказал Доминелло.

Методы исследования можно разделить на количественные и качественные. Результатом количественного исследования являются числовые данные, которые можно анализировать. Для качественного исследования используются такие методы, как анкетирование, интервью и наблюдения. Качественные исследования можно проанализировать, сгруппировав ответы по широким темам. Такое сочетание количественных и качественных методов необходимо для понимания человеческого фактора, присущего психологии.

«Психология как наука охватывает эту более широкую исследовательскую перспективу, чтобы лучше понять человеческие явления.»При объединении качественные данные могут вдохнуть жизнь в количественные», — сказал Доминелло.

«Психология уникальна тем, что она добавляет широту и глубину знаний в сочетании со многими другими дисциплинами, потому что всем нам интересно в какой-то мере понять человеческое поведение, будь то собственное поведение или поведение других», — сказал Хилл.

Это богатое сочетание качественных и количественных навыков делает психологию хорошей степенью бакалавра, которая может подготовить студентов к широкому спектру карьеры.По словам Доминелло, люди со степенью бакалавра психологии могут продолжить карьеру в сфере социальных услуг, образования, кадровых ресурсов и медицины, используя свое образование и навыки в качестве основы для понимания и работы с другими.

Где можно применить психологию

Хилл сказал, что программа бакалавриата по психологии, ориентированная на эффективное общение, информационную грамотность и понимание человеческого поведения, может использоваться во многих областях, помимо психологии, включая продажи, маркетинг и многие другие.

Те, кто желает работать психологом или работать в академических исследованиях, должны получить дополнительное образование помимо степени бакалавра, часто доктора философии. По словам Доминелло, такое углубленное психологическое образование часто включает в себя усиление исследовательских навыков и повышенное внимание к научным методам и планированию исследований.

Психология — это наука? Короткий ответ — да, но длинный ответ гораздо более обширный и гибкий. Психология начинается с научного метода, и исследователи используют многие из тех же методов, что и их коллеги в естественных и физических науках, но психология также требует глубокого понимания человеческого поведения, выходящего за рамки одной только науки.

Пит Дэвис — директор по маркетингу и коммуникациям высшего образования. Следуйте за ним в Twitter @daviespete или подключитесь к LinkedIn.

.

Сколько исследований по психологии ошибочны?

После нескольких скандалов в области психологических исследований ученые задаются вопросом, насколько достоверны их исследования.

За последние 10 лет десятки исследований в области психологии были отозваны, а несколько громких исследований не выдержали критики, когда сторонние исследователи попытались воспроизвести результаты исследования.

Путем выборочного исключения субъектов исследования или изменения экспериментальной процедуры после разработки исследования, исследователи в данной области могут слегка смещать исследования, чтобы получить более положительные результаты.И как только результаты исследований опубликованы, журналы не имеют большого стимула публиковать исследования репликации, которые пытаются проверить результаты.

Это означает, что литература по психологии может быть переполнена эффектами или выводами, которые не соответствуют действительности. [Ой! 5 Retraved Science Studies]

Проблема не только в психологии, но в данной области сейчас проходит некоторый самоанализ. Исследователи создают новые инициативы для поощрения исследований репликации, улучшения исследовательских протоколов и повышения прозрачности данных.

«Люди начали проводить исследования репликации, чтобы понять:« Хорошо, насколько прочен, на самом деле, фундамент здания, которое мы строим? », — сказал Рольф Цваан, когнитивный психолог из Университета Эразма в Нидерландах. «Насколько надежны исследования, на которых мы строим наши исследования?»

Бушует буря

В исследовании 2010 года, опубликованном в Journal of Social and Personal Psychology, исследователи детализировали эксперименты, которые, по их словам, показали, что люди могут предсказывать будущее.

Другие ученые задались вопросом, как было опубликовано исследование, в котором использовалась сомнительная методология, такая как изменение процедуры в ходе эксперимента; редакторы журналов скептически отнеслись к такому эффекту, но заявили, что исследование проводилось в соответствии с установленными правилами для проведения качественных исследований.

Это заставило людей задуматься: «Может, что-то не так с правилами», — сказал профессор психологии Университета Вирджинии Брайан Носек.

Но назревал еще больший скандал.В конце 2011 года Дидерик Стапель, психолог из Нидерландов, был уволен из Тилбургского университета за фальсификацию или фабрикацию данных в десятках исследований, некоторые из которых были опубликованы в престижных журналах.

И в 2012 году исследование PLOS ONE не смогло воспроизвести знаковое психологическое исследование 1996 года, в котором предлагалось заставить людей думать о словах, связанных с пожилыми людьми, такими как Флорида, серый или пенсионный возраст, заставляло их ходить медленнее.

Мотивированные рассуждения

Громкие дела побуждают психологов задуматься о структуре стимулов в своей области.

Стремление к публикации может привести к нескольким сомнительным действиям.

Прямое мошенничество, вероятно, встречается редко. Но «авантюрные исследовательские стратегии», вероятно, распространены, — сказал Носек LiveScience. [10 самых деструктивных форм поведения человека]

Поскольку психологи настолько заинтересованы в публикации ярких результатов, они могут использовать рассуждения, которые могут показаться им совершенно логичными, и, скажем, отбрасывать объекты исследования, которые не соответствуют их результатам. Но этот тонкий самообман может привести к тому, что ученые увидят эффект там, где его нет, сказал Цваан LiveScience.

Другой способ исказить результаты — изменить экспериментальную процедуру или вопрос исследования после того, как исследование уже началось. Эти изменения могут показаться исследователям безобидными, но со статистической точки зрения они повышают вероятность того, что психологи увидят скрытый эффект там, где его нет, сказал Цваан.

Например, если ученые поставят эксперимент, чтобы выяснить, связан ли стресс с риском рака, и во время исследования они заметят, что люди, находящиеся в стрессовом состоянии, по-видимому, меньше спят, они могут переключить свой вопрос на изучение сна.Проблема в том, что эксперимент не был настроен, чтобы учесть мешающие факторы, связанные, среди прочего, со сном.

Тушите пожар с помощью психологии

В ответ психологи пытаются изменить стимулы, используя свои знания о прозрачности, подотчетности и личной выгоде.

Например, прямо сейчас у исследователей нет стимула делиться своими данными, и исследование 2006 года показало, что из 141 исследователя, который ранее согласился поделиться своими данными, только 38 сделали это, когда их спросили.

Но Носек и его коллеги надеются поощрить такой обмен, сделав его стандартной практикой. Они разрабатывают проект под названием Open Science Framework, и одна из целей состоит в том, чтобы побудить исследователей публиковать свои данные публично и чтобы журналы требовали такой прозрачности в своих опубликованных исследованиях. Это должно снизить вероятность того, что исследователи будут изменять свои данные.

«Мы знаем, что поведение меняется в зависимости от ответственности, и лучший способ повысить ответственность — это создать прозрачность», — сказал Носек.

Один журнал, «Социальная психология», тянет за собой соблазн гарантированной публикации, чтобы стимулировать исследования по тиражированию. Исследователи отправляют в журнал предложения по тиражным исследованиям, и в случае их одобрения авторам заранее гарантируется публикация. Это побудило бы меньше возиться с протоколом постфактум.

И Фонд Лауры и Джона Арнольдов теперь предлагает гранты специально для исследований репликации, сказал Носек.

Следите за LiveScience в Twitter @livescience .Мы также находимся в Facebook и Google+ .

.

BA (с отличием) Социальные науки (психология)

Описание курса

Эта степень состоит из трех этапов, каждый из которых состоит из 120 кредитов.

  • Вы начнете Этап 1 с вводного модуля социальных наук, который также познакомит вас с некоторыми ключевыми вопросами психологии. Затем вы перейдете к вводному модулю психологии, где исследуете некоторые важные теории и методы, которые помогают психологам понять, как взаимодействуют люди и общество.
  • Далее, на Этап 2 и 3 половина ваших занятий будет посвящена социологии. Для другой половины вы исследуете увлекательные и актуальные вопросы, связанные с человеческим поведением и работой разума.

Дополнительный модуль доступа — посетите раздел «Требования к поступающим», чтобы узнать о том, как начать этот курс с подготовительного модуля доступа.


Этап 1

(120 кредитов)

На этапе 1 вы начнете с широкого вводного модуля, охватывающего ключевые концепции и теории в социальных науках и затрагивающего темы криминологии, экономики, географии, политики и международных исследований, психологии и социологии.

Второй модуль познакомит вас с ключевыми вопросами психологии, а также с важными теориями и методами, которые помогают психологам понять, как взаимодействуют люди и общество.


2 этап

(120 кредитов)

На этапе 2 вы начнете с того, что увидите, как социология и социальные науки справляются с социальными проблемами.Вы также рассмотрите ряд психологических теорий и исследований, касающихся реальных проблем, включая сексуальность, искусственный интеллект, суеверия, психические феномены, теории заговора и психопатию, а также расширите основные области психологии, представленные на этапе 1.


3 этап

(120 кредитов)

На этапе 3 вы можете либо опираться на теоретические дискуссии и исследования, чтобы критически изучить взаимосвязь между консультированием и судебной психологией, либо получить новое представление о современной жизни в меняющемся мире посредством исследования различных социально-психологических подходов.

Вы получите степень, изучая, как материальный мир формирует социальный опыт и делает его значимым благодаря материальной культуре.


Мы регулярно пересматриваем нашу учебную программу; поэтому квалификация, описанная на этой странице, включая ее доступность, ее структуру и доступные модули, может со временем измениться. Если мы внесем изменения в эту квалификацию, мы обновим эту страницу как можно скорее.После того, как вы зарегистрируетесь или изучаете эту квалификацию, где это возможно, мы заблаговременно проинформируем вас о любых предстоящих изменениях. Если вы хотите узнать больше об обстоятельствах, при которых Университет может вносить изменения в учебную программу, ознакомьтесь с нашим Академическим регламентом или свяжитесь с нами. Это описание последний раз обновлялось 27 апреля 2020 г.


Доступность

Мы делаем все наши квалификации максимально доступными и предлагаем широкий спектр услуг для поддержки всех наших студентов.Бакалавриат (с отличием) по общественным наукам использует различные учебные материалы и включает следующие элементы:

  • изучение как печатных, так и онлайн-материалов — ресурсы онлайн-обучения могут включать веб-сайты, аудио / видео клипы и интерактивные занятия, такие как онлайн-викторины
  • поиск внешних / сторонних материалов в Интернете.

Для получения более подробной информации см. Заявления о доступности для описания отдельных модулей. Если вы чувствуете, что вам может потребоваться дополнительная поддержка, посетите страницу поддержки инвалидов, чтобы узнать больше о том, что мы предлагаем.


Результаты обучения, обучение и оценка

Эта квалификация развивает ваше обучение по четырем основным направлениям:

  • Знания и понимание
  • Когнитивные навыки
  • Практические и профессиональные навыки
  • Ключевые навыки

Уровень и глубина вашего обучения постепенно повышаются по мере прохождения вами квалификации. На всем протяжении вас будет поддерживать уникальный стиль преподавания и оценивания, который предлагает OU, включая личного наставника, который будет направлять и комментировать вашу работу; тексты курсов высочайшего качества; ресурсы электронного обучения, такие как подкасты, интерактивные СМИ и онлайн-материалы; обучающие группы и форумы сообщества.

Прочтите подробные результаты обучения здесь


Кредитный перевод

Если вы уже закончили какое-то обучение в другом университете, возможно, вы сможете засчитать его при учете своей квалификации в Открытом университете — уменьшив количество модулей, которые вам нужно изучать.

Вы должны подать заявку на перевод кредита до регистрации, по крайней мере, за 4 недели до даты закрытия регистрации. Просто сообщите нам, что вы изучали, где и когда, и мы сравним это с результатами обучения по выбранному вами курсу.

Для получения более подробной информации и формы заявки посетите наш веб-сайт кредитного перевода.


Классификация вашей степени

После успешного завершения этого курса бакалавриата вы получите степень бакалавра социальных наук (с отличием). Если вы выбрали специализированный маршрут, ваша степень будет отражать это следующим образом:

  • Бакалавр социальных наук (криминология)
  • Бакалавр (с отличием) Социальные науки (экономика)
  • Бакалавр социальных наук (география)
  • Бакалавр (с отличием) Общественные науки (политика)
  • Бакалавр (с отличием) Социальные науки (психология)
  • Бакалавр (с отличием) Социальные науки (религиоведение)
  • Бакалавр социальных наук (социология).

Класс степени (первый, второй, второй или третий с отличием) зависит от ваших оценок на ступенях 2 и 3.

У вас будет возможность посетить церемонию вручения дипломов.

Признание в вашей стране

Если вы намереваетесь использовать свою квалификацию Открытого университета для поиска работы или дальнейшего обучения за пределами Великобритании, мы рекомендуем проверить, соответствует ли ваша предполагаемая квалификация местным требованиям для выбранной вами карьеры.Прочитал признание в моей стране.

Правила

Как студент Открытого университета, вы должны быть осведомлены о содержании положений, касающихся конкретных квалификаций, приведенных ниже, а также академических положений, которые доступны на нашем веб-сайте Политики и положения для студентов.

Требования к поступающим

Формальных требований для поступления на эту квалификацию нет.

В Открытом университете мы считаем, что образование должно быть открытым для всех , поэтому мы предоставляем высококачественное университетское образование всем, кто хочет реализовать свои амбиции и реализовать свой потенциал.

Сколько времени мне нужно?

  • Большинство наших студентов учатся неполный рабочий день, выполнив 60 кредитов в год .
  • Обычно это означает обучение 16–18 часов в неделю .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.