Социальная роль человека: что входит в понятие, в чем проявляется

Содержание

Социальная роль личности — значение социальной роли в жизни человека. Что такое социальная роль и ее значение для человека

Введение

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

1.
Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в

Что такое социальная роль и ее значение для человека. Социальная роль личности

Виды
социальных ролей определяются
разнообразием социальных групп, видов
деятельности и отношений, в которые
включена личность. В зависимости от
общественных отношений выделяют
социальные и межличностные социальные
роли.

Социальные
роли связаны с социальным статусом,
профессией или видом деятельности
(учитель, ученик, студент, продавец). Это
стандартизированные безличные роли,
строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические
роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина
и женщина — это тоже социальные роли,
биологически предопределенные и
предполагающие специфические способы
поведения, закрепленные общественными
нормами, обычаями.

Межличностные
роли связаны с межличностными отношениями,
которые регулируются на эмоциональном
уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый,
кумир семьи, любимый и т. д.).

В
жизни, в межличностных отношениях,
каждый человек выступает в какой-то
доминирующей социальной роли, своеобразном
социальном амплуа как наиболее типичном
индивидуальном образе, привычном для
окружающих. Изменить привычный образ
крайне трудно как для самого человека,
так и для восприятия окружающих его
людей. Чем более длительный период
времени существует группа, тем привычнее
становятся для окружающих доминирующие
социальные роли каждого участника
группы и тем сложнее изменить привычный
для окружающих стереотип поведения.

Попытка
систематизации социальных ролей была
сделана Талкоттом Парсонсом и его
коллегами (1951). 3 Они
считали, что любая роль может быть
описана с помощью пяти основных
характеристик:

1.
Эмоциональность.

2.
Способ получения.

3.
Масштаб.

4.
Формализация.

5.
Мотивация

1.
Эмоциональность. Некоторые роли
(например, медицинской сестры, врача
или владельца похоронного бюро) требуют
эмоциональной сдержанности в ситуациях,
обычно сопровождающихся бурным
проявлением чувств (речь идет о болезни,
страдании, смерти). От членов семьи и
друзей ожидается менее сдержанное
выражение чувств.

2.
Способ получения. Некоторые роли
обусловлены предписанными статусами
— например, ребенка, юноши или взрослого
гражданина; они определяются возрастом
человека, исполняющего роль. Другие
роли завоевываются; когда мы говорим о
докторе медицины, мы имеем в виду такую
роль, которая достигается не автоматически,
а в результате усилий личности.

3.
Масштаб. Некоторые роли ограничены
строго определенными аспектами
взаимодействия людей. Например, роли
врача и пациента ограничены вопросами,
которые непосредственно относятся к
здоровью пациента. Между маленьким
ребенком и его матерью или отцом
устанавливаются отношения более широкого
плана; каждого из родителей волнуют
многие стороны жизни малыша.

4.
Формализация. Некоторые роли предусматривают
взаимодействие с людьми в соответствии
с установленными правилами. Например,
библиотекарь обязан выдать книги на
определенный срок и потребовать штраф
за каждый просроченный день, с тех, кто
задерживает книги. При исполнении других
ролей допускается особое обращение г
теми, с кем у вас сложились личные
отношения. Например, мы не ожидаем, что
брат или сестра заплатят нам за оказанную
им услугу, хотя мы могли бы взять плату
у незнакомого человека.

5.
Мотивация. Разные роли обусловлены
различными мотивами. Ожидается, скажем,
что предприимчивый человек поглощен
собственными интересами — его поступки
определяются стремлением получить
максимальную прибыль. Но предполагается,
что работник социальной сферы вроде
Бюро пособий по безработице трудится
главным образом ради общественного
блага, а не личной выгоды.

Как
считает Парсонс, любая роль включает
какое-нибудь сочетание этих характеристик.
Например, роль проститутки. Обычно эти
дамы не проявляют никаких чувств к своим
клиентам. Данная роль скорее достигнутая,
а не предписанная, так как она усваивается
на основе определенной деятельности.
Она строго ограничена рамками секса,
предлагаемого за деньги. Обычно
проститутки обслуживают своих клиентов
в соответствии с принятыми правилами
— за определенный вид услуг установленная
плата. Проститутки работают для
собственной выгоды — сексуальные услуги
ради личного обогащения.

Выполняя
роли, человек, как правило, испытывает
эмоциональные и нравственные переживания,
может войти в конфликт с другими людьми,
испытывать моральный кризис, раздвоенность.
Это порождает дискомфорт, неуверенность,
психологическое расстройство, являющееся
признаками ролевого напряжения.

Основными
причинами ролевых напряжений являются
прежде всего ролевые конфликты.

Как
многообразны формы, причины, ситуации,
порождающие ролевые напряжения, так и
многообразны пути их преодоления. Мы
не ведем речь о преодолении первооснов,
первопричин психологического напряжения
в ходе ролевого поведения — речь идет
лишь о путях преодоления напряжений,
возможной депрессии.

Одним
из таких путей является метод рационализации
ролевых ожиданий, создающий иллюзорные,
но кажущиеся рациональными оправдания
неудач.

Рационализация
ролевых ожиданий может снижать притязания,
переносить притязания с одного престижного
статуса на другой, но в другой области,
сфере (к примеру, с производства на
семью, и наоборот).

Суть
принципа разделения ролей, как пути
преодоления ролевых напряжений, —
осознанная дифференциация правил,
приемов, норм, присущих выполнению одной
роли, от норм, образцов поведения,
присущих другой роли.

Принцип
иерархизации ролей также может сыграть
огромную роль в преодолении серье

Социальная роль — Википедия

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальные роли» оказываются плохо совместимыми.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребёнка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. ↑ Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.

Ссылки

Влияние социальных ролей на развитие личности

Влияние социальных ролей на развитие личности

В продолжение одной из наших статей на тему социальных ролей, в которой мы рассматривали основные их виды и характеристики, сегодня мы хотим более предметно поговорить о том, какое влияние на личность человека оказывают социальные роли. Учитывая то, что материал по этой теме достаточно велик, без лишних вступлений, приступим сразу к делу.

Вместо введения

Для начала, скажем о том, что любую социальную роль следует понимать, как социальную функцию, стереотип, представление, поведение или вид деятельности. Такое количество представлений о социальных ролях является показателем того, что само это понятие можно с успехом применять с целью описания поведения человека, выполняющего различные социальные функции.

Многие специалисты склоняются к тому, что в социальных ролях заключена функция закрепления наиболее оптимальных способов поведения человека в конкретных обстоятельствах, которые выработаны человечеством на протяжении столетий.

Системность каждодневной жизни человека обусловлена тем, что он последовательно выполняет какие-либо социальные роли, связанные с его обязанностями и правами. Обязанностью же является необходимость для человека выполнять что-либо, исходя из социальной роли, независимо от того, как он к этому относится. В процессе выполнения своих обязанностей, обусловленных социальной ролью, у любого человека есть право предъявлять к окружающим и свои собственные требования.

Важно заметить, что обязанности абсолютно всегда будут сопровождаться правами. А баланс обязанностей и прав всегда будет предполагать оптимальное следование социальной роли в поведении. Если же имеет место дисбаланс, это свидетельствует о том, что социальная роль не усвоена должным образом.

Влияние социальных ролей на развитие личности

Социальная роль оказывает на личность человека огромнейшее влияние. То, как развивается личность, зависит от её взаимодействия с людьми, которые тоже играют определённые социальные роли, а также от того, какое участие она принимает во всём ролевом репертуаре вообще. Если человек способен воспроизводить большое количество социальных ролей, значит, он очень хорошо приспособлен к жизни.

Процесс личностного развития довольно часто выступает в качестве динамики освоения социальных ролей. И освоение какой-либо одной новой роли может повлиять на индивида кардинальным образом. Например, в психотерапевтической науке есть особый метод коррекции поведения, который называется имиджетерапией. В процессе такой терапии человеку предлагается войти в необычный для себя образ, таким образом начав играть новую роль. В результате человек, подвергшийся имиджетерапии, может стать совершенно иным, чем был прежде.

Освоение человеком какой-либо роли представляет собой процесс противоречивый и сложный. Так, выдающимся российским психологом Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым были выделены два аспекта освоения человеком социальной роли:

  • Технический аспект – связан с восприятием сути роли человеком и освоением содержательной части этой роли
  • Смысловой аспект – связан с отношением человека к конкретной социальной роли

В первую очередь, человеку необходимо освоить роль на техническом уровне, т.е. научиться исполнять её. В большинстве случаев, это освоение осуществляется посредством подражания. Множество социальных ролей можно усвоить довольно легко, но есть такие, которые требуют от человека специфических способностей и усилий. Смысловая же часть социальной роли сводится к тому, что человек должен принять для себя эту роль.

В некоторых случаях бывает так, что человек усваивает социальную роль вполне приемлемо, но для полного её принятия у него есть какие-то препятствия. Например, он может стараться доказать и окружающим и себе самому, что он представляет собой нечто большее, нежели его роль. Но с другой стороны социальная роль может так увлечь человека, что он становится её рабом.

При восприятии роли человек может столкнуться с тремя основными проблемами:

  • Трудность усвоения социальной роли
  • Неприятие социальной роли
  • Нарушения меры в усвоении социальной роли

На протяжении всей своей жизни человек постоянно осваивает новые социальные роли, т.к. он становится старше, изменяется его положение в семье и на работе, происходят перемены в межличностных отношениях и т.п.

Осваиваться социальная роль может как легко и просто, так и проблематично, сопровождаясь всевозможными осложнениями. Точно так же и степень принятия человеком роли может быть разной.

Использоваться социальная роль может с целью достижения какой-либо цели, а может и сама приобрести статус цели или конечного результата, к которому стремится человек на протяжении продолжительного периода времени. В этой ситуации роль может затмить личность человека, и его индивидуальность будет потеряна. А самым оптимальным для человека является овладение как можно большим количеством социальных ролей, т.к. это ведёт к развитию его личности.

Бывает также и так, что человек встречается с ролевым конфликтом, во время которого личность, обладающая определённым статусом, сталкивается с несовместимыми с этим статусом ожиданиями. Вызвана такая ситуация может быть тем, что человек просто-напросто оказывается неспособным выполнять требования, которые предъявляет ему социальная роль.

Так в ролевых теориях выделяются, как правило, два типа конфликтов: межролевые и внутриролевые.

Межролевые конфликты вызываются тем, что человек в одно и то же время должен исполнять большое количество ролей, вследствие чего оказывается неспособным соответствовать всем их требованиям. Также они могут стать следствием того, что у человека либо не хватает временных или физических ресурсов, либо социальные роли предъявляют взаимоисключающие требования.

Для преодоления межролевого конфликта психологи рекомендуют освобождаться от нескольких ролей, а время и силы, рассчитанные на выполнение оставшихся, разделять, в зависимости от того, насколько роли являются значимыми для человека. Также следует учитывать положительные и отрицательные санкции, которые могут стать следствием невыполнения конкретных ролей, и реакции других людей на тот факт, что человек отказался от какой-либо роли.

Если же говорить о внутриролевом конфликте, тот здесь имеют место противоречивые требования, которые предъявляются разными социальными группами к одной и той же роли. Данная разновидность ролевых конфликтов является частным явлением, что объясняется особенностями социальных отношений, разделением общественного труда и рядом других параметров.

Согласно мнению исследователей, ролевые конфликты оказывают отрицательное воздействие на реализацию межличностного взаимодействия, по причине чего многие психологи предпринимают попытки найти какие-либо общие концепции, которые позволят эти конфликты устранить.

Но если отстраниться от темы ролевых конфликтов, то можно сказать, что успешность жизни человека вообще зависит от того, какое количество социальных ролей ему удалось усвоить. Чем больше ролей в его ролевом репертуаре и чем лучше ему удаётся соответствовать этим ролям, тем эффективнее он будет функционировать в любой отдельно взятой ситуации, и тем более гармоничным и благоприятным для окружающих и для него самого будет его взаимодействие с другими людьми.

Вместо заключения

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что тема влияния социальных ролей на развитие личности и её становление, по сути, неисчерпаема, по причине чего сегодня можно найти огромное количество научной и научно-популярной литературы на эту тему. Однако сделать вывод всё-таки можно: социальные роли позволяют людям адаптироваться к жизни, а потому каждый человек должен не просто овладевать всё новыми социальными ролями, но и подходить к этому вопросу с умом, ведь только осознанный выбор социальной роли может сделать его жизни счастливее, а его самого сильнее как личность.

ВАША СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: Те социальные роли, которыми владеет человек, тесно взаимосвязаны с такими особенностями его личности, как характер, темперамент, ценности, жизненные приоритеты и т.д. Но человек также должен понимать, что прийти к осознанному освоению той или иной социальной роли, можно только в том случае, если он достаточно хорошо знает себя. А уже это можно сделать двумя способами: либо собирая материал на тему самопознания по крупицам, изучая всевозможные источники, либо используя уже готовую систему. И мы хотим сказать вам о том, что такой системой сегодня можете воспользоваться и вы – это наш курс по самопознанию, в котором собрана, пожалуй, вся необходимая информация, чтобы узнать о себе достаточно не только для, так сказать, общего развития, но и для работы над собой, включая и определение, и выбор своих собственных социальных ролей. Так что если вы относите себя к тем людям, которые хотят достичь в жизни как можно большего, то добро пожаловать сюда.

Нам же остаётся лишь пожелать вам успехов в самопознании и освоении социальных ролей!

Социальная роль (статус) что это такое

В социологии понятие социальной роли фигурирует с конца 19 века, хотя официально этот термин появился только в конце 20 столетия в рамках теории Р. Линтона.

Данная наука рассматривает общество или другую организованную группу в виде совокупности индивидов с определенным статусом и моделью поведения. Что же подразумевают под  понятиями социальные статусы и роли, а также какое значение они имеют для человека, мы расскажем далее и приведем примеры.

Определение

Для социологии термин «социальная роль» означает модель ожидаемого от человека поведения, которое соответствовало бы установленным обществом правам и нормативным обязанностям. То есть это понятие рассматривает связь между функцией личности и ее позицией в социуме либо межличностных отношениях.

Также можно сказать, что социальная роль – это определенный алгоритм действий, предписываемых человеку обществом, которому он должен следовать, чтобы осуществлять в социуме полезную деятельность. Модель поведения или предписанный алгоритм действий человек при этом примеряет на себя либо добровольно, либо принудительно.

Впервые такое определение появилось в 1936 году, когда Ральф Линтон предложил свою концепцию того, как происходит  взаимодействие индивида с социумом в условиях ограниченного алгоритма действий, продиктованных конкретным сообществом. Так появилась теория социальных ролей. Она позволяет понять, каким образом человек может себя идентифицировать в определенных социальных рамках и как такие условия могут повлиять на становление его как личности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Расшифровка понятия: профессиограмма

Обычно данное понятие рассматривается как один из динамических аспектов статуса индивида. Выступая в роли члена общества или группы и принимая на себя ответственность за выполнение определенных функций, человек должен следовать правилам, установленным этой самой группой. Этого от него ждут остальные участники сообщества.

Если рассматривать понятие социальной роли на примере организации, то можно понять, что управляющий предприятием, обучающий персонал, и получающие знания лица – это действующее организованное сообщество, нормы и правила в котором прописаны для каждого участника. В учебном заведении директор отдает приказы, которым должны подчиняться учителя.

В свою очередь педагоги имеют право требовать от учеников выполнения правил, предписанных для их социального статуса нормативами организации (делать уроки, проявлять уважение к преподавателям, соблюдать тишину во время уроков и т.д.) В то же время для социальной роли ученика допустима определенная свобода, связанная с проявлением его личностных качеств.

Рекомендуем: Методы социальной психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Для каждого участника ролевых отношений известны предписанные нормативные требования и индивидуальные оттенки полученного им статуса. Поэтому модель поведения человека в конкретном социальном круге является ожидаемой для остальных членов этой группы. Это значит, что другие участники сообщества в значительной степени могут предсказывать характер действий каждого из его членов.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Рекомендуем: Проблема выбора жизненного пути

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Процесс выбора и становления роли

Роль человека в социальном окружении не возникает спонтанно. Процесс ее становления проходит несколько этапов, завершаясь адаптацией личности в обществе.

Сначала человек обучается базовым навыкам – практикуясь, применяет полученные в детстве теоретические знания. Также к начальному этапу относится развитие мыслительных способностей, которые будут совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

На следующем этапе развития социальную личность ожидает воспитание. В течение практически всей жизни индивидуум получает новые навыки и знания от воспитателей, учителей, педагогов и, конечно же, родителей. По мере взросления новую информацию индивид будет получать от своего окружения, из средств массовой информации и других источников.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое предрассудки?

Не менее важной составляющей социализации личности является образование. Здесь главным персонажем выступает сам человек, выбирая наиболее типичные для себя навыки и направление для дальнейшего развития.

Следующий этап социализации – защита. Она подразумевает совокупность процессов, направленных на снижение значимости факторов, которые могли бы травмировать личность в процессе ее становления. Используя определенные социальные приемы защиты, субъект будет ограждать себя от среды и условий, в которых ему будет морально дискомфортно.

Завершающая фаза – адаптация. В процессе социализации человеку приходится приспосабливаться к своему окружению, учиться общаться с другими членами общества и поддерживать с ними контакт.

Процессы, благодаря которым определяется социальная роль и социальный статус индивидуума, очень сложны. Но без них человек не сможет стать полноценной личностью, поэтому они столь значимы в жизни каждого. Социологи утверждают, что есть две фазы, способствующие приспособлению индивида к своей социальной роли:

  • Адаптация. В этом периоде человек познает правила и нормы поведения, установленные обществом. Осваивая новые законы, человек начинает вести себя соответствующе.
  • Интериоризация. Она предусматривает принятие новых условий и правил с одновременным отказом от старых устоев.

Но возможны и «сбои» в процессе социализации личности. Часто они происходят на фоне нежелания либо неумения субъекта выполнять условия и требования, которые предусматривает социальная роль человека в обществе.

Ролевые конфликты также связаны с тем, что каждому участнику общества свойственно исполнять сразу несколько ролей. Например, требования, предъявляемые к подростку родителями и сверстниками, будут разными, а потому его функции в роли друга и сына не могут соответствовать ожиданиям и первых, и вторых.

Определение конфликта в этом случае равносильно комплексу сложных эмоциональных состояний. Они могут возникать у субъекта по причине несовпадения либо противоречивости предъявляемых к нему требований разными социальными кругами, участником которых он является.

В то же время все роли человека очень важны для него. При этом он может совершенно по-разному идентифицировать значимость каждой из них. Индивидуальное проявление социальных ролей субъектом имеет специфический оттенок, который напрямую зависит от приобретенных знаний и опыта, а также от желания и стремления человека оправдать ожидания общества, членом которого он является. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Социальная роль личности — Студопедия

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья.

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.



Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.


Социальный тип личности — обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базиснымпонимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм(1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер- это ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Человек как личность. Социальная роль личности — Студопедия

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид — элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность — это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия «человек» и «личность» рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек — родовое, общее, а личность — единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип.Так в натуралистических школах социально-философской антропологии самого понятия «личность» как целостного, единственного и неповторимого образования человека просто не существует. У человека в течение всей жизни преобладает то, что свойственно его природе;этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление надындивидуальной родовой основы — поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие им установки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью — это быть индивидуальностью, а значит — определять свое особое предназначение в мироздании,утверждать полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом внутреннем отношении личность черпает силы для свободного отношения к миру, а поэтому она — универсум в индивидуально-неповторимой форме, независимое целое, высшая ценность. Ничто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности, наделенной правом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.





Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращёнными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определённой социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) даёт в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус. Ёе ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение присущую этому статусу. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

социальных норм и сценариев | Введение в психологию

Цели обучения

  • Опишите социальные роли, социальные нормы и сценарии, а также то, как они влияют на поведение
  • Объясните процесс и результаты тюремного эксперимента Зимбардо в Стэнфорде

Социальные роли

Одна из основных социальных детерминант человеческого поведения — это наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, ожидаемого от человека в данной среде или группе (Hare, 2003).У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно студентом, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом или спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются культурными знаниями. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотритесь в классе в колледже, вы, вероятно, увидите, что студенты прилежно ведут себя, делают заметки, слушают профессора, читают учебник и тихо сидят за своими партами (рис. 1).Конечно, вы можете увидеть, как студенты отклоняются от ожидаемого прилежного поведения, например, пишут текстовые сообщения на своих телефонах или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли студентов.

Рисунок 1 . Быть студентом — лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: «MSIS Мичиганского университета» / Flickr)

Социальные роли и связанное с нами поведение могут различаться в зависимости от ситуации. Как вы себя ведете, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы себя ведете, когда выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте.Очень вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны с семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на выполнении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той степени, в которой идентичность и личность могут варьироваться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 1997).

Социальные нормы

Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры о том, какое поведение ожидается от человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма — это ожидание группы в отношении того, что уместно и приемлемо для ее членов — как они должны себя вести и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? При обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах есть социальные нормы поведения студентов в роли студентов, а на рабочих местах есть социальные нормы поведения сотрудников в роли служащих.Социальные нормы —

.

Роль социальных взаимодействий в социальной психологии

Роль социальных взаимодействий в социальной психологии

Социальные взаимодействия можно определить как определенные формы внешних эффектов, при которых деятельность референтной группы влияет на предпочтения человека. Социальные взаимодействия могут также относиться к практике, действиям или действиям двух или более людей, совместно озабоченных собой друг друга; любое поведение, которое учитывает или пытается повлиять на личные намерения или опыт друг друга (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008).В социальном взаимодействии вовлеченные стороны должны помнить о себе. Например, командиры армий, готовящие план войны против своих врагов, или друзья, пишущие друг другу письма, являются формами социального взаимодействия; независимо от того, что такие действия не осуществляются непосредственно физически или в поле зрения. Это означает, что социальное взаимодействие существует, несмотря на отсутствие физического поведения; например, когда конкуренты намеренно игнорируют профессиональную работу друг друга.

С другой стороны, согласно Сулсу, «социальная психология — это научная область, цель которой — понять природу и причины индивидуального поведения в социальных ситуациях» (Baron, Byrne, & Suls, 2000).Как научное исследование, социальная психология направлена ​​на понимание причин и природы индивидуального мышления и поведения в социальной ситуации. Он исследует способы, с помощью которых на наши действия, мысли и чувства влияет социальная среда, в которой мы живем (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008).

Социальные взаимодействия помогают формировать наши поступки и то, кем мы являемся в различных ситуациях (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Факторы, влияющие на социальные взаимодействия, можно разделить на пять основных категорий.К ним относятся биологические факторы, основные когнитивные процессы, характеристики и действия других людей, культурный контекст и экологические переменные (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Поэтому цель этой статьи — проиллюстрировать роль социальных взаимодействий в социальной психологии, а также объяснить различные аспекты социальных взаимодействий.

От детства до взрослой жизни социальное взаимодействие можно назвать одним из ключевых факторов в прогнозировании благополучия и физического здоровья человека.Как только дети рождаются, они понятия не имеют, чего ожидать от окружающей их среды. В первую очередь дети вступают в контакт с социальным взаимодействием и влиянием их родителей и опекунов (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Независимо от мыслей и мнений других людей, родители учат своих детей чувству «я». Поначалу дети часто оказываются в положении своих родителей и, в большей степени, в кругу друзей родителей — тех, с кем они общаются.Это формирует генезис цикла социального взаимодействия, когда друзья либо любят, либо не любят ребенка. Однако по мере того, как ребенок растет, у него появляется интерес к взаимодействию и игре с другими детьми (Kowalski & Westen, 2009). Игра с другими прививает детям подходящие социальные манеры, такие как уважение собственности других людей, сотрудничество и совместное использование и т. Д. Кроме того, взаимодействие сверстников, особенно среди маленьких детей, позволяет им развивать моторные, коммуникативные и когнитивные навыки (Hockenbury & Hockenbury, 2006 ).

Именно во время игр большинство возможностей для социального взаимодействия проявляются среди маленьких детей. Развитие соответствующих социальных навыков улучшается, когда детям предоставляется возможность играть с другими (Kowalski & Westen, 2009). Учителя в интегрированных дошкольных учреждениях должны использовать игру как часть обучения, особенно поощряя учеников без инвалидности играть вместе с учениками с инвалидностью (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Это, в свою очередь, позволяет ребенку с ограниченными возможностями развивать чувство принадлежности, а также приобретать соответствующие возрасту социальные навыки, а здоровым ученикам — приобретать позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями благодаря дружбе, созданной во время игры (Ковальски & Westen, 2009).

Выводы, восприятие и память (когнитивные процессы) играют важную роль в понимании поведения каждого человека в сообществе. Воспоминания о поведении других людей в прошлом и выводы о таком поведении отдельным человеком сильно влияют на реакцию или реакцию человека на различные ситуации.

Чтобы лучше понять причины поведения человека в социальной ситуации, важно, во-первых, понять его / ее образ мышления, а во-вторых, понять процесс поведения других, когда они ведут себя в определенной социальной ситуации (Baron, Byrne, & Suls , 2000).Например, если муж назначает свидание со своей женой в 19:00 в отеле «Белый носорог», жена должна дождаться его появления в определенное время и в определенном месте. Однако, если муж опаздывает на 2 часа, то реакция жены будет отрицательной, например, злой, разочарованной, ненавистной и т. Д. В таких случаях социальные мысли и социальное поведение каждого человека в значительной степени зависят от когнитивных процессов. Исследование того, как люди воспринимают, размышляют и запоминают информацию о других, оказывает огромное влияние на понимание человеческого социального поведения.

Эрвин Гоффман в своей книге «Представление себя в повседневной жизни» формулирует свое мнение о социальном взаимодействии, анализируя различные главные аспекты, которые выражают роль и манеры человека через акт самовыражения перед другими (Goffman, 2002). . Гоффман далее связывает разницу между «выражением, которое он испускает, и выражением, которое он дает», поясняя, что эти два восприятия включают в себя существенно различающиеся действия, но оба обеспечивают способ, которым другие люди развивают впечатление о человеке (Goffman, 2002 ).В какой-то степени каждый человек может контролировать свое поведение в соответствии с тем, как он хочет, чтобы его воспринимали другие, влиять на мнения других людей о них, а также определять курс, по которому другие люди будут реагировать на них. Гоффман отметил, что определенные аспекты «я» передаются через различные человеческие действия, которые в большинстве случаев являются надуманными, манипулируемыми и стратегическими.

Во время социальной встречи человек может подчеркивать, преувеличивать или скрывать некоторые аспекты от аудитории (Goffman, 2002).Такие заранее сформулированные действия человека важны для блага конкретных социальных ситуаций, учитывая, что полная честность иногда может привести к беспокойству и сбоям.

Использование техник и приемов, позволяющих избежать наступательных ситуаций и замешательства, Гоффман назвал «тактичными» или «защитными приемами» (Goffman, 2002). Например, человек будет иметь тенденцию быть непредвзятым и использовать нейтральную точку зрения при политическом обсуждении с людьми противостоящей стороны, в отличие от того, как он / она разговаривал бы с другими людьми, которые разделяют те же идеологии и связаны с та же политическая партия.Согласно его наблюдениям, Гоффман называет впечатление или изображение, которое человек производит адресатам, «сценарием». «Сценарий», используемый индивидуумом, находится под влиянием многих факторов, которые подвергаются тщательному изучению со стороны индивидуума (Goffman, 2002). Гоффман отмечает, что индивид стремится иллюстрировать и включать социальные нормы всякий раз, когда они появляются перед другими (Goffman, 2002). Например, социальная стратификация, роль, к которой стремится индивид, общество и место взаимодействия — это аспекты, влияющие на сценарий.Вышеупомянутые элементы выступают в качестве сценических указаний, сигналов и намеков для человека на соответствующее поведение, которого ожидает от него общество.

Короче говоря, давление сверстников в социальном взаимодействии, особенно во время игры, побуждает детей поступать правильно или неправильно, чтобы они «вписались в группу». Точно так же взрослые постоянно беспокоятся о том, как их воспринимают другие, и такие мысли и переживания меняют их поведение, чтобы они соответствовали им. Социальные влияния существуют во всех сферах жизни, будь то книги, телевидение, Интернет и, прежде всего, другие.Во время взаимодействия с вещами и людьми важно помнить о том, что влияние окружающих слабее, чем уже привитая нам личность.

Поэтому взрослым необходимо напоминать детям об их важности и о том, что их любят те, кто с ними взаимодействует; это важно, поскольку дети открывают для себя, кто они и где они вписываются. В противном случае то, кем они станут в будущем, не должно определяться социальными влияниями.

Аспекты социальных взаимодействий

Существует множество аспектов социального взаимодействия, однако из-за ограничений этой статьи я остановлюсь на основных аспектах. Это сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт (Sutherland, 1996).

Сотрудничество.

Это один из основных процессов в обществе. Fairchild определил сотрудничество как процесс, посредством которого группы или отдельные лица объединяют свою власть относительно организованным способом для достижения общей цели (Doshi, 1999).Сотрудничество предполагает объединение двух или более людей или групп, работающих вместе для достижения схожих целей (Sharma, 1997). Это связано с жизненными трудностями, которые требуют сотрудничества между отдельными людьми и группами. На социальное взаимодействие существенно влияет сотрудничество: когда люди разделяют общие цели, которых они не могут достичь, они объединяют свои силы для достижения этих целей. В этом процессе должна быть какая-то форма социального взаимодействия. Кропоткин отмечает, что из-за его важности ни одно общество не может существовать без сотрудничества (Maclver, MacIver, & Page, 2003).

Сотрудничество является одновременно социальным и психологическим требованием для людей, особенно мужчин и женщин, в обеспечении преемственности человечества. Отсутствие сотрудничества может привести к тому, что человек будет жить в страданиях и одиночестве (Sharma, 1997).

Люди стремятся к прогрессивному образу жизни. Непрерывный прогресс никогда не может быть достигнут без сотрудничества. Дух сотрудничества между людьми и нациями внес значительный вклад в исключительный прогресс в области транспорта, связи, науки и технологий, сельского хозяйства и промышленности.Таким образом, сотрудничество необходимо не только для социального взаимодействия между людьми, но и между народами.

Жилье

Как говорят Маклвер и Пейдж, «термин« приспособление »относится, в частности, к процессу, в котором человек достигает чувства гармонии со своим окружением» (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Таким образом, приспособление относится к процессу социальной адаптации. Это происходит, когда согласование между людьми позволяет гармонично вести себя в обществе.Человек достигает приспособления, когда он / она приобретает отношения, привычки и манеры, переданные ему в обществе. Приспособление — это процесс, посредством которого группы и отдельные лица изменяют изменившиеся обстоятельства, чтобы преодолеть свои трудности (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Например, всякий раз, когда в обществе возникает новая ситуация, люди обычно корректируют ситуацию или себя, чтобы приспособиться к новой среде. Парк и Берджесс утверждают, что социальная организация среди людей в основном является следствием аккомодации конфликтующих компонентов (Park & ​​Burgess, 2007).Конфликт — это реальность жизни, однако он никогда не бывает постоянным. Таким образом, конфликтующие лица или группы достигают консенсуса, прекращая конфликт. Это соглашение называется просто договоренностью.

Приспособление обычно имеет много аспектов, включая, среди прочего, подчинение, рационализацию, терпимость, обращение, арбитраж и компромисс. Таким образом, это заставляет отдельных лиц или группы взаимодействовать в обществе посредством принуждения, поскольку у одной или обеих сторон нет другого выбора, кроме сотрудничества (Park & ​​Burgess, 2007).

Приспособление столь же важно в обществе, как и сотрудничество, поскольку его отсутствие приводит к конфликту, который, в свою очередь, ведет к нарушению социальной стабильности, интеграции и порядка.

Адаптация сводит к минимуму или контролирует конфликты, а также дает возможность отдельным лицам и группам адаптироваться к новым условиям в обществе. Именно по этой причине Берджесс отмечает, что «Социальная организация — это совокупность приспособлений к прошлым и настоящим ситуациям. Все социальное наследие, традиции, чувства, культура, техники — это приспособления… »(Park & ​​Burgess, 2007).Из-за близости к конфликтам и сотрудничеству необходимо приспособление для достижения социальной гармонии.

Ассимиляция

Огбурн и Нимкофф описывают ассимиляцию как процесс, при котором отдельные лица или группы, когда-то несхожие, становятся похожими, что идентифицируется в интересах и мировоззрении (Ogburn & Nimkoff, 1992). Согласно Парку и Берджессу, «Ассимиляция — это процесс взаимопроникновения и слияния, в котором отдельные лица и группы приобретают взгляды и ценности других людей или групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь» ( Park & ​​Burgess, 2007).В социальном взаимодействии ассимиляция предполагает исчезновение культурных различий между различными группами людей. Ассимилированные индивиды действуют, чувствуют и думают так же, как они усваивают чужие взгляды, общие традиции и впоследствии принимают новую культурную идентичность (Ogburn & Nimkoff, 1992). Однако ассимиляция не ограничивается культурой, что подтверждается тем, что мужья и жены с разным воспитанием часто обнаруживают неожиданное единство цели и интересов. Процесс ассимиляции является медленным и постепенным, поскольку требуется некоторое время, прежде чем группы или отдельные лица могут быть превращены из расходящихся в сходные.

Во время ассимиляции имеет место аккультурация — заимствование некоторых или всех культурных элементов у других людей и включение их в свой собственный процесс. Хотя процесс ассимиляции определенно затрагивает обе группы, обычно более слабое общество (с точки зрения культуры) берет больше заимствований и меньше вносит вклад в более сильную группу (Sharma, 1997). Слияние двух культур требует, чтобы основная культура стала общей культурой для двух. Ассимиляции как аспекту социального взаимодействия способствует культурное сходство, слияние, равные экономические возможности, терпимость, общие физические черты и тесный социальный контакт (Argyle, 2009).С другой стороны, этому препятствуют следующие элементы: культурные различия, господство и подчинение, предрассудки, физические различия, изоляция, чувство превосходства и неполноценности.

Конкурс

Сазерленд, Вудворд и Максвелл заявляют, что «Конкуренция — это безличная, бессознательная, непрерывная борьба между отдельными людьми и группами за удовлетворение, которое из-за их ограниченного количества может не у всех» (Sutherland, 1996). Основываясь на приведенном выше определении Сандерленда и др., Конкуренция является центральной формой социальной борьбы.Конкуренция возникает в результате дефицита ресурсов, которые большинство, если не все люди, стремятся приобрести. По словам Огберна и Нимкоффа, конкуренция процветает, когда спрос превышает предложение (Ogburn & Nimkoff, 1992).

Деньги, власть, слава, статус, имя, слава, роскошь и т. Д. — одни из самых важных вещей, за которые люди соревнуются. Дефицит — это еще одна реальность в жизни, и поэтому конкуренция никогда не может отсутствовать в любом данном обществе (Ogburn & Nimkoff, 1992). Например, в Кении так много выпускников университетов и колледжей, однако рынок труда не соответствует их количеству, и поэтому существует большая конкуренция за трудоустройство.

Те, кто работает, также конкурируют с другими за более высокооплачиваемую работу, так что они могут быть в состоянии достичь вышеуказанных самых дефицитных вещей.

Характеристики конкуренции могут быть получены путем анализа различных определений. Наиболее заметные аспекты состоят в том, что конкуренция — это непрерывный процесс, безличный, универсальный и бессознательный. Конкуренция универсальна и как таковая проявляется в различных формах. К различным формам конкуренции относятся политическая, культурная, экономическая, расовая, социальная конкуренция и т. Д. (Sutherland, 1996).

H.T. Мазумдар отмечал как отрицательные, так и положительные функции конкуренции в обществе (Doshi, 1999). Положительно, конкуренция способствует прогрессу, является источником мотивации и гарантирует, что нужные люди занимают правильные позиции в обществе. Напротив, отрицательный аспект конкуренции может привести к конфликту, монополии и даже разочарованию. Поэтому важно поддерживать здоровую и справедливую конкуренцию любой ценой, чтобы избежать негативных последствий.

Конфликт

Согласно Дж.Х. Фитчер, «Конфликт — это социальный процесс, в котором отдельные лица или группы стремятся к своей цели, напрямую бросая вызов антагонисту посредством насилия или угрозы насилия» (Doshi, 1999). Это похоже на конкуренцию, поскольку они одновременно являются дезинтегрирующими или диссоциативными социальными процессами. Часто конфликт возникает тогда, когда внимание соперников отвлекается от объекта конкуренции на себя. Контраст между конфликтом и конкуренцией заключается в том, что первое достигает целей путем ослабления или устранения противников.Конфликт преднамеренно пытается принуждать, противодействовать или сопротивляться воле других или кого-то другого (Sharma, 1997). Проще говоря, конфликт — это соревнование в его враждебных личных и случайных формах.

Конфликт является неотъемлемой частью человечества и, следовательно, важной формой социального процесса. Для него характерна сознательная деятельность, универсальный процесс, прерывистый процесс и личная деятельность (Argyle, 2009). Хотя конфликт носит универсальный характер, неизвестно, когда он возник или что на самом деле его вызывает.Однако многие мыслители пытались объяснить уважительные причины конфликта.

Чарльз Дарвин, выдающийся биолог, утверждал, что принцип борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных являются ключевыми основами конфликта. Мальтус, выдающийся экономист и математик, утверждал, что конфликт возникает только при нехватке еды или средств к существованию. По его словам, увеличение численности населения в геометрической прогрессии и наличие средств к существованию в арифметической является основной причиной конфликта между людьми.Фрейд и некоторые другие психологи отметили, что источником конфликта является заключенный или врожденная агрессивная склонность мужчины (Argyle, 2009).

Различия в личных интересах, идеологиях, чаяниях и взглядах людей приводят к конфликтам. Поскольку ни одно человеческое существо не является в точности идентичным другому, возникает конфликт, особенно если люди не приспосабливаются друг к другу (Шарма, 1997). Изменения в обществе также могут способствовать распространению конфликта. Например, новое поколение может вступать в конфликт со старшим поколением всякий раз, когда происходит социальное изменение, когда первое принимает его, а второе отстает.Быстрое изменение моральных норм общества, желаний, надежд и требований человека также может быть связано с ростом конфликтов. Например, с древних времен дети были обязаны уважать своих родителей и подчиняться им. Однако сегодняшнее поколение восстает против таких моральных норм, и поэтому конфликты между родителями и детьми стали чаще, чем когда-либо прежде.

Существует множество способов существования конфликтов, основанных на разных школах мысли и авторах (Argyle, 2009). Наиболее распространенные типы конфликтов включают косвенный конфликт, латентный конфликт, судебный процесс, конфликт безличных идеалов, личный и корпоративный конфликт, распри, войны, прямой конфликт и открытый конфликт.

Конфликт в обществе имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства конфликта заключаются в том, что он изменяет относительный статус конфликтующих сторон, приводит к переопределению системы ценностей, способствует солидарности и товарищеским чувствам, действует как цементирующий фактор в установлении интимных отношений и расширяет победившую группу (Sharma, 1997 ). С другой стороны, негативные функции конфликта заключаются в том, что он причиняет большой психологический и моральный ущерб, вызывает социальную неразбериху, хаос и беспорядок, нарушает социальное единство и сплоченность (Sharma, 1997).

В заключение, социальное взаимодействие имеет очень много аспектов, наиболее важными из которых являются сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт. Как обсуждалось выше, эти аспекты в значительной степени влияют на то, как люди склонны взаимодействовать с другими и, следовательно, как такое взаимодействие влияет на них психологически.

Список литературы

Аргайл, М.(2009). Социальное взаимодействие . Лондон: Метуэн.

Барон Р., Бирн Д. и Бранскомб Н. (2008). Социальная психология . Принстон, штат Нью-Джерси: Запись для слепых и страдающих дислексией.

Барон Р., Бирн Д. и Сулс Дж. (2000). Изучение социальной психологии . Бостон, штат Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Доши, С. Л., и Джайн, П. С. (1999). Сельская социология . Джайпур: публикации Rawat.

Гоффман Э. (2002). Представление себя в повседневной жизни (4-е изд.). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.

Хокенбери Д. и Хокенбери С. (2006). Изучение психологии . Нью-Йорк: Издательство Worth.

Ковальски, Р. и Вестен, Д. (2009). Психология: изучение психических процессов и поведения (4-е изд.). Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.

Маклвер Р., Макивер Р. и Пейдж К. (2003). Общество . Лондон: Макмиллан.

Огбурн, В.И Нимкофф М. (1992). Социология . Бостон: Хоутон Миффлин.

Парк Р. и Берджесс Э. (2007). Введение в социологию . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Шарма Р. К. (1997). Социальные изменения и социальный контроль . Нью-Дели: Atlantic Publishers.

Сазерленд Р. Л. (1996). Вводная социология . Чикаго: Липпинкотт.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *