Социальная роль социология: Социальная роль в социологии
Признаки социальной роли
Понятийное поле феномена социальной роли
Определение 1
Социальная роль — набор действий, образцов поведения, которое общество будет ожидать от обладателя того или иного социального статуса.
В течение своей жизни человек овладевает многими социальными ролями (например, роль ребенка, учащегося, друга и т.д.), социальные роли меняются в зависимости от того, чем занимается, каким социальным статутом обладает человек на данный момент своей жизни.
Вместе с тем, человек и в один момент своей жизни может играть разные социальные роли.
Определение 2
Ролевой набор — это совокупность всех ролей, которые соответствуют социальному статусу индивида в данный момент.
Может произойти такое, когда человек, обладая несколькими социальными ролями, не может их грамотно сочетать, тогда происходит ролевой конфликт.
Определение 3
Ролевой конфликт — это требования двух или нескольких несовместимых между собой социальных ролей, которые находятся в противоборстве.
Пример 1
Молодая мама одновременно обладает социальной ролью заботливой и ответственной матерью, воспитателем для своего ребенка со стороны общества. С другой же стороны эта же девушка со стороны своих друзей обладает социальной ролью подруги, с которой можно проводить время, отдыхать и развлекаться. В результате, если девушка хочет играть обе эти социальные роли, она может столкнуться с такой ситуацией, когда не сможет себе позволить пойти на вечеринку, потому что ей надо остаться с ребенком. Это вызовет ролевую напряженность и, как следствие, ролевой конфликт.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура социальной роли
Социальная роль включает в себя:
- Ролевое ожидание, которое связано с социальным статусом индивида.
- Исполнение роли, то есть непосредственно то, как индивид действует.
Социальная роль имеет следующую структуру:
- То, каким индивида видит общество — это непосредственная модель поведения индивида.
- То, как сам индивид видит и представляет для себя свое поведение, исходя из мнения общества.
- Реальное поведение самого индивида в своей социальной роли.
Характеристики социальной роли
По мнению Т. Парсонса можно говорить о следующих ее характеристиках — мотивации, эмоциональности, способе приобретения и формализации.
- Мотивация связана с тем, насколько и чем обусловлено возникновение у человека той или иной социальной роли и какими интересами или потребностями она вызвана.
- Эмоциональность социальной роли связана с тем, что для разных социальных ролей присущи совершенно различные уровни эмоциональности (строгой эмоциональности должен придерживаться работник похоронного бюро, а, например, у продавца может быть любой вид эмоциональной сдержанности).
- Способ приобретения связан с тем, как социальная роль появляется у человека. Она может сформироваться с процессе социализации, тогда она будет называться предписанной, а может сформироваться в процессе личной активности и тогда она будет называться приобретенной.
- Формализация социальной роли связана с характером ее возникновения — стихийно или на основе норм права. В качестве примера первого случая можно назвать социальную роль лидера восстания, второго — депутата, президента.
Атрибуты социальной роли
В понятие социальной роли входят:
- Поведение человека, его речь, действия, поступки.
- Внешний вид индивида. Сюда можно отнести и статусные символы (некие внешние знаки отличия).
- Мотивация индивида. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Это называется статусным видением мира — особенностями мировоззрения, которые сложились в соответствии с той или иной социальной ролью. Большое значение имеет статусная идентификация, то есть отождествление индивидом себя со своей социальной ролью и статусным образом.
Функции социальной роли
Функции социальной роли
В социологии функции указывают на то, какие последствия (для общества, отдельных его членов) имеют действия, совершенные тем или иным человеком.
Поведение личности, приоритеты и установки, выбор и эмоции определяются рядом факторов:
- положением в обществе;
- условиями среды;
- видом осуществляемой деятельности;
- внутренними качествами личности, духовным миром.
Вследствие того, что для удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди нуждаются друг в друге, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и взаимодействия. При этом каждый человек исполняет свою социальную роль.
В течение жизни индивид осваивает множество социальных ролей, которые часто вынужден играть одновременно. Это позволяет сделать сосуществование разных людей в одном обществе максимально комфортным и возможным.
Социальная роль выполняет ряд важных функций:
- Задает определенные правила игры: обязанности и нормы, права, сюжеты взаимодействия между ролями (начальник-подчиненный, начальник-клиент, начальник-налоговый инспектор и т.д.). Социальная адаптация подразумевает освоение и изучение правил игры – законов данного общества.
- Позволяет реализовать различные стороны своей личности. Разные роли (друга, родителя, начальника, общественного деятеля и т.д.) дают возможность человеку проявить различные качества. Чем больше ролей индивид освоит, тем более многогранной и богатой станет его личность, тем лучше он будет понимать других.
- Дает возможность проявить и развить потенциально заложенные в человеке качества: мягкость, жесткость, милосердие и т.д. Только в процессе исполнения социальной роли человек может обнаружить свои возможности.
- Позволяет исследовать ресурсы личных возможностей каждого человека. Учит использовать наилучшее сочетание качеств для адекватного поведения в той или иной ситуации.
Готовые работы на аналогичную тему
Взаимосвязь социальной роли и социального статуса
Определение 1
Социальный статус – определенное положение индивида в социальной структуре общества, группы, связанное через систему прав и обязанностей с другими социальными положениями.
Социальный статус оказывает влияние на поведение личности. Зная социальный статус человека, можно предсказать, какие качества ему характерны, какие действия можно от него ожидать. Ожидаемое поведение индивида, связанное с его статусом, называют социальной ролью.
Определение 2
Социальная роль представляет собой образец поведения, который признан наиболее целесообразным для индивида данного статуса в обществе. Роль указывает, как именно нужно действовать в той или иной ситуации.
Любой индивид – отражение совокупности общественных отношений своего исторического периода.
Социальная роль и социальный статус в общении выполняют функции:
- регулятивная функция — помогает быстро подобрать необходимый сценарий взаимодействия, не затрачивая при этом больших ресурсов;
- адаптационная функция – позволяет быстро найти подходящую модель поведения при смене социального статуса;
- познавательная функция – возможность узнать свой личный потенциал, осуществлять процессы самопознания;
- функция самореализации – проявление лучших качеств человека, достижение желаемых целей.
Процесс обучения социальным ролям позволяет усваивать нормы культуры. Для каждого статуса данной роли характерны свои нормы и законы, обычаи. Принятие большей части норм зависит от статуса личности. Некоторые нормы принимают все члены общества. Те нормы и правила, которые допустимы для одного статуса, могут быть неприемлемы для другого. Социализация обучает ролевому поведению, позволяет индивиду стать частью общества.
Замечание 1
Из множества социальных ролей и статусов, предложенных индивиду обществом, он может выбрать те, которые наиболее полно помогут применить свои способности и реализовать планы. На принятие определенной социальной роли большое влияние оказывают биологические и личностные особенности, социальные условия. Любая социальная роль только намечает схему поведения человека, выбор путей исполнения роли индивид выбирает сам.
Формирование и развитие социальных ролей
Определение 1
Социальная роль — это образец человеческого поведения, которое социум признает целесообразным и допустимым для данного статуса. Другими словами это совокупность некоторых действий, которые должен совершить человек, обладающий неким статусом либо чтобы получить его.
Виды социальных ролей и их развитие
Виды социальных ролей диктуются широким спектром социальных групп, видов профессиональной деятельности и отношений, в которых участвует данная личность. В зависимости от общественных отношений принято выделять межличностные и социальные роли:
- Социальные роли связаны с обладанием некоего социального статуса или вида профессиональной деятельности человека (бухгалтер, студент, директор). Это стандартизированные безличные роли, сформировавшиеся на конкретных правах и обязанностей, не учитывая аспекта, кто эту роль занимает.
- Межличностные роли обусловлены отношениями между отдельными личностями, которые выстраиваются на эмоциональном уровне (лидер компании, глава семьи, изгой общества и т. д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Замечание 1
В повседневной жизни, в межличностных взаимосвязях, каждый индивидуум выступает в определенной преобладающей социальной роли, в наиболее подходящем личном образе, который привычен для его окружения.
Изменить сложившийся образ очень трудоемкий процесс для человека, а также для окружающих его людей. Чем продолжительнее период времени существует группа, тем устойчивее становятся социальные роли каждого члена данной группы и тем сложнее изменить привычный стереотип поведения конкретной личности.
Основные характеристики роли были сформулированы американским социологом-исследователем Толкоттом Парсонсом. Он выделил четыре базовые характеристики роли:
- По масштабу. Часть ролей могут быть ограничены, в то время как другая часть ролей наоборот размыта.
- По способу получения. Роли бывают предписанные и достигаемые определенными действиями со стороны субъекта.
- По степени формализации. Деятельность личности может лежать в строго установленных рамках, так и быть произвольной.
- По видам мотивации. Мотивации могут быть личная заинтересованность, социальное благо и т. д.
На масштаб роли влияют межличностные отношения. Чем шире диапазон, тем больше масштаб. Социальные роли супругов отличаются очень большим масштабом, так как между супругами устанавливается очень широкий диапазон взаимоотношений. Эти отношения межличностные, строящиеся на чувствах и эмоциях; а с другой стороны – эти отношения регулируются различными нормативными правовыми актами. В других случаях, отношения строго регламентируются социальными ролями (к примеру, отношения между продавцом и покупателем), взаимодействие здесь может проходить только по конкретному поводу – покупки.
Формализация социальных ролей
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для личности. Такими ролями являются роли
- подростка,
- старика,
- женщины,
- мужчины.
Эти роли автоматически определяются возрастом, полом индивидуума и не требуют никаких усилий для приобретения. Здесь может возникнуть только проблема соответствия этой роли, которая предлагается как данность.
Некоторые роли получаются и зарабатываются в течении жизни человека или в результате некоторых специальных усилий и действий. Роль студента, научного руководителя, менеджера и т. д. Эти все роли, связанны с профессиями и достижениями личности.
Формализация как характеристика, описывающая социальную роль, определяется особенностями межличностных отношений данной конкретной роли. Одни из них устанавливают только формальные отношения между индивидуумами с четкими правилами поведения; другие, наоборот, – носят только неформальный характер; третьи могут в себе иметь оба вида отношений.Например, отношения сотрудника ГИБДД с водителем автомобиля определяются только формальными требованиями, а отношения между друзьями и родными – чувствами.
Замечание 2
Формальные отношения часто могут сочетаться с неформальными, где есть место для эмоций и чувств. Подобное случается, когда люди сотрудничают друг с другом некоторое время и их взаимоотношения приобретают относительно устойчивый характер.
Структура социальной роли
Личность разделяет роли по своей значимости на ведущие и второстепенные. Какие бы роли не играл индивид, все они являются предписанными окружающей социальной средой. Однако взаимосвязь между ролевым поведением и ролевым ожиданием не является жестко фиксированной, имеет неустойчивый характер, так как люди зачастую интерпретируют роль через призму собственного восприятия, вкладывая в нее личностные черты.
Сущность и структура социальной роли
Каждый социальный статус предполагает наличие некоторых социальных ролей, которые надлежит выполнять его обладателю. Любое социальное общество предлагает с самого рождения человеку множество социальных ролей, которые охарактеризовываются в зависимости от требований и структуры этого общества.
Социальная роль симеет весьма простую структуру, в которую входят:
- Поведенческая модель индивида в представлении общества;
- Индивидуальная система представлений о нормах поведения;
- Поведение, демонстрируемое в действительности, при занятии определенного социального статуса.
Готовые работы на аналогичную тему
При рассогласованности ролевой структуры возникает ролевой конфликт. Ролевой конфликт может быть внутриролевым, и межролевым. Внутриролевой конфликт определяется несовместимостью требований различных ролей одного индивида. Также этот тип конфликта может возникнуть, если у индивида нет желания или возможности исполнять какую-то из социальных ролей надлежащим образом. Это происходит потому, что каждый индивид, в процессе своей социализации, складывает свое представление о том, что есть правильное ролевое поведение, и каким образом он должен взаимодействовать с окружающими его людьми в том или ином статусе.
Внутриролевой конфликт возникает в случае, когда к одной и той же социальной роли представители разных социальных групп предъявляют различные требования, иными словами, ожидают от индивида различные модели ролевого поведения. Это определенного рода дискомфорт, ощущаемый личностью, при обнаружении некоторых существенных различий ролевых ожиданий окружающих, и его собственных представлений о корректном ролевом поведении.
Аспекты структуры социальной роли
Существует два основных аспекта любой социальной роли: ролевое ожидание и ролевое исполнение. К ролевому ожиданию относятся представления окружающих о том, какое поведение должна демонстрировать личность, выполняющая определенную социальную роль. Ролевое исполнение обозначает реализацию личностью социальной роли по формализованным обществом шаблонам, либо в той интерпретации, в которой индивид понимает свою роль.
Между ролевым ожиданием и исполнением социальной роли никогда не бывает полного совпадения. Однако каждый из этих аспектов оказывает на личность огромное влияние. Такое импровизированное исполнение своей роли может вести к ролевым конфликтам. Из чего можно сделать вывод, что структура социальной роли сама по себе несколько противоречива. Ее сущность сама по себе содержит предпосылки к некоторым столкновениям личности с окружающими при взаимоотношениях.
Замечание 1
Значение социальных ролей в жизни общества трудно переоценить. Благодаря социальным ролям, их исполнению, личности раскрывают свой потенциал, усваивают правильное с точки зрения общества восприятие ситуации, понимают, какой уровень притязаний будет адекватно воспринят обществом. В итоге, через исполнение социальных ролей взрослеет личность, и происходит социализация. Иными словами, социальная роль необходима, для полного раскрытия личностного потенциала.
Свойства социальной роли
Особенности социальных ролей
Индивид в течение всей своей жизни выполняем множество социальных ролей, при этом часто по нескольку ролей одновременно. Социальная роль во многом представляет собой комплекс требований, которое общество ставит перед индивидом и действий, которые он должен осуществлять.
Замечание 1
Любая роль – это определенная модель поведения, при этом связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым испытанием является характер индивида. Ролевое поведение – это продукт свойственного конкретному человеку способа истолкования, интерпретации и реализации социальной роли.
В зависимости от характера требований, предъявляемых к социальным ролям, выделяют следующие категории норм:
- обязательного или должностного поведения;
- желательного поведения;
- возможного поведения.
Свойства социальных ролей
Социальные роли обладают определенными свойствами:
- роль – отдельно взятый компонент всего поведения в целом;
- роли соответствуют интересам и потребностям индивида в саморазвитии и самореализации;
- социальные роли предопределяют определенные права и обязанности человека;
- роли могут быть достигаемыми и предписанными;
- между ролями возможны разные отношения: как гармоничные, так и дисгармоничные (межролевые или внутриролевые конфликты).
Готовые работы на аналогичную тему
Определение 1
Межролевой конфликт возникает, когда личность выполняет конфликтующие, несовместимые обязанности.
Внутриролевой конфликт возникает при необходимости исполнения обязанностей, которые не соответствуют данной роли или происходит осознанное нарушение ролевых обязанностей.
Социальная роль способна задавать новые поведенческие шаблоны. Восприятие и исполнение социальных ролей у разных людей происходит по-разному. Роль, требующая жесткого и сурового исполнения, может привести к изменениям самой личности человека.
Замечание 2
Человек усваивает культурные нормы через обучение ролям. Только немногие нормы общество принимает полностью. Принятие той или иной роли зависит от статуса, занимаемого человеком. Нормальное и естественное для одного статуса может быть недопустимым для другого. Социализация – основополагающий процесс обучения ролевому поведению.
Характеристики социальных ролей по Т. Парсонсу
Т. Парсонс выделял несколько основополагающих критериев, характеризующих социальные роли:
- Эмоциональность (раскованность или сдержанность). Ожидание определенной эмоциональной реакции в той или иной роли.
- Способ получения (предписание или завоевание).
- Масштаб (размытость или строгая ограниченность). Зависит от диапазона межличностного взаимодействия. Чем больше диапазон, тем больше масштаб роли. При широком диапазоне взаимодействия отношения между индивидами являются межличностными, они основываются на эмоциональном разнообразии. Эти же отношения могут быть и формализованными, регулируемыми определенными нормативными актами. При сведении социальной роли к решению небольшого круга вопросов, когда взаимодействие происходит по конкретной причине, масштаб роли достаточно небольшой.
- Степень формализации (произвольные действия или по предписанию). Определяется спецификой межличностного взаимодействия. Зависит от неизбежности получить человеком ту или иную роль. Большая часть ролей связана с их достижением в той или иной сфере жизнедеятельности человека. Некоторые роли предполагают только формальные отношения, другие – основываются на неформальных отношениях, третьи – являются сочетание двух предыдущих.
- Мотивация (общее благо или личная выгода). Мотивация социальной роли находится в прямой зависимости от потребностей и мотивов конкретного человека. Различные роли обусловлены разными мотивами.
Теория социальных ролей
Определение 1
Социальной ролью обозначают поведение, присущее определенному социальному статусу. Это нормы, права и обязанности личности, которыми ее наделяют при выполнении социальной роли. Они складываются из ожиданий общества, общепринятых ценностей и устоев.
В теории социальных ролей личность рассматривается с точки зрения тех ролей, которые она выполняет. Основным утверждением в данной теории обозначено то, что ролевая сущность неразрывно связана с личностью, и является ее основным механизмом и структурой. Вследствие чего, человек никогда не может быть отдельной обособленной единицей. Он является постоянным носителем социальных норм, ценностей и культуры. Какой бы деятельностью человек не был занят, в итоге он постоянно выполняет некоторые социальные функции.
Социальные роли в теории ролей
Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Роль обычно воспринимается как функция, как модель поведения. Эта модель должна быть задана объективно, и имеет субъективную окраску.
Готовые работы на аналогичную тему
Концепция социальных ролей в теории ролей рассматривается как:
- Система ролевых ожиданий, в качестве заданной обществом модели роли. Предполагается, что заданная модель для формирования личности человека является формирующей;
- Социально-психологическая потребность исполнения ролей для реализации межличностного взаимодействия;
- Психологический фактор заключается во влиянии на ролевое поведение личности. Этот фактор воздействует, не зависимо от того, была ли выполнена роль как внутренняя или воображаемая.
Замечание 1
Взаимосвязь всех вышеперечисленных аспектов в совокупности и представляет собою механизм становления личности. Превалирующими в данном случае считаются те ролевые поведения, которые оправдывают социальные ролевые экспектации. Без такого соответствия человек не может социализироваться и понять значимость и ответственность своих поступков и действий.
Функциональный подход к теории социальных ролей
Сторонники этого подхода не признают идеи принятия роли в качестве характерной формы взаимодействия, и построения роли в качестве его результата. Они рассматривают роли на основе существования предписанных и постоянных ожиданий в отношении поведения и как определенные предписания, свойственные определенным позициям.
Культура общества в рамках концепции функционализма обычно рассматривается в качестве единой культурной системой. Из нее исходят правила и предписания, определяющие в некоторых пределах поведение конкретной роли. Такой подход с точки зрения культурных предписаний допускает, что роли часто определяются относительно других ролей, но не признает, что они поддаются построению или модификации в ходе взаимодействия.
Но, тем не менее, люди всегда осознают те роли, которые определяются им в ходе взаимодействия с другими, пытавшимися исполнять другие роли. Предполагается, что эта модель поведения его жестко формализует. В данном случае, роль по своему существу становится наравне с культурными ценностями и нормами, и, в свою очередь, данные нормы уже излишни.
Преодоление одностороннего ролевого подхода предполагает более углубленный анализ качеств и свойств личности. Свойства личности находят применение и проявляются в самых разнообразных сферах жизни. К примеру, даже формирование новых функций и образцов поведения в обществе являются свойствами личности.
Социальный статус и социальные роли
Представление о социальном статусе
Определение 1
Социальный статус – это положение человека в обществе, предусматривающая выполнение им определенных обязанностей и предоставления конкретных прав.
Социальный статус включает в себя роли-функции, выполняемые человеком в конкретной социальной общности, связи, системе. В разных социальных группах один и тот же индивид обладает разными статусами.
Личность обладает широким набором статусов: возраст, пол, семейное положение, должность, профессия, национальность, материальное положение, религиозность, политическое влияние.
Благодаря социализации социальный статус может изменяться, могут появляться новые статусы, а, соответственно, и роли.
Иерархия статусов предусматривает конкретный социальный ранг, которому соответствуют свои социальные роли:
- низкий,
- средний,
- высокий.
Противоречия внутригрупповой или межгрупповой иерархии ведет к несовпадению статусов, что возможно если:
- личность в одной группе находится на высоком статусном ранге, а в другой – на низком;
- права и обязанности одного статуса препятствуют выполнению или нарушают права и обязанности другого статуса.
Готовые работы на аналогичную тему
Представление о социальной роли
Социальная роль – это предполагаемое поведение индивида, обладающего определенным социальным статусом в обществе.
Социальная роль взаимосвязана с:
- ролевыми ожиданиями – то, что ожидают от роли;
- ролевым поведением – то, что индивид осуществляет в рамках своей роли.
Любую социальную роль описывают следующие характеристики (Т. Парсонс):
- способ получения,
- уровень эмоциональности,
- степень формализации,
- масштаб проявления,
- мотивация.
Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей
Человек находится в социальных связях, и его поведения зависит от того с какой социальной группой он взаимодействует: семейной, трудовой, уличной, армейской и др. Социальный статус показывает степень включения индивида в социальные связи и группы, занимаемое в них положение и функциональные обязанности.
Понятия социальные статус и роль взаимосвязаны между собой. Социальная роль выступает функцией социального статуса, его динамичной стороной.
Ролевая система, или ролевой набор – это совокупность ролей, подходящих для определенного статуса. Так, как каждая личность обладает обширным набором статусов, а соответственно и ролей, на практике часто возникают ролевые конфликты:
- в пределах одной социальной роли, включающей конфликтующие и несовместимые обязанности личности;
- между разными ролями.
Внутренние конфликты и напряжения могут вызвать серьезные психологически-эмоциональные срывы. Для их предотвращения существуют защитные механизмы:
- рационализация ролей – индивид, с целью собственного успокоения, бессознательно ищет отрицательные стороны недостижимой, но желаемой роли;
- разделение ролей – исключение из сознания индивида, временное изъятие из его жизни нежелательной роли;
- регулирование ролей – преднамеренное и осознанное освобождение от ответственности за осуществление той или иной роли.
В современном обществе с целью избежать последствий ролевых конфликтов каждый человек использует механизмы осознанного подключения социальных структур и бессознательной защиты.
В классовом обществе набор статусов носит классовый характер, зависящий от социального класса человека. В каждом социальном классе социальные статусы и роли образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями появляется межстатусная или межролевая дистанция.
В процессе жизнедеятельности наблюдается изменение статусного набора и ролевой системы человека, что происходит в результате:
- изменений социальной среды, ее вызовов;
- развития личных интересов и потребностей индивида.
Замечание 1
Для человека характерна способность к усложнению или повышению статусного и ролевого набора.
Роль социологии в социальных сетях
Социология — это исследование человеческого взаимодействия. В последние годы социальные сети открыли совершенно новую область для социологических исследований. Социальные сети открывают новые возможности для человеческого взаимодействия, создавая новые модели поведения для изучения социологами. Социальные сети начинались как взаимодействие между людьми, использующими новые формы технологий, и разговоры становились все более публичными. Студенты, получающие степень бакалавра социологии, будут иметь возможность изучить роль социальных сетей в обществе и наоборот.
Technology продолжает предлагать новые способы удовлетворения потребностей людей, и социальные сети не исключение. Это инструмент для удовлетворения некоторых из самых сокровенных желаний человечества: отношений. Социальные сети позволяют обществу поддерживать эти отношения в глобальном масштабе, имея мгновенный доступ к близким друзьям и семье, а также к людям по всему миру. Благодаря интерактивным технологиям пользователи могут более легко устанавливать связи и взаимодействовать различными творческими способами. Теперь, когда многие пользуются социальными сетями, интересно наблюдать, как это влияет на их поведение.
Участие в социальных сетях демонстрирует врожденную потребность человечества в общении; люди чувствуют себя счастливыми и удовлетворенными, когда общаются с другими. Итак, конечно, с каждым взаимодействием — на нескольких различных уровнях — удовлетворение человека возрастает. Поскольку люди взаимодействуют в массовом масштабе, у них появляется больше возможностей влиять на личную и профессиональную жизнь друг друга.
Исследования доказали, что люди испытывают изменения в своем сознательном и бессознательном поведении, когда они взаимодействуют с другими.Поэтому людям полезно понимать, как другие влияют на них и как эти связи влияют на их жизнь. Часто эти связи дают людям более богатый опыт. Из-за эмоциональной зависимости людей социальные сети приводят как к отрицательному, так и к положительному опыту. Бакалавр социологии может помочь выпускникам изучить, как это влияет на людей, и помочь другим понять эти эффекты.
В конечном счете, успех социальных сетей зависит от социологии, а не от сложности пользовательского опыта этой технологии.Люди добиваются успеха в социальных сетях, предпринимая любое количество действий, начиная с создания большой группы друзей в Facebook или тысяч подписчиков в Twitter. Они делают это, постоянно улучшая свои профили, чтобы их подписчики и друзья были в курсе и интересовались.
Взаимодействие с социальными сетями также необходимо для поддержания бизнеса на плаву, помогая им привлекать потенциальных клиентов. Интерактивное качество и простота использования помогают организациям установить взаимопонимание и доверие. В то же время компании должны понимать, что маркетинг в социальных сетях должен состоять из подлинного взаимодействия, которое включает в себя слушание, чтение и участие, а не простое распространение сообщений массового маркетинга.
Социальные сети также позволяют пользователям создавать связи, связанные с общими делами, и организовывать мероприятия по социальным и политическим причинам. Например, Twitter и Facebook играли важную роль в политических движениях в Ливии, Египте, Тунисе и Алжире.
Социальные сети изменили способ общения людей. Им больше не нужно общаться лицом к лицу. Они могут легко привлечь других людей по всему миру. Этот новый аспект социологии может создать новую динамику власти, когда одни голоса становятся сильнее других из-за их большего присутствия в социальных сетях.Для тех, кто хочет получить степень бакалавра социологии, социальные сети предлагают совершенно новую социологическую вселенную для исследования.
Узнайте об онлайн-программе бакалавриата по социологии Университета штата Арканзас.
Источники:
Социальные сети сегодня: социология и социальные сети
Журналы SAGE: На пути к социологическому пониманию социальных сетей: теоретизирование Twitter
Социология СМИ
.
теорий социальных действий для второго года социологии уровня A — Резюме — ReviseSociology
Мы можем разделить социологические теории на два основных типа: структурные теории и теории действия.
Функционализм, марксизм и феминизм — все это структурных теорий , которые интересуются «обществом в целом» и задают «вопросы общественного уровня», такие как «какие функции образование выполняет для общества и личности»? (Функционализм) или «почему существует несправедливость» (марксизм и феминизм)? Они стремятся понять действия людей, глядя на структуру общества в целом, и в целом считают, что «общество формирует личность».
Социологи, которые принимают точек зрения на социальное действие , обычно отвергают точку зрения о том, что общество имеет четкую структуру, которая направляет людей на определенное поведение. Некоторые теоретики социального действия не отрицают существования социальной структуры, но считают, что эта структура возникла в результате действия индивида; другие утверждают, что социальной структуры не существует. Для целей социологии второго курса вам необходимо знать о четырех теориях действия, каждая из которых имеет несколько разные взгляды на взаимосвязь между социальной структурой и социальными действиями.
Макс Вебер обычно считается основателем теории социального действия — он считал, что нам нужно развивать чуткое понимание, чтобы раскрыть личные значения и мотивы, которые люди придают своим собственным действиям, и что это имеет решающее значение для понимания того, как социальные структуры изменилось со временем. Однако он также считал, что мы можем делать обобщения о типах мотивов, которые были у людей, и что эти общие мотивации находились под влиянием более широкого общества — таким образом, он находится на полпути между теорией структуры и действия, а не чисто теоретиком «социального действия».
Джордж Герберт Мид разработал «символический интеракционизм» , и он уделял больше внимания роли активного человека, чем Вебер.
Для Мида все еще существует общество, которое ограничивает человеческую деятельность в том смысле, что существует ряд ранее существовавших социальных ролей, которые люди должны выполнять, чтобы выжить в обществе. Однако у людей есть значительная свобода формировать свою идентичность в рамках этих социальных ролей и между ними.
Мид также утверждал, что все в обществе открыто для различных интерпретаций и значений — одни и те же институты, социальные роли и индивидуальные действия могут означать очень разные вещи для разных людей.По мнению Мида, люди постоянно интерпретируют и переосмысливают «символические действия» друг друга — и это непрерывный, сложный процесс — если мы хотим понять человеческие действия, нам необходимо понять микродетали того, как люди интерпретируют действия других людей, и как их реакции, в свою очередь, интерпретируются заново, и так далее.
Для того, чтобы по-настоящему понять, почему люди действуют таким образом, нам необходимо понять «самооценку» людей — их идентичности, их представления об «обобщенном другом» (обществе) и микроинтерпретации.
Эрвинг Гоффман разработал работу Мида в своей драматургической теории социального действия — он утверждал, что наиболее подходящий способ понять людей — это рассматривать их как актеров на сцене — люди используют реквизит (например, одежду и язык тела). ) проецировать идеализированные образы самих себя на социальную аудиторию — люди обладают множеством идентичностей, которые меняются в зависимости от социальной среды и аудитории, перед которой они выступают. Помимо социального мира, перед сценой, у всех нас есть закулисные зоны (в основном дома), где мы готовимся к нашим социальным выступлениям, размышляем о том, насколько хороши или плохи были наши выступления, и планируем соответствующим образом их изменить.По Гоффману, люди очень активны и склонны к манипуляциям, и мы, возможно, никогда не сможем увидеть настоящую личность людей, если не будем проводить с ними значительное время в их повседневной жизни.
Теория навешивания ярлыков фокусируется на том, как определения (значения), которые люди навязывают ситуациям или другим людям, могут иметь реальные последствия (даже если эти определения не основаны на реальности) — и утверждает, что люди, находящиеся у власти, обычно имеют больше возможностей навязывать свои определения ситуаций, чем бессильные.Например, родители, учителя и полиция обычно имеют больше полномочий, чтобы наклеить ярлыки и заставить эти ярлыки иметь последствия, чем у молодежи из рабочего класса. Теория маркировки критикует как Мида, так и Гоффмана, утверждая, что, хотя нам нужно смотреть на взаимодействия и значения на микроуровне для изучения маркировки, нам все же нужно понимать, где люди находятся в структуре власти общества, чтобы полностью понять процесс навешивания ярлыков и построение идентичности.
Источники
Большинство публикаций адаптированы из стандартных учебников для получения степени и уровня «А», таких как Haralambos and Holborn (2013) Sociology Themes and Perspectives
.