Социальная роль в обществознании это: 3.12. Социальная роль. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

Содержание

Социальная роль — это… Что такое Социальная роль?

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1].

История термина

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальная роль» оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций). [2]
  • Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
  2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. C.27—35.

Ссылки

Общий курс: Учебное пособие для вузов. Кравченко А. И.

12. Социальная роль

Статус  — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
  С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

 

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.  Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.  Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

 

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

 

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
 

Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

 

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

 

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.

Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

3.12 Социальная роль


Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. 1


Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:


Статусы, определяемые положением индивида в группе:


  • Личный

  • социальный.


Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.


С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.


Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:


  • Основной

  • Неосновной (эпизодический).


Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).


Эпизодические (неосновные) социальные статусывлияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).


Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:


Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).


Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).


 


В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:


  • реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

  • системы ценностей, характерной для данного общества.


Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.


От престижа необходимо отличать авторитет.


Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.


Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека. 2


 


Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.


Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.


 


Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:


  • роль труженика;

  • роль собственника;

  • роль потребителя;

  • роль гражданина;

  • роль члена семьи.


Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.


Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.


 


В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.


Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей. 3


Виды ролевых конфликтов:


  • внутриличностный — возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

  • внутриролевой — возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

  • личностно-ролевой — причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

  • инновационный — возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации. 4


 


BannerFans.com

«Какие бывают виды социальных ролей и как они соотносятся?» – Яндекс.Кью

Философия, конечно, не занимается проблемами, решение которых может принести непосредственную ощутимую выгоду: построить мост, вылечить рак или придумать новый бизнес-проект, который принесёт золотые горы (хотя, согласно одной легенде, последнее удалось провернуть греческому философу Фалесу). Философия говорит о вещах, более общего характера, которые действительно кажутся «отстраненными» от тех проблем, которыми мы забиваем нашу повседневность. Вот только эта ситуация напоминает старый анекдот про человека, который прыгает за висящим под потолком бананом, никак не может его достать, а когда наблюдающие за ним пытаются ему подсказать: «думай, мужик!», он им отвечает: «чего думать-то, прыгать надо!» Иногда прежде чем прыгать, надо сначала подумать — может быть, твоей цели легче достичь другим, неочевидным способом? Хуже того: а все ли цели, которых ты стремишься достичь, действительно заслуживают того, чтобы их достигали? Естественно, когда я вместо того, чтобы гнаться и достигать целей, останавливаюсь и начинаю размышлять над самим целеполаганием, я неизбежно начинаю отставать от других, кто продолжает участвовать в этой вечной гонке. В этом смысле философия действительно «бесполезна».

Эту идею, наверное, лучше всех описал Платон в своем знаменитом «мифе о пещере»: когда философ, который выбрался из пещеры (которая символизирует наш обыденный мир), возвращается обратно, чтобы помочь тем, кто там остался, узники в пещере, вместо того, чтобы его благодарить, набрасываются и убивают его, потому что им кажется, что он пришел с «испорченным зрением» и так же хочет испортить и их самих.

В целом, было бы легко и понятно, если бы философия занималась некоторыми «максимально общими» вопросами, тогда как конкретные науки — проблемами более частного характера, как завещал нам, например, Аристотель. Но здесь возникает другая проблема: философия не может давать окончательные и исчерпывающие ответы на поставленные ею вопросы, как мы обычно ждем от науки. Практически любой философский вопрос имеет, как минимум, 4-5 различных (в том числе, диаметрально противоположных) ответа: познаваем ли мир? Существует ли достоверное знание? В чем состоит природа сознания? Что такое человек? Ну и так далее — сколько философских традиций, примерно столько же существует ответов на данные вопросы. Здесь можно возразить, что на самом деле существуют такие вопросы, на которые человек должен ответить самостоятельно: иначе, для чего ему вообще дан разум? В таком случае, странная «польза» философии в том и состоит, что задавая всё те же вопросы, она снова и снова возвращает нас к размышлению, напоминает, что здесь всё ещё есть над чем подумать, а не закрывать навсегда проблему, как уже «разрешённую».

4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. |

4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

 План.
  • Понятие социальной роли.
  • Виды социальных ролей.
  • Особенности социальных ролей.
  • Ролевой набор.
  • Структура социальной роли.
  • Подростковый возраст и его особенности.
  • Примерный ролевой набор подростка.
  • Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
  • Кризис подросткового возраста и его стадии.
  • Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
  • Дополнительная информация.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.

Виды ролей.
  • Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
  • Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:
  • Стандартизированы
  • Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)

Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.

  • основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
  • ситуационные — пассажира, покупателя….

Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.

Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.

Социальная структура социальной роли.
  • Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
  • Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.
Подростковый возраст.

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Особенности подросткового возраста.
  • Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
  • Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
  • Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
  • Усиление интереса к противоположному полу.
  • Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
  • Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями. 
Примерный ролевой набор подростка:
  • роль мальчика или девочки
  • роль сына или дочери
  • роль брата или сестры
  • роль друга или подруги
  • роль ученика или ученицы
  • роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
  • Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
  • Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).

Кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.

 

Стадии подросткового кризиса.
Позитивная.
  • Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
  • Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.
Негативная.
  • Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
  • Разрушение прежних интересов подростка.
  • Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).

Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.

Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
  • Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
  • Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.

Характеристика социальных ролей.

Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:

  • по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
  • по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
  • по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
  • по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).

Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:

Позитивные роли:

  • член семьи
  • член коллектива
  • специалист и др.

Негативные роли:

  • бродяга
  • попрошайка
  • наркоман
  • алкоголик и др.
 Значение социальных ролей для человека

Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

структура, стратификация, мобильность, социализация и социальная роль.» Октябрь, 4-ая неделя. |

 

Весь материал читайте на данном сайте — там подробно даны лекции по каждой теме. (См. сноски)

Вспоминаем следующие темы :

ПЛАН

 

Выпускнику на заметку

Социальная структура общества.

В понятие социальная структура общества входят все взаимоотношения между группами и общностями, социальные институты, регулирующие эти взаимоотношения, все общности и группы людей по какому-либо признаку.

Обратите внимание на понятия «социальные общности» и «социальные группы», их особенности и признаки, а также типы.

Пример.

 

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях деления на социальные группы, и одно предложение, раскрывающее особенность одной из социальных групп.

Социальная группа – это совокупность людей, характеризующихся общими признаками. В зависимости от этих признаков выделяют типы социальных групп: по количеству, по возрасту, по месту проживанию, по профессии и др. Так по количеств людей в группе выделяют малые (оказывающие большое влияние на социализацию личности) и большие( в которых либо лишь формальные, деловые отношения, либо вообще нет взамодействия0.

 

 

Социальная стратификация.

В основе социальной стратификации всегда лежит неравенство: в доходах в положении в обществе, в отношении к власти, в образовании и др.

В данной теме важно знать типы и модели стратификации, а также понятие «маргиналы», причины возникновения данной группы людей в обществе.

 

Пример.

 

4. Выберите верные суждения о стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.1) «Социальное неравенство» и «социальная стратификация»- это не тождественные понятия.

2)Род, племя, народность – это исторические типы стратификации.

3)Одним из основных критериев деления общества на страты является материальное положение человека.

4) Под политической стратификацией понимается деление общества на управляющих и управляемых.

5)Маргиналы – это люди, занимающее прочную позицию в определённой группе общества.

134

Ответ: ___________________________.

 

 Социальная мобильность

Это несложная тема. Мобильность – это любые перемещения человека в обществе, с изменением или нет его статуса.

Знайте отличия вертикальной и горизонтальной мобильности, а также каналы («социальные лифты») мобильности, то есть каким путём можно повысить или понизить свой статус.

Пример.

5. Установите соответствие между видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ
А) Инженер Сергеев был назначен руководителем отдела инноваций.Б) Ирина получила диплом об окончании вуза.

В)Врач  Григорьев переехал из деревни в город, продолжая заниматься врачебной практикой.

Г)Офицер Иванов получил очередное воинское звание.

Д) Семья Степановых переехала на жительство в Германию, где отец семейства продолжал заниматься педагогической деятельностью.

1)вертикальная2) горизонтальная

        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Социализация.

Социализация- процесс приобретения человеком социально-значимых качеств. Именно в процессе социализации человек становится личностью.

В данной теме нужно хорошо отличать первичную и вторичную социализацию, а также знать агентов социализации, то тесть тех людей, социальные институты, которые способствуют формированию личности.

Пример.

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают агентов первичной социализации

1)семья; 2)классный руководитель; 3)директор завода;

4)спортивный тренер; 5)мэр города; 6) друзья.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 Социальный статус.

Социальный статус – это положение, которое занимает человек в обществе в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием и др. Социальный статус бывает предписанным, достигаемым и смешанным , а также межгрупповым и внутригрупповым. Каждому статусу соответствует свой статусный набор.

Пример.

4. Выберите верные суждения о стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Национальность – это достигаемый статус.

2)Военная форма- это компонент статусного набора.

3)Предписанный статус можно изменить в течение жизни.

4) Достигаемый статус зависит от желаний и стремлений человека.

5)Каждому статусу соответствуют определённые социальные роли.

245

Ответ: ___________________________.

 Социальная роль.

Социальная роль- это поведение каждого из нас в обществе. Так как в течение дня мы находимся среди разного окружения- в семье, школе, на работе и пр., то и социальные роли при этом различные. Нужно хорошо осознавать, как веси себя в том или ином случае. Социальная роль должна соответствовать социальному статусу, но человек всегда должен вести себя , учитывая законы общества, моральные и правые, каким бы его статус ни был.

Пример.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях социальных ролей, и одно предложение, раскрывающее одну из социальных ролей человека.

Социальная роль – это поведение человека в обществе, ориентированное на тот или иной статус. Социальная роль стандартизирована, стоится на системе прав и обязанностей. Так ученик обязан выполнять устав школы, не нарушать дисциплину, выполнять домашнее задание, ходить в школьной форме. образец которой утверждён и отражён в уставе и пр.

 

Домашнее задание:

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28)по следующим темам:

«Социальная стратификация.»

«Социализация.»

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания

Проверьте домашнее задание по занятию № 6.

Мораль

  1. Понятие морали.
  2. Отличие морали от нравственности.
  3. Функции морали:
  • Воспитательная
  • Регулирующая
  • Контролирующая
  • Мотивационная
  1. Основные категории морали:
  • честь
  • совесть
  • добро
  • долг
  • милосердие и др.
  1. Формирование высших моральных качеств личности — одна из важнейших задач семьи и общества.

 

Религия

  1. Понятие религии
  2. Функции религии:
  • регулирующая
  • мировоззренческая
  • интеграционная
  • коммуникативная
  • воспитательная
  • компенсаторная и др.

 

  1. Мировые религии:
  • Буддизм
  • Христианство
  • Ислам
  1. Роль религии в формировании высших моральных качеств личности.

 

Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна

 

 

Обзор социальных наук | Субъекты

Найдите программы последипломного образования в разделе СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Экономика Образование География История Право Политика Психология Социология Лингвистика

Социальные науки являются важной частью сегодняшней культуры и затрагивают все области жизни, и Европа имеет давнюю историю с ними. Сегодня два из пяти лучших университетов мира в области социальных наук — европейские.Многие европейские университеты специализируются на социальных науках, как видно из таких мест, как Лондонская школа экономики и политических наук или Science Po в Париже. Однако даже те, кто не специализируется на социальных науках, преуспевают в них, включая такие места, как Амстердамский университет, основанный в 1600-х годах, или Копенгагенский университет, старейший университет в Дании.

Европа уже давно является лидером в развитии этих наук, что видно на примере Германии, что привело к появлению экспериментальной психологии или влиянию Швейцарии на структурную лингвистику.История инновационной мысли делает Европу идеальным местом для изучения этих предметов сегодня.

Социальные науки: определение

Что такое социальные науки? Хорошее определение дает Европейский научный фонд: социальные науки — это те предметы, которые исследуют и объясняют людей. Это включает в себя множество способов — от понимания того, как работают умы, до того, как функционируют общества в целом. Основные социальные науки: антропология, археология, экономика, география, история, право, лингвистика, политика, психология и социология.

Зачем изучать общественные науки?

Так зачем изучать общественные науки в аспирантуре? Для некоторых это шанс продолжить изучение предмета, который они любили в студенческие годы.

Рэйчел, нынешняя студентка магистратуры, объясняет: «Мне очень нравилось писать мою бакалаврскую диссертацию, и я хотел иметь возможность делать больше подобной работы … Я хотел получить степень магистра, потому что не хотел отказываться от нее. мой предмет только что. »

Для других это преимущество в их запланированной карьере.В частности, такие предметы, как право или экономика, хорошо подходят для конкретных карьерных целей. Даже при изучении более открытых предметов количество преданности делу и работы, ожидаемой во время обучения в аспирантуре, многое говорит о ваших способностях, и это то, на что работодатели обратят внимание. Вы также научитесь многим передаваемым навыкам, например, как использовать ранее полученную информацию в новых ситуациях и как быстро освоить новые концепции.

Алиса, в настоящее время изучающая антропологию, нашла, что ее степень уже ведет ее к работе — “…работает над временной выставкой и общественным музейным проектом. “

Частные общественные науки

Теперь давайте конкретно рассмотрим предметы, известные как социальные науки:

Антропология

Известная как «наука о человечестве», антропология охватывает широкий круг вопросов — от человеческого поведения до культурных отношений и того, как эволюция человечества повлияла на структуру общества. Его часто называют одновременно научным и гуманистическим, что означает, что он хорошо подходит для тех, кто хочет потакать своим увлечениям обоими этими видами предметов — и, хотя в какой-то степени он сосредоточен на истории, есть много шансов применить его в современных условиях. !

Археология

Хотя многие люди думают, что археологи похожи на Индиану Джонса, правда совсем другая — хотя не менее интересная.Подобно антропологии, изучающей человечество, она гораздо больше полагается на материальные свидетельства, оставленные культурами. Предстоят земляные работы, анализ и изыскания. Богатая история Европы — с Римской империей, викингами и многим другим — означает, что это идеальное место для изучения.

Экономика

Экономика изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг. Вы можете выбрать пристальный или широкий взгляд, но в целом все сводится к рассмотрению того, как работают экономические системы мира.Эти знания могут применяться как теоретически, так и практически, что означает, что этот предмет хорошо подходит для всех, кто интересуется текущим экономическим миром.

География

Хотя многие из нас могут помнить географию как школьный предмет, связанный с картами, она выходит за рамки этого — анализирует население, саму землю, взаимосвязь между ними и часто связывается с науками о Земле (такими как геология). На уровне последипломного образования вы сможете специализироваться в определенной отрасли, например, в океанологии, управлении окружающей средой или географии туризма.

История

История — обширный предмет, охватывающий большие области и временные периоды миров. Хотя обучение в аспирантуре дает вам возможность специализироваться, вы по-прежнему будете использовать аналогичные навыки — интерпретировать источники, изучать текущие теории прошлого и сравнивать идеи с имеющимися доказательствами. Благодаря долгой, хорошо задокументированной истории Европы у вас есть возможность увидеть места, которые вы изучаете, из первых рук.

Закон

«Изучение права» даст вам возможность изучить различные правовые системы и сосредоточиться на конкретной области — договорном праве, международном праве или уголовном праве, и это лишь некоторые из них.Дальнейшее обучение юриспруденции особенно полезно, если вы намереваетесь сделать это как карьеру, хотя его можно изучать исключительно в академических целях.

Посетите LLMSTUDY.COM для получения исчерпывающих советов и информации об изучении LLM.

Языкознание

Лингвистика — это изучение языка с учетом его формы, контекста или значения. Вместо того, чтобы учиться говорить на определенном языке, речь идет больше о том, как работает сам язык. В лингвистике существует широкий спектр исследований, от изучения грамматики до овладения языком или эволюции языка.Учитывая, что в ЕС 23 официальных языка, а в самой Европе более 60 региональных языков и языков меньшинств, что может быть лучше для изучения лингвистики?

Политология

Политика влияет на все стороны жизни, поэтому неудивительно, что она является такой увлекательной областью изучения. Этот предмет, который часто разбивается на политическую философию, сравнительную политику и международные отношения, позволяет изучать как исторические, так и текущие события. Опять же, эта степень идеально подходит как для тех, кто стремится сделать карьеру в этой области или смотрит на нее с академической точки зрения, так и с учетом того, что в ЕС так много разных систем, это фантастическое место для ее изучения.

Психология

Как теоретическая, так и экспериментальная психология использует изучение как социального поведения, так и нейробиологических процессов. Обладая такой широкой областью изучения — человеческим разумом, — вы будете специализироваться в определенных областях, например, в развитии ребенка, межличностных отношениях или социальной психологии. Европа имеет долгую историю с психологией, благодаря участию Германии в ее развитии, поэтому, обучаясь здесь, вы присоединитесь к длинному ряду ученых-новаторов.

Социология

Социология — это исследование общества как на индивидуальном, так и на структурном уровне.Охватывая такие темы, как класс, религия и социальная мобильность, есть широкий выбор, на котором можно специализироваться. Некоторые социологи работают исключительно в теоретических целях, в то время как другие намереваются использовать свои открытия в политике или социальном обеспечении. На таком многокультурном континенте, как Европа, с ее большим разнообразием обществ, вы найдете много интересного для изучения, а с учетом количества изменений, произошедших за последнее столетие, определенно найдется область, которая вас заинтересует.

Вкратце …

Конечно, эти предметы — не единственные области, которые вы можете изучать, которые подпадают под эгиду социальных наук.В каждом университете будет множество различных курсов, включенных в их отдел социальных наук — в некоторых из них вы также увидите международные отношения, бухгалтерский учет или исследования в области СМИ. Эти и многие другие предметы по общественным наукам сегодня предлагают многие европейские университеты.

Что входит в аспирантуру социальных наук?

Теперь, когда мы рассмотрели социальные науки абстрактно, давайте обратимся к более конкретным вещам, а именно к тому, что включает в себя аспирантура.

Во-первых, какие бывают виды аспирантуры? Есть степени магистра, как преподаваемые, так и исследовательские. Преподаваемые мастера похожи на курс бакалавриата с экзаменами, регулярными занятиями, лекциями и т. Д. Они также включают диссертацию, хотя иногда вы можете пропустить ее и вместо этого получить диплом о высшем образовании. Степень магистра по исследованиям больше похожа на диссертацию в целом — она ​​сосредоточена на написании диссертации с помощью научного руководителя. Обычно это около года или двух на полную ставку, дольше — на неполную.

Следующий уровень — докторская степень. Для получения степени доктора философии вы исследуете тему под руководством научного руководителя с намерением написать диссертацию объемом около 100 000 слов. Обычно они занимают от трех до четырех лет полный рабочий день или до шести лет неполный рабочий день.

Как это будет учить?

Если вы выберете курс обучения в магистратуре, он будет похож на курс бакалавриата, но не ожидайте, что он будет таким же. Гораздо больше полагается на независимое изучение, и свобода выбора темы часто может показаться подавляющей.Тем не менее, когда дело доходит до обучения по программе магистратуры, есть много положительных моментов.

Лорна, студентка из Швеции, говорит: «Я обнаружила, что моя мотивация участвовать в групповых обсуждениях резко возросла с момента поступления в аспирантуру».

Для ученой степени эти моменты еще более важны — вы будете писать по определенной области исследования и, в течение степени, работать со своим научным руководителем, чтобы придумать что-то интересное и хорошо изученное.Задача, конечно, но стоящая.

Дэн, который недавно завершил свою магистерскую программу, заявляет: «Иногда пугает знать, что вы сейчас проводите какое-то исследование, не только как его чтение, но и приятно, когда вы делаете ссылку, которая еще не была сделана. кем-то другим — зная, что то, что вы пишете, является вашей собственной, оригинальной работой ».

Стоимость обучения

Далее сборы. Поскольку эта статья пытается охватить большую часть Европы, цифры здесь не будут слишком явными, но они предназначены для того, чтобы дать вам представление о том, чего ожидать.В Великобритании средняя плата за обучение в аспирантуре составляет около 8000 фунтов стерлингов (9900 евро). Что касается остальной Европы, многие страны вообще не взимают плату со студентов из ЕС — Финляндия, Греция и Норвегия являются примерами этого. Некоторая плата за семестр — например, в немецких университетах около 500 евро за семестр. В других случаях взимается плата за регистрацию, а не за обучение. Как видите, расходы разные. Имейте в виду, что это только плата за обучение — также следует учитывать расходы на проживание. Финансирование доступно, хотя для его поиска потребуется много исследований.Некоторыми примечательными примерами являются стипендии, предоставляемые отдельными университетами и Советом по исследованиям в области социальных наук (SSRC).

Требования к поступающим

Как и в случае с платой за обучение, вступительные требования будут различаться от страны к стране и от университета к университету, но обычно они требуют уровня 2.1 или эквивалентного или некоторого профессионального опыта в данной области. Лучше рассматривать каждый курс индивидуально, чтобы точно определить, что вам нужно. Поскольку курсы преподаются на английском языке, вам также необходимо иметь 6 баллов по IELTS.5–7.0 или эквивалент, или получить степень бакалавра на английском языке.

Перспективы на будущее

Есть еще одна конкретная вещь, на которую стоит обратить внимание — что вы можете делать после получения степени магистра.

Кэтрин, которая училась в аспирантуре по региональным исследованиям, говорит: «Я знала, что ряд возможностей откроется для меня в результате обучения в магистратуре, установления новых контактов и написания диссертации».

Если вы обнаружите, что обучение в аспирантуре только заставляет вас больше любить свой предмет, вы можете подумать о переходе в академические круги — либо с дальнейшим изучением, либо с преподаванием, либо с исследованиями.Тем не менее, если вы предпочитаете оставить академическую жизнь позади, вы обнаружите, что аспирантура подготовит вас ко всему, что связано с определенным уровнем познания общества — правительственной работе, экономике или праву. Вы можете заняться психологией, рекламой или социальной работой. Набор навыков, приобретенных в аспирантуре, достаточно широк, чтобы вы могли применить их во многих областях и добиться успеха.

Джейми, еще один недавний выпускник, говорит: «Моя степень научила меня не только моему предмету, но и тому, как ясно писать, думать самостоятельно и анализировать информацию — навыки, которые впоследствии помогли мне в выбранной мной карьере.”

Имея степень магистра социальных наук, возможности безграничны.

Найдите программы последипломного образования в разделе СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Статьи по теме

Что такое общественные науки?

10 лучших программ магистратуры по антропологии

В центре внимания: аспирантура по истории

В центре внимания: аспирантура по лингвистике

В центре внимания: аспирантура по психологии

В центре внимания: аспирантура в области политики

Стипендии на обучение для аспирантов

.

Социальные науки — определение социальных наук в The Free Dictionary

Но все же Сергей Иванович ожидал, что его книга своим появлением обязательно произведет серьезное впечатление на общество и, если она не вызовет революции в социальных науках, во всяком случае произведет большой переполох в научном мире. Огромный прогресс, достигнутый со времен Шелли в познании истории и социальных наук, проливает безжалостный свет на абсурдность этой теории, показывая, что социальные институты, какими бы ужасно несовершенными они ни были, отнюдь не в основном плохие, а скорее представляют медленные достижения тысячелетнего болезненного прогресса; тем не менее эта теория должна была непреодолимо апеллировать к такому импульсивному и неопытному идеализму, как идеализм Шелли.Когда Пол Тихлорн поступил в колледж, он дал понять, что занимается общественными науками. Ллойд Инвуд, поступивший в то же время, выбрал тот же курс. Дизайн и статистика исследований в области социальных наук: Практическое руководство по методам исследования и анализу SPSS Альфреда П. Организация имеет национальное членство и отвечает за публикацию журнала Journal of Сельские социальные науки. Как специалист по изучению афроамериканцев в целом и истории афроамериканцев и американцев европейского происхождения в социальных науках в частности, я был сбит с толку внешне простым, но дьявольски сложным вопросом: почему нужно следовать моей узкой линии? Он сказал, что социальные науки необходимо тщательно изучать наряду с точными науками, и что они во многом дополняют друг друга.Королевский университет Пномпеня, Королевский университет изящных искусств и Национальный институт образования подписали в понедельник меморандум о взаимопонимании (МоВ), в котором соглашаются учредить совместный институт социальных и гуманитарных наук в сфере высшего образования. совместное превосходство академиков, политиков и профессионалов, предлагающих инновационные идеи устойчивого развития в новых областях социальных и гуманитарных наук. Ограничение осмотрительности с помощью данных социальных наук: Insite2nd International Conference on Social Sciences & Interdisciplinary Studies Этот выпуск исследовательского журнала New Horizons состоит из статей по различным аспектам социологических исследований..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *