Социально психологическая: Урок 6. Социальная психология
где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Социальный психолог специализируется на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек».
Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см.
выбор профессии по интересу к школьным предметам).
В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал
точный тест
на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Краткое описание
Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.
Особенности профессии
Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:
- Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
- Мониторинг психологической безопасности участников группы.
- Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
- Создание и реализация программ, нап
разбираемся в принципах и направлениях
В этой статье:
Задачи социальной психологии формируются из ее области действия – изучения закономерностей и явлений среди людей, объединенных в какие-либо группы. Также в сферу интересов данной области психологии попадает и зависимость качеств личности от окружающего социума.
Социальная психология имеет несколько направлений, которые разными способами решают те или иные проблемы. В нашей статье мы расскажем о том, какие задачи лежат перед социальной психологией и есть ли связь между этой областью познания и астрологическим опытом.
Функции и задачи социальной психологии
Рассмотрение подходов, используемых учеными нашей страны и за рубежом, позволяет выделить такие задачи социальной психологии:
- изучение социально-экономических явлений, процессов, установление их сущности, содержания, вариантов проявления, закономерностей;
- продолжение углубленных исследований социально-психологических явлений на стыке с другими науками;
- установление контактов с учеными, представляющими другие сферы познания, для разъяснения позиций во время исследований;
- пересмотр актуальных социально-психологических проблем на фоне изменения социальных условий;
- исследование новых этнических, классовых явлений, а также событий в сфере экономики, политики;
- отслеживание изменений в массовом сознании, настроениях, общественном мнении;
- детальная оценка того, насколько с изменениями в обществе повышается роль интересующего нас направления в науке;
- грамотное сочетание теории и практики;
- установление взаимосвязи отечественной социальной психологии с аналогичными направлениями, практикуемыми за границей.
Еще одно немаловажное направление работы состоит в изучении преступного, асоциального поведения, массовых протестов, террористических действий, пр. Спектр задач и проблем, рассматриваемых социальной психологией, зависит от актуального состояния общества, и смысл деятельности ученых состоит в том, чтобы воздействовать на существующие проблемы.
Опираясь на указанные выше задачи, можно назвать такие функции социальной психологии:
- Теоретико-методологическая, то есть установление используемых принципов, методов, путей познания. Сюда же относится выявление сущности исследуемых явлений, особенностей их формирования, развития, проявления в современном обществе, а также создание концепций, инструментария, прикладных подходов к изучению присутствующих на данный момент феноменов.
- Мировоззренческая – представляет собой сочетание современных научных представлений о психологической природе человека. В основе данной функции лежит исследование проблемы верного формирования представлений о системе человек – группа – общность – общество.
- Регулятивная, а именно влияние социально-психологических факторов на развитие отношений в обществе, способы управления ими, позволяющие решать задачи социальной психологии.
- Прогностическая дает возможность оценивать динамику, перспективы развития общественного сознания и духовной жизни на основании специфики функционирования социально-психологических явлений.
- Аксиологическая предполагает определение существующих, мнимых социально-психологических ценностей для деятельности отдельного человека и общества в целом.
Принципы социальной психологии
- Принцип социальной и психологической комплексности.
Нужно понимать, что речь идет о разделе, который находится на стыке социологии и психологии. Иными словами, предметом и задачами этого направления социальной психологии является рассмотрение, изучение и раскрытие психологических проблем, связанных с социальными. Именно пограничное положение социальной психологии обуславливает специфику социальных фактов, закономерностей, механизмов, формирующих социально-психологическую реальность.
- Принцип социально-психологической причинности.
Считается, что социально-психологические явления имеют отражательный характер. Иными словами, речь идет о возникающем в сознании людей идеальном образе окружающей социальной действительности. Причина социально-психологических явлений всегда кроется в объективных обстоятельствах, возникающих в течение жизни конкретных групп и отдельных людей.
Кроме того, на человека, находящегося в группе, воздействуют психологические особенности, взгляды, настроения, желания, поведение его окружения. Совместная жизнедеятельность людей, общение, выражение эмоций, мнений, намерений невозможны без параллельного обмена продуктами психологии. Таким образом формируются общности людей, происходит их интеграция, объединение в группу и отделение от остальных групп.
Самыми понятными проявлениями взаимного влияния людей друг на друга является информирование, обучение, пояснение, убеждение, побуждение или приглашение к действию. Человек постоянно находится под малопродуманным психологическим воздействием со стороны СМИ, средств пропаганды, пр. Социально-психологическое отражение под действием окружающей среды приобретает двойную социальную причинность, поскольку одновременно получает роль субъекта отражения социальной реальности и объекта, находящегося под влиянием активных элементов.
- Принцип единства социально-психологических явлений, среды, активности.
Среда, активность людей, то есть их общение и совместная деятельность воздействуют на социально-психологические явления, присутствующие в различных группах. Увеличение численности группы всегда приводит к сокращению роли общения и совместной деятельности. На фоне этого возрастет уровень воздействия среды, объективных условий жизнедеятельности.
- Принцип социально-психологической системности.
Если сравнивать индивидуально-психологическую и социально-психологическую реальность, то вторая располагается на более высоком системном уровне, имеет сложные причины для формирования, закономерности, механизмы. Психология отдельных людей, включенных в связи друг с другом, считается составляющей этой системы.
При решении задач социальной психологии важно понимать, что наравне со всеми остальными существующими системами социально-психологическая реальность не может считаться просто суммой свойств ее элементов. Речь идет о целостной совокупности со специфическими системными характеристиками, возникающими в результате деятельности элементов. Их взаимодействие друг с другом и со средой оказывает обратное влияние на участников системы, за счет чего они подчиняются законам целостного функционирования.
- Принцип социально-психологического развития.
Личность развивается в непрерывно меняющейся социально-психологической среде, что связано с постоянным изменением общества. Именно процессы в последнем сильнее всего отражаются на происходящих в человеке изменениях.
- Принцип объективности.
Задачи социальной психологии недостижимы без достоверности знания, полученного в процессе проводимых исследований.
Концепции различных направлений социальной психологии
- Психоаналитическое направление.
При создании данного направления современные ученые опирались на концепцию и социально-психологические воззрения Зигмунда Фрейда. Одна из теорий была выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном – английским психоаналитиком, который считал, что социальная группа представляет собой макровид индивида. Иными словами, группы имеют те же особенности и качества, что и отдельные личности, а межличностные потребности соответствуют биологическим. Согласно данной теории, в каждом человеке заложена потребность нравиться окружающим и быть частью группы. Функцию высшего регулирования получает лидер такой группы.
Неофрейдисты решают одну из задач социальной психологии, а именно объяснение отношений между людьми через человеческие подсознание и эмоции. - Необихевиористское направление.
В основе метода лежит наблюдение, при этом исключаются специфические особенности поведения людей, теоретические материалы, сфера ценностей, мотивации. Согласно данному подходу, поведение человека непосредственно связано с научением, а организм подстраивается к существующим условиям. При этом ученые не согласны, что среда может преобразовываться в результате деятельности человека. Ключевой тезис данного направления гласит: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.
Самым знаменитым представителем этой школы считается Беррес Фредерик Скиннер – американский психолог и писатель. В своих работах он говорил о том, что принцип действий человека в социуме зависит от последствий его поведения, то есть присутствует так называемое оперантное обусловливание.
Среди теорий необихевиористского направления лучше всего известна теория агрессии 1930 года. В ее в основе лежит гипотеза «агрессии-фрустрации», то есть поведение каждого человека базируется на агрессивном состоянии.
Два рассмотренных нами направления одинаково трактуют поведение человека: в его основе они видят желание получить удовольствие, не связывая исторические условия с актуальными потребностями и окружением. - Когнитивистское направление.
Название происходит от слова «cognition», то есть познание. Основой социально-обусловленного поведения в данном случае считаются особенности познавательных процессов людей. Получается, что поведение базируется на понятиях человека, социальных установках, взглядах, ожиданиях. Отношение человека к объекту зависит от его категориального значения, что наиболее четко отражается в ключевом тезисе данного направления: сознание определяет поведение. - Интеракционистское направление.
В основе данного подхода лежит проблема взаимодействия внутри социальной группы, то есть осуществления интеракций с учетом социальных ролей участников сообщества. Термин «социальная роль» появилось в 1930-е годы благодаря Джорджу Герберту Миду – американскому социологу и философу.
Среди представителей данного направления стоит назвать американского социолога ШибутаниТамотсу, Арнольда Маршала Роуза – социолога и политолога из США, а также Манфорда Куна – американского социолога, являвшегося лидером символического интеракционизма. Основное внимание в данном подходе уделяется следующим социально-психологическим проблемам: коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус, пр. Созданный Гербертом Мидом и его коллегами понятийный аппарат активно используется для решения задач социальной психологии.
Интеракционизм признает, что человеческая психика имеет социальную обусловленность, что является основой общения. Эмпирические исследования представителей данной школы доказали: в аналогичных социальных ситуациях люди реагируют схожим образом. Но нужно понимать, что интеракционисты рассматривают социальное поведение, не углубляясь в содержание процесса такого взаимодействия.
Пересекающиеся задачи социальной психологии и астрологии
Астрология не может существовать отдельно от психологии. Дело в том, что настоящий астролог обязательно должен быть и психологом, даже если в данной сфере не принято использовать такое звание.
Понимание психологии важно для астролога в той же степени, что и знание расположения звезд. Дело в том, что речь идет о науке, рассматривающей взаимодействие ритмов человека с ритмами вселенной в прошлом, настоящем, будущем.
Благодаря астрологии удается решить целый ряд задач социальной психологии, разобраться в причинах определенных событий в жизни человека и их последствий. Также эта наука позволяет понять нечто скрытое, смысл происходящего, вещи, которые не всегда объясняются логикой.
Здесь используются интеллектуальный и интуитивный подход. Благодаря астрологии, можно узнать существующие возможности и самостоятельно решать, как их применить. Такое сочетание подходов позволяет человеку выбирать, он может сам направлять свою активность, стать наиболее эффективным в определенной сфере деятельности.
Астрология тесно связана с психологией, ведь восприятие реальности и действия зависят от особенностей конкретной личности. Выбор, осуществляемый в каждую минуту жизни личности, зависит от ее внутреннего мира. Поэтому основным объектом изучения данной науки является внутренний мир человека. На него накладываются событийные поля, демонстрирующие, каким образом особенности индивида проявляются при контактах с внешним миром и как последний воздействует на формирование личности.
Астропсихология оперирует понятиями и методами социальной психологии и астрологии.
Нередко приходится сталкиваться с мнением, что человеку может помочь только он сам, так как никто другой не знает его лучше. Именно поэтому многие отказываются от консультаций психологов, не понимая, зачем это нужно. Причина здесь простая – такие люди не представляют, что входит в сферу обязанностей психолога, как он работает, каковы задачи социальной психологии. И далеко не каждый человек в эмоционально трудные для себя этапы жизни считает, что ему требуется помощь извне. Но так как без поддержки в подобной ситуации обойтись трудно, мы неосознанно обращаемся к окружающим: к друзьям, знакомым, близким родственникам, сослуживцам, соседям. В результате получаем непрофессиональную, а значит, неполноценную помощь.
Гораздо рациональнее обратиться к астропсихологу, так как именно у этого специалиста есть знания как в сфере психологии, так и астрологии.
Причина внешних трудностей обычно кроется в нерешенных внутренних проблемах. Любой человек, даже не желая того, проецирует свой внутренний мир вовне. Поэтому работа над собой позволяет изменить себя, скорректировать события, окружение, отношение со стороны других представителей социума, а значит, и судьбу. Оба интересующих нас направления науки позволяют людям увидеть, понять и научиться контролировать себя.
Чем больше у вас есть информации о самом себе, тем проще ваша жизнь, ведь подобное знание дает определенную власть над собой. Задачи астрологии и социальной психологии одинаковы – они состоят в том, чтобы упростить жизнь человека, отталкиваясь от особенностей его внутреннего мира.
Астропсихолог, проводя консультацию, старается помочь осознать конфликт, проблему и в результате принять конкретное решение.
Правда, некоторые люди не готовы работать над собой – они хотят за свои деньги получить готовый ответ, выход из ситуации. Но не стоит перекладывать ответственность за свою жизнь и счастье на стороннего человека, какую бы из областей знания он ни представлял. Знакомство с собственным внутренним миром через изучение гороскопа требует немалого труда.
Допустим, у вас Юпитер в шестом доме поражен Луной, а значит, вы не сможете выстроить нормальные отношения с начальством, так как вам мешает собственная суетливость.
Если вы всецело поглощены домашними проблемами, не можете оторваться от телефона, контролируя ребенка или убегая с работы по бытовым делам, руководство вряд ли будет от этого в восторге. Даже если повезет с понимающим начальником, все равно вам от него будет попадать, так как такой расклад обусловлен вашей астрологической ситуацией.
Описав суть проблемы, астрологи предлагают, каким образом человек может проработать свои планеты. Таким образом он скорректирует свои действия на работе, поймет суть своих поступков и сможет изменить их, получив контроль над своим поведением. Иными словами, астрология дает возможность найти корень проблем, а основной задачей социальной психологии является исправление ситуации.
Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи
Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.
На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.
Социально-психологическая характеристика личности
Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.
Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.
Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.
Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву
Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.
Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.
Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.
Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.
Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.
К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.
Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.
Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.
Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.
Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.
Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.
Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.
Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.
В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.
Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.
Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.
Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.
Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.
Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.
Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.
Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.
Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.
Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.
Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.
По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.
Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.
Социальная характеристика личности
При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.
Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.
Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.
На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.
Социально-психологическая характеристика группы
Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.
Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.
Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.
Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).
Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.
Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.
Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.
Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.
Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.
Социально-психологическая характеристика коллектива
Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.
Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.
Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.
В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т.д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.
Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.
Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.
Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.
Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.
Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.
Социально-психологическая характеристика ребенка
При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.
Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.
При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.
В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.
Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.
Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.
В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.
Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.
Социально-психологическая характеристика семьи
Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.
В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.
Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.
Семья должна нести определенные социальные функции:
- воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
- хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
- экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
- духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
- социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
- функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.
Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мы уже в телеграм! Подписывайтесь!
Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи
Каждый человек имеет свою характеристику, которая определяется своими социальными или психологическими качествами. Личность объединяется с другими индивидами в группы, семьи, коллективы, которые также начинают носить социально-психологическую характеристику. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит данное явление на своих страницах.
Что такое социально-психологическая характеристика?
Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.
Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.
перейти наверх
Социально-психологическая характеристика личности
Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.
На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.
Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.
Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.
Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.
Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:
- Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
- Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
- Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
- Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
- Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
- Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
- Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.
перейти наверх
Социальная характеристика личности
Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.
Выделяют 2 социальные роли:
- Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
- Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.
Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.
перейти наверх
Социально-психологическая характеристика группы
Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.
Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.
Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.
Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).
В группе становятся важными два фактора:
- Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
- Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.
перейти наверх
Социально-психологическая характеристика коллектива
Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.
Характеристикой коллектива являются:
- Общественное настроение.
- Общественное мнение, установки, убеждения.
- Коллективные традиции, обычаи, привычки.
- Общественные чувства.
- Требования, авторитетность и взаимные оценки.
В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.
Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:
- Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
- Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
- Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
- Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
- Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.
перейти наверх
Социально-психологическая характеристика ребенка
Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет. В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи. Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.
Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.
В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.
В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям. Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями.
В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.
перейти наверх
Социально-психологическая характеристика семьи
Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:
- Общение между супругами.
- Общение родителей с детьми.
- Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.
Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.
Семья выполняет следующие функции:
- Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
- Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
- Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
- Духовное развитие каждого члена.
- Развитие досуга, его обогащение.
- Определение социального статуса каждого члена.
- Психологическая защита и эмоциональная поддержка.
перейти наверх
Итог
Каждая система обретает ту социально-психологическую характеристику, которая складывается из всех качеств и особенностей каждого ее члена. Человек сам обладает некой характеристикой, которая в итоге формирует ту систему, в которую он входит как неотъемлемая часть, звено.
Социальная психология
Конспект лекций
Ст. преп. Гудзенко
Лариса Геннадьевна
кафедра психологии
и педагогики, 420.
Литература:
Андреева,
Г.М. Социальная психология. – М.: Владос,
1996.Шевандрин,
Н.И. Социальная психология в образовании.
Ч.1. – М., 1995.Реан,
А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная
педагогическая психология. – СПб.:
Питер.Майерс,
Дэвид. Социальная психология. СПб.:
Питер, 1997.Крысько,
В.Г. Социальная психология:
словарь-справочник. – Мн.: Харвест. –
М.: АСТ, 2001. – 688 с.Кутасова,
Т.В. Хрестоматия по социальной психологии.
– 1994.
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Место
социальной психологии в системе наукИстория
формирования социально-психологических
идейМетоды
социальной психологииЭтика
психологического исследования
1.
Возникла
она на стыке наук – психологии
и социологии
– и имеет
свой особый статус. Элементы социальной
психологии складывались внутри
антропологии,
этнографии, криминологии, языкознании,
а также в рамках различных философских
учений.
Социальная
психология – это
отрасль психологии, изучающая
закономерности поведения и деятельности
людей, обусловленных включением их в
социальные группы, а также психологические
характеристики самих этих групп.
Классификация социально-психологических явлений.
1.
По принадлежности
к разным общностям и субъектам:
1)
Социально-психологические явления,
возникающие в организованных
общностях:
а)
в больших
группах: нациях (этносах), классах,
религиозных конфессиях, политических
и общественных институтах (организациях).
б)
в малых
группах: межличностные отношения,
групповые устремления, настроения,
мнения и традиции.
2)
Социально-психологические явления,
возникающие в неорганизованных
общностях
(слабо организованных), под которыми
принято понимать толпу и другие
разновидности скопления людей. Явления,
которые здесь возникают, называют
массовидными, а поведение людей –
стихийным. К ним относят психологию
толпы, психологию паники и страхов,
психологию слухов, психологию массовых
коммуникативных процессов (психологию
воздействия), психологию рекламы и т.д.
3)
Социальная психология изучает личность,
т.к. она в процессе взаимодействия и
общения с другими личностями представляет
собой совершенно иной феномен, нежели
индивид, не включенный в различные
общественные и межличностные отношения.
Более того, под влиянием этих отношений
личность часто трансформируется. Все
это и принимает во внимание специальная
отрасль – социальная психология
личности.
2.
По отнесенности
к различным классам психологических
феноменов
социально-психологические явления
можно разделить на:
1) рационально
осмысленные – социальные взгляды,
представления, мнения, убеждения,
интересы и ценностные ориентации,
традиции людей и их групп;
2) эмоционально-упорядоченные
– социальные чувства и настроения,
психологический климат и атмосфера;
3) массовидные
(стихийные).
3.
По устойчивости
социально-психологических явлений:
1) динамичные –
например, различные виды общения;
2) динамико-статичные
– например, мнения и настроения;
3) статичные –
например, обычаи, традиции.
4.
По степени
осознанности:
1) осознанные;
2) неосознанные.
Теории социальной психологии — iResearchNet
Широта и диапазон современных теорий социальной психологии отражает разнообразное интеллектуальное происхождение различных точек зрения и подходов. Ранние дискуссии о социальной психологии были сосредоточены на этих отличительных интеллектуальных истоках, подчеркивая различия между психологической и социологической социальной психологией. Такое представление поля подвергалось критике за сохранение искусственных границ, которые упускают из виду важные связи между общим предметом социологии и психологии.В 1980 году Шелдон Страйкер сформулировал три «лица» социальной психологии: психологическую социальную психологию, социологическую социальную психологию и символический интеракционизм.
Хотя каждая точка зрения представляет собой уникальные теоретические идеи, они также информируют друг друга и служат для создания всестороннего понимания индивидуальных взаимодействий и того, как они влияют на группы, к которым мы принадлежим, а также на среду, в которой происходят групповые взаимодействия. Все три точки зрения объединяют акцент на индивидуальном и индивидуальном взаимодействии как на объясняющем факторе для всех аспектов социальной жизни, таких как создание стабильных групповых структур и формирование успешных социальных движений.Три теоретических взгляда в социальной психологии, известные в более общем смысле как когнитивная и внутриличностная, символическая интеракционистская и структурная, каждая из них представляет различное происхождение и интеллектуальную принадлежность и фокусируется на различных аспектах личности и общества.
Теории социальной психологии
Когнитивная и внутриличностная социальная психология
Когнитивная и внутриличностная социальная психология возникла в результате работы экспериментальных психологов в Германии, таких как Вильгельм Вундт в середине девятнадцатого века, и фокусируется на понимании того, как внутренние процессы влияют на способность человека взаимодействовать с другими.К внутренним процессам, наиболее изученным с этой точки зрения, относятся когнитивные (память, восприятие и принятие решений) и физиологические (химическая и нервная активность). Каждый подход исследует разные аспекты того, как эти внутренние процессы влияют на взаимодействие. В основе когнитивного и внутриличностного подхода лежит то, как люди хранят информацию в мозгу в виде схем. Схемы представляют собой способ, которым люди идентифицируют объекты в своей среде, маркируя их, что затем позволяет классифицировать объекты.Использование схем позволяет людям обрабатывать миллиарды бит информации из окружающей среды, что затем позволяет им легко участвовать во взаимодействиях. Чем точнее люди понимают любую данную социальную ситуацию, определяемую тем, насколько хорошо они маркируют и классифицируют ее на основе информации из окружающей среды, тем более успешным и легким будет взаимодействие. Когнитивный и физиологический подходы с этой точки зрения исследуют различные аспекты воздействия схем на взаимодействия.
Когнитивный подход изучает, как активность мозга, конкретно связанная с процессами памяти, восприятия и принятия решений, влияет на способность человека понимать информацию, необходимую для успешного взаимодействия. Кроме того, этот подход также исследует, как вариации когнитивных процессов приводят к различиям в способности людей взаимодействовать. Изучение памяти исследует, как люди классифицируют события, ситуации и другие, с которыми они сталкивались ранее, помогая исследователям понять тип схемы, созданной и используемой в определенных группах, культурах и условиях.Изучение памяти позволяет исследователям напрямую исследовать связь между взаимодействиями и тем, как они маркируются. Возьмем для примера человека, входящего в комнату и наблюдающего за двумя людьми, взаимодействующими друг с другом. Если она обозначает и классифицирует взаимодействие как романтическую паузу между любовниками, она с меньшей вероятностью прервется, чем если бы взаимодействие было помечено и отнесено к категории разговоров между коллегами. Кроме того, если человек, входящий в комнату, идентифицирует и маркирует одного из актеров как близкого друга, ее взаимодействие с этими двумя людьми будет отличаться от того, если бы они были просто коллегами.Теоретические идеи, связанные с пониманием схем и памяти, включают стереотипы (фактические категории, используемые для обозначения людей и ситуаций) и самоисполняющееся пророчество (где мы действуем таким образом, чтобы подтвердить наши первоначальные впечатления о людях). Изучая восприятие, исследователи заинтересованы в изучении того, как интерпретация людьми информации из окружающей среды влияет на их взаимодействие с другими. Изучение восприятия исследует значения, которые люди связывают с категориями, в которые помещаются события, ситуации и люди.Ключевые теоретические идеи, связанные с этим подходом к изучению взаимодействий с когнитивной социально-психологической точки зрения, включают в себя атрибуции, которые делают люди, оценивая действия других и результаты этих действий, а также ошибки в атрибуциях, которые делают люди. Наконец, исследование процесса принятия решений изучает, как схемы, воспоминания и восприятия влияют на способы принятия людьми решений — от того, что надеть утром, до уровня риска, на который они готовы пойти в любой ситуации.Принятые решения напрямую влияют на то, готов ли человек взаимодействовать с одним человеком, а не с другим, а также на качество происходящего взаимодействия.
В то время как когнитивный подход исследует те внутренние процессы, которые влияют на то, произойдет ли взаимодействие, а также на качество взаимодействия, когда оно действительно произойдет, физиологический подход исследует способы, которыми конкретные биологические и химические процессы влияют на способность людей создавать адекватные и полезные схемы, используют свою память, точно воспринимают вещи, а затем принимают соответствующие решения.Психологический подход в когнитивной и внутриличностной перспективе обычно не включается в дискуссии о социальной психологии, поскольку на первый взгляд его теоретическая направленность не имеет прямого отношения к социальным взаимодействиям. Однако недавние разработки в этом подходе гораздо теснее увязывают его с когнитивным подходом, что оправдывает его включение в данное обсуждение. Когнитивные и поведенческие психологи вместе с нейробиологами уже более 100 лет проводят так называемые «исследования на животных».Цель таких исследований — более точно объяснить, как определенные химические и биологические процессы напрямую влияют на когнитивные функции. Технологии теперь позволяют исследователям в области психологии, нейробиологии и социологии, основанных на физиологии, измерять и исследовать взаимосвязь между этими химическими и биологическими процессами и ass
.
Социальная психология
2
16 Продолжение 66: останетесь ли вы тем же человеком через 50 лет?
17 августа 2018 г. — С 16 по 66 ваша личность изменится, и со временем вы в целом станете более эмоционально устойчивым. Но не сравнивайте себя с другими; те, кто наиболее эмоционально устойчив, когда …
Чувство зависти может стать инструментом укрепления дружбы
Август11 января 2020 г. — Ревность может иметь важное значение для поддержания дружеских отношений, которые имеют решающее значение для физического и эмоционального здоровья. Исследование показало, что чувство ревности чувствительно к ценности дружбы и …
Совпадают ли черты характера компульсивных пользователей социальных сетей с проблемой алкоголизма?
19 декабря 2018 г. — Исследование обнаружило определенные сходства и различия в личностных качествах при сравнении компульсивного использования социальных сетей с проблемным или опасным алкоголем…
Путь к цивилизации проходит через угрозу и наказание
23 января 2018 г. — Нормы, касающиеся насилия и гигиены, становятся все более строгими, и эта тенденция продолжается уже сотни лет. До сих пор объяснения искали в социальных изменениях, но новые …
Агрессивное поведение вызывает эмоциональную боль садиста
19 декабря 2018 г. — Садисты получают удовольствие или удовольствие от боли другого человека, однако новое исследование показывает, что садистское поведение в конечном итоге лишает садистов этого…
Простая стратегия улучшения настроения за 12 минут
27 марта 2019 г. — У всех нас есть средство — стакан вина или кусок шоколада — для поднятия настроения, когда мы в плохом настроении. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы почувствовать себя лучше, команда …
Объективация женщин приводит к отсутствию сочувствия
11 января 2018 г. — Сексуализированные представления, особенно акцент на вторичных половых характеристиках, могут изменить наше восприятие человека.Исследователи показали, что эмпатические чувства и мозг …
Острый стресс может замедлить распространение страхов
12 мая 2020 г. — Психологи обнаружили, что у нас меньше шансов усилить страхи в социальном обмене, если мы …
Не любите ужинать вне дома? Отложите телефон подальше
26 февраля 2018 г. — Исследователи, изучающие влияние смартфонов на социальное взаимодействие лицом к лицу, обнаружили, что люди, которые использовали свои устройства во время ужина с друзьями и семьей, получали меньше удовольствия…
Не могли дистанцироваться в обществе? Во всем виновата ваша рабочая память
10 июля 2020 г .— Новое исследование подчеркивает критическую роль, которую емкость рабочей памяти играет в соблюдении требований социального дистанцирования на ранних этапах COVID-19 …
,
Важность социальной психологии — значение
Социальная психология — это научное исследование поведения человека в обществе. Он изучает поведение людей в группах и то, как на поведение людей влияют другие. Он пытается понять социально-психологические причины и мотивы поведения людей в группах. Социальная психология имеет очень большое значение в современном мире. Важность социальной психологии делится на следующие области:
- Социальная психология и психическое здоровье
- Социальная психология и бизнес
- Социальная психология и промышленность
- Социальная психология и образование
- Социальная психология и военное дело
- Социализация и развитие личности
- Социальная психология как источник знаний
Социальная психология и психическое здоровье
Проблемы психического здоровья, такие как депрессия, тревога, стресс, фобия, шизофрения, психоз и расстройства личности, являются растущими проблемами современного мира.Большинство проблем с психическим здоровьем имеют социально-психологические причины, такие как потеря работы, смерть близких, проблемы адаптации к браку, бремя работы, слабые семейные узы, стрессовые отношения, разрывы, работа в стрессовой среде и неожиданные социальные изменения. , Такие социальные обстоятельства становятся причиной преступного поведения, умственной отсталости, эмоционального расстройства, злоупотребления наркотиками и долгосрочного воздействия на физическое здоровье.
Социальная психология играет важную роль в решении проблем психического здоровья.Социальная психология занимается диагностикой и лечением психических заболеваний. Социальные психологи специализируются на изучении социально-психологических причин психических заболеваний и устранении их с помощью психологических практик. В некоторых странах социальные психологи имеют лицензию на самостоятельное лечение пациентов с проблемами психического здоровья. Во многих других странах социальные психологи работают вместе с психиатрами и социальными работниками для лечения психических заболеваний.
Социальная психология и бизнес
Бизнес имеет решающее значение для экономики страны, поскольку он предоставляет гражданам товары, услуги и рабочие места.Социальная психология играет важную роль в бизнес-секторе. В настоящее время бизнес использует психологические методы для увеличения производства и продажи товаров. Телевизионная реклама продуктов производится на основе социально-психологических методов маркетинга. Эти рекламные объявления призваны изменить отношение людей к продукту желаемым образом. Изменение отношения — это часть предмета социальной психологии, которая указывает, как изменить отношение других к чему-то положительному e.грамм. представляя продукты в рекламе таким образом, чтобы увлечь зрителей.
Опросы проводятся компаниями, чтобы понять социально-психологическую ориентацию людей на товары и услуги. Эти соображения принимаются во внимание при производстве продуктов в будущем, например, цвета, ароматы, характеристики, особенности, стоимость, долговечность и другие соображения, которые привлекают людей. Аналогичным образом привлекательные названия, этикетки, заголовки и логотипы используются для увеличения продаж продуктов.
Обслуживание клиентов — ключевой фактор успеха бизнеса. Это помогает в построении хороших отношений с клиентом. Это увеличивает удовлетворенность клиентов. Представители службы поддержки клиентов обучены приобретать хорошие социальные навыки, чтобы строить отношения и психологически убеждать клиентов.
Социальная психология и образование
Социальная психология играет важную роль в образовательном секторе. Это помогает в улучшении методов обучения, практики обучения, уровня интеллекта и когнитивных навыков учащихся, мотивации учащихся и взаимоотношений ученик-учитель.
Низкая успеваемость студентов в основном связана с социально-психологическими проблемами. Стеснительная среда, отсутствие поощрений, наказаний, чрезмерная нагрузка на учебу, страх неудачи на экзамене и жестокое обращение разрушают творческие способности студента. Социальная психология указывает на недостатки образовательной среды в школах, колледжах и университетах, чтобы сделать среду благоприятной для обучения. Он разрабатывает методы эффективного обучения. Он поможет вам справиться со стрессом, связанным с учебой, например, со стрессом на экзамене.В нем рассказывается о методах обучения в зависимости от психики и умственного уровня учащихся, чтобы они могли эффективно учиться.
Социальная психология и промышленность
Индустриализация укрепляет экономику страны и ведет к национальному развитию. Социальная психология широко применяется в промышленном секторе. Хорошая рабочая среда и рабочие отношения между сотрудниками в отрасли повышают ее производительность и эффективность. Заинтересованные стороны в отраслях проходят обучение у социальных психологов по созданию подходящей рабочей среды и рабочих отношений между сотрудниками в отраслях.
Мотивация — еще один важный фактор производительности сотрудников. Мотивация — важная часть предмета социальной психологии. Психологические методы разработаны, чтобы поддерживать мотивацию сотрудников к своей работе и совершенствовать методы командной работы в промышленном секторе.
Социальная психология и военное дело
Социальная психология играет важную роль в военных организациях. Солдаты подготовлены как физически, так и психологически, чтобы смело справляться с трудными ситуациями.Используемые психологические приемы тренируют солдат, чтобы они стали бесстрашными борцами и полны решимости достичь своей цели. Солдатам приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, такими как войны, катастрофы, суровые условия окружающей среды и так далее. Солдаты обучены иметь эмоционально уравновешенный характер, чтобы храбро справляться с такими ситуациями.
Отбор кандидатов в военные включает специальные психологические тесты. Цель психологической оценки — убедиться, что кандидат должен обладать психологическими качествами, необходимыми для оказания им услуг.
Социализация и развитие личности
Дети — будущее нации. Дети должны расти здоровыми взрослыми, чтобы они могли вносить свой вклад в развитие и процветание своей нации. Родители должны заботливо и внимательно воспитывать своих детей. Недостатки в воспитании детей могут привести к серьезным расстройствам личности у детей , таким как чувство депривации, невыразительность, застенчивость, умственная отсталость, страхи, эмоциональные расстройства и так далее. Эти недостатки в основном связаны с социально-психологическими причинами внутри семьи, такие как ссоры родителей, игнорирование детей, жестокое обращение с детьми, неблагоприятное окружение и т. Д.
Социальная психология дает рекомендации по правильной социализации детей. Руководствуясь этими рекомендациями, родители могут помочь своим детям развить здоровую личность. Социальная психология указывает на все проблемы, которые приводят к неправильной социализации детей, а также предлагает соображения по здоровой социализации детей, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и добиться хороших результатов.
Социальная психология как источник знаний
Социальная психология имеет широкую тематику. Помимо практического применения, социальная психология также служит огромным источником полезных знаний. Предмет социальной психологии охватывает все те области знаний, которые полезны для исследователей, сообщества разработчиков и ученых. Эти области включают восприятие, познание, поведение, мотивацию, лидерство, отношение, групповую динамику, социальные взаимодействия, навыки социализации и развития личности и так далее.Исследования — отличительная черта социальной психологии, цель которой — генерировать надежные и актуальные знания. Полученные знания предлагают теорию для понимания многих психологических тенденций и решения психологических проблем. Его теория также помогает другим дисциплинам в объяснении различных явлений , таких как социология, право, политология и другие социальные науки.
,
|
.