Социальное общение: Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»





⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

 

1. Сущность понятия общения.

2. Основные характеристики общения,

3. Структура взаимодействия в общении.

4. Социально-психологическая общность как результат общения.

5. Социально-психологические механизмы общения.

6. Соотношение общения, деятельности и поведения.

 

Ключевые понятия темы: общение, психический контакт, функции общения, внешняя сторона общения, внутренняя сторона общения, стиль общения, средства общения, взаимодействие в общении, социально-психологическая общность, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

 

Сущность понятия «общение»

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

— как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.



Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

взаимодействие людей;

вид самостоятельной человеческой деятельности;

атрибут других видов человеческой деятельности;

информационный процесс;

отношение людей друг к другу;

взаимовлияние людей;

взаимное переживание;

взаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

· к кооперации, сотрудничеству и интеграции;

· к конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению
психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один От другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.




Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

 

1. Сущность понятия общения.

2. Основные характеристики общения,

3. Структура взаимодействия в общении.

4. Социально-психологическая общность как результат общения.

5. Социально-психологические механизмы общения.

6. Соотношение общения, деятельности и поведения.

 

Ключевые понятия темы: общение, психический контакт, функции общения, внешняя сторона общения, внутренняя сторона общения, стиль общения, средства общения, взаимодействие в общении, социально-психологическая общность, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

 

Сущность понятия «общение»

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

— как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

взаимодействие людей;

вид самостоятельной человеческой деятельности;

атрибут других видов человеческой деятельности;

информационный процесс;

отношение людей друг к другу;

взаимовлияние людей;

взаимное переживание;

взаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

· к кооперации, сотрудничеству и интеграции;

· к конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению
психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один От другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.











Социальное общение — MedZZZ.ru

25.02.2011

Социальное общение есть необходимое условие человеческого бытия, взаимосвязи людей, в процессе которой происходит взаимный обмен результатами деятельности, информацией, психическими состояниями. В социологической и психологической литературе раскрывается сущность социального общения как формы, способа реализации общественных отношений; выясняются особенности материального и духовного общения, средства общения, его уровни и другие вопросы.

В связи с рассматриваемой нами проблемой хотелось бы заметить, что идеологические и социально-психологические отношения реализуются через духовное общение как вид социального общения.

Одной из особенностей духовного общения является его тесная связь с социально-психологическими явлениями, в частности с общественным мнением, способствующая, с одной стороны, формированию и распространению мнения, а с другой — регулированию общения.

Общественное мнение возникает в общении, распространяется через общение. Когда последнее принимает характер обсуждения людьми определенных проблем социальной жизни, тогда можно говорить и о процессе становления общественного мнения. Общение является средством, с помощью которого взаимодействуют общественное, индивидуальное и групповое мнения.

Оно как бы стыкует мнение индивидов, социальных групп и общества в целом и обогащает их. В общении проявляется суть общественного мнения, т. е. его оценочное отношение к явлениям действительности. Рассматривая вопрос об особенностях духовного общения, следует заметить, что главное в нем не только передача информации, но и усвоение или непринятие предлагаемых идей и взглядов, переживание, чувствование и т. д. Люди в силу своей общественной природы обмениваются между собой чувствами, делятся переживаниями и другими душевными состояниями. Любые душевные состояния предполагают сопереживание, соучастие, поэтому люди нуждаются в общении.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

Социальное общение — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Социальное общение

Cтраница 1

Социальное общение возникает как в процессе непосредственной деятельности, так и опосредованной. В процессе непосредственного взаимодействия индивиды оказывают влияние друг на друга, способствуют интеграции тех или иных свойств общественных отношений. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в свою очередь в различных отношениях индивидов и групп ( общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
 [1]

Звоницкая), социальное общение ( В. Сорокина привлекает внутреннюю структуру, взаимодействие в плане социального поведения.
 [2]

Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями канадского социолога и публициста Г.М. Маклюэна и французского социолога А.
 [3]

Сопоставляя ситуацию, складывающуюся на основе рассматриваемого типа социального общения, с той, что характеризовала жизнь людей в лоне общинно-родовой формы общежития, Маркс писал: Здесь перед нами, действительно, состояние, весьма отличное от того состояния, при котором отдельный индивид или же индивид, естественно или исторически расширившийся до пределов семьи и рода ( позднее — общины), непосредственно воспроизводит себя из природы, и его производительная деятельность и его участие в производстве привязаны к определенной форме труда и продукта, а его отношение к другим определено точно таким же образом.
 [4]

Не случайно функциональное значение человеческой речи как средства и фактора социального общения в последнее время все в большой мере становится предметом социальных логико-симпатических к кибернетических исследований.
 [5]

Приведение в движение мифологии, ее воспроизводство, превращение в факт социального общения осуществляется при помощи обрядов и ритуалов. Обряды и ритуалы направлены прежде всего на то, чтобы придать особую важность событиям, которые связаны со стержневыми ценностями предприятий, эпохальными событиями в деятельности предприятий, его рабочих и служащих. Это могут быть торжественные собрания, связанные с юбилейными датами деятельности компаний. Значительное распространение получили на предприятиях посвятительные обряды, которые проводятся при приеме новичков. В ходе этих обрядов их знакомят с основными ценностями, выработанными в компании, стремятся привить чувство причастности к большому коллективу компании и тем самым дополнительно мобилизовать их внутренние резервы.
 [6]

Урбанизация — глобальный исторический процесс, связанный с развитием производительных сил и социального общения.
 [7]

Другая задача социального воспитания заключается в выработке и шлифовке особенно тонких форм социального общения. Дело в том, что социальные отношения в нашу эпоху делаются грандиозными не только по масштабу, они грандиозны по степени диффе-ренцировки и сложности. Социальные отношения в прежнее время исчерпывались небольшой группой трафаретных отношений, и бытовые правила житейской вежливости более или менее полно охватывали курс социального поведения человека. Вместе с всерас-тущей сложностью жизни человек входит во все более и более сложные и разнообразные социальные отношения, он становится частью самых разных социальных образований, и поэтому все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь заранее готовыми навыками или умениями. Скорее, перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке.
 [8]

Он обнаружил, например, что в закрытых палатах, где многие больные противились обычным способам социального общения, дежурные имели в своем распоряжении одного-двух работающих больных из других палат, помогавших им. Работающие больные в награду за свои усилия обычно имели ряд поблажек. Такая практика не была официально признана администрацией больницы, однако фактически она имела существенное значение для нормальной работы организации.
 [9]

В большинстве стран с мощной развитой современной рекламой курение в настоящее время воспринимается как одна из форм социального общения; при уменьшении курения, по-видимому, потребуется изменение этих форм. Главное оружие, которое до сих пор использовали при этом, широко известно как санитарное просвещение.
 [10]

В действительности особенности, присущие тому или иному каналу распространения информации, не могут сами по себе определять характер социального общения людей, духовных и культурных процессов. Такое искаженное понимание общения весьма характерно для апологетического технократического направления западной культурологии, которое подмечает те или иные черты коммуникативных явлений, фиксирует их общественные эффекты, но совершенно игнорирует социальные предпосылки появления и функционирования массовой коммуникации.
 [11]

Урбанизация — многогранный глобальный социально-экономический процесс, связанный с резко усилившимися в эпоху научно-технической революции развитием и концентрацией производительных сил и форм социального общения, с распространением городского образа жизни на всю сеть населенных мест.
 [12]

Другими словами, мышление легко обнаруживает свой социальный характер и показывает, что наша личность организована по тому же образцу, что и социальное общение и что первобытное представление о психике как о двойнике, живущем в человеке, есть самое близкое к нашим понятиям.
 [13]

Социальная коммуникация и общение — Мегаобучалка

Анализ социально-гуманитарной литературы дает основание выделить противоположные позиции относительно взаимосвязи понятий «социальная коммуникация» и «общение».

Первый подход состоит в полном отождествлении данных понятий. Его придерживаются многие отечественные исследователи – Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев. В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова[11] дана отсылка Коммуникация[12] см. Общение; общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т.е. обмене знаниями или эмоциями.

В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение – это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях[13].

Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк также на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» – тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе», они равноправны[14].

Как уже указывалось выше, в западной социальной психологии термин «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Так, Т. Парсон рассматривает коммуникацию как общение, взаимодействие между людьми, К. Черри определяет коммуникацию как «социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными является человеческая речь и язык. Возможно, что в англоязычных текстах это отождествление происходит само собой, где, кроме communication, нет другого слова для перевода русского слова «общение».

А.К. Болотова, Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская определяют социальную коммуникацию как многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни. К ним они относят прежде всего общение (включая интимно-личностное), межличностные отношения и взаимодействия – как внутригрупповые (в том числе профессионально-производственные), так и межгрупповые (включая межнациональные и межкультурные связи и отношения между людьми).

Далее они пишут: «Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации»[15]. Иначе говоря, благодаря данной фразе, понятие «социальные коммуникации» отождествляется с понятием «общение» в его традиционном понимании (как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности) и носит межличностный характер.

Так, если взять за основу позицию авторов первого подхода, которая сводится к практически полному отождествлению понятий «общение» и «социальная коммуникация», то и предмет изучения становится общим («общение» или «социальная коммуникация» – кому какой термин больше нравится).

Второй подходсвязан с разделением понятий «социальная коммуникация» и «общение».

И снова возвращаемся к позиции М.С. Кагана, которая заключается в том, что коммуникация является субъект-объектной, а общение – субъект-субъектной связью. Если мы рассматриваем коммуникацию, которая осуществляется в диаде «человек – человек», то разница данных процессов сводится лишь к тому – пассивен или активен реципиент и в зависимости от этого мы будем иметь дело либо с процессом коммуникации, либо с процессом общения. Но что значит пассивный реципиент (объект)? В широком смысле слова под субъектом общения следует понимать того или тех индивидов, которые активно участвуют в ситуации общения. Реципиент же имеет возможность сам решать принимать или не принимать информацию от коммуникатора, стоит ли ее усваивать, а также стоит ли в соответствии с этой информацией поступать – и уже благодаря этой возможности выбора он является активным партнером. Также субъектность реципиента заключается в том, что не только коммуникатор передает некую информацию реципиенту, но и реципиент в каждый конкретный момент также передает информацию. Эта информация не обязательно должна быть вербальной, реципиент может ничего не говорить, но невербальные сигналы коммуникатор от него получает непрерывно (безразличие, скука, интерес, удивление, радость, страх и др.). Если же исходить из того, что на активность-пассивность реципиента оказывает влияние характер отношения коммуникатора к реципиенту (уважительное как субъекту или неуважительное, манипулятивное как к объекту)[16], то с этой позиции общение и коммуникация могут перетекать друг в друга. Допустим, что в процессе общения коммуникатор сменил свое уважительное отношение к реципиенту на неуважительное. Правомерно ли говорить о том, что диалог начался как общение, а закончился как коммуникация? Все вышесказанное позволяет утверждать, что каждый участник процесса коммуникации не может рассматривать как некий пассивный объект.

Третий подход основан на соотношении объемов содержания данных понятий. Рассмотрим точки зрения авторов, считающих, что социальные коммуникации являются более широким понятием, нежели общение.

Позиция А.В. Соколова состоит в том, что общение – это одна из форм коммуникационной деятельности[17]. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Соколов определяет три варианта отношений участников процесса:

1) субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение;

2) субъект-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство для достижения своих целей;

3) объект-субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникативном акте.

Нетрудно заметить, что в данном смысле коммуникация рассматривается как понятие более широкое, чем общение.

Коммуникацию рассматривают как более широкое понятие и те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе (теория информационного обмена). Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывая все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы, но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно назвать термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающую особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, – «общение»[18]. Иначе говоря, с позиции теории информационного обмена понятие «социальная коммуникация» является более широким, нежели понятие «общение».

Нами полностью разделяется первое утверждение авторов теории информационного обмена о том, что информационные процессы, происходящие в обществе (от межличностных до массовых) могут определяться понятием «социальная коммуникация». Но утверждение о том, что общение – это социальная коммуникация, осуществляющаяся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, считаем достаточно спорным, поскольку в социально-психологической литературе является общепризнанным тот факт, что общение происходит как с помощью вербальных, так и с помощью невербальных средств. Речь, действительно, является присущим только человеку средством общения, но, вместе с тем, мы передаем информацию, используя не только слова. Отделить вербальную и невербальную информацию в процессе общения представляется достаточно сложно, если не сказать, что невозможно. Невербальные сообщения, посылаемые осознанно и неосознанно человеком, могут дополнять, опровергать, замещать вербальные сообщения, а также выполнять функцию регулирования разговора.

Т.Г. Грушевицкая отмечает, что в психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Здесь термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная (призванная удовлетворить потребность в контакте с другими людьми) и воздейственная (проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера). Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт. Будем считать, пишет далее Т.Г. Грушевицкая, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение – информационный обмен в обществе. На этом основании она делает вывод, что общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств[19].

Таким образом, нами были рассмотрены основные позиции авторов, рассматривающих социальные коммуникации как базовое понятие по отношению к общению. Однако стоит отметить, что в их позициях имеются существенные различия:

ü А.В. Соколов среди выделяемых им форм коммуникационной деятельности (диалог, управление и подражание) считает, что только диалог представляет собой общение;

ü авторы теории информационного обмена придерживаются мнения, что социальная коммуникация – это информационный обмен в обществе, а общение – информационный обмен в обществе, осуществляемый на вербальном уровне.

ü Т.Г. Грушевицкая сводит общение к межличностному взаимодействию, а социальные коммуникации – как к межличностному, так и к массовому взаимодействию.

Как мы наблюдаем, основания для выделения социальных коммуникаций в базовую категорию у данных авторов сильно различаются.

Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяется, в том числе и коммуникация. Этой точки зрения придерживаются именитые психологи Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и др. Они рассматривают общение как более широкое понятие, нежели коммуникацию.

Г.М. Андреева полагает, что общение – категория более широкая, нежели коммуникация, и предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами; и перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания[20] (рисунок 1.2.). Аналогичных представлений о структуре общения как о взаимодействии коммуникативной, социально-перцептивной, интерактивной сторон общения придерживается и А.А. Бодалев.

 

Рис. 1.2. Структура общения (по Г.М. Андреевой)

 

Б.Д. Парыгин выделяет внешнюю и внутреннюю структуру общения, формальную и содержательную[21]. Интегральная модель социально-психологического общения, предложенная им, включает в себя такую характеристику общения, которая предусматривает дифференциацию последнего по одному основанию на содержание и форму. В этом случае с содержательной, внутренней стороны общение могло бы рассматриваться как коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, между тем как со стороны формы можно было бы говорить о поведенческом аспекте общения, реализуемом в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Но в свою очередь, как коммуникация, так и интеракция могут одновременно рассматриваться каждая в отдельности, как со стороны формы, так и стороны содержания (рисунок 1.2.). Таким образом, коммуникация является содержательной стороной общения в отличие от интеракции, которая определена как форма общения.

Рис. 1.3. Интегральная модель социально-психологического общения

 

Б.Ф. Ломов и В.Н. Панферов при рассмотрении общения используют функциональный подход.

Ломов выделяет три функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[22].

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения (коммуникацию).

Регуляторнокоммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире – в процессе социальной активности.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

В.Н. Панферов[23] предлагает несколько иную классификацию функций человека как субъекта общения. Он исходит из того, что данная классификация функций должна иметь два основания. В виде оснований классификации функций человека как субъекта общения должны рассматриваться психические, социально-психологические и социальные свойства личности с дифференциацией их по шести основным функциям человека как субъекта совместной деятельности. В качестве еще одного основания классификации функций человека как субъекта общения В.Н. Панферов считает необходимо использовать внутреннюю логику проблем, неизбежно решаемых человеком в процессе общения (таблица 1.1.).

Несмотря на различающиеся подходы авторов к раскрытию структуры и функций общения, их объединяет то, что общение рассматривается ими как понятие более широкое, чем коммуникация. То есть отечественная социально-психологическая наука решительно отказывается сводить общение к коммуникации, подчеркивая многозначность, сложность такого конструкта, как общение, и подразумевая под коммуникацией лишь частные проявления, одну из сторон общения.

Далее нами приводятся определения социальной коммуникации, имеющиеся в социологической литературе.

Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве[24].

Таблица 1.1

Классификация функций человека как субъекта общения (В.Н. Панферов)

Основные функции Коммуни-кативные Информа-ционные Когни-тивные Эмотив-ные Конатив-ные Креатив-ные
Психи-ческие Передача Представ-ление
Мышление
Воображение
Фантазия
Эмоции
Чувства
Настроение
Установка
Внимание
Воля
Потребности
Интересы
Мотивы
 
Подра-жание
Заражение
Внушение
Убеждение
 
Речь
Жест
Действие
Технич.
средства
Сообщение
Экспрессия
Продукты деятельности
Прием
Органы чувств Ощущение
Восприятие
Память
Социально-психологи-ческие Взаимосвязь
 
Взаимо-выражение Взаимо-познание Взаимо-отношение Взаимо-проявление Взаимо-влияние
Социальные Образование общности Наследование опыта Формиро-вание самосознания Проявле-ние отно-шений Организа-ция и управление Воспитание и обучение
Гносеоло-гическая
формула
общения
Канал – знак Знак –
значение
Значение – смысл Смысл – отношение Отношение – поведение Поведение – личность

 

Социальная коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющаяся при помощи языка и других знаковых систем[25].

И в этих определениях социальная коммуникация является составной частью общения, то есть понятием менее широким, чем общение, и по своему существу является его коммуникативной стороной или коммуникацией в узком смысле этого слова.

Статья по теме: Общение как форма социальной коммуникации (сентябрь)

           Все мы постоянно находимся в ситуациях общения — дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

       В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

        Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

         Поскольку  общение — это взаимодействие людей и в нем всегда развертывается  взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг  к  другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которое при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек – человек  во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

         Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

       Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

          Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется — от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

          Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.

           В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных.

          Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова,  Б.Д.Парыгина  и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

           Проблема общения в трудах  Б. Г. Ананьева

Рассматривая проблему исследования общения в нашей стране мы, естественно, не можем не коснуться работ Б. Г. Ананьева, который, анализируя воспитательные возможности и характер влияния оценки педагога на особенности нравственного и умственного развития учащихся в работе «Психология педагогической оценки», показал принципиальную важность категории общения. В более поздних работах он обращается к категории общения в связи с проблемами формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания индивидуальности.

В своих трудах, выполненных на стыке философии и психологии, он последовательно проводит мысль о том, что в своем повседневном бытие человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром, но и с людьми. Эти отношения устанавливаются и развиваются в деятельности – познании, общении, труде, игре, учении и других ее видах.

Особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, по мнению Ананьева, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Кроме того, деятельность общения определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и в известном смысле участвует в формировании всей психической организации человека. При анализе общеметодологических вопросов изучения общения, Ананьев одним из первых указал на многоуровневую иерархическую и многомерную организацию этого явления, требуя в соответствии с этим выделить в общении макро-, мезо- и микроуровни: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, то ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

Характеризуя основные составляющие общения, Ананьев помимо речевых и неречевых, невербальных средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга.

 Имея в виду самые разные ситуации общения, он пишет: «На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимосвязь между:

 а) информацией о людях и межличностных отношениях;

 б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

 в) преобразованием внутреннего мира самой личности.

          Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

         По утверждению Б.Г Ананьева, коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

          Феномен понимания в межличностном общении

         Важную роль в межличностном общении играет фактор понимания человека человеком. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы правильно сформировать представления о собеседнике. Зачем? Умение «видеть человека насквозь», понимать его истинные, а не декларируемые цели всегда высоко ценилось в бизнесе. Этот навык помогает предотвратить многие неприятности, помогает грамотно простроить отношения с подчиненными и партнерами по бизнесу.

       Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

        Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.

        Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому.

       Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

       Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

         При анализе условий общения, от которых зависит поведение человека в общении, Ананьев много внимания уделяет конкретным составляющим и детерминантам этого процесса: это прежде всего уровень социальной зрелости групп и коллективов, в которых реализуется общение, особенности стиля руководства, а также индивидуальные характеристики людей, вступающих в общение, и их так называемая идейная совместимость. Кроме того, Ананьев убедительно доказал, что степень включенности человека в общественные отношения, интенсивность и характер реализующихся в общении его социальных связей являются ведущими факторами, определяющими творческий диапазон и в первую очередь творческое долголетие личности.

     В конце 1930-х гг. в книге «Психология педагогической оценки» Б. Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории общения среди др. детерминант, которые  определяют проявление и развитие психики человека. Во всех более поздних работах, он неизменно возвращался к категории общения.

       В трудах по общей психологии Ананьев последовательно излагает мысль о том, что в своем повседневном бытии человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром (природным и созданным человечеством), но и с людьми. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с «миром предметов»  и «миром людей» устанавливаются и развиваются, является деятельность — труд, общение, учение, игра и др. ее  виды. При выделении общения из этого ряда Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с др. людьми. Выражая эту мысль в своем последнем труде «Человек как предмет познания», он писал: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах». Это взаимодействие людей, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех др. видов деятельности, предполагающих взаимодействие, оказывается условием, без которого невозможно познание действительности, формирование эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения. Б. Г. Ананьев указывает, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, определяется всегда системой обществ. отношений, в которую оно включено, но, поскольку оно также постоянно выступает как  межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. Анализируя все основные составляющие общения как  психологического процесса, Б. Г. Ананьев, помимо речевых и неречевых средств  общения, выделяет в нем внутреннюю сторону — познание участниками общения  друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего  мира участвующих в общении  людей — и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общения  процессами.

      Прослеживается влияние различных ситуаций общения, в которых участвует человек, на его ум, чувства, волю и на последующее развитие как их, так и в целом личности человека. Исследуются характеристики людей, вступающих в общение, избирательность общения. по идейной совместимости, уровню социальных общностей, особенностям стиля руководства этими общностями. Оценивались не только сиюминутные эффекты этих воздействий, но и их отдаленные результаты, приводящие к появлению нового качества личности. Но, по мнению Ананьева, поскольку в общении всегда есть момент познания человека человеком и одновременно познания каждым самого себя и переживания, общение  всегда оказывается сильнейшим средством формирования у человека отношения к др. людям и самому себе: «Постоянное развитие практического знания человека о человеке является важнейшим источником для развития характера и отношения к самому себе». Специальным направлением в прослеживании значения общения в формировании общего психического склада личности, в оформлении ее ядра, каковым является складывающийся у человека характер, выступает в работах Ананьева обсуждение проблемы количественного и качественного оптимума общения, который необходим для нормальном  развития личности, а также последствий дефицита в общении  для этого развития. В связи с этим он ставит задачу поиска такого соотношения воздействий на человека всех развивающихся средств массовой информации (телевидения, радио и др.) и непосредственного повседневного общения, которое было бы в наибольшей степени воспитательно-благоприятным для формирования личности. Были выявлены и прослежены основные направления влияния общения  на формирование психического  мира человека и поставлена проблема освещения зависимостей, связывающих отдельные внешние  и внутренние  характеристики взаимодействия людей с содержательными и динамическими проявлениями психических  процессов, состояний и свойств участвующих в общении  людей. Б. Г. Ананьев показал значение разработки категории общения  для общей, возрастной и педагогической психологии, для психологии индивидуальных различий.

     Им была осуществлена перспективная попытка трактовать общение  как один из главных видов деятельности человека, как своеобразный сплав общественного и индивидуального в социальном бытии людей.

      Таким образом, теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии.

         Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

Библиографический список

2.      Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. –288 с.  

3.      Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

4.      Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/ А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 1993. — 250с.

Общение как социальная связь — Студопедия

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникативная (прием и передача информации) и

2) регулятивно-коммуникативная (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности).

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникацией называется смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т.е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.



Для понимания информации — ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений — необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации — естественный звуковой язык, имеющий лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление предваряется осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования — сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипизированы.


Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом — расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы и синтезом — объединением отдельных элементов речи в смысловую схему.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз.

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, его интеллектуальные возможности. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

В речи проявляются возрастные особенности говорящего, его социальные и профессиональные особенности, психические аномалии (логорея — «словесный понос», персерверация — непрерывное повторение вязкость — утопание в подробностях и др.).

Анализ содержания речевых сообщений осуществляется специальным методом — контент-анализом (от английского «contents» — содержание). При этом замеряются частота и объем тех или иных содержательных единиц, что позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникаторов.

В речи выделяются содержательная и отношенческая (эмоционально-воздействующая) сторона, ее фасцинация (очарование) — воздействие на поведенческие решения реципиентов.

К содержательным приемам речевого воздействия относятся высказывания по истории обсуждаемой проблемы, оценка ее значимости, уровня проработанности, обоснование предлагаемого способа решения проблемы. К отношенческим приемам воздействия относятся апелляции к личности оппонента (упоминание его негативных качеств, теоретической или практической несостоятельности), апелляции к аудитории (просьбы, обращения, угрозы, заискивания).

Исследования показывают, что, например, в парламентских выступлениях депутатов широко используются различные приемы психического воздействия (около четырех приемов в одном выступлении). Причем отношенческие приемы в два раза превышают приемы содержательные.

В общении, при взаимодействии люди стремятся сохранитьзону своего личного пространства.

Все пространство вокруг индивида подразделяется на ряд зон: интимная (15 — 45 см), личная (45 см — 1,2 м), социальная (2 — 6 м), общедоступная (свыше 6 м). Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Заходить в эту зону могут лишь очень близкие люди. Особенно ревниво оберегается зона 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписаных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо. (На допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.)

Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми людьми. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большой группой людей.

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновениепсихологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избирается ситуативно-оправданная форма общения, используются соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

Вербальные и паравербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Эмоционально-экспрессивные проявления могут выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения широко используется обратная связь — реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

Многие профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения.




Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отноше­ний. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализа­ция» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.

Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуа­ции социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимо­действия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения:

интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;

когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов;

неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты;

трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;

необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации;

персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла;

отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.



Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии:социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Основные категории:социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

Содержание и структура коммуникативного процесса. Особенности вербальной и невербальной информации.

Социально-психологические исследования общения как информацион­но-коммуни­ка­тив­но­го процесса. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.




Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении ин­формации и т.д.

Основные барьерына пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партне­рами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).

Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: «А ларчикпросто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик простооткрывался».)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.











социальное общение — это … Что такое социальное общение?

  • Социальная коммуникация — это область исследования, которая в первую очередь исследует способы восприятия, передачи и понимания информации, а также влияние этих способов на общество. Таким образом, изучение социальных коммуникаций более политически и социально вовлечено…… Wikipedia

  • Communication Shutdown — это глобальный сбор средств на борьбу с аутизмом от имени групп аутизма в более чем 40 странах.[1] Он призывает людей добровольно воздержаться от использования Facebook или Twitter в течение одного дня 1 ноября 2010 года. [2] [Социальное общение затруднено для людей…… Wikipedia

  • Социальные закладки — это метод для пользователей Интернета для организации, хранения, управления и поиска закладок ресурсов в Интернете. В отличие от совместного использования файлов, сами ресурсы не являются общими, а являются просто ссылками на них. К этим…… Wikipedia

  • Теория социального сравнения — Социальное сравнение — это теория, первоначально предложенная социальным психологом Леоном Фестингером в 1954 году.Эта теория объясняет, как люди оценивают свои мнения и желания, сравнивая себя с другими. Базовая структура Социальное сравнение…… Википедия

  • Социальные истории — вмешательства (часто обозначаемые с большой буквы) направлены на улучшение социальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) путем использования индивидуальных рассказов, которые помогают им интерпретировать сложные или запутанные социальные ситуации. Цитировать… Википедия

  • Социальная — Социальная, а.[Л. socialis, от socius товарищ; сродни последующим: ср. F. соц. См. {Сью}, чтобы следовать.] 1. От или относящиеся к обществу; относящиеся к мужчинам, живущим в обществе, или к публике как совокупности; как, социальный интерес или … … Международный словарь английского языка

  • Социальные науки — Социальное соц., A. [Л. socialis, от socius товарищ; сродни последующим: ср. F. соц. См. {Сью}, чтобы следовать.] 1. От или относящиеся к обществу; относящиеся к мужчинам, живущим в обществе, или к публике как совокупности; как, социальный интерес … … Международный словарь английского языка

  • Social whale — Social So cial, a.[Л. socialis, от socius товарищ; сродни последующим: ср. F. соц. См. {Сью}, чтобы следовать.] 1. От или относящиеся к обществу; относящиеся к мужчинам, живущим в обществе, или к публике как совокупности; как, социальный интерес … … Международный словарь английского языка

  • Социальная сеть — Чтобы узнать о других значениях, см. Социальная сеть (значения). Социология… Википедия

  • Повышение ценности социальных ролей — В психологии и практике социальной работы, оценка социальных ролей (SRV) — это название, данное анализу человеческих взаимоотношений и человеческих услуг, сформулированное в 1983 г. Вольфом Вольфенсбергером, доктором философии, как преемником его более ранней версии. формулировка…… Wikipedia

  • Подход к социальному взаимодействию — это вид краткой терапии.SIA Social Interaction Approach; клиент отвечает за сеанс терапии, поскольку консультант выступает в роли посредника. Возникшие из социально-коммуникативных функций Дети побуждают своих родителей говорить на соответствующем языке…… Wikipedia

  • ,

    Социальный класс и ситуация с общением — ScienceDaily

    Люди с большим количеством денег и образования доминируют и менее дружелюбны? Социально-психологическое исследование Университета Гете исследует стереотипы.

    Как на наше поведение влияет наш социальный класс? Социология давно занимается этим вопросом. Независимо от того, растут ли люди в среде рабочего класса или в академической семье, они проявляют поведение, типичное для их класса — такова гипотеза.Франкфуртский социальный психолог доктор Анна Лиза Айдын нашла новые доказательства, подтверждающие эту гипотезу. Ее исследование, которое она провела совместно с исследователями из Цюриха, Хагена, Айдахо и Тель-Авива и которое было опубликовано в научном журнале Social Psychological and Personality Science , также показывает, что люди не просто строго демонстрируют класс. — специфическое поведение, но гибко реагирует на коллег из других социальных классов.

    Большая часть исследований влияния социального класса основана на идеях социолога Пьера Бурдье.Он описывает, как среда, в которой мы растем, глубоко вписывается в нашу идентичность. Авторы социально-психологических исследований утверждают, что люди из низших социальных слоев имеют доступ к меньшим ресурсам и могут лишь в ограниченной степени влиять на свое окружение. Поэтому они больше полагаются на взаимную помощь, что делает солидарность важной ценностью. Люди отождествляют себя с этой ценностью и в результате ведут себя сообща. С другой стороны, люди из высших социальных слоев имеют доступ к большему количеству ресурсов, могут выбирать из нескольких альтернатив и меньше зависят от взаимопомощи.Это приводит к индивидуалистическим представлениям о себе, в которых формирование среды в соответствии с собственными предпочтениями имеет первостепенное значение. Следовательно, эти различные модели поведения представляют собой адаптации к соответствующей социальной среде.

    Эта теория была частично подтверждена текущим исследованием. Всего было опрошено более 2000 человек в Германии. Для респондентов, считавших себя членами более низкого класса, теплое и совместное взаимодействие с другими людьми в их социальном классе было более важным, чем для тех, кто считал себя членами более высокого социального класса.Кроме того, те, кто зарабатывает больше и имеют более высокий уровень образования, больше ценят демонстрацию компетентности и напористость во взаимодействии с другими, чем те, кто находится в группе с более низким доходом и меньшим образованием.

    Авторы опасались, что эти различия в поведении могут привести к дальнейшему увеличению социального неравенства в Германии. У людей, которые демонстрируют напористость, больше шансов на социальное продвижение. Однако наблюдаемые различия в поведении были относительно небольшими.Влияние социального класса индивидуума оказало значительно большее влияние. Как люди ведут себя при взаимодействии с кем-то из более низкой или более высокой социальной группы? Большинство опрошенных назвали социальные различия в Германии необоснованными или не очень оправданными. В результате они сочли важным проявлять доброту и сотрудничество по отношению к людям с меньшими деньгами и образованием. И наоборот, они ценят то, чтобы выглядеть компетентными и настойчивыми по отношению к людям с большими деньгами и образованием.

    Эти выводы особенно актуальны в свете того факта, что социальное неравенство увеличивается в Германии и других частях мира, хотя большинство людей считают это необоснованным. В то время как исследования, основанные на социологических теориях, могут объяснить, как это неравенство может усугубляться обусловливанием внутри разных социальных классов, текущее исследование предлагает оптимистичную перспективу: в ситуациях общения между людьми разных классов, где классовые различия воспринимаются как незаконные, солидарность с бедными и проявляется напористость по отношению к богатым.

    История Источник:

    Материалы предоставлены Университетом Гете, Франкфурт . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *