Социальные нормы как появились: Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе

Содержание

Социальные нормы и их значение

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:
— нормы морали. Одно является хорошим, а другое – плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
— нормы этикета. Это нормы общения, правила ведения переговоров и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
— нормы права. Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведет за собой государственные санкции;
— традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
— политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
— эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
— корпоративные нормы. Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
— религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Социальные нормы и санкции

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм – различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о муках совести, и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Социальные нормы и их особенности

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников социальных отношений. Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются общественные отношения. Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.

Социальные нормы могут быть характеризованы следующим:
— они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально;
— они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу;
— за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции.

Напоследок хочется заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

8. Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

 

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей  . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

 

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

 

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

 

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

 

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

 

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

 

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

 

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

 

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.  Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

 

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

 

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

 

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

 

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

 

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

 

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

 

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

 

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

 

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.  Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

 

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

 

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

 

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

виды, функции, роль в жизни человека

Голландский философ XVII века Б. Спиноза сказал: «Свобода – это осознанная необходимость». В том числе и необходимость принимать те правила поведения, которые выработало общество. Наличие в группе социальных норм – это гарантия ее стабильности и безопасности всех ее членов, даже если кому-то эти нормы кажутся слишком навязчивыми или несправедливыми.

Социальные нормы: психологический подход

Под социальными нормами в психологии понимают принятые в обществе стандарты поведения и мировоззренческих принципов, верований и ценностей. Они предписывают людям не только что им делать и как поступать в определенной ситуации, но и что думать и даже что чувствовать. Например, в большинстве современных социумов воровство порицается, и социальные нормы предписывают людям испытывать к вору негативные чувства.

Подобная унификация поведения и мышления только на первый взгляд кажется ограничивающей свободу человека. Социальные нормы – необходимое условие существование любого социума. Не может человек чувствовать себя свободным и в безопасности в сообществе, где отсутствуют любые правила, где каждый может творить что хочет. К счастью, такой социум если и возникает, то существует недолго – он разваливается, разрываемый на клочки людьми, не ограниченными никакими нормами и обязанностями. Или вырабатывает свои социальные нормы и правила. Анархия не только непродуктивна, но и недолговечна.

Процесс нормообразования

Пожалуй, самое важное, что надо знать о социальных нормах, это то, что они не порождение отдельных амбициозных личностей. Эти нормы формируются в процессе естественного развития межличностных отношений и в течение довольно продолжительного времени.

Любой социум – это не просто сборище людей, а сложноорганизованная система, все элементы которой связаны общими целями, интересами, задачами и т. д. В процессе взаимодействия между людьми складываются межличностные отношения, которые, как цемент, скрепляют группу. Для ее нормального существования необходимо, чтобы все члены подчинялись единым нормам, регулирующим их отношения и поведение. Почему? Чтобы каждый человек не только был уверен в своей безопасности, но и мог предсказать вероятное поведение своего партнера, его реакцию на свои действия.

Образование социальных норм происходит в процессе взаимодействия, когда какие-то формы поведения оказываются более эффективными, способствующими успеху совместной деятельности и поддерживающими единство группы. Эти стандарты поведения закрепляются в сознании людей, обретают устойчивость и становятся социальными нормами, которые поддерживает большинство членов социума.

Те же формы поведения, которые оказались неэффективными или разрушительными для отношений, отвергаются людьми и не поддерживаются ими.

Чем дольше существует группа, тем устойчивее и прочнее социальные нормы. Особенно это заметно в социумах, которые существуют не одно поколение, например, в государствах, этносах, семьях или профессиональных коллективах, существующих продолжительное время.

В таких группах социальные нормы продолжают существовать, даже если утрачивают свое первоначальное значение и связь с совместной деятельностью. Эти нормы превращаются в традиции, становятся частью культуры группы и ее менталитета и продолжают играть важную роль в поддержании группового единства.

Каждый новый член сообщества должен как можно быстрее узнать и принять социальные нормы, чтобы не чувствовать себя белой вороной и чужаком. Этот процесс может быть психологически довольно сложным, когда мы имеем дело с адаптацией взрослых людей, воспитанных в рамках другой групповой культуры. Речь идет не только об эмигрантах, у них сложности с адаптацией очевидны. Но схожие проблемы могут возникнуть у человека при переходе в другой коллектив или в ситуации, когда молодые супруги начинают совместную жизнь и строят ее каждый исходя из норм, усвоенных в собственной семьи.

А вот процесс адаптации при поступлении в ВУЗ не так чувствуется, так как группа только образовалась – чужаками являются все абитуриенты. Освоение социальных норм в этом случае будет совпадать с процессом их формирования.

Соблюдение общегрупповых правил поведения поддерживается социальным контролем, который выражается в общественном мнении и социальных санкциях – разных формах одобрения и поощрения или порицания и наказания.

Признаки социальных норм

В любом сообществе – от семьи до государства – люди придерживаются разнообразных правил, традиций, обычаев. Но далеко не все они являются социальными нормами. Например, если в кругу ваших друзей принято при встрече обсуждать своих домашних питомцев, то к социальным нормам это отношения не имеет.

У них есть свои признаки и особенности:

  • Общезначимость. Нормы имеют отношение ко всем членам социума и не могут распространяться только на одного или на нескольких. Кто-то может, конечно, игнорировать правила, но это обязательно вызовет недовольство остальных.
  • Нормы регулируются социальными санкциями. Это значит, что всегда есть система поощрений и наказаний, даже если они выражаются только в устном одобрении или порицании. Причем негативная реакция группы на нарушение социальных норм часто для индивида более значима, чем наказание на основании юридического закона.
  • Наличие субъективной стороны норм. Проявляется эта особенность, во-первых, в том, что у человека всегда есть выбор и он может принимать или не принимать нормы общества. Во-вторых, у людей всегда присутствует индивидуальная, эмоционально окрашенная реакция на поступки других членов социума. И она может не совпадать с общественным мнением.
  • Взаимозависимость. Ни одна норма поведения не существует сама по себе. Они все взаимосвязаны и зависимы от целей и задач группы, от ее традиций и культуры. Социальные нормы, особенно в сообществах, имеющих долгую историю, представляют собой сложную систему.

Система норм, существующих в обществе, нередко становится источником конфликтов, причем не только внешних, межличностных, но и внутренних. Это связано с тем, что в группе могут существовать комплексы норм, противоречащих друг другу. Например, религиозные догмы нередко противоречат светским законам, а нормы поведения в неформальной молодежной группе часто плохо состыковываются с требованиями, предъявляемыми семьей.

Виды социальных норм

Безопасность

Следование общепринятым нормам еще называют социотипическим поведением. И если вдуматься, то оно составляет бóльшую часть нашей жизни. Мы просыпаемся утром по будильнику, чтобы идти на работу или на учебу – так принято, так делает большинство членов общества. Затем умываемся, чистим зубы, пьем чай или кофе. А как же иначе? К этому нас приучили еще в детстве. Одеваемся мы в соответствии с модой, дресс-кодом, общепринятыми стандартами. И так далее. Попробуйте проанализировать ваш обычный день, и вы поймете: того, что не имеет отношения к социотипическому поведению, а отражает исключительно вашу индивидуальность, не так уж много.

Во всем этом разнообразии социальных норм, регулирующих поведение людей, не так-то просто разобраться, но мы с вами попробуем. Существует два подхода к классификации социальных норм.

По степени всеобщности

По этому признаку нормы делятся на общественные и групповые. Первые обязательны для всех людей общества, например, государственного образования. Но оно состоит из отдельных групп, члены которых связаны общими целями, интересами, убеждениями, симпатиями. И в процессе существования каждая группа вырабатывает свои нормы, которые лишь частично совпадают с общественными, а бывает, даже противоречат им. Например, в асоциальных группах – бандитских формированиях, воровских группировках, наркопритонах и т. д.

Человек с рождения проходит социализацию, в процессе которой усваивает не только общественные нормы, но и правила поведения, принятые в семье, в школе, затем в ВУЗе, в трудовом коллективе. Также индивид может входить в разнообразные группы: спортивные клубы, фан-тусовки, сообщества по интересам или просто группы друзей. И везде он должен следовать групповым нормам, уметь быстро перестраиваться и адаптироваться. Это совсем непростая задача, требующая гибкости поведения.

Иногда кажется, что человеку приходится буквально изощряться, чтобы угодить людям в разных группах. Но это только кажется. В процессе социализации нормы присваиваются индивидом, становятся внутриличностными, и он не испытывает серьезных проблем, выбирая тот или иной стиль поведения. Если, конечно, социализация прошла нормально, и человек стал полноценным членом группы. Более того, когда мы вынуждены по какой-то причине нарушать групповые нормы, то испытываем дискомфорт, чувство неловкости, а то и угрызения совести. К тому же система социальных норм на всех уровнях защищает не только целостность социума, но и интересы входящих в него личностей.

По уровню формальности

Согласно второй классификации, все нормы, существующие в обществе, можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные нормы

К ним относятся нормы права или законы. Особенность этого вида социальных норм в том, что они выработаны соответствующими органами, закреплены в законодательных актах и их нарушение преследуется государством или другой формальной организацией, например, профсоюзом или дирекцией предприятия.

Самые первые своды законов, появившиеся в глубокой древности, например, древнеегипетские законы Хаммурапи или «Русская правда» Ярослава Мудрого были нормами обычного права. То есть создавались на основе неформальных правил поведения, выработанных обществом. Они лишь закрепляли их законодательно и дополняли. Современные законы часто очень далеки от неформальных норм и даже иногда им противоречат. Но цель у формального законодательства та же, что и у неформальных норм – поддержание единства группы и обеспечение безопасности и комфорта для большинства членов социума или для правящей элиты.

Неформальные нормы

Успех деятельности

Этот вид норм имеет естественное происхождение и сформировался как результат межличностных отношений. Неформальные нормы тоже могут быть зафиксированы в каких-то официальных документах. Например, как христианские заповеди в Библии или «Моральный кодекс строителей коммунизма». Но такое формальное закрепление вторично, и оно касается в значительной степени стихийно выработанных в обществе норм.

В разнообразии неформальных норм можно выделить несколько групп:

  • Нормы морали – это наиболее многочисленная группа неформальных правил. Они основаны на представлении людей о добре и зле, о пользе и вреде, о справедливости и других этических категориях. Нормы морали регулируют отношения между людьми так, чтобы учитывались интересы всех сторон социального процесса. Они призваны свести конфликты и неприятие в обществе к минимуму.
  • Религиозные нормы – правила поведения, выработанные в рамках тех или иных культов. Они регулируют действия верующих, их отношение к объекту поклонения, друг к другу, к исполнению религиозных обрядов и взаимодействию с миром и т. д.
  • Культурные нормы связаны с регулированием особенностей поведения человека в обществе (этикета), а также с формированием эстетических вкусов, предпочтений, принципов. например: мода регулируется культурными нормами, так же как и правила поведения за столом.
  • Политические нормы – очень разнообразный спектр правил поведения, связанных с политической деятельностью. Они, например, регулируют поведение дипломатов, отношение к политическим соперникам и союзникам или взаимоотношения правящей партии и оппозиции.
  • Корпоративные нормы регулируют поведение членов трудового коллектива. Они направлены на поддержание наибольшей эффективности деятельности каждого индивида и коллектива в целом. Важное место среди этих норм также занимают те, что укрепляют единство группы и развивают чувство групповой солидарности.

Перечень видов неформальных норм вполне может быть дополнен, например, эстетическими нормами, правилами, имеющими отношение к поведению в спорте, семейными нормами и традициями.

Функции социальных норм

Думаю, тот, кто внимательно читал эту статью, и так понял, в чем значение социальных норм. Но все же, подводя итоги, обобщим сказанное. К функциям социальных норм в обществе относятся следующие:

  1. Поддержание жизнедеятельности и стабильности общества. Правда, если нормы устарели и не соответствуют новой реальности, то они могут стать катализатором распада группы или ее преобразования.
  2. Создание условий для безопасного и стабильного существования индивида.
  3. Обеспечение эффективности совместной деятельности и достижения групповой цели.
  4. Организация взаимодействия между людьми и формирования межличностных отношений.
  5. Формирование особой групповой культуры и передача социального опыта новым поколениям.
  6. Регуляция межгрупповых отношений.
  7. Обеспечение критериев эмоциональной оценки поведения членов общества.

Таким образом, социальные нормы – это необходимые условия существования группы.

И последний классический вопрос с неоднозначным ответом. Ограничивают ли социальные нормы свободу личности? Да, несомненно. Но они же и ограничивают произвол по отношению к любому члену социума. Нормы могут нам не нравиться, законы раздражать своей несправедливостью, но они все равно останутся необходимым в обществе регулятором поведения. Другого механизма пока не придумали.

1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права

Лекции
по истории древневосточного права

©
Насибуллин Рафиль Ахнафович

Лекция № 1.
Социальные нормы первобытного
(догосударственного) общества.
Происхождение права.

Право как совокупность
норм, общеобязательных правил поведения,
установленных или поддержанных
государством, появляется только с
возникновением государства, так как
право обеспечивается государственным
принуждением. До образования государства
права не существовало. Социальные нормы,
правила общежития существовали задолго
до превращения их в нормы права, но
нормами права они становятся лишь тогда,
когда возникло государство, которое
обеспечивает их исполнение государственным
принуждением.

Однородность социальных норм первобытного общества

В
догосударственный период, в котором не
было государства и права, а люди жили
общинами, поведение людей регулировали
такие социальные нормы как табу, мораль,
обряды, миф, обычай. Социальные нормы
первобытного (догосударственного)
общества носили однородный,
недифференцированный характер и были
едиными для всех членов первобытного
общества, для всех членов общины. Они
получили название мононормы
(
от монос
“единый”,
норма
“правило”) — нормы, соединяющей в себе
правило поведения общесоциального,
религиозного и бытового характера;
обязательное правило поведения, в
котором еще не дифференцировались
различные нормы социальной регуляции;
единые правила, неразделенные на
религиозные, морально-этические и иные.
Например, запрет убийства члена своего
коллектива объяснялся с религиозной
точки зрения как запрет
богов,
нарушение которого будет прегрешением
и повлечёт за собой божьи кары.
Одновременно, такое деяние считалось
с морально-этической точки зрения
нехорошим делом. Одновременно, существовал
обычай — пищевой запрет на употребление
в пищу мяса людей своей общины; кроме
того, существовала угроза мести со
стороны родичей за убийство.

Социальные
нормы поддерживались самопомощью,
самоуправством (тот, кому был причинён
вред, сам должен был позаботиться об
охране своих интересов с помощью
родственников), моральными санкциями
(это божья кара, осуждение общественного
мнения, угрызения собственной совести),
третейским судом старейшин. Третейский
суд был судом добровольным, который
ставил своей целью сохранить мир и
согласие в общине, а значит примирить
стороны, предотвратить перерастание
конфликта в состояние постоянной вражды
внутри общины. Примирение означало
компромиссное соглашение враждующих
сторон.

Многие
споры и конфликты в общине разрешались
самими спорящими сторонами в порядке
саморегуляции. Члены общины были жизненно
заинтересованы в сохранении внутреннего
мира, в объединении усилий, во взаимопомощи.
Санкция за нарушение норм поведения в
условиях саморегуляции была такова:
кто не соблюдает правила, тому не помогут
в работе.

Табу

Самыми
древними социальными нормами являлись
табу. Табý
— это совокупность особого рода запретов
тех действий, которые, как верили люди,
неотвратимо навлекали на них непонятную,
но грозную опасность. Для табу характерно
отсутствие всякого обоснования. Люди
должны были слепо подчиняться этим
запретам. Человек, нарушивший табу,
причинял вред всему обществу.

Запретными
становились опасные для коллектива
действия. Например, запрещались убийство
сородичей, телесные повреждения,
кровосмешение (инцест), общение с чужими
(не членами рода) как потенциальными
носителями «зловредной магии», способной
нанести вред тем, кто соприкасается с
ними и др.

Соблюдение табу
было обеспечено карой, неминуемо
поражающей нарушителя. Кара могла быть
религиозная или общественная. Общественная
кара заключалась в смертной казни,
изъятии имущества нарушителя, изгнании
из общины. Религиозная кара наводилась
на нарушителя сверхъестественными
существами и мистическим путем. Она
выражалась, например, болезнью, смертью
от удара молнии и пр. Этнографами были
записаны случаи, когда туземец умирал
от одного ужаса, что им нарушено табу.

Например, как-то
один из племенных вождей в Новой Зеландии
оставил остатки обеда, которые подобрал
и съел член его племени. Когда последний
узнал, что он употребил в пищу остатки
трапезы вождя, что было табуировано,
запрещено, он стал корчиться в мучительных
судорогах и вскоре умер. Остатки от
трапезы вождя были табу, и съевший их,
даже по неведению, должен был заболеть
и умереть.

Мораль

Мораль
(нравственность)

— это совокупность взглядов, идей,
представлений о добре и зле, справедливости
и несправедливости и складывающихся
на их основе норм поведения. Для морали
характерна оценка поведения людей с
помощью понятий добра и зла. Тем самым
действия людей подразделялись на
одобряемые и осуждаемые обществом.
Добро — это действия людей, по данным
опыта, совпадающие с интересами общества
и служащие интересам его самосохранения
и благополучия. Эти действия одобряются
обществом. Зло — это действия людей,
идущие вразрез с интересами общества,
наносящие ему ущерб, разрушающие
общество. Подобного рода действия
осуждаются обществом и влекут за собой
санкции (неблагоприятные последствия)
для нарушителя. Моральными санкциями
являются божья кара, угрызения собственной
совести и осуждение общественного
мнения.

Нормы морали
выражаются или в отрицательной форме
запретов или в положительной форме
повелений. Основные нравственные правила
таковы: «Не делай другим того, что ты не
хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай
другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе
делали». Другими словами: как ты относишься
к людям, так и они будут относиться к
тебе. Отсюда двоякое требование: не
вредить другим или не делать зла и делать
другим добро или помогать ближнему,
нуждающемуся.

Табу и мораль
регулировали отношения между членами
одного коллектива — общины, рода. Люди
в первобытном обществе делились на
своих и чужих. К чужим был возможен
другой подход, прямо противоположный:
«Если наши
украли лошадь у чужих — это добро, если
у наших чужие украли лошадь — это зло».

Различие
между моралью и правом проявляется в
характере санкций (неблагоприятных
последствий для нарушителя) и способе
их осуществления. Нормы морали
обеспечиваются моральными санкциями:
Божья кара, разного рода неодобрение,
порицание со стороны общественного
мнения и угрызения совести (совесть —
это внутренний судья). Все эти санкции
могут одинаково распространять свое
действие и на обеспечение осуществления
права. Особенность права состоит в том,
что независимо от общих моральных
санкций оно устанавливает еще свои
специфические юридические санкции.
Отличительными признаками юридической
санкции являются точная определенность
страдания, причиненного нарушителю
нормы права, а также определенность
правоохранительных органов, предназначенных
для приведения санкций в исполнение.
Ни одного из этих признаков нет в
моральных санкциях.

Создаваемое
религиозной верой представление о каре
Божьей по самому своему существу чуждо
внешней определённости. Реакция совести
зависит от индивидуальных особенностей
человека, хотя предполагается, что когда
окружающие человека люди осуждают его
поступки, у него возникает чувство вины
и стыда перед ними за свои действия.
Реакция общественного мнения, хотя и
проявляется в известном внешнем давлении
на нарушителя моральной нормы, но не
отличается определенностью. Нарушающий
моральную норму не знает наперед, в чем
выразится реакция общественного мнения,
— она разнообразна: начинаясь с простого
словесного выражения порицания, она
может доходить до кровавой расправы.
Общественное мнение не обладает
определенными, заранее установленными
органами для выражения общественного
порицания.

Обряды и миф

К социальным нормам
первобытного общества можно отнести
также обряды и мифы. Обряды — это правила
поведения, заключающиеся в символических
действиях. Например, обряды похорон и
поминок умерших, свадебный обряд, обряд
вступления в должность вождя и др.

Важным регулятором
поведения людей были мифы..В
обиходной речи «миф» — это выдумка. В
философии под мифом понимают особую
форму мысли, наиболее простую, наиболее
всеобщую, присущую человеку на всех
ступенях развития — и на первоначальной,
и на нынешней. Миф — это нечто, основанное
на действительных событиях, но
приукрашенное и изменённое. Миф — это
предание, сказание, повествование о
происхождении мира, в которых боги
творят мир, а герои обустраивают его, о
первопредках, от которых пошёл народ.
Например, миф о братьях Каине и Авеле,
Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие,
Щеке и Хориве (основатели Киева). У
каждого народа есть исторические мифы
— это мифы о своей истории, географические
мифы — о соседях и о других народах. Мифы
нужны для объяснения мира. Исторические
мифы необходимы народу, потому что в
них заложены его коренные национальные
ценности. В мифах истории живёт
коллективная память народа, которая
объясняет — кто мы, что с нами происходило,
как мы реагировали на различные
обстоятельства. В мифах сконцентрирован
опыт поведения, разные варианты ответов,
что нужно делать в тех или иных случаях.
Миф является побуждением к действию.
Он представляет собой набор хороших и
дурных примеров, руководство к действию
или воздержанию от действий, способы
поведения, которым должны следовать
люди в своих взаимоотношениях с природой
и друг с другом. Почитание предков
предполагает: если они вели себя так,
то мы не можем, не утратив достоинства,
вести себя хуже. Происхождение обязывает.

Вот, к примеру,
миф о том, как к Петру
I
привели пленных шведских офицеров после
Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены,
напряжены: откуда они знают, что с ними
будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит:
«Пировать будем!». И во время пира шведы
сидят среди русских, с такими же бокалами
в руках, перед ними тарелки, полные еды.
И Пётр поднимает тост: «За наших
учителей!». Было? Не было? В любом случае
в этом предании урок: будь великодушным
к побеждённому врагу. Не мсти. Не
злобствуй. Умей учиться у врага, и если
научился чему-то, признай это вслух.
Уклонись от ненависти, от сведения
счётов. В средине
XX
века русские вели себя с поверженным
врагом, как в начале
XVIII-го.
Пленные немецкие солдаты не стали
ответчиками за преступления, совершённые
армией нацистов в России. Они привлекались
к восстановительным работам, жили в
условиях, которые не были хуже условий
жизни русских, их даже сытнее кормили,
одевали в трофейную немецкую форму и
лечили, если заболеют. В войнах в горячих
точках конца
XX
— начала
XXI
веков русские проявили то же отношение
к вчерашним вооружённым врагам, взятым
в плен.

Современными
аналогами мифа являются кинофильмы,
политические идеи построения на земле
идеального общества, земного рая —
коммунизма, правового государства,
свободного рынка и др.

Обычай

На первое место
среди социальных норм выдвинулись
обычаи. Обычаи
— устойчивые правила поведения, нормы,
возникшие путем продолжительного
соблюдения людьми. Обычай обязателен
независимо от того, признается он или
не признается государством. Сила обычая
основана не на предписании государственной
власти, а на привычке к ней народа, на
долговременном применении его на
практике. Авторитет обычая был основан
на старине:
«так поступали отцы и деды», «чем старей,
тем правей», «повальный обычай, что
царский указ».

Обычаи существовали
в устной традиции, передавались от
поколения к поколению. В общине были
знатоки обычаев, к которым в случае
спора обращались спорящие стороны за
консультацией. Они говорили, что надо
делать так-то, потому что именно так
делали предки. Обычаи регулировали
типичные отношения: брак, обязанности
мужчины и женщины, кары за обиду и
причиненный вред (кровная месть), обычай
почитать старших как хранителей опыта
поколений, передача имущества умершего
роду, семье.

Что такое социальные нормы как они образуются?

Вообще различают два смысла термина «норма»:

1. норма как естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.) в соответствии с его природой – естественное состояние

2. норма как руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества – социальная норма

Нормы – это определённые стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Они устанавливаются самим обществом. Без них невозможно человеческое общежитие.

Норма– это всегда стереотип, рассчитанный на неопределённое число случаев. Социум – это общество.

Признаки социальных норм:

1. регулируют отношения между людьми

2. регулируют повторяющиеся (распространённые, массовые, типичные) ситуации

3. являются общими правилами (то есть они устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества)

4. рассчитаны на многих людей, причём не конкретных и персонально не определённых

5. они создаются разумными существами, создаются по воле людей, их сознанием

6. они имеют определённую форму (это может быть форма в виде действия – ритуал, обряд, обычай)

7. имеет санкцию (может быть в виде общественного порицания)

8. они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества.

кроме того они стабилизируют общество, а значит, являются как порождением, так и регулятором общественных отношений

9. они соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества (европейской и азиатской культуре)

Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Они развиваются и усложняются с развитием общества. Они отражают закономерности социального развития, но сами таковыми не являются.

Виды социальных норм:

1. Ритуалы – правило поведения, в котором акцент делается на внешней стороне его исполнения, причём эта форма строго канонизирована. Это церемония, демонстрация. Характеризуется массовостью.

2. Обряды – (выделились из ритуальных действий) это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но, в отличие от ритуала, глубже проникают в психику людей и преследуют воспитательные цели. Выполняется специальным, «знающим» лицом. Затрагивает психологические переживания людей. (обряд бракосочетания, исцеления, захоронения). Каждое действие наполнено определённым смыслом, является как бы символом.

3. Мифы – (возникают с развитием речи) это предания, сказания, повествования о богах, духах, обожествлённых героях, первопредках, пытающиеся объяснить окружающий мир. Имеет идеологическую нагрузку, содержит примеры для подражания. Своего рода объяснение. Имеет эмоционально-ассоциативное начало.

4. Обычаи – (довольно сложные, более тонкие социальные нормы) правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Характеризуются устойчивостью. Отражают жизненную закономерность. Являются универсальными. «Бытовые обыкновения». К ним относят и деловые обыкновения или обычаи делового оборота. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Характерна высокая детализированность их предписаний.

5. Моральные нормы – правила поведения, определяющие что есть добро и зло. Стимулом для их исполнения является «голос совести».

6. Нормы этикета – нормы повседневного, бытового, «воспитанного» поведения, корректного поведения, правила приличия. Этика – наука о морали (нравственности).

7. Политические нормы – правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере управления, отношения между различными социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом её организации и назначением в обществе.

8. Корпоративные нормы – правила поведения, регулирующие взаимоотношения членов общественных организаций, объединений, массовых движений. Они выражаются в уставах, положениях, программах, решениях. Они обязательны только для членов таких объединений.

9. Экономические нормы – правила поведения людей, регулирующие хозяйственные отношения, обеспечивающие незыблемость разнообразных форм собственности, … Нормы религии – правила поведения, регулирующие общественные отношения через требования божественных начал, отношения в области вероисповедания.

10. Семейные нормы – правила поведения, складывающиеся между членами семьи.

11. Нормы права – правила поведения, устанавливаемые государством и представляющие собой общеобязательные формально определённые правила поведения, официально закреплённые и обеспеченные возможностью государственного принуждения.

12. Техническо-юридические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Относятся к социальным нормам в том смысле, что в случае их невыполнения могут устанавливаться санкции. Они становятся технико-юридическими нормами. (технические нормы к социальным не относятся, т.к. не регулируют отношений между людьми)

Три функции социальных норм:

1. регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Обеспечивают стабильность функционирования общества.

2. оценочная. Они выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

3. трансляционная. Фиксируя культурные, духовные начала, социальный опыт поколения, социальные нормы представляют собой своего рода наследие для будущих поколений, транслируются в будущее.

Социальные нормы различаются по процессу формирования, форме фиксации (существования), характеру регулятивного действия, способам и методам обеспечения.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 6853 | Нарушение авторского права страницы

Признаки социальных норм

Социальные нормы в современном мире

Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.

Замечание 1

Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.

Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки социальной нормы

Определение 1

Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.

Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:

  • Первый признак социальной нормы – ее нормативность. Он выражается в том, что норма – это правила поведения субъектов в определенной ситуации. Ежедневно человек совершает очень много действий, а также потребляет или генерирует большой объем информации, и, чтобы действия или информация несли исключительно положительный эффект, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение.
  • Второй признак – общеобязательность. Несмотря на то, что мы указали о наличии особых социальных норм, которые регулируют поведение более узких слоев населения, которые отличаются по конфессиональному и этнонациональному признаку, все же подавляющее количество социальных норм выступают в качестве общеобязательных для каждого человека, независимо от его пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих отличий.
  • Третий признак – социальная обусловленность. Наше общество меняется и развивается, но оно может подвергаться различным конфликтным ситуациям. Очень важно, чтобы социальные нормы, регулирующие поведение, соответствовали уровню развития общества и его общему состоянию.
  • Четвертый признак социальной нормы – системность. Это значит, что все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один аспект не может существовать без другого.

Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.

Особенности социальных норм

Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.

Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.

Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.

Замечание 2

Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).

10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права

Государственные образования появились
около пяти тысяч лет назад. А социальная
эволюция человека насчитывает около
40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго
до возникновения государства существовали
опреде­ленные формы человеческого
общежития, социальное управление,
власть, нормативное регулирование.
Становление этих общественных феноменов
происходило как естественно-исторический
процесс и было обусловлено су­ровыми
условиями выживания человека,
необходимостью сохранения форм его
социального бытия.

Формой человеческого общежития в то
время был род (первобытная родо­вая
община), который представлял собой
объединение людей на основе кров­ного
родства, совместного коллективного
труда, общей собственности на орудия
труда и продукты деятельности. Все это
определяло равенство членов рода и
нераздельность их интересов. Управление
родом было по своей приро­де естественным
самоуправлением: органы власти (собрание
взрослых членов рода, вожди, старейшины
и др.) были включены в сам объект
управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулированияв первобытном обществе харак­терны
следующие черты:

1. Естественно-природный(как и
у организации власти) характер,
исто­рически обусловленный процесс
формирования.

2. Действие на основе механизма
обычая.

3. Синкретичность,нерасчлененность
норм первобытной морали, рели­гиозных,
ритуальных и др. норм. (Отсюда их название
— «мононормы», кото­рое ввел российский
этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели
предоставительно-обязывающего ха­рактера:
их требования не расценивались как
право или обязанность, ибо были выражением
социально необходимых, естественных
условий жизнеде­ятельности человека.
Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри
родового строя не существует еще никакого
различия между правами и обязанностями;
для индейца не существует вопроса,
является ли участие в общественных
де­лах, кровная месть или уплата выкупа
за нее правом или обязанностью; такой
вопрос показался бы ему столь же нелепым,
как и вопрос, являются ли еда, сон, охота
правом или обязанностью?»(«Происхождение
семьи, частной собст
­венности
и государства», 1884).
Член рода просто
не отделял себя и свои ин­тересы от
родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов.Преимущественно в форметабу,то есть не­пререкаемого запрета,
нарушение которого карается
сверхъестественными си­лами.
Предполагается, что исторически первым
табу был запретинцестов —
кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный
родовой коллектив
(нарушение обычая
— «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение
мифов, саг, былин, сказаний и иных форм
художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции —осуждение поведения нарушителя со
стороны родового коллектива («общественное
порицание»), остракизм (изгнание из
родовой общины, в результате которого
человек оказывался «без роду и пле­мени»,
что практически было равносильно
смерти). Применялись также теле­сные
повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в
результате естественно-историчес­кого
развития общества, в результате процессов,
происходящих в обществен­ном организме.
При этом существуют различные теоретические
версии про­исхождения права. Одна из
них весьма обстоятельно изложена в
теории марксизма. Примерная схема
такова: общественные разделения труда
и рост производительных сил — прибавочный
продукт — частная собственность
-антагонистические классы — государство
и право как орудия классового гос­подства.
Таким образом, в этой модели на первый
план выдвигаются полити­ческие причины
появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса
права используют понятие не­олитической
революции
(от слова «неолит» — новый
каменный век), которая происходит
примерно вVIII-IIIвв. до н. э. и заключается в переходе от
при­сваивающей экономики к производящей.
Возникает необходимость регулиро­вания
производства, распределения и обмена
товаров, согласования интересов разных
социальных слоев, классовых противоречий,
то есть установления об­щего порядка,
соответствующего потребностям
производящего хозяйства.

Формирование правапроявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного
права;

б) в доведении текстов обычаев до
всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов
(государственных), отвечающих за наличие
справедливых всеобщих правил, их
официальное закрепление в яс­ных и
доступных формах, обеспечение их
реализации.

В санкционировании обычаев и создании
судебных прецедентов важную роль сыграла
судебная деятельность жрецов, верховных
правителей и назна­чаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально
новая регулятивная система (право),
которую отличают содержание правил,
способы воздействия на по­ведение
людей, формы выражения, механизмы
обеспечения.

Обращение к социальным и культурным нормам, лежащим в основе признания насилия: материалы семинара — вкратце | Обращение к социальным и культурным нормам, лежащим в основе принятия насилия: материалы семинара — вкратце

может быть сделано для предотвращения насилия. Она сказала, что отсутствие полной информации приводит к синергии дезинформации, искажению взглядов на преступность и расу и ограничивает возможность реального разговора о том, что происходит.Дорфман определил, как средства массовой информации определяют повестку дня, определяющую, как зрители понимают насилие. Это понимание, в свою очередь, доходит до лиц, принимающих решения, ответственных за принятие решения о том, что будет (или не будет) сделано с проблемой. Она сказала, что, несмотря на многие сильные стороны новостных репортажей, в новостях доминируют точки зрения уголовного правосудия, а профилактика в значительной степени отсутствует. Она сказала, что необходимо переосмыслить новости, перейдя за рамки отдельного человека к ландшафту, подчеркнув общественные ценности, чтобы зрители поняли, почему предотвращение насилия имеет значение, и признали решение, а также используя коммуникации для поддержки действий.Она подчеркнула, что более полное освещение в новостях будет информировать лиц, принимающих решения, и общественность о профилактике, о том, что это означает и почему это важно.

Примеры инновационных подходов к вмешательству

Маллика Датт рассказала об организации «Прорыв», которая использует инновационные превентивные стратегии для устранения основных причин насилия посредством изменения культуры. Она описала программу Bell Bajao («Звоните в звонок»), кампанию, в рамках которой мужчины участвуют в борьбе с домашним насилием посредством вмешательства соседей или сверстников, «звоня в колокольчик» семьи, где есть домашнее насилие или IPV.После показа короткого видео Датт сказал, что люди сегодня живут в культуре, где угроза насилия является неотъемлемой частью соблюдения определенных норм. Она сказала, что Bell Bajao берет идею личного пространства (собственного дома) и разрушает культурные проявления насилия, «звоня в колокол», чтобы сделать дом публичным местом вмешательства. Она рассказала, как Bell Bajao использует медиаискусство и технологии, чтобы вести как локальные, так и масштабные беседы.

Обсуждение

После дискуссии несколько участников спрашивали об использовании развлечений в образовательных целях, включая доказательную базу, лежащую в основе их использования, и их экономическую эффективность.Суд сказал, что данные свидетельствуют о том, что образовательные развлечения — это эффективная форма общения; например, мыльные оперы иллюстрируют позитивные социальные нормы и являются экономически эффективным вмешательством в области здравоохранения.

Бриджид Маккоу из Kaiser Permanente выступила с инициативой «Кампании больше нет», которая направлена ​​как на предотвращение домашнего насилия, так и на предотвращение сексуальных посягательств, объединяя активистов, школы, поставщиков медицинских услуг, организации, выживших и членов сообщества. Артуро Сервантес из Университета Анауака в Мексике сказал, что важно использовать экологические рамки, основываться на фактических данных и использовать многосекторный комплексный подход, учитывая необходимость социальной мобилизации для устранения основных причин и социальных детерминант нынешнего глобального пандемия насилия.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ВЛИЯНИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

Обзор пересечения религии и социальных норм и того, как эти нормы влияют на гендерное равенство

Полина Мучина, член Проекта будущих африканских лидеров и богослов, определила религию как организованное собрание верований, культурных систем и мировоззрений, относящихся к человечеству и порядку существования. Размышляя об исследованиях, основанных на африканских культурах, она сказала, что религия формирует культуры, а также социальную, политическую и экономическую жизнь и является мощной силой, влияющей на социальные нормы.Мучина сказал, что социальные нормы и религиозные моральные ценности и убеждения взаимосвязаны и что, когда социальные нормы, религиозные традиции и практика объединяются, они существенно влияют на то, как мужчины и женщины взаимодействуют в обществе, домах и учреждениях. В качестве примера она объяснила, что из-за культурных и религиозных гендерных норм африканским женщинам и девочкам не хватает социальной и экономической власти, чтобы контролировать свое собственное тело. Она сказала, что все религии сегодня поддерживают мужское социальное доминирование в социальных структурах, с религиозными текстами, поощряющими исключение женщин из руководства в семье, церкви и обществе, влияя на то, как люди относятся друг к другу и как с женщинами обращаются в их домах. в обществе и на работе.Мучина подчеркнула необходимость пропаганды теологии для изменения религиозных институтов таким образом, чтобы положить конец негативным последствиям для женщин и девочек. Она отметила, что у религиозных лидеров есть платформа для решения двух важнейших задач: обучение мужчин и мальчиков продвижению гендерного равенства и прекращение гендерного насилия.

Религия в контексте сексуальной идентичности и политики идентичности

Капья Джон Каома, пастор, правозащитник и приглашенный исследователь из Бостонского университета, рассказал о глобальном влиянии религии и значении религии для человеческого опыта.Он сказал, что, хотя религиозные верования разнообразны по всему миру, существует общее игнорирование и дискриминация лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров

.

Почему мы следуем негласным групповым правилам? Исследователи изучают силу социальных норм — ScienceDaily

Как вы одеваетесь, говорите, едите и даже то, что вы позволяете себе чувствовать — эти часто невысказанные правила группы являются социальными нормами, и многие из них усвоены до такой степени, что вы наверное, их даже не замечаю. Однако следование нормам иногда может дорого обходиться людям, если нормы требуют жертв ради блага группы. Как и почему люди вообще эволюционировали, чтобы следовать этим нормам?

Новое исследование Национального института математического и биологического синтеза исследует этот вопрос, проливая свет на истоки человеческого сотрудничества.

Результаты, опубликованные сегодня в Proceedings of the National Academy of Sciences , показывают, что способность людей усваивать социальные нормы, как ожидается, будет развиваться в широком диапазоне условий, помогая наладить своего рода сотрудничество, которое становится инстинктивным.

Исследователи использовали компьютерное моделирование для моделирования как индивидуального поведения в совместных групповых действиях, так и лежащих в основе генетических механизмов, контролирующих поведение. Исследователи исходили из предпосылки, что соблюдение норм социально подкрепляется одобрением и поощрением лиц, которые им следуют, а также наказанием нарушителей норм.Цель исследователей заключалась в том, чтобы увидеть, усваиваются ли определенные нормы, а это означает, что действие в соответствии с нормой становится самоцелью, а не инструментом для достижения чего-либо или избежания социальных санкций.

В модели люди делают выбор в отношении участия в коллективных действиях, требующих сотрудничества, а люди, которые не сотрудничают, или «безбилетники», могут столкнуться с последствиями.

В частности, авторы рассмотрели два общих типа коллективных действий, требующих сотрудничества, с которыми наши предки могли регулярно сталкиваться.Первый тип групповых действий включает в себя сценарии «мы против природы», когда группы должны защищаться от хищников, совместно охотиться и размножаться. Второй тип групповых действий — это «мы против них», который представляет собой прямые конфликты или другое дорогостоящее соревнование с другими группами за территорию, совокупление, доступ к торговым путям и тому подобное.

Модель обнаружила, что интернализация норм легко развивается в обоих сценариях.

Модель также показывает, что поощрение равных наказаний безбилетников намного эффективнее в продвижении сотрудничества в коллективных действиях, чем поощрение самого участия.

Исследование предсказывает значительные генетические вариации в способности людей усваивать нормы. В частности, при некоторых условиях ожидается, что в популяциях будет относительно небольшая частота «сверхсоциализированных» индивидов, готовых пойти на огромные жертвы ради своих групп. Примерами в сегодняшнем обществе могут быть террористы-смертники и другие проявления крайнего самопожертвования на благо группы. Точно так же есть и «недостаточно социализированные» люди — психопаты, которые полностью невосприимчивы к любым социальным нормам.

Поскольку социальная и физическая среда сильно различается между разными группами людей, модель учитывает это различие и может предсказать, как эти различия повлияют на социальное поведение человека и принятие решений в разных регионах.

Помимо ответов на теоретические вопросы об истоках человеческого сотрудничества, исследование может иметь множество практических приложений.

«Каждый день люди делают выбор среди множества вариантов того, как реагировать на различные социальные ситуации.На этот выбор влияет множество взаимодействующих факторов, включая социальные нормы и ценности. Понимание влияния социальных норм может помочь нам лучше понять процесс принятия решений человеком и лучше предсказать человеческие действия в ответ на определенные события или политику », — сказал ведущий автор Сергей Гаврилец, профессор экологии, эволюционной биологии и математики в Университете Теннесси. Ноксвилл и заместитель директора НИМБиоС по научной деятельности.

Гаврилец также сказал, что модели могут быть полезны при разработке социальной и экономической политики.

«Изменение социальных институтов — распространенная стратегия изменения человеческого поведения», — сказал он. «Иногда предпринимаются попытки заимствовать или передавать учреждения из одной страны или региона в другую. Однако часто такие стратегии терпят неудачу. Наши модели могут помочь объяснить, почему. Обобщение наших моделей может привести к разработке более эффективных инструментов для прогнозирования последствий внедрения определенных социальной политики и институтов, а также для определения наиболее эффективных стратегий изменения или оптимизации группового поведения.«

.

Изменение мира путем изменения социальных норм — ScienceDaily

К профессору Карине Нюборг из экономического факультета Университета Осло присоединилась международная группа ведущих экономистов, экологов и психологов в качестве соавторов статьи под названием «Социальные нормы как решения », опубликованные в Science .

С Кеннетом Эрроу, лауреатом Нобелевской премии по экономике в их команде, Nyborg et. al. утверждают, что изменение социальных норм может способствовать решению даже серьезных глобальных проблем, поскольку политики играют важную вспомогательную роль.Но им нужно знать, когда действовать.

Запрет на курение — хороший пример

По словам Нюборга, норвежский закон о борьбе с курением является хорошим примером политической инициативы, которая привела к радикальному изменению социальных норм. Несмотря на то, что запрет на курение встретил сильную оппозицию до того, как был введен, он имел большой успех, как снежный ком.

«Порочные круги может быть трудно остановить, но если это удастся достичь, они могут превратиться в столь же устойчивые добродетельные круги, которые также трудно остановить.Это хорошие новости «, — говорит Карин Нюборг.

Хочу быть как сосед

Она указывает на то, что политики могут помочь нам изменить самореализующиеся ожидания.

«Добродетельные и порочные круги возникают, когда мы по социальным, экономическим или практическим причинам предпочитаем вести себя так же, как и другие люди. Это может сделать наши ожидания самореализованными: если вы считаете, что большинство электромобилей исчезнет в течение Через несколько лет вы можете опасаться, что сеть зарядных станций сократится, и, следовательно, откажетесь от покупки электромобиля.С другой стороны, если вы считаете, что бензиновые автомобили исчезнут через несколько лет и что бензин может стать труднодоступным, покупка бензинового автомобиля может показаться рискованной. Четко обозначив свои инвестиционные приоритеты, политики могут предоставить важный ориентир в пользу наиболее экологически безопасных инициатив «, — утверждает профессор экономики.

Высокая доля норвежских электромобилей

Точно так же норвежская политика в отношении электромобилей, которые часто критикуют за неоправданно высокую стоимость, не только снизила цену на электромобили, но и сделала их более практичным вариантом для автомобилей.По словам Нюборга, эта политика, похоже, укрепила ожидания норвежских автомобилистов о том, что в ближайшие годы на норвежских дорогах будет по-прежнему высока доля электромобилей. Поэтому разумно ожидать постоянной доступности зарядных станций и других услуг.

Карин Нюборг и ее соавторы основывают свои аргументы на убеждении, что люди являются социальными животными и что у нас есть веская причина координировать свое поведение с другими.

Едим вместе

«В сообществе мясоедов вегетарианцы будут доставлять неудобства повару, и их нежелание есть ту же пищу, что и другие, может быть истолковано как признак социальной дистанции. В сообществе вегетарианцев мясоеды столкнутся с теми же проблемами. «Следовательно, может быть более практичным и приятным привыкнуть к стандартной местной диете, независимо от того, включает ли она больше или меньше мяса», — рассуждает она.

Таким образом, тот факт, что люди являются вьючными животными, может быть ключом к изменению социальных норм.Если вы выросли в городе, где автомобилистов обслуживают во всех смыслах, люди садятся в свои машины, даже не задумываясь об этом. Если вы выросли в городе, где велосипедисты хорошо обслуживаются во всех отношениях, с множеством велосипедных дорожек и культурой, поощряющей езду на велосипеде, выбрать поездку на велосипеде легко. Если велосипедисты проголосуют за политиков, дружелюбных к велосипедистам, это поможет разобраться с добродетельными и порочными кругами.

На шведском острове

Статья, опубликованная в Science , является результатом ежегодного семинара по экологии и экономике, проводимого на острове в Шведском архипелаге и организованного Институтом Бейера Шведской королевской академии наук.

«Междисциплинарное сотрудничество сложно, но увлекательно, — говорит Нюборг.

«Легко разговаривать друг с другом, часто потому, что мы используем разные определения слов и понятий. Психологов интересуют индивидуальные и ситуативные различия. Экономистов больше интересует взаимодействие между людьми и обществом. Экологи внесли свой вклад в понимание динамики переломных моментов, т.е. точки, в которой порочный круг превращается в добродетельный.Обсуждение вопросов в наших усилиях по достижению общего понимания было чрезвычайно полезным », — говорит она.

.

Несоблюдение социальных норм

Одна из основных характеристик социопата — неспособность соответствовать социальным нормам. Интересно, что это, по-видимому, связано с определенной частью мозга, и активность в этом сегменте позволяет прогнозировать, будет ли кто-то соответствовать социальным нормам и каким образом. Из журнала Science Daily:

«Мы обнаружили, что на решение следовать норме справедливости, добровольно или под угрозой санкций, может непосредственно влиять нервная стимуляция в префронтальной коре.«

Исследователи попросили участников поучаствовать в классической игре по обмену информацией:

» [T] Они получили деньги, и их попросили решить, какой из них они хотели бы поделиться с анонимным партнером. Преобладающая норма справедливости в западных культурах требует, чтобы деньги были поровну разделены между двумя игроками. Однако это контрастирует с личным интересом участников — сохранить как можно больше денег для себя. В другом эксперименте участники столкнулись с таким же решением, но заранее знали, что могут быть наказаны партнером за несправедливое предложение.»

Стимуляция правой префронтальной коры изменила готовность людей соответствовать социальным нормам, но странным и, казалось бы, противоречивым образом в зависимости от того, существовала ли угроза наказания:

Когда нервная активность в этой части мозга была увеличена с помощью стимуляции , участники ‘более строго следовали норме справедливости, когда угрожали санкции, но их добровольное соблюдение нормы при отсутствии возможных наказаний уменьшалось. И наоборот, когда ученые снижали нейронную активность, участники более строго следовали норме справедливости на добровольной основе, но меньше соблюдали нормы при угрозе санкций.

Но происходит ли это из-за того, что люди меняют представление о справедливости игры? Короче говоря, №:

Более того, нервная стимуляция повлияла на поведение участников, но не повлияла на их восприятие нормы справедливости. Это также не изменило их ожиданий относительно того, будут ли они наказаны за нарушение нормы и в какой степени.

Что это означает? Исследователи пришли к выводу, что вполне возможно знать, что что-то не так, но более или менее вероятно, что ваше поведение будет соответствовать этим знаниям, исходя из активности мозга:

Мы обнаружили, что механизм мозга, отвечающий за соблюдение социальных норм, отделен от процессов. которые отражают знания и убеждения о социальных нормах, — говорит Эрнст Фер, председатель экономического факультета Цюрихского университета.«Это может иметь важные последствия для правовой системы, поскольку способность различать добро и зло может быть недостаточным для способности соблюдать социальные нормы». Кристиан Рафф добавляет: «Наши результаты показывают, что социально и эволюционно важный аспект человеческого поведения зависит от определенного нейронного механизма, который может как повышаться, так и понижаться с помощью стимуляции мозга».

Это было особенно интересным открытием для меня, потому что иногда я чувствовал, что причина, по которой я делаю неправильные вещи, заключается не в том, что я не знаю, что они ошибаются, а в том, что я не осознаю в тот момент, что они ошибаются или я не заботятся о конкретных последствиях, т.е.е. никакой угрозы наказания. Я чувствую, что очень хорошо реагирую на поощрения. Если есть очень четкие последствия, которые меня действительно волнуют (например, уверенность в расчленении или возможность чего-то хорошего), мое поведение, естественно, максимизирует эту структуру стимулов. Это заставляет меня задаться вопросом, есть ли люди, подобные мне, которые лучше всего реагируют на материальные последствия (высокая активность в этой части мозга?), Есть ли люди, которые лучше всего реагируют только на мысль о справедливости и хорошем человеке (низкая активность в это часть мозга?).В любом случае, мне очень нравится замечание, сделанное в конце о юридических определениях безумия не только для психопатов, но и для других расстройств, характеризующихся несоответствием социальным нормам, таким как синдром Аспергера и другие в спектре аутизма.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *