Социальные нормы классификация: Классификация социальных норм
Классификация социальных норм
Основания классификации социальных норм
Социальные нормы классифицируются по трем основаниям:
Сфера регулирования общественных отношений:
- нормы права, охраняемые государством и установленные им;
- нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения;
- нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы.
Замечание 1
Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала.
Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения. Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека.
- нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение;
- политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти;
- экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
- корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их;
- религиозные нормы.
Способ образования социальных норм:
- стихийное образование – обряды, традиции;
- нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.
Способ закрепления:
Правила поведения могут быть:
- письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
- устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.
Замечание 2
В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные. Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений. Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.
Соотношение социальных и правовых норм
Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами.
Свойства права:
- его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм;
- определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют;
- его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.
Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право.
Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием.
Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.
В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений.
Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.
Пример 1
Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает.
Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей.
Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений». Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».
Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.
В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем.
Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права.
Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов.
И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы.
Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий.
Замечание 3
История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.
Антагонизм норм
Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия.
В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.
Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные.
Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни.
Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы.
Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными. Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», « преступности».
Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.
С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического».
В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов.
Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь.
«Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком.
Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».
Можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др.
Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».
Социальные нормы: понятие и классификация
/ / / Социальные нормы: понятие и классификация
Ни одно общество не
обходится без норм, которые регулируют человеческие взаимоотношения при общении
и взаимодействии людей друг с другом. Такие нормы называют социальными нормами.
Что такое социальные
нормы? Определение понятия:
К социальным нормам
относят правила, которые не прописаны законодательно, которые сложились в
обществе исторически и диктуют поведение членам этого общества. Формировались
социальные нормы постепенно, меняясь с развитием общества. Если сравнить
социальные нормы нашего времени с социальными нормами столетней давности, то
сразу станет очевидно, насколько они изменились. Однако, базовые принципы
возникновения, становления и развития социальных норм остаются прежними, к
примеру, добро и зло, забота о детях и стариках, необходимость религии или
какой-либо идеологии для общества.
Виды социальных норм,
их классификация:
Социальные нормы
принято классифицировать на следующие виды:
1. Традиции и обычаи,
которые выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя
и не прописаны законодательно. Данные нормы складывались столетия и у некоторых
народов они играют более весомую роль, чем законодательные и нормативные акты;
2. Нормы морали,
которые негласно установлены в любом обществе и выражаются в общечеловеческих
принципах добра и зла, в отношении к нравственности;
3. Нормы этикета,
которые являются правилами поведения человека на приемах, на политических
встречах, в гостях и на прочих официальных и неформальных мероприятиях;
4. Нормы права –
правила, которые закреплены законодательно, невыполнение которых может быть
административно или уголовно наказуемо;
5. Нормы эстетики,
которые говорят о том, что красиво, а что нет, однако, данные нормы являются
весьма субъективными, так как у каждого человека свое индивидуальное видение
прекрасного;
6. Политические нормы,
которые регулируют отношения в кулуарах власти, внутри политических партий ;
7. Религиозные нормы,
которые регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему,
что связано с верой в Бога;
8. Корпоративные нормы,
которые диктуют правила поведения внутри определенной организации,
производственного коллектива.
Система социальных норм:
Система социальных норм
является частью системы социально-технических норм, которая представляет собой
симбиоз двух видов норм:
Социальные нормы –
нормы, регулирующие взаимоотношения внутри общества, диктующие правила общения,
поведения, отношений;
Технические нормы –
нормы, регулирующие отношения человека с природой и техникой. В данной системе
норм главный акцент делается на то, чтобы человек во время отношения с природой
наносил ей минимальный ущерб. Технические и социальные нормы тесно
взаимодействуют и не могут существовать друг без друга, так как и там, и там
главным объектом является – человек.
Выше мы привели
классификацию социальных норм, именно данные виды норм являются так называемым
остовом системы социальных норм, на котором держится социальная система, если
рассматривать ее с точки зрения общечеловеческой морали. Без системы социальных
норм в обществе установился бы хаос, который в итоге привел бы к упадку
человечества и, возможно, к его исчезновению.
Интересное:
§ 3.2. Классификация социальных норм. Проблемы теории государства и права: Учебник.
§ 3.2. Классификация социальных норм
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений — предмета регулирования.
Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: обычаи, традиции и деловые обыкновения, религиозные, политические нормы, нормы общественных объединений (корпоративные), моральные и правовые.
Обычаи — такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере отношений между предпринимателями и делового партнерства.
Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но также и на психологические факторы — стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Можно выделить также и такой вид правил как деловые обыкновения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей и направленные на повышение ее эффективности.
В современном обществе существуют, как и древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные нормы — правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета -не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).
В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности, структуры и характера государственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.
К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания и деятельности, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.
Мораль — это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.
Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не только во взаимоотношениях к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга.
Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен «золотом правиле»: «поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.
Наконец, последний вид социальных норм — это нормы права (подробно о них см. в гл.3 настоящей части).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
1.2. Социальные нормы и их классификация
Социальные
нормы, подобно другим ценностям,
выполняют функции оценки и ориентации
личности, общности. Вместе с тем они не
ограничиваются этими функциями. Нормы
осуществляют регулирование поведения
и социальный контроль за поведением.
Они носят ярко выраженный волевой
характер. Это не только выражение мысли,
но и выражение воли. При этом, в отличие
от индивидуального волеизъявления,
норма выражает типичные социальные
связи, дает типовой масштаб поведения.
Норма не только оценивает и ориентирует,
подобно идеям, идеалам, но и предписывает.
Ее характерной чертой является
императивность. Это единство оценки и
предписания.
Социальные
нормы – это правила, выражающие
требования общества, социальной
группы к поведению личности, группы
в их взаимоотношениях друг с другом,
социальными институтами, обществом
в целом.
Регулирующее
воздействие норм состоит в том, что они
устанавливают границы, условия, формы
поведения, характер отношений, цели
и способы их достижения.
Вследствие
того, что нормы предусматривают и общие
принципы поведения, и конкретные его
параметры, они могут давать более
полные модели, эталоны должного, нежели
другие ценности.
Нарушение
норм вызывает более конкретную и четкую
негативную реакцию со стороны социальной
группы, общества, его институциональных
форм, направленную на преодоление
отклоняющегося от нормы поведения.
Поэтому нормы являются более действенным
средством борьбы с девиацией, средством
обеспечения порядка, устойчивости
общества.
Нормы
возникают вследствие потребности в
определенном поведении. Так, например,
одной из самых древних норм была норма
честного отношения к своей доле в
общественном труде. На заре человечества
можно было выжить, только придерживаясь
данной нормы. Она появилась в результате
закрепления повторяющихся необходимых
совместных действий. Интересно, что эта
норма не потеряла своего значения и
в настоящее время, хотя ее питают иные
потребности, актуализируют другие
факторы.
Многообразие
социальной реальности, социальных
потребностей порождает и многообразие
норм. Классифицировать нормы можно
по разным основаниям.
Для
социолога имеет значение выделение
норм по субъектам, носителям норм.
По этому основанию выделяют общечеловеческие
нормы, нормы общества, групповые,
коллективные. В современном обществе
наблюдается сложная коллизия,
взаимопроникновение этих норм.
По
объекту или сфере деятельности
разграничиваются нормы, действующие в
области определенных видов отношений:
политические, экономические, эстетические,
религиозные и т.д.
По
содержанию:
нормы, регулирующие имущественные
отношения, общение, обеспечивающие
права и свободы личности, регламентирующие
деятельность учреждений, взаимоотношения
между государствами и т.д.
По
масштабу: Первый
тип –
это нормы, которые возникают и существуют
только в малых группах (молодежных
тусовках, компании друзей, семье,
рабочих бригадах, спортивных командах).
Они называются «групповыми привычками».
Второй
тип –
это нормы, которые возникают и существуют
в больших группах или в обществе в целом.
Они называются «общими правилами».
Это обычаи, традиции, нравы, законы,
этикет, манеры поведения. Любой социальной
группе присущи свои манеры, обычаи и
этикет. Есть светский этикет, есть
манеры поведения молодежи. Есть
общенациональные традиции и нравы.
По
месту в нормативно-ценностной иерархии:
основополагающие
и второстепенные, общие и конкретные.
По
форме образования и фиксации:
жестко фиксированные и гибкие.
По
масштабам применения: общие
и локальные.
По
способу обеспечения:
опирающиеся на внутреннее убеждение,
общественное мнение или на принуждение,
на силу государственного аппарата.
По
функциям:
нормы оценки, ориентирующие, контролирующие,
регламентирующие, карающие, поощряющие.
По
степени устойчивости:
нормы, опирающиеся на социальною
привычку, на обычай, традиции и не имеющие
такого основания и др.
Все
социальные нормы можно классифицировать
в зависимости от того, насколько
строго соблюдается их исполнение.
• За
нарушение одних норм следует мягкое
наказание – неодобрение, ухмылка,
недоброжелательный взгляд.
• За
нарушение других норм жесткие санкции
– тюремное заключение, даже смертная
казнь.
Определенная
степень неподчинения нормам существует
в любом обществе и в любой группе.
Нарушение дворцового этикета, ритуала
дипломатической беседы или бракосочетания
вызывает неловкость, ставит человека
в затруднительное положение. Но оно
не влечет за собой жесткое наказание.
В
других ситуациях санкции более ощутимы.
Пользование шпаргалкой на экзамене
грозит снижением оценки, а потеря
библиотечной книги – пятикратным
штрафом. В некоторых обществах
малейшие отступления от традиций, не
говоря уже о серьезных проступках,
сурово карались. Все находилось под
контролем: длина волос, форма одежды,
манеры поведения. Так поступали правители
древней Спарты в V
веке до н.э. и советские партийные органы
в XX
веке.
Если
расположить все нормы в нарастающем
порядке, в зависимости от меры наказания,
то их последовательность примет такой
вид:
Нормы | Санкции |
Привычки | ++++ |
Обычаи | ++++++ |
Традиции | ++++++++ |
Нравы | +++++++++++ |
Законы | ++++++++++++++ |
Табу | ++++++++++++++++++ |
Санкции помечены
крестиками, следовательно, чем их больше,
тем строже наказание за нарушение нормы.
Соблюдение норм регулируется обществом
с различной степенью строгости.
Строже
всего караются нарушения табу и
юридических законов (например, убийство
человека, оскорбление божества,
раскрытие государственной тайны), мягче
всего – привычек. Будь то индивидуальные
(забыл почистить зубы или убрать за
собой кровать) или групповые, в частности,
семейные (например, отказ выключить
свет или закрывать входную дверь).
Таким
образом, социальные нормы
–
предписания,
требования, пожелания и ожидания
соответствующего (общественно
одобряемого) поведения. Нормы
суть
некие идеальные образцы (шаблоны),
предписывающие то, что люди должны
говорить, думать, чувствовать и делать
в конкретных ситуациях.
Социальные
нормы выполняют в обществе очень важные
функции.
Они:
• регулируют общий
ход социализации,
• интегрируют
индивидов в группы, а группы – в общество,
• контролируют
отклоняющееся поведение,
• служат образцами,
эталонами поведения.
Каким образом
удается достичь этого при помощи норм?
Во-первых,
нормы – это также и обязанности одного
лица по отношению к другому или другим
лицам. Запрещая новичкам общаться с
начальством чаще, чем со своими
товарищами, малая группа накладывает
на своих членов определенные
обязательства и ставит их в определенные
отношения с начальством и товарищами.
Стало быть, нормы формируют сеть
социальных отношений в группе, обществе.
Во-вторых,
нормы это еще и ожидания: от соблюдающего
данную норму человека окружающие ждут
вполне однозначного поведения. Когда
одни пешеходы движутся по правой
стороне улицы, а идущие навстречу – по
левой, возникает упорядоченное,
организованное взаимодействие. При
нарушении правила возникают столкновение
и беспорядок. Еще более наглядно действие
норм проявляется в бизнесе. Он в принципе
невозможен, если партнеры не соблюдают
писаные и неписаные нормы, правила,
законы. Стало
быть, нормы формируют систему социального
взаимодействия, которая включает мотивы,
цели, направленность субъектов
действия, само действие, ожидание, оценку
и средства.
Нормы выполняют
свои функции в зависимости от того, в
каком качестве они себя проявляют:
• как
стандарты
поведения (обязанности,
правила) или
• как
ожидания
поведения (реакция
других людей).
Защита
чести и достоинства членов семьи
представляет собой обязанность каждого
мужчины. Здесь речь идет о норме как
стандарте должного поведения. Этому
стандарту соответствует вполне
конкретное ожидание членов семьи,
надежда на то, что их честь и достоинство
будут защищены. У кавказских народов
подобная норма ценится очень высоко, а
отступление от этой нормы карается
очень строго. То же самое можно сказать
о южно-европейских народах. Итальянская
мафия возникла как неформальная норма
защиты чести семьи, и лишь позже ее
функции изменились. Отступников от
принятого стандарта поведения карало
все сообщество.
Почему люди
стремятся соблюдать нормы, а сообщество
строго следит за этим?
Нормы
– стражники
ценностей. Честь
и достоинство семьи – одна из важнейших
ценностей человеческого сообщества
с древнейших времен. А обществом ценится
то, что способствует его стабильности
и процветанию. Семья – основная ячейка
общества и забота о ней – его первейшая
обязанность. Проявляя заботу о семье,
мужчина тем самым демонстрирует свою
силу, храбрость, добродетельность и все
то, что высоко оценивается окружающими.
Его социальный статус повышается.
Напротив, неспособный защитить домочадцев
подвергается презрению, его статус
резко снижается. Поскольку защита
семьи – основа ее выживания, то выполнение
этой важнейшей функции в традиционном
обществе делает мужчину автоматически
главой семьи. Не возникает споров о
том, кто первый – муж или жена. В результате
укрепляется социально-психологическое
единство семьи. В современной семье,
где мужчина не имеет возможности
продемонстрировать свои лидирующие
функции, гораздо выше нестабильность,
чем в традиционной.
Как
видим, социальные нормы действительно
стражники порядка и хранители
ценностей. Даже простейшие нормы
поведения олицетворяют собой то, что
ценится группой или обществом.
Различие
между нормой и ценностью выражается
так: нормы – правила поведения, ценности
– абстрактные понятия о том, что есть
добро и зло, правильное и неправильное,
должное и недолжное.
3.8 Виды социальных норм
Видеоурок:
Больше видеоуроков для ЕГЭ на моём YouTube канале «Школа обществознания»
Лекция:
Социальные нормы, их функции
Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:
Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.
Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:
Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости.
Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.
Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.
Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.
Виды социальных норм
Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожидания обеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.
По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).
Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:
- Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
- Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
- Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
- Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
- Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
- Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
- Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные нормы и их функции»
Интеллект-карта по обществознанию №42
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Классификация социальных норм | Учеба-Легко.РФ
Классификация социальных норм
Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:
1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на:
-
-
нормы права — общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством; -
нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека; -
нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
-
Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.
Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.
-
-
нормы традиций — это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев; -
политические нормы — это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства. -
экономические нормы — представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ. -
нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций. -
религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии;
-
2. По способу образования социальные нормы подразделяются на стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).
В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.
Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.
Лекция добавлена 12.05.2013 в 00:04:59
Понятие и классификация социальных норм — Студопедия
К социальным нормам относят правила, которые не прописаны законодательно, которые сложились в обществе исторически и диктуют поведение членам этого общества. Формировались социальные нормы постепенно, меняясь с развитием общества. Если сравнить социальные нормы нашего времени с социальными нормами столетней давности, то сразу станет очевидно, насколько они изменились. Однако, базовые принципы возникновения, становления и развития социальных норм остаются прежними, к примеру, добро и зло, забота о детях и стариках, необходимость религии или какой-либо идеологии для общества.
Виды социальных норм, их классификация:
Социальные нормы принято классифицировать на следующие виды:
1. Традиции и обычаи, которые выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя и не прописаны законодательно. Данные нормы складывались столетия и у некоторых народов они играют более весомую роль, чем законодательные и нормативные акты;
2. Нормы морали, которые негласно установлены в любом обществе и выражаются в общечеловеческих принципах добра и зла, в отношении к нравственности;
3. Нормы этикета, которые являются правилами поведения человека на приемах, на политических встречах, в гостях и на прочих официальных и неформальных мероприятиях;
4. Нормы права – правила, которые закреплены законодательно, невыполнение которых может быть административно или уголовно наказуемо;
5. Нормы эстетики, которые говорят о том, что красиво, а что нет, однако, данные нормы являются весьма субъективными, так как у каждого человека свое индивидуальное видение прекрасного;
6. Политические нормы, которые регулируют отношения в кулуарах власти, внутри политических партий ;
7. Религиозные нормы, которые регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему, что связано с верой в Бога;
8. Корпоративные нормы, которые диктуют правила поведения внутри определенной организации, производственного коллектива.
Система социальных норм является частью системы социально-технических норм, которая представляет собой симбиоз двух видов норм:
Социальные нормы – нормы, регулирующие взаимоотношения внутри общества, диктующие правила общения, поведения, отношений;
Технические нормы – нормы, регулирующие отношения человека с природой и техникой. В данной системе норм главный акцент делается на то, чтобы человек во время отношения с природой наносил ей минимальный ущерб. Технические и социальные нормы тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга, так как и там, и там главным объектом является – человек.
Выше мы привели классификацию социальных норм, именно данные виды норм являются так называемым остовом системы социальных норм, на котором держится социальная система, если рассматривать ее с точки зрения общечеловеческой морали. Без системы социальных норм в обществе установился бы хаос, который в итоге привел бы к упадку человечества и, возможно, к его исчезновению.
определение нормы | Социологический словарь открытого образования
Определение нормы
( существительное ) Правила или ожидания, которые определяют и регулируют соответствующее поведение в рамках культуры, группы или общества.
Примеры норм
- Не воровать у других.
- Ношение одежды в общественных местах.
Типы норм
Норма Произношение
Руководство по использованию произношения
Силлабификация: norm
Звуковое произношение
Фонетическое правописание
- Американский английский — / nORm /
- Британский английский
Международный фонетический алфавит
- Американский английский — / nɔ (ə) rm /
- Британский английский — / nɔːm /
Примечания по использованию
- Множественное число: нормы
- Термины «норма» и «социальная норма» являются используются как синонимы в социологическом контексте.
- Нормы могут быть формальными и неформальными, видимыми и невидимыми, а также явными и неявными.
- Нормы усваиваются в процессе социализации и применяются с помощью отрицательных или положительных санкций.
Связанные цитаты
- «У всех групп есть нормы, ценности, убеждения, образ жизни и кодексы поведения, которые определяют группу и определяют ее границы» (McNamee and Miller 2013: 58).
- «Если религия защищает человека от желания убить себя, то не потому, что она проповедует уважение к его личности на основе аргументов sui generis , а потому, что это общество.Что составляет это общество, так это наличие определенного числа верований и обычаев, общих для всех верующих, которые являются традиционными и, следовательно, обязательными. Чем более многочисленны и сильны эти коллективные состояния, тем сильнее интегрировано религиозное сообщество и тем выше его защитная ценность »(Durkheim [1897] 2004: 74).
- «Ни в одном обществе нет норм поведения. Но общества действительно различаются по степени, в которой обычаи, нравы и институциональный контроль эффективно интегрированы с целями, которые занимают высокое место в иерархии культурных ценностей.Культура может быть такова, что люди сосредотачивают свои эмоциональные убеждения на комплексе культурно признанных целей, с гораздо меньшей эмоциональной поддержкой предписанных методов достижения этих целей. При таком различном акцентировании на целях и институциональных процедурах последние могут быть настолько искажены акцентом на целях, что поведение многих людей будет ограничиваться только соображениями технической целесообразности. В этом контексте возникает единственный важный вопрос: какая из доступных процедур наиболее эффективна для взаимозачета культурно одобренных ценностей? Как правило, предпочтение отдается наиболее эффективной с технической точки зрения процедуре, независимо от того, является ли она законной в культурном отношении или нет, а не предписанному институциональным образом поведению.По мере того, как этот процесс ослабления продолжается, общество становится нестабильным, и развивается то, что Дюркгейм назвал «аномией» (отсутствие норм) »(Merton [1949] 1968: 189).
Сопутствующие видео
040 Дополнительная информация Ресурсы по теории — книги, журналы и полезные ссылки
Связанные термины
Ссылки
Durkheim, Emile. [1897] 2004 г. «Самоубийство». Pp. 65–83 в чтениях Эмиля Дюркгейма. Rev. ed., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.
МакНами, Стивен Дж. И Роберт К. Миллер-младший, 2013 г. Миф о меритократии .3-е изд. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
Мертон, Роберт Кинг. [1949] 1968. Социальная теория и социальная структура . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Консультации по вопросам работ
Аберкромби, Николас, Стивен Хилл и Брайан Тернер. 2006. Социологический словарь Penguin . 5-е изд. Лондон: Пингвин.
Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Билтон, Тони, Кевин Боннет, Пип Джонс, Дэвид Скиннер, Мишель Стэнворт и Эндрю Вебстер.1996. Вводная социология . 3-е изд. Лондон: Макмиллан.
Бранскомб, Нила Р. и Роберт А. Барон. 2017. Социальная психология . 14-е изд. Харлоу, Англия: Пирсон.
Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Брюс, Стив и Стивен Йирли. 2006. Социологический словарь SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.
Брим, Роберт Дж. И Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас нового мира . 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Ферранте, Жанна. 2011a. Видя социологию: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.
Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс.2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.
Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: практический подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сегодня . Бостон: Аллин и Бэкон.
Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд.Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Macionis, John. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.
Macionis, John, and Kenneth Plummer. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Образование Пирсона.
Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006. Социология: понимание общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Образование Пирсона.
О’Лири, Зина. 2007. Разрушитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые вам необходимо знать .Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.
Oxford University Press. (Нет данных) Оксфордские словари . (Https://www.oxforddictionaries.com/).
Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.
Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.
Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.
Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики.2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7 изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Торп, Кристофер, Крис Юилл, Митчелл Хоббс, Сара Томли и Маркус Уикс. 2015. Книга по социологии: простое объяснение больших идей . Лондон: Дорлинг Киндерсли.
Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
авторов Википедии. (N.d.) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа.(Https://en.wikipedia.org/).
Приведите определение нормы
ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Норма». В социологическом словаре открытого образования . Проверено 18 августа 2020 г. (https://sociologydictionary.org/norm/).
APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
норм. (2013). В К. Белл (ред.), Словарь социологии открытого образования . Взято из https: // sociologydictionary.org / norm /
Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Норма». В социологическом словаре открытого образования . По состоянию на 18 августа 2020 г. https://sociologydictionary.org/norm/.
MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)
«норма». Социологический словарь открытого образования . Издание Кентон Белл. 2013. Интернет. 18 августа 2020 г.
.
классификационных норм: Последние новости и видео, фотографии о классификационных нормах
Сохраняйте статус-кво в отношении классификации активов: HC для банков
На слушании дела между Yes Bank и Anant Raj суд постановил, что счет компании должен считаться «стандартным» ‘и ему должно быть разрешено воспользоваться мораторием, даже если он пропустил платежи, поскольку счет не был классифицирован как «плохой заем» до 1 марта. Банки классифицируют заем как «плохой», если он просрочен на 90 дней.
-
Махараштра разделена на красную и не красную зоны
Во всех этих областях наблюдается большое количество случаев коронавируса. Согласно официальному заявлению, все остальные районы штата попадают в не красную зону. В воскресенье правительство объявило, что изоляция продлится до 31 мая.
Нормы допуска на районном уровне для схемы ММСП ослаблены
Председатель KVIC Винай Кумар Саксена обсудил этот вопрос с министром ММСП Нитин Гадкари в начале этого месяца.В свете воздействия пандемии на занятость и предпринимательство, Гадкари, как сообщается, рассмотрел этот вопрос в приоритетном порядке и на этой неделе утвердил упрощенную процедуру.
Установить нормы, чтобы избежать повторения в Джамму и Кашмире, Гулам Наби Азад в Верховный суд
«Этот суд должен установить принципы, гарантирующие, что подобное никогда не повторится», — сказал он. По его словам, он утверждал, что терроризм существует последние 20 лет, и поэтому он не может быть причиной для отказа в основных правах целому государству.По его словам, суд не может определять основные права граждан только на основании государственных интересов.
Индийские банки стремятся упростить погашение ссуд, классификация NPA из-за Covid-19
МБА подготовило список из пяти пунктов для рассмотрения RBI и запрос отсрочка выплаты срочной ссуды на шесть месяцев превышает установленные требования. Также в списке есть продление периода времени для классификации НПД по краткосрочным займам, таким как денежные кредиты и овердрафт, и гарантиям, таким как аккредитивы (аккредитивы), с нынешних 90 дней до 180 дней.
Банки борются за передышку безнадежной ссуды
Банки добивались, чтобы ссуды, выданные на просроченные счета, рассматривались в рамках стандартной категории или классифицировались как стандартные реструктурированные активы, что привело бы к снижению резервов ,
Карнатака упрощает правила изоляции; разрешает запуск автобусов, автомобилей и такси со вторника.
Главный министр Б.С. Едиураппа в понедельник провел встречу с министрами и старшими должностными лицами по разрешению различных видов деятельности на четвертой фазе изоляции в штате в соответствии с руководящими указаниями правительства Индии.Это разрешило общественному транспорту работать с 19 мая, за исключением зон содержания.
Загрузить Подробнее …
.
Международная стандартная классификация профессий
Международная стандартная классификация занятий (МСКЗ) — одна из основных международных классификаций, за которые отвечает МОТ. Он принадлежит к международной семье экономических и социальных классификаций.
ISCO — это инструмент для организации рабочих мест в четко определенный набор групп в соответствии с задачами и обязанностями, выполняемыми на рабочем месте. Его основные цели — обеспечить:
Он предназначен для использования в статистических приложениях и в различных клиентских приложениях. Приложения, ориентированные на клиента, включают сопоставление соискателей вакансий с вакансиями, управление краткосрочной или долгосрочной миграцией работников между странами, а также разработку программ профессионального обучения и руководства.
Первая версия ISCO была принята в 1957 году Девятой Международной конференцией статистиков труда (ICLS). Он известен как ISCO-58.Эта версия была заменена ISCO-68, которая была принята Одиннадцатой МКСТ в 1966 году. Третья версия, ISCO-88, была принята Четырнадцатой МКСТ в 1987 году. Многие текущие национальные профессиональные классификации основаны на одной из этих трех версий ISCO. ,
ISCO был недавно обновлен, чтобы учесть изменения в сфере труда с 1988 года и внести улучшения в свете опыта, полученного при использовании ISCO-88. Обновление не изменило основные принципы и структуру ISCO-88, но в некоторых областях были внесены существенные структурные изменения.Обновленная классификация была принята в декабре 2007 года и известна как ISCO-08. Многие страны в настоящее время обновляют свою национальную классификацию либо на основе ISCO-08, либо для улучшения согласования с новым международным статистическим стандартом.
Решение о принятии ISCO-08, структура классификации и таблицы соответствия с ISCO-88 доступны на веб-сайте ISCO на английском, французском и испанском языках. Окончательные определения групп ISCO-08 в настоящее время доступны на этом веб-сайте только на английском языке.
Структура, определения, таблицы соответствий и Введение, обобщающее процесс обновления, описывающее используемую методологию и концептуальную модель и описывающие основные различия между ISCO-88 и ISCO-08, будут выпущены в виде книги как ISCO-08 Том 1 Указатель названий профессий в алфавитном и цифровом порядке также будет доступен на веб-сайте, а затем в виде книги как ISCO-08 Том 2.
Французская и испанская версии каждого компонента будут доступны как можно скорее после того, как английские версии будут завершены.
Для получения дополнительной информации о ISCO, пожалуйста, обращайтесь:
Команда ISCO
Департамент статистики
Международное бюро труда
4, route des Morillons
1211 — Женева — 22
Швейцария
Факс. +41 (22) 799,69,57
Эл. Почта: [email protected]
.
Семейство международных классификаций ВОЗ (WHO-FIC)
История МКБ
Международная классификация болезней — это стандартный диагностический инструмент для эпидемиологии, управления здоровьем и клинических целей. Сюда входит анализ общего состояния здоровья групп населения. Он используется для мониторинга заболеваемости и распространенности заболеваний и других проблем со здоровьем, обеспечивая картину общего состояния здоровья в странах и населении.
Международная классификация медицинских вмешательств (ICHI)
Эта Международная классификация медицинских вмешательств в настоящее время находится в стадии разработки. По завершении он предоставит государствам-членам, поставщикам медицинских услуг, организаторам и исследователям общий инструмент для отчетности и анализа распределения и развития медицинских вмешательств для статистических целей. Он будет структурирован с различной степенью специфичности для использования на разных уровнях систем здравоохранения и будет использовать общепринятую терминологию, чтобы можно было сравнивать данные между странами и службами.
Производные классификации основаны на справочных классификациях (например, МКБ и МКФ). Производные классификации могут быть подготовлены либо на основе структуры и категорий справочной классификации для предоставления дополнительных деталей, помимо тех, которые предусмотрены справочной классификацией, либо они могут быть подготовлены путем перегруппировки или агрегирования элементов из одной или нескольких справочных классификаций.
Скоро появятся ссылки на связанные и производные классификации.
Сеть ВОЗ-FIC
ВОЗ назначила ряд сотрудничающих центров для содействия работе по разработке, распространению, поддержанию и использованию семейства международных классификаций ВОЗ для поддержки национальных и международных систем медико-санитарной информации, статистики и фактических данных. Отдельные НПО, имеющие официальные отношения с ВОЗ, и определенные эксперты также приглашаются к участию.
,