Социальный институт кратко: Социальный институт — это… Что такое Социальный институт?

Понятие «социальный институт» — Студопедия

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т.д.

Первое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.

1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д.



2. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надидивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.

С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определённое русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.


Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были восприняты ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Восприятие индивидами всех социокультурных элементов как своих, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

3.Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформлениесоциального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию.

Taк, институт высшего образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т.д., которые располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института.

Социальный институт – это исторически определённая форма жизнедеятельности людей, возникающая в связи с определённой общественной потребностью, выполняющая социально значимые функции, имеющая свои учреждения, посредством которых индивиды выполняют свои социальные роли, задаваемые социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 
 

    
  
 
 

Рис. 4.1. Общая модель возникновения и функционирования социального института

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Наиболее полную и интересную классификацию функций представила так называемая институциональная школа.Представителями институциональной школы в социологии являются С.Липсет, Д.Ландберг и др. Они выделили четыре основныхфункции социальных институтов.

1. Воспроизводствочленов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как, например, государство.

2. Социализация– передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и др.).

3. Производство и распределение,которые обеспечиваются экономическими социальными институтами.

4. Функции управления и контроляосуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

В зависимости от того, к какой сфере (социальной подсистеме)социальные институты относятся, они делятся на экономические, политические, социокультурные. институты родства.

В зависимости от качественных характеристик и основной цели своей деятельности социальные институты можно подразделить на:

1) распределительные;

2) контролирующие;

3) коммуникативные;

4) репродуктивные;

5) воспитательные;

6) нормативно-ориентирующие;

7) нормативно-санкционирующие.

К распределительнымсоциальным институтам относятся собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа, которые обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни,

Контролирующиесоциальные институты – это государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое функционирование идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Коммуникативныесоциальные институты представлены СМИ – средствами массовой информации; их основная обязанность сделать возможным передачу информации между различными социальными группами и индивидами в обществе, осуществление связи между ними.

Репродуктивныесоциальные институты заботятся о физическом и духовном воспроизводстве населения, к ним относятся семья, институт материнства, институт детства, брак и т.д.

Воспитательныеинституты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующиесоциальные институты относятся к механизмам морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующиеинституты осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Их разновидностью являются церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункциейсоциального института.

С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символическую деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности.Социальный институт функционирует по своим, объективно действующим, механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности,стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности.

Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п.

Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

определение понятия, виды и функции

Социальный институт
в социологической интерпретации
рассматривается как исторически
сложившиеся, устойчивые формы организации
совместной деятельности людей; в более
узком смысле — это организованная
система социальных связей и норм,
призванная удовлетворить основные
потребности общества, социальных групп
и личности.

Социальные
институты (insitutum — учреждение) —

ценностно-нормативные комплексы
(ценности, правила, нормы, установки,
образцы, стандарты поведения в определенных
ситуациях), а также органы и организации,
обеспечивающие их реализацию и утверждение
в жизни общества.

Все элементы
общества связаны между собой общественными
отношениями — связями, возникающими
междусоциальными группами и внутри них
в процессе материальной (экономической)
и духовной (политической, правовой,
культурной) деятельности.

В процессе развития
общества некоторые связи могут отмирать,
некоторые — появляться. Связи, которые
доказали свою пользу для общества,
упорядочиваются, становятся общезначимыми
образцами и в дальнейшем повторяются
из поколения в поколение. Чем стабильнее
эти полезные для общества связи, тем
устойчивее само общество.

Социальными
институтами (от лат. institutum — устройство)
называются элементы общества,
представляющие стабильные формы
организации и регулировании общественной
жизни. Такие институты общества, как
государство, образование, семья и т.д.,
упорядочивают социальные отношения,
регулируют деятельность людей и их
поведение в обществе.

К основным социальным
институтам традиционно относят семью,
государство, образование, церковь,
науку, право. Ниже дана краткая
характеристика этих институтов и
представлены их основные функции.

Семья
— важнейший социальный институт родства,
связывающий индивидов общностью быта
и взаимной моральной ответственностью.
Семья выполняет ряд функций: экономическую
(ведение хозяйства), репродуктивную
(рождение детей), воспитательную (передача
ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство
— основной политический институт,
осуществляющий управление обществом
и обеспечивающий его безопасность.
Государство выполняет внутренние
функции, среди которых хозяйственная
(регулирование экономики), стабилизационная
(поддержание стабильности в обществе),
координационная (обеспечение общественного
согласия), обеспечения защиты населения
(защита прав, законности, социальное
обеспечение) и многие другие. Существуют
и внешние функции: обороны (в случае
войны) и международного сотрудничества
(для защиты интересов страны на
международной арене).

Образование —
социальный институт культуры,
обеспечивающий воспроизводство и
развитие общества путем организованной
передачи социального опыта в виде
знаний, умений, навыков. К основным
функциям образования относят адаптационную
(подготовку к жизни и труду в обществе),
профессиональную (обучение специалистов),
гражданскую (подготовку- гражданина),
обще культурную (приобщение к культурным
ценностям), гуманистическую (раскрытие
личностного потенциала) и т.д.

Церковь — религиозный
институт, сформированный на основе
единого вероисповедания. Члены церкви
разделяют общие нормы, догматы, правила
поведения и делятся на священство и
мирян. Церковь выполняет такие функции:
мировоззренческую (определяет взгляды
на мир), компенсаторную (предлагает
утешение и примирение), интегрирующую
(объединяет верующих), общекультурную
(приобщает к культурным ценностям) и
проч.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ

Деятельность
социального института определяется:

  1.  во-первых, набором
    специфических норм и предписаний,
    регулирующих соответствующие типы
    поведения;

  2.  во-вторых,
    интеграцией социального института в
    социально-политическую, идеологическую
    и ценностную структуры общества;

  3.  в-третьих,
    наличием материальных средств и условий,
    обеспечивающих успешное выполнение
    нормативных предписаний и осуществление
    социального контроля.

Важнейшими
социальными институтами являются:

  1.  государство и
    семья;

  2.  экономика и
    политика;

  3.  производство;

  4.  культура и наука;

  5.  воспитание;

  6.  СМИ и общественное
    мнение;

  7.  право и образование.

Социальные
институты способствуют закреплению и
воспроизводству тех или иных особо
важных для обществасоциальных отношений,
а также устойчивости системы во всех
основных сферах ее жизнедеятельности
— экономической, политической, духовной
и социальной.

Виды социальных
институтов в зависимости от их сферы
деятельности:

  1.  реляционные;

  2.  регулятивные.

Реляционные
институты (например, страхование, труд,
производство) определяют ролевую
структуру общества на основании
определенного набора признаков. Объектами
этих социальных институтов являются
ролевые группы (страхователей и
страховщиков, производителей и наемных
работников и т.д.).

Регулятивные
институты определяют границы независимости
личности (се независимых действий) для
достижения собственных целей. К этой
группе относятся институты государства,
власти, социальной защиты, бизнеса,
здравоохранения.

В процессе развития
социальный институт экономики меняет
свою форму и может относиться к группе
либо эндогенных, либо экзогенных
институтов.

Эндогенные (или
внутренние) социальные институты
характеризуют состояние морального
устаревания института, требующее его
реорганизации или углубленной
специализации деятельности, например
институты кредита, денег, устаревающие
со временем и нуждающиеся во внедрении
новых форм развития.

Экзогенные институты
отражают действие на социальный институт
внешних факторов, элементов культуры
или характера личности руководителя
(лидера) организации, например изменения,
происходящие в социальном институте
налогов под влиянием уровня налоговой
культуры налогоплательщиков, уровня
деловой и профессиональной культуры
руководителей этого социального
института.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ

Предназначение
социальных институтов состоит в том,
чтобы удовлетворять важнейшие потребности
и интересы общества.

Экономические
потребности в обществе удовлетворяет
одновременно несколько социальных
институтов, причем каждый институт
своей деятельностью удовлетворяет
разнообразные потребности, среди которых
выделяются витальные(физиологические,
материальные) и социальные (потребности
личности в труде, самореализации,
творческой деятельности и социальной
справедливости). Особое место среди
социальных потребностей занимает
потребность личности в достижении —
достижительная потребность. В ее основе
лежит концепция Маклелланда, согласно
которой каждый индивид проявляет
стремление к тому, чтобы выразить,
проявить себя в конкретных социальных
условиях.

В процессе своей
деятельности социальные институты
выполняют как общие, так и отдельные
функции, соответствующие специфике
института.

Общие функции:

  1.  Функция закрепления
    и воспроизводства общественных
    отношений. Любой институт закрепляет,
    стандартизирует поведение членов
    общества за счет своих правил, норм
    поведения.

  2.  Регулятивная
    функция обеспечивает регулирование
    взаимоотношений между членами общества
    путем выработки шаблонов поведения,
    регламентации их действий.

  3.  Интегративная
    функция включает в себя процесс
    взаимозависимости и взаимоответственности
    членов социальных групп.

  4.  Транслирующая
    функция (социализация). Ее содержанием
    является передача социального опыта,
    приобщение к ценностям, нормам, ролям
    данного общества.

  5. Отдельные функции:

  6.  Социальный
    институт брака и семьи реализует функцию
    воспроизводства членов общества
    совместно с соответствующими
    подразделениями государства и частными
    предприятиями (женские консультации,
    родильные дома, сеть детских медицинских
    учреждений, органы поддержки и укрепления
    семьи и др.).

  7.  Социальный
    институт здоровья ответственен за
    поддержание здоровья населения
    (поликлиники, госпитали и другие лечебные
    учреждения, а также органы государства,
    организующие процесс поддержания и
    укрепления здоровья).

  8.  Социальный
    институт производства средств
    существования, выполняющий важнейшую
    созидательную функцию.

  9.  Политические
    институты, ведающие организацией
    политической жизни.

  10.  Социальный
    институт права, выполняющий функцию
    разработки правовых документов и
    ведающий соблюдением законов и правовых
    норм.

  11.  Социальный
    институт образования и норм с
    соответствующей функцией образования,
    социализации членов общества, приобщения
    к его ценностям, нормам, законам.

  12.  Социальный
    институт религии, помогающий людям в
    решении духовных проблем.

Все свои положительные
качества социальные институты реализуют
лишь при условии их легитимности, т. е.
признания целесообразности их действий
большинством населения. Резкие сдвиги
в классовом сознании, переоценка
фундаментальных ценностей могут серьезно
подорвать доверие населения к существующим
руководящим и управляющим органам,
нарушить механизм регулятивного
воздействия на людей.

Социальные институты и организации





⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Социальные институты – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием.

Каждый социальный институт имеет:

• более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

• набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

• систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

• конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов:

1. Установки и образцы поведения

2. Культурные символы – они в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ.

3. Утилитарные культурные черты.

4. Устные и письменные кодексы поведения – поддерживают институционально закрепленные роли и являются важной частью социального контроля.

5. Идеология – система идей, в которой выражено как люди должны относиться к тому или иному действию и почему они должны действовать определенным образом.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией.



В социологии обычно выделяют следующие социальные институты:

институт брака и семьи, в рамках которого воспроизводятся новые члены общества;

институт образования, с помощью которого они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям;

институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности индивидов и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг;

политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами, осуществление контроля за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов между ними;

культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей.

Функции социальных институтов.

1. Главная функция любого социального института – удовлетворение социальных потребностей. Определяющим условием появления института служит соответствующая социальная потребность. Например, институт семьи удовлетворяет такие социальные потребности, как обеспечение воспроизводства населения и регулирования семейно-брачных отношений, воспитание детей, поддержание нетрудоспособных членов общества.

2. Функция осуществления социального контроля за поведением людей в обществе. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, которые согласуются с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов через систему поощрений и санкций.

3. Функция обеспечения относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе в целом. Институт сохраняет свою стабильность на протяжении длительного времени, что является условием устойчивости всей системы.

4. Функция социализации. Посредством социальных институтов индивиды усваивают принятые в данном обществе образцы поведения и способы деятельности.

Процесс взаимодействия социального института с социальной средой может быть нормальным, однако возможны и нарушения, так как протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев общества, а следовательно, и характер отношений социальных институтов с общественной средой. Может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате такого несоответствия в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, т.е. нарушения нормативного взаимодействия с социальной средой. Внешне это может проявиться в падении престижа и авторитета института, в неясности целей его деятельности, неопределенности функций.




Социальная организация — это совокупность индивидов и групп, объединенных для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов:

• цели;

• типа иерархии;

• характера управления;

• степени формализации.

Цель – это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания, цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия – предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные (предполагают особую координацию и интеграцию усилий) и нецентрализованные организации.

Управление – представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов и выражается в договорном, документальном закреплении правил и норм в некой единой системе. Формализация играет важную роль в преодолении организационной сложности.

Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций:

добровольные;

принудительные или тоталитарные;

утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда людей принуждают вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

 

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007. – Гл. 4.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 8, 9.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 8,12, 13.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6, 10, 11.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 3.

Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 9,10,11, 12.

Тестовые задания по теме «Социальные объединения людей»

 

1. Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностей и интересов – это:

 

1. общество

2. социальная общность

3. социальная группа

4. социальная организация

 

2. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп?

1. тесная эмоциональная связь

2. наличие лидера

3. распределение статусов и ролей

4. небольшое количество участников

 

3. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:

1. клан

2. группа

3. толпа

4. организация

 

4. К какому типу институтов относятся заводы, банки, рынки?

1. институтам политики

2. экономическим институтам

3. духовным институтам

4. институту образования

 

5. Для чего люди вступают в добровольные организации?

1. для получения материального вознаграждения

2. для получения морального удовлетворения

3. для общения

4. для всего выше перечисленного

 

Тема 4. Личность в системе общественных отношений

 

Вопросы:

1. Социологические теории личности.

2. Социальные статусы и социальные роли.

3. Социализация личности.

 

 











Содержание понятия «социальный институт» — Студопедия

Социальные институты — устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:
1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;
2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;
3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;
4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Например, когда мы говорим, что школа — это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении — организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.



Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость — это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.
Важнейшими предпосылками институциализации — формирования и становления нового института — являются:
1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей — своих и соотносимых с ними). Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.



Вопрос № 9. Функции социальных институтов. Примеры — Студопедия.Нет

*Социальный институт— исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполнение определенных функций в обществе, главная цель — удовлетворение потребностей.

*Признаки социального института:

* совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

* система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

* система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

* материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

* общественно признанная миссия, цель, идеология.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение своих членов, за счет своих правил, норм поведения. делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. (Пример: на работе устанавливают правила (например, распорядок дня) с помощью коллективного договора).

2. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов и шаблонов поведения. (Пример: в России (и многих других странах) принято при заключении деловой сделки пожимать друг другу руки — это ожидаемое поведение).


3. Интегративная функция. Это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. (Пример: работник несколько дней подряд опаздывает на работу, за это работодатель предъявляет ему выговор — санкцию).

4. Транслирующая функция(социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. (Пример: мать учит говорить ‘пожалуйста,, когда ребёнок что-то просит, ‘спасибо’, чтобы выразить благодарность, ‘здравствуйте’ при встрече людей. Семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.).

5. Коммуникативная функция. Информация должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

6. Функция социализации. Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и социальных ролей. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Вопрос№10. Дисфункции соц. институтов. Примеры. Значение познания дисфункций соц. институтов.

Помимо функций существуют дисфункциисоциального института. Понятие «дисфункция социального института» ввел в социологию Г. Спенсер.

Дисфункциясоциального института (нецелевое применение институтов)– это состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.



 

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

 

Примеры.

1) Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не правоохранительные органы, не суды ,а бандиты.

2) экономические институты по мере своего развития предъявляют более высокие требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем — к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

 

Значение познания

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Поэтому необходимо изучать дисфункции, чтобы вовремя исправить их.

 

В современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества. Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

Дисфункция социального института — падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.

Вопрос №11. Неформальные экономические институты, возможности их сокращения.
Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Сначала разберем, что такое неформальный институт вообще и какими признаками он обладает:

Когда функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Определение.Неформальный институт— это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

Происхождение.

Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

Функции.Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

 

!!!Неформальные институты в экономике (по статье Рыбкиной и Косалс):

С середины 80-х гг. начала происходить институционализация теневой экономики, т.е. закрепление теневого экономического поведения в теили иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками даннойдеятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Признаки институционализированного неформального экономического института:

Ø структурированность и самовоспроизведение социальной системы;

Ø скрыт от государственного контроля и наблюдения;

Ø внутренняя организация.

Элементы неформального экономического института:

1. экономическиероли, привычные для субъектов и носящих теневой характер.

2. сложившиеся нормы «теневого поведения».

3. устойчивые виды теневых экономических взаимоотношений между определеннымисубъектами.

4. новые типыорганизаций, внутри и с помощьюкоторых осуществляется теневое поведение субъектов.

Причины институционализации теневой экономики в России:

1. «государствофобия» жителей России: стремление вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства как реакцияна десятилетия тотального контроля над всейжизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключалокакую-либо возможность масштабной частной экономической активности.

2. возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя.Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам.

3. государство «подмяло» под себя, фактически «отключило» основные правовые структуры — службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Тем самым было запущено «теневое право» —теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права. Возникла целая система санкций за нарушения «теневого права», причем очень жесткая, вплоть до «заказных убийств», которые тоже фактически институционализировались, стали привычными. В то же время, официальное право становилось все более мягким, правила в его рамках стали в массовом порядке «обходить», и никаких серьезных санкций за это не следует. Яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что «теневое право» действует сильнее, чем легальное.

 

!!!Неформальные экономические институты (Г Л А В Н О Е):

1. Первая группа— институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур — политических, правовых, хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований.

а) Нецелевое использование бюджетных средств — направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами.

б) Обналичивание — операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы,закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций.

Получается так: потребность в выполнении тех или иных функцийтолкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

2. Вторая группа— теневые институты, которые возникли «в стороне» от такихструктур, как бы «на чистом» месте.

а) Крыша — криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловуюактивность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «вобмен» на представительство интересов в органах власти. Фактически,крыша — это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынкаи защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию.

б) Откат — плата за предоставление заказа (обычно государственного), кредита(зачастую льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта.

в) Теневой механизм инвестирования — совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер — руководители стараются их не афишировать.

 

Очевидно, что в связи с ней обществонесет множество социально-экономических издержек, главные из которых, по нашемумнению, следующие.

1) Возникшие институты теневой экономики привели к формированию особого стиля бизнеса — бизнеса «для своих», тогда как «не свои» не имеютреальной возможности выйти на рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию совсеми хорошо известными негативными последствиями.

2) Малы инвестиции и крайнеограничены источники их привлечения (так, наличие легальных прав собственностипрямо влияет на привлечение инвестиций: «при наличии законного права собственностиценность строений была в 9 раз выше, чем при его отсутствии».

3) Великитрудности взаимодействия страны с внешним миром, который выстраивает различныебарьеры на пути экономических и других связей из-за несовместимости экономическихсистем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых немогут разобраться иностранцы.

4) Двойная мораль и неопределенность экономических,а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образомвлияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, чтопринято называть «цивилизованными правилами поведения».

Вывод:

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе.

Требуется выработка специальной стратегии длительногои постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этогополитических, экономических, правовых и культурных условий.

Социальные институты: структура, функции и типология

Важным
структурообразующим элементом общества
выступают социальные
институты.
 Сам
термин «институт» (от лат. institutum —
установление, учреждение) был заимствован
из юриспруденции, где он использовался
для характеристики определенного
комплекса юридических норм. В
социологическую науку это понятие
впервые ввел Г.
Спенсер.
Он полагал, что всякий социальный
институт складывается как устойчивая
структура «социальных действий».

В
современной социологии существуют
разные определения данного понятия.
Так, российский социолог Ю. Левада
определяет «социальный институт» как
«нечто подобное органу в живом организме:
это узел деятельности людей, сохраняющийся
стабильным на протяжении определенного
периода времени и обеспечивающий
стабильность всей социальной системы».
В западной социологии под социальным
институтом чаше всего понимают устойчивый
комплекс формальных и неформальных
правил, принципов, норм, установок,
регулирующих различные сферы человеческой
деятельности и организующих их в систему
ролей и статусов.

При
всех различиях подобных определений
обобщением может служить следующее: социальные
институты
 —
это исторически сложившиеся устойчивые
формы организации совместной деятельности
людей, призванные обеспечить воспроизводство
общественных отношений. надежность и
регулярность удовлетворения основных
потребностей общества. Благодаря
социальным институтам достигаются
стабильность и порядок в социуме,
становится возможной предсказуемость
поведения людей.

Существует
множество социальных институтов, которые
появляются в обществе как продукты
социальной жизни. Процесс образования
социального института, предполагающий
определение и закрепление социальных
норм, правил, статусов и ролей и приведение
их в систему, способную удовлетворять
социально значимые потребности,
называетсяинституционализацией.

Этот
процесс включает несколько последовательных
этапов:

  • возникновение
    потребности, удовлетворение которой
    требует совместных организованных
    действий;

  • формирование
    общих целей;

  • появление
    социальных норм и правил в ходе стихийного
    социального взаимодействия, реализуемого
    методом проб и ошибок;

  • возникновение
    процедур, связанных с нормами и правилами;

  • формализация
    норм, правил, процедур, т.е. их принятие
    и практическое применение;

  • установление
    системы санкций для поддержания норм
    и правил, дифференцированность их
    применения в отдельных случаях;

  • создание
    системы соответствующих статусов и
    ролей;

  • организационное
    оформление возникшей институциональной
    структуры.

Структура социального института

Итогом
институционализации является создание
в соответствии с нормами и правилами
четкой статусно-ролевой структуры,
социально одобренной большинством
участников этого процесса. Если говорить
о структуре
социальных институтов
,
то они чаще всего обладают определенным
набором составных элементов, зависящих
от типа института. Ян Щепаньский выделил
следующие структурные элементы социальною
института:

  • цель
    и сфера деятельности института;

  • функции,
    необходимые для достижения цели:

  • нормативно
    обусловленные социальные роли и статусы,
    представленные в структуре института:

  • средства
    и учреждения достижения цели и реализации
    функций, включая соответствующие
    санкции.

Общей
и основной для всех социальных
институтов функцией является удовлетворение
социальных потребностей
,
ради чего он создается и существует. Но
для осуществления этой функции каждый
институт выполняет в отношении своих
участников и другие функции, в том числе:
1) закрепления и воспроизводства
общественных отношений; 2) регулятивная;
3) интегративная: 4) транслирующая; 5)
коммуникативная.

Деятельность
любого социального института считается
функциональной, если она приносит пользу
обществу, способствует его стабильности
и интеграции. Если же социальный институт
не выполняет своих основных функций,
то говорят о его дисфункциональности. Она
может выражаться в падении общественного
престижа, авторитета социального
института и, как следствие, привести к
его вырождению.

Функции
и дисфункции социальных институтов
могут быть явными,
если они очевидны и всеми осознаются,
инеявными
(латентными)
 в
случае, когда они носят скрытый характер.
Для социологии важно выявить скрытые
функции, поскольку они могут привести
не только к росту напряженности в
обществе, но и к дезорганизации социальной
системы в целом.

В
зависимости от целей и задач, а также
выполняемых в обществе функций все
многообразие социальных институтов
принято делить на основные и неосновные
(частные).
 В
числе первых, удовлетворяющих
фундаментальные потребности общества,
выделяют:

  • институты
    семьи и брака —
     потребность
    в воспроизводстве человеческого рода;

  • политические
    институты —
     в
    безопасности и социальном порядке;

  • экономические
    институты —
     в
    обеспечении средств существования;

  • институты
    науки, образования, культуры —
     в
    получении и передаче знаний, социализации;

  • институты
    религии, общественной интеграции
     —
    в решении духовных проблем, поиске
    смысла жизни.

Тема 4. Социальные институты и социальные процессы

Цель лекции:
Раскрыть
сущность понятий «социальный институт»
и «социальный процесс», рассмотреть
условия возникновения социальных
институтов.

Основные
вопросы:

  1. Понятие
    социальных институтов в концепциях
    различных научных школ.

  2. Функции,
    цели и задачи социальных институтов,
    характер распределения социальных
    ролей.

  3. Структура
    социальных институтов, их типология и
    иерархия. Роль социальных институтов
    в жизнедеятельности общества.

  4. Понятие
    социального процесса.

  5. Социальные
    процессы в жизнедеятельности общества.

Социальный
институт

приспособительное устройство общества,
созданное для удовлетворения его
важнейших потребностей и регулируемое
сводом социальных норм.

Существует множество
определений понятия социальный институт.

Э.Дюркгейм считал
институтами «все устоявшиеся, типичные
отношения в обществе». Т.Веблен определил
социальные институты как общепринятые
образцы поведения и привычки мышления.
Р.Миллс понимал социальные институты
как общественную форму социальных
ролей. Российский исследователь В.Ф.
Анурин определяет социальный институт
как устойчивый комплекс формальных и
неформальных правил, принципов, норм,
установок, регулирующих взаимодействие
людей в определенной сфере жизнедеятельности
и организующих его в систему ролей и
статусов.

Институты
складываются исторически, объективно,
а не декретируются.

Самым древним
институтом является производство –
ему около 2 млн. лет.

Классификация
социальных институтов
,
предложенная зарубежными представителями
институционального анализа, произвольна
и своеобразна. Так, Лютер Бернард
предлагает различать «зрелые»
и «незрелые»
социальные институты, Бронислав
Малиновский — «универсальные»
и «партикулярные«,
Ллойд Баллард — «регулятивные»
и «санкционированные
или оперативные
«,
Ф. Чэпин — «специфические
или нуклеативные
»
и «основные
или диффузно-символические
«,
Г. Барнз — «первичные«,
«вторичные»
и «третичные«.

Предназначение
социальных институтов

– удовлетворять важнейшие жизненные
потребности коллектива:

  1. потребности
    в воспроизводстве рода;

  2. потребности
    в безопасности;

  3. потребности
    в добывании средств существования;

  4. потребности
    в передачи знаний;

  5. потребности
    в решении духовных проблем.

Функции социальных
институтов
:

1. Функция
закрепления и воспроизводства общественных
отношений
.

2. Адаптационная
функция
.

3. Интегративная
функция
.

4. Коммуникативная
функция
.

5. Социализирующая
функция
.

6. Регулирующая
функция
.

Нарушение
нормативного взаимодействия с социальной
средой, в качестве которой выступает
общество или сообщество, называется
дисфункцией
социального института
.

Функции и дисфункции
бывают явные,
если они официально заявлены, всеми
осознаются и очевидны, и латентные,
если они скрыты от глаз, не заявляются.

Структура
социальных институтов
.
По мнению Дж.Бизанц
и М.Бизанц

структура социального института включает
следующие составные части: персонал,
инструменты или оборудование, нормы и
инструкции.

Типология
институтов
.
В зависимости от выполняемых содержательных
задач социальные институты могут
подразделяться на политические,
экономические, воспитательные, культурные
.
В любом цивилизованном обществе
существует определенная иерархия
социальных институтов.

Существует и другая
типология социальных институтов:
формальные
и неформальные
.

Особый интерес
представляют институты, которые
используются в качестве каналов
социальной циркуляции

– армия, религия, воспитание, образование,
собственность, семья.

Что такое
институционализация

– процесс определения и закрепления
социальных норм, правил, статусов и
ролей, приведение их в систему, способную
действовать в направлении удовлетворения
некоторой общественной потребности.

Процесс
институционализации
:
а) возникновение потребности, удовлетворения
которой требует совместных организационных
действий; б) формирование общих целей;
в) появление социальных норм и правил;
г) появление процедур, связанных с
нормами и правилами; д) институционализация
норм и правил; е) установление системы
санкций для поддержания норм и правил;
ж) создание системы статусов и ролей.

Развитие социальных
институтов происходит в двух направлениях:
либо возникновение новых институтов,
либо совершенствование уже сложившихся.

Институциональный
кризис

обратный процесс, характеризующий
падение авторитета данного института,
например семьи,
снижение доверия к нему. Причиной кризиса
служит неспособность данного института
эффективно исполнять свои главные
функции, например, образования
— учить детей, медицины
— лечить людей, семьи
— укреплять узы брака, воспитывать детей.
Институциональные нормы при этом
существуют, они провозглашены, но
обществом не соблюдаются.

Современно
казахстанское общество обладает
институтами политики, экономики,
культуры, воспитания, образования,
религии и другими формальными и
неформальными институтами.

Рассмотрим такой
социальный институт как предпринимательство.
Предпринимательство
это особый
вид экономической активности, которая
онована на самостоятельной инициативе,
отвественности и инновационной
предпринимательской деятельности.

Также
рассмотрим такой социальный институт
как социальная работа. Социальная
работа

это социальный институт, направленный
на решение целого комплекса задач:

  1. социальная
    помощь и социальное обучение нуждающихся;

  2. консультирование;

  3. социальная
    реабилитация и терапия;

  4. социальный
    надзор и попечительство;

  5. социальное
    проектирование.

2. Социальные
процессы

цепь непрерывных социальных изменений,
происходящих в жизнедеятельности
личности и общества как социальной
целостности; это взаимосвязь социальных
действий, образующих определенные
тенденции общественной жизни.

Основным признаком
социального процесса

выступает взаимодействие. Об этом
говорил еще Г.Зиммель и в наше время
американский социолог Г.Ландберг.
Социальный процесс обязательно
сопровождается взаимодействием, в
котором сталкиваются или совпадают
страсти, желания людей, их интересы.

В качестве примера
социального процесса можно рассмотреть
инновацию.
Инновация
это целенаправленные изменения,
происходящие в организационно — трудовой
сфере. Инновации могут касаться
модернизации системы управления, могут
быть связаны с коренной перестройкой,
обновлением всей структуры организации
и ее взаимоотношения со средой.

Классификация
социальных процессов
:
кооперация, конкуренция, приспособление,
конфликт, ассимиляция, амальгамизация.

В основе кооперации
лежат согласованные действия.

Конкуренция
это борьба между индивидами, группами
за овладение ценностями, запасы которых
ограничены или распределены между ними
неравным образом.

Приспособление
– принятие индивидом или группой
культурных норм, ценностей и эталонов
новой среды.

Ассимиляция
это процесс взаимного культурного
проникновения, через который личности
и группы приходят к разделяемой всеми
участниками процесса общей культуре.

Амальгамизация
это биологическое смешивание двух или
более этносов или народов, после чего
они становятся одним этносом или народом.

В обществе существуют
эволюционные
и революционные социальные изменения
.
Эволюционные
социальные

изменения есть постепенные количественные
перемены, проистекающие в различных
социальных системах.

Революционные
социальные изменения

это изменения не количественного, а
качественного характера, направленные
на радикальное преобразование социальной
системы.

Вопросы для
самоконтроля
:

1.Раскройте
содержание понятия «социальный институт».

2. Назовите
характерные признаки институтов.

3. Назовите и
охарактеризуйте основные этапы процесса
институционализации.

4. Определите место
и роль социальных институтов в структуре
общества.

5. Назовите основные
виды социальных институтов (экономика,
политика, образование, наука, право,
религия).

6.  Подумайте и
ответьте, почему социальные институты
редко бывают способны полностью
контролировать поведение своих членов?

Рекомендуемая
литература
:

1. Штомка П. Социология
социальных изменений. М.: Аспект Пресс,
1996.

2. Бабосов Е.М. Общая
социология. М.: Тетра Системс, 2006.

3. Волков Ю.Г.,
Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика,
1998.

4. Социология. Под
ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

5. Смелзер Н.
Социология. М.: Феникс, 1994.

6 Социальные институты и политика | Грандиозные вызовы нашего стареющего общества: итоги семинара

Помогут ли социальные институты людям справиться с этими проблемами и скорректировать свою основную жизненную деятельность по мере увеличения продолжительности жизни? Моэн высказал несколько критических замечаний по поводу устаревших институтов и политики возрастного ограничения, которые увековечивают возрастное расслоение и ограничивают гибкость в отношении рабочих часов и жизненных траекторий.

Обращаясь к проблемам старения и увеличения продолжительности жизни, она задалась вопросом, толкают ли людей к выходу на пенсию существующая политика отставания и устаревшие институты; ограничивают планирование своей жизни; запрещать занятия на бис в сфере образования, оплачиваемой работы или гражданской активности; и увеличивают риск незащищенности и неопределенности, а также риски для здоровья, изоляции и бедности.Далее она задалась вопросом, откроют ли влияние глобальной информационной экономики в сочетании с новой гибкостью работы, или ограничат возможности для работников. Она также размышляла о том, ускоряет ли нынешняя стандартная возрастная схема переходный период и ограничивает ли возможности выбора во второй половине взрослой жизни и каким образом.

Некоторые политики и институты материализуют социальные модели, несмотря на новые возникающие социальные цели. Людям нужно работать дольше, но жесткие и устаревшие политики и практики продолжают удерживать всех на правильном пути, вместо того, чтобы определять гибкие пути выхода на пенсию.Такие гибкие пути могут включать неполный рабочий день, карьеру на бис или продуктивную гражданскую активность. Точно так же, несмотря на большое внимание к обучению на протяжении всей жизни как средству повышения производительности труда, образование по-прежнему преподносится в соответствии с предыдущими годами, с брошюрами для колледжей, посвященными людям в возрасте от 20 лет. Настаивание на стандартной 40-часовой рабочей неделе — еще одна институциональная жесткость. Возможна работа с частичной занятостью, но те, кто ею занимается, платят более низкую заработную плату, меньшее обучение и меньшее количество продвижений по службе.

Социальный поток создает множество проблем. По мнению Моэна, «мы живем на движущейся платформе изменений и структурного отставания, поэтому то, что мы знаем, может быть, а может и не быть актуальным». Есть несколько элементов движущейся платформы перемен. В настоящее время население включает первое поколение, значительное число которых выходит на пенсию замужними женщинами. Модели и ожидания, разработанные для мужчин, могут не отражать поведение женщин. Также существует большая разница в сроках и полноте выхода из рабочей силы.То, что раньше считалось нормальным выходом на пенсию, то есть полный выход на пенсию после единственной непрерывной карьеры с полной занятостью, уже не так распространено, хотя альтернативные пути еще не определены. Моэн задался вопросом, как такие изменения влияют на самооценку, предпочтения и принятие решений пожилых работников и пенсионеров в разном возрасте и на разных этапах. Существующие данные о предшествующих тенденциях в возрастной деятельности могут не иметь отношения к возникающим тенденциям. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о том, как следует обновлять концепции, категории, данные и модели предыдущего периода.

Хотя институты и политика отстают, бэби-бумеры адаптируются.

.

Институт Брукингса | Американское исследовательское учреждение

Brookings Institution , некоммерческий научно-исследовательский институт, основанный в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1927 году торговцем, производителем и филантропом Робертом С. Брукингсом и посвященный государственной службе посредством исследований и обучения в социальные науки, особенно в области экономики, государственного управления и внешней политики. Это один из самых влиятельных аналитических центров в Соединенных Штатах.

Штаб-квартира Брукингского института, Вашингтон, округ Колумбия.C. AgnosticPreachersKid

Британская викторина

Мировые организации: факт или вымысел?

Франция входит в Группу восьми.

Институт Брукингса берет свое начало в Институте государственных исследований, который был основан в 1916 году. Он принял свою нынешнюю форму в 1927 году путем слияния Института государственных исследований, Института экономики (основан в 1922 году) и Роберта Брукингса. Высшая школа экономики и государственного управления (1924 г.).

На протяжении всей своей истории организация оказывала значительное влияние на политические решения США, как внутри страны, так и за рубежом. Уильям Ф. Уиллоуби, статистик-дипломник Университета Джона Хопкинса и один из первых руководителей этого учреждения, помог институту сыграть важную роль в разработке законодательства 1921 года, которое привело к созданию первого Бюджетного бюро США. предшественник Управления управления и бюджета. В течение 1930-х годов, когда продолжалась Великая депрессия, Гарольд Моултон, профессор Чикагского университета, который был первым президентом института, и его коллеги из Брукингса участвовали в крупномасштабном исследовании, проведенном по заказу У.S. Pres. Франклина Д. Рузвельта, чтобы проанализировать основные причины депрессии и придумать жизнеспособные лекарства.

Во время Второй мировой войны исследователи Брукингса направили свои усилия на помощь администрации, проведя серию исследований по мобилизации. В 1948 году это учреждение сыграло ключевую роль в разработке административного плана Европейской программы восстановления (план Маршалла), который распределял помощь пострадавшим от войны странам Европы.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

В 1952 году Роберт Калкинс сменил Моултона на посту президента организации. Он сыграл важную роль в укреплении финансовой базы Брукингса, получив гранты от фондов Рокфеллера и Форда. Институт расширился и был реорганизован в три направления: экономические исследования, государственные исследования и внешнеполитические программы.

В 1970-х годах это учреждение сыграло важную роль в создании Бюджетного управления Конгресса США (CBO).В 1975 году первым директором CBO стала Элис Ривлин, экономист Брукингса.

Исследование этого учреждения по совершенствованию налоговой системы США, возглавляемое директором по экономическим исследованиям Джозефом Печманом, привело к принятию Закона о налоговой реформе 1986 года, который стал важным законопроектом Конгресса, внесшим важные упрощения в кодекс подоходного налога США.

В 1990-х годах институт расширился и включил новые междисциплинарные исследовательские центры, такие как Центр городской и городской политики и Центр исследований политики Северо-Восточной Азии.Исследователи Брукингса сыграли заметную роль в разработке президентских документов США. Закон Билла Клинтона о реформе социального обеспечения, который был подписан в 1996 году.

В 2002 году Брукингс основал Центр ближневосточной политики Сабана в качестве нового центра исследований, направленных на внешнюю политику США на Ближнем Востоке. За этим последовало создание Центра общественной политики Брукингса-Цинхуа в Пекине в 2006 году и Центра Брукингса в Дохе в Катаре в 2007 году.

Институт Брукингса проводит важные исследования по широкому кругу вопросов государственной политики, начиная от внутренних U.С. к международным делам. Он публикует регулярные отчеты, книги и Brookings Papers on Economic Activity , один из ведущих журналов по экономическим исследованиям.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *