Специальная психология что изучает: Что такое Специальная психология? Специальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Специальная психология — это раздел общей психологии, занимающийся изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими недостатками (аномальным развитием). В центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.
Становление специальной психологии проходило в рамках дефектологии (науке о психофизических особенностях развития детей с психическими и/или физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания).
В настоящее время в специальной психологии выделяют следующие разделы:
- тифлопсихология — психология слепых, а также лиц со значительно сниженным зрением;
- сурдопсихология — психология глухих и слабослышащих людей;
- олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
- логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
- психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- психология лиц с задержкой психического развития;
- психология лиц со сложными недостатками развития;
- психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
Кроме того, в некоторых источниках к специальной психологии также относят психологию лиц с отклоняющимся поведением, а также психологию одарённости.
В России основоположником специальной психологии считается Лев Семёнович Выготский. В его работах впервые были введены понятия первичный и вторичный дефект, зона ближайшего развития, были выявлены общие и специфические закономерности развития нормальных детей и лиц с отклонениями в развитии. Эти положения не только стали базовыми для специальной психологии, но и оказали влияние на психологическую науку в целом. Кроме того, развитие отечественной специальной психологии связано с именами Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Лебединских К.С.и В. В., Семаго Н.Н.и Н. Я. и др.
В наше время растет количество «других» детей. Это связано и с нарушениями экологии, и с неправильным образом жизни многих людей. Задача специальной психологии максимально адаптировать таких детей к жизни в обществе. Кроме того, специальная психология также занимается изучением общественного мнения о лицах с отклонениями в развитии, ведёт просветительскую работу.
Одним из важнейших принципов специальной психологии является принцип ранней диагностики и коррекции нарушений развития. Нервная система ребёнка очень пластична и легко поддаётся коррекции. Выявленные на ранних этапах развития нарушения (например: ДЦП, задержка психического развития, речевые нарушения) при раннем начале коррекции могут быть значительно сглажены, а во многих случаях полностью компенсированы.
Важную роль в специальной психологии играет работа с семьёй ребенка и ближайшим окружением. Появление на свет особого ребёнка практически всегда становится тяжёлым испытанием для родителей. Специальный психолог помогает родителям справиться с чувством вины, которое практически всегда возникает в данном случае, лучше понять трудности и поведение ребёнка, а главное вырабатывает вместе с родителями алгоритм действий. Семья играет огромную роль в преодолении нарушений развития. Любовь и вера близких людей могут творить самые настоящие чудеса.
Специальная психология, не смотря на сложную историю становления, остаётся одной из самых бурно развивающихся областей психологии. Разрабатываются новые технологии помощи лицам с отклонениями в развитии, адаптируются диагностические материалы, кроме того, вносятся изменения в законодательную базу. Многие открытия в специальной психологии оказывают влияние на общую психологию и в целом на жизнь нашего общества.
что изучает как наука, основные разделы
Постоянное развитие науки о душе (психологии) приводит к образованию новых направлений, главными задачами которых является изучение аспектов психического развития человека. Специальная психология считается наиболее перспективным ответвлением в научной среде. Актуальность развития этой отрасли связана, в первую очередь, с увеличением числа детей, у которых наблюдаются психогенные нарушения: аутизация, агрессивность, поведенческие отклонения.
Работа специального психолога
Специальная психология что это такое
Специальная (коррекционная) психология (от греч. specialis – своеобразный, особенный) – это подраздел общей психологии, в рамках которого доступно изучать особые врожденные или приобретенные особенности, преимущественно у подростков и детей с характерным проявлением целого ряда психических, соматических, сенсорных или интеллектуальных отклонений в развитии.
Коррекционная психология располагается на стыке следующих наук:
- педагогических: социальной и общей педагогики;
- психологических: психодиагностики, возрастной, общей, социальной и педагогической психологии;
- биологических и медицинских: офтальмологии, отоларингологии, ортопедии, психиатрии, невропатологии, генетики, анатомии, физиологии, биологии;
- гуманитарных: истории, философии, теологии, права.
Ее развитие происходило под «руководством» дефектологии. Именно наука, в рамках которой изучаются психофизические дефекты развития детей с физическими и психическими недостатками, а также закономерности их воспитания и обучения, является краткой основой становления специальной психологии.
Взаимосвязь с другими науками
Важно! Коррекционная наука, в отличие от дефектологии, в нестандартных детях «видит» не дефекты, а особенности.
Главные задачи и требования, которые решает спец психология, заключаются в следующем:
- в определении сущности развития подростков и детей, а также выявлении причин и условий проявления у них отклонений;
- в анализе причин, которые привели к аномальному развитию;
- в разработке специальных учреждений, в которых смогут развиваться особенные дети;
- в обосновании учебно-воспитательных методов, применяемых в коррекционных классах;
- в улучшении социальной адаптации людей с особенностями развития;
- в разработке мер, позволяющих предупредить психофизические аномалии у ребенка.
Специальная психология занимается изучением целой области психологических особенностей детей, дефекты которых обусловлены парциальным или диффузным поражением коры головного мозга, нарушениями речи и слуха.
Дополнительная информация. При этом недостатки не являются признаком заболевания.
Данная отрасль работает с различными устойчивыми состояниями, появившимися из-за повреждений или перенесенной ранее болезни.
Разделы современной специальной психологии
Статус самостоятельного раздела спец психология (СП) получила в начале 60-х годов 20 века.
Структура
С тех пор она «собрала» в себе целый ряд направлений:
- Сурдопсихологию. Главной ее целью является не только изучение психологических особенностей глухих детей и взрослых, но и помощь в их адаптации в социуме.
- Психологию людей, у которых наблюдаются эмоционально-волевые расстройства. Это большое направление, оно затрагивает в основном взрослых людей, страдающих наркоманией, алкоголизмом, анорексией, дисфорией, сексоголизмом. В рамках этого раздела также изучается детский аутизм.
- Тифлопсихологию. Основное направление раздела заключается в помощи слепым людям, потерявшем зрение в течение жизни или которые родились с диагнозом «слепота».
- Нередко к разделу СП относят психологию одаренности. Это связано с тем, что в совокупности с гениальностью она считается отклонением от статистической нормы.
- Психологию индивидов с дефектами личностного и психического развития.
- Олигофренопсихологию. Она незаменима во время коррекционного процесса с умственно отсталыми детьми. Главная цель этого раздела заключается в обучении таких людей самостоятельно себя обслуживать.
- Психологию людей, у которых наблюдаются нарушения с опорно-двигательным аппаратом.
- Логопсихологию. В рамках этого направления профессиональные дефектологи и психологи корректируют недостатки речи детей, которые мешают грамотно писать и осваивать новые знания.
Некоторые специалисты рассматривают психологию детей-сирот как одно из направлений специальной психологии.
Ежегодно возрастает число особенных детей. Это связано с:
- экологической обстановкой в мире;
- неправильным образом жизни.
Поэтому специальная психология находится в постоянном развитии, потребность в ней увеличивается из года в год.
Объект и предмет специальной психологии
Специальная психология, как и любая самостоятельная отрасль знаний, имеет свой предмет. Он выражается в закономерностях атипичного развития, их причинах и механизмах, а также особенностях освоения социокультурных навыков индивидами с психическими нарушениями и отклонениями.
Дополнительная информация. Ученые выяснили, что первичные дефекты (например, потеря зрения) являются причинами вторичных личностных изменений. Они приводят к трансформации мышления, восприятия и личности в целом. Из-за этого у человека начинают наблюдаться третичные отклонения.
Предмет и объект
Именно такими спонтанными или направленными формированиями психических новообразований помогает управлять коррекционная психология.
Со стороны объекта изучения выступают дети и взрослые с приобретенными или врожденными нарушениями и отклонениями в развитии, а также их адаптация в обществе.
С какими категориями людей работает
Коррекционная психология осуществляет работу со следующими индивидами:
- с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых наблюдается депрессия или асоциальное поведение;
- с подростками, которые по каким-либо причинам не имеют контактов со сверстниками;
- с детьми и взрослыми с особенностями психического и физического развития.
Важная роль в коррекционной психологии отводится работе с ближайшим окружением и семьей особенного малыша.
Справка. Специальный психолог – это тот человек, который находится рядом с родителями ребенка, помогая им справиться с возникшими эмоциональными трудностями.
Семейная психотерапия
Появление особого человека в семье – это, прежде всего, тяжелое испытание. Оно нередко сопровождается угнетающим чувством вины. Негативные ощущения не лучшим образом влияют на ребенка. Поэтому специальный психолог помогает родным выработать алгоритм действий, позволяющий смягчить или полностью преодолеть нарушения развития у чада.
Благодаря эмпирической и теоретико-методологической базе знаний, которую за многие годы смогла накопить спец. психология, создаются оптимальные условия для психологической и социальной адаптации личностей с особыми потребностями, а также дальнейшего их социального самоопределения. Квалификационный труд большинства психологов помог многим людям занять достойную нишу в современном обществе.
Видео
Специальная психология виды разделы обьект
Специальная психология – подраздел психологии развития, изучающий проблемы развития детей (реже – взрослых) с определенными физическими или психологическими особенностями, преимущественно врожденными.
Другое название этой области психологической науки – коррекционная психология. Задача специальной психологии – определение особенностей, которые накладывает то или иное отклонение в развитии на личность, их коррекция, а также построение системы обучения и социальной адаптации людей с аномалиями.
Объект и предмет специальной психологии
Объектом специальной психологии является индивидуум с отклонениями от норм развития. Это может быть ребенок, лишенный зрения, слуха, а также умственно отсталые дети, аутисты. Кроме того, объектом коррекционной психологии являются дети с речевыми дефектами.
Специальная психология
Предмет коррекционной психологии – формы и стороны особенностей развития личности в условиях депривации (недостаточности).
Выяснено, что первичный дефект (например, слепота), приводит к вторичным личностным изменениям. Они же накладывают отпечаток на мышление, восприятие, характеристики личности – происходят третичные отклонения. Специальная психология рассматривает детей с отклонениями не как дефективных, а как особенных, «других» детей. Главной прикладной задачей спец. психологии является их социальная адаптация. Кроме того, в задачу коррекционных психологов входит работа с семьями таких деток.
Специальная психология работает со следующими категориями людей:
- дети и взрослые с особенностями физического и психического развития;
- дети, лишенные контактов со сверстниками;
- дошкольники и школьники с асоциальным поведением и депрессией.
История специальной психологии
Интерес учёных к людям с отклонениями в развитии до 20 века был эпизодическим. Массовый интерес к проблеме таких детей возникал в странах Европы, США и России после того, как вводилось обязательное обучение. Некоторые малыши не могли обучаться со сверстниками: возникла необходимость дифференциации, определения нормы.
В 1926 году Львом Выготским, психологом, внесшим огромный вклад в отечественную и мировую науку, была открыта «Лаборатория психологии аномального детства». Именно там были заложены основы теории и практики нормы.
Своими истоками современная специальная психология уходит в дефектологию. Специальная психология видит в нестандартном ребенке не дефект, а особенность развития, что качественно отличает её от дефектологии. Как самостоятельный раздел науки коррекционная психология появилась в 60-е годы 20 века. Самыми первыми разделами СП стали тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.
Сегодня отношение общества к «другим» деткам меняется. Люди начинают осознавать равные права и потребности таких членов общества.
Гуманизация сознания приводит к тому, что люди перестают отворачиваться от непохожих на себя индивидов. Постепенно общественная мораль приходит к выводу о недопустимости изоляции инвалидов, людей с особенностями индивидуального развития.
Интересно, что многие выводы о развитии личности сделаны на основе наблюдений за детьми с отклонениями в развитии. Некоторые методики обучения изначально создавались для «особых» детей, а затем были адаптированы для общей педагогики.
К примеру, Мария Монтессори разрабатывала свою методику обучения для умственно отсталых детей, в результате её малыши показывали лучшие показатели в письме и чтении, нежели сверстники из обычных школ.
После этого её методики приобрели необычайную популярность, и по сей день активно используются.
Разделы специальной психологии
Современная специальная психология имеет следующие направления:
- Тифлопсихология – помогает слепым от рождения, или потерявшим зрение в течение жизни.
- Сурдопсихология – изучает психологические особенности и адаптирует глухих взрослых и детей.
- Олигофренопсихология – незаменима при работе с умственно отсталыми детьми. Основной её целью является обучение таких деток навыкам самостоятельного обслуживания.
- Логопсихология – вносит вклад в коррекцию дефектов речи детей, что необходимо для хорошего обучения, грамотного письма.
- Психология людей с нарушениями опорно-двигательной системы.
- Психология людей с опозданием психического развития, недостатками личностного развития.
- Психология
людей с эмоционально-волевыми расстройствами – большой раздел, в значительной мере касающийся особенностей взрослого человека (алкоголизм, наркомания, сексоголизм, анорексия, дисфория – вспышки гнева, и многие другие), но также занимающийся детским аутизмом. - Психология одаренности иногда относят к разделу СП, поскольку одаренность и гениальность также являются отклонениями от статистической нормы.
Специальная психология связана со следующими научными дисциплинами: педагогика, ряд медицинских наук (анатомия, психиатрия, невропатология), социология, философия, а также многие разделы психологии.
Ежегодно количество «особенных» деток растет. Именно поэтому потребность в специальной психологии год от года нарастает. ВУЗы готовят специалистов со спецификацией «Коррекционная психология». Спец. психология готовит «маршруты обучения» особенных деток, разрабатывает технологии помощи для них. Выводы психологии даже приводят к изменениям в законодательстве.
Данные специальной психологии помогают при коррекции дефектов речи, присущих огромному числу детей (до 60%). Специальная психология занимается также отклонениями в поведении детей: агрессивностью, нежеланием учиться, суицидальными склонностями, а потому выводы спец. психологии касаются каждого из нас.
— область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С.п. происходило в рамках дефектологии.
Исторически первыми возникли такие направления С.п., как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю С.п. значительно расширила область своего применения. Современная С.п. обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха, зрения, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями (см. Нарушения двигательные) и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжёлые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, С.п. накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.
До середины 19 в. исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер. Сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических сочинениях гл.о. в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих.
Начало систематических исследований в области С.п. в России, как и в странах Западной Европы и в США, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов.
Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 Л.С.
Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко Медико-педагогической станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на её базе в 1929 Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
История развития теоретических основ С.п. и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем Выготского, который в 20-е гг. 20 в. на основе созданной им культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития.
Утверждая, что нормальный и аномальный ребёнок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Выготский гл. причину детской дефективности видел в «социальных вывихах». Под «социальными вывихами» он понимал выпадение аномального ребёнка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, «настроенной» на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребёнка, вызванного такими «социальными вывихами», Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счёт построения «обходных путей» решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Идеи Выготского, развитые и подтверждённые его учениками и последователями Л.В. Занковым, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьёвым, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу создаваемой в стране системы специального образования.
Развитие С.п. внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвящённых проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии в период её становления в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создаёт первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной реальности.
Развитие С.п. в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х гг. рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями в психофизическом развитии, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (гл.о. когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и др., привёл к накоплению знания во всех областях С.п., обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но в то же время обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений С.п. Переосмысление в 90-е гг. государством и обществом ценностей специального образования в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии С.п. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребёнка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встаёт вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребёнка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.
Вслед за Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода, как универсальный механизм трансляции общественного опыта, всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная С.п. видит свои гл. задачи: в выявлении особых образовательных потребностей детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями), по тем или иным причинам выпадающих из системы образовательных воздействий, и в ориентировании таких детей на нормальный тип развития; в определении психологических условий реализации этих образовательных потребностей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.
В центре внимания специалистов находятся теперь уже не особенности развития детей с теми или иными аномалиями, а образовательные потребности конкретного ребёнка с особенностями в развитии, создание оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребёнка в семье и максимально интегрировать его в сообщество обычных сверстников.
С.п., т.о., становится не только теоретической или прикладной, но и практической дисциплиной. Задачи развития специальной психологической практики начинают требовать массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но и для психологической коррекционной работы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 271-272)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА — Студопедия
План
1.2.1.Методологический аппарат специальной психологии.
1.2.2.Принципы специальной психологии.
1.2.3.Место специальной психологии в системе наук.
1.2.1. Методологический аппарат специальной психологии
Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.
Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Предмет специальной психологии — закономерности развития и проявления психики различных групп людей с проблемами в развитии.
Объектом специальной психологии являются лица с проблемами в развитии, и отношение к ним в обществе на разных этапах его развития.
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при отклоняющемся развитии, причин, механизмов отклонений, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с отклонениями в развитии.
Общенаучными задачами являются:
· раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
· раскрытие закономерностей развития, свойственных всем аномальным детям;
· раскрытие специфических закономерностей развития разных групп детей с проблемами в развитии;
· установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизмов и степени выраженности дефекта.
· изучение формирования аномального и нормального развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей
· выявление путей компенсации дефекта в целом и отдельных психических процессов.
· разработка научных основ, методов и средств воспитания, а также теоретическое обоснование конкретных путей в коррекционной работе.
В специальной психологии выделяют следующие отрасли:
психология умственно отсталых (олигофренопсихология),
психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология),
психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология),
психология слепоглухих (тифлосурдопсихология),
психология детей с недостатками речи (логопсихология),
психология детей с задержкой психического развития,
психология лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата,
психология лиц с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения.
1.2.2. Принципы специальной психологии
Принципы специальной психологии состоят из двух групп:
А) Первая группа — принципы, общие для всех психологических наук:
Принцип детерминизма — выступает в трех аспектах: все психические явления, как и вся психика в целом понимается как явление причинно-обусловленные объективной действительностью, как отражение действительности; все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; при изучении психических явлений должно быть обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.
Принцип развития — представляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. В специальной психологии принцип развития предполагает анализ возникновения дефекта, то есть объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект, а также нарушений развития с учетом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникло, и предшествующих отклонений, на которые оно наслоилось.
Принцип единства сознания и деятельности. При изучении детей с отклонениями в развитии реализация данного принципа состоит в том, что деятельность ребенка с отклонением в развитии является одним из важных параметров оценки уровня его развития.
Б) Вторая группа принципов — специальные (частные):
Принцип сравнительного подхода: означает, что оценка достигнутого уровня развития, выявленная у ребенка с отклонением в развитии, может быть объективно оценена только тогда, когда она скорректирована в соответствии с нормами, выработанными для нормальных детей.
Принцип комплексного подхода: означает необходимость рассмотрения и оценки аномального ребенка лишь в совокупности всех психических свойств и оценки связи данного индивида с окружающим его социумом.
Оба принципа обязательно используются в исследовании особенностей детей с отклонениями в развитии. Поскольку, как правило, ярко выраженная гетерохронность развития их психики обуславливает большой разброс количественных и качественных показателей не только между различными категориями аномальных детей, но даже внутри отдельной категории детей.
Принцип качественного анализа позволяет выяснить, с каким уровнем организации психической деятельности связан дефект. Такой анализ дает возможность определить, является ли некий симптом признаком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта.
1.2.3. Место специальной психологии в системе наук
Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Исходя из междисциплинарного статуса специальной психологии, необходимо рассмотреть уровни ее взаимосвязей.
Первый уровень — внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т.д.).
Второй уровень — внешнепсихологический. Он предполагает изучение предметно-объектных оснований проблем специальной психологии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и других наук о человеке.
Специальная психология Википедия
Специа́льная психоло́гия (также коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.[1] По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»[2]
Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. 19.00.10.[3]
Описание[ | ]
Становление специальной психологии изначально происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения.
Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др.[2]
Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах.
Так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Объект и предмет специальной психологии[ | ]
Объект[ | ]
Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет[ | ]
Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Специальная психология — Студопедия
Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.[1]. По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»[2] Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. Код 19.00.10.[3]
[править]Описание
Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др.[2] Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания иобучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
[править]Объект и предмет специальной психологии
[править]Объект
Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
[править]Предмет
Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
[править]Задачи специальной психологии
Структурирование науки:
· Установление границ компетентности
· Определение объекта изучения
· Уточнение системы понятий
· Дифференциация от других наук
· Интеграция с другими науками
· Перспективные проблемы.
Предметная область:
· Нарушения развития и закономерности их проявления:
· Исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга
· Установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития
· Классификация нарушений психического развития
· Разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры
· Закономерности освоения социокультурного опыта:
· Исследование особенностей освоения социокультурного опыта
· Разработка методов оценки овладения социокультурным опытом
· Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипиями развития:
· Научное обоснование содержания обучающих программ
· Научное обоснование и разработка методов социализации
· Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:
· Научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипиями развития
· Нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
Практико-ориентированные задачи:
· Разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
· Обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития
· Разработка технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией развития
· Профессиональная подготовка специальных психологов
· Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня.
Организационные задачи:
· Определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе
· Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.
Минимальные входные требования
Чтобы иметь право на рассмотрение для поступления, кандидаты должны получить 26 баллов или выше за совокупный балл ELR2B2 (т. Е. Английский язык, 2 соответствующих предмета и 2 лучших предмета, включая бонусные баллы CCA) и соответствовать минимальным требованиям для поступления на этот курс. , CCA нельзя использовать для соответствия минимальным требованиям для въезда.
Английский язык (EL1) * | классы 1-6 |
Математика (E или A) | классы 1-7 |
Любые три других предмета, кроме CCA | классы 1-6 |
Чтобы иметь право на отбор, кандидаты должны сдать хотя бы один из следующих предметов: искусство / искусство и дизайн, бизнес-исследования, комбинированные гуманитарные науки, коммерция, коммерческие исследования, экономика, география, высшее искусство, высшая музыка, история, введение Развитие предпринимательства, литература на английском языке, литература на китайском языке, литература на малайском языке, литература на тамильском языке, изучение медиа (английский) / изучение медиа (китайский), музыка.
Кандидаты также должны были сдать один из следующих предметов: дополнительная математика, искусство / искусство и дизайн, бизнес-исследования, китайский язык, комбинированные гуманитарные науки, коммерция, коммерческие исследования, творческая 3D-анимация, дизайн и технологии, экономика, элементарная математика, питание и питание. , География, высшее искусство, высший китайский, высший малайский, высшая музыка, высший тамильский, история, введение в развитие предпринимательства, литература на английском языке, литература на китайском языке, литература на малайском языке, литература на тамильском, малайском языках, медиаисследования (английский язык), СМИ Исследования (китайский), музыка, принципы счетов, тамильский.
* Владельцы Sijil Pelajaran Malaysia (SPM) / единого экзамена по китайскому языку (UEC) должны иметь как минимум 6 класс по соответствующему предмету английского языка (например, Bahasa Inggeris).
См. Также минимальные входные требования для:
Прочитайте о различных подполях психологии и узнайте различия между ними.
Итак, вы знаете, что хотите пойти в область психологии. Но знаете ли вы, на чем хотите специализироваться?
Многие студенты, в начале своего обучения, также не знают, на каком подполе они хотят специализироваться. Но по мере продвижения в учебе у вас появятся вдохновляющие профессионалы и некоторые классы, которые действительно откликнутся на вас.Как и у большинства студентов-психологов, вы, естественно, найдете ту область, которая подходит именно вам.
Взгляните на некоторые основные психологические специальности ниже. Какой из них соответствует вашим желаниям и карьерным целям?
Клиническая Психология
Клиническая психология является крупнейшей областью психологических специальностей. Клинические психологи обычно работают в консультационных центрах, независимых или групповых практиках, больницах или клиниках. Они оценивают и лечат психические, эмоциональные и поведенческие расстройства.(PhD или PsyD)
Когнитивная и перцептивная психология
Когнитивные и перцептивные психологи изучают человеческое восприятие, мышление и память. (MS, PhD или PsyD)
Консультативная психология
Психологи-консультанты используют различные методы, в том числе интервьюирование и тестирование, чтобы консультировать людей о том, как решать проблемы повседневной жизни. Они работают в таких местах, как университетские консультационные центры, больницы и индивидуальные или групповые практики.В большинстве штатов люди со степенями магистра не могут иметь собственную частную практику. (MA, PsyD или PhD)
Психология развития
Психологи развития изучают физиологическое, когнитивное и социальное развитие, которое происходит на протяжении всей жизни. Некоторые специализируются на поведении в младенчестве, детстве и подростковом возрасте или на изменениях, которые происходят в зрелом или пожилом возрасте. (PhD)
Психология образования
Педагогические психологи проводят исследования динамики в классе, стиля преподавания и учебных переменных; разрабатывает образовательные тесты, оценивает образовательные программы, выступает консультантом для школ.(EdD, EdS, MEd или PhD)
Инженерная психология
Психологи-инженеры проводят исследования о том, как люди лучше всего работают с машинами. (MS, PhD или PsyD)
Экспериментальная / Психология Исследования
Экспериментальные или исследовательские психологи работают в университетских и частных исследовательских центрах, а также в коммерческих, некоммерческих и государственных организациях. Они изучают процессы поведения с людьми и животными, такими как крысы, обезьяны и голуби. (PhD)
Судебная Психология
Судебные психологи изучают проблемы предупреждения преступности, реабилитационных программ в тюрьмах, динамики в зале суда, психологии и права, отбирают кандидатов для работы в полиции.(PhD)
Гериатрическая Психология
Геропсихологи занимаются особыми проблемами, с которыми сталкиваются пожилые люди. Появление и рост этих специальностей отражает растущее участие психологов в предоставлении прямых услуг для особых групп пациентов. (PhD)
Промышленная / Организационная Психология
Психологи ввода / вывода применяют психологические принципы и методы исследования на рабочем месте в интересах повышения производительности и качества трудовой жизни.(MA или PhD)
Нейропсихология
Нейропсихологи изучают связь между мозгом и поведением. Они часто работают в программах по инсульту и травмам головы. (PhD)
Школа психологии
Школьные психологи работают в начальных и средних школах или в офисах школьных округов для решения проблем обучения и поведения учащихся. (MA, EdS, EdD, PhD)
Социальная / Психология личности
Социальные психологи изучают взаимодействие людей с другими людьми и с социальной средой.Они работают в сфере организационных консультаций, маркетинговых исследований, проектирования систем или в других областях прикладной психологии. (MA, PhD)
Психология спорта
Спортивные психологи помогают спортсменам сосредоточиться на целях соревнования, становятся более мотивированными и учатся справляться с тревогой и страхом неудачи, которые часто сопровождают соревнования. (MS, PhD)
,
Психология образования: 20 вещей, которые необходимо знать преподавателям о том, как студенты учатся
Что делает учителя успешным?
Необходимо иметь опыт в чтении, письме, математике или естественных науках, но способность передавать эти знания другому человеку — это то, что выделяет отличного преподавателя. Что хорошего в том, что у учителя есть все факты, но они не могут сообщить их так, чтобы их могли понять другие?
Помимо понимания содержания учебной программы, учителя должны иметь общее представление о том, как люди приобретают и усваивают знания.
В следующем списке приведены 20 принципов педагогической психологии, которые должен знать каждый преподаватель.
1. Студенты учатся по-разному
Это может показаться неприятно очевидным, но сколько классных комнат в настоящее время разработано с учетом одного стиля обучения?
Рабочие листы и карточки хорошо подходят для студентов, которые воспринимают знания визуально, но для ребенка, которому необходимо услышать информацию, чтобы ее понять, традиционные методы обучения заставляют его или ее использовать физический смысл, который не так хорошо развит.
Зрительный ученик не имеет такой же возможности, чтобы растянуть его или ее другие чувства. Если учитель приходит в класс с базовыми знаниями, которые ученики изучают по-разному, он будет лучше подготовлен для организации уроков таким образом, что все чувства будут активированы.
Усовершенствуйте свое обучение с помощью сертификата III в поддержку образования
2. Усилить
Возьмите географию в качестве примера. Согласно педагогической психологии, если учитель проводит урок для детей о пятидесяти штатах и столицах в Соединенных Штатах, это следует усилить тремя различными способами.
Для визуального ученика используйте карты и рабочие листы. Для слушателя, создайте песню, которая поможет им вспомнить, какое состояние и капитал идут вместе. Для кинестетических учеников активируйте тело. Возможно, учитель мог делать движения руки с песней или играть в карту на полу, где ученики должны перескакивать из штата в штат, как называются столицы.
3. Подумайте о кинестетических учениках
Из всех трех типов обучения, кинестетические ученики — самая сложная группа для обучения в традиционных условиях.Часто им нужно прикасаться, пробовать на вкус и перемещаться по знаниям, чтобы впитать их. Это требует пространства и возможности, которые многие традиционные классные комнаты не допускают.
Ученикам-кинестетикам нужно позволить что-то попробовать, посмотреть, как это не получится, и извлечь уроки из опыта. Хотя это может быть сложно с большой точки зрения в большом классе, реализация кинестетических стратегий не только поможет нескольким детям, но и вытянет других учеников, которые естественным образом не склонны к этому типу обучения.
4. Существует семь стилей обучения
Взято из Учебных стилей онлайн.
- Визуализация: использование зрения
- Аудитория: Использование песен или ритмов
- Вербальное: высказывание информации вслух
- Кинестетик: использование осязания и вкуса для изучения информации
- Логика: более математический подход к понятиям
- Межличностное общение: обучение в группах
- Intrapersonal: обучение в одиночку
5. Сделайте это соответствующим
Информация хранится постоянно, только когда она связана с повседневной жизнью.Например, математические понятия должны быть подкреплены примерами из реальной жизни, иначе у студента не будет причин усваивать информацию после экзамена.
История — одна из самых сложных тем, которую можно перенести в настоящее, поскольку она в основном касается прошлых событий, дат и людей. Поиск стратегий, основанных на образовательной психологии, чтобы воплотить ее в жизнь, поможет в обучении.
В максимально возможной степени история должна быть изучена из первых рук, музеев, экскурсий и других мероприятий по обогащению.
6. Неудача — сказочный учитель
Люди учатся на ошибках. На самом деле, спросите любого крупного успешного человека, что ему помогло, и обычно это будет связано с историей, которая возвращается к большой «путанице». Неудача учит даже лучше, чем идеальный результат теста.
Классические системы оценок не помогают с этой теорией, поскольку оценки становятся раздутыми, боятся и используются в качестве судьи и жюри о том, кто чему научился. Вопреки распространенному мнению, учиться на ошибках совсем непросто.Это не просто «размышление» о том, что вы сделали.
Если вы хотите прочитать о неудачах и обучении, ознакомьтесь с этой статьей в Harvard Business Review. Эта статья в основном посвящена организациям, но ее урок в равной степени применим к классным комнатам.
7. Интеграция учебной программы
Вместо того, чтобы держать каждый предмет отдельно, учебные программы, которые используют тематические единицы, работают хорошо, чтобы объединить знания таким способом, который является полезным и запоминающимся.
Например, блок по истории Египта может включать уроки истории, блок по лингвистике и языку (с иероглифами), научный блок (физика и строительство пирамид), блок письма (отчет о любимом египтянином ребенке) памятник) и читая книгу о древней культуре.
8. Определите «Обучение»
Педагогическая психология учит нас задуматься и понять, что на самом деле означает обучение. Слово «учиться» имеет различные определения. В классе это может быть способность излагать факты и информацию о тесте. Хотя это одна из форм обучения, существуют и другие формы обучения
.
Перейти к основному содержанию
Университет Саскачевана
Будущие аспиранты
Переключить меню
Поиск U S
Поиск
- P AWS
- программы
- Найти программу
- Найти руководителя
- Поступающим
- Как подать заявку
- Требования к поступающим
- После того, как вы подали заявку
- Альтернативные заявители
- Постдокторанты
- Совместная студенческая / сэндвич-программа
- Не студент
- приглашенный студент-исследователь
- Cotutelle
Программа
- финансирование
- Стипендии
- международных стипендий
- Обучение
- Наш кампус
- Подпись области исследований
- Уникальные возможности
.