Средства обмена в структуре социальных взаимодействий: Средства обмена и их иерархия — Студопедия

Тема 3. Социальные взаимодействия

План:

1. Понятие социального
взаимодействия, его характеристики и
особенности.

2. Теории социального
взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж.Г. Мид,
Г.Блумер, Г.Гарфинкель).

3. Типология
социальных взаимодействий.

4. Средства обмена
в структуре социальных взаимодействий.

Методические
рекомендации:

Тот факт, что любое
действие всегда совершается в рамках
общества, имеет отношение к другой
категории социологии – социальному
взаимодействию. Именно из социальных
взаимодействий, которые субъекты
направляют друг на друга, складывается
социальное взаимодействие. Взаимодействие
(интеракция) – это процесс воздействия
субъектов друг на друга, в котором каждое
действие обусловлено как предыдущим
действием, так и ожидаемым результатом
со стороны другого. Любое взаимодействие
предполагает по меньшей мере двух
участников. Социальное взаимодействие
характеризуется такой чертой, как
обратная связь, которая предполагает
наличие реакции, а, следовательно,
социальное взаимодействие должно быть
направлено на другого человека. П.
Сорокин выделил два обязательных условия
социального взаимодействия: 1)участники
взаимодействия должны обладать психикой
и органами чувств, т.е. средствами,
позволяющими узнать, что чувствует
другой человек, через его действия,
мимику, жесты, интонации голоса и т.д.
2)участники взаимодействия должны
одинаковым образом выражать свои чувства
и мысли, т.е. использовать одни и те же
символы для самовыражения. Взаимодействие
может рассматриваться как на микроуровне,
так и на макроуровне. Взаимодействие
на микроуровне – это взаимодействие в
повседневной жизни, например, в рамках
семьи, небольшого рабочего коллектива,
студенческой группы, группы друзей и
т.д. Взаимодействие на макроуровне
разворачивается в рамках социальных
структур, институтов и даже общества в
целом. Не следует отождествлять
взаимодействие с общением, коммуникацией.
Это понятие гораздо более широкое,
поскольку предполагает не только прямой
обмен информацией, но и косвенный обмен
смыслами. Проблемы и аспекты социального
взаимодействия разрабатывают и трактуют
различные социологические теории. Одной
из наиболее известных и основательно
разработанных концепций, описывающих
социальное взаимодействие, считается
теория обмена. Теория обмена была создана
американским социологом Дж. Хомансом
на основе психологической концепции
бихевиоризма. Согласно теории обмена,
поведение человека обусловлено ожидаемым
результатом, а именно вознаграждением,
которое он ожидает получить. Хоманс
сформулировал и другие принципы, которые
также могут применяться при анализе
социального взаимодействия. Он предложил
«принцип наименьшей заинтересованности»,
в соответствии с которым участник
взаимодействия, наименее в нем
заинтересованный, получает право
диктовать формы данного взаимодействия.
Теория социального взамодействия,
предложенная символическими
интеракционистами Дж.Г. Мидом и Г.
Блумером, вносит коррективы в теорию
обмена Хоманса. С точки зрения
символического интеракционизма действие
не может быть сведено к цепочке «стимул
– реакция», поскольку человек должен
интерпретировать стимул, прежде чем
реагировать на него. Между стимулом и
реакцией должен располагаться символ.
Символом является практически любая
вещь, любое явление, т.е. все то, чему мы
придаем какое-то значение: выражение
лица, поступки всегда интерпретируются
в процессе взаимодействия: нам нужно
понять, чего хочет человек, что он
испытывает, какие намерения имеет и
т.д. Без этого взаимодействие невозможно.
С точки зрения Г. Гарфинкеля, основателя
этнометодологии, взаимодействия между
людьми регулируются правилами, которые
люди принимают на веру, в готовом виде.
Это обычно скрытые, неосознаваемые
механизмы социальных взаимодействий.
На примере своих экспериментов, где
нарушались эти устойчивые механизмы и
стереотипы поведения, Гарфинкель
показывал, насколько тщательным образом
сконструирован социальный порядок
повседневной жизни. Классификация типов
социальных взаимодействий, сформулированная
П. Сорокиным, предполагает в качестве
основания выделение различных факторов.
1)в зависимости от количества и качества
индивидов, участвующих в процессе
взаимодействия: между двумя одиночными
индивидами, между одиночным индивидом
и группой, между двумя группами; 2)в
зависимости от характера актов (действий),
совершаемых взаимодействующими
субъектами: одностороннее и двустороннее,
длительное и временное, шаблонное и
нешаблонное, сознательное и бессознательное,
интеллектуальное, чувственно-эмоциональное
и волевое и т.д. 3)в зависимости от
проводников: вербальное и невербальное,
непосредственное и опосредованное. Под
средствами обмена в социальных
взаимодействиях следует понимать
различные социальные ценности. К
средствам обмена можно отнести
материальные ценности (деньги, товары
и т.д.), социальные ценности (безопасность,
стабильность условий существования и
т.д.), интеллектуальные ресурсы (знания,
профессиональные навыки, опыт в виде
пережитого знания и др.), уважение
(признание заслуг, престиж, слава),
уступки (изменение поведения, господство
– подчинение).

Основные понятия:

Интеракция
– взаимодействие людей – это процесс
воздействия субъектов друг на друга, в
котором каждое действие обусловлено
как предыдущим действием, так и ожидаемым
результатом со стороны другого.

Теория обмена
– концепция, описывающая социальное
взаимодействие как стремление людей к
получению выгод и вознаграждений, а
также к обмену этими выгодами и
вознаграждениями.

Средства обмена– различные социальные ценности:
материальные, социальные, интеллектуальные,
и т.д.

Вопросы и задания:

1. Чем отличается
взаимодействие людей от взаимодействия
между другими живыми существами?

2. Почему взаимодействия
людей называются социальными?

3. Какие условия
необходимы для возникновения социального
взаимодействия? Приведите примеры
взаимодействия, которые не могут быть
названы социальными.

4. Назовите и
охарактеризуйте уровни социального
взаимодействия.

5. На чем основана
теория обмена Дж. Хоманса? Согласны ли
вы с ее принципами?

6. Что отличает
теорию обмена Дж. Хоманса от теории
социального взаимодействия символических
интеракционистов?

7. На основании
чего, по мнению Г. Гарфинкеля, люди
осуществляют социальные взаимодействия?

8. Какие основания
и соответствующие типы социальных
взаимодействий называл П. Сорокин?

9. Используя
типологию социальных взаимодействий
попытайтесь определить тип ваших
взаимодействий с различными людьми.

10. Что понимают
под средствами обмена в структуре
социальных взаимодействий?

Темы докладов:

1. Сотрудничество
и соперничество как формы социальных
взаимодействий.

2. Конфликт как
разновидность социального взаимодействия.

Тема 3. Социальные взаимодействия — Мегаобучалка

Социология

Методические указания к практическим занятиям для студентов

очной и заочной формы обучения для всех направлений

 

 

Красноярск 2015

 

Издаётся по решению научно-методического совета НОУ ВПО СИБУП

 

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор СИБУПа, зав. кафедрой общественных наук

 

Фомина Н.В.

Социология: методические указания к практическим занятиям для студентов очной и заочной формы обучения / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015. – 35 с.

 

В предлагаемом издании приведены темы и планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, перечень контрольных вопросов, вопросов для зачета, тренировочные тесты, глоссарий и список основной и дополнительной литературы.

 

© НОУ ВПО СИБУП, 2015

© Фомина Н.В., 2015

 

 

Содержание

 

Введение
Содержание разделов
Тема 1. Социологическая мысль в ХХ в.: основные направления западной социологии
Тема 2. Социология как наука
Тема 3. Социальные взаимодействия
Тема 4. Социальные группы
Тема 5. Личность в системе социальных взаимодействий
Тема 6. Общество как объект социологии
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Тема 8. Культура как фактор социальных изменений
Вопросы для подготовки к зачету
Тренировочный тест
Список литературы

 

Введение

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.

Двойственность того мира, который приходится изучать социологии, придала этой науке двойственный теоретический статус. Социология является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием, как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

Современная социологическая наука представляет собой базовую отрасль наук об обществе. Как учебная дисциплина, социология, в свою очередь ориентирована на формирование у студентов теоретического понимания и осмысления того многообразия социальных процессов и явлений, в которые молодые люди оказываются включенными в своей повседневной жизни.

Данная работа предназначена для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по курсу «Социология» и ориентирована на студентов всех специальностей очной формы обучения.

Семинарские занятия являются составной частью учебного курса социологии. Логика изложения основ социологической науки воспроизводит один из главных принципов современного социологического общественной жизни: социальная жизнь есть не что иное, как активное и целенаправленное созидание людьми социальных отношений, форм жизни. В соответствии с этим тематическое содержание практических занятий включает темы, которые помогут студентам выработать навыки саморефлексии и осознать себя активными участниками социальных процессов и явлений.

Целью работы является формирование систематизированных представлений о социальной жизни, законах и закономерностях функционирования общества, т.е. совокупного знания по социологии. Данная цель предполагает реализацию следующих практических задач:

– сформировать у студентов целостное видение общества и социальной жизни на основе теоретического понимания практического материала.

– выработать умения и навыки анализа социальных явлений, процессов и событий, а также предвидения их развития на основе привлечения теоретического знания.

– стимулировать общественную активность студентов как самостоятельных субъектов социальных отношений, способствовать их жизненной и профессиональной ориентации.

Структура пособия построена в соответствии с обозначенными задачами и включает перечень тем семинарских занятий. В свою очередь, структура каждой из тем, построена таким образом, чтобы максимально способствовать самостоятельной подготовке студентов. Главными ориентирами в этом процессе являются пункты плана, опираясь на которые студенты должны готовить основной материал. Отдельные вопросы и аспекты отражены в темах сообщений, которые студенты выбирают по собственной инициативе или инициативе преподавателя. Основной и дополнительный списки литературы должны помочь студентам с подбором литературы и источников для подготовки к занятию. Особое внимание следует уделить ответам на контрольные вопросы и выполнение заданий, т.к. это поможет студентам проверить, насколько хорошо и всесторонне изучен основной материал. Выполнение заданий, связанных с заполнением таблиц, обязательно и считается неотъемлемой частью самостоятельной подготовки студентов к семинарскому занятию. Для более глубокого и содержательного понимания темы обозначены основные понятия.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Тема 1. Социологическая мысль в ХХ в.: основные направления западной социологии

 

План:

1. Структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона.

2. Конфликтологическая концепция Р. Дарендорфа.

3. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

4. Символический интеракционизм: Дж. Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г. Блумер.

 

Методические рекомендации:

Социологическая мысль была раньше и является сейчас ответом на кризис динамично развивающегося общества. На протяжении ХХ века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой довольно сложную систему идей, концепций, теорий и методов. К наиболее крупным направлениям или, социологическим парадигмам, современности относят: структурный функционализм, теорию социального конфликта, этнометодологию, символический интеракционизм. Представители структурного функционализма Т.Парсонс и Р.Мертон рассматривали общество как саморегулирующуюся и самодостаточную систему. Все части этой системы интегрированы в целостный организм и выполняют соответствующие функции. Для Парсонса система – устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий, которые выступают как ячейка общества. Элементарная форма, при помощи которой действия людей вписываются в социальную систему, являются социальные роли. При посредстве социальной роли индивид интегрируется в структуру того или иного социального института и всей социальной системы в целом. Структуру социальной системы, таким образом, составляют четыре компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. В своем развитии социальная система должна стремиться к самосохранению посредством интеграции своих элементов, укрепления внутреннего порядка, поддержания равновесия, в котором над конфликтом доминирует согласие. В отличие от Парсонса Р.Мертон делает акцент на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений в социальной жизни. Дисфункцию он понимает как такое последствие социальной деятельности, которое угрожает единству общества, ослабляет саморегуляцию этой системы. По мнению Мертона, для объяснения определенного общественного явления нужно искать не только те следствия, которые ожидаемы, но и побочные, непредвиденные (основано на различении Мертоном скрытых, или латентных функций), исследовать позитивные и негативные следствия этого явления (основано на различении функции и дисфункции). Противоположный структурному функционализму стиль социологического мышления – конфликтологическое направление. Теории социального конфликта рассматривают общество как совокупность конфликтующих группировок, исследуют роль различных факторов в конфликтах. Общество всегда находится в нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Поэтому в основе развития общества лежит не согласие, а конфликт. Одним из представителей конфликтологического направления является Р.Дарендорф. Конфликт, по Дарендорфу, — исходная клеточка социальной жизни. Социальный конфликт – не просто реальность, а норма развития социальной системы, средство реализации интересов. Поэтому проблема не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить развитие конфликта в определенное русло. Такой конфликт из разрушительного превращается в созидательный, не тормозит, а стимулирует позитивные изменения. Термин «этнометодология» был введен Г.Гарфинкелем. Сфера явлений, которыми занимается этнометодология, — это повседневные, обыденные, практические действия людей и их практическое мышление. Задача этнометодологии – показать существование общества в этих формах повседневного поведения и обнаружить в них скрытые общие структуры, поддерживающие существование всего общества. Это те модели, о которых люди сами не подозревают, но в соответствии с которыми в повседневности строят свои взаимоотношения и неосознанно соотносят свое поведение (классический пример такого социального порядка – очередь). Делая обыденную жизнь предметом своего исследования, этнометодология стремится обнаружить такие ее черты, которые становятся основой практического решения и действования. Гарфинкель именует эти черты повседневной деятельности «фоновыми ожиданиями». Это те представления индивида о социальном мире, которые в ходе взаимодействия выступают в качестве «правил». Эти правила лежат в основе норм социальной жизни. Поэтому их знание необходимо для воспитания и образования. Символический интеракционизм (от англ.interaction — взаимодействие) возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Эта теория анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ее создателями являются американские социологи Дж.Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г.Блумер. Представители этого направления полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов. Основное понятие – понятие коммуникации, обозначающее общение с помощью языка и жестов. Взаимодействие отождествляется с коммуникацией (особенно подчеркивается роль лингвистической коммуникации). Практически все взаимодействия людей предполагают обмен символами. Важнейшие из символов находятся в языке, поэтому решающее значение человеческому общению придает язык. В символическом взаимодействии люди интерпретируют жесты, слова и действуют на основе значений, полученных в процессе интерпретации. Иными словами, надо определить смысл слов, действий и мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию. Таким образом, общение – это обмен взаимно понятными символами с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

 

Основные понятия:

Структурный функционализмнаправление в западной социологии ХХ в., представители которого рассматривают общество как саморегулирующуюся систему, все части которой интегрированы в целостный механизм и выполняют соответствующие функции.

Теория социального конфликта – направление в западной социологии ХХ в., рассматривающее общество как совокупность конфликтующих группировок и исследующее роль различных факторов в конфликтах.

Этнометодология– направление в западной социологии ХХ в., представители которого изучают существование общества в формах повседневного поведения и обнаруживают в них скрытые общие структуры, поддерживающие существование всего общества.

Символический интеракционизмтеория в современной западной социологии, представители которой анализируют взаимодействия людей с помощью интерпретации символов.

 

 

Вопросы и задания:

1. Какие концепции получили распространение в социологии ХХ века? Почему?

2. Как понимали общество представители структурного функционализма?

3. Что обеспечивает стабильность и устойчивость социальной системы в теории Т.Парсонса?

4. Почему Р.Мертон уделял особое внимание дисфункциональным явлениям в социальной системе?

5. Что имел в виду под латентными функциями социальной деятельности Р.Мертон?

6. Какое значение имеет для развития общества конфликт в концепции Р.Дарендорфа? Почему неизбежны конфликты в обществе?

7. Что является предметом исследования этнометодологии? Почему?

8. Приведите примеры моделей повседневного поведения людей, «фоновых ожиданий».

9. Как понимали взаимодействие людей представители символического интеракционизма?

10. На основе подготовленного по теме материала заполните таблицу (табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристика основных направлений западной социологии в ХХ в.

 

Направление Представители Предмет изучения Основная идея
       
       

 

Темы докладов:

1. «Философия действия» П.Бурдье.

2. Гендерная социология.

 

Тема 2. Социология как наука

 

План:

1. Структура социологии и социологического знания.

2. Место социологии в системе наук.

3. Социология и другие науки: история, политология, психология.

4. Функции социологии.

5. Социальное действие: его типология и специфика.

 

Методические рекомендации:

Социология – сравнительно молодая наука, но за полтора с небольшим века своего существования ею накоплен огромный теоретический и эмпирический материал. В настоящее время структуру социологии разделяют на уровни: 1)уровень эмпирических социологических (или конкретно-исторических) исследований, главная научная цель которых – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. 2)социологические теории среднего уровня, которые весьма многообразны и описывают фактически все более или менее значимые социальные подсистемы: социология семьи, социология религии, социология образования, социология организации, социология права, экономическая социология и т.п. 3)общесоциологические теории – образуют высший уровень социологического знания и исследуют общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов, основы функционирования и развития общества как социального организма. Структуру социологического знания составляют макросоциология и микросоциология, что отражает различные уровни анализа в социологической науке. Макросоциология – теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей – социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Социальные явления, человек в системе общественных связей являются предметом изучения двух комплексов наук – гуманитарных и социальных. Для последних характерно достаточно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни и именно к ним относится социология. История, политология, психология имеют единый с социологией объект исследования, но различаются конкретными интересами и подходами к ними, т.е. отличаются предметом исследования. С другой стороны, каждая из этих наук тесно связана с социологией, т.к. она изучает социальную реальность в совокупности ее множества проявлений. Социология как наука выполняет функции: теоретико-познавательную, преобразовательную, прогностическую, мировоззренческую. Отграничить сферу социальной жизни от более широкой от более широкой области жизнедеятельности человека позволяет понятие социального действия. Социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Т.е., по определению М. Вебера, для того, чтобы действие стало социальным оно должно отвечать двум условиям: 1)преднамеренность, мотивированность и 2)ориентированность на других. М.Вебер предложил типологию социальных действий. М. Вебер выделял различные типы социальных действий: целерациональный, ценностно-рациональный, традиционный, аффективный. С точки зрения структурного плана любое действие включает два обязательных элемента: субъект (того, кто совершает действие) и объект (того, на кого это действие направлено). В функциональном аспекте выделяют два этапа действия: 1)этап, на котором субъект ставит перед собой цель. Цель можно определить как образ процесса и результата, к которому должно привести действие. 2)этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата, используя определенные средства. Отбор средств может подчиняться как рациональным, так и ценностным критериям, а также осуществляться на основе традиции.

 

Основные понятия:

Макросоциология– это теоретические и эмпирические исследования больших социальных систем и структур.

Микросоциология– это область социологического знания и познания, в которой на первый план в изучении выступают механизмы поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.

 

Вопросы и задания:

1. Какие уровни можно выделить в структуре социологической науки? Как вы объясните такое деление?

2. В чем различие исследовательских задач каждого из этих уровней?

3. Определите, к какому уровню социологического знания – макросоциологии или микросоциологии – относятся следующие теории и концепции: структурный функционализм, конфликтологическое направление, этнометодология, символический интеракционизм.

4. В ХIХ веке О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики, физики и биологии. На какое место поставили бы вы современную социологию? Почему?

5. В чем сходство и различие социологии и других социальных наук?

6. Как вы думаете, смогла бы социология развиваться, не привлекая данные других наук?

7. Назовите и охарактеризуйте функции социологии. Приведите примеры выполнения социологией своих функций.

8. Что отличает социальное действие от простого действия человека?

9. Как характеризовал каждый из типов социального действия М. Вебер?

10. Охарактеризуйте ваши действия в течение дня с точки зрения отнесения их к социальным.

 

Темы докладов:

1. Социальный факт и социальная реальность в социологии Э. Дюркгейма.

2. Понимающая социология М. Вебера.

Тема 3. Социальные взаимодействия

 

План:

1. Понятие социального взаимодействия, его характеристики и особенности.

2. Теории социального взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж.Г. Мид, Г.Блумер, Г.Гарфинкель).

3. Типология социальных взаимодействий.

4. Средства обмена в структуре социальных взаимодействий.

Методические рекомендации:

Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии – социальному взаимодействию. Именно из социальных взаимодействий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Взаимодействие (интеракция) – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь, которая предполагает наличие реакции, а, следовательно, социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека. П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия: 1)участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д. 2)участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения. Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне – это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д. Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом. Не следует отождествлять взаимодействие с общением, коммуникацией. Это понятие гораздо более широкое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Проблемы и аспекты социального взаимодействия разрабатывают и трактуют различные социологические теории. Одной из наиболее известных и основательно разработанных концепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена. Теория обмена была создана американским социологом Дж. Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Согласно теории обмена, поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно вознаграждением, которое он ожидает получить. Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального взаимодействия. Он предложил «принцип наименьшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересованный, получает право диктовать формы данного взаимодействия. Теория социального взамодействия, предложенная символическими интеракционистами Дж.Г. Мидом и Г. Блумером, вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», поскольку человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него. Между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Символом является практически любая вещь, любое явление, т.е. все то, чему мы придаем какое-то значение: выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе взаимодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т.д. Без этого взаимодействие невозможно. С точки зрения Г. Гарфинкеля, основателя этнометодологии, взаимодействия между людьми регулируются правилами, которые люди принимают на веру, в готовом виде. Это обычно скрытые, неосознаваемые механизмы социальных взаимодействий. На примере своих экспериментов, где нарушались эти устойчивые механизмы и стереотипы поведения, Гарфинкель показывал, насколько тщательным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни. Классификация типов социальных взаимодействий, сформулированная П. Сорокиным, предполагает в качестве основания выделение различных факторов. 1)в зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия: между двумя одиночными индивидами, между одиночным индивидом и группой, между двумя группами; 2)в зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами: одностороннее и двустороннее, длительное и временное, шаблонное и нешаблонное, сознательное и бессознательное, интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое и т.д. 3)в зависимости от проводников: вербальное и невербальное, непосредственное и опосредованное. Под средствами обмена в социальных взаимодействиях следует понимать различные социальные ценности. К средствам обмена можно отнести материальные ценности (деньги, товары и т.д.), социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.), интеллектуальные ресурсы (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.), уважение (признание заслуг, престиж, слава), уступки (изменение поведения, господство – подчинение).

 

Основные понятия:

Интеракция– взаимодействие людей – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Теория обмена– концепция, описывающая социальное взаимодействие как стремление людей к получению выгод и вознаграждений, а также к обмену этими выгодами и вознаграждениями.

Средства обмена – различные социальные ценности: материальные, социальные, интеллектуальные, и т.д.

 

Вопросы и задания:

1. Чем отличается взаимодействие людей от взаимодействия между другими живыми существами?

2. Почему взаимодействия людей называются социальными?

3. Какие условия необходимы для возникновения социального взаимодействия? Приведите примеры взаимодействия, которые не могут быть названы социальными.

4. Назовите и охарактеризуйте уровни социального взаимодействия.

5. На чем основана теория обмена Дж. Хоманса? Согласны ли вы с ее принципами?

6. Что отличает теорию обмена Дж. Хоманса от теории социального взаимодействия символических интеракционистов?

7. На основании чего, по мнению Г. Гарфинкеля, люди осуществляют социальные взаимодействия?

8. Какие основания и соответствующие типы социальных взаимодействий называл П. Сорокин?

9. Используя типологию социальных взаимодействий попытайтесь определить тип ваших взаимодействий с различными людьми.

10. Что понимают под средствами обмена в структуре социальных взаимодействий?

 

Темы докладов:

1. Сотрудничество и соперничество как формы социальных взаимодействий.

2. Конфликт как разновидность социального взаимодействия.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН — Студопедия

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, этообмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальны­ми предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы слу­жить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен — универсаль­ный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху.Структура обмена достаточно проста:

агенты обмена — два или более человека; процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;

правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внима­ния и т.п.;

место обмена — заранее условленное или спонтанно воз­никшее место встречи.

Согласно теории обмена джорджа хоманса, поведение чело­века в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:

1.Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем веро­ятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наобо­рот, он снижается в случае неудачи.

2.Если вознаграждение (успех) за определенный тип дей­ствий зависит от тех или иных условий, то высока вероят­ность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и ук­рываете ее от налоговой инспекции, но прибыль, как и любые Другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удач­ного поведения.



3.Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть лю­бые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стиму­лирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое вре­мя К. Маркс, он готов совершить любые преступления.

4.Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлет­ворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мо­тивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного челове­ка и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же сооб­ражениями.


В общем видесоциальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграж­дений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидае­мого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодейство­вать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет пря­мо пропорциональной зависимости. Иначе говоря,, если вознаг­раждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было:

они лишь делали вид, что стараются. По природе человек скло­нен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуа­ции, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — производ­ные от разных потребностей или биологических побуждений. Ста­ло быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение — могут действо­вать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает слож­нейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и нера­венство условий.

Итак, подведем некоторые итоги: обмен — универсальная ос­нова интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действитель­ности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

Выделим ключевые понятия из пройденного материала:

Взаимодействие как обмен. Понятие интеракция — Студопедия

Принято различать три основные формы взаимодей­ствия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном слу­чае взаимодействие классифицируется по способам, при по­мощи которых партнеры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты.

Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борь­ба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Кон­куренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является соци­альным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт — скрытое или открытое столкновение кон­курирующих сторон. Он может возникнуть и в коопера­ции, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столк­новение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриаль­ные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбы­та, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит немирным путем, возникает воору­женный конфликт — война.



Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками вни­мания, словами, жестами, символами, материальными пред­метами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не мог­ло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен — универсаль­ный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточ­но проста:


агенты обмена — два или более человека;

процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;

правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внима­ния и т.п.;

Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они во столько же раз увеличат производительность. Но ре­альной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и при­бегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — произ­водные от разных потребностей или биологических побуж­дений. Стало быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграж­дение — могут действовать одновременно, но разнонаправ­ленно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаи­модействия, где в единое целое вплетены обмен и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаг­раждения, равенство результатов и неравенство усилий.

Итак, подведем некоторые итоги: обмен — универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принци­пы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Од­нако в действительности происходят постоянные откло­нения, которые и создают сложнейший узор человечес­кого взаимодействия.

Социальное взаимодействие — Студопедия

Социальная интеракция (взаимодействие) – это встречно направленные действия двух, или более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия не только с настоящими, но и с прошлыми и будущими действиями партнера.

Социальное взаимодействие это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. Поэтому любое взаимодействие классифицируется как универсальный обмен – словами, жестами, материальными предметами, деньгами, знаками и т.д.

Отличие взаимодействия от социального действия в том, что взаимодействие – это система действий, по крайней мере, двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен дейст­виями), а социальное действие – это действие одного индивида или группы, цель которых из­менить только поведение, взгляды другого индивида или группы.

Социальное взаимодействие имеет две стороны: объек­тивную и субъективную. Объективная сторона это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обу­словливают и контролируют содержание и характер взаи­модействия между этими людьми.Субъективная сторона социального взаимодействия – это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.

Таким образом, структура социального взаимодействия состоит из следующих элементов: 1) индивид или социальные группы, совершающие оп­ределенные действия; 2) изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий; 3) влияние перемен на других индивидов данной соци­альной общности или общества; 4) обратная реакция этих индивидов.



Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое (рукопожатие, передача вещи), вербальное (словесное), невербальное (жесты, мимика, телодвижения). Кроме того, виды социального взаимодействия можно выделить, исходя из системы ролей и статусов, на основе которых оно строится. Поэтому иная типология социального взаимодействия складывается на основе выделения сфер общества: экономическая, политическая, религиозная, семейная и др., в которых индивиды выступают как обладатели ролей и статусов (бизнесмен, член партии, прихожанин, муж и др.). Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственныеи опосредованные. Преподаватель и студент вступают в непосредственное взаимодействие, а министр высшего образования и студенты – в опосредованное. Но все они взаимодействуют на базе скоординированных, взаимообязывающих связей.


Различают также три основных формы взаимодействия: кооперацию, конкуренцию и конфликт. Эти формы выражают способ, с помощью которого участники взаимодействия достигают своих целей. Кооперация означает сотрудничество индивидов или групп в решении задачи; конкуренция – борьбу за достижение цели; конфликт – столкновение взаимодействующих субъектов (индивидов, групп, обществ), который может перерасти в вооруженную борьбу.

При рассмотрении понятия «взаимодействие» необхо­димо также остановиться на рассмотрении взаимодейст­вий, возникающих на основе определенной системы зави­симостей, которые существуют между индивидами вне зависимости от того, осознают ли индивиды их наличие или нет. Подробное изучение такого рода взаимодействий дает возможность исследовать структуры и процессы, воз­никающие в результате действия индивидов.

Рассмотрение зависимости очень важно для социоло­гии, так как ее анализ позволяет определить основу уста­новления законов. На основе социальных взаимодейст­вий между субъектами зарождаются социальные отноше­ния, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальны­ми группами. Они в отличие от взаимодействий, четко разделяются по смыслу и содержанию: любовь и ненависть, выполнение обязательств и выгодный обмен.

Разновидности социальных взаимодействий — Студопедия

Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.

Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулиру­ют обмен в процессе самовозобновляемых, регулярных социальных

\ связей — взаимодействий. В ходе социального контакта эти прин­ципы могут и не действовать: Актор может мало заботиться о том, будет ли его поведение вызывать желание у его партнера возобнов­лять связь, не нанесет ли подобный обмен ущерб ему самому, мо­жет проявлять или излишнее великодушие, или излишнюю ску­пость и т.д. При наличии одноразовых, несистематических контак­тов люди иногда ведут себя совершенно иначе, чем при наличии

I устойчивых взаимоотношений, имеющих к тому же определяющий

■-‘. характер.

Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату — издержки. Необходимость компенсировать по­лучение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является-«пуско­вым механизмом» социального взаимодействия (или, по выраже­нию П- Блау, «социального притяжения»). Именно то, что взаимно

^вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобнов-ляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регу­лярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям вза­имности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии.

Соответственно, социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей.



Обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, скреп-

» лены печатью, а могут и не иметь формализованного характера (ус­тная договоренность), предполагает, что обязательства сторон,

171

               
   
 
   
       
 
 
 

объем услуг, сроки Оказания ожидаемой услуги, форма возврата
и т.д. строго оговорены. »'»

;?ТТри наиболее’распространенном диффузном (нежестком) обме­не точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговари­ваться. Человек предоставляет услугу, приходит на выручку по соб­ственной инициативе. Главным при этом является как ожидание взаимности (в перспективе), так и доверие Актора к получателю услуги, который сам принимает решение, как, когда и в какой форме расплатиться, вознаградить за услугу. Он имеет свободу вы­бора, но во многом иллюзорную — ведь если расплата оказывается явно ниже приемлемой или вообще не наступает, партнер лишает­ся доверия и обмен с ним прекращается. Восстановить доверие на­много труднее, чем возобновить оговоренные формы взаимодей­ствия. Как отметил П. Блау, типы обмена, предполагающие добро­вольное и инициативное предоставление выгод и услуг другому, вовлекают «факторы, создающие диффузные» (жестко не обозна­ченные ни по срокам, ни по форме услуги) будущие обязатель­ства, не специфицированные четко, при которых природа возврата не может оговариваться, и по большей части оставлена на усмотре­ние того, кто его осуществляет»*.


Социальная жизнь представляет собой постоянное переплете­ние, взаимодополнение договорных и диффузных форм социаль­ного’обмена.

Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономи­ческой сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д. Ценник на сыре — это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен; договорная форма пронизывает соци­альный обмен в организации между руководителем и подчиненны­ми (контракт) и т.д. Широко развиты договорные формы взаимо­действия в политической жизни (договоры между государствами, партиями, договор о коалиционном правительстве, договоры меж­ду политическими деятелями о координации деятельности и др.).

По существу и взаимодействия между государством и граждана­ми также носят договорный характеров качестве договора может рассматриваться конституция).

Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обме­нах, имеющих прежде всего, если так можно выразиться, мораль­но-этическое содержание: дружба^ Соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство. Мы не согласны с авторами, ут-

* См.: Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социоло­гии// СОЦИС. — 1997. — № 5, с. 95.

172

-верждающими, что. социальный обмен .—. это только диффузный обмен. В этом случае из социального обмена выпадают экономичес­кий обмен, обмен в политической сфере жизни общества,, взаимо­действия в организации. Однако именно диффузный обмен являет­ся наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и полити­ческий договор, контракт сотканы из общесрциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожи­даний взаимности и доверия к партнеру.

Вы покупаете в магазине сыр и надеетесь, что вас не обманут, т.е. качество сыра будет соответствовать указанной цене. А если вас обманут? Вряд ли вы станете обращаться в суд — скорее всего, вы перестанете доверять этому магазину, этому производителю. Вы слушаете предвыборные речи кандидата в депутаты или в пре­зиденты, который клянется, что выполнит свои обещания, а в про­тивном случае «готов лечь на рельсы»… Доверяя ему, ожидая вы­полнения обещаний, вы добровольно голосуете за него. И лишь через определенное время, убедившись в тщетности своих ожида­ний, вы откажете ему в доверии.

Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожида­ние, доверие и т.п. Можно сказать, что система социальных взаи­модействий пронизана доверием, ожиданием взаимности. По каж­дому поводу не станешь обращаться в суд, надеяться на каратель­ные органы. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.

Диффузный социальный обмен, предполагающий доброволь­ность, доверие к партнеру, является фундаментальной основой повседневной жизни. Одаривать других и не ждать тотчас ответного вознаграждения, оставив его на совести получателя услуги, дове­рившись его такту, обязательности, — именно это составляет ос­нову социальных взаимодействий.

Вот почему роль таких факторов, как честность, верность дан­ному слову, является главным гарантом эффективности всей сис­темы социальных взаимоотношений, взаимодействий. Если в об­ществе нет «климата ответственности», любые договоры, угроза санкций будут бесполезными.

«Диффузность — жесткость» — это лишь один из векторов ог­ромного многообразия взаимодействий. Другой вектор — «прямые-косвенные интеракции».

Чтобы точнее понять, как организуется социальная жизнь, как она регулируется, нельзя ограничиваться изучением лишь прямых (простых) интеракций между индивидами (хотя они и наиболее наглядны). Взаимодействия (и, соответственно, обмен вознаграж­дениями) могут быть как простыми, непосредственно-двусторон-

173

ними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаи­модействия осуществляются через три-четыре лица и т.п.

Так, между учителем и учеником (его семьей) может осуществлять­ся простой, прямой обмен (плата за репетиторство и т.п.) или слож­ный, опосредованно-косвенный обмен (учитель преподает в госу­дарственной школе, но государство выплачивает ему зарплату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителя­ми учеников).

В современном обществе доля косвенных интеракций очень боль­шая, если не доминирующая. Актор, как правило, вознаграждает одних, а расплачиваются другие.

В этом случае речь идет скорее о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом.

Другой вектор: обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей.

Преподаватели вузов как социально-профессиональная группа мо­гут высказать неудовлетворенность той платой, которую общество в лице государства предоставляет им за их высококвалифицирован­ный труд. Демонстрации, митинги, забастовки есть не что иное, как проявление неудовлетворенности данных социально-профессиональ­ных групп вознаграждением, получаемым ими за свой труд.

Принципы регуляции взаимодействий, которые мы будем рас­сматривать, на наш взгляд, носят всеобщий характер. Они реализу­ются как в индивидуальном, так и в групповом обмене, касаются как прямых, так и косвенных интеракций, проявляются как в же­стких, так и в диффузных социальных взаимодействиях.

Социальные взаимодействия и его формы, социальные отношения — Студопедия

Социальное взаимодействие (интеракция)– это система взаимнообусловленных социальных действий, при которой действия одного субьекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно их сопряженность, возобновление, регулярность отличают их от социальных контактов и делают их основой социальной жизни.

Элементы социального взаимодействия:

– индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;

– изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

– влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;

Самыми общими типами взаимодействия являются:

1. сотрудничество – наличие общих совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимодействий между людьми (торговый союз, деловое партнерство). Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

2. соперничество – наличие единого и неделимого объекта притязаний (авторитет, голоса избирателей, территория). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить, уничтожить соперника. Соперничество принимает вид конкуренции или конфликта.

конкуренция – соперничество при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (предложение товара). Главное – добиться лучшего результата.



конфликт – прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей.

Социальные отношенияэто устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером.

Социальные отношения направлены на достижение справедливости в распределении жизненных благ, формирование условий становления и развития личности, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения (между работодателем и наемным работником, между поколениями, отношения в семье).

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений.

Влияние пространства на снижение энтропии

Как отдельные действия могут составлять согласованные системы взаимодействия? В этой статье мы пытаемся ответить на этот ключевой вопрос, предполагая, что есть место для городов в том, как мы координируем, казалось бы, хаотические решения. Мы изучаем элементарные процессы социального взаимодействия, исследуя конкретную концепцию «социальной энтропии» или то, как социальные системы справляются с неопределенностью и непредсказуемостью при переходе от индивидуальных действий к системам взаимодействия.Изучая возможности того, что (i) действия основываются на информационных различиях, скрытых в их среде, и что (ii) сам город является информационной средой для действий, мы предполагаем, что (iii) пространство становится формой создания различий в вероятностях взаимодействия. Мы исследуем этот процесс, моделируя различные материальные сценарии, чтобы найти, что пространства является необходимым , но недостаточно условием для уменьшения энтропии. Наконец, мы предполагаем, что состояния и флуктуации энтропии являются жизненно важной частью социального воспроизводства и раскрывают глубокую связь между социальными, информационными и пространственными системами.

1. Введение: вызовы для социального воспроизводства

Среди ряда вопросов, которые могут задерживаться в социологическом воображении [1], один относится к социальным системам особенно остро: как мы объединяем наши действия таким образом, чтобы создать общество? Как отдельные действия могут развиться в нечто вроде работающей согласованной системы взаимодействий? Эти вопросы кажутся более важными, если мы подумаем о кажущихся возрастающих проблемах, с которыми сталкиваются современные общества.Отчасти эти проблемы связаны с растущим изобилием информации и сообщений, циркулирующих в социальных системах (см. [2]). Например, вычислительная мощность удваивается каждые восемнадцать месяцев, а объем данных удваивается каждые двенадцать месяцев [3, 4], что делает обработку доступной информации невозможной в долгосрочной перспективе. Интересно, что Луман [5] считает, что эта проблема создает все большие трудности при рассмотрении возможностей действия и того, как мы объединяем их как системы взаимодействия, — проблема выбора , которая кажется все более и более накладываемой на наш повседневный опыт.По словам Луманна, ключевой вопрос, стоящий перед социальными системами, заключается в следующем: «Какие из возможностей информации и взаимодействия будут актуализированы?» Учитывая, что у нас больше возможностей, чем мы можем знать, сам способ построения взаимодействия зависит от этого выбора. Важно отметить, что наличие большего количества вариантов в конечном итоге затрудняет прогнозирование того, что произойдет дальше. Во всех смыслах и целях большее количество каналов информации и возможностей действий означает меньшую уверенность и предсказуемость.

У этой очевидной трудности есть название: энтропия , мера вероятности событий и распознавание порядка перед лицом непредсказуемости и неопределенности. Фактически, социальные системы все время сталкиваются с энтропией. Наши повседневные действия пронизаны неопределенностью, от повседневных выборов, которые мы должны делать, до того, как они будут развиваться, когда сольются с действиями других людей. Но для того, чтобы увидеть это, требуется несколько необычная точка зрения, когда человек осознает условия, в которых делается выбор, условия, которые относятся к предшествующим годам наших действий и которые должны быть там, чтобы эти возможности могли быть известны и приняты решения.

Мы предлагаем, чтобы среди всех систем коммуникации, созданных для предоставления нам информации о том, что доступно, чтобы мы могли взаимодействовать друг с другом, была важная, довольно старая: город. Мы предположим, что возможности взаимодействия представлены нам и до некоторой степени предварительно выбрали для нас нашей собственной средой, и что эта среда является глубоко пространственной, сформированной в виде городов. Города исторически были ключевой частью процесса информации, отбора и актуализации действий.В этой статье мы обсудим, как это происходит: как города играют ключевую роль в том, как кажущиеся хаотическими решения сводятся к согласованным системам взаимодействия. Короче говоря, нам интересно узнать, как возникает социальная организация , если одновременно учитывать ее материальные и информационные условия, а именно в форме городской среды.

По сути, мы предлагаем отследить переход от возможностей действий, связанных с нашими решениями, к производительности действий в нашей повседневной жизни и изменению энтропии, которое влечет за собой эти переходы.Мы предлагаем внимательно изучить место городов в этих отрывках, чтобы прояснить постоянный порядок / беспорядок действий, помогая более ясно объяснить социальное воспроизводство. Мы делаем это, утверждая, что городские пространства имеют эффект , снижающий неопределенность и непредсказуемость при переходе от индивидуальных действий к ансамблям взаимодействия. Как социальные агенты, мы бессознательно участвуем в процессах увеличения и уменьшения энтропии всякий раз, когда мы ведем социальную жизнь в городе, то есть всякий раз, когда наши действия оказывают влияние на мир.Поскольку организация действий в нашей повседневной жизни выходит за рамки местного контекста и в основном на за пределами наблюдения , мы разработали симуляции in silico, чтобы попытаться прояснить влияние городов. Эти вычислительные эксперименты предназначены для изучения того, как каждый раз, когда мы ходим по городу, мы участвуем в хрупком, но рекурсивном возникновении систем взаимодействия.

После того, как проблема установлена, в разделе 2 обсуждается энтропия, концентрируясь на ее развитии в информационных и социальных теориях, чтобы достичь малоизученного экземпляра social entr

.

PPT — Глава 4: Общество, социальная структура и социальное взаимодействие Презентация PowerPoint

  • Глава 4: Общество, социальная структура и социальное взаимодействие

  • Цели (слайд 1 из 2) 4.1 Уровни социологического анализа • Проиллюстрируйте три уровня социологического анализа. 4.2 Социальное взаимодействие на макросоциологическом уровне • Определите компоненты социальной структуры и их влияние на убеждения, поведение и ценности людей.• Определите и обсудите характеристики статуса. • Различайте первичные и вторичные группы. • Изучите стили лидерства.

  • Цели (слайд 2 из 2) 4.3 Общества, технологии и изменения • Определить типы обществ, определяемые посредством средств существования, и основные характеристики каждого из них. 4.4. Что объединяет общества • Сравните и сопоставьте различные макросоциологические теории социального порядка и теоретиков, связанных с каждой из них. 4.5 Социальное взаимодействие с микросоциологической точки зрения • Признать принципы микросоциологического анализа и его влияние на убеждения, ценности и поведение людей.

  • Уровни социологического анализа • Макросоциология: анализ социальной жизни, фокусирующийся на широких характеристиках общества, таких как социальные институты. • Микросоциология: анализ социальной жизни, фокусирующийся на конкретных аспектах взаимодействия. • Мезосоциология: анализ социальной жизни. жизнь, которая находится между микросоциологическим и макросоциологическим уровнями

  • Социальное взаимодействие на макросоциологическом уровне • Социальная структура: модели или закономерности в том, как люди ведут себя и взаимодействуют друг с другом • Социальный класс: широкая мера местоположения, в котором человек занимает в социальной структуре • Статус: положение, которое человек занимает в группе • Престиж: уважение или репутация, сопровождающие статус

  • Характеристики статуса (слайд 1 из 3) • Приписанный статус: статус, который человек принимает на себя непроизвольно, вследствие рождения или других обстоятельств • Достигнутый статус: Статус, полученный благодаря некоторым усилиям или действиям • Символы статуса: знаки, идентифицирующие определенный статус • Стыд: использование символов статуса для идентификации тех, кто нарушил общественные ожидания

  • Характеристики статуса (слайд 2 из 3) • Важный характеристики: характеристики, которые различают членов группы. • Распространенные характеристики: характеристики статуса, которые, как предполагается, всегда имеют значение при определении относительного положения человека в группе.К ним относятся: • Пол • Раса • Возраст • Уровень образования • Престиж профессии • Физическая привлекательность

  • Характеристики статуса (слайд 3 из 3) • Специфические характеристики: характеристики статуса, которые имеют значение только для определения относительного положения человека в группе. если показано, что они соответствуют обстоятельствам группы • Основная характеристика статуса: характеристика статуса, которая настолько важна, что затмевает все другие характеристики статуса • Несоответствие статуса: статусы, которые противоречат друг другу

  • Роли • Роль : Ожидаемое поведение, сопровождающее статус • Набор ролей: несколько ролей, связанных с одним статусом • Напряжение ролей: напряжение между ролями, связанными с одним статусом • Конфликт ролей: напряжение между ролями, связанными с двумя или более состояниями • Выход из роли: отключение от статуса и прикрепленных к нему социальных ролей

  • Группы • Группа: В люди, которые разделяют общие убеждения и ценности и которые регулярно взаимодействуют друг с другом • Совокупность: люди, которые занимают одно и то же пространство и время, но не имеют общих целей или целей • Основная группа: группа, характеризующаяся небольшими интимными отношениями, которые имеют сильное влияние над социализацией индивидуума • Вторичная группа: большая и безличная группа, члены которой разделяют определенную цель или деятельность

  • Лидерство в группах • Инструментальное лидерство: лидерство, ориентированное на выполнение задач • Выразительное лидерство: лидерство, ориентированное на благополучие и моральный дух членов группы

  • Социальные институты • Социальные институты: способы, которыми общество удовлетворяет основные потребности

  • Общества, технологии и изменения • Нематериальная культура: символы и идеологии которые определяют культуру (иногда называемую символической культурой) • Материальная культура: физические предметы, лекция идеологий культуры

  • Общества охотников и собирателей • Охота и собирательство: общества, в которых доминирующими средствами существования являются охота на животных и сбор пищи • Сеть: сеть слабых социальных связей • Оптимальная стратегия добычи пищи: A схема кормодобывания, при которой в кормовых угодьях остается достаточно флоры и фауны, чтобы земля могла восстановиться в разумные сроки животные как основной источник пищи • Садоводство: сельское хозяйство с использованием простых ручных инструментов для выращивания сельскохозяйственных культур.

  • Аграрные общества • Сельское хозяйство: сельское хозяйство с использованием машин с двигателями

  • Промышленные и постиндустриальные общества Индустриальные общества Постиндустриальные общества Постиндустриализм: средства существования, основанные на предоставлении услуг и информации • Промышленность: A средства к существованию, основанные на производстве товаров с использованием машин, использующих передовые источники энергии

  • Общество и конфликт • Капиталисты: термин Маркса для владельцев средств производства • Буржуазия: термин Маркса для профессий белых воротничков и менеджмент, работающий на капиталистов • Пролетариат: термин Маркса для рабочего класса, обеспечивающего капиталистов рабочей силой • Люмпенский пролетариат: термин Маркса для обездоленных, преступников, психически больных и инвалидов в обществе • Отчуждение: термин Маркса для ограничения жизни выбор, сопровождающий низкий социальный статус

  • 9011 0

    Общество и рационализация (слайд 1 из 2) • Бюрократия: организационная модель, разработанная для рационального и эффективного выполнения задач • Характеристики бюрократии: • Полагаются на специализацию • Организованы иерархически • Руководят операциями, используя правила и положения • Полагаются на чиновников с технической компетенцией • Цените организационные правила, а не личность • Отслеживайте движения с помощью формальных процессов

  • Общество и рационализация (слайд 2 из 2) • Рационализация общества: исторический процесс, в ходе которого рациональность заменила традицию в качестве основного образ мышления человека • Организационная среда: факторы, внешние по отношению к организации, которые влияют на ее работу • Регулирование эмоций: идея о том, что предприятия пытаются регулировать эмоции своих сотрудников

  • Проблемы с бюрократией • Железная клетка бюрократии: Ограничения на креативность и гибкость, которые вкладываются в работу бюрократический процесс, вызывающий отчуждение. • Бюрократический ритуализм: жесткое сосредоточение на правилах и положениях, которые подрывают цели организации. • Бюрократическая инерция: тенденция бюрократии к сохранению себя с течением времени. • Смещение миссии: тенденция формальных организаций менять свои цели. для собственного выживания • Железный закон олигархии: идея, разработанная Робертом Михелсом, которая предполагает, что бюрократия всегда означает власть немногих

  • Общество с точки зрения функционализма: Фердинанд Тоннис • Gemeinschaft: Tönnies’s термин для обществ, основанных на сильном чувстве общности, возникшем на основе сильных традиций о том, как члены деревни должны взаимодействовать • Gesellschaft: термин Тонниса для общества, основанного на личных интересах

  • Общество с точки зрения функционализма: Эмиль Дюркгейм • Механическая солидарность: термин Дюркгейма для обществ, основанных на сильной моральной ценности. и глубокое чувство общности среди членов • Органическая солидарность: термин Дюркгейма для обществ, основанных на индивидуализме, специализации и взаимозависимости • Аномия: ощущение отсутствия норм, вызванное отключением от доминирующих норм общества

  • Социальное взаимодействие с микросоциологическая перспектива • Стереотип: общее предположение, которое человек придерживается в отношении определенной группы людей • Личное пространство: пространство, окружающее человека, которое при нарушении вызывает дискомфорт

  • Выражения лица и язык тела • Исследования показывают, что от 60 до 90% смысла личного общения передается невербально.

  • Драматургия (слайд 1 из 2) • Драматургия: микросоциологический подход, который анализирует социальную жизнь с точки зрения стадии • Жаргон: специализированный язык, который указывает на подлинность человека в роли • Поведение «на переднем плане»: Поведение, являющееся частью выполняемой роли • «За кулисами: поведение: поведение, которое не является частью выполняемой роли. • Исполнение роли: способ, которым человек играет определенную роль в заданной структуре.

  • Драматургия. (слайд 2 из 2) • Знаки транспортных средств: элементы, которые передают идею выступления, состоящую из социальной обстановки, декораций и внешнего вида • Работа в команде: два или более человека работают вместе, чтобы сделать представление более реалистичным или подходящим • Лицо- спасительное поведение: действия, направленные на спасение производительности, которая идет не так. • Управление впечатлением: способы, которыми человек, играющий роль, будет пытаться контролировать производительность, чтобы другие убеждены в производительности

  • Социальное конструирование реальности • Посредством взаимодействия люди в группах вырабатывают исходные допущения, которые влияют на то, как они видят окружающий мир.• Теорема Томаса утверждает, что ситуации, которые определены как реальные, реальны по своим последствиям.

  • Этнометодология • Этнометодология: тип символического интеракционизма, который стремится понять, как люди осмысливают свое повседневное окружение. • Фоновые допущения: понимание того, как устроен мир, глубоко укоренилось в нашем социальном понимании

  • .

    4 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ | Улучшение школьного образования для детей из числа языковых меньшинств: программа исследований

    Стр.109

    Палинксар, А.С., А.Л. Браун, и Дж. Кампионе.
    1993 Диалоги для первоклассников для приобретения и использования знаний. Стр. 43-57 в Е. Форман, Н. Миник и С. А. Стоун, ред., Контексты обучения: социокультурная динамика в развитии детей . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Паттей-Чавес, Г. и К.Goldenberg
    1995 Изменение учебного дискурса для меняющихся студентов: учебный разговор. Стр. 205–230 в Р. Масиас и Р. Гарсия Рамос, ред., «Меняющиеся школы для меняющихся учеников: антология исследований языковых меньшинств, школ и общества» . Санта-Барбара, Калифорния: Исследовательский институт лингвистических меньшинств Калифорнийского университета.

    Петтигрю, Т. П.
    1986 Пересмотр межгрупповой гипотезы. Стр. 169-195 в М. Хьюстоне и Р. Брауне, ред., Контакт и конфликт в межгрупповых столкновениях .Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл.

    Philips, S.U.
    1983 Невидимая культура: общение в классе и общине в индейской резервации Уорм-Спрингс . Нью-Йорк: Лонгман.

    Resnick, L.
    1987 Обучение в школе и вне ее. Исследователь в области образования 16: 13-20.

    Робледо Монтесель, М.
    1993 Семьи латиноамериканского происхождения как ценные партнеры: руководство для педагога . Сан-Антонио, Техас: Ассоциация исследований межкультурного развития.

    Rosebery, A., B. Warren, and F.R. Conant
    1992 Присвоение научного дискурса: выводы из классных комнат языковых меньшинств. Журнал научных исследований 2 (1): 61-94.

    Ротбарт М. и О. П. Джон
    1993 Межгрупповые отношения и изменение стереотипов: социально-когнитивный анализ и некоторые лонгитюдные результаты. Стр. 32-59 вечера. Снайдерман, П. Телок, Э. Carmines, eds., Prejudice, Politics, and the American Dilemma . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

    Rubio, O.
    1995 «Yo soy voluntaria:» Волонтерство в двуязычной школе. Городское образование 29 (4): 396-409.

    Р. Руэда, К. Голденберг и Р. Галлимор
    1992 Рейтинг Учебные беседы: руководство . Отчет об образовательной практике, № 4. Вашингтон, округ Колумбия: Центр прикладной лингвистики.

    Райан, Э.Б., и М.А.Карранса
    1977 Реакция внутри и вне группы на разновидности мексиканского американского языка. Стр. 59-82 в H. Giles, ed., Язык, этническая принадлежность и межгрупповые отношения . Нью-Йорк: Academic Press.

    У. Сондерс, К. Голденберг и Дж. Хаманн
    1992 Обучающие беседы порождают обучающие беседы. Преподавание и подготовка учителей 8: 199-218.

    Schofield, J.W.
    1995 Улучшение межгрупповых отношений. Стр. 635–646 в J. A. Banks and C.A.M. Банки, ред., Справочник по исследованиям поликультурного образования . Нью-Йорк: Макмиллан.

    Скрибнер, С.
    1984 Изучение рабочего интеллекта. Стр. 9-40 в Б. Рогофф и Дж. Лаве, ред., Повседневное познание: его развитие в социальном контексте . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Сиу, Сау-Фонг
    1995 Заключительный отчет, Центр семей, сообществ, школ и обучения детей, Том 2: Модели участия китайско-американских семей в образовании детей младшего возраста . Бостон, Массачусетс: Колледж Уилока.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *