Стадии разрешения конфликта: Стадии конфликта — развитие, разрешение, примеры стадий конфликта

Содержание

Этапы разрешения конфликта — Студопедия

Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения конфликта, либо собственно моменты этого процесса.

Разрешение конфликта — заключительный его этап. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимное примирения противоборствующих агентов; взаимное уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностьюНеполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п. Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе.

Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.



Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта — это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Предпосылки разрешения конфликта:

1. Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства.
2. Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.
3. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.


Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов.

Первый — подготовительный — это диагностика конфликта. Диагностика конфликта включает:

а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.),

б) определение уровня развития конфликта;

в) выявление причин конфликта и его природы (объективной или субъективной),

г) измерение интенсивности,

д) определение сферы распространенности.

Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта — содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

Второй — разработка стратегии разрешения и технологии. Разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Исходя из первого, в зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии. Разнообразные модели разрешения конфликта формировались исторической практикой. Подчинение одной из враждующих сторон воле большинства, договор на основе добровольного согласия сторон или принуждения одной стороны другой, насильственная форма разрешения споров — эти формы исхода конфликтов известны веками.

Третий — непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств. Конкретные виды борьбы как средства разрешения конфликта избираются и применяются с учетом специфики разрешаемых конфликтов и обстановки, в которой эти действия осуществляются. Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры  —  это совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления.

Вопросы:

  1. Перечислите стратегии поведения в конфликте (по Томасу-Килменну). Какая из этих стратегий считается наиболее перспективной и почему?
  2. Опишите тактику поведения в конфликте.
  3. Что такое разрешение конфликта? Какие бывают варианты разрешения конфликта?
  4. Опишите этапы разрешения конфликта.

Рекомендуемая литература

  1. Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Копасова В. Н. Справочник фармацевта: эффективные техники продаж / В. Н. Копасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Этапы разрешения конфликтов. — КиберПедия

 

 

Этап 1.

 

Психологическая подготовка к урегулированию конфликта

 

При возникновении конфликта в первую очередь необходимо выявить истинные мотивы конфликтующих сторон, которые тщательно скрываются или проявляются в форме претензий. Следует сформулировать истинную причину конфликта и выявит источник его возникновения.

 

Конфликтующим сторонам подчас трудно и невозможно быть объективными или, по крайней мере, одной из них, так как конфликт может быть инициирован одной из сторон либо провокационно, либо ненамеренно, либо по незнанию (низкой квалификации). В таких случаях решающую роль может сыграть непредубежденная позиция третьей стороны – непосредственного руководителя участников конфликта, специалиста по урегулированию конфликтов службы управления персоналом, друга, членов семьи, коллег по работе.

 

Конфликтная ситуация порождает тяжелую психологическую атмосферу, в которой каждая сторона ищет поддержки в окружении, нарушая обычную деловую обстановку в коллективе. Например, советуется с другом, коллегами, непосредственным руководителем, консультируется со специалистами службы управления персоналом. Чтобы выявить истинные причины конфликта, особенно важно трезво оценивать свои действия, быть объективным и честным, по меньшей мере, перед собой. Подобные действия конфликтующих сторон на данном этапе могут погасить конфликт в самом начале его возникновения.

 

Следует помнить, что прекращение конфликта не всегда приводит к исчезновению причин его возникновения. В таких случаях через определенное время конфликт может разгореться с новой силой. Поэтому следует сформулировать проблему, которая породила причины конфликта, а это сделать нелегко. Например, проблем: предприятие хронически не получает своевременно материалы и комплектующие изделия от поставщиков, что приводит к снижению объемов реализации выпускаемой продукции, а значит, нет средств для выплаты заработной платы. Возникает конфликт между работниками и администрацией, причиной которого является невыплата заработной платы. Данная проблема порождает целую цепочку конфликтов в подразделениях организации. Неожиданно пробуждаются конфликты, о которых забыли, так как они были прекращены, но не урегулированы.

 

Этап 2.

 

Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт

 

Конфликты, как правило, выступают в такой форме, которая либо скрывает истинную причину их возникновения, либо придает им неожиданное обличье. Часто проблема, породившая причину конфликта, не лежит на поверхности и следует изучить ситуацию, а подчас и провести исследования, чтобы определить истинную проблему, вызвавшую конфликт и сформулировать ее.


 

Иногда взаимоотношения в коллективе настолько переплетены, что выявить истинную причину достаточно трудно. Поэтому нужно набраться терпения и исследовать все стороны конфликта. Часто участники конфликта не могут или не желают знать истинную причину конфликта. В таких случаях этим должен заняться специалист подразделения по урегулированию конфликтов службы управления персоналом организации.

 

Нельзя уладить конфликт, пока не понят смысл истинной проблемы, ее суть и она не сформулирована ясно и понятно для обеих конфликтующих сторон. Данный этап заканчивается формулировкой проблемы.

 

Этап 3.

 

Поиск возможных вариантов решения конфликта

 

Установление истиной проблемы, из-за которой возник конфликт, это важнейшая предпосылка успешного его урегулирования. Только предпосылка, но не гарантия.

 

Часто конфликтующие стороны используют знание истинной проблемы, вызвавшей конфликт, для одержания победы, несмотря на свою неправоту, и ведут борьбу до победного конца. Одна из сторон либо вводит в заблуждение третью сторону, улаживающую конфликт, если ее представляет не специалист службы управления персоналом, либо изматывает противоборствующую сторону и добивается прекращения конфликта на выгодных для себя условиях. Но эта победа иллюзорна. Вторая сторона затаилась и ждет момента, чтобы возобновить конфликт в благоприятной для нее ситуации и свести счеты. Таким образом, этот конфликт нельзя считать урегулированным. При такой «победе», так же как и при неурегулированном конфликте, отношения между противоборствующими сторонами сохраняются агрессивными. Агрессия в отдельных случаях может тщательно скрываться.


 

В конфликта нет победителей, так как они приносят потери обеим сторонам. Конфликт можно только урегулировать, опираясь на знание истинной проблемы, вызвавшей конфликт. Конфликтующие стороны не могут быть полностью удовлетворены результатом урегулирования конфликта, но важнейшим признаком урегулированности конфликта является тот факт, что отношения конфликтующих сторон могут сохраниться нормальными.

 

Жизнь, действительность настолько сложны, что конфликт может иметь несколько причин, развиваться в самых разных направлениям, и урегулирование конфликтной ситуации может происходить различными путями. Одним словом, конфликт может иметь несколько вариантов решения.

 

Твердость позиций конфликтующих сторон, принципиальность и непреклонность – это необходимые качества, которые играют позитивную роль при урегулировании конфликтов. Однако в реальных условиях конфликта требуется умение отступить, сменить конфронтацию на компромисс, и это обстоятельство вызывает потребность выбора из множества вариантов наиболее приемлемого для обеих сторон и в данной ситуации варианта решения конфликта. Поэтому участникам конфликта необходимо уметь и иметь желание находить такие варианты и владеть способами выбора наиболее подходящего для данных условий реального пути урегулирования конфликта.

 

Этап 4.

 

Разработка и выбор вариантов решения конфликта

 

Разрабатывать варианты урегулирования конфликта могут сами противоборствующие стороны самостоятельно либо с привлечением третьей стороны. В качестве третьей стороны, как отмечалось выше, может выступить друг, член семьи, коллеги по работе, непосредственный руководитель противостоящих сторон или специалист по урегулированию конфликтов службы управления персоналом организации, где работаю конфликтующие.

 

Выбрать из разработанных вариантов решения конфликта наиболее реальный для данных условий непросто. Как правило, лучший вариант для одной стороны оказывается неприемлем для противоположной стороны. Поэтому правильнее говорить не о лучшем, а наиболее реальном, приемлемом для обеих сторон варианте, который наносит наименьшие потери каждой из сторон. В любом реальном варианте обе стороны что-то теряют, но это единственный способ пойти по пути урегулирования конфликта, обойти тупиковую ситуацию. При этом создаются условия для перехода от конфликтного противостояния к процессу урегулирования, решения конфликта.

 

Привлечение к процессу урегулирования конфликта специалистов службы управления персоналом поможет разработать различные варианты его решения и отобрать наиболее приемлемый вариант для обеих противоборствующих сторон. Если же оппоненты – люди опытные. То они смогут с успехом сделать это сами, вспомнить все конфликты, происходившие в их жизни, и записать варианты их решения или набрать на компьютере. Оценить наиболее приемлемый вариант решения конфликта и выбрать самый рациональный из них можно использовав различные традиционные методы отбора, получившие применение в практике управления персоналом. Например, метод попарных сравнений.

 

Этап 5.

 

Процесс урегулирования конфликта

 

Конфликт невозможно урегулировать, если противоборствующие стороны не общаются. На начальной стадии урегулирования конфликта, когда обе стороны настолько раскалены, что не желают видеть друг друга, возможно общение через посредника. В роли посредника выступает третья сторона, которая и сообщает упрямцам варианты решения конфликта.

 

Общение – это важнейший инструмент при урегулировании конфликта. После того как сообщения третьей стороны смягчили остроту конфликта противоборствующие стороны встречаются для обсуждения приемлемых вариантов его решения. Без контактов сторон и информирования о своих намерениях конфликт никогда не разрешится. С помощью общения каждое действие одной стороны доводится до противоборствующей стороны. Общение проясняет позиции сторон, делает их прозрачными и понятными: устное оно или письменное.

 

Следует помнить, что гнев, нервозность, оскорбительный тон общения мешают разрешению конфликта, затягивают, а иногда и делают невозможным процесс его урегулирования.

 

Умение слушать противоположную сторону, понимать своего оппонента и посредника является необходимым условием успешного урегулирования конфликта. Особенно важное значение данное качество имеет для третьей стороны в конфликт. Природа человека такова, что он не может слушать того, кто не слышит его. По-настоящему слушать могут немногие люди, а тем более в конфликтной ситуации. Когда говорит противоположная сторона, другая сторона не слушает ее (хотя делает вид, что слушает), а подготавливает, формулирует предложения и условия, которые она изложит осле того, как закончит говорить оппонент. Это нельзя назвать общением.

 

В процессе общения необходимо убедиться в том, что другая сторона вас понимает. Если поведение другой стороны не соответствует вашему предложению и и продолжается эмоциональное выступление, то вас не слышат. Нужно набраться терпения и продолжать формулировать свое предложение снова и снова, привлекая к общению третью сторону, пока оно не будет понято.

 

Этап 6.

 

Завершение процесса урегулирования конфликта

 

В процесс урегулирования конфликта стороны объективно оценивают друг друга и предпринимают усилия для сохранения доконфликтных взаимоотношений: между работником и администрацией, между коллегами, между поставщиками и потребителями и т.п.

 

Для урегулирования конфликта необходимо, чтобы обе стороны признали, что каждый из них является личностью, что у каждого свои интересы, что у каждого есть желание урегулировать конфликт, сохранив нормальные деловые взаимоотношения. Если нет желания сохранить сложившиеся до конфликта взаимоотношения, то нет и заинтересованности в его урегулировании.

 

Конфликт считается урегулированным, если после его разрешения взаимоотношения между конфликтующими сторонами сохранились (исключение составляют судебные иски, которые оставляют неприятный осадок и ломают взаимоотношения). Это достигается при условии, что в процессе урегулирования конфликта все три стороны (две конфликтующие и посредник) вели себя творчески, а не как сторонние наблюдатели.

 

Стадия разрешения конфликта — Студопедия

Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;

4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения.



Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации.

Способы завершения конфликта направлены в Основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. Рассмотрим некоторые из этих способов.

1. Устранение объекта конфликта.

2. Замена одного объекта другим.

3. Устранение одной стороны участников конфликта.

4. Изменение позиции одной из сторон.

5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.

6. Получение новых сведений об объекте или создание дополни-
тельных условий.

7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.

8. Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.

Один из вынужденных методов завершения конфликта — принуждение.

3. Стадия разрешения конфликта.

На
стадии разрешения конфликта возможны
варианты развития событий:

1)
очевидный перевес одной из сторон
позволяет ей навязать более слабому
оппоненту свои условия прекращения
конфликта;

2)
борьба идет до полного поражения одной
из сторон;

3)
борьба принимает затяжной, вялотекущий
характер из-за недостатка ресурсов;

4)
стороны идут на взаимные уступки в
конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив
явного (потенциального) победителя;

5)
конфликт может быть остановлен под
давлением третьей силы.

Социальный
конфликт будет продолжаться до тех пор,
пока не появятся реальные условия его
прекращения. Способы завершения
конфликта направлены в основном на
изменение самой конфликтной ситуации,
либо путем воздействия на участников,
либо путем изменения характеристики
объекта конфликта, либо иными способами.
Рассмотрим некоторые из этих способов.

1.
Устранение объекта конфликта.

2.
Замена одного объекта другим.

3.
Устранение одной стороны участников
конфликта.

4.
Изменение позиции одной из сторон.

5.
Изменение характеристик объекта и
субъекта конфликта.

6.
Получение новых сведений об объекте
или создание дополнительных условий.

7.
Недопущение непосредственного или
опосредованного взаимодействия
участников.

8.
Приход участников конфликта к единому
решению или обращение к арбитру при
условии подчинения любому его решению.

4. Переговоры

Переговоры
предполагают взаимный поиск компромисса
конфликтующих сторон и включают возможные
процедуры:

1.
Признание наличия конфликта.

2.
Утверждение процедурных правил и норм.

3.
Выявление основных спорных вопросов
(оформление «Протокола разногласий»).

4.
Исследование возможных вариантов
решения проблем.

5.
Поиск соглашений по каждому спорному
вопросу и урегулирования конфликта в
целом.

6.
Документальное оформление всех
достигнутых договоренностей.

7.
Выполнение всех принятых взаимных
обязательств. Переговоры могут отличаться
как уровнем договаривающихся сторон,
так и существующими разногласиями. Но
основные процедуры (элементы) переговоров
остаются неизменными.

5. Послеконфликтная стадия

Завершение
непосредственного противоборства
сторон не всегда означает, что конфликт
полностью разрешен. При любом варианте
разрешения конфликта социальная
напряженность в отношениях между бывшими
противниками будет сохраняться
определенный период времени. Иногда
для снятия взаимных негативных восприятий
требуются десятилетия, пока не вырастут
новые поколения людей, не испытавших
на себе всех ужасов минувшего конфликта.
На подсознательном уровне такие
негативные восприятия бывших оппонентов
могут передаваться из поколения в
поколение и каждый раз «всплывать» при
очередном обострении спорных проблем.

58. Процесс управления социальным конфликтом.

Стадия
1. Осознание
.
Эта стадия, подразумевающая, что стороны
начинают осознавать напряжение
(противостояние) – первый признак
конфликта. Она возникает в связи с
осознанием несовместимости потребностей
и ценностей обычно:

·
из-за утверждения, когда одна сторона
высказывает что-то другой стороне или
сторонам;

·
когда одна сторона настаивает на
спорном вопросе, которому противостоит
другая сторона или стороны;

·
из-за обратной связи, когда одна
сторона дает обратную связь другой
стороне, но обратная связь отвергается.

Стадия
2. Оценка
.
Эта стадия подразумевает понимание
сторонами того характера конфликта –
либо это конфликт потребностей, либо
конфликт ценностей. Ключом к определению
корней конфликта потребностей или
ценностей – является вопрос: “Имеет
ли конфликт реальные и конкретные
последствия для сторон?”, то есть, влияет
ли он на время, собственность, деньги
или здоровье участников спора.

Стадия
3. Снижение конфликта
.
Эта стадия подразумевает снижение
уровня эмоционального направления
(рассеивание негативных эмоций),
разъяснение и понимание различий, чтобы
противоборствующие стороны могли
урегулировать конфликт, то есть
договориться об изменении губительного
поведения, а также негативного отношения
и чувств по отношению друг к другу. Это,
может быть, не будет соглашение, которое
решит все разногласия, но оно позволит
обеим сторонам продвинуться вперед в
понимании различий и установлении
взаимного уважения.

стадии развития и способы их разрешения

Взаимодействие людей между собой предполагает способность учитывать интересы другого человека. Существующие способы разрешения конфликтов помогают справиться с трудностями. Необходимо искать пути общения, находить эффективные точки соприкосновения. Для этого стоит обращать внимание на важные вещи и вовремя реагировать на происходящее.

Содержание статьи:

Суть конфликтной ситуации

В конфликте сталкиваются две стороны. Каждый участник старается отстоять собственную позицию. Но важно научиться учитывать интересы партнера. Только в этом случае возможно прийти к консенсусу. Последствия могут быть необратимыми, если вовремя не начать действовать. К конфликту надо относиться, как к возможности научиться решать сложные ситуации.

Суть противоречия сводится к необходимости отстоять собственный интерес и учесть потребность другого участника события. Иногда людям довольно трудно понять друг друга, отчего приходится прибегать к крайним мерам. Мало кто способен думать об оппоненте, в основном люди обеспокоены только собственными проблемами.

Стадии развития

Стоит понимать, что значимое противоречие не разгорается в одно мгновение. Существуют стадии развития ситуации нетерпимости. И прежде чем дело дойдет до крайней точки, пройдет достаточно времени. Главное, не паниковать, а постараться понять, как происходит нарастание конфликта. Возможно, потом придет понимание того, как лучше действовать:

  1. Предшествующая ситуация. Вначале стороны и не подозревают о том, что скоро им предстоит стать злейшими врагами. Постепенно формируется непонимание и нежелание вникать в проблемы друг друга. В каждом отдельном случае необходимо разбираться дополнительно. Иногда люди не понимают, что привычными действиями раздражают друг друга, приносят в отношения раздор. Долгое время могут копиться непонимания, обиды, недомолвки. Они мешают установлению понимания, приводят к выраженному порицанию.

Стадии развития конфликта

  1. Возникновение ситуации. Инцидент возникает неожиданно и переворачивает все с ног на голову. Происходит эмоциональный выпад. Конкретный случай заставляет пересматривать уже сформированные отношения, подвергать анализу перспективу дальнейшего общения. Происходит сильная ссора, которая в дальнейшем ведет к еще более отчетливому столкновению.
  2. Нарастание конфликта. Если ситуация длительное время не меняется, средство становится найти довольно трудно. Люди перестают понимать друг друга. Проблема кажется нерешаемой, лишенной смысла и оснований. В некоторых экстремальных ситуациях долгое время невозможно найти выход из затруднительного положения. Нарастание конфликта происходит постепенно. Однако с каждым новым витком ситуация накаляется и усугубляется еще больше.
  3. Момент завершения. Рано или поздно любая неудовлетворительная история подходит к завершению. Вечно ничего не длится, как бы сильно люди не ругались. Всякое деструктивное поведение требует пересмотра, анализа происходящего. В этих условиях стороны начинают договариваться, приходить к единому мнению. Выбранная стратегия поведения указывает на то, насколько люди способны влиять друг на друга.

Виды

Людям свойственно поступать неодинаково. Можно отметить несколько видов конфликтов. Каждый из них требует своего участия и подразумевает конкретное решение. Взаимоотношения между людьми – сложная штука, требующая постоянного участия. Если люди не готовы прикладывать усилия, то оказываются в неминуемом проигрыше. Стоит остановить внимание на основных типах.

Внутриличностный

Распространенный вариант, подразумевающий, что мысленно человек сражается сам с собой. Он не принимает в себе конкретных качеств характера, боится показаться слабым и безвольным. Часто этому предшествуют неудачи на работе или в отношениях с противоположным полом.

Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт характеризуется повышенной утомляемостью и эмоциональной подавленностью. Личность закрывается в самобичеваниях, постоянно концентрируется на негативных проявлениях. Меняется поведение: появляется замкнутость, недоверие к жизни и всепоглощающее недовольство. Борьба, происходящая внутри личности, приводит к разрастанию чувства неудовлетворения, либо способствует постепенному формированию реальной картины мира. Человек начинает замечать, как в действительности обстоят дела.

Межличностный

Проявляется непосредственно между двумя участниками событий. Такое разногласие затрагивает чужие интересы и принуждает считаться с окружающими. Межличностный конфликт решать всегда непросто: здесь становятся неэффективными многие стратегические действия, применимые в других ситуациях.

Объяснить что-то другому человеку порой труднее, чем принять на себя дополнительную ответственность. Здесь сталкиваются интересы людей, возникает желание во что бы то ни стало отстоять свою позицию. Некоторые готовы идти на хитрости – только, чтобы выйти победителем из сложившейся ситуации.

Личность и группа

Данный тип конфликта характеризуется повышенной напряженностью и даже неуправляемостью. Социум давит на  человека и подавляет его индивидуальность. Когда личности противостоит группа, ей становится сложно. Невозможно реализовать истинные намерения, выразить мнение, озвучить принятое решение. Многое зависит от того, сможет ли человек противостоять такому натиску, справиться с атакующими его эмоциями. Личность и группа подразумевает изначальное неравенство. Чаще всего, индивидуальность теряется, человека ставят в жесткие рамки.

Между группами

Если сталкиваются интересы разных групп, то страдают все участники. Социальное взаимодействие претерпевает негативные изменения. Конфликт может переходить в буллинг, неуважительное отношение или намеренное унижение. Часто встречается в учебных заведениях, например, в старшей школе, колледжах, училищах, реже – в институтах и на производстве.

Конфликт на производстве

Стратегия поведения

От того, какой метод поведения будет выбран, зависят дальнейшие действия. Иногда решение принимается спонтанно, является полностью интуитивным, независимым от управленческих моментов. Стратегия поведения зависит от характера, от темперамента и изначальных намерений. Если личность значительно не уверена в себе, то, скорее всего, будет выбрана модель избегания. Прятаться всегда проще, чем принимать на себя ответственность за происходящее. Уверенный в себе человек предпочтет прорваться через непонимание, преодолеть пропасть, возникшее неравенство.

Конфликтология – интересная и сложная наука. Она подразумевает наличие нескольких возможных вариантов. Что выберет человек заранее предугадать невозможно. Некоторые проходят множество этапов согласно своему личностному росту.

Способы разрешения

Предотвращение неудовлетворительной ситуации начинается с осмысленного намерения. Нужно проработать ее в голове и только потом начинать действовать. Тогда появится значительная уверенность в себе, придет желание действовать вопреки обстоятельствам. Даже удручающие события не будут больше иметь силу над истинными намерениями. Технология здесь такова, что необходимо опираться на собственные конструктивные установки и не бояться показаться глупым, странным или смешным.

Способы можно выбирать по собственному желанию, основываясь на положительных примерах и воодушевляющих историях. В большинстве случаев человек способен на гораздо более сильные поступки, чем сам представляет. Ведь зачастую личность откровенно себя недооценивает.

Уклонение

Уход от решения говорит о неспособности действовать в данный момент времени. Это продиктовано выгоранием, эмоциональным бессилием, страхом перед истинным действием, идущим от сердца. Часто людьми руководит страх – причем выраженный в максимальной степени. Уклонение происходит из-за человеческой слабости.

Соперничество

Если личность слишком подвержена разрушительному влиянию эмоций, то не всегда находятся силы для того, чтобы действовать открыто, целостно, с полной самоотдачей. Уход от действий опасен тем, что теряется время. Ситуация может зайти в тупик, и тогда не останется ни сил, ни возможностей впоследствии исправить последствия.

Соперничество

Данный метод относится к активному способу преодоления препятствий. Соперничество подразумевает, что личность использует вербальные возможности, а не прибегает к вытеснению. Становится проще открытым текстом объяснить оппоненту, что происходит, не идти обходным путем. Во многих случаях люди соревнуются друг с другом, желают выглядеть более презентабельными и правильными.

На самом деле соперничество открывает перед личностью многие двери: появляется уверенность в себе, желание справляться с трудностями, действовать в соответствии с внутренними убеждениями.

Решение проблемы

Чтобы прийти к осознанию всей ситуации, необходимо перестать себя обманывать. Требуется признать ошибки, действовать в соответствии с ранее принятым решением. Главное, отыскать в себе тот структурный компонент, который поможет начать принимать ответственные решения. Иногда решение сложной ситуации лежит на поверхности, но люди предпочитают не замечать того, что происходит рядом с ними. Решительный момент часто наступает только в критической ситуации, когда становится некуда отступать, приходится идти вперед, невзирая на постоянно возникающие препятствия.

Сглаживание

Это попытка достичь консенсуса, определиться со своими дальнейшими шагами. Сглаживание подразумевает уступку, которую необходимо еще суметь проявить. Тогда оппонент тоже поменяет линию поведения. Некоторые люди не умеют уступать и из вредности стараются действовать противоположным образом. Это происходит из страха потерпеть поражение, оказаться не на высоте положения.

Компромисс

Компромисс

Самый распространенный случай, который часто имеет место в семье, на работе. Компромисс – это возможность находить позитивное и здравое решение. Так становится проще жить, принимать ответственные решения. Иногда нет смысла спорить с собеседником до посинения. Гораздо разумнее будет пойти на компромисс и выявить собственную разумность и адекватность. Прибегая к компромиссу, человек сохраняет гармонию, стремится к радости и не хочет портить отношения.

Принуждение

Это форма ментального насилия. Но всегда этот момент явственно осознается, но часто встречается в повседневной жизни. Всякое принуждение граничит с подавлением внутренней воли человека.   Если оппонента   заставлять принять конкретное решение, ситуация от этого не выиграет. В большинстве случаев впоследствии люди еще больше зацикливаются на ситуации и оказываются не в силах сказать себе и окружающим правду. Принуждение – это не метод, а показатель слабости личности. Сам способ говорит о том, что человек не умеет договариваться, боится действовать напрямую, ищет обходные пути.

Управление ситуацией

Чтобы контролировать происходящее, необходимо чувствовать присутствие внутренних сил. Принцип действия здесь простой: разрешать себе любые чувства, не запрещать их себе, не бороться со своими внутренними ощущениями. Управление ситуацией подразумевает полное погружение в процесс происходящего. Надобно оставаться честным с самим собой, уметь преодолевать препятствия, выстраивать деятельность так, как это необходимо. Пригодится форма поведения, идущая из глубины сердца.

Таким образом, существует множество способов решить сложную ситуацию. Выбираемый метод зависит от личности, ее психологических особенностей, настроения, которое преобладает в данный момент времени. Стоит запомнить, что нет нерешаемых проблем. Часто люди сами отказываются от нужных действий, избегают действовать смело и решительно.

Разрешение конфликта. Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта: — Студопедия

Динамика конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

1На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

  • расширение числа участников;
  • нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
  • смещение эмоциональной окраски конфликтав сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
  • возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.



Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.


В другом случае, при обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. Теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования, конфликта — важнейшая цель конфликтологии.

Различные стратегии, методы, приемы управления конфликтом, сужения его границ, нахождения почвы для согласия составляют содержание особого раздела данного учебника. Здесь же укажем на два возможных способа разрешения конфликта:

1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;

2) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.

Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.

Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.

Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.

Следует постоянно иметь в виду, что наиболее сложной задачей управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного образа, идеальной картины конфликтной ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихся ценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.

Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных причин они тотчас же устраняются.

Изучение разнообразных возможностей предупреждения конфликта на ранних его этапах — еще одна важная задача конфликтологии; способы решения этой задачи рассматриваются ниже, в гл. 16.

Стадии развития конфликта, методы разрешения конфликтов

Содержание

  • Введение
  • Определение конфликта
  • Типы конфликта
  • Стили конфликтного поведения
  • Способы разрешения конфликтов
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасности хаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей разрешают каждодневные конфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно найти общий язык и в чем причина разногласий?

В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы.

  1. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). «Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему «Я”, когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем  труде имеют высокую степень значимости,  то сохранится  внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного  коллектива,  группы,  общества.
  2. Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как  уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность   это результирующая трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости.
  3. Межнациональные конфликты. Вызваны  причинами, связанными  с  социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России, политической  обстановкой в  них.
  4. Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут  проявляться  как  межнациональные, социально трудовые и политические  конфликты  и  чаще всего  вызываются  последствиями экономических  и  политических  реформ. [1,С.70]

Определение конфликта

Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.

К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы повеления.

Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном счете к активному противоборству, конфликтам.

Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.

Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.

Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.

Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.

Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заин-тересованностью в исходе и последствиях противоборства.

  • Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном.
  • Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.

Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения. [5]

Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии наиболее близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирования конфликта. [2,С.124]

Типы конфликта

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит время на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того, что и как делать, как несовместимые.

Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласования производственных требований с личными потребностями и ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе, невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни.

Межличностный конфликт чаще всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянии ладить друг с другом. Например, два начальника, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. Трудно согласовывают свои действия два лидера в одном коллективе. [1.C,74]

Стили конфликтного поведения

В конфликтологии с 70 годов ХХ в. признано осуществление следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. 

Чем же отличатся каждый из названных стилей поведения в конфликтах?

Уклонение

Уклонение как стиль поведения в конфликтах характеризуется явным отсутствием у вовлечённого в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти на встречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта. [2.С,128]

Приспособление

Приспособление  как стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий.

Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т.д. В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и мало эффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и целине поддаются сглаживанию и согласованию.

Конфронтация

Конфронтация по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж и т.п., принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте.

Сотрудничество

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.

Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне.

Компромисс

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. [3.С,218]

Способы разрешения конфликтов

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приёмов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решение проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пять способов упомянутых в предыдущем разделе. При этом приходится принимать в расчёт ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение.

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон,

При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов.

Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовых споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Нередко они доводят свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозу нанесения ощутимого экономического ущерба, а также психологическое давление посредством проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение политических требований к органам власти и т.п. Сотрудничество — весьма результативный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон.

Компромисс

Широко распространённым способом разрешения конфликтов является ныне компромисс.

Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на рынке -результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.

Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или в сочетании с собой.

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший. [3.C,219-220]

Вывод: Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации.

Заключение

Таким образом, в реферате на тему «Стадии развития конфликта, методы разрешения конфликтов» были рассмотрены вопросы необходимые для раскрытия вышеназванной темы.

В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные конфликты и дисфункциональные конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Причинами конфликтов — это различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей. [5]

Способами выхода из конфликтов являются средства убеждения, навязывание норм, материальное стимулирование, использование власти.

Список используемой литературы
  1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. «Внимание: Конфликт!»- Новосибирск, 1989-164с.
  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.-М.: Инфра-М, 2000—224с.
  3. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000-320с.

Роль общественной дипломатии на различных этапах разрешения конфликтов

Для меня большая честь и удовольствие находиться сегодня здесь вместе с хорошим другом и коллегой Эллен Лайпсон, которая так много сделала для продвижения международных дел, не только через Центр Стимсона. , но от Белого дома до Консультативного совета по внешней политике и до бесчисленного множества других советов. Спасибо, Эллен, за вашу дружбу и ваш вклад в американскую внешнюю политику, а также за эту уникальную возможность поговорить о военно-гражданском пространстве и его связи с общественной дипломатией.

Это непростая тема, но это своевременная тема, о которой вы скоро услышите в ходе панельной дискуссии сегодня утром. Расс Рамбо, который руководит вашим бюджетом по иностранным делам и обороне, расскажет о взаимодействии между Министерством обороны и нашим гражданским корпусом, а Элисон Гиффен, которая часто сотрудничает с нашим собственным Бюро по конфликтам и стабилизационным операциям, обсудит способы, которыми мы можем улучшить наши гражданские: военные возможности для поддержки разрешения конфликтов.

Мой тезис сегодня состоит в том, что публичная дипломатия имеет решающее значение для расширения военно-гражданской власти.Он сочетает в себе мягкую и жесткую силу, чтобы создать некую «умную силу», необходимую для успеха. Публичная дипломатия неразрывно связана с ключевыми внешнеполитическими целями США: предотвращение смертоносных конфликтов, управление конфликтами, когда они возникают, и построение гражданского общества из пепла конфликта.

Прежде чем я продолжу, позвольте мне немного истории.

В Государственном департаменте я сижу в офисе, который когда-то занимал Джордж Маршалл — человек, который кое-что понимал об укреплении нашего военно-гражданского континуума и о том, как превратить последствия войны в новую математику мира и процветания.

План Маршалла создал прецедент для своего рода преобразующей способности к сотрудничеству. Как хорошо выразился бывший госсекретарь Клинтон, и я цитирую: «Союзники выиграли войну мужеством и доблестью, а план Маршалла выиграл мир с помощью кирпичей и строительного раствора».

Но план Маршалла пошел гораздо дальше мостов и зданий. Он создал инфраструктуру для экономического роста, которая помогла создать сценарий, альтернативный самой большой угрозе нашей общей свободе в то время: коммунизму.Доказательством успеха является история эпохи после принятия Плана Маршалла и того, как мы и наши союзники выбрали пути, которые привели к периодам мира и процветания и альтернативам коммунистической системе.

Эта теория изменений, что мы можем создать альтернативы насилию — это суть проблемы военно-гражданского, гражданского-военного дефиса в предотвращении конфликтов и в постконфликтных условиях: как создать сценарий, альтернативный насилию, разрушению , разделение, враждебность и опасность более смертоносного конфликта.

Это также проблема публичной дипломатии — создание альтернативных сценариев с использованием различных инструментов и подходов, которые оказывают немедленное, а иногда и не столь немедленное воздействие.

Первое, что нужно признать, — это то, что я называю настройками телескопа для публичной дипломатии: это краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспектива. Публичная дипломатия всегда работает, ее руки заняты в настоящем и в среднесрочной перспективе, но ее глаза всегда устремлены в будущее, что мало чем отличается от того, что должны делать наши солдаты и гражданские лица.

Бывают ситуации, когда возникает конфликт или разворачивается непредвиденная ситуация, и у нас нет другого выбора, кроме как реагировать в краткосрочной перспективе, работаем ли мы над примирением конфликта или помогаем людям справиться — как мы это сделали в Гаити — с последствиями землетрясение. Военные вмешаются, как это было на Гаити, и рассортируют завалы, а гражданские лица останутся там еще долго, чтобы восстановить их. И на протяжении обоих периодов важны наши послания, наш рассказ и наша публичная дипломатия.Он должен работать вместе.

Затем есть среднесрочная перспектива, в которой мы работаем с помощью наших программ общественной дипломатии и образовательных обменов, чтобы предложить альтернативные сценарии растущим в мире когортам, например, экономически недовольной молодежи, некоторые из которых становятся радикальными и обращаются к насилию.

Многие из наших программ для молодежи по всему миру предлагают обучение английскому языку, рабочие навыки и образование. Как сказал президент Обама в своем недавнем выступлении в Университете национальной обороны, эти усилия направлены на устранение «глубинных недовольств и конфликтов, питающих экстремизм.«Публичная дипломатия также занимается предотвращением конфликтов.

В долгосрочном плане публичная дипломатия также направлена ​​на построение сообщества и взаимопонимания, а также гражданского общества, чтобы наша собственная экономика выиграла от новых торговых и стратегических глобальных партнеров. Мы также находимся на постконфликтной арене.

Публичная дипломатия действует во всех сферах и во всех временных рамках. Это позволяет правительствам выполнять свою работу, создавая атмосферу доверия и уважения, а также закладывая почву — прививая демократические привычки.

Публичная дипломатия часто фокусирует внимание на том, что движет жизнью людей: образование, работа, безопасность, здоровье и их дети — те дети, которые хотят учиться за границей или имеют лучший доступ к Интернету дома; те дети, чью жизнь можно улучшить — или уничтожить — в зависимости от того, что может дать публичная дипломатия и как мы можем противостоять негативным представлениям и реалиям жизни в трудных местах.

За последнее десятилетие мы научились создавать более динамичный континуум между нашими гражданскими и военными ведомствами, особенно в Ираке и Афганистане, и интегрировать в это уравнение общественную дипломатию.

Мы научились создавать организационные модели переходного периода, когда солдаты передают оперативные возможности представителям гражданского общества, инструкторам полиции, экспертам в области верховенства закона, инженерам на вышках сотовой связи, экспертам по разрешению конфликтов, добровольцам Корпуса мира и так далее. Мы подготовили солдат как лидеров сообщества. Мы направили дипломатов, чтобы они работали непосредственно с генералами в качестве политических советников — или ПОЛЯДОВ — чтобы вместе вырабатывать стратегию и тактику.

В вооруженных силах за последние несколько десятилетий мы нанимали женские группы по взаимодействию, чтобы помогать восстанавливать сообщества, пострадавшие от насилия в Афганистане.Когда женщины обращаются к женщинам таким образом, мы устанавливаем прочные связи с наиболее важными и преданными организаторами, организаторами и сторонниками сообщества.

То же самое верно и в отношении гражданского населения, где мы обучаем афганских женщин собираться и использовать свои таланты для разработки законов, улучшения образования и здравоохранения, а также для участия в миротворческом процессе. Как и в случае с Ираком, где сокращение военного присутствия может привести к обострению напряженности, отсутствие солдат в Афганистане должно быть восполнено сильными гражданскими лицами, которые продолжают работу.

Гражданские и военные работают рука об руку. После тройной катастрофы Японии наши военные немедленно активизировали операцию TOMODACHI, что в переводе с японского означает «друг». Более 20000 американцев из наших военных и других агентств США приняли участие в этой крупной операции по ликвидации последствий стихийных бедствий. Когда насущные потребности были удовлетворены и военная операция подходила к концу, посол Роос и команда нашего посольства в Японии выступили с инициативой TOMODACHI. Эта публичная дипломатия, продолжающая нашу военную операцию, включает программы обмена, которые основываются на концепции TOMODACHI и укрепляют наши отношения с Японией.

Одним из наиболее важных бюро, занимающихся конфликтами до, во время и после насилия, является Бюро по конфликтам и стабилизации Государственного департамента, или ОГО, которое так взаимодействует с лидерами гражданского общества и НПО на местах и ​​на разных континентах. ОГО подняла миссию предотвращения и смягчения конфликтов на новый уровень.

Сирия — хороший пример тихой активности ОГО. Гражданская война в Сирии разыгрывается не только на местах, где ведутся боевые действия, или на традиционных дипломатических закрытых встречах.Он разыгрывается в эфире и в Интернете как часть более широкой войны сообщений, информации и пропаганды. А радио стало важным каналом для передачи разного рода информации.

CSO выявляет, обучает и предоставляет оборудование независимым радиопродюсерам, чтобы они могли предлагать гражданам альтернативные программы и более практические новости и информацию. Это хорошая публичная дипломатия.

Мы не только предоставляем инструменты для получения жизненно важной информации для сирийцев во время конфликта.Мы также работаем над тем, чтобы, когда в Сирии произойдет переходный политический период, появилось множество независимых вещателей, способных доносить до сирийской общественности надежные новости и служить средством свободы выражения.

Несмотря на сложность ситуации, мы также используем публичную дипломатию для связи с беженцами, общения с диаспорой по всему миру и помощи сирийцам внутри страны, а также объясняем, например, что мы делаем в области гуманитарной помощи.

Кроме того, мы используем усилия культурной дипломатии для выявления объектов наследия и артефактов сирийской истории, которые могут быть разграблены и вывезены из страны. Мы узнали из Ирака о важности памятников, музеев и элементов самобытности нации для ее самобытности и будущего.

Но позвольте мне в заключение рассказать вам о новой арене, где публичная дипломатия работает в военно-гражданском качестве — и это онлайн — в борьбе с насильственным экстремизмом — особенно с упором на такие группы, как Аль-Каида и другие, которые распространяют злобную ложь и полуправда.

Мы создали собственный Центр стратегических коммуникаций по борьбе с терроризмом — CSCC. Это межведомственная операция, в которой задействованы офицеры штата, Министерства обороны и разведывательного сообщества.

Его миссия состоит в том, чтобы координировать, ориентировать и информировать общегосударственную деятельность по связям с общественностью, направленную на зарубежную аудиторию и направленную против воинствующих экстремистов и террористических организаций, особенно «Аль-Каиды» и ее филиалов и сторонников.

CSCC дает публичной дипломатии один-два удара.С одной стороны, мы используем ресурсы и активы наших коллег из разведки и военного ведомства, чтобы активно бороться со слухами и ложью в публичном пространстве. С другой стороны, через наши более традиционные программы мы предлагаем альтернативные сценарии тем же самым молодым людям, на которых нападают подобные «Аль-Каиде».

Теперь сложная часть состоит в том, чтобы избежать ловушки, сбивающей с толку публичную дипломатию — открытую и очень публичную работу с сообществами с помощью тайных действий, психологических операций или так называемых стратегических коммуникаций.Когда CSSC выходит с видео или сообщением — ясно и ясно, что это правительство США.

В Сирии, кстати, мы очень активно участвуем в противодействии экстремизму. CSCC подчеркивает подстрекательские действия всех террористических групп, дестабилизирующих Сирию и регион, чтобы сирийцы могли ясно видеть, что мы не играем в фавориты и что Соединенные Штаты принципиально против всех форм насильственного экстремизма и крайнего сектантства в этом конфликте.

Наши активные усилия по пресечению экстремистской пропаганды в Сирии и других критических регионах призваны проиллюстрировать мою общую картину: мы живем в эпоху расстановки переносов, когда ранее не связанные между собой организации могут объединяться для достижения общих интересов и общего блага.

Мы действуем повсюду в военно-гражданском пространстве, потому что этого требует время. Пока продолжаются военные конфликты, мы должны делать все возможное, чтобы положить конец такому конфликту и установить прочный мир и экономическую жизнеспособность.

И мы можем использовать для этого лучшие из наших военных и гражданских сил и средств. Но мы не можем только реагировать. Мы также должны войти в зоны предконфликтной ситуации. Мы должны поддерживать НПО и новые поколения граждан, приверженных демократии и мирному и процветающему глобальному партнерству, чтобы войны с меньшей вероятностью вспыхнули снова, и чтобы понимание и сотрудничество с большей вероятностью заменили вражду и недоверие.

Человек, в честь которого названо ваше учреждение — Генри Л.Стимсон — считал, что продвижение к миру возможно только посредством практических шагов и активного участия США в мире. Я считаю, что его философия является неотъемлемой частью моего сегодняшнего тезиса: конфликт и насильственный экстремизм процветают за счет отсутствия альтернатив и циничной эксплуатации. Публичная дипломатия — это нахождение динамической связи между нашими гражданскими и военными активами, чтобы мы могли углублять и расширять наше взаимодействие. Когда мы это сделаем, мы сможем создать жизнеспособные альтернативы цинизму и конфликтам. Мы можем заложить основы устойчивого мира.

Спасибо.

.

Стратегии разрешения конфликтов: навыки управления конфликтами

Существуют два основных распространенных инструмента разрешения конфликтов: компромисс и сотрудничество. Каждый будет полезен в разных ситуациях. Соображения включают временные ограничения, количество вовлеченных людей, взаимоотношения участвующих сторон и различия вовлеченных людей.

Компромисс:

Компромисс, более простой из двух инструментов разрешения конфликтов, обычно продвигается как лучший способ наладить отношения и улучшить отношения.Однако сотрудничество менее понимается, более недооценивается и редко используется правильно. Проще говоря, компромисс означает, что по крайней мере две стороны откажутся от чего-то, чтобы получить что-то взамен. Это стратегия «пойти навстречу» для урегулирования в основном споров. Прекрасным историческим примером является Реконструкция, заканчивающаяся Компромиссом 1877 года. Если вы не знакомы, поищите ее.

Сотрудничество:

С другой стороны, сотрудничество — это еще одна категория разрешения конфликтов.Сотрудничество предполагает, что конфликт вызван различиями в людях, но требует прогрессивного подхода к разрешению. Сотрудничество рассматривает различия как сильные стороны, включает в себя все вовлеченные стороны, ценит откладывание быстрых решений, требует, чтобы все стороны были на 100% удовлетворены. Звук слишком хорош, чтобы быть правдой? К сожалению, его легко упускать из виду как вариант и часто упускают из виду при использовании.

Разделение труда — отличный пример сотрудничества. Например, мы не можем создавать собственные технологические устройства, выращивать собственные продукты, обучать детей алгебре и проводить электричество в своих домах.Мы зависим от специализированных людей, чтобы они были «разными» ради эффективности. Эти различия особенно развиваются в семьях. Один человек умеет содержать дом в чистоте и распоряжаться деньгами, а другой — зарабатывать деньги и содержать семейный автомобиль. Это сильные стороны, которые делают наше взаимодействие с другими возможностями для создания чего-то вместе, что невозможно в одиночку. Отличное сотрудничество происходит внутри групп и между артистами. Некоторые художники, такие как The Stones, сотрудничают уже полвека.

Сотрудничество использует различия в навыках и основывается на единстве убеждений, ценностей и целей, создавая нечто большее, чем сумма. По этой причине неплохо выйти замуж за человека, который имеет схожие ценности (например, религиозные, политические, денежные), но имеет другой набор навыков.

Команде будет непреодолимо добиваться схожих целей, придерживаться схожих ценностей и эффективно применять схожие убеждения. По этой причине сотрудничество следует использовать для тех, у кого схожие цели.Компромисс следует использовать для тех, кто не связан схожими убеждениями, ценностями и целями. В любом случае потребуется общение, чтобы выяснить, в чем заключается конфликт.

.

Интерактивное разрешение конфликтов: вопросы теории, методологии и оценки | Разрешение международных конфликтов после холодной войны

слишком расплывчатый, чтобы его можно было оценить с использованием стандартной исследовательской методологии или традиционной системы оценки.

Именно против этих трех проблем — отсутствия ясности в отношении целей, отсутствия теоретической связи между целями семинара по решению проблем и желаемым воздействием на конфликт, а также оценка воздействия с точки зрения очевидных достижений — ставит под вопрос Некоторые дипломаты и ученые говорили о полезности интерактивного разрешения конфликтов. 15

В качестве начала ответа на первый из этих вызовов необходимо определить цели семинара по решению проблем в зависимости от стадии конфликта, природы конфликта и конкретной динамики конфликта. Что касается стадии конфликта, в самых общих чертах, до начала переговоров между сторонами, цели могут быть определены в терминах создания видения мира, приемлемого для обоих сообществ и способного поддержать динамику смещения сторон за стол переговоров.На стадии переговоров цели могут быть определены с точки зрения содействия достижению равноправного соглашения, которое может привести к справедливым и стабильным мирным отношениям между двумя сторонами; и на этапе после заключения соглашения цели могут быть определены в терминах поддерживающей динамики, которая может поддерживать мирные отношения. Но цели также неразрывно связаны с теорией этнонационального конфликта, с которой мы работаем. После того, как стадия конфликта и теория конфликта включены в цели вмешательства, можно сформулировать задачи, которые теоретически привести к этим целям, и выбрать участников, которые могут помочь в достижении этих целей.

Это общие определения, которые необходимо уточнить. Например, поскольку переход от одной стадии конфликта к другой является нелинейным, на стадии переговоров конфликт может пройти несколько стадий: прогресс, тупик, регресс, прогресс и так далее. Точно так же на этапе, предшествующем переговорам, конфликт может находиться в фазе полного отсутствия узаконенного контакта между политическими элитами или в фазе, когда контакт узаконен, но не формален. Поскольку цели различаются на разных этапах, взаимосвязь целей с этими колебаниями подэтапа требует более внимательного изучения. 16

После того, как цели определены, встает вопрос о том, приводят ли микрозадания, даже если они достигнуты, к ожидаемому результату. Другими словами, даже если идеи были успешно развиты на семинаре и были усвоены новые идеи, и если эти идеи и идеи были сохранены, использованы и успешно распространены (т. Е. В лучшем случае), достигнуты ли макроцели и как можно измерить влияние обучения и генерации новых идей? Влияние обучения участников на динамику конфликта далеко не линейное, и оно не одинаково для всех участников данного семинара.Но можно предположить, что если участники разделяют некоторые из своих усвоенных различий, сложности и гуманизации, это

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *