Стих учу: Стихи, которые интересно учить наизусть • Arzamas
10 способов выучить и рассказать стих на пять
Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы…
1. Великолепная восьмерка
Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!
Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.
2. Полное погружение
Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.
3. Ассоциации
Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.
Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.
4. Рисование стихотворения
А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
5. Книжку под подушку
Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.
Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.
6. Диктофон
Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.
7. Театр
О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.
8. Разрезанные строчки
А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.
Как с ребёнком учить стихи: простые методики
Ждать до школы не обязательно, и даже вре
Материал на тему: Как учить стихи наизусть
Как учить стихи наизусть
Сергей ЛЬВОВ
Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!
Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три
— четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не
заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.
Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.
В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно.
Скажем, нужно запомнить наизусть строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое
четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко
второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее
четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.
При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия.
Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке.
Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихотворения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.
Как же заучивать стихи? Стихотворение, даже большое, легче за поминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?
Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистыйтуман, луна, поляны.
Теперь начинайте читать снова. Тут вы почувствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда –начальные, иногда –из середины, иногда –концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.
При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!
Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны
быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова
произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то
выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать
слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а
естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.
Перечитывая по памяти стихотворение еще раз, вы и не заметите, как
естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти.
Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдельные четверостишия и прилепляя одно к другому.
Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем
воображении картины того, о чем в нем говорится. Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.
Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он
хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать
его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.
/По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/
Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы, стишки для детей 2-5 лет для заучивания и развития памяти
Методика развития памяти
- Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.
- Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.
- Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.
- Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.
- Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Мили, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.
Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.
Игровой прием для развития памяти
Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.
Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.
Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.
Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.
Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.
Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.
Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.
Словесные игры на развитие памяти и внимания
Если у дошкольника или школьника трудности с памятью и вниманием, то без развивающих указанные сферы игр и упражнений научить ребенка учить стихи будет очень тяжело.
Рассмотрите следующие идеи.
- Ассоциации (на увеличение словарного запаса).
Вы называете слово, а ребенок должен подобрать еще как минимум 5 слов, которые он связывает с названным. Например, трава — зеленая, весна, цветы, футбол, пикник. Постепенно увеличивайте количество требуемых ассоциаций, а если ребенок называет больше, не останавливайте его.
- Слово плюс рифма.
На своем примере продемонстрируйте ребенку, как подбирать рифму. Затем предлагайте ему несложные слова, такие как «слон», «Люба», «мама», «дома». Когда он научится с легкостью подбирать рифмы к простым словам, можете усложнить задачу.
- Где нет рифмы?
Читаете ребенку стишки, где нарушена рифма, попеременно с теми, где она присутствует. Он должен внимательно слушать и определить, где ошибка.
- Что пропало? (развивает память)
Поставьте на столе игрушки и попросите ребенка их перечислить и запомнить. Затем он должен отвернуться, а вы – спрятать одну игрушку. Когда ребенок вновь повернется, спросите его, что пропало. Увеличивайте постепенно количество предметов в игре.
- Запомни и расскажи.
В этом упражнении можете использовать просто картинки либо сюжет. Картинок должно быть не меньше 9, а назвать ребенок должен не меньше 7. Сюжет запоминается пересказом, т. е. описанием того, что именно происходило на изображении (можете помогать вопросами).
Прослушивание песенок и их запоминание проходит проще, так как оно обычно непроизвольное. Ребенок просто слушает их часто, поэтому и получается заучить. Но тот факт, что песни тоже рифмованные, способствует речевому развитию и развитию памяти.
- Рифмы и миниатюры.
Заранее подготовьте картинки, которые ребенок должен будет подставлять в стихотворение. Например:
Мимо пробегала мышка,
А за ней пушистый мишка (ребенок выбирает картинку с медведем).
Забежала мышка в дом,
Где живет усатый сом (указывает на изображение сома).
- Загадки с рифмованными ответами.
На плече он сумку носит,
Письма по домам разносит.
Так скажите, кто же он?
Это добрый (почтальон).
Составляете стих вместе с ребенком уже без помощи картинок. Просто начинаете предложение, а он должен закончить (поэтому выбирать стоит знакомые ему слова и конструкции).
Из крана текла (вода),
И дома случилась (беда).
Кто же не выключил (кран)?
Намок наш зеленый (диван).
Не стоит торопить ребенка, ведь он не может выучить стихи не потому, что они ему не нравятся. Поддерживайте его и старайтесь выбирать стихотворение для заучивания вместе с ним. Просто прочтите несколько и спросите, какое из них ему больше всего понравилось. Понравившийся стих он выучит быстрее и охотнее. Не стоит заставлять ребенка учить огромные стихотворения, чтобы потом похвастаться его достижением.
Не забывайте, что дети болезненно воспринимают свои промахи, и когда родители ругают их, вместо того чтобы помочь и поддержать, малыши замыкаются в себе. Чем раньше вы начнете учить стихи с ребенком, читать их и выразительно рассказывать, тем легче ему будут даваться более масштабные произведения в будущем. К тому же, в стихах часто содержится много полезной и ценной информации (нормы морали, сведения об окружающем мире и человеческих поступках).
Мотивация
Привлекаем любимые игрушки
Очень важно начинать изучение стихов еще с момента, когда малыш отправляется в детский сад. Задача родителей помочь своему чаду освоить данный навык, и очень важно на самом первом этапе знакомства с декламацией стихотворений не отбить все желание к данному виду работы. Как же можно мотивировать своего малыша, как привить истинную любовь к литературному творчеству?
- Разыгрывайте стихотворение по ролям.
- Переносите прочитанное на листок бумаги, создавая образы главных героев произведения.
- Используйте мягкие игрушки, чтобы они рассказывали стих или выступали в роле слушателей.
- Успешным будет процесс, проводимый в виде игры.
- Привлекайте других членов семьи в качестве слушателей. Пусть малыш выступает, декламируя выученный стих, а родственники хвалят его за достижения.
- Пусть ребенок чувствует вашу поддержку, учите стих вместе.
Учим стихи между делом
Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих “Вредных советах”. Не нужно ничего учить, зачем это еще.
Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием. Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.
А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: “Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу”. И начинаете рассказывать стихотворение.
Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.
Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.
Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.
Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.
Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход – проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.
Учим стихи играя
Мы не скажем, а покажем.
Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.
Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.
Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели – разучивания стихотворения – нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.
Доскажи словечко.
Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать – пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.
Эхо
Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.
Ты мне, я тебе
Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.
Театр Петрушки
Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.
Учим быстро
Рассказывайте ребенку считалочки, потешки или стихи при любом удобном случае
Если вас интересует вопрос, как научить ребенка рассказывать стихи, чтоб процесс занимал не слишком много времени, то можно воспользоваться следующими советами.
- Для тренировок подбирается стихотворение таких детских писателей, как Самуил Маршак или Агния Барто. Именно такие произведения написаны на доступном для деток языке, что позволит намного быстрее запомнить их содержание.
- Отдавайте предпочтение произведениям, в которых содержится много глаголов и существительных.
- Хорошей практикой для тренировки мозга является включение детских песен с целью, чтобы малыш мог выучить слова. Это своеобразная тренировка мозга для дальнейшего запоминания стихотворений.
- Сделайте так, чтоб стихи звучали, как можно чаще в жизни ребенка. Вы можете рассказывать потешки, собираясь на улицу или по дороге в магазин. Тренируйте память малыша, рассказывая новые стихотворения, повторяя старые по дороге в детский сад.
Когда я с сыном приступаю к изучению нового стихотворения, читаем его вслух, проговариваем содержание, затем учим по частям. Сначала две строчки, потом еще две, все объединяем и приступаем к следующему четверостишью, и так далее.
В последнее время мы все чаще стали практиковать метод «учителя и ученика». Мы попарно читаем произведение. Потом начинаем учить. Сначала я рассказываю, он меня исправляет, подсказывает моменты, которые вылетели из головы. Затем мы меняемся ролями, и теперь он рассказывает стихотворение, а я выступаю в роли учителя. Почему данный метод пользуется у нас большим успехом? Во-первых, ему интересно побывать на месте педагога, сделать какие-то замечания, во-вторых, проявляется дух соперничества, он хочет рассказать лучше меня, показать, что способен быстрее выучить новый стих. Таким образом, даже большие стихотворения мы учим за 30 минут.
Методики
Способ изображения прочитанного эффективен для запоминания стихотворения
Некоторым школьникам тяжело выучить стихотворение, заданное на дом. Как бы родители не старались, не повторяли с ним день за днем один и тот же текст, ребенок все равно будет волноваться на уроке и мечтать, чтобы его не вызвали. Конечно, найдутся и такие детки, которые с радостью изучат новое стихотворение и буду тянуть руку, чтобы первыми ответить. Для того чтобы добиться результатов второго сценария, используют простые методики, знакомство с которыми можно начинать еще перед первым классом. Вы должны понимать, что это значительно облегчит жизнь будущего школьника.
- 5 на 5. Если малыш уже в состоянии самостоятельно читать стихотворение, то предложите ему раз за разом перечитывать выбранный текст, но только про себя. Желательно совершать это действие пять раз. После этого необходимо столько же раз прочитать текст вслух. Родители внимательно слушают, обращают внимание малыша на паузы и правильную интонацию. После этого можно приступать к изучению наизусть.
- Ассоциации. Придумывайте образы, которые помогут сформировать представление о произведении. Ребенку будет гораздо легче запомнить такой стих. Особенно удачными будут ассоциации при возникновении непонятных слов.
- Рисуем стих. Хороший метод, который подходит даже малышам. Мама может читать стихотворение, желательно, по четверостишью. Задача ребенка — иллюстрировать услышанное. Это поможет лучше представить общую картину.
- Собираем строчки. Задача родителей — несколько раз прочитать стихотворение или предложить это сделать самому ребенку. После этого распечатать произведение, желательно, крупным шрифтом и нарезать на строчки. Все, что нужно сделать малышу — собрать их в правильной последовательности.
- Полное погружение. Предложите ребенку почувствовать на себе происходившее в произведении. Пусть он буквально перенесется в то место, представит себя в роли главного персонажа.
- Учим частями. Данный метод особенно хорошо подходит к стихотворениям большого размера. Зачастую детей пугает, что стих слишком длинный, они начинают волноваться и думают, что им не справиться с таким объемом информации. Поэтому, лучшим способом является разделение текста на четверостишья и постепенное их изучение. Вам необязательно справляться со всей работой в один вечер, можно разбить материал на пару дней.
- Представление. Очень хороший метод, когда работает и слуховая и зрительная память. Родители могут разыграть целый спектакль, чтоб ребенок смог еще и наглядно осознать материал.
- Аудиозапись. Если у вашего малыша хорошо развита слуховая память, то данный метод может быть весьма кстати. Ребенок может сам, с интонацией, выразительно прочитать стихотворение, при этом, записывая его на диктофон. Все, что ему остается — это прослушивать аудиозапись, пока она полностью не отложится в его памяти.
- Читаем на ночь. Считается, что стихотворение, прочитанное перед сном, наилучшим способом откладывается в памяти малыша. Некоторые даже кладут книгу под подушку, думая, что за ночь стих запечатлится в их памяти.
5 Х 5
Этот метод основан на том, что ребёнок пять раз читает стихотворение про себя, задумываясь и вникая в смысл каждого четверостишия. Затем 5 раз читает стихотворение вслух, с выражением и правильной интонацией. А вы послушайте, как ребёнок будет читать, поправьте его, если нужно, исправьте интонацию, укажите, где необходима долгая пауза, а в каком месте не стоит останавливаться. С этого можно начать изучение стихотворения.
Великолепная восьмерка
Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого…». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!
Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.
Полное погружение
Как не надо учить с ребенком стихи наизусть
Мало кто пытается всерьез понять, в чем проблема, все и так знают: родители – быдло, ребенок – идиот, в школе ничему не учат. Проблема вообще-то закопана несколько глубже. И у нее нет никакого простого решения.
Тут по сети ходит ссылка на ролик, где мальчик учит-учит стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит», никак не может сдвинуться со второй строчки – и, наконец, разражается отборным матом, проклиная училку, которая трудное задает.
Мать безмолвствует. Комментаторы изощряются в остроумии – кто по поводу самого ребенка, кто – новых стандартов образования. Мало кто пытается всерьез понять, в чем проблема, все и так знают: родители – быдло, ребенок – идиот, в школе ничему не учат.
Ирина Лукьянова
Проблема вообще-то закопана несколько глубже. И у нее нет никакого простого решения. И у нее несколько составляющих, о которых, пожалуй, стоит поговорить, поскольку родители детей, которые не матерятся, испытывают иногда ничуть не меньше трудностей, и русская поэзия, вместо того, чтобы приносить радость, становится орудием пытки.
Теперь попробуем по порядку – не претендуя на исчерпывающий анализ.
Зачем вообще учить стихи наизусть?
1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, — это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответ на него. Тренировка памяти – первый.
2) встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –
3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» — это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.
4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).
5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.
Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?
Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.
6) гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Однажды мне довелось побывать в американском городе Баффало, в творческом центре для трудных подростков, переоборудованном из старого заводского здания. Когда российская учительская делегация выходила из микроавтобуса, гид предупредила, чтобы никто не оставлял в нем вещей: район неблагополучный, воруют. Так вот в этом творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, — а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.
Это как с музыкой. Я очень люблю Чайковского и Паганини; это воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске — и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить – можно включить E lucevan le stelle в исполнении Паваротти, послушаешь – и как-то дышать начинаешь. И со стихами так же: вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму
В тишине голубой и глубокой
С дивной ратью своей многокрылой
Бог идет сквозь ночные леса.
Я намеренно не привожу все свои пятнадцать аргументов; попробуйте сами изобрести для своих детей хоть парочку. Правда, надо быть готовым к тому, что вашему классу – или вашему ребенку – из них покажется самым убедительным последний: в ЕГЭ есть сочинение, там должны быть два аргумента из текста. Нужны цитаты. Если у вас в голове полно стихов – проблем меньше.
Проблема культуры
Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, — заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.
Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…
Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:
Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи». В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи.
Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?
Трудности понимания
С первой строчкой, «травка зеленеет, солнышко блестит», у ребенка не возникает никаких проблем. Травка и солнышко ему понятны. А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» — это уже проблема. Может, он никогда не видел ласточки. Может? Очень даже. Вот вы когда и где в последний раз видели ласточку? А ваши дети? А как в их сознании ласточка связана с весною? А что такое «сени»? Спросите своего городского ребенка, что такое «сени» — многие ли ответят? «Лететь с весною» — это образ отвлеченный, а ребенок мыслит конкретно. Для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может, не то что запомнить. А дальше?
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Что значит «солнце краше»? почему «весна милей»? Что значит «прощебечь»? Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо все это с ним обсудить. Запас слов у детей ограничен, им стоит помочь.
Эти трудности не проходят с возрастом. Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно – задали учить наизусть «Бородино», — это о чем вообще? Один знакомый ребенок смог выучить стихотворение только после того, как родители прочитали с ним статью про Бородинское сражение, вычертили карту и разыграли сражение с солдатиками. Только тогда он смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»… А можно было, наверное, показать кусок из «Войны и мира» с комментариями…
Когда моя дочь училась в 8 классе, она чуть не плакала над стихотворением «На смерть поэта». Когда начали вникать – оказалось, она вообще не понимает, что все это значит:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов…
Кто такие «надменные потомки»? почему они надменные? Какой подлостью прославлены их отцы? Почему пята – рабская? Какие обломки она попирает? Что это за обломки родов? Почему они обижены игрою счастия? Эти четыре строчки требуют серьезного историко-литературного комментария, и пока ребенок не разберется в том, что эти слова означают, он так и будет путать их, заменять, забывать…
В рассказе Виктора Голявкина «Крути снежные вертя» главный герой доучился до «Утро воет небо могилою», пока пытался бездумно зазубривать «Буря мглою небо кроет». Выход у Голявкина тоже предложен, читайте.
Трудности интерпретации
У каждого, наверное, есть история про то, как ребенок не расслышал каких-то слов в песне или стихотворениии понял их иначе. У Симона Соловейчика в одной статье упоминается «алый бангорит на груди» (это у красного командира; «бангорит» казался ребенку драгоценным камнем). Мама моя рассказывала мне, что слышала в известной песне: «В далекий край товарищ улетает, родные вещи вслед за ним летят, любимый город в синий дым китает». Я сама – уже взрослая – в попсовой песенке, которую слушала соседка в общежитии, расслышала однажды «вам будет крайне неудобно маршировать задумчиво в строю». Меня так озадачило задумчивое марширование, что я попросила кого-то из своих гостей послушать песню (соседка ее крутила раз сто подряд) и сказать мне, что там на самом деле поется. На самом деле там было «маскировать забывчивость свою». Когда ребенок пытается учить на слух – проблемы интерпретации очень возможны. Решение проблемы – в том, чтобы сначала попытаться понять, что значит каждая строчка.
Кроме того, даже когда все слова понятны, из них не складывается образ. Ребенок говорит слова – а не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, — когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче.
учить с ребенком стихи
Трудности запоминания
Иногда попадаются трудные строчки. Однажды мы с сыном учили «Завещание» Лермонтова http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/37.htm , — верней, учил он, а я помогала, но тоже выучила за компанию. Оказалось, что ни он, ни я не в состоянии запомнить строчку, которую я выделяю жирным:
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Все остальные строчки в стихотворении – текучий монолог. А здесь, да еще в последней строфе, плавное течение спотыкается, слова не связаны друг с другом, рассыпаются. Это Лермонтов специально так сделал, не будем сейчас выяснять, зачем – но запомнить эту последовательность слов оказалось очень трудно. Поскольку, как всегда, стихи учатся в последний момент, через полчаса после отбоя – времени на размышление особо не было. Мы выпутались при помощи простого мнемонического приема: для каждого из логических отрезков строки придумали жест. «Смотри ж» — смотрим в бинокль, «да что» — разводим руками. «Моей судьбой» — прижимаем руку к груди, ну уж как придумалось.
Запомнить три жеста проще, чем шесть слов. Ребенок тормозит – я подсказываю жестами.
Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек, и пытается их заменять какой-нибудь ерундой: «Тогда пойдем ломить стеною» вместо
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Покажите им это «уж», «уж» — если не слышат, пусть увидят.
Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот. Вообще учить с ребенком стихи – прекрасная затея, взрослым это тоже полезно (см. пункт 1).
Трудности обучения
Очень может быть, что у ребенка на видео есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи, не только усталость и немотивированность. Это очень может быть проблема понимания на слух, например, или проблема памяти. К сожалению, обычно эти проблемы у детей остаются нераспознанными, что с ними делать и к какому специалисту вести ребенка – мало кто знает. Некоторые комментаторы, впрочем, справедливо замечают, что мы ничего не знаем о ребенке на видео и его родителях; это вполне может быть усыновленный ребенок с вынесенной из прошлой жизни манерой выражаться.
По-хорошему, ребенку может быть нужна консультация нейропсихолога и помощь коррекционного педагога, но в большинстве городов страны таких специалистов и взять-то негде. И помочь ребенку особенно никто не может, и вместо радости от того, что весна, счастье, солнце, птичий щебет, — получается унылая тоска и истязание, а вместо поэзии – площадная брань в детских устах.
Что Библия говорит об обучении?
Притчи 1: 5ESV / 1397 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Пусть мудрые слышат и умножаются в познании, а понимающий получает руководство,
Притчи 1: 7ESV / 1258 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Страх Господень — начало познания; глупцы презирают мудрость и наставления.
Притчи 18:15ESV / 1233 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Разумное сердце приобретает знания, а ухо мудрых ищет знания.
Притчи 9: 9ESV / 873 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Дайте наставления мудрому, и он будет еще мудрее; научи праведника, и он будет больше учиться.
2 Тимофею 3:16ESV / 855 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Все Писание выдохнуто Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления и для обучения праведности,
2 Тимофею 2:15ESV / 805 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Сделайте все возможное, чтобы представить себя Богу как одобренного, работника, которому нет нужды стыдиться, правильно говорящего со словом истины.
Филиппийцам 4: 9ESV / 793 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
То, что вы узнали, получили, слышали и видели во мне — практикуйте это, и Бог мира будет с вами.
Титу 2: 1ESV / 754 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но что касается вас, учите тому, что соответствует здравому учению.
Притчи 22: 6ESV / 686 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Обучите ребенка тому, как он должен идти; даже в старости он не отступит от этого.
2 Тимофею 3: 7ESV / 575 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Всегда учится и никогда не может познать истину.
Римлянам 15: 4ESV / 570 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Ибо все, что было написано в прежние дни, было написано для нашего наставления, чтобы через терпение и через поддержку Писаний мы могли иметь надежду.
2 Тимофею 3: 16-17ESV / 563 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Все Писание выдохнуто Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления и для обучения праведности, чтобы человек Божий мог быть компетентным и подготовленным для всякого доброго дела.
Колоссянам 3:16ESV / 555 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Пусть слово Христа обильно обитает в вас, обучая и наставляя друг друга во всей мудрости, распевая псалмы, гимны и духовные песни с благодарностью в ваших сердцах Богу.
2 Иоанна 1: 9ESV / 536 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
У каждого, кто идет впереди и не придерживается учения Христа, нет Бога. У того, кто пребывает в учении, есть и Отец, и Сын.
Луки 2:52ESV / 520 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И Иисус возрастал в мудрости, в росте и в любви у Бога и людей.
Притчи 10:17ESV / 514 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Кто прислушивается к наставлениям, тот находится на пути к жизни, но тот, кто отвергает обличения, сбивает с пути других.
Псалом 25: 4ESV / 504 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Познай мне пути твои, Господи; научи меня своим путям.
Псалом 32: 8ESV / 495 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Я наставлю тебя и научу тому, как тебе идти; Я буду советовать вам, глядя на вас.
Иакова 1: 5ESV / 476 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Если кому-то из вас недостает мудрости, пусть попросит Бога, Который всем щедро дает без упрека, и она будет дана ему.
Иоанна 14:26ESV / 470 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но Помощник, Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я сказал вам.
Матфея 28: 19-20ESV / 455 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот, я с тобой всегда, до скончания веков ».
Даниил 1:17ESV / 454 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Что касается этих четырех юношей, Бог дал им знания и навыки во всей литературе и мудрости, а Даниил имел понимание во всех видениях и снах.
Колоссянам 2: 8ESV / 435 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Следите за тем, чтобы никто не взял вас в плен философией и пустым обманом, согласно человеческим традициям, согласно элементарным духам мира, а не согласно Христу.
Псалом 118: 11ESV / 435 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Я сохранил в сердце твое слово, чтобы не грешить против тебя.
Второзаконие 5: 1ESV / 431 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И Моисей созвал весь Израиль и сказал им: «Слушай, Израиль, уставы и правила, которые я говорю в твоем слушании сегодня, и ты научишься их и будешь осторожен, чтобы их исполнять.
1 Иоанна 2:27ESV / 427 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но помазание, которое вы получили от него, пребывает в вас, и вам незачем, чтобы кто-нибудь учил вас.Но поскольку его помазание учит вас всему, и оно истинно, и не является ложью, — так же, как оно научило вас, пребывайте в нем.
Матфея 11:29ESV / 424 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Возьми на себя мое иго и научись у меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и ты найдешь покой своим душам.
Псалом 127: 3ESV / 420 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Вот дети — наследие от Господа, плод чрева — награда.
Иоанна 3:16ESV / 419 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единственного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Псалом 25: 5ESV / 414 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Направь меня в своей истине и научи меня, потому что Ты Бог моего спасения; тебя жду весь день.
Колоссянам 3:20ESV / 412 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Дети, во всем повинуйтесь своим родителям, ибо это угодно Господу.
Матфея 18:10ESV / 412 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
«Смотри, не презирай ни одного из этих маленьких. Ибо говорю вам, что на небесах их ангелы всегда видят лик моего Небесного Отца.
1 Фессалоникийцам 5:11ESV / 404 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Поэтому ободряйте друг друга и укрепляйте друг друга, как вы это делаете.
Псалом 25: 8-9ESV / 404 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Добрый и праведный Господь; поэтому он наставляет грешников на пути. Он ведет смиренных к правде и учит смиренных своему пути.
Матфея 11: 29-30ESV / 402 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Возьми на себя мое иго и научись у меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и ты найдешь покой своим душам. Ибо мое иго легко, и моя ноша легка ».
Притчи 3: 11-12ESV / 401 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Сын мой, не пренебрегай наказанием Господа и не утомляйся его обличений, ибо Господь упрекает того, кого он любит, как отца сына, которым он любит.
Исход 20:12ESV / 399 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
«Почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Римлянам 8:28ESV / 397 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И мы знаем, что для тех, кто любит Бога, все работает во благо, для тех, кто призван согласно Его замыслу.
1 Иоанна 1: 9ESV / 394 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Если мы исповедуем наши грехи, он верен и справедлив, чтобы простить нам наши грехи и очистить нас от всякой неправды.
1 Петра 5: 5ESV / 393 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Так и вы, младшие, подчиняйтесь старшим. Оденьтесь все вы со смирением по отношению друг к другу, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.”
Притчи 1: 8-9ESV / 391 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Слушай, сын мой, наставлений твоего отца и не оставляй учения своей матери, ибо они — изящная гирлянда для твоей головы и подвески для твоей шеи.
Псалом 23: 1-6ESV / 390 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Псалом Давида. Господь мой пастырь; Я не захочу.Он заставляет меня лечь на зеленые пастбища. Он ведет меня к тихой воде. Он восстанавливает мою душу. Он ведет меня по стезям правды ради своего имени. Даже если я пойду через долину тени смертной, я не убоюсь зла, потому что ты со мной; твой жезл и твой посох утешают меня. Вы готовите стол передо мной в присутствии моих врагов; вы помажете мою голову маслом; моя чашка переполнена. …
1 Тимофею 4:12ESV / 388 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Пусть никто не презирает вас за вашу молодость, но подавайте верующим пример в словах, в поведении, в любви, в вере, в чистоте.
Исайя 26: 9ESV / 385 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Моя душа тоскует по тебе ночью; мой дух во мне искренне ищет вас. Ибо, когда суды ваши на земле, жители мира научатся правде.
Притчи 4: 5-6ESV / 382 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Получите мудрость; получить представление; не забывай и не отворачивайся от слов моих уст.Не оставляй ее, и она сохранит тебя; люби ее, и она будет охранять тебя.
Титу 3:14ESV / 381 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И пусть наши люди научатся посвящать себя добрым делам, чтобы помогать в случае крайней нужды, а не оставаться бесплодными.
Иоанна 7:15ESV / 379 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Иудеи удивлялись, говоря: «Как же так получилось, что этот человек учился, если он никогда не учился?»
Притчи 15: 5ESV / 379 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Глупец презирает наставления своего отца, но всякий, кто принимает во внимание упреки, благоразумен.
Матфея 19:14ESV / 378 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но Иисус сказал: «Пусть дети приходят ко Мне и не препятствуют им, потому что им принадлежит Царство Небесное».
Второзаконие 31:13ESV / 375 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И чтобы их дети, не знавшие этого, могли слышать Господа, Бога твоего, и учиться бояться Его, пока ты живешь в земле, которую ты переходишь через Иордан, чтобы овладеть ею.”
Исайя 1:17ESV / 372 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Научитесь делать добро; ищите справедливости, исправляйте угнетение; оправдывать сирот, защищать дело вдовы.
Ефесянам 6: 1-3ESV / 369 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, потому что это правильно. «Почитай отца и мать» (это первая заповедь с обетованием), «чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.”
Притчи 16:21ESV / 367 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Мудрые сердцем называются проницательными, а сладость речи увеличивает убедительность.
Притчи 6:20ESV / 364 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Сын мой, соблюдай заповеди своего отца и не оставляй учения своей матери.
1 Паралипоменон 16:11ESV / 354 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Ищите Господа и Его силы; постоянно ищите его присутствие!
Иоанна 3:10ESV / 350 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Иисус ответил ему: «Ты учитель Израиля, но ты этого не понимаешь?
Притчи 20:11ESV / 348 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Даже ребенок показывает себя своими поступками, чистотой и честностью его поведения.
Иоанна 6:45ESV / 346 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
В Пророках написано: «И будут все научены Богом». Каждый, кто слышал и учился у Отца, приходит ко мне —
Матфея 18: 2-4ESV / 341 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И, призвав к себе ребенка, он поставил его посреди них и сказал: «Истинно, говорю вам, если вы не обратитесь и не станете как дети, вы никогда не войдете в Царство Небесное.Тот, кто смиряет себя, как этот ребенок, величайший в Царстве Небесном.
Притчи 23:22ESV / 340 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Слушайте своего отца, который дал вам жизнь, и не презирайте свою состарившуюся мать.
Притчи 10: 1ESV / 340 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Притчи Соломона.Мудрый сын радует отца, а глупый сын — горе его матери.
Иисуса Навина 1: 8ESV / 339 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Эта Книга Закона не отступит от ваших уст, но вы должны размышлять о ней день и ночь, чтобы быть осторожными, чтобы делать все, что в ней написано. Ибо тогда вы добьетесь успеха и тогда добьетесь большого успеха.
Иеремия 29:11ESV / 335 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Потому что я знаю планы, которые у меня есть для вас, говорит Господь, планы на благо, а не на зло, чтобы дать вам будущее и надежду.
Притчи 4: 1-2ESV / 333 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Слушайте, о сыновья, наставления отца и будьте внимательны, чтобы получить понимание, ибо Я даю вам хорошие наставления; не оставляйте мое учение.
Псалом 143: 10ESV / 324 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Научи меня исполнять твою волю, ибо ты мой Бог! Пусть твой добрый Дух ведет меня по ровной земле!
Ефесянам 6: 4ESV / 321 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Отцы, не раздражайте своих детей гневом, но воспитывайте их в наказании и наставлении Господа.
1 Тимофею 5: 4ESV / 314 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но если у вдовы есть дети или внуки, пусть они сначала научатся проявлять благочестие к своей семье и возвращаться к своим родителям, ибо это угодно Богу.
2 Тимофею 3:15ESV / 313 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И как вы с детства знакомы со священными писаниями, которые могут умудрить вас для спасения через веру во Христа Иисуса.
Римлянам 2:21ESV / 307 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Итак, учите других, разве вы не учите себя? Вы вороваете, проповедуя против воровства?
Откровение 3:19ESV / 293 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Тех, кого я люблю, я обличаю и наказываю, так что будь ревностным и покайся.
Исайя 26: 3ESV / 281 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Вы храните в полном спокойствии того, чей разум сосредоточен на вас, потому что он доверяет вам.
Притчи 4:11ESV / 278 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Я научил вас пути мудрости; Я вел вас по стезям правоты.
К Филиппийцам 4:13ESV / 276 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Я могу делать все через того, кто меня укрепляет.
Римлянам 3:23ESV / 259 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Все согрешили и лишены славы Божьей,
Иоанна 7:16ESV / 253 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Тогда Иисус ответил им: «Мое учение принадлежит не мне, а тому, кто послал меня.
1 Коринфянам 10:13ESV / 252 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Тебя не охватило искушение, не свойственное человеку. Бог верен, и Он не допустит, чтобы вы были искушаемы сверх ваших возможностей, но вместе с искушением Он также предоставит вам путь к спасению, чтобы вы могли вынести его.
Марка 10: 13-16ESV / 252 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И они приводили к нему детей, чтобы он прикоснулся к ним, и ученики упрекали их.Но когда Иисус увидел это, он возмутился и сказал им: «Пусть дети придут ко мне; не препятствуйте им, ибо таковым принадлежит Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие, как дитя, не войдет в него ». И он взял их на руки и благословил их, возложив на них руки.
Притчи 12: 1ESV / 249 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Кто любит дисциплину, любит знания, но тот, кто ненавидит обличения, глуп.
Псалом 118: 66ESV / 244 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Научи меня здравому смыслу и знанию, ибо я верю в твои заповеди.
Римлянам 6:23ESV / 243 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
2 Коринфянам 12: 9ESV / 242 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но он сказал мне: «Моей милости достаточно для тебя, потому что моя сила совершенствуется в слабости.«Поэтому я с большей радостью буду хвалиться своими слабостями, дабы могущество Христово почило во мне.
Римлянам 10:17ESV / 241 благодарность
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Итак, вера приходит от слышания, а слышание от слова Христа.
Притчи 3: 5-6ESV / 238 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Надейтесь на Господа всем своим сердцем и не полагайтесь на собственное понимание.Признавайте его всеми способами, и он исправит ваши пути.
Евреям 4:12ESV / 233 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Ибо слово Божие живо и действенно, острее всякого обоюдоострого меча, пронзающее до разделения души и духа, суставов и мозга и различающее мысли и намерения сердца.
Экклезиаст 12:12ESV / 230 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Мой сын, остерегайся всего, кроме этого.Созданию множества книг нет конца, а много учиться — это утомление плоти.
Деяния 20:20ESV / 227 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Как я не уклонялся от того, чтобы объявить вам ничего полезного и научить вас публично и по домам,
Откровение 1: 1-20ESV / 226 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Откровение Иисуса Христа, которое Бог дал ему, чтобы показать своим слугам то, что должно скоро произойти.Он сделал это известным, послав своего ангела своему слуге Иоанну, который засвидетельствовал слово Божье и свидетельство Иисуса Христа даже обо всем, что он видел. Блажен тот, кто читает вслух слова этого пророчества, и благословенны те, кто слышит и соблюдает написанное в нем, ибо время близко. Иоанна семи церквям, находящимся в Азии: благодать вам и мир от Того, Кто есть, и Кто был и грядет, и от семи духов, которые пребывают перед престолом его, и от Иисуса Христа, верного свидетеля, первенца мертвых, и правитель царей на земле.Тому, кто любит нас и Своей кровью освободил от наших грехов …
Притчи 24:16ESV / 225 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Ибо праведник семь раз падает и снова встает, а нечестивые во времена бедствия спотыкаются.
1 Петра 3:15ESV / 217 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но в ваших сердцах почитайте Христа Господа как святого, всегда готового защитить любого, кто спрашивает вас о причине надежды, которая в вас; но делайте это мягко и уважительно,
Псалом 118: 9ESV / 208 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Как может молодой человек оставаться чистым? Оберегая его по своему слову.
Бытие 1: 1ESV / 207 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
В начале Бог создал небо и землю.
Колоссянам 3:23ESV / 206 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Что бы вы ни делали, трудитесь от души, как для Господа, а не для людей,
Иоанна 14: 6ESV / 205 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь.Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня.
Матфея 6:33ESV / 205 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но ищите прежде Царства Божьего и Его правды, и все это приложится вам.
К Галатам 2:20ESV / 202 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Я был распят со Христом. Уже не я живу, но Христос живет во мне.И ту жизнь, которую я сейчас живу во плоти, я живу верой в Сына Божьего, который возлюбил меня и отдал Себя за меня.
Псалом 25: 4-5ESV / 199 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Познай мне пути твои, Господи; научи меня своим путям. Направь меня в своей истине и научи меня, потому что Ты Бог моего спасения; тебя жду весь день.
Ефесянам 2: 8ESV / 189 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Ибо благодатью вы спасены через веру.И это не ваше дело; это дар Божий,
Деяния 5:42ESV / 186 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
И каждый день в храме и из дома в дом они не прекращали учить и проповедовать Иисуса как Христа.
Филиппийцам 4: 6ESV / 184 благодарности
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Не беспокойтесь ни о чем, но во всем с помощью молитвы и мольбы с благодарением открывайте свои просьбы Богу.
Деяния 1: 8ESV / 176 благодарностей
Полезно
Не полезно
Полезно
Не полезно
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Святой Дух, и будете моими свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее, Самарии и до края земли ».
.
16 библейских стихов об обучении у других людей
Филиппийцам 4: 9
То, что вы узнали, получили, слышали и видели во мне, практикуйте эти вещи, и Бог мира будет с вами.
Второзаконие 4:10
Вспомни тот день, когда ты предстал перед Господом, Богом твоим, на Хориве, когда Господь сказал мне: «Собери народ ко Мне, и Я позволю им услышать Мои слова, чтобы они научились бояться Меня все дни, когда они живут на земле , и чтобы они могли учить своих детей.’
Второзаконие 5: 1
Тогда Моисей созвал весь Израиль и сказал им: «Слушай, Израиль, уставы и постановления, которые я говорю сегодня в твой слух, чтобы ты мог изучить их и внимательно их соблюдать.
Второзаконие 31:12
Соберите людей, мужчин, женщин, детей и пришельца, который находится в вашем городе, чтобы они могли слышать, учиться и бояться Господа, Бога вашего, и внимательно соблюдать все слова этого закона.
1 Коринфянам 4: 6-16
Теперь эти вещи, братья, я образно применил к себе и к Аполлосу ради вас, чтобы в нас вы могли научиться не превосходить написанное, чтобы никто из вас не стал высокомерным в отношении одного против другого.Кто считает вас выше? Что у вас есть, чего вы не получили? А если получил, то почему хвалишься, как будто не получил? Вы уже наполнены, вы уже стали богатыми, вы стали королями без нас; и действительно, я хочу, чтобы вы стали королями, чтобы мы также могли царствовать с вами. Подробнее.
Ибо, я думаю, Бог явил нас, апостолов, в последнюю очередь, как людей, приговоренных к смерти; потому что мы стали зрелищем для мира, как для ангелов, так и для людей.Мы безумны ради Христа, а вы благоразумны во Христе; мы слабы, а вы сильны; Вы выдающиеся, но мы без чести. По сей день мы и голодны, и жаждем, и мы плохо одеты, с нами грубо обращаются, и мы бездомные; а мы трудимся, работая своими руками; когда нас оскорбляют, мы благословляем; когда нас преследуют, мы терпим; когда нас клевещут, мы пытаемся примирить; мы превратились в отбросы мира, отбросы всего сущего, даже до сих пор. Я пишу эти вещи не для того, чтобы пристыдить вас, но чтобы увещевать вас, как моих любимых детей.Ибо если бы у вас было бесчисленное множество наставников во Христе, но у вас не было бы много отцов, потому что во Христе Иисусе Я стал вашим отцом через Евангелие. Поэтому я призываю вас подражать мне.
К Филиппийцам 3:17
Братья, присоединяйтесь к моему примеру и наблюдайте за теми, кто поступает по образцу, который у вас есть в нас.
2 Фессалоникийцам 3: 7-9
Ибо вы сами знаете, как вам следует следовать нашему примеру, потому что мы не действовали среди вас недисциплинированно, и мы не ели чей-либо хлеб, не заплатив за него, но трудом и лишениями мы продолжали работать день и ночь, чтобы не быть обузой ни для кого из вас; не потому, что мы не имеем на это права, а для того, чтобы предложить себя в качестве модели для вас, чтобы вы последовали нашему примеру.
1 Тимофею 2:11
Женщина должна спокойно получать наставления с полной покорностью.
1 Тимофею 5: 4
но если у какой-либо вдовы есть дети или внуки, они должны сначала научиться проявлять благочестие по отношению к своей семье и возвращаться к своим родителям; ибо это приемлемо в глазах Бога.
2 Тимофею 3:14
Однако вы продолжаете то, чему вы научились и в чем убеждаетесь, зная, от кого вы этому научились,
Притчи 9: 9
Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее,
Научи праведника, и он умножит свои знания.
Притчи 1: 5
Мудрый услышит и умножится в учении,
И человек разумный получит мудрые советы,
Притчи 18:15
Разум разумных приобретает знание,
И ухо мудрых ищет знания.
2 Тимофею 2: 2
То, что вы слышали от меня в присутствии многих свидетелей, доверьте это верным людям, которые смогут научить и других.
Римлянам 2:21
Итак, вы, обучающие другого, не сами ли учитесь? Вы, проповедующие, что не украдете, крадете?
.
Замечательное медицинское открытие, которое показывает, что изучение стихов, которые вы любите, может помочь предотвратить деменцию
Почему стихотворение в день удерживает доктора … замечательное медицинское открытие, которое показывает, что изучение стихов, которые вы любите, может помочь предотвратить слабоумие
- Поэзия от сердца — это шоу «Я верю, что может коренным образом изменить жизнь людей»
- Поэзия и пение песен помогут вам улучшить ваши языковые навыки
- По мере взросления изучение поэзии, несомненно, будет сдерживать слабоумие
Джайлс Брандрет для Daily Mail
Опубликовано: | Обновлено:
Почти полвека я делал программы для Radio 4, сотни передач (возможно, тысячи) на самые разные темы, но до сих пор я не принимал участия в тот, который, как я считаю, может коренным образом изменить жизнь людей.
Это смелое заявление, но читайте дальше, особенно если вы молодой родитель или пожилой человек, который время от времени переживает «моменты старости» и живет в страхе перед началом слабоумия.
Программа «Поэзия наизусть» была заказана, чтобы проверить мое чутье на то, что заучивать стихи наизусть — «хорошо». Оказывается, это так, но гораздо более фундаментально, чем вы можете себе представить.
Моя голова полна обрывков стихов — думаю, как и ваша.
Поэзия наизусть — это спектакль «Я верю, что может коренным образом изменить жизнь людей»
Моя — в основном стихи, которые выучили в детстве — и если вы тоже послевоенный бэби-бумер — это, скорее всего, будут похожие вещи .А.А. Милн («Они меняют караул в Букингемском дворце…»), Льюис Кэрролл («Twas brillig, and the slithy toves…»), Джон Мейсфилд («Я должен снова спуститься к морям…), Руперт Брук (» Если я умру, думай только об этом… »).
Отрывки и кусочки, которые я выучил дома или в школе, первые несколько строк из которых остались со мной на протяжении почти семи десятилетий, вертясь в моей голове. И я не один такой. Создавая эту радиопрограмму, я познакомился с рядом своих современников и обнаружил, что у нас очень похожие запасы сохраненных воспоминаний.
Майкл Розен (поэт и бывший детский лауреат) и я совпадали в университете, и через 50 лет обнаружили, что можем в унисон читать «Озимандиа» Шелли — или, по крайней мере, ее начало:
«Я встретил путешественника из античная земля,
Кто сказал: «Две огромные каменные ноги без хобота
Стойте в пустыне. . . ‘
Я начал свое исследование с герцогиней Корнуолл. Недавно она сменила королеву в качестве покровителя Королевского литературного общества и любезно пригласила меня на чай в Clarence House.
Она легкая компания: болтливая, общительная, незамысловатая, неприхотливая, увлеченный читатель, с настоящей страстью к поэзии.
Её вкус к поэзии не такой традиционный, как я ожидал. Она знала Теда Хьюза, и он читал ее детям свои стихи.
Одно из ее любимых стихотворений — «Рождественское перемирие» поэт-лауреата Кэрол Энн Даффи. ‘Я
.