Стороны общения коммуникативная интерактивная и перцептивная: Виды сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная
Стороны общения — перцептивная, интерактивная, коммуникативная
Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Перцептивная сторона общения
Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.
Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Они несут регулятивную функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка постигнуть ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, вследствие чего осуществляется построение стратегии собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, размышлениях, способностях, установках и др. Кроме этого также вырабатывается представление об отношениях, связующих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, вследствие чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.
В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при выработке плана взаимодействия каждому беседующему приходится брать в расчет одновременно потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров в ходе оценивания другого, стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной жизни индивиды не понимают реальных причин поведения остальных людей или понимают, но недостаточно. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим индивидам причины поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом.
Стороны делового общения тесно взаимосвязаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по коммуникации и грамотно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективному аргументированию, нахождению нужных доводов, что приводит к результативности беседы.
Основные стороны процесса общения служат для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания аспектным сторонам коммуникационного взаимодействия, связанным с характеристикой !рефлексии и взаимоотношений, которые складываются в процессе взаимодействия и влияния субъектов коммуникации друг на друга.
Интерактивная сторона общения
Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности. Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему. О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.
Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др. Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих. Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.
Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.
Коммуникативная сторона общения
В случаях, когда под общением понимают обмен информацией, то обычно подразумевают его коммуникативный аспект. То есть в узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и др. Все это вместе можно назвать информацией.
Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, а не простое движение сообщений. Взаимное информирование индивидов предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией. Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.
Характер взаимообмена информацией между всеми участниками общения обусловливается возможностью оказывать влияние друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией предполагает обязательное воздействие на партнера по коммуникации. Коммуникативное влияние, возникающее при общении, является не чем иным, как воздействием психологического характера одного субъекта на другого.
Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают по-разному их. Причинами этого могут служить возрастные особенности социальные, политические детерминанты.
В условиях коммуникационного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры, возникающие вследствие отсутствия понимания самой ситуации взаимодействия. Отсутствие понимания может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям можно отнести социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие мироощущения, мировоззрения, миропонимания. В данном аспекте коммуникационное взаимодействие свидетельствует о том, что оно представляет собой лишь сторону общения.
В ходе выстраивания типологии коммуникативных процессов разумным будет воспользоваться определением «направленность сигналов». Данное понятие позволяет выделить аксиальный и ретиальный коммуникативные процессы. Аксиальный процесс представляет собой направленность сигналов единичным приемником информации, другими словами отдельным людям. Ретиальный процесс представляет собой направленность сигналов во множество возможных адресатов.
Информация, распространяющаяся коммуникатором, бывает побудительного типа и констатирующего. Побудительный тип сообщений выражается в репликах просительного, приказного, рекомендательного характера. Она рассчитана на стимулирование какого-то определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть различными. Главным образом, в качестве стимула может выступать активизация, то есть призыв к действиям в нужном направлении и, наоборот, интердикция, то есть призыв, не допускающий некоторых действий, запрет определенных видов деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или расстройство некоторых независимых видов деятельности или повелений.
Констатирующие сообщения выражаются в форме уведомления или каких-либо сведений. Они используются в разнообразных образовательных системах и не предполагают непосредственной трансформации поведения и деятельности, однако косвенно способствует этому. Характер информации может быть различным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона преподнесения до включения в формулировку сообщения довольно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределяется коммуникатором – лицом, отправляющим информацию.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психологическая структура общения:коммуникативная,перцептивная, интерактивная сторона общения.
Понятие общения в психологии.Виды, функции и средства общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.
^ Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целя общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них:
1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.
2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.
3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:
1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;
3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
^ Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
^ 40. Уровни и виды общения
Виды общения.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
^ Уровни общения:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
^ 41. Средства общения: вербальные и невербальны
Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
1. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический (слова) и синтаксический (предложения). Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.
2. Невербальная коммуникация:
А) Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
Б) Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
В) Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
Г) Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне.
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.
К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.
Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные формы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Психологическая структура общения:коммуникативная,перцептивная, интерактивная сторона общения.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивнаясторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
а)
Коммуникативная сторона общения
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. “все должны говорить на одном языке”.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Средства коммуникации.
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Об этих видах коммуникации будет рассказано позже (в главах 3.1 и 3.2)
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
б) Интерактивная сторона общения.
Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
в) Перцептивная сторона общения
– это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, (см. пункт 4.5)
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. Социальный работник обязан знать структуру общения для того, чтобы более эффективно работать с клиентами.
Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная — Статьи
В повседневном общении выделяют три стороны, которые влияют на наше взаимопонимание. Это коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны. Каждая из них несёт индивидуальность в наше общение и восприятие собеседника.
Коммуникативная сторона заключается в обмене данными между собеседниками.
Интерактивная сторона отвечает за взаимопонимание и возможность налаживать общение за счет общих интересов и знаний.
Перцептивная сторона – это сторона чувств и восприятия, на основе которых вы делаете вывод о собеседнике и подбираете подходящую тактику общения.
Все три стороны общения используются нами повседневно, на работе и в личной жизни.
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативную сторону можно назвать одной из важных, именно она отвечает за достоверную передачу данных. Особенно это важно в работе коллектива, где правильное восприятие информации отвечает за качество работы предприятия.
При общении важно чётко и доступно доводить информацию, чтобы она была правильно понята и осмыслена.
Всегда требуется убеждение слушателей, они должны не только понять суть, но и разделить ваше мнение. Один известный психолог и экономист разработал множество известных всему миру схем для правильного восприятия информации. Этими схемами на протяжении многих лет пользуются рекламщики, маркетологи, экономисты.
Гарольд Лассуэлл – американский ученый, внедривший психологию и коммуникативную сторону общения в политические круги. Считается, что именно с его подачи начали разрабатываться подходы к избирателям и заранее оцениваться возможности отдельных кандидатов. Помимо власти его системы могут помочь и нам в общении с коллегами. Мы можем заранее обдумывать внедрение новой информации, её восприятие общественностью.
Рассмотрим пятиступенчатую модель, которую использует весь мир в работе, уже не вспоминая ее автора.
В данном случае слушателей может быть разное количество: главное, чтобы ваша аудитория была настроена на нужное восприятие.
На первой ступени находится тот, кто передаёт сообщение. Если вы являетесь генератором идеи, но не смогли стать лидером в коллективе, даже гениальный план может разбиться о скалы непонимания. Поэтому не стоит бежать и второпях рассказывать всем ваши планы. Может, есть человек, который умеет правильнее и доходчивее преподносить информацию.
На второй ступени — что именно вы хотите передать. Для передачи информации всегда необходимо найти нужное время и место. Вы не будете ставить рекламу геля для зубных протезов на детском канале. В ваших интересах проанализировать, где и в какое время данная информация будет лучше восприниматься.
Третье — как вы будете преподносить информацию, в каком ключе. Насколько хорошо усвоят сказанное, зависит от вашей манеры разговора. Вы можете преподнести речь на повышенных тонах, а можете как дружеское предложение.
Пятое — до кого должна достучаться ваша речь, имеет значение. Если это работники аптеки, не стоит преподносить им информацию сухими экономическими терминами, она подействует как колыбельная и совершенно не отложится в памяти.
Подумайте, какие у вас ожидания от эффекта. Всегда просчитывайте возможные риски. В данном случае вы должны суметь четко и ясно ответить на все возникшие возражения.
Перцептивная сторона общения
Напрямую связана с нашими эмоциями и чувствами. На нее влияет характер и наши чувства. Хотим мы этого или нет, но любой человек вызывает у нас определенные эмоции, наше общение с ним напрямую от них зависит.
Интерактивная сторона общения
Эта сторона общения имеет большое значение в общении между сотрудниками, коллективами. Рассматривают два типа: конкуренцию и кооперацию. В зависимости от подхода и выбора типа управления и возникают различные разногласия между сотрудниками. При правильном подходе к управлению можно добиться минимальных трудностей и больших успехов.
Коммуникативный, информативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
Сам процесс общения очень сложен для облегчения понимания обозначим его структуру выделив в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация мб изображена так: S-S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент), (В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят соц или психологич характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация мб побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение)
Информационный обмен — глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.
Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации.
Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).
Общение — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к собеседнику.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения.
Наиболее значимы кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика — ритмико интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).
Экстралингвистическая система — это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения.
Общение всегда пространственно организовано.
Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К проксемическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.
Э. Холл определил нормы дистанции четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) — при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед аудиториями.
Интерактивная сторона общения. Это хар-ка тех компонентов общения, кот связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция — одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии — интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия — экстраверсия, мобильность — ригидность, доминантность — недоминантность. К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека. Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному
типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру. Мобильность и ригидность — качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия — актов, или действий. Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения. Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения. Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения. Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека — совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Выделяют основные стратегии взаимодействия:
соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
Перцептивная сторона общения — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Социальная перцепция — восприятие, пониманиеи оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. Социальное восприятие включает восприятие меж-личностное, самовосприятие и восприятие межгруп-
повое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его
личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его
поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную. Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. В определенном смысле восприятие — это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
порядка. Механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют и оценива ют другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:
1) эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;
2) аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;
3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут в,идеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.
Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведения человека и передачи видового опыта.
Поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание кажд из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности кажд из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возм лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
17 Перцептивная, коммуникативная и Интерактивная сторона общения
Коммуникативная
сторона общения
Во
время акта общения имеет место не просто
движение информации, а взаимная передача
закодированных сведений между двумя
индивидами – субъектами общения.
Следовательно, имеет место обмен
информацией. Но люди при этом не просто
обмениваются значениями, они стремятся
при этом выработать общий смысл. А это
возможно лишь в том случае, если информация
не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное
взаимодействие возможно только в том
случае, когда человек, направляющий
информацию (коммуникатор) и человек,
принимающий ее (реципиент) обладают
сходной системой кодификации и
декодификации информации. Т.е. “все
должны говорить на одном языке”.
В
условиях человеческой коммуникации
могут возникать коммуникативные барьеры.
Они носят социальный или психологический
характер.
Сама
по себе исходящая от коммуникатора
информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на
то, чтобы стимулировать какое-либо
действие) и констатирующей (сообщение
– имеет место в различных образовательных
системах).
Средства
коммуникации. Для передача любая
информация должна быть соответствующим
образом закодирована, т.е. она возможна
лишь посредством использования знаковых
систем. Самое простое деление коммуникации
– на вербальную и невербальную,
использующие разные знаковые системы.
Об этих видах коммуникации будет
рассказано позже (в главах 3.1 и 3.2)
Модель
коммуникативного процесса Лассуэлла
включает пять элементов: КТО? (передает
сообщение) – Коммуникатор
ЧТО?
(передается) – Сообщение (текст) КАК?
(осуществляется передача) – Канал КОМУ?
(направлено сообщение) – Аудитория
С
КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно
выделить три позиции коммуникатора во
время коммуникативного процесса:
открытая (открыто объявляет себя
сторонником излагаемой точки зрения),
отстраненная (держится подчеркнуто
нейтрально, сопоставляет противоречивые
точки зрения) и закрытая (умалчивает о
своей точке зрения, скрывает ее).
Интерактивная
сторона общения.
Это
характеристика тех компонентов общения,
которые связаны с взаимодействием
людей, с непосредственной организацией
их совместной деятельности. Есть два
типа взаимодействий – кооперация и
конкуренция. Кооперативное взаимодействие
означает координацию сил участников.
Кооперация является необходимым
элементом совместной деятельности,
порождается самой ее природой. Конкуренция
– одной из наиболее ярких ее форм
является конфликт.
в)
Перцептивная сторона общения – это
процесс восприятия и понимания людьми
друг друга.
Перцептивная
сторона общения означает процесс
восприятия друг друга партнерами по
общению и установления на этой основе
взаимопонимания. В реальной действительности
каждая из этих сторон не существует
изолированно от других и выделение их
возможно лишь в ходе научного анализа.
18. Барьеры, возникающие в процессе общения и средства общения
Это
психологические препятствия на пути
адекватной передачи информации между
партерами по общению. К ним относятся:
1)барьеры понимания или непонимания;
2)барьеры социально — культурных различий;
3)невербальные барьеры; 4)барьеры социально
— культурных различий; 5)барьеры отношений;
6)плохое слушание (неумение слушать).
Возникновение барьера понимания обычно
связано с рядом причин как психологического,
так и иного порядка. а)первое впечатление
(внешность, речь, манера поведения и
многое другое). b)предубеждение в отношении
себя и других (недооценка или переоценка,
c)эффект порядка. При общении с незнакомыми
людьми больше доверяют и запоминают
информацию, поступающую первой (вначале
беседы), при общении с друзьями —
информацию, поступающую последней.
Барьер фонетического непонимания
порождается таким фактором, как
невыразительная быстрая речь,
речь-скороговорка и речь с большим
количеством звуков-паразитов. Существует
также и логический барьер непонимания.
Он возникает в тех случаях, когда логика
рассуждения, предлагаемая коммуникатором,
либо слишком сложна для восприятия
реципиента, либо кажется ему неверной,
либо противоречит присущей ему манере
доказательства.
Барьер
«возраста» — возникает между взрослыми
и детьми (взрослый не понимает, чем живет
ребенок, что является причиной многих
конфликтов), между людьми разных
поколений. Барьер «ожидания непонимания».
Вы должны вступить в непосредственное
взаимодействие с человеком в деловом
или личностном общении, но вас волнует
вопрос: правильно ли вас поймет партнер?
Барьер «боязни» контакта с человеком.
Бывает, что вам необходимо вступить в
непосредственный контакт с человеком,
но как-то неловко. Барьер отрицательной
установки, введенной в опыт человека
кем-либо из других людей. Вам сообщили
отрицательную информацию о ком-то, и
складывается негативная установка по
отношению к человеку, о котором вам мало
что известно, нет опыта личного
взаимодействия с ним. Барьер предвзятости
и беспричинной негативной установки.
Выражается в следующем: внешне беспричинно
человек начинает отрицательно относиться
к тому или иному человеку в результате
первого впечатления или по каким-то
скрытым причинам Первое впечатление
считается одним из барьеров, который
может способствовать ошибочному
восприятию партнера по общению. Почему?
Первое впечатление, по сути, не всегда
бывает первым, так как на формирование
образа влияет и зрительная, и слуховая
память. Следовательно, оно может быть
относительно адекватным, соответствовать
чертам характера, а может быть ошибочным.
СРЕДСТВА
ОБЩЕНИЯ(Бердвиссл, А.Мейерабианом.)
Невербальное
общение
— это «язык жестов», включающий такие
формы самовыражения, которые не опираются
на слова и другие речевые символы.
Австралийский специалист А. Пиз
утверждает, что с помощью слов передается
7 % информации, звуковых средств — 38%,
мимики, жестов, позы — 55%. 1.Кинесика —
общая моторика различных частей тела,
отображающая эмоциональные реакции
человека. К кинесике относятся
выразительные движения, проявляющиеся
в жестах и мимике, в пантомимике (моторика
всего тела, включающие в себя позу,
походку, осанку и др.), а также визуальном
контакте.2. Визуальный контакт является
исключительно важным элементом общения.
Смотреть на говорящего означает не
только заинтересованность, но и помогает
нам сосредоточить внимание на том, что
нам говорят. 3.Голосовые характеристики.
Просодика — это общее название таких
ритмико-интонационных сторон речи, как
высота, громкость голоса, его тембр.
Экстралингвистика — это включение в
речь пауз и различных психофизиологических
явлений человека: плача, кашля, смеха,
вздоха и т.д. 4.Такесика изучает
прикосновения в ситуации общения. К
такесическим средствам общения относятся
динамические прикосновения в форме
рукопожатия, похлопывания, поцелуя.5.
Проксемика. (близость) Дистанция. 6.
Ориентация. Следует отметить также
такие проксемические компоненты
невербальной системы, как ориентация
и угол общения. Ориентация выражается
в повороте тела и носка ноги в направлении
партнера или в сторону от него, что
сигнализирует о желании общаться.
Вербальные
ср-ва общения:
К вербальным средствам деловых
коммуникаций относятся устная и
письменная речь (включая различного
рода документацию). Вербальное общение
использует в качестве знаковой системы
человеческую речь, естественный звуковой
язык, т. е. систему фонетических знаков,
включающую два принципа: лексический
и синтаксический. Речь является самым
универсальным средством коммуникации,
поскольку при передаче информации при
помощи речи менее всего теряется смысл
сообщения. Правда, этому должна
сопутствовать высокая степень общности
понимания ситуации всеми участниками
коммуникативного процесса, о которой
речь шла выше.
При
помощи речи осуществляются кодирование
и декодирование информации: коммуникатор
в процессе говорения кодирует, а реципиент
в процессе слушания декодирует эту
информацию. Виды. 1)Значение речи и языка,
2)св-ва речи и языка. 3) Функции речи и
языка. 4_ Виды речи и языка.
11. Понятие общение. Средства общения. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная сторона общения.
Общение
—
сложный процесс взаимодействия между
людьми, заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами
общения
являються живые существа, люди. В принципе
общение характерно для любых живых
существ, но лишь на уровне человека
процесс общения
становиться осознанным, связанным
вербальными и невербальными актами.
Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее —
реципиентом.
Содержание
общения —
информация, которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного живого
существа другому.
Это могут быть сведения о внутреннем
(эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта,
об обстановке во внешней среде. Наиболее
разнообразно содержание информации в
том случае, если субъектами общения
являються люди.
Цель
общения —
отвечает на вопрос «Ради чего существо
вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения.
У животных цели общения
не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических потребностей. У
человека же эти цели могут быть весьма
и весьма разнообразными я являть собой
средства удовлетворения социальных,
культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
Средства
общения —
способы кодирования, передачи, переработки
и расшифровки информации, которая
передается в процессе общения
от одного существа к другому.
Кодирование информации — это способ ее
передачи. Информация между людьми может
передаваться с помощью огранов чувтв,
речи и других знаковых систем, письменности,
технических средств записи и хранения
информации.
К
структуре общения
можно подойти по-разному, в данном случае
будет охарактеризована структура путем
выделения в общении трех взаимосвязанных
сторон: коммуникативной, интерактивной
и перцептивной ( Андреева
Г.М. Социальная психология. — М., Аспект
Пресс, 1996.) .
Таким
образом схематически структуру общения
мы представим так:
Коммуникативная
сторона общения
(или коммуникация в узком смысле слова)
состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами.
Интерактивная
сторона
заключается в организации взаимодействия
между общающимися индивидами (обмен
действиями).
Перцептивная
сторона общения
означает процесс восприятия и познания
друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.
12. Понятие о группе. Виды групп. Типология групп по уровню их развития. Дифференциация в группах.
Группа
– это
человеческая общность, выделяемая на
основе общего признака, например
социальной принадлежности, наличия и
характера совместной деятельности,
особенностей организации и т. д.
БОЛЬШИЕ
ГРУПППЫмогут быть реальными
(контактными), образующими социальную
общность, включающую значительное число
людей, существующую в общем пространстве
и времени (например, трудовой коллектив
предприятия) и условными, выделяемыми
и объединяемыми на основе некоторых
признаков — половых, национальных,
возрастных, имущественных и др.)
МАЛЫЕ
ГРУППЫ
— это
всегда контактные общности, связанные
реальным взаимодействием входящих в
них лиц и реальными взаимоотношениями
между ними.
Эти группы могут быть официальными
(формальными), т.е. иметь юридически
фиксированные права и обязанности,
нормативно закрепленную структуру,
назначенное или избранное руководство.
Выделяются также и неофициальные (чаще
их называют неформальными) группы, не
имеющие юридически фиксированного
статуса, но характеризующиеся сложившейся
системой межличностных отношений
(дружбы, симпатии, взаимопонимания,
доверия и пр.). Границы между официальными
и неформальными группами условны и
относительны. Важной задачей воспитательной
работы учителя является формирование
такого рода неформальных групп учащихся,
существование которых укрепляло бы
функционирование тех официальных групп,
в которые входят школьники.
Важнейшими
условиями классификации групп является
степень или уровень их развития.
Принято
выделять следующие виды групп.
Неорганизованная
и случайно организованная группа
(номинальная группа, конгломерат; зрители
в кино, случайные члены экскурсионных
групп и т. п.) характеризуется
добровольным временным объединением
людей на основе сходства интересов или
общности пространства.
Ассоциация
– группа, в которой взаимоотношения
опосредуются только личностно значимыми
целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация
– группа, отличающаяся реально действующей
организационной структурой.
Межличностные
отношения в такой группе носят деловой
характер и подчинены достижению
требуемого результата в определенном
виде деятельности.
Корпорация
– группа, объединенная только внутренними
целями, не выходящими за ее рамки, и
стремящаяся осуществить свои групповые
цели любой ценой, в том числе и за счет
других групп. Иногда корпоративный дух
может иметь место в трудовых или учебных
группах, когда группа приобретает черты
группового эгоизма.
Коллектив
– устойчивая во времени организационная
группа взаимодействующих людей,
объединенных целями совместной
общественно полезной деятельности и
сложной динамикой формальных (деловых)
и неформальных взаимоотношений.
Комплексным
показателем взаимоотношений в коллективе
является его социально-психологический
климат – совокупность отношений членов
коллектива к условиям и характеру
совместной деятельности; к коллегам,
членам коллектива; к руководителю.
По
уровню развития все группы делят на
четыре вида: диффузные, ассоциации
(просоциальни и асоциальные), корпорации
и коллективы.
Диффузная группа —
неустойчивое кратковременное объединение
людей, возникает на основе личностно-значимой
деятельности. В ней межличностные
отношения не опосредует содержание
совместной деятельности, поскольку она
отсутствует. Состав группы — случайный,
отношения устанавливаются на уровне
симпатии — антипатии. Примером такой
группы есть люди, которые едут в одном
купе поезда.
Ассоциация — группа, в
которой межличностные отношения
опосредуют личностно-значимый для
каждого содержание совместной
деятельности. Роли и статусы в такой
группе строго детерминированы, но от
этого не зависит эффективность совместной
деятельности. Ассоциация имеет свои
групповые нормы и ценности, которые
поддерживают ее функционирования и на
которые ориентируются ее субъекты.
Корпорация-группа,
в которой межличностные отношения
опосредуют личностно-значимый для ее
членов, но асоциальный содержание
групповой деятельности. Корпорацией
можно считать хорошо сплоченную группу,
противопоставляет себя обществу,
нарушает нормы морали и права, преследует
корыстные групповые интересы. Это
замкнутый объединения, отгороженное
от воздействия. Оно имеет авторитарного
лидера, который применяет суровые методы
управления. Типичным примером корпорации
является мафиозная объединения.
Асоциальные ассоциации отличаются от
корпорации своей структуре и характеру
действий. У них нет устойчивого лидера
и строгих методов управления.
Коллектив-группа,
в которой межличностные отношения
опосредуются общественно ценным и
личностно-значимым содержанием совместной
деятельности. Он является высшим уровнем
развития группы, потому что в нем, кроме
характерной для предыдущих трех видов
групп признаки (личностная значимость
деятельности), появляется новая —
общественная ценность деятельности.
Коллектив является идеальной с точки
зрения общества сообществом. Поэтому
любое общество стремится воспроизвести
себя в коллективах, которые боролись
бы за воплощение его идеалов и
ценностей.
Итак, классификация групп
по уровню их развития основывается на
межличностных отношений, возникающих
в условиях совместной деятельности.
Помимо
рассмотренных ранее процессов сплочения
и интеграции, в группе протекают процессы
дифференциации (от лат. differentia —
разность) межличностного взаимодействия
и выделения лидеров —
членов малой группы, имеющих определенное
влияние на различные стороны ее жизни.
В процессе жизнедеятельности группы
одни участники выдвигаются на доминирующие,
ведущие позиции, другие занимают позиции
ведомых. Многие годы ученые изучают эти
процессы с помощью специальных методов,
определяя механизмы дифференциации,
природу лидерства и его различные
проявления. Процессы развития группы,
в частности, наблюдают и изучают на
примере школьного класса.
12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона.
Три
стороны структуры общения: коммуникативная,
интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация в
узком смысле слова, состоит в обмене
информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная
сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися
индивидами, т.е. в обмене не только
знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная
сторона общения означает процесс
восприятия и познания друг друга
партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания.
13. Общение как обмен информацией.
Один
из элементов структуры общения –
коммуникативная сторона (общение как
обмен информацией)
В общении
информация формируется, уточняется.
Процесс
коммуникации интерсубъективный. Когда
каждая сторона в общении является
субъектом.
КР
РК
К1
2 3 4 Р
Интенция – человек стремится передать
свои мысли, чувства (невербалика, мимика)Кодирование информации – облегчает
его в словесную форму, доступную для
собеседника)Передача информации
Декодирование
Ласвел
(социальный психолог, журналист) предложил
структуру процесса коммуникации:
кто передает информацию
что передается (сообщение)
как передается (канал передачи)
кому
эффект или результат процесса передачи
информации
Социально-психологический
барьер – психологическая свойства
личности либо психологические состояния,
препятствующие реализации
духовно-психического потенциала личности
(состояние нервно-психического потенциала,
эйфория, сильная радость, стеснительность,
некоммуникабельность, интравертируемость,
завышенная самооценка).
Паралингвистические
средства – все, что связано с речью
(тембр, громкость)
Экстралингвистические
– звуки, не связанные с речью, но дающие
определенную информацию (покашливание,
звуки ну, а-а-а, смех, плач).
Проксимика
– организация пространства и времени
коммуникативного процесса.
«Эффект
купе» — незнакомые люди
«Эффект
сцены» — зажатость перед аудиторией
14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
1)
Общение нельзя рассматривать лишь как
отправление информации
какой-то передающей системой или как
прием ее другой системой потому,
что в отличие от простого «движения
информации» между двумя устройствами
здесь мы имеем дело с отношением двух
индивидов, каждый из которых
является активным субъектом: взаимное
информирование их предполагает
налаживание совместной деятельности.
Каждый
участник
коммуникативного процесса предполагает
активность также и в своем партнере,
он не может рассматривать его как некий
объект.
Другой
участник — тоже
субъект, направляя ему информацию, на
него необходимо ориентироваться, т.е.
анализировать его мотивы, цели, установки
(кроме, разумеется, анализа своих
собственных целей, мотивов, установок)
Схематично
коммуникация
может быть изображена как интерсубъектный
процесс (S
S).
В
коммуникативном процессе происходит
активный обмен ею. Суть
коммуникативного
процесса — не просто взаимное
информирование, но совместное
постижение предмета. Поэтому в каждом
коммуникативном процессе
реально даны в единстве деятельность,
общение и познание.
2)
Характер обмена информацией между
людьми
определяется тем, что посредством
системы знаков партнеры могут повлиять
друг на друга.
Обмен
такой информацией
обязательно предполагает воздействие
на поведение партнера, т.е. знак
изменяет состояние участников
коммуникативного процесса
Коммуникативное
влияние — это психологическое
воздействие одного коммуниканта на
другого с целью изменения
его поведения. Эффективность коммуникации
измеряется именно тем,
насколько удалось это воздействие.
Таким
образом, при обмене информацией
происходит изменение самого типа
отношений, который сложился
между участниками коммуникации.
3)
Коммуникативное влияние как результат
обмена информацией
возможно лишь тогда, когда человек,
направляющий информацию
(коммуникатор), и человек, принимающий
ее (реципиент), обладают
единой или сходной системой кодификации
и декодификации (все должны говорить
на одном
языке).
Это
особенно важно потому, что коммуникатор
и реципиент в коммуникативном
процессе постоянно меняются местами.
Всякий обмен информацией между ними
возможен лишь при условии, что знаки и,
главное, закрепленные
за ними значения известны всем участникам
коммуникативного процесса.
Только принятие единой системы значений
обеспечивает возможность
партнеров понимать друг друга.
Тезаурус
— обозначающий
общую систему значений, принимаемых
всеми членами группы. Но
все дело в том, что, даже зная значения
одних и тех же слов, люди могут понимать
их неодинаково: социальные, политические,
возрастные особенности могут
быть тому причиной. Поэтому
у общающихся должно быть идентично
одинаковое
понимание ситуации общения. А это
возможно
лишь в случае включения коммуникации
в некоторую общую систему деятельности.
4)
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать
совершенно специфические коммуникативные
барьеры. Они носят
социальный или психологический
характер.
Барьеры
могут возникать из-за
того, что отсутствует понимание ситуации
общения, вызванное не просто различным
языком, на котором говорят участники
коммуникативного процесса, но различиями
более глубокого плана, существующими
между партнерами (социальные,
политические, религиозные, профессиональные
различия)
Они
порождены
объективными социальными причинами,
принадлежностью партнеров
по коммуникации к различным социальным
группам, и при их проявлении
особенно отчетливо выступает включенность
коммуникации в более широкую систему
общественных отношений.
Барьеры
при коммуникации могут носить и более
чисто
выраженный психологический характер.
Они могут возникнуть или вследствие
индивидуальных психологических
особенностей общающихся (например,
чрезмерная застенчивость одного из
них, скрытность
другого, присутствие у кого-то черты,
получившей название «некоммуникабельность»),
или в силу сложившихся между общающимися
особого
рода психологических отношений: неприязни
по отношению друг к другу,
недоверия и т.п.
Направленность
сигналов:
а)
аксиальный
коммуникативный процесс — сигналы
направлены единичным приемникам
информации, т.е. отдельным людям;
б) ретиальный
коммуникативный процесс — сигналы
направлены множеству вероятных адресатов.
Сторон общения — перцептивного, интерактивного, коммуникативного
Стороны общения тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с точки зрения совместной деятельности и как особую деятельность.Коммуникационное взаимодействие — это своего рода структурная модель, содержащая два аспекта: содержательный и формальный. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный — в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.
Перцепционная сторона общения
Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, состоящий в потребностях людей в совместной деятельности, и коммуникативный, который представляет собой обмен информацией.
Перцептивная сторона коммуникации — это процесс, который действует как существенная часть коммуникации и основан на знании (восприятии) друг друга участниками процесса коммуникации. Индивид всегда выступает в общении как личность. Исходя из внешнего аспекта поведения, субъект как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие во время взаимодействия.У них есть регулирующая функция. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций испытуемого, т.е.вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, отношениях и т. Д.Кроме того, развивается представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.
В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом.Отсюда следует, что сравнение самих себя с другими индивидами происходит с двух или более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя друг с другом. Следовательно, при разработке плана взаимодействия каждый интервьюер должен учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров во время оценки другого стремится выстроить определенную систему интерпретации поведения оппонента, особенно его причин.В повседневной жизни люди не понимают настоящих причин поведения других людей или не понимают, но этого недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают другим людям причины своего поведения, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому в деловом общении очень важны внешний вид, манера общения и поведения. Ведь от этого зависит карьерный рост человека и его успехи в деятельности в целом.
Стороны делового общения тесно взаимосвязаны.Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективной аргументации, поиску верных аргументов, что приводит к разговору.
Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого из его элементов. Современная социальная психология утверждает, что больше внимания следует уделять аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.
Интерактивная сторона общения
Стороны коммуникативного процесса характеризуют основные составляющие коммуникации. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребностей людей в совместной деятельности. Общение всегда должно предполагать определенный результат — изменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, которые регулируют взаимоотношения субъектов и образуют определенную систему.О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует такая же реакция общества на одно действие, которое отличается от действий других. Сфера социальных норм довольно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами начального образования и вежливости.
Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает при этом регулировать действия, подвергая их оценке и разделению на релевантные и несоответствующие нормы.Социальный контроль в процессе коммуникативного взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, которые играют коммуникативные акторы. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. Эти должности включают возраст, положение и т. Д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям других. Каждый человек может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту.Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, определяется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться существенными и деловыми различиями и различиями личных и прагматических интересов. В то же время отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нарастание эмоционального напряжения.Также причинами конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, которые препятствуют установлению успешного взаимодействия разговора. Значимым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несоответствие смыслов запросов, требований, распоряжений участникам коммуникации, которое создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Семантические барьеры приобретают все большую роль в педагогическом и деловом общении.Объясняется это разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. Д. Поэтому стороны делового общения делового человека и учителя в идеале должны быть развиты одинаково.
Особое значение для предмета, как правило, имеет связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут иметь разное значение.Поэтому в коммуникативном взаимодействии умение поставить себя на место другого участника коммуникации имеет первостепенное значение.
Коммуникативная сторона общения
В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно подразумевается его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т. Д.Все это вместе можно назвать информацией.
Коммуникация не должна рассматриваться только в контексте отправки и получения информации, поскольку в процессе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование людей предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет важную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принимается и понимается.
Характер обмена информацией между всеми участниками коммуникации определяется способностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное влияние, возникающее в результате общения, — не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другого.
Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия имеют общую систему кодирования.Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.
В контексте коммуникационного взаимодействия часто могут возникать определенные препятствия из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, которые существуют между участниками общения.К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие самые разные восприятия, мировоззрения, мировоззрения. В этом аспекте коммуникационное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону коммуникации.
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет нам различать осевые и реальные коммуникативные процессы. Осевой процесс — это направление сигналов одним приемником информации, другими словами, отдельным людям.Реальный процесс — это направление сигналов ко многим возможным направлениям.
Информация, распространяемая коммуникатором, носит поощрительный и подтверждающий характер. Поощрительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном стимулом может быть активация, то есть призыв к действию в правильном направлении и, наоборот, помешательство, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство деятельности или команды какого-либо независимого вида.
Распознавающие сообщения выражаются в форме уведомления или любой информации. Они используются в самых разных образовательных системах и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, но косвенно способствуют этому. Характер информации может быть разным. Например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения довольно очевидных элементов убеждения в формулировку сообщения. Вариант сообщения определяется коммуникатором — лицом, отправляющим информацию.
,
Типы восприятия в общении
То, как люди воспринимают информацию вокруг себя, уникально для каждого человека. Он основан на ряде факторов, с которыми люди рождаются и которые испытывают на протяжении всей своей жизни. В бизнесе очень важно понимать роль восприятия в общении. Успешные компании общаются со своими клиентами, партнерами, заинтересованными сторонами и сотрудниками, принимая во внимание различные способы восприятия их сообщений.
Понимание восприятия
Восприятие — это то, как люди понимают сообщения , с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.Это активный процесс, который проходит мозг при обработке информации. В бизнесе восприятие влияет на то, как клиенты и другие заинтересованные стороны придают значение вашему бизнесу и сообщениям, которые вы отправляете миру. Зная, как работает восприятие, вы сможете устранить любые коммуникативные недопонимания до того, как они произойдут.
Процесс восприятия
Восприятие и общение тесно связаны. Во время общения с другими восприятие следует трехэтапному процессу:
- Выбор
- Организация
- Интерпретация
На первом этапе люди выбирают информацию, которую они хотят воспринять, и это влияет на остальные процесса восприятия.Существует ряд различных сообщений, которыми всех засыпают, и никто не может воспринять каждое из них. Вот почему мозг выбирает определенные части сообщения, на которых нужно сосредоточиться.
Например, если два человека смотрят рекламу местной парикмахерской, они оба могут сосредоточиться на другом аспекте. Один может сосредоточиться на различных прическах, которые может сделать салон, а другой может обратить внимание на расположение салона.
На следующем этапе люди организуют информации, которую они выбрали для восприятия.У каждого человека свой способ категоризации информации, и это связано с прошлым восприятием и опытом. Например, человек, который сосредоточился на различных прическах в рекламе, может искать парикмахера для своей предстоящей свадьбы. Если они исследовали местных парикмахеров, они могут разделить эту информацию на другие похожие, которые они исследовали.
На последнем этапе люди придают значение информации, которую они выбрали и организовали.Как и все аспекты восприятия, интерпретация основана на ряде факторов, которые испытал человек. Например, если в рекламе парикмахерской говорится, что это место находится в нескольких минутах ходьбы от определенного места, человек, который сосредоточен на этом месте, может интерпретировать это как близкое к их дому.
Типы восприятия
Есть четыре основных фактора, которые влияют на то, как восприятие различается между людьми:
- Физиология
- Прошлый опыт
- Культура
- Настоящие чувства
Если ваш малый бизнес продает поздравительные открытки ручной работы , то, как вы общаетесь со своими клиентами, сотрудниками и другими заинтересованными сторонами, должно учитывать то, как они воспримут ваши сообщения.
Хотя невозможно адаптировать ваше сообщение для каждого отдельного члена аудитории, вы можете нацелить свои сообщения на групп людей , которые могут воспринимать ваши сообщения аналогичным образом в зависимости от каждого из четырех факторов.
Восприятие и физиология
Физиология человека является одним из факторов, влияющих на то, как он воспринимает сообщения, и включает такие аспекты, как возраст, пол и физические характеристики . Возраст вашей аудитории будет определять, как они будут рассматривать ваши продукты и услуги.Дети воспринимают сообщения иначе, чем подростки, которые смотрят на вещи иначе, чем взрослые. То, как человек когда-то воспринимал сообщения в детстве, будет меняться по мере взросления.
Идентифицируется ли человек как мужчина или женщина, также влияет на то, как он воспринимает сообщения. Настоящие физические характеристики человека, такие как вес и рост, также могут влиять на его восприятие. Например, маленький ребенок может воспринимать человека ростом 4 фута огромным, в то время как взрослый среднего роста может воспринимать того же человека низким.
Для владельца бизнеса, который делает поздравительные открытки, может быть важно учитывать физиологические характеристики своей аудитории при разработке своего сообщения. Понимая возраст, пол и физические характеристики своего основного сегмента аудитории, они могут создавать сообщения, которые воспринимаются как задуманные.
Восприятие и прошлый опыт
Прошлый опыт человека играет большую роль в формировании его восприятия общения. Это важно понимать в деловой среде, потому что это влияет на то, хотят ли ваши клиенты покупать у вас.Прошлый опыт может включать что угодно, от чьего-то детства до
.
Перцептивная сторона общения: психологическое содержание
Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем обязательно должно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет о понимании отношения, мотивов и целей вашего партнера, а также о его принятии и разделении. Только в этом случае происходит восприятие одного человека другим и можно говорить о существовании межличностного понимания.
Перцептивная сторона общения выполняет следующие функции:
- формирует содержание межличностного восприятия;
- способствует взаимопониманию;
- Влияние партнеров при общении друг на друга.
Все это возможно благодаря «работе» специфических механизмов. К ним можно отнести следующее.
- Во-первых, влечение, сочувствие и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.
- Во-вторых, рефлексия, которая помогает познать себя в общении.
- В-третьих, причинная атрибуция, которая поможет спрогнозировать поведение в процессе общения каждого партнера.
Перцептивная сторона коммуникации обязательно должна включать в себя работу всех этих механизмов.Остановимся подробнее на их характеристиках.
Идентификация — это механизм познания друг друга людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет основываться на попытке поставить себя на место партнера.
Сочувствие подразумевает наличие эмоционального сочувствия к нему.
Влечение или влечение — это форма познания собеседника, основанная на формировании к нему положительного и устойчивого чувства.
Перцептивная сторона общения будет во многом зависеть от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, чтобы помочь понять другого человека.Кроме того, необходимы рефлексия и причинная атрибуция.
Рефлексия — это механизм самопознания в общении. Он основан на способности представить, как его воспринимает партнер.
Причинная атрибуция подразумевает интерпретацию действий и чувств другого человека, когда есть намерение выяснить причины его поведения.
При изучении перцептивной стороны общения учеными были выявлены интересные закономерности:
- Причина успеха всегда приписывается людям, а неудачи — обстоятельствам или другим людям;
- человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более отрицательно;
- Партнер по общению обычно воспринимается через призму «первого впечатления» и его ошибок.
Остановимся на последней закономерности подробнее.
Обычно при оценке постороннего человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальных пятидесяти ошибочным. Это связано с тремя факторами, которые были выделены при изучении перцептивной стороны общения. Психология человека говорит, что независимо от опыта, пола и возраста, он всегда будет затронут:
- Ошибка превосходства. Человека, превосходящего нас по любым параметрам, мы всегда будем оценивать, как более умного и талантливого.В противном случае наоборот.
- Ошибка отношения к нам. Человек, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будет иметь положительные качества характера.
- Привлекательность ошибки. Совершенно иначе будет восприниматься человек, который нам нравится внешне или по индивидуальным качествам. Ему будут приписывать даже несуществующие качества личности.
Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона коммуникации является ее необходимой составляющей. Он должен включать:
- самопознания в процессе общения;
- понимание и знание собеседника;
- прогнозирование поведения вашего партнера.
ul p>
.
это что? Восприятие и перцептивная сторона общения
Достаточно популярным предметом психологических исследований являются когнитивные процессы человека и животных. В зависимости от сложности принято выделять три уровня психики или ментального отражения действительности: сенсорный и перцептивный, репрезентативный и более высокий — вербально-логический уровень. Попробуем подробнее разобраться с первым.
Сенсорно-перцептивные процессы
Перцептивное — это воспринимающий, если говорить иначе.Восприятие — это познание и, как следствие, формирование в сознании целостного образа объекта или явления окружающей среды. Сразу следует сказать, что непосредственные ощущения и восприятия разные. Несмотря на то, что без индивидуальных ощущений, возникающих в результате воздействия реальности на органы чувств (сенсоры), восприятие не могло бы существовать, оно не сводится только к ним.
Ощущения создают основу, но перцепция — это качественно иной процесс, более активный и значимый.Например, вы можете сравнить, как вы можете просто слышать звуки и внимательно слушать, видеть и целенаправленно смотреть, наблюдать за кем-то или чем-то.
Основные свойства восприятия
Детальному анализу сенсорно-перцепционной организации человека посвящена большая теоретическая работа, автор — известный советский психолог Б.Г. Ананьев. С точки зрения специалистов в данной области можно выделить следующие характерные черты восприятия:
- Предмет: наше восприятие направлено на выделение определенного объекта из окружающего пространства и его изучение.
- Конструктивность. Например, мы можем легко понять текст, даже если буквы в нем перемещены. Это связано с тем, что он в точности отражает состав написанного, который остался прежним.
- Целостность, то есть восприятие всего объекта или человека как целого, а не как разрозненной части.
- Осмысленность — это способность понять значение образа восприятия, определить его специфику и отнести к какой-либо категории.
- Постоянство свойств вещей вне зависимости от ситуации и физических условий, в которых человек их воспринимает.
- Активность и избирательность восприятия — это предпочтение в познании одних предметов перед другими.
Различия в восприятии и апперцепции
Наряду с восприятием, с ним тесно связано понятие апперцепции. Процесс восприятия — это восприятие. Апперцепция — это также получение и обработка зрительной, слуховой и другой информации.Дополнение к основной концепции приставки призвано показать всю сложность восприятия. Мы не просто слышим, видим, пробуем на вкус, обоняем и осязаем — результат этого проходит через индивидуальную призму. Он обязательно включает в себя предыдущий опыт восприятия, на основании которого делается суждение о предмете. Итак, мы сравниваем каждое изображение с существующими стандартами формы — круг или треугольник, цвета — зеленый или оттенок морской волны и т. Д.
Конкретные знания и навыки, текущее состояние позволяют нам изучать окружающий мир и определять различия в восприятии разных людей.Большое влияние оказывают личностные характеристики — склонности, интересы, характер, образ жизни в целом, которые влияют, помимо прочего, на восприятие самих себя.
Перцептивное общение
Из чего оно состоит? Как мы выяснили, перцептивное — это синоним восприятия. Можно воспринимать не только неодушевленные предметы, животных, отношение формируется и в терминах «человек-человек». Это означает, что даже в общении есть перцептивная сторона. То есть это восприятие и оценка других людей.Перцептивное общение также предполагает умение чувствовать собеседника и его настроение, понимать его потребности и желания, мотивы поведения.
Существует ряд факторов, которые могут зависеть от межличностного взаимодействия. Во-первых, это факт превосходства другого по определенным параметрам, в результате чего он будет восприниматься как авторитетная личность и, соответственно, иметь положительный имидж. Во-вторых, внешняя привлекательность партнера. Красивые люди пользуются огромной симпатией.В-третьих, отношение к наблюдателю. Если партнер хорошо к вам относится, то, скорее всего, вызовет такие же ответные чувства. Каждый из этих пунктов может снизить адекватность социального восприятия и существенно повлиять на впечатление о человеке.
,