Стратегии критического мышления: Приемы и стратегии критического мышления

Содержание

5 стратегий для развития критического мышления

Многие из нас не те, кем могут быть. В каждом человеке заложен большой потенциал, но лишь малая часть людей раскрывает его. Остальные бездействуют.

Улучшить мышление можно и этот процесс принципиально не отличается от обучения игре на пианино, изучения языков или создания оригами. Сложность лишь в том, что мышление физически неосязаемо, поэтому перемены отследить очень сложно. Развитие мышления, а конкретно критического, требует осознанного к нему отношения и регулярной практики. Просто желания недостаточно.

Перед тем, как узнать о стратегиях развития критического мышления, выясним, какие существуют фазы, через которые проходит человек, в своем стремлении стать критически мыслящим:

Стадия первая: нерефлективный мыслитель (не осведомлен о значительных проблемах своего мышления)

Стадия вторая: сомневающийся мыслитель (осведомлен о проблемах своего мышления)

Стадия третья: начинающий мыслитель (пытается улучшить свое мышление на нерегулярной основе и бессистемно)

Стадия четвертая: практикующий мыслитель (понимает важность регулярной и систематической практики)

Стадия пятая: продвинутый мыслитель (растет в соответствии с количеством осознанной практики)

Стадия шестая: мастер (опытное и проницательное мышление становится второй натурой)

Таким образом, прежде всего нужно сделать два шага на пути к тому, чтобы стать критически мыслящим:

  1. Признать наличие проблем в собственном мышлении.
  2. Регулярно практиковаться для развития мышления.

Теперь посмотрим, какие существуют стратегии для развития критического мышления.

1

Стратегия первая: перестаньте тратить время на бессмысленные вещи

Время всегда можно найти, если избавиться от того, что не приносит никакой пользы. Вы наверняка знаете, что это в вашем случае. Это может быть как посещение бесполезных сайтов, так и беспокойство о прошлом или будущем. Высвобожденное время можно использовать более продуктивно: читать книги, просматривать обучающие ролики, подвергать сомнению общеизвестную информацию и искать новые факты.

Вспомните, когда последний раз вы чувствовали, что неспособны размышлять. А когда ваше мышление было чистым и ясным? В первом случае наверняка причиной были занятия, не приносящие пользы. Во втором — концентрация на теме или разговоре, отсутствие раздражителей. Найдите время на важное и уберите все неважное.

2

Стратегия вторая: выберите одну проблему на день

У вас наверняка есть дела или работа, которую нужно выполнять. Занимайтесь этим, но когда выдаются несколько свободных минут, найдите одну-единственную тему для изучения.

В чем заключается проблема? Выразите ее в форме вопроса или утверждения. Как она влияет на ваши цели и нужды? Целенаправленно ищите информацию, относящуюся к вашей проблеме, изучайте все точки зрения. Если это сложности с самомотивацией, тогда прочтите несколько книг на эту тему, выпишите несколько советов, затем следуйте им.

Не забывайте о том, что цель — стать критически мыслящим человеком, а значит подвергайте сомнению прочитанную информацию и проверяйте, что работает, что нет. Человек, который не стремится к получению максимально объективного знания, будет отрицать то, что неудобно или сложно. Вы же должны сначала попробовать советы в деле, проверять данные и только после этого выносить вердикт.

Цепочка событий выглядит так: установление проблемы — анализ — разработка вариантов действий — выбор варианта действий — выработка стратегии и подхода — действия.

3

Стратегия третья: создайте интеллектуальные стандарты

Они могут быть такими: точность, ясность, аккуратность, актуальность, глубина, логичность, значительность. Это значит, что вы стараетесь придерживаться данных стандартов как можно чаще. Одну неделю можете концентрироваться на том, чтобы быть точным в мышлении и словах. Другую посвятите умению ясно доносить свое мнение до других. На третьей неделе уделите внимание поискам синонимов и метафор для своих идей.

4

Стратегия четвертая: создайте интеллектуальный журнал

Выработайте привычку каждую неделю посвящать определенной теме. Можете использовать следующий формат:

  1. Ситуация. Опишите ее в деталях и с разных сторон: эмоциональной, логической, научной.
  2. Ваша реакция. Как именно вы отреагировали на ситуацию?
  3. Анализ. Проанализируйте, что на самом деле произошло. Докопайтесь до самой сути.
  4. Оценка. Оцените проделанную работу. Какие недостатки в своем мышлении вы заметили? Были ли заблуждения?

5

Стратегия пятая: измените свой характер и мышление

Мышление изменить непросто и одних книг будет недостаточно. Вы должны развивать те качества, которые помогут привить критическое мышление навсегда: дисциплину и силу воли, настойчивость, храбрость, интеллектуальную скромность. Последнее означает предполагать, что ваше мнение может оказаться неправильным и проверять факты. Ведь критически следует относиться не только к чужому, но и своему мнению. Интеллектуальное высокомерие — самый быстрый путь к заблуждениям.

Критическое мышление является ключевым, когда речь идет о поиске истины и умении размышлять. Таких людей практически нельзя обмануть, потому что они всегда стараются проверять информацию, а не верить на слово. Конечно, не на все есть время, однако когда речь идет о ключевых моментах, здесь и выручает именно данный тип мышления. Если вы хотите узнать о нем побольше, пройдите наш курс по когнитивистике, где тренируются несколько типов мышления, в том числе и критическое. И не забывайте читать книги. Начните, к примеру, с «Психологии критического мышления» Дайаны Халперн.

Желаем вам удачи!

Критическое мышление. Развитие критического мышления, ч. 2 » Битрейника

Стратегии критического мышления

Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:

  1. Управляйте своим временем.

Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее. Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени).

  1. Сосредоточьтесь на одной теме.

Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса. Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.

  1. Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.

Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять. Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове). И т.д.

  1. Изучайте разные точки зрения.

Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.

Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.

Психология критического мышления

Психология критического мышления представляет собой целый комплекс когнитивных навыков и стратегий, приводящих к целенаправленным, логически обоснованным и взвешенным результатам. Её отличает чёткость мыслей; логичность, структурированность информации и корректность её интерпретации; открытость новому и в то же время способность воспринимать его критически; постоянное стремление к самосовершенствованию. Психология критического мышления позволяет не становиться объектом манипулирования, замечать его признаки и не допускать его влияния на свою жизнь.

Среди ключевых навыков критического мышления – наблюдательность, умение мыслить логически, интерпретировать, анализировать, делать выводы и давать оценку. Критическое мышление опирается на метазнание (это знание о знании, когда человек способен не только проявить навык, но и объяснить механизм, как он это делает), ясность, прочность, правдоподобие, значимость, кругозор, глубину, справедливость и другие критерии интеллектуальности. Цели критического мышления можно определить как самосовершенствование и саморазвитие, способность принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать происходящие явления. Цели критического мышления включают развитие мыслительных навыков, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Психологию критического мышления отличает ряд признаков, среди которых:

  1. Способность, опираясь на собственный опыт и известные способы решения проблемы, проявлять самостоятельность в оценке ситуации, выводах и принятии решений. Чем больше информации собрано и чем больше способов решения найдено, тем лучше это отразится на результате.
  2. Умение работать с информацией: найти, проанализировать, отобрать «рациональное зерно», установить необходимые связи интересующим объектом, применить. Дайана Халперн при решении задач для структурирования процесса мышления выделяет четыре стадии: подготовка и ознакомление, выработка стратегии, принятие решения и оценка эффективности.
  3. Умение правильно формулировать вопросы и разрабатывать правильную стратегию решения проблем, ведь правильно заданный вопрос может содержать половину ответа. Можно использовать советы Д. Халперн:
  • формулируйте задачу по-разному, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон, под разными углами;
  • обдумывайте даже невероятные сценарии развития, в том числе негативные варианты (чего обычно мы неосознанно избегаем), стараясь проработать и их;
  • составляйте перечень из всех найденных возможных вариантов, с тем чтобы постепенно отобрать максимально подходящие.
  • 4. Умение в споре использовать обоснованные исчерпывающее аргументы и рационализаторские предложения.
  • 5. Умение спорить: дискуссии и дебаты позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть всё и принять максимально взвешенное решение. Но в спорах важно следовать этике, избегая личных выпадов и возможных обид.

Приёмы критического мышления

В арсенале современных педагогов имеется множество специальных методических приемов, развивающих критическое мышление.

Рассмотрим некоторые из них, например прием «Кластер», помогающий  структурировать изучаемый материал графически и улучшить его восприятие.

«Кластер»:

  1. В центре чистого листа или доски вписывается ключевое слово (или понятие, или тезис), выражающее основную мысль. Это «планета».
  2. Вокруг вписываются слова или предложения, которые содержат факты, идеи, образы по данной теме. Это – «спутники планеты».
  3. Появившиеся слова и предложения соединяются с ключевым понятием прямыми линиями. К каждому из «спутников» путём установления логических связей подбираются свои «спутники».

Полученная структура отразит ход размышлений и определит информационное поле изучаемого текста. Советы:

  • не бойтесь дать волю интуиции и воображению; записывайте все, что приходит на ум;
  • заканчивайте, если идеи иссякли или отведённое время вышло;
  • не старайтесь следовать плану: Ваша цель – установить как можно больше связей.

«Кластер» позволяет охватить большой объем информации, его следует использовать как поле идей, с тем чтобы впоследствии конкретизировать отдельные направления развития темы. Их можно будет затем укрупнять, детализировать, выделять отдельные аспекты для более глубокого изучения.

Хорошо помогает комплексно изучить тему следующий прием развития критического мышления: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Разлинуйте чистый лист на три соответствующие графы. Ещё до знакомства с новой информацией заполните два первых столбика. По мере изучения нового материала заполняйте третью графу. Методистами рекомендуется использовать ещё две дополнительные графы: «Источники информации» и «Что осталось неясным».

Описанный приём совмещает графическую организацию и логико-смысловое структурирование материала.

Написание эссе, составление плана, конспект (или графическая разметка текста, то есть выделение цветом, подчеркивание, маркировка специальными значками, если источник информации находится в вашем личном пользовании) также относятся к приемам, развивающим критическое мышление. Появились и широко используются при групповой работе в классе приемы «Круги по воде», «Корзина идей», «Бортовой журнал», «Зигзаг», групповая дискуссия и многие другие. Пожалуй, важно не количество используемых приемов, а качество, то есть отточенность и результативность тех, которые выбраны для использования.

Хотелось бы ещё рассмотреть такой прием как игра «Ситуация».

Она развивает логическое мышление, навыки анализа и обобщения разнородных сведений, заставляет отойти от очевидных путей, рассмотреть ситуацию глубже и беспристрастнее. Например:

  1. Представьте: вы видите бегущего человека, за которым следует толпа. Человек кричит: «Не получите золото!» и начинает стрелять. Наблюдатели ликуют. Что происходит? (Соревнование по биатлону).
  2. Мужчина копал землю и нашел золото. Три года он хранил сокровище, никому не рассказывая о нём. А спустя три года он приобрёл дом, машину, множество вещей. Что ему помешало сделать это раньше? (Он был жертвой кораблекрушения и провёл эти три года на необитаемом острове, где и отыскал клад. Когда мужчину спасли, он смог распорядиться сокровищем.)
  3. «Если посмотрите, то не сможете меня увидеть. Но если вы меня видите, то уже не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже если вы не можете. Иногда то, что я говорю – правда.» Что это может быть? (Сновидение.)

Интересен приём «Прогнозирование».

Прослушав отрывок из произведения, нужно выдвинуть свои предположения о том, как всё могло закончиться. Можно предложить другие концовки к известным фильмам, рассказам и так далее.

Хочется рассказать также о приеме критического мышления «Мои предпочтения», который поможет группе расслабиться и в то же время даст пищу для психологического самоанализа.

Каждому участнику раздают листок и ручку и просят записать любимый цвет, а затем подобрать к нему три слова-характеристики (например, зелёный – свежий, красивый, яркий).

Второй вопрос: если вы гуляете в з

Методическая разработка по теме: Методы и приемы технологии критического мышления

Технология критического мышления

         Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.
        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
        На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
        На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
      Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
        В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Три фазы технологии (более подробно)

Фаза вызова (evocation). Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные ученые-дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation).

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

В процессе реализации фазы вызова:
  

1.      Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2.      Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3.      Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления. 

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала .

Некоторые пояснения. Иногда, далее в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы на фазе реализации интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений.

Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активно хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения. 

Нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

На фазе осмысления содержания учащиеся: 

1.      Осуществляют контакт с новой информацией.

2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

   Преподаватель на данном этапе:

1.      Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2.      Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3.      Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить врем

Презентация по теме «Стратегии критического мышления применяемые на уроках»

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по теме «Стратегии критического мышления применяемые на уроках»

Стратегии критического мышления УЗБО -22В Федорова Наталья

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Стратегии критического мышления УЗБО -22В Федорова Наталья

Описание слайда:

Стратегии критического мышления УЗБО -22В Федорова Наталья

2 слайд

Технологические этапы 1-ястадия ВЫЗОВ 2-ястадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-ястадия РЕФЛЕКСИ

Описание слайда:

Технологические этапы 1-ястадия ВЫЗОВ 2-ястадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-ястадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализациязнаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получениеновой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождениенового знания Постановка учеником новых целей обучения

3 слайд

Визуальное отображение. 		 Для удобства восприятия и повышения результативнос

Описание слайда:

Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

4 слайд

Отрицательный результат. 	Во время поиска решения и даже по его окончании пре

Описание слайда:

Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

5 слайд

 Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн

Описание слайда:

Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Графические организаторы: 						«Кластеры» (1) 	выделение смысловых единиц т

Описание слайда:

Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

8 слайд

Графические организаторы: 						«Кластеры» (2) Ключевое слово Категория 1 Ка

Описание слайда:

Графические организаторы: «Кластеры» (2) Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

9 слайд

Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему извес

Описание слайда:

Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты Учитель записывает все на доске Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации

10 слайд

Этапы работы: Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме. Сн

Описание слайда:

Этапы работы: Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом. Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты).

11 слайд

Этапы работы: Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

Описание слайда:

Этапы работы: Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) . В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из-за чего возникли разногласия.

12 слайд

Этапы работы: Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение ил

Описание слайда:

Этапы работы: Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

13 слайд

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, им

Описание слайда:

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Этапы работы:

14 слайд

Задаю вопрос о том, что известно по теме. Каждый ученик вспоминает и записыва

Описание слайда:

Задаю вопрос о том, что известно по теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (инд. работа). Обмен информацией в парах или группах. Каждая группа называет одно сведение или факт,  не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко  записываю  в «корзинке идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Алгоритм работы:

15 слайд

Мозговой штурм Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются

Описание слайда:

Мозговой штурм Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

16 слайд

Правила эффективного мозгового штурма Предварительная подготовка. Много участ

Описание слайда:

Правила эффективного мозгового штурма Предварительная подготовка. Много участников. Уточнение поставленной задачи. Записи. Никакой критики. 6. Максимальная генерация идей. 7. Привлечение других людей. 8. Модификация идей. 9. Визуальное отображение. 10. Отрицательный результат.

17 слайд

Лекция с остановками Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой ча

Описание слайда:

Лекция с остановками Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповой или индивидуальное задание

18 слайд

Перепутанные логические цепочки На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, св

Описание слайда:

Перепутанные логические цепочки На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок. Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».

19 слайд

Зигзаг (пила) Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов В

Описание слайда:

Зигзаг (пила) Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе) Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают) Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.

20 слайд

 Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

Описание слайда:

Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

21 слайд

«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда

Описание слайда:

«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить учитель биологии и информатики Козинец О.Ф

22 слайд

Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация

Описание слайда:

Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация V + — ?

23 слайд

Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинстве

Описание слайда:

Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий

24 слайд

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В на

Описание слайда:

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

25 слайд

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительны

Описание слайда:

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

26 слайд

Таблица «Кто-Что-Когда-Где-Почему?» Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Описание слайда:

Таблица «Кто-Что-Когда-Где-Почему?» Кто? Что? Когда? Где? Почему?

27 слайд

Шесть Шляп Мышления «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых

Описание слайда:

Шесть Шляп Мышления «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

28 слайд

Статья по психологии на тему: Стратегия Критического мышления: Вызов-Осмысление-Рефлексия

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

для развития критического мышления

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включающая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие учащихся в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.

 На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.

Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Анализ учащимися развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ни что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. 
       Вашему вниманию представлены  некоторые приемы, используемые в рамках стратегии  («вызов — осмысление — рефлексия») с целью развития критического мышления учащихся.

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Приемы технологии развития критического мышления.

(по материалам К.С.Мередит, Дж.Л.Стил, С.Уолтер и Ч.Темпл, 1997)

  1. ИНСЕРТ
  2. Индивидуальная мозговая атака.
  3. Парная мозговая атака.
  4. Групповая мозговая атака.
  5. Групповая дискуссия.
  6. Вопросы Блума.
  7. Чтение с остановками.
  8. Кластеры.
  9. Синквейн.
  10.  “Продвинутая лекция”.
  11.  Десятиминутное эссе.
  12.  Ключевые термины.
  13.  Перепутанные логические цепочки.
  14.  “Знаю – Хочу знать– Узнал”.
  15.  Взаимоопрос.
  16. Двухчастный дневник
  17.  ПМИ
  18. ТАСК

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1. ИНСЕРТ

ИНСЕРТ — звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT – Interactive Noting System for Effective  Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V  “галочкой” помечается то, что им уже известно;

—  знаком “минус” помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком “плюс” помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? “вопросительный знак” ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться “на слух”. Подробнее см. описание приема “Продвинутая лекция”.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

4 этап: Последовательное  обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты  с большим количеством фактов и сведений.

Прием  способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.  

2. МОЗГОВАЯ АТАКА

МОЗГОВАЯ АТАКА (не путать с психологическим приемом стимулирования творчества “МОЗГОВОЙ ШТУРМ”, Алекс Осборн   “Прикладное воображение”, 1950). При этом оба словосочетания  являются  вариантами русского перевода английского термина — BRAINSTORMING, однако используются в разных сферах и выполняют разные функции.

Как методический прием МОЗГОВАЯ АТАКА используется в технологии  критического мышления с целью  активизации имеющихся знаний на стадии “ВЫЗОВА” при работе с фактологическим материалом.

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать ВСЕ, что они знают или думают, что знают, по данной теме.

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

  1. Жесткий лимит времени на I-м этапе 5-7 мин;
  2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
  3. Оперативная запись высказанных предположений.

Возможны ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ и  ГРУППОВАЯ формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

Примечание: ПАРНАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА очень помогает учащимся,  для которых сложно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем,  такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

3. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ.

(Дискуссия – от лат. Discussio – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. /Сл. Иностранных слов. М.,1954/.)

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б)  совместный поиск конструктивное решение возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии ВЫЗОВА, так и на стадии РЕФЛЕКСИИ. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Форма ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ способствует развитию диалогичности общения, становлению  самостоятельности мышления.

4. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ И ВОПРОСЫ БЛУМА

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ И ВОПРОСЫ БЛУМА. – у

Статья на тему: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ.

  1. Знакомство участников, раздать листы, свернуть и подписать имена.
  2. Постеры: Я ожидаю …; Я хотел бы унести с собой…; Я буду разочарован, если..
  3. Вызов: Проведем небольшой ассоциативный эксперимент. А) Что вы знаете о технологии РКМЧП?  Б) О чем вы прежде всего думаете, когда слышите словосочетание  «критическое мышление»? («человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который излишне сосредоточен на недостатках», «человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения, не удовлетворяется одним лишь источником информации», В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика. Прием «Мозгового штурма» — запись высказываний на доске.

             

  1. Давайте попробуем расширить наши представления о критическом мышлении. Для этого я предлагаю вам прочитать текст, использую стратегию «ИНСЕРТ» (условные значки).
  2. Обсуждение итогов работы с текстом. Какая информация, известная вам, подтвердилась в тексте? Что узнали нового? О чем хотите узнать подробнее?
  3. Предлагаю вам полученную информацию осмыслить ещё раз с целью улучшения понимания текста. Для этого используем приём «Глоссарий».
  4. Познакомьтесь со стратегиями «СИНКВЕЙН» и «КЛАСТЕР».

Учитель

Направляющий, выслушивающий

Слушает, консультирует, сотрудничает.

Учит учиться, сотрудничать, совершенствоваться.

      Собеседник

           Ученик

Активный, мыслящий

Интересуется, познает, анализирует.

Нельзя научить, можно научиться.

        Исследователь.

  1. Итак, сегодня, работая с текстом, мы использовали стратегии РКМЧП «Мозговой штурм», «Древо ожидания» или «Неоконченное предложение» (ПОСТЕРЫ), «ИНСЕРТ», «СИНКВЕЙН», «КЛАСТЕР». Давайте посмотрим, как это можно применить на обычном уроке русского языка. (урок на слайдах с комментарием).

9.  В конце встречи есть смысл вернуться к тому, с чего начали, к этапу предвосхищения. Оправдались ли ваши ожидания? Много ли нерешённых вопросов осталось? (это вызов для дальнейших поисков) Случилось ли разочарование?

Образовательная технология

 «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. А вот непосредственными авторами РКМЧП являются американские педагоги К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл.

 Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у школьников.

 Под критическим мышлением подразумевается  «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Критическое мышление  – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

 Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Технология РКМЧП подразумевает  следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.  

 Учебный процесс в рамках технологии строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

  Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации (на первое место выходит индивидуальная, парная и групповая работа).

   Стратегии технологии («Мозговой штурм», «Инсерт», «Мозаика», «Чтение с остановками», «Руководство по чтению», «Кластер», «Синквейн», «Шкала мнений», «Глоссарий» и др.) позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

 Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”» представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.

 

 

 

                          Фазы учебного процесса технологии РКМЧП

Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).

Первая фаза – фаза Вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
  • Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.
  • Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

  • организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.
  • Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:

  • самостоятельно систематизировать новый материал.
  • определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).

Я хотел(а) бы

Я буду разочарован(а), если

Я хотел(а) бы

Я буду разочарован(а), если

Я хотел(а) бы

Я буду разочарован(а), если

Коучинг №1 Стратегии критического мышления»

План коучинга

Тема: «Стратегии критического мышления»

Дата: 17.09.2014 г. 

Тема занятия:

Критическое мышление.

Цель:

Дать определение «Критическое мышление», познакомиться с этапами и премами критического мышления. Выявить качества критического мышления учителей и учеников.

Ожидаемые результаты:

Учителя будут иметь представление о критическом мышлении как дисциплинарном подходе к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

Ключевые идеи:

 -«Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения, каких – либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание».

-Критическое мышление проявляется, когда происходит процесс рассуждения, формулировке выводов или решения проблем.

Ресурсы:

Видео-презентация «Кувшин с трещиной», маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, видеоролик, листья деревьев, таблицы ЗХУ.

 

Содержание:

этап

время

коуч

учителя

1.Организационный.

5 мин.

  1. Создание психологического настроя Физминутка

  1. Деление на группы.

  1. Организует группы по цветам листьев.

  2. Настраивает коллег на позитивную работу в группах.

1. Участники выполняют танцевальные упражнения

2. Деление проходит по бумажным листьям деревьев.

2.Занимают места в соответствии с цветами листьев.

4.Слушают и настраиваются на работу в группе. Повернувшись улыбаются друг другу и говорят комплимент.

2.Вызов.

10-15 мин.

1.1Просмотр видео-презентации «Кувшин с трещиной».

1.2

Предлагает участникам ответить на вопрос: «Когда вы просматривали видео какие мысли у вас возникали?»

2.Коуч спрашивает у участников о теме и цели занятия. Задает вопросы: * Как вы думаете какая тема сегодняшнего занятия? ( подводит и формирует совместно тему занятия). * Какова цель занятия (подводит и формируетсовместно цель занятия).

3. Коуч выводит после ответов на заданные вопросы теоретический материал на экран интерактивной доски, знакомит с этапами критического мышления, с основными стратегиями. «Параллельно задает вопросы: Какие вопросы задает себе критически мыслящий человек?»

1.1Просматривают видео-презентацию.

1. 2 Отвечают на поставленный вопрос.

2.Определяют тему и цель занятия.

3. Знакомятся с теоретической базой, с этапами и стратегиями критического мышления.

3.Осмысление. Задание 1

Задание 2.

Задание 3

10-12

мин.

10

Мин.

2 мин

15 мин.

1.1 Создание кластера «Учитель», в котором учителя должны перечислить те качества, которыми должен обладать современный учитель

1.2 Прием «Снежный ком». Выбрать три качества идеального ученика.

1.3 Подвести итог о том, о развитие КМ проходит в двух аспектах.

2. Проводит прием «Метод углов». По методу жеребьевки группы учителей на три.

Одна команда «за» развитие у учащихся критического мышления, другая «против» (веские аргументы) Третья группа должна слушать и по мере приведения аргументов выбирает соотвествующую позицию.

1.1 изображают в виде кластера (2)

1.2. Каждый учитель выбирает по три качества, которые они считают качествами идеального ученика, затем двое учителей выбирают из 6 предложенных только 3. Затем четверо учителей из 6 предлож еще три. Затем группы меняются мнениями.

1.3. Подводят итог о том, что развитие КМ рассматривать как развитие км как у учителей так и учеников.

2. Команды выступают с аргументами «за» и «против». Подводят итоги.

4.Рефлексия.

5 мин.

1. Заполнить таблицу ЗХУ. (Приложение 1)

2.1 Определение настроения на конец коучинг-сессии на листьях дерева.

2.2. Написать на тех же листьях две наиболее понравившиеся стратегии. Прикрепить эти листья на магнитную доску, образовывая венок из листьев.

1.Заполняют таблицу о том, что знали и о том, что нового узнали на проведенной коучинг-сессии.

2.1. Определяют настроение на конец сессии.

2.2. Определяют наиболее понравившиеся стратегии.

Список используемой литературы.

  1. Руководство для учителя, 2012 год.

  2. Раздаточные материалы, первая неделя, день первый Ссылки:

Отчет по коучингу

Тема первого коучинга – «Стратегии критического мышления». Целью первого коучинга было познакомить учителей с сутью критического мышления, с его основными этапами и с теми основными стратегиями, которые могут использовать учителя для проведения своих уроков более продуктивно, для вовлечения в учебный процесс всех учащихся, повышения у них мотивации к обучению и саморегуляции. Конечно же главной идеей являлось понимание учителями, что развитие критического мышления учеников невозможно без развития критического мышления учителей. Это определяли сами учителя при выполнении заданий на составление кластеров и при проведении стратегии «Снежный ком». Занятие началось с физминутки, что помогло поднять настроение участникам. Затем было проведено деление на группы, где участники разделились по предоставленным им листьям деревьев. Образовалось 3 группы по 3-4 человека. На стадии вызова для создания проблемной ситуации для дальнейшего определения темы и целей занятия учителям был предложен видеоролик – притча «Кувшин с трещиной». И были заданы вопросы: «Когда вы просматривали видео какие мысли у вас возникали?», «Какие действия вы выполняли?», отвечая на которые учителя приходили к выводу, что происходит анализ деятельности. Затем учителями была сформулирована тема занятия и цели занятия, само понятие критического мышления. Был задан вопрос: «Какие вопросы себе задает критически мыслящий человек?», на что были даны ответы: «Зачем это нужно?», «Какую цель преследую», «Почему?». После этого для того, чтобы участники коучинга познакомились с этапами критического мышления и со стратегиями, используемыми на каждом из этих этапов, была предоставлена видео-презентация с краткой характеристикой данных стратегий. Здесь хочется отметить, что была дана несколько более полная характеристика стратегии коучем, что подразумевает передачу готовых знаний участникам, а не получение хи самими участниками, что явилось отрицательным моментом.

После для реализации стратегии для тоо чтобы показать стратегию «в действии» были даня разнообразные задания. Например, первое задание на выяление качеств современного учителя были применены кластеры, а для выявления качеств идеального ученика – стратегия «Снежный ком». Хочется отметить, что участники групп активно участвовали в абсуждении, выявлялись лидеры групп. После проведения данных видов работ как отмечалось выше учителям был задан вопрос «Почему мы рассматриваем критическое мышление учителей и критическое мышление учеников?», отвечая на который участники приходят к выводу, что развитие критического мышления учителей невозможно без развития критического мышления учителей.

После этого следующая стратегия в действии – «Метод углов». Участники 2 групп отстаивали 2 точки зрения «за» и «против» критического мышления, а третья же команда делала вывод и переходила к той команде, где аргументы для них явились более убедительными. Хочется отметить, что были предложены довольно весомые аргументы команды против, такие как «Подготовка к урокм, используя стратегии критического мышления, занимает большое количество времени» и т. Д., но аргументы «за» прозвучали более убедительно, что отметила третья команда, которая полностью согласилась и перешла на сторону «за». Таким образом, при данной работе учителя сами проанализировали целесообразность развития критического мышления, пришли к выводу, что при современном обрзовании просто необходимо развивать таие качества как мыслить самостоятельно, анализировать, рассуждать, доказывать.

На стадии рефлексии отметили на листьях деревьях те стратегии, которые наиболее понравились учителям. Наиболее понравились: снежный ком, пилот-навигатор.

Подводя итоги отметим, что занятие целей достигло, учителя теперь знают из каких этапов состоит урок, который включает в себя задачей развитие критического мышления, ккие стратегии оно включает. Занятие прошло интересно, что свидетельствует эмоционально положительный настрой учителей на конец коучинга. При проведении занятия были включены все семь модулей программы. Все приемы и методы были подобраны с учетом возрастных особенностей, занятие состояло из этапов вызова, осмысления и рефлексии, что свидетельствует о примении КМ. Учителя были разбиты на группы, тем самым реализовывался модуль НП в обучении, обучение проходило на основе диалогической беседы, что также свидетельствует о внедрении данного модуля. При проведении различных стратегии реализовывались модули «УиЛ», «ТиО». При знакомстве с теоретической базой и при просмотре видео-презентации притчи прослеживлся модуль ИКТ. Слабо прослеживался модуль ОО и ОдО.

Критическое мышление в повседневной жизни: 9 стратегий

Bookmark this page

Переключить навигацию

Bookmark this page
Bookmark this page

  • Книжный магазин
  • жертвовать
  • Авторизоваться
  • Членство
  • Моя учетная запись
  • Просмотр корзины
  • Домой

  • Начни здесь

    • Критическое мышление: с чего начать
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Факультет колледжей и университетов
    • Студенты колледжей и университетов
    • Учителя средней школы
    • Учителя младших классов средней школы (6-9)
    • Учителя начальной школы (4-6)
    • Педагоги начальной школы (K-3)
    • Наука и техника
    • Профессиональное и личностное развитие
    • Сестринское дело и здравоохранение
    • Домашняя школа (классы K-12)
    • Изучите элементы и стандарты
  • Насчет нас

    • Наша миссия
    • Международный центр оценки мышления высшего порядка
    • Блог критического мышления докторов.Старейшина и Носич
    • Наша команда докладчиков
    • Стипендиаты Фонда
    • Разрешение на использование нашей работы
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Взносы в фонд критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Карта сайта
    • Свяжитесь с нами — офисная информация
    • Отзывы
    • Центр критического мышления
    • Национальный совет по вопросам критического мышления
  • Библиотека

    • Основная библиотека ресурсов по критическому мышлению
    • О критическом мышлении
    • Основы критического мышления
    • Ричард Пол Классик антологии
    • Документирование проблемы
    • Инструкция для высшего образования
    • Стратегии и образцы обучения для K-12
    • Студентам
    • Проблемы критического мышления
    • Вопросительный разум
    • Чтение задом наперед: классическая книга онлайн
  • Профессиональное развитие

    • Профессиональное развитие критического мышления
    • Индивидуальные вебинары и онлайн-курсы для преподавателей
    • Сертификация подхода Пола-Элдера к критическому мышлению
    • Институты, использующие наш подход к критическому мышлению
    • К-12 Инструкция
    • Высшее образование
    • Тренинг критического мышления для полицейских
    • Деловые и профессиональные группы
    • Онлайн-курсы для инструкторов
    • Состояние критического мышления сегодня
    • Модель профессионального развития для K-12
    • Модель профессионального развития — Колледж и университет
    • Описание мастерской
    • Программа наставничества
    • Форма запроса информации об обслуживании
  • Исследовательская работа

    • Исследования Центра критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Обучение критическому мышлению в средних школах Большого Лос-Анджелеса
    • Критическое мышление в Оксфордском учебном пособии
    • Обучение навыкам критического мышления учащихся четвертых классов, признанных одаренными и талантливыми
    • Substantive Critical Thinking, разработанная Фондом критического мышления, доказала свою эффективность в повышении результатов тестов SAT и ACT…
    • Исследование 38 государственных университетов и 28 частных университетов с целью определения акцента преподавателей на критическое мышление в обучении
    • Влияние универсальных элементов и стандартов мышления Ричарда Пола на композицию в двенадцатом классе
    • Влияние модели критического мышления на успеваемость учащихся…
    • Критическое мышление: уроки инициативы непрерывного профессионального развития в лондонской общеобразовательной средней школе
  • Конференции и мероприятия

    • Календарь событий в области критического мышления
    • 40-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению
    • Веб-семинары
    • Архив конференций
    • Архив мастерской
    • Архив Академии стипендиатов
    • Архив Академии

.

5 стратегий развития навыков критического мышления

Навыки критического мышления часто упоминаются как ключевая черта, которую работодатели ищут в потенциальных сотрудниках. Но что такое критическое мышление? Беседы с другими профессионалами показывают, что не все уверены в этом определении.

Критическое мышление можно охарактеризовать как дисциплинированное мышление, которое является ясным, рациональным, непредубежденным и подкрепленным доказательствами. Хотя это, кажется, описывает способности многих профессионалов в области бухгалтерского учета, некоторые руководители организаций сегодня твердо уверены, что эти способности исчезают.Вот стратегии, которые помогут вам и вашей команде развить навыки критического мышления:

Стратегия 1. Постоянно учиться . У учащихся возникает естественное любопытство к миру и своей профессии. Они читают и разговаривают с людьми. По сути, они учатся сами, не говоря об этом. Это может быть чтение, беседы с экспертами в данной области, прослушивание лекций в Интернете или посещение конференций. Чем больше знают работники, тем больше доказательств они должны учитывать при принятии решения.

Стратегия 2: Принять правильное решение большинством . Критически мыслящие люди отбрасывают свое эго и думают о том, что лучше для всей организации, даже если это не лучшее решение для отдельного человека. Их цель — понять, а затем принять четкое и рациональное решение, которое лучше всего подходит для большинства.

Стратегия 3. Слушайте и учитывайте нестандартные мнения. Критически мыслители склонны искать новые решения старых проблем.Им не нравится фраза «мы всегда так поступали». Они также видят, что сотрудничество с их командой, их профессией, а иногда и с конкурентами приводит к лучшим решениям, и их это устраивает.

Стратегия 4: Избегайте аналитического паралича. Критически мыслящие люди будут избегать ловушки слишком большого количества информации и застревания в процессе принятия решений, глядя на общую картину и детали. Они осознают, что у них никогда не будет 100% информации, которую они могли бы собрать, но они также знают, что могут двигаться дальше и при необходимости скорректировать решение позже.

Стратегия 5: проанализируйте себя . Критически мыслящие люди развивают навык объяснять другим, почему они пришли к определенному выводу. Другие могут следовать их рассуждениям и понимать их мышление. Они готовы изменить свои взгляды, когда им будет предоставлено больше информации, позволяющей лучше понять их.

Хотя навыки, связанные с этими стратегиями, некоторым даются естественным образом, навыки также можно развивать. Это не произойдет быстро, но применение стратегий может улучшить критическое мышление и повседневное принятие решений.

,

Критическое мышление | SkillsYouNeed

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это способность мыслить ясно и рационально, понимая логическую связь между идеями. Критическое мышление было предметом многочисленных дискуссий и размышлений со времен ранних греческих философов, таких как Платон и Сократ, и продолжает оставаться предметом обсуждения в современную эпоху, например, способность распознавать фальшивые новости.

Критическое мышление можно описать как способность к рефлексивному и независимому мышлению.

По сути, критическое мышление требует, чтобы вы использовали свою способность рассуждать. Речь идет о том, чтобы быть активным учеником, а не пассивным получателем информации.

Критически мыслители строго ставят под сомнение идеи и предположения, а не принимают их за чистую монету. Они всегда будут стремиться определить, отражают ли идеи, аргументы и выводы всю картину, и готовы обнаружить, что это не так.

Критически мыслящие люди будут выявлять, анализировать и решать проблемы систематически, а не интуитивно или инстинктивно.

Кто-то с навыками критического мышления может:

  • Поймите связи между идеями.

  • Определите важность и актуальность аргументов и идей.

  • Распознавать, строить и оценивать аргументы.

  • Выявление несоответствий и ошибок в рассуждениях.

  • Подходите к проблемам последовательно и систематически.

  • Задумайтесь над обоснованием собственных предположений, убеждений и ценностей.

Критическое мышление — это размышление о вещах определенным образом, чтобы прийти к наилучшему возможному решению в обстоятельствах, о которых думает мыслитель. Говоря более обыденным языком, это способ размышления о том, что сейчас занимает ваш ум, чтобы вы пришли к наилучшему возможному выводу.

Критическое мышление:


Способ размышления о конкретных вещах в определенное время; это не накопление фактов и знаний или что-то, что вы можете выучить один раз, а затем использовать в этой форме навсегда, например, таблица умножения на девять, которую вы изучаете и используете в школе.


Навыки, необходимые для критического мышления

Навыки, необходимые нам для критического мышления, разнообразны и включают наблюдение, анализ, интерпретацию, размышление, оценку, умозаключение, объяснение, решение проблем и принятие решений.

В частности, нам нужно уметь:

  • Обдумайте тему или проблему объективно и критически.

  • Укажите различные аргументы, которые существуют в отношении конкретной проблемы.

  • Оцените точку зрения, чтобы определить, насколько она сильна или верна.

  • Выявите любые слабые стороны или отрицательные моменты, содержащиеся в доказательствах или аргументах.

  • Обратите внимание, какие значения могут быть скрыты за утверждением или аргументом.

  • Обеспечьте структурированное обоснование и поддержку аргумента, который мы хотим выдвинуть.


Процесс критического мышления

Вы должны знать, что никто из нас не мыслит все время критически.

Иногда мы думаем почти как угодно, но не критически, например, когда на наш самоконтроль влияет гнев, горе или радость, или когда мы просто чувствуем себя «кровожадными».

С другой стороны, хорошая новость заключается в том, что, поскольку наша способность критического мышления варьируется в зависимости от нашего текущего мышления, большую часть времени мы можем научиться улучшать нашу способность критического мышления, разрабатывая определенные рутинные действия и применяя их ко всем возникающим проблемам. самих себя.

Как только вы поймете теорию критического мышления, улучшение ваших навыков критического мышления потребует настойчивости и практики.

Попробуйте это простое упражнение, которое поможет вам начать мыслить критически.

Подумайте о том, что вам недавно рассказали. Затем задайте себе следующие вопросы:

Кто это сказал?

Кого-нибудь вы знаете? Кто-то во власти или власти? Имеет значение, кто вам это сказал?

Что они сказали?

Приводили ли они факты или мнения? Представили ли они все факты? Они что-нибудь упустили?

Где они это сказали?

Было ли это публично или приватно? Была ли у других людей возможность ответить и предоставить альтернативный аккаунт?

Когда они это сказали?

Было ли это до, во время или после важного события? Важно ли время?

Почему они так сказали?

Объяснили ли они причины своего мнения? Они пытались кого-то выставить в хорошем или плохом свете?

Как они это сказали?

Были ли они счастливы или грустны, сердиты или равнодушны? Они это написали или сказали? Вы могли понять, что было сказано?


Чего вы стремитесь достичь?

Один из наиболее важных аспектов критического мышления — решить, чего вы стремитесь достичь, а затем принять решение, основанное на ряде возможностей.

После того, как вы уяснили для себя эту цель, вы должны использовать ее в качестве отправной точки во всех будущих ситуациях, требующих размышлений и, возможно, дальнейшего принятия решений. При необходимости сообщите своим коллегам, семье или окружающим о своем намерении достичь этой цели. Затем вы должны дисциплинировать себя, чтобы не сбиться с пути, пока меняющиеся обстоятельства не заставят вас вернуться к началу процесса принятия решения.

Однако есть вещи, которые мешают принять простые решения. Мы все несем с собой ряд симпатий и антипатий, усвоенного поведения и личных предпочтений, выработанных на протяжении всей нашей жизни; они — отличительные черты человека. Важный вклад в обеспечение того, чтобы мы мыслили критически, — это знать об этих личных характеристиках, предпочтениях и предубеждениях и учитывать их при рассмотрении возможных следующих шагов, независимо от того, находятся ли они на стадии предварительного рассмотрения или как часть переосмысления, вызванного непредвиденными обстоятельствами. или непредвиденные препятствия для дальнейшего прогресса.

Чем яснее мы осознаем себя, свои сильные и слабые стороны, тем более вероятно, что наше критическое мышление будет продуктивным.


Преимущества предвидения

Возможно, наиболее важным элементом критического мышления является предвидение.

Практически все решения, которые мы принимаем и реализуем, не оказываются катастрофическими, если мы находим причины отказаться от них. Однако наше принятие решений будет бесконечно лучше и с большей вероятностью приведет к успеху, если, придя к предварительному выводу, мы остановимся и рассмотрим влияние на людей и действия вокруг нас.

Элементы, требующие рассмотрения, обычно многочисленны и разнообразны. Во многих случаях рассмотрение одного элемента с другой точки зрения обнаруживает потенциальные опасности при принятии нашего решения.

Например, перемещение предприятия в новое место может значительно улучшить потенциальный объем производства, но также может привести к потере квалифицированных рабочих, если расстояние перемещения слишком велико. Что из этого является более важным соображением? Есть ли способ уменьшить конфликт?

Проблемы такого рода могут возникнуть из-за неполного критического мышления, что, возможно, свидетельствует о критической важности хорошего критического мышления.


Дополнительные материалы по навыкам, которые вам нужны


The Skills You Need Guide for Students

Руководство для студентов по необходимым навыкам

Skills You Need

Развивайте навыки, необходимые, чтобы максимально использовать время, проведенное в учебе.

Наши электронные книги идеально подходят для студентов на всех этапах обучения, в школе, колледже и университете. Они полны простой и понятной практической информации, которая поможет вам более эффективно учиться и получать более высокие оценки.


Резюме:

  • Критическое мышление направлено на достижение наилучших возможных результатов в любой ситуации.Для этого необходимо собрать и оценить информацию из как можно большего числа различных источников.

  • Критическое мышление требует ясной, часто неудобной, оценки ваших личных сильных сторон, слабостей и предпочтений и их возможного влияния на решения, которые вы можете принять.

  • Критическое мышление требует развития и использования предвидения, насколько это возможно. Как пела Дорис Дэй, «будущее не в наших глазах».

  • Реализация решений, принятых на основе критического мышления, должна учитывать оценку возможных результатов и способы избежать потенциально отрицательных результатов или, по крайней мере, уменьшить их влияние.

  • Критическое мышление включает анализ результатов применения принятых решений и внедрение изменений там, где это возможно.

Можно подумать, что мы чрезмерно расширяем наши требования к критическому мышлению, ожидая, что оно может помочь сконструировать сфокусированное значение, а не изучать предоставленную информацию и знания, которые мы приобрели, чтобы увидеть, можем ли мы, в случае необходимости, построить смысл, будет приемлемо и полезно.

В конце концов, почти никакая информация, доступная нам как внешняя, так и внутренняя, не дает никаких гарантий ее жизнеспособности или пригодности. Аккуратные пошаговые инструкции могут стать своего рода решеткой, на которой может расцвести наше базовое понимание критического мышления, но это не дает и не может обеспечить никакой гарантии достоверности, полезности или долговечности.

,

35 измерений критической мысли

Bookmark this page

Переключить навигацию

Bookmark this page
Bookmark this page

  • Книжный магазин
  • жертвовать
  • Авторизоваться
  • Членство
  • Моя учетная запись
  • Просмотр корзины
  • Домой

  • Начни здесь

    • Критическое мышление: с чего начать
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Факультет колледжей и университетов
    • Студенты колледжей и университетов
    • Учителя средней школы
    • Учителя младших классов средней школы (6-9)
    • Учителя начальной школы (4-6)
    • Педагоги начальной школы (K-3)
    • Наука и техника
    • Профессиональное и личностное развитие
    • Сестринское дело и здравоохранение
    • Домашняя школа (классы K-12)
    • Изучите элементы и стандарты
  • Насчет нас

    • Наша миссия
    • Международный центр оценки мышления высшего порядка
    • Блог критического мышления докторов.Старейшина и Носич
    • Наша команда докладчиков
    • Стипендиаты Фонда
    • Разрешение на использование нашей работы
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Взносы в фонд критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Карта сайта
    • Свяжитесь с нами — офисная информация
    • Отзывы
    • Центр критического мышления
    • Национальный совет по вопросам критического мышления
  • Библиотека

    • Основная библиотека ресурсов по критическому мышлению
    • О критическом мышлении
    • Основы критического мышления
    • Ричард Пол Классик антологии
    • Документирование проблемы
    • Инструкция для высшего образования
    • Стратегии и образцы обучения для K-12
    • Студентам
    • Проблемы критического мышления
    • Вопросительный разум
    • Чтение задом наперед: классическая книга онлайн
  • Профессиональное развитие

    • Профессиональное развитие критического мышления
    • Индивидуальные вебинары и онлайн-курсы для преподавателей
    • Сертификация подхода Пола-Элдера к критическому мышлению
    • Институты, использующие наш подход к критическому мышлению
    • К-12 Инструкция
    • Высшее образование
    • Тренинг критического мышления для полицейских
    • Деловые и профессиональные группы
    • Онлайн-курсы для инструкторов
    • Состояние критического мышления сегодня
    • Модель профессионального развития для K-12
    • Модель профессионального развития — Колледж и университет
    • Описание мастерской
    • Программа наставничества
    • Форма запроса информации об обслуживании
  • Исследовательская работа

    • Исследования Центра критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Обучение критическому мышлению в средних школах Большого Лос-Анджелеса
    • Критическое мышление в Оксфордском учебном пособии
    • Обучение навыкам критического мышления учащихся четвертых классов, признанных одаренными и талантливыми
    • Substantive Critical Thinking, разработанная Фондом критического мышления, доказала свою эффективность в повышении результатов тестов SAT и ACT…
    • Исследование 38 государственных университетов и 28 частных университетов с целью определения акцента преподавателей на критическое мышление в обучении
    • Влияние универсальных элементов и стандартов мышления Ричарда Пола на композицию в двенадцатом классе
    • Влияние модели критического мышления на успеваемость учащихся…
    • Критическое мышление: уроки инициативы непрерывного профессионального развития в лондонской общеобразовательной средней школе
  • Конференции и мероприятия

    • Календарь событий в области критического мышления
    • 40-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению
    • Веб-семинары
    • Архив конференций
    • Архив мастерской
    • Архив Академии стипендиатов
    • Архив Академии

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *