Структура человека личности: Урок 3. Личность в психологии

Понятие личности и ее структура




 

Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.

В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:

1. Сущность понятия личности;

2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;

3. Структура личности.

Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.

Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.

«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.

Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.

В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.

Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.



Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий

Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.

Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.

Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens. Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).

Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.

Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.

Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.




Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.

Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности


Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.

Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.

Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.

Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.

Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.

Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.

Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.

Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.

Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.

Первая группа свойств личности дается от природы, а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.

Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).

 

Рисунок 3.3 – Структура личности











Структура личности — Записки философа-практика — LiveJournal

Каждый человек – это личность, индивидуальность которой определяется жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций. Личностьперсонифицированная совокупность биологических и социальных свойств человека, важнейшими из которых являются социальные составляющие, проявляющиеся в общественной деятельности человека. Это системное качество, приобретаемое человеком в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в социальные отношения и освоения накопленного социального опыта. Развитие личности происходит в процессе всей жизни человека. Личность начинает формироваться в раннем детстве, далее этот процесс происходит в ходе пребывания в образовательных учреждениях и трудовых коллективах, предъявляющих соответствующие требования к поведению каждого человека. Формирование личности в коллективе происходит как путём невольного подражания общепринятым и групповым нормам, так и сознательного усвоения выдвигаемых требований.

Каждая личность является сочетанием различных компонентов: а) характерных для всего общества; б) особенных для определённого коллектива; в) индивидуальных для конкретного человека и определяемых его наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и об её внешней структуре как принадлежности к определённым социальным группам.

1.  Внутренняя структура личности

Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:

·        сложившуюся в сознании личности психологическую среду, направленность личности: систему потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрение;

·        психологические средства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;

·        психические свойства личности: характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д.;

·        физиологические, наследственные качества: темперамент и пр.

Рассмотрим содержание отдельных элементов внутренней структуры личности работника.

1.     Потребность можно определить как нужду человека в чём-либо, побуждающую к необходимости действий. Потребность всегда связана с деятельностью и определяет активность личности. С одной стороны, она стимулирует деятельность, выступает её причиной. С другой стороны, сама деятельность выступает основанием потребностей, обуславливает их.

Потребность выступает как единство её объективной и субъективной сути. Объективная сторона определяется конкретным предметом потребности и характеризуется следующими факторами: а) собственно конкретным предметом потребности; б) объективной средой – ситуацией удовлетворения потребности, благоприятствующей этому или нет; в) объективными средствами удовлетворения потребности; г) объективной ценностью у

Психология личности человека, структура и типы личности

Психология личности человека давно перестала быть интересной одним только психологам. Специалисты астрологии, теологии, философии, литературы, социологии совершают попытки, чтобы понять поведение человека.

психология личности человекаТакже и обычные люди стремятся определить суть человеческой индивидуальности, анализируют ее влияние на общество, принципы взаимодействия с миром, социумом, природой и другими сферами жизни.

Что такое психология личности для человека

главная жизненная задача человекаКачество жизни можно поменять в лучшую сторону, если лучше понимать себя и окружающих, а также выстраивать отношения с другими людьми в соответствии со своими новыми знаниями. И важную роль здесь играет психология личности человека.

Согласно научному определению, данный термин предполагает изучение совокупности индивидуальных, психологических и социальных свойств поведения и характера человека, а также создание картины личности, ее связи с окружающим миром, рассмотрение духовной составляющей.

Понятие личности в психологии имеет различные определения. Придерживаться единого термина невозможно в силу разнообразия и сложности явлений, связанных с деятельностью человека.

Рассмотрим несколько определений личности:

  1. Это активный субъект, ответственный за свои поступки, обладающий способностью регулировать жизнь и разрешать различные жизненные противоречия.
  2. Носитель сознания.
  3. Это системное качество индивида, которое определяется вовлеченностью в социальные связи, способностью к переживаниям, познанию, преобразованию окружающего мира.
  4. Личность — это комплекс выработанных предпочтений и привычек, психических особенностей, социокультурного опыта, знаний, которые определяют поведенческие нормы индивида и влияют на его связь с окружающим миром.
  5. Личность — совокупность индивидуальных психологических свойств, которые отличают от других людей.

Также в понятие «личность» психологи включают устойчивые особенности характера, которые свидетельствуют об индивидуальности и характеризуют человека как члена общества. Сюда можно отнести развитость способностей (коммуникативных, языковых, речевых), направленность стремлений и деятельности, темперамент. Этих компонентов огромное количество и все они отличают человека как личность. Чтобы их структурировать психологи выделили 4 уровня.

Уровни личности

особенности личности

Итак, из каких уровней выстроена структура личности в психологии:

  1. Низший — это возрастные, половые, врожденные свойства НС и темперамента.
  2. Второй — индивидуальные когнитивные способности: память, мышление, восприятие, способность к обучению, которые зависят от врожденных особенностей, а также от совершенствования этих качеств.
  3. Третий — социокультурный опыт (привычки, умения, знания и навыки).
  4. Высший определяет направленность личности (интересы, стремления, самооценка, убеждения).

Из вышеперечисленного ясно, что врожденные и приобретенные качества взаимосвязаны.

В детстве доминирует сначала первый, затем второй уровень. По мере взросления и развития человека, его личностные характеристики наполняются социальными навыками, которые формируют его как члена общества.

Типы личности

типы личностиЛюди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.

Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.

Итак, какие бывают типы личности в психологии:

  1. Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее. Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
  2. Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов. Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
  3. Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
  4. Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.

Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.

Психология сверхсильной личности — видео

Структура личности — это… Что такое Структура личности?



Структура личности
(лат. – строение) – основные составляющие проявления личности как целостной индивидуальной системы. Эта структура многомерна (стратометрична). Личность можно представить как единство духовного, душевного и телесного в человеке при ведущей и определяющей роли духовного начала. Личность – это и единство сознания, чувств и поведения человека, что по смыслу очень близко к первому пониманию ее структуры. Есть вариант «деления» личностного в человеке на потенциальную, требующую развития, и актуальную, т.е. уже реализующуюся сферу. Согласно другой монистической концепции многомерного развития личности в ней различают: направленность деятельности (общения, игры, труда), уровни освоения деятельности (обучение, воспроизведение, учение, творчество), формы реализации деятельности (умственная, речевая, перцептивная, моторная в смысле материальная), эстетические переживания в деятельности (позитивные переживания возвышенного, прекрасного и негативные – низменного, безобразного).


Здесь структура личности выделяется на основе функционирования индивидуальности. По соотношению природного и социального в личности выделяют общую конституцию, составляющие ее задатки (потребности, свойства нервной системы), направленность (интересы, склонности, целеустремленность, мировоззрение), а также механизмы их взаимодействия (побуждения, мотивация, эмоциональность, темперамент, активность, способности, воля, характер, побуждения). Согласно видового строения человеческой деятельности выделяются пять подструктур, таких как познавательная, ценностная, творческая, коммуникативная и художественная. Есть и другие представления о структуре личности.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
В.С. Безрукова.
2000.

  • Строгость
  • Стыд

Смотреть что такое «Структура личности» в других словарях:

  • структура личности — asmenybės struktūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Biologinių ir psichologinių žmogaus savybių vienovė, apibūdinanti individą kaip aktyvią būtybę. Yra įvairių asmenybės struktūros modelių. Ugdymui parankus toks psichologinis asmenybės… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Структура личности — Строение и соподчинение относительно устойчивых свойств личности, в иерархии которых основное значение, определяющее проявление всех свойств индивида и его поведение, играют его идеалы …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Структура личности — (Personality structure). В теории личности понятие структуры имеет отношение к наиболее стабильным и неизменным свойствам, проявляемым индивидуумами в разное время и в различных ситуациях …   Теории личности: глоссарий

  • БАЗИСНАЯ (базовая) СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — см. Модальная личность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • этническая структура личности — иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека. Э. с. л. сложна и многослойна. В ней можно выделить… …   Этнопсихологический словарь

  • ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека. Э. с. л. сложна и многослойна. В ней можно выделить… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Базовая (модальная) структура личности — устойчивая совокупность личностных черт, присущая большинству носителей определенной культуры и приобретаемая ими в результате характерных для этой культуры процессов социализации …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • Структура и функции ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером [1] [2][3][4][5][6][6] …   Википедия

  • ЛИЧНОСТИ ЖИЗНЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — англ. individual s lifeorganization; нем. Personlichkeitslebensorganisation. По У. Томасу и Ф. Знанецкому структура установок и ценностных ориентации личности, обобщающая соц. опыт индивида и находящая свое выражение в присущей ему концепции «Я» …   Энциклопедия социологии

  • Личности структура — (лат. structura расположение, порядок) тип или способ организации, соподчинения различных качеств личности (биологических, характерологических, психологических, духовных). Термин «тип личности», против условности которого выступают некоторые… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Структура и смысл жизненного мира человека, А. Л. Никифоров. Представляется, что окружающий мир предметов с их свойствами и отношениями существует «объективно», т. е. независимо от нас. Автор показывает, что такое представление ошибочно, мы сами… Подробнее  Купить за 781 руб
  • Психология личности и высшая нервная деятельность. О сознании, о&# 171;я&# 187;, о счастье. Психофизиологические очерки, Дерябин В.С.. Настоящий научный труд представляет собой публикацию научного наследия видного физиолога и психиатра В. С. Дерябина. Монография состоит из трех разделов, носящих авторские названия: «О… Подробнее  Купить за 710 руб
  • Структура сознания подростков в среде дополнительного образования, Хисамбеев Шамиль Раисович. В монографии представлено обоснование эконсихологического полхода к проблеме исследования сознания подростков. Данный подход позволил автору выявить особенности структуры и динамики сознания… Подробнее  Купить за 385 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Структура личности» >>

Структура личности

1) По Дж. Миду,
структура сформировавшейся личности
состоит из двух компонентов: «Я – сам»
(объект самосознания, самопонимания) и
«Я – меня» — рефлексия на оценки других
и общество в целом;

2) Ч. Кули
(концепция зеркального «Я») считал, что
личность – продукт социальных
взаимодействий – интеракций. Представления
человека о себе (а это, по Кули, и есть
структура личности) формируются в
процессе взаимодействия с другими
людьми. Человек познает себя, представляя,
что  о нем думают другие, т.е. в
интеракциях, как бы отражается в
представлениях о нем других людей, как
в зеркалах, создает свое зеркальное
«Я», которое состоит из трех элементов:

— представление о
том, что другие видят меня;

— представление о
том, как другие оценивают меня;

— ощущение «Я» как
ответ на представление и оценки меня.

3) По представлениям З.
Фрейда, человек всегда находится в
конфликте с обществом и его биологические
побуждения противоречат социальным
нормам. Именно в постоянной борьбе с
природными инстинктами, с социальным
контролем формируется структура
личности, которая состоит из трех
компонентов:

— Ид («Оно») –
бессознательное, энергия инстинктов
(два основных инстинкта – Эрос (инстинкт
продолжения жизни, сексуальная энергия)
и инстинкт смерти – Танатос). Основной
принцип существования Ид – «Хочу». При
освобождении Ид ослабляется внутреннее
напряжение и возникает удовлетворение.

— Эго («Я») –
сознание, действует по принципу «Могу».
Индивидуализирует поступки человека.
Развивается по мере роста самосознания
личности.

— Суперэго (сверх-«Я»)
– компонент личности, который сложился
под влиянием социального контроля,
культурных норм и запретов. Основной
принцип – «Надо».

Согласно
концепции К. К. Платонов
,
существует 4 уровня структуры личности
(биологические и социальные).

1.
Низший уровень личности — биологически
обусловленная подструктура, в которую
входятвозрастные,
половые свойства психики, врожденные
свойства типа нервной системы и
темперамента
.

2.
Следующая подструктура включает в себя
индивидуальные особенности психических
процессов человека, т. е. индивидуальные
проявления памяти, восприятия, ощущений,
мышления, способностей
,
зависящих как от врожденных факторов,
так и от тренировки, развития,
совершенствования этих качеств.

3.
Следующий уровень личности — индивидуальный
социальный опыт, в который входят
приобретенные человеком знания, навыки,
умения и привычки
.
Эта подструктура формируется
преимущественно в процессе обучения,
имеет социальный характер.

4.
Высшим уровнем личности является
ее направленность,
включающая влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, взгляды, убеждения
человека, его мировоззрение, особенности
характера, самооценки. Подструктура
направленности личности наиболее
социально обусловлена, формируется под
влиянием воспитания в обществе, наиболее
полно отражает идеологию общности, в
которую человек включен.

Различие
людей между собой значительно: на каждой
из подструктур имеются различия убеждений
и интересов, опыта и знаний, способностей
и умений, темперамента и характера.
Именно поэтому непросто понять другого
человека, непросто избегать несовпадений,
противоречий, даже конфликтов с другими
людьми. Чтобы более глубоко понять себя
и других, нуж­ны определенные
психологические знания в сочетании с
наблюдательностью.

Выдающийся
отечественный психолог С. Л. Рубинштейн
различал в личности направленность,
способности, темперамент, характер,
самосознание.

А.
Н. Леонтьев считал, что личность — это
социальная сущность человека, и поэтому
тем­перамент, характер, способности
и знания человека не входят в состав
личности в качестве ее подструктур, они
лишь условия формирования этого
образования, социального по своей
сущности. Направленность и воля
принадлежат личности, ибо волевой
поступок невозможно рассматривать вне
иерархии мотивов, так и направленность
есть непосредственное выражение
мотивационных структур, т. е. ядра
личности.

Направленность
личности

— это совокупность устойчивых мотивов,
взглядов, убеждений, потребностей и
устремлений, ориентирующих человека
на определенные поведение и деятельность,
достижение относительно сложных
жизненных целей.

Направленность
всегда социально обусловлена и формируется
в онтогенезе в процессе обучения и
воспитания, выступает как свойство
личности, проявляющееся в мировоззренческой,
профессиональной направленности, в
деятельности, связанной с личным
увлечением, занятием чем-либо в свободное
от основной деятельности время (например,
изобразительным творчеством, физическими
упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Направленность —
это установки, ставшие свойствами
личности.

В направленность
включаются несколько связанных форм,
которые мы кратко опишем:

  1. влечение —
    наиболее примитивная биологическая
    форма направленности;

  2. желание —
    осознанная потребность и влечение к
    чему-либо определенному;

  3. стремление 
    возникает при включении в структуру
    желания волевого компонента;

  4. интерес —
    познавательная форма направленности
    на предметы;

  5. склонность —
    возникает при включении в интерес
    волевого компонента;

  6. идеал —
    есть конкретизируемая в образе или
    представлении предметная цель склонности;

  7. мировоззрение —
    система этических, эстетических,
    философских, естественнонаучных и
    других взглядов на окружающий мир;

  8. убеждение —
    высшая форма направленности — это
    система мотивов личности, побуждающих
    ее поступать в соответствии со своими
    взглядами, принципами, мировоззрением.

9
установка
— готовность индивида к определенной
деятельности, актуализирующаяся в
создавшейся ситуации. Она проявляется
в устойчивой предрасположенности к
определенному восприятию, осмыслению
и поведению индивида. Установка выражает
позицию человека, его взгляды, ценностные
ориентации по отношению к различным
фактам быта, общественной жизни и
профессиональной деятельности. Она
может быть позитивной, негативной или
нейтральной. При позитивной установке
явления, события и свойства предметов
воспринимаются доброжелательно и с
доверием. При негативной — эти же признаки
воспринимаются искаженно, с недоверием
или как чуждые, вредные и неприемлемые
для данного человека.

Установка
опосредует влияние внешних воздействий
и уравновешивает личность со средой, а
знание ею содержания этих воздействий
позволяет с определенной степенью
достоверности прогнозировать поведение
в соответствующих ситуациях;

10

позиция
— устойчивая система отношений человека
к определенным сторонам действительности,
проявляющаяся в соответствующем
поведении. Она включает в себя совокупность
мотивов, потребностей, взглядов и
установок, которыми индивид руководствуется
в своих действиях. В систему факторов,
определяющих конкретную позицию
человека, включаются также его притязания
на определенное положение в социальной
и профессиональной иерархии ролей и
степень его удовлетворения в этой
системе отношений;

11.
цель

желаемый и представляемый результат
конкретной деятельности человека или
группы людей. Она может быть близкой,
ситуационной или отдаленной, общественно
ценной или вредной, альтруистической
или эгоистической. Личность или группа
людей ставят перед собой цель на основе
потребностей, интересов и возможностей
ее достижения. 

В
целеполагании важную роль играют
информация о состоянии вопроса,
мыслительные процессы, эмоциональное
состояние и мотивы предполагаемой
активности. Целевыполнение складывается
из системы действий, направленных на
достижение предполагаемого результата.
Направленность формируется в онтогенезе,
в процессе обучения и воспитания молодых
людей, при подготовке их к жизни,
профессиональной и общественно полезной
деятельности, служению своей Родине.
Здесь важно, чтобы подрастающее поколение
усвоило, что их личное, семейное
благополучие, достижения в различных
сферах деятельности и социальный статус
взаимосвязаны с готовностью к служению
своему народу и государству, в котором
они живут. Выделяют три основных вида
направленности личности: личная,
коллективистическая и деловая.

     Личная
направленность

– создается преобладанием мотивов
собственного благополучия, стремлением
к личному первенству, престижу. Такой
человек чаще всего бывает, занят самим
собой, своими чувствами и переживаниями
и мало реагирует, на потребности
окружающих его людей: игнорирует интересы
сотрудников или работу, которую должен
выполнять. В работе видит, прежде всего,
возможность удовлетворить свои притязания
вне зависимости от интересов других
сотрудников.

      Направленность
на взаимные действия

– имеет место тогда, когда поступки  человека
определяется потребностью в общении,
стремлением поддерживать хорошие
отношения с товарищами по работе, учебе.
Такой человек проявляет интерес к
совместной деятельности, хотя может и
не способствовать успешному выполнению
задания, нередко его действия даже
затрудняют выполнение групповой задачи
и его  фактическая
помощь может быть минимальной.

     Деловая
направленность

– отражает преобладание мотивов
порождаемых самой деятельностью,
увлечение процессом деятельности,
бескорыстное стремление к познанию,
овладению новыми навыками и умениями.
Обычно такой человек стремится к
сотрудничеству и добивается наибольшей
продуктивности группы, а поэтому
старается доказать точку зрения, которую
считает полезной для выполнения
поставленной задачи

    Установлено
что лица с направленностью на себя имеют
такие черты характера:

–     больше
заняты собой и своими чувствами,
проблемами

–     делают
необоснованные и поспешные выводы и
предположения о других людях, также
ведут себя в дискуссиях

–      пытаются
навязать свою волю группе

–      окружающие
в их присутствии не чувствуют себя
свободно

    Люди
с направленностью на взаимные действия:

–      избегают
прямого решения проблемы

–     уступают
давлению группы

–    не
высказывают оригинальных идей и не
легко понять, что такой человек хочет
выразить

–     не
принимают на себя руководство, когда
речь идет о выборе задач

Люди
с деловой направленностью:

–     помогают
отдельным членам группы выражать свои
мысли

–     поддерживают
группу, чтобы она достигла поставленной
цели

–     легко
и доступно излагают свои мысли и
соображения

–     берут
в свои руки руководство, когда речь идет
о выборе задачи

–     не
уклоняются от непосредственного решения
проблемы.

Способности
человека определяют его успехи в
различных ви­дах деятельности.

СПОСОБНОСТИ 
— индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого, определяющие успешность
выполнения деятельности или ряда
деятельностей, несводимые к знаниям,
умениям и навыкам, но обусловливающие
легкость и быстроту обучения новым
способам и приемам деятельности.

Задатки

первичные, природные (биологические)
особенности, с которыми человек рождается
и которые созревают в процессе его
развития. Это, главным образом, врожденные
анатомические и физиологические
особенности строения тела, двигательного
аппарата, органов чувств, нейродинамические
свойства мозга, особенности функциональной
асимметрии больших полушарий и др.

Именно
своеобразие индивидных характеристик
выступает в качестве природных задатков.
Задатки не заключают в себе способностей
и не гарантируют их развития. Они могут
превратиться и не превратиться в
способности, в зависимости от воспитания
и деятельности человека. При отсутствии
надлежащего воспитания и деятельности
даже большие задатки не станут
способностями, а при соответствующем
воспитании и деятельности даже из
небольших задатков могут развиться
способности достаточно высокого уровня.

Задатки прежде
всего проявляются в склонностях к
определенному виду деятельности
(специальные способности) или в повышенной
любознательности ко всему (общая
способность).

Склонности

это первый и наиболее ранний признак
зарождающейся способности. Склонность
проявляется в стремлении, тяготении
ребенка, (или взрослого) к определенной
деятельности (рисованию, занятию
музыкой).

Темперамент –
это те врожденные особенности человека,
которые обусловливают динамические
характеристики интенсивности и скорости
реагирования, степени эмоциональной
возбудимости и уравновешенности,
особенности приспособления к окружающей
среде.

Б.М.
Теплов дает следующее определение
темперамента: «Темпераментом
 называется
характерная для данного человека
совокупность психических особенностей,
связанных с эмоциональной возбудимостью,
т.е. быстротой возникновения чувств, с
одной стороны, и сило их – с другой».
Таким образом, темперамент имеет два
компонента – активность и эмоциональность.
К числу наиболее значимых свойств
темперамента были отнесены следующие:

  1. Эмоциональная
    возбудимость
    .
    Под этим свойством понималась способность
    реагировать на очень слабые внешние и
    внутренние воздействия.

  2. Возбудимость
    внимания

    – это свойство темперамента обусловливает
    приспособительные функции психики
    индивида. Оно состоит в способности
    замечать предельно малое изменение
    интенсивности воздействующего
    раздражителя.

  3. Сила
    эмоций
    .
    Главную функцию данного свойства Теплов
    видел в «энергизации деятельности» в
    зависимости от удовлетворения или
    неудовлетворения мотивов. (Современные
    психологи это свойство называют
    интенсивностью и модальностью
    эмоциональных проявлений.)

  4. Тревожность.
    Под тревожностью Теплов понимал
    эмоциональную возбудимость в угрожающей
    ситуации. Причем он принципиально
    разделял тревожность и эмоциональную
    возбудимость в обычных условиях. Одним
    из оснований для такого мнения является
    то, что эмоциональная возбудимость не
    зависит от силы раздражителя, а
    тревожность, наоборот, находится с ней
    в прямой зависимости.

  5. Реактивность
    непроизвольных движений.

    Функция данного свойства заключается
    в увеличении интенсивности приспособительных
    реакций к ситуациям и раздражителям,
    непосредственно действующим в данный
    момент.

  6. Активность
    волевой целенаправленности деятельности.

    Данное свойство, по мнению Теплова,
    проявляется в повышении активности
    приспособления путем преобразования
    ситуации в соответствии с поставленной
    целью.

  7. Пластичность
    – ригидность.

    Функция этого свойства заключается в
    приспособлении к изменяющимся требованиям
    деятельности.

  8. Резистентность.
    Данное свойство заключается в способности
    оказывать сопротивление всем внутренним
    и внешним условиям, ослабляющим или
    тормозящим начатую деятельность.

  9. Субъективизация.
    Функцию
    данного свойства Теплов видел в усилении
    степени опосредования деятельности
    субъективными образами и понятиями.

К
свойствам темперамента относятся
индивидуальные особенности, которые

1. регулируют
динамику психической деятельности в
целом;

2. характеризуют
особенности динамики отдельных
психических процессов;

3. имеют устойчивый
и постоянный характер и сохраняются в
развитии на протяжении длительного
отрезка времени;

4. находятся в
строго закономерном соотношении,
характеризующем тип темперамента;

5. однозначно
обусловлены общим типом нервной системы.

Выделенные
Павловым свойства нервных процессов
могут образовывать определенные
комбинации, которые определяют так
называемый тип нервной системы, или тип
высшей нервной деятельности.

Сила
нервных процессов

– это способность нервных клеток
переносить сильное возбуждение и
длительное торможение, т.е. выносливость
и работоспособность нервных клеток.
Сила нервного процесса выражается в
соответствующей реакции на сильные
раздражители: сильные раздражения
вызывают у сильной нервной системы
сильные процессы возбуждения, у слабой
нервной системы – слабые процессы
возбуждения и торможения.

Уравновешенность
предполагает пропорциональное соотношение
данных нервных процессов. Преобладание
процессов возбуждения над торможением
выражается в быстроте образования
условных рефлексов и медленном их
угасании. Преобладание процессов
торможения над возбуждением определяется
замедленным образованием условных
рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность
нервных процессов

– это способность нервной системы
быстро в ответ на требования условий
внешней среды сменять процесс возбуждения
процессом торможения и наоборот.

Выделенные
Павловым типы нервной системы не только
по количеству, но и по основным
характеристикам соответствуют четырем
классическим типам темперамента:

  1. Сангвиник
    – сильный, уравновешенный, подвижный
    тип.

  2. Флегматик
    – сильный, уравновешенный, малоподвижный
    (инертный) тип.

  3. Холерик
    – сильный, но неуравновешенный, со
    слабыми по сравнению с возбуждением
    тормозными процессами.

  4. Меланхолик
    – слабые процессы возбуждения и
    торможения (слабый тип).

Характер
— приобретенные в конкретных социальных
условиях общие способы взаимодействия
личности со средой, составляющие тип
ее жизнедеятельности. Своеобразие
характера каждого человека определяется
его направленностью (устойчивой
мотивационной сферой личности) и
особенностями осуществления деятельности
— волевыми качествами.

Характер
является индивидуально-типологическим
сочетанием ценностных ориентаций и
регуляционных особенностей личности.
Различаются черты характера и типы
характеров. Черты характера выражаются
в отдельных общих особенностях поведения,
а тип характера — в общих способах
взаимодействия со средой. Многообразные
черты характера объединяются в следующие
группы.

1.
Волевые
черты характера

— устойчивые индивидуально-типологические
особенности сознательной,
понятийно-опосредованной регуляции
деятельности и поведения. К ним относятся:
целенаправленность, самостоятельность,
решительность, настойчивость и др.

2.
Эмоциональные
черты характера

— устойчивые индивидуально-типологические
особенности непосредственного,
спонтанного регулирования поведения.

3.
Интеллектуальные
черты характера

— устойчивые индивидуально-типологические
особенности умственных способностей. 

Теория
личности
 –
это совокупность гипотез, или предположений
о природе и механизмах развития личности.
Теория личности пытается не только
объяснить, но и предсказать поведение
человека.

В
современной психологии выделяют 7
основных подходов к изучению личности
.
Каждый подход имеет свою теорию, свои
представления о свойствах и структуре
личности, свои методы их измерения.

1.
Психодинамический
 (классический
психоанализ).

Структура личности

Одной из проблем изучения личности
является понимание ее психологической
структуры. Во второй половине прошлого
века в отечест-венной психологии
сложилось представление о личности как
эпицентре индивидуального и социального.
Все больше и больше отечественных
психологов склонялось к мысли о том,
что именно личность есть узел общественных
отношений, а это означает, что природа
личности конкретно-исторична; личность
– мера индивидуальной активности,
самовыражения, самоактуализации,
самоутверждения, творчества; личность
– субъект истории, существующий в
социальной целостности. Главной
детерминантой станов-ления личности в
отечественной психологии признается
деятельность. Деятельность всегда
субъективна. Условием ее осуществления
и ее основным продуктом является человек,
который всегда вполне определенно
относится к окружающему миру. Его
сознание обусловлено структурой самой
деятель-ности, направленной на
удовлетворение потребностей. То, что
человек полу-чает в результате труда,
должно прежде существовать в его
представлении. В представлении же
заложено то, что определяет структуру
его личности.

Психологическая структура личностипредставляет собой целостное системное
образование, совокупность социально
значимых свойств, качеств, позиций,
отношений, алгоритмов действий и
поступков человека, сложившихся
прижизненно и определяющих его поведение
и деятельность.

Психологическую структуру личности
составляют ее психические свойства
(направленность, характер, темперамент,
способности), жизненный опыт, характерные
психические состояния, индивидуальные
особенности психических процессов,
самосознание и т.д. Структура личности
складывается постепенно в процессе ее
социального развития и является продуктом
этого развития, эффектом всего жизненного
пути человека. Функционирование такого
образования возможно лишь посредством
взаимодействия личностных свойств,
являющихся компонентами структуры
личности

В современной психологии существуют
различные точки зрения на внутреннее
строение личности (табл. 4).

Таблица 4.

Структура личности в представлении
отечественных психологов

Автор

Компоненты
структуры личности

С.Л.
Рубинштейн

Направленность

Знания,
умения, навыки

Индивидуально-типологические
особенности

В.Н.
Мясищев

Направленность

Уровень
развития

Динамика
нервно-психической реактивности
(темперамент)

Мотивация

Отношение
и тенденции личности

А.Г.
Ковалев

Направленность

Характер

Возможности

Система
упражнений

Б.Г.
Ананьев

Определенный
комплекс коррелируемых свойств
индивида

Динамика
психофизиологических функций и
структура органических потребностей

Статус
и социальные функции-роли

Мотивация
поведения и ценностные ориентации

Структура
и динамика отношений

А.Н.
Леонтьев

По
мнению автора, структура личности
представляет собой относительно
устойчивую конфигурацию главных¸
внутри себя иерархизованных,
мотивационных линий. Внутренние
отношения главных мотивационных линий
образуют как бы общий «психологический»
профиль личности.

Все
это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить
три основных параметра личности:

деятельностей)

ванных
в иерархию смыслообразующих мотивов
(мотивов-целей)

лей

Процесс
становления личности по А.Н. Леонтьеву
есть процесс «становления связной
системы личностных смыслов»

Наиболее известной является динамическая
функциональная психологическая структура
личности К.К. Платонова (рис. 3). Его
концепция удобна в практическом
применении (например, при составлении
характе-ристики лиц, отбираемых в
правоохранительные органы).

Элементы
подструктуры

Соотношение

биологического

и
социального

Убеждение,
мировоззре-ние, личностные смыслы,
интересы

Социальный
уровень (биоло-гическое практически
отсутс-твует)

Подструктура

направленности

Социально-биологический
уровень (социального больше, чем
биологического)

Знания,
умения, навыки, привычки

Подструктура

социального
опыта

Биосоциальный
уровень (биологического больше, чем
социального)

Особенности
познаватель-ных процессов (памяти,
внимания и др.)

Подструктура
особенностей психических
процессов

Биологический
уровень (соц-иальное практически
отсутст-вует)

Скорость
протекания нер-вных процессов, баланс
процессов возбуждения, торможения и
т.п.; поло-вые, возрастные свойства

Подструктура
биопсихических свойств

Рис. 3. Иерархическая структура личности
(К.К. Платонов)

Направленность.Черты личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственно врожденных задатков,
а отражают индивидуально преломленное
групповое общественное сознание. Данная
подструктура формируется путем воспитания
и включает в себя убеждения, мировоззрения,
стремления, интересы, идеалы, желания.
В этих формах направленности личности
проявляются и отношения, и моральные
качества личности, и различные виды
потребностей. При этом один из компонентов
направленности доминирует и имеет
ведущее значение, в то время как другие
выполняют опорную роль. Доминирующая
направленность определяет всю психическую
деятельность личности.

Подструктура направленности личности
тесно связана с правосознанием, особенно
в той части, которая определяет отношение
субъекта к соблюдению норм права
(нравственные принципы, ценностные
ориентации, мировоззрение). Изучение
направленности личности индивида
позволяет определить его социальные
воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы,
уровень его нравственного развития и
во многом прогнозировать его поведение
и поступки.

Социальный опыт.Эта подструктура
объединяет знания, навыки, умения,
привычки, приобретенные на основе
личного опыта путем обучения, но уже с
заметным влиянием и биологически, и
даже генетически обусловленных свойств
личности (например, способность к
быстрому запо-минанию, физические
данные, лежащие в основе образования
двигательных навыков и т.п.). Эту
подструктуру иногда называют индивидуальной
куль-турой, или подготовленностью, но
лучше ее кратко называть опытом.

Через подструктуру опыта личность
наиболее отчетливо проявляется в своем
развитии, в выборе ведущих форм
деятельности, в достижении опре-деленных
результатов. С одной стороны, успешность
овладения знаниями и умениями во многом
определяется задатками и способностями
человека, с другой, огромную роль в
приобретении знаний и умений играют
направлен-ность личности и ее мотивы.

Индивидуальные особенности психических
процессов.
Данная подструктура
объединяет индивидуальные особенности
отдельных психи-ческих процессов, или
психических функций: памяти, ощущений,
восприятия, мышления, эмоций, чувств,
воли, которые формируются в процессе
социальной жизни. Познавательные
психические процессы и другие формы
отражения действительности вместе с
приобретенными человеком знаниями и
опытом во многом определяют такое
сложное интегративное образование
личности, как интеллект, положительно
коррелирующий с умственным развитием.
Процесс формирования и развития
индивидуальных особенностей психических
процес-сов осуществляется путем
упражнений.

Биопсихические свойства.Это
биологически обусловленная подструк-тура
объединяет типологические свойства
личности, ее половые, возрастные
особенности и патологические изменения,
которые в значительной степени зависят
от физиологических и морфологических
особенностей мозга. Актив-ность этой
подструктуры определяется силой нервных
процессов, а изучается она на
психофизиологическом, а иногда и на
нейропсихологическом, вплоть до
молекулярного, уровне. Процесс формирования
данной подструктуры осущест-вляется
путем тренировки.

Различные черты и свойства личности,
входящие во все названные подструктуры,
образуют две наиболее общие подструктуры:
характер и способ-ности, понимаемые как
общие интегративные качества личности
(рис. 4).

Рис. 4. Структура личности (К.К. Платонов)

Характер, или стиль поведения
человека в социальной среде – это
сложное синтетическое образование, где
в единстве проявляются содержание и
форма духовной жизни человека. Хотя
характер и не выражает личности в целом,
однако представляет сложную систему
ее свойств, направленности и воли,
интеллектуальных и эмоциональных
качеств, типологических особеннос-тей,
проявляющихся в темпераменте. В системе
характера тоже можно выделить ведущие
свойства, к которым относятся в первую
очередь моральные и волевые, составляющие
его основу.

Способности обеспечивают успех
деятельности, они взаимосвязаны и
взаимодействуют друг с другом. Как
правило, одни из способностей доминиру-ют,
другие им подчиняются. Подчиненная
способность усиливает основную, ведущую
способность.

Все эти поструктуры тесно связаны между
собой и проявляются в виде единого
целого, выражающего такое сложное
интегративное понятие, как личность.
Не только каждая из этих четырех
подструктур, рассматриваемая как целое,
в свою очередь, имеет свои подструктуры,
но и каждая черта личности, также имеет
свою структуру.

Применяя на практике знания о структуре
личности, юрист овладевает неоценимым
психологическим «инструментом» анализа
в оценке человека, необходимым для
верного выбора методов и приемов
взаимоотношений с разными категориями
граждан и способов самосовершенствования.

19. Представление о структуре личности в психологии.

В
психологической науке категории человек,
индивид, личность, индивидуальность
относятся к базовым категориям. Они не
являются сугубо психологическими и
изучаются всеми общественными науками.
Поэтому встает вопрос о специфике
исследования этих категорий психологией:
все психические явления формируются и
развиваются в деятельности и общении,
но принадлежат они не этим процессам,
а их субъекту — общественному
индивиду
личности.

Проблема
личности в психологии выступает
и как самостоятельная. Важнейшая
теоретическая задача состоит в том,
чтобы обнаружить объективные основания
тех психологических свойств, которые
характеризуют человека как индивида,
как индивидуальность и как личность.
Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является
самым широким. Это принятое классическое
научно обобщенное название особого
вида живого существа — “человека
разумного”, или homo sapiens. В это понятие
объединено все: природное, биохимическое,
социальное, медицинское и др.

Индивид —
категория, указывающая на принадлежность
к человеческому роду. В этом понятии
выражена родовая принадлежность
человека, т.е. любой человек — это
индивид. Это подчеркивание единичности
(в отличие от человека) и неделимости
(в отличие от личности).

Индивид
акцентирует в человеке биологическое,
но и не исключает социальных составляющих,
присущих человеческому роду. Человек
рождается конкретным индивидом, но,
став личностью, не перестает одновременно
быть индивидом.

Личность —
человек, развивающийся в обществе и
вступающий во взаимодействие и общение
с другими людьми с помощью языка.

Это
человек как член общества, результат
формирования, развития и социализации.
Но сказанное не означает, что личность
— это существо только социальное,
лишенное биологических характеристик.
В психологии личности социальное и
биологическое существуют в единстве.
Понять, что такое личность, можно только
через изучение реальных общественных
связей и отношений, в которые вступает
человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил,
что вся психология есть психология
личности. В то же время категория
“человек” и “личность” не синонимичны.
Последнее определяет социальную
ориентированность человека, который
становится личностью, при условии, что
развивается в обществе (например, в
отличие от “диких детей”), взаимодействует
с другими людьми (в отличие от глубоко
больных от рождения). У всякого нормального
человека есть несколько личностных
проявлений в зависимости от того, на
какую часть общества он проецируется
в данный момент: семья, работа, учеба,
дружба. В то же время личность целостна
и едина, системна и организована.

В
психологии имеют место и другие, более
узкие трактовки понимания личности,
когда выделяют те или иные качества,
якобы выступающие для нее неотъемлемыми
атрибутами. Здесь личностью предлагается
считать лишь того, например, кто
самостоятелен, ответственен, высокоразвит.
Подобные критерии являются, как правило,
субъективны и труднодоказуемы. 

Индивидуальность —
категория, подчеркивающая уникальность,
неповторимость и самостоятельность
каждой психики (личности, индивида,
человека).

Специфика
общественных условий жизни и образа
деятельности человека определяет
особенности его индивидуальных признаков
и свойств. Все люди имеют определенные
психические черты, взгляды, обычаи и
чувства, у каждого из нас есть различия
в познавательной сфере личности, которые
и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая
структура личности
 —
это целостная модель, система качеств
и свойств, которая полно характеризует
психологические особенности личности
(человека, индивида).

Все
психические процессы осуществляются
в какой-нибудь личности, но не все
выступают в качестве ее отличительных
свойств. Любой из нас в чем-то похож на
всех людей, в чем-то лишь на некоторых,
в чем-то ни на кого не похож.

В
психологии существует огромное количество
моделей психологической структуры
личности, которые проистекают из
различных теорий о психики и личности,
из разных параметров и задач. В нашем
пособии мы используем модель психологической
структуры личности, на основе совмещения
двух схем, разработанной вначале С. Л.
Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта
базовая модель исходит из
личностно-деятельностного подхода.
Данная структура включает в себя шесть
взаимосвязанных подструктур. Они условно
выделяются лишь для получения некоторой
схемы целостной личности.

Итак,
в личности выделяются следующие
психологические составляющие, или
подструктуры:

  • самосознание;

  • направленность
    личности;

  • темперамент и
    характер;

  • психические
    процессы и состояния;

  • способности и
    задатки;

  • психический
    опыт личности.

Далее
данные подструктуры, которые составляют
предметное содержание психологии
личности, будут описываться в следующих
лекциях, и раскладываться на отдельные
составляющие: процессы, качества,
свойства и т. д.

Структура человеческой личности, Х. Дж. Айзенк, 1953

Несмотря на огромный интерес, который психологи, психиатры и психоаналитики проявили к этому предмету, подробное описание тех природных явлений, на которые наши взгляды организация или структура личности. Это правда, что есть много исповеданий веры; таким образом, мы уверены, что «личность является возникающим« гештальт-феноменом », организация которого не может быть объяснена в терминах атомистических концепций», и что «уникальная совокупность личности определяет саму природу и значение отдельных суб-целых или« частей ». ‘; это не определяется ими «.Доказательства столь далеко идущих утверждений почти никогда не предпринимаются; иногда приходится прибегать к философской дедукции (что неуместно) или аналогии с перцептивными феноменами (что неуместно), но в целом полагаются больше на интуитивное согласие, чем на научные доказательства. Такая демонстрация, включая требование доказательства, которое она подразумевает, действительно часто объявляется излишней; клинический опыт и феноменологические наблюдения могут занять его место.Эта точка зрения поддерживается, даже несмотря на то, что она, казалось бы, делает невозможным любой рациональный выбор между противоположным опытом и наблюдениями, явным образом отрицая сами принципы научного метода, на основании которых мнения одного эксперта могут быть признаны правильными, а мнения другого — ошибочными. .

Следовательно, оказалось целесообразным собрать в одном томе некоторые из основных теорий организации личности и изучить литературу на предмет эмпирических исследований, предпринятых либо с целью проверки выводов из этих гипотез, либо, по крайней мере, имеющих какое-то прямое отношение к ним. их.Первая глава представляет собой попытку изложить эти теории в общих чертах и ​​обсудить некоторые из их последствий; Остальная часть книги посвящена критическому изложению доказательств, упорядоченных в соответствии с использованной техникой — рейтинг, самооценка, объективное тестирование, конституциональная оценка, автономное измерение и так далее. В первой главе также обсуждается проблема правильной статистической модели для исследования организации личности, и делается попытка показать, что в настоящий момент используется только метод факторного анализа.. .

.

Различия в структуре личности среди людей — ScienceDaily

То, как люди ведут себя в одной ситуации, часто говорит нам, как они будут действовать в других. К примеру, застенчивый интроверт в одном месте вряд ли будет вести веселую вечеринку в другом.

Такова личность — модели поведения внутри людей, достаточно стабильные во времени и в контексте. Но что создает эти модели поведения и почему они сохраняются?

Различное поведение имеет тенденцию сочетаться или проявляться вместе.Например, общительные люди также могут быть напористыми. Но эта ковариация поведенческих тенденций не случайна и не объясняется генами. По словам ученых, социальная и экологическая среда, в которой мы развиваемся, во многом определяет то, как мы развиваемся.

Социально-экологические ниши и повседневная навигация

Новая работа исследователей из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, Калифорнийского университета в Мерседе, Университета штата Калифорния в Фуллертоне и Университета Ричмонда предполагает, что общества различаются по личностным профилям своих членов, потому что общества различаются по количеству и разнообразию своих социально-экологических ниш — сокращение для все профессиональные, социальные и другие способы успешной повседневной жизни.Их результаты опубликованы в журнале Nature Human Behavior .

«Мы разработали вычислительную модель для создания мира, в котором мы можем варьировать количество ниш в окружающей среде», — сказал Майкл Гурвен, профессор антропологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и старший автор статьи. Исследователи хотели выяснить, приводит ли увеличение количества ниш в определенной среде к изменениям в структуре личности, которые совпадают с их теорией.Их идея состоит в том, что в более сложных обществах (то есть в тех, у которых больше ниш) будет большее разнообразие типов личности.

«Каждая ниша имеет идеальный профиль личности», — продолжил Гурвен. «Люди в окружающей среде рождаются с какой-то начальной личностью, выбранной случайным образом. А затем мы позволяем людям сортировать по ландшафту так, как это может лучше всего соответствовать их индивидуальности — например, если вы одинок, возможно, вы не хотите жить в центре Нью-Йорка; если вы любите горы и снег, вы, вероятно, не захотите жить в Фениксе, штат Аризона.«

Исследователи также варьировали степень, в которой люди могут адаптировать свою личность, чтобы лучше соответствовать окружающей среде, в которой они находятся.

Социальная сложность в популяциях

Как оказалось, не имело значения, работали ли они с населением в сотню или тысячу человек. Увеличение количества ниш делает черты личности больше похожими на черты Большой пятерки. Этот отделимый квинтет измерений, которые психологи долгое время считали универсально определяющими структуру человеческой личности, включают открытость, сознательность, экстраверсию, уступчивость и невротизм.«Увеличение количества ниш в популяции приводит к более низкой корреляции между личностными чертами, поэтому вам нужно большее количество факторов более высокого уровня, подобных Большой пятерке, чтобы лучше объяснить личность», — сказал Гурвен.

Суть их аргументов заключается в степени социальной сложности населения, то есть в специализации во всех сферах жизни, включая работу, клубы и хобби. В «более простых» обществах меньше ниш, в более «сложных» — много. «Вы можете думать об этом как о пятиполосном эквалайзере стерео.Чем больше у вас полос, тем больше комбинаций и нюансов звука вы можете создать, — сказал Гурвен. — Представьте, что у вас есть только один регулятор громкости. Единственное, что можно изменить, — это громкость ».

«Социально-экологическая среда формирует то, кем мы являемся», — сказал ведущий автор Пол Смалдино, доцент кафедры когнитивных и информационных наук Калифорнийского университета в Мерседе. «В рамках социально-экологической ниши определенные поведенческие характеристики могут способствовать большему или меньшему успеху и более или менее подкрепляться.«

Неожиданный прогноз

Результаты их моделирования демонстрируют, как различия в разнообразии ниш могут объяснить интересные эмпирические закономерности. Ранее команда показала, что в 55 странах, где большая пятерка измерялась с использованием одних и тех же методов, большая сложность (измеряемая как комбинация урбанизации, развития и ассортимента продукции страны) была связана с более низкой корреляцией между личностными чертами большой пятерки.Новая модель исследователей помогает объяснить этот результат, а также дает неожиданное предсказание: в более сложных обществах личностные черты должны проявлять большую внутреннюю изменчивость.

Пересмотрев свой набор данных по 55 странам, исследователи обнаружили поддержку своего прогноза: действительно, дисперсия личностных факторов коррелирует с социоэкологической сложностью.

Что стоит за Большой пятеркой

Социальная сложность и личностный проект возникли в результате стечения совпадений.Гурвен, содиректор проекта «Здоровье и история жизни Циманэ», начал сбор данных о личности тсиманэ, изолированного коренного населения боливийской Амазонки, чтобы оценить затраты на здоровье и фитнес, а также преимущества, связанные с различными типами личности. Когда он и Кристофер фон Рюден, бывший аспирант антропологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, а ныне адъюнкт-профессор Школы лидерских исследований Джепсона и соавтор статьи, начали анализировать данные, используя все стандартные инструменты торговли, они поняли, что не могут воспроизвести структуру личности Большой пятерки.

Более того, они были поражены тем фактом, что в психологии личности не существует теории, которая могла бы объяснить структуру Большой пятерки из первых принципов. Почему определенные черты, такие как доверие и симпатия, импульсивность и тревога, связаны именно так? Существует множество вариантов того, как может выглядеть структура личности, так почему же нечто вроде Большой пятерки появляется во многих местах? Как может Большая пятерка быть универсальным человеческим существом, но ученые плохо понимают, почему ковариация черт принимает именно такую ​​форму по сравнению с другой?

Предыдущая работа Гурвена с Циманэ выявила большую двойку (просоциальность и трудолюбие) в отличие от пятерки среди этого населения и побудила исследователей задуматься о роли социальной структуры, разделения труда и специализации.Вместе с Аароном Лукашевским, который защитил докторскую диссертацию. в области эволюционной психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и в настоящее время является доцентом кафедры психологии в Университете Фуллертона, а также соавтором статьи, группа разработала вербальную теорию того, как личностные черты могут проявляться в ответ на сложность общества. Они проверили это с личными данными из 55 стран.

В то же время Смальдино разрабатывал теорию передачи сигналов социальной идентичности и социальной сложности, которая включала аналогичные аргументы.«Я обнаружил, что мою теорию сложно моделировать, поскольку социальная идентичность не имеет устоявшихся, проверенных на межкультурном уровне парадигм измерения, и искал способ добиться прогресса», — сказал он. «Данные о личности соответствовали всем требованиям и были способом показать, как социальная сложность может повлиять на появление психологических особенностей».

Новая модель

Модель, разработанная исследователями, намеренно проста, игнорируя ряд особенностей, которые приходят на ум при рассмотрении этой темы, таких как социальные сети и социальное влияние, процессы развития и конкуренция.«Изначально мы разработали и построили гораздо более сложную модель, которая включала многие из этих вещей, а также частотно-зависимые выплаты в рамках ниш, членство в нескольких нишах и конкурирующие стремления к сходству и дифференциации», — пояснил Смалдино. «Но у этой модели было так много параметров, что анализировать ее было сложно и не особо информативно. Мы были вынуждены спросить себя: в чем суть нашей теории?»

Только когда они упростили свою модель, построив ее только на основе их теории, они смогли добиться прогресса.

.

Шесть школ теорий личности

  1. Теория черт
  2. Психодинамическая теория
  3. Бихевиористская теория
  4. Когнитивная теория
  5. Гуманистическая теория
  6. Эволюционные и генетические перспективы

Теория черт

Первая теоретическая школа основана Гордоном Олпортом (1897–1967), отцом теоретиков черт. Он выдвинул гипотезу, что «те индивидуальные различия, которые являются наиболее заметными и социально значимыми в жизни людей, в конечном итоге закодируются в их языке; чем важнее такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено одним словом.«

Исходя из приведенной выше лексической гипотезы, он обнаружил каждый термин, который, по его мнению, мог описать человека в словаре, чтобы определить список из 4500 черт, и разделил их на три категории для идентификации индивидуальной личности:

  1. Кардинальные черты : Черты, которые доминируют над личностью во времени и в разных ситуациях.
  2. Центральные черты : Общие черты, неизменные во времени и в разных ситуациях. Они образуют строительные блоки личности.
  3. Вторичные черты : Черты, менее очевидные и противоречивые во времени и в разных ситуациях.

Раймонд Кеттелл организовал тысячи черт, описанных Олпортом, и сжал их до 16 основных черт, используя статистический метод факторного анализа, в 16 PF (факторов личности) для изучения основных параметров личности.

Ганс Айзенк далее упростил эти черты до трех фундаментальных факторов: психотики (такие антиобщественные черты, как жестокость и неприятие социальных обычаев), интроверсия-экстраверсия и эмоциональность-стабильность (также называемая невротизмом).Айзенк также сформулировал квадрант, основанный на пересечении осей эмоциональной устойчивости и интроверта-экстраверта. Голдберг, Коста и МакКрэй упростили теории черт, используя факторный анализ, для разработки Большой пятерки ОКЕАНОВ (открытость, сознательность, экстраверсия, дружелюбие и невротизм).

Вклад теорий признаков

  • Он предоставляет научный метод классификации черт с использованием факторного анализа по дескрипторам прилагательных.
  • Использование идиографического и номотетического подхода к выявлению человеческих различий.

Ограничения теорий свойств

  • Классификация личности по совокупности черт слишком упрощена. Лексический подход в определенной степени может позволить им понять и описать поведение, которое является стабильным и постоянным и не зависит от окружающей среды.
  • Развитие теорий черт характера не основывается на какой-либо психологической конструкции. Видимо, они не могут объяснить, как развиваются черты характера.
  • Теоретики черт характера не могут объяснить адаптивное поведение, когда модели поведения человека меняются в зависимости от ситуации и во времени.
  • Теоретик черт характера может объяснить, кто вы, но не может объяснить, почему вы ведете себя, чувствуете и думаете именно так.
  • Теоретики черт характера заинтересованы в сознательном осознании того, где поведение является явным и наблюдаемым.
  • Теория черт, по сути, не предоставляет возможности для изменения личности.
  • Использование дескрипторов прилагательных для кластеризации черт не включает все психологические черты.

Вышеуказанные ловушки необходимо устранить, чтобы получить полное и точное представление о личности человека.

Психодинамические теории

К двадцатому веку Зигмунд Фрейд стал пионером второй школы теорий личности. Он пытается разгадать тайны психики, разделяя наш разум на три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный. Сознание имеет дело с той частью нашего осознания, которая связана с реальностью нашей жизни. Он объясняет нашу умственную деятельность, в которой происходят все мыслительные процессы. Подсознание — это то место, где хранится информация о нашем прошлом опыте, но ее легко восстановить.Бессознательное — это резервуар наших внутренних состояний, таких как желания, нужды и мотивы. Это также хранилище информации о нашем болезненном прошлом, которое подавляется и к которому нельзя получить легкий доступ.

Фрейд исследовал взаимодействие нашего сознательного осознания и бессознательного для объяснения личности. Он предложил трехчастную структуру личности, состоящую из Ид (связанного с удовлетворением основных инстинктов), эго (которое является посредником между требованиями Ид и

.

«Развивающийся синтез психодинамической теории» Гарри Гантрипа

Выдержка из книги «Структура личности и взаимодействие человека: развивающийся синтез психодинамической теории»

Книга не предназначена для того, чтобы быть историей психоаналитической теории. В любой полной форме это было бы гораздо более серьезным делом. Многие опущенные здесь важные аспекты теории потребовали бы включения, особенно в случае Фрейда и Мелани Кляйн.

Выдержка из книги «Структура личности и взаимодействие людей: развивающийся синтез психодинамической теории»

Книга не предназначена для того, чтобы быть историей психоаналитической теории.В любой полной форме это было бы гораздо более серьезным делом. Многие опущенные здесь важные аспекты теории потребовали бы включения, особенно в случае Фрейда и Мелани Кляйн. Я попытался сделать что-то другое, что-то, что, как я считаю, должно быть сделано примерно в это время, что-то, что возникает как проблема в самой природе науки, которая понималась до сих пор, как только она начинает применяться к людям.

Это включает в себя исторический обзор, и я стремился позволить важным писателям говорить за себя.В этой преднамеренной цели должно быть найдено оправдание довольно частым цитатам и некоторым длинным цитатам.

Но такой обзор был бы простой механической поделкой, более или 1685 полной записью, если бы писатель не чувствовал, что он может проследить появление более глубокого понимания по определенным определенным линиям.

Тщательное изучение психоанализа на протяжении многих лет на фоне философских, религиозных, литературных и социальных исследований породило во мне убеждение, что здесь, наконец, и только здесь, научные исследования столкнулись лицом к лицу с интимная и полностью «личная» жизнь человека.Это такое же серьезное испытание для науки, как и для человека. Наука должна выяснить, может ли и как она иметь дело с «человеком», «уникальной личностью», мы осмелимся сказать «духовное я» со всеми мотивами, ценностями, надеждами, страхами и целями, составляющими реальную жизнь. человека, и сделать чисто «органический» подход к человеку неадекватным. С другой стороны, человек должен столкнуться с самым проницательным прожектором, сфокусированным на его сущностной природе, и должен найти, как приспособиться к снятию своих психических защит и самообману, созданным для того, чтобы скрыть неудачи в развитии к зрелости, в то время как борьба за то, чтобы жить, несмотря на незрелость, продолжается.

Об издателе

Forgotten Books издает сотни тысяч редких и классических книг. Дополнительная информация на сайте www.forgottenbooks.com

Эта книга является репродукцией важного исторического труда. Forgotten Books использует самые современные технологии для цифровой реконструкции работы, сохраняя исходный формат и исправляя недостатки, присутствующие в старой копии. В редких случаях дефекты оригинала, такие как дефект или отсутствующая страница, могут быть воспроизведены в нашем издании.Однако мы успешно исправляем подавляющее большинство недостатков; любые оставшиеся недостатки намеренно оставлены для сохранения состояния таких исторических произведений.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *