Структура сознания в психологии схема: Глава 4 Структура сознания. Основы психологии
Структура сознания
Определение 1
Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.
Функции сознания
Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:
- познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
- целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
- ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
- управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
- коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
- рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура сознания
Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:
- Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
- Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
- Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
- Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
- Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.
Интеллект как одна из важнейших составляющих сознания
Определение 2
Интеллект представляет собой общие способности личности к познанию, интерпретации, разрешению проблем, к осуществлению познавательного процесса, эффективному решению проблем; способность организовывать, планировать, контролировать собственную деятельность по достижению цели.
Данное понятие объединяет все индивидуальные познавательные способности, включая восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.
Выступая основой личностного сознания, интеллект включает ряд качеств, включая любопытство, глубину, гибкость и подвижность ума, логичность, широту и доказательность мышления, обеспечивающих формирование системы знаний, представлений личности, ее личностное развитие.
Таким образом, сознание представляет собой сложное, многомерное образование, в моделировании которого активное участие принимают различные личностные качества, свойства, одно из приоритетных мест среди которых занимает интеллект.
Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики
План:
-
Понятие сознания.
-
Структура.
-
Функции.
-
Характеристики.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал)
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):
Основные функции сознания
Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:
-
Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
-
Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
-
Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
-
Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
-
Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
-
Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.
Четыре основные характеристики сознания.
1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я».
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека.
4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека.
Дополительый материал к вопросу 20.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.
Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.
Четыре основные характеристики.
1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек— единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание — способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.
Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д…. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».
Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.
Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.
Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.
Структура сознания. Психология. Полный курс
Структура сознания
Определение сущности сознания относится к наиболее сложным вопросам психологии и философии, что обуславливает интерес к нему со стороны психологии, логики, физиологии высшей нервной деятельности, психиатрии, кибернетики, информатики и др.
Сознание можно рассматривать и с точки зрения системно-структурного подхода как мир субъективной реальности, который гносеологически противопоставляется миру объективной реальности. Сознание нельзя сводить к психике человека, так как понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Психика включает в себя постоянно взаимодействующие друг с другом духовные образования (например, сознательное и несознательное).
Сознание проявляется не только как свойство высокоорганизованной материи и как продукт ее эволюции, от элементарных форм до мышления. Сама эволюция форм отражения вырабатывается на основе установленных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой.
Человек демонстрирует это взаимодействие в практической преобразующей деятельности, исполняемой в рамках отдельных сообществ. На основании этого можно заключить, что сознание есть не только функция мозга, но и общественный продукт. Социальная природа сознания проявляется в его связи с языком и с практической деятельностью, где продукты сознания, как и оно само, опредмечиваются и где сознание приобретает объективный характер, ориентацию на отражение, познание и изменение внешнего мира.
Первым компонентом в структуре сознания является совокупность знаний о мире. Чем больше человек знает, тем выше его познавательный потенциал, а чем больше он познает мир – тем богаче его сознание.
Другой структурный элемент сознания – внимание. Сознание способно фокусироваться на различных видах деятельности, в том числе познавательной, и контролировать их.
Следующий компонент – память, в которой проявляется способность сознания накапливать, хранить информацию, воспроизводить ее в случае необходимости и использовать в деятельности человека.
Кроме того, сознание неразрывно связано с выражением отношения к объектам познания, деятельности и общения, что проявляется в виде эмоций. В эмоциональную сферу сознания входят чувства (радости, удовольствия, горя), настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаяние). Кроме того и в эмоциональную сферу входит и воля как осмысленное влечение человека к некоторой цели и наводящая его поведение или действие.
Важнейшим компонентом сознания, оставляющим все остальные за пределами своей значимости, является самосознание, под которым понимается осознание себя как уникальной и целостной личности: сознание своего тела, мыслей, чувств, действий, места в обществе. Самосознание проявляется не только в самопознании, но и в сопоставлении себя с идеальным «Я», то есть демонстрирует контроль и самооценку и, на этой основе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Сознание в психологии: структура, характеристика и чувства
Проблема изучения сознания стала актуальной для представителей всех направлений психологии. Первым его рассматривал Фрейд, на основе наблюдений. Ученый создал теорию психоанализа и структуры личности, которые быстро стали популярны в мире психотерапии. Уже на заре своей научной деятельности Фрейд признал, что его труды не объясняют феномен познания. Сознание в психологии самый важный, но малоизученный компонент психики.
Суть и значение
У термина «сознание» много значений. Феномен сознания изучают философия, социология, нейрофизиология. В психологии сознание — высший уровень психической саморегуляции. Из всех живых существ он есть только у человека. Сознание необходимо для нормального сосуществования людей. С его помощью можно создавать совокупности умственных и чувственных образов, регулировать поведение.
Сознание — сложный многофакторный инструмент. Если он повреждается или работает неправильно, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность.
Структура
Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.
У каждого уровня есть свои типичные особенности:
- Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
- Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
- Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.
Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.
Функции и свойства
Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:
- активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
- интенциональность — направленность на конкретный предмет;
- рефлексия — позволяет познавать самого себя;
- мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.
Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.
Помимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:
- житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
- проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
- научное — комплексное исследование мира;
- эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
- этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.
Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.
Формы и виды
В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.
Неадекватные виды восприятия:
- Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад. Внимание притупляется, движения замедленные.
- Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
- Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне. Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
- Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
- Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
- Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.
Формы сознания различаются по направленности:
- индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
- общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
- теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
- обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
- массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.
Типы сознания в психологии:
- общественное — сформировано социумом;
- историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
- политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.
Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.
Методы развития и управления
Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.
Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:
- прослушивание классической музыки;
- рисование, цветотерапия;
- пение мантр;
- медитация;
- телесные практики, пластический театр;
- ароматерапия;
- визуализация.
Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.
Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.
Связь с бессознательным
Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.
Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.
Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.
Проблемы и их анализ
Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.
Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.
Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.
Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.
Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.
6.2. Психологическая структура сознания
Сознание
и
бессознательное.
Бессознательное как арефлексивное
сознаниеБытийный и
рефлексивный слои сознания
Как можно понять
бессознательное? Какие измерения
многомерного сознания выделяют в
современной психологии?
Сознание
и бессознательное. Бессознательное
как арефлексивное сознание
Мы
уже отметили, что сознание представляет
собой многомерное
образование. В ходе анализа сознания,
в первую очередь описания
практики сознания, мы выделили некоторые
его образующие,
составляющие компоненты (в частности,
его бытийный и
рефлексивный компоненты). В психологии
зафиксированы различные
подходы к выделению образующих
сознания.
Одно
из первых представлений о структуре
сознания принадлежит З.Фрейду,
согласно которому сознание имеет
иерархическую
структуру и включает в себя подсознание,
сознание, сверхсознание.
Подсознание
и сверхсознание образуют состав
бессознательного.
Мы
уже отмечали, что выделение З.Фрейдом
бессознательного,
создание им метода психоанализа
представляют собой
пример одной из практик работы с
сознанием. Есть предположение,
что подобное структурирование сознания
исчерпало
свой объяснительный потенциал.
В.П.Зинченко пишет, что
«несмотря на то, что в этой структуре
именно на подсознание
ложится основная функция в объяснении
целостного сознания,
многим поколениям психоаналитиков не
удалось нащупать
удовлетворительных путей проникновения
в подсознание» и в настоящее время
речь идет о том, «чтобы найти новые
пути к анализу сознания, когда подсознание
и бессознательное вообще необязательны
как средство (и тем более как главная
цель) в изучении сознания»
[22].
Оригинальный
подход к проблеме бессознательного
предложен В.В.Налимовым. Он высказывает
предположение о том, что сознание
человека погружено в особую, «внеприборную
реальность»,
не охватываемую естественными науками,
науками о пространственно-протяженных,
объектных явлениях. Эту реальность
можно
было бы назвать семантической
в
отличие от знаковой, семиотической
реальности сенсорно воспринимаемого
мира.
Семантический
мир —
мир бессознательного — раскрывается
в сознании человека через образы.
Слова
нашего языка имеют две
ипостаси: символическую,
когда
они являются ключами, открывающими
вход в бессознательное, и дискурсивную,
когда
они становятся
элементами, над которыми строятся
логические конструкты.
Разграничение
бессознательного и сознательного —
это противопоставление
континиума (непрерывности) и дискретности
(прерывности). Моделью чистого, логически
сконструированного
сознания, т.е. сознания, очищенного от
бессознательного, является
искусственный интеллект, реализуемый
на ЭВМ.
Сознательное
и бессознательное —
это
не противоположности, а частные
проявления «сознания вообще», где
собственно сознательное
есть рефлексивное, а бессознательное
—
арефлексивное
сознание.
Индивидуализированная
форма «сознания вообще» —
это
структурированное,
организованное самосознание. Оно
воспроизводится
семантикой актуальной культуры.
Общественная форма «сознания
вообще» — это идеология (идеи, ценности,
традиции, стереотипы,
ритуалы и т.п.).
В
наше время обе формы находятся под
жесткой детерминацией
семиотической реальности сенсорно
воспринимаемого мира,
лежащего в основе рационализма Нового
времени. Символизм
буквально экранирован знаковыми
структурами сознания (в
наибольшей степени сформированного
сознания, в наименьшей
— сознания ребенка, художника и т.п.).
Поэтому требуется особая
практика по формированию измененных
(необыденных)
состояний сознания, чтобы выходить в
символическое пространство
нашего мира.
Бытийный и
рефлексивный слои сознания
В
отечественной психологии сложился
другой подход к анализу
структуры сознания. Л.С.Выготский,
развивая философские представления
об онтологии сознания, писал, что в
сознании, как
и в мышлении, можно выделить два слоя:
сознание
для сознания
и сознание для бытия.
А.Н.Леонтьев,
продолжая линию исследований сознания,
намеченную
Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из
чего образуется
сознание, как оно возникает, каковы его
источники. Он выделял
в сознании три образующих: чувственная
ткань образа, значение
и личностный смысл.
Предложенная
структура сознания была дополнена и
развита
В.П.Зинченко
[23].
В сознании, помимо чувственной ткани,
значения
и смысла, выделялась биодинамическая
ткань движения и действия.
В
новой схеме значение и смысл образуют
рефлексивный
или
рефлексивно-созерцательный
слой сознания. Бытийный или
бытийно-деятельностный
слой сознания составляют чувственная
ткань образа и биодинамическая ткань
живого движения и действия.
В
итоге получается двухслойная уровневая
структура сознания
и четыре единицы его анализа (рис.14).
В.П.Зинченко
указывает, что следует воздержаться от
характеристики
бытийного и рефлексивного уровней
сознания в терминах «высший-низший»,
«главный-подчиненный». Каждый из уровней
выполняет свои функции и при решении
различных жизненных задач может
доминировать либо один, либо другой.
Дадим
краткое описание каждого из компонентов
структуры, как
они представлены в работах А.Н.Леонтьева
и В.П.Зинченко.
Значение.
В
психологической
традиции этот термин в одних случаях
употребляется как значение слова, в
других — как содержание
общественного сознания, усваиваемое
индивидом. Понятие значения фиксирует
то обстоятельство, что сознание человека
образуется не в условиях робинзонады,
а внутри определенного
культурного пространства. В культуре,
в ее значимых содержаниях
исторически кристаллизован опыт
деятельности, общения,
мировосприятия, который
индивиду необходимо не только усвоить,
но и построить на его основе собственный
опыт. «В значениях, — писал А.Н.Леонтьев,
— представлена преобразованная и
свернутая в материи языка идеальная
форма существования предметного
мира, его свойств, связей и отношений,
раскрытых
совокупной общественной практикой»
[24].
Смысл.
Понятие
смысла в равной степени относится и к
сфере
сознания, и к сфере бытия. Оно указывает
на то, что индивидуальное
сознание несводимо к безличному знанию.
В силу его
принадлежности живому субъекту и
реальной включенности в
его жизнедеятельность сознание всегда
пристрастно. Сознание есть
не только знание, но и отношение.
Понятие
смысла выражает укорененность
индивидуального сознания
в бытии человека, в
то время как значение выражает его
подключенность к общественному сознанию.
Смысл — это функционирование
значений в процессах деятельности и
сознания конкретных
индивидов. Смысл связывает значения с
реальностью самой
жизни человека в этом мире, с ее мотивами
и ценностями. Смысл
и создает пристрастность
человеческого
сознания.
Исследования
смысловой сферы сознания в психологии
связаны
с анализом воплощения
смысла в значениях (глубоко
интимный,
психологически содержательный процесс;
во всей полноте проявляется
в художественном творчестве), извлечения
(вычерпывания)
смыслов из ситуации или наделения
ситуации смыслом.
При
решении человеком сложных жизненных
задач наблюдаются противоположные
и циклически совершающиеся процессы,
состоящие в
означении смыслов и в осмыслении
значений. Означить
смысл — значит задержать реализацию
программы действий,
мысленно проиграть ее, продумать.
Осмыслить значение, напротив, значит
извлечь уроки из осуществленной программы
действия, взять ее на вооружение или
отказаться от нее, начать искать новый
смысл и в соответствии с ним строить
программу нового
действия.
Биодинамическая
ткань —
это
обобщенное наименование для
различных характеристик живого движения
и предметного действия.
Биодинамическая
ткань —
это
наблюдаемая и регистрируемая
внешняя форма живого движения. Термин
«ткань» в данном
контексте используется для подчеркивания
мысли о том, что
это материал, из которого строятся
целесообразные, произвольные
движения и действия. По мере их построения
все более сложной
становится внутренняя форма (бытийный
слой сознания)
таких движений и действий. Она заполняется
когнитивными,
эмоционально-оценочными, смысловыми
образованиями. Подлинная
целесообразность и произвольность
движений и действий
возможна тогда, когда слово входит во
внутреннюю форму живого
движения, иначе говоря, при взаимодействии
бытийного и рефлексивного слоев сознания.
Психологически
ценные данные об особенностях
биодинамической ткани сознания
содержатся в описаниях деятельности,
общения,
познания слепоглухонемых людей. В их
жизни движения
и действия в предметном и социальном
мире имеют первостепенное значение,
и это соответствующим образом сказывается
на формировании их индивидуального
сознания
[25].
Чувственная
ткань образа —
это обобщенное наименование для
различных перцептивных категорий
(пространство, движений, цвет, форма
и т.д.), из которых строится образ. «Особая
функция
чувственных образов сознания, — писал
А.Н.Леонтьев,
— состоит в том, что они придают реальность
сознательной картине
мира, открывающейся субъекту… Благодаря
чувственному содержанию сознания
мир выступает для субъекта как
существующий
не в сознании, а вне его сознания — как
объективное «поле»
и объект его деятельности»
[26].
Чувственная
ткань образа в сознании
субъективно выражается в безотчетном
переживании человеком «чувства
реальности».
В случаях же нарушения восприятия
внешних воздействий появляются
специфические переживания нереальности
ситуации, окружающего мира, самого
себя. Наиболее отчетливо эти явления
проявляются при сенсорной
депривации, в
условиях монотонности, однообразия
окружающего мира
[27].
Бытийный
и рефлексивный слои сознания находятся
в тесной
взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения
между слоями сознания,
В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой
сознания одновременно
является событийным, бытийственным. В
свою очередь, бытийный слой не только
испытывает на себе влияние рефлексивного,
но и сам обладает зачатками или исходными
формами
рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания
с полным правом
можно назвать сорефлексивным. Иначе не
может быть, так
как если бы каждый из слоев не нес на
себе печать другого, они
не могли бы взаимодействовать и даже
узнавать друг друга»
[28].
В рефлексивном слое, в значениях и
смыслах, присутствуют
элементы бытийного слоя. Смысл — это
всегда смысл
чего-то:
образа,
действия, жизни. Из них он извлекается
или в них вкладывается.
Выраженное словом значение содержит в
себе как образ,
так и действие. В свою очередь, бытийный
слой сознания несет на себе следы
развитой рефлексии, содержит в себе ее
истоки
и начала. Смысловая оценка включена в
биодинамическую и
чувственную ткань; она нередко
осуществляется не только во время,
но и до формирования образа или совершения
действия.
3.4. Структура сознания. Философия в схемах и комментариях
3.4. Структура сознания
Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозгу – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.
Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически-абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах.
Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические представления и идеи, в конечном счете возникают на основе данных, полученных в процессе отражения.
Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.
Сознание включает в себя не только познавательные, но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.
Человек не только отражает те или иные явления действительности; в его сознании возникают эмоциональные переживания, оценки этих явлений. Эти переживания, оценки могут быть как положительными (радость, удовлетворение и т. п.), так и отрицательными (печаль, тревога и т. п.). Эмоциональные состояния различаются по своей силе и длительности. Эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируют его действия, мотивацию.
Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Мотивация связана с постановкой цели; в основе целепо-лагания – недовольство миром и собой. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление о результатах своей деятельности, выработка идеалов. Человек строит идеал, некоторый образ того, как должен быть устроен мир и каким он сам должен быть, а затем ставит вопрос о том, как достичь этого идеала. Для последнего нужна воля. Воля – способность сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели. Для этого требуется специфическое психическое напряжение – усилие воли. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. Волевое усилие как бы завершает динамику сознания. Волевое управление поведением человека опирается на знания, эмоции и мотивации.
В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо указать на самосознание. Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т. д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.
В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.
1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.
2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.
3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.
4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.
С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. Понятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с пониманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности человека.
Продолжая анализ структуры сознания, нужно выделить уровень сознания и подсознательного (бессознательного).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Структура сознания
Сознание являет собой сложнейшую структуру психологии человека, что состоит из элементов самого сознания и их связей. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению его составляющих частей, следует отметить, что сознание являет собой отражение объективной реальности и непременно включает в себя волевые процессы, разум и чувства.
Структура и функции сознания
К элементам сознания относят: личность, ее свойства; процессы психического характера и состояние самого человека. Помимо этого, в сознание входят:
- познание;
- отношение;
- переживание.
Каждый из вышеперечисленных компонентов тесно связан друг с другом. Так, если говорить о главенствующей части сознания, то ею выступает разум, что одновременно является как условием, так и результатом человеческой познавательной деятельности. Он находит свое проявление в логике, фантазии, воображении, обеспечивая взаимоотношения между людьми, их общую деятельность.
Также в психологии к структуре сознания относят мышление, что являет собой основу знаний. Все вышеперечисленное объединяется одним понятием «познание».
Отношение демонстрирует активность каждого из нас, реакцию на события реальности, включая при этом и обратную связь личности и окружающей действительности. Оно имеет тонкую грань с переживанием (эмоциональные состояния человека, его чувства). Отношения личностного характера отображают связь индивида с предметами, что его окружают, ситуациями, явлениями. Объективный тип отношений создается при наличии группы людей и проявляется в виде доминирования, подчинения, зависимости от кого-то и пр.
Переживание включает в себя эмоции, испытываемые личностью в результате восприятия реальности. Именно эмоциональная часть сознания по сей день остается малоизученным явлением. На человека на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывают различные события, предметы: страх, успокоение, восхищение, удовольствие и т.д. Стоит отметить, что самочувствие также составляет эмоциональную сторону человеческой психики. Каждая эмоция отражает наше отношение к образам (ими могут быть: явления, предметы, события, люди, социум в целом).
Чувства, в свою очередь, также составляют психологическую структуру сознания. Они выступают отражением нашего отношения к миру. Благодаря эмоциям, чувствам, личность дает оценку окружающей действительности. Они выражаются посредством речевого общения, а потому, чем оно богаче, красочнее, тем лучше развито сознание человека.
Формирование структуры сознания человека
Ее образуют 4 уровня знаний:
- Осознанное знание (к примеру, вы осознанно принимаете решение научится писать картины, учитесь этому, приобретая тем самым нужные творческие навыки).
- Неосознанное незнание (вы не умеете рисовать, как Сальвадор Дали, и вас это ничуть не расстраивает).
- Осознанное незнание (понятия не имеете, что такое мольберт, но понимаете, что вам необходимо научиться рисовать).
- Неосознанное знание (взяв кисть в руки, рисуете шедевры, скажем так, «на автомате»).
Структура сознания и самосознания
Самосознание — это наиболее высокий уровень ясности в структуре сознания. Благодаря самосознанию, вы способы осознать собственное «Я», влияете на общество, понимаете свою роль в нем. Оно помогает личности анализировать и оценивать личные знания, умения, поведение, поступки, мысли. Это главное условие самосовершенствования. Познавая себя во взаимоотношениях с другими, вы корректируете свое самосознание, потому как именно коллективизм является ее наивысшей формой.
Стабильно-динамическая модель, основанная на юнгианской психологии
Цель этой статьи — проиллюстрировать новый и смелый подход к организации некоторых базовых компонентов юнгианской психологии, предварительно соединенных с концепциями физики и философии.
Ключевые слова : психология, Юнг, сознание, реальность, психика, модель, процесс, личность.
1. Введение
Цель этой статьи — проиллюстрировать новый и смелый подход к организации некоторых базовых компонентов юнгианской психологии, предварительно соединенных с концепциями физики и философии.Наиболее значимый статус будет присвоен рациональной и нерациональной природе психических функций сознания. Будет предложено и обосновано существование третьей природы, порождающей структуру, которая действует как функциональная модель психики, способная помочь в понимании нескольких проявлений, представляющих психологический интерес. Эта модель демонстрирует стабильно-динамические развивающиеся характеристики, и, исходя из ее структуры и значения, должно быть возможно достичь разумных объяснений вопросов, связанных с философскими проблемами единства, двойственности и троичности.В последнем разделе модель также теоретически предлагается в качестве простого прототипа для воспринимаемых или задуманных экземпляров физической реальности.
2. Юнгианская типология
Одна из самых ранних работ К.Г. Юнга — Психологические типы. Эта книга вызвала большой интерес в психологическом сообществе, а также среди широкой публики, поскольку она разумным образом продемонстрировала возможность систематизировать и классифицировать ряд атрибутов личности в соответствии с логической структурой.Интерес к дальнейшему исследованию структуры, очерченной в типологии Юнга с помощью психических функций, ориентированных на сознание, значительно снизился. В более поздних работах К.Г. Сам Юнг и его последователи, которые оценивают психическую структуру и пути психологических изменений и эволюции, основное внимание обычно направлено на другие понятия, такие как архетипы, коллективное и индивидуальное сознание и бессознательное, анима / анимус, персона, комплексы и т. Д.
C.G.Книга Юнга «Психологические типы » содержит аналитическое изложение исторических данных и философских концепций, относящихся к психике, описания и интерпретации черт личности, а также представляет оригинальные концепции, которые стали предметом дальнейшей работы им и его последователей. Некоторые из этих концепций важны для целей данной статьи, и их краткое описание приводится ниже. Названия психических функций напечатаны здесь первой буквой заглавными буквами, чтобы подчеркнуть их положение как ключевых элементов сознания и психической структуры.
— Полярность инь-ян
Даосская полярность инь-ян очень кратко охарактеризована следующим образом: Инь и ян составляют основную полярность любого и каждого проявления реальности. Инь — женственный, темный, пассивный, гибкий и нежный. Ян — мужественный, яркий, активный, жесткий и решительный. Ян приносит инь, а инь приносит ян в соответствии с общим выражением трансмутации: ян => инь => новый-ян => новый-инь => …. Стрелки => следует читать как «приносит», а также как «превращается в».Расширенная диссертация по даосской философии и ее фундаментальному процессу трансмутации, сколь бы полезной ни была интерпретация и обоснование следующей презентации, выходит за рамки ограничений по размеру и объему этого текста.
— Несколько юнгианских концепций
К.Г. Юнг ввел концепции интроверсии и экстраверсии как двух основных психических предрасположенностей. Экстраверсия соответствует фундаментально активному, энергичному, участвующему и принимающему отношению к объектам, которое будет связано с полярностью ян.Интроверсия соответствует принципиально пассивному, бдительному, сдержанному, осмотрительному и защитному отношению к объектам, которое будет связано с полярностью Инь.
Мышление, Чувство, Восприятие и Интуиция — четыре функции эго. Краткое описание некоторых из их атрибутов будет представлено в следующем разделе. Мышление противоположно Чувствию, а Восприятие противоположно Интуиции. Мышление и Чувство — рациональные функции, тогда как Восприятие и Интуиция — нерациональные функции.
Понятие эго в юнгианской психологии можно упрощенно рассматривать как I , центр сознания и индивидуальной воли. Эго ориентируется внутри области реальности посредством четырех упомянутых выше функций и в соответствии с одной базовой психической предрасположенностью, интровертной или экстравертной. Концепция я соответствует более глубокому и загадочному психическому компоненту, который часто связан с направляющим ядром или более глубоким побуждением, побуждающим эго к росту, изменениям и эволюции (Whitmont, 1969, стр.195).
Итак, согласно юнгианской типологии, мы должны рассмотреть следующую расстановку:
Основные диспозиции: Экстравертные и интровертные
Психические функции, ориентирующие сознание:
Рациональный | Мышление | Чувство |
Нерациональное | Восприятие | Интуиция |
Каждая личность в некоторой степени обладает способностями, обеспечиваемыми этими четырьмя психическими функциями.Однако предполагалось и демонстрировалось, что каждый человек обладает большими способностями и склонностями, то есть предпочтением, тенденцией управлять своими действиями и мотивациями в соответствии с определенной функцией. Эта функция будет проявляться с большей интенсивностью и будет использоваться с большей частотой, с лучшими результатами и с большим удовлетворением, и будет называться главной функцией этой личности. Внутри конкретной личности Основная функция считается наиболее осознанной и более доступна для сознательных действий, чем три другие функции.Самая бессознательная функция — это функция, противоположная основной, и она называется Нижняя функция. Низшая функция оценивается как сложная черта личности, и ее неадекватные достижения обычно являются источником многих страданий и неудовлетворенности для каждого человека (von Franz, 1971).
Основная функция вместе с одной из двух основных диспозиций определяет психологический тип каждого человека. Итак, у нас есть восемь традиционных психологических типов:
- Интровертное мышление, чувства, перцептивное и интуитивное мышление и
- Экстравертное мышление, чувство, перцептивный и интуитивный типы
3.Три природы и шесть психических функций
К.Г. Юнг установил существование двух различных способов или категорий человеческого понимания реальности через эго: рационального и иррационального. В отсутствие лучшего термина эти две категории будут идентифицированы как принадлежащие либо ян, рациональной, конкретной универсальной природе, либо инь, нерациональной, абстрактной универсальной природе. Четыре функции эго подлежат классификации в зависимости от их природы.
— Функции от янь, рациональности, конкретной природы
Две рациональные функции — мышление и чувство — особенно способны выполнять аналитическую или сочувственную оценку, оценку, ранжирование и суждение. Их можно рассматривать как противоположные и дополняющие полярности инь-янь, устанавливая ось значения, которая при доступе в целом принадлежит янской, твердой, конкретной природе. Мы можем назвать эту ось прямой линией рационального мышления и чувства. Две рациональные функции приносят сознанию усилие, способность работать, содержание и чувство меры.
Здесь предлагается соответствие между оппозицией рационального мышления и чувства и релятивистской конвертируемостью между энергией и материей. Таким образом, энергия и материя связаны с концепциями мышления и чувства соответственно. С конкретной философской точки зрения, которую мы пытаемся установить, Энергия = Мышление, а Материя = Чувство. Знак = следует читать как «метафизически совпадает с; разделяя ту же действительность, что и; показывая внутреннее сходство с; происходящие из той же сущности, что и ‘; и т.п.Энергия и Мышление — корреляты, соратники, товарищи по работе, поскольку они разделяют полюс ян рациональной конкретной природы, в то время как Материя и Чувство разделяют полюс инь той же природы.
— Функции инь, нерациональная, абстрактная природа
Две нерациональные функции, Восприятие и Интуиция, особенно способны уступать и выполнять. Их можно рассматривать как противоположные и взаимодополняющие полярности инь-ян, устанавливающие ось значения, которая при доступе в целом принадлежит инь, мягкой, абстрактной, податливой и всеобъемлющей природе.Мы можем назвать эту ось нерациональным проливом Восприятие-Интуиция. Две нерациональные функции привносят в сознание способность порождать, создавать и расти.
Здесь предлагается соответствие между нерациональной оппозицией Восприятие-Интуиция и релятивистской взаимозависимостью между Пространством-Времени. Восприятие и интуиция связаны соответственно с понятиями Пространства и Времени. Восприятие = Пространство и Интуиция = Время, следуя тем же рассуждениям и ограничениям, которые предложены для компонентов конкретной природы.
Эти четыре функции в двух природах в сочетании с двумя основными психическими диспозициями были оценены К.Г. Юнгом как способные адекватно составить модель для ориентирующих функций сознания эго. Эта модель используется для объяснения нескольких мотивов и взглядов людей (Jung, 1920).
Между предлагаемой моделью и традиционной юнгианской типологией должны возникнуть некоторые четко определенные и важные различия. Функция мышления согласно этой модели на ее нынешнем уровне связана с полярностью ян, поэтому чувство поддерживает полярность инь.Восприятие связано с ян, поэтому интуиция поддерживает полярность инь. Рациональная и нерациональная природа были связаны соответственно с полярностями ян и инь. Эти ассоциации потребуют дальнейшего пересмотра роли двух основных психических предрасположенностей.
ян | инь | |
Натура | Экстраверсия | Интроверсия |
Рациональное, конкретное, янь | Мышление, Энергия | Чувство, Материя |
Нерациональное, абстрактное, инь | Восприятие, Космос | Интуиция, время |
Тот факт, что рациональное психическое состояние ян устанавливается мышлением ян и чувством инь, а нерациональное психическое напряжение инь устанавливается восприятием ян, а интуиция инь строго следует даосской логике.Инь и Ян составляют основную полярность каждого целого, доли, части, фрагмента или частицы вселенной. Весь набор функций и каждая его часть подлежит разделению в соответствии с полярностью инь-ян. Переходя к следующему этапу, само мышление может быть разделено на две полярности инь-янь, обладающие противоположными и дополнительными свойствами, и так далее. Эти противоположные полюса, разворачивающиеся из Мышления, тогда, возможно, можно было бы назвать янским лицом Мышления и иньским лицом Мышления или чем-то еще.
— Функции ново-янского, тонкого или вдохновляющего характера
Концептуализация третьей природы — следующий шаг к построению предложенной модели. Эта третья природа будет называться тонкая и может быть связана с психическим компонентом, обычно известным как я . Влияние личности на эго считается ответственным за изменения личности и за помощь в развивающемся психическом процессе, который ведет к внутренним открытиям и индивидуации (Whitmont, 1969, стр.196-197). Тонкая природа возникает из взаимодействий между рациональной и нерациональной природой, и, в свою очередь, проявляет
.
Физическая основа психической жизни (со схемой)
Прочтите эту статью, чтобы узнать о физических основах психической жизни.
Физическая основа умственной жизни # Введение:
Признанный факт, что существует тесная связь между разумом и телом. Травма или заболевание части мозга приводит к психическому расстройству, потере сознания.
Некоторые факторы влияния телесных состояний на психические процессы являются предметом всеобщего наблюдения.
Например, умственная стимуляция крепким кофе или различные эффекты алкоголя на разных стадиях опьянения, седативное действие бромида и других снотворных — это обычные факты. Что касается влияния психических процессов на состояние тела — под гипнотическим внушением сильный укол может совсем не повредить; и эта обычная ходьба может избавить от усталости.
Мы также находим, что улучшение поведения животных связано с развитием их нервной системы.В частности, эволюция мозга соответствует эволюции интеллекта. Эмоциональная жизнь тесно связана с таламусом, симпатической и парасимпатической системой. Таких примеров много.
Существуют разные теории относительно отношения между разумом и телом. Есть теория психофизического параллелизма, а также теория интеракционизма. На самом деле решение окончательного отношения между разумом и телом выходит за рамки психологии.
Это становится метафизической проблемой, поскольку трудно понять, как разум и тело, будучи двумя совершенно разными сущностями по своей природе, могли действовать и взаимодействовать друг с другом.
Философ Спиноза (1632-1677) дал теорию параллелизма. Разум и тело, являющиеся выражением Бога, высшей реальности, будут двигаться параллельными линиями. «Параллелизм в его крайней форме утверждает строгое двухточечное соответствие между психическими процессами и определенной группой физических процессов, но отрицает взаимодействие между двумя сериями. Доктрина взаимодействия объединяет утверждение о причинном взаимодействии с отрицанием параллелизма. Интерактивисты утверждают, что либо определенное ментальное явление не имеет телесных корреляций, либо определенные характерные черты сознательной жизни не имеют параллелей с телесным процессом.
Каждая из этих доктрин имеет различные формы, основанные на проблеме причинности. Однако, как указывает Стаут: «Ни параллелизм, ни взаимодействие в формах, в которых обычно выражались эти доктрины, не дают удовлетворительного объяснения отношений между физическими и психическими фактами. Существует определенный параллелизм между физическими и психическими изменениями, но доктрина строгого двухточечного соответствия не подтверждается эмпирическими данными и не допускает никаких простых гипотетических формулировок.Более того, связь тела и ума остается совершенно загадочной. С другой стороны, доктрина взаимодействия не лишена трудностей. Если взаимодействие происходит, то оно совершенно другого рода, чем взаимодействие физических вещей, и, в конечном счете, связь столь же загадочна, как и в альтернативной теории. На самом деле проблема носит во многом дополнительный психологический характер. Ее решение частично зависит от метафизических вопросов, касающихся природы причинности и конечной природы материи и разума.
Было указано, что как в психологических, так и в физиологических исследованиях концепции психологии и физиологии должны быть разделены, а факты каждой науки должны объясняться только в терминах этой науки. Но этот принцип не исключает психофизических исследований, и у нас есть «физиологическая психология». И все же независимость психологии и физиологии должна быть сохранена. В этом отношении преступник — это психолог.
Как говорит д-р Бернард Харт, «Ни один физиолог не согласился бы признать« идеи »активными элементами в последовательности изменений, происходящих в нервной системе.Но профессор Фуллертон отмечает, что физиологи тоже не свободны от этой ошибки ».
Однако психолог может полагаться на слова профессора Титченера о том, что «для всех практических целей мы можем продолжать говорить о своем душевном горе как о причине наших физических слез, точно так же, как астроном не стесняется говорить с остальными людьми. нас, о восходе и закате. Мы должны остерегаться не формулировки этих заявлений, а их популярной интерпретации ».
Однако психические процессы и центральная нервная система тесно связаны.Это подтверждено данными физиологии, патологии и анатомии. Следовательно, в психологии мы должны понимать функцию нервной системы.
Физические основы психической жизни #
.
Определение, типы, перспективы — StudiousGuy
Указатель статей (Нажмите, чтобы перейти)
Психология
- Слово «Психология» происходит от греческого слова «Психея», т.е. осознание / сознание.
- Прямо отражает внутреннюю сторону человека и его сущность (душу).
- Произведен персонаж, которому по природе приписывается человек.
- Это в основном наука о поведении и психике.
∗ Научный контекст
- Психология включает в себя научные процессы
- Исследование продукта основано на принятых теориях, а именно:
→ Описание проблемы
→ Гипотезы
→ Разработка исследования
→ Сбор и анализ данных
→ Процесс репликации
→ Окончательное заключение
∗ Поведенческий контекст
- Включает социальные отношения:
→ эмоциональный отклик
→ Психическое функционирование человека
→ Открытые действия — наблюдаемые действия, такие как ходьба, бег, прикосновения и т. Д.
→ Социальные отношения — например, социальное взаимодействие.
→ Эмоциональная реакция — чувства гнева, лени, счастья, депрессии и т. Д.
→ Физиологические реакции — такие как сердцебиение, биологические реакции, привязанность и т. Д.
Типы психологии
1. Психология развития в основном фокусируется на человеке и процессе его роста и развития от рождения до его смерти. Это, безусловно, объясняет изменения в поведении из-за возрастных факторов.
2. Педагогическая психология ориентирована на исследования. В центре внимания того, как люди получают знания от педагога или консультанта, могут быть выводы психологов в школах, университетах и других учебных заведениях.
3. Судебная психология — это отрасль психологии, которая взаимодействует с законом и помогает правоохранительным органам при расследовании преступлений. Обычно это наука, связанная с природой, которая включает в себя некоторые экспериментальные методы.
4. Гериатрическая психология обращает внимание на физическое состояние и здоровье пожилых людей. В этой области человеческой деятельности учитываются как факты, так и исследовательские приложения.
5. Психология здоровья — это основа человеческого поведения, которое вызывает тревогу из-за психологической инсинуации таких действий, как курение, похудание и т. Д. Физическое здоровье напрямую влияет на наше психическое здоровье, и поэтому терапевты искренне обращают внимание на этот процесс.
6. Организационная психология обращает внимание на ваши отношения к работе. Это изучение человеческого поведения включает в себя эффективность работы, профессиональные консультации, планы выхода на пенсию и т. Д.
7. Физиологическая психология изучает наследственные и физические корни психологических расстройств, например, как наш мозг ведет себя по-другому после употребления наркотиков или как клетки формируются и функционируют.
8. Экспериментальные психологи расширили кругозор и пришли к выводу, что экспериментирование является подозрительным по своей природе.
9. Социальная психология рассматривает то, как мы существуем в этом мире. Он исследует культурное поведение, групповое поведение, а также наш подход и взгляды как элементы социальной психологии.
Психологические перспективы
1. Биологический
Изучение физиологии играет важную роль в психологическом развитии, которое считается отдельной наукой. В наши дни эта перспектива называется биологической психологией или иногда называется биопсихологией, и она фокусируется в основном на физических и биологических аспектах поведения человека.
2. Поведенческие
→ Поведенческая психология в основном фокусируется на изученном поведении.
→ Поведенческие принципы часто применяются в медицинских учреждениях (психических), где терапевты и консультанты используют эти методы для объяснения и лечения болезней.
3 . Когнитивный
В 1960-х годах появилась новая перспектива, известная как когнитивная психология. Обычно он фокусируется на психических процессах. Эта область связана с памятью, мышлением, решением проблем, языком и принятием решений.
4. Межкультурный
Довольно новая перспектива, достигшая стадии созревания. Здесь психологи и исследователи изучают поведение людей в разных культурах.
5. Эволюционный
Он фокусируется на изучении того, как эволюция объясняет физиологические процессы. Основные принципы эволюции, наряду с естественным отбором, анализируются психологами и исследователями, которые затем применяются к психологическим явлениям.В нем говорится о существовании этих психических процессов из-за их характера, которые служат эволюционной цели, то есть помогают в воспроизводстве и выживании.
6. Гуманистическая перспектива
В 1950-х годах возникла школа мысли, известная как гуманистическая психология, которая подчеркивает роль мотивации в мышлении и поведении. Самоактуализация и некоторые другие — важная часть этого.
7. Психодинамическая перспектива
Он в основном берет свое начало с работ Зигмунда Фрейда, в которых подчеркивается роль бессознательного, опыта раннего детства и межличностных отношений в объяснении человеческого поведения.
,
Сознание. Измененные состояния сознания
Чтобы понять механизм многих явлений, источником которых является сам человек, нужно понять, что такое сознание и какой у него статус.
Есть много необъяснимых явлений, которые, согласно некоторым гипотезам, есть человек, влияющий на мир вокруг нас. Это полтергейст, пирокинез, телепатия, ясновидение и т. Д. Но в простом мировоззрении огромную роль играет психика, так как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств, передавая информацию через призму своего сознания.Часто человеческий организм может сыграть злую шутку.
Психея (от греч. {, Ψυχή} «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
- Особый аспект жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
- Способность активного отражения реальности или совокупности психических процессов и явлений (восприятие, субъективные ощущения, эмоции, память и т. Д.).
Под психикой следует понимать своеобразное отражение тела, то есть его способность к различным рефлексам, а точнее проявление к ним способности реагировать на раздражители как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Психея связана с соматическими (телесными) процессами. Он оценивается по нескольким параметрам: целостность, активность, развитие, саморегуляция, общение, адаптация и др. И проявляется на определенном этапе биологической эволюции.
При переходе от биологических форм отражения к ментальным делится на следующие этапы:
- Сенсорный. Отражая индивидуальные раздражители, субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражительность).
- Перцепционный. Выражается в способности отражать сложные раздражители в целом: ориентация начинается с набора атрибутов, есть реакция и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
- Интеллектуальный. Разве что помимо отражения отдельных предметов есть отражение их функциональных взаимосвязей и связей.
Различают несколько типов психических процессов:
- Когнитивные (чувство; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь)
- Эмоции (эмоции; чувства; эмоции; стресс)
- Волевая (борьба мотивов; принятие решений; постановка целей)
У человека есть высшая форма разума — сознание.
Сознание
Сознание — одна из форм отражения объективной реальности в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу характерной чертой сознания является то, что между объективной реальностью и сознанием находятся элементы общественно-исторической практики, что позволяет построить объективную (общую) картину мира.
К неотъемлемым характеристикам сознания относятся: речь, мышление и умение создавать обобщенную модель окружающего мира в виде набора образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
- Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). Основа совокупности знаний о мире.
- Различие субъекта и объекта (противопоставление мира, различие между «я» и «не я»). Это включает самосознание, самопознание и чувство собственного достоинства.
- Отношение к самому человеку и миру (его чувствам, эмоциям, переживаниям).
- Творческая (творческая) составляющая (сознание с помощью воображения, мышления и интуиции создает новые образы и концепции, которых раньше в нем не было).
- Построение предварительной картины мира (память хранит образы прошлого, разум создает модель будущего).
- Целеполагание деятельности (исходя из потребностей человека сознание формирует цель деятельности и направляет человека на их достижение).
С точки зрения материалистической науки, между человеческим сознанием и окружающим материальным миром существует четыре типа взаимодействий.Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первичное сознание рождается из материального мира и определяется ими, но затем, по мере их созревания, оно начинает активно влиять на мир, трансформируя его по собственному плану. Третий и четвертый типы взаимодействий сами по себе не являются материальными, но относятся к информационному типу. Третий тип взаимодействия кажется пассивным. По сути, это активное отражение, включающее в себя элементы размышления, оценки и трансформации.Наиболее сложный и развивающийся позднее четвертый тип взаимодействия, знаменующий более высокую ступень развития сознания — самосознание.
Состояния сознания
Есть «нормальное» или «нормальное» состояние сознания — бодрствование, сон и глубокий сон.
Измененные состояния сознания (ASC) — «качественное отклонение в субъективном опыте или психологическом функционировании от определенных обобщенных для данной сущности правил рефлексивно индивидуумом или замеченных наблюдателями» (классическое определение А.Людвиг).
Типологически ISS можно разделить на:
- Вызвано искусственно: вызвано психоактивными веществами (например, психоделическими препаратами) или процедурами (например, сенсорная депривация).
- Психастенические за счет: религиозных обрядов, аутогенной тренировки по Шульцу, холотропной терапии Gropu.
- Самопроизвольно возникающее при нормальных обстоятельствах (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например,g., если роды нормальные), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковый опыт профессиональных спортсменов, имущественный стаж различной этиологии и т. д.).
ISS могут быть вызваны совершенно разными триггерами (событиями, вызывающими определенную реакцию), и такие состояния могут быть связаны, а могут и не быть связаны с патологией. Также такие состояния часто возникают спонтанно и случайно.
Измененные состояния сознания
Самая ранняя форма фиксации и развития человеческой культуры — это преднамеренная индукция ИСС, а их активное использование для различных целей — шаманизм.В этнографии описывается измененное состояние, известное как «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояние коллективного транса, например в процессе проведения шаманского ритуала и т. Д. В будущем МКС и техники наведения нашли свое место в различных религиях и «народной» культуре: колдовство, гадание, волшебная деревня, карнавалы и т. д. вниманию науки к явлениям МКС и их регулированию, связанным с эпохой месмеризма, когда Ф.А. месмеризм (1733-1815) заложил основы гипноза и разработал его активное терапевтическое использование.
В современной психологии разработаны различные модели описания МКС: дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.
Согласно исследованиям Арнольда Людвига, основными характеристиками являются следующие особенности, характерные для большинства МКС:
- Субъективные расстройства мышления (проявляющиеся в изменении концентрации внимания, нарушении мнемонических процессов или затруднении суждений).
- Изменения субъективного ощущения течения времени.
- Потеря контроля и страх потери эго-идентичности (диссоциативные расстройства).
- Изменения в эмоциональной сфере нижнего сознательного контроля, проявляющиеся в виде: 1) регресса к более примитивным эмоциям; 2) биполярное расстройство; 3) эмоциональная лабильность; 4) затруднение в выражении эмоций (изотимия).
- Изменение схемы тела (проприоцепция), включая феномен деперсонализации и дереализации.
- Искажения восприятия, представляющие собой иллюзию различных сенсорных модальностей, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временное ухудшение зрительного восприятия, особенно зрительного.
- Изменение системы значений и ценностей.
- Трудности вербализации переживаний ИСС (невыразимость).
- Чувство обновления возникает в ряде состояний и при выходе из них (психоделическое состояние, гипноз, деперсонализация и т. Д.).
- Понизить порог внушаемости, в том числе невозможность критической оценки речевого общения и инструкций, воспринимаемых испытуемым; склонность искажать или неправильно интерпретировать различные стимулы на основе личного отношения и страхов.
Рекомендуется для procario: «States of Consciousness» — международный онлайн-ресурс, посвященный академическим исследованиям ISS.
Перевод «Яндекс.Переводчик»
,