Субъект конфликта это: СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА — это… Что такое СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА?

Содержание

СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА — это… Что такое СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА?



СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА
– индивид, принимающий прямое или косвенное участие в конфликте. К С. к. относятся оппоненты, группы поддержки каждого из оппонентов, др. лица, прямо или косвенно участвующие в конфликте. Важный этап в работе конфликтолога по урегулированию конфликта – определение всех С. к., а также интересов и роли каждого из них в противоборстве.


* * *
участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  • СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ

Смотреть что такое «СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА» в других словарях:

  • СУБЪЕКТ — – активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой.    В классическом психоанализе под субъектом понимался действующий индивид, видящий сновидения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Субъект общения в состоянии невроза — Невроз клинический (Н. к.) широко употребляемый термин, применяющийся для обозначения психол. нарушений, несвязанных с отрывом личности от реальности и сопровождающихся поведением, расценивающимся как защита от тревоги. В настоящее время… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • УЧACTHИK КОНФЛИКТА ДРУГОЙ — – такой субъект конфликта, который оказывает эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Среди У. к. д. выделяют подстрекателей, организаторов, иногда – медиаторов. Каждый из них выполняет свою строго определенную роль в конфликте. У. к …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА — (в широком смысле) – такая организация жизнедеятельности субъектов взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле – деятельность субъектов взаимодействия (или одного из них) …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИНИЦИАТОР КОНФЛИКТА — – субъект социального взаимодействия, который первым предпринимает действия в виде общения, поведения или деятельности, направленные против др. стороны и вызывающие ответные действия. Это та сторона конфликта, которая первой начала конфликтные… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОРГАНИЗАТОР КОНФЛИКТА — – субъект (личность, группа), планирующий конфликт, намечающий и обеспечивающий (организационно, материально, идеологически) его развитие. О. к. может входить в состав основного участника конфликта, а м. б. и самостоятельной фигурой …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • УЧACTHИK (CTOPOHA) КОНФЛИКТА — – противополагающийся субъект в конфликте, оппонент. У. (с.) к. могут выступать отдельные аспекты психики личности (внутриличностный конфликт), отдельные индивиды (межличностный конфликт), социальные группы, государства, коалиции государств. У.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Неверно приписанный конфликт — конфликт, в Котором истинный «виновник» (субъект) конфликта Находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие непосредственного отношения к конфликту …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОСОБНИК — – субъект, содействующий возникновению и развитию конфликта советами, техническими и др. способами по отношению к одной из конфликтующих сторон …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

Субъекты и участники конфликта





⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию

2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению

3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта». Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных

участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».

Нередко возникает ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. Ярким примером служит этнополитические конфликты (чеченский или осетино-ингушский), когда непросто ответить на вопрос, кто же представляет стороны в конфликте: лидеры противостоящих сторон, или те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, или же те, кто воспринимает друг друга как соперников и поддерживает позиции своих лидеров в конфликте? Или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?

Весьма часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон своих активных приверженцев переходит в межгрупповой. Столь же часто можно наблюдать и обратную картину: включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает в нем вести свою собственную линию, вследствие чего он переходит для нее в личностно групповой. В свою очередь, и личностно групповой конфликт нередко преобразуется в межгрупповой, если личности удается отколоть от противостоящей группы часть ее членов сделать их своими приверженцами либо приобрести последних откуда-то со стороны. Все эти «переливы» меняют течение конфликта и потому требуют внимательного учета при его анализе.



Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.

Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.

В основе социального конфликта может быть не один, а несколько спорных вопросов (проблем). Каждый вопрос следует рассматривать как разногласие, противоречие, которое требует своего решения. Спорные вопросы необходимо идентифицировать и сгруппировать в соответствии с причинами их происхождения и характером восприятия.




Основные виды социальных конфликтов.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:

Конфликт потребностей

Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Рассмотрение конфликта потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой опре­деленные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального раз­вития, воспитания.

Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей пробле­мой социально-политического характера. Ни одно госу­дарство, ни одна политическая партия не может в своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела сущностные конфликты, которые свя­заны не только с определенными вариантами использо­вания ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития самой культуры.

Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.

Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в противостоянии с теми, кого оно устраивает.

Конфликт интересов.

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социаль­ное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми бла­гами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — это те стимулы действия, кото­рые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интере­са — это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе инте­ресы гораздо чаще соединяются с социальным поло­жением, которое фиксирует на определенное время со­вокупность возможностей, предоставляемых действующе­му лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся положение вещей. Ведь от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

Со стороны общества на формирование интересов ока­зывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наибо­лее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и при­знания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финан­совое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества.

Через определенные виды соединения пользы и на­грады общество организует интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инстру­ментами регулирования социального положения.

Ценностный конфликт.

Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, привер­женных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими спо­собами взаимоотношений между ценностными установ­ками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, дейст­вующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации. Ценностные противо­стояния и приоритеты — и в этом их особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, а более узко — как нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, также в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.

 

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

1. ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;

2. потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;

3. истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

· конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий

· случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

· смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

· неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

Еслиза основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоя­нию поведение людей в конфликтных ситуациях, то кон­фликты делят на рациональные и эмоциональные. В за­висимости от целей конфликта и его последствий конф­ликты подразделяют на позитивные и негативные, конст­руктивные и деструктивные.2











Субъекты и участники конфликта — Студопедия

Субъекты и участники конфликта – стороны конфликта, не всегда тождественны:

r Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

r Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.

Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта:

Косвенные участники представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Они могут:

Ø Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

Ø Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению.

Ø Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно.

Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей. Нередко в зону конфликта вовлекаются и «невинные жертвы»: «Когда паны дерутся – у хлопцев чубы трещат».

Субъекты и участники социального конфликта характеризуются:

· различными рангами;

· различными статусами;

· обладают определенной силой;

· действуют в различном окружении.

Объект конфликта

Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила.

Все объекты конфликта подразделяются на три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.



2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять истинные мотивы. Побудившие их к противоборству.

Например: В политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной деятельности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Основные виды социальных конфликтов

В зависимости от мотивации конфликта, выделяют три блока социальных конфликтов:

1. Возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций;

2. По поводу материальных ресурсов;

3. По поводу ценностей важнейших жизненных установок.

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА — Студопедия

Основными субъектами конфликта являются противоборствующие стороны. Однако, как было сказано в предыдущем параграфе, не все вовлеченные в конфликт являются непосредственными его участниками (есть еще пособники, посредники и другие фигуры). Словом, противоборствующими сторонами, участниками конфликта можно назвать лишь тех, кто совершает активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. Напомним, что в конфликте присутствуют обычно две противоборствующие стороны (в межличностном конфликте — два человека), но в принципе могут быть три и больше.

Некоторые авторы (Ф. Бородкин, Н. Коряк) считают полезным ранжировать противодействующие стороны следующим образом: самый низкий ранг — индивид, далее идут группа, коллектив, национальное образование, социальный слой, общество, государство. Такой подход представляется малопродуктивным. Конфликт двух личностей (например, М. Горбачева и Б. Ельцина) может быть по своему значению и драматической напряженности подчас гораздо существеннее, чем серия межгрупповых конфликтов, тем более когда он сопряжен с идейными разногласиями. Дело не в «ранге» субъекта, а в механизме конфликта, его направленности, целях противоборствующих сторон и во многих других обстоятельствах.

Следует также добавить, что противоборствующие стороны могут быть и неравнозначными, т.е. относиться к разным уровням. Так, индивид может конфликтовать не с другим лицом, а с группой, государством. Само государство нередко конфликтует не с равным себе партнером, а с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов и т.п. Подобные конфликты, если они протекают в неинституционализированных формах, обычно очень остры, жестоки и нередко заканчиваются гибелью (устранением) слабой стороны. В латентной фазе не всегда удается определить противоборствующие стороны, когда конфликт принимает открытую форму, участники противоборства могут быть выявлены со всей определенностью.



Разумеется, к важнейшим характеристикам противоборствующих сторон, подчас совершенно однозначно определяющим исход конфликта, относятся их физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, навыки и умения. Социальные различия сторон связаны не только с разным рангом или уровнем в том смысле, как это употреблялось выше, но с широтой социальных связей, масштабами общественной или групповой поддержки. Интеллект и опыт ведения борьбы незаменимы во всех видах конфликтов — от дипломатического «торга» до вооруженного столкновения. Именно эти качества позволяют формировать верную и выгодную стратегию противоборства и предвидеть поступки оппонента.


Для прямых столкновений, вооруженных конфликтов особенно важны деструктивные потенциалы противников. В межличностных конфликтах — физическая сила, угрозы, наличие оружия, в межгосударственных столкновениях, в войнах — численность вооруженных сил, характер вооружения и эффективность военно-промышленного комплекса. Характерно, что сильный «деструктивный потенциал», с одной стороны, кажется гарантом собственной безопасности, а с другой — провоцирует усиление потенциала других участников социального взаимодействия. Это особенно заметно на межгосударственном уровне, где «гонки» вооружений или разоружении неизбежно приводят к определенному дисбалансу сил.

Одна или обе противоборствующие стороны могут на некоторое время выходить из конфликта (например, объявлять перемирие). Однако факты свидетельствуют о том, что в большинстве конфликтов основная роль противоборствующей стороны остается практически неизменной в течение всего конфликта.

Среди субъектов конфликта нередко исследователи выделяют роли подстрекателей, пособников, организаторов, а также посредников и судей, которые являются главным образом эпизодическими.

Используемая здесь терминология — в основе своей юридическая, но она достаточно полно характеризует и политические конфликты. Подстрекатель — это лицо, организация или государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в конфликте и не участвовать; его задача — спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами). Древний принцип «разделяй и властвуй» по сути дела олицетворяет такую практику разделения общества (группы) на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке власти.

Пособниклицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. В международной политике пособничество агрессору, развязывающему вооруженный конфликт, расценивается как серьезное преступление против мира. Известно, что именно такую оценку история дала фактам пособничества нацистской Германии со стороны Англии и Франции накануне Второй мировой войны («мюнхенский сговор»).

При групповых конфликтах, особенно когда в них участвует неопределенный круг лиц, толпа, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников — противоборствующих сторон. Кто-то выкрикивает лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, подают различные советы, возбуждают окружающих. Дифференцировать активных участников, пособников и пассивных наблюдателей происходящего в большинстве случаев трудно. Однако такая задача всегда возникает перед органами правосудия, когда рассматриваются дела о массовых беспорядках, драках или групповом хулиганстве.

Обычно в обширных массовых и продолжительных конфликтах возможны перегруппировки участников, временные коалиции между ними, сговор или внутренние разногласия, что крайне запутывает и усложняет общую картину.

Организаторлицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневая»), но может быть и самостоятельная фигура. Классический пример последнего — Яго из шекспировского «Отелло», который сам не участвует в трагическом конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно организует его.

И наконец, среди субъектов конфликта следует особо сказать о посредниках, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт.

В практической конфликтологии проблема посредничества имеет важное значение. Наиболее эффективна регламентированная процедура, при которой посредникстрого нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Специфической чертой посредничества является то, что стороны обычно сами формулируют текст соглашения. Посредник не наделен полномочиями принимать какие бы то ни было решения, а лишь помогает достичь соглашения, которое и определяет дальнейшие действия сторон.

С развитием в последние годы множества региональных конфликтов, в основном межнационального характера, все чаще прибегают к посредничеству так называемых миротворческих сил, в том числе войск ООН, которые в большинстве случаев непосредственно включаются в конфликт. В Конго и Сомали, на территории бывшей Югославии среди таких посредников были убитые и раненые. Следует подчеркнуть, что посредники, как и судьи, не являются противоборствующими сторонами конфликта. Их цели диаметрально противоположны: не развивать, а остановить конфликт, разрешить противоречие — по возможности, ненасильственным путем.

Посреднику необходимо обладать рядом качеств. Он должен быть мудрым, творческим человеком, уметь вести дело к компромиссу, примирению, быть морально авторитетным для всех участвующих в конфликте сторон, объективным и знающим человеком.

По сравнению с традиционными формами решения конфликтов (прямые переговоры, тайные встречи сторон и т.д.) посредничество обладает рядом преимуществ. Посредника выбирают сами противоборствующие стороны, поэтому ему легче, чем самим сторонам, контролировать и управлять переговорами, создавать благожелательную моральную атмосферу.

В заключение следует назвать функции конфликта, которые реализуются его участниками. Многие исследователи склоняются к тому, что конфликты имеют как модернистскую, так антимодернистскую функции в зависимости от вида. Благодаря конфликту оформляется групповая идентификация, проводятся структурные границы. Он служит сохранению групп в качестве «клапана». Кроме того, известны сигнальная, информационная и другие функции конфликта. Иногда выделяются негативные функции конфликта, хотя, на наш взгляд, более целесообразно говорить о печальных последствиях конфликтных ситуаций.

Сущность конфликта, субъект, объект и предмет конфликтологии — Студопедия

Лекционный материал

Тема 1

Предмет конфликтологии и его роль в развитии Российского общества

Введение.

Вопросы:

1. Роль конфликтологии в развитии российского общества.

2. Сущность конфликта, субъект, объект и предмет конфликтологии.

3. Основные цели и задачи конфликтологии.

Выводы.

Использованная литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.,Издательское объединение «ЮНИТИ», 1999

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблемы конфликта:аналитический обзор, междисциплинарный аналитический указатель.- М., 1992.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.

4. Кох Н. А. Конфликтология. – Екатеренбург, 1996

5. Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. М: МОСУ, 2000г. 90с.

6. Коваленко Б. В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001г. – 228с.

7. Ратников В. П., Голубь В. Ф., Лукашова Г. С. – Конфликтология: Учебник для вузов. 2001.-512 с.

Информационный блок

Роль конфликтологии в развитии российского общества

Важнейшую роль играют конфликты в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. В современных условиях конфликтология может сыграть в реформировании российского общества весьма прогрессивную роль.

Анализ исследования конфликта, выполненный на основе изучения публикаций, показал, что в различных областях используются следующие понятия: военный конфликт, художественный конфликт, международный конфликт, региональный конфликт, этнический конфликт, межнациональный конфликт. «Сложные конфликты в различных системах», конфликты в коллективах школьников, педагогических коллективах, конфликты в спорте, социальный, трудовой, конфликт поколений, конфликт «личность-группа», моральный конфликт, нравственный конфликт и др.



В настоящее время в России конфликтология находится на стадии формирования. На этом этапе важно по возможности определить cубъект, объект и предмет, наметить цели, принципы и задачи, осмыслить свою роль в развитии общества.

Сущность конфликта, субъект, объект и предмет конфликтологии.

Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия,в противодействии субъектов социального взаимодействия.


Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она в противодействии субъектов конфликта в целом.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictuc – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки. Понятие конфликта обрело статус термина сравнительно поздно: так, в изданном в начале века известном трехтомном «Словаре философии и психологии» под редакцией Дж. Болдуина приводится только понятие «конфликт законов» (1901). В дальнейшем проблемное поле понятия интенсивно расширяется. Например, в «Социологическом словаре», вышедшем в ФРГ в период бурного развития конфликтологии, термином «конфликт» обозначались «парламентские дискуссии и гражданская война…»(1969).

Таким образом, конфликтология – это наука о сущности, причинах и типах конфликтов, динамике их развития, а также способах предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Современное общество выработало рациональные методы регулирования конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны, универсальны.

Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку конфликты полностью никогда не исчезают.

Конфликты возникают вследствие существующих противоречий, их содержание сводится к различного рода разногласиям, которые возникают в процессе взаимодействий. Однако, далеко не всякие противоречие приведет к конфликтам. К конфликтам приведут те противоречия, которые воспринимаются как угроза для личности или группы.

Наряду с социологией появилась и психология конфликта.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредотачивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Итак, сущность конфликта – в противодействии субъектов конфликта в целом.

Совокупность понятий конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:

· структура конфликта;

· динамика конфликта;

· разрешение конфликта;

· типология конфликтов.

Структура конфликта – под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его ценность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

· объект конфликта;

· участники конфликта;

· социальная среда, условия конфликта;

· субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Объект конфликта– всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Субъекты конфликта, участники конфликта называются оппонентами (от латинского противополагающий, возрастающий). Реже их называют соперниками, противниками, противоборствующей стороной.

Всякий конфликт начинается с конфликтной ситуации, или базы конфликта. Ситуация есть совокупность неких обстоятельств, положение обстановки. Важнейшими такими обстоятельствами считаются объекты конфликта, его предмет и инцидент.

Центральным объектомконфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные.

Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Часто объектом являются существующие противоречия, которые могут существовать задолго до самого конфликта, но в силу разных причин начинают представлять угрозу.

Например, неадекватный стиль руководства коллективом, недостатки в организации и оценке труда и т.д.

В то же время у некоторых оппонентов, вступающих в конфликт, может быть и иная причина, которая ими не афишируется, а порой даже тщательно скрывается. Эта внутренняя причина называется предметом конфликта.

Предметом конфликта обычно является личная неприязнь, психологическая несовместимость, конкуренция в достижении важной цели. Наличие предмета конфликта заставляет оппонентов искать объективно существующие причины и обосновывать ими свое участие в конфликте.

По данным Моисеева Д.Л., при разборе конфликтов истинные причины вступление в конфликт скрывались оппонентами в 41 % случаев. Иными словами, основой большого числа конфликтов является действительно предмет, а не объект.

Началом конфликта является инцидент, то есть действие направленные на создание конфликта. Между объектом конфликта и инцидентом существует примерно такая же связь, как между причиной и поводом.

Итак, причиной конфликта может быть неправильный стиль руководства коллективом, для развертывание конфликта может служить инцидент, выразившийся в проявленной нетактичности, грубости по отношению к подчиненным, или резкое эмоциональная реакция на критику.

Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться оппонентами, ради достижения определенных целей, а инцидент может возникнуть и без специальной целенаправленной работы, в силу психологической несовместимости.

Заметим, что устранение одного из компонентов данной системы приводит к ликвидации конфликта как такового. Например, устранен предмет — не будет найден и объект, не инцидента — конфликт, что называется, будет тлеть.

Конфликтная ситуация. Субъект и объект конфликта, его основные признаки

       Введение

       Задачей
управленца является недопущение конфликтной,
нестабильной ситуации в коллективе,
а также грамотное конструктивное
преодоление возникших конфликтных 
ситуаций. При наличии конфликтной 
ситуации необходимым является: объективная 
оценка положения, определение типа
конфликта (внутриличностный, межличностный),
определение стадии развития конфликтной 
ситуации, нахождение причин разногласий
(организационно-управленческие, социально-психологические,
личностные причины, объективные факторы),
определение целей конфликтующих 
сторон, выявление психологических 
особенностей конфликтующих. На основе
этого менеджер должен принять наиболее
верное решение, максимально быстро
и функционально разрешить конфликт.

       Значительная 
часть конфликтов представляет собой 
продолжение, отображение вполне объективных,
не зависящих от воли конфликтующих 
противоречий. Конечно, трудно обнаружить
прямую связь между конфликтом и 
вызвавшим его противоречием, так 
как их разделяют иногда большая
дистанция, множество «посредников». До
превращения в конфликтное взаимодействие
противоречие проходит определенные этапы.1

       Цель 
контрольной работы: изучить конфликтная
ситуация. Субъект и объект конфликта,
его основные признаки, для этого были
поставлены следующие задачи:

  1. Изучить природу
    конфликта;
  2. Определить
    его объект и субъект;
  3. Найти способы
    разрешения конфликтной ситуации.

 

       1. Конфликтная ситуация

       1.1.
Природа конфликта

       Конфликт 
— это факт человеческого существования.
Многие люди воспринимают историю человечества
как бесконечную повесть конфликтов
и борьбы. Нигде конфликты не проявляются 
так очевидно, как в мире бизнеса.
Существуют конфликты между фирмами,
компаниями, ассоциациями, в пределах
одной организации и т.п. Конфликт,
возникающий в организации, называют
организационным. Это, в частности,
конфронтации, противоречия и т.п.

       В
основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая либо противоположные позиции 
сторон по какому-то вопросу, либо противоположные 
цели или средства их достижения в 
данных обстоятельствах, либо несовпадение
интересов, желаний, влечений оппонентов
и т.п. Конфликтная ситуация, таким 
образом, обязательно включает в 
себя объекты и субъекты конфликта.
Это и есть база конфликта.

       Организационный
конфликт может принимать множество 
форм. Какой бы ни была природа организационного
конфликта, менеджеры должны уметь 
анализировать его, понимать и управлять 
им. Некоторые фирмы вводят в штатное 
расписание должность менеджера 
по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

       Когда
конфликт в организации неуправляем,
это может привести к конфронтации
(структурные подразделения организации 
или члены микро- или макроколлектива 
перестают сотрудничать и общаться
друг с другом). В конечном итоге 
подобная ситуация разобщения приведет
к деградации коллектива и организации 
в целом.

        
Чтобы конфликт начал развиваться, 
необходим инцидент, когда одна 
из сторон начинает действовать 
так, что ущемляет интересы 
другой. Инцидент может возникнуть 
как по инициативе субъектов 
конфликта (оппонентов), так и 
независимо от их воли и желания — вследствие
объективных обстоятельств или случайности.

       Конфликтные
ситуации также могут возникнуть
по инициативе оппонентов либо объективно.
Кроме того, конфликтная ситуация
может передаваться «по наследству»,
переходить к новым оппонентам. Она 
может создаваться оппонентами 
намеренно — ради достижения определенных
целей в будущем, но может быть
порождена хотя и намеренно, но без 
определенной цели, а иногда и во
вред себе. То же самое относится 
и к инциденту.

       В
развитии каждого конфликта можно 
фиксировать возникновение новой 
конфликтной ситуации, ее исчезновение
и прекращение инцидента. Любое 
изменение конфликтной ситуации
приводит к прекращению данного 
конфликта, а, возможно, и к началу
нового.

       Таким
образом, конфликт может быть функциональным,
полезным для членов трудового коллектива
и организации в целом, и дисфункциональным,
снижающим производительность труда,
личную удовлетворенность и ликвидирующим 
сотрудничество между членами коллектива.
Последствия конфликта зависят 
в основном от того, насколько эффективно
управляет им менеджер. В связи 
с этим нужно знать не только природу,
но типы конфликтов.2

 

       1.2.
Типы конфликта

       Существуют 
четыре основных типа конфликтов: внутриличностный,
межличностный, конфликт между личностью 
и группой и межгрупповой конфликт.

       Внутриличностный 
конфликт возникает тогда, когда 
к одному человеку предъявляются 
противоречивые требования. Например,
менеджер может потребовать, чтобы 
исполнитель постоянно находился 
в офисе туристической фирмы 
и «работал» с клиентами на
месте. В другое время он уже выражает
недовольство тем, что его сотрудник 
тратит слишком много времени 
на клиентов и не занимается маркетинговой 
деятельностью.

       Внутриличностный 
конфликт может возникнуть также 
в результате того, что производственные
требования не согласуются с личностными 
потребностями или ценностями. Например,
подчиненный планировал в субботу 
— в свой выходной — какие-то
семейные мероприятия, а начальник 
в пятницу вечером объявил 
ему, что в связи с производственной
необходимостью он должен в субботу 
работать. Внутриличностный конфликт
возникает как ответ на рабочую 
перегрузку или недогрузку.

       Межличностный
конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй,
самый распространенный. Чаще всего 
это борьба руководителя за ограниченные
ресурсы, рабочую силу, финансы и 
т.п. Каждый считает, что если ресурсы 
ограничены, то он должен убедить вышестоящее 
начальство выделить их именно ему, а 
не другому руководителю.

       Межличностный
конфликт может проявляться также 
и как столкновение личностей, т.е.
люди с разными характерами, несовместимыми
темпераментами просто не в состоянии 
ладить друг с другом.

       Конфликт 
между личностью и группой. В 
производственных группах устанавливаются 
определенные нормы поведения, и 
случается так, что ожидания группы
находятся в противоречии с ожиданиями
отдельной личности. В этом случае
возникает конфликт. Иными словами,
между личностью и группой конфликт
возникает тогда, когда эта личность займет
позицию, отличную от позиции группы.

       Межгрупповой 
конфликт. Как известно, организации 
состоят из множества как формальных,
так и неформальных групп. Даже в 
самых лучших организациях между 
ними могут возникнуть конфликты.

       Кроме
того, конфликты классифицируют еще 
и по степени проявления: скрытый 
и открытый.

       Скрытые
конфликты затрагивают обычно двух
человек, которые до поры до времени 
стараются не показывать вида, что 
конфликтуют. Но как только у одного
из них «сдают» нервы, скрытый 
конфликт превращается в открытый.
Различают также случайные, стихийно
возникающие, и хронические, а также 
сознательно провоцируемые конфликты.
Как разновидность конфликта 
выделяют интриги. Под интригой понимается
намеренное нечестное действие, которое 
выгодно ее инициатору и которое 
вынуждает коллектив или отдельного
человека совершать определенные поступки,
наносящие вред им самим. Интриги, как 
правило, тщательно продумываются,
планируются, имеют свою сюжетную линию3.

 

       1.3.
Субъект и объект конфликта

       Субъект
— это «активная сторона», способная 
создать конфликтную ситуацию и 
влиять на ход конфликта в соответствии
со своими интересами. Участник конфликта 
может сознательно, или не вполне
сознавая цели и задачи противостояния,
принять участие в конфликте,
а может быть случайно  или помимо
его (участника) воли вовлеченным в конфликт.
Следовательно, субъект конфликта, вступая
в противоборство, сознательно преследует
и отстаивает свои цели и интересы. В ходе
развития конфликта статусы  «участников»
и «субъектов» могут меняться местами.

       Также
необходимо различать прямых и косвенных 
участников конфликта. Последние представляют
собой определенные силы, преследующие
в предполагаемом или реальном «чужом» 
конфликте свои личные интересы. Косвенные 
участники могут:

       1.   
провоцировать конфликт и способствовать
его развитию

       2.   
содействовать уменьшению интенсивности
конфликта или полному его прекращению

       3.   
поддерживать ту или иную сторону конфликта
или обе стороны одновременно.

       В
социологии конфликта часто используется
понятие «сторона конфликта». Это 
понятие может включать в себя 
как прямых, так и косвенных участников
конфликта. Иногда косвенных

       участников 
за их особый интерес в конфликте 
называют «третьей стороной» или 
«третьим участником».

       Нередко
возникает ситуации, когда достаточно
сложно определить непосредственных субъектов 
конфликта. Ярким примером служит этнополитические
конфликты (чеченский или осетино-ингушский),
когда непросто ответить на вопрос,
кто же представляет стороны в 
конфликте: лидеры противостоящих сторон,
или те, кто принимает непосредственное
участие в силовых операциях,
или же те, кто воспринимает друг
друга как соперников и поддерживает
позиции своих лидеров в конфликте? Или
все они вместе как представители и участники
определенной социальной группы?

       Весьма 
часто конфликт, начавшись как 
межличностный, с появлением у каждой
из его сторон своих активных приверженцев
переходит  в межгрупповой. Столь же часто
можно наблюдать и обратную картину: включившись
в конфликт в составе определенной группы,
личность начинает в нем вести свою собственную
линию, вследствие чего он переходит для
нее в личностно групповой. В свою очередь,
и личностно групповой конфликт нередко
преобразуется в межгрупповой, если личности
удается отколоть от противостоящей группы
часть ее членов сделать их своими приверженцами
либо приобрести последних откуда-то со
стороны. Все эти «переливы» меняют  течение
конфликта и потому требуют внимательного
учета при его анализе.     

       Одним
из непременных элементов конфликта 
является объект, из-за которого создается 
конфликтная ситуация. Объект — 
это конкретная причина, мотивация,
движущие силы конфликта. Все объекты 
подразделяются на основные три вида:

       1.   
Объекты, которые не могут быть разделены
на части, и владеть ими совместно с кем-либо
невозможно.

       2.   
Объекты, которые могут быть разделены
в различных пропорциях между участниками
конфликта.

       3.   
Объекты, которыми оба участника конфликта
могут владеть совместно.

       Определить 
объект в каждом конкретном конфликте 
далеко не просто. Субъекты и участники 
конфликта, преследуя  свои реальные или
мнимые цели, могут скрывать, маскировать,
подменять искомые мотивы, побудившие
их к противоборству. Объектов конфликта
в организации могут быть ресурсы, ценности
или статус, по поводу которых происходит
конфликт. Определение основного объекта
является непременным условием успешного
разрешения любого конфликта.4

 

       2.
Способы разрешения конфликтной ситуации

       2.1.
Признаки и причины конфликта

       Конфликт 
– это наиболее острый способ разрешения
значимых противоречий. Первый признак 
конфликта – наличие противоречий.
Проблема несовпадения мнений, интересов,
взглядов и т.п. Второе – это наличие 
противодействий. Конфликт всегда характеризуется 
насилием (имеется в виду не только
физическое, но и психологическое 
насилие). Если говорить о конфликтах
межличностного плана, то к насилию 
можно отнести ущерб, нанесенный
в процессе общения (некорректное поведение,
оскорбления и т.п.). Третий признак 
конфликта – сильные негативные
эмоции, возникающие у оппонентов
и ухудшение мнения о другом человеке.
Мы проводили исследования, в котором 
предлагали оценить различные качества
оппонента до конфликта и после 
него. Как правило, оказывалось, что 
после конфликта характеристика
становилась более негативной. Таким 
образом, если наличествуют все вышеперечисленные 
признаки – существует конфликт.

       Перейдем 
теперь к причинам конфликта. Каждый
конфликт имеет свою причину (источник)
возникновения. Причины, порождающие конфликты,
можно сгруппировать.

  1. Недостаточная
    согласованность и противоречивость целей
    отдельных групп и личностей;
  2. Устарелость
    организационной структуры, нечеткое
    разграничение прав и обязанностей;
  3. Ограниченность
    ресурсов;
  4. Неодинаковое
    отношение к членам трудового коллектива;
  5. Противоречие
    между функциями и видом трудовой деятельности;
  6. Различия
    в манере поведения и жизненном опыте;
  7. Неопределенность
    перспектив роста;
  8. Неблагоприятные
    физические условия;
  9. Недостаточная
    благожелательность внимания со стороны
    менеджера.5  

Субъект и объект социального конфликта

Понятие и общая характеристика объекта социального конфликта

Определение 1

Объект социального конфликта – это конкретно определенная ценность материального или духовного характера относительно которой складывается конфликт интересов между двумя или более социальными субъектами.

Иными словами, объектом социального конфликта в действительности может выступают любой объект материального мера или социальной реальности, обладающей способности удовлетворять личные, групповые, общесоциальные или государственные интересы, при условии, что он находится на стыке интересов нескольких социальных субъектов, каждый из которых стремится к единоличному обладанию соответствующим объектом.

Проводя общую характеристику объекта социального конфликта отметим, что одним из базовых признаков соответствующей категории выступает дефицитный характер соответствующего объекта, то есть свойство, в связи с существованием которого таким объектом не могут обладать все желающие. При этом, компенсация такого дефицита в большинстве случаев способна устранить имеющуюся социальную напряженность или уже возникший социальный конфликт.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, следует особо отметить, что обозначенный признак дефицитности ресурса или блага, составляющего объект социального конфликта, может быть как объективным, то есть связанным с реальной ограниченностью или неделимостью блага между всеми желающими, так и субъективным, связанным с внутренним желанием противоборствующих субъектов обладать именно этим конкретным объектом, несмотря на существование других аналогичных объектов в объеме, достаточном для удовлетворения потребности в его обладании всеми желающими.

Иными словами, дефицит объекта социального конфликта, также, как и его содержание, зачастую носят относительный характер, и могут по-разному оцениваться как в ходе развития социального конфликта, так и с точки зрения его различных участников.

Продолжая характеристику объекта социального конфликта, представляется целесообразным остановиться также на описании тесно связанной с объектом конфликта категории – предмете социального конфликта.

Определение 2

Предмет социального конфликта – это проблемная ситуация, существующая объективно или в сознании участников конфликтного взаимодействия, и выступающая основной причиной противоречий между субъектами конфликта.

Иными словами, можно сказать, что наряду с объектом, предмет конфликта выступает тем самым основным противоречием в связи и ради разрешения которого стороны готовы вступить в открытое противоборство между собой.

Замечание 1

Определение предмета и объекта конфликта является исключительно важным этапом разрешения социального конфликта, потому что без определения и конкретизации обозначенных категорий невозможно эффективное управление конфликтом.

Основные субъекты конфликта

Анализ специальной литературы свидетельствует, что основными элементами структуры социального конфликта, наряду с объектом и предметом, выступает субъектный состав соответствующего противоборства. При этом с учетом сложности и многообразия общественных отношений, из которых вытекают социальные конфликты, многообразным может являться и их субъектный состав.

Так, в наиболее общем виде всех участников социального конфликта принято дифференцировать на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Определение 3

Основные участники социального конфликта – это два или более социальных субъекта, непосредственно вовлеченные в процесс конфликтного противоборства, которым принадлежит решающая роль в возникновении и развитии соответствующей ситуации, а также чьи противоположные интересы оказываются положены в основу противоборства.

При этом в литературе с целью проведения характеристики предлагается проведение ранжирование основных субъектов социального конфликта, в зависимости от степени вовлеченности, а также степени политического, экономического или ресурсного влияния соответствующих субъектов:

  1. Субъект конфликта первого ранга – участник конфликта, выступающей в нем от собственного имени и преследующей определенные личные интересы. Проще всего выделяется в процессе характеристики межличностных конфликтов;
  2. Субъект конфликта второго ранга – участник, представляющий в рамках социального конфликта интересы определенной общественной группы или организации;
  3. Субъект конфликта третьего ранга – совокупность конфликтующих групп;
  4. Субъект конфликта высшего ранга – государственная юрисдикционная структура, привлекаемая сторонами при невозможности самостоятельного разрешения конфликта, с целью его прекращения на основании закона (например, в связи с обращением одной из сторон за судебной защитой).

Косвенные (неосновные) участники конфликта

Определение 4

Косвенные (неосновные) участники конфликта, — это его участники, выполняющие второстепенную роль, однако, тем не менее, влияющие на процессы возникновения и развития социального конфликта.

К числу субъектов обозначенной группы принято относить:

  • Инициаторов – то есть участников конфликта, способствующих развязыванию конфликта между отдельными социальными субъектами, однако не участвующих в них самостоятельно и от собственного лица;
  • Организаторов – то есть лица или группу лиц, занятых разработкой общего плана конфликтного взаимодействия с оппонентом с целью разрешения социального конфликта, преследующие при этом определенные интересы;
  • Пособников – лиц, осуществляющих поддержку основных участников конфликта в процессе его развязывания, организации и развития;
  • Посредников, под которыми понимаются третьи стороны в конфликте, привлекаемых основными субъектами с целью оказания поддержки в разрешении конфликтной ситуации. При этом чаще всего посредников отличает авторитет, признаваемый обеими сторонами конфликта, а также нейтральное отношение посредника по отношению к каждой из сторон.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Щелкните стрелки, чтобы изменить направление перевода.

  • Двуязычные словари


  • Английский французский
    Французский – английский

  • Английский – немецкий
    Немецкий – английский

.

Answer «Как вы справляетесь с конфликтами» как профессионал

Часть нашей постоянной серии, которая поможет вам ответить на распространенные вопросы поведенческого интервью.

Менеджеры по найму любят задавать поведенческие вопросы, и одна из их любимых тем — конфликты. Вот несколько примеров поведенческих вопросов, связанных с конфликтом:

  • Расскажите мне о командном проекте, когда вам приходилось работать с кем-то трудным.
  • Расскажите мне о случае, когда у вас на работе произошел конфликт.
  • Приведите пример случая, когда вам пришлось отвечать недовольному менеджеру / клиенту / коллеге.
  • Расскажите мне о случае, когда вы не согласились с правилом или подходом.

Есть много других вариантов этой темы, и это очень распространенная тема интервью. С точки зрения интервьюера, идея состоит в том, чтобы узнать о способности кандидата управлять конфликтами и общих навыках межличностного общения.

Недавно я проводил семинар по навыкам собеседования для менеджеров крупной корпорации. Тема «конфликта». Было затронуто поведенческих вопросов (эта крупная многонациональная компания использует в основном поведенческие вопросы при собеседовании с кандидатами).

Один менеджер поделился памятным ответом на вопрос : «Как бы вы справились с конфликтом на работе?» Последний кандидат ответил: «Я бы пригласил этого человека встретиться со мной на стоянке после работы и разобраться в этом по-мужски».

Угадайте, что? Он не получил работу.

Прежде чем мы расскажем вам, как отвечать на вопрос как чемпион, давайте немного напомним, как отвечать на вопросы поведенческого интервью в целом.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это Урок 10 из системы обучения интервьюированию Big Interview.Взгляните сюда, если хотите узнать об этом больше.

Поведенческий курс повторного собеседования

Большинство собеседований включают поведенческие вопросы (те вопросы, которые обычно начинаются с «Расскажите мне о времени…» или «Дайте мне пример…» или аналогичных).

С помощью поведенческих вопросов интервьюеры ищут примеры того, как вы справлялись с конкретными ситуациями в прошлом. Идея состоит в том, что результаты прошлой работы многое скажут о том, как вы поступили бы, если бы вас наняли на работу.

Узнайте больше о вопросах поведенческого интервью и некоторых общих советах по подготовке к ним и ответам на них.

Почему интервьюеры спрашивают о конфликте

Большинство рабочих мест требуют, чтобы вы ладили с разными типами людей. Некоторые из ваших коллег, менеджеров и / или клиентов окажутся идиотами, бездельниками и / или чудаками. Обязательно возникнут разногласия.

Чтобы добиться успеха в работе, вы должны уметь профессионально разрешать конфликты.Это особенно верно в отношении определенных должностей (управление проектами, обслуживание клиентов, право) и определенных корпоративных культур.

Ваш интервьюер хочет понять, как вы будете реагировать на конфликт. Любой может показаться милым и приятным на собеседовании, но что произойдет, если вас возьмут на работу и Глэдис из отдела соблюдения нормативных требований начнет мешать вам?

Конфликтные вопросы — обычное дело, потому что каждый хочет нанять хорошего «командного игрока». (Это, вероятно, самый распространенный вопрос о поведении). Интервьюеры часто спрашивают об опыте вашей команды, и им нравится спрашивать конкретно о том, кто был вовлечен в конфликт или «трудный человек».”

Inside Big Interview

Наша полная обучающая система для собеседований дает вам видео-уроки, образцы ответов и интерактивный инструмент для практики для всех различных версий вопросов конфликтных интервью.
Начать работу

Как отвечать на поведенческие вопросы о конфликте

Этот тип вопросов может застать вас врасплох. В конце концов, вы, вероятно, сосредоточились на том, как рассказать обо всех положительных и замечательных пунктах в своем резюме.

Никто не любит говорить о конфликтах на работе. Большинство рабочих конфликтов скучны. Кроме того, вы, вероятно, предпочтете притвориться, будто с вами абсолютно приятно работать и что никто никогда не говорил о вас недоброго слова.

Поведенческий вопрос о конфликте заставляет вас говорить о менее чем приятной ситуации. Иногда бывает сложно придумать хороший пример на лету — и еще труднее описать его кратко и представить вас в благоприятном свете.

Вот почему так важно заранее подготовить пример, используя формат S.T.A.R.

Цель состоит не в том, чтобы составить дословный сценарий ответа. Формат STAR позволяет вам структурировать общую форму вашего ответа, записывая маркеры для каждого из ключевых аспектов истории. Ознакомьтесь с Big Interview, чтобы получить больше рекомендаций по структурированию отличных историй STAR, а также с инструментом Answer Builder, который вы можете использовать, чтобы значительно упростить процесс.

Пример ответа — «Расскажите мне о случае, когда у вас возник конфликт в командном проекте.

Вот обзор того, как использовать формат STAR специально для представления опыта конфликта:

S / T (Ситуация / Задача)

Кратко опишите контекст возникшего конфликта. Предоставьте достаточно справочной информации для контекста.

Примеры ситуаций / задач
  • Я руководил созданием нашей новой корпоративной брошюры, и у нас были очень сжатые сроки, потому что мы должны были напечатать брошюры вовремя для большой предстоящей торговой выставки.
  • Я отвечал за своевременную доставку и мне приходилось управлять членами команды из отдела маркетинга, продаж, графического дизайна и управления продуктами.
  • Дизайнер, которому был поручен проект, был очень талантлив, но, к сожалению, пропустил срок, который я назначил. Когда я подошел к нему по этому поводу, он взорвал меня.
Почему они нам нравятся

Эти пункты дают хороший контекст — это был важный и сложный проект с сжатыми сроками. Дизайнер не только пропустил крайний срок, но и пришел в ярость, когда его попросили.Это настоящий конфликт, который при неправильном решении мог бы привести к катастрофе.

Совет: Не зацикливайтесь на ненужных деталях. Интервьюеру не нужно знать цветовую схему брошюры, историю выставки или необычный выбор гардероба дизайнером.

A (Подход)

Расскажите о ключевых действиях, которые вы предприняли. В случае конфликтной истории следует сосредоточиться на том, как разрешить разногласие профессионально и продуктивно.

Пример подхода к делу
  • Я был поражен его ответом, но оставался спокойным. Я признал, что сроки были жесткими, и еще раз объяснил причины и важность подготовки брошюры для выставки.
  • Он немного расслабился, когда увидел, что я не нападаю на него. Он рассказал мне обо всех своих других конкурирующих проектах и ​​о том, как он был потрясен. Я спросил его, есть ли способ помочь ему найти решение.
  • В конце концов, мы согласились, что было бы полезно, если бы его менеджер лучше понимал, насколько важным и трудоемким был этот проект.Мы решили, что поговорим с ней вместе.
  • В конце концов, она поручила некоторые из его проектов другому дизайнеру, что немного ослабило его давление.
Почему они нам нравятся

Этот кандидат рассказывает о предпринятых действиях и причинах. Он показывает, что сохранял спокойствие под давлением, решал проблему открыто и смог убедить других (дизайнера и его менеджера) согласиться с его точкой зрения.

Совет: Опять же, придерживайтесь тех действий, которые наиболее актуальны и показывают ваше мастерство в управлении конфликтами.

R (Результаты)

Каждая хорошая история интервью имеет счастливый конец. Завершите свой ответ описанием положительного результата (ов) вашего действия. Эти результаты можно измерить количественно: (рост продаж на 20%, экономия компании 25 тысяч долларов) или анекдотический (клиент был в восторге и отправил моему менеджеру электронное письмо, моему руководителю понравился мой подход, и он предложил мне повышение).

Примеры результатов Bullets
  • В результате дизайнер смог сосредоточиться на брошюре и уложиться в сроки.
  • Он извинился за взрыв и поблагодарил меня за помощь.
  • Мы успешно подготовили брошюру к выставке и получили множество комплиментов как от наших торговых представителей, так и от потенциальных клиентов.
  • Наше присутствие на выставке привело к привлечению новых потенциальных клиентов на сумму 300 000 долларов, и я считаю, что новая брошюра сыграла в этом ключевую роль.
Почему они нам нравятся

Это красивый краткий счастливый конец. Кандидат описывает разрешение конфликта, положительное влияние на отношения с дизайнером и бизнес-результат.

Совет: Итоговые результаты ($$$) делают его еще более впечатляющим. Это невозможно с каждой историей разрешения конфликтов, но вы всегда должны выбирать пример с наиболее значительными результатами.

Посмотрите это короткое видео, чтобы узнать немного больше о большом интервью, а затем быстро взгляните на пошаговую систему, которую мы разработали, чтобы подготовить вас к собеседованию.

Дополнительные советы для

Решение поведенческих вопросов о рабочих конфликтах

1.Выберите хороший пример:
  • Выберите пример, который показывает, что вы принимаете активный подход к разрешению важного конфликта.
  • Будьте конкретны. Не давайте общих ответов вроде: «Я постоянно сталкиваюсь с конфликтами и научился сохранять спокойствие, и общение является ключевым моментом». Это скучно и не отвечает на вопрос.
  • Не выбирайте незначительное разногласие («Он не хотел по-итальянски на обед») или конфликт, который был разрешен кем-то другим или просто ушел без непосредственных действий.Идея здесь в том, чтобы продемонстрировать свои навыки межличностного общения и способность решать проблемы.
  • Избегайте примеров, в которых вы можете плохо выглядеть. Например, не рассказывайте о случаях, когда ваша ошибка или недопонимание вызвали конфликт.
2. Будьте конкретны в своих действиях
  • Самые запоминающиеся и убедительные истории содержат достаточно деталей, чтобы нарисовать картину. Покажите, почему этот конфликт был важным и что вы умело с ним справились.
  • Однако вы должны постараться, чтобы рассказ был кратким.Очень легко уйти по касательной (особенно, если вы не подготовились заранее). Держите его сфокусированным.
  • Придерживайтесь маркированного списка. Не пытайтесь запомнить сценарий.
3. Практика

Найдите время и потренируйтесь рассказывать свою историю. Это особенно важно при рассказе о конфликте.

Конфликты часто приводят к спорам, проблемам и нарушению профессиональных отношений. Вы хотите чувствовать себя уверенно, обсуждая важные детали таким образом, чтобы донести вашу точку зрения.

Забавный пример того, как Адам Сэндлер НЕ хорошо справляется с конфликтами.

.

Понимание конфликта — значение и фазы конфликта

Когда два человека высказывают разные мнения, возникает конфликт. Для непрофессионала языковой конфликт — это не что иное, как драка между двумя людьми или между членами группы. Нет двух людей, которые могут мыслить одинаково, и определенно существует разница в их мыслительном процессе и их понимании. Разногласия между людьми приводят к конфликтам и дракам. Конфликт возникает, когда люди имеют разные ценности, мнения, потребности, интересы и не могут найти срединный путь .

Давайте лучше понять конфликт

Тим и Джо работали в одной команде и были лучшими друзьями. В один прекрасный день их попросили внести свой вклад в конкретный проект, порученный им их начальником. Они сильно разошлись в понимании проекта, и оба не могли согласиться с мнениями друг друга. Тим хотел реализовать проект особым образом, что не нравилось Джо. Результатом разницы во взглядах стал конфликт между ними, и теперь они оба просто не могут терпеть друг друга.

Несходство интересов, мыслительного процесса, характера и отношения Тима и Джо привело к конфликту между ними.

Конфликт определяется как столкновение между людьми, возникающее из-за различий в мыслительном процессе, отношениях, понимании, интересах, требованиях и даже иногда восприятии . Конфликт приводит к горячим спорам, физическим злоупотреблениям и, безусловно, к потере мира и гармонии. Конфликт действительно может изменить отношения. Друзья могут стать врагами в результате конфликта, как в случае с Тимом и Джо.

Конфликт может возникать не только между людьми, но и между странами, политическими партиями и государствами. Небольшой конфликт, не контролируемый в нужное время, может привести к большой войне и расколу между странами, что приведет к серьезным беспорядкам и дисгармонии.

Это хорошо известный факт, что соседи — наши самые большие активы, поскольку они всегда поддерживают нас, когда мы в них нуждаемся. Давайте возьмем пример Индии и Китая или, если уж на то пошло, Индии и Пакистана. Индия и Пакистан — сестры-близнецы, поскольку почти нет различий в культуре, религии, климатических условиях, привычках питания людей, проживающих в обеих странах, но все же эти две страны всегда в ссоре, и причина на самом деле неизвестна.Небольшие проблемы между двумя странами вызвали конфликт между ними, который теперь стал серьезной проблемой для обеих стран.

Непонимание, а также столкновения эго также приводят к конфликтам. У каждого человека свой взгляд на вещи и разные ситуации.

Майк хотел встретиться с Генри в церкви. Он позвонил Генри, и последовал их разговор.

Майк — «Генри, я хочу встретиться с тобой завтра в 9»

Генри несколько раз пытался набрать номер Майка, но не мог с ним поговорить.Майк весь день ждал Генри, и, наконец, между ними произошла серьезная ссора. Для Майка 9 означало 9 утра, тогда как Генри неправильно понял это как 9 вечера и, следовательно, главный конфликт между ними. Всегда желательно быть предельно ясным и конкретным, чтобы избежать недоразумений и конфликтов. Любая обратная связь или предложение одного человека может не очень хорошо согласовываться с другим человеком, что приведет к серьезному неудовольствию. Это может повредить эго другого человека, что приведет к ссоре и серьезным разногласиям.

Фазы конфликта

Конфликт состоит из пяти фаз.

  1. Прелюдия к конфликту — Она включает в себя все факторы, которые могут вызвать конфликт между людьми. Отсутствие координации, различия в интересах, различия в культуре, религии, образовании — все это способствует возникновению конфликта.
  2. Инициирующее событие — Конфликт не может возникнуть сам по себе. Должно быть событие, которое вызывает конфликт.Дженни и Али никогда не ладили друг с другом. Они были из разных культур, что является очень сильным фактором возможности конфликта. Али был в середине презентации, когда Дженни встала и раскритиковала его за отсутствие релевантного содержания в его презентации, что вызвало конфликт между ними.
  3. Фаза инициации — Фаза инициации — это фактически фаза, когда конфликт уже начался. Горячие споры, оскорбления, словесные разногласия — все это тревожные сигналы, указывающие на то, что борьба уже началась.
  4. Фаза дифференциации — Это фаза, когда люди выражают свои различия друг против друга. Причины конфликта поднимаются на этапе дифференциации.
  5. Фаза разрешения — Конфликт ведет в никуда. Люди должны попытаться в некоторой степени пойти на компромисс и как можно скорее разрешить конфликт. На этапе разрешения изучаются различные варианты разрешения конфликта.

Конфликты могут быть многих типов, например, словесный конфликт, религиозный конфликт, эмоциональный конфликт, социальный конфликт, личный конфликт, организационный конфликт, конфликт сообщества и так далее.

Конфликты и ссоры друг с другом никогда не приводят к выводу. Если вы не на той же линии, что и другой человек, никогда не сражайтесь, вместо этого постарайтесь как можно лучше разобраться в своих различиях. Обсуждение — всегда лучший и разумный способ принять, а не конфликтовать.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.Конфликт

— Простой английский викисловарь

Wikipedia logo

Конфликт входит в список Academic Word List. Это важно для студентов колледжей и университетов.

Произношение [изменить]

существительное
глагол
  1. ( исчисляемое и бесчисленное ) Конфликт — это когда два или более человека или идеи не согласны.
    Люди пытались положить конец конфликту , в результате которого с февраля погибло более 100 человек, но это не сработало.
    Конфликты могут возникать в семьях, когда родители имеют разные ценности.
    Эти две истории исследуют конфликт между добром и злом.
    Может возникнуть конфликт между желанием дать учащимся широкое образование и необходимостью преподавать основы.
    Иногда девушка находится в конфликте со своей культурой или религией из-за того, как она хочет одеваться.
  2. (, счетное ) Конфликт — это когда две вещи пытаются использовать одни и те же ресурсы в одно и то же время.
    Извините, я не могу встретиться тогда. У меня конфликт с другой встречей.

Синонимы [изменить]

Антонимы [изменить]

Связанные слова [изменить]

  1. ( непереходный ) Если две цели, планы, встречи и т. Д. противоречат , они обе не могут быть достигнуты, работают или быть правдой.
    Цель нанять больше работников противоречит плану по сокращению затрат.
    Извините, встреча противоречит моим предыдущим планам.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *