Сущность циклического развития конфликта на конфликтной стадии: Конфликт. Этапы конфликта. Этапы развития и разрешения конфликта
Конфликт. Этапы конфликта. Этапы развития и разрешения конфликта
Сложное разноплановое явление, имеющее свою динамику и структуру, принято обозначать понятием «конфликт». Этапы конфликта определяют сценарий его развития, который может состоять из нескольких соответствующих периодов и фаз. В данной статье пойдет речь об этом сложном социально-психологическом явлении.
Определение понятия
Динамику конфликта можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под этим состоянием подразумевают наиболее острую стадию противостояния. В широком смысле этапы развития конфликта — это длительный процесс, при котором фазы выяснения отношений сменяют друг друга в пространстве и времени. К рассмотрению этого явления нет однозначного подхода. Например, Л. Д. Сегодеев выделяет три этапа динамики конфликта, каждый из которых им разбивается на отдельные фазы. Китов А. И. разделяет процесс противостояния на три стадии, а В. П. Галицкий и Н. Ф. Фседенко — на шесть. Некоторые ученые считают, что еще более сложным явлением является конфликт. Этапы конфликта, по их мнению, имеют два варианта развития, три периода, четыре стадии и одиннадцать фаз. В данной статье будет изложена именно эта точка зрения.
Варианты развития, периоды и стадии
Этапы развития конфликта могут развертываться по двум разным сценариям: борьба входит в стадию эскалации (первый вариант) или минует ее (второй вариант).
Периодами развития конфликта можно назвать следующие состояния:
- Дифференциация — противоборствующие стороны разъединяются, пытаются отстаивать только свои интересы, используют активные формы противостояния.
- Конфронтация — участники конфликта используют жесткие силовые методы борьбы.
- Интеграция — оппоненты идут навстречу друг другу и начинают искать компромиссное решение.
Кроме вариантов и периодов, можно выделить следующие основные этапы конфликта:
- Предконфликт (скрытый этап).
- Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент, эскалация, сбалансированное взаимодействие).
- Разрешение (завершение противостояния).
- Постконфликт (возможные последствия).
Ниже мы подробно рассмотрим фазы, на которые делится каждая стадия конфликтного взаимодействия.
Предконфликт (основные фазы)
В латентном этапе развития можно выделить следующие фазы:
- Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе между оппонентами возникает определенное противоречие, но они еще не осознают его и не предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих позиций.
- Осознание конфликтной ситуации. В это время противоборствующие стороны начинают понимать, что столкновение неизбежно. При этом восприятие возникшего положения обычно носит субъективный характер. Осознание конфликтной объективной ситуации может быть как ошибочным, так и адекватным (то есть правильным).
- Попытка оппонентов разрешить наболевший вопрос коммуникативными способами, грамотным аргументированием своей позиции.
- Предконфликтная ситуация. Возникает, если способы мирного разрешения проблемы успеха не принесли. Противоборствующие стороны осознали реальность возникшей угрозы и решили отстаивать свои интересы другими методами.
Конфликтное взаимодействие. Инцидент
Инцидент – это преднамеренные действия оппонентов, желающих единолично завладеть объектом конфликта, невзирая на последствия. Осознание угрозы своим интересам заставляет противоборствующие стороны применять активные методы воздействия. Инцидент – это начало столкновения. Он конкретизирует расстановку сил и обнажает позиции конфликтующих сторон. На этой стадии оппоненты еще слабо представляют себе свои ресурсы, потенциалы, силы и средства, которые помогут им одержать верх. Это обстоятельство, с одной стороны, сдерживает конфликт, а с другой – заставляет его развиваться дальше. На этой фазе противники начинают обращаться к третьей стороне, т. е. апеллировать в юридические органы для утверждения и защиты своих интересов. Каждый из субъектов противостояния старается привлечь к себе наибольшее количество сторонников.
Конфликтное взаимодействие. Эскалация
Эта стадия характеризуется резким увеличением агрессивности противоборствующих сторон. При этом их последующие деструктивные действия гораздо интенсивнее, чем предыдущие. Последствия сложно предсказать, если так далеко заходит конфликт. Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней:
- Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении. Субъекты противостояния переходят к более агрессивным, примитивным способам противоборства.
- Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага». Этот образ становится ведущим в информационной модели конфликта.
- Увеличение эмоционального напряжения.
- Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям.
- Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация. Интересы сторон делаются биполярными.
- Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
- Утрата первоначального предмета столкновения.
- Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию.
- Вовлечение в противоборство новых участников.
Вышеперечисленные признаки характерны как для межличностных, так и для групповых конфликтов. При этом инициаторы столкновения могут всячески поддерживать и формировать данные процессы при помощи манипулирования сознанием противоборствующих сторон. Необходимо подчеркнуть, что в процессе эскалации сознательная сфера психики оппонентов постепенно утрачивает свою значимость.
Конфликтное взаимодействие. Сбалансированное взаимодействие
В этой фазе субъекты конфликта понимают, наконец, что силовыми методами им проблему не разрешить. Они продолжают борьбу, но градус агрессивности постепенно снижается. Однако реальных действий, направленных на мирное урегулирование ситуации, стороны пока не предпринимают.
Разрешение конфликта
Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.
- Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой системы ценностей конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы.
- Собственно разрешение конфликта. Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими: изменение позиций конфликтующих сторон; устранение одного или всех участников противостояния; уничтожение объекта конфликта; эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи.
Конфликт может завершиться и другими путями: затуханием (угасанием) или перерастанием в противоборство другого уровня.
Постконфликтный этап
- Частичное разрешение. Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На этом этапе противостояния часто возникает постконфликтный синдром, который чреват развитием нового спора.
- Нормализация, или полное разрешение конфликта. Эта фаза характеризуется полным устранением негативных установок и выходом на новый уровень конструктивного взаимодействия. Этапы управления конфликтом на данной стадии полностью завершаются. Стороны восстанавливают отношения и начинают продуктивную совместную деятельность.
Заключение
Как уже упоминалось выше, конфликт может развиваться по двум сценариям, один из которых подразумевает отсутствие фазы эскалации. В таком случае противоборство сторон проходит в более конструктивном русле.
Имеет свои границы каждый конфликт. Этапы конфликта ограничены временными, пространственными и внутрисистемными рамками. Длительность столкновения характеризуется его временной продолжительностью. Внутрисистемные границы обусловлены выделением субъектов противоборства из общего числа участников.
Таким образом, конфликт представляет собой сложное взаимодействие между агрессивно настроенными оппонентами. Его развитие подчиняется определенным законам, знание которых может помочь участникам столкновения избежать возможных потерь и прийти к согласию мирным, конструктивным путем.
подскажите вопрос о конфликте?? ? 1 В чем состоит сущность циклического развития конфликта на конфликтной стадии?
Развитие конфликта от возникновения до решения следует подразделять на шесть этапов.
На этапе 1 «Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта» зарождается конфликт, выявляются мотивы конфликтующих сторон.
Этап 2 «Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт» позволяет вскрыть истинную причину возникновения конфликта.
На этапе 3 «Поиски возможных вариантов решения конфликта» конфликтующие стороны осуществляют поиск всевозможных вариантов реальных путей урегулирования конфликта, наиболее подходящих для возникшей ситуации.
Этап 4 «Разработка и выбор вариантов решения конфликта» направлен на выбор и разработку наиболее реальных вариантов урегулирования конфликта, приемлемых для обеих противоборствующих сторон.
На этапе 5 «Процесс урегулирования конфликта» происходит реализация разработанных вариантов урегулирования конфликта.
Этапом 6 «Завершение процесса урегулирования конфликта» заканчивается процесс урегулирования конфликта, противоборствующие стороны признают, что конфликт исчерпан, отношения между ними сохраняются.
С этапами связаны фазы конфликта, которые следует подразделять с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Наиболее точно динамику конфликта характеризуют следующие фазы конфликтной стадии:
1) начало конфликта,
2) развитие конфликта,
3) пик конфликта,
4) затухание конфликта,
5) прекращение конфликта,
6) урегулирование конфликта.
При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться После фазы «затухание конфликта» (первый цикл) или даже «пре крашение конфликта» (второй и третий циклы) может начаться фаза «развитие конфликта» с прохождением фаз пика, затухания, прекращения конфликта, затем может начаться следующий цикл и т. д. При этом с каждым циклом пик конфликта становится все выше, степень остроты и интенсивности увеличивается, а длительность фаз может расти и возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются и его становится все трудней урегулировать. Циклы повторяются до тех пор, пока конфликт не будет решен.
15.Динамика конфликта. Циклический конфликт.
1.Латентный
период (предконфликт) включает этапы:
Возникновение
объективной проблемной ситуации —
существует противоречие между субъектами,
но оно еще не осознано и нет конфликтных
действий.
Осознание
объективной проблемной ситуации —
восприятие реальности как проблемной
и понимание необходимости предпринять
какие-то действия.
Попытки
сторон разрешить объективную ситуацию
неконфликтными способами (убеждением, разъяснением,
просьбами, информированием).
Предконфликтная
ситуация — ситуация воспринимается как
наличие угрозы безопасности, общественным
интересам одной из сторон взаимодействия, что
провоцирует конфликтное поведение.
Важно
понять, что угроза воспринимается
не как потенциальная, а как непосредственная.
2.Открытый
период часто
называют собственно конфликтом. Он
включает следующие этапы:
Инцидент — первое
столкновение сторон. При значительной
диспропорции сил конфликт может
закончиться инцидентом.
Эскалация (от
лат. scala — лестница) — резкая
интенсификация борьбы оппонентов. Ее
признаки:
1)
сужение когнитивной сферы
в поведении и деятельности, переход к
более примитивным способам отражения.
2)
вытеснение адекватного восприятия
другого образом врага, акцентуация
отрицательных качеств (как реальных,
так и иллюзорных).
3)
рост эмоционального напряжения. Возникает
как реакция на рост угрозы возможного
ущерба; снижение управляемости
противоположной стороной; невозможность
реализовать свои интересы в желаемом
объеме в короткое время; сопротивление
оппонента.
4)
переход от аргументов к
претензиям и личным выпадам. Конфликт
начинается обычно с высказывания
достаточно разумных аргументов.
Но аргументы сопровождаются яркой
эмоциональной окраской. Оппонент, как
правило, реагирует не на аргумент,
а на окраску. Его ответ уже воспринимается
не как контраргумент, а как оскорбление,
угроза самооценке личности. Конфликт
смещается с рационального плана на
уровень эмоций.
5)
рост иерархического ранга нарушаемых
и защищаемых интересов и их
поляризация. Более интенсивное
действие затрагивает более важные
интересы другой стороны, в связи
с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как
процесс углубления противоречий. При
эскалации интересы конфликтующих как
бы разводятся на два противоположных
полюса.
6)
применение насилия. Как правило, агрессия
связана с какой-либо
внутренней компенсацией, возмещением
ущерба. Важно учитывать, что на
этом этапе значение имеет не только
реальная угроза, но иногда в
значительной степени больше — угроза
потенциальная.
7) потеря
первоначального предмета разногласий
8) расширение
границ конфликта (генерализация)
— переход к более глубоким
противоречиям, увеличение потенциальных
точек столкновения.
9)
может иметь место увеличение числа
участников.
3.Завершение
конфликта —
переход к поиску решения проблемы.
Основные
формы завершения конфликта — разрешение,
урегулирование, затухание, устранение
или перерастание в другой конфликт.
4.Послеконфликтный
период включает этапы — частичную
и полную нормализацию отношений
оппонентов.
Частичная
нормализация наступает в случае, когда
негативные эмоции полностью не
исчезли и сопровождается переживаниями,
осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента,
чувством вины за свои действия во время
конфликта.
Полная
нормализация отношений наступает при осознании
сторонами важности дальнейшего
конструктивного взаимодействия.
Динамика
конфликтов может быть различной в
зависимости от типа конфликта и его
участников.Существуют и другие зависимости
динамики конфликтов. Так в
экстремальных условиях конфликты развиваются значительно
быстрее и, следовательно, они гораздо
скоротечнее. Интересна
также зависимость длительности
конфликта и его результатов. Например,
в конфликтах по вертикали
руководитель обычно добивается своих
целей в случае их скоротечности. Чем
продолжительнее конфликт, тем больше
шансов у подчиненного. В
длительных конфликтах уменьшается
деловая и увеличивается эмоциональная
составляющая.
Динамика
частоты конфликтов зависит от
циклических изменений характера
совместной деятельности в течение года.
У
учащихся также существуют свои
колебания уровня конфликтности.
Он повышается в первом
семестре, что объясняется сложностью
адаптации к жесткому режиму учебы, и в
период экзаменов. Частота конфликтов увеличивается
приблизительно в 1.5 раза.
Структура, фазы и стадии развития конфликта — Студопедия
1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.
Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.
Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;
2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;
3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:
– отдельная личность;
– социальная группа;
– организация;
– государство.
Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;
4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.
Выделяют пять стадий развития конфликта.
Первую стадию называют скрытой. Конфликт всегда имеет причины, он не возникает на пустом месте, хотя наличие конфликтных интересов не всегда сразу осознается. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в непосредственные действия, направленные на изменение ситуации: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ожидает своего часа, затаив обиду.
Вторая стадия — это формирование конфликта. На этой стадии четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Аргументы высказываются противоположной стороне, аргументы противников критикуются. Используется также провокация, то есть действия, которые сориентированы на формирование выгодной одного стороне общественного мнения.
Третья стадия — инцидент. На данном этапе происходит некоторое событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, то грызть стороны решают вступить в открытую борьбу. Это событие может быть как значительным, так и незначительным, особенно в ситуации, когда оппоненты долгое время не проявляют чувств по касательству к противнику.
Четвертая стадия — активные действиясторон. Конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий — критической точки, а затем быстро хорошо на убыль.
Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что вторая проиграла. Любой конфликт имеет три исхода: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш — выигрыш», «проигрыш — проигрыш». Впрочем, такое представление исхода конфликта достаточно неточно. Например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и данное происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.
На первой фазе этого процесса возникает конфликтная ситуация, т. е. такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.
Другим элементом конфликтной ситуации является объект, который и вызывает ее к жизни. Чаще всего это происходит вследствие его неделимости вообще либо неделимости «по справедливости». В результате каждая из сторон конфликта, преследуя свои интересы, претендует на решающее или единоличное манипулирование им.
Инцидент — представляющий собой вторую фазу конфликта, может возникнуть целенаправленно или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств и быть как объективным, так и субъективным, основывающимся на недоразумении, т. е. существовать лишь в воображении сторон.
Субъективно возникающая конфликтная ситуация, или инцидент, может закончиться как сама по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов. Возникшая же объективно —должна заканчиваться путем устранения объекта, который обусловил ее появление. Причем объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликта, тогда как его развитие зависит прежде всего от субъективных обстоятельств, в том числе от личности участвующих.
Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза в свою очередь состоит из двух этапов — конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного этапа возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, сохраняется. Поэтому оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.
На четвертой фазе развития конфликта происходит его завершение. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта как вследствие ликвидации (самоликвидации), так и из-за потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Другой способ завершения такого конфликта—оставление объекта у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того» ни другого не происходит и противостояние затягивается, то начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.
на какой фазе проще всего урегулировать
Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречий между двумя сторонами. Ими могут выступать отдельные люди или группы лиц. Противоборство случается, когда сталкиваются интересы, каждый участник стремится доказать правоту своей точки зрения.
Проявление конфликтной ситуации
Стадии конфликтных ситуаций
Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.
Латентная стадия
Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:
- Проблемы с передачей информации, когда возникает недопонимание, или факты искажаются;
- Окружающая обстановка. Постоянное давление на человека при авторитарном стиле руководства, отсутствие возможности высказать собственное мнение, участие в работе без энтузиазма, отсутствие мотивации приводят к разного рода противоречиям;
- Особенности характера, мировоззрения. Конфликт возникает, если встречаются люди, имеющие разные ценности, взгляд на проблемы. Также провоцируют развитие недовольств некорректное общение, хамство, неуважение к окружающим.
Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.
Конфликт
Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.
Разногласия становятся очевидными для всех, в том числе окружающих. Активное проявление эмоций – главный признак стадии. Как будет развиваться конфликт, зависит от подготовленности сторон. Обычно на первое место становятся эмоции, поэтому логика, здравомыслие отступают на второй план. Одна из сторон пытается ограничить действия другой, лишить ее объекта, являющего элементом структуры конфликта. В ход идут оскорбления, призванные унизить, обидеть, вызвать на эмоции. Не исключается насилие, цель которого – причинить физическую боль.
Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.
Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер. Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий.
Напряженная стадия конфликта
Разрешение проблемы
Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:
- Сотрудничество;
- Компромисс;
- Насилие;
- Конфронтация;
- Избегание конфликта.
Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.
Постконфликтная стадия
Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.
Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию.
Мирное решение конфликта
Предотвращение конфликта
Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее.
Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.
Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.
Урегулирование конфликта
На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.
Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.
Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.
Агрессия в конфликте
Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.
Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.
Конфронтация и насилие применяются при превосходстве одного из участников. Он может иметь неограниченную власть или ресурсы. Сопротивляться ему не представляется возможным, так как аргументы и другая точка зрения его не интересуют. Цель – получить желаемое любым путем. Такие тактики должны применяться в крайних случаях, если результат слишком важен, и нет другого выхода, кроме как принудить соперника выполнять неудобные для него требования.
Причины возникновения конфликтов
Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:
- Личностные. Зависят от реакции человека на изменения, происходящие вокруг, способности общаться, вести диалог. Обычно конфликт склонны провоцировать эмоционально неустойчивые люди, не подготовленные к работе в коллективе. Когда не знают способов разрешения разногласий мирным путем, не могут расположить к себе, для них невозможно отражение эмоций собеседника;
- Социальные. Связаны с особенностями поведения, устоявшимися стандартами, принятыми нормами. Разногласия возникают при конфликте людей, принадлежащих к разным поколениям, несовместимости собеседников по характеру, темпераменту, следовании разным ценностям. Наличие лидера, который создает собственные задачи, противоречащие общим целям организации, может привести к негативным последствиям. Разлад в коллективе происходит даже при появлении нового сотрудника, если адаптация его затягивается;
- Объективные. Возникают, когда сталкиваются ценности людей, интересы. Проблемы могут быть реальными или выдуманными, существующими только в воображении. То есть человек предполагает наличие затруднения, накручивает себя на пустом месте, что бывает при отсутствии общения и нехватки информации;
- Организационные. Случаются в процессе профессиональной деятельности. Связаны с несоответствием сотрудника занимаемой должности, когда он не в состоянии справиться с обязанностями. Примером являются ситуации, провоцируемые руководителями, если они некорректно распределяют работу между подчиненными, не могут наладить между ними взаимосвязь, неправильно формируют задачи.
Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него. Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта.
лагоприятное завершение конфликтной ситуации
Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде. Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями.
Видео
Основные этапы конфликта — Студопедия
1. Предконфликтное состояние.
Характеризуется внешним спокойствием, но в его рамках появляются условия, способствующие началу столкновения интересов (скрытый конфликт, в голове и в душе вы чувствуете, что конфликт может произойти, но по каким-то причинам он пока не происходит; как толь есть к чему придраться, возникает конфликт).
2. Возникновение объективной конфликтной ситуации. (зарождение конфликта).
Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта.
В этот период предрасполагающие условия получают такое развитие, что намечается реальное столкновение.(проект не был интересен, по мнению одной из сторон, оказалось, что он в итоге не одобрен.)
3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия.
На этом этапе конфликтующие стороны начинают осознавать неизбежность столкновения интересов и выбирают вариант своего поведения в нем.
4. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
Возникновение повода, который способствовал первоначальному столкновению. Это могут быть неосторожно высказанное суждение, критическое замечание и т.п.
Развитие конфликтной ситуации на этом этапе изображено на рис. 6.
Один из участников взаимодействия, который осознал конфликтую ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения. Демарш — выступление, протест, требование или предостережение по какому-либо вопросу.- чаще дипломатическое выступление, например – отзыв дипломатического представителя.), направленным на нанесение ущерба «противнику».
Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия. (Может произойти смещение акцентов – большее значение имеет победа в конфликте, чем решение реальной проблемы.)
5. Развитие открытого конфликта или (Развертывание конфликтного взаимодействия и достижение апогея.)
На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.
Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта – (то, из-за чего произошел конфликт).
Признаками конфликта могут быть высказанное в резкой форме недовольство, оскорбление обоюдное или одностороннее в вербальной или физической форме, демонстрация агрессивного поведения, угрозы и т.д.
6. Разрешение конфликта или углубление конфликтной ситуации.
Этот этап предполагает несколько возможных вариантов развития:
— Разрешение конфликта (устранение причин – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях вызывают его).
Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решение суда и т.п.)
— «замораживание» конфликта, т.е. снижение напряженности до определенного уровня и гибкое управление развитием ситуации в последующем;
— угасание конфликта, когда в действие вступает народная мудрость («время лечит», «утро вечера мудренее»), которая предполагает, что с течением времени напряженность в конфликте спадет сама собой.
При определенных условиях возможно и углубление конфликтной ситуации.
К таким условиям можно отнести:
— неумелые действия руководителя;
— бескомпромиссность одной из конфликтующих сторон;
— обострение причин, лежащих в основе конфликта;
— целенаправленное обострение взаимоотношений оппонентов так называемыми подстрекателями (накручивают) и др.
Некоторые исследователи выделяют еще один этап.
7. Послеконфликтный период.
Его особенность заключается в том, что он во многом зависит от содержательной стороны разрешения конфликта (разрешен ли конфликт, каким образом или угас или «заморозился»).
Этот период характеризуется, как правило, изменениями во взаимоотношениях оппонентов и членов коллектива; сменой настроения и морально-психологическтго климата в целом, изменениями в профессиональной деятельности.
Этапы конфликта связаны с фазами конфликта, которые отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основные фазы конфликта.
1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.
Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д.
При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.
Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению в таблице.
Соотношение фаз и этапов конфликта.
Фаза конфликта | Этап конфликта | Возможности разрешения конфликта (%) |
Начальная фаза | Возникновение и развитие конфликтной ситуации; Осознание конфликтной ситуации (2,3) | 92% |
Фаза подъема | Начало открытого конфликтного взаимодействия (4) | 46% |
Пик конфликта | Развитие открытого конфликта (5) | Менее 5% |
Фаза спада | Разрешение, замораживание, угасание конфликта (6) | Около 20% |
Конфликтология. Шпаргалка. 19. Стадии и фазы развития конфликта (Н. Н. Шаш, 2009)
19. Стадии и фазы развития конфликта
В процессе развития конфликта выделяют пять стадий. При этом далеко не каждый конфликт разворачивается по всем стадиям, каждая из которых имеет разную продолжительность и различный характер протекания.
Основными стадиями конфликта являются следующие, такие как:
1) предконфликтная ситуация;
2) инцидент;
3) эскалация;
4) кульминация;
5) завершение конфликта;
6) постконфликтная ситуация.
1. Предконфликтная ситуация – это соотношение интересов перед возникновением конфликта. Часто такое положение дел может быть внешне достаточно гладким, и тогда вспышка конфликта кажется внезапной, спровоцированной внешним толчком. Однако уже здесь имеются реальные предпосылки для конфликта. Эта стадия характеризуется сильной эмоционально-психологической напряженностью, носит латентный характер и не приводит к открытым столкновениям.
2. Инцидент является стимулом для развязывания конфликта, толчком, превращающим проблемную ситуацию в конфликт. Однако встречаются случаи, когда, начавшись с инцидента, весь конфликт этим и ограничивается. Первое столкновение противоборствующих сторон может привести к тому, что уже в ходе инцидента участникам конфликта удастся разрешить или существенно сгладить сложившиеся между ними противоречия. В других случаях первое столкновение оказывается последним, потому что одна из сторон (или обе сразу) принимает решение избегать общения и предпочитает больше не встречаться.
3. Фаза эскалации конфликта означает его поступательное развитие, т. е. движение вверх по ступенькам. Этот этап характеризуется определенной последовательностью конфликтных действий той и другой стороны.
Эскалация представляет собой:
1) непрерывную цепь событий, характеризующихся все возрастающими эмоционально-психической напряженностью, силой и интенсивностью конфликтных действий;
2) волнообразное движение, при котором конфликтное напряжение то увеличивается, то уменьшается:
3) крутую линию, резко поднимающуюся вверх, характеризующуюся повышенной агрессивностью действий;
4) вялотекущую последовательность событий, которая медленно развивается и может долго держаться в пределах одного и того же уровня (затяжной или хронический конфликт). При вялотекущей эскалации конфликт может закончиться сам собой, медленно изжить сам себя.
4. Фаза кульминации наступает в случае, если в ходе эскалации одной или обеим конфликтующим сторонам был причинен видимый урон, т. к. кульминация является высшей точкой развития (эскалации) конфликта. Проявлением кульминации становится яркий эпизод конфликтной борьбы, выражающийся в резких действиях одной стороны (или обеих сразу). Переход конфликта в фазу кульминации (кризиса) может стать серьезным стимулом для поиска альтернативных путей или методов разрешения конфликта.
5. Иногда развитие конфликта достигает завершающей фазы, вследствие того, что оппоненты устают от конфликтного взаимодействия, адаптируются к совместному существованию в рамках социальной системы. Но в большинстве случаев завершение конфликта происходит благодаря использованию специальных методов и технологий разрешения конфликта.
6. Постконфликтная фаза. Любой конфликт сопровождается негативными последствиями. После разрешения конфликта возникает его последействие, которое может носить как положительный (конструктивный), так и крайне негативный (разрушительный) характер. В первом случае происходит существенное улучшение отношений оппонентов, решаются важные проблемы, а во втором наблюдается отрицательное влияние конфликта на дальнейшее взаимодействие сторон, принимающих в нем участие.
Каковы различные стадии конфликта?
Конфликт состоит из пяти стадий. Это скрытый конфликт, предполагаемый конфликт, ощущаемый конфликт, явный конфликт и его последствия.
(i) Скрытый конфликт: Первая стадия конфликта — это скрытый конфликт, в котором существуют факторы, которые могут стать причиной потенциального конфликта. Это сухость для автономии, расхождения целей, ролевых конфликтов и конкуренции за ограниченные ресурсы.
(ii) Воспринимаемый конфликт: Иногда конфликт возникает, даже если скрытого конфликта нет.На этом этапе одна сторона считала, что другие могут помешать или расстроить его или ее цели. Случай, когда конфликт воспринимается, когда не возникает скрытого конфликта, используется как результат неправильного понимания сторонами истинной позиции друг друга. Такой конфликт можно разрешить, улучшив общение между группами.
(iii) Ощущаемый конфликт: Ощущаемый конфликт — это стадия, когда конфликт не только воспринимается, но и фактически ощущается и познается. Например, А может знать, что он серьезно спорит с В по поводу какой-то политики.Но этого может и не получиться. Напряженный или тревожный, и он может не иметь никакого эффекта на привязанность А к Б. Персонализация конфликта — это механизм, который заставляет многих людей беспокоиться о дисфункциях конфликта. Другими словами, это заставляет их почувствовать конфликт. Есть две причины персонализации конфликта:
(i) непоследовательные требования к эффективной организации и индивидуальному росту, которые вызываются внутри человека. Беспокойство также может быть результатом кризиса или давления вне организации.Людям необходимо избавиться от этих тревог, чтобы поддерживать равновесие.
(ii) Конфликт становится личностным, когда в отношения вовлечена вся личность человека. Чаще всего враждебные чувства возникают в интимных отношениях, характерных для различных учреждений и интернатов.
(iv) Явный конфликт: Явный конфликт — это стадия, когда две стороны участвуют в поведении, которое вызывает реакцию друг у друга. Наиболее очевидными из этих реакций являются открытая агрессия, апатия, саботаж, замкнутость и полное подчинение правилам.За исключением тюремных бунтов, политических революций и крайних волнений среди рабочих, насилие как форма явного конфликта встречается редко. Мотивы к насилию могут остаться, они, как правило, выражаются в менее насильственных формах.
(v) Последствия конфликта: Последствия конфликта могут иметь положительные или отрицательные последствия для организации в зависимости от способа разрешения конфликта. Если конфликт действительно разрешен к удовлетворению всех участников, может быть заложена основа для более тесных отношений сотрудничества или участники в своем стремлении к более упорядоченным отношениям могут сосредоточиться на скрытых конфликтах, которые ранее не воспринимались и не разрешались.С другой стороны, если конфликт просто подавляется, но не разрешается, скрытые условия конфликта могут усугубиться и взорваться в более серьезном состоянии, пока они не будут устранены. Этот эпизод конфликта называется последствиями конфликта.
«Статья написана на основе статьи Луи Р. Понди в 1967 году»
Эта статья написана К.Дж. Сингхом, выпускником MBA престижной бизнес-школы в Индии.
Статья опубликована: 12 сентября 2012 г.
,
Восемь стадий конфликта | Small Business
Дома или в офисе конфликт неизбежен, даже между группой людей, которые обычно ладят и действуют как одна команда. Как владелец малого бизнеса, важно понимать восемь стадий конфликта, чтобы помочь сотрудникам решать проблемы наиболее эффективным для бизнеса и клиентов образом.
Нет конфликта
Отсутствие конфликта идеально для организации, но вряд ли продлится долго.В условиях меняющейся рабочей среды, наполненной разнообразной группой сотрудников, вполне вероятно, что в какой-то момент возникнет конфликт, когда сотрудники будут работать над выполнением задач и проектов.
Скрытый конфликт
У людей разные идеи, ценности, личности и потребности, что может создавать ситуации, когда другие не соглашаются с их мыслями или действиями. Само по себе это не проблема, если только не произойдет событие, которое выявит эти различия.
Возникновение
На стадии возникновения конфликт начинает возникать, поскольку вовлеченные стороны признают, что у них разные идеи и мнения по данной теме.Различия вызывают разлад и напряжение.
Эскалация
Если стороны, вовлеченные в конфликт, не могут прийти к разрешению, конфликт может обостриться. Когда конфликт обостряется, он может вовлечь в ситуацию больше людей, усиливая уже существующую напряженность. Луи Крисберг, директор-основатель Программы анализа и разрешения конфликтов, описывает стадию эскалации как интенсивную и отмечает, что на этой стадии люди выбирают сторону и рассматривают своих оппонентов как врагов.
Пат
Пат — самая напряженная стадия и возникает в результате эскалации конфликта. На стадии тупика конфликт вышел из-под контроля до точки, когда ни одна из сторон не в состоянии «победить». К этому моменту участники не желают отступать от своей позиции, и каждая сторона настаивает на своей верности в конечном итоге. Даже в ситуации, когда член одной стороны чувствует, что позиция другой стороны может иметь достоинства, есть нежелание признать это из-за необходимости защитить интересы и, как описывает это Крисберг, сохранить лицо.
Деэскалация
Даже самые острые конфликты в какой-то момент утихают, когда один или несколько участников конфликта понимают, что они вряд ли придут к выводу, если продолжат свое нежелание смотреть на конфликт со всех сторон. На этом этапе стороны начинают переговоры и обдумывают решение.
Мировое соглашение или разрешение
После получения ответа от всех сторон, вовлеченных в конфликт, участники иногда могут предложить решение проблемы, с которой они сталкиваются.Как владельцу бизнеса вам, возможно, придется работать с вовлеченными сторонами, чтобы урегулировать конфликт мирным путем, переключив внимание на то, что действительно важно.
Построение мира и примирение
Если стороны достигают решения, необходимо восстановить отношения, которые могли быть нарушены во время эскалации конфликта. Скорее всего, в разгар конфликта участники использовали резкие слова.
.
Стадии конфликта — VIACONFLICT
Большинство конфликтов разрешаются быстро. Однако некоторые конфликты обостряются и принимают все большее участие в жизни вовлеченных сторон. Чтобы лучше понять, как конфликты могут меняться с течением времени, полезно рассматривать развитие конфликта как серию этапов, каждая из которых отмечена определенными характеристиками конфликта и обстоятельствами, окружающими конфликт.
Этапы конфликта
Кристофер Мур в своей работе выделяет три стадии конфликта Процесс посредничества . 1 Каждый этап характеризуется осведомленностью вовлеченных сторон и их участием в конфликте, способами разрешения конфликта и степенью эскалации конфликта.
Скрытый конфликт : Эта стадия конфликта отмечена скрытыми напряжениями, испытываемыми одной или обеими сторонами, которые не переросли в определенный спор. В латентных конфликтах возникают противоречия, возникающие из-за проблемы, которая не полностью определена и известна некоторым, но не всем, людям, которые будут затронуты проблемой и будут участвовать в споре.Например, Вудсток, штат Вермонт, — это город со строгими правилами зонирования, которые решительно поддерживаются горожанами. Если компания по недвижимости начнет лоббировать в городской комиссии по планированию строительство нового центра города, которое потребует определенных исключений из постановлений о планировании, это вызовет скрытый конфликт. В этом примере проблема известна некоторым людям, которые будут участвовать в споре, но полное определение проблемы и идентификация всех сторон отсутствуют.
Возникающий конфликт : На этой стадии конфликта большинство, если не все, спорных вопросов были определены, и стороны были идентифицированы и осведомлены о споре. Несмотря на определение спора, конфликты на начальном этапе не имеют четкого процесса разрешения и, как следствие, могут продолжать обостряться. Примером возникающего конфликта является бюджетный спор, возникший между финансовым и операционным отделами организации.В этом примере проблема определена, и люди, затронутые проблемой, были идентифицированы, но процедура решения проблемы не установлена.
Конфликт манифеста : Когда возникающий конфликт не разрешен эффективно, конфликт становится очевидным. Этот этап отмечен затяжным спором, в котором обе стороны используют спорную тактику. Стороны могли попытаться разрешить свой спор и зашли в тупик, или стороны, возможно, никогда не пытались разрешить спор вообще.Примером явного конфликта являются беспорядки в Северной Ирландии, которые длились тридцать лет, поскольку две основные общины в Северной Ирландии оспаривали конституционный статус острова, среди прочего. Неприятности были отмечены как частым насилием (спорная тактика), так и тупиковыми переговорами на протяжении тридцатилетнего периода.
Уильям Ури использует аналогичную трехэтапную модель для определения стадий развития конфликта в The Third Side . 2 Стадии Ури включают в себя: скрытое напряжение, открытый конфликт и борьбу за власть.Разница между работами Ури и Мура заключается в том, что Ури классифицирует конфликты, не способные вызвать широкомасштабные разрушения, как открытый конфликт, в то время как определение явного конфликта Мура (параллель между двумя моделями) охватывает конфликты, которые включают, но не ограничиваются, деструктивные , насильственная тактика.
Работы по ссылке
- Кристофер Мур. Посреднический процесс: практические стратегии разрешения конфликта . (Издательство Jossey-Bass, 2003)
- Уильям Юри. Третья сторона: почему мы сражаемся и как остановить . (Книги Пингвинов, 2000)
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные
.
«Шесть стадий объяснения конфликта»
В 1960-х годах психолог Лоуренс Колберг (1927–1987) перечислил шесть стадий морального развития, которые разбиты на три основных стадии: доконвенциональный, условный и пост-условный. Кольберг говорит, что эти этапы нельзя перепрыгивать, их нужно проходить по порядку. И они универсальны, они применимы независимо от того, в какой культуре вы находитесь.
Немного подумав, мы можем связать их с конфликтами и их разрешением. Стадии Кольберга не только рассказывают нам о моральных рассуждениях человека, но и говорят нам, в какой конфликт он попадает и как мы можем помочь им с ним справиться.
Доконвенционные конфликты
В «доконвенциональном» моральном рассуждении человек думает о моральной проблеме с точки зрения вознаграждения и наказания (первый этап) или потерь и выгод (второй этап). Примером первой стадии может быть ситуация, когда человек считает, что убивать неправильно, потому что он попадет в тюрьму. Или, если их спросить, почему они должны усердно работать на своей работе, они ответят: «Потому что мой работодатель будет доволен мной, если я буду работать».
На втором этапе человек видит других только с точки зрения того, что они могут от них получить.Примером этого может быть, когда кто-то попал в беду, человек с моральным рассуждением на втором уровне мотивирован не желанием помочь, а скорее желанием принести пользу от помощи. Например, если они помогают этому человеку, они рассматривают это как возможность «обменять» услугу в будущем для своей выгоды.
Кольберг сказал, что досужие моральные рассуждения чаще всего встречаются у детей. Мы можем видеть, как конфликты до условного обозначения разыгрываются у детей каждый день.Дети спорят о буквальном толковании правил своих родителей. Они отказываются играть друг с другом, пока не будет сыграно их игра . Это то, что я называю «доконвенциональными конфликтами».
Наш мир полон досужих конфликтов между взрослыми. Суды и Интернет изобилуют людьми, патологически приверженными правилам , правилам , как они их видят. Как известно любому взрослому, бесполезно призывать маленьких детей «повзрослеть» или пытаться разрешить конфликт между ними, говоря, что они должны стать более зрелыми.Сначала нужно начать там, где они есть. Как профессионалу в разрешении конфликтов, попытки заставить две стороны прийти к соглашению, используя более высокие моральные принципы, будут бесполезны. Применение традиционной конфликтной терминологии к доконвенциональному конфликту будет похоже на просьбу людей прочитать, прежде чем они смогут написать алфавит.
Обычные конфликты
При «обычном» моральном рассуждении человек осознает социальные роли (третий этап) и важность стабильного стабильного общества (четвертый этап).Ожидания от них других людей очень важны для человека на третьем уровне. Примером третьего уровня может быть помощь нуждающемуся, потому что люди думают, что именно так мы должны вести себя в той роли, которая у нас есть (друг, член семьи и т. Д.). Нам известно об отношении и , и это говорит нам, что мы должны делать. Обычно вы слышите выступление на третьем уровне, когда кто-то говорит: «Я должен был это сделать, это то, что делает семья», или «это неприемлемо для меня как американца (или другой национальности)».
На четвертой ступени наш фокус выходит за рамки той роли, в которой мы находимся, и движется к нашему пониманию мира в целом. Здесь важны фиксированные правила и социальный порядок. Пример морального рассуждения четвертого уровня: кто-то сказал, что он должен помогать, «потому что каким был бы мир, если бы никто не помогал друг другу?» Религиозные и политические фундаменталисты часто мыслят в соответствии с четвертой стадией, потому что они хотят сохранить мир определенным образом и наказать тех, кто видит его иначе.
Кольберг сказал, что общепринятые моральные рассуждения чаще всего встречаются у подростков и молодых людей.Опять же, мы можем видеть множество случаев обычных конфликтов вокруг нас. Люди справа решают, что любой, кто не согласен с ними, «непатриотичен», люди слева отталкивают всех, кто не верит в последний политкорректный жаргон. Это обычные конфликты. Как и в случае с доконвенциональными конфликтами, нет смысла пытаться подходить к ним с более «развитой» или «зрелой» точки зрения. Эти конфликты носят межплеменной и территориальный характер, и их сторонам в значительной степени нужно бороться с собой.Когда им это надоест, они поднимутся. А пока….
Постконвенциональные конфликты
В пост-конвенциональном моральном рассуждении мы переходим к признанию того, что у людей есть индивидуальные предпочтения, отличные от наших, их следует уважать и защищать (пятый уровень). Помимо этого (шестой этап) они исследуют, из каких абстрактных и объединяющих принципов должны исходить любые правила. Примером морального рассуждения на пятой ступени может быть ситуация, когда человек решает помочь кому-то другому, потому что признает ценность этого человека независимо от его мнения или взглядов на мир.Человек пятого уровня поможет им, возможно, даже если они не согласны с тем, чего хочет человек.
Пример морального рассуждения на шестой ступени приходит, когда человек глубоко задумывается о том, из каких фундаментальных принципов должно исходить любое правило. Колберг предположил, что стадия 6 встречается редко и ее трудно проверить. Пятая и шестая стадии встречаются у некоторых взрослых. (Он также размышлял о возможной стадии Седьмой, на которой человек объединяет духовность, мораль и космическое видение слова, но он сказал, что это невозможно проверить).
Но как могут быть постконвенциональные конфликты? Неужто «развитые», осознающие себя, психологически интегрированные и космически настроенные люди не попадают в конфликты? Я знаю, что существует целая армия людей, которые считают, что конфликт — это какой-то недостаток, но вполне возможно находиться на продвинутой когнитивной стадии развития и находиться в конфликте. Ярким примером являются ожесточенные споры между группами по поводу объема прав человека — постконвенциональные конфликты (пятый этап). См., Например, различия в Квебеке относительно «разумного приспособления» религиозных убеждений.
А шестой этап? В настоящее время мы являемся свидетелями ожесточенных дебатов о месте «конфиденциальности» в мире цифрового отслеживания и месте «безопасности» в мире, который утверждает, что уважает фундаментальные свободы. Эти столкновения связаны не только с конкурирующими правами (свобода против защиты, пятый этап), они также основаны на принципиально разных картинах того, что необходимо человеку для процветания (хотя большинство людей в этих конфликтах думают об этом иначе. ). Чтобы оказаться в эпицентре пост-конвенционального конфликта шестой ступени, просто войдите в систему и подумайте.
Заключение
Кольберг дает нам образец. Его работа помогает нам понять не вид конфликтных людей (власть, информация, признание и т. Д.), А на каком уровне находится конфликт. Знание этого поможет вам разработать стратегии, соответствующие уровню. Незнание этого приведет к разочарованию в попытках заставить людей быть «на вашем уровне».
,