Связь человека с обществом: Взаимосвязь человека и общества — Студопедия.Нет

Содержание

Связь между человеком и обществом

Просмотров: 2263

Человек является своего рода сверхплотным атомом, живущим в системе социальной реальности. Он является концентрацией активного творческого начала в этой системе. Через мириады видимых и невидимых импульсов плод творческой мысли людей в прошлом продолжает питать его и, через него, современную культуру. Иногда связь между человеком и обществом интерпретируется таким образом, что все происходящее вокруг человека, зависит от общества, в котором он находится. Но это в корне неправильный подход.

Общество, конечно, существуют вне индивида, как своего рода социальная среда в виде исторически сложившейся системы отношений с богатой материальной и духовной культурой, которая не зависит от его воли и сознания. Человек находится в этой среде всю свою жизнь. Но общество также существует в самом человеке, и не могло бы существовать без реальной деятельности его членов.

В истории само по себе ничего не происходит. Общество не обладает богатством независимо. Вся мировая история не что иное, как повседневная деятельность индивидов, преследующих свои цели. Здесь речь идет не о действиях тех лиц, которые изолированы и заинтересованными только с собой, а о действиях масс, исторических личностей и народов.

Личность, развивающаяся в рамках социальной системы, имеет и определенную зависимость от всей системы социальных стандартов и автономии, что является абсолютно необходимым условием для жизни и развития системы. Мера этой личной автономии исторически обусловлена и зависит от характера самой социальной системы.

Исключительная жесткость в социальной системе (фашизм, например) делает невозможными или чрезвычайно трудными отдельные инновации в виде творческой деятельности в различных сферах жизни, и неизбежно ведет к стагнации.

Отношения между человеком и обществом в истории

История человечества подобна великой реке, несущей свои воды в океан прошлого. Характер взаимоотношений человека и общества существенно изменился в соответствии с потоком исторического времени.

В далеком прошлом, отношения между человеком и примитивной ордой было одно. Все решала грубая сила, и инстинкты были лишь слегка под контролем, хотя и тогда были проблески моральных норм сотрудничества, без которых выживание, не говоря уже о развитии, было бы невозможно. В племенных условиях люди были тесно связаны узами крови. В то время не было никаких государственных или правовых отношений. Законодателем считалось племя или род. В орде и в племенном обществе были лидеры, проявившие себя за счет находчивости, ума, ловкости, силы воли и т.п. Функции труда были разделены на основании возраста и пола, как формы социальной и иной деятельности.

С развитием социума постоянно происходит усиливающаяся дифференциация социальных функций. Люди приобретают личные имена, личные права и обязанности и постоянно растущую меру личной ответственности.

Человек постепенно становится личностью, создаётся, регулируемая обществом семейная связь, и отношения человека с обществом приобретают все более сложный характер.

Все написанное выше, является сугубо личным мнением автора сайта, если уважаемый читатель имеет свою точку зрения, оставляйте свой комментарий!

Взаимодействие человека и общества

Просмотров: 12679

Проблема личности человека не может быть решена с научной точки зрения без четкого представления о взаимоотношениях между человеком и обществом. Это отчетливо можно видеть на первичной ячейке общества – семье. В семье индивид отказывается от некоторых из его специфических особенностей, чтобы стать членом целого. Семейная жизнь связана с разделением труда в зависимости от пола и возраста, взаимопомощью в повседневной жизни, интимной жизнью мужа и жены, воспитанием детей, а также с различными моральными, правовыми и психологическими отношениями. Семья является важнейшим инструментом для развития личности. Именно здесь ребенок впервые начинает участвовать в общественной жизни, приобретает свой образ мыслей и определенные ценностные ориентации. Взаимодействие человека и общества начинается через семью, которая несет основную ответственность перед обществом.

Первая обязанность семьи, быть социальной группой по отношению к обществу и человечеству. Именно через эту решающую группу ребенок становится старше и входит в общество. Влияние одного человека на другого, как правило, крайне ограничено, поэтому коллективность в целом является основной образовательной силой. Здесь очень важны психологические. Крайне важно, чтобы человек чувствовал себя частью группы по собственному желанию, и чтобы группа могла добровольно принять его, как личность.

Каждый выполняет определенные функции в группе. Возьмем, к примеру, производственный коллектив, где люди соединяются вместе различными интересами, обмениваются определенными политическими, моральными, эстетическими, научными и другими ценностями. Группа формирует общественное мнение, она обостряет и полирует ум, формируя характер и волю. Через группу человек поднимается до уровня личности, сознательного субъекта исторического творчества. Группа является первым формирователем личности, а сама группа формируется обществом.

Примеры взаимодействия человека и общества

Интеллектуальной макияж человека несет явный отпечаток жизни общества в целом. Вся его практическая деятельность является отдельными выражениями исторически сложившейся общественной практики человечества. Орудия, используемые человеком, имеют в своей форме функцию, выработанную обществом, которое предопределяет способы их использования. При решении любого задания, все мы должны принимать во внимание то, что уже достигнуто перед нами.

Способы взаимодействия общества и людей, а так же сложность социального содержания личности обусловлены разнообразием его связи с общественным целым и степенью, в которой основные формы взаимодействия человека и общества ассимилируют и преломляют его сознание и деятельность. Именно поэтому уровень индивидуального развития является показателем уровня развития общества, и наоборот. Но человек не растворяется в обществе. Он сохраняет свою уникальную и независимую индивидуальность и делает свой вклад в социальное целое, так же, как и само общество формирует людей.

Человек проходит звеном в цепи поколений и его дела регулируются не только им самим, но и социальными стандартами, с помощью коллективного разума. Истинным знаком человеческой индивидуальности является степень, в которой то или иное лицо в определенных конкретных исторических условиях поглотило сущность общества.

Рассмотрим, например, исторический факт. Кем бы был Наполеон Бонапарт, если бы не было французской революции? Трудно или даже невозможно ответить на этот вопрос. Но одно совершенно ясно, что он никогда бы не стал великим генералом и, конечно, императором. Сам, хорошо осознавая это, в свои преклонные годы, он сказал: « Мой сын не может заменить меня. Я сам не мог бы заменить себя. Я есть, порождение обстоятельств». Уже давно признано, что великие эпохи рождают великих людей. Трибуны народа были подняты на волне событий французской революции. Молодые, иногда даже юные таланты, которые ничем не отличались среди людей, были подняты на высоту революционной, боевой и организационной деятельности в годы Великой Октябрьской социалистической революции.

Ключ к тайнам человеческой природы можно найти в обществе. Общество состоит из общественных отношений, и каждый человек является индивидуальным воплощением этих отношений, продуктом не только существующей социальной системы, но и всей мировой истории. Человек поглощает то, что накоплено веками и традициями прошлого и его личность является концентрацией различных слоев культуры и зависит не только от современных средств массовой информации, но и опыта всех времен и каждой нации.

Личность в обществе — это живая память истории, в центре внимания всего богатства знаний, умений, навыков и мудрости, которые были накоплены на протяжении веков.

Приглашаю к дискутированию в комментариях!

Если Вам понравилась статья или оказалась полезной, пожалуйста, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях:

Эссе на тему: Связь человека с обществом

Тему связи человека с обществом прекрасно сформулировал американский философ Джордж Сантаяна: «Общество – как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни». В данном высказывании раскрывается вся суть темы: человек как личность не может существовать без общества, однако, в то же время, одним лишь обществом не измеряется его жизнедеятельность.

Я согласен с данным утверждением: ведь человеческая личность без общества неизбежно перестаёт развиваться и начинает деградировать. Именно связь человека с обществом, по моему убеждению, способствует процессу становления человеческой личности, и важнейшие качества личности формируются именно благодаря этой незримой связи. А недостаточно его бывает потому, что нет предела саморазвитию.

Теоретическое обоснование данного понятия следующее. Общество является обособленной от природы, но тесно с ней связанной частью материального мира. Она включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Это все окружающие человека в его жизнедеятельности люди. В процессе общения и непрерывного взаимодействия с ними он получает информацию, развивается, совершенствует качества своей личности.


Хорошим примером из классической литературы является написанный по реальным событиям роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». На необитаемом острове моряк на годы остался без связей с обществом. Несмотря на большое мужество и все старания приспособиться к изолированным условиям жизни, как личность он остановился в развитии и начал скатываться к деградации. Общество попугая и коз никак не могло заменить ему человеческого общества. И даже появление дикаря Пятницы не особенно помогло (это, кстати, придуманный писателем персонаж: в реальной истории его не было).


В качестве примера из истории, иллюстрирующего тесную связь человека с окружающим его обществом, можно вспомнить киевского князя Святослава Игоревича. Оставшись в раннем детстве без отца, он вырос в дружине, среди воинов, и его наставниками были воевода Свенельд и дядя – варяжский хёвдинг Асмольд. Святослав впитал все понятия и ценности этого общества, и под его влиянием сформировался как личность. Когда мать, которую он очень уважал и во многом слушал, уговаривала князя принять христианство, Святослав отказался: дружина не одобрит этого шага.

Подводя итог, хотелось бы вернуться к высказыванию Сантаяны. Значимость общества для формирования личности человека трудно переоценить. Саморазвитие и самосовершенствование немыслимо без его связи с обществом. Вместе с тем, у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности; каждый в чём-то уникален, и для продолжения саморазвития одних лишь общественных связей ему может быть недостаточно.

Взаимосвязь личности и общества. — Студопедия

Соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности, а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как целое и часть. Личность и общество имеют различия. Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество – совокупность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятельности, интересами, способом организации жизни и т. д. Личность имеет носитель сознания – мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность есть единство физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество является носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер.

Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физически конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия характеризуют относительную самостоятельность личности и общества.



К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести:

Во-первых, определяющее воздействие социальной среды на формирование личности, опосредованное внутренним психическим миром человека.

Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности.

В-третьих, становление и развитие общественных отношений происходит в процессе и на основе человеческой деятельности.

В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми.

В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни.

Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от родового коллектива, от племени, а также от природы. Это сдерживало процесс индивидуального развития и социализацию личности. Рабовладельческие общества сопровождались активными процессами общественного разделения труда. Возникла дифференциация интересов людей и их ценностных ориентаций. Но личная зависимость от рабовладельцев не позволяла активно развивать процесс осмысления своего «Я» ни рабам, ни рабовладельцам, ни свободным бедным гражданам.


Средневековье определяло взаимосвязь личности и общества сельскохозяйственной и ремесленной общиной, феодальной собственностью и религией. Смысл жизни связывался с стремлением к Богу, избавлением от греховности. Социальная активность личности была невысокой. Часто она подавлялась религией, если противоречила символам и догматике религии. Возрождение провозгласило антропоцентризм и гуманизм как главные принципы взаимодействия личности и общества, но вскоре обнаружилась их утопичность, невозможность осуществления на практике.

Новое время утвердило свободу личности: экономическую, социальную, политическую и духовную. Человек получил широкие возможности для проявления своих возможностей и способностей в обществе. Но социализация личности и ее творческая деятельность стали во многом определяться частнособственническими, индивидуально-эгоистическими интересами, стремлением к наживе, политическим и нравственным лицемерием, бюрократизмом. Современное общество стремится к утверждению соответствующего человеческому в человеке статусу личности. Большое внимание уделяется провозглашению прав и свобод личности, гарантиям их реализации на практике. Меньше обсуждаются вопросы об обязанностях и ответственности личности перед собой, природой и обществом. Требует существенного совершенствования нравственная и правовая регуляция взаимодействия личности и общества, личности и государства, межличностное общение и поведение.

Обобщая изложенное, можно сказать, что в каждую историческую эпоху существовала особая совокупность условий, которая определяла социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом. Исторически сложились три основных типа взаимоотношений человека и общества:

1. Отношения личной зависимости (характерны для всех докапиталистических обществ).

2. Отношения вещной зависимости и личной независимости. Они возникают с образованием капиталистического общества.

3. Отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в современном обществе.

Таким образом, имея типовую физиологическую и социальную организацию, человек осуществляет в обществе свою жизнедеятельность преимущественно на основе сознания. Типовая характеристика личности дополняется признаками различий между людьми. Совокупность характеристик личности выражают ее индивидуальность. Люди имеют общие признаки, которые позволяют отличать их от животных. Но каждый человек неповторим, уникален в своей индивидуальности. При этом история человечества предстает как процесс становления свободы человека и осмысления им смысла жизни, как процесс все большего развития сущностных сил личности.

Социальные отношения — виды, система, развитие отношений, видео

Каждый день люди, находясь дома, направляясь на работу или просто прогуливаясь по улице, вступают в социальные отношения, часто сами того не подозревая. Но даже приветствие, небольшой разговор с соседом, другом или коллегой уже являются общественными контактами и способствуют развитию социума. Социальными (общественными) отношениями называется взаимодействия между отдельными людьми, социальными группами и государством, возникающих в результате особенности рода деятельности, интересов, целей членов общества.

Развитие общественных отношений

общественные социальные отношенияЧеловек в ходе своей деятельности вступает регулярно в разнообразные отношения с другими людьми. Любое взаимодействие неизбежно принимает общественный характер, происходит развитие социальных отношений. Деятельность людей, взаимодействие между ними направлены на создание необходимых условий для функционирования общества. На основе постоянных контактов людей между ними формируются социальные связи, которые впоследствии объединяют их в социальные сообщества. Проще говоря, социальная связь возникает между двумя или более людьми, когда они увлечены достижением одной общей цели.

Социальные контакты являются предвестниками социальных связей и социальных отношений. Они характеризуются отсутствием глубинной привязанности между участниками отношений. К социальным контактам можно отнести ежедневное приветствие малознакомого соседа по дому или общение с пассажиром в общественном транспорте. Эти действия продиктованы необходимостью или элементарной вежливостью. Когда социальный контакт вызывает взаимную симпатию, заинтересованность, стороны чувствуют постоянную потребность в нем, возникает связь и социальные отношения.

Основным двигателем и связующим звеном развития общественных отношений является общение, поэтому для создания самых простых связей необходимо как минимум 2 человека.

Социальные отношения бывают позитивными и негативными. К позитивным относят связи приносящие людям полное или частичное удовлетворение их потребностей. Это дружба, взаимная любовь, брак, семейные отношения. То есть отношения на полном доверии и взаимопомощи.

К негативным социальным отношениям относят связи между людьми основанные на унижении достоинства, идолопоклонстве, нанесении ущерба здоровью.

Виды социальных отношений

формы социальных отношенийОсновным признаком социальных отношений является установившаяся связь между человеком и его окружением. Это могут быть отношения с коллегами по работе, общение с семьей, друзьями.

Социальные отношения бывают:

  1. Субъективными. К таким взаимодействиям относят связи (этнические, моральные, международные) между личностями в социуме и между социальными группами.
  2. Объективными. Это связь между членами семьи, членами религиозных конфессий, политических групп.
  3. Модальными. Это связи, основанные на эмоциях человека. В данную группу входят такие взаимоотношения как соперничество или партнерство.
  4. Формальными. Эти социальные отношения в обществе делятся на официальные и неофициальные. Характерны для начальников и подчиненных в рабочей и нерабочей обстановке.

Подобное разделение на разновидности социальных взаимоотношений существует условно. Чаще всего у одного человека существует одновременно несколько общественных связей.

Помимо этого, социологи выделяют следующие типы взаимодействий между членами общества:

  1. Отношения. Взаимосвязь между членами общества, которая осуществляется на основе законов, принятых в обществе.
  2. Контакты. Обычные отношения между людьми (самые элементарные).
  3. Взаимодействия. Осмысленные, регулярные действия субъектов социальных связей, направленные друг на друга и преследующие конкретную цель.

Даже простое приветствие знакомого уже является признаком общественных отношений.

Социальные отношения: структура взаимодействий

социальные отношения и взаимодействияСистема социальных отношений имеет свои параметры, которые характеризуют общество.

К ним относятся:

  • открытость;
  • иерархия;
  • саморегуляция;
  • самоорганизация;
  • информационность.

Главным признаком социальных отношений является формирование между членами социума (общества) взаимных связей, помогающих им достигать своих целей, повышать статус, выполнять социальные роли.

Структура общественных отношений очень сложная, она обязательно включает взаимодействие минимум двух людей в результате их совместной деятельности.

Социологи выделяют следующие виды социальных отношений, которые встречаются чаще всего.

Конфликт

Такие отношения встречаются во всех сферах общественного взаимодействия. На то, как будет решен конфликт, влияет эмоциональность, темперамент, характер людей участвующих в нем, а также их уровня образования, наличия моральных ценностей. Социальные конфликты могут закончиться локально, например, дракой или же перерастают в глобальные события, к которым относятся войны, геноцид.

Конфликт может разрешаться как позитивно, так и негативно. В качестве отрицательных последствий конфликтных ситуаций отмечают катастрофу, когда люди не хотят уступать во взаимном противостоянии и это приводит к насильственному уничтожению друг друга. А также конфронтация, при которой обе стороны долго противостоят друг другу, находятся в жестком противостоянии не идут на уступки. В результате отношения либо полностью прекращаются «замораживаются» или приводят к катастрофе.

Позитивное разрешение конфликта сводится либо к достижению консенсуса, то есть к выработке единого мнения, либо к компромиссу, когда конфликтующие стороны идут на уступки, совершают шаги навстречу, сохраняя свою специфику и самобытность.

Зависимость

Этот вид взаимоотношений представляет собой подчинение одной из сторон-участниц социального взаимодействия и доминирование другой. К таким отношениям относятся взаимодействие ученика и учителя, начальника и подчиненного.

Сотрудничество

В таких социальных отношениях главную роль играет достижение общей цели. Участники учитывают не только свои интересы и желания, но также потребности своих компаньонов и партнеров. Это необходимо для нормальной работы и достижения общей цели.

Соперничество

соперничествоЭтот вид взаимоотношений основан на сильнейших чувствах, причем как отрицательных, так и положительных. Без них невозможно развитие рынка. При соперничестве человек или группа людей стараются победить своих конкурентов в борьбе за материальные блага, ресурсы, обладание властью.

Социальные отношения являются устойчивой системой, которая ограничивается определенными нормами, официальными и неофициальными.

В ней присутствуют:

  • объекты;
  • субъекты;
  • интересы;
  • потребности;
  • ценности.

От выбора модели социальных отношений зависит стабильность общества. Там, где на первое место выходит стремление к подчинению, господству и доминированию за счет внушения страха более уязвимым людям, быстро растет уровень напряженности, что приводит к вооруженным конфликтам. Для демократического общества характерны правовые взаимоотношения людей, основанные на равенстве и сотрудничестве.

Социальная структура и социальные отношения — видео

Человек и общество

На протяжении жизни человек старается быть заметным, подчеркивать свою неординарность. Общество же диктует свои правила и нормы поведения, с которыми также приходится считаться. Получается, что каждому индивиду приходится балансировать между своими нравственными убеждениями и соблюдать социальный этикет для достижения своих целей. В итоге человек и общество становятся одним целым, где общество не может существовать без человека, иначе остановится его развитие.

Нормы поведения человека в обществе

Человек не может обойтись без общества также как общество без него. Каждый индивид подстраивается под социальные нормы поведения для удовлетворения своих потребностей. Ими могут быть и необходимость в общении, и материальная нужда. То, насколько правильно ведет себя человек, напрямую зависит от привычек. Они условно делятся на два типа: автоматические и сознательные действия.

Автоматические действия совершаются ежедневно, и не задумываясь. Они могут быть как хорошие, так и плохие. Каждый человек умывается по утрам, приводит себя в порядок, кто-то делает зарядку. Умение читать и писать — все это хорошие привычки, доведенные до автоматизма. Плохие привычки также появляются на бессознательном уровне. К примеру, грызть ногти, не следить за своим внешним видом, проявлять излишнюю грубость. Эти действия можно считать врожденными или приобретенными в раннем детстве, унаследованными от родителей или от нехватки культуры воспитания.

Сознательные действия совершаются, подстраиваясь под нормы поведения в социуме. При устройстве на новую работу, в первые дни человек ведет себя сдержанно, присматривается к начальству и коллегам. Когда сознание запоминает постоянно повторяющиеся действия, то переводит их автоматические. Человек, попадая из раза в раз, в одну и ту же ситуацию, ведет себя по созданному шаблону.

Почему мораль называют общечеловеческой ценностью

Мораль – это нормы и правила поведения в обществе, ставшие одинаковыми для всех и вызывающие неодобрение при их несоблюдении. Например, мать, бросившая или обижающая своего ребенка, нарушает моральные ценности и вызывает осуждения и негодования в свой адрес.

Нормы морали направлены на борьбу между добром и злом. Если человек направляет силы на поддержание добра, значит, он осознает свой долг и обязательства перед обществом. Совесть человека и мнение социума, контролируют исполнение долга.

Мораль проводит четкие границы между хорошим и плохим, добродушностью и деспотичностью, правильностью и ненормальностью. Это также устоявшиеся принципы общества, которые одинаковы для всех. Их несоблюдение приведет к хаосу в целом мире. Поэтому мораль и называют общечеловеческой ценностью.

Общечеловеческие ценности

Общечеловеческие ценности относятся к природным и культурным. Но, если углубиться в это понятие, возникнут противоречивые доводы. Конечно же, что-то общее можно найти во всех народах и странах, но вот контекст ценностей бывает разным. К примеру, в одной стране к детям относятся бережно, с милосердием (имеется в виду отношение к детям вообще), а в другой они также важны, но в качестве жертвы богам, ради соблюдения обычаев.

Людей, находящихся в одном государстве чтили и уважали, а за его пределами считали врагами и жаждали им смерти. А в Риме, воспевались ценности правителя и тот, кто их нарушал – лишался головы. Исходя из этого, никак нельзя утверждать, что все ценности общечеловеческие. В одной стране за столом разрешается поведение, которое будет просто неприемлемо для другой страны и посчитается невоспитанностью.

Взаимодействие человека, общества и природы

Человек существует и как часть общества, и как часть природы. Природа подарила жизнь и обеспечила людей всем необходимым для их выживания. Вода, съедобные культуры, деревья для постройки домов и топки печей. Со временем, человечество начало прогрессировать. Появлялись все новые орудия труда, вытаптывались степи, уменьшалась площадь лесов, тем самым запускался медленный механизм разрушения земли.

У человека стала появляться тяга к социальному общению, появилась необходимость в постоянном развитии. Так, стало формироваться общество. Ни один индивид не пожелает лишиться природы, так как является биологическим созданием. Но и от общества отказаться не сможет, потому что крепко закрепился в социуме.

Общество и природа, настолько крепко сплетены, что не смогут существовать друг без друга. Вода, деревья, полезные ископаемые, еда – жизненно необходимы человечеству. Только не может не расстраивать факт, что сам человек губит свою кормилицу природу. Загрязняются реки, атмосфера, возникают природные катаклизмы. Чем больше развивается общество, тем быстрее истощается природа.

Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества

То, что создается человеком из даров природы (дома, фабрики, целые города), становится частью материальной культуры. Любовь к музыке, живописи, истории – это культура духовная. А все вместе это образует ценности человеческого общества.

Человек не может быть полностью современным в культуре, потому как настоящий ценитель стремится к познанию культуры разных времен. Материальные ценности создаются благодаря духовной деятельности. Это могут быть мечты построить дом и различные архитектуры, писать картины для продажи.

Культура становится для человека неотъемлемой частью жизни. К ней относится культура речи, культура воспитания, умение выражать свои чувства, почтительное отношение к старшим и всем остальным.

Психология человека в обществе

Каждая личность уникальна и по-разному ведет себя в той или иной ситуации. Выделить можно три типа: пассивные, агрессивные, идущие на компромисс.

Пассивный человек, в то время, когда от него требуется определенное действие, замыкается из-за своей неуверенности. В итоге не получается проявить все свои способности и начинают терзать мысли о собственной неполноценности.

Агрессивный человек прокладывает себе дорогу силой, не учитывая на своем пути чувства других людей. Тем самым зарабатывает себе негативную репутацию, а его цель хоть и достигается, но всегда ненадолго.

Человек, ищущий компромисс всегда анализирует ситуацию и не торопится делать шаги. Своими действиями не стремится задеть принципы других людей, относясь тактично ко всем. Умеет ориентироваться в сложившихся ситуациях, находит выходы и избегает уловок со стороны агрессоров.

Любой человек может измениться, если это действительно для него важно. Но многие настолько привыкли жить обыденной, пусть и неправильной жизнью, что не в силах совершать кардинальные перевороты. Поэтому им не удается надолго задерживаться на верхних позициях и успех становится явлением непостоянным.

Человек и общество was last modified: 17 декабря, 2015 by Елена Погодаева

человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Человек
в системе социальных связей.

Общество
на любой ступени его развития и в любом
конкретном проявлении — это сложное
сплетение множества разнообразных
связей и отношений людей. Жизнь общества
не исчерпывается жизнью составляющих
его конкретных индивидов. Сложный и
противоречивый клубок человеческих
отношений, действий и их результатов и
есть то, что составляет общество. Человек
в качестве предмета рассмотрения в
социальной философии берется не «сам
по себе», не как отдельный индивид, а
как представитель социальной группы
или общности, т.е. в системе его социальных
связей.

Если
отдельные люди, их объединения и действия
достаточно очевидны, наглядны, то связи
и отношения между людьми зачастую носят
скрытый характер, бесплотны, невещественны.
Именно поэтому огромная роль этих
незримых отношений в общественной жизни
была понята не сразу. Начавшееся с
середины XIX века исследование общества
под углом зрения социальных отношений
в рамках марксизма («Общество не
состоит из индивидов, а выражает сумму
тех связей и отношений, в которых эти
индивиды находятся друг к другу» —
сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке
продолжилось и в рамках иных, немарксистских
философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие
«общественное отношение» некоторыми
философами рассматривается в качестве
основной элементарной частицы общества
наряду с такими понятиями как «социальный
субъект» и «социальная деятельность».
Именно входе своей деятельности человек
вступает в разнообразные и многомерные
отношения с другими людьми, причем,
будучи порождены деятельностью, эти
отношения, в свою очередь, являются ее
необходимой общественной формой.

Понятие
«общественные отношения» употребляются
в двух смыслах: в широком, когда имеются
в виду все, любые отношения между людьми,
поскольку они складываются и реализуются
в обществе, и в узком, когда под ними
понимаются только отношения между
большими социальными группами, имеющие
непосредственно общественный характер
(производственные, межклассовые и
внутриклассовые, международные и
внутриполитические и т.д.). Далее речь
будет идти об общественных отношениях
в узком смысле слова. Их можно определить
следующим образом: общественные отношения
— это многообразные формы взаимодействия
и взаимосвязи (взаимозависимости),
возникающие в процессе деятельности
между большими социальными группами,
а также внутри них. Отдельные люди
включены в каждую из этих групп, поэтому
они выступают в качестве универсальных
со-субъектов .

Таким
образом, человек выступает творцом
своих собственных общественных отношений.
В то же время они носят объективный
характер. Это связано с тем, что люди
сознательно (в большей или меньшей
степени) совершая те или иные действия,
ставя определенные цели и в большинстве
случаев их достигая, как правило, не
могут предвидеть вызванные своими
действиями изменения своих общественных
отношений. Поскольку отношения носят
общественный характер, то единичные,
индивидуальные действия людей и даже
отдельных больших социальных групп не
в состоянии полностью сознательно,
рационально предопределить характер
общественных отношений (не секрет, что
даже индивид не в состоянии полностью
контролировать все свои действия, что
уж говорить о действиях массы индивидов,
составляющих общество!). Следовательно,
общественные отношения представляют
собой особую объективную реальность,
независимую от воли и желания людей,
производящих и воспроизводящих их в
процессе своей жизнедеятельности.

Роль
личности в истории.

Человеческое
общество – это высшая ступень организации
живых систем. Общество выступает для
личности одновременно как совокупность
всех социальных условий ее жизни и как
результат развития всех первичных
коллективов. Первичный коллектив – это
общество в миниатюре, именно здесь
происходит непосредственное взаимодействие
личности и общества. Коллектив не есть
нечто безликое, сплошное и однородное.
Он в данном отношении представляет
собой соединение разных неповторимых
индивидуальностей. И в нем личность не
тонет, не растворяется, а выявляется и
самоутверждается. Выполняя ту или иную
общественную функцию, каждый человек
играет и свою индивидуально-неповторимую
роль.

Взаимоотношения
человека и общества существенным образом
видоизменились в ходе истории. Изменялось
вместе с этим и конкретное наполнение,
конкретное содержание и собственно
личности. Ретроспективный взгляд на
историю раскрывает перед нами богатство
и разнообразие типов личностей,
характерных для определенных типов
культур и мировоззрений. Личность ХХ
столетия резко отличается, например,
от личности даже не столь отдаленного
прошлого, скажем, XVIII-XIX вв. Это связано
не только с культурными эпохами в истории
человечества, но и со сменой
общественно-экономических формаций.

При
родовом строе личные интересы были
подавляемы интересами выживания рода;
общество в целом в своей жизнедеятельности
руководствовалось ритуалами, обычаями
предков. Это была первая историческая
ступень в развитии человеческой личности.

С
возникновением рабовладельческой и
феодальной формаций, античной и
средневековой культур возникает и новый
тип отношений индивида и общества. За
отдельным индивидом признается уже
определенная самостоятельность действий
и соответственно предусматривалась
способность индивида отвечать за свои
действия. Здесь уже шел бурный процесс
становления личности. Однако личность
эпохи античности резко отличалась от
личности феодального общества: они жили
в разных типах культур. Античное общество
– это общество языческое. Сам человек
и вообще весь социум воспринимались по
образу и подобию космоса, откуда и
понимание предзаданности судьбы
человека. Человек мог быть, безусловно,
самостоятельным в решении своих земных
дел, но в последней инстанции он все-таки
осознавал себя как орудие космического
миропорядка, воплощенного в идее судьбы.

В
период средневековья в христианской
религии личность была осознана как
целостное автономное образование.
Усложнился и уточнился ее духовный мир:
она вошла в индивидуальный контакт с
персонифицированным богом. Религиозным
началом были пронизаны все поры
человеческого существования, что и
обуславливало соответствующий образ
жизни. Для личности эпохи раннего
христианства характерен сугубо личностный
героизм. В жизни средневековой личности
большое место занимают собственно
нравственные ценности в отличие от
ценностей утилитарно-материальных.

В
эпоху Возрождения очень остро была
осознана свобода человека, автономия
для бога была осознана как автономия
для самого человека: отныне человек
распорядитель своей собственной судьбы,
наделенный свободой выбора. Свобода
выбора означает для него своеобразную
космическую незакрепленность,
самостоятельность творческого
самоопределения. Человек ощутил себя
господином мира.

В
эпоху Просвещения разум занял
господствующую позицию: все подвергалось
сомнению и критике. Это означало
значительную рационализацию всех сторон
общественной жизни, но, помимо прочего,
означало бурный расцвет науки. В
межчеловеческие связи вклинилось как
бы опосредующее звено – техника.
Рационализация жизни означала сужение
эмоционально-душевной стороны внутреннего
мира личности. Изменились и ценностные
ориентации и мировоззрение. По мере
развития капитализма высшей ценностью
наделялись такие качества личности,
как сила воли, деловитость, одаренность,
имевшие, однако, и обратную сторону –
эгоизм, нидивидуализм, беспощадность
и др. Дальнейшее развитие привело к
глобальному отчуждению личности.
Сложилась личность индивидуалистического
типа с вещной ориентацией. Характеризуя
психологию индивидуализма, А. Шопенгауэр
заявлял, что каждый желает над всем
властвовать и уничтожить все, что ему
противится, каждый считает себя
средоточием мира, свое собственное
существование и благополучие предпочитает
всему другому, готов уничтожить весь
мир, чтобы только свое собственное «я»
поддержать несколько долее. Каждый
рассматривает себя как цель, в то время
как другие для него суть только средство.
Психология индивидуализма неизбежно
приводит к острому чувству одиночества
и взаимному отчуждению людей.

В
истории все более возрастает роль
человеческого фактора. И это вполне
закономерный, объективный процесс.
Связан же он с тем, что доля сознательного
в общественно-исторической практике
по сравнению со стихийным неуклонно
возрастает. История человечества есть
процесс становления свободы человека,
то есть процесс все большего развития
его сущностных сил. Свобода же предполагает
выбор. Человек истинно свободен, когда
он осуществляет этот выбор самостоятельно,
без принуждения со стороны внешних сил,
без навязывания ему чужих мнений, при
условии знания законов реального мира,
в том числе и истории. Но человек свободен
лишь в той мере, в какой условия его
общественного бытия позволяют ему это.

Значение
личности по мере прогресса постоянно
возрастает во всех сферах жизни – в
системе экономических, производственных,
социальных, научно-технических,
организационно-управленческих и других
отношений, в развитии культуры. В
сущности, речь идет о двустороннем
процессе: личность должна заботиться
о благе общества, а общество – о
предоставлении личности всех возможностей
ее развития. Это означает взаимную
ответственность общества и личности.
Человек может рассчитывать на прогресс,
лишь сознательно организуя свою
деятельность в широком социальном
масштабе.

Современный
этап общественного развития выдвинул
на одно из первых мест идею повышения
эффективности человеческого фактора,
связанную с повышением его активной
роли в жизни общества. Однако для
реализации этого, то есть действительно
активной роли человека в общественной
жизни, не обойтись без дальнейшего
совершенствования всей системы
общественно-политического устройства
государства, его правовой основы и так
далее.

Прогресс
во имя человека и с помощью человека –
что это значит? Прежде всего понять
человека, войти в мир его интересов,
потребностей, ожиданий, постичь мотивацию
его действий. Словом, увидеть в нем
личность. Ведь «общество – это конкретные
люди, у них конкретны интересы, свои
радости и драмы, свои представления о
жизни, ее действительных и мнимых
ценностях». Человек – вот действительное
общественное богатство; существующие
противоречия должны разрешаться их
гармоническим слиянием, при котором в
личности воплощается все богатство
общественных целей и интересов, а
развитие общества направлено на более
полное удовлетворение реальных разумных
потребностей людей. Тем не менее, никто
не вправе ждать перемен откуда-то со
стороны, но каждый должен взяться за
дело сам, начать с себя. Это предполагает
создание такой атмосферы в обществе,
которая побуждала бы людей всякий раз
преодолевать инертность и равнодушие,
совершенствовать миропонимание и образ
жизни. Это возможно лишь через активную
деятельность людей, причем эта деятельность
носит творческий характер, или новаторский,
во многом инициативный. Все новое в
жизни человечества начинается с личной
инициативы. С этого началась и развивалась
культура и цивилизация; именно такой
подход, и только он способен гарантировать
дальнейший прогресс всей жизни на
планете Земля в третьем и последующих
тысячелетиях, а также открыть широкий
путь новым знаниям и их своевременному
осознанию человечеством и максимально
приблизить человечество к разгадкам
тайн Вселенной.

Общение с людьми — что это такое, а что нет, и почему вам может быть сложно

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

  • Терапевтические услуги
  • Биография терапевта
  • О нас
  • Темы