Таблица социализация на разных возрастных этапах: стадии, когда завершается процесс, таблица
стадии, когда завершается процесс, таблица
С самого рождения человек попадает в социум – определенный круг людей, со схожими привычками, нормами жизни, понятиями, целями и т.д. С малых лет он проходит разные этапы социализации, которые зависят от его развития, мировоззрения, отношения к окружению. Иногда бывает так, что ребенок или взрослый пропускает какой-то этап, потому случаются ситуации, в которых люди могут говорить о недостатке воспитания или замкнутости характера. Экстровертность или интровертность не зависит от знания социальных норм и применения их в жизни.
Социализация по определению – длительный процесс, состоящий из нескольких этапов
Социализация что такое
Первые навыки социализации ребенок получает в семье. При наличии благополучных родителей чадо имеет возможность узнать, как следует вести себя в обществе. Первым обществом родители являются. После 3-х лет ребенок идет в детский сад, где продолжается изучение следующих этапов, в более многочисленном социуме. В школьных классах, в институтских группах всегда присутствует некто взрослый, который обязан направить ребенка, если у последнего что-то не получается.
Обратите внимание! Азы социализации дают ребенку мать и отец. Это самая краткая стадия изучения этических норм. Если возникает какая-либо ситуация, где ребенку навязывают неаргументированную точку зрения, это не обучение этапам жизни и функционирования в обществе, а подавление личности в человеке.
Социализация – это процесс изучения и применения правил и норм окружающего общества. Благодаря этим знаниям и навыкам, индивиду намного легче жить и общаться с другими людьми, функционировать в социуме. Становление должно соотноситься в трех сферах жизни: деятельность, общение, саморазвитие.
Виды социализации
Процесс становления человека в обществе имеет несколько категорий:
- первичная социализация;
- вторичная;
- перманентная.
Перманентная социализация – способность человека адаптироваться к новому обществу
Первичная социализация
Первичная социализация личности начинается с момента онтогенеза и заканчивается приблизительно после пубертатного возраста. Это самый основной этап становления. Именно в этом возрасте индивид способен принять огромное количество информации, обработать и сделать какие-то приобретенные навыки инстинктивными. То есть, зная с ранних лет, что поступок загрязнения окружающей среды не отвечает нормам поведения в обществе, дошкольник по истечении времени обучения будет выкидывать мусор в урну самостоятельно, даже не задумываясь, что может быть как-то по-другому.
Вторичная или повторная социализация
Вторичная социализация личности – это формирование новых навыков и знаний человека, при этом устраняя предыдущие. Индивид пытается разорвать связь с прошлым, приобретая другой, не менее ценный опыт. Это происходит в тот момент, когда человек чувствует надобность изменения жизненных установок. Ресоциализация длится на протяжении всей жизни.
Перманентная социализация
Со знанием основ перманентной социализации человек с легкостью адаптируется к любому обществу. Очень редко бывают случаи, когда индивид не пользуется навыками перманентной социализации по причине ее ненадобности. Ведь на протяжении жизни могут поменяться место жительства, город, страна, место работы, соответственно, и круг общения. Именно перманентный процесс поможет человеку быстрее и легче адаптироваться к новым людям, новым правилам, нормам и законам.
Этапы социализации личности по А.В. Петровскому
Концепция социализации ученого А.В. Петровского
Адаптация | Индивидуализация | Интеграция |
---|---|---|
Адаптация приходится на период детства, когда у человека активно проходит фаза становления личности. На этом этапе важную роль играют семья, государственные учреждения, самый близкий круг общения. | На этом этапе человек сам становится агентом по обучению и воспроизведению уже полученных навыков. Он может передавать навыки своим детям или воспитанникам, оказывать социальное влияние на других индивидов. На этом этапе часто случаются самопрезентации. | Окончательный этап формирования человека в обществе. В этот период индивид гармонично существует с окружением, выступает не только в роли объекта отношений, но и в роли субъекта. Самый лучший этап для самореализации и самообучения. |
Ученый Петровский имеет свою концепцию по развитию личности
Этап адаптации
Этап адаптации, или первичная социализация, приходится на детство. Эмоциональные и социальные связи, предоставленные ребенку в возрасте до 3-х лет, играют важную роль во всей последующей жизни: во взглядах, поступках, мыслях и т.д.
Важно! Формирование у ребенка навыков социализации может проходить даже через мимические движения. Начиная с 14 дня жизни, ребенок различает и разделяет черты лиц мамы и других людей. Так вот первый навык социализации начинается с обыкновенной улыбки. До годичного возраста ребенок формирует личные привязанности. Перманентная социализация начинает изучаться в этом возрасте, особенно в те моменты, когда ребенок из рук мамы попадает в руки других родственников.
Этап индивидуализации
Этап индивидуализации приходится на отрочество. Это приблизительно ученик старших классов, который получает навыки уже не от семьи, а от окружения, потому как индивид идентифицирует себя как подростка, соответственно, общество, в котором он находится, считает близким по развитию и становлению. В этот период начинается эпоха протестов или жизнь против правил. В основном в ребенке играют гормоны, дальше слов и повышенных тонов протесты не идут, но бывают и другие ситуации. Когда возникает проблема, и подросток не слышит самых близких агентов по обучению навыкам, вмешиваются государственные органы, которые включают его самосознание, объясняют ему законность или противозаконность его действий.
В этом этапе формирования личности подросток может задержаться. Этап индивидуализации может длиться до создания собственной ячейки общества и рождения новых индивидов. Тогда человек становится сам агентом по обучению навыкам.
Этап интеграции
Этап интеграции приходится на самый зрелый период. На этом этапе человек состоялся как личность. Имеет постоянное место работы или свое прибыльное дело, длительный трудовой стаж, что является важным показателем социального фактора. Имеет ячейку общества, воспитывает детей или обучает навыкам менее состоявшихся людей. Именно в процессе интеграции человек несет в массы свой опыт и знания. Самоэффективность в этот период имеет наивысший процент развития.
Этапы социализации по Колбергу
Лоренс Колберг изучал понятие социализации в Гарвардском университете в 90-х годах прошлого столетия. В отличие от предыдущего ученого, Колберг не связывает этапность социализации с возрастными изменениями человека или зависимостью от общепринятых норм. У него выделяется 6 стадий созревания общественных отношений.
Первая стадия включает в себя маленьких детей, у которых нет понятия «плохо» или «хорошо» относительно поступков. На начальной стадии ребенок стремится быть безнаказанным.
Адаптация к обществу начинается с дошкольного возраста
Вторая стадия относится к периоду, когда ребенок понимает, что за каким-то поступком может последовать наказание, и старается не совершать его. Замещающие поступки совершаются в целях получения похвалы.
На третьей стадии человек различает хорошие и плохие поступки и старается соответствовать общественным требованиям. Четвертая стадия отличается пониманием и поддерживанием интересов социума.
На пятой стадии индивид дает оценку своим поступкам. На этой стадии он думает больше об окружающих, а не о самом себе. Высоконравственное поведение и зрелость ума играют ведущую роль в его жизни. На этом этапе личность способна понять сущность законов общества.
На шестой стадии человек способен создавать свои законы морали, которые воспринимаются социумом как высоконравственные. У индивида закрепляются полученные ранее моральные устои, которым на протяжении последующей жизни он изменить не может по этическим соображениям.
Завершающий этап формирования личности в процессе социализации
Когда процесс социализации личности завершается
Невозможно назвать конкретный возраст, в котором человек полностью адаптировался бы к окружающему миру. Эта оценка весьма субъективна. Некоторые проходят все стадии социализации довольно быстро и безболезненно, другие не могут усвоить какую-либо норму на протяжении длительного периода времени.
Исходя из субъективной точки зрения, процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни. Отдельные этапы формирования заканчиваются на определенном жизненном отрезке, другие – начинаются. В последнее время можно заметить, что нормы и законы общественности постоянно меняются. Вместе с этим люди стараются приспосабливаться к новым правилам и соответствовать социальным требованиям.
Видео
Этапы социализации личности
Понятие социализации
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Готовые работы на аналогичную тему
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
- Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
- Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
- Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
- Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
- Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
- На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
- Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
- Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.
Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.
Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.
Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.
На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.
Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
- Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
- Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
- Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
- Избежание наказания;
- Желание поощрения;
- Приспособление и желание одобрения;
- Осознание норм и ценностей общества;
- Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
- Формирование собственных принципов и ценностей.
Замечание 1
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Социализация личности, периоды ее развития
Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.
Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Социализация личности — процесс активного ее включения в общественную жизнь.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
1. Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.
4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.
Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.
В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.
Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.
Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.
На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот — спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.
На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.
Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.
На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.
Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.
На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.
На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.
Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.
Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.
Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию — человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.
Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.
Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.
Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.
Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».
Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:
- трудновоспитуемы;
- проявляют упрямство;
- непослушание;
- строптивость;
- негативизм и др.
Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.
Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.
Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.
Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).
Теории социального научения — процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.
Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.
Когнитивистские теории — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.
Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.
Копирование — повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.
Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.
Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.
Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.
Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.
В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.
Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.
Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
Воз-раст | Возраст-ная стадия | Социальная ситуация развития | Психологические функции | Аффективная сфера | Мотивационная сфера | Самосознание | Кризис | Личностные новообразования |
3-7 лет | Первый период детства | Корреляцион-ная (интуитив-ное мышле-ние) | Развитие нервной системы, творческая активность | Поступки спон-танны и эмоции-ональны, игра | Влияние сиюминут-ных чувств, «Я дол-жен» начинает пре-обладать над «Я хо-чу» | Отсутствует | Формирование характе-ра, нащупать свою нишу в окружа-ющем мире, кризис отношений, упрямство | Становление социаль-ных свойств человека, потребность во вну-тренней позиции. |
6-11 лет | Второй период детства | Экспансивная (стремление расширить со-циальный кру-гозор ) | Накопление соци-ального опыта, ум-ственная актив-ность, стремление к самостоятельности | Отзывчивость к деятельности, инициативность | Поступки осознаны, потребность приз-нания со стороны взрослых, познава-тельная | Зачатки самосозна-ния, сформированы критерии самооцен-ки | Систематизированная учебная деятельность, сталкиваются два начала генетическое и социаль-ное | Нравственное самосоз-нание, критическое отношение к себе, фор-мирование характера |
11-15 лет | Подростки | Конвентивная (взрывоопас-ность) | Потребность в само-познании, способ-ность анализиро-вать, переоценка ценностей, скачок в психофизическом развитии | Конфликтность, раздражитель-ность, рани-мость,импуль-сивность, чувс-твительность | Самовыражение, самоутверждение | Формирование самосознания, потребность в самосовершен-ствовании | Разрыв между внутрен-нем миром и внешним, неусвоенность роли взрослого | Становление взрос-лости, формирование идеала |
15-23 года | Юность | Концептуаль-ная (выход в самостоятельную жизнь) | Интеллектуальный скачок | Любовь, подъем воображения, творческой ак-тивности, само-критичность, тревожность | На создание семьи, профессиональную деятельность | Формирование ми-ровозрения и цен-ностных ориента-ций, интерес к соб-ственной личности, самопознание, самовоспитание | Конфликт между Я-ре-альным и Я-идеальным | Я-концепция, выбор жизненного пути, само-рефлексия |
22-33 года | Моло-дежь | Выбор спут-ника жизни | Интеллектуальное развитие, интерес к новым сферам деятельности | Нравственная, культурная и духовная сфера | Профессиональная, семейная | Самовыражение в профессии, ин-дивидуальный жизненный стиль | Изменение прежнего образа жизни, пере-оценка ценностей, смысла жизни | Семейные отношения, профессиональная компетентность |
30-55 лет | Зре-лость | Реализация себя, своего потенциала | Физическая и пси-хическая зрелость | Эмоциональная стабильность | Расширение жизненных пер-спектив | Смысл жизни | Убывание физических сил, привлекательности, сексуальности, расхождение между мечтами и их осуществлением | Творческая и профессиональная продуктивность |
60-70 лет | Позд-няя зре-лость | Уход на пен-сию | Уменьшение жиз-ненной активности | Участие в собы-тиях, эмоцио-нальное насы-щение в контактах | Передача опыта, помощь другим людям | Самоактуализация | Прекращение про-фессиональной дея-тельности | Мудрость |
18. Возрастные периоды социализации. Юридическая психология. Шпаргалки
18. Возрастные периоды социализации
Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени восприимчивости индивида к социализации.
Первый период относится к детскому возрасту и занимает первые 12 лет жизни индивида. Второй период начинается с подросткового возраста и длится до совершеннолетия (12–18 лет). Третий период отсчитывается с совершеннолетия и продолжается всю жизнь.
Первый период характеризуется тем, что когнитивные способности индивида недостаточно развиты, в связи с этим индивид быстро усваивает все, что ему преподносится, но в то же время это усвоение частичное или неполное, недостаточно осознанное. Характерно, что на самом раннем этапе единственным источником социализации является семья, с возраста 3–4 лет подключается такой социализирующий фактор, как телевидение (радио), нередко – детские дошкольные учреждения, с 6 лет основным социализирующим фактором становится школа. В зависимости от создаваемых индивидом контактов и их выбора социализирующими факторами могут стать сверстники, улица, авторитетные взрослые, в том числе преступные элементы (так происходит процесс втягивания ребенка в преступные сообщества).
Второй период характеризуется развитием когнитивных способностей, индивид начинает перерабатывать получаемую информацию и реагировать на нее (либо принимает, либо отвергает), у него расширяется круг социальных связей и он ранжирует авторитеты социальных институтов. Его социальная позиция формируется в зависимости от того, какой институт становится для него наиболее авторитетным – семья, друзья, школа, протестные группы.
Третий период (самый длительный) характеризуется тем, что выбор приоритетов и социальная система установок уже сложились, основным институтом социализации становится личный опыт. При получении новых сведений о социуме индивид пропускает их через существующий у него фильтр – систему взглядов и установок, которыми индивид оперирует. Ему становится сложно навязать мнение, с которым он не согласен.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Особенности психического развития и социализации личности на разных возрастных этапах
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
Методическая разработка
Особенности психического развития и социализации личности на разных возрастных этапах.
Разработала:
Социальный педагог Гребенюк Е.П.
Тверь-2017
1.Субъективная составляющая структура социальной ситуации развития.
Цель: раскрыть понятие субъективной составляющей структуры социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром. Понятие было введено советским психологом Львом Семёновичем Выготским.
1.Младенец — беспомощное существо, лишенное основного средства общения-речи. Взрослый человек -центральный элемент окружающей действительности (социальная ситуация «ребенок-взрослый»). Главную роль в жизни занимает мать. От ее отношения к ребенку зависит динамика формирования доверия к социальному окружению, новых форм поведения, психической общности со взрослым.
2.
Ранний возраст (1-3 года).
2. Социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым исчезает. В ней появляются двое — ребенок и взрослый. Происходит развитие речи у ребенка в виде ситуативных слов. Общение направлено на совместную деятельность с употреблением предметов («ребенок-предмет-взрослый»). Развитие самостоятельной ходьбы у ребенка. Восприятие является ведущей психической функцией ребенка. У него появляется сознание, зачатки игровой деятельности. Успешность этой стадии развития зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, их внимательности к новообразованиям возраста.
3.
Дошкольный возраст ( с 3-х до 6-7 лет).
Отделение ребенка от взрослого и установление отношений с миром взрослых людей (мир социальных отношений) опосредованно с помощью игровой деятельности. Ролевая игра позволяет выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов с помощью предметов, которые «насыщаются» необходимыми свойствами. Благодаря этому ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Появляется новая форма общения со взрослым – внеситуативно — личностное, а также «теоретическое сотрудничество». Успешность этой стадии развития зависит от понимания родителями важности задаваемых ребенком вопросов, на которые необходимо отвечать своевременно, понятно, обсуждать их вместе с ним, помогая тем самым достичь цели. Все это позволит ребенку к концу дошкольного возраста сформировать психологическую готовность к школьному обучению.
4.
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 9-11 лет).
Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности — учебной. Ребенок должен научиться учиться. Для этого необходима познавательная мотивация. Предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий учебную деятельность. Задача родителей в этот период оказывать ребенку всю необходимую помощь (психологическая поддержка (похвала, одобрение, понимание, сопереживание), помощь в выполнении заданий по предметам, объяснять ребенку общественную значимость учения). Школьный возраст обладает большими резервами для развития личности и это должны понимать в первую очередь взрослые.
5.
Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15-лет).
Отроческий или подростковый возраст. Особенность возраста связана с пубертатным периодом развития ребенка, что создает дополнительные проблемы. Это период реконструкции телесного образа «Я», переход к взрослой сексуальности, развития интеллектуальной сферы, замены влияния семьи на влияние группы сверстников, становление идентичности, расширения и содержания понятия «учение». Успешность этой стадии развития зависит от сложившихся отношений со взрослыми. В условиях сотрудничества, взаимопонимания подросток равняется на взрослого как образец деятельности и старается выступать в роли помощника.
6.
Юношеский возраст (от 14-15 до 18 лет)
Это период физического созревания, развития теоретического мышления, творческих способностей, формирования мировоззрения, жизненных планов и самоопределение, начала трудовой деятельности, расширения диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных ролей, расширения сферы жизнедеятельности, круга личностно значимых отношений, становления устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Наиболее важный период развития. Это возраст разворачивания проблем отцов и детей. Эмансипация от взрослых. Острота кризиса будет зависеть от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости и т.д.)
7.
Зрелый возраст (от 17-18 до 50 лет).
7.Центральная стадия жизни человека.
Главная характеристика личности в этот период: забота о воспитании нового поколения, продуктивная трудовая деятельность, индивидуальное творчество. Успешность этой стадии развития зависит от достигнутого уровня удовлетворенности от трудовой деятельности, сложившихся отношений с детьми, личностных запросов, общественного признания, материального благополучия.
8.
Старческий возраст.
Характеристика личности:наличие жизненного опыта, физическая немощь, снижение социальной активности, прекращение обязательной профессиональной деятельности. Но развитие человека продолжается и в старости. Успешность развития зависит от обретения к этому возрасту такого качества как интегративность — целостность личности. Большую роль для человека в этот период будут играть близкие люди, в первую очередь дети.
что включают в себя, как происходит
Первичная социализация – это процесс формирования личности, который происходит с момента рождения до достижения зрелости. В ходе него идет усвоение принятых в обществе норм. Благодаря этому, человек может существовать рядом с другими людьми.
Социализация включает в себя также процесс становления идентичности, познание себя
Что это такое
Каждый человек является частью общества, мало кто сможет жить вне социальных групп. Поэтому в процессе социализации происходит усвоение норм поведения, культурных ценностей, моделей поведения. От этого зависит то, как индивид будет существовать в обществе.
Есть первичная и вторичная социализация. Под первой – понимают становление личности с момента рождения до зрелости, под второй – усвоение ценностей взрослым человеком.
Процесс развития происходит под влиянием агентов и институтов. Первая группа включает в себя людей, которые ответственны за обучение. Например, это родители и педагоги. Вторая группа касается специальных учреждений, которые отвечают за социализацию.
Процесс никогда не заканчивается и длится всю жизнь человека. Его условно можно разделить на несколько этапов. Все они происходят вне зависимости от желания индивида.
Виды
В психологии принято выделять варианты социализации. Например, при половой происходит освоение разных гендерных ролей: девочка, девушка, женщина. Семейно-бытовая форма предоставляет возможности усвоить социальные роли: дочери, матери, жены и т.п. Мальчик перенимает роль сына, мужа, отца и другие.
Первичная социализация
Такой вид еще можно назвать детской. Процесс является неосознанным, на ребенка влияют разные факторы окружающей среды. Именно под их воздействием происходит усвоение норм поведения. В роли проводников выступают родители, родственники, воспитатели.
Чем старше ребенок, тем больше осознанности он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, подросток может отрицать общепринятые нормы и вести себя асоциально. Перед ним появляется выбор, какую линию поведения выбрать.
Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях
Ученые смогли доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Пример – дети-маугли (малыши, которые выросли с животными) могут адаптироваться к социуму только до 9 лет, потом они навсегда теряют возможность возвращения к нормальному образу жизни.
Вторичная социализация
С взрослением процесс усвоения общественных норм не прекращается. Человек проходит вторичную социализацию, т.е. привыкание к разным коллективам. Например, когда индивид поступает в колледж или университет, ему приходится усваивать новые образцы поведения.
Важно! Сложнее всего процесс проходит при переезде в другую страну, так как приходится менять привычки, традиции.
Не всегда процесс социализации проходит легко. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.
Перманентная социализация
Любое общество не является постоянным образованием. В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.
В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый.
Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт.
Отличия видов
Первичная и вторичная социализации различаются не только возрастными рамками. Эти два процесса имеют ряд особенностей. Так, понятие «первичная социализация» относится к процессу формирования базовых ценностей, в то время как при вторичном усвоении информации происходит корректировка норм поведения.
Важно! Дети могут только усваивать установки, принятые в обществе. Взрослые сам решают, принимать их или нет.
У ребенка социальная жизнь выражается в освоении определенных моделей поведения. Чем старше человек, тем яснее он понимает условность некоторых норм. У взрослого процесс направлен на овладение новыми навыками, которые помогут в жизни.
Этапы
Человек развивается на протяжении всего своего существования. Поэтому процесс происходит в несколько этапов.
В психологии есть специальные упражнения, которые помогают облегчить усвоение норм поведения
Адаптация
Это начало процесса, при нем человек усваивает базовые нормы поведения. В детском обществе этап проходит сам по себе, во взрослом – требует активности от индивида.
Для этого периода характерна интериоризация социальных норм – усвоенные правила переходят во внутренний мир человека, т.е. они становятся для него само собой разумеющимися и не вызывают отторжения.
Индивидуализация
Часто ярко проявляется у подростков. На данном этапе человек уже освоил обычные нормы поведения, но он не хочет им следовать. Ему нужно проявлять себя, быть уникальной личностью. В таком случае индивид склонен к асоциальности и деструктивности.
Важно! При неблагоприятном стечении обстоятельств человек заканчивает жизнь самоубийством, занимается криминальной деятельностью и т.п.
В это время ребенок проходит процесс определения себя как уникальной личности. Он пробует разные сферы деятельности, выбирает себе интересные занятия.
Интеграция
Обычно совпадает с этапом становления как специалиста. Человек понимает, куда ему нужно направить энергию, ищет людей, которые будут разделять его точку зрения.
На этом этапе индивид способен сделать достижение успеха главным стремлением. Он демонстрирует свои таланты, его целью становится реализация умений и навыков. У него появляется стремление стать значимым для общества.
Стадии
В психологии принято выделять несколько ступеней развития социализации. В основе классификации лежит социально-экономический аспект.
Первый уровень – дотрудовой. В него входит усвоение базовых норм, моделей поведения. Процесс проходит под воздействием воспитательных факторов.
Второй уровень – трудовой. У индивида раскрываются все способности, он проходит профессиональную ориентацию. Происходит формирование социальной роли и статуса.
Третий уровень – послетрудовой. Начинается после выхода на пенсию. В это время происходит закрепление новых навыков существования, старая система представлений устаревает. Человек вынужден искать новые способы самовыражения. Различия между стадиями позволяет выявить степень социализации человека.
Разные подходы
Всего в психологии выделяют две концепции. Согласно первой, сущность социализации заключается в том, что само общество заинтересовано в единых нормах поведения.
В рабочем коллективе у каждого есть своя роль, усвоение правил позволяет увеличить производительность
Подобной теории придерживались Дж. Баллантайн, Т. Парсонс и другие. Другая концепция основана на мысли, что при социализации индивид претерпевает внутренние изменения. Подобная идея принадлежит Дж. Миду.
Ресоциализация
В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату.
Ресоциализация –это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.
При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т.п. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности.
Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения.
В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса – это облегчает формирование коллектива
Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности.
В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю.
Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества.
Видео
Социальный и личностный рост: возраст 0–2
Социальный и личностный рост: возраст 0–2
В младенчестве и детстве дети легко привязываются к другим. Обычно они формируют свои первоначальные первичные отношения со своими родителями и другими членами семьи. Поскольку младенцы полностью зависят от своих родителей в еде, одежде, тепле и заботе, Эрик Эриксон отметил, что основная задача на этом первом психосоциальном этапе жизни — научиться доверять (а не не доверять ) опекунам. .Первые несколько лет жизни ребенка, включая формирование отношений и развитие организованного самосознания, закладывают основу как для немедленного, так и для более позднего психосоциального развития, включая появление просоциального поведения или способности помогать, сотрудничать и делиться с другими. (Таблица сравнивает модель психосоциального развития Эриксона с моделью Зигмунда Фрейда.)
Личность включает в себя те устойчивые психологические характеристики, которые определяют уникальность каждого человека.И дети, и взрослые свидетельствуют о чертах личности, (долгосрочные характеристики, такие как темперамент) и состояний (изменчивые характеристики, такие как капризность). Хотя по поводу этиологии личности продолжаются серьезные споры, большинство экспертов сходятся во мнении, что черты и состояния личности формируются в раннем возрасте. Сочетание генетики и психологических и социальных влияний, вероятно, влияет на формирование личности.
Младенцы обычно эгоцентричны или эгоцентричны.Они в первую очередь озабочены удовлетворением своих физических желаний (например, голода), что, по мнению психоаналитика Зигмунд Фрейд , является формой самоудовлетворения. Поскольку младенцы особенно заинтересованы в деятельности, связанной с ртом (сосание, кусание), Фрейд назвал первый год жизни оральной стадией из психосексуального развития . (Модель психосексуального развития Фрейда представлена в таблице.)
Согласно Фрейду, слишком слабая или слишком сильная стимуляция определенной эрогенной зоны (чувствительной области тела) на определенной психосексуальной стадии развития приводит к фиксации (буквально «застреванию») на этой стадии.Возможны множественные фиксации на нескольких этапах. В случае младенцев фиксация на оральной стадии приводит к появлению черт личности взрослого, сосредоточенных вокруг рта. «Привычки, ориентированные на оральное восприятие» взрослых могут принимать форму переедания, питья и курения. Взрослые особенно склонны к «регрессу» к такой детской фиксации поведения во время стресса и расстройства.
Теоретики после Фрейда предложили дополнительные взгляды на развитие детской личности. Возможно, наиболее важным из них является Теория объектных отношений Мелани Кляйн .Согласно Кляйн, внутреннее ядро личности проистекает из ранних отношений с матерью. В то время как Фрейд предполагал, что страх ребенка перед могущественным отцом определяет личность, Кляйн предположил, что потребность ребенка в могущественной матери играет более важную роль. Другими словами, фундаментальное человеческое стремление ребенка — поддерживать отношения с другими людьми, из которых мать обычно является первой.
Кляйн утверждал, что младенцы привязываются к объектам, а не к людям, потому что младенец не может полностью понять, что такое человек.Очень ограниченная перспектива младенца может обрабатывать только развивающееся восприятие человека.
Согласно теории объектных отношений, девочки лучше адаптируются психосоциально, чем мальчики. Девочки становятся продолжением матери; их не нужно разделять. С другой стороны, мальчики должны отделиться от матери, чтобы стать независимыми. Это контрастирует с теорией Фрейда, согласно которой мальчики развивают более сильное суперэго (сознательное), чем девочки, потому что у мальчиков есть пенис, а у девочек нет. Следовательно, мальчикам легче разрешить свой Эдиповый конфликт (влечение к женщине-родителю), чем девочкам Электра конфликт (влечение к мужчине-родителю).
Семейные отношения в младенчестве и детстве
Первые отношения ребенка происходят с членами семьи, которым ребенок выражает ряд эмоций (и наоборот). Если социальная и эмоциональная связь каким-то образом не срабатывает, ребенок может никогда не развить доверие, самоконтроль или эмоциональное рассуждение, необходимые для эффективного функционирования в этом мире. Качество отношений между ребенком и родителями, особенно между 6 и 18 месяцами, кажется, определяет качество дальнейших отношений ребенка.
Если физический контакт между младенцем и родителями играет такую жизненно важную роль для эмоционального здоровья младенца, а также важен для родителей, когда следует начинать такой контакт? Большинство экспертов рекомендуют установить физический контакт как можно скорее после родов. Исследования показывают, что младенцы, которые получают непосредственный контакт с матерью, кажутся менее плачущими, более счастливыми и более защищенными, чем дети, которые этого не делают. Немедленное сближение является оптимальным, но младенцы и родители могут позже восполнить первоначальное разделение.
Приложение
Приложение — это процесс, при котором один человек ищет близости к другому человеку. При взаимодействии родителей и детей привязанность взаимна и взаимна. Младенец смотрит и улыбается родителям, которые смотрят и улыбаются ему. Общение между ребенком и родителями действительно является основным на этом уровне, но также и глубоким.
Психолог Джон Боулби предположил, что младенцы рождаются «заранее запрограммированными» на определенное поведение, которое гарантирует связь с опекунами.Плач, цепляние, улыбка и «воркование» младенца призваны побуждать родителей кормить, обнимать, обнимать и петь. Родители могут помочь привить своему младенцу доверие по мере того, как ребенок формирует привязанности. Зрительный контакт, прикосновения и своевременное кормление — это, пожалуй, самые важные способы. Они, конечно же, также представляют собой выражение любви и привязанности родителей к своим детям.
Привязанность занимает центральное место в человеческом существовании, так же как и разлука и потеря. В конечном итоге отношения прерываются или растворяются сами по себе.Дети должны усвоить, что ничто человеческое не вечно, хотя усвоить эту концепцию не так просто, как может показаться на первый взгляд. По словам Боулби, дети, разлученные со своими родителями, проходят три стадии: протест, отчаяние и отстраненность. После того, как ребенок сначала отказался принять разлуку, а затем потерял надежду, он наконец принимает разлуку и начинает отвечать на внимание новых опекунов.
Социальная депривация , или отсутствие привязанности, оказывает на детей крайне негативное воздействие.Например, дети, которые были помещены в специализированные учреждения без тесных или постоянных привязанностей в течение длительных периодов времени, демонстрируют патологические уровни депрессии, отстранения, апатии и тревоги.
Воспитание в младенчестве и детстве
Культурные и общественные стандарты, социальная среда и поведение их детей определяют методы воспитания детей родителями. Следовательно, разные родители имеют разные представления о том, как реагировать на своих детей, общаться с ними и помещать их в детский сад.
Реагирование (например, игра, пение, кормление, прикосновение) к потребностям младенца, безусловно, важно для его психосоциального развития. На самом деле, у детей с сильной привязанностью обычно очень отзывчивые матери. Означает ли это, что воспитатели должны реагировать на все, что делает младенец? Возможно нет. Дети должны понять, что все потребности не могут быть полностью удовлетворены все время. Большинство опекунов отвечают большую часть времени своим младенцам, но не 100 процентов времени.Проблемы возникают только тогда, когда лица, осуществляющие первичный уход, обращаются к младенцам менее 25 процентов времени. Дети «не отвечающих» матерей, как правило, ненадежно привязаны, что может привести к одновременной чрезмерной зависимости и отвержению авторитетных фигур в более зрелом возрасте.
Сильное общение между родителями и детьми приводит к сильной привязанности и отношениям. Взаимодействие , или «синхронное» взаимодействие, особенно в течение первых нескольких месяцев, предсказывает безопасные отношения между родителями и младенцами.Взаимное поведение включает в себя по очереди подходить и удаляться, смотреть и трогать друг друга и «разговаривать» друг с другом.
Поскольку первые несколько месяцев и лет так важны для будущего психосоциального развития детей, некоторые родители беспокоятся о том, что им придется отдавать своих младенцев и малышей в детский сад и дошкольные учреждения. Исследования показывают, что дети, которые посещают детский сад, пока оба родителя работают, не находятся в невыгодном положении с точки зрения саморазвития, просоциального поведения или когнитивных функций.Многие авторитетные специалисты утверждают, что дневной уход в сочетании с качественным и общением с родителями, когда это возможно, обеспечивает лучшую и более раннюю социализацию, чем могло бы произойти в противном случае.
.
Адаптация материалов для разных возрастных групп | TeachingEnglish | Британский Совет
Введение
В последнем учебном совете мы рассмотрели, как адаптировать материалы для групп со смешанными способностями. Это наиболее распространенный тип адаптации, который приходится делать учителям. Однако бывают случаи, когда вам, возможно, придется адаптировать материалы из-за возраста ваших учеников. Чтобы рассмотреть эту тему, я разделю ее на два возможных сценария:
Использование материалов, предназначенных для старших учеников, с младшими учениками
В мире молодых учащихся мы часто обнаруживаем, что языковые способности учащихся выходят далеко за рамки типичный учебник, рассчитанный на их возраст.Поэтому часто требуется некоторая адаптация. В качестве примера: в настоящее время я обучаю группу 11-15-летних на курсах уровня First Certificate (выше среднего). Мы используем учебник, предназначенный для подростков старшего возраста и взрослых, поэтому адаптация является важной частью планирования урока. Главное, о чем нужно помнить при адаптации заданий, — это подумать о том, как сделать задание более реальным для ученика. На прошлой неделе мы писали официальные письма, чего ни один из студентов никогда в жизни не делал, и поэтому им требовалась серьезная поддержка.Посмотрев несколько образцов официальных писем, мы перешли к задаче в книге, а именно к письму с жалобой на услугу, полученную от туроператора во время недавнего отпуска. Очевидно, что они вряд ли сделают это даже на своем родном языке. Однако я знал, что некоторые студенты недавно ходили на концерт и были разочарованы выступлением. Итак, используя этих студентов, мы вместе адаптировали задачу. Я спросил студентов, что их разочаровало в шоу, и мы составили список.Эти моменты стали содержанием задания. Функциональный язык жалоб остался прежним, но задача стала более живой, поскольку она была более личной и ближе к собственному опыту студентов.
Разговорная деятельность тоже может нуждаться в адаптации. Собеседование может стать собеседованием для поступления на летние курсы или для помощи в скаутском лагере.
Вопросы, которые следует учитывать при подготовке уроков:
- Узнают ли ученики что-нибудь по теме?
- Если нет, как я могу ввести тему?
- Будет ли интересна тема студентам?
- Если нет, то как мне сделать его интереснее и воплотить в жизнь?
- Какая поддержка понадобится студентам для выполнения задания?
Использование материалов, предназначенных для младших школьников со старшими учениками
Если вы обнаружите, что используете материалы, предназначенные для младших школьников со старшими учениками, вы должны быть осторожны.Подростки особенно могут найти оскорбление, когда им преподносят детский материал, когда они считают, что готовы к чему-то более взрослому. Если вы не можете найти более подходящий материал, используйте то, что у вас есть, в качестве отправной точки.
Игры и развлекательные мероприятия, которые подходят для юных учеников, часто одинаково хорошо подходят для подростков старшего возраста или взрослых. Если вы объясните причину игры или действия и проясните, что студенты практикуют, играя в них, то большинство студентов, как правило, ответят положительно.Старшие ученики быстро разберутся с вами, если вы просто убиваете время и в этом нет реального смысла. Недавно я играл в бинго с группой взрослых и был поражен тем, что они были действительно взволнованы и соревновались и все пытались выиграть, чтобы в следующем раунде стать «королем бинго» или «королевой бинго». Думаю, после тяжелого рабочего дня они наслаждались возможностью на двадцать минут вернуться к своему детству!
Вопросы, которые следует учитывать при подготовке уроков:
- Подходит ли занятие для данной возрастной группы?
- Если нет, как мне восполнить пробел?
- В чем смысл деятельности?
- Что будут изучать студенты?
- Следует ли мне объяснить студентам, почему мы выполняем задание?
При любой адаптации материалов важно помнить, как можно персонализировать задачу и сделать ее более актуальной для учащегося.Если вам ясно, почему вы используете определенный материал и каковы ваши цели, тогда учащиеся должны быть довольны заданием, поскольку они смогут увидеть в нем смысл. Найдите время, чтобы пообщаться со своими учениками и узнать, чем они занимаются в свободное время и чем они интересуются. Сделав это, вы сможете найти больше материалов по интересующим их темам.
Автор: Jo Budden
Впервые опубликовано в 2008 г.
.
Когнитивное развитие: возраст 0–6
Когнитивное развитие: возраст 0–6
Во время сенсомоторной стадии Пиаже (от рождения до 2 лет) младенцы и малыши учатся на практике: взгляд, слух, прикосновение, хватание, сосание. Процесс, кажется, начинается с примитивного «мышления», которое включает в себя координацию движений тела с поступающими сенсорными данными. Когда младенцы намеренно пытаются взаимодействовать с окружающей средой, они узнают, что определенные действия приводят к определенным последствиям.Это начало понимания младенцами причинно-следственных связей.
Пиаже называл когнитивное развитие в возрасте от 2 до 7 лет предоперационной стадией . На этом этапе дети увеличивают использование языка и других символов, имитации поведения взрослых и игр. Маленькие дети увлекаются словами — как «хорошими», так и «плохими». Они также играют в «ролевые» игры. Пиаже также описал этот этап с точки зрения того, что дети не могут делать.Он использовал термин оперативный для обозначения обратимых способностей , которые дети еще не развили. Под обратимым Пиаже имел в виду действия, которые дети совершают в уме, но могут происходить в любом направлении. Сложение (3 + 3 = 6) и вычитание (6 — 3 = 3) являются примерами обратимых действий.
Пиаже считал, что эгоцентризм — неспособность отличить свою точку зрения от точки зрения других — ограничивает когнитивные способности дошкольников.Способность к эгоцентризму существует на всех стадиях когнитивного развития, но особенно проявляется в дошкольном возрасте. Маленькие дети в конечном итоге преодолевают эту раннюю форму эгоцентризма, когда узнают, что у других другие взгляды, чувства и желания. Затем они могут интерпретировать мотивы других и использовать эти интерпретации для взаимного общения — и, следовательно, более эффективного — с другими. Дошкольники со временем учатся подбирать высоту, тон и скорость своего голоса в соответствии с голосом слушателя.Поскольку взаимное общение требует усилий, а дошкольники по-прежнему эгоцентричны, они могут впадать в эгоцентрическую речь (не взаимную) во времена разочарования. То есть дети могут вернуться к прежним моделям поведения , когда их когнитивные ресурсы становятся напряженными и перегруженными.
Пиаже также считал, что маленькие дети не могут понять концепцию сохранения , которая заключается в том, что физические свойства остаются постоянными даже при изменении внешнего вида и формы.Им сложно понять, что одно и то же количество жидкости, налитой в емкости разной формы, остается неизменным. Ребенок перед операцией скажет вам, что в короткой толстой бутылке не содержится такого количества жидкости, как в высокой тощей бутылке. Точно так же дооперационный ребенок скажет вам, что горстка пенни — это больше денег, чем одна пятидолларовая банкнота. По словам Пиаже, когда дети развивают когнитивные способности к сохранению примерно в возрасте 7 лет, они переходят на следующую стадию развития, конкретных операций .
.
Почему домашнее обучение отлично подходит для социализации
Когда люди узнают, что я обучаюсь на дому, их глаза расширяются, когда они уверяют меня: «Ну, ты же не , что странно ». Справедливо. Однако для меня странно, что большинство людей ожидают, что люди, обучающиеся на дому, будут антисоциальными монстрами. Они кажутся шокированными тем, что я могу смотреть в глаза и вести довольно нормальную, хорошо приспособленную жизнь.
Когда у нас с женой были дети, мы не сомневались, что они будут обучаться на дому.Мне нравится опыт, который у меня был в детстве, и я хотел того же для наших детей, но я внимательно следил за ними, чтобы увидеть, могут ли они на самом деле страдать от отсутствия социализации. Кто знает, возможно, мой опыт был необычным? Но — нет. Дети в порядке. На самом деле они лучше, чем в порядке. В футболе тренер говорит, что мой сын, безусловно, лучший слушатель — что мой тренер всегда говорил обо мне, когда я был ребенком, — и мои дочери дружелюбны и открыты, готовы разговаривать со всеми другими детьми и даже взрослые люди.Они играют с соседями, соревнуются в спортивных командах, участвуют в разведке. Они устраивают дни рождения с друзьями и ездят на экскурсии.
Мои дети не являются чем-то необычным среди своих сверстников, которые учатся дома, и пришло время развеять миф о несоциализированных учениках на дому. У всех нас есть свои причины, по которым мы выбираем воспитание наших детей, и есть множество веских причин, чтобы пойти в государственную школу или церковно-приходскую школу, но когда дело доходит до домашнего обучения, социализация — это проблема, которую едва ли следует регистрировать.Это не только отлично подходит для нашей семьи в учебе, но и является отличной формой социализации. Я бы даже сказал, что мы учимся на дому , потому что так хорош в социализации. Вот почему:
Дети, обучающиеся на дому, знакомятся с широким кругом людей
Мои дети проводят много времени с детьми своего возраста, особенно в своих спортивных командах и занимаясь скаутингом. Однако в домашнем обучении они также могут вырваться из группы, соответствующей их классу, и проводить время с детьми всех возрастов.В поездках и кооперативах их часто проводят в компании самых разных детей. Это означает, что они получают опыт, наблюдая за поведением старших детей, и учатся терпению и зрелости, когда наставляют младших. Их учебная среда фактически имитирует старую однокомнатную школу, что имеет свои преимущества. В частности, он способствует энтузиазму, творчеству и сотрудничеству.
Дети, обучающиеся на дому, проводят больше времени со взрослыми
Когда дело доходит до социализации, дети являются прирожденными имитаторами, и большая часть их характера развивается благодаря тем, кто моделирует поведение.Детям может быть полезно научиться согласовывать социальную среду школьного класса и подражать другим детям, но также невероятно важно, чтобы они учились у социально зрелых взрослых. В частности, дети лучше всего учатся социализации у своих родителей. Однако для этого родители не могут потерять свое влияние, и, к сожалению, это часто случается, когда детей отправляют в школу. Ученики на дому с большей вероятностью избегут такой передачи влияния. Для них это большое преимущество.
Дети, обучающиеся на дому, избегают хулиганов
Хулиганы — реальность жизни даже для взрослых. В какой-то момент нам нужно научиться противостоять им. Для большинства из нас это было еще в начальной школе. Для многих научиться справляться с хулиганами — это познавательный опыт и полезный жизненный урок, который нужно усвоить. Для других же издевательства губительны. Это изолирует их от сверстников, тормозит их социальное развитие и оставляет стойкие эмоциональные шрамы. Детям, обучающимся на дому, не нужно тратить силы и слезы на издевательства.Да, каждый в какой-то момент должен иметь дело с неприятными людьми, но для того, чтобы этот опыт стал положительной возможностью для формирования характера, ребенок должен быть готов к развитию. Школа на дому предотвращает столкновение с хулиганами и позволяет детям подготовиться эмоционально.
Дети, обучающиеся на дому, сталкиваются с реальными жизненными ситуациями
Класс — это контролируемая среда. Есть масса отличных учителей, но у них нет такой возможности, как у домашних школьников, вырваться из класса и погрузиться в реальные жизненные ситуации в рамках учебного процесса.
Например, мои дочери младшего школьного возраста недавно решили заплатить за столик на ярмарке ремесел, создали держатели для цветов макраме и сказочных кукол и продали довольно много товаров. Чтобы этот проект работал, они исследовали методы, закупили материалы и посвятили время своей работе. Они имели дело с самыми разными людьми, в том числе со взрослыми клиентами, распоряжались своими деньгами и выясняли логистику установки дисплея. Поскольку они обучаются на дому, они могут совмещать уроки с практическими занятиями.Если цель социализации в начальной школе — подготовиться к реальной жизни, то домашнее обучение для победы в этой.
Опять же, домашнее обучение не для всех, но это отличный вариант. Если вы обдумываете это, не позволяйте мифам о социализации сдерживать вас. Это действительно отличный способ вырасти.
.