Темперамент и деятельность: Темперамент и деятельность

Содержание

Темперамент и деятельность

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

Еще Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провел исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера — необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции могут быть развиты путем индивидуальной тренировки лишь в определенных пределах. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов.

С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М. Грановкая: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Темперамент и деятельность — Темперамент человека

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Может создаваться ложное представление, что люди инертные не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. Советы Р. М. Грановской: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. 

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития определены врожденными свойствами нервной системы. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Темперамент в первую очередь заметно проявляется в деятельности каждого конкретного человека, в его индивидуальном стиле работы, присущем каждому человеку.  Заданный от природы  определенный индивидуальный  уровень  энергодинамических  возможностей  человека, (определяется  уровнем обмена или активности гормональной сферы человека, особенностями его нервных процессов и  т. д.), независимо от мотивов, целей и  т. д.  постоянно включается  в  его деятельность.  Это неизбежно приводит к обобщению определенных психических,  в данном случае  —  темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком  его энергодинамических возможностей. Так, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человека, в первом случае,  будет под  угрозой из-за  огромной истощаемости его организма, а  во втором  —  из-за слабого, пассивного усвоения человеком предметного мира. Именно в этом и состоит  приспособительная, адаптивная роль темперамента .

К настоящему времени  удалось не только экспериментально выделить ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации . Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования»,  в  которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.

Третий  компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.

Индивидуальный стиль деятельности каждого человека обусловлен определенным сочетанием свойств темперамента, проявляющимся в познавательных процессах, действиях и общении. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Рассмотрим проявление темперамента в деятельности на примере всем знакомой профессии продавца  (А. И. Савицкий, 2002).

Продавец в своей работе постоянно взаимодействует с людьми, поэтому количество ситуаций, способных вызывать эмоциональную напряженность достаточно велико. Продавец постоянно должен учитывать требования покупателя, пытаться угождать ему, поскольку это входит в его обязанности. Безусловно, это вызывает эмоциональную напряженность в работе продавца, особенно если покупатель чем-то неприятен продавцу, если он сам не знает, чего хочет и т. д. В таких ситуациях продавец, несмотря на его темперамент, обязан быть терпеливым, должен оставаться вежливым и услужливым.

В зависимости от своего темперамента, продавцы отличаются следующими личностными характеристиками. Продавец-сангвиник быстро находит контакт с людьми, общителен. Очень энергичный и работоспособный. Продавец-сангвиник, как правило, вынослив в работе, сдержан в проявлении своих чувств, бодр и энергичен. Легко находит индивидуальный подход к каждому покупателю с его вкусами и потребностями. Продуктивно работает в час «пик», когда имеет место «наплыв» большого числа покупателей.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Продавец-холерик отличается повышенной возбудимостью, а следовательно, и неуравновешенностью своего поведения. Он часто бывает вспыльчив, несдержан, а в общении с людьми может допускать резкость, раздражительность. Может создавать конфликтные ситуации. Продавец-холерик работает продуктивно, быстро, однако ему свойственно плохое самообладание. В работе может мешать излишняя поспешность. В часы «пик» его лучше переводить на более спокойное рабочее место, где меньше покупателей.

Продавец-флегматик проявляет в деятельности обдуманность и порядок. Он является малоэмоциональным типом. Нетороплив, а в отношениях с покупателями ровен и спокоен. Может заниматься фасовкой, упаковкой товаров. Однако вследствие его медлительности ставить его в часы «пик» на рабочее место нежелательно.

Продавец-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью. В работе его движения вялые и слабые. Сильно утомляется. При общении с покупателями продавец-меланхолик отзывчив. Старается избегать конфликтных ситуаций. В привычной обстановке работает продуктивно, но в новой обстановке проявляет тревожность.

В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое  значение имеет совместимость людей по темпераменту. Так, если рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально чревато конфликтом, Холерик будет работать быстрее и сделает больше, упрекая флегматика в неповоротливости. Однако холерик невнимателен к деталям, и если работа требует точности, то он склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик резонно посоветует холерику работать по свойственному ему принципу: «Лучше меньше, да лучше». Совместимость людей различного темперамента показана в таблице 1. Из приведенных данных видно, что наиболее совместимым типом темперамента является сангвиник .

Таблица 1

Совместимость людей различного темперамента






Тип темперамента

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Сангвиник

+

Холерик

+

Флегматик

+

±

+

Меланхолик

+

+

+

Условные обозначения:  + совместимость; – несовместимость;

                                ± относительная совместимость.

Темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции людей и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность — флегматик, а меланхолика
хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик — сангвиник и флегматик — меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая — довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик — меланхолик»
и «сангвиник — флегматик», даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить легкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые социотипы личности имеют еще и несовместимые темпераменты.

Любопытно, что нередко благополучные, любящие друг друга семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник как бы дополняют и необходимы друг другу. В дружеских отношениях часто участвуют люди одного темперамента, кроме холериков (они часто ссорятся из-за взаимной несдержанности). Наиболее универсальными партнерами являются флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (так, пары флегматиков оказались весьма неблагополучными).

Противоположным рассмотренному является понятие психологической несовместимости.  Психологическая несовместимость проявляется  в неспособности в критической ситуации понять друг друга, несинхронности психомоторных реакций, различиях  в других врожденных и приобретенных свойствах личности, которые препятствуют совместной  деятельности.  Так, было проведено наблюдение за совместными действиями двух летчиков, один из которых – командир – был более медлительным, с несколько замедленной реакцией, тогда как его помощник – второй пилот – был более быстрым и решительным человеком. В условиях аварийной обстановки возникла конфликтная ситуация в связи с вмешательством младшего по должности (из-за своей повышенной реактивности) в управление самолетом и попыткой навязать свою линию поведения. Вследствие этого аварийная ситуация была ликвидирована далеко не лучшим образом  .

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик — меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик — сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам — попытаться быть более последовательными в делах и более надежными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнера.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже — двух сангвиников и совсем плохим — двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики — самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники — независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьезный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.

Наблюдая за человеком, мы часто воспринимаем как признаки его темперамента разнообразные движения, реакции, формы поведения и др. Это часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать или не совпадать с темпераментом. Поэтому индивидуальный стиль деятельности человека не сводится только к темпераменту, его можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойства нервной системы и особенностей организма человека к условиям  выполняемой деятельности. Это приспособление призвано обеспечить достижение наилучших результатов деятельности с наименьшими затратами для человека.

Индивидуальный стиль деятельности, наряду с темпераментом,  определяется также и другими причинами и включает в себя умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди особенностей, относящихся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить те, которые приобретаются с опытом и носят компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека. Они способствуют максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.                                                

В трудовой деятельности человека возможно проявление такого явления как «маскировка темперамента» . Это такие проявления, которые замещают в определенной обстановке индивидуальные особенности темперамента человека. Они бывают обусловлены мотивами, чертами характера, привычками и навыками поведения человека. Так, благодаря осознанию ответственности и дисциплинированности холерик вместо присущей ему вспыльчивости и несдержанности может проявить сдержанность и самообладание. Также  может иметь большое значение в воспитании, поскольку она содействует преодолению отрицательного проявления темперамента человека в конкретной ситуации.

Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его  индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого темперамента, т. к. индивидуальный стиль — это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам темперамента очень высокие  требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций, что характерно, например,  в работе водителя или машиниста). Тогда необходимым условием успеха становится профессиональный отбор людей с темпераментом, пригодных для данной профессии. При этом следует отметить, что нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой – меланхолики, – сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются на их повторения.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Темперамент и деятельность. Как успевать все. Пособие по управлению временем

Темперамент и деятельность

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения, темперамент также тесно связан с профессиональной деятельностью человека. Определение сложное, смысл его – прост. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности, эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждения, взгляды, интересы, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Например, типологически малоподвижный студент производит впечатление не знающего урок, поспешность и импульсивность холерика приводят к ошибочным ответам, чувствительность меланхолика заставляет задуматься о необходимости проявления к нему психологического такта. Каждый вид деятельности требует своего профессионального ритма. Например, для творческой деятельности актеров благоприятны качества холериков и сангвиников, имеющих быстроту и хорошую подвижность, хотя своеобразным сценическим обаянием часто наделены и флегматики.


Итак, темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

При рассмотрении различных видов темперамента необходимо отметить, что нет видов хороших или плохих, каждый из них имеет свои положительные стороны, и нет необходимости направлять все свои силы на переделку своего темперамента, нужно только разумно использовать его отрицательные грани.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов. Такие типологии были практически полезны, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент (temperamentum) в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей преобладает в организме: если преобладает кровь («санг-вис» по латыни), темперамент будет сангвинистическим, то есть человек с таким темпераментом – энергичный, быстрый, жизненный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек – холерик, он желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, подвержен быстрым сменам настроения. Преобладание слизи («флегма») порождает темперамент флегматичный. Флегматик – человек спокойный, медлительный, уравновешенный, медленно, с трудом, переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Преобладание черной желчи («мелана-холе») порождает меланхолика – человека болезненно застенчивого и впечатлительного, склонного к грусти, робкого, замкнутого. Меланхолик быстро утомляется, он чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Предлагаем вам довольно простой тест для определения своего темперамента:







Данный текст является ознакомительным фрагментом.




Продолжение на ЛитРес








Темперамент и будущая профессия

Вы, наверное, уже слышали о четырех основных типах темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии.

Для определения типов темпераментов существуют специальные тесты, которые легко можно найти в Интернете или у школьного психолога. Но примерное представление о собственном темпераменте можно составить на основе словесного портретов каждого из типов, особенно если подключить к этому процессу родных и близких друзей. Какое из четырех описаний больше всего похоже на вас?

Холерик

Холерик чувствует азарт, встречаясь с трудностями. Он любит риск и активное времяпрепровождение. Временами склонен переоценивать свои возможности. Энергичен, но не всегда способен довести дело до конца. В общении проявляется импульсивность, эмоциональность, открытость и прямолинейность, иногда агрессивность. У холерика очень широкий круг общения и контактов, но отношения с большей частью окружения довольно поверхностные. В компаниях холерик часто играет роль лидера или заводилы. Речь холерика отличается быстротой, иногда сбивчивостью, всегда эмоционально окрашена, подкрепляется яркой жестикуляцией и мимикой. Холерик стремится к новому и быстро устает от однообразной деятельности, неусидчив. Быстро принимает решения, однако нередко сожалеет о них и пересматривает свою позицию. Работоспособность сильно зависит от настроения, которое вообще часто меняется.

Профессии для холерика. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из холериков часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

Образом профессии, категорически не подходящей холерику, может быть работа на конвейере или деятельность архивариуса. Однако подобная монотонность может оказаться характерной и, например, для профессии журналиста, если от него требуется выдавать на-гора по несколько материалов в день в определенном стиле и формате. Потому важен выбор не только непосредственно профессии, но и специализации вкупе с местом работы.

В целом у холерика больше шансов быть успешным в профессиях, связанных, скорее, с общением, нежели с документами и техникой. А также – в профессиях, требующих, скорее, гибкости, нежели въедливости.

 

Меланхолик

Меланхолик чувствителен, раним, бывает тревожен. Однако его переживания не особенно заметны внешне: в коллективе меланхолик обычно достаточно замкнут. Круг его общения узок, однако отношения с людьми складываются у него прочные и глубокие. Спокойно переносит меланхолик и одиночество. Он быстро устает от общения, особенно с малознакомыми людьми, при этом в общении он тактичен, внимателен, наблюдателен. Меланхолику важна поддержка и одобрение, он с трудом переносит неудачи и болезненно воспринимает критику. В деятельности способен проявлять тщательность, исполнительность, быть очень внимательным к деталям.

Профессии для меланхолика. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.

Образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, может быть, например, профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа. При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании.

 

Сангвиник

Сангвиник воспринимается в коллективе как активный, жизнерадостный и доброжелательный человек. Он отличается уравновешенностью; можно сказать, что он беспокоен внешне, но спокоен внутри. Его характеризует высокая работоспособность, умение долго сосредоточиваться на задаче и легкая переключаемость с одной задачи на другую, при этом – склонность к некоторой поверхностности. В общении сангвиник открыт, его речь выразительна, он хорошо сдерживает эмоции, настроен обычно добродушно и оптимистично. Сангвиник общителен, у него обычно широкий круг контактов и несколько близких друзей, он легко устанавливает новые контакты. Для сангвиника характерна стабильная самооценка, которая может быть адекватной или слегка завышенной. Сангвиники обычно обладают хорошими организаторскими способностями.

Профессии для сангвиника. Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Образом профессии, наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы.

В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии – сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями, полученными навыками.

 

Флегматик

Это самый стабильный тип нервной системы. Типичный флегматик отличается уравновешенностью, стрессоустойчивостью, низкой эмоциональностью. Его характеризует медленный темп речи, движений и деятельности. Однако знакомую деятельность флегматик выполняет в среднем темпе и с высокой точностью. В общении флегматик – это уравновешенный, спокойный, немногословный, рассудительный человек, потребность в общении у флегматика невысока, круг контактов обычно довольно узкий. Флегматик обычно долго колеблется в выборе решений, но, раз приняв решение, методично следует своему выбору. Для флегматика важна привычная и спокойная обстановка, порядок во всем, он очень устает от суеты и форс-мажоров. Флегматик постоянен в своих интересах и в отношениях. Умеет доводить начатое до конца, притом что включаться в работу может довольно долго.

Профессии для флегматика. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Образом профессии, противопоказанной флегматику, может быть, например, профессия ведущего шоу или секретаря. То есть – любая деятельность, вынуждающая его часто импровизировать, деятельность в условиях изменяющейся среды, требующая постоянного переключения себя на новых людей и перестройки себя под новые задачи.

Для флегматика важна работа по четкому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и точными сроками их реализации.

 

Завершая статью, напомню, что при выборе профессии важно руководствоваться целым комплексом различных факторов. И даже если какая-то профессия очень для вас привлекательна, но не подходит вам с точки зрения вашего темперамента, не стоит расстраиваться. Современный мир профессий и специальностей настолько разнообразен, что всегда можно найти компромисс, где ваши способности, интересы и особенности темперамента и характера будут адекватно востребованы.

 

Источник: Газета ДГСЗН ЯО «Быть может»

влияние на деятельность, виды нервных систем

Какой из существующих типов темперамента можно назвать самым лучшим? Большая часть людей, без сомнений, скажут, что это – сангвиник. Но правдивы ли их суждения? Чтобы точно ответить на поставленный вопрос, стоит измерить эффективность деятельности индивида каждого темперамента, оценит специфику его деятельности. В известной карикатуре Х. Бидструпа, которую можно увидеть на рисунке 1, отчетливо прослеживается, как в одинаковой ситуации люди с различными типами темперамента ведут себя совершенно по-разному, но допустимо ли утверждать, какое именно поведение можно назвать правильным?

Рисунок 1. Реакции людей с разными темпераментами в одинаковых ситуациях

Отсутствие связи между темпераментом и интеллектом

Исследования, которые проводились для того, чтобы выявить зависимость между уровнем развития интеллекта и, соответственно, типом темперамента, продемонстрировали, что люди с высоким IQ могут обладать абсолютно разными темпераментами, а люди, имеющие одинаковый темперамент, обладают совершенно различными умственными способностями.

Темперамент влияет на скорость, беглость осуществляемых умственных операций, на устойчивость и переключаемость внимания, на динамику включаемости в работу, на эмоциональную саморегуляцию во время работы, на степени утомления или напряжения. Но, в свою очередь, свойства темперамента никак не предопределяют конкретно умственные возможности человека.

Отличия слабой и сильной нервных систем

Некой группе учеников было предложено решать элементарные арифметические задачи на протяжении всего урока. Исследования показали, что во время выполнения данного задания ученики, имеющие слабую нервную систему, решили большую часть заданий в самом начале урока (благодаря повышенной отзывчивости на окружающее, реактивности), но, при этом, они быстрее утомлялись; ученики с сильной нервной системой дольше «раскачивались», но, в то же время, сумели дольше выполнять предложенные задания.

Если выделить три этапа в умственной работе индивида – такие, как подготовительный, исполнительный и контрольный, – то можно отметить, что люди с сильной нервной системой мало времени затрачивают на подготовительный и контрольный этапы (то есть не используют черновик, не проверяют, не исправляют свою работу), в то время как слабая нервная система предполагает продолжительный подготовительный этап (подготовить все для успешной работы, проверить, настроиться на работу в эмоциональном плане) и контрольные действия.

Такие свойства темперамента, как уровень активности, а также легкость переключаемости с одного задания на второе, могут оказать довольно противоречивое влияние на успешность процесса обучения. Все взаимосвязано с тем, как именно применяются те либо другие динамические черты.

Еще одно отличие сильной и слабой нервных систем состоит в планировании действий: человек с сильной нервной системой был способен длительное время выполнять ряд заданий без особого планирования и распределения времени, человек со слабой нервной системой старался браться за новую работу только тогда, когда была полностью завершена прежняя, а для заданий, которые были получены на длительный срок, старался заблаговременно составить четкий план на день, неделю и так далее. В итоге же их результат был одинаковым.

Измерения результативности обучающихся с инертной и подвижной нервной системой продемонстрировали, что при высокой подвижности нервно-психических процессов задания выполняются обучающимися скорее других, но из-за сильной стремительности были замечены пропуски элементов задания, была показана сильная ошибочность.

Замечание 1

Обучающиеся со слабой нервной системой выполняли свои задания точно и в срок, без ошибок, но быстрота выполнения была маленькой, отмечались задержки в сроках выполнения работы.

Получается, что темперамент и деятельность (а также ее окончательный результат) никак не взаимосвязаны, но, в свою очередь, именно темперамент определяет индивидуальный стиль деятельности, то есть способен определять своеобразие способов деятельности.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Подходы к каждому типу темперамента

Именно из-за этого темперамент, в отличие от характера, невозможно определить благодаря понятием «хороший» либо «плохой». Темперамент представляет собой биологический фундамент личности человека, он напрямую связан с конституцией индивида, с обменными процессами в организме.

Замечание 2

Определенные черты темперамента наследуются, как, к примеру, наследуется цвет глаз, форма носа и подобные признаки, и поэтому очень плохо поддается изменениям.

Темперамент нельзя изменить, его свойства имеют некую пластичность, но это, как можно сказать, пластичность стали. Из-за этого можно метать громы и молнии относительно «консервативного» поведения «ограниченного» человека с флегматическим типом темперамента, подшучивать над «жалким» меланхоликом, бесконечно наказывать «буйного» холерика и стараться призвать к большей серьезности «поверхностного» сангвиника – все это не приведет к получению желаемого результата. Стоит бороться не с самим темпераментом, стоит отыскать способы реализации индивидуальных достоинств и компенсации имеющихся недостатков. К представителю каждого из типов темперамента необходимо отыскать собственный подход, руководствуясь такими принципами:

  • «Ни минуты покоя». Данный принцип применим к холерикам. Подход опирается на имеющиеся достоинства – энергичность, страстность, увлеченность, целеустремленность, подвижность, а также на уменьшение проявлений недостатков, таких как невыдержанность, вспыльчивость, конфликтность, агрессивность, нетерпеливость. Холерик постоянно должен быть при деле, в противном случае его активность перейдет в конфликтность, склочность.
  • «Доверяй, но проверяй». Этот подход применим к людям с сангвиническим типом темперамента. Общительный, радующийся жизни, отзывчивый, сангвиник имеет предрасположенность к зазнайству. Легкомыслие, разбросанность, излишняя общительность и ненадежность – это его очевидные минусы. Милый сангвиник зачастую обещает что-то только для того, чтобы не обидеть другого человека, но не в каждому случае сдерживает свои обещания, и из-за этого его нужно держать под постоянным контролем.

Стоит учитывать, что взаимоотношения с руководителем сангвинического темперамента необходимо выстраивать с той точки зрения, что он всегда ждет от своих сотрудников высочайшего профессионализма, полной отдачи работе, стопроцентной деловитости в общении.

  • «Не торопи». Этот подход применяется к флегматикам. Стоит знать, что флегматик не может работать в условиях дефицита времени, ему необходим собственный темп работы, и его не стоит подгонять, он лично рассчитает необходимое для завершения дела время.

Если идет речь о взаимоотношениях с начальником флегматического темперамента, нужно знать, что он ждет от своих сотрудников инициативности, активности и самостоятельности. Ему необходимо регулярно давать обратную связь: доклады, записки о том, как продвигается работа, чего достичь удалось, а чего — еще нет и так далее. В общении с таким начальником стоит слегка «замедляться», уметь держать правильную паузу в такие монеты, когда он думает и принимает решение. Начальник-флегматик – это упрямый человек, и если он принял отрицательное решение, подчиненным необходимо взять перерыв, и только после этого начинать принимать меры по изменению данного решения.

  • «Не навреди». При общении с меланхоликом не стоит повышать голос, излишне давить, давать ему слишком резкие и жесткие указания, ведь он излишне чувствителен даже к перемене интонации, и очень раним. Его достоинства – человечность, мягкость, доброжелательность, способность к сочувствию другим людям, а недостатки – мнительность, низкая работоспособность, замкнутость, ранимость, стеснительность и даже злопамятность.

Обычно меланхолик трудится в роли подчиненного, в неформальной структуре выполняет ведомую роль. Очень редко можно встретить руководителя с меланхолическим типом темперамента. Но если это все-таки имеет место быть, стоит давать ему регулярную эмоциональную поддержку друзей и близкого круга общения. Помимо этого, ему нужно по расписанию отдыхать, поддерживать отличную психологическую и физическую форму, относиться к своему питанию с большим вниманием.

Глава 15. Темперамент

Краткое
содержание

Типы
темпераментов.
Понятие
о темпераменте. Виды темпераментов:
холерический, сангвинический,
флегматический, меланхолический.
Положительные и отрицательные стороны
каждого типа темперамента. Отсутствие
чистых типов темпераментов, их смешанность
у большинства людей. Достоинства и
недостатки каждого типа темперамента.

Свойства
темперамента.
Темперамент
и основные свойства нервной системы
человека. Психологическая характеристика
темперамента, проявление его основных
свойств: активности, темпа, продуктивности,
возбудимости, тормози-мости, переключаемое™
— применительно к познавательным
процессам, предметной деятельности и
общению человека.

Темперамент
и индивидуальный стиль деятельности.
Понятие
индивидуального стиля деятельности.
Связь темперамента и индивидуального
стиля деятельности. Общее и различное
в темпераменте и в индивидуальном стиле
деятельности. Индивидуальный стиль
деятельности как результат приспособления
врожденных свойств нервной системы
человека и других анатомо-физиологических
способностей организма к требованиям
той или иной деятельности.

Темперамент
и личность.
Связь
темперамента с основными свойствами
личности. Темперамент, впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность и
тревожность человека. Темперамент и
поступки. Темперамент и характер.
Темперамент и способности человека.

ТИПЫ
ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Темпераментом
называют совокупность свойств,
характеризующих динамические особенности
протекания психических процессов и
поведения человека, их силу, скорость,
возникновение, прекращение и изменение.
Свойства темперамента к числу собственно
личностных качеств человека можно
отнести только условно, они скорее
составляют индивидные его особенности,
так как в основном биологически
обусловлены и являются врожденными.
Тем не менее темперамент оказывает
существенное влияние на формирование
характера и поведения человека, иногда
определяет его поступки, его
индивидуальность, поэтому полностью
отделить темперамент от личности нельзя.
Он выступает как бы связующим звеном
между организмом, личностью и
познавательными процессами.

Идея
и учение о темпераменте в своих истоках
восходят к работам древнегреческого
врача Гиппократа. Он описал основные
типы темпераментов, дал им характеристики,
однако свя-

394

зывал
темперамент не со свойствами нервной
системы, а с соотношением различных
жидкостей в организме: крови, лимфы и
желчи. Первую классификацию темпераментов
предложил Гален, и она в относительно
малоизмененном виде дошла до наших
дней. Последнее из известных ее описаний,
которое используется и в современной
психологии, принадлежит немецкому
философу И.Канту. Им мы и воспользуемся.

И.Кант
разделял темпераменты человека
(проявления темперамента можно заметить
и у высших животных) на два типа:
темпераменты чувства и темпераменты
деятельности. В целом же «можно установить
только четыре простых темперамента:
сангвинический, меланхолический,
холерический, флегматический»1.
Из этих четырех типов темперамента к
темпераментам чувства относятся
сангвинический и его противоположность
— меланхолический. Первый характеризуется
тем, что при нем ощущения возникают в
нервной системе и в сознании человека
довольно быстро и внешне проявляются
сильно, но внутренне бывают недостаточно
глубокими и продолжительными. При
меланхолическом темпераменте внешние
проявления ощущений2
бывают
менее яркими, но зато внутренне достаточно
глубокими и длительными.

Сангвинический
темперамент деятельности характеризует
человека весьма веселого нрава. Он
представляется оптимистом, полным
надежд, юмористом, шутником, балагуром.
Он быстро воспламеняется, но столь же
быстро остывает, теряет интерес к тому,
что совсем еще недавно его очень волновало
и притягивало к себе. Сангвиник много
обещает, но не всегда сдерживает свои
обещания. Он легко и с удовольствием
вступает в контакты с незнакомыми
людьми, является хорошим собеседником,
все люди ему друзья. Его отличает доброта,
готовность прийти на помощь. Напряженная
умственная или физическая работа его
быстро утомляет.

Меланхолический
темперамент деятельности, по Канту,
свойствен человеку противоположного,
в основном мрачного настроя. Такой
человек обычно живет сложной и напряженной
внутренней жизнью, придает большое
значение всему, что его касается, обладает
повышенной тревожностью и ранимой
душой. Такой человек нередко бывает
сдержанным и особенно контролирует

‘Кант
И.
О
темпераменте // Психология индивидуальных
различий: Тексты. — М., 1982. — С. 149:

2Кант
называл ощущениями то. что в современной
психологии чаще называется чувствами.

395

себя
при выдаче обещаний. Он никогда не
обещает того, что не в состоянии сделать,
весьма страдает от того, что не может
выполнить данное обещание, даже в том
случае, если его выполнение непосредственно
от него самого мало зависит.

Холерический
темперамент деятельности характеризует
вспыльчивого человека. О таком человеке
говорят, что он слишком горяч, несдержан.
Вместе с тем такой индивид быстро
остывает и успокаивается, если ему
уступают, идут навстречу. Его движения
порывисты, но непродолжительны.

Флегматический
темперамент деятельности относится к
хладнокровному человеку. Он выражает
собой скорее склонность к бездеятельности,
чем к напряженной, активной работе.
Такой человек медленно приходит в
состояние возбуждения, но зато надолго.
Это заменяет ему медлительность вхождения
в работу.

Заметим,
что в данной классификации темпераментов
по Канту неоднократно упоминаются
свойства, относящиеся не только к
динамическим особенностям психики и
поведения человека, но и к характеру
совершаемых им типичных поступков. Это
не случайно, так как в психологии
взрослого человека трудно разделить
между собой темперамент и характер.
Кроме того, свойства темперамента
существуют и проявляются не сами по
себе, а в поступках человека в различных
социально значимых ситуациях. Темперамент
человека определенно влияет на
формирование его характера, но сам
характер выражает человека не столько
как физическое, сколько как духовное
существо.

Каждый
из представленных типов темперамента
сам по себе не является ни хорошим, ни
плохим (если не связывать темперамент
и характер). Проявляясь в динамических
особенностях психики и поведения
человека, каждый тип темперамента может
иметь свои достоинства и недостатки.
Люди сангвинического темперамента
обладают быстрой реакцией, легко и скоро
приспосабливаются к изменяющимся
условиям жизни, обладают повышенной
работоспособностью, особенно в начальный
период работы, но зато к концу снижают
работоспособность из-за быстрой
утомляемости и падения интереса.
Напротив, те, кому свойствен темперамент
меланхолического типа, отличаются
медленным вхождением в работу, но зато
и большей выдержкой. Их работоспособность
обычно выше в середине или к концу
работы, а не в начале. В целом же
производительность и качество работы
у сангвиников и меланхоликов примерно
одинаковы, а различия касаются в основном
только динамики работы в разные ее
периоды.

396

Холерический
темперамент имеет то достоинство, что
позволяет сосредоточить значительные
усилия в короткий промежуток времени.
Зато при длительной работе человеку с
таким темпераментом не всегда хватает
выдержки. Флегматики, напротив, не в
состоянии быстро собраться и
сконцентрировать усилия, но взамен
этого обладают ценной способностью
долго и упорно работать, добиваясь
поставленной цели. Тип темперамента
человека необходимо принимать в расчет
там, где работа предъявляет особые
требования к указанным динамическим
особенностям деятельности.

СВОЙСТВА
ТЕМПЕРАМЕНТА

К
свойствам
темперамента можно отнести те отличительные
индивидуальные признаки человека,
которые определяют собой динамические
аспекты всех его видов деятельности,
характеризуют особенности протекания
психических процессов, имеют более или
менее устойчивый характер, сохраняются
в течение длительного времени, проявляясь
вскоре после рождения (после того, как
центральная нервная система приобретает
специфически человеческие формы).
Считают, что свойства темперамента
определяются в основном свойствами
нервной системы человека, которые мы
рассмотрели в предыдущей главе учебника,
обсуждая проблемы способностей.

Советский
психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на
новую концепцию свойств нервной системы,
предложил на ее основе более современную
трактовку свойств темперамента1.
Исходя из теории функциональной системы
П.КАнохина, включающей четыре блока
хранения, циркулирования и переработки
информации (блок афферентного синтеза,
программирования (принятия решений),
исполнения и обратной связи), Русалов
выделил четыре связанные с ними свойства
темперамента, отвечающие за широту или
узость афферентного синтеза (степень
напряженности взаимодействия организма
со средой), легкость переключения с
одной программы поведения на другую,
скорость исполнения текущей программы
поведения и чувствительность к
несовпадению реального результата
действия с его акцептором.

В
соответствии с этим традиционная
психофизиологическая оценка темперамента
изменяется и вместо двух параметров —

1Русалов
В.М.
Предметный
и коммуникативный аспекты темперамента
человека // Психологический журнал. —
1989. — Т. 10. — № 1.

397

активности
и чувствительности — включает уже
четыре компонента: эргичность
(выносливость), пластичность, скорость
и эмоциональность (чувствительность)
. Все эти компоненты темперамента, по
мнению В.М.Русалова, биологически и
генетически обусловлены. Темперамент
зависит от свойств нервной системы, а
они в свою очередь понимаются как
основные характеристики функциональных
систем, обеспечивающих интегратив-ную,
аналитическую и синтетическую деятельность
мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент
— это психобиологическая категория в
том смысле слова, что его свойства не
являются полностью ни врожденными, ни
зависимыми от среды. Они, по выражению
автора, представляют собой «системное
обобщение» первоначально генетически
заданных индивидуально-биологических
свойств человека, которые, «включаясь
в самые разные виды деятельности,
постепенно трансформируются и образуют
независимо от содержания самой
деятельности обобщенную, качественно
новую индивидуально устойчивую систему
инвариантных свойств»1.

В
соответствии с двумя основными видами
человеческой деятельности — предметной
деятельностью и общением — каждое из
выделенных свойств темперамента должно
рассматриваться отдельно, поскольку
предполагается, что в деятельности и
общении они проявляются по-разному.

Еще
на одно обстоятельство, характеризующее
связь темперамента со свойствами нервной
системы, следует обратить внимание.
Психологической характеристикой
темперамента являются не сами по себе
свойства нервной системы или их сочетание,
а типичные особенности протекания
психических процессов и поведения,
которые данные свойства порождают.

Рассмотрим
эти свойства применительно к познавательным
процессам, предметной деятельности и
общению человека. В число соответствующих
свойств можно включить активность,
продуктивность, возбудимость, тормозимость
и переключаемость.

Активная
сторона восприятия, внимания, воображения,
памяти и мышления характеризуется,
соответственно, тем, насколько человек
в состоянии сосредоточить, сконцентрировать
свое внимание, воображение, память и
мышление на определенном объекте или
его аспекте. Темп проявляется в том,
насколько быстро работают соответствующие
психические про-

хРусалов
В.М.
Предметный
и коммуникативный аспекты темперамента
человека// Психологический журнал. —
1989. — Т. 10, — № 1. — С. 12.

398

цессы.
Например, один человек запоминает,
припоминает, рассматривает, представляет,
думает над решением задачи быстрее, чем
другой.

Продуктивность
всех перечисленных познавательных
процессов может быть оценена по их
продуктам, по результатам, полученным
в течение определенного отрезка времени.
Продуктивность выше там, где за одно и
то же время удается больше увидеть,
услышать, запомнить, припомнить,
представить, решить. Не следует смешивать
продуктивность с работоспособностью.
Человек, обладающий высокопродуктивными
(в указанном смысле слова) познавательными
процессами, вовсе не обязательно имеет
повышенную работоспособность, т.е.
умение в течение длительного времени
поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость,
тормозимость и переключаемость
характеризуют быстроту возникновения,
прекращения или переключения того или
иного познавательного процесса с одного
объекта на другой, перехода от одного
действия к другому. Например, одним
людям требуется больше, чем другим,
времени для того, чтобы включиться в
умственную работу или переключиться с
размышления над одной темой на другую.
Одни люди быстрее запоминают информацию
или припоминают ее, чем другие. Здесь
также следует иметь в виду, что указанные
различия не определяют способности
людей.

Применительно
к предметной деятельности активность
означает силу и амплитуду связанных с
ней движений. Они у активного человека
инстинктивно более широки, чем у менее
активного. Например, повышенная
темпераментная активность в спорте
порождает у спортсмена более широкие
и сильные движения, включенные в различные
упражнения, чем у того, у кого это свойство
темперамента выражено слабо. Более
активный человек имеет более размашистый
почерк, буквы у него более высоки, а
расстояние между ними более значительно,
чем у менее активного индивида. Человеку
с повышенной активностью труднее дается
выполнение слабых, тонких, небольших
по амплитуде движений, в то время как
человеку с пониженной активностью
труднее бывает выполнять сильные и
размашистые движения.

Темп
работы в предметной деятельности
определяется числом операций, действий,
движений, выполняемых за единицу времени.
Один человек предпочитает работать в
быстром, другой — в медленном темпе.

От
активности и темпа работы зависит
продуктивность действий, связанных с
движениями, если никаких дополнитель-

399

ных
требований, кроме частоты и интенсивности,
к соответствующим действиям не
предъявляется.

В
общении людей обсуждаемые свойства
темперамента проявляются аналогичным
образом, только в данном случае они
касаются вербального и невербального
взаимодействия человека с человеком.
У индивида с повышенной активностью
речь, мимика, жесты, пантомимика более
ярко выражены, чем у человека с пониженной
активностью. Более активные люди
обладают, как правило, и более сильным
голосом. Темп их речи, равно как и темп
эмоционально экспрессивных движений,
довольно высок.

Значительно
различается стиль общения у сильно и
слабо возбудимых людей. Первые реагируют
быстрее, легче входят в контакт, лучше
адаптируются в общении, чем вторые.
Тормозимые индивиды легче прекращают
общение, менее словоохотливы, чем те,
чьи тормозные реакции замедленные. Эти
последние нередко отличаются тем, что
много говорят, не отпускают собеседника
и создают впечатление надоедливости.
Они с трудом переключаются в общении с
одной темы на другую, с одного человека
на другого. «Продуктивность» их общения,
т.е. способность сообщить и воспринять
информацию за единицу времени, также
больше, чем у людей противоположного
типа — малоактивных и обладающих
невысоким темпом.

ТЕМПЕРАМЕНТ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определенное
сочетание свойств темперамента,
проявляющееся в познавательных процессах,
действиях и общении человека, определяет
его индивидуальный стиль деятельности.
Он представляет собой систему зависящих
от темперамента динамических особенностей
деятельности, которая содержит приемы
работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный
стиль деятельности не сводится к
темпераменту, он определяется и другими
причинами, включает умения и навыки,
сформировавшиеся под влиянием жизненного
опыта. Индивидуальный стиль деятельности
можно рассматривать как результат
приспособления врожденных свойств
нервной системы и особенностей организма
человека к условиям выполняемой
деятельности. Это приспособление должно
обеспечить достижение наилучших
результатов в деятельности с наименьшими
затратами.

400

То,
что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем
как признаки его темперамента
(разнообразные движения, реакции, формы
поведения), часто является отражением
не столько темперамента, сколько
индивидуального стиля деятельности,
особенности которого могут совпадать
и расходиться с темпераментом.

Ядро
индивидуального стиля деятельности
определяет комплекс имеющихся у человека
свойств нервной системы1.
Среди тех особенностей, которые относятся
к самому индивидуальному стилю
деятельности, можно выделить две группы:

1.
Приобретаемые в опыте и носящие
компенсаторный характер по отношению
к недостаткам индивидуальных свойств
нервной системы человека.

2.
Способствующие максимальному
использованию имеющихся у человека
задатков и способностей, в том числе
полезных свойств нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ
И ЛИЧНОСТЬ

Личность
и темперамент связаны между собой таким
образом, что темперамент выступает в
качестве общей основы многих других
личностных свойств, прежде всего
характера. Он, однако, определяет лишь
динамические проявления соответствующих
личностных свойств.

От
темперамента зависят такие свойства
личности, как впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность и
тревожность. Впечатлительность — это
сила воздействия на человека различных
стимулов, время их сохранения в памяти
и сила реакции на них. Одни и те же стимулы
на впечатлительного человека оказывают
большее воздействие, чем на недостаточно
впечатлительного. Впечатлительный
человек, кроме того, дольше помнит
соответствующие воздействия и дольше
сохраняет реакцию на них. Да и сила
соответствующей реакции у него значительно
больше, чем у менее впечатлительного
индивида.

Эмоциональность
— это скорость и глубина эмоциональной
реакции человека на те или иные события.
Эмоциональный человек придает большую
значимость тому, что происходит с ним
и вокруг него. У него гораздо более, чем
у неэмоционального

‘См.:
Климов
Е.А.
Индивидуальный
стиль деятельности // Психология
индивидуальных различий: Тексты. — М.,
1982.

401

человека,
выражены всевозможные телесные реакции,
связанные с эмоциями. Эмоциональный
индивид — это тот, кто почти никогда не
бывает спокойным, постоянно находится
во власти каких-либо эмоций, в состоянии
повышенного возбуждения или, напротив,
подавленности.

Импульсивность
проявляется в несдержанности реакций,
в их спонтанности и появлении еще до
того, как человек успевает обдумать
сложившуюся ситуацию и принять разумное
решение по поводу того, как в ней
действовать. Импульсивный человек
сначала реагирует, а потом думает,
правильно ли он поступил, часто сожалеет
о преждевременных и неправильных
реакциях.

Тревожный
человек отличается от малотревожного
тем, что у него слишком часто возникают
связанные с беспокойством эмоциональные
переживания: боязнь, опасения, страхи.
Ему кажется, что многое из того, что его
окружает, несет в себе угрозу для
собственного «Я». Тревожный человек
боится всего: незнакомых людей, телефонных
звонков, экзаменов, испытаний, официальных
учреждений, публичных выступлений и
т.п.

Сочетание
описанных свойств и создает индивидуальный
тип темперамента, поэтому, характеризуя
его, мы не случайно вынуждены были время
от времени отступать от чисто динамических
описаний и включать в них характерологические
личностные качества. Те проявления
темперамента, которые в конечном счете
становятся свойствами личности, зависят
от обучения и воспитания, от культуры,
обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент
в некоторой степени влияет на развитие
способностей человека, особенно тех, в
состав которых входят движения с такими
их существенными характеристиками, как
темп, скорость реакции, возбудимость и
тормозимость. В первую очередь это
способности, включающие в свой состав
сложные и точные движения с непростой
траекторией и неравномерным темпом. К
ним также относятся способности,
связанные с повышенной работоспособностью,
сопротивляемостью помехам, выносливостью,
необходимостью длительной концентрации
внимания.

Темы
и вопросы для обсуждения на семинарах
Т е м а 1. Типы темпераментов.

1.
Понятие
о темпераменте.

2.
Типы темперамента.

3.
Достоинства и недостатки каждого типа
темперамента.

4.
Темперамент и деятельность.

402

Т
е
м
а 2. Свойства темперамента.

1.
Темперамент и основные свойства нервной
системы человека.

2.
Психологическая характеристика
темперамента.

3.
Проявление психологических свойств
темперамента в познавательных процессах
человека.

4.
Отражение свойств темперамента в
предметной деятельности.

5.
Зависимость стиля общения от свойств
темперамента.

Т
е м а 3. Темперамент и индивидуальный
стиль деятельности.

1.
Понятие индивидуального стиля
деятельности.

2.
Зависимость индивидуального стиля
деятельности от особенностей темперамента.

3.
Неоднозначность связи между темпераментом
и индивидуальным стилем деятельности.

Т
е м а 4. Темперамент и личность.

1.
Связь темперамента со свойствами
личности.

2.
Темперамент как основа для формирования
впечатлительности, эмоциональности,
импульсивности и тревожности.

3.
Темперамент и способности.

4.
Темперамент и характер человека.

Темы
для рефератов

1.
Типы темпераментов, их психологическая
характеристика.

2.
Индивидуальный стиль деятельности.

Темы
для самостоятельной исследовательской
работы

1.
Темперамент,
его органические основы.

2.
Личность
и темперамент.

ЛИТЕРАТУРА

I

Белоус
В.В.
Темперамент и деятельность. Учебное
пособие. — Пятигорск, 1990. (Место
темперамента в структуре личности:
20—25. Типы темперамента: 26—52. Темперамент
и деятельность: 102-112.)

Мерлин
B.C.
Очерк
интегрального исследования индивидуальности.
— М., 1986. (Свойства
темперамента и свойства личности:
86—110. Свойства нервной системы и свойства
темперамента: 65—86.)

403

Мерлин
B.C.
Очерк
теории темперамента. — М., 1964. (Отличительные
признаки темперамента: 3—18. Основные
проблемы теории темперамента: 19
33.
Происхождение и развитие темперамента:
156—183. Темперамент и отношения личности:
184— 223. Понятие темперамента: 254—276.)

Психология
индивидуальных различий. Тексты. — МГУ,
1982.
темпераменте (И.Кант): 148—152. Темперамент
(В.Д.Небы-лицын): 153
159.
Отличительные признаки темперамента
(В.С.Мерлин): 160—168. Темперамент и характер
(А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев): 167—171. Строение
характера (Б.Г.Ананьев): 172— 178.)

Русалов
В.М. О
природе
темперамента и его месте в структуре
индивидуальных свойств человека //
Вопросы психологии. — 1985. — № 11. — С. 19-33.

Стреляу
Я. Роль темперамента в психическом
развитии. — М., 1982. (Основные
концепции темперамента: 19
66.
Темперамент и факторы его формирования:
67—109. Связь темперамента со способностями
и личностью: 109—141. Значение свойств
темперамента для деятельности: 162—227.)

II

Гиппенрейтер
Ю.Б.
Введение
в общую психологию. Курс лекций. — М.,
1988. (Темперамент:
234—256.)

Мерлин
B.C.
Личность
как предмет психологического исследования.
— Пермь, 1988. (Темперамент
и личность: 68—77.)

Общая
психология. — М., 1986. (Темперамент:
401—418.)

Рубинштейн
С.Л.
Основы
общей психологии: В
2
т. — Т.
П.

М., 1989. (Темперамент
и характер: 211—235.)

Русалов
В.М. Биологические свойства
индивидуально-психологических различий.
— М., 1979. (Основные
положения теории человеческой
индивидуальности: 6—22. Психодинамические
свойства человека: 163
248.)

III

Левитов
Н.Д.
Психология
характера. — М., 1969. (Характер
и темперамент: 57—68.)

Мясищев
В.Н.
Личность
и неврозы. — Л., 1960. (Проблема
психологического типа в свете учения
И.П.Павлова: 173—199.)

Чудновский
В.Э.
Воспитание
способностей и формирование личности.
— М., 1986. (Индивидуальный
стиль деятельности и способности:
55
69.)

404

Как понять темперамент своего ребенка

Как мне лучше понять темперамент своего ребенка?

Некоторые дети «легкие». Они предсказуемы, спокойны и подходят к большинству новых событий положительно. Другим детям труднее, они не могут легко справляться со своими эмоциональными переживаниями и самовыражением. Когда личность ребенка не совсем соответствует или не соответствует характеру других членов семьи, это может стать проблемой для всех. Конечно, ни один ребенок не бывает все время однобоким, но у каждого свой обычный типаж.

Легкость, с которой ребенок приспосабливается к окружающей среде, во многом зависит от его темперамента — приспособляемости и эмоционального стиля. По большей части темперамент — это врожденное качество ребенка, с которым он родился. Она несколько видоизменяется (особенно в первые годы жизни) его опытом и взаимодействием с другими людьми, с окружающей средой и его здоровьем.

К тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, его темперамент хорошо выражен и совершенно очевиден для тех, кто его знает.Это не то, что может сильно измениться в будущем. Эти врожденные качества не имеют ничего общего с вашими собственными родительскими навыками. Тем не менее, адаптация поведения ребенка школьного возраста во многом зависит от взаимодействия его темперамента с вашим и от того, как другие на него реагируют — насколько комфортно он вписывается в свое окружение и окружающие его люди.

Характеристика темперамента

Зная некоторые характеристики темперамента, вы можете лучше понять своего ребенка, оценить его уникальность и справиться с проблемами плохой «приспособленности», которые могут привести к недопониманию и конфликтам.

Темперамент определяется как минимум девятью основными характеристиками.

  • Уровень активности : уровень физической активности, движения, беспокойства или беспокойного поведения, которые ребенок демонстрирует в повседневной деятельности (и который также может влиять на сон).
    Ритмичность или регулярность: наличие или отсутствие регулярного рисунка основных физических функций, таких как аппетит, сон и особенности кишечника.

  • Приближение и отстранение : способ, которым ребенок первоначально реагирует на новый стимул (быстрый и смелый или медленный и нерешительный), будь то люди, ситуации, места, еда, изменение распорядка или другие переходы.

  • Адаптивность : степень легкости или трудности, с которой ребенок приспосабливается к изменению или новой ситуации, и насколько хорошо ребенок может изменить свою реакцию.

  • Интенсивность : уровень энергии, с которым ребенок реагирует на ситуацию, положительную или отрицательную.

  • Настроение : настроение, положительное или отрицательное, или степень приятности или неприязни в словах и поведении ребенка.

  • Интервал внимания : способность сосредоточиться или сосредоточиться на задаче, отвлекаясь или не отвлекаясь.

  • Способность отвлекаться : легкость, с которой ребенок может отвлечься от задания с помощью внешних (обычно визуальных или слуховых) стимулов.

  • Сенсорный порог : количество стимуляции, необходимое для реакции ребенка. Некоторые дети реагируют на малейшее раздражение, а другим требуется интенсивное воздействие.

Как темперамент влияет на детей и их родителей

У каждого ребенка свой набор девяти характеристик темперамента. Многие, но не все дети, как правило, попадают в одну из трех широких и в некоторой степени нечетко определенных категорий: легкие, медленные, чтобы разогреться или застенчивые, или трудные или сложные. Эти ярлыки — удобное сокращение, но ни одно из них не дает полного представления о ребенке. Многие родители считают более полезным думать о своем ребенке с точки зрения девяти черт темперамента.

Легкий ребенок легко реагирует на окружающий мир. Его настроение положительное, от умеренно до умеренно напряженного. Он легко адаптируется к новым школам и людям. Сталкиваясь с неприятной ситуацией, он обычно делает это с относительно небольшим беспокойством. Его родители, вероятно, описывают его как «радость быть рядом». В эту категорию попадает около 40 процентов детей.

Другой профиль темперамента может выявить несколько медлительного в разогреве или застенчивого ребенка, который обычно имеет слабое настроение, но не всегда отрицательное.Он медленно приспосабливается к незнакомому окружению и людям, нерешителен и застенчив, заводя новых друзей, и склонен уйти от общения с новыми людьми и обстоятельствами. Столкнувшись с новой ситуацией, у него, скорее всего, появятся проблемы с тревогой, физическими симптомами или разлукой. Однако со временем он станет более восприимчивым к новым людям и ситуациям, как только станет с ними ближе.

Трудный или вызывающий ребенок склонен реагировать на мир негативно и резко.В младенчестве его можно было отнести к категории суетливых детей. В детстве он, возможно, был склонен к истерикам или ему было трудно угодить. Иногда он все еще может быть взрывным, упрямым и напряженным, и он может плохо адаптироваться к новым ситуациям. Некоторым детям с трудным темпераментом сложно адаптироваться в школе, а их учителя могут жаловаться на проблемы в классе или на игровой площадке. Когда у детей тяжелый темперамент, у них обычно больше проблем с поведением, и они создают большую нагрузку на мать и семью.

Важно отличать сложный темперамент от других проблем. Например, рецидивирующие или хронические заболевания, эмоциональные и физические стрессы могут вызывать поведенческие трудности, которые на самом деле вовсе не связаны с темпераментом

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

Девять черт темперамента: Уровень активности

Понимание уровня активности вашего ребенка может помочь вам понять его и поддержать его.

Темперамент

Темперамент — это черты личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасающийся? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы родились, хотя на них могут влиять семья, культура или опыт человека.Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента, и в этой статье мы исследуем черту уровня активности.

Уровень активности

Уровень активности означает, насколько физически активен человек. Некоторые люди чувствуют необходимость постоянно вставать и двигаться, в то время как другие люди с большей вероятностью будут двигаться медленнее и заниматься более тихой и спокойной деятельностью.

Высокая активность

Дети с высоким уровнем активности могут быстро переключаться с одного занятия на другое. Вы можете думать об их поведении как о хулиганском, а можете расценивать их как оскорбительные или шумные. Во время медленных или тихих занятий высокоактивным детям может быть трудно усидеть на месте и, скорее всего, они будут нервничать.

Низкая активность

Дети с более низким уровнем активности, естественно, будут выбирать более тихие и спокойные занятия.Они с большей вероятностью смогут сидеть спокойно во время тихой деятельности, и у них будет меньше энергии, которую можно сжечь во время повседневной деятельности.

Воспитание и уровень активности

Убедитесь, что у вашего очень активного ребенка есть много возможностей двигаться и бегать. У них много энергии, которую нужно сжечь, поэтому постарайтесь сделать перерыв в тихих или более медленных занятиях, например, в поездке на автомобиле, и дайте им возможность получить всплеск высокой активности, например, в быстрой игре в метки. на остановке отдыха.Если у вашего ребенка более низкий уровень активности, убедитесь, что у него есть много возможностей для тихих или более медленных занятий, таких как блоки, чтение или настольные игры.

Если ваш распорядок дня и ваши ожидания изменяются в соответствии с уровнем активности вашего ребенка, это может предотвратить конфликты и стресс, а также позволить ребенку удовлетворять свои потребности, используя его сильные стороны и опираясь на его природный темперамент.

Подробнее о детях и темпераменте читайте в других статьях этой серии:

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Чтобы узнать о положительном влиянии, которое получают дети и семьи от программ повышения квалификации МГУ, прочтите наш Отчет о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension оказали положительное влияние на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.

Вы нашли эту статью полезной?

Уровень активности относится к общему уровню двигательной активности, когда человек бодрствует или спит. Двигательная активность включает в себя движения крупных и мелких мышц, такие как бег, прыжки, переворачивание, удерживание цветного карандаша, сбор игрушек и т. Д. Высокая активность с трудом сидит на месте. подвижный и активный.
Низкая активность сидит спокойно и предпочитает сидячий образ жизни. предпочитает меньше шума и движений.
Способность отвлекаться — это легкость, с которой можно отвлечься; или, наоборот, его уровень концентрации или сосредоточенности. Высокая отвлекаемость испытывает трудности с концентрацией и вниманием при выполнении какой-либо деятельности, а также легко отвлекается на звуки или изображения во время занятий. очень отвлекается на дискомфорт, замечая даже небольшие сигналы, такие как голод, сонливость и т. Д.
Низкая отвлекаемость обладает высокой степенью концентрации, уделяет внимание, когда занят какой-либо деятельностью, и его нелегко отвлечь на звуки или изображения во время занятий. может справиться с дискомфортом, совершенно не кажется, что его беспокоят.
Интенсивность относится к энергетическому уровню эмоциональной реакции человека, как положительной, так и отрицательной. Высокая интенсивность имеет сильные или интенсивные положительные и отрицательные реакции.
Низкая интенсивность имеет приглушенные эмоциональные реакции.
Закономерность относится к предсказуемости биологических функций, таких как прием пищи, сон и т. Д. Очень обычный предсказуемые паттерны аппетита, сна и выделения.
Нерегулярное непредсказуемые режимы аппетита, сна и выделения.
Чувствительность описывает, насколько человек реагирует на физические стимулы, такие как свет, звук и текстуры. Высокая чувствительность чувствителен к физическим раздражителям, включая звуки, вкусы, прикосновения и изменения температуры; разборчив в еде; и ему трудно спать в чужой постели.
Низкая чувствительность не чувствителен к физическим раздражителям, включая звуки, вкусы, прикосновения и изменения температуры; может заснуть где угодно; и легко пробует новые продукты.
Доступность — это первая реакция человека на новые места, ситуации или вещи. Высокий приближение охотно подходит к новым ситуациям или людям.
Низкое приближение колеблется и сопротивляется, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами.
Адаптивность описывает, как легко приспосабливаться к изменениям и переходам. Высокая адаптивность легко переходит к новым занятиям и ситуациям. требует очень мало времени, чтобы чувствовать себя хорошо в новых ситуациях.
Низкая адаптивность требуется больше времени для перехода к новым занятиям или ситуациям. может плакать или оставаться рядом с опекуном, прежде чем приблизиться к новой ситуации.
Настойчивость относится к продолжительности времени, в течение которого человек продолжает свою деятельность перед лицом препятствий. Высокая стойкость продолжает выполнение задачи или деятельности, несмотря на препятствия, и его нелегко расстроить.
Низкая стойкость переходит к новой задаче или занятию, когда сталкивается с препятствиями и легко расстраивается.
Настроение — это склонность человека реагировать на мир преимущественно положительно или отрицательно. Позитивное настроение положительно реагирует на мир и в целом весел.
Серьезное настроение реагирует наблюдательно, иногда более серьезно и имеет тенденцию быть внимательным к новым ситуациям.