Темперамент и деятельность в психологии: Темперамент и деятельность — Студопедия

Содержание

Темперамент и деятельность — Студопедия

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Может создаваться ложное представление, что люди инертные не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. Советы

Р. М. Грановской: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.



Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития определены врожденными свойствами нервной системы. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности.


Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:
1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

43 билет

Сангвинистический темперамент.

Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

· Флегматический темперамент.

Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основа

ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Темперамент в первую очередь заметно проявляется в деятельности каждого конкретного человека, в его индивидуальном стиле работы, присущем каждому человеку.  Заданный от природы  определенный индивидуальный  уровень  энергодинамических  возможностей  человека, (определяется  уровнем обмена или активности гормональной сферы человека, особенностями его нервных процессов и  т. д.), независимо от мотивов, целей и  т. д.  постоянно включается  в  его деятельность.  Это неизбежно приводит к обобщению определенных психических,  в данном случае  —  темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком  его энергодинамических возможностей. Так, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человека, в первом случае,  будет под  угрозой из-за  огромной истощаемости его организма, а  во втором  —  из-за слабого, пассивного усвоения человеком предметного мира. Именно в этом и состоит  приспособительная, адаптивная роль темперамента .

К настоящему времени  удалось не только экспериментально выделить ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации . Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования»,  в  которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.

Третий  компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.

Индивидуальный стиль деятельности каждого человека обусловлен определенным сочетанием свойств темперамента, проявляющимся в познавательных процессах, действиях и общении. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Рассмотрим проявление темперамента в деятельности на примере всем знакомой профессии продавца  (А. И. Савицкий, 2002).

Продавец в своей работе постоянно взаимодействует с людьми, поэтому количество ситуаций, способных вызывать эмоциональную напряженность достаточно велико. Продавец постоянно должен учитывать требования покупателя, пытаться угождать ему, поскольку это входит в его обязанности. Безусловно, это вызывает эмоциональную напряженность в работе продавца, особенно если покупатель чем-то неприятен продавцу, если он сам не знает, чего хочет и т. д. В таких ситуациях продавец, несмотря на его темперамент, обязан быть терпеливым, должен оставаться вежливым и услужливым.

В зависимости от своего темперамента, продавцы отличаются следующими личностными характеристиками. Продавец-сангвиник быстро находит контакт с людьми, общителен. Очень энергичный и работоспособный. Продавец-сангвиник, как правило, вынослив в работе, сдержан в проявлении своих чувств, бодр и энергичен. Легко находит индивидуальный подход к каждому покупателю с его вкусами и потребностями. Продуктивно работает в час «пик», когда имеет место «наплыв» большого числа покупателей.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Продавец-холерик отличается повышенной возбудимостью, а следовательно, и неуравновешенностью своего поведения. Он часто бывает вспыльчив, несдержан, а в общении с людьми может допускать резкость, раздражительность. Может создавать конфликтные ситуации. Продавец-холерик работает продуктивно, быстро, однако ему свойственно плохое самообладание. В работе может мешать излишняя поспешность. В часы «пик» его лучше переводить на более спокойное рабочее место, где меньше покупателей.

Продавец-флегматик проявляет в деятельности обдуманность и порядок. Он является малоэмоциональным типом. Нетороплив, а в отношениях с покупателями ровен и спокоен. Может заниматься фасовкой, упаковкой товаров. Однако вследствие его медлительности ставить его в часы «пик» на рабочее место нежелательно.

Продавец-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью. В работе его движения вялые и слабые. Сильно утомляется. При общении с покупателями продавец-меланхолик отзывчив. Старается избегать конфликтных ситуаций. В привычной обстановке работает продуктивно, но в новой обстановке проявляет тревожность.

В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое  значение имеет совместимость людей по темпераменту. Так, если рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально чревато конфликтом, Холерик будет работать быстрее и сделает больше, упрекая флегматика в неповоротливости. Однако холерик невнимателен к деталям, и если работа требует точности, то он склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик резонно посоветует холерику работать по свойственному ему принципу: «Лучше меньше, да лучше». Совместимость людей различного темперамента показана в таблице 1. Из приведенных данных видно, что наиболее совместимым типом темперамента является сангвиник .

Таблица 1

Совместимость людей различного темперамента






Тип темперамента

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Сангвиник

+

Холерик

+

Флегматик

+

±

+

Меланхолик

+

+

+

Условные обозначения:  + совместимость; – несовместимость;

                                ± относительная совместимость.

Темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции людей и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность — флегматик, а меланхолика
хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик — сангвиник и флегматик — меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая — довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик — меланхолик»
и «сангвиник — флегматик», даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить легкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые социотипы личности имеют еще и несовместимые темпераменты.

Любопытно, что нередко благополучные, любящие друг друга семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник как бы дополняют и необходимы друг другу. В дружеских отношениях часто участвуют люди одного темперамента, кроме холериков (они часто ссорятся из-за взаимной несдержанности). Наиболее универсальными партнерами являются флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (так, пары флегматиков оказались весьма неблагополучными).

Противоположным рассмотренному является понятие психологической несовместимости.  Психологическая несовместимость проявляется  в неспособности в критической ситуации понять друг друга, несинхронности психомоторных реакций, различиях  в других врожденных и приобретенных свойствах личности, которые препятствуют совместной  деятельности.  Так, было проведено наблюдение за совместными действиями двух летчиков, один из которых – командир – был более медлительным, с несколько замедленной реакцией, тогда как его помощник – второй пилот – был более быстрым и решительным человеком. В условиях аварийной обстановки возникла конфликтная ситуация в связи с вмешательством младшего по должности (из-за своей повышенной реактивности) в управление самолетом и попыткой навязать свою линию поведения. Вследствие этого аварийная ситуация была ликвидирована далеко не лучшим образом  .

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик — меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик — сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам — попытаться быть более последовательными в делах и более надежными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнера.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже — двух сангвиников и совсем плохим — двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики — самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники — независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьезный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.

Наблюдая за человеком, мы часто воспринимаем как п

Темперамент и деятельность

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

Еще Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провел исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера — необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции могут быть развиты путем индивидуальной тренировки лишь в определенных пределах. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов.

С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих

26. Темперамент и деятельность людей

Темпераментом
называют совокупность свойств,
характеризую­щих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения человека, их силу,
скорость, возникновение, прекраще­ние
и изменение. Свойства темперамента к
числу собственно личностных качеств
человека можно отнести только условно,
они скорее составляют индивидные его
особенности, так как в основ­ном
биологически обусловлены и являются
врожденными.

И.
Кант разделял темпераменты человека
(проявления темпе­рамента можно
заметить и у высших животных) на два
типа: темпераменты чувства и темпераменты
деятельности. В целом же «можно установить
только четыре простых темперамента:
сангвини­ческий, меланхолический,
холерический, флегматический»’. Из этих
четырех типов темперамента к темпераментам
чувства относятся сангвинический и его
противоположность — меланхолический.
Пер­вый характеризуется тем, что при
нем ощущения возникают в нерв­ной
системе и в сознании человека довольно
быстро и внешне прояв­ляются сильно,
но внутренне бывают недостаточно
глубокими и продолжительными. При
меланхолическом темпераменте внешние
проявления ощущений’ бывают менее
яркими, но зато внутренне до­статочно
глубокими и длительными.

Сангвинический
темперамент деятельности характеризует
челове­ка весьма веселого нрава. Он
представляется оптимистом, полным
надежд, юмористом, шутником, балагуром.
Он быстро воспламеня­ется, но столь
же быстро остывает, теряет интерес к
тому, что совсем еще недавно его очень
волновало и притягивало к себе. Сангвиник
много обещает, но не всегда сдерживает
свои обеща­ния. Он легко и с удовольствием
вступает в контакты с незнако­мыми
людьми, является хорошим собеседником,
все люди ему друзья. Его отличает доброта,
готовность прийти на помощь. На­пряженная
умственная или физическая работа его
быстро утомляет.

Меланхолический
темперамент деятельности, по Канту,
свой­ствен человеку противоположного,
в основном мрачного настроя. Такой
человек обычно живет сложной и напряженной
внутренней жизнью, придает большое
значение всему, что его касается,
обла­дает повышенной тревожностью и
ранимой душой. Такой человек нередко
бывает сдержанным и особенно контролирует
себя при выда­че обещаний. Он никогда
не обещает того, что не в состоянии
сде­лать, весьма страдает от того, что
не может выполнить данное обещание,
даже в том случае, если его выполнение
непосредственно от него самого мало
зависит.

Холерический
темперамент деятельности характеризует
вспыльчи­вого человека. О таком
человеке говорят, что он слишком горяч,
несдержан. Вместе с тем такой индивид
быстро остывает и успока­ивается,
если ему уступают, идут навстречу. Его
движения порывис­ты, но непродолжительны.

Флегматический
темперамент деятельности относится к
хладно­кровному человеку. Он выражает
собой скорее склонность к без­деятельности,
чем к напряженной, активной работе.
Такой человек медленно приходит в
состояние возбуждения, но зато надолго.
Это заменяет ему медлительность вхождения
в работу.

Каждый
из представленных типов темперамента
сам по себе не является ни хорошим, ни
плохим (если не связывать темпера­мент
и характер). Проявляясь в динамических
особенностях психики и поведения
человека, каждый тип темперамента может
иметь и достоинства и недостатки.

Психологическая характеристика типов темперамента и принципы учета темперамента в деятельности

Психологическая характеристика типов темперамента. Дадим психологическую характеристику типов темперамента, выделив в каждом из них главное свойство и ряд (не менее трех) второстепенных свойств.

Холерик: главное свойство: преобладание возбуждение над торможением, которое раскрывается через такие свойства, как:

а) неуравновешенное, агрессивное поведение;

б) отношение к деятельности: страстно-увлеченное;

в) эмоции: сильные и кратковременные; резкий переход от одной эмоции к другой;

Сангвиник: главное свойство: пластичность, которое обнаруживается через:

а) уравновешенное и дружелюбное поведение;

б) поверхностные и кратковременные эмоциональные переживания;

в) гибкость ума, находчивость;

г) приспособляемость к меняющимся ситуациям, нахождение контакта с новыми людьми, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой;

д) продуктивность при динамической и разнообразной работе, стремление к творчеству и новизне.

Флегматик – главное свойство: преобладание торможения над возбуждением, которое обнаруживает себя через:

а) способность к устойчивости внимания и неспособность к быстроте его переключения на другие объекты;

б) уравновешенное и сдержанное поведение;

б) силу и глубину эмоциональные переживания при их слабой зкспрессии и динамике протекания;

в) невысокую общительность, интровертированность;

г) настойчивость, терпение, усидчивость;

д) длительное формирование межличностных отношений с людьми.



Меланхолик – главное свойство: сензитивность (повышенная чувствительность: низкий порог ощущений и переживания эмоций), которая обнаруживает себя в таких свойствах, как:

а) впечатлительность: чувства отличаются глубиной, большой силой и длительностью, хотя экспрессия слабо выражена;

б) повышенная эмоциональная ранимость, когда незначительный повод вызывает сильные и длительные отрицательные эмоции, устойчивость внимания на психологической травме;

в) склонность к пониженному настроению, тревожности, обидчивости;

г) низкая стрессоустойчивость;

д) в медленном психическом темпе, в вялости и замедленности движений;

е) интровертированности, склонности к замкнутости, слабому внешнему выражению чувств, зависимость от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.

Принципы учета темперамента в деятельности.

Холерику:


Рекомендуется:

а) разнообразные виды деятельности, требующие не только концентрации внимания, но и резкое его переключение;

НЕ рекомендуется:

а) однообразная, монотонная работа;

В процессе воспитания: а) развивать инициативность, работоспособность, активность; б) нейтрализовать резкость, вспыльчивость, неустойчивость настроения.

Сангвинику:

Рекомендуется:

а) разнообразная деятельность, в том числе связанная с общением с другими людьми, целесообразен как руководитель;

НЕ рекомендуется:

а) однообразная, монотонная деятельность, особенно та, к которой потерян интерес;

В процессе воспитания: а) развивать инициативность, коммуникабельность, жизнерадостность, устойчивость; б) нейтрализовать неустойчивость интересов и склонностей, несобранность, легкомысленное отношение к делу.

Флегматику:

Рекомендуется:

а) однообразная, монотонная, привычная работа, не требующая быстрого переключения внимания, а также установления широкого круга знакомств и межличностного общения с людьми;

б) деятельность, требующая для своего качественного выполнения высокую устойчивость внимания.

НЕ рекомендуются:

а) новые, неосвоенные виды деятельности, требующие быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях;

б) профессии, связанные с установлением психологического контакта и широкого круга межличностного общения.

В процессе воспитания: а) развивать уравновешенность, настойчивость, высокую работоспособность; б) нейтрализовать недостаточную общительность, медлительность, безразличие, инертность.

Меланхолику:

Рекомендуется:

а) деятельность с оптимальным сочетанием труда и отдыха; б) ориентироваться на повышенную его чувствительность и ранимость.

НЕ рекомендуется: а) работа, требующая большого напряжения, особенно в стрессовых и нестандартных ситуациях, требующих большого нервного напряжения.

В процессе воспитания: а) развивать чуткость, способность к сопереживанию, а также к концентрации внимания; б) нейтрализовать мнительность, неуверенность, обидчивость и замкнутость.

Темперамент и его психологические особенности — Студопедия

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток на другие особенности психики.

Термин «темперамент» в переводе с латинского языка означает «надлежащее соотношение частей». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает в организме человека: кровь («сангвис»), желчь («холе»), слизь («флегма») или черная желчь (мелан холе»). Соответственно, было выделено четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Такое представление о темпераменте как обусловленном сочетанием жидкостей в организме получило название гуморальной теории индивидуальных различий людей.

Выделение четырех основных типов темперамента способствовало возникновению идей о возможности типизации поведенческих характеристик.

Поворотный пункт в изучении темперамента произошел в 30-х гг. 20 века благодаря работам И. П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей, не телосложение человека, а особенности функционирования нервной системы, а точнее – основные свойства нервной системы. Эта концепция исходит из положения о существовании у высокоорганизованной нервной системы ряда свойств (параметров, черт), характеризующих динамику протекания в ней нервных процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих свойств составляет нейрофизиологическую основу разнообразных психологических проявлений с их индивидуальными вариациями.



В работах И. П. Павлова и его учеников были выделены три основных свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения (способность нервной системы выдерживать сильные раздражители), их подвижность, т.е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенность как соотношение между процессами возбуждения и торможения. На основе учения о свойствах нервной системы И. П. Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Типология высшей нервной деятельности включала в себя четыре основных типа и совпадала с античной классификацией темпераментов. Согласно этому подходу, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик – сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик – сильным, уравновешенным, но инертным типом высшей нервной деятельности; меланхолик – слабым типом ВНД.


Идеи И. П. Павлова о типах нервной деятельности развивали отечественные ученые Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии – дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов.

Кроме того, психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами:

сензитивность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

активность – напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимоотношениях с природным и социальным миром;

темп реакций – скорость протекания психических процессов и реакций;

пластичность и ригидность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям или, наоборот, инертность, нечувствительность к изменению условий;

экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события; интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания, мысли.

Каждый тип темперамента соответствующе характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Однако следует учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, жизнерадостен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника может выработаться поверхностность и непостоянство. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. В стрессовой ситуации активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Холерик — отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью. Нервная система холерика определяется преобладанием возбудения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость движений, вспыльчивость, необузданность. Проявление холерическог

Темперамент и его психологические особенности.

Темпераментом
называют совокупность свойств,
характеризующих динамические особенности
протекания психических процессов и
поведения человека: их силу, скорость,
возникновение, прекращение и изменение.
Темперамент оказывает существенное
влияние на формирование характера и
поведения человека, иногда определяет
его поступки, его индивидуальность,
поэтому полностью отделить темперамент
от личности нельзя. Он выступает как бы
связующим звеном между организмом,
личностью и познавательными процессами.

Первую
классификацию темпераментов предложил
Гален, и она в относительно малоизмененном
виде дошла до наших дней. Последнее из
известных ее описаний, которое используется
и в современной психологии, принадлежит
немецкому философу Канту (1724-1804).  Он
разделял темпераменты человека на два
типа: темпераменты чувства и темпераменты
деятельности. В целом же можно установить
только четыре простых темперамента:
сангвинический; меланхолический;
холерический; флегматический.

Сангвинический
темперамент

характеризует человека весьма веселого
нрава. Он представляется оптимистом,
полным надежд, юмористом, шутником,
балагуром. Он быстро воспламеняется,
но столь же быстро остывает, теряет
интерес к тому, что совсем еще недавно
его очень волновало и притягивало к
себе. Сангвиник много обещает, но не
всегда сдерживает свои обещания. Он
легко и с удовольствием вступает в
контакты с незнакомыми людьми, является
хорошим собеседником, все люди ему
друзья. Его отличает доброта, готовность
прийти на помощь. Напряженная умственная
или физическая работа его быстро
утомляет.  Меланхолический
темперамент

свойствен человеку в основном мрачного
настроя, который обычно живет сложной
и напряженной внутренней жизнью, придает
большое значение всему, что его касается,
обладает повышенной тревожностью и
ранимой душой. Такой человек нередко
бывает сдержанным и особенно контролирует
себя при выдаче обещании. Он никогда не
обещает того, что не в состоянии сделать,
весьма страдает от того, что не может
выполнить данное обещание, даже в том
случае, если его выполнение непосредственно
от него самого мало зависит.  Холерический
темперамент

характеризует вспыльчивого, слишком
горячего и несдержаного человека. Вместе
с тем такой индивид быстро остывает и
успокаивается, если ему уступают, идут
навстречу. Его движения порывисты, но
непродолжительны. Флегматический
темперамент

относится к хладнокровному человеку.
Он выражает собой скорее склонность к
бездеятельности, чем к напряженной,
активной работе. Такой человек медленно
приходит в состояние возбуждения, но
зато надолго. Это заменяет ему
медлительность вхождения в работу.

Темперамент и
личность.
Личность
и темперамент связаны между собой таким
образом, что темперамент выступает в
качестве общей основы многих других
личностных свойств, прежде всего
характера. Он, однако, определяет лишь
динамические проявления соответствующих
личностных свойств. От темперамента
зависят такие свойства личности, как
впечатлительность, эмоциональность,
импульсивность и тревожность. Сочетание
описанных свойств и создает индивидуальный
тип темперамента, те проявления
темперамента, которые в конечном счете
становятся свойствами личности, зависят
от обучения и воспитания, от культуры,
обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент
в некоторой степени влияет на развитие
способностей человека, особенно тех, в
состав которых входят движения с такими
их существенными характеристиками, как
темп, скорость реакции, возбудимость и
тормозимость. К ним также относятся
способности, связанные с повышенной
работоспособностью, сопротивляемостью
помехам, выносливостью, необходимостью
длительной концентрации внимания.

Характер

совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающаяся
и проявляющаяся в деятельности и общении,
обусловливая типичные для нее способы
поведения. Характер тесно связан с
другими сторонами личности, в частности
с темпераментом, который определяет
внешнюю форму выражения характера,
накладывая своеобразный отпечаток на
те или иные его проявления. Характер
представляет собой единство индивидуального
и типического. Индивидуальное своеобразие
жизненного пути, условий жизни и
деятельности человека формирует
разнообразие индивидуальных черт
характера. Типичные стороны характера
являются продуктом определенных
общественно-исторических условий.

Характеры
различаются по их определенности и
цельности. Наличие одной или нескольких
выраженных доминирующий черт – признак
определенного характера. У людей с
неопределенным характером подобные
черты отсутствуют или слабо выражены.
Цельные характеры отличаются отсутствием
противоречий между осознанием целей и
самой деятельностью, единством мыслей
и чувств. Противоречивому характеру
свойственно наличие несовместимых друг
с другом мыслей и чувств, целей и мотивов,
желаний и побуждений.

В
структуре характера выделяют две группы
черт. Первая – выражает отношение
человека к действительности, к другим
людям и к самому себе (например,
коллективизм, чуткость, гуманность,

Глава 3.3: Темперамент и личность

Темперамент и личность

Еще одна область, которой уделяется много внимания с точки зрения биологических детерминант личности, — это темперамент. 3.2

Большинство родителей скажут вам, что их дети очень рано начинают проявлять поведение. Одни могут быть упрямыми, другие счастливыми, а третьи сварливыми. Мы видим эти общие эмоциональные реакции у младенцев и часто можем заметить тенденцию к тому времени, когда ребенку исполнится всего несколько месяцев.Многие из этих родителей также будут утверждать, что эти реакции или темпераменты сохраняются на протяжении всего развития ребенка.

Упрямый младенец, который плачет, когда его уложили спать, может превратиться в упрямого подростка, который восстает против власти или сопротивляется общественным нормам. Счастливый и довольный младенец может быть взрослым, который легко находит друзей и умеет видеть хорошее в других. Когда эти темпераменты присутствуют вскоре после рождения и сохраняются на протяжении всей жизни человека, трудно не увидеть биологической связи.

Модель темперамента EAS

Как и Айзенк, других биологов-теоретиков интересовало, сколько существует разных темпераментов. Статистические методы, такие как факторный анализ, применялись, но с неоднозначными результатами. Однако есть одна теория, которая, кажется, имеет оплот в этой области. Модель темперамента EAS была разработана с использованием трех измерений: эмоциональности, активности и общительности.

Эмоциональность — это эмоциональные реакции ребенка на раздражители окружающей среды.Другими словами, очень эмоциональный ребенок может легко плакать, бояться, быстро волноваться или проявлять другие сильные эмоциональные реакции. Ребенок с низким темпераментом может казаться более спокойным, расслабленным и менее заинтересованным в своем окружении. Во взрослом возрасте высокая эмоциональность может быть связана с творческими усилиями, отношениями и выбором карьеры.

Активность относится к уровню энергии ребенка. Люди с высоким темпераментом считаются активными, предпочитают физическую активность и игры, могут быть более суетливыми или с трудом успокаиваться.Во взрослом возрасте наш темперамент к деятельности играет важную роль в выборе профессии, хобби и социализации.

Наконец, общительность связана с комфортом человека и уровнем взаимодействия с другими. Очевидно, что люди с высоким темпераментом предпочтут групповые занятия, командные виды спорта и им будет удобнее общаться в социальной среде. Люди с низким уровнем коммуникабельности могут предпочесть уединенные занятия и испытывать тревогу из-за незнакомцев или новых ситуаций. Став взрослыми, легко увидеть, как наш уровень общительности может повлиять на нашу дружбу, выбор карьеры и хобби.

Торможение

Другая область биологических исследований сосредоточена на склонности ребенка к подавленности или раскованности. Исследования в этой области начались, когда два теоретика (Дж. Каган и Х. Мосс) намеревались наблюдать личностные черты дошкольников, а затем сравнивать эти же черты, когда их испытуемые стали взрослыми. Эта модель лонгитюдного тематического исследования показала, что, хотя некоторые черты имеют тенденцию меняться, торможение, похоже, остается относительно стабильным с течением времени.

Было проведено множество исследований для изучения этого явления с относительно схожими результатами.Затрудненный ребенок, тот, кто настороженно относится к незнакомцам, более пассивен в своем взаимодействии с другими и более не решается исследовать новые ситуации, как правило, становится взрослым, который с меньшей вероятностью взаимодействует с другими, более пассивен в отношениях и предпочитает одиночество. для групповой деятельности. Те, кого оценили как раскованные, так же демонстрируют те же характеристики, что и взрослые, как и в молодости.

Некоторые исследования даже показали, что физические характеристики связаны с уровнем торможения у детей и взрослых.Например, исследования показали, что заторможенные и раскованные дети различаются по размеру тела, аллергии и даже по цвету глаз. Это предполагает наличие очень сильной биологической связи, но оставляет открытыми вопросы, поднятые ранее: относятся ли к нам по-разному в зависимости от нашего внешнего вида? Видим ли мы себя по-другому в зависимости от наших физических характеристик? Подавление напрямую связано с нашими генами или косвенно через другие биологические компоненты. На эти вопросы еще предстоит дать окончательный ответ.

.

Темперамент и личность вашего ребенка

Вы когда-нибудь разочаровывались в своем энергичном ребенке? Что вы можете сделать с ребенком, который глупо кричит, когда не добивается своего? Юноша, который перевозбуждается, когда к нему подходит товарищ по играм? Эксперты говорят нам, что, вероятно, мало что можно сделать, чтобы изменить способ достижения ребенка, если эта склонность врожденная, но есть способы помочь ему лучше управлять своими импульсами — и избавить себя от множества горя на этом пути.

Поймите, что незрелый стиль поведения вашего ребенка — это не ваша «вина», потому что темперамент является биологическим, а не тем, чему он научился у вас. Тем не менее, в ваших силах помочь своему ребенку справиться со своим темпераментом и, в конечном итоге, лучше понять себя, вместо того, чтобы жалеть себя за то, что у него есть шумный, отвлекаемый или застенчивый ребенок. Научитесь принимать это как свою природу, а затем разработайте стратегию, которая поможет ему или ей адаптироваться социально приемлемым способом. Замените репрессивный образ мышления на решение взрослого помочь ребенку преодолеть его трудности.Прежде всего, помните, что все качества темперамента можно сформировать так, чтобы они работали на пользу ребенку, если ими разумно управлять.

Чтобы «управлять темпераментом своего ребенка», убедитесь, что вы на минуту отошли от его нежелательного поведения и напомните себе, что его пронзительный взвизг от возбуждения или его нерегулярный сон — это не преднамеренные реакции, но которые он еще может контролировать. Ключ в том, чтобы включить объективную часть своего разума, а не впадать в эмоциональные затруднения его темперамента.Благодаря этой эмоционально «нейтральной» позиции вы сможете лучше помочь ему изменить его реакцию, потому что вы будете мыслить рационально.

Заранее разработайте конкретные планы, чтобы справиться с дурным поведением, а затем доброжелательно, но неизменно твердо добиваться их выполнения. Если ваш ребенок склонен к безумству по семейным обстоятельствам или когда он или она с друзьями, отнеситесь к этой склонности чутко и примите меры, чтобы успокоить ее, прежде чем она обострится. (Решите заранее, сможет ли он с этим справиться.Для детей младшего возраста лучшим решением может быть избегание потенциальных проблемных ситуаций). С младенцем вы можете сказать своему хозяину, что хотите уйти с вечеринки пораньше. Вы также можете отвести ребенка в тихую комнату и посидеть с ним, пока он не заснет. Выполните аналогичную процедуру со старшим ребенком, либо отстранив его или ее от занятия, отвлекая его чем-то более спокойным, например, часом рассказа или закуской, либо назначив период «тайм-аута». См. В разделе «Успешное воспитание» практические советы по решению широкого спектра поведенческих проблем.

Младенцу с нерегулярными биологическими ритмами потребуется от вас особая структура, чтобы он или она в конечном итоге научились спать всю ночь, есть в обычное время приема пищи и контролировать свои функции мочевого пузыря и кишечника. В этом случае врач или эксперт по детскому поведению может помочь составить график для вашего ребенка. См. Раздел «Проблемы со сном для детей и подростков» или «Ночное недержание мочи» для получения дополнительной помощи.

Для старшего ребенка, который сопротивляется засыпанию, вам, возможно, придется делать особые различия между временем отхода ко сну и «временем сна».«Чтобы помочь ему успокоиться, вы можете настоять на том, чтобы мальчик ложился в постель в определенное время, но разрешите ему спокойно читать или играть, пока он не почувствует себя сонным. Таким образом, вы регулируете его график, но при этом позволяете ему расслабляться в своем собственном темпе.

Научитесь различать поведение, вызванное темпераментом, и поведение, которому вы научились. Если ребенок по ошибке опрокинул вашу лучшую вазу, потому что он энергичный ребенок и весело бегал по гостиной, ваш ответ должен отличаться от того, если бы он сознательно разбил вашу вазу.

В некоторых случаях вы, вероятно, расстроитесь и можете выразить свое неудовольствие. Но действие, которое вы преследуете, должно быть другим. В первом случае вам, возможно, придется подумать о том, как не дать ребенку бегать по гостиной, и вспомнить другие способы, которыми он может отрабатывать свою энергию, находясь в доме. Во втором сценарии вы, вероятно, захотите наказать ребенка за умышленное уничтожение вашей личной собственности, чтобы убедить его / ее в том, что такое поведение социально неприемлемо.С темпераментом цель всегда — управлять, а не систематически наказывать.

Точно так же научитесь различать истерику, обусловленную темпераментом, и истерику, которая является преднамеренно манипулятивной. Оба могут выглядеть одинаково, потому что в обоих случаях ребенок громко плачет или кричит, но причины для них разные. Сильный и энергичный ребенок может отреагировать на разочарование истерикой, но родитель должен понимать, что в определенном смысле ребенок действительно ничего не может с этим поделать — что это его врожденная поведенческая реакция.Это резко контрастирует с менее активным ребенком, который кричит и плачет таким же образом, когда вы говорите «нет», потому что он понял, что такое поведение ослабит вашу решимость и заставит вас уступить ему. Если вы станете экспертом по темпераменту вашего ребенка, это поможет вам различать эти два типа истерики, а затем вы сможете адекватно реагировать на истерику.

Наконец, помните, что одна из самых важных задач, которую может сделать родитель, — это помочь своему ребенку развить чувство собственного достоинства. Это не означает чрезмерного раздувания его эго, а скорее помогает ему развить позитивное самосознание с четким пониманием своих сильных и слабых сторон.Понимание темперамента ребенка — это первый шаг к повышению его самооценки, потому что вы сможете чутко хвалить его в соответствии с его врожденными склонностями и помогать ему развивать эти качества в позитивном ключе. Пожалуйста, прочтите статью «Как помочь вашему ребенку развить самооценку», где есть несколько полезных советов.

Стратегии воспитания для очень активных детей:

  • Обеспечьте успокаивающие занятия, такие как теплая ванна, массаж, игры в воде, рассказы.
  • Распознавайте реплики, которые сигнализируют о повышении интенсивности.
  • Помогите ребенку научиться распознавать сигналы, сигнализирующие о повышении интенсивности.
  • Используйте юмор, чтобы снизить интенсивность.
  • Научите ребенка использовать тайм-аут как время, чтобы успокоиться.
  • Избегайте нарастания интенсивности реакции ребенка на его / ее поведение. Дайте спокойный, ясный и краткий ответ.

Стратегии воспитания детей с медленной адаптацией:

  • Установите четкий распорядок дня.
  • Подготовьте ребенка, обсудив планы на день, когда распорядок изменится.
  • Подготовьте ребенка к переходам.
  • Подавать предупреждения за несколько минут до перехода от одного действия к другому.
  • Дайте время закрыть одно действие, прежде чем переходить к следующему.
  • Следите за количеством требуемых переходов и, если возможно, сводите переходы к минимуму.

.

9 основных характеристик, которые следует учитывать

Как часто вы слышали, как ребенка описывают как «легкий», «сложный» или «застенчивый, пока вы не узнаете его»? Все эти случайные ярлыки относятся к характеристикам темперамента ребенка, тем чертам, которые влияют на то, как ваш ребенок реагирует в различных ситуациях.

Исследователи описали девять черт темперамента ребенка, которые по отдельности или в сочетании влияют на то, насколько хорошо ваш ребенок учится в школе, со сверстниками и даже дома. Темперамент влияет на то, как учителя, сверстники и семья относятся к ней, а также на то, как она относится к ним.Темперамент вашего ребенка напрямую влияет на то, как он подходит к школьной работе и домашним делам.

Когда естественное поведение ребенка не соответствует ожидаемому, могут возникнуть социальные, семейные или академические проблемы. Для ребенка с выявленной неспособностью к обучению (LD) или проблемами поведения его особый темперамент может помочь ему легче достичь успеха или может усугубить его трудности.

Поведение для каждой черты темперамента, описанной ниже, имеет континуум. Реакция на верхнюю или нижнюю границу, хотя и в целом нормальная, может быть поводом для беспокойства.

9 черт темперамента ребенка *

  1. Уровень активности

    Уровень активности вашего ребенка — это количество физической энергии, проявляющееся в типичных повседневных действиях и поведении.

    Низкая энергия, высокая энергия

    В школе более активный ребенок изо всех сил пытается приспособиться к среде, в которой внезапно ожидается, что он будет сидеть спокойно в течение длительного периода времени. Ее беспокойство и беспокойство могут помешать занятиям и затруднить выполнение задачи, но дополнительная энергия может оказаться полезной, если направить ее в положительном направлении.Напротив, дети с низким уровнем активности хорошо адаптируются к структурированному школьному дню, но могут считаться немотивированными.

  2. Чувствительность

    Сенсорный порог вашего ребенка или насколько легко вашего ребенка беспокоят изменения в окружающей среде.

    Низкая чувствительность, высокая чувствительность

    Очень чувствительные дети очень хорошо осведомлены о своем окружении, и их можно раздражать множеством способов: одежда может чесаться, шум может отвлекать, стул может быть слишком жестким.Хотя эти дети часто обладают повышенным вниманием к мыслям и чувствам других, такой низкий порог чувствительности может отвлекать от учебы и влиять на успеваемость. Менее чувствительные дети более терпимы к ощущениям окружающей среды, но могут медленно реагировать на предупреждающие сигналы, такие как школьные звонки и детекторы дыма.

  3. Регулярность

    Ритм или предсказуемая повторяемость повседневных действий или распорядков (таких как бодрствование, голод, усталость) в личных привычках или моделях внешкольных занятий ребенка.

    Низкая предсказуемость, высокая предсказуемость

    Детям с высокой регулярностью нравится структурированный класс, но у них могут быть проблемы с изменениями в распорядке, такими как экскурсия. С другой стороны, дети с низкой регулярностью могут испытывать трудности с соблюдением школьного распорядка и вызывать перебои в учебе, но их меньше беспокоит, когда дела идут не по обычному плану.

  4. Приближение и уход

    Первоначальная реакция вашего ребенка на новые ситуации.

    Отстраняется, приближается

    Более смелые дети подходят к новому опыту с любопытством и открытостью, но могут прыгать слишком быстро или реагировать импульсивно. Более нерешительные дети предпочитают ненадолго задержаться и понаблюдать, прежде чем общаться с новым человеком или делом, что может привести к тому, что они упустят новый опыт. Однако более осторожный характер снижает риск опасного поведения.

  5. Адаптивность

    Как ваш ребенок приспосабливается к новым ситуациям; время, необходимое для принятия изменений в плане или распорядке.(Эта черта отличается от приближения / ухода тем, что описывает приспособление после первоначальной реакции на изменение.)

    Медленно приспосабливается, легко приспосабливается

    Адаптируемым детям обычно легче; они склонны плыть по течению. В школе это позволяет быстро адаптироваться к изменениям, но также может сделать спокойного ребенка более склонным к принятию нежелательных ценностей или поведения сверстников. Более жесткие дети, которые медленнее приспосабливаются, могут быть менее восприимчивы к негативным влияниям.Однако они могут счесть новые ситуации стрессовыми и трудными — потенциальная проблема в школе, где перемены происходят часто и количество переходов увеличивается в зависимости от класса.

  6. Настроение

    Общая склонность вашего ребенка к счастливому или несчастному поведению.

    Отрицательный, положительный

    В то время как все дети проявляют различные эмоции и реакции, от веселых до мрачных, от ласковых до сварливых, каждый ребенок предрасположен к в целом положительному или отрицательному настроению.Более негативному ребенку может быть трудно быть принятым семьей, учителями и сверстниками, и опекунам может быть трудно отличить настоящие проблемы от типичного настроения ребенка. Ребенку, который, кажется, всегда в хорошем настроении, легче вписывается, но он не может честно справляться со всем жизненным опытом.

  7. Интенсивность

    Количество энергии, которое ваш ребенок вкладывает в ответы.

    Менее отзывчивый, более отзывчивый

    Очень активный ребенок громко смеется и плачет, любит вещи или ненавидит их и вкладывает много эмоций в свои реакции, поэтому легко понять, где обстоят дела.Но чрезмерно отзывчивый ребенок может истощить ресурсы родителей или учителей из-за сильного уровня чувств ребенка. Дети, которые реагируют мягко, по-прежнему испытывают все эти эмоции, но не демонстрируют в своих ответах такие взлеты и падения. С низкой интенсивностью справиться легче, но родители и учителя должны быть внимательны к более тонким признакам проблем.

  8. Настойчивость

    Способность вашего ребенка выполнять задание, несмотря на отвлекающие факторы, перерывы или разочарование.

    Низкая настойчивость, высокая настойчивость

    Высокая настойчивость сильно коррелирует с академической успеваемостью.Однако ребенок с чрезмерной настойчивостью может быть перфекционистом — неспособным судить о том, когда задание выполнено должным образом, или неохотно сдавать задание, потому что он считает, что оно недостаточно хорошее. Ребенок с низкой настойчивостью может испытывать трудности в школе из-за склонности раздражаться или раздражаться, когда его прерывают или когда задание становится трудным. Ее склонность легко сдаваться или просить о помощи вместо того, чтобы пробовать что-то самостоятельно, может привести к неполным заданиям или трудностям с сохранением концентрации.

  9. Способность отвлекаться

    Склонность вашего ребенка отвлекаться на внешний шум или отвлекающие факторы.

    Высокая отвлекаемость, низкая отвлекаемость

    Отвлекаемость — это не противоположность настойчивости — ребенок легко отвлекается, но при этом проявляет высокую настойчивость, быстро возвращаясь к выполняемой задаче. Ребенок, который отвлекается, замечает все, что происходит вокруг него, и может даже быть отвлечен собственными мыслями и мечтами. Противоположное поведение ребенка означает, что он может сосредоточиться, несмотря на любое прерывание.Однако она может также отключать сигналы, когда пора переходить к чему-то другому.

* На основе Темперамент и развитие , А. Томас и С. Чесс, опубликовано в 1977 г. издательством Brunner / Mazel, Нью-Йорк.)

Как темперамент влияет на вашего ребенка

Крайности в каждом континууме черт характера не могут гарантировать успех или неудачу во всех ситуациях; где-то посередине дает вашему ребенку возможность приспосабливаться к различным условиям и ожиданиям в школе, дома и в обществе.

Учтите, что некоторые комбинации качеств могут быть более хлопотными или более полезными в школе, чем другие. Высокая настойчивость может помочь отвлекающемуся ученику оставаться на задаче, в то время как высокая отвлекаемость в сочетании с высокой активностью и низкой настойчивостью тесно связана с академическими проблемами и имеет поразительное сходство с характеристиками синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ).

Понимание особенностей поведения вашего ребенка с LD или ADHD помогает вам предсказать, как он может реагировать в различных ситуациях.Могут ли эти черты улучшить ее работоспособность или вызвать у нее дополнительные проблемы? Например, трудности со слуховой обработкой могут усугубляться низкой чувствительностью; проблемы с памятью могут усиливаться из-за повышенной отвлекаемости. С другой стороны, высокая настойчивость и низкая отвлекаемость, как правило, приносят пользу большинству детей — с LD или ADHD или без них.

Узнайте о темпераменте своего ребенка

Теперь вы готовы применить эти концепции к своему собственному ребенку? Если да, распечатайте нашу шкалу темперамента и оцените своего ребенка.

Когда вы закончите шкалу, проверьте Стратегии управления на предмет проблемных черт темперамента. Здесь вы найдете несколько советов, как помочь своему ребенку, если у него есть черты, которые могут вызвать у него трудности.

Поделиться в Pinterest

Обновлено: 2 декабря 2019 г.

.

Темперамент

В психологии темперамент — это врожденный аспект личности человека, такой как интроверсия или экстраверсия.

Темперамент определяется как часть личности, имеющая генетическую основу. Считается, что наряду с характером и аспектами, приобретенными в процессе обучения, они вместе составляют личность.

Исторически это понятие было частью теории юмора, имевшей соответствующий темперамент. Он играл важную роль в досовременной психологии и был важен для таких философов, как Иммануил Кант и Герман Лотце.

Совсем недавно, с акцентом на биологическую основу личности, отношения между темпераментом и характером стали изучаться с новым интересом.

Он также вдохновил таких художников, как Карл Нильсен и Хиндемит, чья музыка представлена ​​в балете Джорджа Баланчина «Четыре темперамента». См. Также Сортировщик темперамента Кейрси.

Младенцы, дети и взрослые

Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч, Маргарет Херциг и Сэм Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование темперамента младенца (Thomas, Chess & Birch, 1968) .Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на приспособление на протяжении всей жизни. Шахматы, Томас и др. оценивали маленьких детей по девяти характеристикам темперамента, которые сами по себе или в связи с другими влияют на то, насколько хорошо ребенок вписывается в школу, с друзьями и дома. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок наклоняется к верхней или нижней границе шкалы, хотя это типично, это может быть поводом для беспокойства. К особым типам поведения относятся: уровень активности, регулярность режима сна и питания, первоначальная реакция, адаптивность, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и объем внимания, а также сенсорная чувствительность.

Каган и его коллеги сосредоточили эмпирические исследования на категории темперамента, которую они называют «реактивностью». Четырехмесячные дети, которые часто плачут с высокой реактивностью и обладают двигательной активностью. Младенцы с низкой реактивностью плакали и двигались гораздо меньше. Каган также использовал две дополнительные классификации: одну для младенцев, которые были малоподвижными, но часто плакали (обеспокоены), и другую для тех, кто проявлял большую активность, но мало плакал (возбужден). В возрасте 14-17 лет эти группы детей показали разные результаты, включая некоторые различия в активности центральной нервной системы.Подростки, которые в младенчестве были классифицированы как высокореактивные, с большей вероятностью «подавлялись в незнакомых ситуациях, сообщали о мрачном настроении и тревоге за будущее, [и] становились более религиозными» [ Kagan, J., Snidman , Н., Кан, В., и Тоусли, С. (2007). Сохранение двух детских темпераментов в подростковом возрасте. Монографии Общества исследований в области развития детей, серийный номер 287, 72 (2), p.vii ]

Девять характеристик темперамента

Активность

Активность относится к количеству физической энергии у ребенка. .Ребенок должен постоянно двигаться или у него расслабляющий подход? Ребенку с высокой энергией может быть трудно спокойно сидеть в классе, тогда как ребенок с низким уровнем энергии может справиться с очень структурированной средой. Первый может чаще использовать свою крупную моторику, например бег и прыжки. И наоборот, ребенок с более низким уровнем активности может больше полагаться на мелкую моторику, например рисование и сборку головоломок. Эта черта также может относиться к умственной деятельности, такой как глубокое мышление или чтение, деятельность, которая становится более значимой по мере взросления человека.

Регулярность

Регулярность, также известная как Ритмичность относится к уровню предсказуемости биологических функций ребенка, таких как бодрствование, усталость, голод и дефекация. Есть ли у ребенка распорядок дня в еде и сне, или они кажутся таковыми всегда? Прогнозируемый ребенок должен есть в 14:00 каждый день, тогда как менее предсказуемый ребенок будет есть время от времени в течение дня.

Начальная реакция

Начальная реакция также известна как Подход или Отказ .Это относится к тому, как ребенок реагирует на новых людей или окружающую среду, положительную или отрицательную. Проверяет ли ребенок людей или предметы в своем окружении без колебаний или же они уклоняются? Смелый ребенок будет быстро подходить к делу, как будто не задумываясь. В то время как в детстве осторожный ребенок обычно предпочитает некоторое время понаблюдать, прежде чем приступить к новому опыту.

Адаптивность

Адаптивность означает, сколько времени требуется ребенку, чтобы приспособиться к изменениям.Это отличается от того, что было упомянуто выше, потому что адаптивность означает долгосрочную адаптацию, произведенную после первой реакции ребенка на новую ситуацию. Легко ли ребенок приспосабливается к изменениям в своей среде или он сопротивляется тому, что происходит вокруг него? Для ребенка, который легко приспосабливается, они могут быть быстрыми или совсем не требовать времени, чтобы привыкнуть к новому распорядку. В то время как ребенку, который сопротивляется, может потребоваться много времени, чтобы приспособиться к ситуации.

Интенсивность

Интенсивность означает уровень энергии положительного или отрицательного ответа.Реагирует ли ребенок на ситуацию интенсивно или реагирует спокойно и тихо? Ребенок, который сильнее наклоняется в сторону, может подпрыгивать и кричать от волнения. В то время как ребенок с мягкими манерами может просто улыбнуться или вообще не показывать эмоций.

Настроение

Под настроением понимается общая склонность ребенка к счастливому или несчастному поведению. У всех детей есть различные эмоции и реакции, противоположные друг другу, такие как веселые и бурные, счастливые и несчастные.Каждый ребенок с биологической точки зрения обычно имеет позитивное или негативное настроение. Выражает ли ребенок положительный или отрицательный взгляд на вещи? Ребенка, который может все время улыбаться и ворковать, можно считать веселым малышом. В то время как ребенок, который все время плачет или суетлив, может считаться беспокойным ребенком.

Способность отвлекаться

Способность отвлекаться — это склонность ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг него. Легко ли ребенок отвлекается на то, что происходит в окружающей его среде, или он может сосредоточиться, несмотря на то, что его отвлекают? Ребенок, который легко отвлекается, замечает все, что происходит вокруг него, и ему трудно вернуться к выполненной задаче.В то время как ребенок, который редко отвлекается, может оставаться сосредоточенным и выполняет поставленную задачу.

Настойчивость и объем внимания

Настойчивость и объем внимания относятся к способности ребенка не отвлекаться от задачи, несмотря на разочарование и длительность выполнения задачи. Может ли ребенок продолжать заниматься чем-то надолго или он просто бросает, когда разочаровывается? Настойчивый ребенок может сидеть и натягивать носок, пока задание не будет выполнено.Если ребенок, которому обычно не хватает внимания, просто сдастся, когда он расстроится или отвлечется.

Чувствительность

Чувствительность означает, насколько легко ребенка беспокоят изменения в его окружении. Это также называется порогом чувствительности или порогом реакции . Беспокоят ли ребенка внешние раздражители в окружающей среде, такие как шумы, текстуры, свет и т. Д., Или ему просто кажется, что они совсем не беспокоят и просто игнорируют их? Чувствительный ребенок может отвлекаться на хлопанье двери и не сможет сосредоточиться.А ребенок, который не чувствителен к внешним шумам; они могут сохранять свое внимание.

«Легкий», «сложный» и «медленный на разминку»

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что многих детей можно разделить на одну из трех групп: «легкие», «сложно» и «медленно разминаться». (Томас и Чесс 1977). Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкому образцу, 10% попали в сложный рисунок, а 15% медленно разогревались.У каждой категории есть свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую.

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн показали, что «легкие» дети легко адаптируются к новому опыту, обычно демонстрируют положительное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. «Трудные» дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны, суетливы и много плачут. Они также склонны к нерегулярному режиму питания и сна. Младенцы, которые «медленно согреваются», имеют низкий уровень активности и склонны отстраняться от новых ситуаций и людей.Они медленно приспосабливаются к новому опыту, но затем медленно принимают их после многократного воздействия.

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие образцы темпераментов удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах.

Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико.Они обнаружили несколько отличий. Среди них были:

Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети попадают в дошкольные учреждения в возрасте от трех до четырех лет. У пуэрториканских детей в возрасте до пяти лет наблюдались редкие признаки проблем со сном, однако проблемы со сном стали более распространенными в возрасте шести лет.

Родители из среднего класса также придают большое значение раннему развитию ребенка, считая, что проблемы в раннем возрасте свидетельствуют о более поздних проблемах в психологическом развитии, тогда как родители из Пуэрто-Рико считали, что их дети перерастут любые проблемы.

В возрасте девяти лет сообщения о новых проблемах у детей среднего класса упали, но у пуэрториканских детей они выросли, возможно, из-за требований школы.

Семейная жизнь

Влияния

Большинство экспертов сходятся во мнении, что темперамент действительно имеет генетическую и биологическую основу, хотя факторы окружающей среды и созревание изменяют способы выражения личности ребенка. В семейной жизни важны различия в темпераменте или стилях поведения каждого человека.Они влияют на взаимодействие между членами семьи. В то время как некоторые дети могут быстро и легко адаптироваться к семейному распорядку и ладить с братьями и сестрами, другим, более активным или интенсивным, может быть трудно приспособиться. Взаимодействие между этими детьми и их родителями и / или братьями и сестрами входит в число факторов, которые могут привести к стрессу и трениям в семейной жизни.

Родители тоже могут отличаться темпераментом. Смешение родителей и детей также влияет на семейную жизнь.Термин «степень соответствия» относится к совпадению или несоответствию между детьми и другими членами семьи. Например, родители с медленным темпом могут быть раздражены очень активным ребенком или, если и родитель, и ребенок очень активны и интенсивны, это может означать большой конфликт. Это может быть полезно родителям, чтобы выяснить, как темперамент влияет на семейные отношения. То, что может показаться поведенческой проблемой, на самом деле может быть несоответствием темпераментов родителей и их ребенка. Присмотревшись к девяти чертам характера, которые Томас и Чесс выявили в ходе своего исследования, родители могут лучше понять характер своего ребенка и свой собственный темперамент.Родители также могут заметить, что из-за ситуационных факторов темперамент ребенка кажется проблемным; например, ребенок с низкой ритмичностью может создать трудности для семьи с плотным расписанием жизни, а ребенку с высоким уровнем активности может быть трудно справиться, если семья живет в переполненной квартире наверху от чувствительных соседей.

Родители могут побуждать своих детей к новому поведению, и при достаточной поддержке «медленно разогревающийся» ребенок может стать менее застенчивым, или «трудный» ребенок станет более легким в обращении.В последнее время младенцев и детей с проблемами темперамента называли «одухотворенными», чтобы избежать негативных коннотаций слов «трудно» и «медленно разогреваться». Написано множество книг, в которых родителям рассказывается, как воспитать их энергичную молодежь.

Понимание для улучшения

Понимание темперамента ребенка может помочь переосмыслить то, как родители интерпретируют поведение детей и как родители думают о причинах поведения. Благодаря тому, что родители, имеющие доступ к этим знаниям, теперь помогают им направлять своего ребенка таким образом, чтобы уважать его индивидуальные различия.Понимание детских и наших темпераментов помогает взрослым работать с ними, а не пытаться их изменить. Это возможность предугадать и понять реакцию ребенка. Также важно знать, что темперамент не оправдывает неприемлемое поведение ребенка, но он указывает, как родители могут на него реагировать. Небольшие и разумные приспособления к распорядку могут снизить напряжение. Например, ребенку, который по утрам идет в медленном темпе, может понадобиться дополнительные полчаса, чтобы подготовиться.Знание того, кто или что может повлиять на поведение ребенка, может помочь облегчить потенциальные проблемы. Хотя у детей врожденный темперамент приобретается, большая часть, которая помогает определить способность ребенка развиваться и действовать определенным образом, определяется родителями. Когда родители находят время, чтобы определить и, что более важно, положительно отреагировать на темпераменты, с которыми они сталкиваются, это поможет им направлять своего ребенка в попытках понять мир.

Очень важно распознать темперамент ребенка и помочь ему понять, как он влияет на его / ее жизнь, а также на жизнь других людей.Родителям не менее важно осознавать свой темперамент. Распознавание характера каждого человека поможет предотвратить и решить проблемы, которые могут возникнуть из-за различий между членами семьи.

Темперамент сохраняется и во взрослой жизни, и более поздние исследования Чесса и Томаса показали, что эти характеристики продолжают влиять на поведение и приспособление на протяжении всей жизни.

Помимо первоначальных клинических исследований, академические психологи проявили интерес к этой области, а такие исследователи, как Бейтс, Басс и Пломин, Каган и Ротбарт, провели большое количество исследований в области личности, нейробиологии и поведенческой генетики. .

Артистический темперамент

У высокохудожественных людей иногда бывают резкие перепады эмоций. Несмотря на то, что ею обладают не только художники, она широко распространена среди художников всех СМИ, включая художников, скульпторов, музыкантов, писателей и т. Д. Такое поведение часто характеризуется большой страстью к предметам, имеющим значение для обладателя такого поведения, чрезвычайно преданным к определенным целям, часто чрезмерно осознавая присутствие других, а иногда, казалось бы, не обращая внимания на присутствие других.Он также сопровождается полным спектром всех эмоций, часто доведенных до крайности. Существует теория Fact | date = September 2008 , что это связано с высокой частотой биполярного расстройства в художественном сообществе, однако это предмет споров.

Рудольф Штайнер и четыре темперамента

В своих лекциях по образованию Рудольф Штайнер представил новый подход к четырем классическим темпераментам: меланхолику, флегматику, сангвинику и холерику. Он подчеркнул их важность в начальном образовании, поскольку в это время ребенок находится под сильным влиянием его или ее характера в этом отношении.Темперамент человека может измениться, особенно в период до полового созревания, и в любом случае его значение уменьшается по мере того, как личность становится более развитой после полового созревания.

В любом случае темперамент не исключительный; большинство людей сочетают в себе их все аспекты. Однако один или двое могут доминировать или выделяться своим отсутствием. Кроме того, для каждого темперамента Штайнер указывал, что есть все более зрелые формы: угрюмый, самовлюбленный меланхолик может созреть до сочувствующего помощника и / или глубокого мыслителя.Человек также может трансформировать свой собственный темперамент, либо становясь более зрелым в том, что дано ему от природы, либо превращаясь в другой темперамент.

ee также

* Четыре темперамента
* Пять темпераментов
* MBTI
* Соционика # Темпераменты — довольно другое использование термина

Ссылки

* Аншютц, Мариеке, «Дети и их темпераменты». ISBN 0-86315-175-2.
* Кэри, Уильям Б., «Понимание темперамента вашего ребенка».ISBN 1-4134-7028-9.
* Каган, Дж., Снидман, Н., Кан, В., и Тоусли, С. (2007). Сохранение двух младенческих темпераментов в подростковом возрасте. Монографии Общества по исследованию детского развития, серийный № 287, Vol. 72 (2).
* Штайнер, Рудольф, «Четыре темперамента». ISBN 0910142114.
* Невилл, Хелен Ф. и Дайан Кларк Джонсон, «Инструменты темперамента: работа с врожденными чертами вашего ребенка». ISBN 1-884734-34-0.
* Шик, Линдалл, «Понимание темперамента: стратегии создания семейной гармонии».ISBN 1884734-32-4.
* Thomas, Chess & Birch (1968). Нарушения темперамента и поведения у детей. Нью-Йорк, New York University Press
* http: //wn.rsarchive.org/Lectures/FourTemps/ForTem_index.html Четыре темперамента, Рудольф Штайнер, лекция в Берлине, 1909 г.
* http: //www.SchwabLearning.org
* http: //www.psychpage.com/family/library/temperm.html Детский темперамент из Psychpage Ниолон, Ричард, доктор философии, 12/99
* http: //www.ohioline.osu.edu/flm02/FS05.html Понимание темперамента вашего ребенка Семейные гобелены Университета штата Огайо
* http: // www.acceptting.org/weidmanTeperament.html Темперамент, доктор Артур Беккер-Вайдман
* http: //www.schwablearning.org/articles.asp? r = 495 Темперамент вашего ребенка: некоторые основы Нэнси Фирчоу М.Л.С.

Фонд Викимедиа.
2010.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *