Теории мотивации обучения: Современные теории мотивации в образовательной деятельности

Содержание

Современные теории мотивации в образовательной деятельности


 


В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования мотивационных стратегий обучаемых.


 


Рассмотрение мотивации является предметом исследования различных гуманитарных наук — психологии, педагогики, социальной психологии, социологии. Как отмечает Чернявская А. П., «становление студентов как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации», при этом она подчеркивает, что особенную актуальность данная проблема приобретает в условиях введения новых образовательных стандартов, воплощение которых не представляется возможным, если студенты не будут мотивированы к осуществлению активной и целенаправленной учебной деятельности [1, с.313].


Терминологическое определение мотивации весьма разнообразно. Впервые определение мотивации как «потребность в достижении» было дано психологом Х. Марреем в 1938 году в его известной работе «Исследования личности» [1]. Его идеи нашли свое продолжение в работах Д. Макклелланда, который рассматривал мотивацию в качестве постоянного катализатора для улучшения уровня действия индивида с целью достижения успеха. Анализируя его работы, современные ученые подчеркивают, что потребность в достижении является результатом эмоционального конфликта между надеждой достичь успеха и стремлением избежать неудачи [2].


Анализируя научные подходы в области изучения мотивации, можно выделить наиболее значимые из них, к которым следует отнести следующие теории мотивации: экспектационно-ценностную теорию, достижительную теорию мотивации, самоэффективную теорию мотивации, теорию атрибуции, самоценностную теорию мотивации, теорию установления целедостижения, целеориентационную теорию, теорию самоопределения, теорию планируемого поведения. Каждая из перечисленных теорий обладает своими специфическими нюансами, хотя они и рассматривают один научный объект.


Психологи, занимающиеся исследованием мотивации в большей степени сосредоточены на том, какие факторы заставляют индивидов предпринимать определенные действия, а также причины, определяющие их поведение, то есть речь идет о том, чтобы подвергнуть анализу индивидуальные действия и выбор конкретного поведения, принимающего различные формы (активное, латентное, интенсивное, упорное), сопровождаемое различными когнитивными характеристиками и эмоциональными реакциями [3]. Следует отметить, что в отличие от ранних исследований мотивации в контексте психологии, которые в основном были сосредоточены на выявлении основных источниках мотивации, современные исследования в большей мере сосредоточены на индивидуальных верованиях, ценностях и целях, которые и являются, по мнению ученых, основными «триггерами», заставляющими индивидов действовать тем или иным способом [4].


Экспектационно-ценностная теория появилась сравнительно недавно, основной идей которой является положение о том, что индивид с большим энтузиазмом выполняет те или иные действия, если он ориентирован на успех и руководствуется позитивными ценностями. Основываясь на ранее предложенной Аткинсоном экспектационно-ценностной модели, современные теории основываются на двух основных факторах:


                    ожидании индивидуального успеха;


                    ценности, которая поддерживает индивида в достижении той или иной цели [4].


Данная теория основывается на предположении, что индивиды заинтересованы в достижении инструметальных целей, обладающих определенной ценностью для акторов социального действия. По мнению социальных психологов, индивиды озабочены ответом на следующий вопрос: «Следует ли мне затрачивать усилия или нет?» Иными словами они хотят определить интенсивность своих действий в зависимости от субъективной ценности поставленной цели [5].


Как и экспектационно-ценностная теория, достижительная теория мотивации основывается на работах Аткинсона [6], суть которой основывается на значимости наличия индивидуального опыта, используемого для достижения определенной цели. Во главу угла ставятся ряд факторов, наиболее существенными из которых являются следующие:


                    потребность в достижении успеха;


                    предположение, что достижение успеха вполне возможно;


                    ценность достижения успеха для того или иного индивида. [6]


Определение мотивации касательно получения образования связано с рядом ученых. Так, Крукс и Шмидт описывают мотивацию как ориентацию обучаемых по отношению к овладению предметом [3]. Согласно Стирc и Потеру, мотивация может быть охарактеризована в качестве потребностей (ожиданий), поведения, целей и определенной формы обратной связи [4]. Райан и Деки утверждают, что быть мотивированным означает движение к тому, чтобы что-то делать [5].


Ученые обращают внимание на то, что уровень (степень) мотивации индивидов к получению образования может быть различным. Согласно Маклелланду индивиды с сильной степенью мотивации характеризуются постановкой реалистичных целей и постоянными действиями по пути их достижения. Он определяет основные черты личности, обладающей высоким уровнем достижительной мотивации, которые можно свети к следующему [6]:


                    склонность к умеренному риску;


                    применение инновационных способов для решения определенных задач;


                    внутренний локус контроля и ответственности для собственных решений и поведения;


                    потребность в постановке четких задач.


Следует отметить, что анализ достижительной мотивации заставляет придти к выводу, что сильная потребность в достижении не является единственным объяснением человеческой деятельности. Анализируя их работы, современные ученые обращают внимание на то, что результат предпринимаемой активности, хотя и зависит от индивидуальной деятельности, но не всегда приводит к позитивным результатам, поэтому индивиды с сильной достижительной ориентацией могут ставить промежуточные задачи, стремясь избежать неопределенности [7]. В контексте образовательной деятельности данное положение может проявиться, например, в том, что обучаемый стремится к получению высоких академических результатов, не связывая их с обретением профессиональной компетенции для выстраивания своей будущей профессиональной карьеры.


Уверенность обучаемых в своих способностях организовать процесс обучения и успешно его осуществить связана с теорией самоэффективности, которая была введена A. Бандурой [12]. Ряд ученых подчеркивают, что на первом этапе обучения, многие студенты не имеют представления о своих возможностях, поэтому основная роль преподавателя заключается в развитии уверенности в своих собственных силах, что достигается путем постановки понятных и осуществимых задач. Когда у обучаемого развивается чувство уверенности в своих силах, то учебные задачи могут усложняться, но они не вызовут у них опасений в их невыполнимости, а лишь понимание того, что для выполнения более сложных задач необходимо приложить больше усилий.


Теория атрибуции впервые была упомянута в работах Ф. Гельдера, а затем развита Г. Келли. Анализируя данную теорию, Дюрней отмечает, что наши прошлые действия и особенно то, как мы их интерпретируем (успешные или неуспешные), определяют наше поведение в настоящем и будущем [13]. Вайнер различает три составляющие, влияющие на действия обучаемых: локус, стабильность и управляемость. При этом локус относится к определению причины в качестве внешней или внутренней по отношению к индивиду, стабильность свидетельствует о неизменности причинности во временном контексте, а управляемость связана с волевой устойчивостью [14]. Если проецировать данную теорию на область образования, то тогда, например, профессиональную пригодность следует отнести к внутренней индивидуальной характеристики, остающейся стабильной в течение времени, однако неуправляемой, в то время как шанс или удача относятся к внешним факторам по отношению к обучаемому, которые являются переменными и неуправляемыми. Как подчеркивает Дюрней, теория атрибуции помогает преподавателям объяснить некоторые негативные характеристики, которые студенты часто дают себе («Я не понимаю, это для меня слишком сложно», «Я тупой, я не могу этого выполнить» и т. д.) и помочь их преодолеть [13].


Теория целеполагания связана с именами таких ученых, как Локке и Лэтхэм, которые утверждают, что у людей должны быть конкретные цели для действия, поскольку именно они являются основными «триггерами» действий и определяют вид этих действий [15]. Целеполагание основывается на когнитивных процессах, определяющих желание достичь поставленной цели. Проанализировав работы ряда ученых, можно выделить основные характеристики целей, которые способствуют их реальному воплощению. Цели должны быть по своей сути достижительными, учитывая возраст и уровень студента; необходима вера студента в то, что поставленные цели могут быть осуществлены; цели должны быть ясными, а их результаты могли бы быть подвергнуты проверке; необходимо желание со стороны студента достичь поставленной цели.


В отличие от теории целеполагания, теория целеориентации в большей степени служит для определения процесса и интерпретицации поступающей информации, что делает данную теорию весьма полезной в ходе проведения практических занятий, чтобы объяснить студентам для чего изучается тот или иной предмет (тема), какие знания, умения или навыки могут быть приобретены студентами [13].


Теория самоопределения является одной из наиболее значимых теорий мотивации в контексте образования, в которой принято выделять внутреннею и внешнею мотивацию [16]. Внутренняя мотивация определяется заинтересованностью в том или ином изучаемом предмете, находящая воплощение в удовлетворении от осознания расширения своих знаний и овладении определенными компетенциями. Внешняя мотивация основывается на возможности получения внешних вознаграждений, например, в получении хороших оценок или же возможности избежать каких-либо наказаний со стороны преподавателей, родителей или администрации учебного заведения.


Теория планируемого поведения была предложена в конце 80-х годов прошлого века, суть которой заключается в демонстрации связи между отношением и поведением, что дает возможность предугадать и объяснить поведение индивида в различных социальных условиях. Как подчеркивает Дюрней, личностное позитивное или негативное отношение к чему-либо играет важную роль в том, что индивид будет или не будет делать [13]. В процессе обучения это сказывается на отношение индивида к тому или иному изучаемому предмету, что может привести к тому, что ряд предметов, к которым складывается негативное отношение могут не осваиваться на необходимом уровне.


Можно придти к заключению, что все представленные теории мотивации являются достойными того, чтобы принимать их во внимание в процессе организации и осуществления образовательной деятельности. Они могут применяться преподавателями с тем, чтобы генерировать и поддерживать устойчивую мотивацию у своих студентов.


 


Литература:


 


  1.                Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)

  2.                Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.

  3.                Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.

  4.                Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.

  5.                Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.

  6.                Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.

  7.                Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.

  8.                Crooces, G. And Schmidt, R. W. Motivation: Reopening the reserach agenda. Language Learning, 41, 469–512. 1991.

  9.                Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.

  10.            Ryan, R.M., and Deci, E. L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporory Educational Psychology, 25(1), 54–67. 2000.

  11.            McClelland, D. C. Methods of Measuring Human Motivation. In: J. W. Atkinson, ed. Motives in Fantasy, Action and Society. Princeton, N. J. Van Nos-trand. 1958.

  12.            Bandura A. Human agency in social cognitive theory. American Psychologist, 44, 1175–1184. New York, 1986.

  13.            Durnyei, Z Motivation in action: Toward a process oriented conceptualisation of student motivation. // British Journal of Educational Psycology, 70, 519–538. 2000.

  14.            Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage 1992.

  15.            Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.

  16.            Littlejohn, A. The tip of the icenerg: Factors affecting learner motivation. RELC Journal, 39(2), 214–255. 2008.

6 основных теорий мотивации | krok8.com

Содержание:

Исследователи разработали ряд теорий для объяснения мотивации. Каждая отдельная теория имеет тенденцию быть довольно ограниченной по охвату. Однако, глядя на ключевые идеи, лежащие в основе каждой теории, вы можете получить лучшее понимание мотивации в целом.

Теории Мотивации

Теории Мотивации

Мотивация – это сила, которая инициирует, направляет и поддерживает целенаправленное поведение. Это то, что заставляет нас принимать меры, будь то перекусить, чтобы уменьшить голод или поступить в колледж, чтобы получить образование. Силы, лежащие в основе мотиваций, могут быть биологическими, социальными, эмоциональными или когнитивными по своей природе. Давайте взглянем на каждый из них.

1. Мотивационные теории инстинктов

Согласно теориям инстинктов, люди мотивированы вести себя определенным образом, потому что они эволюционно запрограммированы на это. Примером этого в животном мире является сезонная миграция. Эти животные не учатся делать это, это скорее врожденный образ поведения. Инстинкты побуждают некоторые виды мигрировать в определенное время каждый год.

Уильям Джеймс создал список человеческих инстинктов, который включал такие вещи, как привязанность, игра, стыд, гнев, страх, застенчивость, скромность и любовь. Основная проблема с этой теорией заключается в том, что она на самом деле не объясняет поведение, а просто описывает его.

К 1920-м годам теории инстинктов были отодвинуты в сторону в пользу других мотивационных теорий, но современные эволюционные психологи все еще изучают влияние генетики и наследственности на поведение человека.

2. Стимулирующая теория мотивации

Теория стимулирования (стимулов) предполагает, что люди мотивированы делать что-то из-за внешних вознаграждений. Например, вы можете быть мотивированы ходить на работу каждый день за выплачиваемое денежное вознаграждение. Поведенческие концепции обучения, такие как ассоциация и укрепление играют важную роль в этой теории мотивации.

Стимулирующая теория мотивации (теория стимулов)

Стимулирующая теория мотивации (теория стимулов)

Эта теория имеет некоторое сходство с бихевиористской концепцией оперантного кондиционирования (обусловливания). В оперантных условиях поведение изучается путем формирования ассоциаций с результатами. Подкрепление усиливает поведение, наказание-ослабляет ее.

Хотя теория стимулов схожа, вместо этого она предлагает, чтобы люди намеренно проводили определенные действия, чтобы получить вознаграждение. Чем больше воспринимаемая награда, тем сильнее люди мотивированы к тому, чтобы преследовать эти подкрепления.

3. Теория мотивации снижения побуждения

Согласно теории мотивации снижения побуждения, люди мотивированы на выполнение определенных действий, чтобы уменьшить внутреннее напряжение, вызванное неудовлетворенными потребностями. Например, вы можете быть мотивированы выпить стакан воды, чтобы уменьшить внутреннее состояние жажды.

Теория снижения побуждения и поведение человека

Теория снижения побуждения и поведение человека

Эта теория полезна для объяснения поведения, которое имеет сильный биологический компонент, такой как голод или жажда. Проблема с теорией снижения побуждения заключается в том, что это поведение не всегда мотивировано чисто физиологическими потребностями. Например, люди часто едят, даже если они не голодны.

4. Теория возбуждения мотивации

Теория возбуждения мотивации предполагает, что люди предпринимают определенные действия, чтобы уменьшить или увеличить уровень возбуждения.

Например, когда уровень возбуждения становится слишком низким, человек может посмотреть захватывающий фильм или отправиться на пробежку. С другой стороны, когда уровень возбуждения становится слишком высоким, человек, вероятно, ищет способы расслабиться, такие как медитация или чтение книги.

Согласно этой теории, мы мотивированы поддерживать оптимальный уровень возбуждения, хотя этот уровень может варьироваться в зависимости от человека или ситуации.

5. Гуманистическая теория мотивации

Гуманистические теории мотивации основаны на идее, что у людей также есть сильные когнитивные причины для выполнения различных действий. Это хорошо проиллюстрировано в иерархии потребностей Абрахама Маслоу, которая представляет различные мотивации на разных уровнях.

пирамида иерархии потребностей Маслоупирамида иерархии потребностей МаслоуПирамида иерархии потребностей по Маслоу

Во-первых, люди мотивированы удовлетворять основные биологические потребности в пище и жилье, а также потребности в безопасности, любви и уважении. После удовлетворения потребностей более низкого уровня основным мотиватором становится потребность в самореализации или желание реализовать свой индивидуальный потенциал.

6. Мотивационная теория ожиданий

Мотивационная теория ожиданий предполагает, что когда мы думаем о будущем, мы формулируем различные ожидания относительно того, что, по нашему мнению, произойдет. Когда мы прогнозируем, что, скорее всего, будет достигнут положительный результат, мы считаем, что мы в состоянии сделать это возможное будущее реальностью. Это заставляет людей чувствовать себя более мотивированными, чтобы преследовать эти вероятные результаты.

Теория предполагает, что мотивации состоят из трех ключевых элементов: валентности, инструментальности и ожидаемого.

Валентность относится к значению, которое люди придают потенциальному результату. Вещи, которые кажутся маловероятными для получения личной выгоды, имеют низкую валентность, в то время как те, которые предлагают немедленные личные награды, имеют более высокую валентность.

Инструментальность относится к тому, считают ли люди, что они должны играть определенную роль в прогнозируемом исходе. Если событие кажется случайным или вне контроля человека, люди будут чувствовать себя менее мотивированными, чтобы следовать этому курсу действий. Однако, если человек играет важную роль в успехе начинания, люди будут чувствовать себя более полезными в этом процессе.

Ожидание – это вера в то, что у человека есть возможности для достижения результата. Если люди чувствуют, что им не хватает навыков или знаний для достижения желаемого результата, они будут менее мотивированы, чтобы попытаться. С другой стороны, люди, которые чувствуют себя способными, с большей вероятностью будут пытаться достичь этой цели.

P.S. В то время как ни одна теория не может адекватно объяснить всю человеческую мотивацию, взгляд на отдельные теории может предложить более глубокое понимание сил, которые заставляют нас действовать. На самом деле существует много разных сил, которые взаимодействуют, чтобы мотивировать поведение.

Источники: ☰

  1. 6 Key Ideas Behind Theories of Motivation

⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]

JavaScript не работает — функционал сайта нарушен.

8 самых известных теорий мотивации

Мотивация – это побуждение к действию. Технология управления – это способы побуждения к нужным действиям.

Существует более пятидесяти различных теорий мотивации. С ними можно подробно познакомиться в интернете. Что-то работает, что-то устарело, что-то сложно для понимания. Наверное, самый древний метод мотивации, и для некоторых руководителей до сих пор единственный, – это “кнута и пряника”.

Ярким примером применения метода “кнута и пряника” является рабовладельческий строй – самый неэффективный строй с точки зрения экономики. Хотя отдельные моменты советской истории это и опровергают, например, гулаговские “шарашки”, но там была совсем другая мотивация.

Рассмотрим некоторые известные теории мотивации, которые пытаются дать объяснение поведению человека в разных ситуациях, и направлены на поиск решений, побуждающих к действию.

“XY-теория”.

Она разработана профессором Мичиганского университета Дукласом Мак-Грегором. В ее основе лежат две противоположные модели поведения человека, поэтому она состоит их двух теорий: “X” и “Y”.

“Теория X”

По этой теории предполагается, что работники ленивы, недобросовестны, безынициативны. Всегда будут стараться избегать любой работы, перекладывать ответственность на другого, искать выгоды только для себя, сопротивляются любым переменам.

Поэтому главным стимул может быть только принуждение и материальное вознаграждение. Руководитель не может доверять своим сотрудникам, требуется жесткая иерархия и тотальный контроль. Главным стилем управления по “теории X” может быть только авторитарный, основной инструмент – наказание.

“Теория Y”

Эта теория считает всех работников амбициозными, активными, способными брать инициативу и ответственность на себя, стремящихся к свободному творчеству. Они получают удовольствие от работы, поэтому главным стимулом является возможность самовыражения и самореализация.

Очевидно, что обе теории, основываясь на крайних моделях поведения человека, весьма поверхностны и не могут быть успешно использованы на практике в чистом виде. Это понимал и сам автор, и другие ученые. Были попытки дополнить “теорию Y” недостающими элементами и представить в современной интерпретации. Но как-то неубедительно.

“Теория Z”

Американский профессор Уильям Оучи взял за основу японский опыт и дополнил “XY теорию” “теорией Z”. В основе данной теории лежит принцип коллективизма, т.е. представления предприятия, как большой семьи или трудового клана. Поэтому необходимо максимально совместить цели работника и цели предприятия.

По этой теории предполагается, что работник предпочитает работать в группе, иметь стабильную длительную перспективу карьерного роста, связанную, прежде всего, с достижением определенного возраста. Забота о его благополучии лежит на компании, на которую он работает. Он несет индивидуальную ответственность за свой труд, результаты которого оцениваются по четким критериям. Компания обеспечивает работнику возможность непрерывного обучения и постоянного повышения квалификации. Предполагается пожизненный наем работника.

У. Оучи выделил несколько основных принципов метода управления, основанного на “теории Z”: упор на инициативу снизу; главной движущей силой является среднее звено руководства, а задача высшего звена состоит в том, чтобы способствовать принятию решений; особое внимание уделяется благополучию сотрудников.

Теория ожиданий Виктора Врума

По теории ожиданий человек выбирает те или иные действия исходя из своих представлений о последствиях этих действий. Т.е. мотивацией может служить стремление человека с помощью прилагаемых им усилий получить ожидаемый им результат, при условии, что этот результат имеет для него ценность, или, наоборот, избежать этого результата (понятие “валентность).

Три важных элемента теории ожиданий:

  • “Ожидание” – “сиюминутное убеждение относительно вероятности того, что конкретное действие приведет к конкретному результату”.
  • “Валентность” – “аффективные ориентации на определенные результаты”, т.е. степень ожидаемой удовлетворенности. При положительной валентности человек добивается результата, при отрицательной – стремиться его избежать. “Валентность” – это ожидаемая удовлетворенность, а “ценность” – это действительная удовлетворенность. Очевидно, что они могут не совпадать.
  • “Инструментальность” – понимание того, что промежуточный результат является звеном цепочки, которая ведет к важному результату. Т.е. промежуточный результат имеет ценность не сам по себе, а только как необходимый этап следующего результата, действительно ценного.

Если коротко, то теория ожиданий утверждает, что для мотивации работника необходимо, чтобы он имел четкое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, и, что эти последствия имеют для него ценность.

Теория потребностей А. Маслоу

А. Маслоу считал, что мотивация основана стремлении человека к удовлетворению своих потребностей. Он выделил пять основных потребностей и расположил их в следующей иерархии, от базовых к высшим:

  1. Физиологические потребности, например, утоление голода и жажды
  2. Потребность в безопасности, например, потребность в жилье, тепле, в порядке
  3. Потребность в принадлежности и любви, например, потребность иметь семью, быть членом социальной группы
  4. Потребность в признании, например, потребность в статусе, самоуважении
  5. Потребность самоактуализации, например, потребность в личном росте и развитии

По Маслоу люди удовлетворяют свои потребности поочередно от базовых к высшим. Т.е. переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня происходит только после того, как будут удовлетворены все потребности более низкого уровня: “человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он неудовлетворен в отношении их обеих”.

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Д. МакКлелланд считал, что у работника есть всего три потребности высшего уровня, которые он приобретает благодаря учебе, опыту, жизненным обстоятельствам: достижения, соучастия, власти.

Потребность достижения – это стремление человека благодаря своим действиям получить фактический желаемый результат наиболее эффективным способом.
Потребность соучастия проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, оказанию помощи, общению.
Потребность власти выражается в стремлении человека контролировать окружающие его ресурсы, процессы, воздействовать на других людей, брать на себя ответственность.

Эти потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

Герцберг на основании опросов инженеров и конторских служащих сделал вывод, что на удовлетворенность или неудовлетворенность работой влияют два фактора: “гигиенический” и “мотивационный”.

Согласно Герцбергу, отсутствие или недостаточность гигиенических факторов впрямую влияет на неудовлетворенность работой. Но достаточность гигиенических факторов не вызывает удовлетворение работой и не может мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Существуют и другие теории мотивации на любой вкус, например, теория справедливости, или теория целеполагания, или модель Портера-Лоулера, и другие.

К сожалению, нет универсального метода мотивации, который бы устроил всех. Более того, есть расхождения и по определению основных терминов. Специалисты по мотивации не могут прийти к единому мнению не только по определению термина “мотивация”, но и по таким важным понятиям, как “мотив”, “побуждение”, “нужда”, “потребность” и прочие.

mosresult.ru

отсутствие мотивации

Основные теории мотивации

фото 15В статье рассмотрены теории мотивации, которые были разработаны учеными, и разобраны каждая из них. Есть пара подходов при изучении мотивационных теорий:

  1. Содержательный – исследует собственно сущность теорий, которые изучают нужды человека, а те в свою очередь становятся главными мотивами наших занятий. К приверженцам такого подхода относятся Герцберг, Маслоу, Макклелланд;
  2. Процессуальный – основан на процессуальных концепциях. Рассматривается определённое поведение, а также разделение усилий трудящихся – работников. Сторонниками его являются Портер-Лоулер и Врум.

Основные теории мотиваций: в этих работах специалисты пытаются выяснить, что именно побуждает общество действовать. Описываются структура и суть того, что необходимо людям, а также связь этого с побуждением к действиям. Разберёмся с этими учениями.

Градация потребностей Маслоу

Мы ощущаем различные необходимости в чем-либо, которые взаимодействуют и влияют друг на друга, сначала – более низкого уровня, затем высокие. Потребности объединяются в группы, представляя собой то, что индивидууму необходимо:

  • сон, еда и отдых – удовлетворяют основу жизнедеятельности существа;
  • стабильность и безопасность;
  • социальность – необходимость в общении с окружающими и близкими людьми;
  • свершение определённых целей и задач;
  • всеобщее признание своих заслуг.

Итак, мы рассмотрели все ступени пирамиды Маслоу, поставленные в иерархическом порядке. Помните, без удовлетворения того, что нам необходимо, не получится перейти с более низкого уровня к реализации высоких и утончённых запросов.

Подход ERG Альдерфера

Как и Маслоу, этот психолог объединил потребности, но в другие группы: необходимость жизнеобеспечения (человеческого существования), связи и самосовершенствования, или развития (роста). Здесь удовлетворение интересов носит двойной характер – сначала низкие, затем высокие. Но если не получается осуществить какой-то интерес, удовлетворение идёт в обратную сторону – к более низкому этапу. Это явление называется фрустрацией – то есть обратное направление.

Эту так называемую теорию руководства полезно применять к работникам компании. Например, когда не получается промотивировать сотрудника с помощью потребностей высокого уровня, ищут пути мотивации на более низком этапе.

Приобретенные потребности Макклелланда

Основная идея метода – не следует отвлекаться на интересы низшего уровня, которые уже удовлетворены, а стоит обратить внимание на высокие потребности, приобретаемые через жизненный опыт. Таких необходимостей три – потребность достижения, соучастия и властвования:

  1. Желание работать гораздо эффективнее, нежели раньше. Такие люди принимают всю ответственность и полагаются тоже только на себя. Они очень упорные, упёртые и волевые;
  2. Потребность соучастия предполагает необходимость общения с людьми, готовность всегда выслушать их. Такому человеку будет не всё равно, что о нём скажут в обществе. Поэтому главный успех – высокое общественное положение и положительное мнение;
  3. Желание властвовать – готовность брать под контроль всё происходящее вокруг, все процессы и явления. Это «палка о двух концах»: либо постоянный и жёсткий контроль над всем, либо нежелание ответственности и избегание любых властных полномочий.

Итак, эти потребности сложно объединить в отдельные группы или указать направление их удовлетворения. Однако знание таковых поможет при организации труда сотрудников компании. Важно также учитывать, как эти мотивационные потребности взаимодействуют и влияют друг на друга. Помните, что они не взаимоисключающие.

Двухфакторный подход Герцберга

Основные потребности жизнедеятельности делятся на мотивации и факторы гигиены. С помощью мотиваций можно удовлетворить высшие потребности, которые влияют на наши поведенческие аспекты.

фото 16

Метод ожиданий Врума

То, что людям в данный момент необходимо, – ещё не конечное условие для их мотивации. Они должны быть уверены, что выбранное поведение приведёт к тому результату, которого они хотят добиться. Достигнуть цели возможно только при надлежащих качествах и профессиональных навыках сотрудника.

Модель Портера-Лаулера

Портер и Лаулер создали метод, включающий в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. Разработанная модель состоит из таких пунктов:

  • приложенные усилия;
  • восприятие;
  • достигнутые результаты;
  • награда;
  • чувство удовлетворения.

По теории, результаты напрямую зависят от наших качеств, приложенных усилий, способностей, поэтому для определения мотивации работников достаточно их учесть. Высокая результативность достигается, когда выполненная работа поощряется (материальное стимулирование). Отсюда следует – достижение хороших результатов становится причиной качественной работы. Причиной, но никак не следствием.

Гедонический мотивационный метод

Его сторонник Юнг выяснил, что люди желают достичь максимума радости и минимума дискомфорта. Наслаждение – основополагающий фактор, который определяет активное желание работать, направленность и организованность действий. Эмоции управляют поведением. Если они положительные, действие повторяется, в противном случае – нет.

Сторонники этого метода утверждают, что эмоции кажутся наслаждением до некоторого уровня, который можно определить. После пресыщения наступает полная противоположность – неудовольствие. В этом методе выделяют два необходимых фактора: уровень стимуляции и гедонический тон, от последнего зависит субъективное наслаждение.

Психоаналитический мотивационный метод

Фрейд создал и разработал психодинамический подход в изучении человеческих поступков. Он основывается на факте признания того, что существуют психологические силы, формирующие наши действия, но не всегда осознаваемые. Фрейд считал, что инстинкты движут нашим поведением. Эрос – это жизнь. Танатос – разрушение и смерть. Источник, цель, объект и стимул – главные инстинктивные параметры. Индивидуум понимается как общность трёх частей:

  1. «Я» – познание себя и своего «эго»;
  2. «Ид» (оно) – накапливает инстинкты и импульсы;
  3. «Суперэго» (бессознательное) – моральные поведенческие аспекты.

Теория «драйвов»

Автор метода «драйвов» – Карл Халл. Все перемены внутри человека приводят к какому-либо реагированию, смене деятельности. Таким образом, личность старается ликвидировать всякие изменения. Составные части такой ликвидации – «драйвы» (т.е. «влечения»). Подкрепляют данное поведение повторяющиеся попытки, которые усиливают реакцию, поскольку подтверждённое чем-то поведение надёжно фиксируется в сознании человека.

В экономически развитых странах активность работника подкрепляется вознаграждением. Но с этим нужно быть осторожнее: такой человек может больше ничего не выполнять, если нет нового подтверждения (поощрения).

Метод условных рефлексов

Его разработал великий физиолог, академик Иван Петрович Павлов, который утверждал, что считать основой мотивации можно рефлексы, как безусловные, так и условные. Суть этой теории в том, как организм отвечает на них. Этим рефлексам надо оказывать дополнительное внимание.

Установка – главный элемент системы мотивации личности. База этой установки – привычка мышления и поведения.

Методы Макгрегора «X» и «Y»

Макгрегор называл теорией «Х» ожидание антидемократического подведения от подчинённых, а теорией «Y» – предположения о сотрудниках либерально настроенного начальника. Эти теории обращаются к различным желаниям и мотивам людей. Область мотивации весьма изменчива и зависима от различных обстоятельств: какие-то мотивы становятся стабильными, подчиняют себе прочие мотивы и являются фундаментом всей области.

Различия поведения в схожих ситуациях и при аналогичных обстоятельствах обуславливаются тем, что у любого человека имеется своя мера настойчивости и внутренней энергии. Одни при реагировании на ситуацию разнообразят свои поступки, другие ведут себя однообразно. Иногда действия не способны в полной мере утолить мотив. В таком случае человек завершает один вид работы и начинает другой. Мотив также может поменяться при деятельности, например, захотелось порисовать карандашами, а потом это занятие надоело. Иногда же вид работы меняется, а мотив сохраняется, например, человек, увлёкшись сначала акварелью, впоследствии стал писать маслом.

Случается, мотивации идут впереди деятельности или же отстают от неё. Мотивы задают альтернативы разных действий, которые регулируют и корректируют деятельность для приближения к характерным, у конкретного побуждения, целевым признакам, а также поддерживают такую направленность. Только мотивация становится причиной целенаправленной деятельности.

Мотивирование не становится неким сплошным и неделимым процессом. Оно состоит из процедур разного рода, которые регулируют поведение до совершения действий и после них. Сначала идёт процесс анализа: оцениваются последствия возможных результатов работы. Цель действий – воплощение мотива, но всё же нельзя их путать с мотивацией. Действия складывают эрудицию, способности и умения. Мотивации же задаёт то, как будут использованы разные возможности. Мотивации определяют подбор конкретных дел, подходов в восприятии и всевозможных путей мышления, а также напряжённость и настойчивость в воплощении конкретного действия и достижения его результатов.

Итак, мы рассмотрели главные мотивационные теории в психологии. Если их применять на практике, у вас получится правильно организовать своих работников и добиться при этом прогрессивных результатов.

Использование внутренней мотивации в обучении

Библиографическое описание:


Лахманова, А. Д. Использование внутренней мотивации в обучении / А. Д. Лахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 369-370. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50303/ (дата обращения: 29.08.2020).



Статья рассматривает вопросы мотивации, а именно различия между внутренней и внешней мотивацией и их влияние на деятельность человека и ее качество.

Ключевые слова: теория самодетерминации, внутренняя мотивация, автономия.

Люди постоянно задумываются о мотивации — как заставить себя и других действовать. Зачастую они мотивированы внешними факторами, такими как система поощрений, оценки, награды, мнения людей, которых они боятся или которыми восхищаются. Мотивация изнутри встречается реже, и она включает в себя личные интересы, любопытство, ценности. Такая внутренняя мотивация не обязательно награждается извне, однако она может подкреплять интересы человека и улучшать творческое мышление. Теория самодетерминации как раз и изучает взаимодействие между внешними и внутренними мотивами. Исследование теории самодетерминации и ее составляющих позволит построить процесс обучения таким образом, чтобы студенты были мотивированы и, соответственно, показывали лучшие результаты.

Теория самодетерминации — является фундаментальным подходом к изучению человеческой мотивации, личности и психологического развития. Эта теория — плод научного сотрудничества двух психологов, профессоров факультета психологии Рочестерского университета (США) Эдварда Диси и Ричарда Райана, а также их многочисленных учеников и коллег. Эта макротеория человеческой мотивации и личности, отвечает не только на вопрос о том, почему люди делают то, что они делают, но и показывает, каковы последствия различных форм социальной регуляции и стимулирования человеческого поведения.

Теория самодетерминации содержит в себе несколько мини-теорий. Одной из которых является теория базовых психологических потребностей. Этими потребностями являются: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.

Автономия означает потребность в наличии выбора. Это потребность человека быть инициатором, деятелем в собственной жизни. Однако ощущать себя автономным в своем поведении не значит быть независимым от других.

Под компетентностью понимается потребность быть эффективным, справляться с задачами, соответствующими уровню подготовки человека.

Потребность в связанности с другими людьми означает желание иметь связь с людьми и быть ими принятым [1].

Рис. 1. Базовые потребности

Удовлетворение этих трех потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие и здоровое развитие личности. Их же неудовлетворение приводит к снижению психологического благополучия и эффективности деятельности.

При автономной мотивации люди добровольно проявляют желание и инициативу к действию. При контролируемой мотивации — наоборот, они ощущают давление, чувствуя, что что-то или кто-то побуждает их думать, чувствовать и вести себя определенным образом. И автономная, и контролируемая мотивация способствуют осуществлению деятельности, направляют действия людей, однако вторая приводит к снижению психологического благополучия человека и меньшей настойчивости.

Исследования, проведённыее в последние годы, показали, что автономная мотивация способствует лучшему пониманию материала, приводит к более высоким учебным достижениям, большей креативности, повышению настойчивости в учебной и спортивной деятельности, большей продуктивности и меньшему «выгоранию» в процессе учебы, большей вовлеченности в процесс и лучшим результатам, а также более здоровому образу жизни [2].

Человек, замотивированный изнутри, действует на основе интереса или исходя из удовольствия, получаемого от процесса. Внутренняя мотивация студентов является одним из ключевых факторов в процессе обучения и академической успеваемости. Это объясняется тем, что такое психологическое состояние ассоциируется с множеством положительных когнитивных и поведенческих результатов, например, улучшенное внимание, креативность, упорство [3].

Именно поэтому в психологии образования учены стали уделять внимание тому, чтобы изучить, откуда берется внутренняя мотивация и как можно ее улучшить.

Некоторые исследователи сосредоточились на содержании самих заданий. Они показали, что задания в игровой форме повышают интерес и внутреннюю мотивацию учащихся. Другие же сосредоточили свое внимание на контексте (учебной атмосфере) и выяснили, что одно и тоже задание может восприниматься по-разному в зависимости от ситуации и, соответственно, по-разному влиять на внутреннюю мотивацию.

Можно сделать вывод, что автономия в обучении достигается за счет пересмотра содержания процесса обучения. Это можно сделать путем составления заданий в игровой форме или же поменять структуру занятий, например, организовать работу в группах (так большая часть занятий будет иметь практическую направленность).

Литература:

  1. Deci E. L., Vansteenkiste M. Self-Determination Theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di Psichologia, 2004. — Vol 27. — P. 17–34.
  2. Ryan R. M., Deci, E. L. Self-determination theory and the role of basic psychological needs in personality and the organization of behavior. // Handbook of Personality: Theory and Research, 2008. — P. 654–678.-67.
  3. Ryan R. M., Deci E. L. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-determination, and will? // Journal of Personality, 2006. — Vol.74. — P.1557–1586.

Основные термины (генерируются автоматически): теория самодетерминации, внутренняя мотивация, автономная мотивация, игровая форма, контролируемая мотивация, потребность, процесс обучения, психологическое благополучие, человеческая мотивация.

Теории содержания мотивации

Влияние различных факторов на уровень мотивации изучают теории мотивации. Фокусом теорий содержания мотивации являются потребности и их уровень влияния на мотивацию. Основной интерес в изучении мотивации вызывает стремление понять что именно побуждает человека к действиям.

Рассмотрим перечисленные теории подробнее.

Теория мотивации потребностей А. Маслоу

Теория потребностей Маслой или пирамида Маслоу основывается на идее того, что потребности человека деляться на несколько уровней и если первичные потребности не удовлетворены, то о мотивации и речи быть не может. На рисунке 1 представлена пирамида потребностей Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу

Рисунок 1 – Пирамида потребностей Маслоу

Основные идеи теории Маслоу:

  • у человека всегда есть потребности;
  • потребности человека делятся на первичные и вторичные;
  • группы потребностей иерархичны по отношению друг к другу;
  • удовлетворение потребностей как мотивация к действию;
  • человек может ощущать несколько взаимосвязанных потребностей;
  • вариативность удовлетворения потребностей зависит от их иерархического уровня.

На первом уровне пирамиды находятся физиологические потребности человека: жажда, голод, сон и пр. Когда это потребности удовлетворены, человек переходит на следующий уровень потребностей: потребность в защищенности, например, безопасные и комфортные условия труда.

Третий уровень потребностей отвечает за желание любить и быть любимым, быть принятым обществом.

После первых трех уровней идут потребности так или иначе связанные с трудовой деятельностью – это потребность в призанании и уважении, потребность в обучении, эстетические потребности и, наконец, потребность в самоактуализации – достижении своих целей и саморазвитии.

Теория ERG

Создателем теории ERG является Клейтон Альдерфер. Он как и Маслоу считает, что существует три группы потребности:

  1. Потребности существования (Existence).
  2. Сюда входят две первые группы потребностей Маслой: естественные и потребность в безопасности.

  3. Потребности связи (Relatedness).
  4. Эта группа отражает то, что человек социальное существо, он стремится быть принятым обществом, стать членом семьи, искать друзей. Если сравнивать с пирамидой Маслоу, то это потребности признанияи самоутверждения.

  5. Потребности роста (Growth).
  6. Потребности роста – это все равно что потребности самовыражения в пирамиде Маслоу.

Клейтон Альфред в процессе формирования теории установил семь основных принципов:

  1. Чем менее удовлетворены потребности группы E, тем ярче они выражены.
  2. Чем слабее удовлетворены потребности группы R, тем ярче выражены потребности группы E.
  3. Чем больше удовлетворены потребности группе E, тем сильнее проявляются потребности R.
  4. Чем менее удовлетворены потребности R, тем сильнее их давление.
  5. Чем менее удовлетворены потребности группы G, тем сильнее потребности в общении.
  6. Чем больше удовлетворены потребности R, тем ярче выражаются потребности в росте и развитии.
  7. Чем меньше степень удовлетворенности потребности G, тем ярче она себя проявляет. Чем больше удовлетворена потребность роста, тем сильнее она становится.

Эти принципы помогла Альфреду доказать, что порядок удовлетворения потребности может не зависеть от ее места в иерархии.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд в отличии от Маслоу считал, что в современном мире первичные, естественные потребности уже удовлетворены и стоит сосредоточить внимание на потребностях высших уровней. Эти потребности, если они явно проявляются в человеке, оказывают сильное влияние на его модель поведения, принуждая его совершать действия направленные на удовлетворение этих потребностей.

Мак-Клелланд выделил три основные приобретенные потребности:

  1. Потребность в достижении. Эта потребность определяется желанием человека ставить и достигать цели. Чем выше уровень потребности в достижении, тем более сложные задачи ставит себе индивид.
    Интересно, что эта потребность может быть присуща не только отдельному человеку, но и целому обществу. Как правило, такие общества являются наиболее развитыми экономически и социально.
  2. Потребность в соучастии. Это социальная потребность, которая выражается в желании человека найти друзей, создать семью, стать членом организации и т.п.
  3. Потребность властвовать. Эта потребность зависит от жизненного опыта и уровня обучения и заключается в том, что индивид стремится взять под контроль все больше процессов.

В теории приобретенных потребностей потребности не расположены иерархически и оказывают взаимное влияние, что и определяет будущую модель поведения человека.

Теория двух факторов Герцберга

В этой теории все потребности делятся на две группы:

  1. Гигиенические.
  2. Мотивационные.

Если группа гигиенических потребностей удовлетворена, то отсутствует недовольство условиями жизнедеятельности (работой, домом, питанием).

К мотивационным потребностям относятся потребности высшего уровня описанные Маслоу и Мак-Клелландом.

Заключение

Итак, теории содержания мотивации направлены на изучение потребности, удовлетворение которых стимулирует деятельность человека.

Здесь были рассмотрены такие потребности как: иерархия Маслоу, удовлетворение потребностей начинается с нижних уровне; теория ERG определяющая взаимовлияние потребности существовании, развития и роста; теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, которая гласит, что в современном мире наши первичные потребности удовлетворены и нужно концентрировать внимание на потребностях в достижении, соучастии и власти; теория двух факторов Герцберга, которая определяет две группы потребностей: гигиенические и мотивационные.

В процессе мотивации важно четко понимать, в каких условиях работает человек, и какие на данный момент потребности нуждаются в удовлетворении. Правильный анализ позволит мотивировать персонал и повысить эффективность его работы.

Доклад на тему: «Мотивация обучения»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ мотивация обучения.doc

Выбранный для просмотра документ мотивация обучения.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы

Описание слайда:

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы не можете работать с любовью, а только с отвращением, было бы лучше, если бы вы бросили эту работу и сидели у ворот храма, получая милостыню от людей, которые работают с удовольствием.” Мотивация – это не принуждение, а побуждение к деятельности.

3 слайд

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы

Описание слайда:

4 слайд

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы

Описание слайда:

5 слайд

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы

Описание слайда:

6 слайд

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы

Описание слайда:

7 слайд

Внешние и внутренние мотивы обучения Внешние мотивы в обучении: Отметки Вынуж

Описание слайда:

Внешние и внутренние мотивы обучения Внешние мотивы в обучении: Отметки Вынужденный долг Учеба ради престижа, лидерства Избегание наказания Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности Прямой результат деятельности Стремление к успеху Понимание необходимости знания для жизни Учение как возможность общения

8 слайд

Мотивация обучения Мотивация деятельности обучающегося Мотивация деятельности

Описание слайда:

Мотивация обучения Мотивация деятельности обучающегося Мотивация деятельности учителя Мотивация преподавания – Внешняя мотивация Мотивация учения – внутренняя мотивация (автомотивация) Отношение педагога к профессиональным обязанностям Самоприказ Самооценка Самоубеждение Самоанализ Мотивация педагогического сотрудничества

9 слайд

Приемы нетрадиционного начала урока 1. Рифмованное начало урока Рифмы и ритм

Описание слайда:

Приемы нетрадиционного начала урока 1. Рифмованное начало урока Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно предложить следующее рифмованное начало уроков: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять – Буду грамотно писать.

10 слайд

2.Начало урока с элементами театрализации 3.Начало урока с приемом написания

Описание слайда:

2.Начало урока с элементами театрализации 3.Начало урока с приемом написания частей загаданного слова Какие слова можно составить из данного набора букв? Известно ли вам, что эти слова обозначают? (applecucumbercherryraspberry: apple, cucumber, cherry, raspberry) 4. Начало урока с приемом составления слова из набора букв (eplap: apple)

11 слайд

5. Прием аналитической игры – задания (“Третье лишнее”, “Что общего?”) 6. При

Описание слайда:

5. Прием аналитической игры – задания (“Третье лишнее”, “Что общего?”) 6. Прием “Fill in the missing words” (вставь пропущенные слова) 7. Прием “Find the ending” (на разных карточках написать начала и концы предложений, раздать карточки обучающимся, обучающиеся должны найти окончание или начало своего предложения среди своих одноклассников) 8. Подборка антонимов или синонимов слов.

12 слайд

10. Прием “Tasks for laters” (у доски находится коробочка с заданиями, которы

Описание слайда:

10. Прием “Tasks for laters” (у доски находится коробочка с заданиями, которые должны быть сложными, но по пройденным темам. Опоздавший обучающийся должен вытянуть задание и выполнить его дома, после чего задание оценивает учитель и ставит отметку. Такой прием мотивирует не опаздывать обучающихся)

13 слайд

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и ско

Описание слайда:

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и скороговорками. Это способствует лучшему освоению фонетики и особенно полезно для младших учащихся. Рекомендуется выполнять такую зарядку перед каждым занятием. Peter Piper picked a peck of pickled pepper, A peck of pickled pepper Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled pepper, Where’s the peck of pickled pepper Peter Piper picked?

14 слайд

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и ско

Описание слайда:

15 слайд

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и ско

Описание слайда:

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и ско

Курс повышения квалификации

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и ско

Курс профессиональной переподготовки

Учитель английского языка

Оригинальное начало урока Начинать урок очень полезно звуковой зарядкой и ско

Курс профессиональной переподготовки

Учитель немецкого языка

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

256055

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Мотивационная теория — полное руководство

Хотите разобраться в различных теориях мотивации?

Мы создали полное руководство, включающее:

  • Типы мотивационных теорий
  • Внутренняя мотивация
  • Внешняя мотивация
  • Теория Павлова
  • Теории мотивации в психологии
  • Двухфакторная теория Герцберга
  • Трехмерная теория атрибуции
  • Теория ожиданий
  • Теории мотивации в менеджменте
  • Мотивационные теории в организационном поведении
  • Гуманистический подход к мотивации
  • Ранние теории мотивации
  • Тони Роббинс 6 потребностей

motivation theory motivation theory
Теория — Набор предположений, утверждений или принятых фактов, который пытается предоставить правдоподобное или рациональное объяснение причинно-следственных (причинных) связей между группой наблюдаемых явлений.Происхождение слова (от греческого torós, зритель) подчеркивает тот факт, что все теории являются ментальными моделями воспринимаемой реальности.

Используйте приведенное ниже содержание, чтобы найти то, что вы ищете:

Обзор теории мотивации

Мотивационных теорий предостаточно…

Термин «мотивация» — один из наиболее широко используемых психологических терминов, охватывающий множество типов поведения. Психологи используют его, чтобы раскрыть основные причины, по которым человек делает, думает или действует определенным образом.

Используется корпорациями и организациями для повышения производительности, удержания сотрудников и снижения затрат. Есть несколько теорий, которые стоит изучить, и каждая фокусируется на разном наборе биологических, социальных, эмоциональных и когнитивных аспектов, влияющих на поведение.

Типы мотивационных теорий

От психологии до организаций, проблем во взаимоотношениях с задачами, ориентированными на карьеру, мотивационных теорий предостаточно. Некоторые из наиболее распространенных включают внутреннее vs.внешняя мотивация, классическая и оперантная обусловленность, побудительная мотивация и мотивационные операции.

Внутренняя мотивация основана на внутреннем желании искать новые вызовы, получать знания и определять, насколько вероятно, что человек достигнет своих целей.

Внешняя мотивация включает в себя приложение усилий для выполнения определенного набора задач для достижения определенной и измеримой цели. Силы внешней мотивации приходят извне человека.

Классическая и оперантная обусловленность включают поведенческие теории. Согласно этой теории, внешние или физические стимулы оказывают наибольшее влияние на мотивационные факторы. Они не были бы обусловлены, а скорее «инстинктивны», хотя инстинкт — это расплывчатый термин, на который не следует полагаться для научных объяснений как таковых.

Поощрительная мотивация фокусируется на подкреплении. Павлов обнаружил, что собаки реагируют на звонок, когда считают, что это обед, и в конечном итоге демонстрируют одно и то же поведение независимо от того, есть ли еда или нет.Наличие стимула может вызвать усиление набора моделей поведения.

Мотивирующие операции, иногда называемые МО, не предсказывают будущее поведение, как это было бы в случае с оперантным условием, а скорее обращаются к прошлому, чтобы определить настоящее поведение и мотивацию.

Теории мотивации в психологии

Хотя это не исчерпывающий список, пять наиболее часто используемых теорий мотивации в психологии:

  1. Двухфакторная теория Герцберга
  2. Иерархия потребностей Маслоу
  3. Трехмерная теория атрибуции
  4. Теория ожиданий
  5. Эффект Хоторна

Более глубокое изучение этих различных теорий (что мы и сделаем ниже) часто проливает больше света на то, как и почему мотивация влияет на людей в самой разной степени.

Двухфакторная теория Герцберга

Иногда эту теорию называют двухфакторной теорией, разработанной Фредериком Герцбергом в 1950-х годах. Он изучил удовлетворенность сотрудников и на основе 200 предметов в своем тестовом исследовании обнаружил, что на мотивацию влияют два ключевых фактора:

— Факторы мотивации, которые определяют, будет ли сотрудник работать усерднее. Некоторые из этих факторов включают удовольствие, чувство признательности и возможности для развития.

— Гигиенические факторы, которые могут вызывать недовольство на работе. Некоторыми из этих факторов могут быть низкая заработная плата, плохие выплаты или их отсутствие, а также неправильные отношения с руководителями.

Иерархия потребностей Маслоу

Согласно теории Абрахама Маслоу, человек будет мотивирован выполнять любую задачу только тогда, когда будут удовлетворены пять основных потребностей. Пять уровней этой иерархии:

-Физиологический. Если у человека нет самого необходимого для выживания, у него мало мотивации.

-Безопасность. Это может включать физическую, эмоциональную и финансовую безопасность.

-Чувства любви. Быть желанным и чувствовать себя своим — это сильная мотивация.

-Esteem. Стремление заслужить уважение окружающих.

-Самоактуализация. При этом человеком движет желание добиться всего, на что он способен.

Трехмерная теория атрибуции

Бернард Вайнер подсчитал, что причина, по которой люди делают то, что они делают, основана на трех компонентах: стабильности, локусе контроля и управляемости.Стабильность, по сути, сосредоточена на восприятии человеком собственной эффективности или способностей.

Локус контроля основан на том, смягчают ли определенные обстоятельства внутренние или внешние факторы. Управляемость определяется тем, насколько субъект считает, что он мог повлиять. Более низкая управляемость обычно ведет к снижению мотивации.

Теория ожиданий

Основываясь на трех элементах — ожидании, инструментальности и валентности — эта теория утверждает, что люди будут определять, как они будут вести себя, исходя из ожидаемых результатов.

Хоторнский эффект

В рамках этой теории исследователи обнаружили, что испытуемые имели тенденцию работать больше и работать лучше, когда они знали или верили, что кто-то наблюдает за ними. Теоретически, когда за действиями наблюдают, некоторые субъекты выступают так, как они не могли бы этого сделать, если бы считали, что их действия замкнуты.

Проще говоря … люди больше мотивированы действовать, когда думают, что кто-то наблюдает за ними, потому что их волнует одно из двух:

А.Проверяется

B. Находится под пристальным вниманием

Теории мотивации в менеджменте

Многие теории мотивации, встречающиеся в менеджменте и организационном поведении, совпадают с психологией. В конце концов, психология — это изучение человеческого поведения и обусловленности.

Иерархия потребностей и эффект Хоторна обычно находятся в центре внимания руководителей. Некоторые лидеры также полагаются на теорию X и теорию Y, а также на теорию справедливости.

Theory X в основном ориентирован на сотрудников, которые избегают ответственности, когда это возможно, и не получают удовольствия от работы, в то время как сотрудники Theory Y прилагают больше усилий, особенно когда они чувствуют, что у них больше контроля на рабочем месте.

В рамках теории справедливости Джон Стейси Адамс утверждал, что, когда сотрудники чувствовали, что с ними обращаются справедливо, они были более мотивированы, но когда они считали свое обращение несправедливым, они с меньшей вероятностью приложили большие усилия.

Мотивационные теории в организационном поведении

Организации, в том числе крупные корпорации, политические организации, малый бизнес, некоммерческие организации и многие другие, сосредотачиваются на мотивации для широкого круга целей.

Некоторые из них включают:

— Превращение отрицательного отношения в положительное

-Минимизация текучести кадров

-Сокращение «больничных дней»

-Приветствие новых изменений на рабочем месте

-Повышение эффективности и производительности

-Создание более здоровой и позитивной атмосферы на рабочем месте

Как видно, существует множество теорий мотивации, каждая из которых имеет свои особенности.Пытаясь понять мотивацию на личном или групповом уровне, необходимо учитывать множество факторов, и одна теория может лучше подходить для конкретных обстоятельств, чем другие.

Что такое гуманистический подход к мотивации?

Каждое существо на Земле чем-то мотивировано, но Авраам Маслоу хотел понять, что движет людьми, и именно это пытается сделать большинство психологов. Большинство людей стремятся удовлетворить определенные потребности, и созданная им иерархия (см. Выше) направлена ​​на отображение различных уровней потребностей.

Когда человек не чувствует себя полностью удовлетворенным, у него, скорее всего, будут неудовлетворенные потребности. Не имеет значения, являются ли эти «потребности» предметами первой необходимости (одежда, еда, жилье и т. Д.). Важное значение имеет восприятие человеком этих потребностей.

Для гуманистического подхода к мотивации важнее всего внутренние факторы, которые воспринимают то, чего не хватает.

Каковы ранние теории мотивации?

Ключевые ранние теории мотивации включают теорию подкрепления и теорию постановки целей.При постановке целей человек ставит цели и, следовательно, ставит перед собой задачу их достичь, но при этом ему потребуется соответствующая обратная связь, чтобы помочь в достижении этих целей.

Цели помогают определять направление и, по словам Эдвина Локка, они необходимы для правильной мотивации. Если у вас нет цели, как вы можете быть мотивированы на что-либо?

Теория подкрепления, с другой стороны, фокусируется на результатах проделанной работы. Без надлежащего подкрепления (положительного или отрицательного) не было бы причин для продвижения и, следовательно, практически не было бы мотивации для выполнения конкретной задачи.

Тони Роббинс 6 потребностей теории

Хотя многие теории были разработаны в прошлом веке, в 21 веке один из главных учителей мотивации, Тони Роббинс, разработал то, что он называет «6 потребностями», которые включают:

1. Уверенность и комфорт

Нам всем нужно знать, что мы в безопасности и о нас позаботятся. Большинство людей, оказавшихся в бедности или борющихся по жизни, верят, что их потребности не будут удовлетворены, и поэтому это пророчество становится самореализующимся.

2. Неопределенность и разнообразие

У всех нас есть потребность в том, чтобы бросать вызов и чтобы в жизни было достаточно разнообразия, чтобы мы были заняты и заинтересованы, иначе жизнь стала бы приземленной и скучной.

3. Значение

У всех нас есть потребность чувствовать себя важными и уникальными. Что в каком-то смысле мы разные и особенные.

4. Любовь и связь

У всех нас есть потребность чувствовать себя любимыми и оцененными семьей и друзьями.

5. Рост

У всех нас есть потребность расти и совершенствоваться каждый день.

6. Вклад

У всех нас есть потребность приносить пользу нашему сообществу и обществу и играть важную роль в оказании помощи.

Тони заявляет, что когда эти шесть потребностей будут удовлетворены, это побудит нас продолжать жить со страстью, потому что это удовлетворяет наши потребности в выполнении нашей цели в жизни.

РЕСУРСЫ

.

Теорий мотивации

Самые ранние исследования мотивации включали изучение индивидуальных потребностей. В частности, ранние исследователи считали, что сотрудники очень стараются и демонстрируют целенаправленное поведение, чтобы удовлетворить потребности. Например, сотрудник, который постоянно ходит по офису и разговаривает с людьми, может нуждаться в общении, и его поведение может быть способом удовлетворить эту потребность. В то время исследователи разработали теории, чтобы понять, что нужно людям. К этой категории можно отнести четыре теории: иерархия потребностей Маслоу, теория ERG, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей Макклелланда.

Иерархия потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу — один из самых выдающихся психологов двадцатого века. Его иерархия потребностей знакома большинству студентов и менеджеров по бизнесу. Теория основана на простой предпосылке: потребности людей иерархически ранжированы. Есть некоторые потребности, которые являются основными для всех людей, и в их отсутствие все остальное не имеет значения. Удовлетворяя эти базовые потребности, мы начинаем искать способы удовлетворения потребностей более высокого порядка.Другими словами, как только потребность более низкого уровня удовлетворена, она больше не служит мотиватором.

Рисунок 5.3. Иерархия потребностей Маслоу

Самыми основными потребностями Маслоу являются физиологические потребности. Потребность в воздухе, пище и воде. Физиологические потребности относятся к потребности в пище, воде и других биологических потребностях. Эти потребности являются основными, потому что, когда они отсутствуют, их поиск может пересилить все другие побуждения. Представьте, что вы очень голодны.В этот момент все ваше поведение может быть направлено на поиск еды. Однако после еды поиски еды прекращаются, и обещание еды больше не служит мотиватором. Когда физиологические потребности удовлетворены, люди, как правило, начинают беспокоиться о потребностях в безопасности, о необходимости быть свободными от опасностей и боли … Свободны ли они от угрозы опасности, боли или неопределенного будущего? На следующем уровне — социальные потребности: потребности в связи с другими людьми, в любви и формировании с ними прочных привязанностей.относятся к необходимости связываться с другими людьми, быть любимыми и формировать прочные привязанности с другими. Фактически, привязанности или их отсутствие связаны с нашим здоровьем и благополучием. Удовлетворение социальных потребностей порождает потребности в уважении, желание, чтобы его уважали сверстники, чувствовали себя значимыми и ценились. более заметный. Потребность в уважении относится к желанию быть уважаемым коллегами, чувствовать себя значимым и цениться. Наконец, на высшем уровне иерархии, потребность в самоактуализации, потребность стать всем, чем вы способны стать.означает «стать всем, кем вы способны стать». Эта потребность проявляется в желании приобрести новые навыки, принять новые вызовы и вести себя так, чтобы это привело к достижению жизненных целей.

Маслоу был клиническим психологом, и его теория изначально не предназначалась для работы. Фактически, его теория была основана на его наблюдениях за людьми в клинических условиях; некоторые из отдельных компонентов теории не нашли эмпирической поддержки.Одна критика касается порядка ранжирования потребностей. Можно представить себе, что люди, которые голодают и боятся за свою жизнь, могут сохранять прочные связи с другими, предполагая другой порядок потребностей. Более того, исследователи не смогли поддержать аргументы о том, что как только потребность удовлетворена, она больше не служит мотиватором и что в данный момент времени доминирует только одна потребность.

.

Теорий мотивации: поведение

Теории мотивации: поведение

Теории процессов объясняют, как работники выбирают поведенческие действия для удовлетворения своих потребностей и определяют свой выбор. Каждая из следующих теорий предлагает совет и понимание того, как люди на самом деле делают выбор усердно или не работать усердно, исходя из своих индивидуальных предпочтений, доступных вознаграждений и возможных результатов работы.

Теория капитала

Согласно теории справедливости, основанной на работе Дж.Стейси Адамс, работники сравнивают потенциальное вознаграждение с усилиями, которые они должны затратить. Справедливость существует, когда работники осознают, что вознаграждают равные усилия (см. Рисунок 1).

Но сотрудники просто смотрят не на свое потенциальное вознаграждение, они смотрят на вознаграждение других. Неравенство возникает, когда люди чувствуют, что их вознаграждения уступают вознаграждениям, предлагаемым другим людям, выполняющим те же рабочие нагрузки.

Сотрудники, которые считают, что с ними обращаются несправедливо, могут демонстрировать следующее поведение:

  • Меньше усилий в работе
  • Просите о лучшем лечении и / или наградах
  • Найдите способы сделать свою работу лучше, сравнивая ее
  • Перевод или увольнение с работы

Теория справедливости делает хороший вывод: люди ведут себя в соответствии со своими представлениями.То, что думает менеджер, не имеет отношения к сотруднику, потому что реальная проблема заключается в том, как сотрудник воспринимает свою ситуацию. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, должно положительно сказываться на удовлетворенности работой и производительности; эти вознаграждения, воспринимаемые как несправедливые, могут вызвать неудовлетворенность работой и вызвать проблемы с производительностью.

Каждый менеджер должен гарантировать, что любые негативные последствия сравнения капитала избегнуты или, по крайней мере, сведены к минимуму при распределении вознаграждений. Информированные менеджеры предвидят предполагаемое негативное неравенство, когда распределяются особенно заметные вознаграждения, такие как повышение заработной платы или продвижение по службе.Вместо того, чтобы позволить заботам о справедливости выйти из-под контроля, эти менеджеры тщательно сообщают предполагаемую величину получаемых вознаграждений, уточняют служебные аттестации, на которых основаны эти вознаграждения, и предлагают соответствующие точки сравнения.

Теория ожидания

Виктор Врум представил одно из наиболее распространенных объяснений мотивации. Проще говоря, теория ожидаемой продолжительности гласит, что сотрудник будет мотивирован прилагать большие усилия, если он или она считает, что:

  1. Усилия приведут к хорошей служебной аттестации.
  2. Хорошая оценка приведет к организационному вознаграждению.
  3. Организационное вознаграждение удовлетворит его или ее личные цели.

Ключом к теории ожидания является понимание целей человека и взаимосвязи между усилиями и производительностью, между производительностью и вознаграждением и, наконец, между вознаграждением и индивидуальным достижением цели. Когда у сотрудника высокий уровень ожидания и вознаграждение является привлекательным, мотивация обычно высока.

Таким образом, чтобы мотивировать работников, менеджеры должны укреплять восприятие работниками своих усилий как возможных и целесообразных, разъяснять ожидания в отношении результатов деятельности, связывать вознаграждения с результатами и следить за тем, чтобы вознаграждения были желательными.

Теория подкрепления

Теория подкрепления, основанная на законе эффекта Э. Л. Торндайка, просто рассматривает взаимосвязь между поведением и его последствиями. Эта теория фокусируется на изменении поведения сотрудника на рабочем месте с помощью надлежащего использования одного из следующих четырех методов:

  • Положительное подкрепление поощряет желаемое поведение.Положительное подкрепление, такое как повышение заработной платы или продвижение по службе, предоставляется в качестве награды за положительное поведение с целью повышения вероятности повторения желаемого поведения.
  • Избегание — это попытка показать сотруднику, какими будут последствия неправильного поведения. Если сотрудник не ведет себя ненадлежащим образом, он не испытает на себе последствий.
  • Extinction в основном игнорирует поведение подчиненных и не обеспечивает ни положительного, ни отрицательного подкрепления.Классные учителя часто используют эту технику, когда игнорируют учеников, которые «разыгрывают», чтобы привлечь внимание. Этот метод следует использовать только в том случае, если руководитель считает такое поведение временным, нетипичным и несерьезным.
  • Наказание (угрозы, докупка, отстранение) — это попытка снизить вероятность повторения поведения путем применения негативных последствий.

Теория подкрепления имеет следующие последствия для менеджмента:

  • Изучение того, что приемлемо для организации, влияет на мотивированное поведение.
  • Менеджеры, которые пытаются мотивировать своих сотрудников, должны обязательно рассказывать им, что они делают неправильно, и быть осторожными, чтобы не вознаграждать всех одновременно.
  • Менеджеры должны рассказывать людям, что они могут сделать, чтобы получить положительное подкрепление.
  • Менеджеры должны быть уверены, что применяют подкрепление как можно ближе к возникновению поведения.
  • Менеджеры должны осознавать, что отказ от вознаграждения также может изменить поведение.Сотрудники, которые считают, что они заслуживают вознаграждения, но не получают его, часто разочаровываются как в своем менеджере, так и в компании.

Теория постановки целей

Теория постановки целей, представленная в конце 1960-х Эдвином Локком, предполагала, что намерения работать для достижения цели являются основным источником трудовой мотивации. По сути, цели говорят сотрудникам, что нужно сделать и сколько усилий нужно приложить. В целом, чем сложнее цель, тем выше ожидаемый уровень производительности.

Менеджеры могут устанавливать цели для своих сотрудников, или сотрудники и менеджеры могут разрабатывать цели вместе. Одним из преимуществ участия сотрудников в постановке целей является то, что они с большей вероятностью будут работать над достижением цели, которую они помогли достичь.

Однако независимо от того, кто ставит цель, сотрудники добиваются большего успеха, когда получают отзывы о своем прогрессе. Помимо обратной связи, на взаимосвязь целей и результатов влияют еще четыре фактора:

  • Сотрудник должен быть привержен цели.
  • Сотрудник должен верить в то, что он способен выполнить задачу.
  • Задачи, связанные с достижением цели, должны быть простыми, привычными и независимыми.
  • Теория постановки целей связана с культурой и популярна в культурах Северной Америки.

Если следовать теории постановки целей, менеджеры должны работать со своими сотрудниками над определением целевых задач, чтобы обеспечить цели для мотивации.Кроме того, поставленные цели должны быть конкретными, а не общими по своему характеру, и менеджеры должны предоставлять отзывы о производительности.

.

теорий мотивации [5 известных теорий мотивации]

Мотивация — это состояние ума, наполненное энергией и энтузиазмом, которое побуждает человека работать определенным образом для достижения желаемых целей. Мотивация — это сила, которая подталкивает человека к работе с высоким уровнем приверженности и сосредоточенности, даже если все идет против него. Мотивация выражается в определенном человеческом поведении.

Важно обеспечить мотивацию каждого члена команды в организации.Различные психологи изучали поведение людей и формализовали свои выводы в форме различных теорий мотивации. Эти теории мотивации позволяют лучше понять, как люди ведут себя и что их мотивирует.

Мотивация — это огромная область обучения. Есть много теорий мотивации. Некоторые из известных теорий мотивации включают следующее:

1. Иерархия потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу постулировал, что человек будет мотивирован, когда его потребности будут удовлетворены.Потребность начинается с базовых потребностей самого низкого уровня и продолжает расти по мере удовлетворения потребности более низкого уровня. Ниже представлена ​​иерархия потребностей:

  • Физиологические: Физические потребности, необходимые для выживания, такие как еда, вода и кров.
  • Безопасность: Защита от угроз, лишений и других опасностей.
  • Социальные (принадлежность и любовь): потребность в общении, принадлежности, дружбе и так далее.
  • Самоуважение: потребность в уважении и признании.
  • Самореализация: возможность для личного развития, обучения и веселой / творческой / сложной работы.Самоактуализация — это потребность наивысшего уровня, к которой может стремиться человек.

Лидер должен понимать конкретные потребности каждого члена команды и, соответственно, работать, чтобы помочь удовлетворить их потребности.

2. Теория двух факторов Герцберга

Герцберг разделил потребности на две широкие категории, а именно факторы гигиены и факторы мотивации.

Гигиенические факторы необходимы, чтобы убедиться, что сотрудник не недоволен.Факторы мотивации необходимы для обеспечения удовлетворенности сотрудников и мотивации сотрудников к более высокой производительности. Простое присутствие факторов гигиены не гарантирует мотивации, и наличие факторов мотивации при отсутствии факторов гигиены также не работает.

3. Теория потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд утверждает, что у всех нас есть три мотивирующих фактора, и это не зависит от нашего пола или возраста. Одно из этих побуждений будет доминирующим в нашем поведении.Доминирующее влечение зависит от нашего жизненного опыта.

Три мотиватора:

  • Достижение : потребность в достижении и демонстрации собственной компетентности Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, которые предусматривают личную ответственность и результаты, основанные на их собственных усилиях. Они также предпочитают быстрое признание своего прогресса.
  • Принадлежность : потребность в любви, принадлежности и социальном принятии Люди с высокой потребностью в принадлежности мотивированы тем, что их любят и принимают другие.Они склонны участвовать в общественных собраниях и могут испытывать дискомфорт в конфликтах.
  • Власть : потребность контролировать свою работу или работу других Люди с высокой потребностью в власти желают ситуаций, в которых они проявляют власть и влияние на других. Они стремятся занять должности со статусом и авторитетом и, как правило, больше озабочены своим уровнем влияния, чем эффективностью работы.

4. Теория ожидания Врума

Виктор Врум заявил, что люди будут очень продуктивными и мотивированными, если выполняются два условия: 1) люди верят, что их усилия могут привести к успешным результатам, и 2) эти люди также верят, что они будут вознаграждены за свой успех.

Люди будут мотивированы прилагать большие усилия, когда они будут уверены, что существует взаимосвязь между прилагаемыми усилиями, достигнутыми результатами и получаемыми результатами / вознаграждениями.

5. Теория X Макгрегора и теория Y

Дуглас МакГрегор сформулировал два различных взгляда на человека, основанные на участии рабочих. Первый в основном отрицательный, обозначается как Теория X, а другой в основном положительный, обозначается как Теория Y.Существуют оба типа людей. В зависимости от их характера ими необходимо управлять соответствующим образом.

  • Теория X : Традиционный взгляд на рабочую силу утверждает, что работники по своей природе ленивы, эгоцентричны и лишены амбиций. Следовательно, подходящим стилем управления является строгий контроль сверху вниз.
  • Теория Y: Эта точка зрения постулирует, что работники по своей природе мотивированы и готовы брать на себя ответственность. Подходящий стиль управления — сосредоточиться на создании продуктивной рабочей среды в сочетании с положительным вознаграждением и поощрением.

Заключение

Мотивация — это состояние ума, которое побуждает всех людей выполнять дела с высочайшим духом и позитивом. Лидер должен будет обеспечить мотивацию каждого члена команды и организации. Различные теории мотивации помогают понять, что будет мотивировать людей.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *