Теория активности: Теории активности личности.

Содержание

Теории активности личности.

Теории активности личностиТеории активности личности. Потребности как источник активности личности. Понятия руководитель и менеджер. Готовая контрольная работа по Менеджменту. Скачать бесплатно (Заказать контрольную работу по Менеджменту можно здесь)
Объем работы: 17 стр.; Год: 2011; Страна: Все.

1.Теории активности личности. Потребности как источник активности личности

Слово «активность» часто используется для обозначения всех форм жизни и деятельности людей. В этом смысле активность — это сама жизнь, всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Различают множество видов или уровней активности, начиная от субклеточной и заканчивая психической, духовной. Активность личности — это высший уровень жизненной активности человека[1, C.17].
Эволюционно простейшая форма активности — это почти механическая реализация внутренней программы или реагирование на изменение во внешней среде (воздействие) (тропизм, таксис). Более сложные формы — это инстинкты. Есть выученные формы активности, реализуемые посредством навыков, умений. Наконец, важную роль в жизни играет интеллектуальная, творческая активность, которая предполагает построение целевых программ для каждого нового действия.
Проблема активности в психологии является предметом острых дискуссий, в ходе которых отрицалась даже сама возможность активности.
Проблема активности начинается с вопроса о ее источниках, или мотивах. При этом само понятие активности переносится на эти источники и уже обозначает динамическую характеристику личности, или, как писал А.Ф.Лазурский, «под словами «активность» и «энергия» следует понимать отнюдь не волевое усилие в узком смысле этого слова, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений» [4, C.21].
Раскрывая активность через источники, обычно имеют в виду потребности, рассматривая их как движущие силы поведения в условиях, когда непосредственно потребность удовлетворить нельзя. В этом случае потребность становится мотивом поисковой, добывающей или преобразовательной деятельности, либо коммуникативного поведения. Для динамических концепций личности (З.Фрейд, К.Левин и др.) это положение является само собою разумеющимся.
В настоящее время понятие активности определенным образом сужают. «Во-первых, говоря о личностной активности, имеют в виду особый внутренний источник поведения, не обусловленный ни ситуацией («надситуативная активность»; В.А.Петровский), ни потребностью (Г.Оллпорт). Во-вторых, активность связывают с полноценным, элитным способом жизни, полнотой человеческого существования, самоактуализацией (А.Маслоу), жизнью по принципу «бытия», в отличие от принципа «обладания» (Э.Фромм).
Ряд психологов доказывают, что потребностная мотивация активности, ориентированная на разрядку соответствующего напряжения, нехарактерна для человека. Г.Оллпорт утверждает: «Мы не можем, конечно, отрицать, что основные побуждения, по-видимому, стремятся к «редукции напряжения». Однако эти побуждения не являются достоверной моделью для всех нормальных мотивов взрослого человека. Нормальные люди по контрасту с этим заняты своими «предпочтительными моделями» самоутверждения. Их психогенные интересы — скорее форма поддерживания и направления напряжения, нежели избегания его. Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности «с тяжелым сердцем, но с радостью». Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь».
Активность личности, в трактовке Э.Фрома, имеет две особенности. Во-первых, она представляет собой полноценную реализацию способностей и энергии человека и, во-вторых, она предполагает просоциальную ориентацию личности.
Для Фромма, как и для Франкла самая сильная мотивация поведения людей заключается в поиске смысла своего существования.
Стремление раскрыть личностный уровень активности характерен для теории «притязаний», под которыми понимают способ постановки человеком цели для себя. К.Левин рассматривал притязания как одно из важнейших образований личности, обусловливающих ее активность и даже черты его характера.
Есть теории личности, для которых принцип активности является ведущим, определяющим существо самой теории. К их числу можно отнести теорию А.Адлера, в которой особое значение придается «цели жизни». Человеческая жизнь представляется как активное стремление к совершенству, непрерывное движения в направлении роста и развития.
Существует много разнообразных подходов к вопросу о механизмах и сферах активности человека.
Не случайно авторы связывают вопрос активности с темой мышления, которое по определению означает высокий уровень активности, мотивация которого не всегда очевидна. В этой области Д.Б.Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности.
Стимульно-продуктивный, или пассивный уровень характеризуется тем, что здесь еще нет выхода за пределы заданного или первоначально найденного способа действия и умственная работа каждый раз определяется мотивом, внешним по отношению к данному действию и не совпадающим с его целью.
Эвристический уровень — более высокий, характеризующийся интеллектуальной инициативой и наличием познавательной потребности в качестве ведущего мотива. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается как открытие, творческая находка, но только как способ, который позволит решить полученную задачу. Это обстоятельство ставит предел дальнейшим поискам.
Высший уровень интеллектуальной активности — креативный -отличается познавательным целеполаганием. Обнаруженная эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой, на решение которой с этого момента направляется вся познавательная деятельность. При этом первоначальная, в том числе практическая задача может быть отложена. «Это, — как пишет Д.Б.Богоявленская, -подлинное творчество, так как в нем сняты все признаки «отчужденного труда». Другими словами, такого рода активность можно рассматривать как личностную.
Активность человека имеет свой физиологический механизм. Для его описания используют понятие «активация», «уровень активации». Природа активности связывается со свойствами нервной системы. Активация (от лат. activus — деятельный) — состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения, энергетической мобилизации. Описывается активация интенсивностью и качественным своеобразием, что фиксируется в вегетативных показателях (частоте сердцебиения, величине электрического сопротивления кожи, артериального давления, изменения дыхания и др.).
Для оценки активации используется гипотетическая шкала с полюсами: «сон — сверхвозбуждение». Возрастание активации влечет за собой переход на более высокую ступень по шкале бодрствования. Психологи ведут поиск более тонких градаций на таких отрезках шкалы, как активное бодрствование, пассивное бодрствование, эмоциональное возбуждение.
В числе теорий активности определенное место принадлежит деятельностной концепции активности, которая является звеном психологической теории деятельности. В рамках этой концепции активность связывается с такими процессами деятельности, которые находятся в прямой зависимости от субъекта. Это принятие решения о начале деятельности, контроль за ее динамикой. Она свойственна проц

ТЕОРИЯ АКТИВНОСТИ — Студопедия

Теория освобождения сразу же подверглась критике. Ее противники поставили под сомнение целесообразность «освобождения» пожилых и позитивное значение этого процесса для индивида и общества; они подчеркивали негативные последствия изоляции престарелых и даже называли ее бесчеловечной. В настоящее время теория освобождения отвергнута большинством геронтологов, так как в ней представлена слишком благополучная картина процесса старения. В значительной мере ее вытеснила теория активности, сторонники которой утверждают, что, когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе; при этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью. Сторонники этой теории считают, что, продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать на неполную ставку после ухода на пенсию или заниматься добровольной общественной деятельностью), пожилые люди сохранят свое психологическое спокойствие.

В общем, на приспособление людей к старости в значительной мере влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладел множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом (Блау, 1973). Что касается психологического аспекта, то результаты исследований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, обладающие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70 лет. Исследования выявили, что взрослые люди, склонные к депрессивному состоянию, страхам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца своей жизни (Касади, 1977).

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 12. Возраст и неравенство

Глава 14. Путеводитель по человеко-компьютерному взаимодействию: теория деятельности


Эта статья посвящена теории, разработанной несколько десятилетий назад. Некоторые из основных концепций этой теории были сформулированы задолго до того, как слово «компьютер» вошло в употребление. Тогда почему в путеводителе по человеко-компьютерному взаимодействию (HCI) есть глава об этой теории? Иными словами, почему теория деятельности?


На этот вопрос можно ответить в два этапа.


А. Почему деятельность?


В настоящее время деятельность является одной из самых фундаментальных концепций в исследовании человеко-компьютерного взаимодействия. Раннее HCI в основном интересовалось пониманием и поддержкой задач, выполняемых пользователями для достижения заранее определенных целей (например, внесение изменений в документ). Вопросы, связанные с тем, почему человек выполняет задачу, а также что задача означает для человека, обычно выходят за рамки анализа, оценки и проектирования. Однако, когда интерактивные технологии становятся частью повседневной жизни, акцент на задачах оказывается недостаточным. Понимание и разработка технологий в контексте целенаправленных, значимых видов деятельности в настоящее время является центральной проблемой исследований и практики HCI. Практически все последние разработки в интерактивных технологиях — подумайте, например, о социальных сетях, смартфонах и устройствах для чтения электронных книг — обязаны своим успехом тому, что помогают нам жить более полной жизнью, а не просто поддерживают выполнение новых типов задач.


Б. Почему теория деятельности?


У большинства людей есть интуитивное понимание того, что такое деятельность. Есть ли здесь необходимость в теории?


Проблема с интуитивными, базирующихся на здравом смысле представлениями о деятельности заключается в том, что для разных людей они могут отличаться. Кроме того, они могут быть недостаточно конкретными. Как отличить действие от бездействия? Можно ли разделить деятельность на более мелкие единицы деятельности, не совпадающие с деятельностью как таковой? Какую роль играют технологии в человеческой деятельности? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, HCI нуждается в более продуманной концепции деятельности. Такая

концепция предлагается теорией деятельности (Activity Theory), обсуждаемой в этой статье.

Глава 1. Вступление

Глава 2. Пользовательский опыт и его проектирование

Глава 3. Визуальная репрезентация

Глава 4. Промышленный дизайн

Глава 5. Бифокальное отображение данных

Глава 6. Контекстуальное проектирование

Глава 7. Мобильные устройства

Глава 8. Разработка с участием конечных пользователей

Глава 9. Философия интеракции

Глава 10. Эмоциональные технологии

Глава 11. Технические требования

Глава 12. Контекстно-зависимые вычисления

Глава 13. Оценка юзабилити


1. Предыстория


Теория деятельности — это концептуальная основа, берущая свое начало из социокультурной традиции, существующей в советской/российской психологии. Основополагающей концепцией этой системы взглядов является «деятельность», которая понимается как целенаправленное взаимодействие между субъектами («субъектами») и миром («объекты»). Первоначально эта схема была разработана советским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Вариант теории деятельности, основанный на подходе Леонтьева, был предложен в 1980-х годах финским исследователем вопросов образования Ирьё Энгестрёмом (Yrjö Engeström). В настоящее время варианты как теории Леонтьева, так и Энгестрёма, а также их комбинации широко используются в межотраслевом масштабе — не только в психологии, но и в ряде других областей, включая образование, организационный опыт и культурологические исследования.


С начала 1990-х годов теория деятельности стала заметным ориентиром на теоретическом ландшафте человеко-компьютерного взаимодействия. В течение последних двух десятилетий теория деятельности наряду с некоторыми другими методиками, такими как распределенное познание (Distributed cognition) и феноменология, зарекомендовала себя как ведущий посткогнитивистский подход в HCI и проектировании взаимодействия. Профессор кафедры информационных технологий в Университете штата Пенсильвания Джон Кэрролл (John Carroll) в 2011 году отметил, что: «Психология обработки информации и лабораторные исследования пользователей, сформировавшие ядро исследований HCI, приобрели важное значение, но занимают свою нишу. Самая каноническая теоретическая база в HCI в настоящее время является социокультурной — это теория деятельности».


В этом посте рассматривается прошлое, настоящее и будущее теории деятельности в качестве теоретического подхода в HCI. Он начинается с краткого ознакомления с основными понятиями и принципами теории деятельности, продолжается описанием его ключевого вклада в исследования в области человеко-компьютерного взаимодействия и проектирования интеракций и заканчивается размышлениями о проблемах и перспективах дальнейшего развития этого подхода.


2. Краткий обзор теории деятельности


2.1. Исторические корни и основополагающие предположения


Концептуальные корни теории деятельности можно отнести к российской/ советской психологии 1920-х и 1930-х годов. В это время теоретические исследования в советской психологии находились под сильным влиянием марксистской философии. Коллективные усилия ряда видных психологов, в первую очередь Льва Выготского и Сергея Рубинштейна, также вызвавшие множество разногласий и даже открытых конфликтов, привели к возникновению новой социально-культурной точки зрения (понимаемой в широком смысле) в российской психологии.


Основной концептуальной направленностью этого социально-культурного подхода было преодоление разрыва между, с одной стороны, человеческим разумом, а с другой — культурой и обществом. В отличие от большинства психологических школ того времени, эта концепция полагала репродуцирующие силы культуры и общества «ответственными» за само производство человеческого разума, а не внешними факторами, которые — сколь бы они ни были важны — просто создают условия для функционирования ума без изменения его основополагающей природы.


Работы, основанные на социокультурной точке зрения, породили ряд фундаментальных идей. Некоторые наиболее существенные вклады этого движения в психологию были следующими:


  • Универсальный закон развития высших психических функций Выготского, согласно которому умственные функции сначала возникают как распределенные между отдельным человеком и другими людьми («интерпсихические», то есть межличностные), а только после — как индивидуально осваиваемые самим человеком («интрапсихические», то есть внутриличностные), а также

  • Принцип «единства и неразрывности сознания и деятельности» Рубинштейна, согласно которому человеческий сознательный опыт и его деятельность в мире — как внутренняя, так и внешняя — тесно взаимосвязаны и взаимно определяют друг друга.


Теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева возникла как продолжение и расширение социально-культурного подхода. Эта теория использует ряд идей, разработанных Выготским, наставником и другом Леонтьева. На него также повлияли работы Рубинштейна, одной из ключевых фигур советской психологии и давнего коллеги Леонтьева. Вероятно, теория деятельности также содержит некоторые другие важные влияния, которые труднее распознать, такие как концепция «активности субъекта деятельности и общения», разработанная еще одним выдающимся российским/советским психологом — Михаилом Басовым. Основные предположения теории деятельности те же, что и социально-культурной системы взглядов в целом, а именно — предположения о социальной природе человеческого разума и неразделимости человеческого разума и деятельности.


В то же время теория активности Леонтьева не является простым отпечатком всех этих влияний. Как указывается ниже, хотя теория включает в себя множество идей, разработанных Выготским, Рубинштейном и другими, эти соображения были пересмотрены и разработаны Леонтьевым для формирования его собственной четкой и последовательной концептуальной основы. 

Рисунок 1. A-B-C: сверху вниз: Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выготский и Сергей Леонидович Рубинштейн.


3. Основные концепции и принципы теории Леонтьева


3.1. Понятие «деятельность»


Активность в широком смысле — это интеракция действующего лица (например, человека) с миром. Взаимодействие, согласно терминологии теории активности, описывается как процесс, связывающий субъект (S — subject) и объект (O — object). Обычный способ представления активности выглядит так: «S ⇔ O». Существует два ключевых аспекта, отличающих деятельность от других видов взаимодействия:


А. субъекты деятельности имеют потребности, которые должны быть удовлетворены посредством взаимодействия с миром, и


Б. деятельность и ее субъекты взаимно определяют друг друга; или, в более общем плане, действия являются генеративными силами, которые преобразуют как субъекты, так и объекты.

У субъектов есть потребности. Под деятельностью понимается «единица жизни» (Unit of Life) материального субъекта, существующего в объективном мире. Субъекты имеют свои собственные потребности и для того, чтобы выжить, должны осуществлять деятельность, то есть взаимодействовать с объектами мира для удовлетворения своих потребностей. Анализ Леонтьева в основном касался деятельности отдельных людей, но понятие «субъект» не ограничивается конкретными индивидами. Другие типы сущностей, такие как животные, группы и организации, могут также руководствоваться стремлениями, основанными на потребностях, и, следовательно, быть субъектами деятельности.

Деятельность и ее субъекты взаимно определяют друг друга. Сразу становится очевидным, что на деятельность влияют свойства субъектов и объектов. Рассмотрим простой пример. Несомненно, ответ на вопрос, может ли человек решить математическую задачу, зависит от характеристики задания (например, насколько задача сложна сама по себе), равно как и от способностей и навыков индивидуума (то есть, насколько хорошо он разбирается в математике). Однако в долгосрочной перспективе верно и обратное: и объект, и субъект со временем в результате деятельности трансформируются. Очевидно, например, что математические навыки человека являются результатом предыдущего опыта: они развивались путем решения им математических задач в прошлом. Другими словами, хотя верно, что математические способности человека определяют, как он решает задачи по математике, также верно то, что решение математических задач определяет математические способности человека. Поэтому субъекты не только проявляют себя в своей деятельности; в самом прямом смысле они производятся в результате деятельности.


Леонтьев расширяет и развивает принцип единства и неразрывности сознания и деятельности, выдвинутый Рубинштейном, в трех отношениях:


  1. Леонтьев утверждает, что психологические исследования не должны фокусироваться только на «психологическом аспекте или грани деятельности» (как это предлагает Рубинштейн), таком как взаимосвязь между активностью и субъективным опытом. Вместо этого он утверждал, концепция деятельности для психологии имеет более общий характер: деятельность имеет фундаментальное значение для психологии из-за ее особой функции — функции помещения субъекта в объективную реальность и превращения этой реальности в форму субъективности.

  2. Как будет показано ниже, анализ Леонтьева фокусируется как на сознательных, так и на бессознательных психических явлениях.

  3. Леонтьев предложил ряд более конкретных представлений о связи между разумом и деятельностью, в первую очередь, идею структурного сходства между внутренними и внешними процессами.


3.2. Основные принципы


Основные идеи и предположения теории деятельности, изложенные выше, были разработаны Леонтьевым в виде набора более конкретных понятий, требований и аргументов. Общей проблемой при интерпретации текстов Леонтьева является то, что они не обеспечивают обзор логической структуры теории в целом. Было сделано несколько попыток перевести представление структуры Леонтьева, как она описана в его текстах, в структурированный набор различных принципов.


Виктор Каптелинин (Victor Kaptelinin), профессор кафедры информатики Университета Умео (Umeå University), Швеция, и профессор кафедры информатики и медиа-исследований в норвежском Бергенском университете (University of Bergen), выявляет в теории Леонтьева следующие принципы:

3.2.1. Объектно-ориентированность


Этот принцип (имеющий некоторое сходство с понятием феноменологии «интенциональность») напрямую связан с самой концепцией деятельности как отношения «субъект-объект». Почему взаимодействие субъектов с миром определяется с точки зрения взаимодействия с объектами? Объяснение, предлагаемое принципом объектно-ориентированности, заключается в следующем.


Мир упорядочен; он содержит дискретные объективно существующие структуры/сущности, то есть объекты. Также взаимосвязано взаимодействие субъектов с миром; оно организовано вокруг объектов. Объекты имеют свои «объективные» значения, определяемые их отношением к другим сущностям, существующим в мире (включая субъект). Чтобы удовлетворить их потребности, субъект должен выявить объективный смысл объектов, по крайней мере частично, и действовать соответствующим образом.


Следовательно, следует понимать, что объект деятельности имеет две грани:


  • Во-первых, в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта.

  • Во-вторых, как образ объекта, как продукт его свойства психологического отражения, реализуемого как деятельность субъекта и не могущего существовать иначе.


Необязательно, что эти два аспекта всегда совпадают. Они динамически согласовываются в разворачивающемся взаимодействии «предмет-объект». Согласование включает двойной переход: деятельность субъекта подчиняется свойствам объекта, что приводит к появлению новых структур деятельности; в свою очередь, новые структуры деятельности вызывают новые субъективные явления, такие как более развитый образ объекта. Например, турист, бродящий по окрестностям, может изначально иметь смутное представление об этом районе и просто следовать ограничениям и возможностям, предоставляемым окружающей средой. Со временем возникающие паттерны хождения могут привести к созданию разработанной когнитивной карты

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева

В конце 1920-х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, А.Н. Леонтьев провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.

В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо:

1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т.д. Следовательно, ваше действие, направленное па то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов – частных действий.

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.

Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, Т.е. они имеют генетическую обусловленность.

Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась. Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

теория деятельности — Activity theory

Теория деятельности ( AT ; русская: Теория деятельности ) является общим термином для линии эклектичных общественных наук теорий и исследований с его корнями в советской теории психологической деятельности , впервые разработанный Л. С. Выготского , Алексей Леонтьевым и Сергей Рубинштейном . Эти ученые пытались понять деятельность человека как системные и социально расположенных явления и выйти за рамки парадигм рефлексотерапия (учение Владимира Бехтерева и его последователей) и классического обусловливание (учению И. П. Павлова и его школы), психоанализ и бихевиоризма . Она стала одним из основных психологических подходов в бывшем СССР , в настоящее время широко используется в теоретической и прикладной психологии, а также в области образования, профессиональной подготовки , эргономики , социальной психологии и психологии труда .

Теория деятельности является более описательный мета-теории или рамок , чем предсказанием теории. Он рассматривает всю систему работы / деятельности ( в том числе групп, организаций и т.д.) за пределами только одного актера или пользователя. Он учитывает окружающую среду, история человека, культуры, роль артефакта, мотиваций, и сложность реальной деятельности. Одна из сильных сторон AT является то , что она ликвидирует разрыв между индивидуальным субъектом и социальной реальностью она изучает как через посредническую деятельность. Единицей анализа в AT является концепция объектно-ориентированного, коллективного и культурно опосредованный человеческой деятельности или активности системы . Эта система включает в себя объект (или цель), при условии, посреднической артефакты (признаки и инструменты), правил сообщества и разделение труда. Мотивом деятельности в AT создается за счет напряженности и противоречий внутри элементов системы. По словам этнографа Бонни Нарди , ведущего теоретика AT, теории деятельности «фокусируется на практике, что устраняет необходимость различать„прикладной“от„чистой“наукой понимание повседневной практикой в реальном мире является очень объективной научной практики.. .. объектом теории деятельности является понимание единства сознания и деятельности «. Иногда называется «Культурно-историческая теория деятельности», этот подход особенно полезен для изучения группы , которая существует « в основном в виртуальной форме, ее связь опосредуется в основном с помощью электронных и печатных текстов.»

AT особенно полезен в качестве линзы в качественных исследовательских методологий (например, этнография , тематические исследования ). АТЫ обеспечивают способ понимания и анализ явления, находить закономерности и сделать выводы по взаимодействиям, описывая явления и представление явлений через встроенный язык и риторику. Особая активность является целенаправленным или целенаправленным взаимодействием субъекта с объектом посредством использования инструментов. Эти инструменты выводили формы психических процессов проявляется в конструкциях, будь то физическое или психологическое. AT признает интернализации и экстернализации когнитивных процессов , связанных с использованием инструментов, а также преобразование или развитие , которое возникает в результате взаимодействия.

история

Истоки теории деятельности можно отнести к нескольким источникам, которые впоследствии послужили причиной различных взаимодополняющих и переплетенных прядей развития. Этот счет будет сосредоточено на трех наиболее важных из этих нитей. Первый связан с Московским институтом психологии и , в частности , «тройка» молодых российских исследователей, Выготского, Леонтьева и Лурия . Выготский основал культурно-историческую психологию, поле , которое стало основой для современного AT; Леонтьев, один из главных основателей теории деятельности, как развитых , так и реагирует на работу Выготского. Формулировка Леонтьева общей теории деятельности в настоящее время является наиболее влиятельным в постсоветское время в AT, которые в основном были в социально-научных, организационных и письменных исследований , а не психологического исследования.

Второе основное направление развития в рамках теории деятельности включает в себя российские ученый, такие как П. К. Анохин и Бернштейн , более непосредственно связан с нейрофизиологической основой деятельности; его основание связано с советским философом психологии Сергея Рубинштейна . Эта работа была впоследствии развита исследователями , таких как Пушкин, Зинченко и Гордеева, Пономаренко, Zarakovsky и других, и в настоящее время наиболее широко известен благодаря работе по теории системно-структурной деятельности, осуществляемой GZ Бедного и его сподвижников.

Наконец, в западном мире, дискуссия и использование АТ в основном заложены в скандинавской теории активности нити, разработанной Юрьё Энгестрёма .

русский

После ранней смерти Выготской, Леонтьев стал руководителем исследовательской группы в настоящее время известной как харьковская школа психологии и расширил рамки исследований Выготских значительно новые способы. Леонтьев первым изучил психологию животных , глядя на различных степеней , к которым животные , можно сказать, имеют психические процессы. Он пришел к выводу , что reflexionism Павлова не является достаточным объяснением поведения животных и что животные имеют активное отношение к действительности, которую он назвал «деятельность». В частности, поведение высших приматов , таких как шимпанзе можно было бы объяснить только образованием обезьяны многофазных планов с помощью инструментов.

Леонтьев затем продвинулись к людям и указывал на то, что люди участвуют в «действия», которые сами по себе не удовлетворяют потребности, но способствовать возможному удовлетворению потребности. Часто эти действия имеют смысл только в социальном контексте общей трудовой деятельности. Это привело его к различению между «деятельностью», которые удовлетворяют потребности, и «действиями», которые представляют собой деятельность. Леонтьев утверждал, что деятельность, в которой человек участвуют отражаются в их психической деятельности, то есть (как он выразился) материальная реальность «представлена» в сознание, но только в его жизненном смысле или значении.

Теория деятельности также влияние на развитие игры организационно-деятельности , разработанной Щедровицкий .

скандинавский

AT остались практически неизвестны за пределами Советского Союза до середины 1980-х лет, когда он был подобран скандинавскими исследователями. Первая международная конференция по теории деятельности не была проведена до 1986 ранних несоветский цитируемой по Нарди не является 1987 бумага Юрьё Энгестрёма: «Обучение за счет расширения». Это привело к переформулировке AT. Kuutti отмечает, что термин «теория деятельности» «может использоваться в двух смыслах: обращаясь к оригинальной советской традиции или со ссылкой на международное, многоголосом сообщества применяя оригинальные идеи и их дальнейшее развитие».

Скандинавский AT мазхаба стремится к интеграции и разработки концепций из Выготского «s культурно-исторической психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева с западными интеллектуальными разработками , такими как когнитивной науке , американский прагматизм , конструктивизма и теории Actor-Network . Он известен как теория скандинавской деятельности. Работа в системно-структурной теории деятельности также осуществляется на исследователей в США и Великобритании.

Некоторые из этих изменений являются систематизация работы Леонтьева. Хотя экспозиция Леонтьева ясно и хорошо структурирована, это не так хорошо структурирована композиции Юрьё Энгестрёма. Kaptelinin отмечает, что Энгестрёмо «предложил схему деятельности, отличную от Леонтьевым, содержит три взаимодействующих сущности-индивид, объект и сообщество-вместо двух компонентов-индивид и объект в оригинале Леонтьева схема.»

Были введены некоторые изменения, по- видимому , за счет импорта понятий из взаимодействия человека и компьютера теории. Например, понятие правил , которое не встречается в Леонтьевым, было введено. Кроме того , понятие коллективного субъекта было введено в 1970 — х и 1980 — х годах (Леонтьев относится к «совместному трудовой деятельности», но есть только отдельные лица, а не группы, в качестве субъектов деятельности).

теория


схема системы деятельности

Целью теории деятельности является понимание психических возможностей одного человека. Тем не менее, он отвергает изолированные индивид как недостаточная единица анализа , анализ культурные и технические аспекты человеческих действий .

Теория деятельности чаще всего используется для описания действия в социально-технической системы через шесть связанных элементов концептуальной системы расширенной более детальными теорий (Bryant и др , как определено Leonti’ev 1981 и переопределены в Энгестрёма 1987.):

  • Объектно-ориентированность — цель системы деятельности. Объект относится к объективности реальности; элементы считаются целью по естественным наукам, но также социальные и культурные ценности.
  • Предметные или интернализация — субъекты, осуществляющие деятельность; традиционное представление о психических процессах
  • Сообщество или экспортирование — социальный контекст; все субъекты, участвующие в системе деятельности
  • Инструменты и инструмент посредничества — артефакты (или понятия), используемые субъектами в системе. влияние инструменты актер-структура взаимодействия, они изменяются по мере накопления опыта. В дополнение к физической форме, знание также развивается. Инструменты находятся под влиянием культуры, а также их использование является способом для накопления и передачи социального знания. Инструменты влияют как агент и структуру.
  • Разделение труда — социальные слои, иерархическая структура деятельности, разделение деятельности между субъектами в системе
  • Правила — конвенции, руководящие принципы и правила, регулирующие деятельность в системе

Теория деятельности помогает объяснить , как социальные артефакты и социальная организация опосредуют социальное действие (Bryant и др.).

Информационные системы

Применение теории деятельности в информационных системах происходит от работы Бонни Нарди и Kari Kuutti . Работа Kuutti адресовано ниже. Подход Nardi является, вкратце, выглядит следующим образом : Nardi (стр . 6) описала теорию деятельности , как»… мощная и разъяснение описательного инструмента , а не сильно предсказание теории Объекта теории деятельности является пониманием единства сознания и деятельности. … Деятельность теоретики утверждают , что сознание не является набором дискретных бестелесных познавательных актов (решений, классификация, запоминание), и , конечно , это не мозг, а сознание находится в повседневной практике: вы , что вы делаете «. Нарди (стр. 5) также утверждала , что «теория деятельности предлагает сильное понятие Посреднического -Вса человеческого опыта формируется с помощью инструментов и знаковых систем , которые мы используем.» Нарди (стр. 6) поясняет , что «основной принцип теории деятельности является то , что понятие сознания является центральным изображением деятельности. Выготский описало сознание как явление, объединяющее внимание, намерение, память, мышление, речь и … «и (стр. 7)» теория деятельности, с его акцентом на важности мотива и сознания-который принадлежит только человеку, видит людей и вещи , как принципиально разные. Люди не сводятся к „узлов“ или „агентов“ в системы; «обработка информации» не рассматривается как то , чтобы быть смоделирована таким же образом , для людей и машин «.

В более поздней работе, Нарди и соавт. в сравнении теории деятельности с когнитивный наукой, утверждает, что «теория деятельности является прежде всего социальной теорией сознания» и, следовательно,»… теория деятельности хочет определить сознание, то есть, все умственная деятельность, включая припоминание, решив, классификацию, обобщающие , абстрагирование и так далее, как продукт наших социальных взаимодействий с другими людьми и наше использование инструментов «. Для Активности Теоретиков «сознания», кажется, относится к любой умственной деятельности, в то время как большинство других подходов к психологии различать сознательные от бессознательных функций.

За последние 15 лет использование и изучение теории деятельности в информационных системах увеличились. Один поток исследований было сосредоточено на технологии опосредованного изменения и внедрения технологий, и как они разрушают, изменить и улучшить организационную работу деятельность. В этих исследованиях системы деятельности используются для понимания возникающих противоречий в трудовой деятельности, которые временно разрешены с использованием информационных систем (инструменты) и / или возникающие в связи с внедрением информационных систем. Информатика исследование использует подобный подход к теории деятельности для того, чтобы понять информацию о поведении «в контексте». В области ИКТ и развития (области исследования в информационных системах) использование теории деятельности также используется для информирования развития ИТ-систем и обрамляют изучение ИКТ в настройках развития.

Кроме того, Etengoff & Daiute провели недавнюю работу, исследуя, как интерфейсы социальных медиа могут быть продуктивно использованы в качестве посредника конфликтов. Их работа проиллюстрировал эту точку зрения с анализом онлайн-взаимодействия между геями и религиозных членов их семей и суннитами мусульманских усилий с формирующимся взрослых для поддержания положительного этнической идентичности через интернет религиозных форумах в почтовых 9/11 контекстах.

Взаимодействие человека с компьютером

Подъем персонального компьютера под сомнение акцент на традиционных разработках систем на мэйнфреймы для автоматизации существующих рабочих процедур. Кроме того, он вывел необходимость сосредоточить внимание на том, как работать над материалами и объектами с помощью компьютера. В поисках теоретических и методических аспектов, подходящих для решения вопросов гибкости и более продвинутом посредничества между человеком, материала и результатов через интерфейс, казалось многообещающим обратиться к еще довольно молодой исследовательской традиции HCI, которые возникли в основном в США (для дальнейшего обсуждения см Бэннон & Bødker, 1991).

В частности когнитивные науки на основе теории не хватало средств для решения ряда вопросов, которые вышли из эмпирических проектов (см Бэннон & Bødker, 1991): 1. Многие из ранних передовых пользовательских интерфейсов, предполагается, что пользователи были сами дизайнеры, и соответственно построено на предположении общего пользователя, не заботясь о квалификации, рабочей среда, разделение труда и т.д. 2.In частности была плохо понята роль артефакта, как он стоит между пользователем и ее материалами, объектами и результатами. 3. В тестирующих выводах и конструкции был тяжелый акцент на начинающих пользователях, в то время как повседневное использование опытных пользователей, так и проблемами для развития экспертизы вряд ли были рассмотрены. 4. Подробное анализ задач и идеализированные модели, созданные на основе анализа задач не удалось захватить сложность и случайность реальных действий. 5.From точка зрения сложных настроек работы, это было поразительно, как наиболее HCI сосредоточены на одном пользователе — один компьютер, в отличие от постоянно продолжающегося сотрудничества и координации реальных рабочих ситуаций (эта проблема впоследствии может привести к развитию CSCW) , 6.Users в основном рассматриваются как объекты исследования.

Из — за этих недостатков, необходимо было выйти за пределы когнитивной науки на основе HCI найти или разработать необходимую теоретическую платформу. Европейская психология взяла разные пути , чем имел американец с большим вдохновением от диалектического материализма (Хайдено 1981, Энгестрёмы, 1987). Философы , такие как Хайдеггер и Витгенштейн пришел , чтобы играть важную роль, в первую очередь за счет обсуждения ограничений AI (Винограда & Flores 1986, Dreyfus и Dreyfus 1986). Suchman (1987) с подобным фокусом представил Этнометодология в дискуссии, и Ehn (1988) на основе его трактата дизайна компьютерных артефактов на Маркса, Хайдеггера и Витгенштейна. Развитие активности теоретического угла в основном осуществляется Bødker (1991, 1996) и Kuutti (Bannon & Kuutti, 1993, Kuutti, 1991, 1996), как с сильным вдохновением из скандинавских групп теории деятельности в психологии. Бэннон (1990, 1991) и Грудин (1990а, б) внесли значительный вклад в дальнейшее совершенствование подхода, сделав его доступным для аудитории HCI. Работа Kaptelinin (1996) имеет важное значение для подключения к более раннему развитию теории деятельности в России. Нарди пр

Теория деятельности — Википедия с видео // WIKI 2

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    4 234

    1 000

    35 071

  • ✪ Возрастная психология. Развитие личности по Леонтьеву.

  • ✪ Психология деятельности. Курс общей психологии

  • ✪ 07 Сознание и деятельность

Содержание

История

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:

« Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней[1]. »

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Теория Рутинная деятельность — Routine activity theory


Графическая модель теории повседневной деятельности. Теория предусматривает три необходимые условия для большинства преступлений; вероятный преступник, подходящая мишень, а также отсутствие способного опекуна, собирается вместе во время и пространстве. Отсутствие любого из этих трех элементов достаточно, чтобы предотвратить преступление, которое требует контакта правонарушителя жертвы.

Обычная теория деятельности является суб-поле преступности теории возможностей , которая фокусируется на ситуациях преступлений. Она впервые была предложена Маркусом Фелсон и Лоуренс Э. Коэн в своем объяснении изменения уровня преступности в Соединенных Штатах 1947 — 1974. Эта теория широко применяется и стала одной из самых цитируемых теорий в криминалистике. В отличии от криминологических теорий преступности, рутина теория деятельности изучает преступность как событие, тесно связана с преступностью в свою среду и подчеркнуть его экологический процесс, тем самым отвлекая внимание академическое от простых преступников.

Предпосылка теории рутинной деятельности является то , что преступность является относительно устойчивой к воздействию социальных причин , таким как бедность , неравенство и безработица . Например, после Второй мировой войны , экономика западных стран начала бурно развивается и государство благосостояния расширяется. Несмотря на это, преступность значительно вырос в течение этого времени. По Фелсон и Коэна, причиной увеличения является то , что процветание современного общества дает больше возможностей для преступности произойти. Например, использование автомобиля, с одной стороны, позволяет преступникам двигаться более свободно проводить свои нарушения , и, с другой стороны, обеспечить больше целей за кражу. Другие социальные изменения , такие как учащиеся колледжи, участия женщин труда, урбанизация, подурбанизация и образ жизни вносят свой вклад в поставку возможностей и, как следствие, возникновение преступления.

Обычная теория деятельности имеет свое основание в человеческой экологии и теории рационального выбора. Со временем теория широко используется для изучения сексуальных преступлений, грабежей, кибер — преступлений, квартирных краж и соответствующие виктимизации, среди других. Стоит также отметить , что при изучении уголовного преследования, рутина теория деятельности часто рассматривается как « по существу похожи» на теории образа жизни криминологии по Hinderlang, Gottfredson и Гарофало (1978). Совсем недавно, теория регламентных работ неоднократно использовалась в многоуровневых структурах с теорией социальной дезорганизации в понимании различных соседских преступлений.

Теоретическая основа

В теории рутинной деятельности, преступление может произойти, когда три основные элемент преступлений сходится в пространстве и время: мотивированный преступник, привлекательной цели, и отсутствие способной опеки.

Мотивированные преступники являются физическими лицами, которые не только способны в совершении преступной деятельности, но готовы сделать это. Подходящие цели могут быть человек или предмет, которые видели преступников в качестве уязвимых или особо привлекательным. Опекунство может быть человек или объект, который является эффективным в предотвращении преступления произойти и иногда преступление прекращается путем простого присутствия опекунства в пространстве и времени. Факторы, оказывающие определенной цель привлекательной ситуативен и преступления специфичны.

Аналитический акцент повседневной деятельности Теория принимает вид на макро-уровне и подчеркивает широкомасштабные изменения в узорах жертвы и поведения преступника. Она сосредоточена на конкретных событиях преступности и правонарушитель поведение / решениях. Обычная теория деятельности основывается на предположении, что преступление может быть совершено любым, кто имеет такую ​​возможность. Теория также гласит, что потерпевшие дают выбор по вопросу о том, что являются жертвами в основном, не помещая себя в ситуациях, когда преступление может быть совершено против них.

Эмпирическое доказательство

Криминолог Lynch (1987), с использованием модели «предметно-ориентированным», показывает, что оккупационная деятельность, связанные как правило, имеет более сильное влияние на риске виктимизации на работе, чем социально-демографические характеристики. Конкретные признаки деятельности, проводимой на работе экспозицию, опекунстве, привлекательность, были связаны с виктимизацией способами, предсказанных теорией деятельности. Эти данные определить конкретные атрибуты профессий, которые могут быть модифицированы, чтобы уменьшить риск уголовного преследования на работе. Травля рабочих на работе будет снижаться, если мобильность, общедоступности, и обращение денег в рамках профессиональной роли снижаются.

В рутинной деятельности Теории Объяснения для женского Stalking виктимизации , криминологи Мастейн и Тексбери (1999) провели самоуправляемое исследование осени 1996 года до 861 колледжей или университета студенток из 9 высших учебных институтов в восьми штатах. Исследование показывает , что женщины виктимизации риск преследования можно объяснить индивидуальным поведение образа жизни, включая работу, место жительства, употребление психоактивного веществ (наркотики и алкоголь) и самозащиту.

Фелсон и Cohen (1980) устанавливает, что те, кто живет в одиночку, скорее всего, будет в одиночку и иметь небольшую помощь в охране их собственности, они, вероятно, более высокие показатели виктимизации как для личных и имущественных преступлений. Увеличение уровня участия Занятой и замужняя самка 30,6% не только подвергает эти женщина большего риск нападения на работе и с работы, но и оставляет их дом и автомобиль менее охраняли от незаконного проникновения. Увеличение доли населения, состоящее из студентка колледжа 118% ставит больше женщин рискуют атаки при осуществлении повседневной деятельности, как студенты, так как они могут быть менее эффективно защищен семьей или друзьями.

Pratt, Holtfreter и Рейсиг (2010) с использованием выборки 922 взрослых во Флориде показывают, что один в деятельность в Интернете рутинные, фасонные на своих социально-демографические характеристики, сильно формируют риск этого человека стать жертвой мошенничества в Интернете. Их результаты ясно пролить свет на действия обычной теории деятельности о преступлениях, которые ориентированы на пользователей Интернета. Использование данных компьютерной атаки университетов, Маймон и коллег (2013) показывают данные, подтверждающие обычную теорию деятельности. Они считают, что риск компьютерных атак увеличивается во время университетских официальных рабочих часов и что иностранное происхождение атака существенно отнести к числу иностранных пользователей сети.

Критицизмы

Обычная теория активности в основном макро теория преступности и виктимизации. Это требует мотивированных преступников, но не объясняет, как такие нарушители становятся мотивированными.

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Коэна, Л.Е., & Фелсон, М. (1979). Социальные изменения и тенденции преступности Рейтинг: рутинного деятельностный подход. Американская социологическая Обзор, 588-608. https://www.jstor.org/stable/2094589
  • Фелсон, М. (1994). Криминал и повседневной жизни: Insight и последствия для общества. Thousand Oaks, CA: Pine.
  • Фелсон, М., & Коэн, Л. (1980). Человеческая экология и преступность: рутинный подход к деятельности. Человеческая экология, 8 (4), 389-406. https://www.jstor.org/stable/4602572?seq=1#page_scan_tab_contents
  • Hawdon, JE (1999). Ежедневно Подпрограмма и преступность: Использование повседневной деятельности в качестве меры участия Hirschi в. Молодежь и общество, 30 (4), 395-415.
  • Lynch, JP (1987). Рутинное активность и Травля на работе. Журнал количественного криминологии, 3 (4), 283-300.
  • Максфилд, М. (1987). Образ жизни и повседневной деятельности Теории преступности: Эмпирические исследования виктимизации, делинквентности и Оффендер принятия решений. Журнал количественного криминологии, 3 (4), 275-282. https://www.jstor.org/stable/23365565?seq=1#page_scan_tab_contents
  • Миллер, JM (ред.). (2014). Энциклопедии теоретической криминалистики (т. 1). John Wiley & Sons.
  • Пратт Т., Holtfreter, К., & Рейсиг, М. (2012). Рутинное Интернет активность и интернет-мошенничества Ориентация: Расширение Общность Обычной теории деятельности. Журнал исследований в преступности и правонарушений, 47 (3), 267-296. 10,1177 / 0022427810365903
  • Рональд В. Кларк и Маркус Фелсон М., 1993, «Введение: криминологии, Routine активности и рациональный выбор», Успехи в криминологической теории: Обычная деятельности и рациональном выборе , т. 5, 1-14
  • Rountree, PW, Land, KC, и Митя, TD (1994). Макро-микро интеграция в исследовании виктимности: Иерархический логистическая модель анализ через Сиэтл районы. Криминология , 32 (3), 387-414.
  • Смит, WR, Frazee, SG, и Дэвисон, EL (2000). Содействуя интеграцию повседневной деятельности и теории социальной дезорганизации: малые единицы анализа и изучение уличного грабежа как процесс диффузии. Криминология , 38 (2), 489-524.

Теория деятельности

Введение в теорию деятельности применительно к рабочему контексту

Предпосылка теории деятельности состоит в том, что коллективная трудовая деятельность с основной целью, разделяемой другими (сообществом), осуществляется людьми (субъектами), которые мотивированы целью или к решению проблемы (объекта), которая является опосредовано инструментами и / или знаками (артефактами или инструментами), используемыми для достижения цели (результата).Деятельность ограничивается культурными факторами, включая условности (правила) и социальную организацию (разделение труда) в непосредственном контексте и обрамляется более широкими социальными моделями (производства, потребления, распределения и обмена). Теория деятельности обеспечивает концептуальную основу, из которой мы можем понять взаимосвязь между действиями, действиями, операциями и артефактами, мотивами и целями субъектов, а также аспектами социальных, организационных и социальных контекстов, в которых эти действия формируются.На Рисунке 1 ниже схематически представлена ​​система деятельности, предлагаемая на веб-сайте Центра теории деятельности и исследований в области развития Хельсинкского университета, откуда можно получить более развернутую интерпретацию теории деятельности. Обратите внимание, что с тех пор Центр был переименован: Центр исследований активности, развития и обучения (CRADLE ):

.

Рисунок 1: Структура человеческой деятельности (стр. 78, Engeström, Y.(1987): Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к исследованиям в области развития, Хельсинки: Orienta-Konsultit Oy).

Пример применения теории деятельности в проекте TLRP

Проект TLRP Learning in и для межведомственной работы демонстрирует, что теория культурно-исторической деятельности (CHAT) является полезной основой для проверки обучения, чтобы стать профессионалом. Следовательно, их материалы могут быть использованы для более детального изучения использования ЧАТ на практике:

  • Обзор трех поколений теории деятельности Энгестрёма (1999)
  • Эдвардс, А.(2007) Реляционное агентство в профессиональной практике: анализ ЧАТ , Actio . Международный журнал человеческой деятельности. 1. 1-17
  • Дэниэлс, Х., Уормингтон П. (2007) Анализ систем деятельности третьего поколения: рабочая сила, позиция субъекта и личная трансформация , Journal of Workplace Learning Vol. 19, No. 6, pp. 377 — 391. В специальном выпуске «Теория деятельности и обучение на рабочем месте ».
  • Daniels, H. (2006) Анализ институциональных эффектов в теории деятельности: первые шаги в развитии языка описания , Outlines: Critical Social Studies , 2006 (2), 43-58.
  • Эдвардс, А. (2007) Совместная работа по повышению устойчивости: подход ЧАТ, Социальная политика и общество , 6 (2), 255-265.
  • Дэниэлс, Х., Эдвардс, А., Мартин, Д., Ледбеттер, Дж., Браун, С. и Миддлтон, Д. (2004) Трансформация работы учителей в инклюзивной практике и для нее in: Vadeboncoeur, J . & Джервис-Трейси, П. (редакторы), Пересекая границы — Перспективы различных парадигм в образовательных исследованиях , (Брисбен, Австралийская академическая пресса).
  • Эдвардс, А. (2005) Реляционное агентство: учимся быть находчивым практиком , International Journal of Educational Research, 43, 168–182.
  • Эдвардс, А. (2005) Понимание разума в мире: наследие Выготского , Серия семинаров TLRP «Контексты, сообщества, сети»: первый семинар «Обзор текущих позиций и дебатов», Глазго
  • Эдвардс, А. и Апостолов, А. (2007) Культурно-историческая интерпретация устойчивости: значение для практики , Очерки: критические социальные исследования , 2007 (1), 70.
  • Warmington, P .; Daniels, H .; Эдвардс, А .; Leadbetter, J .; Martin, D .; Браун, С. и Миддлтон, Д. (2004) Обучение внутри и для межведомственной работы: концептуальные противоречия в «совместной» практике , Ежегодная конференция TLRP, Кардифф.
  • Warmington, P .; Daniels, H .; Эдвардс, А .; Brown, S .; Leadbetter, J .; Martin, D .; Миддлтон, Д .; Парсонс, С. и Попова, А. (2005) Преодоление противоречий: семинары по вмешательству как механизмы изменения в профессиональном обучении , Ежегодная конференция Британской ассоциации исследований в области образования, Гламорган.
  • Эдвардс, А. (2005) Теория культурно-исторической деятельности и обучение: поворот в отношениях , Ежегодная конференция TLRP, Уорикский университет, ноябрь 2005 г.
Другие ресурсы по теории деятельности

Существует множество онлайн-ресурсов по теории деятельности, вот лишь некоторые из возможных отправных точек:

  • Центр теории деятельности и исследований развивающей работы — Университет Хельсинки (с тех пор Центр был переименован в Центр исследований деятельности, развития и обучения (CRADLE ))
  • Центр социокультурных исследований и исследований теории деятельности (CSAT), Университет Бата.
  • Ресурс по теории деятельности Мартина Райдера
  • Биллетт, С. (2003) Программа профессионального обучения и педагогика: перспектива теории деятельности , Европейский журнал исследований в области образования, Том 2, номер 1, 6-21.
  • Griffiths, T. и Guile, D. (2003) Соединительная модель обучения: последствия для знаний рабочего процесса , European Educational Research Journal, Volume 2, Number 1, 56-73 (использование ЧАТ для теоретического и методологические основы анализа стажа работы).
  • Уильямс, Дж. И Дэвис, П. (2006), Манчестерский университет Как педагогика может помочь предоставить ресурсы и мотивацию для / против работы с математической идентичностью: социокультурная перспектива Семинар ESRC по математическим отношениям: идентичности и участие, Университет Манчестер, ноябрь 2006 г. (Обсуждение того, как социокультурная теория повлияла на наше понимание динамической связи между математической идентичностью и математической практикой в ​​классе).
  • Фитцсаймонс, Г.(2005) Последовательная математика, опосредованная технологиями: подход теории деятельности , Международный журнал математического образования в науке и технологиях, том 36, выпуск 7, 769 — 777.

.

Что такое теория деятельности? (с иллюстрациями)

Теория деятельности — это подход к пониманию человеческого поведения путем изучения социального контекста поведения и мотивации социального давления на людей, когда они участвуют в деятельности. Русские исследователи были одними из первых, кто начал разрабатывать и изучать теорию деятельности в начале 1900-х годов, и это исследование было применено к ряду тем. Изучение происхождения и мотивации человеческого поведения может предоставить исследователям информацию о том, как люди относятся к себе.

Activity theory is a theory in psychology that seeks to understand human behavior by examining the social context of the behavior and the motivations of social or peer pressures on people as they engage in activities.
Теория деятельности — это теория в психологии, которая стремится понять поведение человека путем изучения социального контекста поведения и мотивации социального давления или давления со стороны сверстников на людей, когда они участвуют в деятельности.

Согласно теоретикам деятельности, когда люди взаимодействуют со своим окружением и друг с другом, они достигают ряда результатов, ведущих к разработке инструментов.Это могут быть буквальные инструменты, как в случае кого-то, кто тратит время на создание компьютера, или более метафорические инструменты, такие как социальные навыки. Иногда индивидуальный результат имеет смысл только в контексте совместной и коллективной деятельности. Например, студенты, работающие над проектом вместе, участвуют в коллективной деятельности, результат которой приносит пользу всем участникам.

Activity theory can be used to develop better approaches to teaching in the classroom, among many other things.
Теория деятельности может быть использована, среди прочего, для разработки более эффективных подходов к обучению в классе.

Когда люди занимаются какой-либо деятельностью, на них влияют роли, которые они играют и назначаются обществом, а также правила, продиктованные людям в этих ролях. По мере того как люди становятся старше, их роли могут измениться, и это может изменить их отношение к себе. Одна из областей, в которой применялась теория деятельности, — это понимание изменения эмоций у пожилых людей после выхода на пенсию.Исследователи обнаружили, что замена занятости деятельностью, имеющей значение для человека, может улучшить качество жизни, поскольку люди выигрывают от наличия определенных ролей и правил в своей жизни.

Теория деятельности отличается от некоторых методов объяснения и оценки человеческого поведения тем, что выходит за пределы внутренних мотиваций на внешние.Вместо того, чтобы рассматривать такие темы, как, например, механизмы вознаграждения в мозгу, исследователей интересуют социальные настройки действий и взаимодействий. Теорию деятельности можно использовать для разработки всего: от лучших подходов к обучению в классе до программ деятельности для пожилых людей, живущих в групповых помещениях.

Как и многие другие школы психологии, теория деятельности несколько раз раздваивалась с момента своего зарождения, и исследователи использовали эту концепцию и сопутствующие исследования в разных направлениях.Некоторые философские школы могут противоречить друг другу, в то время как другие работают над дополнительными проектами и исследованиями. Исследователи также интегрировали другие концепции психологии в свою работу над теорией деятельности, чтобы больше узнать о том, как люди действуют как коллективно, так и по отдельности в обществе.

Students working together on a project are participating in a collective activity where the outcome benefits all participants.
Учащиеся, совместно работающие над проектом, участвуют в коллективной деятельности, результат которой приносит пользу всем участникам..

Теория деятельности — определение теории деятельности Free Dictionary

the · o · ry

(thē′ə-rē, thîr′ē) n. пл. the · o · ries

1. Набор утверждений или принципов, разработанных для объяснения группы фактов или явлений, особенно такой, который неоднократно проверялся или получил широкое признание и может использоваться для предсказания природных явлений. .

2. Раздел науки или искусства, состоящий из объяснительных утверждений, общепринятых принципов и методов анализа, в отличие от практики: прекрасный музыкант, никогда не изучавший теорию.

3. Набор теорем, которые представляют собой систематический обзор раздела математики.

4. Абстрактное рассуждение; предположение: решение, основанное на опыте, а не на теории.

5. Убеждение или принцип, который направляет действия или помогает осмыслению или суждению: поставил дом на основании теории, что преступники обычно возвращаются на место преступления.

6. Предположение, основанное на ограниченной информации или знаниях; предположение.


[Поздняя латинская theōria, от греч. Theōriā, от theōros, зритель : вероятно theā, просмотр + -oros, видение (от horān, , чтобы увидеть ).]

теория

(ˈθɪərɪ ) n , pl -ries

1. система правил, процедур и предположений, используемая для получения результата

2. абстрактное знание или рассуждение

3. спекулятивное или предположительное мнение или идея: у меня есть теория на этот счет.

4. идеальная или гипотетическая ситуация (особенно во фразе в теории )

5. набор гипотез, связанных логическими или математическими аргументами для объяснения и предсказания широкого спектра связанных явлений в общих чертах : теория относительности.

[C16: от позднелатинского theōria, от греческого: взгляд, от theōrein смотреть на]

the • o • ry

(ˈθi ə ri, əθɪər i)

n., pl . -ries.

1. связная группа общих утверждений, используемых в качестве принципов объяснения класса явлений: теории эволюции Дарвина.

2. предлагаемое объяснение, статус которого все еще является предположительным.

3. свод математических принципов, теорем и т.п., относящихся к одному предмету: теории чисел.

4. отрасль науки или искусства, которая имеет дело с его принципами или методами, в отличие от практики: теория музыки.

5. конкретная концепция или взгляд на то, что нужно сделать, или на метод этого.

6. предположение или предположение.

7. Созерцание или предположение.

Идиомы:

теоретически, в гипотетических или идеальных условиях; теоретически.

[1590–1600; theōria theōría наблюдение, созерцание, теория = theōr (eîn) для наблюдения (см. Теорему) + -ia -y 3 ] syn: теория, гипотезы используются в нетехнических контекстах для означают непроверенную идею или мнение.Теория в техническом использовании — это более или менее проверенное или установленное объяснение, учитывающее известные факты или явления: Теория относительности Эйнштейна. Гипотеза — это гипотеза, выдвинутая в качестве возможного объяснения явлений или отношений, которая служит основой аргументов или экспериментов для достижения истины: Эта идея является только гипотезой. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *