Терапия поведения: Поведенческая психотерапия Джозефа Вольпе | Блог 4brain

Содержание

Терапия поведением — это… Что такое Терапия поведением?

Терапия поведением — направление в психотерапии, разработанное российским психотерапевтом Михаилом Покрассом.

Самостоятельный эффективный подход к лечению неврозов и психосоматических расстройств, получивший признание в России и за рубежом под названием «Терапия поведением», изложенный в одноименной книге.[1]

История

В 1970 году открылся один из первых в стране и первый в Куйбышевской области психотерапевтический кабинет Михаила Покрасса, в котором формировались основы нового терапевтического подхода — «Терапии Поведением». В феврале того же года на заседании Куйбышевского областного общества невропатологов и психиатров впервые был сделан доклад о первых этапах «Терапии поведением» (с демонстрацией пациента). В 1972 М.Л. Покрасс делает доклад о «Терапии поведением» в отделении неврозов института им. В.М. Бехтерева. Руководитель института, академик В.Н. Мясищев и профессор Б.Д. Карвасарский предоставили М. Покрассу возможность лечить больных в отделении неврозов института. Б.Д. Карвасарский познакомил с работой Покрасса своего коллегу Вольфа Лаутербаха. Лаутербах впервые опубликовал, назвав его «открытием» и поставив в ряд с подходом академика В.Н. Мясищева, подробное изложение подхода М.Л. Покрасса в своей книжке «Психотерапия в Советском Союзе»[2], вышедшей в Германии, Австрии и США.

Общие сведения

«Терапия поведением» — система мероприятий, используемых для лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в амбулаторных условиях. В этой системе описываются особенности поведения пациента, которые способствуют возникновению и фиксации обсессивно-фобической симптоматики и без которых эта симптоматика не может сохраняться. Обнаружением этих особенностей определяются задачи психотерапевта по перестройке поведения пациента. Эти задачи сводятся к устранению в поведении пациента указанных особенностей и организации нового стереотипа поведения, препятствующего развитию и фиксации обсессивно-фобических расстройств. Подробно излагаются принципы, на которых строится организация нового поведения. Перечисляются задачи, последовательно возникающие в процессе терапии, которые определяются динамикой клинической картины невроза (актуальной для пациента) под влиянием лечения. Описываются этапы терапии, в ходе которых эти задачи разрешаются. После последовательного изложения сущности и содержания всех этапов психотерапии, показывается, как она осуществляется практически. Для этого используются конкретные примеры.

Анализ поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой позволяет выделить некоторые, общие для всех пациентов этой группы особенности поведения. Лечебная практика показывает, что устранение некоторых из этих особенностей препятствует развитию обсессивно-фобических расстройств. Кроме того, появление этих черт поведения при других неврозах способствует возникновению и развитию названных расстройств. Изложенное наблюдение позволило сделать вывод, что эти особенности (наличие которых способствует, а устранение препятствует развитию и фиксации обсессивно-фобической симптоматики) являются непременным условием развития и фиксации обсессий и фобий при неврозах. Устранение этих особенностей приводит к ликвидации обсессивно-фобического синдрома.

Вот эти особенности:

1. Первая заключается в отказе от такой практической деятельности, в ходе которой мог бы быть приобретен собственный опыт, обесценивающий навязчивое переживание, обнаруживающий необоснованность этого же переживания.

Первая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой — отказ от действий вопреки страху, избегание явлений, служащих поводом для тревоги (без выяснения ее действительных причин) и снижающие эту тревогу защитительные ритуалы. В результате такого поведения переживание остается субъективно обоснованным. Но субъективно обоснованное переживание страха еще не является навязчивым переживанием (Женщина боится мышей, избегает их, заводит кошку, но при этом остается здоровой). Для того, чтобы субъективно обоснованное переживание стало навязчивым, необходимо, чтобы оно по каким-то личностно значимым критериям было нежелательным. Эта личностная неприемлемость переживания обусловливает следующее проявление в поведении, необходимое для превращения переживания в навязчивое.

2. Вторая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой заключается в попытках, не действуя вопреки субъективно обоснованному переживанию, устранить его волевым усилием («отвлечься», «не думать», «взять себя в руки», «убедить себя»). В результате переживание становится навязчивым (Женщине стыдно бояться мышей и она, избегая их, старается прогнать страх. Страх же тогда нарастает: женщину уже пугает писк, шорох, дыра в том месте, где проходит водопроводный стояк и так далее).

(Задачи. Последовательность и условия решения)

Врачу удобнее (это тогда основа сочувствования!) разрешать терапевтические задачи в той последовательности, в которой они вызывают максимальную заинтересованность у пациента. Эта заинтересованность определяется актуальным для него (пациента) состоянием в момент начала лечения, а в дальнейшем динамикой невротического синдрома в процессе лечения. Практически, последовательно разрешаются следующие задачи:

1. Устранение обсессий в переживании пациента, то есть их дезактуализация и последующее прекращение.

2. Устранение проявления обсессий в поведении, то есть вы-явление особенностей поведения, способствующих их развитию и фиксации, устранение этих особенностей, организация поведения, недопускающего возникновения и фиксации обсессий.

3. Устранение исходных в неврозе, эмоциональных и веге¬то-соматических расстройств, скрывающихся за актуальной для пациента обсессивно-фобической симптоматикой.

4. Актуализация внешнего конфликта и обучение пациента тактике его разрешения.

5. Актуализация внутреннего конфликта, предрасполагающего к возникновению типичных для данной личности внешних конфликтов.

6. Освоение стратегий продуктивного использования личност-ных индивидуальных особенностей.

Для разрешения первой задачи необходимо.

1. Показать пациенту, что прекращение попыток устранить субъективно обоснованное переживание волевым усилием не ухуд¬шает состояние, не ведет к вредным для пациента последствиям. Пациент часто убежден, что только благодаря таким попыткам он «еще держится»: не сходит с ума, не кончает жизнь самоу-бийством, хоть под утро, но засыпает, и так далее. Он считает, что прекращение « борьбы» грозит ему большими мучениями и, по¬этому «борется», изматывая себя.

2. Показать пациенту, что прекращение таких попыток облег-чает состояние, ослабляет навязчивое переживание, а «борьба» с субъективно-обоснованным переживанием делает его навязчивым.

3. Показать, что его переживание является субъектив¬но обоснованным, и останется таким до тех пор, пока он не при¬обретет собственного опыта (а не логического доказательства), показывающего с достаточной убедительностью необоснованность переживания. «Показать» означает здесь дать опыт, дать почувс-твовать, пережить, проверить.

Для разрешения второй задачи необходимо.

Помочь пациенту так организовать поведение, чтобы он убе-дился в необоснованности навязчивого переживания, то есть при-обрел соответствующее практическое знание, соответствующий собственный опыт. Поведение, демонстрирующее пациенту безосновательность или безопасность навязчивого переживания, создает условия для его устранения. В случае фобий, поведение вопреки страху рождает опыт, убеждающий в необоснованности страха и приводящий к его исчез-новению. Критика, о которой принято говорить при наличии фобий, ос-нована на знании теоретическом, не подкрепленном собственным опытом. Такая критика, поэтому не способна мобилизовать паци-ента, когда надо действовать вопреки страху и в этом случае, по поведенческим проявлениям не отличается от критики при сверхценной идее.

Исходя из вышеизложенных задач, врач строит терапию невроза, основанную на перестройке поведения, в ходе которой эти задачи последовательно разрешаются.

Разработка метода и его практическое применение поставили множество конкретных вопросов, касающихся мотивации поведения, инициативы, творчества. Попыткой ответить на них стала оригинальная теория мотивации человеческого переживания и поведения, подробно разработанная в книге «Залог возможности существования»[3].

Теория раскрывает необходимую для практика (психотерапевта, психолога, воспитателя, педагога) сущность психотерапевтического, педагогического и воспитательного подходов в традицииях отечественной науки. Решение специфических для человека нашей цивилизации проблем рассматриваются М. Л. Покрассом сквозь призму представления о личности как o Homo Moralis и только потом Homo Sapiens.

Примечания

  1. Покрасс М.Л. Терапия поведением. /Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода./ — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997, — 240с. тираж 10000 экз.
  2. Lauterbach W. Psychotherapie in der Sowjetunion: Methoden u. Perspektiven / Kommentar von R.A. Zacepickij.- 1. Aufl. — Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978.
  3. Покрасс М.Л. Залог возможности существования. /Четвертая категория психологии./ — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997, — 456с. Тираж 10000 экз.

Терапия поведением — Википедия с видео // WIKI 2

Терапия поведением — направление в психотерапии, разработанное российским психотерапевтом Михаилом Покрассом.

Самостоятельный эффективный подход к лечению неврозов и психосоматических расстройств, получивший признание в России и за рубежом под названием «Терапия поведением» и изложенный в одноименной книге[1].

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    2 309

    2 808

    1 443

    547

    5 652

  • ✪ Неготовая принять решение

  • ✪ Если тебе больше тридцати

  • ✪ Cognitive Behavior Therapy Module 4B

  • ✪ How to Work with Unmotivated Clients

  • ✪ Два влечения в любви

Содержание

История

В 1970 году открылся один из первых в стране и первый в Куйбышевской области психотерапевтический кабинет Михаила Покрасса, в котором формировались основы нового терапевтического подхода — «Терапии поведением». В феврале того же года, на заседании Куйбышевского областного общества невропатологов и психиатров, впервые был сделан доклад о первых этапах «Терапии поведением» (с демонстрацией пациента). В 1972 году М. Л. Покрасс делает доклад о «Терапии поведением» в отделении неврозов института им. В. М. Бехтерева. Руководитель института, академик В. Н. Мясищев и профессор Б. Д. Карвасарский предоставили М. Покрассу возможность лечить больных в отделении неврозов института. Б. Д. Карвасарский познакомил с работой Покрасса своего коллегу Вольфа Лаутербаха. Лаутербах впервые опубликовал, назвав его «открытием» и поставив в ряд с подходом академика В. Н. Мясищева, подробное изложение подхода М. Л. Покрасса в своей книге «Психотерапия в Советском Союзе»[2], вышедшей в Германии, Австрии и США.

Общие сведения

«Терапия поведением» — система мероприятий, используемых для лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в амбулаторных условиях. В этой системе описываются особенности поведения пациента, которые способствуют возникновению и фиксации обсессивно-фобической симптоматики и без которых эта симптоматика не может сохраняться. Обнаружением этих особенностей определяются задачи психотерапевта по перестройке поведения пациента. Эти задачи сводятся к устранению в поведении пациента указанных особенностей и организации нового стереотипа поведения, препятствующего развитию и фиксации обсессивно-фобических расстройств. Подробно излагаются принципы, на которых строится организация нового поведения. Перечисляются задачи, последовательно возникающие в процессе терапии, которые определяются динамикой клинической картины невроза (актуальной для пациента), под влиянием лечения. Описываются этапы терапии, в ходе которых эти задачи разрешаются. После последовательного изложения сущности и содержания всех этапов психотерапии, показывается, как она осуществляется практически. Для этого используются конкретные примеры.

Анализ поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой позволяет выделить некоторые, общие для всех пациентов этой группы, особенности поведения.
Лечебная практика показывает, что устранение некоторых из этих особенностей препятствует развитию обсессивно-фобических расстройств. Кроме того, появление этих черт поведения, при других неврозах, способствует возникновению и развитию названных расстройств.
Изложенное наблюдение позволило сделать вывод, что эти особенности (наличие которых способствует, а устранение препятствует развитию и фиксации обсессивно-фобической симптоматики) являются непременным условием развития и фиксации обсессий и фобий при неврозах. Устранение этих особенностей приводит к ликвидации обсессивно-фобического синдрома.

Вот эти особенности:

  1. Первая особенность заключается в отказе от такой практической деятельности, в ходе которой мог бы быть приобретен собственный опыт, обесценивающий навязчивое переживание и обнаруживающий необоснованность этого же переживания.
    Первая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой — отказ от действий вопреки страху, избегание явлений, служащих поводом для тревоги (без выяснения её действительных причин) и снижающие эту тревогу защитительные ритуалы. В результате такого поведения, переживание остается субъективно обоснованным.
    Но субъективно обоснованное переживание страха еще не является навязчивым переживанием (Женщина боится мышей, избегает их, заводит кошку, но при этом остается здоровой). Для того, чтобы субъективно обоснованное переживание стало навязчивым, необходимо, чтобы оно по каким-то личностно значимым критериям было нежелательным. Эта личностная неприемлемость переживания обусловливает следующее проявление в поведении, необходимое для превращения переживания в навязчивое.
  2. Вторая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой заключается в попытках, не действуя вопреки субъективно обоснованному переживанию, устранить его волевым усилием («отвлечься», «не думать», «взять себя в руки», «убедить себя»). В результате переживание становится навязчивым (Женщине стыдно бояться мышей и она, избегая их, старается прогнать страх. Страх же тогда нарастает и женщину уже пугает писк, шорох, дыра в том месте, где проходит водопроводный стояк и так далее).

Задачи. Последовательность и условия решения

Врачу удобнее (это тогда основа сочувствования!) разрешать терапевтические задачи в той последовательности, в которой они вызывают максимальную заинтересованность у пациента.
Эта заинтересованность определяется актуальным для него (пациента) состоянием в момент начала лечения, а в дальнейшем — динамикой невротического синдрома в процессе лечения.
Практически, последовательно разрешаются следующие задачи:

  1. Устранение обсессий в переживании пациента, то есть их дезактуализация и последующее прекращение.
  2. Устранение проявления обсессий в поведении, то есть выявление особенностей поведения, способствующих их развитию и фиксации, устранение этих особенностей, организация поведения, недопускающего возникновения и фиксации обсессий.
  3. Устранение, исходных в неврозе, эмоциональных и вегето-соматических расстройств, скрывающихся за актуальной для пациента обсессивно-фобической симптоматикой.
  4. Актуализация внешнего конфликта и обучение пациента тактике его разрешения.
  5. Актуализация внутреннего конфликта, предрасполагающего к возникновению типичных для данной личности внешних конфликтов.
  6. Освоение стратегий продуктивного использования личностных индивидуальных особенностей.

Для разрешения первой задачи необходимо:

  1. Показать пациенту, что прекращение попыток устранить субъективно обоснованное переживание волевым усилием ухудшает состояние, ведет к вредным для пациента последствиям. Пациент часто убежден, что только благодаря таким попыткам он «еще держится»: не сходит с ума, не кончает жизнь самоубийством, хоть под утро, но засыпает, и так далее. Он считает, что прекращение « борьбы» грозит ему большими мучениями и поэтому «борется», изматывая себя.
  2. Показать пациенту, что прекращение таких попыток облегчает состояние, ослабляет навязчивое переживание, а «борьба» с субъективно обоснованным переживанием делает его навязчивым.
  3. Показать, что его переживание является субъективно обоснованным и останется таким до тех пор, пока он не приобретет собственного опыта (а не логического доказательства), который покажет, со всей убедительностью, необоснованность переживания.
    «Показать» — означает, здесь, дать возможность получить опыт, дать возможность почувствовать, дать возможность пережить, дать возможность проверить.

Для разрешения второй задачи необходимо помочь пациенту так организовать поведение, чтобы он убедился в необоснованности навязчивого переживания, то есть приобрел соответствующее практическое знание, соответствующий собственный опыт. Поведение, демонстрирующее пациенту безосновательность или безопасность навязчивого переживания, создает условия для его устранения. В случае фобий, поведение вопреки страху рождает опыт, убеждающий в необоснованности страха и приводящий к его исчезновению. Критика, о которой принято говорить при наличии фобий, основана на знании теоретическом, не подкрепленном собственным опытом. Такая критика, поэтому не способна мобилизовать пациента, когда надо действовать вопреки страху и в этом случае, по поведенческим проявлениям, не отличается от критики при сверхценной идее.[прояснить]

Исходя из вышеизложенных задач, врач строит терапию невроза, основанную на перестройке поведения, в ходе которой эти задачи последовательно разрешаются.

Разработка метода и его практическое применение поставили множество конкретных вопросов, касающихся мотивации поведения, инициативы, творчества. Попыткой ответить на эти вопросы стала оригинальная теория мотивации человеческого переживания и поведения, подробно изложенная в книге «Залог возможности существования»[3].

Теория раскрывает необходимую для практика (психотерапевта, психолога, воспитателя, педагога) сущность психотерапевтического, педагогического и воспитательного подходов, в традицииях отечественной науки. Решение специфических для человека нашей цивилизации проблем рассматривается М. Л. Покрассом сквозь призму представления о личности как o Homo Moralis и только потом Homo Sapiens.

См. также

Примечания

  1. Покрасс М. Л. Терапия поведением. (Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода). — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997. — 240 с. — Тираж 10 000 экз.
  2. Lauterbach W. Psychotherapie in der Sowjetunion: Methoden u. Perspektiven / Kommentar von R. A. Zacepickij. — 1. Aufl. — Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978.
  3. Покрасс М. Л. Залог возможности существования. (Четвертая категория психологии). — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997. — 456 с. — Тираж 10 000 экз.


Эта страница в последний раз была отредактирована 20 февраля 2016 в 01:23.

лечение расстройств и нарушения пищевого поведения, психотерапия с психологом и психотерапевтом

Нарушение пищевого поведения – психологически обусловленные поведенческие синдромы, связанные с приемом пищи, приводящие к ухудшению качества жизни и представляющие опасность для здоровья.
В отличие от периодического нарушения оптимального режима питания, переедания, увлечения определенным продуктом или блюдом, краткосрочной диетой, расстройства характеризуют высокая периодичность, неспособность контролировать себя или нежелание видеть проблему. Расстройства пищевого поведения могут стать причиной развития опасных для жизни состояний, поэтому важно, обнаружив опасные симптомы у себя или своих близких, не пытаться бороться с проблемой самостоятельно, а обратиться к квалифицированным специалистам в Москве, посетив «Центр изучения расстройств пищевого поведения».

Содержание:

 

Основные виды нарушений

Причины возникновения и развития нарушений

Симптомы при различных нарушениях

Диагностика нарушений

Подходы к лечению нарушений пищевого поведения

Ключевые направления психотерапии

Какая терапия наиболее эффективна?

 

 

Основные виды нарушений

В международном классификаторе болезней (МКБ-10) описаны следующие виды расстройств приема пищи:

  • нервная анорексия – преднамеренное и неоправданное с точки зрения физиологических показателей снижение веса путем диет, голодания и/или повышенных физических нагрузок;
  • булимия – приступы переедания, после которых человек проводит различные очистительные процедуры из-за опасений набрать лишний вес;
  • психогенное переедание – еда становится основной защитой от стресса, психологического дискомфорта;
  • психогенная рвота – возникает самопроизвольно при ипохондрических и диссоциативных расстройствах;
  • поедание несъедобного – такой диагноз может быть поставлен только взрослым или подросткам, у маленьких детей такое поведение вызвано другими факторами и в большинстве случаев не требует помощи специалистов, а только внимательного контроля;
  • психогенная утрата аппетита.

 

Причины возникновения и развития нарушений

Нарушения пищевого поведения возникают из-за совокупности факторов: личностных, социальных, физиологических, эмоциональных. В большинстве случаев расстройства развиваются под воздействием сразу нескольких причин.

Но всегда следует помнить, что вы или ваш близкий человек не виноваты в возникших проблемах, а нуждаетесь в помощи, как и при любом другом заболевании.

 

Симптомы при различных нарушениях

Отклонение массы тела от нормы в ту или другую сторону может быть вызвано как расстройствами пищевого поведения, так и свидетельствовать о развитии других заболеваний. В любом случае следует обратиться к врачу.

Но даже если масса тела в пределах нормы, обращаться за терапией в «ЦИРПП» следует при следующих симптомах:

  • длительная потеря аппетита;
  • поедание несъедобных предметов;
  • отвращение к пище;
  • периодически возникающее неконтролируемое желание есть;
  • избавление от съеденного путем вызова рвоты или с помощью слабительных препаратов;
  • сильное ощущение дискомфорта, депрессия из-за кажущейся излишней полноты или недостаточной массы тела, особенно если она не сильно отличается от нормы.

Нередко пациенты не признают наличия отклонений в своем пищевом поведении, не желают видеть истиной проблемы.

 

Диагностика нарушений

Заболевания, развивающиеся из-за нарушений пищевого поведения, могут быть опасными для жизни и вызывать повреждения внутренних органов, поэтому важно диагностировать их на ранних стадиях. Диагностика проводится несколькими специалистами с назначением различных лабораторных исследований.

Пациента осматривает психиатр, и при необходимости направляет на консультацию к эндокринологу, кардиологу, гастроэнтерологу или другим специалистам. Также с ним работает психолог, а диетолог помогает подобрать оптимальный режим питания.

 

Подходы к лечению нарушений пищевого поведения

Для каждого пациента подбирается индивидуальная программа лечения заболевания, которая зависит как от характера и причины расстройства, так и от состояния пациента на момент обращения в «ЦИРПП».
Врач-психиатр ставит предварительный диагноз и проводит диагностику.
В некоторых случаях (очень низкий индекс массы тела, пониженное или повышенное артериальное давление, опасные для жизни нарушения в работе почек, сердца, желудка) пациенту требуется срочная госпитализация и интенсивная терапия. И только после того, как острые симптомы будут сняты медикаментозным лечением, с пациентом может начать работу психолог.

Когда необходимо медикаментозное лечение?

В зависимости от состояния пациента, страдающего пищевыми расстройствами, психиатр назначает медикаментозную терапию.
Возможен непродолжительный прием антидепрессантов на первых этапах лечения, если приступы переедания провоцирует депрессивное состояние или тревожность.

 

Ключевые направления психотерапии

Количество диагностируемых расстройств пищевого поведения в развитых странах постоянно растет.

 

В ЕС, России и США разрабатываются новые подходы к лечению РПП, и специалисты «ЦИРПП» отслеживают достижения европейских и американских коллег, используя наиболее эффективные методы:

  • когнитивно-поведенческая;
  • семейная;
  • диалектическая поведенческая.

Какой именно вид терапии необходим пациенту, определяет лечащий врач-психиатр. Нередко используется несколько методов, одновременно или поочередно. Они могут предлагать как индивидуальную работу, которая помогает человеку понять себя, повысить самооценку, так и групповую психотерапию, которая позволит осознать, что другие люди также сталкиваются с подобными проблемами и успешно преодолевают их.

Когнитивно-поведенческая метод (CBT)

Когнитивно-поведенческая терапия – распространенный метод, эффективность которого подтверждена многочисленными исследованиями, проводимыми в разных странах. В нем соединены инструменты когнитивной терапии, работающей с ошибками мышления, и поведенческого метода, позволяющего человеку научиться изменять свое поведение для решения конкретной проблемы.
Помощь психолога позволяет самостоятельно выявить свои ошибки мышления, выработать новую линию поведения и научиться устранять беспокоящие его симптомы в повседневной жизни.

Мультисемейная терапия

Данный вид был разработан в британской клинике и показал отличные результаты лечения пациентов, страдающих от расстройств пищевого поведения. Особенностью этого метода является работа психотерапевта не только с пациентом, но и с членами его семьи. Врач поможет пациенту и его родным выбрать оптимальную линию поведения и сообща преодолеть сложные этапы лечения.

Проводятся как индивидуальные сеансы психотерапии с каждым членом семьи, так и групповые. Они позволяют отследить изменения, произошедшие с человеком в результате болезни, найти способ помочь ему и улучшить психологический климат в семье.

Диалектическая поведенческая терапия (DBT)

Диалектическая поведенческая терапия направлена на обучение людей, страдающих расстройствами пищевого поведения, альтернативным способам эмоциональной регуляции, не связанным с приемом пищи или отказом от нее.

Психотерапия для больного дает возможность получить навыки:

  • безопасной эмоциональной саморегуляции;
  • осознанного пищевого поведения – при приемах пищи ориентироваться на чувство голода и объективные потребности своего организма в питательных веществах;
  • переживания кризисных ситуаций – после пройденного курса психотерапии DBT существенно снижается вероятность рецидивов заболевания при сильных стрессах;
  • общения – умение строить конструктивные, доброжелательные отношения с окружающими людьми позволяет сделать жизнь человека более комфортной, научиться справляться со стрессовыми ситуациями.

Групповая психотерапия

На групповой психотерапии прорабатываются навыки общения, человек получает возможность поговорить о своей проблеме с другими людьми, понять, что он не одинок в своих переживаниях и в происходящем с ним нет его вины. Это позволяет справиться с нарушением восприятия собственного тела.
Лечение нарушений будет максимально эффективным, если человек научится получать положительные эмоции от занятий спортом, искусством, общения. В зависимости от особенностей личности, интересов и предпочтений пациента в «ЦИРПП» ему может быть рекомендована:

  • танцевально-двигательная терапия;
  • арт-терапия;
  • интерперсональная психотерапия;
  • телесно-ориентированная психотерапия.

Интерперсональная психотерапия (IPT)

Чтобы успешно лечить возникшие расстройства, связанные с приемом пищи, на начальной стадии лечения пациентам рекомендуется пройти курс интерперсональной психотерапии. Она позволяет помочь при отягощенном переживании скорби, возникшем в результате смерти или разлуки с близким человеком. Данный вид психотерапии эффективен и при межличностных ролевых конфликтах.

Для проведения эффективной терапии у подростков нередко требуется проработка ролевого перехода, который поможет осваивать новые социальные роли, что необходимо на различных этапах взросления. Лечение нарушений пищевого поведения затрагивает и проблему дефицита межличностных отношений, решить которую также помогает интерперсональная психотерапия.

Танцевально-двигательная психотерапия

При лечении нарушений пищевого поведения эффективна танцевально-двигательная терапия. Она позволяет решить следующие задачи:

  • лучше осознать собственное тело, его возможности;
  • повысить самооценку пациента;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • улучшить физическое состояние, обеспечить необходимую двигательную активность с оптимальной для каждого пациента нагрузкой.

Как и другие виды терапии, занятия проводятся под руководством опытных психотерапевтов, которые помогают справиться со стеснением, раскрепоститься, создать доброжелательную комфортную атмосферу в группе.

В танцевально-двигательной терапии не определяется оптимальное количество сеансов. Метод рассчитан на длительную работу до тех пор, пока пациент не ощутит пользу и удовольствие.

Арт-терапия

Искусство помогает человеку выразить свои чувства, поэтому может эффективно лечить различные нарушения пищевого поведения.

Этот метод лечения дает возможность осознать, принять и выразить свои чувства, избавиться от негатива и получить положительные эмоции. Пациент учится использовать альтернативные способы эмоциональной саморегуляции, не связанные с едой.

Лечение может проводиться как в группах, так и индивидуально. Психолог, по согласованию с пациентом, подбирает наиболее интересный вид деятельности: рисование, лепка, поделки из различных материалов. При этом на эффективность лечения абсолютно не влияет, наличие у пациента творческого потенциала, поэтому не стоит отказываться от арт-терапии из-за страха не справиться с заданиями.

 

Какая терапия наиболее эффективна?

Лечением болезни, связанной с расстройствами пищевого поведения, необходимо заниматься комплексно. Чтобы лечение дало желаемый результат, специалисты «ЦИРПП» используют самые разнообразные методы, которые для каждого пациента подбираются индивидуально.

Важно знать, что даже при одинаковых диагнозах, методы лечения, эффективные для одного пациента, могут не привести к ожидаемому результату для другого. При выборе индивидуальных и групповых занятий не стоит ориентироваться на рекомендации знакомых или других пациентов.

Но если вы чувствуете, что хотели бы выразить свои чувства с помощью танца, занятия йогой или изготовления поделок из дерева, скажите об этом своему лечащему врачу-психиатру. В «ЦИРПП» предлагается большой выбор методов лечения, которые практикуются в ведущих клиниках Европы и США, специализирующихся на лечении расстройств пищевого поведения. Опытные врачи смогут подобрать максимально эффективную терапию для каждого пациента. Записывайтесь на прием в Москве по телефону +7(499) 703-20-51 или через онлайн-форму.

Автор: Коршунова Анна Александровна

Руководитель Центра изучения расстройств пищевого поведения,

врач-психиатр, психотерапевт.

ABA‑терапия (метод прикладного анализа поведения)

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты… «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Терапия поведением — Википедия. Что такое Терапия поведением

Терапия поведением — направление в психотерапии, разработанное российским психотерапевтом Михаилом Покрассом.

Самостоятельный эффективный подход к лечению неврозов и психосоматических расстройств, получивший признание в России и за рубежом под названием «Терапия поведением» и изложенный в одноименной книге[1].

История

В 1970 году открылся один из первых в стране и первый в Куйбышевской области психотерапевтический кабинет Михаила Покрасса, в котором формировались основы нового терапевтического подхода — «Терапии поведением». В феврале того же года, на заседании Куйбышевского областного общества невропатологов и психиатров, впервые был сделан доклад о первых этапах «Терапии поведением» (с демонстрацией пациента). В 1972 году М. Л. Покрасс делает доклад о «Терапии поведением» в отделении неврозов института им. В. М. Бехтерева. Руководитель института, академик В. Н. Мясищев и профессор Б. Д. Карвасарский предоставили М. Покрассу возможность лечить больных в отделении неврозов института. Б. Д. Карвасарский познакомил с работой Покрасса своего коллегу Вольфа Лаутербаха. Лаутербах впервые опубликовал, назвав его «открытием» и поставив в ряд с подходом академика В. Н. Мясищева, подробное изложение подхода М. Л. Покрасса в своей книге «Психотерапия в Советском Союзе»[2], вышедшей в Германии, Австрии и США.

Общие сведения

«Терапия поведением» — система мероприятий, используемых для лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в амбулаторных условиях. В этой системе описываются особенности поведения пациента, которые способствуют возникновению и фиксации обсессивно-фобической симптоматики и без которых эта симптоматика не может сохраняться. Обнаружением этих особенностей определяются задачи психотерапевта по перестройке поведения пациента. Эти задачи сводятся к устранению в поведении пациента указанных особенностей и организации нового стереотипа поведения, препятствующего развитию и фиксации обсессивно-фобических расстройств. Подробно излагаются принципы, на которых строится организация нового поведения. Перечисляются задачи, последовательно возникающие в процессе терапии, которые определяются динамикой клинической картины невроза (актуальной для пациента), под влиянием лечения. Описываются этапы терапии, в ходе которых эти задачи разрешаются. После последовательного изложения сущности и содержания всех этапов психотерапии, показывается, как она осуществляется практически. Для этого используются конкретные примеры.

Анализ поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой позволяет выделить некоторые, общие для всех пациентов этой группы, особенности поведения.
Лечебная практика показывает, что устранение некоторых из этих особенностей препятствует развитию обсессивно-фобических расстройств. Кроме того, появление этих черт поведения, при других неврозах, способствует возникновению и развитию названных расстройств.
Изложенное наблюдение позволило сделать вывод, что эти особенности (наличие которых способствует, а устранение препятствует развитию и фиксации обсессивно-фобической симптоматики) являются непременным условием развития и фиксации обсессий и фобий при неврозах. Устранение этих особенностей приводит к ликвидации обсессивно-фобического синдрома.

Вот эти особенности:

  1. Первая особенность заключается в отказе от такой практической деятельности, в ходе которой мог бы быть приобретен собственный опыт, обесценивающий навязчивое переживание и обнаруживающий необоснованность этого же переживания.
    Первая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой — отказ от действий вопреки страху, избегание явлений, служащих поводом для тревоги (без выяснения её действительных причин) и снижающие эту тревогу защитительные ритуалы. В результате такого поведения, переживание остается субъективно обоснованным.
    Но субъективно обоснованное переживание страха еще не является навязчивым переживанием (Женщина боится мышей, избегает их, заводит кошку, но при этом остается здоровой). Для того, чтобы субъективно обоснованное переживание стало навязчивым, необходимо, чтобы оно по каким-то личностно значимым критериям было нежелательным. Эта личностная неприемлемость переживания обусловливает следующее проявление в поведении, необходимое для превращения переживания в навязчивое.
  2. Вторая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой заключается в попытках, не действуя вопреки субъективно обоснованному переживанию, устранить его волевым усилием («отвлечься», «не думать», «взять себя в руки», «убедить себя»). В результате переживание становится навязчивым (Женщине стыдно бояться мышей и она, избегая их, старается прогнать страх. Страх же тогда нарастает и женщину уже пугает писк, шорох, дыра в том месте, где проходит водопроводный стояк и так далее).

Задачи. Последовательность и условия решения

Врачу удобнее (это тогда основа сочувствования!) разрешать терапевтические задачи в той последовательности, в которой они вызывают максимальную заинтересованность у пациента.
Эта заинтересованность определяется актуальным для него (пациента) состоянием в момент начала лечения, а в дальнейшем — динамикой невротического синдрома в процессе лечения.
Практически, последовательно разрешаются следующие задачи:

  1. Устранение обсессий в переживании пациента, то есть их дезактуализация и последующее прекращение.
  2. Устранение проявления обсессий в поведении, то есть выявление особенностей поведения, способствующих их развитию и фиксации, устранение этих особенностей, организация поведения, недопускающего возникновения и фиксации обсессий.
  3. Устранение, исходных в неврозе, эмоциональных и вегето-соматических расстройств, скрывающихся за актуальной для пациента обсессивно-фобической симптоматикой.
  4. Актуализация внешнего конфликта и обучение пациента тактике его разрешения.
  5. Актуализация внутреннего конфликта, предрасполагающего к возникновению типичных для данной личности внешних конфликтов.
  6. Освоение стратегий продуктивного использования личностных индивидуальных особенностей.

Для разрешения первой задачи необходимо:

  1. Показать пациенту, что прекращение попыток устранить субъективно обоснованное переживание волевым усилием ухудшает состояние, ведет к вредным для пациента последствиям. Пациент часто убежден, что только благодаря таким попыткам он «еще держится»: не сходит с ума, не кончает жизнь самоубийством, хоть под утро, но засыпает, и так далее. Он считает, что прекращение « борьбы» грозит ему большими мучениями и поэтому «борется», изматывая себя.
  2. Показать пациенту, что прекращение таких попыток облегчает состояние, ослабляет навязчивое переживание, а «борьба» с субъективно обоснованным переживанием делает его навязчивым.
  3. Показать, что его переживание является субъективно обоснованным и останется таким до тех пор, пока он не приобретет собственного опыта (а не логического доказательства), который покажет, со всей убедительностью, необоснованность переживания.
    «Показать» — означает, здесь, дать возможность получить опыт, дать возможность почувствовать, дать возможность пережить, дать возможность проверить.

Для разрешения второй задачи необходимо помочь пациенту так организовать поведение, чтобы он убедился в необоснованности навязчивого переживания, то есть приобрел соответствующее практическое знание, соответствующий собственный опыт. Поведение, демонстрирующее пациенту безосновательность или безопасность навязчивого переживания, создает условия для его устранения. В случае фобий, поведение вопреки страху рождает опыт, убеждающий в необоснованности страха и приводящий к его исчезновению. Критика, о которой принято говорить при наличии фобий, основана на знании теоретическом, не подкрепленном собственным опытом. Такая критика, поэтому не способна мобилизовать пациента, когда надо действовать вопреки страху и в этом случае, по поведенческим проявлениям, не отличается от критики при сверхценной идее.[прояснить]

Исходя из вышеизложенных задач, врач строит терапию невроза, основанную на перестройке поведения, в ходе которой эти задачи последовательно разрешаются.

Разработка метода и его практическое применение поставили множество конкретных вопросов, касающихся мотивации поведения, инициативы, творчества. Попыткой ответить на эти вопросы стала оригинальная теория мотивации человеческого переживания и поведения, подробно изложенная в книге «Залог возможности существования»[3].

Теория раскрывает необходимую для практика (психотерапевта, психолога, воспитателя, педагога) сущность психотерапевтического, педагогического и воспитательного подходов, в традицииях отечественной науки. Решение специфических для человека нашей цивилизации проблем рассматривается М. Л. Покрассом сквозь призму представления о личности как o Homo Moralis и только потом Homo Sapiens.

См. также

Примечания

  1. Покрасс М. Л. Терапия поведением. (Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода). — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997. — 240 с. — Тираж 10 000 экз.
  2. Lauterbach W. Psychotherapie in der Sowjetunion: Methoden u. Perspektiven / Kommentar von R. A. Zacepickij. — 1. Aufl. — Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978.
  3. Покрасс М. Л. Залог возможности существования. (Четвертая категория психологии). — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997. — 456 с. — Тираж 10 000 экз.

Поведенческая терапия: определение, виды и эффективность

Что такое поведенческая терапия?

Поведенческая терапия — это общий термин для типов терапии, направленных на лечение психических расстройств. Эта форма терапии направлена ​​на выявление и помощь в изменении потенциально саморазрушающего или нездорового поведения. Он основан на идее, что все формы поведения усвоены и нездоровое поведение можно изменить. В центре внимания лечения часто находятся текущие проблемы и способы их решения.

Поведенческая терапия может принести пользу людям с широким спектром расстройств.

Люди чаще всего обращаются за поведенческой терапией для лечения:

Она также может помочь в лечении состояний и расстройств, таких как:

Этот тип терапии может принести пользу взрослым и детям.

Существует несколько различных типов поведенческой терапии:

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия чрезвычайно популярна. Он сочетает в себе поведенческую терапию с когнитивной терапией. Лечение основано на том, как чьи-то мысли и убеждения влияют на их действия и настроение.Часто он фокусируется на текущих проблемах человека и способах их решения. Долгосрочная цель — изменить образ мышления и поведения человека на более здоровые.

Когнитивно-поведенческая игровая терапия

Когнитивно-поведенческая игровая терапия обычно используется с детьми. Наблюдая за игрой детей, терапевты могут понять, что ребенку неудобно выражать или что он не может выразить. Дети могут сами выбирать игрушки и свободно играть. Их могут попросить нарисовать картинку или использовать игрушки для создания сцен в песочнице.Терапевты могут научить родителей использовать игру для улучшения общения со своими детьми.

Десенсибилизация системы

Десенсибилизация системы в значительной степени зависит от классического кондиционирования. Его часто используют для лечения фобий. Людей учат заменять реакцию страха на фобию реакциями расслабления. Человека сначала обучают техникам расслабления и дыхания. Освоившись, терапевт будет постепенно подвергать их страху в повышенных дозах, пока они будут практиковать эти техники.

Терапия отвращения

Терапия отвращения часто используется для лечения таких проблем, как злоупотребление психоактивными веществами и алкоголизм. Он работает, обучая людей ассоциировать желательный, но нездоровый стимул с крайне неприятным стимулом. Неприятный раздражитель может вызывать дискомфорт. Например, терапевт может научить вас ассоциировать алкоголь с неприятным воспоминанием.

Поведенческая терапия успешно применяется для лечения большого количества заболеваний.Считается чрезвычайно эффективным.

Около 75 процентов людей, проходящих когнитивно-поведенческую терапию, испытывают определенные преимущества от лечения.

Одно исследование показало, что когнитивно-поведенческая терапия наиболее эффективна при лечении:

  • тревожных расстройств
  • общего стресса
  • булимии
  • проблем контроля гнева
  • соматоформных расстройств
  • депрессии
  • токсикомании

Исследования показали, что Игровая терапия очень эффективна у детей от 3 до 12 лет.Однако эта терапия все чаще применяется у людей всех возрастов.

Прикладная поведенческая терапия и игровая терапия используются для детей. Лечение предполагает обучение детей различным методам более позитивного реагирования на ситуации.

Центральная часть этой терапии — поощрение за позитивное поведение и наказание за негативное. Родители должны помогать закреплять это в повседневной жизни ребенка.

Детям может потребоваться некоторое время, чтобы довериться своему консультанту.Это нормально.

Они в конечном итоге будут относиться к ним с симпатией, если почувствуют, что могут выражать свои мысли без последствий.

Детям с аутизмом и СДВГ часто помогает поведенческая терапия.

Поиск терапевта может показаться сложной задачей, но есть много ресурсов, которые облегчат эту задачу.

При поиске поставщика вы можете выбрать из:

  • социальных работников
  • религиозных консультантов
  • неверных консультантов
  • психологов
  • психиатров

Вы должны убедиться, что выбранный вами поставщик услуг имеет необходимые сертификаты и степени.Некоторые поставщики медицинских услуг специализируются на лечении определенных состояний, таких как расстройства пищевого поведения или депрессия.

Если вы не знаете, как начать поиск терапевта, вы можете попросить совета у своего врача. Они могут порекомендовать вам психиатра, если посчитают, что лекарства могут вам помочь. Психиатры могут выписывать рецепты на лекарства.

Большинство страховых планов покрывают расходы на лечение. Некоторые провайдеры предлагают стипендии или выплаты по скользящей шкале для лиц с низким доходом.

Терапевт задаст вам много личных вопросов о себе. Вы узнаете, что нашли подходящего терапевта, если будете чувствовать себя комфортно с ним. Возможно, вам придется встретиться с несколькими терапевтами, прежде чем вы найдете подходящего.

.

Что такое поведенческая терапия? (с иллюстрациями)

Поведенческая терапия — это вид психотерапии, направленный на изменение нежелательного поведения. Он включает в себя выявление нежелательного, неадекватного поведения и замену его более здоровым типом поведения. Этот вид терапии также называют терапией модификации поведения.

Behavior therapy may be used to treat individuals suffering with depression.
Поведенческая терапия может использоваться для лечения людей, страдающих депрессией.

Когнитивная терапия фокусируется в первую очередь на мыслях и эмоциях, которые приводят к определенному поведению, тогда как поведенческая терапия занимается изменением и устранением этого нежелательного поведения. Однако некоторые терапевты практикуют психотерапию, которая фокусируется как на мыслях, так и на поведении. Этот вид лечения называется когнитивно-поведенческой терапией.

Behavior therapy may help adults modify bad habits they
Поведенческая терапия может помочь взрослым изменить вредные привычки, унаследованные ими с детства.

Поведенческая терапия может использоваться для лечения широкого спектра психологических состояний, включая, помимо прочего, депрессию, синдром дефицита внимания (СДВ), гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (СДВГ), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и некоторые зависимости. Его также можно использовать для лечения бессонницы, хронической усталости и фобического поведения. Для этого типа терапии может потребоваться меньше сеансов лечения, чем для когнитивной терапии.Однако продолжительность терапевтического лечения зависит от каждого пациента.

Behavior therapy may be helpful to children who have problems with undesirable behavior at school.
Поведенческая терапия может быть полезна детям, у которых есть проблемы с нежелательным поведением в школе.

В некоторых случаях для лечения ожирения используется поведенческая терапия.При использовании для лечения ожирения он начинается с анализа моделей питания и активности, а также методов диеты и других привычек. Затем терапевт использует информацию, полученную в результате такого анализа, для определения позитивных стратегий, способствующих снижению веса, более здоровым привычкам питания и более позитивной самооценке.

Behavior therapy can be used to treat insomnia.
Поведенческую терапию можно использовать для лечения бессонницы.

Поведенческая терапия обычно начинается с анализа опытным терапевтом. Терапевт анализирует поведение пациента, которое вызывает стресс, снижает качество жизни пациента или иным образом оказывает негативное влияние на жизнь пациента. По завершении этого анализа терапевт выбирает подходящие методы лечения.

Лечение может включать в себя такие техники, как тренировка самоуверенности, десенсибилизация, изменение окружающей среды и тренировка релаксации.Терапевт также может использовать предотвращение воздействия и реакции, чтобы контролировать действия пациента. Другие часто используемые методы включают позитивное подкрепление, моделирование и обучение социальным навыкам.

В некоторых случаях в поведенческой терапии могут использоваться техники парадоксального намерения. Этот тип техники включает в себя поощрение пациента к временному продолжению неблагоприятного поведения.Терапевты, использующие эту технику, сообщают, что она полезна для выявления и устранения широкого спектра нежелательного поведения.

Другой метод, обычно используемый в поведенческой терапии, называется аверсивной терапией. Аверсивная терапия предполагает ассоциирование неадаптивного поведения с неприятными стимулами. В прошлом электрошоковая терапия обычно использовалась в качестве аверсивной терапии.Однако сегодня многие специалисты по психотерапии считают этот метод неэтичным.

Behavior therapy might be able to help children who are overly aggressive.
Поведенческая терапия может помочь чрезмерно агрессивным детям.
,

Что такое поведенческая терапия и почему она важна?

A counselor speaks with a distressed patient.

Связь между нашими мыслями и нашими действиями очень сильна. Мы часто не осознаем или не осознаем важность сохранения позитивного фокуса независимо от того, в каких ситуациях мы находимся. Мы все склонны впадать в неэффективные или вредные модели мышления, особенно когда что-то идет не так. Однако некоторые люди более склонны позволять негативным мыслям превращаться в проблемное поведение.

Когда проблемы усугубляются нездоровым образцом мышления или психологической травмой, понимание того, как мысли могут способствовать возникновению симптомов, является ключом к преодолению связанного с этим стресса. Область прикладного анализа поведения (ABA) подчеркивает и поощряет здоровые способы общения, социальные навыки и другие виды деятельности. В нем также рассматриваются такие адаптивные навыки обучения, как гигиена, двигательная ловкость, самодостаточность, пунктуальность и позитивное поведение в условиях занятости.

Статья в журнале Cognitive Therapy and Research определяет поведенческую терапию как терапевтический процесс, который пытается изменить «неадаптивные когниции» в человеческом мышлении, которые могут еще больше усугубить эмоциональный дистресс и нездоровое поведение. Примерами таких условий являются убеждения человека, его модели мира, самооценка и чувства относительно будущего. Применяя различные терапевтические стратегии, бихевиористы пытаются изменить эти дезадаптивные познания, чтобы уменьшить и устранить эмоциональный стресс и нездоровое поведение.

Истоки использования поведенческой терапии в лечении психических заболеваний

История поведенческой терапии восходит к середине 20 века. Джозеф Вольпе, Ханс Айзенк, Б. Ф. Скиннер, Аарон Бек и Альберт Эллис были среди пионеров в этой области; Бек и Эллис первыми разработали когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Терапевтические стратегии модели Бека пытались изменить негативные стереотипы мышления или дезадаптивные когниции, чтобы уменьшить эмоциональную травму и воспрепятствовать разрушительному поведению.В статье в журнале Cognitive Therapy and Research объясняется, что его базовая модель была изменена для создания программ поведенческой терапии, которые учитывают «когнитивные и поведенческие поддерживающие факторы каждого расстройства».

Национальный альянс по психическим заболеваниям отмечает, что психотерапия — это «когда человек разговаривает с обученным терапевтом в безопасной и конфиденциальной обстановке, чтобы исследовать и понять чувства и поведение и приобрести навыки совладания», и что КПТ «фокусируется на изучении отношений между мыслями человека. , чувства и поведение.«Поведенческий терапевт взаимодействует с человеком, чтобы определить модели мышления, которые либо вызывают, либо способствуют нездоровой деятельности и убеждениям. Цель КПТ — заменить проблемные мысли и действия здоровыми в конкретных жизненных ситуациях, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Часто человеку требуется много практики, чтобы привыкнуть заменять негативное мышление и поведение их позитивными аналогами.

Многочисленные применения поведенческой терапии в лечении психических заболеваний

Поведенческая терапия и АВА-терапия могут помочь любому типу людей.Например, этот подход эффективен для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), расстройствами дефицита внимания (СДВ) и другими поведенческими проблемами. По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC), эксперты по синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) отговаривают врачей прописывать лекарства от СДВГ детям до 6 лет до тех пор, пока их родители не пройдут обучение поведенческой терапии.

CDC сообщает, что дети могут лучше контролировать свое поведение, когда они получают поведенческую терапию от своих родителей, которые, в свою очередь, получают поддержку со стороны специалистов здравоохранения.Дети лучше учатся в школе и улучшили отношения с членами семьи. Среди навыков, которым терапевты учат родителей, являются умение активно слушать, уделять положительное внимание и создавать структуру и последовательность.

Общество клинической детской и подростковой психологии определяет поведенческую терапию как процесс, в котором детей и подростков побуждают вести себя по-новому, позитивно. Дети и подростки получают положительное подкрепление, когда они принимают здоровые решения и учатся отказываться от нездорового поведения.Иногда негативное поведение подкрепляется без ведома людей, что приводит к более частому возникновению негативного поведения. Поведенческая терапия и ABA-терапия учит родителей и детей избегать «ловушек», которые невольно вознаграждают за неправильное поведение.

Поведенческая терапия одинаково эффективна в лечении психических заболеваний у людей в возрасте 65 лет и старше, население которых, как ожидается, составит 20 процентов населения США к 2030 году. В отличие от стереотипа о пожилых людях как о грустных и одиноких, большинство людей в этой возрастной группе счастливы и довольны — даже, как сообщается, более склонны принимать смерть, чем молодые люди — по данным Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии (ABCT).Вот почему важно обращать внимание на психические заболевания у пожилых людей, а не просто приписывать проблемы «старости».

Согласно ABCT, хотя частота различных типов психологического дистресса среди пожилых людей ниже, чем в более молодых группах, пожилые люди, которые действительно нуждаются в поведенческой терапии, с меньшей вероятностью обратятся за ней. Когда они получают лечение, их методы лечения менее агрессивны, чем в более молодых группах. О преимуществах поведенческой терапии и ABA-терапии для людей всех возрастных групп необходимо более четко сообщать специалистам в области здравоохранения и общественности.

Методы эффективной поведенческой терапии

Не существует единого типа поведенческой терапии. Фактически, то, что определяет поведенческую терапию, — это множество различных типов специализированных терапий, включая следующие:

● Когнитивно-поведенческая терапия. Психотерапевт помогает человеку определить нездоровые модели мышления и понять, как эти мысли способствуют саморазрушающему поведению и убеждениям. После того, как закономерности известны, терапевт работает с человеком, чтобы мыслить более конструктивно.

● Моделирование. Терапевт разыгрывает реакцию без страха на негативную ситуацию, и тревога человека может быть уменьшена путем имитации реакции без страха.

● Управление классом. Учителя участвуют в продвижении учеников к положительному поведению, блокируют отрицательное поведение и сосредотачивают внимание ученика на академической работе.

● Обучение родителей. Родителей ребенка учат, как укреплять позитивное поведение, сдерживать негативные поступки и укреплять отношения между родителями и детьми.Родителей просят наблюдать за ребенком, использовать похвалу и позитивное внимание для поощрения за хорошее поведение, установления правил и устранения негативных действий.

● Вмешательство коллег. Один или несколько сверстников учащихся помогают им решать проблемы с поведением. Учитель учит сверстников поощрять позитивное поведение в учебе и социальной среде. Помимо того, что они добились успеха в улучшении здоровья и благополучия учащихся, их коллеги-помощники извлекают выгоду из своего участия, потому что оно укрепляет их позитивное поведение и усиливает чувство ответственности.

Среди психических расстройств, которые можно лечить с помощью поведенческой терапии, — зависимость и употребление психоактивных веществ, шизофрения и другие психотические расстройства, депрессия, биполярное расстройство, беспокойство, расстройства пищевого поведения, бессонница, антисоциальное и пограничное расстройство личности, преступные действия, хроническая боль, усталость. , и общий стресс. ABA также применяется для улучшения дошкольного образования, спортивных достижений и управления организационным поведением.

Преимущества степени MS ABA для будущих терапевтов

Путь к карьере специалиста по поведению или ABA-терапевта начинается с программы высшего образования, такой как онлайн-программа магистра наук в области прикладного анализа поведения Regis College, которая предназначена для обучения навыкам, которые непосредственно приводят к вознаграждению за карьеру терапевта.Программа рассчитана на студентов из различных областей науки о здоровье, которые сочетают личный опыт с исследовательской работой.

Среди курсов, предлагаемых в программе MS ABA Regis College, — «Вербальное поведение», «Радикальное поведение», «Оценка поведения», «Поведенческое вмешательство», «Этическая ABA», «ABA Training and Supervision», а также «Концепции и принципы II: экспериментальная ABA». Программа MS ABA Regis College готовит студентов к карьере клинических супервизоров, клинических директоров, координаторов обучения ABA и профессоров колледжей и университетов.Люди, получившие степень MS ABA, работают в больницах, амбулаторных и стационарных лечебных учреждениях, детских садах и школах. Помимо анализа поведения, они разрабатывают планы поведения и помогают обучать родителей и персонал претворять их в жизнь.

Начните карьеру в области прикладного анализа поведения

Спрос на поведенческих аналитиков будет продолжать расти, согласно данным Бюро статистики труда США, которое прогнозирует рост занятости на 23% в период с 2016 по 2026 год для консультантов по вопросам злоупотребления психоактивными веществами, поведенческих расстройств и психического здоровья.Этот рост в значительной степени обусловлен резким увеличением числа детей с диагнозом РАС. По данным Labor Insight-Burning Glass, количество должностей для людей с сертификатом Board Certified Behavior Analyst (BCBA) или Board Certified Behavior Analyst-Doctorate (BCBA-D) увеличилось на 800% в период с 2010 по 2017 год.

Узнать больше

Разработанная для студентов из самых разных областей науки о здоровье, онлайн-программа магистра наук в области прикладного анализа поведения в Regis College структурирована так, чтобы подготовить выпускников к успеху в различных возможных областях карьеры.Программа сочетает в себе исследования и практический опыт и предлагает курсовую работу по оценке поведения, оценке лечения, этической практике и другим смежным областям.

Рекомендуемая литература

4 метода улучшения коммуникации в рамках прикладного анализа поведения
Как вмешательства ABA способствуют позитивному поведению
Помощь людям вносить изменения: примеры прикладного анализа поведения в действии

Источники

Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии, Старение
Институт когнитивно-поведенческой терапии Бека
Сертификационный совет поведенческих аналитиков, «Спрос на трудоустройство в США для поведенческих терапевтов: 2010–2017»
Национальный альянс по психическим заболеваниям, психотерапия
Психология сегодня, анализ прикладного поведения
Колледж Реджиса, магистр прикладного анализа поведения.
Общество клинической детской и подростковой психологии, «Что такое поведенческая терапия?»
Институт Альберта Эллиса, рациональная эмоциональная и когнитивно-поведенческая терапия
U.S. Бюро статистики труда, злоупотребление психоактивными веществами, поведенческие расстройства и консультанты по психическому здоровью
Центры США по контролю и профилактике заболеваний, Поведенческая терапия для детей младшего возраста с СДВГ
Национальная медицинская библиотека США, «Эффективность когнитивно-поведенческой терапии: обзор» Мета-анализов

,

Поведенческая терапия | Britannica

Поведенческая терапия , применение экспериментально полученных принципов обучения для лечения психических расстройств. Эта концепция восходит в первую очередь к работе русского психолога Ивана Павлова, который в 1920-х и 1930-х годах много публиковал о применении техник и теорий обусловливания к ненормальному поведению. Методы поведенческой терапии отличаются от психиатрических методов, в частности психоанализа, тем, что они преимущественно ориентированы на симптомы (поведение) и не проявляют особого интереса к бессознательным процессам, достижению нового понимания или фундаментальному изменению личности.

Подробнее по этой теме

терапия: поведенческая терапия

Поведенческая терапия, также называемая модификацией поведения, использует психологическое консультирование для изменения деятельности, которая является нежелательной или потенциально …

Поведенческая терапия была популяризирована американским психологом Б.Ф. Скиннером, который работал с психически больными в государственной больнице Массачусетса.Из своей работы в области обучения животных Скиннер обнаружил, что установление и исчезновение (устранение) реакций может быть определено способом предоставления подкреплений или вознаграждений. Схема вознаграждения, как по времени, так и по частоте, известна как «график подкрепления». Постепенное изменение поведения в приближении к желаемому результату известно как «формирование». Более поздние разработки в области поведенческой терапии подчеркивают адаптивный характер когнитивных процессов.

Один из наиболее известных методов поведения, известный под различными названиями как систематическая десенсибилизация, реципрокное торможение, угашение или противодействие, имеет свою экспериментальную основу в работе с животными в 1950-х годах психологами Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом.В одном из таких экспериментов кошек с помощью электрошока заставляли отказываться от еды в замкнутом пространстве. Их условный страх преодолевался путем кормления их в отдаленно похожих ситуациях и постепенного увеличения сходства до тех пор, пока все признаки тревоги не исчезли. Когда метод, известный как десенсибилизация, применяется к человеческим проблемам, пациентов могут попросить либо представить ситуации, вызывающие тревогу, либо иметь дело с реальными пугающими объектами или ситуациями. Построение иерархии страхов, пожалуй, самая важная часть процедуры; Вербализованные ответы пациента являются основным источником информации, хотя терапевт может также полагаться на такие другие источники, как диагностические тесты или интервью с семьей или друзьями пациента.Часто релаксационная тренировка применяется при наличии тревожных стимулов. Теоретический вопрос о том, включают ли эти процедуры снижение силы привычки реагировать на тревогу или создание альтернативных, адаптивных ответов на те же стимулы, остается нерешенным.

Было собрано много доказательств, демонстрирующих эффективность структурированного обучения и поведенческой терапии в группах. Тренинг напористости — это общий термин для структурированной групповой ситуации, которая способствует приобретению эмоционально выразительного поведения.Такое обучение основано на поведенческой концепции, согласно которой после того, как соответствующие явные выражения эмоций будут изучены, отработаны и закреплены, будут ощущаться соответствующие субъективные чувства.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

В 1975 году американский психолог Роберт П. Либерман представил тренинг по самоутверждению или личной эффективности как фундаментальный компонент клинических услуг, предлагаемых общинными центрами здоровья.

В терапии использовался ряд других поведенческих техник. Терапия отвращения заставляет пациента уменьшать или избегать нежелательного поведения, заставляя его ассоциировать поведение с нежелательным стимулом. Основные раздражители, используемые в терапии, — электрические и химические. При электротерапии пациенту дают слегка болезненный электрошок всякий раз, когда возникает нежелательное поведение; этот метод использовался при лечении сексуальных отклонений. При химической терапии пациенту дают лекарство, которое в сочетании с нежелательным поведением вызывает неприятные эффекты, такие как тошнота; этот метод был распространен при лечении алкоголизма, когда лекарственные препараты и алкоголь вместе вызывали тошноту.Другой подход подкрепляет желаемые ответы похвалой, едой или каким-либо другим вознаграждением.

Техники поведенческой терапии с некоторым успехом применялись при таких расстройствах, как энурез (ночное недержание мочи), тики, фобии, заикание, обсессивно-компульсивное поведение, наркомания, невротическое поведение «нормальных» людей и некоторые психотические состояния. Он также использовался при обучении умственно отсталых.

Кроме того, большое внимание ученых уделяется поведенческому самоконтролю, в частности обучению управлению функциями вегетативной нервной системы ( e.g., пульса, артериального давления и кишечных сокращений) такими методами, как биологическая обратная связь ( q.v. ). Теория и терапия самоконтроля представляют собой значительный гуманистический прогресс в области модификации поведения за счет повышения личной ответственности. См. Также бихевиоризм; кондиционер.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *