Термин самосознание: самосознание — это… Что такое самосознание?

Содержание

Самосознание в психологии — это… Что такое самосознание? Определение и понятие

Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили этому феномену. Самосознание в психологии – это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов.

Определение понятия

Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии – это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.

самосознание в психологии этоКритерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, – это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.

Теория В. С. Мерлина

Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:

  • Первый – человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
  • Второй – индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
  • Третий – личность осознает собственные психические свойства, процессы и эмоциональные состояния.
  • Четвертый – у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.

Самосознание: три направления в науке

Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие сознания и самосознания. В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму сознания человека, в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.

тест на самооценкуТакая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.

Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.

Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.

Развитие феномена

Самосознание в психологии – это процесс, который состоит из двух основных этапов:

  • Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
  • Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, правое полушарие мозга отвечает за ощущение себя, а левое – за рефлексию.

Составляющие понятия

Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды — и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.

проблема самосознанияЧеловек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.

Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.

Еще одна структура

Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:

  • Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
  • Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
  • Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
  • Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.

этническое самосознаниеСогласно вышеизложенной информации, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект) и самоотношение (эмоциональный).

Учение К. Г. Юнга

Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это — продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.

Взгляды гуманистов-психологов

Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.

сознание и психикаКритерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.

Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.

Уровни самосознания

Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый – непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.

Второй уровень — личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.

Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.

Ну и четвертый уровень — целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само – все это характеристики четвертого синтезированного уровня.

возникновение и развитие сознанияСтруктурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).

Категория отношений

Самосознание в психологии – это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).

В связи с этим отношения подразделяются на виды:

  1. Эгоцентрические – индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
  2. Группоцентрические – это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты — хороший.
  3. Просоциальные – в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
  4. Эстохолические – это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.

Патологические формы феномена

При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.

Рассмотрим, какие бывают расстройства:

  • Процесс деперсонализации — характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
  • Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
  • Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
  • Самая патологическая форма – дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.

 структура самосознания

Заключение

Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Самосознание – это система представлений человека о самом себе, своих физических и духовных состояниях. Оно формируется при активном взаимодействии с обществом.

Благодаря самосознанию, индивид может осознать себя и свое место в мире

Благодаря самосознанию, индивид может осознать себя и свое место в мире

Человек не рождается с определенным набором знаний. Он получает их при контакте с миром, общении с другими людьми. Поэтому индивидуальное самосознание является результатом развития.

Понятие в психологии и философии

Один и тот же термин может рассматриваться с разных сторон. В психологии самосознание считается базовым понятием. Под ним понимают сложный психический процесс, который отражает внутренний мир человека. Именно через него индивид осознает свои чувства, природные данные и поведение.

Самосознание это в психологии воплощение высших психических функций головного мозга. С его помощью человек приобретает знания и опыт, определяет свое место в жизни и анализирует окружающий мир. Развитие происходит постепенно и с момента рождения ребенка.

Есть и другая точка зрения. Самосознание это в философии одно из центральных понятий. Под ним понимают способность человека осознавать самого себя, свое Я, выводить самооценку. Декарт считал, что под этим термином скрывается особая достоверная система познания.

И. Кант выделял эмпирическое и трансцендентальное самосознание. Под первым он понимал внутренний опыт человека, под вторым – все, что выходит за пределы личности индивида.

Дж. Гибсон полагал, что самосознание позволяет определять свое место в пространстве, т.е. человек воспринимает свои движения, речь и может ориентироваться в окружающем мире.

Виды и формы

Основой самосознания является внутренняя чувствительность – синестезия. Она реализуется в виде чувства свободы, уверенности и самочувствия. Психологии выделяют несколько видов самосознания.

При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При помрачении сознания индивид начинает терять интерес к миру, становится равнодушным и не реагирует на вопросы. Он неторопливо все делает, у него замедлены все реакции.

Важно! Помрачение может быть признаком опасных для жизни состояний.

Существует еще такой вид самосознания, как ступор. Для него характерны оцепенение, сонливость, очень плохая ориентация в пространстве. В таком состоянии речь неразборчивая, движения человека становятся замедленными.

В коме индивид себя не осознает, не реагирует на раздражители и находится в апатичном состоянии. Даже если он очнется, ему придется проходить длительный курс реабилитации.

Самосознание предполагает не только индивидуальность. Оно бывает нескольких форм. Общественное – означает духовную жизнь социума. В нее входят традиции, обычаи, нравы. Под обыденным – понимают повседневную жизнь и решение типичных ситуаций: как обустроить быт, разделение обязанностей и т.п.

Самосознание включает в себя массовость. Через эту форму рассматривают жизнь определенных социальных групп: общественных и политических. Особенно интересно влияние мнений лидеров, СМИ на отдельно взятых людей.

Также выделяют три типа самосознания. Общественный – позволяет индивиду понять, как вести себя в коллективе, исторический – позволяет учитывать опыт предыдущих поколений, политический – дает возможность отслеживать изменения в мире.

Структура

Мало знать, что такое самосознание, важно представлять, как оно устроено. Психологи выделяют всего три компонента процесса:

  1. Реальное «Я» – представления человека о себе в настоящий момент времени;
  2. Идеальное «Я» – это то, кем человек хочет себя видеть;
  3. Будущее «Я» – представление о том, кем индивид станет при определенных изменениях.

В психологической литературе принято также выделять три основных функции самосознания. Первая – это обеспечение внутренней согласованности. В итоге индивид осознает только те факторы, которые соответствуют его представлениям. Подобная функция помогает избегать внутренних конфликтов.

Вторая – интерпретация опыта. За ее счет происходит анализирование своих и чужих поступков. Третья – определение ожиданий. Индивид пытается предположить, что его ждет в будущем.

Не только в психологии рассматривается значение термина самосознание – это в философии ключевое определение. Поэтому у разных мыслителей могут быть свои взгляды на структуру, виды, формы процесса.

Специалисты выделяют три уровня самосознания. На природном – индивид выделяет себя из окружающего мира, на социальном – происходят формирование самоуважение и развитие отношения к другим людям, на личностном – появляются мотивы двигаться и совершенствоваться.

Развитие

Самосознание личности в психологии – это не то, что есть у человека при рождении. В норме у ребенка происходит постепенное формирование представлений о себе. Особенно ярко это проявляется в уровне самооценки.

Важно! У специалистов нет единого мнения о том, как происходит развитие.

В. Бехтерев считал, что самосознание предшествует сознанию. Л. Выготский полагал, что это этап перед появлением самостоятельности и речи. П. Чамата высказывал иную точку зрения: самосознание человека – это его степень овладения телом.

Специалисты сходятся в одном: процесс познания появляется с момента рождения

Специалисты сходятся в одном: процесс познания появляется с момента рождения

В научной литературе рассматривается постепенное его формирование, которое происходит с взрослением младенца. Сначала ребенок зависим от матери, но к трем годам понимает свою самостоятельность и начинает отстаивать ее.

Развитие в онтогенезе

Первая стадия длится до года. В этот период ребенок не выделяет себя из окружающего мира, он движим инстинктами. Первые игры дают ему возможность осознать себя.

Вторая стадия длится до трех лет. В ней ребенок начинает активно познавать мир, предпринимать действия и изучать реакции других людей. У него появляются предпосылки выделения собственного «Я».

Третья стадия идет до семи лет. В этот период малыш начинает говорить о себе в первом лице, он стремится к знаниям, освоению навыков. Ребенок отстаивает независимость и учится общаться с другими.

Четвертая стадия длится до 12 лет. Это время идеально подходит для учебной деятельности, и оно не сопровождается особыми кризисами. Пятая стадия идет до 14 лет. На ней ребенок пытается осознать себя и противопоставить взрослым.

Шестая стадия самая важная, она идет до 18 лет. На ней человек ищет себя, собирает краткую информацию о своих сторонах, пытается понять, кем стать. Этот этап нужен для взросления.

Ошибки в развитии

Каждый крупный возрастной кризис нужен для того, чтобы психика претерпела изменения и улучшила свою работу. Если в этот момент что-то пойдет не так, возникнут проблемы.

На фоне этого развивается аномальное поведение

На фоне этого развивается аномальное поведение

Нарушения могут проявляться в том, что индивид начинает избегать любого контакта с другими людьми. Любая социальная жизнь пугает его, ему кажется, что лучше обойтись без нее.

У него развиваются страх перемен и отказ во взрослении. Он ведет себя инфантильно, неадекватно и несерьезно. Самосознание в психологии занимает важное место как раз потому, что за счет него индивид анализирует свое состояние и поведение.

При аномальном развитии у человека появляется стремление выбирать неправильные образцы для подражания. Среди них необязательно будут известные люди. В некоторых ситуациях формируется неблагоприятная Я-Концепция.

Я-Концепция проявляется в неуверенности и низкой самооценке

Я-Концепция проявляется в неуверенности и низкой самооценке

При таком сценарии у человека будет склонность к негативным эмоциям, асоциальности, агрессивности. Качество жизни будет низким, и произойдет постепенная деградация личности. Индивид неадекватно оценивает себя, свои поступки и не склонен к самокритике.

Самосознательность нужна для того, чтобы четко понимать свое место в жизни, анализировать действия и взаимодействовать с другими людьми. Некоторые люди называют интуицией способность предугадывать будущее, но на самом деле это всего лишь хорошее самосознание. Именно оно дает возможность индивиду воспринимать себя как отдельное от мира создание.

Многие вопросы рассматриваются в философском аспекте. Например, насколько глубоко человек может познать существование себя, и какое место, роль ему отведены. Вместе с этим понятие самосознания рассматривается в психологии как проявление работы головного мозга.

Понимание основ работы психики позволяет людям улучшать качество своей жизни. Поэтому полезно знать, что такое самосознание, его определение в разных науках, и как оно проявляется.

Видео

это такое определение в философии: становление личности, структура, составляющие и отклонения

Быть индивидуальностьюСамосознание – это уяснение самим собой собственного нравственного обличья, знаний, интересов, причин поведения и идеалов, а также единая оценка личных мыслей и чувств.

Данное определение в философии характерно не только в отношении отдельно взятого человека, но и общества или некоторых групп людей, развитых до осознания своего положения относительно общих идеалов и ориентиров.

Области становления личности

Самопознание как способПо причине того, что исходной точкой самоотношения служат окружающие люди, становится ясно, что такое самосознание, определение чего кроется в сущности общественной жизни.

Социальная психология характеризуется тремя областями, через которые и происходит формирование индивидуума.

К ним относится:

  1. Деятельность.
  2. Общение.
  3. Самосознание.

В процессе социальной жизни развивается и возрастает коммуникативность с другими индивидуумами и группами людей, а также в единстве со всем обществом отмечается формирование личностного «Я».

Самосознание – это олицетворение себя, которое компонуется поэтапно в течение всей жизни от специфического влияния различных социальных факторов, состоящих из 4 частей по В. С. Мерлину. Так, данное определение – это присутствие сознания различий вселенной от самого себя, сознание своего «Я» как активного субъекта, сознание самоэмоциональных и психических качеств, сознание своих нравственных характеристик самоуважения, сложенного из приобретенного опыта в жизнедеятельности и в общении с другими людьми.

Самопознание философияНаука сегодняшних дней сводится к нескольким точкам зрения на происхождение определения самосознания. Типичным становится понимание того, что это первичный генетический вид сознания человека, базирующийся на самовосприятии и самоощущениях, образующихся в детском возрасте, как единое общее понимание своего тела и окружающего мира.

Следуя исходной форме философии, отмечается, что самопереживание – это многостороннее самосознание, порождающее его.

Известно противоположное мнение С. Л. Рубинштейна, под которым понимается, что самосознание – кульминационная картина сознания, образовавшаяся как итог совершенствования сознания. Оно формируется путем становления личностного сознания, но никак не вследствие самопознания и формирования индивидуального «Я».

Помимо этого, философия психологической науки вытекает из осознания совместного восприятия внутреннего состояния и внешнего мира, оказывая друг на друга одинаковое влияние.

Быть собой и отличаться от другихРазвитие этого процесса подразделяется на 2 этапа. 1 этап характеризуется становлением своего «Я», а 2 этап ввиду модернизации реальных интеллектуальных возможностей и выстраивания представления о понятиях самосознания переходит в рефлексивную стадию, при которой индивидуум в состоянии отыскать типичную несхожесть во взглядах.

Посему рефлективная степень способствует внутренней стыковке с аффективным внутренним переживанием – В. П. Зинченко.

Отмечается, что самовосприятие располагается в ведении правого мозгового полушария, а под контролем левого – сформированная рефлексивная конструкция «Я».

Структура самосознания

Понятие самопознанияСобственное ощущение того, что человек не такой как все, а особенный, подпитывается постоянными временными душевными муками – вспоминая о прошедшем, живя в сегодняшнем и надеясь на грядущее.

В процессе исследования самосознания участвуют два определения – «Я настоящее (текущее)» и «Я личностное». Текущий формат является конкретным видом осознания себя в нынешнем времени, а личностный представлен – конструкция самовосприятия центр выработки «Я текущих».

Индивидуальность человекаКаждое действие его в едином времени проявляется фрагментами самопереживания и самопознания.

Самовыражение действий сознания позволяет человеку осознавать, регулировать и диагностировать собственное психическое состояние, но также твердо понимать себя как самооценивающего, так и воспринимающего себя сознающим индивидуумом.

Структура самосознания представляет собой:

  • Осознание близлежащих и далеких целей, основ своего «Я».
  • Осознание собственных присутствующих и желаемых черт.
  • Когнитивные и познавательные сведения о своей личности.
  • Эмоциональная иллюстрация своей персоны.

Небезызвестная в сегодняшней науке структурная схема самосознания выдвинута К. Юнгом. Эта схема создана на базе неосознаваемых и осознаваемых компонентов изученной человеческой психики. Юнг вывел и дал определении 2 степеням человеческого самоотображения.

  • 1 степень – самость, относящая к конкретному человеку, сознательные и неосознанные действия.
  • 2 степень характеризуется тем, что человек является как субъектом, так и объектом.

Помимо этого, важно понимать, что «Я» – это наблюдающее свойство, а самостьнаблюдаемое.

Составляющие и отклонения в сознании человека

Философия самосознания в условиях наполнения его данными исходит от 2 аспектов функциональности – сравнение себя с кем-либо, чем-либо и рефлексия, а также саморефлексия (интеллектуальное исследование собственного «Я»).

Определение сознания человека включает в себя 3 сегмента:

  • Отношение к собственной персоне.
  • Отношение к обществу.
  • Предположение отношения окружающих к себе.

ПерсонализацияИзвестны дефекты самосознания – деперсонализация, раскол основы личности, нарушение телесного обнаружения, крайние степени отклонения самосознания.

При деперсонализации теряется индивидуальное «Я», когда человек смотрит извне на свое психическое состояние.

Сбой в физиологическом обнаружении наблюдается, когда люди ощущают сегменты тела, как не входящие в состав тела части.

Тяжелые степени нарушения внутреннего процесса мобилизуются, когда теряется ощущение реальности как в собственной жизни, так и всего мира.

Самосознанию свойственны характерные особенности, но еще существует непознанное, нуждающееся в исследовании.

Самосознание человека

Реферат: Национальное самосознание: понятие, виды

Национальное самосознание: понятие, виды [10.10.09]

Тема: Национальное самосознание: понятие, виды

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 18.10K | Скачано: 130 | Добавлен 10.10.09 в 14:03 | Рейтинг: +22 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009

План работы:

Введение 3

1. Понятие самосознания 4

2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции 5

3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания. 10

4. Менталитет 11

Заключение 14

Список использованной литературы: 15

Введение

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое  (национальное) самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Традиции исследования этнического (национального) самосознания в отечественной науке имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. Позднее было выделено более широкое понятие «этническое сознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и о других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как о представителях определенной этнической общности.

Объектом исследования данной работы является самосознание, прежде всего его понятие и сущность. Предметом исследования является национальное (этническое) самосознание, виды национального самосознания и его функции.

1. Понятие самосознания

Важным психологическим условием тождественности личности является ее самосознание. Именно благодаря самосознанию у личности формируется достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конструирования мира, как сам способ бытия и данности мира.

Самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта [8].

2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции

Проблема национального самосознания стала актуальной в отечественной психологии и философии последние 20 лет.

Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, совокупность представлений, традиций и понятий нации, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Другими словами, национальное самосознание – одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения [7].

Одни считают, что понятие «национальное самосознание» включает в себя осознание людьми принадлежности к данному этносу, согласно другим – оно более глубокого содержания и подразумевает отношение индивидов к этническим ценностям, переживание принадлежности к данному этносу. Оно проявляется в предметных действиях, суждениях, в духовном творчестве людей, их симпатиях и антипатиях, потребностях и установках.

Следует различать этническое самосознание и самосознание этнической общности. Этническое (национальное) самосознание – это не только сознание принадлежности к тому или иному этносу, но и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, ценностей, мотивов поведения, интересов. Самосознание этнической (национальной) общности – это представления об определенной идентичности ее членов. Она содержит также представления о типичных чертах «своей» общности: ее свойствах и достижениях как целого. В отличие от этнического (национального) самосознания личности, самосознание этнической (национальной) общности (подобно всем формам общественного сознания) существует не только на уровне индивида, но и подличностно, в том числе и в объектированных формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества, профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права [3, с. 41].

Национальное самосознание исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности [7].

Национальное самосознание является отражением общественного сознания конкретной этнической общности. Г.В. Старовойтова определяла этническое самосознание «как определенный слой общественного сознания, который ограничен рамками обыденного опыта, закрепленного в обычаях и традициях, и включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, морали и нормы обычного права, этнические нормы и нравы, представления о своей этнической принадлежности, в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими» [3, с. 41].

Разработке проблем национального самосознания на современном этапе большое внимание уделяется в трудах обществоведов, таких как Ю.Бромлей, Л.Дробижева, М.Джунусова, С.Калтачян, К.Хабабулин и др.

С точки зрения Л.Дробижевой, современной понимание национального самосознания связано с развернутым самосознанием, при котором все или большинство членов общности имеют «историческое знание о своем народе, выработанное под влиянием государственной идеологии или лидерствующих групп, определенное отношение к его ценностям, готовы действовать во имя общих целей и интересов, т.е. имеет место сознание интересов своей нации, своего народа» [3, с. 41 – 43].

Итак, национальное самосознание – это осознание принадлежности к определенной этнической общности, формирующееся на уровне обыденного сознания, устойчивость которого определяется общностью происхождения, национальным языком, этническим бытом, особенностями культуры и поведения [3, с. 43].

Одним из устойчивых элементов национального самосознания является национальное чувство. Национальные чувства выражают не только эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, но и «характер межнациональных отношений, войны, завоевания, национальная экспансия и т.п.».

В зависимости от глубины развития национальные чувства у различных наций проявляются по-разному и на разном уровне. Они отражают специфические условия жизнедеятельности этноса, его быт и культуру. Устойчивость национальных чувств определяется устойчивостью тех факторов, которыми они вызваны к жизни.

Национальные чувства тесно связаны с обычаями и традициями как наиболее обобщенными нормами и принципами общественных отношений, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых силой общественного мнения (А.К. Алиев, Н.С. Сарсенбаев, Н.Д. Джандильдин и т.д.).

Обычаи и традиции взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопереходящи. Обычай не может существовать без традиций, и наоборот.

Национальные традиции – это сложившиеся исторически, отличающиеся относительно твердой преемственностью и устойчивостью взгляды  и чувства людей, закрепленные в обычаях и правилах их поведения. Эти нормы или образцы поведения, укоренившиеся в семейно-бытовых или национальных отношениях характерны для групп народов, близких по своему историческому прошлому, языку, культуре. Следовательно, обычаи и традиции – самые устойчивые явления национального самосознания – вырабатываются в процессе длительной эволюции, передаются из поколения в поколение и прочно закрепляются в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство объединения и сплочения людей. Национальные традиции и обычаи участвуют в формировании идеалов, вкусов, потребностей личности и ее мировоззрения. Как социальные явления они участвуют в формировании жизненных установок и убеждений личности, влияя на мотивационную активность личности[3, с. 43 — 45].

В соответствии с национальными установками, люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и национально-своеобразно действуют при общении с представителями других национальностей. Впервые дала определение национальной установке Л.М. Дробижева: национальная установка – готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах.

Таким образом, национальные установки являются составной частью национального самосознания человека, формируют определенный его настрой, вызывают к жизни соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.

Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

  1. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности.
  2. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений.
  3. Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек [3, с. 47 — 49].

Феномен  национального самосознания связан с процессом выделения этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры. Функции национального самосознания – в фиксации специфических, национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Таким образом, национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [3, с. 50].

3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания.

Отличие национального сознания от национального самосознания

в содержательном плане заключается в формировании представлений, образов, знаний не только о своей общности, но и о других общностях. Другими словами, в отличие от национального самосознания, в национальном сознании происходит формирование представлений, образов, знаний не только о своей общности, как в национальном самосознании, но и о других общностях.

Однако это не означает, что национальное самосознание и национальное сознание соотносятся как часть и целое. Диалектика их взаимодействия

глубже и сложнее. Имея много общего, находясь в единстве, они, тем не менее, не тождественны. Это единство диалектическое, включающее в себя различие как по содержанию, так и по форме.

Отличие по форме состоит в том, что национальное самосознание проявляется как на уровне индивида, так и на уровне нации, тогда как национальное сознание, как правило, на уровне нации, т. е. субъектом национального самосознания является личность и

национальная общность, тогда как субъектом национального сознания выступает нация. Отличие национального самосознания от национального сознания состоит также в том, что в первом большую роль играет эмоциональный фактор. Данное обстоятельство определяет то место, которое занимают обе эти категории в структуре общественного сознания.

Национальное самосознание является структурным элементом национальной психологии, которая входит в состав общественной психологии и проявляется в основном на уровне обыденного сознания. Национальное сознание не входит в состав национальной психологии, оно, как правило, проявляется и функционирует на теоретическом уровне общественного сознания. Естественно, что данные грани в самой структуре общественного сознания условны и подвижны. Важнейшей закономерностью развития национального самосознания является его детерминированность социально-экономическими и историческими условиями жизнедеятельности нации. Рост национального самосознания происходит противоречиво, порой болезненно, что связано с его собственной противоречивой природой. Важной стороной в развитии национальною самосознания является соотношение в нем национального и общечеловеческого, национальных и общечеловеческих ценностей. Важно подчеркнуть также еще один момент, связанный с формированием национального самосознания. Дело в том, что существует специфика формирования национального самосознания, связанная с численностью национальных общностей, т. е. больших и малых

наций. Национальные чувства, а также национальное самосознание малых народов особенно обострены. И этот фактор необходимо самым серьезным образом учитывать при проведении национальной политики. Процесс формирования национального самосознания связан с развитием национальных языков. Язык является важнейшим элементом национальной культуры. Развитие национального языка выступает в качестве предпосылки развития национального самосознания.

4. Менталитет

В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе получает права гражданства понятие менталитета, определение которого либо вообще не встречается в энциклопедических и учебных изданиях, либо, если, присутствует, является довольно приблизительным.

Менталитет представляет собой наиболее фундаментальное и глубинное, а потому и наименее изменяемое в общественной психологии большой социальной группы (класса, нации и т.п.), в то время как политическое и идеологическое воздействие на него сравнительно кратковременно и приводит лишь к количественным, внутримерным изменениям менталитета [2, с. 227 — 228].

Менталитет человека характеризуется разнообразием и богатством своих составляющих: факторы общественно-культурологические (общественная жизнь и ее структуры), факторы природные (природная сфера обитания человека и его собственная природа), факторы сознательные (осознаваемые и оцениваемые человеком), факторы бессознательные (подсознательные), факторы рациональные (наука, философия, идеология), факторы эмоционально-психологические (установки, аффекты), факторы общественные (идущие то социума, социальности), факторы индивидуальные (корни которых в интимных глубинах личности).

Менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра. Все факторы, составляющие менталитет, вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, определенным образом действовать, предпочитать или отвергать определенные ценности, культурные коды и т.д. Другими словами, менталитет выступает как определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека.

Менталитет человека складывается длительным путем. История общества, в котором живет человек, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления – все это складывается веками. И все эти факторы влияют на человека, оседают в нем, превращаются в черты его менталитета.

Менталитет человека носит глубинно-устойчивый характер. Менталитет можно обозначить как стационарную основу человеческого существа, которая позволяет ему бесконечно видоизменять свое поведение, оставаясь при этом одним и тем же.

Менталитет человека, являясь основой его существа, выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности. Он подвигает человека на принятие определенных действий, следование определенным ценностям, предпочтение определенной культуры, образа мыслей и чувств. Менталитет выступает основой отталкивания человеком всего того, что ему чуждо, неприятие определенных стандартов поведения, идей и т.д. Менталитет весьма мощно детерминирует всю линию жизненного поведения человека.

Хотя на формирование менталитета воздействует огромное и разнообразное множество факторов, менталитет не выступает как их простое следствие, простая проекция в личностно-индивидуальную форму бытия этих факторов. Менталитет человека имеет свое качественное разнообразие, и он существует, развивается, функционирует именно по законам своей собственной качественной природы [1, с. 191 — 192].

Заключение

Национальное самосознание – одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в свое время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание – это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. В структуру национального самосознания входят элементы бессознательного, включая разные архетипы и стереотипы.

После распада СССР национальное самосознание России неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоречия, которые имеются в действительности. В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в реальности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деградации. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.

Таким образом, исследование национального самосознания имеет теоретическую и практическую значимость для развития общества.

Список использованной литературы:

  1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – 4-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  3. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М., 2006. – 144 с.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.- Питер, 2001. – 656 с.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Самосознание — ключ к вашему успеху

Самосознание — единственный известный ключ к успеху в любой сфере вашей жизни. Это может быть из-за отношений, карьеры, бизнеса или общего счастья. Звучит довольно просто, правда? Это так, только это не так. Самосознание достигается не сразу. Это процесс, через который проходит человек в жизни. Кроме того, этому нет конца.

Итак, если этому нет конца, как стать успешным? Концепции самосознания и успеха субъективны и не могут быть измерены никакими мерилами другого человека.Таким образом, вы должны их измерить и достичь.

Самосознание — это способность человека анализировать и распознавать собственные мысли и эмоции. Это знание того, что заставляет вас двигаться. Так что, если вы знаете, что чувствуете и о чем думаете? И как самоосознание вообще связано с успехом? В отличие от некоторых, успех не падает с неба.

Да, мы читаем много историй успеха из журналов и веб-сайтов для предпринимателей и деловых людей. Кто бы не хотел добиться такого же успеха, как эти люди? Но то, что мы не видим, тяжелая работа, которую они прошли, чтобы достигнуть их успеха.

Понимаете, у всех разная ситуация. Успех субъективен. Без самосознания вы будете продолжать завидовать успехам других людей и стремиться к тому же самому подвигу, который случится с вами.

Почему я должен осознавать себя?

Самосознание в первую очередь поможет вам понять собственное представление об успехе. Для кого-то еще пять домов — это успех. С другой стороны, отсутствие долгов — это успех. У разных людей тоже были разные способы добиться успеха.

Причина этого в том, что мы различаемся по сильным и слабым сторонам, мотивам и представлениям о неудачах. Кроме того, мы по-разному реагируем на конкретные ситуации. Чем больше вы знаете об этих аспектах своей жизни, тем лучше вы можете адаптироваться к обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся. Знание этих качеств, составляющих нас самих, может помочь нам проанализировать, как мы можем учиться и совершенствоваться.

Мы также должны осознавать свои эмоции. Некоторые могут подумать, что эмоции мешают логическому мышлению, которое необходимо для достижения успеха.Однако мы не можем полностью исключить эмоции. Кроме того, они — одна из важнейших черт человека.

Следовательно, вместо того, чтобы прилагать усилия, чтобы игнорировать наши эмоции, самосознание помогает нам лучше их понять. Тем более, что понимая, что мы чувствуем, мы можем управлять этим эффективно.

Тогда зачем вам управлять своими эмоциями? Как вы думаете, вы когда-нибудь закроете сделку, если просто сломаетесь и будете плакать, когда вам отказывают? Скорее всего, нет. Наша способность контролировать свои эмоции может помочь нам действовать надлежащим образом в определенных ситуациях.

Однако управление эмоциями противоречит их маскировке. Управлять эмоциями — значит знать, когда и как их выражать.

«Когда я узнаю, кто я, я буду свободен». — Ральф Эллисон

Как я могу осознать себя?

Один из способов стать более самосознательным — это рефлексия. Внимательное отношение к своим мыслям поможет вам распознать факторы, стоящие за вашими мыслями. Это также связано со знанием своих чувств.

Возьмем для примера тревогу.Какие ситуации вызывают у вас беспокойство? Что общего у этих ситуаций? С помощью этих вопросов вы можете узнать, почему иногда вы чувствуете беспокойство. Это также один из способов избежать ситуаций, которые могут вызвать у вас беспокойство. Размышление о своем опыте, мыслях и чувствах может помочь вам развить самосознание.

Письмо — еще одна форма улучшения вашего самосознания. Поскольку письмо требует организации, глубокого и логического мышления, мы лучше осознаем себя.Кроме того, письмо также может помочь нам отслеживать прогресс в реализации наших планов и действий. Это также эффективный способ поддерживать нашу мотивацию, описывая наши ценности и идеи.

Получение обратной связи от других также может помочь вам лучше понять себя. Есть определенные аспекты нашего характера, которые видят только другие люди. Как бы мы ни хотели смотреть на себя объективно, размышляя о своих мыслях и чувствах, мы все же можем упускать часть нашего отношения или поведения.

Однако убедитесь, что вы открыты даже для отрицательных отзывов, и все же логически исследуйте себя на их основе.

«Знать единственный недостаток внутри себя полезнее, чем знать тысячу в ком-то другом». — Далай-лама

Самосознание — это путешествие

Осознание себя и достижение успеха — это путь. Каждый человек может пойти своим путем к их достижению. При этом мы не должны судить о том, как другие люди участвуют в этом процессе.Некоторые могут даже пройти методом проб и ошибок.

Кроме того, вы никогда не сможете слишком хорошо осознавать себя, поскольку есть определенные черты или сильные стороны, которые вы можете развить позже. Вам еще предстоит многое узнать о себе, столкнувшись с проблемами в жизни.

Как вы думаете, самосознание может вам помочь? Пожалуйста, оставьте свои мысли ниже.

Изображение предоставлено Twenty20.com 9000 3.

Развивайте самосознание и улучшайте отношения

«Наше величие заключается не столько в способности переделывать мир, сколько в способности переделывать самих себя». -Ганди

На днях я расстроился из-за глупости, которая вызвала тяжелые чувства, уходящие корнями в мое прошлое.

Короче говоря, кто-то, кого я люблю, сделал разумную просьбу, которую по разным причинам я не хотел уважать, отчасти потому, что я чувствовал, что этот человек не принимает во внимание мои чувства.Но у меня не было причин подозревать это.

Я подумал так, потому что это образец для меня.

Большую часть своей молодой жизни я считал, что мои потребности не будут удовлетворены, если я не буду настаивать и бороться за них.

Я видел все как битву — все остальные были против меня. Хотя я научился видеть других на моей стороне, и я знаю, что я на их стороне, я все еще беспокоюсь, что люди иногда не смотрят на меня.

После этой недавней ссоры я обсудила свои чувства со своим парнем.

Я сказал ему, что понимаю свою эмоциональную реакцию и знаю, откуда она взялась — когда я впервые почувствовал это, почему и как это стало образцом в моей жизни.

Затем я задал вопрос: осознавая, где и как я научился этому поведению, я, , виню людей и обстоятельства из моего прошлого или просто осознаю себя? В чем, собственно, разница?

Думаю, это важный вопрос, потому что мы все уже поступали несправедливо.

Мы оказываем себе медвежью услугу, если сидим и сидим без дела, обвиняя других людей в своих неадаптивных реакциях и поведении, но иногда мы лучше способны измениться, когда понимаем, как мы развивались в ответ на прежние отношения и предшествующие события.

Я потратил много времени на то, чтобы научиться отпускать истории жертв, и это большая часть того, почему я не пишу о некоторых из самых болезненных событий в моей жизни. Тем не менее, к лучшему или к худшему, они сформировали меня.

Когда я позволяю себе оглянуться назад и признать свой проступок, я подкрепляю себя, что не заслуживаю жестокого обращения, и что я не виноват в том, что в результате у меня возникают определенные трудности.

Однако я знаю, что это моя ответственность, — изменить свои реакции и поведение.В этом и заключается разница между самосознанием и самопожертвованием.

Самосознание позволяет нам понять, что происходит у нас в голове и почему; самопожертвование не позволяет нам признать свою ответственность за это и за то, что мы делаем в результате.

Продолжая этот ход мыслей, самовиктимизация включает:

  • Жить и зацикливаться на том, как, по нашему мнению, с нами поступили несправедливо
  • Жалобы на болезненные, кажущиеся несправедливыми событиями, даже не задумываясь о том, сыграли ли мы в них свою роль и каким образом
  • Использование этих событий для оправдания негатива; горечь; или эгоистичные, вредные или безответственные действия
  • Кормление чужим сочувствием и, возможно, даже зависимость от него
  • Рассказывать печальные истории из прошлого, чтобы избежать осуждения или попытаться добиться одобрения
  • Вера в то, что все было бы лучше, если бы мир или другие люди изменились

Как человек, который делал все это в прошлом, я могу засвидетельствовать, что это часто является результатом огромной боли.

Иногда мы играем жертву, потому что нас были жертвами. Мы узнали, что у нас нет контроля, а затем адаптировались к этому. Когда мы чувствовали себя бессильными, мы научились отдавать свою силу.

С другой стороны спектра, самоутверждение включает:

  • Сознательный выбор отпустить мысли жертвы
  • Учитывая, что мы, возможно, принимали участие в некоторых из самых болезненных событий нашего прошлого
  • Изучение этих событий, как мы можем проактивно реагировать на аналогичные события в будущем
  • Удовлетворение собственных эмоциональных потребностей вместо того, чтобы приходить к другим людям с пустотой, которую никогда не заполнить
  • Принятие на себя ответственности за свои действия и их последствия
  • Понимание того, что ситуация улучшится, только если мы внесем изменения, внутренние или внешние

Это требует самосознания, которое возвращает меня к моему первоначальному вопросу:

Как выглядит самосознание, когда оно включает признание боли из прошлого — и чем оно отличается от самопожертвования?

Самосознание включает:

  • Понимание наших эмоций — того, что мы чувствуем и что их спровоцировало, — чтобы мы могли эффективно работать и преобразовывать свои эмоциональные реакции (вместо того, чтобы использовать их для оправдания нездорового выбора)
  • Распознавание деструктивных моделей мышления, чтобы мы могли перенаправить их
  • Настройка на то, что происходит в нашем теле, чтобы мы могли извлекать уроки из этого и получать доступ к нашей интуиции
  • Замечание наших поведенческих моделей и привычек, чтобы мы могли вносить коррективы, чтобы изменить негативные
  • Понимание наших убеждений, предположений и ожиданий и того, как они влияют на то, что мы выбираем делать
  • Признание того, что мы несем ответственность за свои действия, даже если мы разработали определенные шаблоны в ответ на события из нашего прошлого

Фундаментальное различие между самосознанием и самоповреждением, когда оно относится к признанию того, что мы были ранены: Самосознание заключается в наблюдении нашей реакции на то, что произошло; самопожертвование — это включение в историю того, что произошло.

Это не всегда легко сделать. Иногда простое воспоминание о чем-то болезненном может вызвать самые разные старые чувства. Будет полезно, если мы научимся немедленно перенаправлять свои мысли на позитивное, вдохновляющее утверждение.

Это означает, что в следующий раз, когда я пойму, что задаюсь вопросом, действительно ли у другого человека есть интересы в глубине души, когда у меня нет причин полагать, что это не так, я могу сказать себе примерно следующее:

Я даю людям, которых люблю, преимущество сомнения.Я освобождаю свой инстинктивный эмоциональный отклик от глубочайшей первопричины и делаю свой вклад в создание счастливых отношений.

Изменяя свои мысли, я могу изменить свои чувства, а затем эффективно перенаправить свои действия.

Этот процесс может применяться ко всем видам нездоровых паттернов взаимоотношений, которые проистекают из прошлых отношений, но он требует, чтобы мы работали над развитием самосознания.

Один из способов сделать это — вести дневник о наших чувствах и триггерах — если, например, вы склонны испытывать недоверие, защищаться или злиться, когда происходят определенные события, — а затем придумывать аффирмации, которые можно использовать, когда мы попадаем в ловушку. в этих шаблонах.

Некоторые примеры ситуаций и утверждений:

Если вы часто не доверяете кому-то только потому, что кто-то ранее злоупотреблял вашим доверием, вы можете использовать это утверждение, когда возникают эти старые чувства:

Это новые отношения. Я освобождаю свою инстинктивную эмоциональную реакцию от глубочайшей первопричины и принимаю, что могу изменить ее и улучшить свои отношения, доверяя.

Если вы часто чувствуете себя виноватым в своих отношениях, в значительной степени из-за того, что вы подвергались эмоциональному насилию в прошлом, вы можете использовать это утверждение, когда возникают эти старые чувства (при условии, что вы сейчас находитесь в здоровых отношениях):

Я предпочитаю не винить себя.Я освобождаю свою инстинктивную эмоциональную реакцию от глубочайшей первопричины и освобождаю себя от стыда и самооценки.

Каким бы ни был образец, мы можем бросить ему вызов и в конечном итоге изменить его, изменив наши мысли и убеждения.

Если мы хотим осознавать себя, мы можем расширить возможности и изменить наши отношения и свою жизнь в процессе.

Два замечательных связанных ресурса:

Фото nattu

Заметили опечатку или неточность? Свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!
.

Самосознание

Слушайте подкаст о самосознании

Самосознание — Кто я?

Введение

Мы обычно отождествляем свое существование с нашим положением в обществе, с нашими друзьями и семьей, потребностями и желаниями нашего тела, а также с эмоциональным и интеллектуальным выражением нашего разума.Например: мы можем сказать: «Я студент, изучающий экономику, у меня три сестры, и я живу в Лондоне». Мы редко уделяем время размышлениям о реальной природе нашего существования; задать вопрос: «Кто я?»

Самосознание — это научиться лучше понимать, почему вы чувствуете то, что чувствуете, и почему вы ведете себя определенным образом. Как только вы начнете понимать эту концепцию, у вас появится возможность и свобода изменить что-то в себе, что позволит вам создать жизнь, которую вы хотите.Почти невозможно измениться и принять себя, если вы не уверены в том, кто вы есть. Четкое понимание того, кто вы есть и чего хотите, может расширить ваши возможности и придаст вам уверенности в необходимости изменений.

Попробуйте это задание

Подумайте о том, чтобы описать себя другому человеку, не упоминая ничего о внешних вещах, которые есть в вашей жизни, ваших друзьях, семье, учебе и т. Д. Сконцентрируйтесь только на себе, на том, как вы себя чувствуете и ведете себя, возможно, признавая некоторые из своих сильных и слабых сторон.

Удалось ли вам исследовать свои мысли, чувства и поведение?

Легко попасть в ловушку иррациональных мыслей и убеждений и переживать внутренние драмы, которые могут серьезно повлиять на то, как мы воспринимаем себя и, следовательно, определять наши чувства и действия. Отношения легкие, пока не начнутся эмоциональные потрясения. То же самое и на работе, и в личной жизни. Когда вы можете изменить интерпретацию того, что вы думаете, вы можете изменить свои эмоции и изменить эмоциональное качество ваших отношений.Когда вы можете изменить эмоции в своих отношениях, вы открываете совершенно новые возможности в своей жизни.

Четкое понимание ваших мыслей и моделей поведения помогает вам понимать других людей. Эта способность сопереживать способствует улучшению личных и профессиональных отношений.

Важно ли самосознание?

Самосознание важно, потому что, когда мы лучше понимаем себя, мы можем ощущать себя уникальными и отдельными людьми.Затем мы получаем возможность вносить изменения и развивать свои сильные стороны, а также определять области, в которых мы хотели бы внести улучшения. Самосознание часто является первым шагом к постановке целей. Самосознание — это осознание того, в чем вы хороши, и признание того, что вам еще предстоит изучить. Это включает признание того, что у вас нет ответа, и признание ошибок.

В нашей культуре высокой конкуренции это может показаться нелогичным. Фактически, многие из нас действуют исходя из убеждения, что мы должны выглядеть так, как будто мы все время знаем, иначе люди будут сомневаться в наших способностях, а затем, возможно, осудят нас.Если вы честны с собой, вы признаете, что на самом деле все наоборот. Потому что, признаете вы свои слабости или нет, все все равно их видят. Таким образом, вместо того, чтобы скрывать их, человек, который пытается скрыть свои слабости, на самом деле подчеркивает их, создавая впечатление отсутствия целостности и самосознания.

Окно Джохари

Окно Джохари можно рассматривать со многих сторон и обеспечивает четыре основных формы Самости (Известное, Скрытое, Слепое и Неизвестное Я).

Известное Я — это то, что вы и другие видите в вас. Это та часть, которую вы можете свободно обсуждать с другими. В большинстве случаев вы соглашаетесь с таким взглядом на вас и других людей.

Скрытое Я — это то, что вы видите в себе, а другие — нет. В этой части вы скрываете очень личные вещи о себе. Вы не хотите, чтобы эта информация была раскрыта в целях защиты. Также может случиться так, что вам может быть стыдно за эти области и вы чувствуете себя уязвимым из-за того, что ваши недостатки и слабости будут раскрыты.Это в равной степени относится и к вашим хорошим качествам, которые вы не хотите рекламировать миру из-за скромности.

Слепое Я — это то, что вы не видите в себе, но другие видят в вас. Вы можете считать себя непредубежденным человеком, когда на самом деле люди вокруг вас не согласны. В этой области работает и наоборот. Вы можете считать себя «тупым» человеком, в то время как другие могут посчитать вас невероятно умным. Иногда окружающие могут не рассказывать вам о том, что видят, потому что боятся вас обидеть.Именно в этой области люди иногда обнаруживают, что то, что вы говорите, и то, что вы делаете, не совпадает, а иногда язык тела показывает это несоответствие.

Неизвестное Я — это я, которое вы не можете видеть, другие тоже не могут видеть его. В этой категории могут быть хорошие и плохие вещи, о которых не знают ни вы, ни другие. Это может относиться к неиспользованным потенциальным талантам и навыкам, которые еще предстоит изучить вам, вашим друзьям, коллегам или руководителям.

Вы можете найти окно Джохари весьма полезным, когда узнаете, кто вы есть.

Известное Я

То, что мы знаем о себе и другие знают о нас.

Скрытое Я

То, что мы знаем о себе, чего не знают другие.

Слепое Я

То, что другие знают о нас, чего не знаем мы.

Неизвестная личность

То, что о нас не знают ни мы, ни другие люди.

Наблюдение и ценностные суждения: рассмотрение самосознания и принятия

Некоторые люди говорят, что нам нужны суждения, чтобы жить в этом мире. «Как я мог принимать решения, если не судил? Разве не так мы принимаем решения? »

Различие между оценочным суждением и наблюдением заключается в следующем:

В наблюдении мы видим, слышим и чувствуем то, что происходит вокруг нас.Затем мы заявляем о том, что видим. Когда мы что-то судим, мы делаем еще один шаг в процессе наблюдения и добавляем субъективную оценку. Мы обозначаем событие как «хорошее» или «плохое». Затем это становится оценочным суждением. Ценностное суждение о событии влияет на наш процесс принятия решений, потому что событие теперь имеет ярлык и влияет на то, как мы реагируем.

Как это применимо к принятию себя?

  • Сначала вы делаете наблюдение о себе («Мне неловко в социальных ситуациях»), затем решаете, хорошо это или плохо быть («Плохо быть смущенным в социальных ситуациях»).Когда мы оцениваем что-то о себе как «плохое», становится невозможным принять это и быть в порядке с этой частью себя. Тем не менее, можно принять то, как вы ведете себя в социальных ситуациях, и при этом знать, что вы хотите изменить это, и, возможно, работать над улучшением.
  • Что, если бы вы отбросили свои оценочные суждения и просто увидели «что есть», а затем определили, что вы хотите и почему? Это может полностью изменить ваш опыт. Это может привести к новым открытиям о себе.Например: смущение в социальных ситуациях — это то, что вы заметили в отношении себя, и не нужно делать никаких оценочных суждений, и это можно описать как «что есть». Затем определите, как вы хотели бы вести себя в социальных ситуациях и почему, это «чего вы хотите и почему». Установив это, вы более способны двигаться вперед в позитивном ключе, поскольку теперь вы знаете, какими вы хотите, чтобы все было, и более принимаете то, каковы они на самом деле.
  • Возможно, вы найдете для себя и других источник принятия, о существовании которого вы даже не подозревали.
  • Возможно, вы заметили бы, чем меньше вы судите себя, тем меньше будете судить других. И, возможно, опыт принятия даст вам прочную основу для продвижения вперед в создании себя и своей жизни более удовлетворяющим образом.

Ссылки

Окно Джохари: http://psychcentral.com/blog/archives/2008/07/08/the-johari-window/

Получение поддержки

Службы поддержки благополучия (WSS) доступны для студентов Уорикского университета: https: // warwick.ac.uk/services/wss/

Уорикский университет не несет ответственности за содержание других веб-сайтов.

.

7 советов лидерам по повышению самосознания

fizkes / Getty Images

  • Самосознание — это способность контролировать свои эмоции и реакции.
  • Исследования показывают, что благодаря этому люди с большим самосознанием становятся лучшими лидерами.
  • Есть много способов улучшить самосознание. От установления границ до практики самодисциплины вы можете стать более осознанными разными способами.

Какая самая важная характеристика лидера? Некоторые могут сказать, что это целостность; другие могут сказать, что это хороший мотиватор. Но психолог и писатель Шерри Кэмпбелл считает, что самосознание является ключевым фактором успеха лидерства.

Что такое самосознание?

Самосознание — это способность контролировать свои эмоции и реакции. Самосознание позволяет вам узнать свои сильные и слабые стороны, триггеры, мотиваторы и другие характеристики.Самосознание означает, что вы глубже анализируете свои чувства, почему вы чувствуете определенное чувство и как ваши чувства могут превратиться в реакции.

Насколько важно самосознание в руководстве и бизнесе?

Без самосознания лидеры могут показаться немного высокомерными. Если вы не можете выглядеть представительно или знаете, что переходите черту, как вы можете возглавить компанию?

Потребность в самосознании распространяется и на другие деловые ситуации. Подумайте о том, насколько важно самосознание, например, при предоставлении коммерческих предложений или обратной связи; если вы не знаете, как вы отреагируете, или у вас нет способа предотвратить негативную реакцию, вы можете попасть в беду.

Самосознание также полезно для презентаций. Многие люди нервничают, выступая с презентациями, речами или даже заметками на собрании. Однако самосознание может помочь вам в этих ситуациях. Например, если вы используете слишком много слов-заполнителей во время презентаций, потренируйтесь в своей презентации и попросите кого-нибудь хлопать в ладоши каждый раз, когда вы используете слово, которое вы хотите избежать. Или, если вы склонны раскачиваться или шагать во время презентации, попробуйте ограничить свою способность двигаться, сядя за стол со своим клиентом или даже просто используя подиум.Самосознание может привести к самосовершенствованию в этих областях.

Что такое навыки самосознания?

В дополнение к осознанию собственных эмоций самосознание включает в себя знание того, как вы будете реагировать на других. Когда вы отточите свои способности к самосознанию, вы станете более чуткими из-за повышенного эмоционального интеллекта, который приходит с самосознанием. Вы также будете более приспосабливаемыми. Если вы знаете, как вы отреагируете, вы сможете избежать сложной ситуации, совершив прогулку или даже сделав несколько глубоких вдохов.Самосознание также может повысить вашу уверенность. Открыто рассказывая о своих недостатках, потребностях и сильных сторонах, вы укрепите свою уязвимость, что позволит укрепить отношения на рабочем месте.

«Самосознание сохраняет нас заземленными, настроенными и сфокусированными», — сказал Кэмпбелл, автор книги Любить себя: мастерство быть самим собой (AuthorHouse, 2012). «Когда лидеры обоснованы, они могут действовать эффективно и осознанно, не отвлекаясь от задачи и настроившись на окружающих.Лидеры, обладающие способностью контролировать свой разум и эмоции, помогают направлять окружающих к развитию их собственного самопознания и успеха ».

Научиться осознавать себя не всегда легко, но овладение этим навыком может помочь вам стать гораздо более эффективным лидером. Кэмпбелл поделился этими семью советами по улучшению самосознания. [4 совета по обучению навыкам лидерства]

  • Сохраняйте непредвзятость. Когда вы можете регулировать свой эмоциональный мир, вы можете настраиваться на эмоции других.Чтобы быть успешным лидером, вам нужно интересоваться новыми людьми и всем, что они могут предложить. Это показывает, что вы можете быть командным игроком и вам необязательно быть №1. Чем более вы открыты для других, тем более креативными вы становитесь.
  • Помните о своих сильных и слабых сторонах. Самосознательные люди знают свои сильные и слабые стороны и могут работать, исходя из этого. Помнить об этом означает, что вы знаете, когда обратиться за помощью, а когда вы справитесь сами.
  • Оставайтесь сосредоточенными. Важная часть лидерства — это налаживание связей, но вы не можете установить эти связи, если вас отвлекают. Приучите себя сосредотачиваться на длительное время, не отвлекаясь на социальные сети, электронные письма и другие мелкие отвлекающие факторы.
  • Установить границы. Лидер должен иметь четкие границы. Будьте добры по отношению к другим, но говорите «нет», когда вам нужно. Относитесь серьезно к своей работе и своим увлечениям и твердо держите свои границы, чтобы сохранить целостность своих целей и работы, которую вы вкладываете в них.
  • Знайте свои эмоциональные триггеры. Самосознательные люди могут определять свои эмоции по мере их возникновения. Не подавляйте свои эмоции и не отрицайте их причины; вместо этого уметь сгибаться и сгибаться вместе с ними и полностью обрабатывать их, прежде чем общаться с другими.
  • Примите свою интуицию. Успешные люди доверяют своим инстинктам и идут на связанный с ними риск. Ваши инстинкты основаны на выживании наиболее приспособленных и на потребности добиться успеха.Они говорят вам, что делать дальше; научитесь доверять своей интуиции.
  • Практикуйте самодисциплину. Хорошие лидеры склонны быть дисциплинированными во всех сферах своей жизни. Это черта характера, которая дает им постоянное внимание, необходимое для сильного лидерства.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.