Типы мировоззрения в философии таблица: Типы мировоззрения — Студопедия
Типы мировоззрения — Студопедия
Мировоззре?ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Типы мировоззрения
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:
- мифологическое;
- религиозное;
- философское;
- научное;
- обыденное;
- гуманистическое.
Мифологическое
Мифологическое мировоззрение (от греч. μ?θος — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия[11] — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Философия (φιλ?α — любовь, стремление, жажда + σοφ?α — мудрость → др.-греч. φιλοσοφ?α (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[12], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[13], теория[14] или наука[15]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[12][16].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное
Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]
Гуманистическое
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.
Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.
Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.
Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.
В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.
Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.
Типы мировоззрений
Определение 1
Мировоззрение – это совокупность принципов и образных представлений, которые представляют видение мира и человека в этом мире.
Мировоззрению присуще:
- исторический характер
- наличие ценностных ориентаций
- наличие идеалов, убеждений образа жизни человека и общества.
В мировоззрении отражается завершение целостностной духовности человека. Оно представляет собой систему многообразных черт духовной жизни общества и то, как человек познает и ощущает окружающий его мир.
Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса:
- Мифологическое
- Религиозное
- Научное
Это основные типы мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.
Для данного типа мировоззрения характерно:
- первообщинное общество
- антропоморфизм (одухотворение природы)
- формирование и закрепление систем ценностей
- устная трансляция накопленных знаний
- определение формы поведение индивида и всего общества
- вера в сверхъестественное
Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры.
Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача.
Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности.
В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления.
С этого начинался путь к развитию философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.
Готовые работы на аналогичную тему
Религиозное мировоззрение
Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.
Характеристика религиозного типа:
- чувственно-образная форма освоения действительности
- вера в сверхъестественные силы
- догматизм
- формирование строгих нормативных, моральных установок
- подкрепление веры мистическим опытом
- авторитарность духовного сословия
- представлено в виде притч и сказаний
Замечание 1
Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.
Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.
Научное мировоззрение
В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение.
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.
Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:
- аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
- происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
- накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
- возникает Научная картина мира.
- складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
- ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.
Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.
Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в:
предельной широте мышления, его универсальности.
узаконивании права разума на познание и развитие науки,
утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей
обосновании многих гуманистических ценностей.
Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.
Философия выделяется как особый тип общественного сознания.
Определение 2
Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.
Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру.
Для этого типа мировоззрения характерно:
- абстрактно-понятийная форма освоения действительности
- различение природного и социального мира
- накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение:
-
Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; -
Совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру; -
Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. 1
Мировоззрение включает компоненты:
-
Мироощущение — эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств; -
Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) — мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам; -
Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения; -
Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. -
Менталитет — специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. 2
В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. 3
Типы мировоззрения:
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:
-
мифологическое; -
религиозное; -
философское.
Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее. 4
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека. 5
Типы мировоззрения и их анализ
Из миропонимания человека исходят его поведение, действия и решения. На наши поступки влияет то, как мы представляем себе этот мир, как мы его воспринимаем и относимся к нему. Воззрение есть у каждого человека, но не у всех оно идеально с точки зрения философии, так как она имеет свои представления о том, какое должно быть мировоззрение. Существуют вполне определенные типы мировоззрения, которые носят идеализированный характер, не присутствующий в чистом виде.
Оно не рождается вместе с человеком и не дается генетикой, оно формируется в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. Специфика философского мировоззрения, то есть взгляда на мир, как раз и заключается в изучении, исследовании и анализе отношения человека к миру, учитывая его культуру и цивилизацию, а также взаимоотношение, взаимопроникновение и связь мира с человеком.
Современное мышление
Известнейший в свое время, советский философ Щедровицкий говорил, что подавляющему большинству представителей человечества в современном мире абсолютно не нужно мышление, как таковое. За нас уже многое решили, о многом подумали известные аналитики, которые решали вопросы нашего питания, образования, информирования, одежды и многого другого. Это та ситуация, когда мы стали жить в некоем постоянстве, к которому мы привыкаем.
Современные психологи и философы определяют наше мышление, как способность решать и создавать логические задачи, уметь находить рациональный выход из сложных ситуаций. Анализируя наше нынешнее существование, многие из нас понимают, что в современном мире нам сложно участвовать в процессах такого рода.
Мы часто пытаемся убедить себя, что все пройдет, нашей вины нет, виноваты не мы или нам просто неудобно что-то делать, себе в оправдание. Многим из нас проще придерживаться таких позиций. Вот как раз все это вытекает из нашего миропонимания.
В философском мировоззрении существует утверждение, что мысли материализуются, и действительно, только не по мановению волшебной палочки, а в зависимости от того как мы думаем и о чем. Например, один человек думает о том, что у него может что-то не получиться – это уже его мировоззренческая установка, а другой уверен, что он точно это сможет сделать.
Мы понимаем, что все мы по-разному относимся к своим возможностям и превращаем их в действительность, имеем разные совокупные представления о любых понятиях, которые и получили названия сущное и должное.
Классификация
Мы имеем собственные, оригинальные взгляды, мнения, которые не подвержены стандартам и шаблонному, пропитанному ярлыками и установками взгляду на жизнь.
На картинке справа указаны основные составляющие нашего мышления:
- Мироощущение определяется первичным мнением человека о мире, так сказать, уровнем комфортного или некомфортного нахождения в нем, уровнем чувственного и эмоционального состояния, которое не подвергается жесткому и рациональному осмыслению.
- Мировосприятие – это более целостное представление о мире, о людях и о себе, определяющееся уровнем рассудка и смысла, формированием элементарных связей с людьми и окружающим миром.
- Совокупность понятий, начиная с абстрактного понятия, и заканчивая системами взаимосвязей понятий, существующих в психике личности, определяется миропониманием – единственное, что невозможно без языковых средств. Ничего нельзя себе объяснить, не проговаривая себе объяснения.
Классификация типов мировоззрения имеет еще и подразделения на компоненты, которые включают в себя познавательную, историческую и географическую принадлежности.
К компонентам имеет прямое отношение и эмоциональный фонд (нервная система, тип характера и другое), нормы и практика.
Рассмотрим наше мировоззрение и его типы с исторической позиции. Эти типы мировоззрения формировались и занимали свое место на протяжении всей истории.
Историческая классификация типов мировоззрения складывается из трех основных компонентов. Постараемся выяснить, какие типы мировоззрения выделяет наука.
Миф – форма общественного сознания
Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.
Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.
С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.
Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.
Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.
Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.
Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.
Религия и мы
Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.
С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.
Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.
Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.
Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.
Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.
Философия в нашей жизни
В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.
Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.
Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.
Специфика философского мировоззрения выражается в выработке собственного взгляда на жизненные позиции, не предполагая наличия философского или еще какого-либо образования. Основные черты философского мировоззрения заключены в появлении специфического языка и доказательств, что в других типах не требовалось.
Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.
Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.
Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:
- Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
- Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
- Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
- Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.
Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.
Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.
Лекция 1
%PDF-1.5
%
2 0 obj
>
/Metadata 5 0 R
/StructTreeRoot 6 0 R
>>
endobj
5 0 obj
>
stream
2014-10-03T11:21:59+03:002014-10-10T15:27:01+03:00Microsoft® Word 2010Microsoft® Word 2010application/pdf
endstream
endobj
22 0 obj
>
stream
xɎ>;:VHI@@Aan`%R\T)$00X,k_ۻ?~|p{?/n?~ۏ|?v||Y]a?.O]iXe^a_x%>}wɯpoE_4hJ7O:B0na~qӨq1w_75}l7J_ԴaoA-`V?~n 4DX~ڄb
ӔOr? 7# f=l7~mF$4zȜs3oFc`6;)y`hĒּ:Ú83XƾnX|Ky=Z:1]jv*Kj6ڴ?0F$`>&hqծNS0|LL
~»QPK@OxOB)E&HO #0
K)xY)DyX=Ak)RM6Ն.Sb:ܚFA’8۲v o2`Lf C&»E@osR8^VvVF0QUBոN# /`=Vp){
.{@HwF0*ӫРG-m7DE
Философия и другие типы мировоззрения. — Студопедия
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[2].
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[3], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[4], теория[5] или наука[6]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[3][7].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
миф, религия, философия ( Коллектив авторов, 2016)
© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.
1. Первый уровень мировоззрения – мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.
Второй уровень мировоззрения – это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.
Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.
2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.
Миф – первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.
Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа – это создание модели, примера, образца.
Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.
3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:
• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;
• развитие государственного строя;
• возникновение научной формы знания.
4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.
Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии – духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.
Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.
Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.
5. Основные особенности религии:
• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;
• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;
• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.
6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.
Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.
Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.
Функции философии, Типы мировоззрений
Философские функции
Онтологический — это функция формирования целостного взгляда на мир, вселенную и ее структуру. Аксиологический — это функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противопоставлением культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, хорошего и плохого.
Социальная — это функция формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности понимать сложные социальные процессы (политические, правовые, экономические, нравственные, экологические, научные, педагогические, оборонные…) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, взаимоотношениями и функциями.
Эпистемологический — функция познания; В системе философии индивид как личность найдет знания о чувственно-логическом, интуитивном и эвристическом познании мира, о методах познания, о критериях истинного и ложного знания.
Методологический — это функция философии, которая вооружает любого человека, независимо от его профессии и вида деятельности, методами познания, исследования, гипотезами, теорией, концепцией, программой, доктриной, методами теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека через систему отношений «мир — человек», «вселенная — человек».
Типы мировоззрений
Есть мир и есть «человек». Вы можете изучать «мир», вы можете изучать «человека», но вы можете изучать три предмета: «мир», «человек» и «их отношение». Это совокупный объект всех типов мировоззрения ( Л. Зеленов).
С помощью этой системы можно охарактеризовать шесть типов мировоззрения:
— мифологический — символический мировоззрение;
— религиозный — догматический мировоззрение;
— народные — традиционные, то есть основанные на народном сознании, народной психологии и исторических традициях;
— художественное (искусство) образное мировоззрение;
— научное — помологическое мировоззрение;
— это философское — концептуальное мировоззрение .
В связи с этим мы дадим некоторые пояснения относительно общества и роли философии как концептуального мировоззрения.
Общество — это люди в совокупности отношений в системе сфер общественной жизни и сфер профессиональной деятельности; общество — это определенная совокупность материальных (технические и экологические системы) и духовных (человек, социум) процессов. В связи с этим мы не относим философию к материальному производству, поскольку ее продуктами являются идеи, теории, концепции и учения.Философия — это духовная форма общества.
В духовной сфере существует множество других видов деятельности и форм творчества, связанных с религией и искусством, с наукой и педагогикой, с политикой и экономикой, с различными областями знаний на уровне теорий, концепций, законов и т. Д.
>
Следовательно, необходимо отделить философию от других видов духовной деятельности. Для этого желательно учесть два аналитических момента:
— это первая — философия отличается от всех других видов духовного творчества тем, что является общим, универсальным типом.Если этика изучает моральные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, физика и химия соответственно физические явления и химические процессы и т. Д.
Философия также интересуется всем: этическим и ментальным, политическим и физиологическим, физическим и химическим, моральным и юридическим, человеческим и внечеловеческим, материальным и духовным, земным и внеземным… Это вся история философии. Но в этом все интересуют не детали, не детали, не конкретика, а общие паттернов, общие процессов, общие структур, общие свойства, то есть все, что имеет общее этих явлений, тот факт, что они имеют общее
— второй — философия отличается от тех видов духовного творчества, которые также интересуют универсальным: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.
>
Здесь мы конкретизируем приведенные выше рассуждения с помощью понятия мировоззрение с по отношения мир-человек:
— мифология представляет мир, человека и их отношение;
— религия изучает мир, человека и их отношения;
— сознание людей овладевает миром, человеком и своим мироощущением;
— искусство отражает мир, человека и его мировосприятие;
— наука исследует мир, человека и его отношение.
Общей площадкой для всех типов мирового развития является единая система . Система «мир-человек», «космический человек», «окружающая среда-человек», «Бог — это человек», «внеземные цивилизации — это личность», «Вселенная — это человек».
Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос.) И есть человеческое (социальное), есть «Я» (личность) и есть «не Я» (внечеловеческое). Их отношение — главный вопрос любого мировоззрения, мировоззрения.
Все дело в том, с каких позиций подходить, что именно интересует, какой аспект, какой угол выбран.
Итак, общий объект мировоззрения один — система отношения «мир — человек», «не Я-Я». Каковы мировоззренческие характеристики каждой из форм развития мира и каковы основы их происхождения?
Мифология — символическое мировоззрение, система символов, представление реального как сюрреалистического. Она родилась с человечеством и является первой синкретической (архаически связанной) формой духовной , овладевающей миром и человеком в их многогранных отношениях и общении.Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богато — мифы, легенды, сказки, сказки, былины, пословицы, поговорки, то есть символических форм освоения человеком внечеловеческой реальности. Специфика мифологического мировоззрения состоит в том, что естественное представлено как человеческое, а человеческое — как естественное. Мифология — это начальный этап существования человечества, донаучная, до-религиозная, дофилософская форма духовного развития системы «Вселенная-человек».«
Религия — догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения, следующий за мифологией, это система догм, постулатов, принятых на веру, это фиксация сверхъестественного в системе «вселенная — человек». Религия основана на вере, потому что она не стремится доказать и даже показать, что она неизбежно придает характер догм всем положениям религии, а сама выступает как система догм.
Традиционное сознание — традиционное мировоззрение, система традиций, закрепляющая исторически непреходящие ценности в этой системе через призму повседневного опыта.
Art — образное мировоззрение, система образов, отражение системы «не Я-Я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве — это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский).Понятие имиджа Также важно для искусства, как понятие символа для мифологии или догмы в религии. Уход от образа, трансформация образных построек в искусстве в различных направлениях модерна
.
Мировоззрение, его сущность, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения
Психология »Шпоры» Философия »Мировоззрение, его сущность, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения
Буквально мировоззрение — это знание о мире. Но это поверхностный взгляд, потому что неизбежно упрощение структуры мировоззрения.
Мировоззрение — это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к другим людям, к себе самому себе как к сплаву стали.принципы бытия и знания, ценности и идеалы, нормы, общение и поведение.
Базовые блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный, 2) сенсорно-эмоциональный и 3) оценочный; 4) Поведенческий — произведен на основе трех предыдущих.
Обычно то или иное явление имеет разнообразную структуру. Структуру М. можно рассматривать как коммуникативную установку, мировоззрение, мировоззрение. Поскольку М. — явление сложное и многогранное, факторы, влияющие на его развитие, часто противоречивы.На формирование множества факторов могут влиять: здоровье человека (здоровые люди более оптимистично, пессимизм вызывает болезнь), возраст (молодой человек в более здоровом, более энергичный, с возрастом — перерассмотрение ценностей), волю и т. Д.
Типы разнообразного мира : 1) индивидуум М. 2) группа М (определенная социальная группа) 3) М. народ и 4) М. человечество в какой-то момент.
Различают обыкновенные, эмпирические, житейские М. Недостаточно продуманные, взвешенные, систематические. Это отличается от теоретического М.Обычно это связано с философским, но это не совсем так. На его теоретическом уровне существует религиозно-исторический тип М. (теология).
Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии аниматизма предшествовал период, который по-прежнему не является религией, а представляет собой общее оживление мира, когда все воспринимается с чисто человеческой точки зрения, нет разделения на живых и мертвых (все меняется, все жив), есть сверхъестественное.
В мифологии отражает не только знания людей в том виде, в каком они представлены, порождаемое воображением, а не знаниями. М. Центральная проблема — проблема природы человека и его судьбы. Также учитывается отношение человека к миру, другим людям, к себе. Человек не только думающий, но и живое существо, эмоциональное.
Особенности мифологии: 1) аватар (или антропоморфизм), 2) синкретизм — это системная, но еще не достаточная дифференциация. Здесь все вместе: религиозное, эстетическое, поведенческое и т. Д.и 3) особая роль в формировании игры мифологического воображения М. Из исключительного разнообразия мифологии, не исключающего некоторых общих моментов (во всей мифологии боги сотворили людей по своему образу и подобию) 4) некоторая непоследовательность и несправедливость общая картина 5) объяснение. Людям необходимо понять и объяснить конкретное событие и явление, даже нелогичное.
Религиозно-исторический тип М. характерен для разделения мира на естественный и сверхъестественный, а также на подчинение природного мира сверхъестественному.Критерий религиозных явлений: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, вы должны поклоняться. Религия часто ограничивается формой общественного сознания, но это не совсем так. Следует различать: 1) религиозные взгляды, мифологию, идеологию, 2) религиозные чувства, эмоции, настроения, и 3) култи, то есть поклонение сверхъестественным симптомам, и 4) наличие церковной организации, 5) церковную организацию — система религии, образования, религиозных средств массовой информации; 6) определенная сфера социальных отношений, в которой люди удовлетворяют свои религиозные потребности.
Причины возникновения и существования религии: 1) социальные, 2) гносеологические (показать приятное), 3) исторические (сила традиций), 4) психологические (чувства и эмоции, которые создают благодатную почву).
Функции религии: 1) мировоззрение, то есть религия как вид мировоззрения предлагается людям, 2) компенсационные fI, т.е. компенсация человеку его бессилия перед силами природы и общества: надежда на помощь свыше, и 3 ) I f-коммуникативный, т.е. общение, при котором люди получают удовлетворение, и 4) нормативный fI, то есть социальные нормы, и 5) культурный и переводящий.I f-т.е. передается из поколения в поколение, культура, и 6) интеграция распадающихся, то есть объединение людей одной веры и разделение людей разных вероисповеданий, и 7) каждое из которых основано на определенном религиозном вероисповедании. источник и место назначения. Один из иерархов Православной церкви сказал: «Если содержание догматов становится слишком очевидным, есть основания полагать, что он не воспринимается во всей его божественной глубине».
Особый исторический вид М. явл. Философия — теоретически сформулированный тип мира с точки зрения разума.Кроме того, это наука о самых общих законах жизни и методология познания материи и человека.
Мировоззрение — сложное духовное явление — его формирование также сложный процесс, который может быть связан с эмоциональным и духовным уровнем человека его возраста, состояния здоровья и т. Д. Мировоззрение формировало не только знания, но и психологическую ориентацию человека. Любой человек проходит этап формирования мировоззрения.
.
,
О мировоззрении и философии
Ресурс исследования
- Проводить исследования
- Искусство и гуманитарные науки
- Бизнес
- Инженерная технология
- Иностранный язык
- история
- математический
- Наука
- Социальная наука
Лучшие подкатегории
- Продвинутая математика
- Алгебра
- Базовая математика
- Исчисление
- Геометрия
- Линейная алгебра
- Предалгебра
- Предварительный расчет
- Статистика и вероятность
- Тригонометрия
- другое →
Лучшие подкатегории
- Астрономия
- Астрофизика
- Биология
- Химия
- Науки о Земле
- Наука об окружающей среде
- Науки о здоровье
- Физика
- другое →
Лучшие подкатегории
- Антропология
- Закон
- Политология
- Психология
- Социология
- другое →
Лучшие подкатегории
- Бухгалтерский учет
- Экономика
- Финансы
- Менеджмент
- другое →
Лучшие подкатегории
- Аэрокосмическая техника
- Биоинженерия
- Химическая инженерия
- Гражданское строительство
- Компьютерные науки
- Электротехника
- Промышленное проектирование
- Машиностроение
- Веб-дизайн
- другое →
Лучшие подкатегории
- Архитектура
- Связь
- Английский
- Гендерные исследования
- Музыка
- Исполнительское искусство
- Философия
- Религиоведение
- Письмо
- другое →
Лучшие подкатегории
- Древняя история
- Европейская история
- История США
- Всемирная история
- другое →
.
Цели: Дайте определение мировоззрению Определите типы мировоззрения и изучите взаимосвязь между ними Одна из самых больших проблем современного общества — это влияние общих изменений и ускорения на психологию человека. Ни индивидуальные умы, ни коллективная культура, похоже, не способны справиться с непредсказуемыми изменениями и растущей сложностью.Возрастают стресс, неуверенность и разочарование, умы перегружены информацией, фрагменты знаний, ценности размываются, а негативные события постоянно преувеличиваются, а позитивные игнорируются. В результате возникла атмосфера нигилизма, тревоги и отчаяния. Хотя мудрость, накопленная в прошлом, во многом потеряла свою ценность, у нас также нет четкого видения будущего. В результате, похоже, не осталось ничего, что могло бы направлять наши действия. Что нам нужно, так это структура, которая связывает все вместе, которая позволяет нам понять общество, мир и наше место в нем, и которая могла бы помочь нам принимать важные решения, которые будут определять наше будущее.Он синтезировал бы мудрость, собранную в различных научных дисциплинах, философиях и религиях. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на маленьких частях реальности, это дало бы нам картину целого. В частности, это поможет нам понять и, следовательно, справиться со сложностями и изменениями. Такую концептуальную основу можно назвать «мировоззрением». Мировоззрение — это отнюдь не все взгляды и представления об окружающем мире, то есть это не просто картина мира, взятая в ее целостной форме.Ни одна конкретная наука не может быть отождествлена с мировоззрением, хотя каждая наука действительно содержит мировоззренческий принцип. Например, Дарвин открыл законы происхождения видов. Это произвело революцию в биологии и вызвало всеобщий интерес. Вызвали ли эти законы такой интерес, потому что они были просто биологическими законами? Конечно нет. Они пробудили такой интерес, потому что помогли нам понять различные философские вопросы, вопрос о цели живой природы, происхождении человека и т. Д.Его открытие сделало имя Эйнштейна бессмертным. Но было ли это открытие чисто физическим, решением какой-то конкретной научной проблемы? Нет, теория Эйнштейна дала ключ к философской проблеме сущности пространства и времени, их единства с материей. Почему идеи Сеченова о мозговых рефлексах вызвали такой фурор среди интеллектуалов? Не потому, что это были просто физиологические идеи, а потому, что они решали некоторые философские проблемы взаимоотношений между сознанием и мозгом.Мы знаем, какое широкое влияние оказали принципы кибернетики. Но кибернетика — это не просто конкретная научная теория. Кибернетика, а также генетика поднимают глубокие философские проблемы. Мировоззрение содержит нечто большее, чем научная информация. Это важнейший регулирующий принцип всех жизненно важных отношений между человеком и социальными группами в их историческом развитии. Мировоззрение, уходящее своими корнями во всю систему духовных потребностей и интересов человека и общества, определяемых человеческой практикой, всем накопленным человеческим опытом, оказывает огромное влияние на жизнь общества и человека. Мировоззрение обычно сравнивают с идеологией, и эти два понятия иногда трактуются как синонимы. Но они скорее пересекаются, чем совпадают. Идеология охватывает ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные, классовые отношения, на интересы определенных социальных групп и, прежде всего, на явления политической власти. Мировоззрение же ориентировано на мир в целом, на систему «человек-вселенная». Мировоззрение может существовать на обычном, повседневном уровне, порожденном эмпирическими условиями жизни и опытом, передаваемым из поколения в поколение.Он также может быть научным, объединяя достижения современной науки, касающиеся природы, общества и самого человечества. Мировоззрение — это не только содержание, но и способ мышления о реальности, а также принципы самой жизни. Важная составляющая мировоззрения — идеалы, заветные и решающие цели жизни. Характер представления человека о мире, его мировоззрение способствует постановке определенных целей, которые в обобщенном виде образуют широкий план жизни, идеалы, представления о благополучии, добре и зле, красоте и прогрессе, которые дают мировоззрение — огромная сила, побуждающая к действию.Знание становится мировоззрением, когда оно приобретает характер убежденности, полной и непоколебимой уверенности в правильности определенных идей, взглядов, принципов, идеалов, которые овладевают душой человека, подчиняют его действиям и управляют его совестью или, Другими словами, формируйте узы, от которых невозможно избавиться, не предав себя, освободите «демонов», которых человек может победить, только подчиняясь им и действуя в соответствии с их подавляющей силой. Мировоззрение влияет на нормы поведения, отношение человека к своему делу, к другим людям, характер его жизненных устремлений, его повседневное существование, вкусы и интересы.Это своего рода духовная призма, через которую все вокруг нас воспринимается, ощущается и трансформируется. Большинство людей согласятся, что именно идеологическая убежденность, то есть определенный взгляд на мир, позволяет человеку в момент смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, пожертвовать собственной жизнью, совершать отважные подвиги во имя свободы от угнетения, во имя научных, моральных, социально-политических и других принципов и идеалов.Мировоззрение не существует само по себе, отдельно от конкретных исторических личностей, социальных групп, классов и партий. Так или иначе, отражая определенные явления действительности, он выражает их ценностные ориентации, их отношение к событиям социальной жизни. Философия, как теоретическое ядро мировоззрения, в основном защищает интересы определенных социальных групп и, следовательно, имеет классовый и в этом смысле партийный характер. В зависимости от того, совпадают ли социально-политические интересы данного класса с объективным направлением истории, его философские позиции бывают прогрессивными или реакционными.Они могут быть оптимистами или пессимистами, религиозными или атеистами, идеалистами или материалистами, гуманными или человеконенавистниками. Вся история философской мысли — это, по сути, борьба между различными мировоззрениями, борьба, которая часто бушевала настолько яростно, что люди предпочитали быть сожженными на костре, брошенными в тюрьму или осужденными на каторгу, нежели предавать своих избранных. причина. Итак, всеобъемлющее мировоззрение (или мировоззрение) — это фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества, охватывающая все знания и точку зрения человека или общества, включая естественную философию; фундаментальные, экзистенциальные и нормативные постулаты; или темы, ценности, эмоции и этику.Этот термин является калькой немецкого слова Weltanschauung, состоящего из Welt («мир») и Anschauung («взгляд» или «взгляд»). Это фундаментальная концепция немецкой философии и эпистемологии, относящаяся к широкому мировосприятию. Кроме того, это относится к структуре идей и убеждений, посредством которых человек, группа или культура интерпретируют мир и взаимодействуют с ним. Мировоззрение — это сеть предположений, которые не проверяются процедурами естествознания, но в терминах которых интерпретируются и взаимосвязаны все аспекты человеческих знаний и опыта. Одной из важнейших концепций когнитивной философии и когнитивных наук является немецкая концепция Weltanschauung. Это выражение часто использовалось для обозначения «широкого мировоззрения» или «широкого мировосприятия» людей, семьи или человека. Мировоззрение народа берет свое начало из уникального мирового опыта народа, который он пережил на протяжении нескольких тысячелетий. Язык народа отражает Weltanschauung этого народа в форме его синтаксических структур и непереводимых коннотаций и значений. Термин Weltanschauung часто ошибочно приписывают Вильгельму фон Гумбольдту, основателю немецкой этнолингвистики. Однако, как указывает Юрген Трабант и как напоминает нам Андерхлл в своей работе «Гумбольдт, мировоззрение и язык» (2009), ключевой концепцией Гумбольдта было «Weltansicht». «Weltanschauung», использовавшееся сначала Кантом, а затем популяризированное Гегелем, всегда использовалось в немецком языке, а позже использовалось в английском языке для обозначения философий, идеологий и культурных или религиозных перспектив, а не языковых сообществ и их способа восприятия реальности.«Weltansicht» использовался Гумбольдтом для обозначения всеобъемлющего концептуального и цензурного восприятия реальности, разделяемого лингвистическим сообществом (нацией). Но Гумбольдт утверждал, что говорящий человек был ядром языка. Речь поддерживает мировоззрение. Мировоззрение — это не тюрьма, которая нас сдерживает и ограничивает, это пространство, в котором мы развиваемся, создаем и творчески сопротивляемся, говоря вместе. Мировоззрение можно выразить как фундаментальные когнитивные, аффективные и оценочные предпосылки, которые группа людей делает о природе вещей и которые они используют для упорядочивания своей жизни. Если бы можно было нарисовать карту мира на основе Weltanschauung, вероятно, было бы замечено, что оно пересекает политические границы. Weltanschauung — продукт политических границ и общего опыта людей из географического региона, экологических и климатических условий, доступные экономические ресурсы, социокультурные системы и языковая семья. Независимо от того, влияет ли мышление на язык и культуру или наоборот, карта мировоззрения, скорее всего, будет тесно связана с лингвистической картой мира.Точно так же это, вероятно, почти совпадало бы с картой мира, нарисованной на основе музыки людей. Построение интегрирующих мировоззрений начинается с фрагментов мировоззрений, предлагаемых нам различными научными дисциплинами и различными системами знания. Этому способствуют разные точки зрения, существующие в разных культурах мира. Это основная тема исследований Центра междисциплинарных исследований Leo Apostel. В то время как Апостель и его последователи четко придерживаются мнения, что люди могут строить мировоззрение, другие авторы считают, что мировоззрения действуют на уровне сообщества и / или бессознательно.Например, если мировоззрение фиксируется языком, как, согласно сильной версии гипотезы SapirWhorf, нужно выучить или изобрести новый язык, чтобы построить новое мировоззрение. Согласно Апостелю, мировоззрение — это онтология, или описательная модель мира. Он должен состоять из следующих элементов: Модель мира Это должно позволить нам понять, как функционирует мир и как он устроен.«Мир» здесь означает совокупность, все, что существует вокруг нас, включая физическую вселенную, Землю, жизнь, разум, общество и культуру. Мы сами — важная часть этого мира. Следовательно, мировоззрение должно также отвечать на основной вопрос: «Кто мы?» Пояснение Предполагается, что второй компонент объясняет первый. Он должен отвечать на вопросы: «Почему мир такой, какой он есть? Откуда все это взялось? Откуда мы пришли?» Это, пожалуй, самая важная часть мировоззрения.Если мы сможем объяснить, как и почему возникло то или иное явление (скажем, жизнь или разум), мы сможем лучше понять, как это явление функционирует. Это также поможет нам понять, как это явление будет развиваться дальше. Футурология Эта экстраполяция прошлой эволюции в будущее определяет третий компонент мировоззрения: футурологию. Он должен ответить на вопрос «Куда мы идем?» Это должно дать нам список возможностей более или менее вероятного развития событий в будущем.Но это поставит нас перед выбором: какую из альтернатив нам следует продвигать, а каких следует избегать? Значения Это более фундаментальный вопрос ценности: «Что есть добро, а что зло?» Теория ценностей определяет четвертый компонент мировоззрения. Он включает в себя мораль или этику, систему правил, которая говорит нам, как мы должны или не должны вести себя. Это также дает нам ощущение цели, направления или набора целей, которыми мы руководствуемся.Вместе с ответом на вопрос «почему?» ответ на вопрос «зачем?» может помочь нам понять истинный смысл жизни. Действие Однако знать, к чему стремиться, еще не означает знать, как этого добиться. Следующим компонентом должна быть теория действия (праксиология). Это ответит на вопрос «Как нам действовать?» Это помогло бы нам решать практические задачи и реализовывать планы действий. Знание Планы основаны на знаниях и информации, на теориях и моделях, описывающих явления, с которыми мы сталкиваемся.Следовательно, нам нужно понять, как мы можем построить надежные модели. Это составляющая приобретения знаний. Это эквивалентно тому, что в философии называется «эпистемологией» или «теорией познания». Это должно позволить нам отличать лучшие теории от худших. Он должен ответить на традиционный философский вопрос «Что правда, а что ложь?» Строительные блоки Последний пункт в повестке дня создателя мировоззрения не предназначен для ответа на какой-либо фундаментальный вопрос.Это просто напоминает нам о том, что мировоззрение невозможно разработать с нуля. Для начала вам нужны строительные блоки. Эти строительные блоки можно найти в существующих теориях, моделях, концепциях, руководящих принципах и ценностях, разбросанных по различным дисциплинам и идеологиям. Это определяет седьмой компонент: фрагменты мировоззрения как отправную точку. Мировоззрение описывает непротиворечивое (в той или иной степени) целостное ощущение существования и обеспечивает основу для генерирования, поддержания и применения знаний. Истинным основателем идеи о неразрывности языка и мировоззрения является прусский филолог Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Однако Гумбольдт остается малоизвестным в англоязычных странах, несмотря на работы Брауна, Манчестера и Андерхилла. Гумбольдт утверждал, что язык был частью творческого пути человечества. Он утверждал, что культура, язык и языковые сообщества развиваются одновременно и не могут существовать друг без друга. В противоположность лингвистическому детерминизму, который предлагает нам рассматривать язык как ограничение, структуру или тюрьму, Гумбольдт утверждал, что речь по своей сути и неявно созидательна.Люди занимают свое место в речи и продолжают изменять язык и мышление путем творческого обмена. Мировоззрение остается запутанным и сбивающим с толку понятием в английском языке, которое лингвисты и социологи используют по-разному. По этой причине Андерхилл предлагает пять подкатегорий: мировосприятие, мировосприятие, культурное мышление, личный мир и перспектива. Хотя работа Гумбольдта предлагает глубокое понимание взаимосвязи между мышлением и речью, и хотя Эдвард Сепир дает очень тонкое описание этой взаимосвязи на английском языке.Английские лингвисты, как правило, сохраняются в придании обсуждения мировоззрений к работе Уорфа. И эта тенденция не изменилась с когнитивной лингвистикой. Гипотеза лингвистической относительности Бенджамина Ли Уорфа описывает, как синтаксико-семантическая структура языка становится базовой структурой для мировоззрения людей через организацию каузального восприятия мира и лингвистическую категоризацию сущностей. Поскольку лингвистическая категоризация возникает как представление мировоззрения и причинности, она еще больше изменяет социальное восприятие и тем самым ведет к постоянному взаимодействию между языком и восприятием. Гипотеза была хорошо воспринята в конце 1940-х годов, но через десять лет стала менее известна. В 1990-х годах новое исследование, в работах Стивена Левинсона и его команды из института психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды, подтвердило лингвистическую теорию относительности. Теория также привлекла внимание благодаря работе Леры Бородицки из Стэнфордского университета. Проблемные вопросы: Можете ли вы привести примеры лексических единиц, отражающих взгляд представителей той или иной культуры на существующую реальность? Что эти предметы могут сказать об особенностях мира, которые замечают эти люди? Дата: 22.12.2014; просмотр: 2177 |
.