Универсальный источник конфликтов это: Социология. Ответы к тесту — Тест

Содержание

Социология. Ответы к тесту — Тест

Социология. Ответы к тесту

Тип: Тест  

Предмет: Социология  

Год сдачи: 2018  

Оригинальность: 97 %  
30 вопросов. Правильные ответы выделены маркером в документе Word.
Тест сдан на «зачтено» (97 баллов), скриншот с результатом прилагается к работе.

Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта – это … личности

Социализация

Девиация

Воспитание

Маргинализация

Социальная сфера общества определяет отношения между …

различными группами населения

Людьми и природой

Гражданами и государством

Производителями и потребителями

Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика – продавца мыла до магната-мультимиллионера, – это пример … социальной мобильности

+восходящей вертикальной

восходящей горизонтальной

нисходящей вертикальной

нисходящей горизонтальной

«…» – это аскриптивный статус

+Сын

Студент

Социолог

Директор

… относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, не одобряемые обществом

+Административный штраф

Отказ от рукопожатия

Публичное осуждение

Общественное порицание

Примером условных рефлексов – определенных реакций, выработанных организмом на внешние раздражители, – можно считать ситуацию, когда …

+лошадь останавливается, услышав звук «тпру»

Собака выделяет слюну при виде пищи

Гром гремит после удара молнии

Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что

+второе может являться причиной первого

первое может выступать как причина второго

это понятия., исключающие друг друга

Приобретенным (достижимым) является статус

+Врач

Мужчина

Флегматик

Еврей

Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает…

внешнее проявление социального явления

+документ

организованная социальная ситуация

человек

Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает

внешнее проявление социального явления

документ

организованная социальная ситуация

+человек

Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:

+внешнее проявление социального явления

документ

организованная социальная ситуация

человек

Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:

внешнее проявление социального явления

документ

+организованная социальная ситуация

человек

Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через социальные …

+Институты

Группы

Учреждения

Общности

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков – это ведущие принципы … идеологии

праворадикальной

либеральной

леворадикальной

+консервативной

Маргиналами называются …

опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов

представители национальных меньшинств

разорившиеся предприниматели

+представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями

Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие «…»

индивидуальность

личность

+человек

индивид

Неверно, что … является объективным критерием статусной принадлежности:

+самоидентификация

власть

образование

доход

Форма девиации, требующая жестких запретно-репрессивных мер, – …

бродяжничество

пьянство

+преступность

наркомания

Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как…

+социальная физика

социальная статика

социальная динамика

социальная механика

… социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений

Патерналистские

Фратерналистские

+Бюрократические

Партнерские

Уровень развития общества и уровень его конфликтности – это показатели, …

+находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов

находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов

которые никак не связанны между собой

Неверно, что … относится к мировым религиям

+конфуцианство

ислам

христианство

буддизм

Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, – …

культурные лаги

социальные нормы

социальные ценности

+культурные универсалии

Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренним убеждением либо силой общественного мнения, относятся к разряду …

религиозных норм

правовых норм

традиций и обычаев

+морали

Культура отдельных социальных групп, слоев, общностей – это … культура

массовая

элитарная

+субкультура

народная

Ролевой конфликт личности – это …

межгрупповой конфликт

+внутриличностный конфликт

конфликт между личностью и группой

внутригрупповой конфликт

Универсальный источник конфликтов – …

власть

деньги

+дефицит

неравенство

… признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане

+Территориальный

Поселенческий

Профессиональный

Страноведческий

—«…» — это приобретенный статус

статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост)

+который человек имеет, благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения.

Понятие, характеризующее статус человека, наделенного всей полнотой прав, свобод и обязанностей:

Гражданин

Человек

Личность

Индивид

Просмотры: 26038

Конфликтология. Шпаргалка. 9. Источники социального конфликта (Н. Н. Шаш, 2009)

9. Источники социального конфликта

Основные источники возникновения социальных конфликтов подразделяются на три группы: объективные, псевдообъективные и эмоциональные.

Объективные источники конфликта. В качестве объективных причин возникновения конфликта прежде всего следует назвать проблемы, решение которых давно назрело, но вследствие разных обстоятельств пока не реализуется В подобных конфликтах каждая из сторон для обоснования своей позиции и воздействия на оппонента активно использует аргументацию. Поиск убедительных аргументов может способствовать изменению позиции одной из сторон конфликта.

Псевдообъективные источники конфликта. На практике часто встречаются ситуации, когда объективные причины, вызывающие конфликт, не устранены, но в то же самое время между участниками конфликта возникают отношения доверия и близости. Как правило, это происходит, когда в процессе развития конфликта, вместо того чтобы использовать эмоциональные источники, стороны находят новые темы для разногласий, никак не связанные с объективными причинами, изначально выдвигавшихся одной из сторон. В то же время, если оппонентам удастся достичь согласия по основным дискуссионным вопросам, новые спорные моменты могут быть проигнорированными, а аргументы, выдвигавшиеся в их защиту, потеряют свою актуальность. Это вызвано тем, что новые поводы для разногласий служили маскировкой истинных целей, которые преследовали конфликтующие стороны. Поэтому любые эмоциональные источники конфликта, которые выдаются оппонентами за объективные разногласия, могут называться псевдообъективными источниками возникновения конфликта.

Эмоциональные источники конфликта. Эмоциональные факторы играют важную роль в развитии конфликтной ситуации и превращении ее в конфликт. Это связано с тем, что различия во взглядах и позициях не воспринимаются как конфликты до тех пор, пока их выражение не получит эмоциональный характер. И чем сильнее эмоциональная окраска аргументов противоборствующих сторон, тем острее будет разворачивающийся конфликт. Поэтому при анализе конфликтов следует учитывать эмоциональные факторы, которые часто и являются истинными источниками конфликтов. Эмоциональные источники непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Их можно разделить на четыре основные группы:

1) эмоции, вызванные потребностями осуществлять контроль над другими, оказывать на них непосредственное влияние, т. е. связанные с достижением более высокого социального статуса;

2) эмоции, обусловленные наличием потребностей в одобрении своих действий окружающими, а также связанные с принадлежностью к определенной референтной группе;

3) эмоции, вызванные потребностями в справедливом отношении, основанном на принципах равенства, честности и открытости;

4) эмоции, находящие свое объяснение через потребности в самовыражении и самоидентификации личности.

При этом следует отметить, что именно совокупность эмоциональных источников и объективных причин способствует развитию имеющихся противоречий и превращению их в конфликт. Более того, объективные причины конфликта рассматриваются как важные только в том случае, если в глазах конфликтующих сторон они способны приглушить яркую эмоциональную окраску противостояния. Как правило, такой эмоциональный фон вызывается невозможностью удовлетворения имеющихся потребностей.

Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Обмениваясь аргументами, стороны редко упоминают их. Такая ситуация наиболее часто встречается в практике делового общения, не предполагающей возможности открыто говорить о наличии потребностей, например в самореализации.

Понятие конфликта. Общая характеристика конфликтов в организации

Источники конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей, человек выбирает то или иное поведение. В одном конфликте объективные источники и субъективные сложно четко разграничить.

К числу наиболее частыхобъективных источников можно отнести следующие:

– естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

– слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

– недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конфликтов, происходящих в рамках взаимодействия людей, объединенных в организацию. Этим источникам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными источниками. Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, организаций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией.

Функционально-организационные источники конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Ситуативно-управленческие источники конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

Важное значение имеют социально-психологические источники конфликта. Одним из таких источников становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человеческая психология такова, что передача информации без искажения в процессе общения принципиально невозможна.

Вторым типичным социально-психологическим источником межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он – друг, с другими – начальник, с третьими – подчиненный и т.д. Основатель трансактного анализа Э. Берн выделяет три основные группы позиций.

· Ребенок (Дитя) – проявляет чувства (обиды, страха, вины, т.д.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания.

· Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует.

· Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

Э. Берн заметил, что люди в различных ситуациях занимают различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение в трансакциях. Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции. Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии.

Например, когда руководитель общается с подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный также оценивает распределение ролей, т.е. считает себя младшим, то такое взаимодействие, с точки зрения сбалансированности ролей, будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт.

Одним из типичных социально-психологических источников межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны и имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая разным жизненным опытом и знанием проблемы, они дополняют эту проблему до целостной каждый по-своему. В случае такого конфликта необходимо вслух проговорить проблему каждой из сторон и прийти к единому ее определению.

Типичным социально-психологическим источником конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует несколько возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей и с исходным положением дел. Анализ конфликтов показывает, что чаще всего их источником становится тот случай, когда человек берет за основу оценки не то, что достигнуто, а то, что не удалось.

Существуют и другие социально-психологические источники конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и др.

Личностные источники конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Если говорить о источниках конфликтов, которые можно отнести к психологическим, то важным среди них будет следующий.

В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно, если нет – либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству. Рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

Еще один психологический источник возникновения конфликта – значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия, а также низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему. К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний. Охарактеризованные личностные источники возникновения конфликта встречаются наиболее часто, но не исчерпывают перечень источников подобного рода.

Конфликты: избегать или форсировать

Раздел I. Становление и предмет конфликтологии

Глава 1. Становление конфликтологии

Конфликтология – относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в трудах мыслителей древнего

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

1.1. Формирование конфликтологических идей

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, – учил древний китайский философ Лао цзы (579 – 499 до н. э.), – главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие» (Древнекитайская философия. В 2 т. – М.: Наука, 1972. Т. 1. – С 124). По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.

Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535 – 475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия:

Война – отец всех вещей, а мир – их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

Противоречие – центральная категория диалектики – современного философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт» который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном движении и развитии (Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать?: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009).

Таким образом, категория противоречия связана с изучением источника всякого движения, изменения и развития, который современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.

Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба – одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.

Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341 – 270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.

Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья

Bо времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу Эразм Роттердамский (1469 – 1536) замечал:

«Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу».

Пытаясь как то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире» созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея».

Суть этого учения сводилась к выяснению тога, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.

Постановка этих, по выражению Г. Гейне, «проклятых вопросов» явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. Известен ответ одного из первых христианских богословов Тертуллиана (160 – 220), который считал что природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. «Верую, потому что абсурдно», – говорил он.

Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного ром коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в эти универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

Два различных подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время

О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Ж. Ж. Руссо и И. Кант, Гегель и Маркс, Вл. Соловьев и И. Бердяев.

В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

1 Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679). В книге «Левиафан» (1651) он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

2 Оптимистический подход представлен французским философом Жан Жаком Руссо (1712 – 1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природа добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.

И в последующий период исследователи данной проблемы или придерживались одной из указанных двух концепций, или же разрабатывали ту или иную разновидность их синтеза.

Так, немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние…. Последнее есть, наоборот, состояние войны, т.е. если и не беспрерывные военные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.

Таким образом. Кант, подобно Т. Гоббсу, пессимистично признает естественным для людей «состояние воины», но вместе с тем подобно Ж. Ж. Русо, выражает оптимистическую надежду на возможность достижения «состояния мира».

Концепция социального конфликта Маркса и его последователей

Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818 1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.

Последователи Маркса в России, В. И. Ленин у другие, полагали, что острые социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе коммунизма. В советской философии это положение признавалось бесспорным, провозглашалось, что с построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным.

Однако достижение этого идеала связывалось в марксизме с применением массового насилия в виде непримиримой борьбы пролетариата с буржуазией, социалистической революции, вооруженного восстания, гражданской войны и диктатуры пролетариата. Поэтому именно эта формы социальных конфликтов марксизме разработаны наиболее детально. Следуя учению Маркса, Ленин и его соратники создали развернутое учение о движущих силах социалистической революции, искусстве подготовки и проведения вооруженного восстания, методах осуществления диктатуры пролетариата в целях ликвидации правящей элиты во главе с царской фамилией, а также дворянства, духовенства, буржуазии, кулачества, разнообразных «врагов народа», «инакомыслящих» и т. п. Революционное насилие было для Маркса и его последователей главным методом разрешения социальных конфликтов, а реформы, компромиссы – лишь его побочным продуктом.

В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликта, высказанные выдающимися мыслителями древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, используя эти идеи классической философии, тек или иначе придерживается двух основных концепции человеческой природы.

Одни ученые, руководствуясь идеями Руссо. Маркса, утверждают, что человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости возникают как вынужденная реакция на жизненные обстоятельства. По их мнению, человеческое сознание и психика формируются прижизненно под влиянием конкретных социальных условий. Они считают, что реформы и совершенствование социальных институтов приведут с неизбежностью к уничтожению конфликтов и войн.

Другие утверждают изначальную иррациональную природу человека, для которого насилие и агрессия являются природными и естественными. Следуя установкам Т. Гоббса, развитым в трудах Ф. Ницше (1844 – 1900) и 3. Фрейд (1856 1939), сторонники этой концепции рассматривают агрессивные проявления в поведении человека как патологию и отклонение в его природе, а как естественное состояние, диктуемое его природой. По их мнению, именно поэтому, стремясь к вечному и последнему миру, человечество неизбежно возвращается к войне.

Однако, несмотря на плодотворность идей о природе конфликта, высказанных классической философией, в изучении сущности конфликта вплоть до конца XIX в. имелись существенные недостатки:

1. конфликты рассматривались лишь в самом общем плане, в связи с философскими категориями противоречий и борьбы, добра и зла, как всеобщее свойство не только социального, но и природного бытия;

2. специфика социальных конфликтов в целом не исследовалась, давалось лишь описание отдельных видов социальных конфликтов: в экономике, политике, культуре, психике;

3. исследовались преимущественно лишь конфликты макро – уровня, между классами, нациями, государствами, а конфликты в малых группах, внутриличностные конфликты оставались вне поля зрения ученых;

4. общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, в связи с чем не было и самостоятельной теории конфликта, а следовательно, и конфликтологии как науки.

В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.

Развитие конфликтологии в рамках социальной науки

В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX – начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864 – 1920) и Георга Зиммеля (1858 – 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни. Для социологического подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно социологического анализа.

По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других.

Однако интересы людей не только расходятся, но в какой то мере и совпадают, что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.

Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ. Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др. Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.

Современная эпоха как раз отличается крайней степенью развития этого всеобщего свойства жизни. Из всех исторических эпох, в которых этот конфликт принял характер острого … ни одна не обнаруживает его в виде основного мотива и в такой мере как наша. Многочисленные последователи Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии – способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зиммеля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».

Эти исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в. теории конфликта в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых – немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (р. 1929) и американского социолога Льюиса Козера (р. 1913).

Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) к др. рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именует поэтому свою социологическую концепцию теорией конфликта. Для него наличие конфликтов – естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений.

В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются неэкономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных методов, характерных для XIX в.

Современное общество выработало рациональные методы регулирования конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Основные положении разработанной им теории социального конфликта можно свести к следующему:

1) поскольку отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт;

2) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения, господство одних групп над другими: хозяев – над работниками, офицеров – над солдатами, преподавателей – над студентами, государственных чиновников – над всем остальным обществом;

3) общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку конфликты полностью никогда не исчезают;

4) общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.;

5) именно эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности ее получить.

Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:

1) постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому пока существует общество, будет существовать в нем и определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти и престижу;

2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом, «закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом», особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных, противоположных лагеря, конфликты носят революционно насильственный, разрушительный характер. В «открытом» обществе, хотя и возникает множество конфликтов, они разрешаются конструктивным путем;

3) конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Главная задача конфликтологии и состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.

Следует отметить, что теория конфликта, разработанная Р. Дарендорфом и Л. Козером, имела и критическую направленность. Она противопоставлялась ее авторами как марксистской теории классовой борьбы, господствовавшей в середине XX в. в социалистических странах, так и концепциям социального согласия и «человеческих отношений», которые пользовались влиянием на Западе.

Концепция социального согласия и «человеческих отношении»

Эти концепции наиболее полно были представлены американскими социологами Толкоттом Парсоном (1902 – 1979) и Элтоном Мэйо (1880 – 1949)

Т. Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) трактовал конфликт как социальную аномалию, своего рода социальную болезнь, которую надо лечить. Нормой, с его точки зрения, являются как раз бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Основатель теории «человеческих отношений» Э. Мэйо также утверждал, что главная проблема современности – установление мира в промышленности, преодоление опасной социальной болезни – конфликтности. По его мнению, социальное здоровье – это «социальное равновесие», «состояние сотрудничества». К нему и нужно всячески стремиться, используя не только экономические, но и психологические методы, в частности, формирование благоприятного психологического климата в производственных коллективах, чувства удовлетворенности трудом, демократического стиля руководства и т.п.

Его идеи нашли определенную поддержку у менеджеров практиков. Однако со временем, примерно с 50 х годов, надежды, связанные с теорией социального сотрудничества, человеческих отношений, общественного согласия стали ослабевать, поскольку на их основе полностью преодолеть конфликты как на производстве, так и в обществе в целом не удалось. Поэтому пришлось вновь вернуться к конфликтной модели общества, которая и была представлена в наиболее развернутом виде в работах Дарендорфа и Козера.

Общая теория конфликтного взаимодействия

Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии в качестве самостоятельной научной дисциплины внес еще один американский социолог – Кеннет Боулдинг. В книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) он попытался, опираясь на имеющиеся достижения в исследовании конфликтов, изложить общую теорию конфликтного взаимодействия.

Исходной посылкой его концепции было признание того, что конфликтное поведение людей, их постоянная вражда с себе подобными представляют собой естественную для них форму поведения. Однако, высказывая столь пессимистическую оценку человеческой природы, он выражал надежду на то, что, опираясь на человеческий разум и моральные нормы, человека все же можно совершенствовать, смягчая формы конфликтного взаимодействия.

Для этого нужно прежде всего уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам. Именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. Основой этих общих представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и в природе, является описание двух их основных моделей: статической и динамической.

Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым – отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны.

Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул – реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.

Если возможности животных в конфликтной ситуации ограничены некоторым минимальным числом стереотипов «борьба из за пищи, территории, места в иерархии», то природа человека столь пластична, что предполагает множество вариантов конфликтных действий.

Специфика общественных конфликтов связана с оперированием большими объемами информации, знаков, символов, знаний о мире, о себе и о других людях. Даже те конфликты, которые на первый взгляд связаны только с материальными причинами, в действительности имеют много других аспектов, будучи связаны также и с утверждением статуса, роли, престижа и т.п.

Этим определяется сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, наличие в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации как раз и находится в самосознании сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.

Тем не менее существует единый, универсальный источник конфликта. Им является несовместимость потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Следует подчеркнуть, что достаточно четко сформулированный Боулдингом принцип «скэрсити» (от англ. scarcity), т.е. ограниченности, дефицита, нехватки каких либо ресурсов и благ, материальных или духовных, стал активно развиваться во многих последующих работах западных и отечественных конфликтологов.

Вслед за Боулдингом конфликтология стала также широко использовать теорию игр, моделирования конфликтных ситуаций в целях внесения рационального момента, точного расчета в поведение конфликтующих сторон, разработки определенного плана конфликтных действий, «стратегий конфликта» и т.п. Причем смыслом всех этих стратегий являются улаживание конфликтов, трансформация ситуации конфликта в ситуацию гармонии.

Публикации этих, а также ряда других социологов привлекли к себе внимание широкой общественности. Стали проводиться научные семинары, конференции по этой проблематике, возникли специальные научные центры по исследованию конфликтных ситуаций. Появились первые периодические издания по этой тематике. Подобные центры и издания возникли сначала в США, а затем и в ряде других западных стран. Стали появляться специалисты, способные оказывать услуги в качестве посредников по урегулированию различного рода конфликтов, а затем возникли и особые фирмы, специализирующиеся на досудебном регулировании гражданских дел. Подобная практика приобрела весьма широкий характер.

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки

Расширяющаяся практика досудебного улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.

Поэтому со временем стало быстро увеличиваться число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась и психология конфликта.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживаемый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяющей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременно он может бояться стать безработным.

Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Один из последователей Фрейда Карл Юнг (1875 – 1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты – это люди обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.

Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение людей в конфликтных ситуациях.

Так, американский психолог Эрик Берн (1902 – 1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи – прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых».

В 90 е годы американский психолог К. Томас предложил оригинальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации. Эти способы поведения он обозначил следующим образом: 1) избегание или уход от конфликта; 2) соперничество или силовой метод; 3) приспособление или метод односторонних уступок; 4) компромисс или взаимные уступки; 5) сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения.

Таким образом, главные предпосылки для возникновения конфликтологии в качестве самостоятельной дисциплины были созданы развитием философии, социологии и психологии.

Конфликтология и правоведение

Однако в становлении новой научной дисциплины сыграли определенную роль и другие науки, исследовавшие некоторые специфические формы конфликтного взаимодействия. К их числу относятся: история, искусствоведение, педагогика, политология, военные науки, правоведение, экономическая теория, теория управления и некоторые другие. Создаются математические модели конфликтных ситуаций. С религиозных позиций эту проблему рассматривает и современная теология (богословие), особенно в связи с исследованием вопроса о теодицее, оправдании Бога в отношении допускаемого им зла на земле.

Особая роль среди этих наук принадлежит правоведению, которое в последние годы активно стремится «увидеть конфликт глазами юриста»

Важная роль правовых наук в исследовании конфликта связана с тем, что именно эти науки определяют, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких лиц или организаций, которые для юриспруденции являются субъектами правоотношений, физическими или юридическими лицами. Конфликт между юридическими лицами чаще всего разрешается именно юридическим путем. Ситуация с физическими лицами может быть более разнообразной. Но участник любого конфликта при определенном развитии событий может стать предметом воздействия правоохранительных органов, т.е. может из участника обычного конфликта превратиться в участника гражданского или уголовного процесса в качестве истца, ответчика, потерпевшего, обвиняемого или свидетеля. Нередко, начавшись вне правового поля, конфликт превращается в правовой и, таким образом, попадает в сферу действия той или иной отрасли права. Так, семейная ссора может перерасти в уголовное преступление, если она выливается в рукоприкладство.

Особое значение, как показывает юридическая практика, правовой элемент имеет в спорах о наследстве, которые часто разрешаются не полюбовно в семейном кругу, а в судебном заседании на основе существующего закона о наследстве.

Реже правовой аспект встречается в так называемых когнитивных, познавательных конфликтах, в столкновениях, возникающих в условиях, когда новая информация противоречит сложившимся взглядам и представлениям. Но в странах с тоталитарным режимом, господством монопольной идеологии нередко правовые органы вмешиваются и в такие дискуссии, преследуя инакомыслящих.

Для регулирования конфликтов в различных сферах жизни применяются соответствующие нормы, относящиеся к тем или иным отраслям права. Наиболее часто конфликтные взаимоотношения регулируются на основе норм гражданского, трудового, финансового, семейного права. Наиболее опасны конфликты, относящиеся к сфере действия уголовного права. Особая роль принадлежит международными и межнациональным конфликтам, регулируемым нормами международного права, а также конституционным законодательством.

Тесты с ответами по конфликтологии – пройти тест онлайн бесплатно

25 вопросов

Показать
Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:

Варианты ответа:

  1. социального неравенства людей
  2. естественной агрессивности человека вообще
  3. несовершенства человеческой психики

Вопрос:

Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:

Варианты ответа:

  1. нехватка средств к существованию
  2. деньги
  3. престиж
  4. власть

Вопрос:

Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это:

Варианты ответа:

  1. рефлексивная защита
  2. рефлексивное управление
  3. рефлексивный прогноз

Универсальные средства разрешения конфликтов — Студопедия

Существуют и некоторые универсальные, общеприменимые требо­вания к успешному разрешению конфликта. Их иногда называют страте­гическими. Эти требования исходят из необходимости учета в каждой конфликтной ситуации некоторых родовых, общих свойств психики, ко­торые, так или иначе, присущи каждому человеку. Среди них такие, как стремление к свободе и творчеству, чувство собственного достоинства, вера в добро и справедливость и др. Следует отметить, что эти требования относятся к сфере поведения, а не к сфере сознания, к способу поведения, а не к образу мыслей. Последний трудно обнаружить, а тем более изме­нить. Сфера поведения, напротив, достаточно легко обнаруживается как на вербальном, так и на невербальном уровне, даже в таких явлениях, как выражение глаз, мимика, позы, жесты и другие невербальные средства общения. Поэтому их легче распознавать и корректировать, изменять в нужном направлении.

Универсальные приемы регулирования конфликта часто рассматри­вают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные.

Под негативными методами понимаются такие, которые не следу­ет использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конст­руктивного разрешения. К их числу относятся следующие методы:

• постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препят­ствий к свободному выражению им своей позиции;

• проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;

• мелочные придирки, не связанные с существом дела;



• принижение партнера, негативная оценка его личности;

• попытки запугать собеседника, угрозы;

• подчеркивание разницы между собой и партнером;

• преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;

• систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;

• проявления неискренности, лицемерия.

К числу негативных приемов невербального уровня относятся: на­рушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жес­ты в его адрес и др.

Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуа­ций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфлик­ты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы:

1) рекомендации самого общего характера, относящиеся не только к конфликтному взаимодействию, но и к любому виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собесед­нику, способность терпеливо выслушивать его; доброжелательное, друже­любное, уважительное отношение к нему; постоянное поддержание об­ратной связи с собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопе­реживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека, находящегося рядом с вами, т. е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию;


2) блок методов, которые используются в начальной, преимущест­венно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях раз­решения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность «выпустить пар»; показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас со­циальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться;

3) основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или пе­реговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предло­жив хотя бы выпить чашку кофе, закурить, или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг друга, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под ут­лом друг к другу. Только после этих предварительных поведенческих ак­ций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт. При этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за воз­никновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчерки­вать общность, а не только различия в интересах сторон. Не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в парт­нере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оп­тимальный выход из сложившейся ситуации. Состояние напряжения, напряженность определяется понятием стресс.Конечно, лучше всего ре­шить вызвавший разногласия вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет си­туацию;

4) рекомендации универсального характера, образующие блок спе­циальных, оперативных приемов, могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как лично­сти. Так, в некоторых случаях следует показать собеседнику, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон, что он излишне резок. Иногда бывает необходимо проявить к партнеру более сильную агрессию, чем та, которую продемонстрировал он; можно сказать собеседнику о тех нега­тивных последствиях конфликтной ситуации, которые могут последовать для него лично. И наконец, иногда следует показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит.

Вопросы для повторения к разделу 14:

1. Кого относят к разряду конфликтных личностей?

2. Назовите типы и дайте характеристику конфликтных личностей.

3. Какие существуют типы разрешения конфликтов в организации?

4. Назовите тактики улаживания конфликтов.

5. Каковы правила ведения деловых переговоров?

6. Какие средства разрешения конфликтов можно отнести к универсаль­ным?

Универсальный источник КОНФЛИКТОВ — дефицит





⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Неверно, что власть/самоидентификация/доход/образование.. является объективным критерием статусной принадлежности

Неверно, что … ГЕРОЙСТВО относится к негативной девиации (поведенч. Отклонениям)

ПРЕСТУПНОСТЬ – форма девиации, требующая жестких запретно- репрессивных мер.

· Преступность – явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону.

Предписание того, как не надо себя вести в обществе , характеризуют социальный контроль на уровне (норм-запретов?)

Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренние убеждения… МОРАЛЬ

 


Элементы КУЛЬТУРЫ, имеющие место во всех культурах КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ


Сравнивая понятия «культура « и «цивилизация» можно утверждать, что

1)второе понятие относится к первому как часть к целому

«цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Культура отдельных социальных групп, слоев, общностей — это субкультура


Источник информации при сборе соц.данных методом контент – анализа выступает ..документ

 

 в ВЫБОРОЧНОМ  соц. Исследовании анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности  ..

Нация есть продукт деятельности государства, формирующего культурную общность «подданных» ради оптимизации системы управления

Коллеги, посмотрите еще варианты тестов по этой ссылке:

Http://testsinergiya.kupikupi.org/shop/testi_sinergiya/sotsiologiya.Test_Sinergiya

 http://turbodistant.ru/shop/936/desc/sociologija-test-mfpu-sinergija-sdacha-online

https://синергия-тест.рф/sotsiologhiia — с ответами!!

 С этого сайта:

Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)эти понятия являются понятиями-синонимами

2)первое может выступать как причина второго

Второе может являться причиной первого

4)это понятия, исключающие друг друга

 

Маргиналами называются

Отметьте правильный вариант ответа:

1)разорившиеся предприниматели

2)опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов

Представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями

4)представители национальных меньшинств

Аскриптивный статус — предписанный статус личности, который определяется обществом независимо от усилий и заслуг личности

«…»-это аскриптивный статус

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социолог

Сын

3)студент

4)директор

 

Браком по Российскому семейному праву считается добровольный союз мужчины и женщины, заключенный …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)в органах ЗАГС

2)после сватовства и помолвки

3)после фактического начала совместной жизни

4)в религиозной организации

 

. Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика-продавца мыла до магната-мультимиллионера,-это пример восходящей вертикальной … социальной мобильности

Отметьте правильный вариант ответа:

1)нисходящей вертикальной

2)восходящей горизонтальной

3)нисходящей горизонтальной

4)восходящей вертикальной

Важнейшим признаком всякого социального развития является …необратимость


⇐ Предыдущая12





Восемь источников конфликтов | Малый бизнес

Автор: M.T. Wroblewski Обновлено 16 марта 2019 г.

Вы можете попытаться избежать этого, но конфликт на рабочем месте так же неизбежен, как и случайный недовольный клиент. Вы можете научиться разрешать жалобы клиентов точно так же, как и конфликты на рабочем месте.

Что говорят психологи

Психологи Арт Белл и Бретт Харт определили восемь распространенных причин конфликтов на рабочем месте. Что характерно, результаты их исследования показывают, что «поверхностный конфликт» может опровергнуть истинный источник конфликта на рабочем месте.Например, ссора с сотрудником из-за его нежелания работать сверхурочно по выходным на самом деле может быть связана с его философским несогласием с вами по поводу проекта, требующего сверхурочной работы. Другими словами, он может копаться и создавать конфликт, чтобы придать большее значение.

Таким образом, изучение восьми причин конфликтов на рабочем месте может не только помочь вам понять их; это также может помочь вам смягчить его.

Оцените цели и восприятие

Конфликтующие цели может создать проблемы, когда два разных менеджера просят сотрудника достичь целей, которые противоречат друг другу.Точно так же сотрудников могут сбить с толку бизнес-цели, которые не всегда одинаково применимы ко всем клиентам. Без ведома сотрудников некоторые клиенты могут иметь право на особый режим.

Лекарство: Четкое общение.

Противоречивые представления возникают из множества причин, включая жалобы клиентов, офисную политику и офисную виноградную лозу. И восприятие — не самое плохое; как сотрудники это обрабатывают. Вы не можете помешать людям говорить больше, чем вы можете читать мысли людей.Но вы можете следить за изменениями климата в офисе и использовать самые надежные источники информации.

Лекарство: Проактивное поведение.

Увеличьте масштаб политики и давление

Конфликтующие политики могут вызвать беспорядки на рабочем месте, когда сотрудники не знают, что они были приняты, или, что еще хуже, не понимают, почему были приняты политики. Даже «мирные протесты» против политики компании могут иметь резонансные последствия.

Лекарство: Быстрое общение и постоянный обзор политик и процедур.

Конфликтующее давление, как конфликтующие цели, могут посылать смешанные сигналы. Уровень срочности обычно повышается при возникновении конфликтных ситуаций, которые часто связаны с задачами, более чувствительными ко времени.

Лекарство: Лучшее общение и, возможно, новые сроки.

Увеличение размера ресурсов и ролей

Конфликт из-за ресурсов неизбежен в малом бизнесе, где такие вещи, как оборудование, расходные материалы и особенно деньги, могут быть растянуты до предела.Сотрудники не должны видеть фаворитизма в этих конфликтах, но они должны видеть приоритеты компании.

Лекарство: Правильное планирование и общение.

Конфликтующие роли, , такие как противоречивые представления, могут вызвать обиду, борьбу за власть и ответные действия, когда сотрудники берут на себя новую роль самостоятельно или их просит об этом менеджер. Например, если вы регулярно просите одного сотрудника замещать вас в ваше отсутствие, он может быть сбит с толку тем, какую роль — начальника, подчиненного или и того, и другого — вы хотите, чтобы он взял на себя первым.

Лекарство: Четкое общение, за которым может последовать явная служебная записка.

Увеличьте размер стилей и ценностей

Конфликт стилей может быть одним из наиболее неприятных конфликтов на рабочем месте, которые необходимо разрешить, если люди в конечном итоге — и мирно — не «согласятся не соглашаться». Вы не можете больше ожидать, что дерзкий и энергичный менеджер по маркетингу изменит свой стиль, чем ваш сдержанный и тихий бухгалтер изменит свой стиль.

Лекарство: Терпимость, терпение и осознание того, что каждый привносит разные навыки и таланты в ваш малый бизнес.

Конфликтующие ценности создают проблемы на рабочем месте, особенно когда бизнес-ценности противоречат личным ценностям. Вы не всегда будете на одной волне со своими сотрудниками лично, но совершенно необходимо, чтобы не возникало вопросов о ваших «высших» деловых ценностях, таких как честность, этичное поведение и профессиональное поведение.

Лекарство: Связь и последовательность.

Связь имеет значение

Вероятно, неудивительно, что плохая связь лежит в основе большинства конфликтов на рабочем месте.Осознание этого не всегда облегчает разрешение конфликта, но начало диалога путем установления общих позиций должно помочь вам начать. Поэтому следует оставаться приверженными поиску решения, особенно когда быстрый или простой ответ кажется неуловимым.

Как вы, возможно, знаете из своей личной жизни, когда вы успешно разрешаете конфликт, может случиться «смешное»: вы склонны гораздо меньше бояться потенциального клиента, зная по опыту, что вы уже преодолели проблему раньше и можете это сделать. это снова.Это может быть воодушевляющим понятием, от которого выиграет ваш бизнес.

.

источник конфликта в приговоре

Хотя конкретные научные гипотезы могут вступать в противоречие с религиозной доктриной, нет никакого смысла, в котором методологический натурализм сам по себе является источником конфликтом .

Но схоластическое различие между творцом («творцом») и творением и физическим и интеллектуальным видением было источником конфликта .

Другой, связанный с этим, источник из конфликт возникает из того, как вожди обращаются с водно-болотными угодьями и отводят их под сады.

Археологические раскопки в первую очередь сосредоточены на личности, поскольку существование более крупных социальных единиц является источником конфликта , в прошлом и настоящем.

Некоторые аспекты кодовой коммутации кажутся источником из конфликтом для студентов-учителей, а другие — нет.

Как обсуждалось выше, конфликт часто позволяет обучаться, и обучение также может быть значительным источником из конфликта .

Счета различаются относительно источника конфликта , но большинство описывают борьбу за власть между руководителями, инцидент с применением насилия и последующий отъезд.

Квоты на животных, впервые введенные в 1970-х годах, являются особым источником конфликта .

Прежнее пространственное устройство, основанное на социалистическом духе открытости, публичности и гармонии, стало постоянным источником конфликта .

,

Каковы источники конфликтов на рабочем месте?

Эффективное управление конфликтами на рабочем месте требует понимания природы и источников конфликтов на рабочем месте. Конфликт возникает, когда участники рабочего места воспринимают несовместимые интересы. Это следует отличать от споров. Споры — это просто побочный продукт конфликта. Они представляют собой внешнюю артикуляцию конфликта. Типичные споры возникают в форме официальных судебных дел, жалоб, аргументов, угроз и встречных угроз и т. Д.Конфликт может существовать без споров, но споры не существуют без конфликта. Однако конфликт не так легко заметить. На каждом рабочем месте существует множество конфликтов, которые не перерастают в споры.

Первым шагом в раскрытии конфликта на рабочем месте является рассмотрение типичных источников конфликта. Существует множество источников конфликтов на рабочем месте, включая межличностные, организационные, связанные с изменениями и внешние факторы.

Между собой

Межличностный конфликт — наиболее очевидная форма конфликта для участников рабочего места.Достаточно легко наблюдать результаты офисной политики, сплетен и слухов. Кроме того, язык и стиль личности часто противоречат друг другу, что приводит к серьезным конфликтам на рабочем месте. На многих рабочих местах существуют сильные этнокультурные и расовые источники конфликтов, а также гендерные конфликты. Это может привести к обвинениям в преследовании и дискриминации или, по крайней мере, к чувству, что такие вещи существуют. Люди часто переносят стресс из дома в офис, что приводит к дальнейшему конфликту. Дополнительный источник конфликтов на рабочем месте можно найти в различных представлениях о личном успехе.У некоторых участников сильное стремление к достижениям, связанным с работой, может противоречить участникам, которые в своей жизни не делают упор на успехе, связанном с работой.

Есть множество способов раскрыть такие источники конфликта, включая использование инструментов тестирования личности, таких как Майерс-Бриггс, Томас-Килман, FIRO-B и профили динамики личности. В дополнение к этому конфиденциальные опросы, интервью и фокус-группы могут быть хорошим способом выявления источников межличностного конфликта.

Организационная

Есть ряд организационных источников конфликта. Те, которые связаны с иерархией и неспособностью разрешить конфликт интересов, довольно преобладают на большинстве рабочих мест. Напряженность между работниками / руководством и руководителями / служащими усиливается из-за разницы во власти. Различия в стилях надзора между отделами могут быть причиной конфликта. Также могут быть конфликты в стилях работы, трудовой стаж / младше и равенство в оплате труда.Конфликт может возникнуть по поводу распределения ресурсов, распределения обязанностей, рабочей нагрузки и преимуществ, различных уровней терпимости к принятию рисков и различных взглядов на подотчетность. Кроме того, конфликт может возникнуть, если существуют предполагаемые или фактические различия в обращении между отделами или группами сотрудников.

На предмет таких источников конфликта рекомендуется тщательная проверка рабочего места. Опять же, опросы, интервью и фокус-группы могут помочь выявить эти источники конфликта.Кроме того, организационные источники конфликта могут быть предсказаны на основе передового опыта аналогичных организаций. Все организации сталкиваются с подобным конфликтом. Многое можно извлечь из уроков аналогичных организаций, изучавших этот источник конфликта.

Тенденции / изменения

На современном рабочем месте наблюдается значительный уровень стресса и конфликтов, связанных с управлением изменениями и сокращением штата. Технологические изменения могут вызвать конфликт, как и изменение методологии работы.Многие рабочие места страдают от постоянной реорганизации, что ведет к дальнейшему стрессу и конфликтам. В связи с реорганизацией многие общественные и некоммерческие организации страдают от загрузки обязанностей из других организаций.

Аналитики на рабочем месте должны проанализировать историю конкретной организации за 10 лет, чтобы определить уровень произошедшего оттока. Вообще говоря, чем больше изменений и чем позже они произошли, тем больше вероятность возникновения значительного конфликта.

Внешние факторы

Внешние факторы также могут привести к конфликту на рабочем месте. Экономическое давление вызвано рецессией, изменением рынков, внутренней и внешней конкуренцией, а также последствиями свободной торговли между странами. Возникает конфликт с клиентами и поставщиками при обслуживании клиентов и доставке товаров. Кроме того, общественные и некоммерческие рабочие места могут столкнуться с политическим давлением и требованиями со стороны групп с особыми интересами. Смена правительства может иметь огромное влияние, особенно на общественные и некоммерческие организации.Уровни финансирования рабочих мест, зависящих от государственного финансирования, могут резко измениться. Общественные идеологии могут повлиять на отношение и отношение к сотрудникам в таких организациях.

Чтобы найти внешние факторы конфликта, проанализируйте отношения между рассматриваемой организацией и другими организациями. Компании или правительственные ведомства, которые поддерживают постоянные отношения с внешними организациями, обнаружат, что это главный источник конфликта для участников рабочего места.

В «Рабочих местах, которые работают» есть удобный контрольный список и советы, которые помогут аналитику выявить преобладающие источники конфликтов на рабочем месте. Чтобы узнать больше, читатель может посетить сайт www.workplacefairness.ca

.

Источник конфликта — Мета

Эта страница, по сути, была разглагольствованием одного человека и может не соответствовать точке зрения сообщества. Если он будет указан на vfd как персональная страница, лучше переместите его на дополнительную страницу user: anthere. Спасибо.

Есть множество источников конфликтов, которые могут вспыхнуть в ежедневном строительстве Википедии.

Конфликты за господство [править]

Иногда мы обнаруживаем, что ссоримся из-за того, кто над кем в структуре.Эти конфликты возникают между отдельными людьми (, эта статья вам не принадлежит), группами ( так называемых про-палестинских и про-израильских предвзятых групп редакторов ) или даже между сообществами со схожими целями ( международных википедий по сравнению с английской. ).

Конфликты такого рода трудно разрешить, потому что никто не хочет быть внизу, и немногие соглашаются делить верх. Кроме того, некоторые внизу хотят двигаться вверх, а те, кто наверху, хотят оставаться наверху.Конфликт может быть разрешен, если:

  • те, кто наверху готовы делиться властью
  • или уход одной из двух сторон,
  • или одна сторона может согласиться быть внизу,
  • или обе стороны могут признать превосходство всеобъемлющей цели — предоставить высококачественную энциклопедию. Помня о нашей миссии и нашей цели, часто можно облегчить разрешение сложных конфликтов.

Споры по поводу точности [править]

Например, спор об использовании слова «первичный», поскольку в слове «ДНК является первичным компонентом хромосом», касается точности из-за предполагаемой неточности этого утверждения некоторыми редакторами.

Сосредоточение внимания на аудитории может решить эту проблему.

Экспертный текст требует безупречной точности, в то время как обычная аудитория может пожертвовать крошечной долей точности ради глобального понимания в пользу более разнообразной аудитории. Возможно, разница, которую можно найти между Science и более общим ежемесячным журналом о науке, нацелена на достаточно образованных читателей, которые хотят сохранить минимум знаний в большинстве областей науки. Второй принесет в жертву идеальную точность ради ясности. Но мы не стремимся быть «Наукой».

Споры по поводу стиля [править]

Некоторые люди в Википедии пишут больше «в стиле учебника», в то время как другие пишут больше в «стиле новостей». Сосредоточение внимания на аудитории может решить эту проблему. Как и на других проектах.

Wikibooks здесь, чтобы предоставить учебники нет? Не Википедия.
И мы в первую очередь ресурс для взрослых, а не для детей. Детская энциклопедия могла бы стать целью другого проекта.

Итак, может быть, людям, желающим писать в стиле учебников, стоит сосредоточиться на викиучебниках? А пусть люди нового стиля в википедии?

Плохо информированные новички [править]

Конфликт может возникнуть просто из-за новичков, которые не понимают основных принципов проекта и могут предпринять действия, которые они бы не предприняли, если бы были лучше информированы.

Лучше всего рассчитывать на добросовестность новичков и находить время, чтобы объяснять медленно, красиво и неоднократно, если необходимо.

Покажите «правильный» путь с помощью примеров, а не объяснений (например, аккуратно скопируйте его статьи в хорошей форме за его спиной) и подумайте о том, чтобы позволить новичку совершить несколько ошибок, прежде чем упоминать о них (чтобы он не слишком сильно переживал давление).

Также некоторые конфликты носят длительный характер. По мере продвижения участники развивают историю взаимодействия и очень хорошо узнают друг друга.Они знают свои общие интересы, а также места, где встречаются конфликты, и обычно избегают их. Новым участникам этого опыта не хватает, и они с большей вероятностью попадут в ловушку.

Лучше всего найти способ сохранить историю предыдущих конфликтов и предоставить эту информацию новым участникам. Информация должна быть в лучшем случае необоснованной, чтобы побудить новых участников разработать собственный подход к проблеме.

, например, лучше всего, чтобы новый участник был предупрежден при входе в «зону часто конфликтных ситуаций» о том, что у конкретного человека есть определенная горячая точка, чтобы избежать давления.

См. Также: wikistress, что может быть результатом таких конфликтов.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *