Упражнения для грамотной речи: способы развить речь, как излагать свои мысли правильно и грамотно, уверенно и убедительно, упражнения для тренировки

Содержание

способы развить речь, как излагать свои мысли правильно и грамотно, уверенно и убедительно, упражнения для тренировки

Автор Конева Елена Владиславовна На чтение 9 мин. Просмотров 333

Когда предстоит выступление с речью на публичном мероприятии, первое, о чём задумывается человек – как он будет выглядеть в роли выступающего, сможет ли говорить без запинок, понравится ли слушателям. А если предстоит знакомство с родителями девушки или собеседование при оформлении на работу, бессонная от волнения ночь обеспечена.

Способность свободно вести разговор, формулировать и выражать мысли необходима не только для выступления, но и в дружеской беседе, учебе, коллегиальном общении, деловых переговорах. Почему у одних людей речь льётся рекой, а другие затрудняются связно произнести обычное поздравление, как научиться красиво говорить и что для этого делать – эти вопросы рассмотрены ниже.

Красиво говорить – как это?

Лучшими примерами красивой речи можно назвать интервью или монологи известных актёров театра и кино, дикторов радио и телевидения, лекции преподавателей вузов или тренингов по самосовершенствованию. В их речи информация преподносится живо, уверенно, ясно, в случае с актёрами – эмоционально. Что же отличает ее от обычного просторечия, как это – говорить красиво?

микрофон

  1. Красивая речь — это речь по существу вопроса, литературная, грамотная, богатая, с правильным построением связок слов, предложений, фразеологических оборотов, чётким произношением букв в соответствии с правилами орфоэпии (произносительных норм).
  2. Говорить красиво – значит избегать тавтологии, то есть слишком частых повторений одних и тех же или родственных слов, вводных фраз, не несущих смысловой нагрузки (как говорится, в общем и т.д.), слов-паразитов (это самое, как бы, короче и т.д.), зауми, нецензурной или жаргонной лексики.
  3. Красивая речь течёт плавно, не спеша, но и не растягиваясь, произносится ровным голосом, с хорошей интонацией, не «глотает» окончаний в словах.
  4. Грамотная, красивая речь приятна на слух, понятна большинству, располагает слушателей к говорящему, хорошо запоминается.
  5. Красиво говорить с людьми – значит проявлять искренний интерес к собеседнику, использовать вежливые слова (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, спасибо, благодарю, очень приятно и т.д.), не допускать ни заискивающего, ни развязного, ни надменного тона в разговоре.

От того, насколько развита речь у человека, зависит не только его способность выступать, но и коммуникабельность в обществе, а значит, и успешность в жизни в целом. Что делать, если этим талантом (а это, безусловно, талант) природа вас не наделила? Выход один – научиться выражать свои мысли, говорить грамотно и красиво.

Способы развить речь

Чтобы научиться изъясняться, говорить правильно и красиво, то есть развить речь, необходимо упорядочить мысли. К этому приучает ведение дневника или блога, составление планов на день, неделю, месяц.

Дневниковые записи также требуют умения, богатого словарного запаса. Словарный запас пополняется не сам по себе, а в процессе учёбы и чтения:

  1. Займитесь самообразованием, всячески старайтесь повысить свой интеллект.
  2. Вдумчиво и не спеша читайте классическую русскую и зарубежную литературу.
  3. Заучивайте наизусть стихи или прозаические фрагменты и декламируйте их вслух перед зеркалом.

Старайтесь добиться чёткого произношения и научиться говорить красиво не только декламацией стихов, но и скороговорок, которые, несмотря на свою внешнюю бессмысленность, вырабатывают красивую речь. Обычно это краткий набор слов, написанных таким образом, чтобы у говорящего запутался язык.

Педагоги по речевому мастерству считают скороговорки отличной тренировкой языка, рекомендовал их читать сначала медленно, чётко выговаривая текст, и добавлять темп только после того, как заученные слова станут «отскакивать от зубов».

Предлагаем примеры скороговорок для тренировки грамотной речи, многие из которых вы наверняка помните с детства, когда в детсаду или начальной школе показывали, как научиться говорить красиво.

  1. На дворе трава, на траве дрова,
    Раз дрова, два дрова,
    Не руби дрова на траве двора!
  2. Носит Сеня сено в сени,
    Спать на сене будет Сеня.
  3. Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Надел кукушонок капюшон,
    В капюшоне кукушонок смешон.
  4. Как всех скороговорок не перескороговорить,
    Не перевыскороговорить,
    Так и всех скоропословиц не перескоропословить,
    Не перескоровыпословить.

Студенты актёрских факультетов, будущие комментаторы радио и телевидения, чтобы научиться говорить без запинки и красиво, проговаривают скороговорки, держа во рту пару небольших орешков. Это заставит язык стать ещё более послушным.

СкороговоркиЕще несколько вариантов скороговорок

Как излагать свои мысли правильно и грамотно

И всё же только хорошо поставленной речи недостаточно, чтобы говорить красиво и грамотно. Грамотность предполагает в первую очередь интеллект, образованность, начитанность, компетентность в тех вопросах, о которых ведется речь, и богатый словарный запас. Человеку с богатым словарным запасом легче излагать свои мысли, проще научиться красиво говорить. Вот почему такие люди успешнее продвигаются по карьерной лестнице, быстрее получают работу, пользуются большим авторитетом. Где бы ни пришлось разговаривать человеку с богатым словарным запасом, это сразу бросается в глаза, выделяет его из массы других людей.

Следует понимать, что научиться правильно и красиво говорить, имея за плечами кое-как отсиженные школьные уроки и исключительно дворовое общение, практически невозможно, большинство красиво говорящих людей приучались к хорошей речи с детства. Декламации стихов, скороговорок и прочих тренировок будет недостаточно, если в базе ваших знаний окажутся значительные пробелы.

Следует заботиться не столько о том, как развить свою речь до со

Уроки речевого имиджа: бесплатные видео по технике речи для начинающих

Уроки речевого имиджа: бесплатные видео по технике речи для начинающих

Выполняя информативную функцию, речь является мощным инструментом достижения собственных целей. Красивый голос и правильно сказанные слова способны достучаться до глубины слушательских умов и сердец. Зажатые губы, челюсть и корень языка портят речевой имидж, заставляя голос звучать странно. При помощи специальных речевых тренажеров можно добиться мягкого грудного звучания, повысить выразительность, разнообразить интонации.

 

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН предлагают пройти в домашних условиях полезные видеоуроки по технике речи и развить ключевые ораторские навыки с нуля.

 

Речевая импровизация

Арт-терапевт Яна Агоева делится техникой речевой импровизации «существительное-прилагательное-глагол». Упражнение позволяет улучшить навыки спонтанной речи, расширить активный речевой запас и быстро подбирать нужные слова в момент общения. В уроке продемонстрирован метод парной работы, но упражнение можно выполнять в одиночку. Тренер подробно описывает технику выполнения упражнения для получения наилучших результатов. Практика предполагает наличие таймера или секундомера.

Упражнения дикции для новичков

Размытая речь порождает у слушателей замешательство и необходимость додумывать. Онлайн занятие по чистоте речи ведет профессиональный актер Дмитрий Малиночка в стенах театра. Дмитрий показывает эффективную дикционную разминку, принятую в актерских кругах перед каждым спектаклем. Упражнения с обычной бутылочной пробкой максимально быстро ставят дикцию на место, делая речь четкой, чистой и красивой.

 

 

Урок по постановке голоса

Хорошая речь состоит из нескольких элементов, в первую очередь – правильного дыхания. Сильное дыхание – основа громкого звучания и хорошего тембра. Видеоурок учит диафрагмальной технике, позволяющей активировать грудной резонатор и поставить голос на сильную опору по вокальному принципу. В результате тренировки дыхательная система начинает работать по аналогии с кузнечными мехами, голос получает яркое и глубокое звучание. Занятия с онлайн школой голоса помогают овладеть собственной речью в совершенстве.

Мастер класс по речевой энергетике

Занятие по технике речи от университета бизнеса учит эффективному общению на работе и в жизни. Энергичная, чистая и четкая речь повышает статус говорящего и придает вес каждому слову. Упражнения на расслабление лица и тела, правильную мимику и жесты, хорошую дикцию делают из речи красивый букет, позволяя держать аудиторию, заполучать новых партнеров по бизнесу и клиентов. Автор урока показывает способы тренировать произношение на скороговорках и «пучках согласных».

Видеокурс по технике речи

Красивая речь предполагает хорошее владение речевым аппаратом, способность управлять мышцами языка, губ, челюсти и неба. Развитие и совершенствование речевых навыков происходит по принципу тренировок для тела, с помощью специальных упражнений и тренажеров. Видеокурс состоит из двух разделов: дикция и артикуляция. Первый содержит упражнения для ясного произношения отдельных звуков и слов, второй – тренажеры для развития речевых мышц.

 

 

Речь элегантной женщины

Элегантная речь играет на руку в любой ситуации: в работе, учебе, бытовом и дружеском общении. Вебинар Надежды Трофимовой рассчитан на женскую аудиторию. Надежда раскрывает секреты эффектной речи, приводит примеры построения грамотной коммуникации на основе языкового этикета. За время вебинара участницы смогут очистить и обогатить речь, избавившись от основных ошибок и украсив специальными приемами. 

Артикуляционная гимнастика

Наука о речи содержит много разделов, отвечающих за качество и красоту звучащего голоса. Особое внимание следует уделить артикуляции, отвечающей за правильное произношение звуков. Специальный комплекс артикуляционных упражнений поможет освободить и расслабить мышцы челюсти, поставить правильную позировку гортани, повысить активность губ, стать быстроговоруном, четковыговаривателем и уверенным в общении человеком.

 

 

Упражнения для развития голоса

Тихий и слабый голос – проблема для слушающих и говорящих. Первые вынуждены постоянно переспрашивать и напрягать слух, вторые – нагружать связки в попытках быть услышанными. Подобный способ общения вызывает раздражение у обеих сторон. Решить проблему можно с помощью ежедневных упражнений от педагога по риторике Анны Камлевской.

 

Упражнение на расслабление гортани

Хороший оратор должен уметь расслаблять гортань для извлечения приятного звука. Зажатая гортань создает маленькое акустическое пространство, лишая голос выразительности и полетности. Упражнения из видеоурока имеют несколько положительных эффектов: расслабление связок, прочищение верхних резонаторов и настройка природного тона.

 

 

Урок по интонации

Интонация придает речи ритм и мелодичность, делая приятной для уха. Проявляется интонация благодаря темпу говорения, паузам, повышению и понижению тона, акцентам на отдельных звуках и словах. При использовании интонационных инструментов текст начинает играть разными красками. Как развить интонацию и понимание текста с помощью простых упражнений, показывает диктор Сергей Вострецов.

Упражнения на тембр голоса

Тембр голоса зависит от индивидуального набора частот, заложенного природой. Повлиять на природный тембр (изменить или улучшить) возможно, выполняя специальные упражнения. В обучающем ролике Кирилла Плешакова-Качалина показаны графики, отражающие законы образования писклявого, грубого, глухого, тихого, зажатого и свободного сбалансированного голосов. Приведенные графики позволяют провести диагностику собственного голоса и понять слабые места, над которыми стоит поработать.

 

 

Понятная, логичная, интересная речь внушает доверие, убеждает и создает говорящему имидж профессионального, уверенного, грамотного человека.

советы для взрослых и детей

Какие упражнения для развития речи существуют?

Многие люди думают, что поставленная грамотная речь необходима только в определенных сферах деятельности. Но это мнение ошибочно. Хорошая дикция заставляет оппонента внимательно слушать ваши слова и доверительно относиться к вашему мнению. Умение красиво говорить часто способствует продвижению по карьерной лестнице, поэтому сегодня мы рассмотрим упражнения для развития речи.

Техники улучшения речевых навыков

Развитие речи у взрослых предполагает применение нескольких техник. Красивый, поставленный голос и умение быстро и четко произносить слова – результат продолжительной и кропотливой работы.

Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения по развитию речи включают комплекс по тренировке артикуляционного аппарата.

Упражнения для развития речи

Гимнастика для щек
  1. Чередуйте втягивания и надувания щёк.
  2. Наберите в рот воздух. Начните его «гонять» из стороны в сторону, потом надуйте область под нижней губой, после этого под верхней.
  3. Втяните щеки. Теперь открывайте/закрывайте губы.
Разработка нижней челюсти
  1. Сожмите ладонь в кулак. Поставьте его под нижнюю челюсть. Открывайте рот, оказывая себе сопротивление.
  2. Двигайте нижней челюстью в разные стороны.
Занятия для тренировки мягкого нёба
  1. Имитируйте зевки, широко открывая рот.
  2. Воспроизводите движение, как если бы вы полоскали горло.
  3. Сделайте язык «лопаткой». Теперь поднимайте его к мягкому нёбу, потом дотрагивайтесь кончиком до нижних альвеол (основание зубов).
Тренировка губ
  1. Соедините зубы и, не разжимая, растяните рот в улыбке. Потом перестаньте улыбаться, но вытяните губы трубочкой вперед.
  2. Сожмите губы. Выполняйте ими произвольные движения.
  3. «Натяните» губы на поверхность зубов. Зафиксируйте положение. Растягивайте рот в улыбке, не открывая зубов.
  4. Поочередно оскаливайте вначале верхний ряд зубов, потом нижний.
  5. Пофыркайте.
Комплекс для языка
  1. Делайте во рту круговые движения языком, задерживаясь в области щёк.
  2. Слегка покусывайте язык зубами.
  3. Немного высуньте язык изо рта и потихоньку хлопайте по поверхности губ.
  4. Вытягивайте напряженный язык вперед.
  5. Пробуйте дотянуться кончиком языка до носа.
  6. Не высовывая языка изо рта, укладываете его на левый/правый бок.

Более подробно изучить упражнения можно в нашей статье «Артикуляционная гимнастика». По завершении разминки и подготовки всех частей артикуляционного аппарата, разрешается приступать к выполнению главного комплекса.

Упражнения для развития речи

Упражнения на улучшение артикуляции:

  • Потихоньку стучите кончиком языка по зубам, произнося слог «ДА». Затем замените его на сочетание букв «Т-Д».
  • Вдохните коротко воздух через нос, выдох сделайте приоткрытым ртом. Он должен получиться резким. На выдохе произносим слог «ФУ». Чтобы укрепить мышечный аппарат гортани, замените слог на сочетание букв «К-Г».
  • Надуйте щеки. При помощи ладош резко их схлопните, проговаривая сочетание букв «П-Б».
  • Прочтите стихотворение. Перед каждой фразой набирайте в грудь воздух. Заканчивая слово, закрывайте рот сразу. Это поможет избежать проглатывания звуков.
  • Напишите на листке бумаги стихотворение. Вычеркните из фраз все согласные звуки. Прочтите оставшиеся гласные нараспев. Потом «верните» согласные буквы. Произносите их максимально отчетливо, а гласные продолжайте пропевать.
  • Это упражнение направлено на развитие дикции. Читайте текст вслух, делая акцент на окончании каждого слова. Это поможет сделать произношение слов более выраженным и четким. В нашей статье «Как развить дикцию», вы сможете ознакомиться с большим количеством упражнений для этого.
  • Нужен будет словарь. Откройте страницу с буквой, произношение которой вызывает трудности. Начните читать подряд все слова со страницы, проговаривая сложный звук. Многократное повторение упражнения поможет решить проблему (конечно, только в том случае если у вас нет патологии произношения, иначе следует обратиться к логопеду). Обязательно записывать занятия на диктофон, чтобы иметь возможность отслеживать изменения и проводить работу над имеющимися ошибками.

Упражнения по развитию речи включают занятия по постановке акустических качеств голоса. Произносите без звука сочетание букв «А-Э-О». Обратите внимание, что нужно стремиться открывать не рот, а полость зева.

Упражнения для развития речи

Отличные результаты дают упражнения с орехами и карандашом – это проверенная временем методика, практикуемая в школах актерского мастерства.
Возьмите в рот горсть чистых, неочищенных грецких орехов, и начинайте медленно проговаривать скороговорки/чистоговорки либо читайте вслух любые тексты.

Орехи можно заменить карандашом.

Фразы с усложненной артикуляцией

Существует множество скороговорок, разработанных специально для развития дикции. Подобное упражнение является классикой тренировки. Оно помогают человеку научиться четко произносить различные согласные звуки.

Чтобы получить результат, необходимо заниматься ежедневно. Длительность одного занятия – минимум 15 минут.

Важно: каждую фразу требуется произносить в трех разных режимах: вначале медленно, потом – в среднем темпе и последний раз быстро, как скороговорку.

Начинать тренировать речь надо, выбирая наиболее простые предложения. Они используются для обучения произношения одного – двух звуков.

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Колотит Клим в один блин клин.

Когда простые фразы будут освоены, а проблемные в произношении звуки отработаны, можно переходить к более сложным звуковым сочетаниям. Можно попробовать освоить самую длинную скороговорку в мире на русском языке.

Скороговорки

Тренировка речи предполагает использование для улучшения дикции и произношения звуков всевозможные скороговорки. Они способствуют решению конкретных проблем. Чтобы понять ошибки своей речи, ее надо прослушать со стороны. Для этой цели рекомендуется пользоваться диктофоном.

Упражнения для развития речи

Вначале необходимо освоить науку правильного произношения именно проблемной буквы. Затем можно приступать к упражнениям, позволяющим разграничить в речи звуки схожие с ней по звучанию

Начинать работать над правкой следующего звука можно только после того, как вы научитесь правильно проговаривать предыдущий.

Чтение текстов вслух

Упражнения по развитию речи помимо практики скороговорок предусматривают чтение вслух. Это также весьма полезно для улучшения дикции.

Возьмите за правило читать вслух отрывки из классических произведений, записывая свои импровизированные выступления на диктофон. Такой подход к занятиям помогает не только услышать ошибки речи, но и отточить произношение до идеального состояния.

Упражнения для развития речи

Что вам еще сможет дать чтение в голос? Вы научитесь говорить так, что вас будет приятно слушать, и собеседник никогда не потеряет интереса к разговору.

Читать необходимо с выражением – монотонность совершенно недопустима. Нужно учиться менять громкость голоса, скорость произносимого текста, обязательно выделяя паузами особенно важные моменты. Важно помнить, что остановки должны быть к месту и ни в коем случае не затянуты.

Уверенно звучащий голос усваивается человеческим мозгом намного эффективнее. Ежедневно практикуя занятия по становлению речи и дикции в домашних условиях, вы сможете освоить навык говорить спокойно и убедительно.

Расширение словарного запаса

Следующее, на что необходимо обратить внимание, – регулярное расширение словарного запаса. Всесторонне развитый в интеллектуальном плане оппонент способен поддержать беседу на любую тему и подобрать необходимые слова.

Помочь в расширении словарного запаса поможет чтение книг, решение кроссвордов. Полезным будет посещение всевозможных тренингов по саморазвитию.

Упражнения для диафрагмы

Чтобы научиться хорошо говорить, важно овладеть наукой контроля дыхания. В отсутствии подобного навыка, речь будет регулярно прерываться паузами и вдохами. Это может ухудшить общее восприятие текста и даже полностью нарушить всю смысловую нагрузку. Он получится обрывистым и будет восприниматься гораздо хуже.

Именно поэтому среди упражнений по развитию речи должны непременно присутствовать тренировки, направленные на становление правильного дыхания.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Поставьте ноги на ширину плеч. Спина прямо. Одна рука лежит на груди, вторая – на области живота. На вдохе (делаем его носом) надуваем живот. Выпускаем воздух через сложенные в трубочку губы – живот расслабляем. Это базовое упражнение, формирующее навык правильного диафрагменного дыхания.
  • Сделайте спокойный вдох. Во время выдоха тяните любой гласный звук так долго, как получится. Когда сможете удерживать звук больше 25 секунд, нужно попробовать менять тональность.

После того как базовое упражнение будет полностью освоено, его нужно усложнить. Для этого дышите правильно и параллельно выполняйте дополнительные движения: ходите по комнате, бегайте на месте, подметайте пол и т.д.

Упражнения для осанки и дыхания

Многие люди не предают должного внимания тому, что красивое звучание голоса зависит от осанки и умения правильно вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнения для развития речи

Вот несколько упражнений:

  • Встаньте прямо. Ноги раздвиньте на ширину плеч. Ладони лежат на поясе. Слегка откройте рот и, имитируя сопротивление, в медленном темпе выдохните воздух. После того как освоите выполнение упражнения, его нужно усложнить. Во время выдоха читайте вслух строчки из любого стихотворения.
  • Спина прямая, ноги на ширине плеч, ладони на поясе. Выполняйте медленный наклон вперед и одновременно делайте вдох. Спина должна оставаться прямой. На выдохе возвращайтесь в первоначальную позицию и тяните сочетание букв «Г-М-М-М».
  • Научиться держать спину поможет упражнение с книгой. Положите книгу на голову и прохаживайтесь по комнате. Падать она не должна. Когда этот навык будет полностью освоен, то к простой проходке необходимо добавить движение руками, приседания и т. д.

Основные причины нарушений речи

Добиться улучшения речи и дикции не получится, если не понять истинных причин имеющихся нарушений. Иногда таковыми выступают сложности со здоровьем, в частности, аномальное строение нижней челюсти либо укороченная уздечка языка.

Роль играет и слабый артикуляционный аппарат. Даже когда у человека не возникает сложностей с произношением звуков – они присутствуют полностью и звучат правильно – то во время выступления он может сбиваться, отчего произносимый текст становится нечетким. В таком случае артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление нижней челюсти, языка, мягкого нёба, поможет в решении имеющейся проблемы.

Причинами невнятности слов у большей части людей становится нарушение произношения шипящих/свистящих звуков, полное отсутствие букв «Л» и «Р» либо сложности в их озвучивании. Поэтому если вы видите, что нарушение речи носит постоянный характер — обратитесь к логопеду за консультацией.

Специальные игры и упражнения для развития речи смогут помочь в решении многих проблем. Непродолжительные ежедневные занятия помогут человеку улучшить дикцию, изменить свой голос в лучшую сторону и развить речь в целом.

Тексты для улучшения дикции от простых до сложных

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

СодержаниеСвернуть

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция − обязательное условие хорошей речи

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Дикцию можно улучшить в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

Трудные слова для отработки четкости звукопроизношения

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Занятие с логопедом

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Текст для отработки звков ч, ш, ж

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Пример скороговорки

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

Сказка о веселом язычке

Текст с веселыми картинками

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Упражнения для дыхания и дикции

Чистоговорки

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Популярные скороговорки

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

Длинная скороговорка

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Скороговорка про трех китайцев

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Скороговорка для развития речи и дикции

Скороговорка про лигурийского регулировщика

Скороговорка про шишкосушильщика

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

примеров речевых сообщений — GrammarBank


См. Предложения ниже с прямой и косвенной речевыми формами, это отличные ссылки, чтобы понять разницу.

См. Также:
Упражнения Say vs Tell
Слагательное наклонение That Clause

Примеры заявленной речи 1

1. «Не играйте со спичками», — сказала его мать.
1. Его мать сказала ему не играть со спичками.

2. «Я забыл взять с собой обед», — сказал он.
2. Он сказал, что забыл взять с собой обед.

3. «Ты скоро будешь дома?» она спросила своего мужа.
3. Она спросила мужа, скоро ли он будет дома.

4. «Иди спать!» отец сказал детям.
4. Отец велел детям лечь спать.

5. «Завтра я почищу машину», — сказал Тим отцу.
5. Тим сказал отцу, что на следующий день очистит машину.

6. «Где ты был?» — спросил Гэри жену.
6.Гэри спросил жену, где она была.

7. «Я работаю в одной компании с 1960 года», — сказал он мне.
7. Он сказал мне, что работал в той же компании с 1960 года.

8. «Вы знаете Гарфилда?» она спросила меня.
8. Она спросила меня, знаю ли я Гарфилда.

9. «Как мне сообщить Тому плохие новости?» она сказала.
9. Она спросила, как сказать Тому плохое.
Новости.

10. «Вы должны попробовать мое домашнее вино», — сказал он.
10. Он сказал, что мне нужно попробовать его домашнее вино.

11. «Могу я пойти домой?» — спросил он ее.
11. Он спросил ее, может ли он тогда пойти домой.

12. «Могу я называть вас по имени?» он спросил.
12. Он спросил, может ли он называть меня по имени.

13. «Она должна больше стараться, если хочет добиться успеха», — сказал он.
13. Он сказал, что ей нужно больше стараться, если она хочет добиться успеха.

14. «Мой отец рассердится на меня, если узнает», — сказала она.>
14. Она сказала, что ее отец рассердится на нее, если узнает.

15. «Тебе лучше поговорить с менеджером», — сказала она ему.
15. Она сказала ему, что ему лучше поговорить с менеджером.

16. «Возможно, я не смогу встретить тебя в аэропорту», ​​- сказал он ей.
16. Он сказал ей, что, возможно, не сможет
встретим ее в аэропорту.

Поиск по сайту

↑ ▲▲▲▲▲▲▲ ↑

,

10 бесплатных упражнений по произношению английского языка: Практикуйте звуки английского языка

english pronunciation exercises - lesson plans

Издатель: All ESL | Последнее обновление: 17 июня 2020 г.

Упражнения по произношению английского языка

Если вы являетесь носителем английского языка, одним из важнейших ваших природных активов для изучающих английский язык является ваше произношение.

Без сомнения, обучение звукам английского языка — это один из навыков, который вы можете привнести в свой класс. И есть множество способов научить произношению в классе.

Например, вы можете адаптировать эти упражнения по произношению английского языка на «повторять за мной», в парах или слушать учителя.

Независимо от того, каким способом вы решите преподавать, эти упражнения по произношению английского языка станут отличной отправной точкой.

1 Звуки английского языка

Sounds of English Worksheet

Эти упражнения по произношению английского языка учит студентов, как правильно располагать языки, когда они говорят по слогам.

Например, звук / th / ставит кончик языка между зубами.В то время как звук / s / удерживает язык за зубами.

Звуки английского языка

Пирамида из 2 произношений

Pronunciation Pyramid Worksheet

Во-первых, все начинают с вершины пирамиды. Далее учитель говорит на уровне ниже. Студенты индивидуально обводят слово, которое слышат.

До основания пирамиды учитель произносит слово, а ученики обводят то, что они слышат. Учитель также отслеживает спуск по пирамиде. Где закончить? Приятно смотреть.

Пирамида произношения

3 минимальные пары

Minimal Pairs Worksheet

Для каждой пары слова звучат очень похоже. Но они разные. Студенты должны внимательно следить за тем, что они слышат.

Пока учитель читает рамку по своему выбору, ученики обводят слово, которое слышат. Когда вы пройдетесь по всем минимальным парам, проверьте их понимание, исправив бумаги.

Минимальные пары

Игровые карты с 4 минимальными парами

Smush It

Перед этим учитель должен распечатать раздаточный материал.Они вырезают каждое слово и раскладывают по парам столов.

В парах ученики внимательно слушают учителя. Затем они должны найти слово, которое они слышат, быстрее, чем их сосед. Наконец, ученик, который быстрее схватил карточку, сохраняет ее. В конце игры победителем становится ученик с наибольшим количеством карточек.

Минимальные пары карт ESL

5 скороговорок

Tongue Twisters

Как ни странно, скороговорки — легкий способ научить студентов говорить.Я не могу понять, почему … но им, вероятно, нравится эта проблема.

Сначала ученики повторяют каждую строчку вслед за учителем. Далее учитель молниеносно демонстрирует скороговорку. Теперь попросите добровольцев попытаться сделать это быстрее.

Скороговорки

6 похожих предложений

Similar Sentences

Насколько ваши ученики обращают внимание на детали? Каждое предложение звучит одинаково, но они разные.

Вы можете сами прочитать каждое предложение.Или вы можете попросить своих учеников прочитать их. Могут ли они найти разницу между ними?

Подобные предложения

7 Тест на прослушивание

Listening Test ESL Worksheets

Это ваш основной тип теста на аудирование. Могут ли они различать каждый уникальный звук, когда вы их читаете?

Сначала смешайте звуки. Затем отслеживайте произносимые вами звуки. Наконец, исправьте их работы, чтобы проверить их распознавание слогов.

Тест на прослушивание минимальных пар

8 Время рифмы

Rhyme Time Worksheet

Сначала разделите учащихся на группы по 3 или 4 человека.Затем попросите учащихся придумать как можно больше рифм для каждой коробки.

Это классический мозговой штурм. Возьмите секундомер, потому что побеждает группа с наибольшим количеством рифм.

Время рифмы

9 скороговорок

10 Tongue Twisters

Как ни странно, скороговорки — легкий способ научить ваших учеников говорить. Практикуйте каждую скороговорку, и пусть ваши ученики попытаются продемонстрировать свои навыки английского языка.

Совет от профессионалов: им нравится, если вы можете сказать скороговорку на их родном языке.

Скороговорки

10 открыток ко Дню святого Валентина

32 Valentines Day

На листе открыток ко Дню святого Валентина учащиеся заканчивают стих из классического стихотворения «Розы красные, фиалки синие…».

Сначала раздайте листок с примером стишка к стихотворению. Затем просмотрите его со своими учениками. Наконец, позвольте вашим ученикам сочинить стихотворение «Розы красные, фиалки синие».

Открытки ко Дню святого Валентина

Упражнения по произношению английского языка

Говорить как истинный носитель английского языка — одна из целей изучающих английский язык.Хорошее начало для достижения этой цели — это тщательно изучать все звуки английского языка.

Конечно, важен и базовый разговор. Здесь вы можете попрактиковаться в разговорной теме 101 ESL, чтобы заставить их говорить.

Эти 10 упражнений по произношению английского языка можно переработать несколькими способами — парами, индивидуально или в классе.

Как вам нравится учить произношению? Что работает, а что нет? Пожалуйста, дайте нам знать, какие у вас упражнения на английское произношение в разделе комментариев ниже.

,

Связная речь | TeachingEnglish | British Council

Однако в последнее время акцент сместился на другие системы, работающие в фонологии, которые могут быть более важными с точки зрения общей разборчивости.

  • Как это влияет на носителей языка и не носителей языка
  • Аспекты связанной речи

Что такое связная речь
«Англичане говорят так быстро» — это жалоба, которую я часто слышу от своих учеников, и часто от них на продвинутом уровне, когда незнание используемой лексики не является причиной их непонимания.
Когда учащиеся видят устное предложение в письменной форме, у них нет проблем с пониманием. Почему это?

Причина, по-видимому, в том, что речь — это непрерывный поток звуков без четких границ между каждым словом. В устной речи мы адаптируем наше произношение к нашей аудитории и формулируем с максимальной экономией движений, а не с максимальной ясностью. Таким образом, некоторые слова теряются, а определенные фонемы связываются вместе, когда мы пытаемся донести наше сообщение.

Как это влияет на носителей языка и носителей языка
Как носители языка, у нас есть различные устройства для обработки нечетких высказываний, вызванных связной речью. Мы принимаем во внимание контекст, мы предполагаем, что слышим слова, которые нам знакомы в этом контексте.
В реальном взаимодействии фонетически неоднозначные пары, такие как «новая демонстрация» / «нудистская игра», редко являются проблемой, поскольку мы активно делаем предположения о том, какие синтаксические формы и лексические элементы могут возникнуть в данной ситуации.

Носители языка, однако, редко могут предсказать, какой лексический элемент может появиться или не появиться в конкретной ситуации. Они склонны полагаться почти исключительно на звуки, которые они слышат. Учащиеся, чье обучение в значительной степени сосредоточено на точности, страдают «разрушительным уменьшением фонетической информации на сегментарном уровне, когда они сталкиваются с нормальной речью». (Brown 1990.)

Аспекты связной речи
Так что же мы делаем, соединяя слова вместе, что создает столько проблем для студентов?

  • Слабые формы
    В английском языке есть большое количество слов, которые могут иметь «полную» и «слабую» форму.Это связано с тем, что английский является языком с ударением по времени, и, пытаясь сделать интервалы между ударными слогами равными, чтобы придать ритм фразе, мы склонны проглатывать несущественные слова. Таким образом, союзы, местоимения, предлоги, вспомогательные слова и артикли часто теряются, что вызывает проблемы с пониманием для учащихся, особенно для тех, чей язык синхронизирован по слогам. Некоторые примеры слов со слабыми формами:
    • И
      рыба с жареным картофелем (рыбные чипсы)
      стул и стол (стул без стола)
    • Может
      Она говорит по-испански лучше, чем я (Первый «может «- это слабая форма, вторая — полная форма.)
    • Из
      Пинта пива
      Это последнее вино!
    • Есть
      Вы закончили? (слабый)
      Да, есть. (полный)
    • Должен
      Что ж, ты должен был мне сказать. (И «должен», и «иметь» здесь слабые)

Актуальность некоторых особенностей связной речи для нужд студентов часто обсуждается. Однако это не относится к слабым формам.Учащиеся должны научиться не только распознавать слабые формы, которые они слышат,
и справляться с ними, но и сами использовать их, говоря по-английски. Если они этого не сделают, их язык будет звучать неестественно и излишне формализованно, со слишком большим количеством ударных форм, из-за чего слушателю будет сложно определить основные моменты. Степень, в которой связная речь способствует «естественности» или «разборчивости», является полезной отправной точкой для измерения ценности для учащихся различных характеристик связанной речи.

Работа со слабыми формами
Вот несколько способов, которыми мы можем попытаться помочь нашим ученикам со слабыми формами.

  • Сколько слов вы слышите?
    Проиграйте короткий диалог или группу предложений и попросите студентов послушать и записать количество слов, которые они слышат. Просмотрите каждую фразу, чтобы проверить, могут ли они идентифицировать все слова, а затем посмотреть, могут ли они точно воспроизвести то, что они услышали. Сравните слабую или естественную версию с полной версией, указав, что полную версию часто труднее произносить.
  • Неестественная речь
    Действия, построенные вокруг «неестественной речи», — это приятный способ работы над слабыми формами и ритмом. Чтобы добиться «неестественной речи», запишите, как кто-то читает предложение, как если бы это был просто список слов. Хороший способ сделать это — поместить слова на карточки и раскрывать их по одному, чтобы читатель дал каждому слову его полное произношение.

    Когда у вас будет несколько предложений, проиграйте их несколько раз ученикам, которые затем должны работать в парах, чтобы попытаться придать речи более естественное звучание.Затем они могут либо использовать графику, чтобы показать моменты, которые они хотели бы изменить, либо по очереди зачитывают свои различные версии, либо записывают себя, используя более естественное произношение. В конце занятия проведите общий сеанс обратной связи, обсудив причины изменений, внесенных группами.

  • Интеграция
    Включите произношение в словарный запас, практикуя, например, слабую форму во фразах с «of» (буханка хлеба, чашка кофе, банка колы).
    • Используйте слабые формы в грамматической работе. Например, если практикуется «собираться», учитель может написать на доске такие примеры:
    • Попросите разных учеников прочитать эти фразы как предложение с «собираюсь». Прослушайте и выделите слабую форму «to» перед согласными звуками и «полную» форму «to» со связующим звуком «w» перед гласными.

Заключение
Работа по произношению должна рассматриваться как неотъемлемая часть того, что происходит в классе.Постарайтесь не попасться в ловушку учебников, когда язык разбивается на отдельные части. Один урок по грамматике, следующий по лексике, затем
по произношению и так далее. Весь язык, как и речь, взаимосвязан, и учащиеся извлекут пользу из изучения слабых форм и ударных нагрузок в новых словах с самого начала, а не на корректирующем уроке через несколько месяцев.

Повышение осведомленности учащихся об этих формах, когда бы они ни возникали, является первым шагом к тому, чтобы помочь вашим учащимся говорить более естественно.Даже если они сначала не усваивают эти формы, «… во многих случаях простое осознание их существования может в огромной степени помочь учащимся лучше понимать язык, который они слышат». (Джеральд Келли — «Как научить произношению».)

Дополнительная литература
Основы звука Адриан Андерхилл
Произношение Далтон и Зайдлхолфер
Как научить произношение Джеральду Келли
Обучение английскому произношению Джоан Кенуорти

Ванесса Стил

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *