В чем состоят особенности социальной памяти человечества: Социальная память: определение, особенности, примеры

Содержание

Социальная память: определение, особенности, примеры

Помнить свой прошлое очень важно для каждого человека. История является той областью, в которой должны быть сведущи все, ведь она даёт ключ к пониманию событий далёкого прошлого. Это, в свою очередь, может уберечь человечество от ошибок в будущем. Социальная память человечества – это громадная живая система, которая растёт каждый день, «питаясь» воспоминаниями, литературой, музыкой и т. д.

Культурное наследие общества

Социальная память, определение которой будет дано ниже, считается предметом для междисциплинарных исследований, поскольку очень многогранна. Она представляет собой важную систему, позволяющую передавать культурное наследие, которое очень объемно, разнообразно и хаотично. Благодаря тому, что человечество изобрело множество способов передавать свои знания, впечатления и мысли будущим поколениям, социальная память общества огромна, из неё может черпать каждый человек.

социальная память

Культурное наследие очень важно, ведь оно объясняет прошлое и помогает разобраться в будущем. Исчезнуть всеобщая память не может, но, к сожалению, её очень легко исковеркать. Вопросами истинного сохранения истории занимаются не только специалисты, но и обычные люди. Они пишут биографии, мемуары, которые нигде не печатаются, а просто лежат в старом доме, в пыльном шкафу и ждут своего часа. Всё тайное рано или поздно становится явным, поэтому человечество познает свою истинную историю.

Истоки

Для того чтобы понять, что означает понятие социальная память, следует немного углубиться в психологию и философию. Обе эти науки говорят о том, что существует некое коллективное бессознательное, которое направляет всё общество. Конкретно описать эту систему очень трудно, но то, что она действительно существует, было доказано уже неоднократно. Термин трудно поддаётся вразумительному определению по ряду причин. Во-первых, следует понимать, что мы говорим о чисто теоретическом понятии. Во-вторых, привести пример достаточно сложно. Однако хочется отметить, что современные учёные продвинулись намного дальше своих предшественников и смогли дать определению этому понятию и привести конкретные примеры.

историческое сознание

Развитие идеи о социальной памяти человечества имеет достаточно длинную традицию в истории психологии. Отечественные психологи активно занимались этим вопросом, пытаясь найти ему подтверждение. Л.С. Выготский, А.Р.Лурия и другие учёные смогли доказать, что поворотные политические и исторические события в жизни общества могут влиять на психику человека и его память, подымая их на новый уровень.

Социальная память

Термин представляет собой некоторую форму передачи «капитала памяти» социальных групп, а также выражает определённые идеи, положения и ценности. Социальная память человечества выступает носителем моральных, культурных норм и ценностей. Благодаря ей накопленный «капитал» памяти можно использовать в процессе общения, а также воссоздавать его.

Стоит отметить, что термин «социальная память» является предметом изучения учёных из разных областей знаний. поэтому важно разуметь, что понятие очень многогранно. Тем не менее, современная научная литература не объяснит систему социальной памяти, её структуру и содержание. В целом же существует множество определений данного понятия, так как всё зависит от методологического подхода конкретной науки.

способы и формы сохранения исторической памяти

К примеру, информационный подход определяет социальную память как передачу информации временными каналами. С другой стороны, психологи объясняют термин как совокупность всей информации, которая есть в обществе. Также не следует забывать, что с данным понятием связаны такие концепты, как исторический опыт человечества, историческая правда, контрпамять, общая память.

Историческая память человечества

Историческое сознание подразумевает память о всех событиях истории человечества. Это отдельная категория, которая входит в большой комплекс социальной памяти. Первыми использовать понятие «историческая память» начали учёные-историки, которые стали замечать похожие витки одних и тех же событий через определённые промежутки времени. Историческое сознание общества — это совокупность сообщений, мифов, историй, передающихся из поколения в поколение. Если говорить о том, насколько достоверной является историческая память общества в целом, то следует сказать, что она в большей мере представляет собой набор искаженных рефлексий о событиях прошлого.

Ярче всего историческая память передаёт негативно окрашенные события, которые имели значительные последствия. Чаще всего передаются рассказы о несправедливости, угнетении, издевательствах, если речь идёт об исторической памяти конкретного народа.

старшее поколение

Историческую память часто ошибочно путают с культурной, однако, различие между понятиями велико. Культурная память представляет собой набор общих базовых представлений всего общества о прошлом, которые строятся на памятниках культуры, литературе и т.д. При этом не стоит недооценивать влияние всех культурных факторов на восприятие человеком прошлого.

Манипулирование социальной памятью

Способы и формы сохранения исторической памяти весьма разнообразны, особенно в условиях быстро развивающейся науки. Перед тем как рассматривать способы сохранения исторической памяти, следует отметить, что все они имеют огромное влияние на восприятие человеком себя в истории, а также на трактовку прошлого. Умелое манипулирование прошлым на уровне государства способно привести к ошеломляющим последствиям, ведь нация не сможет обратиться к своим истинным истокам. К сожалению, манипулирование историей со стороны власти встречается очень часто, что крайне негативно сказывается на восприятии молодежью прошлого своего народа. Многие факты умело и нарочно скрываются, а что-то вовсе исчезает из исторической хроники. Повлиять на это очень сложно, ведь составляют учебники историки. Однако уверены ли они в правдивости тех знаний, которые получили в высшем учебном заведении? Этот вопрос продолжает быть открытым.

Способы сохранения памяти человечества

Способы и формы сохранения исторической памяти создавались постепенно. Первой формой сохранения памяти общества были наскальные рисунки, по которым молодое поколение узнавало о том, как жил их предок. Зодчество имело очень большое влияние на людей до того, как появилась письменность. Развитие письменности положило начало огромному процессу, которые длится по сегодняшний день. Благодаря рукописям, свиткам старшее поколение передавало важную и тайную информацию своим последователям. Не зря говорят: что написано пером — не вырубишь топором. Почему же письменность так резко захватила всех и вся? Начнём с того, что зодчество было доступно только мастерам своего дела. Они делали свою работу по заказу богатых вельмож, ведь большинство архитекторов были бедны, но талантливы. Можно возразить, что грамотными тоже были единицы, и это действительно так. Но грамоте можно было обучиться гораздо быстрее, и она не требовала особых разрешений – пиши, что хочешь. Священнослужители получили возможность передавать свои мысли, наблюдения и учение из рода в род. Более того, грамотные люди начали писать художественную литературу, описывая в ней всю скорбь своего положения. Старшее поколение получило возможность накапливать мудрость и передавать её своим детям. Собственно, литература – это мощный инструмент сохранения социальной памяти общества. Также к важным, но менее значительным формам сохранения социальной памяти относятся: музыка, архитектура, празднества.

культурное наследие

С появлением общеобразовательных школ важное место в формировании исторического сознания человечества стало принадлежать учебникам. Именно им ученики верят беспрекословно, и именно оттуда они черпают всю информацию. Фольклор, мемуары, учебники, биографии, праздники, дни памяти, архитектура оказывают огромнейшее влияние на формирование цельной культурной памяти. В современном мире влияние только усилилось, так как быстро развивались СМИ, радио, телевидение, интернет. Обществу следует понимать, что реальные исторические факты редко лежат на поверхности, поэтому информацию из любого источника следует критиковать и подвергать логическому сомнению.

Особенности

Если вас интересует вопрос, в чем состоят особенности социальной памяти, следует ещё раз вернуться к определению термина, но мы не будем этого делать. Особенности социальной памяти (в отличие от памяти конкретного отдельного человека) в том, что память любого человека конечна, она имеет начало, но неизменно придёт к концу. Отдельный человек не может быть носителем исторической памяти. Говоря о социальной памяти, никогда нельзя выделить несколько человек или группу людей, которые являются ее носителями. В определении говорится о группе людей, но о самой большой группе людей – обществе всего мира. Именно каждый отдельный человек, являющийся членом общества, представляет собой маленькую составную социальной памяти. Культурное наследие невозможно без общества, без группы людей, которая по-своему его трактует и передаёт.

Многие учёные делают акцент на том, что если социальная память – это совокупность памяти отдельных людей, то целое превышает по значимости свои отдельные составляющие. Это очень важный вывод, который приводит к понимаю важности общности людей, взаимного обмена знаниями и всемирном взаимодействии.

культура социальная память

Особенности социальной памяти сводятся к одному глобальному пониманию — она не имеет границ. Она может прекратить существовать только в том случае, если исчезнет всё человечество, до единого человека. Ибо даже один человек может воссоздать всё прошлое своего рода. Да, это будет неполноценно и неточно, но даже в таком виде социальная память продолжит своё существование.

Кто занимался этим вопросом?

Важно заметить, что впервые термин «социальная память» был употреблен учёным из Эстонии Я. Ребане в одной из советских книг по психологии. Активно развивали данное понятие, а также были причастны к его введению в обиход учёные В.А. Ребрин и Ю.А. Левада. Именно эти исследователи поспособствовали тому, что термин был признан в научном сообществе.

На сегодняшний день социальная память человечества представляет интерес для огромного количества учёных по всему миру. Стоит отметить, что в последние годы заметно вырос интерес к памяти как к феномену мозга. Новые исследования позволяют создавать программы обучения, которые помогают запоминать информацию в больших объёмах и за приемлемое время. Поскольку информационный бум обрушился на общество очень стремительно, многие люди стали задумываться о фильтрации получаемой информации. Ведь информационный мусор просто безграничен. Если пропускать через себя все, можно потеряться в потоке и привести мозг в шоковое состояние.

Очень актуально изучать только нужную специфику, которая не содержит в себе лишних сведений или пространных размышлений. Всё большее количество учёных из разных сфер обращают своё внимание на уникальные возможности человеческой памяти. При этом исследователи акцентируют внимание на том, что ещё не изучена даже половина.

социально историческая память

В прошлом веке вопросами социальной памяти занимались: Морис Хальбвакс, Ж. Ле Гофф, Б. Гене, Пьер Нора, П. Хаттон и Алейда Ассман. Эти учёные внесли большой вклад в развитие понятия общей памяти. Благодаря тому, что они обратили внимание на этот значительный и сложный вопрос, его изучение продолжается по сей день. На данный момент вопросами социальной памяти в России занимаются следующие учёные: И.М. Савельев, А.И. Филюшкин, Л.П. Репина, О.Б. Леонтьев, Н.Е. Копосов. Это лишь малая часть большой группы учёных, которые посвятили свою жизнь изучения феномена коллективной памяти мира. Проблематика данного вопроса также включена в учебную программу в высших учебных заведениях. Это сделано не только для того, чтобы просветить молодежь в этом вопросе, но и чтобы она, заинтересовавшись данной темой, привносила свежие идеи. В США, к примеру, регулярно выпускается научный журнал «History & Memory», который подробно освещает данную тему, а также все новые замыслы, идеи и открытия.

Социальный менталитет

Социально-историческая память общества очень ярко выражается в менталитете народов или отдельных социальных групп. Менталитет представляет собой небольшую, но важную составляющую огромного комплекса социальной памяти. Любой менталитет – это живая, изменяющаяся, активная форма памяти общества, или, проще говоря – бытовое культурное наследие. Неосознаваемая часть социального менталитета общества состоит из установок, которые называют архетипами. Они представляют собой набор каких-либо стереотипов, мнений, суждений в любой сфере, и оказывают большое влияние на осознание человеком любого события. На самом деле архетипы во многом определяют реагирование общества на определённые события. Это также открывает огромные возможности для манипуляций, ведь мнением и поступками народа или общества можно ловко управлять, ссылаясь на якобы истинные события прошлого.

В современном мире это делается очень легко, ведь доступа к первичной информации у простых людей нет. Узнавать о событиях можно только из Интернета или телевидения, которые подают информацию в определённом видении, которое полностью субъективно и неистинно.

Примеры социальной памяти

Яркий пример социальной памяти народа можно увидеть в совершенно простых вещах: в том, как нация относится к другим народам, как выбирает политического лидера, как строит свою культуру, как воспитывает молодое поколение. Отдельно каждый из этих факторов не покажется столь значительным, чтобы влиять на социальную память общества. Однако эта видимость обманчива, ведь сумма частей превышает себя, представляя нечто большое. Пример социальной памяти отдельного человека ярко виден в его бытовых привычках, суждениях и решениях, которые он принимает. Влияние среды, а также знаний о прошлом, даже если они не систематизированы, оказывает огромное влияние на поведение человека в сегодняшних условиях. Зная о своих великих предках, гражданин активнее проявляет себя на политической, экономической и социальной арене государства. А граждане, привыкшие к тому, что ими помыкают, становятся пассивными и апатичными, даже не предприняв попытки исправить положение вещей.

Для каждого народа очень важен вопрос независимости, именно по отношению к данной проблеме можно многое сказать о том, какими архетипами живёт определённый народ. Многие этносы воспевают своё плачевное положение, сетуя на негодных правителей и плохую удачу. Но так это на самом деле, или просто укоренившаяся привычка страдать из поколения в поколение и быть подчиняемыми?

Подводя итоги статьи, следует акцентировать внимание на том, что каждый отдельный человек — это часть чего-то большего. Об этом стоит помнить, уча своих детей, выбирая страну, принимая важное решение. Именно сегодняшними вашими поступками будет руководствоваться следующее поколение. И хотя вопросы ещё недостаточно изучены, можно с уверенностью сказать, что культура, социальная память будут развиваться быстро и перспективно.

В чём состоят особенности социальной памяти человечества?

Ключевое слово — общественное. Нередко идущее на поводу у большинства, которое не задумываясь и не вникая в суть перенимает мнение у думающей единицы, активно распространяющей своё мнение по какому-либо вопросу. При этом мнение изначальной единицы будет стопроцентно верным лишь для этой единицы. Но, получив поддержку, мнение единицы становится общественным. Общество, по каким-то причинам, считает, что большинство не может заблуждаться и не задумывается о той самой единице, что протолкнула своё личное мнение в общество. Как ни прискорбно, но мнения единиц в общество ныне проталкивают депутаты. Другие же депутаты идут у них на поводу.

Самый яркий пример здесь — бывший член ЛГБТ Виталий Милонов, ныне с ЛГБТ борющийся. Кто-то сказал ему: «ЛГБТ плохо! С ЛГБТ надо бороться!» Он услышал и ушёл из-под радужного флага, где находился в 90-х годах. Стал депутатом и стал бороться. Потому что человек, сказавший ему это, сказал это не только ему, но и другим представителям общества. Общественное стадо поверило единице. В том числе и Милонов. И стало бороться, особо не задумываясь, что всё это уже было, и опыт борьбы с ЛГБТ предыдущих поколений оказался неудачным и они признали свою ошибку. Но зачем нам учиться на ошибках других, мы лучше собственные шишки набьём! Пойдём на поводу у единицы и мнения общественного стада! Но забудем заглянуть в прошлое лидера и не увидем, что он и есть тот, с кем мы боремся…

Да, человек — это общественное животное. А общественные животные часто сбиваются в ощественные стада. Общественными стадами проще управлять правительству, чем думающими единицами.

Но, по-настоящему думающими единицами являются всё же не депутаты, а люди с нестандартным мышлением, умеющие взглянуть на происходящее со всех сторон, которых всегда более двух, и не поддающиеся чужому влиянию — мнению общественного стада. Таких людей нельзя назвать общественными животными, но их, увы, крайне мало.

ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — это… Что такое ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ?



ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
— совокупность социокультурных средств и ин-тов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной соц. информации в информацию о прошлом (ретроспективную) с целью сохранения накопленного обществ. опыта и передачи его от поколения к поколению. Понятие введено в 60-70-х гг. XX в. советскими исследователями: Я. К. Ребане, В. А. Ребриным, Ю. А. Левадой и др. Ранее употреблялись близкие понятия: «коллективная память», «коллективный мозг», «историч. память», «память человечества», «память мира». Во всех случаях подчеркивалось — память «совокупного субъекта» обладает новыми качествами, несводимыми к простой сумме качеств входящих в нее памятей индивидов (Б. Ф. Ломов). Изучение памяти как продукта историч. развития психики человека имеет длительную традицию в отечественной психологич. науке. Так, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др. обосновали положение о том, что обществ.-историч. сдвиги не только вносят в психич. мир человека новое содержание, но и переводят сознание, а значит, и процессы памяти на качественно иные уровни. П.с, отражая в общих чертах историю развития памяти индивидуальной (в онтогенезе и филогенезе), имеет собственные принципы организации и воспроизведения. В отличие от индивидуальной памяти П.с. всегда опосредствована памятью др. людей, знаковыми системами, орудиями и средствами труда, воспринимаемыми как знаки. В истории развития П.с. человечества можно выделить несколько последовательных этапов. По мере становления человеческого об-ва постепенно вырабатывался «общий фонд памяти» рода, племени, общины. Усиление единства памяти и системы внутреннего мира имело огромное значение в сплочении человеческих коллективов. Древнейшая, дописьменная форма П.с. складывалась непроизвольно и стихийно. Для нее характерно отсутствие осознанной цели запомнить, сохранить и воспроизвести ретроспективную информацию. Из поколения в поколение передавался только такой опыт, к-рый человек получал в процессе прямого общения с нами об-ва.


Память молодых поколений опосредствовалась живой памятью старших к-рой была сугубо утилитарной. Иначе память старших поколений не предназначалась для использования в качестве орудия запоминания и воспроизведения информации. Об-во сознательно не ставило перед собой цель транслировать информацию во времени. Мифология первобытного об-ва — это не историч. знание, т. е. знание о прошлом, а средство приобщения к настоящему. Новое знание накапливалось крайне медленно, и поэтому процесс обращения к прежнему опыту больше напоминал простое воспроизведение имеющегося знания, т. е. его репродукцию. После возникновения письменности, позволившей осознанно использовать искусственные знаки как орудия управления поведением человека (Л. С. Выготский) и воспроизведения информации, репродуктивная память хотя и сохраняется, но перестает играть ведущую роль. П.с. переходит во вторую, опосредствованную знаковыми системами реконструктивную форму. Реконструктивная форма П.с. характеризуется целенаправленным использованием знаковых систем как основных средств для сохранения и восстановления прошлого опыта в идеологич., познавательных и дидактич. целях. Реконструктивную форму памяти следует считать произвольной, т. е. такой, к-рая активно направлена на запоминание и восстановление важных с т. зр. данного об-ва и господствующих классов фактов и явлений. Однако подлинного овладения своей собственной памятью об-во достиг, только тогда, когда перешло от стихийного накопления ретроспективной информации к нательной ее концентрации в специально созданных для этого ин-тах-депозитариях. От архивов-библиотек древности, ведомственных архивов, кабинетов с раритетами и частных хранилищ был пройден путь к разветвленной сети общенац. библиотек, архивов, музеев и др. Благодаря целенаправленному отбору и организации информации в учреждениях-депозитариях П.с., а с ней и истории, сознание об-ва приобретали все большую хронологич. глубину и системную целостность. Все три истории, формы соц. памяти — репродуктивная, реконструктивная и конструктивная — сохраняются в современном обществ. сознании, выполняя свойственные только им функции. К основным носителям П.с. следует отнести: сознание живущих людей, т. е. память о соц. действиях самих участников событий; отчужденные от сознания, овеществленные источники знаковой информации и средства ее передачи, специально созданные для этой цели; вещественные объекты, к-рые вообще не были предназначены для передачи информации (орудия труда в широком смысле слова). Соц. факторам, влияющим на увеличение объема, плотности и хронологической глубины П.с. (рост населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня культуры, грамотности и т. д.), противостоят факторы, ведущие к ее разрушению. Следует различать стихийные, нежелательные процессы дезорганизации П.с. — «обществ. амнезию» — и осознанные действия,  направленные на «забывание» малозначимой ретроспективной информации. К факторам, ведущим к дезорганизации П.с, следует отнести (кроме естественного старения носителей информации) их уничтожение в рез-те стихийных бедствий, войн, падения уровня культуры, идеологич. борьбы в классовом об-ве. В истории человечества известны случаи обществ. амнезии, т. е. полного или частичного забвения культурно-историч. опыта, утраты навыков его воспроизведения. В рез-те войн или др. катастроф, прерывавших соц. преемственность, целые народы исчезли с историч. арены. Об-во, потерявшее П.с, перестает ощущать себя субъектом истории, так же как отдельный человек, потерявший память, теряет свою личность, свое «Я». Помимо сохранения и упорядочения информации о прошлом механизмы П.с. служат также ее воспроизведению, т. е. актуализации. В целях актуализации ретроспективная информация тем или иным способом извлекается из долговременной памяти, преобразуется и воспроизводится в текущем обществ. сознании. Каждый такой акт Ют непосредственного воспроизведения, предположим документа в публикации, предмета в экспозиции музея, трансляции «живых» мемуаров временников средствами массовой коммуникации до сложнейшей аналитич. переработки ретроспективной информации в научн. исследовании) можно рассматривать как обращение к «воспоминаниям» о значительных для данного состояния об-ва историч. событиях. Механизмы П.с. обеспечивают участие ретроспективной информации в формировании «картины мира» современного человека. Они придают ей историч. перспективу и целостность. Все объекты, включаемые в П.с., приобретают в рез-те упорядочения и описания потенциальную возможность быть актуализированными. Но фактическое их воспроизведение в новых историч. условиях детерминировано идеологией и нуждами текущей обществ.-политич. практики. В то же время можно обнаружить общие принципы актуализации ретроспективной информации, к-рые следуют как законам ассоциативных связей (принципы смежности, сходства и контраста текущей жизни об-ва с его прошлыми состояниями), так и принципам целостности воспроизводимых в обществ. сознании образов прошлого. П.с. позволяет об-ву осознавать свое место в истории человечества, обосновывать значимость собственной культуры и соотносить ее с подлинными ценностями др. культур. Лит.: Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод//Философские проблемы исторической науки. М., 1969; Ребрин В.А. Методические проблемы социального общественного сознания. Новосибирск, 1974; Ребане Я.К. Принцип социальной памяти//Филос. науки. 1977, № 5; его же. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания//Вопросы философии. 1982, № 8; Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984; Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания (в свете концепций о социальной памяти)//Вопросы философии. 1985, № 8. Б.С. Илизаров.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
Г.В. Осипов.
1999.

  • ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ
  • ПАМЯТЬ

Смотреть что такое «ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

  • память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… …   Философская энциклопедия

  • ПАМЯТЬ КОЛЛЕКТИВНАЯ — совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по символической реконструкции прошлого в настоящем. Изучение данного феномена осуществляется в следующих направлениях: прочтение содержаний коллективной памяти с использованием… …   Современный философский словарь

  • память —         (лат. memoria). Немногие слова средневековой латыни столь же многозначны. Во множестве ее форм, memoria была в сердце христианства, с его евхаристическим предписанием: «делай это в П. обо мне», и иудаизма, с его библейским императивом:… …   Словарь средневековой культуры

  • Память — I Память способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической… …   Медицинская энциклопедия

  • ПАМЯТЬ — психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПАМЯТЬ — сохранность прошлого. Прошлое может сохраняться и в форме простых привычек; память же обозчает собственно представление о прошлом. Пять элементов памяти – это: 1) фиксация воспоминаний; 2) их сохранение; 3) припоминание; 4) узнавание; 5)… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ПАМЯТЬ — сохранность прошлого. Прошлое может сохраняться и в форме простых привычек; память же обозначает собственно представление о прошлом. Пять элементов памяти это: 1) фиксация воспоминаний; 2) их сохранение; 3) припоминание; 4) узнавание; 5)… …   Философский словарь

  • РАЗЛИЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА СУЖДЕНИЯ — ( La Distinction. Critique sociale du jugement . Paris: Ed. de Minuit, 1979) одна из главных работ Бурдье . Наряду с Самоубийством Э. Дюркгейма и Протестантской этикой и духом капитализма М. Вебера является одной из трех наиболее цитируемых в… …   Социология: Энциклопедия

  • Ингибиция (социальная) — (лат. «удерживание, останавливание») – ухудшение продуктивности, скорости, качества деятельности индивида в присутствии посторонних лиц наблюдателей. Ср.: Зато против него сидел пожилой, изможденный [игрок]… И когда кто нибудь становился сзади за …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Память и ее значение в жизни человека — Студопедия

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Память – это основа психической жизни человека, основа нашего сознания. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами.

Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые усваивает человек в виде знаний, умений и навыков.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.



Основные процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, со­хранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание — процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Социальная память: определение, особенности, примеры

Память о прошлом очень важна для всех. Права. История — это область, в которой каждый должен знать, потому что она дает ключ к пониманию событий далекого прошлого. Это, в свою очередь, может спасти человечество от ошибок в будущем. Социальная память человечества — это огромная живая система, которая растет с каждым днем, «питаясь» воспоминаниями, литературой, музыкой и т.д.

Культурное наследие общества

Социальная память, определение которой будет дано ниже, считается предметом для междисциплинарных исследований, так как они очень многогранны.Это важная система, которая позволяет передавать культурное наследие, которое очень объемно, разнообразно и хаотично. Благодаря тому, что человечество изобрело множество способов передать свои знания, впечатления и мысли будущим поколениям, социальная память общества огромна, каждый может извлечь из нее.

Культурное наследие очень важно, потому что оно объясняет прошлое и помогает понять будущее. Универсальная память не может исчезнуть, но, к сожалению, ее очень легко перекосить.Проблемами подлинного сохранения истории занимаются не только специалисты, но и обычные люди. Они пишут биографии, мемуары, которые нигде не печатают, а просто лежат в старом доме, в пыльном чулане и ждут своего часа. Вся тайна рано или поздно становится очевидной, поэтому человечество знает свою истинную историю.

Origins

Чтобы понять, что означает понятие социальной памяти, необходимо немного углубиться в психологию и философию.Обе эти науки предполагают, что существует своего рода коллективное бессознательное, которое направляет все общество. Описать эту систему очень сложно, но факт ее существования доказан уже много раз. Дать четкое определение этому термину сложно по ряду причин. Во-первых, следует понимать, что речь идет о чисто теоретической концепции. Во-вторых, привести пример довольно сложно. Однако следует отметить, что современные ученые продвинулись намного дальше своих предшественников и смогли дать определение этому понятию и привести конкретные примеры.

Развитие идеи социальной памяти человечества имеет достаточно давнюю традицию в истории психологии. Этим вопросом активно занялись отечественные психологи, пытаясь найти подтверждение. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и другие ученые смогли доказать, что поворотные политические и исторические события в жизни общества могут влиять на психику человека и его память, поднимая их на новый уровень.

Социальная память

Термин представляет собой форму передачи «капитала памяти» социальных групп, а также выражает определенные идеи, позиции и ценности.Социальная память человечества — это носитель нравственных, культурных норм и ценностей. Благодаря ему накопленный «капитал» памяти можно использовать в процессе общения, а также воссоздавать его.

Следует отметить, что термин «социальная память» является предметом изучения ученых из разных областей знаний. поэтому важно понимать, что концепция очень многогранна. Тем не менее современная научная литература не объясняет систему социальной памяти, ее структуру и содержание.Вообще существует множество определений этого понятия, так как все зависит от методологического подхода той или иной науки.

Например, информационный подход definessocial memory как передача информации по временным каналам. С другой стороны, психологи термин «атрибут» означает совокупность всей информации, существующей в обществе. Также не забывайте, что с концепцией связаны такие понятия, как исторический опыт человечества, историческая правда, контрпамять, общая память.

Историческая память человечества

Историческое сознание подразумевает память обо всех событиях истории человечества. Это отдельная категория, которая входит в большой комплекс социальной памяти. Первыми использовать понятие «историческая память» стали ученые-историки, которые через определенные промежутки времени стали замечать похожие повороты одних и тех же событий. Историческое сознание общества — это совокупность сообщений, мифов, историй, передаваемых из поколения в поколение.Если говорить о том, насколько надежна историческая память общества в целом, следует сказать, что она в большей степени представляет собой набор искаженных отражений прошлых событий.

Более яркая историческая память передает события, окрашенные в негативную окраску, которые имели серьезные последствия. Чаще всего встречаются истории о несправедливости, притеснении, издевательствах, когда речь идет об исторической памяти того или иного народа.

Историческую память часто ошибочно путают с культурной, однако разница между понятиями велика.Культурная память — это совокупность общих базовых представлений всего общества о прошлом, которые построены на памятниках культуры, литературе и т. Д. В то же время нельзя недооценивать влияние всех культурных факторов на восприятие человеком прошлого.

Манипуляция социальной памятью

Способы и формы сохранения исторической памяти очень разнообразны, особенно в быстро развивающейся науке. Прежде чем рассматривать способы сохранения исторической памяти, следует отметить, что все они имеют огромное влияние на восприятие человеком себя в истории, а также на интерпретацию прошлого.Умелое манипулирование прошлым на государственном уровне может привести к ошеломляющим последствиям, потому что нация не может обратиться к своим истинным истокам. К сожалению, очень часты манипуляции историей со стороны властей, что очень негативно сказывается на восприятии молодежи своим народом прошлого. Многие факты умело и сознательно скрываются, но что-то полностью исчезает из исторической хроники. На это очень сложно повлиять, потому что в учебниках есть историки.Однако уверены ли они в правдивости знаний, полученных в вузе? Этот вопрос остается открытым.

Способы сохранения памяти человечества

Способы и формы сохранения исторической памяти создавались постепенно. Первой формой сохранения памяти общества были наскальные рисунки, по которым подрастающее поколение узнало, как жил их предок. Архитектура имела очень большое влияние на людей до появления письменности.Развитие письма положило начало огромному процессу, который продолжается и по сей день. Благодаря рукописям, свиткам старшее поколение передавало своим последователям важную и секретную информацию. Не зря говорят: что написано пером — топором не вырезать. Почему письмо так остро захватило всех и вся? Начнем с того, что архитектура была доступна только мастерам своего дела. Они выполняли свою работу по заказу богатых сановников, потому что большинство архитекторов были бедными, но талантливыми.Можно утверждать, что были и грамотные грамотные люди, и это действительно так. Но чтению и письму можно было научиться намного быстрее, и для этого не требовалось специальных разрешений — пишите, что хотите. Священнослужителям была предоставлена ​​возможность передавать свои мысли, наблюдения и учения из поколения в поколение. Более того, грамотные люди начали писать художественную литературу, описывая в ней всю горечь своего положения. Старшее поколение получило возможность накапливать мудрость и передавать ее своим детям.Собственно, литература — мощный инструмент сохранения социальной памяти общества. Также важными, но менее значимыми формами сохранения социальной памяти являются: музыка, архитектура, праздники.

С появлением общеобразовательных школ важным местом в формировании исторического сознания человечества стали учебники. Именно им студенты беспрекословно верят, и оттуда они черпают всю информацию. Фольклор, мемуары, учебники, биографии, праздники, дни памяти, архитектура оказывают огромное влияние на формирование целостной культурной памяти.В современном мире влияние только усилилось, так как СМИ, радио, телевидение и Интернет быстро развивались. Общество должно понимать, что реальные исторические факты редко

.

Роль социальных наук в механизации человечества — Архив заговоров

Пол и Филип Коллинз ©, 21 марта 2006 г.

Новая Теократия

B.F. Skinner, Time Magazine Sep. 20, 1971 Во многих отношениях эпистемология подобна экономической системе. Имея всех подходящих теоретиков во всех нужных местах, можно произвольно придавать эпистемологическое превосходство тем парадигмам, которые наиболее целесообразны с социальной и политической точек зрения.В такой атмосфере эпистемологического подавления академические и институциональные барьеры не позволяют конкурентам получить доступ к рынку идей. Между тем, самопровозглашенная когнитивная элита монополизирует экономику народной мысли. Короче говоря, эта олигополия знания представляет собой эпистемологический картель, продвигающий своих помазанных идеологов и подавляющий когнитивных диссидентов.

В рамках традиционных теократических властных структур древности санкционированные государством духовенства составляли эпистемологические картели.Ярким примером являются фарисеи, устроившие распятие Иисуса Христа. Другой пример — мистические культы Месопотамии. В обоих случаях небольшая элита осуществляла жесткий контроль над познаваемым. Тем самым они сохранили социально-экономическое доминирование политических олигархов. В рамках их авторитарной экономики мышления такие идеи, как «свобода» и «человеческое достоинство» не были присвоены никакими средствами.

Однако такое положение вещей неизбежно изменилось. Когда религиозные институты правящей элиты начали терять доверие в массах, стало очевидно, что олигархам придется принять более светскую систему контроля.Результатом этой трансформации стало возникновение того, что Олдос Хаксли назвал «научной диктатурой». Хаксли объясняет:

Старшие диктаторы пали, потому что они никогда не могли обеспечить своих подданных хлебом, зрелищами, чудесами и загадками.

При научной диктатуре образование действительно будет работать, и большинство мужчин и женщин вырастут и полюбят свое рабство и никогда не будут мечтать о революции. Кажется, нет веских причин, по которым должна когда-либо быть свергнута полностью научная диктатура.( Возвращение в Дивный новый мир 116)

По сути, научная диктатура — это просто теократия, основанная на религии сциентизма. Сциентизм — это эпистемологический империализм. Он предусматривает вселенское навязывание науки всем областям обучения. Несомненно, большинство современных мыслителей сочли бы эту универсальную экстраполяцию науки желательной. В конце концов, наука внесла свой вклад в технический прогресс человеческого общества. Он использовал электричество через лампочку, лечил болезни с помощью прививок и путешествовал по космосу с помощью ракет.Несомненно, такая сила могла бы в равной степени улучшить условия жизни человека, если бы была применена к вопросам истории, морали и управления.

Однако современный ум, ослепленный своим собственным хроноцентризмом, не смог распознать существенный недостаток исследовательских методов науки. Майкл Хоффман обнаруживает этот недостаток:

Причина того, что наука — плохой хозяин и опасный слуга, и что ей не следует поклоняться, заключается в том, что наука не объективна.Наука основывается на использовании измерений. То, что не соответствует меркам ученого, отбрасывается. Научный детерминизм неоднократно исключал некоторые данные из своих измерений и фальсифицировал другие данные, такие как «Пилтдаунский человек», чтобы поддержать самореализующийся характер своей собственной программы, будь то дарвинизм или методы лечения рака «вырезать, сжечь и отравить». . » (49)

Действительно, как система количественной оценки наука может заниматься только объектами, поддающимися количественной оценке.Пункты, которые не поддаются количественной оценке, должны быть исключены. Это вызывает тревожный вопрос. Какие именно элементы должны исключать исключительно научные взгляды? Ответ содержится в The Report from Iron Mountain , документе, который якобы является продуктом секретного правительственного аналитического центра:

Предыдущие исследования рассматривали желательность мира, важность человеческой жизни, превосходство демократических институтов, величайшее «благо» для наибольшего числа людей, «достоинство» личности и другие подобные желаемые предпосылки в качестве аксиоматических ценностей, необходимых для обоснование исследования вопросов мира. Мы не нашли их такими. Мы попытались применить стандарты физической науки к нашему мышлению, главной характеристикой которого является не количественная оценка, как принято считать, а то, что, по словам Уайтхеда, «. . .it игнорирует все ценностные суждения; например, все эстетические и моральные суждения ». (Левин 13-14; курсив мой)

Исключительно научный подход отбрасывает все «аксиоматические ценности». «Эстетические и моральные суждения», сохраняющие человечность человека, должны полностью игнорироваться в чисто научном обществе.На самом деле нужно изменить самого человека. Поскольку человечество человека создает проблему для государства, управляемого согласно системе количественной оценки, этот конкретный атрибут его существа должен быть исключен. Научная диктатура требует ученого человека. Конечно, такое существо вообще перестало бы быть человеком, и это именно то, что социальные инженеры научной диктатуры пытаются создать … человека-машины, или, говоря словами

.

Человечество, человечество и пол

Мейв Мэддокс

background image 446

Читатель ставит меня в известность за то, что я не использовал «гендерно-нейтральный язык» в недавнем сообщении:

В своем определении эсхатологии вы используете слово человечество. У вас есть писательский сайт, пожалуйста, используйте гендерно-нейтральный язык, пожалуйста, это не так уж и сложно.

Мои взгляды на гендерный язык, возможно, слишком расплывчаты, чтобы соответствовать более жестким требованиям политической корректности.Например, я не вижу ничего плохого в использовании слова человечество в значении «все люди, живущие на Земле». Насколько я понимаю это слово, оно происходит от древнеанглийской конструкции, в которой man означает «человек».

Я не одобряю таких слов, как «поэтесса » и «авторская книжка » , которые, как мне кажется, передают чувство снисходительности.

Я осуждаю выражение «женщина-врач», используемое для обозначения пола врача, а не его медицинской специальности.

С другой стороны, такие слова, как председатель , кажутся мне слегка абсурдными. А попытки перевести Библию на «гендерно-нейтральный язык» кажутся довольно неадекватными, учитывая патриархальную точку зрения на содержание.

Полагаю, я должен был заменить человечество на человечество . Я не вижу в этом смысла. Слово человек происходит от латинского слова «человек»: homo . Был древнеанглийский аналог, guma (мн. guman ), что также означало «мужчина». В нашем слове сохранилось жених , «мужчина невесты».

Чрезмерное внимание к «гендерно нейтральному языку» часто приводит к унидиоматичному английскому и / или ненужным преобразованиям полезных и безобидных слов.

Это — это писательский сайт, но это также и блог. Читатели должны ожидать, что посты будут информированы об определенном мнении.

Я чувствую себя обязанным проверить свои обсуждения стандартного использования, проконсультировавшись с OED, Чикагским руководством по стилю и другими признанными авторитетами.Однако что касается того, что считается «гендерно-нейтральным языком», а что нет, то я не чувствую принуждения соглашаться на мир «председателя Гринспена» и «каждый мужчина и женщина за себя». Я не вижу каждое слово со слогом m-a-n как оскорбление для женщин. (Должны ли мы по-прежнему использовать слово женщина ?)

На мой взгляд, человечество не более «гендерно нейтрально», чем человечество . Оба означают одно и то же, и оба происходят от слова «человек».”

Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!

Продолжайте учиться! Просмотрите категорию «Словарь», просмотрите наши популярные публикации или выберите соответствующую публикацию ниже:

Прекратите делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!

image description

  • Вы будете улучшать свой английский всего за 5 минут в день, гарантировано!
  • подписчиков получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
  • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!

Попробовать бесплатно

.

«Надлежащее изучение человечества» Исайи Берлин

Берлин — интеллектуальный исследователь, мудрый, вдумчивый, осторожный и, в конечном счете, вдохновляющий. Вступительное эссе — безупречное введение в суть вытесненного риганита: твердое заявление против соблазнительных соблазнов догм и идеологий, против пегой мечты об утопическом совершенстве, достижимом рациональными и научными методами, служащими священству техников, дергающих за рычаги; иллюзорная цель, которую так часто ищут кровавыми средствами.Первая партия эссе служит основой для более подробных экзаменов Берлина, которые (предположительно) последуют. Это способствует плотному чтению, страницы заполнены переплетенной мускулистой прозой, поскольку Берлин исследует, анализирует и вырабатывает аргументы за и против ассимиляции гуманитарных наук в строгие, рациональные структуры науки; продолжающееся существование политической теории в мире без единых или единичных целей; взаимодополняющая связь между увеличением познания человека и познанием его свободы и тем, что в данном контексте фактически включает в себя его свобода; и исследование — записанное с лекции 1953 года в Лондонской школе экономики — реальности, присущей утверждениям исторической необходимости, лежащим в основе столь многих прогрессивных теорий и догм.

Пока что у Берлина не рекордный рекорд — он с большой буквы B блестящий (хотя и без заглавной буквы в функции прилагательного в одноразовом, очевидно, и так далее, и так далее, действительно и по какой причине, чтобы молоко не испортилось и т.д., и тому подобное своего рода конец) и чрезвычайно наводит на размышления, но суховато и — по крайней мере для меня — интенсивно и требует много времени, поскольку часто абзацы, даже страницы, нужно возвращать и перечитывать, чтобы сохранить суть текущий или последующий аргумент *. Я один из тех чудаков, которые просто должны прочитать книгу эссе в последовательном порядке — невзирая на искушение заняться классно хорошими вещами на много глав вперед — и, таким образом, масштабируя фундаментальные основы, я готов подняться к поистине мясным частям.

* Частично это связано с тем фактом, что Берлин, более чем большинство, возможно, любой автор, которого я имею или, возможно, буду в будущем, близком или далеком, будет иметь досуг, возможно, для изучения, или по крайней мере, чтобы стремиться к тому времени, доступное или, лучше сказать, отведенное для щедрого стремления к удовольствию чтения, использует запятые, бесконечные запятые, загруженные лодками, плавающие вверх и вниз или вниз и вверх, возможно, легче сказать, чем предполагалось запятые в огромных количествах, так что к концу или, по крайней мере, к предпоследней, которая завершена, части предложения, или фразы, или придаточного предложения, вы так запутались, так запутались, так тщательно, то есть полностью или полностью, кишащий этими периодами слюни или какающими точками, которые вы полностью, полностью, в самой полной мере этого слова забыли, в чем суть или происхождение, или, по крайней мере, если мы должны вернуться к этому, намерение , или значение предложения, есть, или было, или, возможно, даже должно было быть.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *