В психологии технология это: Вы точно человек?
Психотехнологии.к проблеме понятия — Научные и учебные работы
метки: Деятельность, Метод, Действие, Значение, Анализ, Понятие, Биографический, Основа
3
В последние десятилетия становятся популярными различные психологические техники воздействия на психику и поведение человека, позволяющие адекватно использовать ресурсы психики для достижения поставленных целей. Исследования данной проблемы активно применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге, положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб и прочее.
Вышесказанное имеет отношение к термину, который в последнее время получил довольно широкое распространение в психологии и других областях науки и практики и столь же широкое толкование – «психотехнологии».
Анализ психологических словарей и сети Internet, позволяют сформулировать следующее рабочее определение интересующего нас понятия:
Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник: принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.
Данное определение не в полной мере отражает специфику понятия «психотехнология», а лишь обозначает внешние характеристики данного феномена, дает поверхностное представление о его сущности.
Заметим, что термин «психотехнология» может быть истолкован в различных значениях. Опять же анализ литературы по данной тематике показал, что для одних «психотехнология» означает тренинговую форму обучения, для других – нейролингвистическое программирование или транзактный анализ, для третьих – разработку и испытание психотронного оружия, четвертые понимают под психотехнологией методы контроля сознания и так далее.
Более глубокий анализ понятия «психотехнология» провел в своей статье Н.Д. Узлов, который предпринял попытку систематизировать различные подходы к пониманию изучаемого нами понятия.
Далее приведем ключевые моменты статьи Н.Д. Узлова [6] , в которой в качестве оснований рассмотрены использование данного термина через категории продуктивной деятельности, ориентировочной основы действий, алгоритма решения психологических задач, интегративной модели:
2 стр., 776 слов
Лабораторное занятие №3. «Биографический метод и его возможности при анализе социально – психологической информации. Анализ продуктов деятельности»
Цель:Изучить биографический метод исследования и метод анализа продуктов деятельности. Задачи: 1. Составление характеристики личности на основании биографического метода 2. Составить отчет. План: 1. Устный опрос по теме. 2. Этап 1. Освоение биографического метода 3. Этап 2.. 4. Этап 3. 5. Представить отчет в форме протокола. 6. Выводы. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие биографического …
Психотехнология как продуктивная деятельность
С классификационной точки зрения психотехнологии относятся к классу социальных технологий, которые по аналогии с промышленными технологиями определяются как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения [1].
Психотехнологию можно рассматривать как особую форму продуктивной деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, основанную на знании закономерностей функционирования психики. Продуктивная деятельность – деятельность рациональная и целесообразная по своей природе.
Психотехнология как ориентировочная основа действий.
А.П.Ситников описывает четыре возможных значения понятия «психотехнология». Исходным понятием выступает «совокупность действий и операций».
Значение I: психотехнология как реально осуществляемая упорядоченная совокупность действий и операций, или «осуществление психотехнологии».
Значение II: психотехнология как способ организации упорядоченной совокупности действий и операций в определенную целенаправленную последовательность или ориентировочная основа действий – «первичная форма существования психотехнологии».
Значение III: психотехнология как описание научными средствами целенаправленной последовательности действий, выявление их упорядочивающей основы, изучение закономерностей в способах организации действий с целью использования наиболее эффективных из них. Этому значению может соответствовать «психотехнологическое исследование».
8 стр., 3985 слов
Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя
… хода событий, изменяя объект, т.е. только в результате действий психологического воздействия возникают те процессы, которые приводят к изменению психических параметров. 5 … воздействия реализуется множеством способов, подробно описанных в соответствующей литературе, поэтому остановимся здесь лишь на нескольких. Это касается, в первую очередь, современных психотехнологий …
Значение IV: психотехнология как результат описания осуществляемых способов организации действий и операций, нацеленный на его практическое применение, схема ориентировочной основы действий – совокупность различной предметной информации, ориентиров и указаний по совершению действий. Этому уровню соответствует «реализация психотехнологии».
Таким образом, психотехнология понимается как целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации, своей ориентировочной основой, совокупность и последовательность действий [4, 5].
Психотехнология как алгоритм решения психологических задач.
Т.С. Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:
• Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.
• Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия.
• Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия.
• Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия [2].
Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий (рекламных, избирательных, PR-технологий) построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий.
2 стр., 707 слов
Основные задачи психологической службы образования
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который …
Интегративная модель психотехнологий.
В.В. Козловым [3] предпринята попытка провести систематизацию различных подходов к психотехнологиям. Автор описывает психотехнологию как «систему категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы».
С позиций системного подхода и с точки зрения решаемых задач предлагается выделить три основных группы психотехнологий: 1) интегративные психотехнологии, оказывающие комплексное, интегральное воздействие; 2) целевые психотехнологии, решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества; 3) метапсихотехнологии (психотехнологии применения психотехнологий), обучающие овладению ими. Автором предпринята попытка классификации психотехнологий на основе развиваемой им парадигмы интегративной психологии, исходя из представлений о пятиуровневой модели человеческого существа, в котором выделяются телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный уровни. При этом считается возможным осуществлять интервенцию с каждого из этих уровней на любой другой или объединять уровни.
С учетом изложенного Н.Д. Узлов предлагает следующее определение: психотехнология – это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом, и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.
8 стр., 3529 слов
Социология и психология журналистики
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО» Институт непрерывного педагогического образования Кафедра социологии и БО УТВЕРЖДАЮ Директор ИНПО ____________А.Г. Ширин «____»__________2013 г. Модуль ГСЭ цикла ООП Рабочая программа …
Литература:
- Ивонин Л.Г. Технология социальная // Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. С.345.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 544 с.
- Козлов В.В. Использование психотехнологий как проблема психоэкологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.integratio.ru /article/018.htm
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, Методика. Психотехнологии М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
- Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 1992. 276 с.
- Узлов Н.Д. Психотехнологии: к проблеме определения понятия /Н.Д.Узлов //Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». – 2011. – Вып. 1(5).
– С.32-42.
Современные психотехнологии в практике психолога-консультанта. Психотехнологии: к проблеме определения понятия
Под психотехнологиями мы понимаем практический инструментарий, который ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения. Использование в учебном процессе психотехнологий позволяет проявляться творческому базису личности студентов магистратуры, так как активизирует внутренние ее механизмы, ориентирует на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе. К психотехнологиям мы относим тренинг.
В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное значение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Так, в педагогической литературе довольно широко используется термин «педагогическая технология». Существует разнообразие определений этого понятия. Б.Т. Лихачев дает определение педагогической технологии как совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Ряд авторов (В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Т.П. Сальникова) под термином «педагогическая технология» понимает продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
По определению ЮНЕСКО педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Таким образом, проанализировав различные определения понятия, можно сделать вывод, что содержательная сторона термина сводится к следующему: технология — это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, состава, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.
Обратимся еще раз к пониманию технологии в других сферах человеческой деятельности. Здесь выделяются два уровня технологии: как науки или совокупности сведений, необходимых практику для реализации того или иного производственного процесса; как самого реального процесса.
Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.
Когнитивная область включает цели от запоминания и воспроизведения материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способами действий, включая создание нового.
Аффективная (эмоционально — личностная) область включает цели формирования эмоционально — личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности.
По ориентации на личностные структуры технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристичские, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.
Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности. Эвристические — на развитие творческих способностей субъекта. Прикладные призваны обеспечить формирование действенно — практической сферы личности.
По подходу к субъекту технологии подразделяют на авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно — ориентированные, гуманно — личностные. В авторитарных технологиях применяется подавление инициативы и самостоятельности, принуждение. Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством в субъект — субъектных отношениях. Технологии свободного воспитания предоставляют субъекту свободу выбора и самостоятельность в разных сферах его жизнедеятельности. Личностно — ориентированные ставят в центр личность субъекта, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализаций природных потенциалов.
Гуманно-личностные отличаются психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
Задача технологии как науки заключается в выявлении закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.
Следовательно, под термином «психологические технологии» мы подразумеваем совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно — практической сферы личности и реализацию природных потенциалов
- 1. Психологические технологии — это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно — практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
- 2. Психологические технологии профессиональной ориентации — это совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.
- 3. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза направлены на формирование целостной личности человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей ин
Лучшие психологические техники для индивидуальной работы
Сообщество людей, занятых разработкой психологических техник (психотехник), состоит из тех, кто разрабатывает новые процедуры и подходы, тех, кто отвечает за обучение студентов и выпускников в области работы с ними, а также тех, кто использует их в исследованиях. Но для того чтобы качественно развить эту тему, нужно разобраться с терминологией и перечислить основные виды этих техник.
Психологические приемы и техники
Психотехники — это особые приемы и методы, позволяющие менять психологическое состояние человека, добиваться личностных изменений и решать психологические проблемы. Можно выделить несколько основных видов (направлений) психологических техник:
- Процессинг (одитинг, ПЭАТ и т. д.).
- Нейролингвистическое программирование.
- Трансовые техники (гипноз, аутогенная тренировка, медитация).
- Юнгианские техники работы с бессознательным.
В большинстве случаев под психотехниками подразумевают именно процессинг, и именно он (а точнее — различные его формы) чаще всего используется при консультировании.
Метод Седона
Метод Седона (Sedona Method) — это уникальная, простая, мощная, легкая в освоении психологическая техника, которая показывает вам, как выявить ваши естественные способности и отпустить любое болезненное или нежелательное чувство в текущий момент.
Что делает Sedona Method мощным инструментом? Прежде всего то, что это процесс, который вы можете использовать в любое время и в любом месте, чтобы улучшить любую сферу своей жизни.
Тонкости Седоны
Есть три способа приблизиться к процессу освобождения, и все они приводят к одному и тому же результату: освобождение вашей естественной способности отпустить любые нежелательные эмоции на месте и позволить некоторой подавленной энергии в вашем подсознании рассеяться.
Первый способ — это отпустить нежелательное чувство. Второй способ — приветствовать это чувство, чтобы позволить эмоции просто быть. Третий способ — погрузиться в самое сердце эмоций.
Вы обнаружите, что когда вы работаете с методом Седона, он даст вам гораздо больше, чем вы рассчитывали или даже мечтали.
Преимущества
По мере того как вы продолжаете использовать метод Sedona, вы станете более искусным в его использовании, и результаты значительно ускорятся с течением времени. Вы быстро достигнете точки, где высвобождение становится вашей второй природой.
Независимо от обстоятельств, Sedona Method покажет вам, как вы можете достичь богатства и успеха, улучшить отношения, обрести мир и счастье, здоровье и благополучие.
Это поможет вам создать жизнь, которую вы сами выбираете в настоящий момент. Это означает, что вы будете буквально свободны иметь, быть и делать все, что пожелаете или желаете. Этот процесс опирается на массу научных исследований, одобрения знаменитостей и успех сотен тысяч людей, которые достигли потрясающих результатов в каждой сфере своей жизни.
Связь с New Age
Метод Sedona — это, по словам некоторых, самостоятельная психотерапия из разряда New Age, способная освободить вас от эмоционального багажа и принести вам процветание. Так это или нет — проверить можете только вы сами.
История метода
Он был создан психологом по имени Лестер Левенсон после сердечного приступа в 1952 году. Доктор отправил его домой, сказав Левенсону, что он умрет в возрасте около 42 лет. Проверив, есть ли у него таблетки, чтобы покончить с этим и свести счеты с жизнью, Левенсон сел и подумал над глубокой философией всех идей, которые он узнал в своей жизни, и пришел к выводу, что все они в настоящий момент бессильны. Он заметил, что чувствовал себя счастливым, когда вспоминал времена в своей жизни, связанные с любовью к другим людям. Он сосредоточился на этом и начал чувствовать себя лучше, физически и эмоционально. Через несколько месяцев он почувствовал себя совсем хорошо и в конце концов придумал систему взглядов на негативные чувства, и позволил им, по крайней мере некоторым, пройти. Позже эта психологическая техника по работе с воспоминаниями стала называться методом Седона. Левенсон жил еще сорок два года, никогда не посещая врача, о чем он рассказал группе своих учеников в 1990 году. Лестер заболел раком брюшной полости и умер в 1994 году.
После смерти Левенсона его движение по «освобождению от стресса через освобождение негативных чувств» разделилось на две ветви, которыми управляют его ученики Ларри Крейн и Гейл Двоскин.
Крейн — бывший агент звезды Голливуда Джоан Коллинз, очень самоуверенный человек. Он основал свою выпускную школу в Южной Калифорнии, сосредоточил ее в основном на развитии сознания процветания и назвал метод Седона «Техникой выпуска», фактически изменив оригинальное название.
Двоскин в большей степени консультант, чем гуру. Он продолжает дело своего учителя Левенсона в Финиксе. Позже Двоскин перенес свою школу в Седону и сейчас обучает психологов. Он является генеральным директором Sedona Training Associates.
Процессинг
Основная идея процессинга как психологической техники заключается в том, что память — это именно то, что появляется в результате обработки информации. Память является лишь побочным продуктом глубины обработки информации, и нет четкого различия между краткосрочной и долгосрочной памятью.
Поэтому, вместо того чтобы концентрироваться на задействованных магазинах/структурах (т. е. краткосрочной и долговременной памяти), эта теория концентрируется на процессах, связанных с памятью.
Общая схема процессинга:
- Вспоминание травмирующего события и/или неприятной эмоции.
- Фокусирование на этом событии и/или эмоции, их дотошное воспроизведение.
- Максимальное усиление неприятных ощущений, чувств и эмоций, связанных с травмирующим событием.
- Отпускание всех негативных чувств и ощущений, которые перед этим были искусственно усилены.
На этой схеме построены все техники и приемы психологического консультирования в рамках процессинга, и читатель может применить ее к самому себе либо разработать на ее основе какие-то свои методы работы (если он является практикующим психологом). На ней же построен и описанный ниже одитинг — скандально известная техника еще более скандальной «Церкви саентологии».
Одитинг
В Церкви саентологии одитинг — это процесс (процессинг), в ходе которого одитор принимает человека, известного как «преклир», который под его руководством избавляется от любых негативных ситуаций, связанных с воспоминаниями. Одитинг в свое время возник как неотъемлемая часть движения дианетики и с тех пор, применяясь в паре с Э-метром, стал основной практикой в саентологии. Одитинг определяется сектой саентологов как применение процессов и процедур дианетики или саентологии для улучшения жизни и способностей человека. Одно формальное определение одитинга — это действие, при котором человеку задают вопросы, которые он может понять и ответить на них. Одитинг считается технической операцией, которая, согласно Церкви, поднимает обремененного человека, «преклира», от уровня духовного бедствия до уровня понимания и внутренней самореализации. Этот процесс предназначен для того, чтобы индивидуум мог очистить свою душу.
Этапы психологической техники одитинга:
- Преклир принимает удобное положение и по команде одитора вспоминает травмирующее событие.
- Одитор задает преклиру наводящие вопросы, помогающие полностью «перепроживать» событие с помощью воспоминания и находить в нем заряженные травматические элементы памяти (т. е. инграммы).
- Преклир доходит до конца события, после чего либо ему становится легче и он освобождается от инграмм, либо процесс повторяется заново до тех пор, пока преклир не ощутит явного облегчения.
Другие подробности
По словам ученого Эрика Ру, одитинг является одной из основных практик саентологии. Основная цель этой психотехники в доктрине саентологии заключается в том, чтобы вновь открыть природные способности человека, понимая, что он является духовным существом.
В контексте дианетики или саентологии одитинг — это деятельность, в которой одитор, прошедший подготовку по вопросам коммуникации, слушает и дает команды аудита субъекту, который упоминается как «преклир» или чаще как «компьютер». Хотя одиторские сессии являются конфиденциальными, заметки, сделанные одитором во время сессий, хранятся в архиве секты. Некоторые считают, что одитинг является техникой психологического воздействия и своеобразной формой директивного гипноза. Так или иначе, различные ее модификации вполне успешно используются некоторыми практическими психологами.
Саентология проводит различие между одиторами — теми, кто практикует одитинг, и общественностью (публикой) — теми, кто получает учение, но не получает обучения, чтобы выполнять практику на других. Одиторы считаются в саентологии высшими церковными лицами, поскольку они рассматриваются как более ориентированные на достижение целей религии или «очищение планеты» в саентологической терминологии.
Be set free fast — техника психологической помощи
С помощью этой техники вы можете научиться тренировать свое подсознание, чтобы разблокировать любые эмоциональные цепи, которые связывают вас с внутренним миром. Эта техника очень похожа на одитинг как технически, так и практически. Среди современных альтернативных техник психологического консультирования она является одной из самых популярных.
это… Методы психотехники, эффективные психотехники, книги
Для понимания термина «психотехника» нужно обратиться к истории. Термин был предложен немецким ученым и психологом Вильямом Штерном в 1903 году, в труде «Дифференциальная психология и ее методологические основы». Согласно его книге, психотехника – это прикладная психология, которая призвана разрабатывать и совершенствовать психологические технологии, направленные на изменение поведения и действий людей.
По мнению Штерна, главной задачей всех психотехник является помощь в выборе профессии, подготовка высококвалифицированных специалистов. С помощью психотехники в то время изучались факторы, которые влияли на утомляемость работников в ходе труда, на возможности человека приспосабливаться к технике. Спустя время, с помощью психотехники стали изучать, как реклама воздействует на человека и его выбор.
В статье пойдет речь о значении термина, о видах психотехник, областях применения, о самых распространенных техниках и многом другом.
Современное значение понятия
В середине 20 века психология как наука стала быстро развиваться под действием множества факторов:
- Изобретение психоделических средств.
- Запрос на развитие персонала в бизнес-системах.
- Приход на запад традиций с востока.
В 60-е годы произошел прорыв в психологии. В это время выяснилось, что уже существует множество методов, которые способны менять состояние сознания человека. Было доказано, что от мизерных доз некоторых веществ изменяется дыхание, концентрация, сознание и мировосприятие человека.
Далее в течение 50 лет было создано множество методологий изменения сознания, которые по своей сути являются психотехниками.
Области применения
Широкое распространение термин получил в гуманистической психологии, которая решает проблемы актуализации мира человека и повышение его уровня и качества жизни за счет внутренних ресурсов. Для решения этих задач было создано огромное количество эффективных психотехник.
В настоящее время они применяются в медицинской психиатрии, которая использует их для лечения психических расстройств и оказания помощи душевнобольным людям.
Социальная психиатрия занимается общественным становлением человека, его взаимодействием с социумом. Например, оказывается помощь в выборе будущей профессии, в избавлении от страхов или комплексов, от наркозависимости или алкоголизма.
Психотехника – это своего рода манипуляция, психологическое воздействие на человека, цель которого – изменение восприятия и поведения. Немецкий психолог Гуго Мюнстерберг сравнивал психотехники с математическими задачами. Согласно его теории, психология может решать множество практических и теоретических задач в самых разнообразных сферах жизни человека.
История развития психотехник в России
Широкое распространение психотехник за рубежом подтолкнуло русских ученых к развитию этой области психологии в России. В 20-е годы XX века в стране стали создаваться психологические кабинеты, службы и лаборатории, деятельность которых была направлена на изучение и разработку психотехник. Их главной целью являлась рационализация труда. Огромную роль в развитии этой области психологии сыграл Лев Выготский. Но в 30-е годы развитие и изучение психотехник было практически прекращено. Так продолжалось до середины 80-х годов, когда эта отрасль снова возродилась. Психотехники стали популярными не только в трудовой деятельности, но также в политике и экономике.
В российской психологии термин трактуется следующим образом: психотехника – это методы преобразования одного психологического состояния человека в другое.
Происхождение термина
Слово «психотехника» пришло к нам из греческого языка. Переводится оно как «мастерство, умение души». То есть психотехника – это искусство и технология работы с душой человека. Если смотреть на эту область психологии как на науку, то она очень молодая, а если ее рассматривать как методику работы с сознанием и душой, то ей уже много тысячелетий. Первыми эти психотехнологии стали применять жрецы Древнего Египта и йоги Индии.
Они использовали своеобразные ухищрения (благовония, освещение, ритм музыки, танцы), чтобы превратить верующих в беспрекословных исполнителей своей воли. Использовали они и гипноз. Если гипнотизировали внушаемого человека, то после окончания сеанса он воспринимал внушаемые программы как цели всей своей жизни, не щадил ни себя, ни своих близких.
Психотехника как психологическое оружие
Применение методик воздействия на сознание не всегда направлено на благо человека. Военных всегда интересовали способы, которые могли бы влиять на людскую массу. Именно поэтому развитию психологического оружия уделяется огромное внимание, как и развитию ядерного. В Пентагоне, например, существует отдел «Специальная разведка», в котором работают более 70 самых лучших психологов, экстрасенсов и ясновидящих. В ЦРУ было разработано несколько программ, в ходе которых с помощью психотропных веществ и гипноза изменяли сознание и мысли людей. Современные специалисты в сфере психотехник способны разработать «персональную» программу, которая вызовет нужные перемены в психике конкретного человека или спровоцирует развитие болезни.
К сожалению, от психологического оружия нет простой и эффективной защиты. Конечно, существуют методики блокирования этих программ и психотехник влияния, но они доступны только специалистам спецслужб. Следует отметить, что психологическое оружие, которое способно свести с ума массы людей, если они того не хотят, не создано. Точнее, о нем ничего не известно. Отдельные ученые и психоаналитики лишь делают предположения, основываясь на происходящих в мире явлениях, но доказать ничего не могут.
Кто поддается влиянию психотехник
Еще самые первые гипнотизеры (жрецы) отлично видели, что не все люди поддаются влиянию психологических программ и гипнозу. Больше всего подвержены влиянию те, кто этого желает, кто верит гипнотизеру и привык «плыть по течению», кто не имеет твердых убеждений и привык «плыть по течению». Со скептически настроенными людьми сложнее работать, а с сильными, свободными, волевыми, привыкшими думать и действовать самостоятельно работать с применением психотехник невозможно.
Психотехники для масс
Но даже волевой и сильный человек, находясь в толпе, поддается действию психологических программ и установок. Еще древние философы заметили, что толпа подобна стаду, движущемуся в едином направлении. Человек, оказавшись в толпе, становится легкой добычей манипуляторов. Для управления массой используются самые разнообразные психотехники и приемы.
Психотехники, которыми пользуются спецслужбы
Если человек будет иметь представление о секретных методиках, он сможет противостоять им. Рассмотрим самые распространенные и лучшие психотехники, которые с незапамятных времен используются спецслужбами для изменения сознания и воли людей:
Это воздействие на сознание человека или группы людей различными способами, в результате чего он (они) теряет контроль над самосознанием. Человек под гипнозом начинает выполнять команды гипнотизера и меняет свое поведение. Как правило, в лечебных целях гипноз применяется в медицине. С его помощью снижается болевой порог, люди избавляются от наркозависимости и алкоголизма. Но гипноз не всегда приносит пользу. Технику разговорного гипноза используют цыгане. Они заговаривают «жертву», задают такие вопросы, что та оказывается в замешательстве и входит в легкий транс. Затем они волевым голосом дают установку и получают нужный результат, так как человек в состоянии транса не может противиться чужой воле.
Как защитить себя от подобного гипноза? Ответ простой — улыбкой и здоровым скептицизмом. Эти два «оружия» являются надежной броней от любого воздействия.
Гипноз – это психотехника, направленная на контроль над разумом и волей человека. Именно с этой точки зрения он интересен спецслужбам. Например, ЦРУ с помощью гипноза мечтает создать «идеального агента». Многие террористические организации применяют эту методику для создания террористов-смертников.
- Зомбирование.
Это разновидность гипноза, когда во время сеанса человеку внушают определенную команду. Например, ему предлагают запомнить определенный музыкальный мотив, во время звучания которого человек должен совершить определенные действия, порой опасные для его собственной жизни или окружающих. Когда начинает звучать тот мотив, человек выполняет внушенную ему команду.
Примеров зомбирования очень много. Эти методики применяют религиозные секты, фирмы и корпорации, политики, рекламодатели, продвигающие определенный товар. Зомбирование стало обыденностью современного мира.
- Психотехника общения.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в начале разговора есть четкая уверенность в своей правоте, но собеседнику удается парой фраз ее изменить. Только позже, когда спор проигран, приходит понимание, что нужно было сказать, чтобы парировать выпады собеседника. Почему так происходит? Это своеобразные рычаги влияния на человека, которые можно воспитать в себе.
Существуют определенные «струны» в душе человека, дергая за которые, можно заставить его совершить определенные действия. Манипулировать можно такими критериями:
- Любопытство.
- Чувство вины.
- Жадность.
- Страх.
- Тщеславие.
- Патриотизм.
- Мужественность или женственность.
- Чувство справедливости.
- Месть.
- Жалость.
Их не так много, но умение воздействовать на них помогает подчинить своей воле любого человека.
Самовнушение
Внушение – это психологическое влияние на сознание человека. При этом его психика все установки воспринимает, не оценивая и не анализируя их. Самовнушение — это процесс воздействия на самого себя.
Подобные психотехники применялись при подготовке агентов спецслужб. Они достаточно просты, поэтому их может использовать каждый человек, чтобы что-то поменять в своей жизни.
Психологи утверждают, что примерно 90% людей живут совершенно не так, как им хотелось бы. Постоянные мысли о негативном приводят к тому, что жизнь индивида превращается в то, о чем он думает. Это замкнутый круг. Написано немало книг о влиянии мысли на реальность. Негативные мысли портят отношения, ухудшают здоровье, портят настроение, тратят впустую жизненную энергию.
Нужно стараться изменить свой внутренний диалог, мировоззрение, мировосприятие.
Технология процесса самовнушения
Условно процесс самовнушения можно разделить на 4 этапа:
- Первый – установка.
- Второй – вхождение в состояние измененного сознания. Названий такого состояния много, например, «состояние пустоты», «изменение сознания», «рассеянное внимание». Чаще всего это состояние в психотехнике называют «внутренний диалог». То есть это беседа, которую мы ежедневно ведем с самим собой.
- Третий этап – восприятие собственной установки.
- Четвертый – возвращение собственного сознания в нормальное состояние с уже заложенной программой действий.
Самовнушение поистине творит чудеса. Есть случаи, когда люди, внушая себе определенные установки, излечивались от тяжелых заболеваний, поднимались с постели после серьезных травм. Мы не подозреваем, какие колоссальные возможности заложены в нашей психике. С помощью специальных психотехник можно добиться изменения сознания и получить доступ к уникальным возможностям, которые заложены в каждом из нас.
10 психотерапевтических техник принятия
Как построить разговор, в основе которого — принятие собеседника? Существуют 10 специальных техник ПРИНЯТИЯ, которыми можно воспользоваться.
Принятие – это помощь людям в обретении чувства защищенности, когда мы принимаем их такими, какие они есть, помогаем им почувствовать свою значимость и быть терпимыми к себе и другим (Ш.Лойшен.Психологический тренинг умений /Sharon Loeschen. Systematic training in the skills, 2001).
Разговор, основанный на принятии собеседника, используются следующие техники:
1. Побуждение надежды – обретение веры в себя и способность сделать свою жизнь лучше.
Примеры:
- Хотя сейчас это и кажется вам почти безнадежным, я вижу в этом массу новых возможностей для вас.
- Я понимаю, вам кажется, что с вашим браком все кончено, но я вижу массу возможностей поправить ваши взаимоотношения.
- У вашей семьи прекрасное будущее, если только вы научитесь иначе обращаться друг с другом.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
2. Актуализация внутреннего потенциала.
Каждый человек обладает громадным внутренним потенциалом, который часто не используется из-за того, что доступ к нему заблокирован. Сначала необходимо убедиться в наличии скрытых способностей, а затем актуализировать их.
Примеры:
- Для меня совершенно очевидно, что то, как ты в прошлый раз повела себя в разговоре со своей дочерью, говорит о твоей природной мудрости. Ты понимаешь это?
- Понимаешь ли ты, что ты очень мужественный человек, если решился поговорить об этом с братом?
- Вы понимаете, какую силу и мужество вы проявили, придя сюда?
- Видя, на какие серьезные изменения вы оба отважились, я вновь убеждаюсь, что вы способны изменить многое. Это великолепный шанс для ваших взаимоотношений.
3. Гармонизация – повышать самооценку человека, давая ему понять, что его чувства, мысли и поступки совершенно нормальны и естественны.
Примеры:
- Быть человеком – это значит совершать ошибки. Мы учимся на наших ошибках.
- Теперь вы осознаете, что вы стремитесь замуж отчасти из-за того, чтобы обрести защиту. Но ведь это совершенно естественно!
- Я думаю, что каждому из нас, когда мы были новичками на работе, приходилось нелегко, как сейчас вам.
4. Признание – оказывать поддержку и помощь людям, давая им почувствовать, что вы уважаете их мужество, цените старание и сочувствуете горю.
Примеры:
- Ваши попытки решить эту проблему достойны уважения
- Я понимаю, что вам пришлось уже испробовать тысячи способов
- Я восхищаюсь вашим мужеством, которое вы проявили в этой ситуации.
5. Индивидуальный подход – внимание к индивидуальным особенностям каждого.
Примеры:
- Вы интересные, неповторимые личности с разными планами на будущее. Интересно, что каждый из вас думает по этому поводу?
- Понимаете, каждый человек имеет свою точку зрения. Вы согласны с точкой зрения вашей матери?
- Все уже сказали о том, чего они хотели бы получить от этой встречи. А чего хочешь ты?
- Итак, ваш муж убежден, что …. А что вы думаете по этому поводу?
6. Отражение – отражение чувств и выяснение точек зрения людей, чтобы дать почувствовать человеку, что его слушают и понимают.
Примеры:
- Я по голосу слышу, что вы недовольны изменениями, которые произошли
- Кажется, это вас расстроило
- В вашем голосе я услышал горечь от того, что вам, несмотря на все ваши усилия, никак не удается наладить отношения в семье
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
7. Уточнение – просьба уточнить, какие именно чувства испытывает человек или выразиться яснее.
Примеры:
- Вы хотите сказать, у вас есть внутренний голос, который постоянно осуждает вас?
- Так вы чувствуете ступор из-за того, что все ваши старания идут прахом?
- Вы хотите сказать, что очень расстроены из-за того, что сын скрывает свои чувства?
- Хорошо, если я все понял правильно, то кивните. Итак, вы считаете, что хороший муж это тот, кто.. Я прав?
8. Нахождение сути –попытка прочитать между строк и уловить скрытый подтекст.
Примеры:
- Когда вы говорите, что находитесь в тупике, вы имеете в виду, что к настоящему моменту надеялись выше подняться по карьерной лестнице?
- Как вы только что признались, вам не нравится собственная агрессивность, но мне интересно, во всех ли случаях вас раздражает эта черта характера?
- Из ваших слов я понял, что… и вам не нравится, как ваш муж относится к этому. Значит ли это, что отношения с мужем причиняют вам боль не только в этой связи?
- Кроме гнева, который вы чувствуете по этому поводу, разве не испытываете вы разочарования из-за того, что происходит сейчас между вами?
- Вы говорите, что очень благодарны своему отцу за помощь, в которой вы нуждались после развода. Но, по-моему, вам не нравится, что он не считает вас взрослой. Вы ведь испытываете что-то в этом роде?
- Когда ты говоришь, что мама перегружает тебя работой по дому и у тебя не остается времени погонять с ребятами в футбол, не хочешь ли ты тем самым сказать, что при этом ты чувствуешь себя скорее ее партнером, чем сыном?
9. Наведение мостов – внушение людям терпимости по отношению к самому себе и к другим, что помогает человеку принять себя со всеми недостатками и терпимей относиться к другим.
Примеры:
- Теперь, когда вы поняли, к чему стремится ваш отец, не можете ли вы сказать, что подобные чувства знакомы и вам?
- Да, вы оба цените свое время. Разница лишь в том, что вы используете его каждый по-своему.
- Теперь вы видите, что оба хотите одного и того же для своего ребенка, просто используете разные средства, чтобы помочь ему.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
10. Рефрейминг – превращение того, что прежде выглядело отрицательным, в нечто положительное, что помогает людям обрести уверенность и чувство собственной значимости.
Примеры:
- Вы называете себя упрямцем. А подумайте хорошенько, где может пригодиться это ваше качество?
- Припомните-ка случаи из жизни, когда неискренность выручала вас.
- Видимо, вы оба знаете, как добиться своего (партнерам, обвиняющим друг друга в эгоизме).опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Современные психологические технологии
Добрый вечер, дорогие читатели!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, какие существуют современные психологические технологии? Жду вашего ответа…
В начале хочется отметить, что наша дисциплина, психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО.
- ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
- ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
- ТЕХНОЛОГИЯ – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.
- ОБЩЕСТВО – это форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений между людьми, группами.
Стоит дополнить, что психотехнология в современной научной литературе зачастую употребляется как синоним прикладной психологии. По сегодняшний день в литературе не существует единого подхода к интерпретации, толкованию термина. Стоит отметить также, что одно из наиболее полных толкований представлено в работах В. В. Козлова, который под современными психологическими технологиями понимает систему категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп.
На этом наш урок подошел к завершению. Надеюсь, что данный урок прошел для Вас познавательно, информативно, а главное интересно. Полагаю, что вы смогли подчерпнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые темы (вопросы), помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов в творческой деятельности!
психотехника — это… Что такое психотехника?
ПСИХОТЕХНИКА (с. 509)
«Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь», — предостерегал американский философ Джордж Сантаяна. Для российских психологов, которые нынче пребывают в эйфории от широкого признания и успеха, это .напоминание совсем нелишне. В истории отечественной науки было немало печальных, даже трагических страниц, внимательно присмотревшись к которым нельзя не насторожиться их пугающему сходству с ситуацией дней нынешних.
23 октября 1936 г. в газете «Известия» была опубликована статья профессора В.Н.Колбановского, в ту пору директора Психологического института в Москве, с красноречивым названием «Так называемая психотехника». Людей, знакомых с публицистической лексикой тех лет, сама эта формулировка не могла не насторожить: «так называемая» следовало понимать как «не заслуживающая достойного наименования». И действительно, статья, появившаяся в официальной (иной тогда просто не существовало) печати, звучала обвинительным приговором целой отрасли психологической науки и практики, фактически это означало разгром — аналогичный тому, какой незадолго до того претерпела педология. Правда, на педологов ножом гильотины обрушилось постановление ЦК ВКП(б). Психотехники официальной «казни» не удостоились, их добили попутно руками коллег, вовремя понявших, куда дует ветер. Последовавшие за этим самые настоящие ссылки и казни вроде бы уже никакого отношения к науке не имели. Психотехника была уже умервщлена руками Колбановского со товарищи, оставалось только ликвидировать людей, а с этим в ту пору заминок не возникало.
Современным психологам нелишне напомнить, что под психотехникой семь десятилетий назад понималось совсем не то, что нынче. В наши дни принято говорить о «психотехниках» как практических приемах психологического воздействия. В 20 — 30-е гг. психотехника была синонимом прикладной, или, если угодно, практической, психологии. Но если в наши дни практическая психология — это по преимуществу гибрид терапии и консультирования, то тогда психотехника в основном совпадала с той отраслью, которую мы называем психологией труда (хотя отнюдь этим не исчерпывалась). Оно и понятно: для наших дедов на первом месте стояла работа, а над проблемами, с которыми принято сегодня бежать к психологу, они, наверное, просто посмеялись бы. Вряд ли стоит идеализировать менталитет довоенного строителя социализма, но нельзя не признать, что тренинг личностного роста был ему попросту не нужен (как, впрочем, и всем предшествующим поколениям), а энкаунтер-группу ему вполне заменяли друзья и близкие.
Зародившаяся на Западе благодаря стараниям Г.Мюнстерберга и В.Штерна, психотехника довольно быстро доказала свою практическую полезность и эффективность — главным образом в области оптимизации трудовых процессов, а также, не в последнюю очередь, профотбора. Именно эти аспекты психотехники стали активно разрабатываться и в нашей стране. Но именно отбор и стал тем пробным камнем, на котором психотехника «сломалась», как чуть ранее и педология. Всякий отбор предусматривает сортировку людей по определенному критерию, в данном случае — по пригодности к выполнению той или иной работы. Понятно, что при сравнении одни оказываются более пригодны к какой-то деятельности, другие — менее, а третьи и вовсе абсолютно непригодны.
По здравом размышлении совершенно ясно, что сам по себе этот факт никого конкретно не унижает и не оскорбляет. Нет такого человека, который был бы не годен абсолютно ни на что. И если я не обладаю способностями, необходимыми для успешного выполнения какой-то работы, то скорее всего смогу найти себя в иной сфере деятельности. Так, автор этих строк отнюдь не склонен терзаться тем, что сильная близорукость закрывает ему путь во многие профессии, требующие острого зрения, а, скажем, полное отсутствие музыкального слуха не позволяет сделать музыкальную карьеру, — есть ведь и другие сферы деятельности, для которых его скромных способностей вполне достаточно.
Однако сие здравое суждение оказалось совершенно неприемлемо для общества, провозгласившего, что в нем «любая кухарка может управлять государством». Признать, что замечательная кухарка скорее всего правителем окажется никудышным и лучше б ей кухаркой и оставаться, означало войти в противоречие с основными идеологическими постулатами. Там, где считается, что любого можно поставить на любое место по усмотрению руководящих органов, научно обоснованный отбор входит в прямое противоречие с отбором произвольным — по критериям классового происхождения, лояльности и т.п. Соответственно оказывается, что научный подход тут не нужен и даже вреден.
Вот что по этому поводу с негодованием пишет профессор Колбановский.
Пользуясь тестами, заимствованными у буржуазных ученых, совет ские психотехники стали браковать рабочих, вполне пригодных к работе в различных отраслях производства. Так, например, в Баку при профотборе водителей местного транспорта были забракованы почти все тюрки. Примерно то же проделали психотехники при профотборе железнодорожников из местного населения на Турксибе.
Партийные организации, своевременно ударившие по этим извращениям, убедительно доказали, что рабочие, проходившие профотбор, были пригодны, а тесты, которыми их испытывали, — идиотские…
Тогда советские психотехники решили перестроиться. Анализ основного метода психотехники на основе учета допущенных ею извращений заставил этих «ученых» прийти к выводу о необходимости отдать себе ясный отчет в этой слабой стороне их и независимо от психотехнического отбора и до него производить отбор по социальному принципу так, чтобы по данным психотехнического испытания судить только о высоте уровня внутри однородных социально приемлемых групп.
Однако и такая робкая попытка «исправления» оказалась безуспешна. Как известно, «социально приемлемые группы» по самой природе своей тяготеют к тотальной однородности, с негодованием отвергая любой намёк на индивидуальные различия. И что в результате?
За таблицами цифр, за многословными «теоретическими»рассуждениями мы нередко не замечаем внутренней пустоты и даже антинаучности и реакционности некоторых «наук». В данном случае речь идет о более существенном — об отсутствии достаточной классовой бдительности и принципиальной непримиримости к враждебным буржуазным теориям, некритически перенесенным на советскую почву.
Так было с педологией. Так обстоит дело с психотехникой.
История, теория, методы и практика одной лженауки поразительно совпадают с таким же существом у другой.
Естественно, напрашиваются и те же выводы.
Необходимо, конечно, признать, что в психотехнической практике (как и в педологической, на что Колбановский указывает справедливо) было допущено множество недоработок, упущений и прямых злоупотреблений. Заимствование зарубежных теорий и методов, в самом деле, зачастую происходило безоглядно, бездумно, некритически, без соответствующей адаптации. А можно ли было ожидать иного от иных «специалистов» в этой области? Вот еще одно замечание Колбановского, и сегодня заставляющее невольно вздрогнуть.
Отсутствие регламентации психотехнической деятельности привело к тому, что в психотехнических лабораториях можно встретить бывших врачей, юристов, счетоводов, актеров, служителей культа, балерин, педологов, инженеров, психологов, цирковых дрессировщиков и т.п. В большинстве случаев это — люди, потерпевшие неудачу в преждеизбранных специальностях и ушедшие в столь легкую и бесконтрольную область деятельности.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст).
Нышешняя ситуация в отечественной практической психологии пугающе напоминает зеркальное отражение ситуации прошлых лет, в котором правое и левое поменялись местами, но анфас идентичен до малейших деталей. Наши психологи, многим из которых профессионализма явно недостает (как тут не вспомнить переквалифицировавшихся балерин!), с неиссякаемым энтузиазмом подхватывают малейший чих, доносящийся из-за океана, и с мичуринской лихостью берутся приживлять ананасы на наших березах. Но на Западе за прошедшие десятилетия веяния переменились. Там на своем (да отчасти и на нашем) горьком опыте поняли, насколько небезопасно злить малоспособных, и научились, скрепя сердце, перед ними лицемерно заискивать. Селекция и оценки сохранились для элиты. Для массового пользования выброшен лозунг «Каждый имеет право…». Чтобы узнать ему подлинную цену, попробуйте по окончании муниципальной школы поступить в Оксфорд. Мы же наивно принимаем его за чистую монету и принимаемся насаждать у себя повсеместно. А потом станем удивляться, когда на Западе перестанут признавать даже те наши дипломы, которые пока еще в цене.
Увы, грабли новой модели при наступлении на них гарантируют те же шишки, что и прежде.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.
Новые тенденции в психологии: зависимость от технологий
Опубликовано: 16 октября, 2015 г. | Автор csponline
Нет сомнений в том, что экспоненциальный рост технологий пошел на пользу обществу, но у подъема машин есть и темная сторона. Согласно британскому исследованию, проведенному в 2013 году, 51 процент опрошенных лиц признались, что страдают от «крайнего технологического беспокойства», когда их разлучают со своими устройствами, такими как смартфоны или планшеты. Поскольку люди становятся все более и более технологически связанными, некоторые обеспокоены тем, что мы теряем важные аспекты человеческого опыта, становимся нетерпеливыми, импульсивными, забывчивыми и даже нарциссическими.Вот почему эксперты ставят под сомнение зависимость общества от технологий: что это такое, как это произошло и что мы можем сделать, чтобы снизить риски зависимости во время технического прогресса.
Независимо от возраста, пола, этнической принадлежности или экономического статуса, большинство людей являются пользователями смартфонов — на самом деле, у вас, вероятно, есть смартфон прямо сейчас. По данным Pew Research Center, около 56 процентов всех американцев владеют смартфонами. И мы используем их везде: в душе (12 процентов), в кино (35 процентов) и даже во время вождения (55 процентов), согласно исследованию Mobile Consumer Habits 2013 года, проведенному Harris Interactive.Это одна из причин, почему мы так сильно переживаем, когда телефоны теряются, не работают или даже оказываются вне досягаемости на несколько минут. Смартфоны и другие устройства стали настолько важными в современной жизни, что многие полагаются на них во всем. Когда в последний раз вы запоминали номер телефона, не проверив его, или оплачивали счета по почте? Общение с близкими, управление деньгами, социальные сети и GPS-навигация — все это привязано к Интернету и Интернету вещей, что делает подключение более важным, чем когда-либо прежде.Все это способствует технологической зависимости, что, как утверждается в отчете за 2012 год, «возможно, является самой большой немедикаментозной зависимостью 21 века».
О технологической зависимости
Когда The New York Times освещала эту тему в 2010 году, репортер брал интервью у доктора Элиаса Абуджауде, психиатра и автора книги Virtually You: The Dangerous Powers of the E-Personality . Его оценка была менее чем положительной: «Жизнь все больше и больше напоминает чат.Мы расплачиваемся за нашу познавательную жизнь из-за этого виртуального образа жизни «. Некоторые исследования показали, что чрезмерная зависимость от мобильных телефонов и Интернета сродни зависимости. В прошлом главной заботой было то, что технология отвлекает от межличностных отношений и социальных норм. Однако психологи заметили «тонкий и более коварный» эффект перехода к сети: «Возможно, оперативность Интернета, эффективность iPhone и анонимность чата меняют суть того, кто мы есть, Сообщает New York Times .
Так вот, из страха остаться без телефона было придумано название: «номофобия» (то есть, отсутствие мобильной фобии). Психология сегодня описывает это как «прилив тревоги и страха, когда вы понимаете, что отключены и не связаны с друзьями, семьей, работой и миром». Опросы показывают, что женщины несколько более склонны к этой тревоге разлуки: SecurEnvoy сообщает, что 70 процентов женщин и 61 процент мужчин испытывают эти симптомы.
Важно помнить, что они не считаются классическими фобиями и не включены в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации ( DSM-V ), но это может измениться.Было предложено включить его в следующее издание, DSM-VI , как специфическую фобию. Однако проверенные психометрические шкалы теперь доступны в качестве диагностического инструмента. Одним из примеров является «Анкета зависимости от мобильного телефона / Тест на зависимость от мобильного телефона». Согласно статье «Психологические предикторы проблемного использования мобильных телефонов», чрезмерное использование мобильных телефонов и других устройств связано с психологическими факторами. К ним могут относиться низкая самооценка, импульсивность, стремление к сенсациям и очень экстравертная или интровертная личность.Зависимость от технологий также может усилить симптомы уже существующих расстройств, таких как социальная фобия, социальное тревожное расстройство или паническое расстройство. Одно исследование показало, что уровень стресса, связанный с номофобией, эквивалентен «нервному возбуждению в день свадьбы» и походам к стоматологу. Беспокойство и другие чувства, вызванные технологической зависимостью, вполне реальны.
Вопрос о том, является ли номофобия истинным психическим расстройством, подлежит интерпретации и дальнейшим исследованиям, но влияние на жизнь людей значительно.Более чем каждый второй из опрошенных, испытывающих такое беспокойство, сообщают, что никогда не выключают свои телефоны. Это связано с тем, что, как объясняет терапевт по вопросам брака и семьи Шэрон Гилкрест О’Нил в интервью Cult of Mac, клиенты получают звонки и текстовые сообщения, которые, по их мнению, должны быть в состоянии ответить. Когда мы постоянно ожидаем технологического взаимодействия — телефонного звонка, текстового сообщения, электронной почты или уведомления в социальных сетях — наши тела и мозг реагируют так, что регистрируется как тревога. Короче говоря, смартфоны и другие устройства создают ожидающую игровую среду.Пользователь постоянно боится упустить из виду то, что происходит в цифровом мире. Психолог Ларри Розен описывает это в Computerworld как «разделение между уровнем зависимости, то есть мы пытаемся получить удовольствие, а не … пытаемся уменьшить нашу тревогу».
Психосоциальные факторы
Поскольку технологии настолько тесно связаны с нашей повседневной жизнью, у пользователей часто нет другого выбора, кроме как проводить часы онлайн каждый день. Доктор Кимберли Янг, психолог и автор книги Caught in the Net , сказала The New York Times , что технологическая зависимость и номофобия похожи на другие зависимости.Технологии необходимы в современном обществе, поэтому те, кто демонстрирует беспорядочное поведение в сети, никогда не могут полностью отказаться от них. Вместо этого они должны научиться умеренности и самоконтролю. Вот почему некоторые эксперты предлагают установить ограничения на то, как часто вы проверяете свой смартфон, и даже иногда оставляете его дома. Некоторые рестораны и залы ожидания в аэропортах делают выбор за нас, внедряя политику «запрета использования мобильных телефонов» и «тихая зона». Тенденция к такой практике напоминает запрет на курение сигарет во многих общественных (и частных) местах.Для некоторых, если не отвлекаться от смартфона, вечер становится более приятным; для других это может вызывать стресс и тревогу.
Клинические характеристики номофобии или технологической зависимости легко заметны в социальных сетях. Люди могут значительно сократить личное общение с другими людьми, предпочитая как можно больше общаться с помощью технологий. Поскольку пользователи могут полагаться на смартфоны и другие технологии, чтобы избежать чувства дискомфорта, беспокойства или стресса, они проявляют крайнюю или иррациональную реакцию, когда использование Интернета ограничено в аэропортах, школах, больницах и на рабочих местах.Признаки депрессии могут возникать, когда пользователь не получает цифровой контакт, например «лайки» на фотографии в Facebook или ответы на текстовые сообщения. Симптомы привязанности включают позывы спать с устройством или иметь его постоянно. Когда устройство становится необходимым для спокойствия и безопасности, причиной может быть технологическая зависимость.
Номофобия или технологическая зависимость также могут быть связаны с другими расстройствами. Брагацци и Пуэнте предлагают это в «Предложении о включении номофобии в новый DSM-V .Те, у кого диагностированы основные социальные расстройства, вероятно, будут испытывать «нервозность, беспокойство, тревогу, пот и дрожь, когда их разлучены или они не могут использовать свое цифровое устройство. Мобильные телефоны, планшеты или ноутбуки позволяют таким людям чувствовать себя в большей безопасности, увереннее и меньше беспокоиться. Короче говоря, номофобное и технологически зависимое поведение может усиливать тенденции к социальной тревожности как метод снижения стресса, вызванного социальной тревогой или фобией. Эмпирически доказанные методы лечения пока ограничены, поскольку технологическая зависимость — относительно новое понятие.Однако когнитивно-поведенческая психотерапия в сочетании с фармакологическими вмешательствами, такими как клоназепам и транилципромин, позволила снизить его эффекты. Важно отметить, что эти лекарства были разработаны для лечения социального тревожного расстройства, а не напрямую от номофобии. Эксперты предлагают исследовать, выявлять и лечить любые основные психические расстройства, которые могут способствовать зависимому поведению, как лучшую отправную точку.
Борьба с технологической зависимостью
Несмотря на то, что существуют серьезные случаи номофобии и технической зависимости, требующие профессионального медицинского или поведенческого вмешательства, у нас есть способы уменьшить зависимость от технологий и избавиться от вредных привычек.Ниже приведены советы и эффективные методы поддержания баланса между нашей жизнью и цифровым миром.
- Нет сообщений во время вождения. Это должно быть очевидно из соображений безопасности как для вас, так и для других. Используйте смартфон до и после поездки.
- Запрещается брать устройство в ванную. Эти небольшие перерывы складываются и могут помочь вам отойти от экрана. Не говоря уже о том, что этот совет предотвращает смерть телефона от унитаза или раковины.
- Расплачивайтесь кошельком.Это кажется небольшим, но подумайте, сколько раз в неделю вы совершаете финансовые операции. Если держать телефон в кармане во время оплаты, можно значительно сократить время использования экрана, даже если это просто потому, что вам придется отложить его на время.
- Держите телефон подальше от кровати. Заманчиво заснуть во время прокрутки Facebook, но отказ от этой привычки — еще один способ уменьшить зависимость от технологий. Также полностью выключите телефон, пока спите.
- Выключайте телефон, когда вы с друзьями.Возможно, от этой привычки трудно избавиться. Сосредоточьтесь на людях, с которыми вы общаетесь лично, а не только в социальных сетях.
- Попробуйте оставить телефон дома. По возможности, проведите день без каких-либо технологий. Вы можете начать с ужина на несколько часов, а затем перейти к отсутствию телефона в течение всего дня.
Когда дело доходит до технологической зависимости, личная модерация может играть центральную роль. Хотя Интернет стал обязательным условием для многих аспектов нашей жизни, все еще есть много случаев, когда отключение от сети возможно — и предпочтительнее — чем привязка к устройству.С продолжающимися инновациями и технологическими изменениями будет все труднее найти баланс между «реальной» жизнью и онлайн-жизнью. Но по мере того, как мы узнаем больше о нашей тенденции привязываться к технологиям, появятся стратегии и даже методы лечения, которые помогут смягчить связанное с ними негативное поведение.
Психологическое образование в Университете Конкордия, Сент-Пол
Если вас интересует психология и социальное поведение, лежащие в основе зависимости от технологий, возможно, вам подойдет ученая степень по психологии.Университет Конкордия, онлайн-бакалавриат психологии Святого Павла, обеспечивает прочную образовательную основу как для карьеры начального уровня в области социальных наук, так и для продолжения обучения по программам магистратуры.
,
Есть ли профессии, сочетающие психологию и информационные технологии? — Лучший магистр психологии
Университет Капеллы
Онлайн-программы
включают степень бакалавра психологии, а также программы магистратуры, докторантуры и психиатрии в более чем дюжине специальностей.
СНХУ
Онлайн-программы бакалавриата и магистратуры по психологии с возможностью сосредоточения на зависимостях, прикладной психологии, развитии детей и подростков, судебной психологии, психическом здоровье, социальной психологии или психологии ввода-вывода.
Вам нравится использовать технологии и вам нравится узнавать, что движет людьми, поэтому вы можете задаться вопросом, есть ли какие-нибудь карьеры, сочетающие психологию и ИТ. Фактически, одна из самых быстрорастущих специализаций в психологии часто включает технические компоненты. Промышленно-организационные психологи помогают компаниям во всех сферах бизнеса повысить свою производительность. Технологические компании, а также учреждения с крупными ИТ-отделами часто нанимают психологов-IO.По данным Бюро статистики труда, в сфере управленческого, научного и технического консалтинга работает больше психологов-консультантов, чем в любой другой отрасли. Вот подробный взгляд на эту конкретную карьеру.
Как стать промышленно-организационным психологом
Во-первых, вам нужна степень бакалавра психологии или смежной области. Если вы планируете стать производственно-организационным психологом, вы можете выбрать факультативы или дополнительный курс обучения в области человеческих ресурсов, делового администрирования или маркетинга, чтобы подготовиться к этой карьере.Если вы хотите работать психологом-IO в технологической фирме, вам также может быть полезна дополнительная или вторая специальность в области компьютерного программирования или связанный с ней курс обучения.
В отличие от клинических психологов, многие психологи-психологи завершают свое формальное образование со степенью магистра психологии. В аспирантуре вы узнаете об исследованиях и статистике, а также пройдете уроки о том, как применять результаты исследований на благо компании. Исследовательские проекты также являются важной частью образовательного процесса, и некоторые студенты могут получить стажировку, которая помогает им увеличивать свое резюме во время получения образования.
Перспективы работы и зарплата
Перспективы работы для промышленных психологов и организационных психологов хорошие, особенно для тех, кто имеет опыт работы в компьютерах и технологиях. По прогнозам Бюро статистики труда, в период с 2012 по 2022 год темп роста в этой специализированной области составит 53 процента. Хотя эта статистика кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой по сравнению со средним прогнозируемым ростом рабочих мест по стране, вы должны иметь в виду, что эта область по-прежнему конкурентоспособна из-за большого количества людей, получивших ученые степени в области психологии IO.
Заработная плата психологов, занимающихся производственно-организационной деятельностью, сопоставима с оплатой труда других психологов и более чем вдвое превышает средний показатель по стране по всем профессиям. В мае 2012 года средняя заработная плата за эту карьеру составляла 83 580 долларов. Имейте в виду, что сюда входят как опытные психологи-IO, так и новые выпускники, а те, у кого есть докторская степень, обычно зарабатывают больше, чем психологи, имеющие только степень магистра. Кроме того, те, кто имеет опыт работы в компьютерных технологиях или других растущих областях карьеры, таких как здравоохранение, имеют больший потенциал заработка и роста занятости, чем другие.
Если у вас любопытный ум и вам нравится изучать человеческое поведение, вы, вероятно, рассматривали психологию в качестве потенциального карьерного пути. Если вам также нравятся компьютеры и информационные технологии, работа в качестве производственно-организационного психолога может быть вам подходящей. Возможности карьерного роста, сочетающего психологию и информационные технологии, растут, и эта работа, безусловно, оплачивается достаточно, чтобы окупить время и деньги, которые вы потратите на образование.
,
магистров в области организационной психологии в Интернете — получить степень магистра в области IO
Гибкий
Без установленного расписания занятий в классе, вы можете учиться по своему расписанию и получать доступ к материалам онлайн-курса круглосуточно и без выходных.
Доступный
Воспользуйтесь одним из самых низких в стране тарифов на обучение онлайн, а также финансовой помощью для тех, кто соответствует требованиям. Мы также упрощаем перевод в SNHU, принимая до 12 кредитов от вашего предыдущего учреждения.
Уважаемый
Университет Южного Нью-Гэмпшира, основанный в 1932 году, является частным некоммерческим учреждением, в котором обучаются более 100 000 выпускников по всей стране. SNHU регионально аккредитован Комиссией высшего образования Новой Англии (NECHE), которая выступает за институциональное улучшение и общественное обеспечение качества.
Недавно SNHU был признан на национальном уровне за лидерство в направлении более инновационного, доступного и достижимого образования:
- Награда «Самый инновационный региональный университет» от U.S. News & World Report ежегодно с 2015 г.
- Грант в размере 1 млн. Долларов от Google.org для изучения навыков межличностного общения для наиболее нуждающейся молодежи
- Признание новатором в области цифрового обучения 2017 г. Консорциумом онлайн-обучения
Сеть
В Университете Южного Нью-Гэмпшира у вас будет доступ к мощной сети из более чем 200 000 студентов, выпускников и сотрудников, которые могут помочь вам в течение долгого времени после окончания учебы. Наши инструкторы предлагают актуальные, реальные знания, которые помогут вам понять и ориентироваться в этой области.Кроме того, с нашей растущей общенациональной сетью выпускников у вас будет возможность воспользоваться рядом возможностей стажировки и карьерного роста.
Возможности
Всем студентам предлагается присоединиться к онлайн-клубу психологии SNHU и подключиться к нашей растущей общенациональной сети выпускников для стажировки и карьерного роста.
96,5% студентов рекомендуют SNHU. 2 Узнайте, почему SNHU может быть подходящим для вас.
,