Вид памяти проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности: виды памяти, типы памяти, структура. Ассоциации • Школьному психологу • Всё об образовании и обучении

Содержание

ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ПАМЯТИ.ВИДЫ ПАМЯТИ. — Студопедия

Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)     

 Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)



5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память — в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.


8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

 

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать. Для этого используют:

-различные методы укрепления;

-улучшения;

-специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

-осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

-выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

-выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

-содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;

-эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

-возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

-установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

-материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

 

Понятие памяти. Виды памяти и их характеристика — Студопедия

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам. С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой – человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память – представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.



Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например, О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» – место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям.


В исследованиях советского ученого Е. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула». Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания. Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.

1. Ассоциативное направление. Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация – связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным – образовать ассоциацию.

2. Гештальттеория. При объяснении функционирования памяти сторонники данной теории используют понятие «гештальт», обозначающее целостную структуру, организацию, не сводимую к сумме составляющих его частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

3. Психоаналитическое направление. Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход. Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация – формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Итак, согласно представлениям отечественных психологов физиологической основой памяти являются следы бывших раннее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды памяти.

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную, 2) эмоциональную, 3) образную и 4) словесно-логическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма  (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

3. Виды памяти

Существуют различные
классификации памяти.

1. По критерию
длительности
сохранения материала

память подразделяют на оперативную,
кратковременную, долговременную,
промежуточную.

Любая информация
сначала попадает в кратковременную
память, которая обеспечивает запоминание
однократно предъявленной информации
на короткое время (5-7 мин), после чего
информация может забыться полностью
либо перейти в долговременную память,
но при условии 1–2-кратного повторения.

Кратковременной
называют память, которая характеризуется
быстрым запоминанием материала, его
воспроизведением и непродолжительным
хранением. Кратковременная
память (КП)
ограничена по объему, при однократном
предъявлении в КП помещается в среднем
7 ± 2 единицы информации. Это магическая
формула памяти человека, т.е. в среднем
с одного раза человек может запомнить
от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок
и т.п. Главное – добиться, чтобы эти
«элементы» были более информационно
насыщены за счет группировки, объединения
цифр, слов в единый целостный «образ».
Объем кратковременной памяти у каждого
человека индивидуален. По нему можно
прогнозировать успешность обучения,
прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый
учебный балл успеваемости.

Долговременная
память

является наиболее важной и сложной
системой памяти человека, она обеспечивает
длительное сохранение информации, ее
емкость практически неограничена. Все
знания человека, его опыт хранятся в
долговременной памяти.Долговременная
память (ДП)
бывает двух типов:

1. ДП с сознательным
доступом (т.е. человек может по своей
воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

2. ДП закрытая
(человек в естественных условиях не
имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе,
при раздражении участков мозга может
получить к ней доступ и актуализировать
во всех деталях образы, переживания,
картины всей жизни).

Долговременной
памяти с сознательным доступом свойственна
закономерность забывания: забывается
все ненужное, второстепенное, а также
определенный процент и нужной информации.
Чтобы уменьшить забывание, необходимо
выполнить ряд операций.

Во-первых, понять,
осмыслить информацию (механически
выученная, но не понятая до конца, она
забывается быстро и почти полностью).

Во-вторых, повторять
информацию (первое повторение нужно
через 40 мин после заучивания, так как
через час в памяти остается только 50%
механически заученной информации).
Нужно чаще повторять в первые дни после
заучивания, потому что тогда потери от
забывания максимальны. Нужно помнить,
что 30 повторений в течение месяца
эффективнее, чем 100 повторений за день.
Поэтому систематическая, без перегрузки
учеба, заучивание маленькими порциями
в течение семестра с периодическими
повторениями через 10 дней намного
эффективнее, чем концентрированное
заучивание большого объема информации
в сжатые сроки сессии, вызывающее
умственную и психическую перегрузку и
приводящее к почти полному забыванию
информации через неделю после сессии.

Оперативная
память
проявляется в ходе выполнения
и обслуживания определенной деятельности.
Она обеспечивает запоминание и
воспроизведение оперативной информации,
благодаря сохранению информации,
поступающей как из КП, так и из ДП,
необходимой для выполнения действий.
Например, при покупке продуктов в
супермаркете мы держим в уме общую
стоимость покупки до тех пор, пока не
расплатимся в кассе; выполнив свою
функцию, такая информация может
забываться.

Промежуточная
память

обеспечивает сохранение информации в
течение нескольких часов. Она накапливается
в течение дня, а время ночного сна
отводится организмом для очищения
промежуточной памяти, категоризации
информации, полученной за прошедший
день, и перевода ее в долговременную
память. После сна промежуточная память
опять готова к приему новой информации.
У человека, который спит менее 3 часов
в сутки, промежуточная память не успевает
очищаться, в результате нарушается
выполнение мыслительных, вычислительных
операций, снижаются внимание,
кратковременная память, появляются
ошибки в речи, в действиях.

2. По характеру
приобретения информации
память
делят на генетическую и прижизненную.
Вгенетической памятихранится
видовая информация, а вприжизненной– индивидуальный опыт человека.

3. По характеру
психической активности
память
подразделяют надвигательную,
эмоциональную, словесно-логическую,
образную
(зрительную, слуховую,
осязательную, обонятельную, вкусовую).

Под двигательной
памятью
понимают способность
запоминать и воспроизводить систему
двигательных операций (водить машину,
играть на пианино, вязать и т.д.). Вэмоциональной памятизапечатлены
пережитые нами чувства и эмоциональные
состояния. Если вас испугало какое-нибудь
событие, то неприятное чувство будет
возникать при упоминании предметов или
явлений, связанных с этим событий.Словесно-логический вид памяти(вербальная или семантическая память)
является продуктом культуры, включает
в себя формы мышления, способы познания
и анализа, основные грамматические
правила языка.Образная памятьобеспечивает возможность сохранять и
использовать образы восприятия.

4. По критерию
произвольности(по степени
участии воли в процессе запоминания и
воспроизведения) различаютнепроизвольнуюипроизвольнуюпамять.

Непроизвольная
память

(человек не ставит перед собой задачу
что-либо запомнить, информация запоминается
сама собой – без специального заучивания,
в ходе выполнения деятельности, работы
над информацией). Сильно развита в
детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная
память

(человек ставит перед собой задачу
что-либо запомнить и прикладывает к
этому определенные усилия, т.е. информация
запоминается целенаправленно с помощью
специальных приемов).

Эффективность
произвольной памяти зависит от ряда
условий; к ним относятся:

1. Цели запоминания
(насколько прочно, как надолго человек
хочет запомнить). Если цель – выучить,
чтобы сдать экзамен, то вскоре после
него многое забудется. Если цель –
выучить надолго, для будущей профессиональной
деятельности, то информация мало
забывается.

2. Приемы заучивания.
Они бывают такими:

– Механическое
дословное многократное повторение.
Работает механическая
память
,
тратится много сил, времени, а результаты
низкие.

– Логический
пересказ, который включает: логическое
осмысление материала, систематизацию,
выделение главных логических компонентов
информации, пересказ своими словами.
Работает логическая
память

(смысловая).

– Образные приемы
запоминания (перевод информации в
образы, графики, схемы, картинки). В этом
случае задействуется образная
память
.

– Мнемотехнические
приемы запоминания (для облегчения
запоминания).

5. По способу
запоминания

память подразделяется на механическую
и смысловую.

Механическая
память

основана на повторении материала без
его осмысливания.

Смысловым
называют такой вид памяти, который
опирается на установление и запоминание
смысловых связей. Продуктивность
смысловой памяти выше механической
примерно в 25 раз. Она основана на
установлении в запоминаемом материале
смысловых связей.

Виды памяти и их особенности. Процессы памяти

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения – это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

2. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

3. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

4. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на:

1. Произвольную — перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям.

2. Непроизвольную — функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

В зависимости от длительности хранения материала выделяют:

1. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

2. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. » Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

3. Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

4. Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

5. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

В соответствии с типом запоминания:

1. Двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.).

2. Образная память – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, мы можем говорить о подвидах образной памяти:

— зрительной;

— слуховой;

— осязательной;

— обонятельной

— вкусовой.

3. Эмоциональная память – запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.

4. Вербальная (словесно-логическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.п.).

19. Память как психологический процесс. Виды и процессы памяти.

Память –
это процессы организации и сохранения
прошлого опыта, делающие возможным его
повторное использование в деятельности
или возвращение в сферу сознания. Память
связывает прошлое субъекта с его
настоящим и будущим и является важнейшей
познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения.

 Виды:

Мгновенная Ее
системы удерживают довольно точные и
полные дан­ные о том, как воспринимается
мир нашими органами чувств на уровне
рецепторов. Длительность сохранения
данных 0,1— 0,5 сек.

Кратковременная
па­мять

-непосредственное запечатление
совокупности объектов при однократном
восприя­тии ситуации, фиксация
объектов, попавших в поле вос­приятия.
Кратковременная память обеспечивает
первич­ную ориентировку при одномоментном
восприятии об­становки. Время
функционирования кратковременной
памяти — 30 секунд. Объем — 5—6 предметов.

Долговременная
память
 —
запоминание на длительный срок содержания,
имеющего большую значимость. Объем
долговременной памяти зависит от
релевантности инфор­мации, то есть
от того, какой смысл информация имеет
для данного индивида, для его ведущей
деятельности. Удержание информации
многие месяцы и годы.

Оперативная
память
 —
вид памяти, проявляющийся в ходе
выполнения определенной деятельности,
обслуживающий эту деятельность благодаря
сохранению информации, поступающей как
из КП, так и из ДП, необходимой для
выполнения текущей деятельности.

Двигательная
(или моторная) память
 —
это запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений.
Двигательная память является основой
для формирования различных практических
и трудовых навыков, равно как и навыков
ходьбы, письма и т. д. Без памяти на
движения мы должны были бы каждым раз
учиться осуществлять соответствующие
действия.

Эмоциональная
память
 — это
память на чувства. Данный вид памяти
заключается в нашей способности
запоминать и воспроизводить чувства.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности и
интересы, как осуществляются наши
отношения с окружающим миром.

Образная
память
 —
это запоминание, сохра­нение и
воспроизведение образов ранее
воспринимавшихся пред­метов и явлений
действительности.

20. Понятие и внимании. Виды и свойства внимания.

Внимание-
это
сосредоточенность и направленность
активности человека на сто-либо, имеющее
то или иное значение для него.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

— вид внимания, при котором отсутствует
сознательный выбор направления и
регуляции. Возникает непреднамеренно
без каких-либо специальных усилий.
Причины — внешние раздражители (звук,
свет, шум, выкрики и т.д.)

Произвольное
внимание
носит
отчетливо выраженный, сознательный,
волевой характер и наблюдается при
преднамеренном выполнении какой-либо
деятельности. Возникает в процессе
труда. Причиной, вызывающей и поддерживающей
произвольное внимание, является осознание
значения объекта внимания для выполнения
данной деятельности, удовлетворения
потребностей. Так благодаря произвольному
вниманию люди могут заниматься не только
тем, что его интересует, но и тем, что
непосредственной привлекательностью
не обладает.

Послепроизвольное
внимание

вид внимания, при котором в наличии
сознательный выбор объекта внимания,
но отсутствуют напряжение, характерное
для произвольного внимания.

Свойства:

  1. Концентрация
    внимания

    удержание внимания на каком-либо
    объекте.

  2. Объём
    внимания —

    это количество объектов, которые
    охватываются вниманием одномоментно,
    одновременно. (5±2)

  3. Устойчивость
    внимания —
    это
    длительность, в течение которой
    сохраняется концентрация внимания на
    одном и том же объекте.

  4. Переключение
    внимания —

    это сознательное и осмысленное
    перемещение внимания с одного предмета
    (или
    вида деятельности)
    на другой.

  5. Распределение
    внимания —
    возможность
    разделить внимание на несколько фокусов,
    одновременно следить за несколькими
    предметами или за выполнением различных
    действий.

14. Общее представление о памяти. Виды памяти. Процессы памяти.

Память
— это прежде всего накопление, закрепление,
сохранение и последующее воспроизведение
человеком своего опыта, то есть всего,
что с ним произошло. Существует четыре
главных процесса. Первый — запечатление
(анализ и идентификация различных
характеристик поступающей информации,
ее кодирование). Второй — хранение
(организация и удержание информации).
Забывание
— исчезновение из памяти. Эти два процесса,
противоположные по характеру, представляют
разные характеристики одного процесса.
Забывание дает возможность мозгу
избавляться от избыточной информации.
Сохранение — это борьба с забыванием
нужного, полезного. Третий — воспроизведение,
непроизвольное или произвольное (процесс
появления в сознании ранее воспринятых
мыслей). Это основная функция памяти,
дает человеку возможность использовать
данные своего опыта. Формы
воспроизведения:

узнавание; воспоминание ; припоминание.

В
основе памяти лежат ассоциации.
Предметы или явления, связанные в
действительности, связываются и в памяти
человека. Встретившись с одним из этих
предметов, мы можем по ассоциации
вспомнить другой, связанный с ним.
Запомнить что-то значит связать
запоминание с уже известным, образо­вать
ассоциацию. Различают два
рода ассоциаций:

простые и сложные. К простым относят
три
вида ассоциаций:

по смежности, по сходству и по контрасту.

Существуют
сложные ассоциации — смысловые. В них
связываются два явления, которые и в
действительности постоянно связаны
(причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации
являются основой наших знаний.

ВИДЫ
ПАМЯТИ

По
длительности хранения информации:

1)Долговременная

2)Оперативная

3)Кратковременная

В
соответствии с типом запоминаемого
материала выделяют четыре вида памяти.
Генетически первичной считают двигательную
память
,
то есть способность запоминать и
воспроизводить систему двигательных
операций. Затем формируется образная
память
,
то есть возможность сохранять и в
дальнейшем использовать данные нашего
восприятия. В зависимости от того, какой
анализатор принимал наибольшее участие
в формировании образа, можно говорить
о пяти
подвидах образной памяти:
зрительной,
слуховой, осязательной, обонятельной
и вкусовой. Психика человека ориентирована
прежде всего на зрительную и слуховую
память.

Практически
одновременно с двигательной формируется
эмоциональная
память

— запечатление пережитых нами чувств,
собственных эмоциональных состояний
и аффектом. Высшим видом памяти, присущим
только человеку, считается словесно-логическая
память
.
С ее помощью образуется информационная
база человеческого интеллекта,
осуществляется большинство мыслительных
действий (чтение, счет). Семантическая
память как продукт культуры включает
в себя формы мышления, способы познания
и анализа, основные грамматические
правила родного языка.

По
степени волевого процесса:
непроизвольную
и произвольную память.

Эффективность
произвольной памяти зависит:

1.
От целей запоминания.

2.
От приемов заучивания. Приемы заучивания:

а)
механическое дословное многократное
повторение ;

б)
логический пересказ;

в)
образные приемы запоминания;

г)
мнемотехнические приемы запоминания.

УРОВНИ
ПАМЯТИ

Существует
несколько уровней памяти, различающихся
по тому, как долго на каждом из них может
сохраняться информация. 1
уровень

— непосредственный или сенсорный
тип памяти.

Ее системы удерживают точные и полные
данные о том, как воспринимается мир
нашими органами чувств на уровне
рецепторов. Длительность сохранения
данных 0,1-0,5 секунд. Если полученная на
первом уровне информация привлечет
внимание высших отделов мозга, она будет
храниться еще около 20 секунд.

Это
второй уровень

кратковременная
память

(КП). КП ограничена по объему, при
однократном предъявлении в КП помещается
в среднем 7 + 2. Это магическая формула
памяти человека, т. е. в среднем с одного
раза человек может запомнить от 5 до 9
слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков
информации. КП поддается сознательной
регуляции, может контролироваться
человеком. КП позволяет человеку
перерабатывать большой объем информации,
не перегружая мозг, благодаря тому, что
она отсеивает все ненужное и оставляет
потенциально полезное, необходимое для
решения актуальных проблем (оперативная
память).

И
только делая сознательные усилия, вновь
и вновь повторяя материал, содержащийся
в КП, его можно удержать на неопределенно
долгое время. Долговременная память
(ДП) обеспечивает длительное сохранение
информации. Ее емкость и длительность
в принципе безграничны. Бывает
двух типов:

1) ДП с сознательным доступом; 2) ДП
закрытая.

Оперативная
память

— вид памяти, проявляющийся в ходе
выполнения определенной деятельности,
обслуживающий эту деятельность благодаря
сохранению информации, поступающей как
из КП, так и из ДП, необходимой для
выполнения текущей деятельности.

Промежуточная
память

— обеспечивает сохранение информации
в течение нескольких часов, накапливает
информацию в течение дня, а время ночного
сна отводится организмом для очищения
промежуточной памяти и категоризации
информации, накопленной за прошедший
день переводом ее в долговременную
память. По окончании сна промежуточная
память опять готова к приему новой
информации.

Эпизодическая память и семантическая память

Введение

При классификации долгосрочных воспоминаний мы выделяем две основные группы. Один из них — это декларативная или явная память и недекларативная или неявная память. Подробнее о декларативной памяти мы поговорим в этой статье. Этот класс далее подразделяется на семантическую память и эпизодическую память.

Семантическая память в значительной степени сосредоточена на фактических и концептуальных знаниях о мире и способах его выражения в словах.По сути, он поддерживает возможность взаимодействия с помощью языка. Это включает в себя знание языка и концептуальную информацию. Скорее общие знания также имеют значение.

Эпизодическая память сосредотачивается на жизненных событиях, которые человек пережил на всех этапах своей жизни. Это воспоминания, которые накапливаются в лимбической системе. Это задействует память с точки зрения человека, но, конечно же, не будет учитывать очевидные факты и цифры.Он также включает в себя два основных компонента события: когда оно произошло и где?

Примеры семантической памяти

  • Когда вы едите яблоко, вы узнаете, что яблоко — это фрукт, и, исходя из своих знаний, можете сообщить о его важности.
  • Слушая щебетание птиц у окна, сразу указываешь на птицу, на воробья.
  • Расчет месячного бюджета продуктовых магазинов с помощью простых дополнительных методов.
  • Вы замышляете и планируете отведать любимую кухню в любимом китайском ресторане и оплатить на месте расходы за то, что вы съели.
  • Познакомьтесь с известными качествами, которыми может обладать хороший человек.

Примеры эпизодической памяти

  • Это воспоминание о свадьбе друга, которое осталось у вас с вашим отрядом.
  • Воспоминание о том, что вы ели сегодня утром на завтрак
  • Это может быть незабываемое трагическое воспоминание, которое осталось у вас во время аварии.
  • Неудачная беседа один на один на недавнем интервью.

Как эпизодическая и семантическая память могут работать в интеграции?

Сопряжение определенного эпизода с точки зрения периода также может быть объяснено этим феноменом.Например, в некоторые дни вы не уверены в том, в какой день вы находитесь. Но вы можете признаться, что это ваше обычное дело — проходить осмотр в понедельник, так что сегодня может быть понедельник. Или это может быть так, как будто вы не можете распознать одну вещь, но интеграция во времени и пространстве поможет вам вспомнить.

Хотя, эпизодические воспоминания, особенно о событиях, когда и как они произошли, но они не должны включать воспоминания об опыте. Как будто вы помните, что родились 15 сентября в Лондоне, но не помните, что произошло в целом.

3R, связанных с созданием памяти

Иногда бывает, что у людей не получается создать воспоминания. Это означает, что они не могут распознать и вспомнить даже то, что произошло несколькими секундами ранее. Чаще всего это наблюдается в редких случаях вирусного герпетического энцефалита. Центральная нервная система разрушена, и это один из самых серьезных случаев амнезии.

Наши воспоминания играют важную роль в нашей жизни, помогая нам соединить прошлое с настоящим. Таким образом, процесс обучения в конечном итоге подводится к желаемому интерактивному эффекту.Воспоминания — это не все или ничего. Несмотря на то, что человек, страдающий энцефалитом, не может вспомнить недавно обработанные воспоминания, он может помнить, как есть, что говорить и как рисовать.

Некоторые воспоминания хранятся по-другому и попадают в вас через автоматизированные рабочие процессы, через которые вы проходите. Память определяется как обучение, которое со временем становится постоянным, сохраняется и может быть вызвано. Чтобы получить доступ к своей памяти, вам нужно учитывать 3R. Это отзыв, распознавание и повторное обучение .

Отзыв — это восстановление воспоминаний, которые человек должен был выучить ранее. Например, вспоминая Манго как короля всех фруктов. Распознавание похоже на выявление всей относящейся к делу информации и устранение лишней. Например, из списка манго, апельсина, жасмина и банана вы наверняка исключите жасмин. Повторное обучение — это подкрепление информации, которую вы постоянно изучали. Как выучить математические формулы, а затем пересмотреть их. Все работает через синаптические связи в нашем мозгу.

Как мы создаем воспоминания?

Формирование памяти разбивается на три основных этапа:

  • Сенсорная память, закодированная в мозгу . Непосредственные вещи, которые мы хотим записать, воспринимаются как сенсорные входные данные, а затем перетасовываются в краткосрочную память.
  • Форма краткосрочной памяти. Встроенная память остается там всего на 30 секунд без репетиций. Ваш разум не может запоминать более 7 бит информации за раз.
  • Кодирование долговременной памяти .Это надежное хранилище вашего мозга, в котором память обычно сохраняется надолго. Кратковременная память рассчитывается как находящаяся в долговременной памяти по принципу «рабочей памяти». Он включает в себя все способы, с помощью которых достигается глубокое познание посредством слуховых репетиций и обработки визуально-пространственной информации.

Эпизодическая против семантической памяти

Эпизодические и семантические воспоминания являются системами обработки информации. В 1996 году Гибсон объяснил память как избирательное извлечение информации из систем восприятия или других когнитивных систем, сохранение этой информации, передачу информации о желании в другое место и последующее преобразование ее в сознательное и поведенческое осознание.

Эпизодическая память принимает и хранит информацию о коротких эпизодах, и события показывают пространственно-временные отношения. В то время как семантическая память необходима для использования языка. Вечное событие может храниться в эпизодических формах, но это зависит исключительно от того, как человек воспринимает, в то время как последнее вмещает интегрированный банк слов и общие знания, которыми обладает человек.

Эпизодическая память — это процесс, зависимый от мысли, в то время как семантическая память не зависит от эпизодических потоков.Он поддерживает и записывает воспоминания через логические входы.

Когнитивный подход к долговременной памяти

Тулвинг предложил эту идею, и он предложил многоядерную модель теории. Он предложил основные классификации: эпизодические и смысловые. Раннее связано с запоминанием опыта, а позднее — с запоминанием фактов.

Эпизодическая память — это скорее автобиографический фронт, который можно явно указать. Семантическая память является производной от эпизодической памяти для фиксации фактов и цифр.Происходит переход от эпизодических терминов к смысловым. Эпизодические воспоминания больше связаны с областями гиппокампа, тогда как последние, как известно, активируют лобную и височную кору.

Тулвинг дополнительно уточнил свои концепции, добавив, что субъективное время позволяет мысленно путешествовать во времени из настоящего в прошлое, связывая события. Аддитивные признания были самопознанием эпизодических воспоминаний.

Он также обратил внимание на потерю эпизодической памяти, связанную с поражением височной медиальной доли, при котором семантическая память, как известно, остается неизменной.В то время как люди, страдающие семантическим слабоумием, теряют этот тип памяти, тогда как эпизодическая память сохраняется.

Эпизодическое предвидение

Он объясняет, что будущее зависит от воспоминаний, сделанных в прошлом. Это путь, через который можно увидеть себя в будущем и заранее предвидеть результаты. Это новая способность у молодых. Эти процессы лежат в основе одних и тех же когнитивных процессов.

Позволяет анализировать ситуационные дела и получать их с точки зрения будущего.Изучение исследований в основном проводится с участием детей 3-6 лет и молодых людей, чтобы найти взаимосвязь между эпизодической памятью и планированием будущего состояния. Это позволяет связать текущие ситуации и будущие мотивационные состояния.

В рамках этой новой теории проводится все больше и больше исследований. Исследования в основном сосредоточены на том факте, что первые годы учебы в школе влияют на мышление молодых людей, позволяя им планировать, готовить и формировать свое будущее. Они даже предвидят связанные с этим опасности.

Взаимозависимость эпизодической и семантической памяти

В нейропсихологии ведутся долгие дебаты по поводу зависимости обоих друг от друга. В начале 1972 года Тулвинг приложил большие усилия для проведения различия между семантической и эпизодической памятью. Исследования, демонстрирующие взаимозависимость, показывают, что воспоминания ботов оказывают глубокое влияние друг на друга. Эффект выражается в кодировании и извлечении.

При повреждении медиальной височной доли может наблюдаться серьезное эпизодическое нарушение, которое оказывает глубокое влияние как на антероградную, так и на ретроградную память.Это приведет к нарушению воспоминаний о прошлом событии и появлению новых связей в будущем. Семантическая память немного отличается, потеря MTL не влияет на фактические проблемы. Для этого типа памяти требуется допустимое пространство в неокортексе.

Но бывают случаи, когда теряется семантическая память. Это происходит в случае семантической деменции, когда наблюдается прогрессирующая дегенерация неокортекса. Вербальные стимулы не являются дифференцирующими для таких пациентов и изменяются в других модальностях, таких как запах и вкус.

Нейропсихологические исследования в конце концов пришли к выводу, что оба воспоминания независимы. Это показывает, что есть определенные ситуации, когда одно время памяти остается неизменным, а другое нарушается. Оба эти понятия раздельны вдвойне, что приводит нас к выводу, что оба относительно различны.

Кроме того, теоретики памяти придумали другое повествование. Они говорят, что оба воспоминания не должны действовать изолированно. Скорее, каждый из них оказывает звуковое воздействие на другого.

Таким образом, существуют разные повествования о перспективе взаимозависимостей от теоретиков до теоретиков.

Области мозга, связанные с эпизодической и семантической памятью

Эпизодическая память — это память, ориентированная на прошлое, которая позволит вам заново пережить то же самое в процессе повторения. Он имеет несколько различных интерактивных компонентов, которые позволяют ему выполнять свою задачу целенаправленно. Весь этот процесс можно легко объяснить с помощью одного термина под названием «поиск».В этот процесс вовлечены области мозга: лобная кора, височная и теменная области, мозжечок, промежуточный мозг и гиппокамп. Процесс извлечения может быть изменен за счет генетической структуры и регулярной сохраняющей способности человека.

Семантическая память хранится в тех же системах, что и эпизодическая память. К ним относятся гиппокамп и височные доли для кодирования воспоминаний. У нас есть энторинальная кора и периринальная кора, участвующие во всех этих задачах. Эти две коры вместе называются парагиппокампальной корой.

Роль гиппокампа в формировании памяти

Формирование памяти — это познавательный процесс. Мозг разделен на четыре доли; лобная. Теменная, височная и затылочная доли. Глубоко в медиальной височной доле находится набор структур, известных под общим названием лимбическая система. Вне этого гиппокампа. Это структура, обнаруженная в обоих полушариях головного мозга в его медиальной части.

Гиппокамп означает морской конек, поскольку он принимает такую ​​форму. Гиппокамп состоит из нескольких отдельных частей, которые включают парагиппокампальную извилину, энторинальную кору, субикулум и зубчатую извилину.Гиппокамп играет роль в пространственном восприятии, воспоминании, консолидации декларативной памяти. Декларативная память — это тип памяти, который вы объявляете как факты и события, включая семантическую и эпизодическую память.

Поражения головного мозга вызывают ухудшение памяти, как указывалось ранее. Однако существуют разные типы воспоминаний, отслеживаемых разными частями мозга. Например, известно, что недекларативная память, включающая в себя процедурное и привычное обучение, поддерживается базальными ганглиями.

Трисинаптический контур и его связь с гиппокампом

Трисинаптический контур — это то, что гиппокамп принимает на себя основные сенсорные входы, которые поступают через энторинальную кору. Это пучок волокон с входными дорожками, действующий как концентратор для широко распространенной сети памяти. Эти волокна выступают в гранулярные клетки зубчатой ​​извилины. Это префронтальный путь и первый путь трисинаптического контура.

Отсюда зубчатая извилина ill передает свои сигналы к CA3 через мшистые волокна, которые являются вторым путем.Эти волокна имеют плотные взаимные связи, которые могут генерировать новую электрическую активность. Одно мшистое волокно проецирует около 30 пирамидальных клеток CA3. CA обозначает Cornus Ammonis на четыре подгруппы CA1 — CA4. Это основной отдел гиппокампа. Это название происходит от сходства формы гиппокампа с древним египтянином, у которого были такие же приподнятые головные узлы.

Затем идет третий путь, называемый коллатеральным путем Шафера, соединяющим CA3 с коллатеральными нейронами CA1, где у него наибольшее количество рецепторов NMDA в головном мозге.Наконец, нейроны CA1 проецируются в Sibiculum, который считается основной выходной областью для гиппокампа. Идет в корковые и подкорковые области. Вход в субикулум от всех корковых слоев гиппокампа и отправка проектов в свод, но возвращение в энторинальную кору для завершения цикла.

Все клетки, составляющие гиппокамп, вместе действуют как индекс гиппокампа. Он может извлекать и вызывать информацию, необходимую для конкретной памяти. Будет построена более прочная связь с различными областями мозга, чтобы облегчить процесс запоминания.Это в основном проявляется в том, когда человек учится или учится. Гиппокамп должен взаимодействовать со многими местами распространения коры головного мозга и собирать информацию из всех широко распространенных областей.

Следовательно, он служит элементарной подкорковой областью при обработке и извлечении различных воспоминаний, явных или неявных. К ним относятся как эпизодические, так и смысловые воспоминания.

Сводка

Эпизодическая память и семантическая память — это два типа декларативной памяти.Это долгосрочные воспоминания, хранящиеся в мозгу человека.

Эпизодическая память связана с событиями, которые происходят в жизни человека. Эти воспоминания хранятся в лимбической системе мозга.

С другой стороны, семантическая память связана с некоторыми фактами и цифрами. Это концептуальная память, которая хранится в мозгу человека.

Примеры обоих этих воспоминаний перечислены в статье.

В некоторых случаях оба этих типа памяти могут работать совместно.

Система формирования и поиска памяти основана на 3 Rs; вспоминать, узнавать и заново учиться. Процесс формирования памяти часто делится на три этапа, которые уже были описаны.

Эпизодическая память участвует только в хранении информации о некоторых событиях, в то время как семантическая память включает в себя хранение логических входных данных в мозгу.

Эпизодическое предвидение — это явление, с помощью которого человек может увидеть себя в будущем и проанализировать результаты для лучшей стратегии.Это может в значительной степени повлиять на будущее человека.

Среди нейрофизиологов существуют разные взгляды на взаимозависимость эпизодической и семантической памяти.

Как эпизодические, так и семантические воспоминания хранятся в гиппокампе и других областях височной доли. Кроме того, важную роль в этом процессе играют лобная и теменная кора, а также промежуточный мозг. Гиппокамп играет важную роль в процессе формирования памяти как часть трех синаптических путей.Поражения гиппокампа могут серьезно нарушить воспоминания, хранящиеся в мозгу.

Список литературы

  1. Ульман, М. Т. (2004). «Вклад схем памяти в язык: декларативная / процедурная модель» . Познание. 92 (1–2): 231–70. DOI : 10.1016 / j.cognition.2003.10.008 . PMID 15037131 . S2CID 14611894 .
  2. Тулвинг Э. 1972. Эпизодическая и семантическая память. В организации памяти, изд. Э. Тулвинг, У. Дональдсон, стр. 381–403. Нью-Йорк: Academic
  3. Ell, Shawn; Зилиоли, Моника (2012), «Категориальное обучение», в Силе, Норберт М. (редактор), Энциклопедия наук об обучении, Springer, США, стр. 509–512, doi : 10.1007 / 978 -1-4419-1428-6_98 , ISBN 978-1-4419-1428-6
  4. McRae, Ken ; Джонс, Майкл (2013).Райсберг, Дэниел (ред.). Оксфордский справочник по когнитивной психологии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 206-216. ISBN 9780195376746 .
  5. Тулвинг, Эндель (2002). «Эпизодическая память: от разума к мозгу». Ежегодный обзор психологии. 53 : 1–25. doi : 10.1146 / annurev.psych.53.100901.135114 . PMID 11752477 .
  6. Saumier, D .; Чертков, Х. (2002). «Семантическая память». Текущая наука. 2 (6): 516–522. DOI : 10.1007 / s11910-002-0039-9 . PMID 12359106 . S2CID 14184578 .

.

5 Измерение 3: Основные дисциплинарные идеи — Физические науки | Рамки для естественнонаучного образования в K-12: практики, сквозные концепции и основные идеи

Излучение может излучаться или поглощаться веществом. Когда вещество поглощает свет или инфракрасное излучение, энергия этого излучения преобразуется в тепловое движение частиц в веществе или, для более коротких длин волн (ультрафиолет, рентгеновские лучи), энергия излучения поглощается атомами или молекулами и, возможно, может ионизируйте их, выбивая электрон.

Неконтролируемые системы всегда развиваются в сторону более стабильных состояний, то есть в сторону более равномерного распределения энергии внутри системы или между системой и окружающей средой (например, вода течет вниз, объекты, которые более горячие, чем их окружающая среда, остывают). Любой объект или система, которые могут деградировать без дополнительной энергии, нестабильны. В конце концов он изменится или развалится, хотя в некоторых случаях он может оставаться в нестабильном состоянии в течение долгого времени до распада (например, долгоживущие радиоактивные изотопы).

Конечные точки уровня обучения для PS3.B

К концу 2 класса. Солнечный свет согревает поверхность Земли.

К концу 5 класса. Энергия присутствует всякий раз, когда есть движущиеся объекты, звук, свет или тепло. Когда объекты сталкиваются, энергия может передаваться от одного объекта к другому, тем самым изменяя их движение. При таких столкновениях некоторая энергия обычно также передается окружающему воздуху; в результате воздух нагревается и раздается звук.

Свет также передает энергию с места на место. Например, энергия, излучаемая солнцем, передается на Землю светом. Когда этот свет поглощается, он нагревает землю, воздух и воду Земли и способствует росту растений.

Энергия также может передаваться с места на место с помощью электрического тока, который затем можно использовать локально для создания движения, звука, тепла или света. Токи могли быть созданы с самого начала путем преобразования энергии движения в электрическую (например,g., движущаяся вода, приводящая в движение вращающуюся турбину, которая генерирует электрические токи).

К концу 8 класса . Когда энергия движения объекта изменяется, в то же время неизбежно происходит какое-то другое изменение энергии. Например, трение, которое вызывает остановку движущегося объекта, также приводит к увеличению тепловой энергии на обеих поверхностях; в конечном итоге тепловая энергия передается в окружающую среду по мере охлаждения поверхностей. Точно так же, чтобы заставить объект двигаться или поддерживать его движение, когда силы трения передают энергию от него,

,

Фундаментальное взаимодействие | физика | Britannica

Фундаментальное взаимодействие , в физике, любая из четырех основных сил — гравитационной, электромагнитной, сильной и слабой — которые управляют взаимодействием объектов или частиц и распадом определенных частиц. Все известные силы природы можно проследить за этими фундаментальными взаимодействиями. Фундаментальные взаимодействия характеризуются на основе следующих четырех критериев: типы частиц, которые испытывают силу, относительная сила силы, диапазон, в котором сила эффективна, и природа частиц, которые опосредуют силу.

Подробнее по этой теме

субатомная частица: основные силы и их частицы-посредники

В предыдущем разделе этой статьи был представлен обзор основных вопросов физики элементарных частиц, включая четыре фундаментальных взаимодействия …

Гравитация и электромагнетизм были признаны задолго до открытия сильных и слабых взаимодействий, потому что их влияние на обычные объекты легко наблюдать.Гравитационная сила, систематически описанная Исааком Ньютоном в 17 веке, действует между всеми объектами, имеющими массу; он заставляет яблоки падать с деревьев и определяет орбиты планет вокруг Солнца. Электромагнитная сила, которую дал научное определение Джеймс Клерк Максвелл в 19 веке, отвечает за отталкивание подобных и притяжение разнородных электрических зарядов; он также объясняет химическое поведение вещества и свойства света. Сильные и слабые взаимодействия были открыты физиками в 20 веке, когда они наконец проникли в ядро ​​атома.Сильное взаимодействие действует между кварками, составляющими всех субатомных частиц, включая протоны и нейтроны. Остаточные эффекты сильного взаимодействия связывают протоны и нейтроны атомного ядра вместе, несмотря на сильное отталкивание положительно заряженных протонов друг к другу. Слабое взаимодействие проявляется в определенных формах радиоактивного распада и ядерных реакциях, которые подпитывают Солнце и другие звезды. Электроны относятся к элементарным субатомным частицам, которые испытывают слабое взаимодействие, но не сильное.

Четыре силы часто описываются в соответствии с их относительной силой. Сильная сила считается самой мощной силой в природе. За ним в порядке убывания следуют электромагнитная, слабая и гравитационная силы. Несмотря на свою силу, сильное взаимодействие не проявляется в макроскопической Вселенной из-за его чрезвычайно ограниченного диапазона. Он ограничен рабочим расстоянием примерно 10 −15 метров, что составляет примерно диаметр протона. Когда две частицы, чувствительные к сильному взаимодействию, проходят на этом расстоянии, вероятность их взаимодействия высока.Дальность действия слабой силы еще меньше. Частицы, на которые воздействует эта сила, должны пройти в пределах 10 −17 метров друг от друга, чтобы взаимодействовать, и вероятность того, что они сделают это, мала даже на таком расстоянии, если только частицы не имеют высоких энергий. Напротив, гравитационные и электромагнитные силы действуют в бесконечном диапазоне. Иными словами, гравитация действует между всеми объектами Вселенной, независимо от того, насколько далеко они находятся друг от друга, и электромагнитная волна, такая как свет от далекой звезды, распространяется в космосе в неизменном виде, пока не встретит некоторую частицу, способную ее поглотить.

В течение многих лет физики пытались показать, что четыре основные силы — это просто разные проявления одной и той же фундаментальной силы. Наиболее успешной попыткой такого объединения является теория электрослабого взаимодействия, предложенная в конце 1960-х годов Стивеном Вайнбергом, Абдусом Саламом и Шелдоном Ли Глэшоу. Эта теория, которая включает квантовую электродинамику (квантово-полевую теорию электромагнетизма), рассматривает электромагнитные и слабые взаимодействия как два аспекта более базовой электрослабой силы, которая передается четырьмя частицами-носителями, так называемыми калибровочными бозонами.Одна из этих частиц-носителей — фотон электромагнетизма, а три других — электрически заряженные частицы W + и W и нейтральная частица Z 0 — связаны со слабой силой. В отличие от фотона, эти слабые калибровочные бозоны массивны, и именно масса этих частиц-носителей сильно ограничивает эффективный диапазон действия слабого взаимодействия.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

В 1970-х годах исследователи сформулировали теорию сильного взаимодействия, аналогичную по структуре квантовой электродинамике.Согласно этой теории, известной как квантовая хромодинамика, сильное взаимодействие передается между кварками калибровочными бозонами, называемыми глюонами. Как и фотоны, глюоны безмассовые и движутся со скоростью света. Но они отличаются от фотонов в одном важном отношении: они несут так называемый «цветной» заряд — свойство, аналогичное электрическому заряду. Глюоны могут взаимодействовать друг с другом из-за цветового заряда, который в то же время ограничивает их эффективный диапазон.

Исследователи стремятся разработать всеобъемлющие теории, которые объединят все четыре основные силы природы.Однако до сих пор гравитация остается вне попыток создания таких унифицированных теорий поля.

Текущее физическое описание фундаментальных взаимодействий воплощено в Стандартной модели физики элементарных частиц, которая описывает свойства всех фундаментальных частиц и их силы. Графические представления влияния фундаментальных взаимодействий на поведение элементарных субатомных частиц включены в диаграммы Фейнмана.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *