Вид восприятия складывающийся на основе тактильного и двигательного: «Познавательные процессы» (стр. 14 из 18)

Содержание

Идо познавательные процессы пособие. российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет. Узнавание это _____ воспроизведение. Г. Эббингауз изучал влияние на запоминание

40. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания
42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

Человек в состоянии галлюцинации может быть как предупреждающим, так и интеллектуальным или некогерентным, в зависимости от типа и степени нарушения. Одним из психологических состояний, обычно характеризующихся галлюцинациями, является шизофрения. При шизофрении галлюцинации обычно слуховые, с участием одного или нескольких голосов. Слуховые галлюцинации также могут возникать при тяжелой депрессии и мании; люди с тяжелой депрессией могут слышать голоса, вносившие уничижительные замечания о них или угрожающие им телесным повреждением.

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

г) все ответы неверны

43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и

восприятия.

а) первичны

б) вторичны

в) третьичны

г) все ответы верны

44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, — это:

С другой стороны, визуальные галлюцинации с большей вероятностью характеризуют органические неврологические нарушения, такие как эпилепсия, и могут возникать до эпилептического припадка. Галлюцинации, затрагивающие чувства запаха и прикосновения, менее часты, чем зрительные или слуховые; однако тактильные галлюцинации оказались полезными при изучении и диагностике шизофрении. Вместе с боязнью и агитацией галлюцинации также являются компонентом бреда, который может страдать от алкогольной зависимости.

Эффекты варьируются от пользователя к пользователю, а также индивидуально от одного опыта к другому. Человек может также испытывать галлюцинации, пытаясь отказаться от наркотиков, таких как «розовые слоны» и другие визуальные галлюцинации от отмены алкоголя. Симптомы отмены кокаин

«Познавательные процессы» (стр. 7 из 18)

13. Развитие восприятия в онтогенезе.

Литература по теме «Восприятие»

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140.

2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975.

3. Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.1 и 2. – М., 1966.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение». –М., 1969

6. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967.

7. Логвиненко А.Д.Психология восприятия. – М., 1987. С.16-22.

8. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. С. 65-78.

9. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976. С.186-192.

10. Грегори Р. Глаз и мозг.- М., 1970. С.101-130.

11. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. Гл.6. С.255-264.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. С.193-205.

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1970. С.112-124.

Глоссарий

Агнозия — нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

Апперцепция (лат. perceptio –восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания психической деятельности человека, направленности и др. личностных способностей его психической деятельности.

Восприятие – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующийцелостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Гештальт(нем. Gestalt – образ, форма) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность», (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии; неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта.

Иллюзии восприятия – (лат.illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.

Замыкание – тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Кажущееся движение – иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект», или «фи-феномен».

Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

Относительное движение (двигательный параллакс) – видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных объектов влево, если голова движется влево (и наоборот).

Транспозиция – узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.

Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее втом, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

Выводы. Представление о восприятии как о создании целостного образа, обладающего осмысленностью, субъективностью, определенным уровнем схематичности, позволяет сделать важные выводы о способах формирования этой целостности (см. феномены гештальтпсихологов). Если я хочу, чтобы меня поняли, я должна так построить свое высказывание, чтобы оно было целостным, чтобы в нем присутствовали все составляющие (подумайте, в этом смысле, при каком высказывании вас не понимают). Если я составляю рекламу, я должна учитывать принцип единства фона и предмета и организовать фон таким образом, чтобы предметом выступало то, что я хочу показать. Если я веду ребенка на выставку, я должна понимать, что он увидит в картинах не обязательно то, что вижу я, а то, что определено его жизненным опытом, знаниями, интересами.

Развитие восприятия – это, прежде всего, развитие способности наблюдать и наблюдательности, как систематического и целенаправленного восприятия (обследования) предмета.

Тесты для самопроверки

1. По мнению» представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более

а) упорядоченной;

б) структурированной;

в) значимой.

г) все ответы верны.

2. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится

а) дополнить плохо очерченный контур;

б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;

в) сгруппировать сходные элементы.

г) Все ответы верны.

3. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип

а) дополнения;

б) сходства;

в) непрерывности;

г) симметрии.

4. Феномен перцептивной защиты

а) связан с понижением порога восприятия;

б) вызывается необычностью некоторых стимулов;

в) облегчает узнавание некоторых слов.

г) Ни один из ответов не верен.

5. Подпороговое восприятие

а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;

б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;

в) наблюдается только у здоровых испытуемых.

г) все ответы неверны.

Контрольные тесты по теме

1. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

2. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

а) когнитивной психологии

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания

3. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

в) отсутствии воспринимаемого предмета

г) все ответы неверны

4. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

а) апперцепция

б) иллюзии

в) наблюдательность

г) осязание

5. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

а) бессознательного

б) сознательного

в) надсознательного

г) все ответы верны

6. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия

б) галлюцинациями

в) фантазиями

г) грезами

7. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:

а) константностью

б) осмысленностью

в) избирательностью

г) целостностью

8. Константность восприятия _____ свойство.

а) врожденное

б) приобретенное

в) генетически обусловленное

г) все ответы верны

9. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

а) потребностей

б) интересов

в) ожиданий

г) все ответы верны

10. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

а) иллюзии

б) перцептивные действия

в) наблюдательность

г) осязание

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Методические рекомендации по изучению темы

Изучение темы следует начать с понимания положения о том, что внимание не существует как самостоятельного процесса. Внимание включено во все познавательные процессы и обеспечивают эффективность их осуществления. Основные свойства внимания, обеспечивающие эту эффективность устойчивость, концентрация, переключение, сосредоточенность и др. Следует обратить внимание, на условия, обеспечивающие эффективность этих характеристик в организации познания и практической деятельности.

Внимание существует и как процесс и как состояние: мы можем организовывать действие восприятия, контроля за своими действиями, но и характеризоваться общим состоянием готовности к восприятию, деятельности, решению задачи и т.п.. Понимание этих различий имеет не только теоретическое значение, но и понимание того, по каким механизмам следует организовывать этот процесс.

характеристика, развитие, возможные нарушения и их коррекция

Каждый человек уникален. У всех разный характер, темперамент и даже тип восприятия. Один может быть кинестетиком, другой — аудиалом, третий — визуалом. Тем не менее без адекватной ориентации в окружающей действительности сложно представить жизнедеятельность любого человека. Возможность такой ориентации предоставляет тактильное восприятие, о котором и пойдет речь в сегодняшней статье.

Способы восприятия информации

Виды восприятия

Восприятие является психическим процессом, который отражает происходящее в реальности. Данный процесс помогает человеку ориентироваться в пространстве, принимать решения относительно своих последующих действий и не повторять ошибок.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия:

  • Слуховое. Этот вид подразумевает под собой способность определять разные явление окружающего мира с помощью звуков.
  • Осязательное восприятие включает в себя тактильный, кожный контакт и систему прикосновений. В данном случае главным органом являются руки человека – именно благодаря им он получает необходимую информацию. С помощью тактильного восприятия человек общается с людьми и с окружающим миром посредством прикосновений.
  • Зрительное. Заключается в объединении процессов создания и построения зрительных образов окружающего мира людей.
  • Вкусовое. При употреблении пищи в наш мозг от рецепторов поступает сигнал, с помощью которого мы можем отличить кислый продукт от сладкого, горький от соленого.
  • Обонятельное. Заключается в познании мира с помощью различных запахов.

Что такое тактильное восприятие?

Тактильное восприятие

Осязание является одним из видов восприятия предметов и явлений, которое строится на мультимодальной и тактильной информации.

Таким образом, тактильное восприятие — это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.

Таким образом, тактильное восприятие — информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию.

Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.

Основные нарушение восприятия

Мозг человека

Для выявления нарушений восприятия необходимо четко знать проявления заболеваний. Помочь в этом сможет отдельная отрасль клинической медицины — психиатрия. При помощи клинических анализов, сбора анамнеза, лабораторных исследований специалист данной области сможет поставить адекватный диагноз.

В психиатрии выделяют несколько основных категорий нарушения тактильного восприятия:

  • иллюзии;
  • аутотопогнозия;
  • тактильная агнозия;
  • галлюцинации.

Вышеперечисленные заболевания могут вызвать нарушение различных органов чувств. В рамках данной статьи рассмотрим подобные расстройства, связанные непосредственно с тактильными ощущениями и тактильным восприятием.

Мир иллюзий

Тактильная иллюзия

Тактильные иллюзии связаны с осязательными ощущениями. Восприятие несовершенно, и порой человек может услышать звук, увидеть образ или почувствовать на себе необъяснимое прикосновение. В психологии считается вполне нормальным явлением, когда на фоне искаженного восприятия мозг человека выстраивает образы, которые не соответствуют реальности. Порой людям свойственно не заметить очевидных вещей или, напротив, создать видимость того, чего нет на самом деле. Поэтому иногда можно увидеть искажение объекта в воздухе, мираж и многое другое.

При данном нарушении больному кажется, что он имеет тактильный контакт с нереальными предметами и выдуманными объектами. Кроме этого, у человека может присутствовать ощущение инородного предмета внутри себя.

Избавляемся от иллюзий

Первым шагом на пути к излечению станет выявление основного заболевания, так как иллюзии могут быть побочным признаком более тяжелой болезни. Для этого в первую очередь необходимо обратиться к терапевту. С помощью медицинских анализов и обследования врач сможет поставить диагноз и, при необходимости, перенаправить к профильному специалисту. Например, если причиной иллюзий стали симптомы сифилиса, то больного направят к венерологу. В данном случае стоит обратить внимание на основную болезнь и начать лечение именно с нее. После того как она отступит, пройдут и тактильные иллюзии.

Но бывает, что данное расстройство имеет и психический характер. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту или психиатру. Они помогут поставить или опровергнуть диагноз «шизофрения», «биполярное расстройство». В случае выявления специалистом определенного диагноза, с помощью медикаментозного лечения и определенной терапии он сможет помочь. В этой сфере подход к каждому пациенту сугубо индивидуален, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено. Лекарства и рецепты, вычитанные на различных форумах в интернете или предложенные знакомыми, могут только усугубить положение.

В случае возникновения иллюзий у детей перед сном или после него стоит показаться к специалисту и при необходимости пройти лечение. Психиатр или психотерапевт, поработав с ребенком и его родителями, сможет выявить первопричину данного нарушения, после чего последуют несколько сеансов психотерапии, которые в последующем должны помочь малышу справиться с ложным восприятием реального мира.

Галлюцинация

Тактильные галлюцинации

Данное расстройство может вызвать нарушение зрительного, слухового и тактильного восприятия. Что касается тактильных галлюцинаций (их также называют осязательными), то они могут проявляться в виде сдавливания, ощущения прикосновений и уколов. Иногда это может выражаться в неприятных ощущениях под кожей, как будто в мышечной ткани роют ходы насекомые или другие крошечные существа.

Галлюцинации могут затрагивать как тело человека, так и внешний мир, который его окружает. Если видения происходят довольно часто и сопровождаются бредом, то в этом случае речь идет о галлюцинозе. Этому расстройству свойственно переходить в хроническое состояние, при котором больной может сохранять работоспособность, критическое отношение к своим ощущениям и упорядоченность поведения.

Галлюцинации, которые сопровождают наркотическое и алкогольное опьянение, лечатся специалистами в психиатрических клиниках или наркодиспансерах. Но данное лечение проводится только при отсутствии зависимости от алкоголя и наркотических средств. Именно в этом случае специалисты смогут помочь избавиться от страшных ощущений и видений.

Причины возникновения галлюцинаций

Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:

  • алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
  • нарушение работы головного мозга;
  • тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
  • побочное действие медикаментозного лечения;
  • нарушение органов чувств;
  • специалисты выявили еще один фактор, имеющий название «массовый психоз» — происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.

Тактильная агнозия

Данное нарушение связано с поражением теменных отделов полушария мозга человека, что затормаживает тактильное восприятие информации. Тактильная агнозия включает в себя невозможность идентификации различных предметов в целом при сохранении восприятия его отдельных признаков. Например, при ощупывании любого предмета, вкладываемого в левую или правую руку больного, можно заметь явные затруднения.

При тактильной агнозии бывает затруднительно при ощупывании предмета определить его вес, величину, форму и материал, из которой он изготовлен. На сегодняшний день распространенным вариантом тактильной агнозии является дермоалексия. Она связана с поражением левой теменной области, для которой характерна невозможность восприятия различных символов (это могут быть буквы, цифры или знаки), которые “вычерчиваются” специалистом на руке больного.

Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания различных объектов и прикосновений к ним. Существует несколько разновидностей этого расстройства:

  • пальцевая – при данном нарушении больной не ощущает свои пальцы;
  • соматоагнозия – нарушение распознавания частей тела и их расположения;
  • предметная – при этой разновидности тактильной агнозии человеку не удается на ощупь определять свойства предмета, такие как его форма, размеры, материал, несмотря на то, что зрительно больной может описать данный объект.

Аутотопагнозия

Следующее нарушение связано с неспособностью воспринимать местоположение различных частей тела, их расположения и взаимосвязи. Проще говоря, человеку с данным расстройством сложно понять, где находятся его уши или глаза и другие части тела.

Как правило, данное расстройство распространяется на туловище, лицо и верхние конечности. Существует два вида аутотопагнозии:

  • Больному свойственно игнорировать одну половину тела – во время движения человек просто не замечает и не пользуется той половиной тела. Также бывают случаи, когда у человека имеется ощущения, что она часть туловища просто отсутствует.
  • Второй вид заключается в неправильной оценке расположения различных частей тела. Например, когда больного просят показать, где находится его нос, он может указать совершенно на другую часть тела или упомянуть о его отсутствии. Люди с данным расстройством не могут найти свои части тела или считают, что они вовсе отсутствуют.

Диагностика

Голова из пазл

При развитии вышеперечисленных отклонений необходимо обратить к врачу, который в свою очередь постарается выявить полную картину заболевания и изучить анамнез. Допустим, если пациент совсем недавно перенес опухоль мозга, инсульт или другие различные травмы — это может стать существенным основанием для формирования данных расстройств. Поэтому лечащий врач должен учитывать все нюансы в процессе диагностики нарушений, после чего направить к специалистам узкого профиля для проверки состояния зрения, слуха. Также в процессе проверки нарушения тактильно-двигательного восприятия выполняются различные лабораторные тесты.

Профилактика

Вышеперечисленные нарушения осязательного восприятия не имеют определенных способов профилактики, но оградить себя от этого можно с помощью правильного образа жизни.

Во избежание таких нарушений, которые негативно влияют на тактильно-двигательное восприятие, специалисты советуют следующее:

  • в первую очередь откажитесь от вредных и пагубных привычек;
  • соблюдайте режим дня;
  • найдите хобби и занимайтесь как можно чаще любимыми делами;
  • высыпайтесь;
  • больше общайтесь с близкими и друзьями;
  • мечтайте и стройте планы.

Такие простые, на первый взгляд, советы помогут жить полной жизнью, где не останется места для мира иллюзий.

Лечение

После того как определена причина нарушения тактильного восприятия и направлены все усилия на лечение и устранение основной патологии, параллельно следует проводить психотерапевтические терапии, консультации у логопеда и нейропсихолога. Лечение может растянуться на долгие годы или же дать хороший результат уже в первые две недели, это сугубо индивидуальный аспект. Как правило, лечение данных нарушений начинается после того, как были приняты адекватные меры по устранению основного заболевания пациента. Бывают случаи, когда после полного излечения от основной болезни нарушенные функции восстанавливались без применения дополнительных мер коррекции.

Прогноз

При выявлении вышеперечисленных нарушений необходима коррекция тактильного восприятия. Пренебрегать лечением в данном случае не является целесообразным. Различного рода галлюцинации, агнозия, аутотопагнозия являются прогрессирующими заболеваниями, которые будут лишь ухудшать состояние человека. В этом случае прогноз будет неутешительным, поскольку больной не в силах отличить реальное от мнимого.

При отсутствии соответствующего лечения данные расстройства будут только прогрессировать, а сам человек станет еще более далеким от действительности, погружаясь в собственный мир. В подобных ситуациях не стоит заниматься самолечением и искать самостоятельно ответы на свои вопросы.

Как развивать тактильное восприятие у детей

Ребенок изучает игрушку

Окружающий мир и самого себя мы познаем с помощью различных видов восприятия, таких как обоняние, осязание, вкус, слух и зрение. Не нужно быть психологом или физиологом, чтобы не заметить, какое огромное влияние на ребенка оказывает тактильное восприятие предметов. Прикосновение к матери, изучение игрушек и любых других деталей с помощью ручек, губ и даже ножек. Именно с помощью пальцев и ладошек маленький ребенок познает большой мир, что положительно влияет и на мыслительную деятельность. И чтобы помочь малышу в изучении окружающей среды, стоит поспособствовать в развитии тактильного восприятия.

Способность распознания предметов важна не только для детей, но и для взрослых. Особенно это важно, когда имеется нарушение зрения и у человека не остается вариантов, как учиться изучать мир с помощью органов осязания.

Предлагаем рассмотреть упражнения, которые способствуют развитию тактильного восприятия:

  1. Соберите как можно больше различных предметов, разных на ощупь: наждачную бумагу, бархат, мех, ленточки, ластики, бумагу, осколки камней, ракушки, кусочки металла и т. п. Касаясь этих предметов, обсудите вместе с ребенком, каков каждый из них на ощупь и что из нашей жизни он нам напоминает.
  2. Поместите разные вещи в сумку или в мешочек и попросите ребенка вытащить из него что-нибудь пушистое, гладкое или шершавое. Или же, вместо качеств данной вещицы, можно угадывать название самого предмета. Например, положите в мешочек ключи, игрушечную машинку, блокнотик, грецкий орех или карандаш. После чего предложите малышу достать определенный предмет.
  3. Разложите на полу различные предметы и попробуйте вместе с ребенком оголенными ступнями дотронуться до них. Это может быть все что угодно: мех, газета, коврик, картон, бархат, наждачная бумага, фасоль, рис, гречневая крупа, хлопчатобумажная ткань и многое другое. Если это возможно, выйдите на улицу и походите босиком. Ощутите соприкосновения ступней с песком, листьями, травой, деревом, кирпичами, асфальтом, гравием и землей. Сравните и обсудите полученные ощущения.
  4. Следующее упражнение проводится в присутствии двух детей. Суть заключается в следующем: предложите детям поговорить друг с другом без слов, используя при этом только прикосновения и жесты.

Мешочки с зерном

Такое упражнение подходит для детей старше 6 месяцев. Предварительно сшейте мешочки небольшого размера из льна, наполовину заполните их различным зерном и зашейте со всех сторон. Обычно делают четыре пары идентичных мешочков: по два с гречкой, рисом, пшеницей или фасолью и т. д. Можно сшить мешочки разных цветов. Задача ребенка заключается в том, чтобы суметь на ощупь подобрать мешочки с одним и тем же зерном.

Тактильная дорожка

тактильная дорожка

Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:

  1. На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
  2. После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное — это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.

Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.

Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.

Восприятие — ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ


Подборка по базе: Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъ, Федеральное агентство по рыболовству.docx, Доклад Совет Безопасности Российской Федерации, его состав, осно, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-Ф.rtf, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.do, Государственная Дума Российской Федерации.docx, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do, Министерство образования и науки Российской Федерации Филиал фед, Конституция Российской Федерации (принята всенародным голос.rtf


Восприятие

40. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

а) когнитивной психологии

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания
42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

в) отсутствии воспринимаемого предмета

г) все ответы неверны

43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и

восприятия.

а) первичны

б) вторичны

в) третьичны

г) все ответы верны

44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, — это:

а) апперцепция

б) перцептивная система

в) перцептивные действия

г) осязание

45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

г) активность субъекта

46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

г) целенаправленность характера деятельности субъекта

47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

а) апперцепция

б) иллюзии

в) наблюдательность

г) осязание

48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

а) бессознательного

б) сознательного

в) надсознательного

г) все ответы верны

49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

а) агнозией

б) галлюцинацией

в) иллюзией

г) бредом

50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:

а) транспозиции

б) фигуры и фона

в) прегнантности

г) константности

51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия

б) галлюцинациями

в) фантазиями

г) грезами

52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

а) инсайтом

б) перцепцией

в) апперцепцией

г) сенсибельностью
53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.

а) иллюзия

б) константность

в) целостность

г) предметность

54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:

а) константностью

б) осмысленностью

в) избирательностью

г) целостностью

55. Константность восприятия _____ свойство.

а) врожденное

б) приобретенное

в) генетически обусловленное

г) все ответы верны

56. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство _____ восприятия:

а) целостности

б) предметности

в) константности

г) структурность

57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

а) потребностей

б) интересов

в) ожиданий

г) все ответы верны

58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

а) иллюзии

б) перцептивные действия

в) наблюдательность

г) осязание

59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

а) более продолжительное

б) быстро прошедшее

в) обычно, без изменений

г) все ответы верны

60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:

а) апперцепция

б) установка

в) наблюдательность

г) осязание

Тесты для самопроверки — ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ


Подборка по базе: Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъ, Федеральное агентство по рыболовству.docx, Доклад Совет Безопасности Российской Федерации, его состав, осно, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-Ф.rtf, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.do, Государственная Дума Российской Федерации.docx, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do, Министерство образования и науки Российской Федерации Филиал фед, Конституция Российской Федерации (принята всенародным голос.rtf


Тесты для самопроверки

1. По мнению» представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более

а) упорядоченной;

б) структурированной;

в) значимой.

г) все ответы верны.
2. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится

а) дополнить плохо очерченный контур;

б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;

в) сгруппировать сходные элементы.

г) Все ответы верны.
3. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип

а) дополнения;

б) сходства;

в) непрерывности;

г) симметрии.
4. Феномен перцептивной защиты

а) связан с понижением порога восприятия;

б) вызывается необычностью некоторых стимулов;

в) облегчает узнавание некоторых слов.

г) Ни один из ответов не верен.
5. Подпороговое восприятие

а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;

б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;

в) наблюдается только у здоровых испытуемых.

г) все ответы неверны.

Контрольные тесты по теме

1. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

2. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

а) когнитивной психологии

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания
3. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

в) отсутствии воспринимаемого предмета

г) все ответы неверны

4. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

а) апперцепция

б) иллюзии

в) наблюдательность

г) осязание
5. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

а) бессознательного

б) сознательного

в) надсознательного

г) все ответы верны

6. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия

б) галлюцинациями

в) фантазиями

г) грезами

7. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:

а) константностью

б) осмысленностью

в) избирательностью

г) целостностью

8. Константность восприятия _____ свойство.

а) врожденное

б) приобретенное

в) генетически обусловленное

г) все ответы верны

9. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

а) потребностей

б) интересов

в) ожиданий

г) все ответы верны

10. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

а) иллюзии

б) перцептивные действия

в) наблюдательность

г) осязание

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

  1. Сущность внимания. Внимание как процесс и состояние.
  2. Свойства внимания
  3. Виды внимания
  4. Физиологические механизмы внимания
  5. Теоретические модели внимания
  6. Развитие внимания

Методические рекомендации по изучению темы

Изучение темы следует начать с понимания положения о том, что внимание не существует как самостоятельного процесса. Внимание включено во все познавательные процессы и обеспечивают эффективность их осуществления. Основные свойства внимания, обеспечивающие эту эффективность устойчивость, концентрация, переключение, сосредоточенность и др. Следует обратить внимание, на условия, обеспечивающие эффективность этих характеристик в организации познания и практической деятельности.

Внимание существует и как процесс и как состояние: мы можем организовывать действие восприятия, контроля за своими действиями, но и характеризоваться общим состоянием готовности к восприятию, деятельности, решению задачи и т.п.. Понимание этих различий имеет не только теоретическое значение, но и понимание того, по каким механизмам следует организовывать этот процесс.

Проанализировать статьи из дополнительных материалов (Титченер Э., Рубинштейн С.Л., Рибо Т., Джемс У).

развитие у детей с помощью упражнений

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Тактильное восприятие

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Особенности восприятия

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

Тактильные ощущения

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

E) восприятие, представление. — МегаЛекции


B) Х.Вольф

C) А Маслоу

D) В.Вундт

E) Р.Декарт

2. Психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась:

A) в V в. до нашей эры

B) в XVII в.

C) во второй половине XIX в.

D) в XX в.

E) в период античности

3. Причинная обусловленность психических явлений составляет суть: A) принципа детерминизмаB) принципа единства сознания и деятельностиC) системного подходаD) принципа развитияE) принципа личностного подхода

4. К психическим явлениям, изучаемым психологией, относятся:

A) психические процессы, психические состояния, психологические феномены

B) психические процессы, психические состояния, психологические факторы

C) психические процессы, психические состояния, психологические свойстваличности

D) психические состояния, психологические свойства, психофизиологические законы

E) закономерности, факты

5. Основные функции психики – это …

A) Когнитивная, регулятивная, коммуникативная

B) Отражение, чувства, эмоции

C) Бихевиоризм, гештальттерапия, психоанализ

D) Желание, склонность, влечение

E) Коммуникация, перцепция, интеракция

6. Что является предметом психологии? A) Человеческое мышление B) Поведение человека C) Факты, закономерности и механизмы психикиD) Межличностные отношенияE) чувства

7. Античная психология изучала:

A) душу человека;

B) сознание человека;

C) поведение человека;

D)бессознательное человека;

E) деятельность человека.

8. Первым научным трудом по психологии является

A) «Язык и сознание» А.Р.Лурия

B) «Рассуждение о методе» Р.Декарта

C) «Толкование сновидений» З.Фрейда

D) Трактат «О душе» Аристотеля

E) «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова

9. Первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

A) В 1879 г. (В.Вундт)

B) В 1889 г. (Л.С.Выготский)

C) В 1897 г. (Ж.Пиаже)

D) В 1899 г. (С.Л.Рубинштейн)

E) В 1911 г. (В.М.Бехтерев)

10. Основоположник бихевиоризма

A) И.П.Павлов

B) Аристотель

C) С.Л.Рубинштейн

D) Дж Уотсон

E) З.Фрейд

11. Зигмунд Фрейд — основатель:


A) психоанализа

B) бихевиоризма

C) гештальтпсихологии

D) гуманистической психологии

E) ассоциативной психологии

12. Основные методы в психологии:

A) Психологический эксперимент, беседа

B) Беседа, анализ продуктов деятельности

C) Опрос, наблюдение

D) Наблюдение, психологический эксперимент

E) Моделирование, контент-анализ

13. Метод преднамеренного систематического и целенаправленного восприятия психических явлений – это:

A) Анкетирование

B) Наблюдение

C) Эксперимент

D) Беседа

E) Тесты

14. Метод психологии, основанный на самонаблюдении, называется

А) интроспективный

В) лабораторный

С) экспериментальный

D) сравнительный

Е) проективный

15. Возможность создать и изменять ситуацию психологического исследования является главным достоинством:

А) Наблюдения.

В) Эксперимента.

С) Опроса.

D) Анкетировании.

Е) Тестирования.

16. Эксперимент бывает:

A) Лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий

B) Внутренний, внешний

C) Свободный, стандартизированный, скрытый

D) Включенный, сторонний

E) Устный, письменный, свободный, стандартизированный

17. Эксперимент, который проходит в обычных жизненных условиях, называется:

А) Лабораторным.

В) Естественным.

С) Пилотажным.

D) Формирующим.

Е) Констатирующим.

18.Устные и письменные ответы индивида на систему вопросов, называются:

А) Каузометрией

В) Экспериментом

С) Обучением

D) Наблюдением

Е) Опросом.

19. Метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений – это: A) экспериментB) тестC) опросD) анализ результатов деятельностиE) беседа

20. Метод тестов в психологии — это:

А) Создание искусственной модели.

В) Воспитание личности.

С) Восприятие изучаемого явления

D) Устные суждения индивида.

Е) Стандартизированное испытание.

21. Психологический анализ продуктов деятельности является разновидностью

A) эксперимента

B) беседы

C) наблюдения

D) моделирования

E) анкетирования

22. Методы исследования межличностных отношений в группе:

A) Эксперимент

B) Тесты

C) Наблюдение

D) Социометрия

E) Интервью

23. Выражение психологического явления в формулах или схемах, считается главной особенностью:

А) Моделирования.

В) Воспитания.

С) Обучения.

D) Беседы.

Е) Опроса.

24. Направление в психологии, в котором основное внимание уделяется познавательной деятельности и внутренним мыслительным процессам:

A) психоанализ

B) бихевиоризм

C) гештальтпсихология

D) гуманистическая психология

E) когнитивная психология

25. Отрасли психологии

A) Коммуникативная, персептивная, интерактивная

B) Психология познавательных процессов, психология личности

C) Общая психология, специальная психология

D) Медицинская психология, зоопсихология, возрастная психология

E) Эклектизм, когнитивная психология, гуманистическая психология

26.К познавательным психическим процессам относят:

A) эмоции, чувства;

B) поведение, деятельность;

C) темперамент, характер;

D) мотивы, потребности;

E) восприятие, представление.

 

27. Отражение отдельных свойств предметов – это:

А) воспитание;

В) ощущение;

С) обучение;

D) поведение;

Е) бессознательное.

28. Экстероцептивные ощущения:

А) Передают чувства и эмоции.

B) Сигнализируют о состоянии внутренних органов чувств.

C) Регистрируют положение тела в пространстве.
D) Объединяют только осязательные ощущения.
E) Отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

 

29. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутрен­ней среды организма, называются:

А) экстерорецепторами;

B) интерорецепторами;

C) проприорецепторами; .

D) метарецепторами;

E) квазирецепторами.

 

30. Интерорецептивные ощущения:

А) в большинстве случаев не осознаются;

В) отражают движения нашего тела;

С) отражают качественные особенности окружающих предметов;

D) помогают распознавать запахи;

Е) позволяют различать цвета.

2-вариант

1. Ощущения, отражающие движения нашего тела, положение тела в пространстве, взаимное расположение всех его частей, сокращение, растяжение и расслабление мышц – это:

А) тактильные ощущения;

B) интероцептивные ощущения;

C) проприоцептивные ощущения;

D) кинестетические ощущения;

E) ощущение равновесия.

 

2. Как называется вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательно­го ощущений — это:

A) слух;

B) зрение;

C) вкус;

D) осязание;

E) обоняние.

 

3. Целостное отражение предметов и явлений называется:

A) чувствительностью;

B) восприятием;

C) личностью;

D) воспитанием;

E) темпераментом.

4. Назовите свойство, устанавливающее относительное постоянство в восприятии предметов и явлений: A) константность;B) предметность;C) целостность;D) апперцепция;E) осмысленность.

5. Апперцепция — это:

А) восприятие внешних признаков человека;

В) зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека;

С) восприятие, возникающее без реального объект;

D) искаженное, ошибочное восприятие реального объекта;

Е) зависимость восприятия от возраста человека.

6. Относительная независимость параметров фигуры от изменений ее фона – это:

A) иллюзия;

B) константность;

C) целостность;

D) предметность;

Е) осмысленность.

 

7. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибоч­ному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

A) целостность;

B) предметность;

C) константность;

D) структурность;

Е) избирательность.

 

8. Восприятие принято называть:

А) рецепцией;

В) когницией;

С) перцепцией;

D) сенсорикой;

E) апперцепцией.

 

9. Пример рисунка, который воспринимается то, как ваза, то, как два чело­веческих профиля, иллюстрирует закон:

A) транспозиции;

B) фигуры и фона;

C) прегнантности;

D) константности;

E) амплификации.

 

10. Какая из групп анализаторов принимает участие в восприятии движений:

А) слуховой и тактильный;

B) зрительный и болевой;

C) зрительный и двигательный;

D) температурный и слуховой;

E) температурный и зрительный.

 

11. В восприятии пространства основную роль играют анализаторы:

A) зрительный, кинестетический;

B) кожный, слуховой;

C) двигательный, зрительный;

D) зрительный, обонятельный;

E) кожный, кинестетический.

 

12. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности – это:

A) память;

B) восприятие;

C) ощущение;

D) воображение;

E) представление.

13. Отображение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта относится к такому психическому процессу как:

А) мышление;

В) память;

С) воображение;

D) ощущение;

E) восприятие.

 

14. Основная функция воображения —

А) воспроизведение прошлого опыта;

В) использование материала восприятия;

С) опора на представления;

D) «уход» от реальности;



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Мультимодальное восприятие | Noba

Хотя традиционно изучать различные органы чувств независимо друг от друга, в большинстве случаев восприятие оперирует в контексте информации, поступающей с помощью нескольких сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо; то есть как набор унимодальных стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей.Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящей от столкновения. Ваш нос может даже стимулировать запах горящей резины или бензина.

Если бы вы были свидетелем этой сцены, вы могли бы описать ее, используя данные многих своих органов чувств. Ваш опыт будет мультимодальным. [Изображение: Photo Grrrrr, https://goo.gl/dzfKs8, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/Toc0ZF]

Однако вся эта информация будет иметь отношение к одному и тому же: вашему восприятие столкновения автомобиля.В самом деле, если бы кто-то явно не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, испытали бы событие как единый набор ощущений от нескольких органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальным. Вопрос в том, обрабатываются ли различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, системой восприятия отдельно или нет.

В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность мультимодального восприятия: влияние на восприятие событий и объектов в мире, наблюдаемое при поступлении информации от более чем одной сенсорной модальности.Большая часть этого исследования показывает, что в определенный момент обработки восприятия информация из различных сенсорных модальностей интегрируется. Другими словами, информация объединяется и рассматривается как единое представление мира.

Мультимодальное восприятие поднимает несколько теоретических проблем. В конце концов, мир — это «цветущий, гудящий мир беспорядка», который постоянно бомбардирует нашу систему восприятия светом, звуком, теплом, давлением и так далее. Чтобы усложнить ситуацию, эти стимулы исходят от множества событий, распределенных как в пространстве, так и во времени.Вернемся к нашему примеру: допустим, автокатастрофа, которую вы наблюдали, произошла на Мэйн-стрит в вашем городе. Ваше восприятие во время автомобильной аварии могло включать в себя множество стимулов, которые были , а не , имеющими отношение к автомобильной аварии. Например, вы также можете подслушать разговор ближайшей пары, увидеть птицу, летящую на дерево, или почувствовать восхитительный запах свежеиспеченного хлеба из ближайшей пекарни (или всех трех!). Однако вы, скорее всего, не ошибетесь, связав какой-либо из этих стимулов с автомобильной аварией.Фактически, мы редко комбинируем слуховые стимулы, связанные с одним событием, со зрительными стимулами, связанными с другим (хотя в некоторых уникальных обстоятельствах, таких как чревовещание, мы это делаем). Как мозг может получать информацию от разных сенсорных модальностей и соответствующим образом сопоставлять ее, чтобы стимулы, которые принадлежат друг другу, оставались вместе, а стимулы, которые не принадлежат друг другу, обрабатывались отдельно? Другими словами, как система восприятия определяет, какие унимодальные стимулы должны быть интегрированы, а какие нет?

После того, как унимодальные стимулы были надлежащим образом интегрированы, мы можем дополнительно спросить о последствиях этой интеграции: каковы эффекты мультимодального восприятия, которых не было бы, если бы перцепционная обработка была только унимодальной? Возможно, самый надежный результат исследования мультимодального восприятия касается последнего вопроса.Независимо от того, смотрите ли вы на действия нейронов или на поведение людей, было обнаружено, что ответы на мультимодальные стимулы обычно сильнее, чем комбинированный ответ на любую из модальностей независимо. Другими словами, если вы представляете стимул в одной модальности за раз и измеряете реакцию на каждый из этих одномодальных стимулов, вы обнаружите, что их сложение все равно не будет равно ответу на мультимодальный стимул. Этот супераддитивный эффект мультисенсорной интеграции указывает на то, что есть последствия, возникающие в результате интегрированной обработки мультимодальных стимулов.

Степень супераддитивного эффекта (иногда называемого мультисенсорным усилением) определяется силой реакции на одиночную модальность стимула с наибольшим эффектом. Чтобы понять эту концепцию, представьте, что кто-то разговаривает с вами в шумной обстановке (например, на многолюдной вечеринке). При обсуждении этого типа мультимодального стимула часто бывает полезно

.

4 тактильных интерфейса | Виртуальная реальность: научные и технологические вызовы

, в свою очередь, наносят удары, получают и дают, кормят, дают клятву, отбивают музыкальный ритм, читают для слепых, говорят для немых, обращаются к другу, останавливают врага «. Возможность касаться, чувствовать и манипулировать объекты в окружающей среде, помимо того, что они видят (и слышат) их, дает ощущение погружения в окружающую среду, которое иначе невозможно. Вполне вероятно, что гораздо большее погружение в виртуальную среду может быть достигнуто синхронной работой даже простой тактильный интерфейс с визуальным и слуховым дисплеем, чем за счет значительных улучшений, скажем, в точности только визуального отображения.Реальная среда или виртуальная среда, в которой человек лишен прикосновения и ощущения объектов, кажутся бедными, серьезно ограничивают возможности человеческого взаимодействия и, в худшем случае, могут дезориентировать.

Хотя тактильные интерфейсы обычно предназначены для управления руками пользователя, возможны альтернативные конструкции, подходящие для тактических и двигательных систем других сегментов тела. Однако не все интерфейсы, которые взаимодействуют с механо-сенсомоторными системами человека, являются тактильными интерфейсами.Различие основано на характере задач, для которых используется интерфейс. Например, интерфейсы движения всего тела (глава 6), связанные с передачей пользователю ощущения мобильности, не являются тактильными интерфейсами в строгом смысле слова.

СТАТУС СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАНИЯ

Тактильная система человека

Для разработки рентабельных тактильных интерфейсов необходимо понимать роли, которые играют механическая, сенсорная, моторная и когнитивная подсистемы тактильной системы человека.Механическая структура руки человека состоит из 19 костей, соединенных почти таким же количеством суставов без трения и покрытых мягкими тканями и кожей. В целом кости прикреплены примерно к 20 внутренним и внешним мышцам через многочисленные сухожилия, которые служат для активации 22 степеней свободы (DOF) руки. Сенсорная система включает в себя большое количество различных классов рецепторов и нервных окончаний в коже, суставах, сухожилиях и мышцах. Соответствующие механические, тепловые и химические стимулы активируют эти рецепторы, заставляя их передавать электрические импульсы через афферентную нейронную сеть в центральную нервную систему (частью которой является мозг), которая, в свою очередь, посылает команды через эфферентные нейроны мышцам. для желаемого двигательного действия.

Haptic exploration и Манипуляции с твердыми объектами покрывают широкий спектр тактильных функций, но при этом обеспечивают структуру задачи, в рамках которой можно понять роли биомеханической, сенсорной, моторной и когнитивной подсистем. Исследование связано в основном с извлечением свойств объекта, и поэтому это доминирующая сенсорная задача, хотя

,

Тактильное восприятие | определение тактильного восприятия по Медицинскому словарю

Психический процесс распознавания и интерпретации объекта с помощью одного или нескольких органов чувств, стимулируемых физическим объектом. Таким образом можно распознать форму, цвет, расположение и отличие объекта от фона. См. Ощущение ; визуальная интеграция.
анортоскопическое восприятие См. Анортоскоп .
бинокулярное восприятие Восприятие, полученное при одновременном использовании обоих глаз.
восприятие контура См. Контур .
восприятие глубины Восприятие расстояния до объекта от наблюдателя ( абсолютное расстояние ) или расстояния между двумя объектами ( относительное расстояние ). Наша способность судить о последнем гораздо точнее, чем о первом. На восприятие глубины влияют многие факторы. Наиболее важным является наличие на двух сетчатках разных изображений одного и того же объекта (так называемое бинокулярное несоответствие или несоответствие сетчатки ).Есть также много других факторов, способствующих развитию, таких как характеристики стимула (называемые репликами ), бинокулярный параллакс и, в меньшей степени, мышечная проприоцептивная информация, обусловленная усилиями аккомодации и конвергенции. Восприятие глубины более точное при бинокулярном зрении, но возможно при монокулярном зрении с использованием следующих сигналов : взаимное расположение (суперпозиция), относительное положение, относительный размер, линейная перспектива, текстурный градиент, воздушная перспектива, свет и тень, тень и параллакс движения ( Инжир.P6). Syn. пространственное видение. См. острота стереоскопического зрения ; бинокулярный зрительный отсек ; иллюзия луны; воздушная перспектива; линейная перспектива; рельеф; Комната Эймса; листовая комната; бинокулярный.
дермооптическое восприятие См. экстрасенсорное восприятие.
экстрасенсорное восприятие Восприятие, полученное средствами, отличными от обычных органов чувств, как, например, телепатия (чтение мыслей) или чтение путем перемещения пальца по печатному тексту ( дермооптическое восприятие ).
светлый р . (LP) Термин, используемый для обозначения едва видящего глаза, который может видеть только свет, но не форму объектов. Потеря восприятия света означает слепоту.
подсознательное восприятие Стимулы ниже порога ощущения (т. Е. Подсознательные) могут в редких случаях (например, воздействие длительностью 40 мс, замаскированное другим стимулом) бессознательно вызывать восприятие. Тогда эффект будет очень коротким (менее 200 мс).
зрительное восприятие Восприятие, полученное через зрение.Fig. P6 Examples of monocular cues to depth perception; A, relative size; B, interposition and relative size enlarge picture

Рис. P6 Примеры монокулярных сигналов для восприятия глубины; А — относительный размер; B, расположение и относительный размер

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *