Виды межличностного взаимодействия: Межличностное взаимодействие

Содержание

Межличностное взаимодействие

Являясь самостоятельным существом, наделенным свободой выбора, творческим потенциалом, личность не может развиваться вне социальной среды, вне взаимодействия с другими индивидуумами.

Определение 1

В современной научной литературе под взаимодействием понимают действия индивидуумов, направленные друг на друга; совокупность способов, которые применяет личность в процессе достижения определенных целей, решения практических задач.

В основе понимания межличностного взаимодействия лежит категория социальной связи.

Определение 2

Социальная связь представляет собой зависимость индивидуумов, которая реализуется через социальные действия, осуществляемые с ориентацией на другого человека с ожиданием соответствующей реакции со стороны участника взаимодействия.

Структура межличностного взаимодействия

В структуре социальной связи, межличностного взаимодействия выделяют следующие структурные компоненты:

  • субъекты взаимодействия;
  • предмет взаимодействия;
  • механизм регулирования взаимоотношений.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль и функции межличностного взаимодействия

Стремление к вступлению в контакт с другими выступает имманентной потребностью личности, обусловленной рядом биологически-социальных факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • социальное взаимодействие родителей и детей повышает жизнеспособность, выступает гарантией сохранения человечества как биологического вида;
  • в процессе межличностного взаимодействия личность сталкивается с новыми эмоциональными переживаниями, что существенно обогащает ее, позволяет аккумулировать социальный опыт.

Виды межличностного взаимодействия

Связи могут иметь форму социального контакта, характеризующегося поверхностью, краткосрочностью или протекать в виде взаимодействия, имеющего систематический, регулярный, самовозобновляющийся характер.

Социальный контакт может принимать различные формы:

  • простое соприсутствие;
  • обмен информационными данными;
  • реализация совместной деятельности;
  • обоюдная или асимметричная активность, которая может быть направлена на реализацию влияния, соперничества, манипуляций, сотрудничества и пр.

В свою очередь межличностное взаимодействие может принимать следующие формы:

  1. Ритуальное взаимодействие – форма взаимодействия, которое моделируется в соответствии с установленными правилами, отражая реальные социальные отношения в группе и обществе; предписанное формальное поведение; мощный инструмент поддержания стабильности, прочности; механизм сплочения людей, повышения уровня их солидарности. Ритуальное взаимодействие обеспечивает преемственность между различными поколениями, способствует сохранению традиций, передачи культурного опыта. Обряды, ритуалы, обычаи закрепляются на подсознательном уровне, обеспечивая прочное и глубокое проникновение системы аксиологических модусов в индивидуальное и групповое сознание. На протяжении тысячелетий человечество выработало огромное количество ритуалов: военные, религиозные, светские обряды и пр., которые во многом регулируют поведение личности.
  2. Соревнование – взаимодействие, основанное на стремлении личности добиться более высоких результатов, чем другие. Указанная форма взаимодействия не предполагает конфликтных отношений.
  3. Уход – форма взаимодействия, направленная на прекращение межличностного общения;
  4. Дружба – одной из наиболее тесных форм взаимодействия, эффективный инструмент самореализации личности.
    Как правило, возникновение дружеских отношений, эмоциональной близости осуществляется при наличии ряда условий, включая следующие:
  • частота контактов;
  • физическая привлекательность;
  • феномен «ровни».

Замечание 1

Таким образом, межличностное взаимодействие выступает необходимым условием развития личности, формирования ее уникальности и самобытности, в результате которого устанавливается вся совокупность социальных связей индивидуума, формируется его положение в обществе.

Виды взаимодействия людей. Межличностное взаимодействие. Межгрупповое взаимодействие

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности—пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я—Он», «Мы—Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между индивидами, изменения их поведения, деятельности, отношении и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

— наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия,



— эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми,

— рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их конкретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.

Приятельские отношения формируют готовность/неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.


Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.

Дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются) и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.

Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности, в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нис- бетт, 1999).

Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, в отличие от мужчин, для которых более значимы в жизни деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Женской дружбе свойственна близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки (Кон, 1987). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность обусловливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастного статуса, принадлежности к социальным группам и пр. (Триандис, 2006).

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» (Обозов, 1979).

Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции с представителями разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и осуществлять целенаправленный контроль за проявлением своих эмоций.

Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнеров по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

В ходе исследований были также выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001).

В связи с анализом процесса развития межличностных отношений целесообразно рассмотреть еще два важных социально-психологических явления: аттракцию и межличностную совместимость.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 2000). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001).

В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость а чувства, вызываемые ею, — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс актуализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения. При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависимости от содержания и характера, этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие.

Межличностное взаимодействие

межличностное взаимодействие

Ни один человек не в состоянии прожить в полной изоляции, какая-то из форм межличностного взаимодействия непременно будет присутствовать. Такая потребность в тесных продолжительных взаимодействиях живет в каждом из нас. Она объясняется социальными и биологическими причинами и направлена на выживание человека.

Формы и виды межличностного взаимодействия

Психология давно интересуется вопросом межличностных взаимодействий и рассматривает их через призму общения, поскольку эти явления дополняют друг друга, но смешивать эти понятия не стоит.

Общение непременно будет случить средством связи (передачи информации) двух или более субъектов, оно может быть личным или опосредованным (почта, интернет). Но взаимодействие не всегда подразумевает общение, что делает последнее частным случаем различных видов контактов. В социальной психологии термином «межличностное взаимодействие» называют контакт двух или более субъектов, приводящий к изменению их поведения или настроения. Тремя основными задачами такого контакта являются: формирование межличностных отношений, межличностное восприятие и понимание человека, оказание психологического воздействия. Для решения этих задач применяются два основных типа взаимодействий: сотрудничество – продвижение к цели одного из партнеров способствует или не препятствует успеху других, и соперничество – достижение цели одним из партнеров исключает или затрудняет удачное завершение дел у остальных.

Также существует разделение межличностных взаимодействий по видам:

  1. В зависимости от цели – деловые, личные.
  2. В зависимости от модальности – позитивные, негативные, амбивалентные.
  3. В зависимости от направленности – вертикальные, горизонтальные. Примером таких отношений могут являться рабочие контакты, в случае общения с начальством или подчиненными, направленность будет вертикальной, при разговорах с коллегами – горизонтальной.

Сложность процессов межличностного взаимодействия рождает множество классификаций, некоторые из которых были приведены выше, но понятие не будет полностью раскрытым без упоминания форм их проявления, которых существует очень множество. Основными из них являются: дружба, привязанность, любовь, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, соревнование, конфликты и ритуальное взаимодействие. межличностное взаимодействие и общениеПоследняя форма является очень распространенной, отличаясь особыми правилами, которым подчиняются отношения. Это помогает символически выразить социальный статус человека в группе, эта форма придумана специально для того, чтобы каждый смог удовлетворять свою потребность в признании. Такими ритуалами пользуются все – при общении с родителями и детьми, подчиненными и начальством, госслужащими и продавцами в магазине. Каждая из форм взаимодействия выполняет одну из трех функций – помощь в адаптации к новой среде, познавательную или удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми. Это еще раз подтверждает важность явления, как и его сложность.

 

Межличностное взаимодействие и его типы — Студопедия

 

В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность”.

По выражению В.А. Петровского, “в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми”. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние.

Межличностное взаимодействие — это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие “межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание”, “взаимопомощь” (“взаимное содействие”), “сопереживание”, “взаимное влияние”. Эти составляющие имеют свою противоположность: “взаимное непонимание”, “противодействие” или “отсутствие действия”, “отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния”.

Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении. Социальные отношения — безличностные — проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов, экономических структур, иерархических формальных организаций и т. п. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.



Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда оплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношении, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т.е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.


Межличностное взаимодействие предполагает партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношений. Совместимость как удовлетворенность партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют о наличии реального межличностного контакта. Контакт считают промежуточной формой взаимодействия, посредством которой оно может перейти или не перейти в общение.

Общение — это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.

Наблюдая процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество — партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство — партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение отвзаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.

Еще один тип взаимодействия получил название “контрастное взаимодействие”. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его. Таким образом, получается противоречие — один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Иногда встречается компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.

Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие (см. табл. 1).

 

Таблица 1 — Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности.
Снятие напряжения.
Выражение согласия
Решение проблем Предложения, указания.
Выражение мнений.
Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьбы об информации.
Просьбы высказать мнение.
Просьбы об указаниях
Негативные эмоции Выражение несогласия.
Создание напряжённости.
Демонстрация антагонизма

 

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие). Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействии.

Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения

Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.

Общение в группе

Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

Межличностное взаимодействие и обучение

В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.

Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

Процессы социального взаимодействия

Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

конфликт в рабочем коллективе

Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

Уровни общения

Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

  1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
  2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
  3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
  4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
  5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
  6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

построение новых контактов с людьми

Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

Формы межличностного взаимодействия

Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

Формы общение выделяют такие:

  • Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
  • Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
  • Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
  • Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
  • Общение в группе психологической поддержки.

Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

общение и рефлексия

Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

невербальное общение

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Особенности

Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

зеркальные нейроны

Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.

Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

межличностное взаимодействие - что это?

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Выводы

Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

Формы межличностного взаимодействия — Мегаобучалка

Среди разнообразных форм межличностного взаимодействия можно выделить такие, как привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликт, ритуальное взаимодействие и др.

* Одна из распространенных форм — ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал обнаруживает ценности группы: люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их; что составляет их социальные ценностные ориентации.

На протяжении своей истории человечество выработало огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся и многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т.п.

* Операция — вид взаимодействия, при котором общение осуществляется с позиции «Взрослый — Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, практически в любом виде созидательной деятельности. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей — вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

* Соревнование — форма социального взаимодействия, когда имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, а все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели. Человеку при этом присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды.

* В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом.

* Времяпрепровождение — следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий, обеспечивающий хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживаний» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение — фиксированная форма трансакций (единиц взаимодействия), призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самая распространенная тема времяпрепровождения — «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и др.). Мужское времяпрепровождение чаще происходит на тему «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты). Преимущественно женские темы — «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?» и т.п.

* Дружба и любовь как формы взаимодействия удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба включает фактор симпатии и уважения. Любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Данные формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции по типу «Ребенок — Ребенок», выражающие взаимное признание и симпатию. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).

* Игра, манипуляция — еще один тип взаимодействия между людьми. Игры — стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому, предопределенному результату. Это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора взаимодействия сторону без учета желаний второго участника трансакции. Каждая игра начинается с «приманки», которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному участнику с учетом особенностей его характера, его «слабинки». Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Чтобы выйти из игры и не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные трансакции в открытые, прямые, поскольку игра возможна лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.

 

Понятие коллектива.

ž Высшая форма организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

ž Коллективом можно считать высокоразвитую группу, в которой межличностные отношения опосредуются общественно полезным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.

Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности.

Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности.

В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

 

Метод социометрии.

Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д.Морено. Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:

ž социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

ž характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

ž наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;

ž относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Пример простой дифференцированной социограммы

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

 

Понятие межличностного взаимодействия и его структуры — Студопедия

Межличностное взаимодействие является очень сложным социально-психологическим феноменом. Об этом свидетельствует ведущие исследования многих психологических направлений. В наших исследованиях мы также основываемся на научном положении о том, что межличностное взаимодействие представляет собой систему, включающую межличностное общение, совместную деятельность и взаимоотношения. Результаты исследований в диссертационных исследованиях М.А. Дыгуна, Л.Л. Стариковой, Т.А. Зеленко, Э.Н. Ольшевской , О.П. Кошкиной, а также более 250 исследований в рамках дипломных работ, множество курсовых исследований студентов факультета педагогики и методики начального обучения, факультета психологии БГПУ им. М. Танка, кафедры психологии филиала МГСУ в г. Минске, Белорусского института правоведения и других вузов под нашим руководством в составе научной школы Я.Л. Коломинского, показывают, что сложный феномен межличностного взаимодействия необходимо изучать с различных позиций.

Даже на уровне житейской психологии межличностное взаимодействие воспринимается как сложное психологическое явление. Анализ представлений о межличностном взаимодействии показывает, што большинство студентов (72%) описывает межличностное взаимодействие как межличностное общение, и только отдельные студенты (около 5%) утверждают, что взаимодействие включает отношения и совместную деятельность. Учителя школ в межличностном взаимодействии выделяют общение — 32 %, совместную деятельность — 27 %, а межличностные отношения в структуре межличностного взаимодействия они не отмечали. Среди преподавателей вузов значительно больше (47% опрошенных) указывало на взаимодействие как сложный феномен, включающий в себя общение, совместную деятельность и отношения. Видимо, межличностное взаимодействие личностью опредяляется с позиции ее уровня личностного развития, жизненного опыта.



Анализ межличностного взаимодействия как на научном, так и на житейском уровнях, свидетельствуют о том, что общение, совместная деятельность и отношения, являясь относительно самостоятельными компонентами, находятся в тесном диалектическом единстве и образуют целлостное образование. Компоненты межличностного взаимодействия в свою очередь включает множество других психических образований и явлений, например таких, как лидерство, социально-психологическая перцепция и рефлексия, подражание, внушение и др. Каждый компонент может выступать отдельной единицей психологического анализа межличностного взаимодействия и дать определенные представления о феномене в целом. Однако более полную характеристику межличностного взаимодействия можно получить при изучении всех его компонентов: межличностного общения, совместную деятельности и взаимоотношений.


Мы считаем, что межличностное взаимодействие — это взаимная психическая и физическая активность двух или более людей, обеспечивающая изменение (развитие) психических и личностных образований взаимодействующих.

К актам межличностного взаимодействия мы относим не только непосредственный контакт (внешняя и внутренняя активность) двух или более людей, но и относим даже мысль (внутренняя активность) человека о другом человеке. Мысль о другом человеке уже образует обратную, а точнее взаимную, психическую связь и оказывает влияние возникающего образа на человека, который проявляет эту внутреннюю активность.

Кроме того, в некоторых направлениях практической психологии утверждается положение о том, что мысль активна и может оказывать специфическое воздействие на человека, на которого она направлена.

Каждый из нас живет среди людей. Что мы не делаем, мы непосредственным или опосредованным образом взаимодействуем с другими людьми. Мы разговариваем, выполняем какую-либо работу, размышляем, переживаем, строим отношения с людьми, любим или ненавидим — это все относится к межличностному взаимодействию.

На наш взгляд, межличностное взаимодействие представляет собой сложную, по крайней мере, трехуровневую систему, которую можно представить в виде модели (см. рис.1). Внешний слой (страта) представляет собой межличностное общение, внутреннее кольцо на модели иллюстрирует совместную деятельность, а сердцевина, круг в центре, есть отношения в структуре межличностного взаимодействия.

Рис.1.Схема структуры межличностного взаимодействия.

В межличностном взаимодействии внешней стороной является общение между людьми. Так, как мы в первую очередь воспринимаем внешнюю сторону взаимодействия, поэтому мы по общению судим о людях, об их развитии, их личностных качествах. Общение может быть вербальным и невербальным. Под вербальным общением в психологии понимается обмен информацией с помощью слов, знаков, символов. Взгляд, мимика, жесты, поза, стиль прически, цвет и стиль одежды, сила, тембр и высота голоса, паузы и интонации в общении, запахи, исходящие от человека, энергетический потенциал человека и многое другое – все это относится к невербальному общению. При этом человек в большей мере воспринимается другим человеком неосознанно с помощью невербальных средств общения в соответствии со сложившимися с самого детства социальными стереотипами. Межличностное общение обеспечивает существование взаимодействия между людьми и осуществляет следующие функции:

— аффективную, в которой удовлетворяется естественная потребность человека в общении, регулируются и совершенствуются на эмоциональном уровне средства вербального и невербального общения, обеспечивается эмоциональный комфорт личности;

— поведенческую, в которой человек регулирует свое поведение, согласует с другими людьми свои действия, договаривается с ними об оказании взаимопомощи и распределении ролей в совместной деятельности, устанавливает с другими людьми отношения подчинения — доминирования;

— когнитивную, в которой человек средствами общения познает мир, получает необходимую информацию, производит обмен информацией с другими людьми и в процессе общения у его складывается система отношений к себе и другим людям.

Следовательно, в межличностном общении можно выделить в свою очередь слой (страта), который в основном направлен на удовлетворение естественных потребностей самой личности в общении, и на этой страте доминирует невербальное общение. Второй слой (страту) образует общение, которое обеспечивает выполнение совместной деятельности, осуществления профессиональной деятельности и т.п. и в этой страте, на наш взгляд, доминирующим является вербальное общение. Третий слой (страта) образует общение, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

Совместная деятельность представляет собой внутреннюю и внешнюю активность личности, направленную на получение результатов значимых для всех её участников. В структуре взаимодействия она занимает (см. рис.1) среднее, связывающее, соединяющее место между общением и отношениями. Деятельность сама по себе включает следующие структурные компоненты: цель, задачи, мотивы, условия, действия, саморегуляцию и результат.

Аналогично и в системе совместной деятельности можно выделить также три слоя (страты): внешний слой (страту) деятельности, которая в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в действиях, в движениях, в активности. Второй слой (страту) образует совместная деятельность, которое обеспечивает достижение результата, материализованного предмета или создание образа и т.п. Третий слой (страта) этой системы образует деятельность, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

По аналогии, в совместной деятельности можно также выделить три функции: аффективную, операциональную (поведенческую) и когнитивную. Аффективная функции совместной деятельности позволяет удовлетворять потребность человека в деятельности, как форме активности, получать эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности, реализовать цели и задачи, возникающие в межличностном общении, проявлять все переживания, связанные с деятельностью в вербальном и невербальном общении. Операциональная (поведенческая) функция реализуется в выборе средств, приемов, действий и операций деятельности, что во многом определяет успешность её. К этой же функции относим действия по распределению ролей в деятельности, по оказанию и принятию помощи, по развитию действий самоконтроля и взаимоконтроля. Когнитивная функция совместной деятельности проявляется в более глубоком познании взаимодействующих людей (личностных свойств, индивидуальных различий, особенностей общения и отношений), овладении специфическими знаниями, умениями и навыками деятельности, усвоением закономерностей развития межличностного взаимодействия, и в конечном результате, совершенствованию системы отношений к себе и другим людям.

Система отношений занимает центральное место в системе межличностного взаимодействия, и представляют собой на модели центральный круг. На наш взгляд, отношение – это эмоционально окрашенная мысль об объекте (предмете, явлении, личности), на который она направлена. Совокупность всех таких мыслей-переживаний и образуют систему отношений — внутреннее (психическое) состояние личности.

Отношения складываются, формируются и развиваются в межличностном общении и совместной деятельности и, конечно, проявляются в общении и деятельности. Система отношений также образуют три слоя (страты): внешняя – это система отношений личности ко всем явлениям окружающего мира. К этому уровню относятся производственные, правовые, экономические, религиозные, политические и другие отношения, все отношения личности к природным и общественным явлениям.

Второй слой (страта) на модели отражает межличностные отношения. В первую очередь это различные личные и деловые отношения между людьми. Межличностные отношения могут быть поверхностными, и строится на основе общих представлений о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне (симпатии — антипатии), и их назвали личными. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью и сформированные на рациональном уровне с учетом объективных показателей развития личности или показателей производительности человека в деятельности, в психологии называют деловыми. При этом А.В. Петровский считал, что деловые отношения являются определяющими в системе межличностных отношений. Я.Л. Коломинский, напротив, считает, что личные отношения не следует противопоставлять деловым. Во-первых, между личными и деловыми отношениями граница чисто условная, а во-вторых, не исключаются случаи в реальном взаимодействии, когда личные отношения определяют деловые.

Центральным в системе отношений является – это отношение личности к самой себе, основанная на представлениях личности о самой себе («Я – образ»). В «Я – образе», как во всей системе отношений можно выделить три функции: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Определение отмеченных функций общения, совместной деятельности и отношений позволяет характеризовать межличностное взаимодействие как целостное социально-психологическое явление.

На наш взгляд, аффективная функция в большей мере направлена на совершенствование самого процесса общения; поведенческая функция обеспечивает связь общения с другим компонентом взаимодействия — совместной деятельностью и направлена в основном на её развитие; когнитивная функция обеспечивает взаимосвязь между всеми компонентами и образует, развивает и формирует межличностные и другие отношения — центральный компонент межличностного взаимодействия.

Все компоненты межличностного взаимодействия: общение, совместная деятельность и отношения самостоятельны и внутренне взаимосвязаны. Межличностное взаимодействие, т.е его компоненты образно представляет личность с трех позиций: «что она говорит», «что она делает» и «что она думает». Отмеченные компоненты находятся в структурно-функциональной иерархии. Межличностное общение удовлетворяет потребности человека в эмпатии и в других необходимых для него чувствах и эмоциях, в субъективной информативности, обеспечивает совместную деятельность, формирует и развивает межличностные отношения. Совместная деятельность предоставляет дополнительные возможности человеку для общения и совместных действий, направленных на совершенствование отношений.

В деятельностном подходе, традиционно считается центральным образованием в межличностном взаимодействии деятельность, а отношения и общение являются вторичным. Человек оценивается с позиций деятеля, насколько он эффективно действует, каких результатов в деятельности достигает. Характеристики межличностного общения и отношений оцениваются только с позиций, насколько они способствуют успешности в деятельности. На наш взгляд, такой подход не способствует в глубинном плане эффективности деятельности, так он не учитывает психологической сущности человека.

С нашей позиции самым важным и определяющим во взаимодействии являются отношения, внутренний мир человека, его личностное развитие, ради чего и существует общение и совместная деятельность. В свою очередь сложившиеся межличностные отношения определяют уровень межличностного общения и совместной деятельности. Успешность деятельности личности определяется уровнем развития личности, уровнем развития его общения и отношений.

ключевых навыков межличностного общения, которые необходимо улучшить


5 сентября 2018 — Джини Бекири

Сильные навыки межличностного общения важны для работодателей, потому что большинство рабочих мест требуют от вас эффективного взаимодействия с другими людьми. Эти навыки сейчас жизненно важны для успеха на рабочем месте.

В этой статье мы обсуждаем различные типы навыков межличностного общения.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение — это взаимодействие и обмен информацией между двумя или более людьми. Это может быть вербальное и / или невербальное общение.

Ключевые навыки межличностного общения

Эффективные навыки межличностного общения необходимы для установления связей и установления отношений. Есть много разных типов — мы описали одиннадцать самых важных навыков:

Устное общение

Навыки вербального общения важны для большинства профессий, потому что они помогают эффективно взаимодействовать и строить взаимопонимание.

Советы:

  • Адаптируйте свою речь к аудитории, например, избегая технической терминологии.
  • Задавайте вопросы, чтобы показать свой интерес к тому, что говорится.
  • Совместите то, что вы говорите, с вашим голосом и языком тела.
  • Обдумайте то, что кто-то сказал, резюмируя и перефразируя.
  • Активно слушаю.

Активное слушание

Активное слушание — это не только произносимые слова, но и понимание передаваемого сообщения. Во время разговора «слушатель» часто думает о том, как он собирается ответить, а не концентрируется на том, что говорит говорящий.

Внимательно слушая, вы можете дать более вдумчивый ответ, учитывающий мысли и мнения говорящего.Это поможет окружающим понять, что вы их цените.

Для развития активного слушания вам следует практиковать следующее:

  1. Обратите внимание — уделите говорящему все свое внимание, а не думайте о своем ответе.
  2. Покажите говорящему, что вы слушаете и что вам интересно — язык тела особенно полезен для этого.
  3. Уточните свое понимание — вам необходимо убедиться, что вы понимаете, что говорит говорящий, без ваших суждений и убеждений, поэтому убедитесь, что вы размышляете и задаете вопросы.
  4. Не прерывайте и не перенаправляйте разговор.
  5. Дайте подходящий ответ, честный, но вежливый.

Язык тела

Ваше впечатление о вас примерно разделяется на:

  • Кузов (изображения) 55%
  • Голос (звук) 38%
  • слов (содержание) 7%

Итак, язык тела в значительной степени используется для понимания того, что говорится.

При общении с другими ваша цель — продемонстрировать открытый язык тела, например, расслабленную позу, поддержание зрительного контакта, нескрещенные руки, кивание головой, улыбку и т. Д. Следует избегать закрытого языка тела, поскольку вас могут посчитать незаинтересованным или даже ненадежные, например, складывание рук или ног, избегание зрительного контакта, смещение глаз, ерзание и т. д.

Открытость

Не просто разговаривайте с людьми, которые придерживаются схожих взглядов с вашими, вам следует также поговорить с теми, кто придерживается противоположных мнений.Проявляйте интерес к тому, что они говорят, чтобы понимать, как они думают. Это поможет в вашем собственном развитии, поскольку это бросает вам вызов, и люди будут восхищаться вами за это, потому что это показывает готовность учиться у других, даже если вы не согласны.

Навыки ведения переговоров

Переговоры важны в различных ситуациях, например, они могут понадобиться для разрешения конфликта или заключения контракта. Вы должны быть в состоянии прийти к взаимным соглашениям, которые удовлетворят всех, даже если есть компромисс.Умение вести переговоры вызывает уважение, и люди будут доверять вам, поскольку они знают, что вы заботитесь о всеобщих интересах.

Навыки принятия решений и решения проблем

Большинство рабочих мест содержат элементы решения проблем — именно здесь вы думаете о решениях проблемы. Этот тип творческого мышления может помочь сохранить гармонию в команде. Общая структура решения проблем:

  • Выявление проблемы
  • Изучение всех решений
  • Выбор решения для внедрения
  • Реализация решения
  • Анализ результатов

Разрешение конфликтов

Вполне вероятно, что в какой-то момент вам понадобится разрешить конфликт.Для этого полезно активное слушание и решение проблем, поскольку вам нужно будет услышать объективно со всех сторон, и вам нужно будет прийти к положительному решению.

Разрешение конфликта не всегда является негативным опытом — оно может быть очень конструктивным и дать вам понимание основных проблем, например, возможно, член команды испытывает трудности дома, что делает его более раздражительным.

Составив план с участниками, вы можете помочь им двигаться вперед и справиться со своими трудностями.Возможно, они никогда не испытывали такой конструктивной помощи до вашего посредничества.

Напористость

Настойчивость — это когда вы уверенно выражаете свои потребности и мнения, справедливо, честно и спокойно, учитывая потребности и взгляды других людей. Люди с большей вероятностью будут любить и уважать вас, если вы напористы в общении, а не пассивны или агрессивны.

Советы:

  • Расскажите другому человеку, что вы чувствуете.
  • Слушайте, что говорит другой человек, и сопереживайте.
  • Говорите с нормальной громкостью.
  • Поддерживайте зрительный контакт.
  • Избегайте преувеличенных слов, таких как «всегда» и «никогда».
  • Используйте факты, а не суждения.

Положительный настрой

Люди хотят быть рядом с другими, дружелюбными и позитивными, даже когда компания может оказаться в сложной ситуации.Вам не обязательно быть невероятно общительным, но вы должны развивать какие-то позитивные отношения со своей командой, чтобы рабочее место было приятным для всех.

Работа в команде

Чтобы бизнес функционировал эффективно, люди должны хорошо работать вместе для достижения общей цели. Некоторым людям сложно работать в команде, потому что они верят, что знают, как выполнять работу лучше, чем кто-либо другой, и не доверяют другим выполнять их роли.Это может вызвать конфликт и повредить общей эффективности команды.

Если это то, что вам трудно, помогайте своим коллегам, когда это возможно, и спрашивайте их мнение и идеи — проявляйте энтузиазм, когда коллеги предлагают свои собственные идеи.

Эмпатия

Чуткость означает, что вы способны распознавать и понимать эмоции других, то есть воображать себя в положении другого человека.Сочувствие покажет вашей команде, что вам не все равно. Например, если менеджер гневно отреагирует, узнав, что сотрудник прибыл на работу поздно, потому что его ребенок нездоров, команда, скорее всего, отреагирует на руководителя негативно.

Менеджеру было бы выгоднее понять и согласовать план действий с сотрудником, например, если сотрудник начинает работу раньше, а заканчивает позже. Сотрудники и коллеги будут уважать и доверять вам больше, если вы сочувствуете им и выражаете сострадание.

Кроме того, понимание того, что чувствуют люди, поможет вам донести свои мысли и идеи так, чтобы они были понятны другим, и это поможет вам понять других, когда они общаются.

Итого

Ваша эффективность работы улучшится, если вы разовьете навыки межличностного общения, потому что вы станете более сплоченным членом компании. Также вероятно, что ваша удовлетворенность работой возрастет, потому что вы укрепите отношения со своими коллегами.

Осознавая, как вы взаимодействуете с другими, и практикуясь, вы можете улучшить свои навыки межличностного общения.

.

Межличностное и внутриличностное общение — разница между

Обновлено 20 февраля 2018 г.

Психологи и специалисты по медиа-исследованиям предлагают множество различных типов общения. Межличностное и внутриличностное общение характеризуются разными качествами, и мы более подробно рассмотрим эти различия.

Определения

Interpersonal Схематическое представление межличностного общения

Межличностное общение относится к типу общения, при котором двум или более людям предоставляются средства взаимодействия друг с другом и они могут обмениваться информацией.Межличностное общение может быть прямым или опосредованным, в зависимости от того, используют ли отправитель и получатель информации в процессе общения средства массовой информации, такие как телефон или электронная почта. Если для межличностного общения требуются технологии, то это опосредованное общение. Если, с другой стороны, два человека обмениваются информацией лицом к лицу, то это прямое общение. Прямое общение характеризуется непосредственностью и первенством. Это происходит здесь и сейчас и имеет более сильный компонент обратной связи, чем опосредованное межличностное общение.Желательно, чтобы люди обсуждали посредством прямого общения вещи, которые требуют немедленной обратной связи для продолжения обсуждения.

Межличностное общение можно разделить на категории по количеству участников.

  • В диадическом общении участвуют два человека. Например, за обедом муж и жена обсуждают что-то.
  • В групповом общении участвуют три и более человека. Специалисты не могут не договориться о том, какое максимальное количество людей должно быть задействовано, чтобы отнести межличностное общение к групповому общению.Часто групповое общение осуществляется с целью решения проблемы или принятия важного решения. Примеры: фокус-группа по вопросам маркетинга; Ассамблея ООН.
  • Публичное общение предполагает участие большой группы с одним спикером. В ходе публичного общения обратная связь минимальна. Обмен знаниями, развлечение и идеологические выступления — это обычные формы публичного общения. Пример: университетские лекции или выступления в политической кампании.

Intrapersonal Communication Девушка ведет дневник как пример внутриличностного общения

Внутриличностное общение — это тип общения, при котором человек общается сам с собой.Это происходит полностью внутри одного человека. Цели внутриличностного общения могут быть разных типов — от разъяснения вещей до медитации и размышлений над сложными идеями. Существует несколько уровней активности внутриличностного общения:

  • Внутренний дискурс, включающий анализ и передачу информации. Психологи включают в этот уровень внутриличностного общения различные процессы сновидений.
  • Сольное голосовое общение, которое выполняется для того, чтобы прояснить вещи или избавиться от определенных мыслей.
  • Индивидуальное письменное общение. На этом уровне внутриличностного общения человек выражает свои мысли на бумаге, будучи единственным возможным читателем письменного текста. Примером этого является личный дневник или воображаемый диалог между двумя «идентичностями» человека по электронной почте. Этот уровень внутриличностного общения следует отличать от сочинений, адресованных будущей аудитории, таких как стихи, любовные письма и т. Д.

Сравнительная таблица

Межличностное общение Внутриличное общение
Требуется два или более человека Требуется только один человек
Принимает форму обмена идеями Принимает форму мышления и анализа
Может потребоваться медиа Не требует медиа
Поток информации Информация передается по контуру
Видимый Невидимый

Межличностное и внутриличностное общение

В чем разница между межличностным и внутриличностным общением?

  • Внутриличное общение требует только одного человека.С другой стороны, для межличностного общения требуется как минимум два человека.
  • Внутриличностное общение обычно принимает форму мышления и анализа. Межличностное общение, с другой стороны, принимает форму обмена идеями и разработки концепций, основанных на результатах общения между участвующими сторонами.
  • Внутриличное общение не требует использования каких-либо средств массовой информации. Не нужно звонить себе по телефону, чтобы обсудить этот вопрос сам с собой.Такие средства массовой информации, как электронная почта или записная книжка, могут быть задействованы во внутриличностном общении, но исключительно с целью самовыражения и для того, чтобы помочь проанализировать внутренние процессы человека. С другой стороны, межличностное общение требует вербальных или невербальных средств массовой информации для выполнения по очевидным причинам. Люди не могут передавать свои мысли без использования языка и технических средств для передачи мыслей. Есть исключение из этого правила, известное как «общение через мысли», когда два разума чувствуют связь, но качество и продуктивность такого общения остаются под вопросом.
  • Информация во внутриличностном общении предназначена только для человека, который ее производит. Поток информации идет по внутреннему контуру. С другой стороны, в случае межличностного общения информация передается как минимум двум людям. Одним из последствий этой разницы в двух типах общения является то, что в случае межличностного общения передаваемая информация гораздо более уязвима и теоретически может быть услышана и использована третьей стороной.
  • Внутриличное общение невидимо. Напротив, межличностное общение в прямой форме налицо. Наблюдатель может сказать, что два человека общаются друг с другом. Наблюдатель не может быть уверен, что человек находится в процессе внутриличностного общения, даже если он говорит вслух сам с собой. В конце концов, здесь может быть задействовано устройство Bluetooth.

.

Разница между внутриличностным и межличностным общением (со сравнительной таблицей)

interpersonal vs intrapersonal communication Термин «внутри» означает «внутри», поэтому общение, происходящее внутри человека, называется внутриличностным общением. С другой стороны, термин «интер» означает «между», поэтому, когда общение происходит между двумя или более людьми, это считается межличностным общением.

Мы, люди, социальные животные, и нам всегда нужен кто-то, чтобы поговорить или поделиться своими мнениями, новостями и даже чувствами.Общение — существенная часть нашей жизни, говорим мы что-то или нет, оно автоматически передает сообщение окружающим нас людям, потому что оно неизбежно. Это может быть внутриличностное общение или межличностное общение. Основное различие между внутриличностным и межличностным общением состоит в том, что первое невидимо, поскольку оно происходит в нашем сознании, второе видно, поскольку оно имеет место между несколькими сторонами.

Содержание: внутриличностное общение против межличностного общения

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Таблица сравнения

Основа для сравнения Внутриличностное общение Межличностное общение
Значение Внутриличностное общение — это то, что мы имеем с собой, т.е.е. общение, которое происходит в нашем уме. Межличностное общение — это общение между двумя или более людьми посредством вербальных или невербальных сообщений.
Привлеченные лица Один Не менее двух
Происшествие Непрерывно из-за человеческой природы. Обычный, в связи с социальными нуждами.
Медиа Участвуют только внутренние чувства человека. Поддерживается вербальными и невербальными средствами массовой информации.
Занимается Мышление и анализ Обмен идеями и информацией

Определение внутриличностного общения

Общение с самим собой — это внутриличностное общение. Он включает в себя мышление, анализ, интерпретацию, оценку, созерцание, чувство и т. Д. Оно предназначено для отражения индивидуального «я» с целью прояснения чего-либо.

Это деятельность, которая происходит в нашем уме; когда человек участвует в разговоре с самим собой, обычно известном как «разговор с самим собой» или «внутренняя речь».Деятельность может быть монологом или внутренним диалогом, то есть когда вы представляете себе беседу в уме с отсутствующим другом. Итак, совершенно очевидно, что отправитель и получатель — одно и то же лицо.

Внутренний дискурс, Соло-вокальное общение и Сольное письменное общение — это три уровня внутриличностного общения. Внутриличностное общение регулируется тремя аспектами:

  • Я-концепция : Я-концепция определяет то, как человек воспринимает себя, ориентируясь на других.Три фактора в самооценке:
  • Восприятие : Это то, что разум получает и воспринимает из внешнего мира.
  • Ожидание : Ориентированная на будущее проекция человека, что что-то может случиться.

Определение межличностного общения

Межличностное общение — это общение один на один между двумя или более людьми, при котором обмен идеями, информацией или сообщениями происходит через канал.Это может быть личное общение между сторонами, общение по почте, телефону и т.п.

В межличностном общении то, как что-то говорится, так же важно, как и то, что говорится. Итак, здесь тон голоса, язык тела, жесты, мимика имеют большое влияние на получателя. Особенности межличностного общения:

  • Неизбежный : Всякий раз, когда мы пытаемся никому ничего не говорить, это что-то говорит о нашем настроении, отношении или характере, т.е.е. не словами, а невербальными сигналами.
  • Необратимо или Неповторимо : Если что-то было сказано, это не может быть возвращено, поэтому оно не является ни обратимым, ни повторяемым.
  • Сложный : Из-за некоторых переменных, участвующих в коммуникации, это сложный процесс. Слова, используемые в процессе коммуникации, могут иметь разные значения для отправителя и получателя, и это усложняет процесс.
  • Контекстуальный : Контекст играет важную роль в процессе общения, так как в нем есть психологический, экологический, ситуативный и реляционный контекст.

Ключевые различия между внутриличностным и межличностным общением

Разницу между внутриличностным и межличностным общением можно ясно увидеть по следующим признакам:

  1. Общение, которое мы имеем с собой, то есть общение, которое происходит в нашем уме, известно как внутриличностное общение. Общение между двумя или более людьми посредством вербальных или невербальных сообщений называется межличностным общением.
  2. Внутриличностное общение — это общение с самим собой, поэтому в нем участвует только один человек. Напротив, межличностное общение всегда происходит между двумя или более людьми.
  3. Внутриличностное общение происходит постоянно, потому что это человеческая тенденция думать, анализировать и интерпретировать вещи. И наоборот, межличностное общение происходит регулярно на личном и профессиональном уровне.
  4. Во внутриличностном общении задействованы только внутренние чувства человека.В отличие от этого, для межличностного общения требуются средства массовой информации, то есть передача сообщения другой стороне.
  5. Во внутриличностном общении основывается на мышлении и анализе, а межличностное общение связано с обменом идеями, информацией, мнениями, чувствами и так далее.

Заключение

Внутриличностное общение — это основа межличностного общения, потому что это наш опыт, на который опирается наше восприятие, и наше восприятие влияет на наше взаимодействие с другими людьми.При внутриличностном общении информация всегда хранится в уме человека, однако при межличностном общении информация передается от одного человека к другому.

.

Межличностное взаимодействие — Курсовая работа

Похожие документы