Виды социального контроля: Типы и виды социального контроля
Основные элементы социального контроля и его разновидности: способы и механизмы
Люди живут в социуме. Это означает, что они должны соблюдать нормы и правила, установленные в обществе. Даже если внутренне человек не согласен с теми или иными правилами общественной жизни, он должен следовать им. За соблюдением принципов жизни в социуме следит само общество. Это явление получило название «социальный контроль».
Социальный контроль
Социальный контроль что такое
Социальный контроль – это незримое, незаметное для личности воздействие на нее со стороны окружающих людей. Наблюдение и давление со стороны социума становятся ощутимыми только в том случае, если человек целенаправленно или непреднамеренно нарушает установленные нормы морали, а его поведение не соответствует эталонам.
Нормативно-правовую проверку соблюдения норм и правил поведения в обществе осуществляют государственные уполномоченные органы. В этом состоит главное отличие нормативно-правового наблюдения за поведением от общественного контролирования.
В психологии под социальным контролем понимаются конкретные действия людей, оказывающие влияние на процесс становления у человека правильной формы поведения. Если человек отказывается соответствовать правилам, он ведет себя вызывающе, имеет склонность к правонарушениям, то общество стремится исправить его. Оно начинает давить на него, используя принуждение и подавление.
Нормы и моральные принципы человек усваивает еще в детстве в процессе социализации. Воспитательные беседы, положительный пример родителей, разъяснение смысла нравственных и безнравственных поступков – все это ребенок впитывает на протяжении процесса взросления. Если он управляет своими поведенческими реакциями, не имеет проблем с законом, он может и не ощущать социального управления.
Внимание! Нельзя рассматривать социальный контроль в качестве внешней силы по отношению к полноправному социализированному члену общества, потому что каждый взрослый способен выполнять эту функцию.
Механизмы социального контроля над индивидуумом
Механизмы общественного наблюдения состоят в контроле исполнения людьми той или иной роли, их соответствия ролевым стереотипам. В случае ненадлежащего исполнения людьми своей роли социум применяет к ним специальные санкции: общественное мнение, осуждение, репрессию.
Осуждение
В социологии
Целью управления в социологии является поддержание стабильности в общественных массах. Объединение граждан в малые группы осуществляется по следующим принципам:
- Принцип необходимости объединения людей в процессе деятельности с целью удовлетворения базовых потребностей человека. Данный принцип может не осознаваться.
- Принцип придания субъективного смысла совместной деятельности. Этот принцип осознается людьми. Он побуждает человека к деятельности.
Социуму свойственно стремление подчинять людей глобальным и общественно значимым целям. Посредством санкций оно поддерживает устойчивую систему ценностей. В тех или иных группах ведется работа по формированию у их членов стремления соблюдать правила и нормы. В этом состоит механизм общественного надзора в социологии.
Ответственным органом проверки в социологии выступает государство. Именно оно на законодательном уровне определяет формы дозволенного поведения, прописывает санкции за нарушение правил (в Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях).
Если в качестве социальной группы рассматривать коллектив производственного предприятия, то там формальные механизмы управления выполняет руководство посредством разработки Устава учреждения, положений и должностных инструкций.
Важно! В социологии одновременно механизм контроля является и формальным, и неформальным.
В экономике
В экономике контроль идет от потребителя товаров и услуг. Механизмами проверки в экономике является экспертиза качества продукции.
Для развитых стран механизмы общественного контроля в экономической деятельности разработаны на государственном уровне и носят формальный характер. Им свойственны высокая социальная активность населения, стремление людей вносить личный вклад в развитие страны в целом и ее экономику в частности.
В развивающихся странах механизмы общественного контроля экономики находятся в стадии становления. Их разработка и реализация обусловлены низкой активностью граждан и их отказом от участия в политической жизни.
В религии
Религия выступает средством социального управления поведением масс. Механизмы этого действия – вера в бога, культ пророка, положения священных книг. В истории есть примеры обществ, где религиозные механизмы контроля оказывались эффективнее государственных.
Вера в бога
Зачем нужен социальный контроль
Признаки существования контроля в социуме можно найти в любом обществе. Это явление было свойственно даже первобытно-общинным племенам. Первоначально это был запрет нарушения установленных в общине обычаев и традиций. Кроме того, люди старались ограничивать себя и близких, чтобы не разгневать богов. В качестве санкций за нарушение правил и норм поведения выступали стихийные бедствия, плохой урожай и т.д. – люди верили, что так боги показывают им, что совершенный проступок был неблаговидным.
Общественный контроль необходим для поддержания порядка. Без него люди не смогут чувствовать себя в безопасности, начнутся массовые беспорядки, самосуды. Такой контроль дисциплинирует индивида, делает возможным установление деловых контактов в бизнесе. Главными функциями общественного наблюдения являются:
- Функция охраны ценностей. Для каждого члена общества такие понятия, как свобода, жизнь, честь, имущество, являются ценностями. Именно поэтому целью разработки санкций за несоблюдение норм нравственности и морали является предупреждение попыток посягательства на эти ценности. Кроме того, охранительная функция открывает возможность передачи этических принципов поведения от старшего поколения к младшему.
- Регулятивная функция. Посредством этой функции поведение людей направляется в социально одобряемое русло.
- Стабилизирующая функция. Социальный порядок удается поддерживать за счет возможности через наблюдение предсказывать возможные поведенческие реакции конкретного человека или малой группы в той или иной ситуации.
Виды социального контроля
Общественный контроль принято классифицировать. В зависимости от критерия, который кладется в основу классификации, можно выделить разные виды этого психологического феномена.
Контроль в жизни
Административный
Административный вид проверки присущ повседневной деятельности руководителей разного уровня. Выполняя проверяющую функцию, они руководствуются совокупностью нормативно-правовых документов. Административное управление обеспечивает эффективность производства, слаженность работы подразделений. Однако, если руководитель один осуществляет управление всеми стадиями производства, то велика вероятность, что он не сможет уделить внимание всем цехам. Выполнение проверки работы у него займет много времени, а результат будет необъективным.
Общественный
Различные общественные организации тоже могут иметь отношение к контролирующей и надзорной деятельности. Общественные организации являются внешними структурными подразделениями, круг полномочий которых определяется Уставом и нормативно-правовой документацией учреждения. Как правило, общественные организации специализируются на той или иной сфере деятельности, поэтому выполнение функций проверки здесь осуществляется на высоком уровне.
Групповой
Особенностью группового контроля является то, что он рождается во внутренних взаимоотношениях участников коллектива при выполнении ими того или иного вида совместных работ. Он включает совместное планирование деятельности, распределение полномочий и ответственности. Во внутригрупповой работе это имеет большое значение для достижения конечного результата. Выполняя круг своих обязанностей, сотрудники оказывают воздействие на напарников, при необходимости поторапливают их или корректируют свою работу.
Выделяют формальный и неформальный групповой контроль. Формальная разновидность группового контроля реализуется посредством организации производственных совещаний, планерок, коллективных собраний. Неформальный групповой контроль выражается через общественное мнение и эмоциональный настрой участников группы.
Внутренний и внешний социальный контроль
Исходя из типов регулирования общественных процессов, общественное наблюдение можно подразделять на внутреннее и внешнее.
Внутренний контроль
Внутреннее наблюдение базируется на способности каждого члена общества к самоконтролю, самоорганизации. При этом в качестве мерила выступают моральные принципы и нравственные основы поведения. В случае обнаружения личного несоответствия образцам допустимого законопослушного поведения человек испытывает чувства вины и стыда. Внутренний контроль формируется с детства через воспитательные действия со стороны родителей и школы.
Внешнее наблюдение представляет собой одновременное действие множества общественных элементов, которые призваны направлять деятельность людей в общественно полезное русло. Внешний компонент проверки распадается на официальный и неофициальный тип.
Интересно. В обществознании данные процессы контролирующей деятельности сравниваются с особенностями власти при тоталитаризме. Проверяющие органы образуют своего рода цепочку. Четкие критерии проверки стираются, в результате чего она становится малоэффективной.
Горизонтальный и вертикальный социальный контроль
В современной науке известно 2 способа осуществления общественного наблюдения: горизонтальный и вертикальный.
Вертикальные формы реализуются системой правоохранительных органов. Нарушители общественного порядка привлекаются к ответственности. Регуляция поведения в социуме средствами правоохранительных органов осуществляется сверху вниз. Краткий список этих надзорных уполномоченных органов, которые следят за порядком и определяют, какова будет мера ответственности за тот или иной проступок, выглядит так: полиция, суд, прокуратура. Основными их обязанностями являются оценка степени тяжести проступка или преступления и определение наказания за это деяние.
Контроль коллегами
Горизонтальная схема обеспечивается самими членами общества. Ее создают неофициальные лица, которые не занимают то или иное место в системе правоохранительных органов и не имеют статуса уполномоченного блюстителя порядка. Санкции, применяемые к гражданам, нарушающим общественный порядок, при горизонтальной организации проверки не имеют юридически закрепленных признаков. При оценивании поступка коллеги в офисе люди не обращаются за помощью к юридическим документам для того, чтобы перечислить оступившемуся, какие буквы закона он нарушил. Они не применяют в отношении нарушителя законодательно закрепленных санкций. Самыми действенными мерами, способствующими исправлению сотрудника, являются осуждение и укор со стороны коллег.
Таким образом, понятие социального контроля многогранно. Оно имеет в своем составе как официальную, так и неофициальную часть. Осуществлять общественное регулирование могут не только уполномоченные организации и полицейские, но и сами люди, являясь участниками той или иной малой общности. За несоблюдение установленных в обществе норм и правил предусмотрены санкции административного или уголовного характера. Однако не менее эффективными механизмами исправления для личности являются осуждение, принуждение, упреки и порицание со стороны окружающих.
Контроль в социуме
Видео
Социальный контроль / Справочник :: Бингоскул
Социальный контроль – комплекс методов, осуществляемых для регулирования общественного поведения членов социума и поддержания порядка. Представлен в виде социальных методов воздействия.
Функции социального контроля: стабилизация (обеспечение функционирования принятых социальных отношений в обществе), охранительная и целевая.
Виды социального контроля
1. Внешний социальный контроль – комплекс методов и действий, принятых с целью соблюдения общественных форм поведения. Разделяется на:
- Формальный контроль – проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию. Закреплён законодательством, указами, инструкциями. Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме. Формальный контроль представлен идеологией, доминирующим воздействием. Контроль осуществляется общественными и государственными организациями, судами, армией, органами правопорядка, СМИ.
- Неформальный контроль – проявляется в формах похвалы или порицания со стороны семьи, друзей, знакомых, соседей, коллег по работе, выражен культурой СМИ. Контроль осуществляется в таких социальных институтах: семья, религия, учебные заведения. Большую эффективность приобретает в малых группах.
2. Внутренний социальный контроль – индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и становится психическим механизмом саморегуляции. Регуляция происходит посредствам сознания совести и воли.
Совесть – формирование норм поведения, ценностей у индивида, также следование им. Совершается самооценка действиям.
Воля – преодоление трудностей в общественном поведении путём самостоятельной регуляции поведения.
Выделяют:
- косвенный контроль связан с идентификацией группы, служащей стандартом в обществе;
- социальный контроль, осуществляемый доступность. Методов достижения целей и удовлетворения потребностей.
Социальный контроль направлен на регулирование действий индивида, социальных связей и систем. Контролирующим звеном выступают – ценности, убеждения, нормы.
Виды санкций
Формальные – накладываются государственными и уполномоченными органами.
Неформальные – накладываются неофициальными организациями.
Методы реализации социального контроля в группе
Социализация | – формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок и представлен социальным контролем. |
Групповое давление | – в ходе жизнедеятельности индивид разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, обязан вести подобающе, в случае несоблюдения правил накладываются санкции со стороны группы (осуждение). |
Принуждение | – в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил выполняется принуждение. |
Методы контроля, в зависимости от санкций:
- Прямые – характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).
- Косвенные – жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).
- Организационные – общий контроль (данное задание руководства подчинённому которое не контролируется), детальный контроль (надзор за выполнением работы).
Элементы социального контроля: человек; общность в виде группы, класса; контролирующее действие; социальное действие.
Аномия – рассогласованность общественной структуры в ценностно-нормативной модели общественного поведения. Впервые понятие ввёл Дюркгейм, термин имеет 2 расшифровки:
- Утрата ценностных норм членов социума, результатом чего служит девиантное (отклоняющееся) поведение, характеризуется тягой к саморазрушению личности, крайняя форма – суицид.
- Невозможность оценить своё поведение из-за отсутствия ценностей и норм поведения в социуме. Характеризуется деклассированной структурой, в которой индивид не в состоянии определить модель поведения и социальную группу.
Смотрите также:
Понятие, структура и виды социального контроля — Студопедия
Социальный контроль — это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам.
К отличительным признакам социального контроля относят упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых к индивиду, их нормативность, обеспеченность как формальными, так и неформальными санкциями.
Социальный контроль имеет сложную структуру,которую составляют три взаимосвязанных процесса:
— наблюдение поведения;
— оценка поведения с точки зрения социальных норм;
— реакция на поведение в форме санкций.
Чаще всего основанием для деления социального контроля на различные виды является субъективность его осуществления.
В зависимости от субъекта обычно различают следующие виды социального контроля:
1. Административный контроль.Осуществляют представители администрации предприятия, руководители различных уровней в соответствии с нормативными документами. Этот вид контроля называется также внешним, поскольку его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, находится вне этой системы.
Недостатки административного контроля проявляются в том, что он не всегда может быть всеохватывающим и оперативным; вполне вероятна и его необъективность.
2. Общественный контроль.Осуществляется общественными организациями в рамках, предусмотренных уставами или положениями об их статусе. Эффективность общественного контроля обусловлена организованностью, структурированностью и сплоченностью соответствующих общественных организаций.
3.Групповой контроль.Это взаимный контроль членов коллектива. Различают групповой контроль формальный (рабочие собрания и конференции, производственные совещания) и неформальный (общее мнение в коллективе, коллективные настроения).
Среди преимуществ взаимного контроля отмечают прежде всего простоту механизма надзора, поскольку нормальное или отклоняющееся поведение наблюдается непосредственно. Вместе с тем взаимный контроль также имеет недостатки. Прежде всего это субъективизм: если отношениям между людьми свойственны конкуренция, соперничество, то они, естественно, предрасположены несправедливо приписывать друг другу какие-то нарушения дисциплины, предубежденно оценивать организационно-трудовое поведение друг друга.
4. Самоконтроль.Представляет собой осознанное регулирование собственного трудового поведения на основе самооценок и оценок на соответствие существующим требованиям и нормам. Основное преимущество самоконтроля — ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации. Самоконтроль имеет два основных недостатка: каждый субъект в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, более либерален к себе, нежели к другим; В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).
Социальный контроль: понятие, виды, функции
Любящие пофилософствовать и поругать общество люди часто рассуждают о свободе, которой, с их точки зрения, так не хватает человеку в современном мире. Однако, живя в обществе, мы должны считаться с его законами и нормами, даже если они нам не нравятся. Потому что анархия, безвластие, а значит, и произвол сильного гораздо хуже, чем любые законы. К тому же влияние общества проявляется не только на формальном, но и на неформальном, психологическом уровне. И это очень значимое для нас влияние называется социальным контролем.
Что такое социальный контроль
Несмотря на название, социальный контроль – это необязательно надзор общества за каждым его членом и насильственное управление поведением людей. Это прежде всего незаметное и часто практически неощутимое влияние. Социальный контроль воспринимается как внешняя, подавляющая сила, только если человек сознательно или неосознанно нарушает общепринятые нормы, не оправдывает ожидания членов его сообщества.
Воспитанный в рамках определенного социума человек проходит социализацию еще в детстве, усваивает нормы и правила поведения. Поэтому он может и не замечать действия социального контроля, ведь его убеждения, ценности и принципы не противоречат общепринятым.
Поэтому в психологии социальный контроль рассматривается прежде всего как влияние общества на формирование социально приемлемого поведения индивида. И только в случае асоциального поведения, нарушения групповых норм, уклонения от выполнения обязанностей своей социальной роли становится заметна другая сторона социального контроля – принуждающая и подавляющая.
Таким образом, социальный контроль нельзя рассматривать как внешнюю силу по отношению к полноценному, социализированному члену общества. Любой нормальный взрослый человек является таким же проводником социального контроля, как и другие люди. В отличие от социального, формально-правовой контроль осуществляют специальные органы государства, стоящие как бы над обществом.
Инструменты социального контроля
Формальный контроль опирается на возможности и статус государственных институтов, в том числе на силовые структуры, суд, СМИ. Это дает возможность широко использовать и воспитательные меры, и средства убеждения, и меры принуждения. Социальный контроль работает совсем по-другому. Хоть такие каналы, как убеждение, принуждение и воспитание, у него тоже имеются, но инструменты, механизмы и способы воздействия в социальном контроле совсем другие.
Механизм психического подражания
Этот механизм назван основным инструментом неформального контроля еще в XIX веке в труде основателя социальной психологии Г. Тарда. Психическое подражание – очень древнее явление, обеспечивающее выживание и стабильное существование любого социума: не только человека, но и высших животных.
У человека подражание проявляется в копировании (чаще неосознанном) поведения, приемов общения, средств и форм коммуникации окружающих людей. Именно этот механизм считается основным и самым действенным инструментом социализации и социального контроля в раннем детстве. Причем подражание у людей играет даже более важную роль, чем у животных, потому что человеческий ребенок рождается практически полностью лишенным врожденных, инстинктивных форм поведения. Прямохождению, речи, предметной деятельности, рациональному мышлению он учится у взрослых, преимущественно через подражание. Тогда как, например, щенка не нужно учить лаять и вилять хвостом – это заложено у него природой.
В старшем возрасте, когда человек уже может осмыслить свои поступки, подражание продолжает играть огромную роль. Те нормы поведения, которым следует наше ближайшее окружение, усваиваются прежде всего через подражание. И часто это происходит неосознанно, а стереотипы поведения закрепляются на подсознательном уровне. Поэтому усвоенные нормы соблюдаются автоматически, можно сказать, рефлекторно.
Никакое убеждение, а тем более принуждение в этом случае уже не нужно, и социальный контроль проходит интериоризацию, то есть становится внутриличностным. Более того, нарушение другими людьми социальных норм вызывает чувство дискомфорта, неправильности, желание прекратить асоциальные действия. То есть усвоив правила поведения и групповые ценности, человек сам становится проводником социального контроля.
Механизм психического подражания делает работу социального контроля незаметной, и человек просто его не ощущает и не задумывается о нем, не чувствует ни насилия, ни принуждения общества.
Экспектации
Вы замечали, как часто мы делаем не то, что нам хочется, а то, что от нас ждут окружающие: родные, друзья, коллеги? Нет, они не заставляют нас силой или убеждением, часто они вообще ничего не говорят. Просто мы знаем, что эти люди ждут от нас определенных поступков, и поэтому совершаем их. Для этого есть несколько причин:
- мы не хотим огорчать друзей и близких;
- стремимся заслужить уважение или поддержать имидж;
- понимаем необходимость соответствовать принятой роли;
- просто привыкли делать то, что ждут от нас более авторитетные, значимые, взрослые люди.
Эти социальные ожидания и называются экспектациями (от англ. expectation). Не высказываемые вслух, не навязанные силой, они управляют нашим поведением. Наиболее показательным примером влияния экспектаций является следование стереотипам социальных ролей. Так, зная, что ждут люди от продавца, врача, сотрудника ЖКХ, представители этих профессий сознательно или неосознанно стараются соответствовать ожиданиям. Интересно, что данный механизм играет не только позитивную роль. Например, сотрудник ГИБДД тоже знает эти экспектации.
В семье, в кругу друзей, в сообществе коллег – везде экспектации являются действенным инструментом социального контроля. Муж звонит жене, если задерживается на работе, потому что знает – супруга ждет этого звонка. Сотрудник офиса остается после окончания рабочего дня, чтобы доделать горящий проект совместно с коллегами, потому что знает – они ждут от него именно такого поступка.
Экспектации, конечно, не являются жестко заданными, и, случается, люди не следуют им, не оправдывают ожидания окружающих. Тогда социум применяет к ним социальные санкции.
Санкции
Это важный инструмент социального контроля, выполняющий функции как принуждения, так и поощрения. Термином «социальные санкции» обозначается любое действие социума, направленное на регулирование поведения человека в соответствии с групповыми нормами. Санкции бывают двух видов:
- позитивные или поощряющие, демонстрирующие одобрение социума и поддержку действий одного из его членов;
- негативные или осуждающие – различные формы наказания или принуждения, направленные на индивидов, нарушающих общепринятые правила и нормы.
Социальные психологи считают, что позитивные санкции работают эффективнее негативных, так как поощрение стимулирует к свершению правильных, полезных для общества поступков. А вот наказание и осуждение может вызвать обиду, раздражение, гнев и даже отторжение и демонстративное асоциальное поведение.
Большинство социальных санкций, как позитивных, так и негативных, связаны с общественным мнением – той сферой, в которой ставятся и решаются все общегрупповые проблемы, в том числе связанные с поведением отдельных членов группы. Правда, чаще всего это касается только таких поступков, которые затрагивают интересы социума в целом.
Общественное мнение
Общественное или групповое мнение – это отношение социума к каким-то значимым для него событиям, в том числе и к действиям отдельных людей. Оно считается интегральным явлением, то есть результатом взаимодействия людей, обсуждающих важный вопрос или событие. В средствах массовой информации можно встретить такую фразу: «Он является выразителем общественного мнения». С точки зрения психологии, это неверно. Выразителем мнения социума не может быть отдельно взятый человек, даже лидер, такое мнение не является и «средним арифметическим». И даже, бывает, не совпадает с точкой зрения большинства членов социума. Вот такой парадокс. Для исследования общегрупповой точки зрения по какому-то вопросу в психологии есть специальные методики, например, фокусированное групповое интервью, по-другому – метод «фокус-групп».
Общественное мнение – очень действенный инструмент социального контроля. Часто от осуждения 1-2 человек можно и отмахнуться – это их личное мнение, и оно ничуть не более значимо, чем ваше. Но осуждение сообщества в целом человеком переживается очень тяжело. Оно иногда создает настолько гнетущую психологическую атмосферу, что нарушитель норм бывает вынужден покинуть группу, оставить свою работу, а то и переехать на другое место жительства.
Но и одобрение общественного мнения воспринимается очень позитивно, оно словно дает человеку крылья, вдохновляет на важные, значимые поступки, побуждает жертвовать собственными интересами ради блага социума. Недаром же есть такая поговорка: «На миру и смерть красна».
Функции социального контроля
Социальный контроль – важная часть жизни общества, которое без него вообще бы не могло существовать. Он важнее формально-правового, так как опирается не на законы, принятые группой людей, а на потребности общества, на традиции, на нормы, почитаемые большинством членов группы. Нередко социум даже менее строг к нарушителю формального закона, чем к тому, кто не уважает групповые нормы и традиции. Среди множества функций социального контроля можно выделить основные:
- Регулирование поведения и отношений людей в социуме.
- Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения индивидом норм группы.
- Функция адаптации – социальный контроль помогает новому члену сообщества приспособиться к требованиям социума.
- Интеграция – обеспечение эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.
- Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.
- Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток отдельных индивидов разрушить устоявшиеся нормы и ценности.
Отношение к социальному контролю может быть далеко не однозначным, а временами и откровенно негативным. Ведь в ряде случаев он не только ущемляет права отдельных личностей, но и поддерживает явно устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. Но следует помнить, что это главный механизм, обеспечивающий стабильность общества. Часто социум просто не переживает слишком кардинальные изменения, а когда рушится социальный контроль, наступает анархия и хаос.
Социальный контроль. Виды, методы, понятия
Социальный контроль регламентирует взаимодействия индивидов в обществе. Существует институт социального контроля, обеспечивающий следование этим нормам. Главными целями социального контроля выступают соблюдение социальных норм и защита ценностей общества. Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции.
Социальная санкция — реакция со стороны окружающих на поведение человека или группы, целью которой является осуществление социальной нормы. Социальная санкция предполагает систему поощрения за выполнение норм, а также систему наказания за отступление от них. Таким образом, социальные санкции бывают позитивными и негативными.
Существует две разновидности социального контроля:
1. Внешний социальный контроль — совокупность социальных механизмов, управляющих деятельностью человека. Он, в свою очередь, бывает формальным и неформальным.
- Формальный контроль базируется на инструкциях, предписаниях, нормах, документах и осуществляется органами правопорядка, школой, армией и другими организациями. Что касается позитивных формальных санкций, то в этом случае к ним будут относиться присуждение учёных степеней, вручение почётных грамот, премии и т. д. Негативными формальными санкциями будут увольнение, штраф и др.
- Неформальный контроль включает в себя реакцию окружения и обеспечивается давлением общественного мнения. К позитивным неформальным санкциям принадлежат почёт, слава, уважение. Негативные неформальные санкции — общественное осуждение, отказ в приветствии и т. д.
2. Внутренний социальный контроль заключается в том, что человек сам контролирует своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами.
В условиях быстрого развития цивилизации роль человека в социуме становится всё важнее. Благодаря приобщению людей к управлению социумом и историческому созиданию усиливается роль личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого индивида.
Ядром выбора, как правило, считается выбор, непосредственно связанный с интеллектуальным и чувствительным напряжением и проявлением характера определённой личности. Каждое общество, в котором действуют свои нормы и ограничения, оказывает определённое влияние на диапазон выбора. Этот диапазон связан с условиями реализации свободы, с уровнем развития социума и места индивида в общественной системе. Следует отметить, что свобода — это не вседозволенность. За нарушение прав и свобод других людей каждый человек несёт индивидуальную ответственность перед обществом в соответствии с законом, который действует в нём.
Ответственность — категория этики и права, демонстрирующая характерное социальное и морально-правовое отношение индивида к социуму, а также человечеству в целом. Никто, кроме самого человека, не может повлиять на становление его личности. Именно индивид формулирует для себя социальные обязанности и старается их осуществлять. Такие действия во много раз усиливают ответственность его за самого себя, за то, чтобы стать полноценной личностью.
Ответственность берёт на себя функцию корректировки деятельности личности, демонстрирует её социальную и нравственную зрелость. Она предполагает, что у каждого индивида присутствуют чувство долга и возможность самоконтроля.
Ответственность человека проявляется в ответственности перед собой и социумом. Ответственность перед обществом проявляется в исполнении социальных норм, в искусстве осуществлять выбор в пользу добра, принимать необходимые решения и принимать на себя бремя последствий.
Основные понятия
- Социальный контроль — система социальных норм и санкций, способствующая тому, чтобы действия людей соответствовали определённым стандартам.
- Социальная санкция — соответствующая реакция со стороны окружающих на поведение человека или группы, целью которой является осуществление социальной нормы.
- Внешний социальный контроль — совокупность социальных механизмов, управляющих деятельностью человека.
- Внутренний социальный контроль — самоконтроль индивида, направленный на приведение своего поведения в соответствие с общепринятыми нормами.
- Ядро свободы — выбор, напрямую связанный с мыслительным и эмоционально-волевым напряжением человека.
- Ответственность — категория этики и права, демонстрирующая характерное социальное и морально-правовое отношение индивида к социуму.
Вопрос для самопроверки
Что такое социальный контроль?
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В какой из описанных ниже ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
- новая песня была встречена бурными овациями
- военный досрочно получил новое звание
- учёный получил престижную международную премию
- рабочий завода выиграл конкурс и получил премию
Ответ. 1.
Запишите цифры, под которыми указаны разновидности внешнего социального контроля.
- формальный контроль
- сознание
- неформальный контроль
- совесть
- воспитательный контроль
Ответ. 13.
Поделиться ссылкой
Внутренний и внешний социальный контроль
Определение 1
Социальный контроль – совокупность различных мер оценки поведения личности и соответствия его общепринятым и признанным нормам. Нормы эти определяются правом, этикой, нравственностью, традициями, психологическими особенностями. Контроль может быть внутренним и внешним
Внутренний социальный контроль
Внутренний контроль, или как его еще называют самоконтроль. Это форма контроля, при которой каждый индивид самостоятельно контролирует свое собственное поведение и соответствие его общественному ожиданию.
Замечание 1
Данный контроль может проявляться в таких личностных реакциях индивида как чувство вины за определенные поступки, эмоциональных проявлениях, совести, а с другой — в форме безразличия данной личности по отношению к своему поведению.
Самоконтроль собственного поведением сформировывается в процессе социализации личности и развития социально-психических механизмов индивида. Основными элементами самоконтроля являются такие понятия как воля, сознание и совесть:
Готовые работы на аналогичную тему
- Сознание человека – это личная форма понимания реальности в виде субъективной модели внешней среды. Это понимание состоит из различных словесных понятий и эмоциональных образов. Сознание личности позволяет ей улучшать и адаптировать свое социальное поведение под меняющиеся общепризнанные стандарты;
- Совесть – способность человека создавать собственные нравственные стандарты и требовать от себя их точного исполнения, а также постоянно проводить оценку совершаемых поступков и действий. Совесть не дает индивиду возможность нарушать данные им самим установки и принципы;
- Воля – осознанное регулирование личности своего собственного поведения, заключающееся в умении преодолевать различные трудности. Воля дает личность возможность преодолевать свои собственные негативные желания и потребности, поступать не в соответствии с общепринятыми нормами.
Виды внешнего социального контроля
Внешний самоконтроль – это совокупность общественных институтов и механизмов, гарантирующих выполнение социальных норм и правил. Существует два типа внешнего контроля — формальный и неформальный.
Замечание 2
Формальный контроль основывается на общественном одобрении или осуждении. Данная функция лежит на органах государственной власти, политических и социальных организациях. Этот вид контроля осуществляется на всей территории России.
Основывается он на четко прописанных законах, постановлениях, указах и инструкциях. К формальному контролю также относится преобладающая в обществе идеология. Когда говорят о формальном общественном контроле, подразумевают, прежде всего, действия, направленные на уважение всеми без исключения людьми верховенства закона и общественного порядка. Подобный контроль особо эффективен и необходим в больших социальных группах, какой является государство. За нарушение социальных норм при формальном контроле следует наказание, являющееся весомым для провинившегося. Наказание установлено уголовным, административным и гражданским законодательством.
Неформальный социальный контроль, строится на одобрении или осуждении родственниками и близкими, друзьями и товарищами, коллегами, знакомыми того или иного поступка личности. Данный контроль выражается через сложившиеся в обществе традиции и обычаи. Агентами этого типа контроля являются такие общественные институты как семья, школа, рабочий коллектив, то есть малые общественные группы. При нарушении принятых социальных норм следует слабое наказание. Такими наказаниями могут стать неодобрение, общественное порицание, потеря доверия или уважения в соответствующей социальной группе.
9. Социальный контроль
Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».
Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Существует следующая классификация санкций.
Виды санкций
• Формальные:
— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.
— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
• Неформальные:
— негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
— позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.
Социологи выделяют две основные формы социального контроля.
Социальный контроль
Внутренний (самоконтроль)
Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами
Внешний
Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов
Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации
Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д)
В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.
В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.
Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.
Методы социального контроля
Изоляция
Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его
Обособление
Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы
Реабилитация
Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе
Социальный контроль — повторная публикация в Википедии // WIKI 2
Знаки, предупреждающие о запрещенной деятельности; пример социального контроля
Социальный контроль — это понятие в рамках дисциплин социальных наук. [1]
Энциклопедия YouTube
1/5
Просмотры:
12 567
34 914
3 806
28 368
3 783
✪ Страх и социальный контроль
✪ Социальный контроль — Закон и контроль человеческого поведения и обычаи — Этика 1940-е годы
✪ Отклонения и социальный контроль YouTube
✪ Социальный контроль на хинди | Социология
Содержание
История термина
Термин «социальный контроль» впервые был введен в социологию Альбионом Вудбери Смоллом и Джорджем Эдгаром Винсентом в 1894 году; однако в то время социологи проявляли лишь спорадический интерес к этому предмету. [2]
Некоторые социальные философы сыграли роль в развитии социального контроля, например Томас Гоббс в его работе Левиафан , в которой обсуждается социальный порядок и то, как государство осуществляет его, используя гражданскую и военную власть; а также в статье Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» , в которой утверждается, что люди будут избегать преступного поведения, если их действия приведут к более суровому наказанию, и говорится, что изменения в наказаниях будут действовать как форма общественного контроля. [3] Социолог Эмиль Дюркгейм также исследовал социальный контроль в работе Разделение труда в обществе и обсуждает парадокс девиантности, утверждая, что социальный контроль — это то, что в первую очередь заставляет нас соблюдать законы. [4]
Общество использует определенные санкции для обеспечения соблюдения стандарта поведения, которое считается социально приемлемым. Отдельные лица и учреждения используют социальный контроль для установления социальных норм и правил, которые могут осуществляться сверстниками или друзьями, семьей, государственными и религиозными организациями, школами и на рабочем месте. Целью социального контроля является поддержание порядка в обществе и обеспечение соответствия тех, кто считается отклоняющимся или нежелательным в обществе. [3]
Социологи выделяют две основные формы социального контроля:
- Неформальные средства контроля — Интернализация норм и ценностей с помощью процесса, известного как социализация, который представляет собой «процесс, посредством которого индивид, рожденный с поведенческими возможностями чрезвычайно широкого диапазона, приводит к развитию фактического поведения, которое ограничено более узкий круг приемлемого для него по групповым меркам ». [5]
- Формальные средства социального контроля — Внешние санкции, введенные правительством для предотвращения создания хаоса или аномии в обществе. Некоторые теоретики, такие как Эмиль Дюркгейм, называют эту форму контроля регулированием.
Как кратко определено выше, средства обеспечения социального контроля могут быть как неформальными, так и формальными. [6] Социолог Эдвард А. Росс утверждает, что системы убеждений оказывают больший контроль над человеческим поведением, чем законы, налагаемые правительством, независимо от того, какую форму они принимают. [7]
Социальный контроль считается одной из основ порядка в обществе. [8]
Определение понятия
Роденбург определяет концепцию социального контроля как классическую концепцию. [9]
Хотя концепция социального контроля существует с момента образования организованной социологии, ее значение со временем изменилось. Первоначально эта концепция просто относилась к способности общества регулировать себя. [10] Однако в 1930-х годах этот термин приобрел более современное значение, означающее преобразование человека в соответствие. [10] Ученые начали изучать теорию социального контроля как отдельную область в начале 20 века.
Термин «социальный контроль», согласно определению Мерриам Вебстер, известен как определенные правила и стандарты в обществе, которые заставляют людей соблюдать общепринятые стандарты, а также использовать формализованные механизмы [11]
Концепция социального контроля связана с понятием социального порядка, концепцией, которая существует в следующих сферах общества: [1]
Термин «социальный контроль» также был связан с термином «правонарушение», определяемым как отклонение от нормы, которое является нарушением устоявшихся нравов, социальных норм и законов. [12] Более серьезные правонарушения определяются как согласованные преступления и конфликтные преступления, которые определяются обществом и законом с целью пресечения нежелательного или негативного поведения как формы социального контроля. [13]
Неформальный
Социальные ценности
Социальные ценности являются результатом усвоения человеком определенных норм и ценностей. [14]
Социальные ценности, присущие людям, являются продуктами неформального социального контроля, неявно осуществляемого обществом через определенные обычаи, нормы и нравы.Люди усваивают ценности своего общества, независимо от того, осознают ли они внушение или нет. Традиционное общество в основном полагается на неформальный социальный контроль, заложенный в его традиционной культуре, для социализации своих членов. Интернализация этих ценностей и норм известна как процесс, называемый социализацией.
Санкции
Неформальные санкции могут включать в себя стыд, насмешки, сарказм, критику и неодобрение, что может привести к отклонению человека от социальных норм общества.В крайних случаях санкции могут включать в себя социальную дискриминацию и изоляцию. Неформальный социальный контроль обычно оказывает большее влияние на людей, потому что социальные ценности становятся внутренними, становясь, таким образом, аспектом личности человека.
Неформальные санкции сдерживают «девиантное» поведение. Пример отрицательной санкции можно найти в сцене из фильма « Pink Floyd — Стена », где молодой главный герой подвергается насмешкам и словесным оскорблениям со стороны учителя средней школы за то, что он пишет стихи на уроке математики.Другой пример из фильма « О мальчике », когда мальчик не решается прыгнуть с высокого трамплина, и его высмеивают за его страх. Хотя в конце концов он прыгает, его поведение контролируется стыдом. [15]
Награда и наказание
Неформальные механизмы контроля поощряют или наказывают за приемлемое или неприемлемое поведение (т. Е. За отклонение) и варьируются от человека к человеку, от группы к группе и от общества к обществу. Например, на собрании Института женщин неодобрительный взгляд может дать понять, что флиртовать с министром неуместно.В преступной группировке, с другой стороны, более строгие санкции применяются в случае угрозы сообщить в полицию о незаконной деятельности. [16]
Социальный контроль с использованием вознаграждения известен как положительное подкрепление. В обществе и законы и постановления, реализуемые правительством, как правило, сосредотачиваются на наказании или применении негативных санкций, чтобы действовать как сдерживающий фактор как средство социального контроля. [17]
Теоретическая предвзятость в современных СМИ
Теоретики, такие как Ноам Хомски, утверждали, что в современных СМИ существует системная предвзятость. [18] Говорят, что отрасли маркетинга, рекламы и связей с общественностью используют массовые коммуникации в интересах определенных политических и деловых элит. Сильные идеологические, экономические и религиозные лоббисты часто использовали школьные системы и централизованные электронные средства связи для влияния на общественное мнение.
Официальный
Санкции
Официальные санкции обычно налагаются правительством и организациями в форме законов для поощрения или наказания за поведение.Некоторые официальные санкции включают штрафы и тюремное заключение для предотвращения негативного поведения.
Другие формы формального социального контроля могут включать другие санкции, которые являются более суровыми в зависимости от поведения, которое считается негативным, например цензуры, изгнания и ограничения политической свободы. [19]
Примеры этого можно увидеть в законе. Если человек нарушит закон, установленный правительством, и пойман, ему придется обратиться в суд и, в зависимости от степени тяжести, заплатить штраф или столкнуться с более суровыми последствиями.
Согласно исследованию преступности в городах, в городах с более высоким уровнем лишения свободы и в тех городах, в которых полиция чаще арестовывает за общественные правонарушения, как правило, более низкий уровень преступности и количество заключенных. [20]
Исторически
Социальный контроль развивался вместе с цивилизацией как рациональная мера против неконтролируемых сил природы, жертвами которых были племенные организации в архаических племенных обществах. [21]
Уголовные преследования впервые возникли примерно в шестом веке до нашей эры.C. как форма формального общественного контроля в Афинах, Греция. Целью этих преследований была проверка определенных групп и защита их от злонамеренных интересов. [22]
Правители использовали узаконенные пытки как средство контроля над разумом, а также убийства, тюремное заключение и изгнание, чтобы изгнать из общественного пространства любого, кого государственные власти сочли нежелательным.
В эпоху Просвещения суровые наказания за преступления и гражданское неповиновение подвергались критике со стороны таких философов, как Чезаре Беккариа и Джереми Бентам, чьи работы вдохновляли реформаторские движения.Эти движения в конечном итоге привели к Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, на которой основано большинство западных юрисдикций, и к аналогичной Каирской декларации прав человека в исламе 1990 года.
Слово преступление стало частью словаря английского языка через старофранцузский язык в средние века и в среднеанглийскую фазу языка. [23]
В истории религия оказывала моральное влияние на сообщество и каждого человека, обеспечивая внутренний локус контроля, ориентированный на мораль, так что каждый человек был уполномочен иметь определенную степень контроля над собой в обществе. [24]
Когда Огюст Конт учредил социологию (1830-1842), уже некоторые мыслители предсказывали прекращение восприятия ложного сознания , присущего религиозным убеждениям. Тем не менее в течение двадцатого века социологи полагали, что религия по-прежнему является основным фактором общественного контроля. [25]
Конт и его предшественники вдыхали воздух революции во второй половине восемнадцатого века (Французская революция), чтобы создать так называемый просвещенный образ жизни в обществе, который принес о новой свободе для личности без ограничений присматривающей аристократии. [26]
В контексте социального контроля через пенитенциарные и исправительные службы, реабилитационный идеал (Фрэнсис Аллен, 1964) является ключевой идеей, сформировавшейся в течение 20-го века, первый принцип которой заключается в том, что поведение сначала вызывается от вещей, которые произошли раньше («Человеческое поведение — продукт предшествующих причин»). [27] Позднее эта идея была придумана [ кем? ] , чтобы иметь меньшее отношение к философии и взысканию или исполнению исправительных мер, по крайней мере, согласно публикации 2007 года (и в других местах). [28]
Методы
Закон — это метод, используемый для целей социального контроля. [29] Например, существуют определенные законы, касающиеся соответствующих сексуальных отношений, и они в значительной степени основаны на общественных ценностях. Исторически гомосексуализм был криминализован. В наше время это уже не преступление, и это связано со сдвигом в ценностях общества. Тем не менее, все еще существуют законы, касающиеся возраста согласия и инцеста, поскольку они по-прежнему считаются в обществе проблемами, требующими средств контроля. [30]
Механизм социального контроля происходит за счет использования избирательных стимулов. [31] Избирательные стимулы — это частные блага, [32] — подарки или услуги, [33] , доступные людям в зависимости от того, вносят ли они свой вклад в благо группы, коллектива, или общее благо. Если люди вносят свой вклад, они получают вознаграждение, если не делают — наказывают. Манкур Олсон дал начало концепции в ее первом экземпляре (ок.f. Логика коллективных действий ). [32]
Обершалл в своей работе выделяет три элемента прагматики социального контроля, как они существуют в нашем нынешнем обществе. Это конфронтационный контроль, такой как борьба с массовыми беспорядками и массовыми беспорядками, превентивные меры по сдерживанию ненормального поведения, то есть законодательство, устанавливающее ожидаемые границы поведения, и меры, дополняющие превентивные меры, которые равносильны наказанию за уголовные преступления. [34]
Города могут выполнять приказы об исключении парков (запрещающие людям посещать некоторые или все парки в городе в течение длительного периода из-за предыдущего нарушения), законы о нарушении прав владения (приватизация территорий, которые обычно считаются общественными, а значит и полицейскими) могут выбирать, кого допрашивать), а также запретительные приказы (не входить в зоны с наркотиками (SODA) и не входить в зоны проституции (SOAP), которые препятствуют доступу в эти зоны). Это лишь некоторые из новых методов социального контроля, которые города используют для вытеснения определенных людей на периферию общества. [35] В каждом из этих механизмов управления очевидно несколько общих тем. Первый — это способность пространственно ограничивать людей в их собственном городе. Несоблюдение любого из вышеперечисленных законов является уголовным преступлением, которое может повлечь за собой тюремное заключение. [35] Хотя не все лица, на которых распространяется приказ об исключении, подчиняются ему, эти люди, по крайней мере, пространственно ограничены из-за снижения мобильности и свободы во всем городе. [36] Это пространственное ограничение людей ведет к нарушению и вмешательству в их жизнь.Бездомные люди обычно часто бывают в парках, так как здесь есть скамейки для сна, общественные туалеты, время от времени предоставляются общественные услуги, а также общее чувство безопасности, поскольку они находятся рядом с другими людьми в аналогичных условиях. Приватизация таких областей, как библиотеки, системы общественного транспорта, университетские городки и коммерческие учреждения, которые обычно являются общедоступными, дает полиции разрешение удалять людей по своему усмотрению, даже если человек имеет этические намерения в этом пространстве. Запретные приказы, направленные на то, чтобы не допустить наркоманов, проституток и других лиц в районы сосредоточения наркопреступлений и сексуальных преступлений, обычно ограничивают возможность этих лиц обращаться за социальными услугами, полезными для реабилитации, поскольку эти услуги часто находятся на территориях SODA и SOAP. [36]
Теория разбитых окон в США
В Соединенных Штатах первые общества могли легко изгонять людей, которых считали нежелательными, из общественного пространства с помощью законов о бродяжничестве и других форм изгнания. Однако в 1960-х и 1970-х годах эти постановления об исключении были признаны неконституционными в Америке [37] и, следовательно, отклонены Верховным судом США. [35] Введение теории «разбитых окон» в 1980-е годы изменило концепции городов, которые использовались для формирования политики, чтобы обойти предыдущую проблему неконституционности. [38] Согласно теории, среда в определенном пространстве сигнализирует о его здоровье общественности, в том числе и потенциальным вандалам. Поддерживая организованную среду, люди не могут создавать беспорядок в этом конкретном месте. Однако окружающая среда, наполненная беспорядком, такая как разбитые окна или граффити, указывает на неспособность соседей контролировать себя, что приводит к росту преступной активности. [39] Вместо того, чтобы сосредотачиваться на искусственной среде, политики, обоснованные теорией разбитых окон, в подавляющем большинстве подчеркивают нежелательное поведение человека как экологическое нарушение, вызывающее новые преступления. [35] Законы о вежливости, принятые в конце 1980-х — начале 1990-х годов, представляют собой пример использования этого последнего аспекта теории сломанных окон в качестве легитимации для дискриминации лиц, считающихся нарушителями порядка, с целью повышения чувства безопасности в городские пространства. [37] Эти законы о вежливости эффективно криминализируют действия, считающиеся нежелательными, такие как сидение или лежание на тротуарах, сон в парках, мочеиспускание или питье в общественных местах, а также попрошайничество, [36] в попытке заставить лиц, делающих это, и другие виды деятельности, чтобы переместиться на периферию общества. [35] Неудивительно, что эти ограничения непропорционально сказываются на бездомных. [35]
Люди считаются нежелательными в городском пространстве, потому что они не вписываются в социальные нормы, что вызывает беспокойство у многих жителей определенных районов. [40] Этот страх был усилен теорией разбитых окон и использовался в политике, направленной на удаление нежелательных элементов из видимых слоев общества. [39] В постиндустриальном городе, занимающемся в первую очередь розничной торговлей, туризмом и сектором услуг, [35] усиливающееся давление, направленное на создание имиджа пригодного для жизни и упорядоченного города, несомненно, способствовало последнему формы социального контроля. [37] Эти новые методы включают в себя еще более интенсивные попытки пространственного изгнания определенных лиц из городского пространства, поскольку полиции доверены значительно большие полномочия по расследованию отдельных лиц, основываясь на подозрениях, а не на конкретных доказательствах незаконных действий. [36]
Последние разработки
В течение десятилетий, предшествовавших концу 1980-х годов, возросшая распространенность личности как особенности общества привела к появлению множества новых методов лечения, предполагающих использование терапии как средства социального контроля (Conrad & Scheider, 1980: Mechanic 1989 ).
Кирби, Марк; Кидд, Уоррен; Кубель, Франсин; Бартер, Джон; Надежда, Таня; Киртон, Элисон; Мэдри, Ник; Мэннинг, Пол; Триггс, Карен (2000). Социология в перспективе . Серия AQA. Оксфорд: Хайнеманн. п. 439. ISBN 9780435331603 . Проверено 4 октября 2019 года. Вкратце, религия […] способствует общественному контролю через идеологию […]. […] Теории конфликта, такие как марксизм и неомарксизм, имеют тенденцию подчеркивать контролирующие функции религии. Религия рассматривается как еще один агент идеологии, который выполняет ту же роль, что и образование
.
Значение социального контроля, социальный контроль, о социальном контроле, тип социального контроля, Руководство по социологии
Главная »
Социальные перемены »
Значение социального контроля
Социальный контроль был определен Маклвером как способ, которым весь социальный порядок объединяется и поддерживает себя — как он действует в целом как изменяющееся равновесие.
Мангейм определяет социальный контроль как сумму тех методов, с помощью которых общество пытается влиять на поведение человека для поддержания заданного порядка.Для Огбуанда установленное правило — это общественный контроль.
Огбурн и Нимкофф модели давления, которое общество оказывает для поддержания порядка Э. Росс определяет его как систему приемов, посредством которых общество приводит своих членов в соответствие с принятыми стандартами поведения.
По словам Лапьера, социальный контроль — это средство исправления неадекватной социализации.
Г.А. Лундберг определил социальный контроль как обозначение того социального поведения, которое влияет на отдельных лиц или группы в направлении соответствия установленным или желаемым нормам.
Кимбалл Янг определяет социальный контроль как использование принуждения, силы, сдерживания, внушения или убеждения одной группы над другой или одной группы над своими членами или людей над другими для обеспечения соблюдения установленных правил игры. Эти правила могут быть установлены самими членами, как в кодексе профессиональной этики, или они могут быть теми, которые установлены более крупной и более открытой группой для регулирования других меньших групп.
Социальный контроль, таким образом, можно определить как:
Социальный контроль — это влияние, при котором влияние может быть оказано посредством общественного мнения, принуждения, социального внушения, религии или любого другого метода.Влияние оказывает общество, а это означает, что группа может лучше оказывать влияние на отдельного человека, чем на отдельного человека. Этой группой может быть семья, церковь, государство или профсоюз и т. Д. Однако эффективность воздействия зависит от переменных факторов. Иногда семья может оказывать более эффективное влияние, чем государство, или наоборот.
Влияние осуществляется для улучшения благосостояния группы в целом. На человека оказывают влияние, чтобы он действовал в интересах других, а не в соответствии со своими личными интересами.Социальный контроль осуществляется для определенной цели. Целью всегда является всеобщее благополучие. Человек осознает существование другого; свои интересы. Его заставляют придерживаться соответствующих социальных норм.
.
Потребность в социальном контроле, социальный контроль, о социальном контроле, тип социального контроля, Руководство по социологии
Главная »
Социальные перемены »
Потребность в социальном контроле
Социальная солидарность необходима для существования общества. Нет двух людей, похожих по своей природе, идеям, взглядам и интересам. Каждый человек — отдельная личность. Между людьми существуют культурные различия. По сути, общество — это разнородная организация.Если каждому человеку будет предоставлена неограниченная свобода действий и поведения, это может вызвать социальный беспорядок. Для упорядоченной общественной жизни необходим социальный контроль. Цели социального контроля — выявить соответствие, солидарность и преемственность определенной группы или общества.
Социальный контроль необходим для поддержания порядка в обществе. Каждому обществу или группе необходимо поддерживать свой социальный порядок, и это возможно только тогда, когда их члены ведут себя в соответствии с этим социальным порядком.Важная цель социального контроля — поддерживать старый порядок. Хотя соблюдение старого порядка в меняющемся обществе может препятствовать социальному прогрессу, все же необходимо поддерживать преемственность и единообразие в обществе.
Без социального контроля социальное единство было бы просто мечтой. Социальный контроль регулирует поведение в соответствии с установленными нормами, что обеспечивает единообразие поведения и ведет к единству между людьми. Семья сохраняет свое единство, потому что ее члены ведут себя одинаково в соответствии с семейными нормами.
Нет двух мужчин, похожих по своим взглядам, идеям, интересам и привычкам. Даже у детей одних родителей разные взгляды, привычки или интересы. Мужчины верят в разные религии, по-разному одеваются, едят и придерживаются разных идеологий. Существует так много различий в образе жизни людей, что в любой момент существует вероятность столкновения между ними. В наше время эта возможность еще больше возросла из-за того, что человек стал слишком эгоцентричным. Социальный контроль необходим для защиты социальных интересов и удовлетворения общих потребностей.Если социальный контроль будет удален и каждому человеку будет предоставлено право вести себя свободно, общество будет сведено к состоянию беззакония.
.
Теория социального контроля — Повторно опубликована в Википедии // WIKI 2
В криминологии теория социального контроля предполагает, что использование процесса социализации и социального обучения развивает самоконтроль и снижает склонность к поведению, признанному антисоциальным. Он основан на функционалистских теориях преступности и был разработан Иваном Найом (1958), который предположил, что существует три типа контроля:
- Прямое: угроза или применение наказания за противоправное поведение, а согласие вознаграждается родителями, семьей и авторитетными лицами.
- Косвенный: путем отождествления с теми, кто влияет на поведение, например, потому что его или ее правонарушение может причинить боль и разочарование родителям и другим людям, с которыми он или она имеет близкие отношения.
- Внутренний: при помощи которого молодежь воздерживается от правонарушений через совесть или суперэго.
Энциклопедия YouTube
1/5
Просмотры:
9 849
17 379
1 652
32101
14 182
✪ Теория управления | Социология | Чегг Репетиторы
✪ Теория социального контроля
✪ Официальный и неформальный социальный контроль
Содержание
Определение
Теория социального контроля предполагает, что отношения, обязательства, ценности, нормы и убеждения людей побуждают их не нарушать закон.Таким образом, если моральные кодексы усвоены и люди привязаны к своему более широкому сообществу и заинтересованы в нем, они добровольно ограничат свою склонность к совершению девиантных действий. Теория пытается понять способы, с помощью которых можно снизить вероятность развития преступности у отдельных лиц. Он не рассматривает вопросы мотивации, просто начиная с того, что люди могут выбрать участие в широком спектре деятельности, если только этот диапазон не ограничен процессами социализации и социального обучения.Теория основана на взглядах Гоббса на человеческую природу, представленную в Левиафане, то есть на то, что любой выбор ограничен неявными социальными контрактами, соглашениями и договоренностями между людьми. Таким образом, мораль создается при построении общественного порядка, приписывая определенные издержки и последствия определенному выбору и определяя некоторые из них как злые, аморальные и / или незаконные. [1]
Сторонники
Альберт Дж. Рейсс
Другая ранняя форма теории была предложена Рейссом (1951) [2] , который определил преступность как «…поведение, являющееся следствием отсутствия личного и социального контроля. «Личный контроль был определен как» … способность человека воздерживаться от удовлетворения потребностей способами, которые противоречат нормам и правилам сообщества «, в то время как социальный контроль была «… способность социальных групп или институтов обеспечивать эффективность норм или правил». Версия Рейсса не уточняет ни источники таких «способностей», ни конкретные механизмы контроля, ведущие к конформизму, но он утверждал, что неудача первичных групп, таких как семья, чтобы обеспечить подкрепление невиновных ролей и ценностей, было решающим для объяснения правонарушений.Рейсс также много писал о применении своей работы в криминологии. [3]
Джексон Тоби
Джексон Тоби (1957), [4] утверждал, что «незарегистрированный подросток является кандидатом на социализацию банды». [5] признает «социализацию банды» как часть причинной, мотивационной динамики, ведущей к правонарушению, но ввел концепцию ставок в соответствии с , чтобы объяснить «кандидатуру» для такого опыта обучения. Он считал, что всех можно склонить к преступлению, но большинство отказывалось, потому что считало, что им есть что терять.Молодежь, у которой было мало долей или вложений в конформизм, с большей вероятностью вовлекалась в деятельность банды. Представление о долях в соответствии с очень хорошо согласуется с концепциями, использованными в более поздних версиях теории социального контроля.
Ф. Иван Най
Иван Най (1958) [6] не только разработал теорию социального контроля правонарушений, но и определил способы «операционализации» (измерения) механизмов контроля и связал их с самоотчетами о делинквентном поведении. Он сформулировал теорию после опроса 780 молодых людей в штате Вашингтон.Выборка подверглась критике, потому что она не представляла городскую среду, и отобранные, возможно, были более склонны описывать свои семьи неблагоприятно. Некоторые были обеспокоены тем, что преступная деятельность упоминалась только в двух вопросах, поэтому экстраполяция на преступность в целом была сочтена небезопасной. Как и Рейсс, он сосредоточился на семье как на источнике контроля. Более того, Най выделил три различных типа контроля:
- прямое управление = наказания и награды
- косвенный контроль = нежная идентификация с непреступниками; и
- внутренний контроль = совесть или чувство вины.
Молодежь можно напрямую контролировать посредством ограничений, налагаемых родителями, ограничивающих возможность совершения правонарушений, а также посредством родительских вознаграждений и наказаний. Однако, когда они свободны от прямого контроля, они могут быть ограничены ожиданием родительского неодобрения (косвенный контроль) или через развитие совести, внутреннее ограничение поведения. Упор на семью как на источник контроля резко контрастировал с упором на экономические обстоятельства как на источник криминогенной мотивации в то время. [7] Хотя он признал мотивационные силы, заявив, что «… некоторые правонарушения являются результатом сочетания положительного обучения и слабого и неэффективного социального контроля» (1958: 4), он занял позицию теории контроля, когда он предположил, что «… наиболее преступное поведение является результатом недостаточного социального контроля …»
Вальтер Безрассудный
Уолтер Рэклесс (1961) [8] разработал теорию сдерживания, сосредоточив внимание на самооценке или самооценке молодежи как хорошего человека в качестве изолятора от давления сверстников с целью совершения преступлений.
- внутреннее сдерживание = позитивное самоощущение;
- внешнее сдерживание = наблюдение и дисциплина.
Это внутреннее сдерживание посредством представлений о себе развивается в семье и по существу формируется примерно к двенадцати годам. Внешнее сдерживание было отражением прочных социальных отношений с учителями и другими источниками традиционной социализации в районе. Основное предположение состоит в том, что существуют «толчки» и «тяги», которые будут приводить к преступному поведению, если им не противодействует сдерживание.Мотивы отклонения в виде толчков следующие:
- недовольство условиями жизни и семейными конфликтами;
- агрессивность и враждебность, возможно, из-за биологических факторов; и
- разочарование и скука, вызванные, скажем, принадлежностью к группе меньшинств или отсутствием возможностей для продвижения в школе или поиска работы;
и тяги:
- сверстников-нарушителей и
- преступных субкультур. [9]
Дэвид Маца
Анализ «нейтрализации» был разработан Сайксом и Мацой (1957) [10] , которые считали, что между правонарушителями и не правонарушителями мало различий, при этом правонарушители большую часть времени проявляют неделинквентное поведение.Они также утверждали, что большинство правонарушителей в конечном итоге отказываются от правонарушительного образа жизни по мере взросления, предполагая, что существует базовый моральный кодекс, но что молодые люди могут отклоняться, используя методы нейтрализации, то есть они могут временно приостановить применимость норм путем развития отношения, «благоприятного для девиантного поведения». Пятью распространенными техниками были:
- отказ от ответственности (ничего не мог с собой поделать)
- отрицание травмы (никто не пострадал)
- отрицание жертвы (у них это было)
- осуждение осуждающих (какое они имеют право критиковать меня?)
- апелляция к более высокой лояльности (я сделал это для кого-то другого).
Позже Маца (1964) разработал свою теорию «дрейфа», в которой предлагалось, чтобы люди использовали нейтрализацию, чтобы смещаться в привычное поведение и выходить из него, делая временный перерыв в моральных ограничениях. Маца основал свою теорию «дрейфа» на четырех наблюдениях:
- Правонарушители выражают вину за свои преступные действия
- Правонарушители часто уважают законопослушных людей
- Проведена линия между теми, кого они могут преследовать, и теми, кого они не могут
- Правонарушители не защищены от требований соответствия [11]
Хотя эта теория дрейфа не получила широкого эмпирического подтверждения, она остается ключевой идеей в криминологии, несмотря на то, что не дает ответа, почему одни соответствуют, а другие нет. .
Трэвис Хирски
Трэвис Хирски принял концепцию Тоби об инвестициях в условность или «ставка на соответствие». Он подчеркнул рациональность решения о том, участвовать ли в преступлении, и утверждал, что человек с меньшей вероятностью выберет преступление, если у него будут сильные социальные связи.
Общая теория преступности
С тех пор Хирски отошел от своей теории связи и в сотрудничестве с Майклом Р. Готфредсоном в 1990 году разработал общую теорию или «теорию самоконтроля».Акерс (1991) утверждал, что главной слабостью этой новой теории было то, что Готфредсон и Хирши не определяли самоконтроль и склонность к преступному поведению отдельно. Если сознательно не применять черты самоконтроля и преступное поведение или преступные действия по отдельности, это предполагает, что концепции низкого самоконтроля и склонности к преступному поведению совпадают. Хирши и Готтфредсон (1993) опровергли аргумент Акерса, предположив, что он на самом деле свидетельствует о непротиворечивости общей теории.То есть эта теория внутренне непротиворечива, поскольку она концептуализирует преступление и выводит из этого концепцию характеристик преступника. Исследовательское сообщество по-прежнему разделяет мнение о жизнеспособности общей теории, но появляются новые подтверждения некоторых ее прогнозов (например, LaGrange & Silverman: 1999).
Джек П. Гиббс
Гиббс (1989) [12] пересмотрел определение социального контроля и применил его для разработки теории контроля над убийствами. Любая попытка заставить человека сделать что-либо или воздержаться от этого может рассматриваться как попытка контроля.Чтобы квалифицироваться как «социальный» контроль, такие попытки должны включать три стороны. Один или несколько человек намереваются манипулировать поведением другого с помощью третьей стороны. Третьей стороной Гиббса может быть реальное лицо или ссылка на «общество», «ожидания» или «нормы». Например, если одна сторона пытается повлиять на другую, угрожая передать дело третьей стороне, предположительно имеющей власть, это ссылочный социальный контроль. Если одна сторона пытается контролировать другую, наказывая третью (например,грамм. общее сдерживание), это форма косвенного социального контроля. Присутствие третьей стороны отличает социальный контроль от простого внешнего поведенческого контроля, простых межличностных реакций или приказов кому-то что-то сделать. Это определение четко отличает социальный контроль от простых «реакций на отклонение» и от самого девиантного поведения.
Гиббс утверждает, что «убийство можно охарактеризовать либо как контроль, либо как результат отказа контроля» (1989: 35), и предполагает, что уровень убийств зависит не только от количества споров, но и от частоты совершения обращение к третьей стороне для мирного разрешения спора (стр. 37).Когда одному человеку не удается контролировать действия другого через третью сторону, убийство представляет собой еще одну насильственную попытку прямого контроля. Люди прибегают к самопомощи, когда формы социального контроля недоступны или терпят неудачу. Гиббс критикует теорию социального контроля Хирски, потому что она просто предполагает, что социальные отношения, личные инвестиции и убеждения, препятствующие преступности, являются социальным контролем (что является одной из причин, по которой теорию Хирши часто называют теорией социальных связей).
Критика
Большая часть ранних исследований теории социального контроля основана на самоотчетных исследованиях.Критики данных самоотчета отмечают, что могут быть разные мотивы для раскрытия информации, и что вопросы могут интерпретироваться по-разному отдельными участниками. Тем не менее многие выводы интуитивно убедительны, например что люди не будут участвовать в преступлении, если они думают, что это принесет в жертву привязанность или уважение значимых других или приведет к потере работы или автономии в случае тюремного заключения. Дэвис (1994 и 2004) сообщает, что в Великобритании в конце девятнадцатого века уровень преступности резко упал, как и злоупотребление наркотиками и алкоголем, а незаконность стала менее распространенной.Все эти индексы отклонения были довольно стабильными между Первой мировой войной и 1955 годом. После 1955 года все они выросли, создав U-образную кривую отклонения в период с 1847 по 1997 год. Он объясняет первоначальный сдвиг принятием культуры в России. что предположения протестантского христианства были приняты как должное. Все в то время верили — по крайней мере, отчасти — в моральный кодекс помощи другим. Это убеждение коренится в религии. Те же социальные нормы защиты личности и собственности, которые лежали в основе закона до 1955 года, остаются политическими нормами. Брейтуэйт, Джон (1988). Преступление, стыд и реинтеграция (Ред. Ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521356688 .
- Хирши, Т. (2002). Причины правонарушений . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций.
Дополнительная литература
Эта страница последний раз была отредактирована 21 июля 2020 в 11:53
.