Виды восприятия по форме существования материи: Классификация восприятия

Содержание

Классификация восприятия

Восприятие классифицируется на разные виды по нескольким основаниям.

Классификация восприятия по видам анализаторов

По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:

  • кинестетическое,
  • зрительное,
  • тактильное,
  • обонятельное,
  • слуховое,
  • вкусовое.

Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.

Классификация восприятия по формам материи

По формам представления материи выделяют следующие виды восприятия:

  • восприятие времени;
  • восприятие пространства;
  • восприятие движения.

Готовые работы на аналогичную тему

Восприятие пространства

Определение 1

Во взаимном действии человека с окружающим миром восприятие пространства относится к обязательным условиям для возможности ориентировки в данной среде. В восприятии пространства различают восприятие удаленности, формы, величины и объемности предметов.

Взаимодействие индивида с окружающим миром включает и само человеческое тело с присущей ему системой координат. Человек, чувствующий мир, является сам материальным телом, занимающим определенное место в пространстве и, соответственно, наделенным пространственными признаками: размерами тела, величиной, формой, направлением движений в пространстве.

Научно доказано, что основой форм пространственного восприятия является функционирование комплекса анализаторов, взаимодействующих между собой. Особая роль в пространственном ориентировании принадлежит двигательному анализатору, при помощи которого непосредственно устанавливается данное взаимодействие. К специальным механизмам ориентации в пространстве относятся нервные связи между левым и правым полушариями в анализаторной деятельности: бинауральный слух, бинокулярное зрение, бимануальная ощупь и другие. В отражении качеств предметов пространственного характера важным фактором является функциональная асимметрия, характерная для парных анализаторов. Функциональная асимметрия выражается в том, что одна сторона анализатора является доминантной, т.е. ведущей.

Восприятие величины и формы предмета реализуется при помощи зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. При этом основная роль принадлежит зрительному анализатору. Для восприятия расстояния огромное значение имеет движение глаз, их конвергенция. При переводе глаз на менее удаленный предмет с более отдаленного предмета, возникает их конвергенция – предмет тем больше, чем он ближе. Наблюдается конвергенция глаз в условиях бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие расстояния только одним глазом обладает недостаточной точностью.

Только взаимодействие кинестетического и зрительного анализаторов способно обеспечить адекватное восприятие формы, размера объектов и их удаленности. Воспринимая предметы разных размеров и форм, мы обводим их движением глаз. Между этими движениями глаз и отражением объекта на сетчатке глаза устанавливается связь, что дает возможность лучше воспринимать форму и размеры предметов. Восприятие формы и величины зависит от опыта человека. Соответственно, чем лучше человек знаком с определенной формой, тем быстрее и легче он выделяет ее среди иных форм.

Для восприятия объемности предметов важную роль играет бинокулярное зрение. При видении двумя глазами одновременно, соответствующее раздражение от левого и правого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора, создавая впечатление объемности предмета.

В восприятии расстояния принимают участие слуховые и обонятельные ощущения.

Восприятие времени.

Определение 2

Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. Посредством восприятия времени отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире.

Физиологической основой восприятия времени служат условные рефлексы на время, производимые человеком постоянно.

Большое значение в восприятии времени имеют кинестетические анализаторы. Они выполняют особую роль в восприятии ритма. Под ритмом следует понимать ряд раздражителей последовательно сменяющих друг и имеющих периодический характер. Ритмичное дыхание, ритм в работе сердца и ритмичный характер текущей жизни оказывают непосредственное влияние на выработку временных рефлексов. При восприятии времени у человека есть склонность преувеличивать короткие промежутки времени и преуменьшать длинные. На восприятие продолжительности времени влияет содержание деятельности человека. Степень субъективизма при оценке времени также зависит от возраста человека: дети воспринимают время как медленный процесс, а взрослые наоборот. Преодолевается субъективизм в восприятии времени опытом и практической деятельностью.

Восприятие движения.

Определение 3

Восприятие движения представляет собой отражение изменения положения, занимаемое объектами в пространстве.

Оно позволяет ориентироваться в относительных изменениях взаимного расположения предметов в окружающей действительности. Знание о перемещении объектов человек получает, воспринимая непосредственно движение. Восприятие движения также возможно на базе умозаключений.

Классификация восприятия по активности

По активности восприятие делят на два вида:

  • непреднамеренное, то есть самопроизвольное;
  • преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие вызывается у человека особенностями окружающих объектов: яркостью, необычностью, расположением. В непреднамеренном восприятии отсутствуют заранее определенная цель и волевое усилие.

Преднамеренное восприятие имеет цель, поставленную человеком. Для осуществления преднамеренного восприятия прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение и произвольно выбираются объекты восприятия.

Классификация и виды восприятия, Классификация восприятия, Восприятие пространства

Классификация восприятия

Восприятие делятся на виды по нескольким основами

. По ведущим анализатором выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическая, обонятельное и вкусовое

Процесс восприятия осуществляется обычно рядом анализаторов, взаимодействующих между собой качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. То же можно сказать о слуховое восприятие, в котором, кроме слухов ого анализатора является основным, большое значение приобретает кинестезический анализатор. Различные виды восприятия редко наблюдаются в чистом виде, в основном они комбинируются друг с другом. Так, просмотра яд кинофильма имеет зрительный и слуховой характер, ибо зритель воспринимает кадры, проходят перед его глазами на экране, и разговор, и музыку, из которых состоит звуковая часть картины в данном процессе принадлежит ить и двигательный анализатор, участвует в восприятии речи и музыки. Предпочтение того или иного анализатора в восприятии определяется обычно характером самого объектаоб’єкта.

. По формам существования материи выделяют такие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения

Восприятие пространства

Во взаимодействии человека с окружающей средой восприятия пространства является обязательным условием ее ориентировки в этой среде

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов

Взаимодействие человека с окружающей средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Человек, который чувствует мир, сама является материальным телом, которое занимает определенное место в пространстве и имеет определенные п пространственные признаки: величину, форму и замеры тела, направление движений в просторі.

Установлено, что в основе различных форм пространственного восприятия лежит функционирования комплекса анализаторов, которые взаимодействуют между собой. Особую роль в пространственном ориентировании выполняет двигательный ан нализатор, с помощью которого устанавливается это взаимодействие. В специальных механизмов пространственной ориентации относятся нервные связи между двумя полушариями в анализаторных деятельности: бинокулярное зрение, би науральний слух, бимануальная ощупь т.д.. Важным фактором в отражении пространственных качеств предметов является функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия п олягае в том, что одна из сторон анализатора является ведущей, доминантнотною.

Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезическая анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. По выражению. ИМ. Сеченова, глаз является измеримой иком пространства. Хрусталик меняет свою кривизну в зависимости от удаленности предмета, действующей на него. На близком расстоянии он становится выпуклее, на отдаленной — плоским. Аккомодация глаз с важных двигательных им механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние за нарушения аккомодации снижается точность зрительного восприятия расстояниямивідстані.

Важное значение для восприятия расстояния должны движения глаз, в частности их конвергенция. При переводе глаз с отдаленного объекта на менее удаленный имеется их конвергенция — тем больше, чем ближе объект объект. Конвергенция глаз наблюдается в условиях бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Восприятие расстояния одним глазом характеризуется недостаточной точностьюстю.

Взаимодействие зрительного и кинестезическая анализаторов обеспечивает адекватное восприятие размера, формы и их удаленности от нас. ИМ. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы в обводим их движениями глаз, словно»щупальцами»Между движениями глаз и отражением предмета на их сетчатке устанавливается связь, что позволяет лучше воспринимать размеры и формы предметеорми предметів.

информативным признаком, которую необходимо выделить при ознакомлении с формой, является контур. Зрительная система не только устанавливать границу между объектом и фоном, но и удерживать ее. Это осуществляется работодателем й движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предметта.

Восприятие величины и формы зависит от предыдущего опыта человека. Что лучше человек знакомый с конкретной формой, тем легче она выделяет ее среди других форм

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном звезды изображение падает на диспарантни, т.е. на несовпадающие точки сетчаток правого и левого глаза. Кол ли изображение падает на идентичные, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспарантнисть изображение предмета очень большая, то изображение начинает восприниматься двояко. Да, я сли смотреть на шнурок, который висит вертикально на расстоянии в несколько метров, и одновременно держать перед глазами карандаш, то увидим два карандаша. Переведя взгляд на карандаш, мы получим двойное восприятие я шнурка. Если же диспарантнисть не превышает определенной величины, возникает восприятие глубинылибини.

При одновременном видении двумя глазами соответствующее раздражение от правого и левого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора. Создается впечатление объемности предмета воспринимается

По удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимно расположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и учится, пользуясь с светотени, правильно определять расположение предметов в просторі.

В восприятии пространства, в частности расстоянии, участвуют обонятельные и слуховые ощущения. По запаху можно, например, определить, что где-то около размещается столовая, по звуку шагов — распознать, далеко ли и близко от вас идет человека.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ — Студопедия

Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи

Восприятие пространствавключает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Восприятие пространства

В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства – иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной – рис. 6.3).

Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Восприятие движения

При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.



Восприятие времени – наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» – фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.


Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).

В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).

Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности

Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля

Классификация по форме существования материи включает следующие виды восприятия

£ зрительное

£ осязательное

£ восприятие пространства

£ восприятие движения

£ вкусовое восприятие

Тип восприятия характеризуется склонностью к общему представлению впечатления от предмета.

Тип восприятия, характеризующийся склонностью к четкому выделению деталей и подробностей

£ синтетический

£ аналитический

£ объяснительный

£ описательный

£ субъективный

Тип восприятия, характерный для людей со склонностью передавать свои субъективные впечатления вместо воспринятого

£ синтетический

£ аналитический

£ объяснительный

£ описательный

£ субъективный

Это умение подмечать в предметах и явлениях малозаметную, но существенную информацию

Способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними

£ статический глазомер

£ динамический глазомер

£ острота зрения

£ иррадиация

£ синестезия

Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется

£ аккомодацией

£ апперцепцией

£ сенсибилизацией

£ конвергенцией

£ синестезией

При поражении височной коры нарушается

£ восприятие цвета

£ слуховое восприятие

£ восприятие времени

£ обонятельное восприятие

£ восприятие движения

23. Пространственные свойства восприятия:

£ величина

£ форма

£ положение в пространстве



£ субъективность

£ объяснительность

Отражение величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения, называется восприятием

£ времени

£ движения

£ пространства

£ цвета

£ слуховым

Отражение длительности, скорости и последовательности явлений — восприятие

£ формы

£ движения

£ времени

£ пространства

£ зрительное

Семинарское занятие № 16

Вопрос 5. Виды восприятия

1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии

В
зависимости от анализаторов различают
следующие виды восприятия: зрение,
осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию.
В каждом из этих видов восприятия
участвуют двигательные ощущения.

2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи

По
форме существования отражаемой в
восприятии материи выделяют сложные
формы восприятия — восприятие времени,
движения и пространства.

Восприятие
времени. Это отражение
длительности и последовательности
явлений и событий. Чувство времени не
врожденное, оно развивается в процессе
накопления опыта. Временные промежутки
определяются ритмическими процессами,
происходящими в организме человека.
Ритм в работе сердца, ритмическое
дыхание, ритмический характер жизни
влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие
движений. Это восприятие
пространственно-временного перемещения.
Воспринимаются различные стороны
движения: форма, направление, скорость,
размах. Процесс восприятия движения
начинается всегда с общего восприятия
совершаемого действия, затем происходит
дифференцирование сложного действия
на отдельные элементы.

Восприятие
пространства. Здесь
различают восприятие величины, формы,
объемности, глубины или удаленности
предметов. Восприятие величины и формы
предметов обусловлено совместной
деятельностью зрительных, мышечно-двигательных
и осязательных ощущений.

3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности

Восприятие
бывает непреднамеренное (непроизвольное)
и преднамеренное (произвольное). Первый
вид может быть вызван яркостью,
необычностью окружающих предметов или
соответствием этих предметов интересам
личности. Здесь нет заранее поставленной
цели, нет волевой активности. Второй
вид регулируется целью, поставленной
задачей, волевой активностью.

4) Сознательное и
подсознательное восприятие

Сознательное
восприятие: сигнал достаточно сильный
и он доходит до сознания. Подсознательное
восприятие: сигнал слабый и сообщение
не доходит до сознания. Такие сигналы
поступают в мозг и перерабатываются
низшими центрами мозга (подпороговое
восприятие), не доходя до коры мозга и
не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь,
эта информация способна влиять на
поведение человека.

5) Классификация
восприятий по видам деятельности

Выделяют
художественное восприятие, техническое,
музыкальное и другие виды.

6)
Восприятие внешненаправленное и
внутренненаправленное

Восприятия
бывают внешненаправленными (восприятие
предметов и явлений внешнего мира) и
внутренненаправленными (восприятие
собственных мыслей и чувств).

7) Классификация
по продолжительности перцептивного
процесса

По
продолжительности перцептивного
процесса восприятие может быть
симультанное – одномоментное и
сукцессивное – развернутое во времени.

Вопрос
6. Нарушение восприятия. Иллюзии восприятия

Нарушение
восприятия возникает
при резком физическом или эмоциональном
переутомлении, происходит повышение
восприимчивости к обычным внешним
раздражителям: дневной свет ослепляет,
звуки оглушают, запахи вызывают
раздражение, прикосновения кажутся
более грубыми. Видения могут быть с
постоянным содержанием (стабильные
галлюцинации) и с меняющимся содержанием
(сценоподобные галлюцинации). Могут
быть одиночные галлюцинации (один образ)
и множественные.

Выделяют
псевдогаллюцинации – образы проецируются
во внутреннее пространство: голоса
звучат внутри головы и т.д., они могут
быть тактильные, вкусовые, зрительные,
звуковые, кинестетические.

От
галлюцинаций следует отличать иллюзии
восприятия. Обязательное
наличие подлинного объекта, хотя и
воспринимаемого ошибочно, — главная
особенность иллюзий. Иллюзия – это
искаженное восприятие реально существующей
действительности. Обычно иллюзии
разделяют на аффективные, вербальные
(словесные), парейдолические. Аффективные
(аффект – сильное кратковременное
эмоциональное возбуждение) иллюзии
чаще всего обусловлены страхом,
подавленностью. В таком состоянии
прохожий покажется бандитом. Вербальные
иллюзии – ложное восприятие содержания
реально происходящих разговоров
окружающих, человеку кажутся скрытые
угрозы, издевательства. Парейдолические
иллюзии вызываются снижением тонуса
психической деятельности, общей
пассивностью. Узоры на обоях, трещины
на потолке, светотени воспринимаются
как яркие картины, сказочные герои,
чудовища и прочее.

Иллюзии
могут вызываться следующими причинами.
Физические причины: восприятие ложки
в стакане чая, кажущейся изломанной.
Физиологические причины: если надавить
сбоку на глазное яблоко, то предмет, на
который мы смотрим, раздвоится.
Психологические причины: искажения,
возникающие вследствие контраста: серый
предмет на белом фоне кажется более
темным, чем на черном фоне.

Контрольные
вопросы

  1. Дайте
    определение понятия «восприятие».

  2. Что
    является физиологической основой
    восприятия?

  3. Каковы
    функции восприятия?

  4. Объясните,
    в чем заключаются отличия восприятия
    от ощущения.

  5. Приведите
    примеры, характеризующие свойства
    восприятия.

  6. Охарактеризуйте
    особенности своего восприятия.

2.2. Классификация восприятия

1. Выделяется
несколько подходов к классификации
восприятия. В основе одной из классификаций
лежат различия в анализаторах, участвующих
в восприятии. В соответствии с тем, какой
анализатор (или какая модальность)
играет в восприятии преобладающую роль,
различают:

зрительное,

— слуховое,

— осязательное,

— кинестетическое,

— обонятельное,

— вкусовое
восприятие
.

Однако, различные
виды восприятия редко встречаются в
чистом виде. Обычно они комбинируются,
и в результате возникают сложные виды
восприятия.

2. Основой другого
типа классификации являются формы
существования материи
: пространство,
время, движение. В соответствии с этой
классификацией выделяют:

— восприятие
пространства;

— восприятие
движения;

— восприятие
времени
.

Восприятие
пространства
происходит за
счет работы вестибулярного аппарата,
расположенного во внутреннем ухе.
Вестибулярный аппарат тесно связан с
глазодвигательными мышцами, и каждое
изменение в нем вызывает рефлекторные
изменения в положении глаз. Взаимосвязь
вестибулярного и глазодвигательного
аппаратов входит в качестве одного из
самых существенных компонентов в систему
восприятия трехмерного пространства.

Вторым аппаратом,
обеспечивающим восприятие пространства,
и, прежде всего его глубины, является
аппарат бинокулярного зрения. Восприятие
глубины главным образом связано с
восприятием удаленности предметов и
расположением их относительно друг
друга.

В восприятии
удаления предметов(или пространственной
глубины) играет роль конвергенция и
дивергенция глаз. Под конвергенцией
понимается сведение зрительных осей
глаз за счет поворота глазных яблок
навстречу друг другу. При обратном
переходе – с близкого на далекий предмет
– наблюдается дивергенция глаз, т.е.
поворот их в стороны, разведение
зрительных осей. Как конвергенция, так
и дивергенция сопровождаются определенными
двигательными ощущениями. Хотя мы обычно
не замечаем эти ощущения, в восприятии
пространства они играют существенную
роль. Импульсы, возникающие вследствие
относительного напряжения мышц глаз,
являются важным источником информации
для сенсорных и перцептивных зон коры
головного мозга. Наряду с ощущениями
от конвергенции и дивергенции глаз (при
переводе взора с далекого предмета на
близкий и обратно) мы получаем ощущения
от аккомодации глаз. Суть явления
аккомодации заключается в том, что форма
хрусталика при удалении и приближении
предметов меняется. Это достигается
сокращением или расслаблением мышц
глаза, что влечет за собой определенные
ощущения напряжения или расслабления,
которых мы не замечаем, но которые
воспринимаются соответствующими
проекционными полями коры головного
мозга.

Расположение
предметов по отношению друг к другу
также играет большую роль при восприятии
пространства. При значительном удалении
предмета конвергенция и дивергенция
прекращаются. Но мы можем судить об
удаленности предметов по косвенным
признакам. Воспринимаемое нами
пространство никогда не носит симметричного
характера, т.е. предметы расположены от
нас вверху или внизу, справа или слева,
дальше от нас или ближе. И эти признаки
часто позволяют нам судить об удаленности
предметов в пространстве.

Восприятие
движения

осуществляется благодаря сложному
механизму, природа которого еще не
вполне выяснена. Если предмет движется
в пространстве, то мы воспринимаем его
движение вследствие того, что он выходит
из области наилучшего видения и этим
заставляет нас передвигать глаза или
голову, чтобы вновь фиксировать на нем
взгляд. Однако восприятие движения не
может быть объяснено только движением
глаз: мы можем воспринимать одновременно
движение в двух противоположных
направлениях, хотя глаз, очевидно, не
может двигаться одновременно в
противоположные стороны.

Впечатление
движения может возникнуть при отсутствии
его в реальности, если через небольшие
временные паузы чередовать на экране
ряд изображений, воспроизводящих
следующие друг за другом фазы движения
объекта. Это так называемый стробоскопический
эффект
. Для
его возникновения пауза между
раздражителями должна быть не менее
0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое
меньше, изображения сливаются. Если же
пауза очень велика (например 1 с),
изображения осознаются как раздельные.
На стробоскопическом эффекте построено
восприятие движения на кинематографических
лентах.

Все теории
восприятия движения
могут быть
разделены на две группы:

  1. Теории,
    выводящие восприятие движения из
    элементарных, следующих друг за другом
    зрительных ощущений отдельных точек,
    через которые проходит движение.
    Восприятие движения возникает вследствие
    слияния этих элементарных зрительных
    ощущений (В. Вундт).

  2. Теории,
    утверждающие, что восприятие движения
    имеет специфическое качество, несводимое
    к элементарным ощущениям (позиция М.
    Вертгеймера). Подобно тому, как мелодия
    не является простой суммой звуков, а
    качественно отличным от них целым, так
    и восприятие движения несводимо к сумме
    составляющих это восприятие элементарных
    зрительных ощущений.

Однако основным
принципом, регулирующим восприятие
движения, является осмысление ситуации
в объективной действительности на
основе всего прошлого опыта человека.

Восприятие
времени
.
Наиболее простыми
формами оценок времени
являются
процессы восприятия длительности. В
основе этих процессов лежат «биологические
часы организма».

К ним
относятся ритмические процессы (смена
процессов возбуждения и торможения),
протекающие в нейронах коры и подкорковых
образований. Эти процессы обеспечивают
такие циклические явления, как биение
сердца, ритм дыхания, а для более
длительных интервалов — ритмику
появления голода, смены сна и бодрствования
и т.п. С другой стороны, мы воспринимаем
время при выполнении какой-либо работы,
т.е. когда происходят определенные
нервные процессы, обеспечивающие нашу
работу. В зависимости от длительности
этих процессов, чередования возбуждения
– торможения, мы получаем определенную
информацию о времени.

Оценка длительности
временного отрезка во многом зависит
от того, какими событиями он был заполнен.
Время, заполненное разнообразными
событиями, мы переоцениваем, временной
отрезок кажется нам более продолжительным.
И наоборот, не интересное для нас время
мы недооцениваем, временной отрезок
кажется нам незначительным.

Оценка длительности
времени также зависит и от эмоциональных
переживаний. Если события вызывают
положительное отношение к себе, то время
кажется быстро идущим. И наоборот,
негативные переживания удлиняют
временной отрезок.

Интересно, что
восприятие времени во время болезниможет искажаться. Основное влияние при
этом оказывает чувство тревоги, которое
влечет за собой состояние напряжения.
Если для расслабленного человека время
течет незаметно, то при напряжении время
тянется очень медленно. Страдающий
больной испытывает чувство замедления
хода времени, это особенно характерно
для людей с болевыми симптомами. Часто
боль и ее интенсивность становятся
маркерами времени, которые делят сутки
по ее затиханию и нарастанию.

Важно в практике
врача иметь представление и о восприятии
боли
пациентом. Боль – это всегда
психофизиологическое образование.
Восприятие боли включает как само
ощущение боли, так и эмоциональную
реакцию на это ощущение. Индивидуальное
восприятие боли носит сложный характер.
Оно может быть различным как у отдельных
людей, так и у одного и того же человека
в зависимости от периода его жизни;
болевые ощущения зависят и от
физиологического состояния организма
человека. Кроме того, восприятие боли
зависит от прошлого опыта человека, от
культурных традиций. Существует
индивидуальная переносимость боли,
зависящая в основном от глубоких структур
мозга. Страх и тревога резко усиливают
чувство боли, а состояние психического
напряжения, ярости и агрессии гасит
болевые ощущения. Следовательно,
признаками боли выступают следующим
симптомы:

  • ее
    присутствие;

  • изменение
    напряжения;

  • боль,
    как правило, можно локализовать с той
    или иной степенью точности;

  • боль
    ограничена во времени, обладает
    определенной динамикой;

  • боль
    может быть выражена для другого человека
    как содержание болевого переживания,
    как жалоба, и, таким образом, осознана;

Чаще всего, боль
рассматривается пациентами как главный
симптом болезни. При этом пациенты
рассуждают таким образом: «нет боли,
нет болезни». В бытовом сознании боль
является синонимом тяжести болезни.

В ситуации болезни
боль исполняет несколько функций.
Наиболее важной из них является сигнальная
(информационная) функция
. Боль является
сигналом тела о том, что случилось. При
хронической боли болевая граница
смещается. Подпороговая боль может
долго не распознаваться, пока не усилится.
Часто человек терпит привычную боль,
находя для этого различные оправдания.
Боль может играть роль важного фактора
астенизации – изнурения, утомления
человека. Хроническая боль может
приводить к дистрессу и к резкому
искажению реакций организма, прежде
всего, снижению иммунитета.

Восприятие, его свойства и виды. Теории восприятия


1. Понятие восприятие

2. Отличие восприятия от ощущения

3. Свойства восприятия

4. Виды восприятия

5. Теории восприятия

1. Понятие восприятие. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

2. Отличие восприятия от ощущения.Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

3.Свойства восприятия.

1.Предметность восприятияэто способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

2.Целостность.В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даст целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

3. Структурность.Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность.Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

5. Осмысленность.Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

6.Активность(или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

4. Виды восприятия.

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Рис.8.1.Классификация основных видов восприятия

 

5. Теории восприятия

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция — метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа — они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из : Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку 1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены — двумерны и непосредственны. Соответственно — Аккомодация и конвергенция — это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные. Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К 2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) — воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема — это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема — часть нервной системы. Результат исследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие — это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ — совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, вз

Объяснение 9 типов экстрасенсорного восприятия (ESP)

Экстрасенсорное восприятие (ESP), также называемое шестым чувством, — это способность воспринимать информацию умом, не полагаясь на обычные физические чувства. Существует множество различных категорий экстрасенсорного восприятия, включая ясновидение, телепатию, телекинез, предвидение, интуицию и ретро-познание.

Некоторые люди считают, что каждый обладает экстрасенсорными способностями, и это всего лишь вопрос обуздания этих способностей с помощью большой практики.В то время как другие склонны полагать, что экстрасенсорное восприятие — это то, с чем вы родились и может использоваться только настоящими экстрасенсами и медиумами.

Способности ESP бывают девяти различных форм. У некоторых людей есть один из этих экстрасенсорных даров, у других — два, три или больше. В этом руководстве я объясню 9 различных типов экстрасенсорного восприятия и объясню, как работает каждый из них.

Яснослышание

Яснослышание переводится с французского как «ясный слух.«Это способность слышать сообщения или получать информацию из звуков, выходящих за рамки наших обычных чувств.

Эти сообщения могут исходить от тех, кто ушел за пределы нашей жизни. Они могут исходить от энергий Вселенной, духовного или животного-посланника или любого другого источника, существующего отдельно от нашего физического существования здесь, на Земле.

Чаще всего это голоса, обращающиеся с предупреждениями или советами. В других случаях ясновидящий может слышать музыку, звуки природы (например, щебетание птиц) или ритмы.Иногда это может быть что-то вроде белого шума или статики или даже внутреннего диалога.

Тем не менее, ясновидящий, который остается открытым и практикует свои способности, может научиться распознавать и понимать эти сообщения.

Ясновидение

Ясновидение — еще один из талантов «ясновидения». На французском языке clair означает «ясный», а voyance — «видение».

Итак, ясновидение — это способность видеть за пределами земного мира.Некоторые ясновидящие видят в уме видения прошлого, настоящего или будущего, например, телешоу или фильмы. Увидеть прошлое называется постпознанием, а видение или образы будущего — предвидением.

Другие видят символы, изображения или ауры — энергетические тела, которые нас окружают.

Ясновидящие обычно получают эти визуальные сообщения через свой «третий глаз». Третий глаз — это врата или портал во лбу, ведущие на более высокий духовный план и часто символизирующие просветление.Провидцы и мистики используют свой третий глаз как инструмент для получения духовных и психических посланий.

Некоторые из самых известных медиумов в истории были ясновидящими. Такие личности, как Эдгар Кейси и Нострадамус, а также некоторые считают, что Жанна д’Арк обладали даром ясновидения.

Mediumship

Среды представляют собой другой тип способностей ESP, чем те, которые обладают ясновидением или предвидением. И хотя медиумы могут быть экстрасенсами, экстрасенсы не всегда медиумы.

Медиумы — это те, кто разговаривает с духами ушедших.Они используют транс, добровольную одержимость, сеансы или способности «ясновидения», чтобы общаться с энергией тех, кто перешел из жизни в потустороннее.

Как и все экстрасенсорные способности, каждый носитель работает немного по-своему. Они по-своему настраивают свои паранормальные таланты. Некоторые медиумы могут общаться только со своими духовными наставниками, в то время как другие могут общаться с чьей-либо духовной энергией. Некоторые таланты могут построить мост между обоими.

Медиумы были значительными фигурами в нашем прошлом, давая советы королям и утешая тех, кто остался позади.

Психометрия

Психометрия происходит от двух греческих слов. Один означает дух или душу, а другой означает меру. Это также называется психоскопией или чтением токен-объекта.

Люди, обладающие талантом к психометрии, могут читать знания или историю объектов по энергетическим вибрациям, хранящимся в этих объектах. Чтение токен-объекта также является формой гадания или гадания. Лучше всего это работает с металлами, но эти вибрации — наши вибрации — сохраняются во всем, к чему мы прикасаемся.

При чтении предмета экстрасенс держит его в руке или прижимает ко лбу. Эмоции, особенно сильные эмоции, оставляют после себя самые ощутимые записи. Некоторые люди могут даже воспринимать владельца объекта, переживать последовательности своей жизни и постигать личность этого человека.

Предвидение

Те, кто обладает предвидением, могут предугадывать события и переживания о местах или людях, которые еще не произошли. Это также известно как предвидение, видение будущего, видение будущего и предвидение.

Слово «предвидение» происходит от латинского «пр», или «пре» и «когнито», что означает «обретать знания».

Проще говоря, предвидение — это шестое чувство, позволяющее заглядывать в будущее.

Эти экстрасенсорные видения могут происходить во сне или в часы бодрствования и часто связаны с талантами «ясновидения». В то время как некоторые экстрасенсы могут вызвать предвидение, многие испытывают это предвидение, читая или практикуя свои сверхспособности.

Жозефина и Луиза Рейн интенсивно изучали предвидение в Университете Дьюка.

Удаленный просмотр

Экстрасенсы с талантами удаленного просмотра могут уловить точные детали о человеке, месте или событии, которые не являются локальными для них. Удаленный просмотр также известен как аномальное познание или второе зрение.

Агентства, в том числе правительство США, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и местные полицейские органы, воспользовались талантами удаленных наблюдателей, чтобы помочь найти пропавших без вести, раскрыть преступления или получить информацию о событиях.

Дистанционные зрители переносят свое сознание в далекую местность и описывают детали своей цели.Некоторые люди используют свои «ясновидящие» таланты или телепатию, чтобы помочь своим взглядам.

Ретро-познание

Ретро-познание — это способность заглядывать в прошлое. Ретро-познание, которое часто связано с чувством дежавю, противоположно предвидению.

В переводе с латыни ретро-познание означает «обратное знание». Этот талант дает экстрасенсорное знание прошлых событий. Иногда экстрасенс собирает информацию о прошлом человека, а иногда его знания относятся к далеким историям.

Экстрасенсы часто выражают свои прошлые видения через искусство, такое как письмо, рисунок или живопись. Сны часто являются средством ретрокогнитивных наблюдений.

Телепатия

Телепатия — это способность читать мысли людей или общаться с другими без слов.

Вы, наверное, знакомы с феноменом, когда вы говорите одно и то же одновременно с кем-то другим. Или думать о ком-то, и в этот момент ему звонит. Это примеры действующей телепатии.

Телепатия может улавливать мысли, эмоции и физические потребности или желания. Это может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Карты Зенера, о которых мы упоминали ранее, были инструментами, используемыми для тестирования телепатии.

Телекинез

Способность перемещать удаленные объекты нефизическими средствами называется телекинезом. Иногда вместо него используется слово психокинез, хотя есть небольшая разница в их определениях.

Телекинез происходит от греческого слова, означающего «удаленное движение».(Психокинез также по-гречески означает «движение души».)

Впервые изобретенный российским исследователем психики Александром Аксаковым телекинез был частью исследований экстрасенсорного восприятия на Рейне в Университете Дьюка.

Телекинез может работать на макро- или микроуровне. Он включает такие явления, как левитация, психическое исцеление и способность гнуть металл, среди других способностей. Если вам нужна дополнительная информация, мы составили руководство по телекинезу.

Алисса Монро — самопровозглашенная «наркоманка-экстрасенс» с более чем 10-летним опытом работы в мире экстрасенсов, Таро и духовности.Ее цель — помочь людям обрести счастье через духовное просвещение и самопознание.

.

Пространство и время

Понятие пространства и времени.
Все материальные тела имеют определенную протяженность: длину, ширину,
рост. Они по-разному расположены по отношению друг к другу.
и составляют часть той или иной системы. Пространство — это форма
согласования сосуществующих объектов и состояний материи. Это
состоит в том, что объекты добавляются к одному
другой (рядом, рядом, внизу, вверху, внутри, сзади, в
спереди и др.) и имеют определенные количественные отношения.В
порядок сосуществования этих объектов и форм их состояний
структура пространства.

Материальные явления характеризуются своей продолжительностью, длительностью
последовательность этапов их движения, их
развитие. Процессы могут происходить одновременно,
или предшествуют или следуют друг за другом. Таков, например,
взаимосвязь дня и ночи. Измерение времени может
измеряться только с помощью определенных стандартов (в
секунд. минуты, часы, дни, годы, столетия и т. д.), который
то есть движения, которые принимаются как равные. В
восприятие времени также позволяет оценить последовательность и
продолжительность событий. В зависимости от наших субъективных ощущений
например, веселье или горе, удовольствие или скука, время кажется
либо короткие, либо длинные. Время — это форма согласования
объекты и состояния материи в их последовательности. Это состоит
в том, что каждое состояние является последовательным звеном в
процесс и имеет определенные количественные отношения с другими
состояния. Порядок преемственности этих объектов и состояний
образует структуру времени.

Пространство и время — универсальные формы существования материи,
согласование объектов. Универсальность этих форм
заключается в том, что они являются формами существования всех
объекты и процессы, которые когда-либо существовали или будут существовать в
бесконечная вселенная. Не только события внешнего
мир, но все чувства и мысли происходят в космосе
и время. В материальном мире все имеет протяженность и
продолжительность. У пространства и времени есть свои особенности. Космос имеет
три измерения: длина, ширина и высота, но время
только один — из прошлого через настоящее в
будущее.Это неизбежно, неповторимо и необратимо.

Правильное понимание сущности пространства и времени — это
тесно связан с научной картиной
Мир. Все дифференцировано, разбито на
относительно устойчивые образования экстрагированного материала. В
процессы, происходящие в них и обусловливающие их сохранение
(воспроизводство) и одновременно их преобразование, являются
также дифференцированы: они представляют собой последовательное изменение
состояния объекта.

Пространство и время существуют объективно.Хотя мы можем почувствовать, как
время неумолимо уносит нас, мы можем
ни останавливать, ни продлевать его. Мы не можем восстановить ни одного момента
существования. Течение времени находится вне нашего контроля. Мы
в нем беспомощен, как щепка в реке.

Диалектика исходит из признания единства
движение, пространство, время и материя, что выражается в
принцип, что различные формы структурной организации
материя и уровни этой организации охарактеризованы
их специфическим движением, пространством и временем.Таким образом, пространственный
организация кристалла отличается от цветущего
Роза. Наступает время исторических событий, переживается
их участников и хранится в памяти человечества
и это время отличается от чисто физического времени
о, скажем, движении небесных тел. Тем не мение,
метафизическая мысль отделяет материю от движения, и оба
их из пространства и времени. Ньютон, например, предположил, что
пространство было пустым контейнером вещей, что это было
бестелесный, абсолютно проницаемый, ни на что не влиял
и никогда не подвергался никакому влиянию.

Универсальное пространство считалось заполненным абсолютно
неподвижный эфир, и считалось, что движущиеся тела сталкиваются с
«эфирный ветер», как ветер, сопротивляющийся бегу
человек. Космос якобы был неизменным и неподвижным, его
атрибуты ни от чего не зависели, даже от времени; и они не
зависят от материальных тел или их движения. Можно было удалить
все тела из космоса и космоса по-прежнему будут существовать и сохранять
его атрибуты. Ньютон придерживался тех же взглядов на время.
Он
считал, что время течет одинаково на протяжении всего
вселенная и этот поток ни от чего не зависели; время было
поэтому абсолютный.Как река, она текла сама по себе
согласие, не обращая внимания на существование материальных процессов.

Идея абсолютного пространства и времени соответствовала
физическая картина мира, а именно система взглядов на
материя как набор атомов, отделенных друг от друга, обладающих
неизменный объем и инерция (масса), и влияя на каждый
другое мгновенно либо на расстоянии, либо через
контакт. Пересмотр физической картины мира изменился
взгляд на пространство и время. Открытие
электромагнитное поле и осознание того, что поле не может
быть приведенным к состоянию механической среды, обнаружил
недостатки классической картины мира.Оказалось
этот вопрос не может быть представлен как набор отдельных,
строго диссоциированные элементы. Частицы материи
действительно связаны друг с другом в целостных системах
поля, действие которых передается с конечной скоростью, т.е.
равны для любой замкнутой системы (скорость света в вакууме).

Ранее считалось, что если вся материя исчезнет из
Вселенная, пространство и время останутся. Теория
теория относительности, однако, утверждает, что с исчезновением
материя, пространство и время тоже исчезнут.

Подводя итог, все в мире пространственно и
временный. Пространство и время абсолютны. Но поскольку это
формы материи в движении, им небезразличны их
содержание. При движении объект не оставляет пустой формы
за ним пространство не квартира, которую можно сдать в
такой арендатор как материя, и время не может сравниться с некоторыми
монстр, который грызет вещи и оставляет на себе следы зубов
их. Пространство и время обусловлены материей как формой
обусловлено его содержанием, и каждый уровень движения
материи обладает своей пространственно-временной структурой.Таким образом живя
клетки и организмы, геометрия которых становится более сложной
и ритм времени меняется, обладают особым пространством-временем
свойства. Это биологическое время. Есть также исторический
время, единицей которого может быть замена одного поколения на
другой, что соответствует веку. В зависимости от наших
практические потребности, историческое время исчисляется веками и
тысячелетия. Ориентир может быть определен
культурно-исторические события или даже легенды.

Конечное и бесконечное.
Чье воображение не было возбуждено таинственным чувством
необъятности вселенной? Какой мужчина взглянул на
темное небо, сверкающее мириадами звезд, не было
трепет перед очарованием космоса? Чье сердце не было
тронуты величественным великолепием ночных небес?

В нашей повседневной жизни, в отношениях со всем, что нас окружает,
мы сталкиваемся с конечными объектами, процессами. Конечные средства
то, что имеет конец, что ограничено в пространстве. В
в повседневной практике мы можем понимать под бесконечностью что-нибудь очень большое или
очень маленький, в зависимости от обстоятельств.Например, один
миллиард, возведенный в степень сотни, на практике
бесконечное количество. Наш опыт слишком ограничен, чтобы мы могли
в состоянии определить бесконечность. Ученые любят шутить, что они
начинают понимать бесконечность, только когда думают о человеческих
глупость. Копье можно бросить из определенной точки в пространстве и
с места приземления можно повторить бросок. И
можно продолжать делать это снова и снова, никогда не достигая
граница. Как бы далеко от нас ни была звезда, мы можем
все еще идти дальше этой звезды.Вселенная никогда не бывает
«Заколоченный». Бесконечность не может быть пройдена до ее
конец. Такая бесконечность была бы «ложной» бесконечностью. Правда
бесконечность означает постоянный выход за пределы
конечно. Вселенная не дана в каком-либо нарезанном виде,
он постоянно воспроизводится; это реальность
постоянно воссоздается. Бесконечное проявляется в
конечное и через конечное. Через конечное мы приходим к
понимание, знание бесконечного. Конечное — это
постоянно появляющийся и исчезающий момент бесконечного
процесс изменения.Изменение в целом связано с
выход объекта за пределы его пространственного, временного, количественного и
качественные ограничения. Сам факт взаимодействия вещей
постоянно выходит за пределы конечного, индивидуального
существование. В этом постоянном «выходе за пределы себя» в
во внешнем бытии заключается бесконечная природа конечного. Объект
имеет бесчисленные отношения с другими объектами. Тем самым это
приобретает бесконечное количество свойств. И в этом смысле
бесконечность предполагает качественное разнообразие, реализуемое в пространстве и
время.

Мы продвинулись от масштабов Земли к просторам
космоса, времени, у которого нет ни начала, ни конца. это
это обширная бесконечность. Мы сами как будто стоим
на полпути между бесконечными просторами Вселенной с ее
миры, которые нам известны или неизвестны, а также
бесконечные глубины мира мельчайших частиц
материя, которая является интенсивной бесконечностью. Мы стык, как
это были дороги, ведущие в бесконечно большие и
бесконечно малое.Мы просто пылинки по сравнению
со звездами и в то же время мы гиганты по сравнению с
крошечные микроорганизмы, которые кишат в каждой капле воды.

Мысль проникла из регионов, которые можно описать только в терминах.
миллионов световых лет в регионы, которые могут быть измерены в
триллионные доли сантиметра! И там мы тоже находим
свойства конечного и бесконечного. Таким образом, многие
физики предполагают существование некоего базового
длина — пространственный квант. Говорят, это было бы как
бессмысленно рассматривать любую меньшую длину, так как было бы
рассмотрим, например, количество золота менее одного атома,
потому что такое количество даже не составляло бы данное
химический элемент.Итак, ученые предполагают существование
«атомы» пространства. Отсюда следует признание
минимальное время, за пределами которого понятие фазы, что
так сказать, изменение состояния во времени теряет всякий смысл.

При попытке опровергнуть теорию бесконечности
Вселенную следует искать в концепции «расширяющегося»
Вселенная. Джеймс Джинс, например, полагал, что не только
количество материи во Вселенной уменьшается, но также
что все, что оставалось, постоянно уходило в
космос с колоссальной и угрожающе возрастающей скоростью.И все еще
для таких выводов нет веских оснований. В
метагалактики, в которой мы наблюдаем это центробежное движение
галактики, несмотря на их огромные размеры, как нам кажется,
всего лишь крошечная частица в бесконечной Вселенной, поэтому она не может
можно предположить, что вся Вселенная «расширяется».

Подводя итог, все объекты и процессы в мире
конечно. Но совокупность конечных вещей и процессов
бесконечный. Вселенная не имеет начала, не имеет конца и
неиссякаемый. За пределами самых далеких звездных систем, которые
современная наука и техника позволили нам наблюдать
есть еще другие гигантские небесные тела.И так далее до объявления
бесконечность. Нет пределов, за которыми могло бы быть
то, что не может быть охвачено концепцией объективного
реальность и нет ничего выше и вне ее. Задача
реальность во всем. Это все. Концепция чего-либо
предел имеет значение только применительно к конечному. Ни наши
ограниченное расстояние воображение и космонавты будущего не могут
когда-либо сталкиваться
какое-то сверхъестественное препятствие, такое как небытие. Они будут
никогда не сталкивайтесь с чем-то отличным от материи.Не важно
сколько времени проходит до какого-то события, время будет идти
после этого. Независимо от того, как давно произошло то или иное событие,
ему предшествовало бесчисленное множество других событий. Цепочка событий
никогда не ломался. Его ссылки бесчисленны. в
Вселенная в целом не имеет начальной или кульминационной точки;
Вселенная одинаково открыта с обоих концов. Если бы время было
конечно, мир должен был иметь начало. Сознавать
начало существования мира во времени было бы
признать творение и, следовательно, создателя.

Концепция начала имеет смысл, когда применяется не к
Вселенная в целом, но только для отдельных, конкретных вещей и
процессов, то есть до конечного. Мы не можем установить никаких ограничений
Вселенной в целом. Это категорически запрещает нам делать
так. Он нестареющий. Это бесконечно стар и вечно
молодой. Кто-то однажды остроумно заметил, что не может представить
Вселенная прожила свою жизнь и, к сожалению, прозябала в
остаток вечности.

.

Форма | философия | Британника

Философские концепции

Слово от использовалось разными способами на протяжении всей истории философии и эстетики. Ранее он был применен к термину Платона eidos , с помощью которого он определил постоянную реальность, которая делает вещь тем, чем она является, в отличие от конкретных деталей, которые конечны и подвержены изменениям. Платоническая концепция формы сама была получена из пифагорейской теории, согласно которой понятные структуры (которые Пифагор называл числами), а не материальные элементы, придают объектам их отличительные черты.Платон развил эту теорию до концепции «вечной формы», под которой он имел в виду неизменную сущность, в которой могут «участвовать» только материальные или чувственные вещи. Платон считал, что вечные формы, хотя они и неосязаемы, имеют более высокую реальность, чем материальные объекты.

Для практических целей Аристотель был первым, кто различал материю ( hypokeimenon или hyle ) и форму ( eidos или morphe ). Он отверг абстрактное платоновское понятие формы и утверждал, что каждый чувственный объект состоит как из материи, так и из формы, ни один из которых не может существовать без другого.Для Аристотеля материя была недифференцированным первичным элементом; это то, из чего развиваются вещи, а не вещь сама по себе. Развитие отдельных вещей из этой зародышевой материи состоит в дифференциации, в приобретении определенных форм, из которых состоит познаваемая вселенная. Материя — это потенциальный фактор, актуализирующий фактор. (Аристотель далее постулировал существование первичного двигателя или неподвижного двигателя, то есть чистой формы, отдельной от материи, вечной и неизменной.)

Бюст Аристотеля. © Argus / Fotolia

Таким образом, согласно Аристотелю, материя вещи будет состоять из тех ее элементов, которые, когда вещь возникла, можно было сказать, что они стали ею; а форма — это расположение или организация этих элементов, в результате чего они стали тем, что у них есть. Таким образом, кирпичи и строительный раствор — это материал, который в одной форме становится домом, а в другой — стеной. В сущности, они потенциально все, чем они могут стать; это форма, которая определяет, кем они становятся на самом деле.Здесь «материя» — термин относительный, поскольку кирпич на свае, потенциально являясь частью дома, на самом деле уже является кирпичом; то есть он сам по себе представляет собой соединение формы и материи, причем глина является материей для кирпича, как кирпич для дома или для стены. Материя — это то, что потенциально является данным объектом, но фактически становится этим объектом только тогда, когда ему придается правильная форма.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Представление Аристотеля формы в сочетании с его телеологической точкой зрения дает заключение о том, что формальное развитие имеет направление и может иметь цель, и что некоторые вещи более информированы, чем другие.Кирпичи более информативны, чем глина, а дом более информативен, чем кирпич.

Аристотелевская концепция формы была уникальным образом адаптирована к христианству Фомой Аквинским, чьи работы отмечают высшую точку средневековой схоластической традиции. Фома Аквинский далее определил понятие формы, включив в него «случайную форму», качество вещи, не определяемое ее сущностью; «Чувственная форма», тот элемент формы, который можно отличить от материи чувственным восприятием; и другие подобные различия.Другие схоластические философы, включая Джона Дунса Скота и Вильгельма Оккама, работали с аристотелевской концепцией формы, но ни один из них не оказал такого большого влияния, как Аквинский.

Для немецкого философа 18 века Иммануила Канта форма была свойством разума; он считал, что форма получена из опыта или, другими словами, что она налагается человеком на материальный объект. В своей книге Kritik der reinen Vernunft (1781, 1787; Critique of Pure Reason ) Кант определил пространство и время как две формы чувствительности, рассуждая о том, что, хотя люди не воспринимают пространство и время как таковые, они ничего не могут испытать. кроме пространства и времени.Кант далее разграничил 12 основных категорий, которые действуют как структурные элементы человеческого понимания.

Литературно-художественные концепции

Понятие формы также необходимо для практики и критики ряда других дисциплин, помимо философии. В литературе, например, термин может относиться к схеме, структуре или жанру, которые писатель выбирает для представления своей темы — например, роман, рассказ, максим, хайку, сонет и т. Д .; он может также относиться к внутренней структуре произведения, и, в значительной степени, критический успех произведения зависит от того, насколько художник способен интегрировать содержание и внутреннюю структуру в рамках своей внешней формы.В критике графического искусства термин или относится к эффекту, достигаемому за счет черчения или массы, в отличие от эффекта, достигаемого такими элементами, как цвет или текстура. В скульптуре и других пластических искусствах форма (или форма) одновременно осязаема и видима и, таким образом, является главным элементом организации.

.

ЛЕКЦИЯ 6: ГЛАГОЛ.

1.Общие характеристики

Грамматически глагол — самая сложная часть речи. Прежде всего, он выполняет центральную роль в реализации предикации — связи между ситуацией в высказывании и действительностью. Вот почему глагол имеет первостепенное информативное значение в высказывании. К тому же у глагола довольно много грамматических категорий. Кроме того, внутри класса глагола могут быть обнаружены различные подклассы, основанные на различных принципах классификации.

Семантические признаков глагола. Глагол обладает грамматическим значением вербиальности — способностью обозначать развивающийся во времени процесс. Это значение присуще не только глаголам, обозначающим процессы, но и тем, которые обозначают состояния, формы существования, оценки и т. Д.

Морфологические особенности глагола. Глагол имеет следующие грамматические категории: время, вид, голос, настроение, лицо, число, конечность и фаза.Общие категории конечных и не конечных форм — это голос, аспект, фаза и конечность. Грамматические категории английского глагола находят свое выражение в синтетических и аналитических формах. Формирующими элементами, выражающими эти категории, являются грамматических аффиксов, внутреннее сгибание и функциональных слов. Некоторые категории имеют только синтетические формы ( человек, число), другие — только аналитические (голос). Есть также категории, выраженные как синтетическими, так и аналитическими формами (настроение, время, аспект).

Синтаксические функции . Самая универсальная синтаксическая особенность глаголов — их способность изменяться наречиями. Второй важный синтаксический критерий — способность глагола выполнять синтаксическую функцию сказуемого. Однако этот критерий не является абсолютным, потому что только конечные формы могут выполнять эту функцию, в то время как нефинитные формы могут использоваться в любой функции, кроме предиката. И наконец, любой глагол в форме инфинитива можно сочетать с модальным глаголом.

2. Классификация английских глаголов

По разным принципам классификации классификации могут быть морфологическими, лексико-морфологическими, синтаксическими и функциональными.

A. Морфологическая классификация ..
I. По типам основы все глаголы делятся на: простые ( to go), звукозамещающие (food to feed , кровь на кровотечение), стресс-репликация (импорт импорт, транспортировка транспорт, расширенный (с помощью суффиксов и префиксов): культивировать, оправдать, преодолеть, составное (соответствует составным существительным): шантажировать), фразовое : покурить, улыбнуться (у них всегда есть обычный глагол в качестве эквивалента).2. По способу образования прошедшего времени и глагола причастия II могут быть обычных и неправильных .

B. Лексико-морфологическая классификация основана на неявных грамматических значениях глагола. По неявному грамматическому значению транзитивности / непереходности глаголы делятся на переходных, и непереходных. Согласно имплицитному грамматическому значению статичности / нестативности глаголы делятся на статическое и динамическое .По имплицитному грамматическому значению терминативности / неотменяемости глаголы делятся на терминатив и длительность. Эта классификация тесно связана с категориями аспекта и фазы.

C. Синтаксическая классификация . По характеру сказуемости (первичному и вторичному) все глаголы делятся на конечных и нефинитных. По синтагматическим свойствам (валентности) глаголы могут иметь обязательных и необязательных валентностей, и, таким образом, они могут иметь некоторую направленность или быть лишенными какой-либо направленности.Таким образом, глаголы делятся на глаголы , направленные, (, чтобы видеть, принимать и т. Д. ) и , не направленные, действия (, чтобы прибыть, моросить и т.д., .):

Синтагматическая классификация английских глаголов (по проф. Г. Почепцову)

D. Функциональная классификация . По функциональному значению глаголы могут быть условными (с полным лексическим значением), полусмысленными (модальные глаголы, глаголы-связки), вспомогательными .

3. Категория голоса

Форма глагола может показать, является ли агент, выраженный субъектом, исполнителем действия или получателем действия (Джон разбил вазу ваза была разбита). Объективные отношения между действием и субъектом или объектом действия находят свое выражение в языке как грамматической категории голоса. Следовательно, категория голоса отражает объективные отношения между самим действием и субъектом или объектом действия:

Категория голоса реализуется через противопоставление Активный голос :: Пассивный голос.Реализация голосовой категории ограничена из-за неявного грамматического значения транзитивности / непереходности. В соответствии с этим значением все английские глаголы должны делиться на переходные и непереходные. Однако классификация оказывается более сложной и включает 6 групп:

1. Глаголы используются только переходно: отмечать, повышать;

2. Глаголы с основным переходным значением: видеть, делать, строить;

3.Глаголы непереходного значения и вторичного переходного значения. Многие непереходные глаголы могут иметь вторичное переходное значение: Они смеялись надо мной, соглашаясь; Он вытанцевал девушку из комнаты;

4. Глаголы двойного характера, ни одно из значений не является ведущим, глаголы могут употребляться как переходно, так и непереходно: ехать домой ехать на машине;

5. Глаголы, которые никогда не используются в пассивном залоге: казаться, становиться;

6.Глаголы, реализующие свое пассивное значение только в особых контекстах: жить, спать, сидеть, ходить, прыгать.

Некоторые ученые допускают существование среднего, рефлексивного и реципрокного голосов. Средний голос » — глаголы преимущественно переходные могут иметь непереходное среднее значение: Это многое добавляет; Дверь открылась; Книга продается легко; Платье хорошо стирается. « Рефлексивный голос »: Он оделся; промытый субъект одновременно является и агентом, и получателем действия.В этом случае всегда можно использовать возвратное местоимение: Он умылся. «Ответный голос: Они встретились; Они поцеловались здесь всегда можно использовать взаимное местоимение: Они поцеловались друг друга.
Однако мы не можем говорить о разных голосах, потому что все эти значения не выражены морфологически.

4. Категория времени

Категория времени — это словесная категория, отражающая объективную категорию времени.Существенная характеристика категории времени состоит в том, что она связывает время действия, события или положения дел, упомянутых в предложении, со временем произнесения (время высказывания — «сейчас» или настоящий момент). Напряженная категория реализуется через противопоставления. Бинарный принцип противопоставлений остается основным в соотношении форм, представляющих грамматическую категорию времени. Настоящий момент — это основной временной план речевых действий.Следовательно, временная дихотомия может быть проиллюстрирована следующим графическим представлением (стрелки показывают бинарную оппозицию):

Вообще говоря, главное различие в напряжении в английском языке, несомненно, — это то, что традиционно описывается как противопоставление прошлого и настоящего. Но лучше всего это рассматривать как противопоставление прошлого и не прошлого. Довольно много ученых не признают существование будущих времен, потому что то, что в английском языке называется «будущим», реализуется с помощью вспомогательных глаголов will и Should. Хотя неоспоримо, что будет и будет встречаться во многих предложениях, относящихся к будущему, они также встречаются в предложениях, которые этого не делают. И они не обязательно встречаются в предложениях с привязкой к будущему времени. Вот почему будущее время часто рассматривается как частично модальное.

5. Категория аспекта

Категория аспекта — это лингвистическое представление объективной категории способа действия. Он реализуется через противопоставление Continuous :: Non-Continuous (Прогрессивный :: Непрогрессивный).Осознание категории аспекта тесно связано с лексическим значением глаголов.

В английском языке есть некоторые глаголы, которые обычно не имеют прогрессивной формы, даже в тех контекстах, в которых большинство глаголов обязательно принимает прогрессивную форму. Среди так называемых непрогрессивных глаголов думать, понимать, знать, ненавидеть, любить, видеть, пробовать, чувствовать, обладать, владеть, и т. Д. Наиболее поразительной их общей чертой является то, что они являются статическими. — они относятся к положению дел, а не к действию, событию или процессу.Однако следует заметить, что все непрогрессивные глаголы принимают прогрессивный аспект при определенных обстоятельствах. В результате внутреннего транспонирования глаголы непрогрессивного характера могут быть найдены в непрерывной форме: Теперь я вас знаю. Вообще говоря, Continuous форма имеет как минимум две семантические особенности — продолжительность (действие всегда выполняется) и определенность (действие всегда ограничено определенной точкой или периодом времени).Другими словами, цель непрерывной формы — служить рамкой, делающей процесс действия более конкретным и изолированным.

:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.