Википедия самосознание: Самосознание — Википедия

Содержание

Самосознание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

Ссылки

Самосознание — Википедия. Что такое Самосознание

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

Ссылки

Самосознание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

Ссылки

Самосознание — Википедия. Что такое Самосознание

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

Ссылки

Моральное самосознание — Википедия

Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки.

Феномены морального самосознания могут быть обнаружены и отличены других форм духовной культуры, путём указания на известные моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости и др.[1]

Структура морального самосознания

В структуре морального самосознания выделяют три компонента[2]

  1. Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств.
  2. Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений.
  3. Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение.

Исследования[3], направленные на изучение морального сознания граждан современной России, Китая, США, показали, что моральное самосознание многомерно, характеризуется сложной структурой и отдельные категории морального сознания могут быть детерминированы разными психологическими и социальными факторами (культура, пол, возраст и т. д.).

  • В моральном самосознании сосуществуют и психологически совместимы морально-ценностные принципы и феномен аморализма;
  • Феномен аморализма является системообразующим признаком в моральном сознании. Дескрипторы аморализма в гораздо большей степени дифференцируют индивидов, чем моральные ценности и принципы;
  • Способы решения моральных дилемм прямо не связаны с моральными ценностями: разные типы морального сознания могут прийти к одному решению на основании совершенно разных моральных ценностей и принципов.
  • Моральные ценности, аморализм, способ решения моральных дилемм, тактичность, цели жизни автономны, это разные сферы морального самосознания, каждая из которых имеет собственные измерения.

Основные подходы к изучению морального самосознания

Подходы в российской психологии

В российской психологии моральное развитие ребёнка понимается как процесс усвоения им моральных социальных норм, эталонов, способов и образцов поведения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) Усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм осуществляется ребёнком в деятельности через переживание, осознание и сознательное принятие.

Некоторые авторы выделяют общественную и индивидуальную формы морального сознания. Общественная форма представляет собой систему исторически сформировавшихся и признанных в обществе представлений о должном, отражающее общественное бытие сквозь призму «добра и зла», которая воплощает моральные нормы, принципы, идеалы данного общества и регулирует поведение людей. Индивидуальная форма является интегральным личностным образованием, которое регулирует поведение человека на основе принятых и усвоенных им моральных норм, основанных на ценностях «добра и зла». Индивидуальное моральное сознание проявляется в способности к моральной рефлексии и способствует свободному и ответственному выбору поступка.[4]

В исследовании отечественного психолога Б. С. Братуся моральное самосознание рассматривается как совокупность смысловых личностных образований. Общие смысловые образования личности непосредственно определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам его жизни: к миру в целом, к людям, к себе. Ценности личности определяются как осознанные и принятые человеком общие смыслы жизни. Вся совокупность смысловых образований личности формирует нравственную позицию и выполняет познавательно-рациональную, эмоционально-оценочную и регулятивную функции, мотивирует нравственную деятельность человека.[5]

Моральное самосознание также рассматривается как индивидуально-психологическое образование, которое лежит в основе морально-нравственной саморегуляции человеком своего поведения.[6]

Психоаналитический подход

В этом подходе моральное развитие связывалось с формированием структуры «Сверх-Я», в которую входят моральные нормы, принципы и ценности, которые были интроецированы в процессе социализации ребенка. Считалось, что нормативное поведение регулируется моральной ответственностью и совестью, которые сформировываются из тревоги, чувства вины после становления и преодоления Эдипова комплекса в системе объектных отношений. Характер моральной ориентаций личности определялся отношением к другому и эмоциональными процессами ребенка.[7]

Концепция когнитивного конструктивизма морального самосознания

Эта концепция была разработана Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Здесь внимание уделяется моральным суждением и моральному мышлению, как критериям развития морального самосознания. Пиаже считал, что моральное самосознание состоит из запретов, которое определяют что «хорошо», а что «плохо» и моральное развитие связано с изменением отношения к этим понятиям. Пиаже выделил две стадии и этом процессе: мораль принуждения и мораль кооперации. Мораль принуждения характеризуется эгоцентризмом ребенка, его неспособностью посмотреть на ситуацию с позиции другого, оценить его мотивы поведения и желания. В этом возрасте суждения ребенка сильно зависят от взрослого, поэтому в моральной сфере содержаться запреты, услышанные от взрослых. На стадии морали кооперации ребенок уже сам способен встать на место другого, тем самым постепенно изменить своё отношение к запретам. На этой стадии ребенок понимает, что запреты являются относительными, и придерживается их не из-за требования авторитетного лица, а потому что сам считает их необходимыми.

Для того чтобы произошел переход от одной стадии к другой необходимо три важных условия:

  • повышение уровня интеллектуального развития;
  • освобождение от подчинения авторитетному лицу;
  • общение со сверстниками.

Л.Кольберг, основываясь на концепции Ж. Пиаже полагал, что в состав морального самосознания входят нормы справедливости.[8]

Он выделил три основные уровня развития морального самосознания: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Все эти уровни имеют две стадии. На преконвенциональном уровне выделяют стадию гетерономной морали, где соблюдение норм подчиняется власти авторитетного лица из-за желания избежать наказания. Вторая стадия — это стадия инструментального индивидуализма и равного обмена. На этой стадии справедливость рассматривается как система взаимовыгодного обмена благами.[7] Конвенциональный уровень характеризуется пониманием того, что необходимо выполнять ряд определенных правил для того чтобы сохранить целостность общества. На этой стадии происходит ориентация на социальный закон, правило которого должны выполняться полностью, за исключением некоторых неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными нормами. Постконвенциональный уровень самый высокий уровень развития морального самосознания. На этом уровне человек руководствуется безличными моральными нормами. Человек сам для себя выбирает единственную систему моральных норм и правил, а затем следует ей. Некоторые последователи Колберта предполагают, что моральное развитие состоит из сменяющих друг друга когнитивных схем.[8]

Когнитивный подход предлагает рассматривать моральное развитие по четырем критериям: 1) качественно различные стадии мышления; 2) инвариантный порядок, на темп развития которого влияет культурный фактор, но не может изменить последовательность стадий; 3) целостная структура стадии; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы, чем низшие.[7] Данная концепция широко применяется несмотря на критику и по-прежнему остается главной теоретической основой для разработки программ морального воспитания и образования.[7]

Эмпатический подход К. Гиллиган

Этот подход является альтернативой нормативному когнитивному подходу. В этом подходе основным принципом является принцип заботы, то есть эмпатическая ориентация на чувства других и их нужды. Эти принципы вытекают из устойчивых типов моральной ориентации, которые обусловлены социальными установками человека. Таких типов выделяют два: 1)нормативный; 2)эмпатийный. Типы моральной ориентации связаны с гендерными различиями. Нормативный больше характерен для мужчин, эмпатийный — для женщин. В этом подходе был разработан оригинальный метод заключающийся в том, чтобы испытуемый сам сформулировал моральные дилеммы из своей жизни и проанализировал их. Однако эта концепция о том, что моральное развитие происходит с ориентацией на гендерные различия, подтвердилась лишь частично.[7]

Концепция просоциального поведения Н. Айзенберг

В этой концепции основное внимание уделено развитию альтруизма, которое определяется как добровольное, целенаправленное поведение в пользу другого человека, не мотивированное наградой или наказанием. В этом поведении принято считать главными такие эмоции как эмпатия, симпатия или дисстрес. Было замечено, что с увеличением возраста и в ходе преодоления эгоцентризма связь эмпатии и альтруистического поведения становится ярче выражена. Также на просоциальное поведение человека влияют просоциальные аффекты, а именно гордость, стыд и чувство вины. В концепции Н. Айзенберга альтруистическое поведение включает в себя три вида атрибуций:

  • положительное восприятие себя и других людей;
  • осознание своих альтруистических мотивов;
  • объективная оценка потребностей другого человека и объективной необходимой помощи ему.

Таким образом, альтруистическое поведение выступает как последовательность социально-когнитивных операций: учет точки зрения другого, формирование мотивации альтруистического поведения, эмпатия, оценка собственных компетенций в оказании помощи.[7]

Теория доменов социальных норм Э. Туриэля

Эта теория направлена на изучение иерархии и состав самих моральных правил и норм, лежащие в основе морального поступка. Э. Туриэль выделяет три главных домена различающихся по генезису, важности, значению и уровню обобщения. 1) Моральные нормы являются высшим уровнем регуляции поведения. Они основаны на заботе о других и принципе справедливости. 2) Конвенциональные нормы регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы специфичны для общества и для отдельных индивидуальных групп. 3) Персональные нормы, эти нормы устанавливает для себя сам человек, они определяют его индивидуальное поведение, взаимодействие с другими людьми. С возрастом моральное развитие проходит от выработки персональных норм к выделения и усвоению конвенциональных, а затем и моральных норм.[7]

Четырехкомпонентная теория морального развития личности Дж. Реста

В этой теории структура морального поведения включает четыре составляющие:

  • моральная чувствительность;
  • моральная мотивация;
  • моральное мышление и моральные суждения;
  • моральный характер.

Все эти компоненты влияют на то на сколько адекватно воспринимается моральная дилемма. Дж. Рест говорит о том, что принятие решения варьируется в зависимости от конкретного домена. Моральное развитие человека проявляется в том, как он при решении различных моральных дилемм пользуется разными моральными принципами.[7]

Примечания

  1. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — Москва: Наука, 1977.
  2. Ольшевская Э. Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педегогический вестник : журнал. — 2009. — № 3. — С. 148-151.
  3. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности // Психологический институт РАН : диссертация. — 2005. — С. 496.
  4. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности // Новосибирский государственный педагогический университет : Автореферат диссертации. — 1999.
  5. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — Москва: Знание, 1985.
  6. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. — Психология формирования и развития личности. — Москва: Наука, 1981.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молчанов С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. — 2011. — № 2. — С. с. 59-72..
  8. 1 2 Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Институт психологии РАН. — 2010. — С. с.52- 66.

Моральное самосознание — Википедия Переиздание // WIKI 2

Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки.

Феномены морального самосознания могут быть обнаружены и отличены других форм духовной культуры, путём указания на известные моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости и др.[1]

Структура морального самосознания

В структуре морального самосознания выделяют три компонента[2]

  1. Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств.
  2. Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений.
  3. Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение.

Исследования[3], направленные на изучение морального сознания граждан современной России, Китая, США, показали, что моральное самосознание многомерно, характеризуется сложной структурой и отдельные категории морального сознания могут быть детерминированы разными психологическими и социальными факторами (культура, пол, возраст и т. д.).

  • В моральном самосознании сосуществуют и психологически совместимы морально-ценностные принципы и феномен аморализма;
  • Феномен аморализма является системообразующим признаком в моральном сознании. Дескрипторы аморализма в гораздо большей степени дифференцируют индивидов, чем моральные ценности и принципы;
  • Способы решения моральных дилемм прямо не связаны с моральными ценностями: разные типы морального сознания могут прийти к одному решению на основании совершенно разных моральных ценностей и принципов.
  • Моральные ценности, аморализм, способ решения моральных дилемм, тактичность, цели жизни автономны, это разные сферы морального самосознания, каждая из которых имеет собственные измерения.

Основные подходы к изучению морального самосознания

Подходы в российской психологии

В российской психологии моральное развитие ребёнка понимается как процесс усвоения им моральных социальных норм, эталонов, способов и образцов поведения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) Усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм осуществляется ребёнком в деятельности через переживание, осознание и сознательное принятие.

Некоторые авторы выделяют общественную и индивидуальную формы морального сознания. Общественная форма представляет собой систему исторически сформировавшихся и признанных в обществе представлений о должном, отражающее общественное бытие сквозь призму «добра и зла», которая воплощает моральные нормы, принципы, идеалы данного общества и регулирует поведение людей. Индивидуальная форма является интегральным личностным образованием, которое регулирует поведение человека на основе принятых и усвоенных им моральных норм, основанных на ценностях «добра и зла». Индивидуальное моральное сознание проявляется в способности к моральной рефлексии и способствует свободному и ответственному выбору поступка.[4]

В исследовании отечественного психолога Б. С. Братуся моральное самосознание рассматривается как совокупность смысловых личностных образований. Общие смысловые образования личности непосредственно определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам его жизни: к миру в целом, к людям, к себе. Ценности личности определяются как осознанные и принятые человеком общие смыслы жизни. Вся совокупность смысловых образований личности формирует нравственную позицию и выполняет познавательно-рациональную, эмоционально-оценочную и регулятивную функции, мотивирует нравственную деятельность человека.[5]

Моральное самосознание также рассматривается как индивидуально-психологическое образование, которое лежит в основе морально-нравственной саморегуляции человеком своего поведения.[6]

Психоаналитический подход

В этом подходе моральное развитие связывалось с формированием структуры «Сверх-Я», в которую входят моральные нормы, принципы и ценности, которые были интроецированы в процессе социализации ребенка. Считалось, что нормативное поведение регулируется моральной ответственностью и совестью, которые сформировываются из тревоги, чувства вины после становления и преодоления Эдипова комплекса в системе объектных отношений. Характер моральной ориентаций личности определялся отношением к другому и эмоциональными процессами ребенка.[7]

Концепция когнитивного конструктивизма морального самосознания

Эта концепция была разработана Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Здесь внимание уделяется моральным суждением и моральному мышлению, как критериям развития морального самосознания. Пиаже считал, что моральное самосознание состоит из запретов, которое определяют что «хорошо», а что «плохо» и моральное развитие связано с изменением отношения к этим понятиям. Пиаже выделил две стадии и этом процессе: мораль принуждения и мораль кооперации. Мораль принуждения характеризуется эгоцентризмом ребенка, его неспособностью посмотреть на ситуацию с позиции другого, оценить его мотивы поведения и желания. В этом возрасте суждения ребенка сильно зависят от взрослого, поэтому в моральной сфере содержаться запреты, услышанные от взрослых. На стадии морали кооперации ребенок уже сам способен встать на место другого, тем самым постепенно изменить своё отношение к запретам. На этой стадии ребенок понимает, что запреты являются относительными, и придерживается их не из-за требования авторитетного лица, а потому что сам считает их необходимыми.

Для того чтобы произошел переход от одной стадии к другой необходимо три важных условия:

  • повышение уровня интеллектуального развития;
  • освобождение от подчинения авторитетному лицу;
  • общение со сверстниками.

Л.Кольберг, основываясь на концепции Ж. Пиаже полагал, что в состав морального самосознания входят нормы справедливости.[8]

Он выделил три основные уровня развития морального самосознания: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Все эти уровни имеют две стадии. На преконвенциональном уровне выделяют стадию гетерономной морали, где соблюдение норм подчиняется власти авторитетного лица из-за желания избежать наказания. Вторая стадия — это стадия инструментального индивидуализма и равного обмена. На этой стадии справедливость рассматривается как система взаимовыгодного обмена благами.[7] Конвенциональный уровень характеризуется пониманием того, что необходимо выполнять ряд определенных правил для того чтобы сохранить целостность общества. На этой стадии происходит ориентация на социальный закон, правило которого должны выполняться полностью, за исключением некоторых неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными нормами. Постконвенциональный уровень самый высокий уровень развития морального самосознания. На этом уровне человек руководствуется безличными моральными нормами. Человек сам для себя выбирает единственную систему моральных норм и правил, а затем следует ей. Некоторые последователи Колберта предполагают, что моральное развитие состоит из сменяющих друг друга когнитивных схем.[8]

Когнитивный подход предлагает рассматривать моральное развитие по четырем критериям: 1) качественно различные стадии мышления; 2) инвариантный порядок, на темп развития которого влияет культурный фактор, но не может изменить последовательность стадий; 3) целостная структура стадии; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы, чем низшие.[7] Данная концепция широко применяется несмотря на критику и по-прежнему остается главной теоретической основой для разработки программ морального воспитания и образования.[7]

Эмпатический подход К. Гиллиган

Этот подход является альтернативой нормативному когнитивному подходу. В этом подходе основным принципом является принцип заботы, то есть эмпатическая ориентация на чувства других и их нужды. Эти принципы вытекают из устойчивых типов моральной ориентации, которые обусловлены социальными установками человека. Таких типов выделяют два: 1)нормативный; 2)эмпатийный. Типы моральной ориентации связаны с гендерными различиями. Нормативный больше характерен для мужчин, эмпатийный — для женщин. В этом подходе был разработан оригинальный метод заключающийся в том, чтобы испытуемый сам сформулировал моральные дилеммы из своей жизни и проанализировал их. Однако эта концепция о том, что моральное развитие происходит с ориентацией на гендерные различия, подтвердилась лишь частично.[7]

Концепция просоциального поведения Н. Айзенберг

В этой концепции основное внимание уделено развитию альтруизма, которое определяется как добровольное, целенаправленное поведение в пользу другого человека, не мотивированное наградой или наказанием. В этом поведении принято считать главными такие эмоции как эмпатия, симпатия или дисстрес. Было замечено, что с увеличением возраста и в ходе преодоления эгоцентризма связь эмпатии и альтруистического поведения становится ярче выражена. Также на просоциальное поведение человека влияют просоциальные аффекты, а именно гордость, стыд и чувство вины. В концепции Н. Айзенберга альтруистическое поведение включает в себя три вида атрибуций:

  • положительное восприятие себя и других людей;
  • осознание своих альтруистических мотивов;
  • объективная оценка потребностей другого человека и объективной необходимой помощи ему.

Таким образом, альтруистическое поведение выступает как последовательность социально-когнитивных операций: учет точки зрения другого, формирование мотивации альтруистического поведения, эмпатия, оценка собственных компетенций в оказании помощи.[7]

Теория доменов социальных норм Э. Туриэля

Эта теория направлена на изучение иерархии и состав самих моральных правил и норм, лежащие в основе морального поступка. Э. Туриэль выделяет три главных домена различающихся по генезису, важности, значению и уровню обобщения. 1) Моральные нормы являются высшим уровнем регуляции поведения. Они основаны на заботе о других и принципе справедливости. 2) Конвенциональные нормы регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы специфичны для общества и для отдельных индивидуальных групп. 3) Персональные нормы, эти нормы устанавливает для себя сам человек, они определяют его индивидуальное поведение, взаимодействие с другими людьми. С возрастом моральное развитие проходит от выработки персональных норм к выделения и усвоению конвенциональных, а затем и моральных норм.[7]

Четырехкомпонентная теория морального развития личности Дж. Реста

В этой теории структура морального поведения включает четыре составляющие:

  • моральная чувствительность;
  • моральная мотивация;
  • моральное мышление и моральные суждения;
  • моральный характер.

Все эти компоненты влияют на то на сколько адекватно воспринимается моральная дилемма. Дж. Рест говорит о том, что принятие решения варьируется в зависимости от конкретного домена. Моральное развитие человека проявляется в том, как он при решении различных моральных дилемм пользуется разными моральными принципами.[7]

Примечания

  1. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — Москва: Наука, 1977.
  2. Ольшевская Э. Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педегогический вестник : журнал. — 2009. — № 3. — С. 148-151.
  3. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности // Психологический институт РАН : диссертация. — 2005. — С. 496.
  4. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности // Новосибирский государственный педагогический университет : Автореферат диссертации. — 1999.
  5. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — Москва: Знание, 1985.
  6. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. — Психология формирования и развития личности. — Москва: Наука, 1981.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молчанов С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. — 2011. — № 2. — С. с. 59-72..
  8. 1 2 Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Институт психологии РАН. — 2010. — С. с.52- 66.


Эта страница в последний раз была отредактирована 12 марта 2018 в 05:22.

Этническое самосознание — Википедия с видео // WIKI 2

Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности[1][2]; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель[1].

Этническое самосознание основывается на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, участии в каких-либо исторических событиях, представлениях о «родном языке» и «родной земле». На поздних стадиях развития общества, большую роль в формировании развитии этнического самосознания играет национальная интеллигенция[1].

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    9 479

    803

    11 523

  • ✪ Этническое самосознание кумыков

  • ✪ Лекция 8. Этностатика и этнодинамика

  • ✪ Кумык — глушитель

Содержание

Этническое самосознание и этническая идентичность

В российской науке существуют различные взгляды на тождественность и различия терминов самосознание и идентичность. Исторически, для глоссария отечественных исследователей со второй половины 1940-х годов более традиционно использование термина «этническое самосознание», введённое в научный оборот П. А. Кушнером. Это понятие в дальнейшем широко использовалось в этнографии при разработке советской теории этноса Ю. В. Бромлеем, В. И. Козловым и др. Проникновение в русскоязычную научную терминологию «этнической идентичности» связано с появлением в конце 1980-х переводных работ западных исследователей, причём в большей степени это коснулось таких дисциплин как этнопсихология, социология, политология. Э. Г. Александренков показал, что в основном определения двух терминов повторяют друг друга, а смена терминологии вызвана лишь обращением к иным (часто междисциплинарным) исследованиям, что не мешает плодотворному использованию ранее бытовавшего термина[3]. В то же время, Т. Г Стефаненко считает этническую идентичность более широким понятием, включающим эмоционально-ценностное отношение человека к своей этнической принадлежности (хотя в известных определения этнического самосознания эта составляющая содержится), другие исследователи считают что «этническое бессознательное» входит в «идентичность», но не относится к «самосознанию»[2].

Этническое самосознание как этнический определитель

Уже в 1876 году на Петербургском международном статистическом конгрессе было установлено, что для точного определение национальности опрашиваемого необходимо выяснить его самосознание, при этом устранив всякое давление на опрашиваемого со стороны государственных органов, однако последняя оговорка мешала этому принципу закрепиться в практике переписей населения. К середине XX века в странах, вместе составляющих 74 % населения Европы, признак самосознания не использовался в переписях для определения этнического (национального) состава[4]. Ещё в 1949 году этнограф П. И. Кушнер указывал, что «в капиталистическом обществе свободное выявление национального самосознания сопряжено с такими трудностями для представителей „неполноправных“ народностей и этнических групп, что пользоваться национальным самосознанием как основным этническим определителем при народных переписях и массовых опросах было бы крайне опрометчиво»[5]. Тот же автор указывает, что национальное (этническое) самосознание относится к «субъективным» признакам, тогда как «объективными» признаками принадлежности к той или иной этнической единице является язык, культурные особенности, религия. В СССР с 1926 года самосознание используется как этнический определитель, хотя ответы опрашиваемых относительно своей национальности подвергались обработке и приводились в соответствие с утверждённым перечнем национальностей.

См. также

Примечания

Литература


Эта страница в последний раз была отредактирована 29 февраля 2020 в 08:50.

Самосознание — Wikiquote

Самосознание — это способность к самоанализу и способность примирить себя как личность, отдельную от окружающей среды и других людей. Самосознание, хотя и схожее с ощущением в концепции, включает переживание себя и, как утверждается, неявно связано с трудной проблемой сознания.

  • Без знания себя нет знания Бога
    Наша мудрость, поскольку ее следует считать истинной и твердой Мудростью, состоит почти полностью из двух частей: познания Бога и самих себя.Но поскольку они связаны между собой многими узами, нелегко определить, какая из двух предшествует и порождает другую.
    • Джон Кальвин, Книга I, гл. 1 «Познание Бога и самих себя, связанных друг с другом — природа этой связи» в переводе Генри Бевериджа.
  • Как все странно сегодня! А вчера все пошло как обычно. Интересно, изменился ли я ночью? Дайте мне подумать: был ли я таким же, когда проснулся сегодня утром? Я почти думаю, что помню, как чувствовал себя немного иначе.Но если я не тот, то следующий вопрос: «Кто я вообще такой?» Ах, это великая загадка!
    • Льюис Кэрролл, Алиса в стране чудес (1865), глава 2; перепечатано в Philip C. Blackburn and Lionel White, ed .., Logical Nonsense: The Works of Lewis Carroll (1934), p. 177.
  • Чтобы отличаться от того, что мы есть, мы должны иметь некоторое представление о том, что мы есть. … Те самые люди, которые больше всего недовольны собой и больше всего жаждут новой идентичности, обладают наименьшим самосознанием.Они отвернулись от нежелательного «я» и поэтому никогда не видели его.
    • Эрик Хоффер, Страстное состояние разума (Нью-Йорк: 1954), # 151
  • Безжалостное по отношению к самому себе, Просвещение уничтожило последний остаток собственного самосознания.
  • Иногда я спрашивал себя, лучше ли моя страна, если я вообще жил? Я не знаю, что это такое. Я был инструментом для выполнения следующих вещей; но их сделали бы другие; некоторые из них, пожалуй, немного лучше.
    • Томас Джефферсон, «Услуги Джефферсона» (1800?), Сообщил в издании Пола Л. Форда, Сочинения Томаса Джефферсона (1896), том. 7, стр. 475.
  • Один час самоутверждения на целые годы весит
    глупых взирающих и громких возгласов.
  • Психика осознает энергию, находится в состоянии постоянного творчества; многомерный психический паттерн; каждая точка в нем изменяется по отношению ко всем остальным точкам и, таким образом, изменяет весь паттерн или модель.Каждое «я» погружено в психику, но одновременно погружено в свою индивидуальность, переживая реальность во времени и вне ее одновременно.
    • Джейн Робертс, Психологическая политика: книга по психологии аспектов , стр. 166.
  • Не говори больше:
    Ты обращаешь мои глаза в самую мою душу;
    И вот я вижу такие черные и зернистые пятна
    Как не оставит свой оттенок.
  • За пазухой;
    Стучите туда и спросите свое сердце, что оно знает.
  • Когда вы слушаете мысль, вы осознаете не только эту мысль, но и себя как свидетеля мысли. Пришло новое измерение сознания.
  • Когда вы можете наблюдать за своим умом, вы больше не попадаете в его ловушку. Случился другой фактор, не связанный с умом: свидетельствующее присутствие.
  • Будьте наблюдателем своего разума.
  • «Мне скучно». Кто это знает?
«Я злюсь, грущу, боюсь.«Кто это знает?
Вы — знание, а не состояние, которое известно.
  • Самоуничижение — это роскошь;
    А внутреннее самоуничижение дает
    медитативной селезенке благодарный пир.
  • «Очень мудро поговорить с нашими прошлыми часами;
    И спросите их, какое сообщение они несли на небеса:
    И как они могли нести более долгожданные новости.
    • Эдвард Янг, Ночные мысли (1742-1745), Ночь II, строка 376.

Новая циклопедия практических цитат Хойта [править]

Цитаты, представленные в «Новой циклопедии практических цитат Хойта» (1922), стр. 696.
  • Когда я шел один, я разговаривал сам с собой
    И сам мне отвечал;
    И вопросы, которые я тогда задаю себе,
    С их ответами я даю тебе.
    • Барнард Бартон, Беседа с самим собой . Появился в Молодежном Инструктор (декабрь., 1826).
  • Подведи итог ночью, что ты сделал днем;
    А утром что тебе делать.
    Оденься и раздень душу твою; отметьте распад
    И рост его; если с часами твоими и те тоже.
    Будь внизу, то намотай оба; так как мы будем
    Совершенно точно осуждены, согласитесь со своими счетами.
  • Пусть не закрой глаза мягкий сон,
    Перед тобой трижды собраны
    Шлейф действий через день!
    Где мои ноги выбрали свой путь?
    Что я узнал, где я был,
    Из всего, что я слышал, из всего, что я видел?
    Что еще мне стоит знать?
    Что я сделал такого, чего стоит делать?
    Чего я искал, чего мне следует избегать?
    Какую обязанность я оставил невыполненной,
    Или на какие новые безрассудства нападают?
    Эти самопознания — это дорога,
    ведущая к добродетели и к Богу.

См. Также [править]

Внешние ссылки [править]

Wikipedia

.

осознание — это … Что такое самосознание?

  • Самосознание — это концепция, согласно которой человек существует как личность, отдельно от других людей, с личными мыслями. Это также может включать понимание того, что другие люди также обладают самосознанием. Самосознанию приписывают только развитие…… Wikipedia

  • самосознание — также самосознание, 1880, от СЕБЯ (ср. Я) + ОСОЗНАНИЕ (ср. Осознание)… Словарь этимологии

  • самосознание — [selfə wer′nəs] н.осознание себя как личности, особенно. как достойный человек * * * Смотрите самосознание. * * *… Универсал

  • самосознание — [selfə wer′nəs] н. осознание себя как личности, особенно. как достойный человек… Словарь англоязычного мира

  • самосознание — ► СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ▪ осознанное знание собственного характера, чувств, мотивов и желаний. ПРОИЗВОДНЫЕ Самосознательное прилагательное… Словарь английских терминов

  • самосознание — существительное осознание своей индивидуальности (Freq.1) • Деривационно связанные формы: ↑ самосознание • Гиперонимы: ↑ осознание, ↑ сознание, ↑ осведомленность, ↑ познание, ↑ знание… Полезный английский словарь

  • самосознание — существительное (Е) знание и понимание себя: личные сомнения часто служат для того, чтобы сфокусировать самосознание… Словарь современного английского языка Longman

  • самосознание — самосознание n [U] знание и понимание себя & GT; самосознание прил… Словарь современного английского

  • самосознание — Осознание постоянного чувства и эмоционального опыта; главная цель всей психотерапии.* * * самосознание — осознание собственной личности или индивидуальности * * * самосознание (self ″ ə wārґnəs) чувство…… Медицинский словарь

  • самосознание — существительное Дата: 1880 г. осознание собственной личности или индивидуальности… Новый коллегиальный словарь

  • самосознание — существительное Состояние или свойство самосознания… Викисловарь

  • .

    Самосознание


    2

    Новый свет проливает свет на связь между маркетингом алкоголя и увеличением потребления среди молодежи

    15 марта 2019 г. — Осведомленность молодых людей о маркетинге алкоголя и их владение товарами с алкогольными брендами связано с повышенным потреблением и повышенным риском потребления, историческое исследование показало …


    Более глубокое понимание AFib может снизить риск

    6 июня 2018 г. — Более 2.5 миллионов американцев живут с фибрилляцией предсердий (AFib). AFib — это нерегулярное сердцебиение, которое может привести к образованию тромбов, инсульту, сердечной недостаточности и другим заболеваниям сердца …


    От осведомленности об изменении климата к действиям

    9 марта 2020 г. — Осведомленности об изменении климата и его последствиях недостаточно, чтобы побудить людей к действию. Новое исследование того, как мировоззрение людей влияет на их восприятие и действия, может помочь политикам и …


    Низкая осведомленность о мошенничестве в пожилом возрасте может быть ранним признаком надвигающегося когнитивного спада и деменции

    Апр.15, 2019 — Низкая осведомленность о мошенничестве у пожилых людей связана с риском развития деменции Альцгеймера или легкого когнитивного нарушения в будущем. Эти данные свидетельствуют о том, что происходят изменения в социальных суждениях …


    Новый метод может помочь оценить ситуационную осведомленность работника при многозадачности

    29 августа 2019 г. — В связи с постоянно растущей связью в современном обществе возникает потребность в способе в реальном времени оценить, насколько хорошо сотрудник понимает свою текущую ситуацию, часто называемую ситуационной…


    Внимательность может способствовать положительному образу тела

    28 февраля 2019 г. — Согласно новому …

    , повышение осведомленности людей о собственных внутренних сигналах организма, таких как сердцебиение или частота дыхания, может способствовать положительному имиджу тела.


    Мультикультурная осведомленность повышает педагогическую компетентность, но является неоднородным ресурсом среди будущих учителей

    5 декабря 2017 г. — Ученики-преподаватели с большей осведомленностью о мультикультурности способствуют созданию более позитивной атмосферы в классе для своих учеников, находят новое…


    Редкое, но крайне тревожное явление: пациенты, находящиеся в сознании во время СЛР

    4 июня 2018 г. — Исследователи стремятся повысить осведомленность о редком, но крайне тревожном явлении: пациенты осознают во время реанимации после сердечного приступа …


    Реакция примаса на смерть

    1 июля 2019 г. — Исследователи просматривают 200-летнюю документацию о том, как нечеловеческие приматы реагируют на смерть. Исследователи делают вывод, что приматы, не являющиеся людьми, обладают некоторыми аспектами осознания смерти, но пока что только люди…


    Хрупкость: возрастающее бремя глобального здоровья для стареющего общества

    15 октября 2019 г. — Несмотря на доказательства факторов риска слабости и значительный прогресс, достигнутый в осведомленности о немощи, биологические механизмы, лежащие в основе его развития, все еще далеки от …


    .

    осведомленный — определение самосознания по The Free Dictionary

    I Did It Again «не является одним из двух хитов Бритни Спирс, исполненных на экране в» Spring Breakers «, но самосознательный дух скромного недостойного поведения в этой песне отпечатался на самой популярной провокации Хармони Корин на сегодняшний день. Дженсен, канадский специалист по спортивной психологии. консультант, связанный с компанией по развитию лидерских качеств, изучает характеристики и практики шести олимпийских тренеров, чтобы определить пять аспектов, которые менеджеры могут использовать для повышения эффективности работы сотрудников, считая себя тренерами: самосознание, укрепление доверия, поощрение и использование образов вдохновлять, открывать и преодолевать препятствия и принимать невзгоды.Она отличный образец для подражания, она забавная (она называет «хути-ху», как сова, когда теряет мужа в продуктовом магазине), самосознание (она с сожалением назвала свою недоваренную киноа «un-duntay» вместо «al dente» В соответствии со знанием своих предшественников, Scream 3 использует самосознающих персонажей и большую часть времени ссылается на себя как на фильм. До относительно недавнего времени люди считались уникальными самовоспроизводящимися людьми. Если бы вы этого не сделали, вы были бы полностью поглощены собой, а не просто осознавали бы себя.Например, ученые до сих пор не решили, обладают ли другие животные самосознанием. Хэнлон также обращается к загадкам старения и ограничениям продолжительности жизни человека. В книге говорится, что город — место рождения поэта Саймона Армитиджа — известен своим фестивалем современной музыки и «самосознательным, мобилизованным творческим классом». Миллман умнее, менее дерзкий и более самосознательный, чем Дэвид Брент, но он такой же мелкий. Горькое молоко вызывает группу персонажей, которые осознают себя, но не могут измениться, и в видении одновременно тревожном и запоминающемся, мрачные глубины семьи Гарланд отражают недомогание и загадку земли.Этот инструмент используется как для устранения неполадок, так и для включения самонастраиваемых адаптивных систем ». Начальник полиции Сандерленда Стив Хопкирк сказал:« Мы советуем ученикам проявлять самосознание и бдительность, когда они находятся на улице, и тогда они будут менее вероятными. бояться преступления или стать жертвой преступления ».
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *