Воля и характер психология: Характер и воля — Студопедия

Содержание

Воля и характер требуют постоянного укрепления. Как воспитать волю и характер

Характер закаляется трудом

Только производительный труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которого праздные люди никогда не испытали в полной мере. «Когда я жил в Мае-ре, — вспоминал Дарвин, — мое здоровье было плохое и я лентяйничал скандальнейшим образом, у меня осталось от времени такое впечатление, что на свете нет ничего мучительнее праздности».

Физическая и умственная праздность порождают тяжелую гнетущую скуку. Когда у человека нет возвышенных целей, его умом неизбежно овладевают мелкие интересы. У кого нет серьезного дела, тот всегда хватается за бесконечное пережевывание мелочных обид, а это унижает человека и убивает его. Воля атрофируется у таких людей.

Труд — превосходное средство воспитания воли и характера. Так как секрет человеческого счастья заключается в умении управлять своими мыслями и чувствами, то труд как раз способствует  этому.

С наступлением старости для человека, занятого продуктивной, целенаправленной деятельностью, жизнь не только не теряет своей привлекательности, но становится полноценнее. Труд закаляет волю — источник всякого прочного счастья — и дарит счастливую, окруженную почетом и уважением старость. Лень, стремление к праздной жизни разлагают человека. Отсюда начинаются многие другие пороки. В то же время труд — источник радости и вдохновенья. Об этом очень ярко и убедительно пишет известная дагестанская поэтесса Фазу Алиева в своем стихотворении «Разговор с сыном». (Перевод В. Туркина.)

Ты, сын мой, должен помнить:

Оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него

… …

Убийца всех достоинств в человеке — 

Безделье. 

И позорнее — вовеки 

Порока в людях не было и нет 

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда

Вспомним мудрый совет древнегреческого философа Эпиктета: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать… То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу,— ты подкладываешь дрова в огонь… А потому, если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать… Прими также в соображение то удовольствие, которое будешь испытывать, если воздержишься».

Помни и то, что трудно будет воздерживаться, если однажды преступил меру.

Как бы ни было незначительно произведенное действие, но, повторяясь продолжительное время и складываясь, оно представляет значительную силу, превращаясь в привычку. Упрочившаяся привычка незаметно, но постоянно влияет на нас. Каждый из нас из собственного опыта знает, что любое действие в первый раз выполняется с трудом, второй раз легче и чем дальше, тем все с меньшими и меньшими усилиями. Отдельные действия, которые вначале мы выполняли с волевым напряжением, выполняются затем полуавтоматически, освобождая сознание и волевые усилия для деятельности в целом, делая наш труд более производительным.

Постоянное регулярное занятие чем-либо вначале может представляться даже тягостным и неприятным, но потом, по мере освоения, оно становится менее обременительным, а затем может превратиться в привычку и потребность, неудовлетворение которой теперь уже вызывает  неудовольствие.

Систематически повторяющиеся действия, переходящие в привычку, ведут к скромному, но верному успеху. Пусть каждый день делается немногое, но делаться оно должно ежедневно. Ежедневные волевые усилия над собой исподволь, медленно готовят нас к свершению больших дел. Без такого регулярного, ежедневного, кропотливого труда не делалось ни одного открытия. Надо ежедневно трудиться, чтобы не поддаваться лени. Вас прервали во время работы, и это вызвало в вас досаду — заставьте себя без проявления недовольства исполнить то, о чем вас попросили. Такими небольшими победами над собой вы закалите свою волю и характер, приучите себя быть всегда деятельным.

Важность маленьких усилий состоит в том, что каждое вносит свою лепту в укрепление привычки, воли и характера. Каждое предыдущее усилие облегчает трудность последующего.

Регулярно совершаемое действие может поддерживать бодрость мысли, развивать внимание. К тому же полезная деятельность приносит радость, так как дает нам ощущение собственной силы и сознание того, что мы живем полноценной и активной жизнью.

Главным условием плодотворности труда является его непрерывность. Все великое в мире достигнуто благодаря настойчивости и терпению Даже гениальный ум не помог бы Ньютону открыть и доказать закон всемирного тяготения, если бы он не думал о нем постоянно. Кстати, сам Ньютон всегда говорил о себе, что он отличается не силой своих способностей,  а силой терпения.

В природе медленные, непрерывные, самые ничтожные действия в союзе со временем производят огромные изменения, перед которыми бледнеют даже страшные бури и смерчи. Медленные движения ледников сдвигают целые горы и заполняют целые долины громадной массой земли. Созданная человечеством грандиозная культура — результат миллионов маленьких действий, из которых каждое в отдельности взятое является совершенно незначительным.

Эту мысль неоднократно высказывал известный в прошлом психолог Джемс, который для укрепления воли и характера давал следующие советы: «Сохраняй в себе способность к усилию небольшим добровольным ежедневным упражнением. То есть, проявляй аскетизм и героизм в мелочах, не необходимых для тебя, делая каждый день или каждые два дня что-нибудь такое, что ты предпочел бы не делать, чтобы при наступлении настоящей тяжелой нужды ты чувствовал бы себя готовым мужественно выдержать испытание. Такого рода аскетизм есть как бы страхование, которое мы платим за свой дом и имущество. Деньги, тратимые на страховку, не приносят нам никакой пользы и могут никогда ее не принести. Но если произойдет у нас пожар, плата страховки избавит нас от разорения…»

Если человек будет следовать указанным советам, то, по выражению Джемса, «среди всеобщего разрушения он будет выситься, подобно несокрушимой башне, когда более изнеженные люди рассеются как мякина по ветру».

До сих пор мы подчеркивали пользу привычек. По как часто нам приходится слышать о губительных последствиях многих наших привычек? Так, может быть, привычки вовсе не полезны, а вредны? Ответ не может быть однозначным.

Привычки могут быть вредными и полезными. Все зависит от того, как мы сами к ним относимся. Привычки вредны для тех, кто становится их рабом, кто не может освободиться от них. Привычка наносит нам ущерб и в том случае, если мы ограничиваем наше поведение небольшим количеством привычек, за предел которых не можем выйти. Тем самым мы становимся врагами всего нового, превращаемся  в рутинеров.

Если же мы будем рассматривать привычку как средство, освобождающее наш ум и волю для решения более сложных задач, то они окажут нам неоценимую помощь.

О пользе и вреде привычек очень метко сказал К. Д. Ушинский: «Как машины дают человеку возможность, при одинаковом количестве употребленных им усилий, достигать громадных результатов, так привычка дает человеку возможность необозримо обширной психофизической деятельности при одном и том же количестве душевных усилий». Но если человек ищет в привычке не ступени для расширения своей психофизической деятельности, а уклонения от трудностей труда, то ложность этого направления обнаруживается сама собою. Действие повторяющееся становится действительно все легче и легче, но вместе с тем все менее и менее занимает. Жизнь, вращающаяся в привычках, делается рутинною, и деятельность душевная суживается все более и более.

Но давайте задумаемся над тем, как важно и полезно выработать у себя полезные привычки, которые становятся чертами нашего характера К этим привычкам можно отнести дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность, активность, принципиальность, общительность, деловитость, трудолюбие и многие другие.

Вы, конечно, согласитесь, что все эти полезные привычки вырабатываются наиболее эффективно в деятельности, путем многократного повторения. Пустые мечты и рассуждения едва ли здесь помогут нам.

Вспомним А. С. Макаренко: «Вообще нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно хороший опыт».

Таким образом, взаимодействуя между собой, воля и полезная привычка помогают нам идти вперед по пути самосовершенствования. «Воля, — пишет философ В. И. Селиванов, — прокладывает новые пути в деятельности личности, привычка закрепляет эти приобретения и создает новые, более благоприятные предпосылки для дальнейшего  развития  воли».

* * *

Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым, но честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она не прошла и сколько бы приятных воспоминаний она не оставила!

Д. И. Писарев

Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.

Ш. Монтескье

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую  бездеятельность.

В. Гёте

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.

Ф. Вольтер

Счастье достается тому,  кто  много трудится.

Леонардо да Винчи

Трудитесь; находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит — оно себе; труд оставит след  долгой   радости — он   другим.

Л. И. Менделеев

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Характер и темперамент. Связь характера и воли.

Связь характера и темперамента заключается в том, что в некоторых случаях их отождествляют. Например, Э.Кречмер и А.Ружицкий. Противопоставление характера и темперамента можно найти в исследованиях П.Викторова и В.Вирениуса. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью – мы наблюдаем у С.Л.Рубинштейна и С.Городецкого. Темперамент как природная основа характера изучается в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева.

Основываясь на диалектико-материалистическом понимании психических явлений, важно помнить, что общим для характера и темперамента является зависимость физиологических особенностей человека от свойств нервной системы.

Характер и воля связаны постольку, поскольку в воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.

Характер так или иначе связан с особенностью протекания чувств человека. Именно чувства, по мнению К.Д.Ушинского характеризуют особенности каждого человека, его о ношение к миру, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

К.Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу. Если говорить о числе черт характера, то важно помнить, что их более 1500, как утверждает С.И.Ожегов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

— к себе;

— к другим людям;

-к порученному делу;

— в характере отражаются волевые качества (готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, дисциплинированности, решительности).

Как характер связан с темпераментом? Это сплав биологических, врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Так, например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Поэтому недопустимо оправдывать дефекты своего характера тем или иным типом темперамента.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт (особенностей личности человека, которые систематически проявляются в той или иной деятельности, поведении, общении и пр.). К первой относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели). Ко второй – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Характер и воля


1.
Психология характера


2. Волевые
процессы

 

    
Характер —
индивидуально-психическое свойство
личности, складывающаяся в процессе
взросления и обусловливающая типичные
для индивида способы поведения. 

Характер
определяет индивидуальность и своеобразие
личности.

Среди
множества черт характера индивида
некоторые выступают как ведущие, другие 
— как второстепенные. Второстепенные
могут гармонировать с ведущими, тогда
образуется цельная, гармоничная личность.
Но также второстепенные могут резко
контрастировать с ведущими, в этом
случае индивид будет обладать сложным,
противоречивым характером, что будет
отражаться в его поведении.

Характер
человека определяет его значимые
поступки, а не случайные реакции на те
или иные стимулы или сложившиеся
обстоятельства. Поэтому характерными
можно считать не все особенности
человека, а только существенные и
устойчивые. Если человек, к примеру,
недостаточно вежлив в стрессовой
ситуации, то это еще не означает, что
грубость и несдержанность — свойство
его характера. Порой даже очень веселые
люди могут испытывать чувство грусти,
но от этого они не станут нытиками и
пессимистами.

Связь
характера с другими психическими
свойствами. В общей структуре личности
характер занимает центральное место,
объединяя все другие свойства и
особенности поведения.

В своем
формировании, развитии и функционировании
характер человека тесным образом связан
с темпераментом. Последний представляет
собой динамическую сторону характера.
Характер, как и темперамент, является
достаточно устойчивым и малоизменяемым.


Свойства
характера
. От других свойств личности
характер отличается прежде всего своей
устойчивостью и ранним формированием.
Если, например, потребности, интересы,
склонности, социальные установки,
мировоззрение человека в целом могут
меняться практически в течение всей
жизни человека, то его характер, более
устойчив. Некоторые изменения характера
могут происходить в период жизненных
кризисов.


Черты
характера
. Особенности, выделяемые
в поведении человека, называют чертами
характера. Любая черта есть некоторый
устойчивый стереотип поведения —
устойчивая форма поведения в связи с
конкретными, типичными для данного
поведения ситуациями.

Перечислим основные черты личности, которые составляют структуру характера человека.

— свойства
личности, которые определяют выбор
целей деятельности (более или менее
трудных): рациональность, расчетливость
или противоположные им качества.

— черты,
которые способствуют достижению
поставленных целей: настойчивость,
целеустремленность, последовательность
и другие, а также альтернативные им (как
свидетельство отсутствия характера).
В этом плане характер сближается не
только с темпераментом, но и с волей
человека.


инструментальные черты, непосредственно
связанные с темпераментом:
экстраверсия-интроверсия,
спокойствие-тревожность,
сдержанность-импульсивность.


Сферы
проявления характера
. Характер может
обнаруживаться в особенностях
деятельности, которыми человек
предпочитает заниматься. Одни люди
предпочитают наиболее сложные и трудные
виды деятельности, им нравится преодолевать
препятствия; другие выбирают наиболее
простые, беспроблемные пути. Для одних
существенно, с какими результатами они
выполнили работу, удалось ли при этом
превзойти других людей. Другие
довольствуются тем, что справились с
работой не хуже других, добившись
посредственного качества.

В общении
с людьми характер человека проявляется
в манере поведения, в способах реагирования
на действия и поступки людей. Манера
общения может быть тактичной или
бесцеремонной, вежливой или грубой.
Характер в отличие от темперамента
обусловлен не столько свойствами нервной
системы, сколько культурой человека,
его воспитанием. Содержание характера
составляет жизненную направленность
личности.

Среди
множества черт характера индивида
некоторые выступают как ведущие, другие 
— как второстепенные. Второстепенные
могут гармонировать с ведущими, тогда
образуется цельная, гармоничная личность.
Но также второстепенные могут резко
контрастировать с ведущими, в этом
случае индивид будет обладать сложным,
противоречивым характером, что будет
отражаться в его поведении. 


 Характер
проявляет себя в ряде отношений
:

* в
отношениях к другим людям
— как
честность, открытость, общительность,
тактичность или лживость, замкнутость,
подозрительность, нелюдимость, грубость
и т.д.;

* в
отношении к себе
— как уверенность,
реалистическая самооценка, чувство
собственного достоинства или неуверенность
в себе, низкая самооценка, себялюбие и
эгоцентризм;

* в
отношении к делу
— как целеустремленность,
исполнительность, добросовестность
или ленность, недобросовестность и
т.д.;

* в
отношении к вещам,
животным, природе
и т.д.

Общая психологическая характеристика воли — Студопедия

Воля —это способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью, мобилизовать все свои силы на достижение поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она неразрывно связана с мотивами и эмоциональными процессами. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершать тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремлённость — чтобы что-то выполнить, необходима постановка цели и мобилизация себя на её достижение.

2. Связь с мышлением — чтобы достичь цели, необходимо всё хорошо обдумать и спланировать.

3. Связь с движениями — для реализации цели, человек всегда двигается, изменяет форму активности.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идёт к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться, само действие может осуществляться автоматически (например, человек испытывает жажду. Он протягивает руку к стакану с водой и пьёт). Здесь прослеживается два звена – постановка цели и исполнение.

Сложные волевые действия – подлинно волевые. Здесь уже проявляется необходимость преодолеть какие-то препятствия, трудности, стоящие на пути к поставленной цели.



Таким образом, волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт,который имеет свою структуру и особенности.

1. Побуждение к совершению волевого действия (потребности и мотивы человека). Именно потребности (нужда в чём-либо) являются исходным побуждением к деятельности. На их основе возникает мотив, т.е. побудительная причина к действию. Если цель, к которой человек стремится, и мотивы, побуждающие к этому, ясны, то такое стремление называется желанием. Неосознанные стремления называются влечением. Влечение в меньшей степени, чем желание, получает волевую поддержку человека, и оно реже реально осуществляется.

Важным побудителем к волевым действиям являются чувства. Они заставляют побеждать трудности, настойчиво добиваться поставленной цели. Труд, чувство долга, установившиеся взгляды, мировоззрение человека являются также побудителями волевого поведения.


2. Осмысление цели действия. Не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, т.к. у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний. В результате возникает борьба мотивов (процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия). Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярные. Например, студент хочет сходить на дискотеку, но у него ещё не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех.

Таким образом, борьбу мотивов можно рассматривать как ядро волевого акта, в ходе которой оформляется цель деятельности, осмысливается её основная специфика.

3. Осмысление средств и способов достижения цели (мысленное планирование), от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата. При выборе средств также могут иметь место серьёзная борьба и конфликт мотивов. Например, для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо всё хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходиться считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства».

4. Принятие решения – заключительный момент борьбы мотивов. Появляется чувство ответственности за действие. Но недостаточно создать идеальный образ цели (чего хочу достичь), необходимо также и мобилизовать себя на её достижение. Для этого требуется волевое усилие –это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.) и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

В результате волевого усилия удаётся затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Первоначально свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них. Волевые усилия связаны с преодолением препятствий.

Внешние препятствия — объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжёлые условия для работы и т.п.

Внутренние препятствия – субъективные, личные побуждения, мешающие выполнить намеченное, не имеющие отношения к выполнению поставленной цели (вредные привычки, влечения, желание заняться другим делом, развлечься, страх, стыд, ложное самолюбие, инертность, лень, усталость и т.п.).

5. Исполнение принятого решения. Человек строит своё поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, но и контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или её части), который был создан заранее.

Волевые качества человека.Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

От настойчивости принято отличать упрямство, которое чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается стоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, он руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Важной характеристикой воли является инициативность, которая заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникающих у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

От самостоятельности следует отличать негативизм, который проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желании, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли — решительностью, которая заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Она характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Глава 8 Воля. Общая психология

Практически все принимаемые и реализуемые человеком решения или достигнутые цели не обходятся без использования воли. Сложно представить себе успех в какой-либо деятельности, достигнутый без приложения волевых усилий.

Воля – способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.

Волевые действия являются намеренными, человек осуществляет их целенаправленно, сознательно. Усилия воли, как правило, имеют четко выраженные внутренние или внешние причины.

Волевые процессы выполняют три основные функции.

1. Побудительная функция заключается в том, чтобы заставить человека начать то или иное действие, преодолевая существующие объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связана с усилиями воли, направленными на поддержание необходимого уровня активности при влиянии внешних и внутренних помех.

3. Тормозная функция состоит в сознательном торможении альтернативных мотивов и желаний, которые отличаются от главных целей и задач деятельности на данный момент времени.

Волевое усилие – особая форма психического напряжения, мобилизующая физические, интеллектуальные силы человека и создающая дополнительные мотивы к действию. Волевые процессы являются достаточно сложными образованиями, состоящими из ряда этапов, образующих целостный волевой акт.

Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:

– осознание цели действия. Для того чтобы достигнуть какой-либо цели, человек должен ее четко осознавать, точно знать, чего именно хочет;

– осознание возможностей достижения цели. Достигнуть необходимого результата можно разными способами. Зачастую человек вынужден прилагать значительные волевые усилия для решения своих задач. Необходимо избрать такие средства, при которых человек потеряет меньше всего сил;

– наличие нескольких мотивов, определение приоритетов исходя из их интенсивности и значимости;

– «борьба мотивов», столкновение желаний и побуждений. Когда сталкиваются два сильных мотивирующих фактора, человеку бывает сложно сделать между ними выбор. Если же один из таких факторов более значим, то человек сделает выбор в его пользу. Частая борьба мотивов может привести к тому, что человек станет нерешительным в силу конфликтов между основными мотивами;

– принятие решения, выбор одного из мотивов, способов поведения. Данный этап характеризуется либо уменьшением напряжения, вызванным удачным разрешением ситуации, либо возникновением беспокойства в силу неуверенности в правильности принятого решения;

– практическая реализация принятого решения, воплощение выбранного варианта действия в своем поведении. С помощью воли человек организует свою деятельность по выполнению стоящих перед ним задач.

Среди основных функций воли можно выделить:

– выбор главных мотивов и целей;

– побуждение к действию при недостаточной мотивации;

– мобилизация физиологических и психических возможностей человека для достижения поставленной цели и преодоления существующих препятствий.

Волевая сфера человека характеризуется следующими параметрами.

– Сила воли – умение сдержать свои импульсивные действия и чувства, преодолеть затруднения на пути к поставленной цели. Проявлениями силы воли можно считать выдержку и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, владеть собой, воздерживаться от неразумных поступков.

– Целеустремленность – сознательная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Сходным понятием является настойчивость – стремление человека достигнуть поставленной цели, несмотря на ряд сложных условий.

Еще одним понятием является упрямство (оно, как правило, употребляется в отрицательном смысле). Упрямый человек основывает свои действия не на логических доводах, а на личных желаниях и потребностях, не умея управлять собственной волей.

– Инициативность – умение строить планы, выдвигать новые идеи, предпринимать попытки их реализации.

– Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию внешних факторов, а действовать на основе собственных взглядов и побуждений. Самостоятельный человек способен вносить в свои действия коррективы, в одиночку решая поставленные задачи. Крайней формой самостоятельности можно считать негативизм – необоснованную склонность действовать наперекор другим людям.

– Выдержка – умение затормозить, ограничить свои действия.

– Решительность – умение принимать решения и способность переходить от решения к деятельности. Решительность заключается в отсутствии сомнений при борьбе мотивов. Решительный человек четко знает, какое решение он примет, и без промедления приступает к реализации своих планов. От решительности необходимо отличать такое качество, как импульсивность. Импульсивность характерна для людей, которые торопятся в принятии решений, совершают необдуманные поступки.

– Энергичность – концентрация сил на достижении своих целей.

Литература

1.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

2. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.

3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

6. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.

7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1952.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

9. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Свойства воли в психологии

  1. Волевые
    свойства проявляются в способности не
    только правильно ставить, но и достигать
    цели. Иными словами, если вы целеустремленный
    человек, это говорит о том, что ваша
    личность наделена развитыми волевыми
    качествами.

  2. Решительность.
    Следующее свойство воли – это умение
    быстро и продуманно выбирать свою цель,
    при этом, не забывая о способах ее
    достижения.

  3. Настойчивость.
    Правильно определенная мотивация
    способна не только помочь вам добиться
    желаемого, но и укрепить свою волю, а в
    психологии настойчивых людей
    характеризуют, как тех, которые способны
    правильно оценить обстановку, найдя в
    ней то, что поможет им достичь цели.

  4. Выдержка.
    Именно в этом свойстве ярко выражена
    тормозная функция, о которой говорилось
    ранее.

  5. Самостоятельность.
    Если вам не чуждо по собственной
    инициативе задаться целью и выполнять
    принятое решение, в вас развито это
    волевое свойство.

24.Эмоциональные процессы.

Эмоциональный
процесс
эмоциональный
феномен
эмоциональное
состояние
эмоция (от лат. emoveo —
потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (отлат. affectus —
страсть, душевное
волнение) — психофизиологический процесс,
мотивирующий и
регулирующий деятельность (поведение, восприятие,мышление),
отражающий субъективное значение
объектов и ситуаций, и представленный
в сознании в
форме переживания.
Среди эмоциональных процессов
выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

В
отечественной психологии широкое
распространение получила практика
классификации эмоциональных процессов
на аффекты, эмоции и чувства,
в зависимости от их психологических
особенностей и закономерностей
протекания[2].
Часто настроения также
выделяют как отдельный класс[4].
В результате получается следующая
классификация:

  • Аффекты —
    кратковременные и интенсивные
    эмоциональные процессы, сопровождающиеся
    резко выраженными двигательными
    проявлениями и изменениями в работе
    внутренних органов. Например, испуг.

  • Эмоции —
    более продолжительные и менее интенсивные,
    чем аффекты,
    эмоциональные процессы, отражающие
    субъективное значение ситуаций, но не
    конкретных объектов самих по себе.
    Например, тревога.

  • Чувства —
    более продолжительные и менее интенсивные,
    чем аффекты,
    эмоциональные процессы, отражающие
    субъективное значение конкретных
    объектов. Например, ненависть.

  • Настроения —
    достаточно продолжительные эмоциональные
    процессы невысокой интенсивности.
    Например, скука.

К.
Э. Изард предлагает
следующий список базовых эмоций[5]:

  1. интерес — возбуждение;

  2. удовольствие — радость;

  3. удивление;

  4. горе — страдание;

  5. гнев —
    ярость;

  6. отвращение —
    омерзение;

  7. презрение —
    пренебрежение;

  8. страх —
    ужас;

  9. стыд —
    застенчивость;

  10. вина — раскаяние.

Советский
психолог Б.
И. Додонов предложил
классификацию эмоциональных процессов,
основанную на связанных, по его мнению,
с этими эмоциональными
процессами потребностями человека:

  • альтруистические;

  • коммуникативные;

  • глорические;

  • праксические;

  • пугнические;

  • романтические;

  • гностические;

  • эстетические;

  • гедонистические;

  • акизитивные
    эмоции.

Развитие воли — психология

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Реферат

студентки гр.

Владивосток

2010

1 Воля и ее основные признаки

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

— сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

— настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

— выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

— решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

— смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

— самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

— дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

— обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

— организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

— необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

— несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

— на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В качестве основных функций воли выделяют:

— выбор мотивов и целей;

— регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

— организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

— мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения.

Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

2 Теории воли

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера — ассоциативным и интеллектуальным процессам. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением.

Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области — психологии личности.

По Эббингаузу, воля — инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого «зрячего инстинкта», сознающего свою цель.

Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт).

Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого — действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие.

Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.

Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли.

Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации.

Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из неволевого.

Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта.

Самое существенное для возникновения волевого процесса — активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие.

Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние — на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

— мотивационный подход;

— подход свободного выбора;

— регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:

1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу:

Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Г.И. Челпанова. Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она — совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв.

Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке — просто объективация мировой воли.

Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле — вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную).

Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от «служения» мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.

Источник: http://MirZnanii.com/a/202356/volya-i-ee-osnovnye-priznaki-teorii-voli-volevaya-regulyatsiya-povedeniya-razvitie-voli

Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Развитие воли - психология

Главная > Психология > Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии.

Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний.

    Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.

  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность.

    Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю.

    В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность.

    Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее.

Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей.

Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала.

Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой.

Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами.

В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель.

Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже.

Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/opredelenie-ponyatiya-voli-v-psihologii-svojstva-i-struktura.html

Психология

Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности.

Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса.

В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков.

Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходи-

432

мы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы.

Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.

Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным.

Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии.

Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития Практически невозможно.

В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

433

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Понятие о воле.

  1. Основные признаки воли как психологического яштения.
  2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.
  3. Первичные волевые качества личности.
  4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а 2. Теории воли.

  1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.
  2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.
  3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.
  4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.
  5. Воля и мотивация.
  6. Воля и рефлексия.

Т е м а 3. Волевая регуляция поведения.

  1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.
  2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.

Т е м а 4. Развитие воли у человека.

  1. Основные направления развития воли.
  2. Игры детей и их значение в развитии воли.
  3. Становление волевых качеств личности.

Темы для рефератов

  1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
  2. Основные направления и пути развития воли.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Становление волевой регуляции поведения у детей.
  2. Теоретический анализ волевого действия.

ЛИТЕРАТУРА

I

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454—465.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Воля: 182-211.)

434

Страхов И. В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36.)

II

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11—31. Основные понятия психологической теории воли: 32—51.)

Левитов Н. Д. Психология характера. — М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54.)

Общая психология. — М., 1986. (Вот: 385-400.)

III

Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения; Учебное пособие. — Челябинск, 1979. (Общая характеристика волевой активности школьников: 4—26. Методы изучения волевой активности школьников: 26—67.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка воли: 43—69. Саморегуляция, Владение собой: 83—119)

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Теория волевого внимания (Н.Н.Ланге): 107-144.)

Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23.)

Источник: http://fulltext.narod.ru/books/2/B2Chapter17-4.html

Создание персонажа — Руководство по написанию персонажей

Создание интереса к персонажам жизненно важно при попытке привлечь преданных читателей. В конце концов, ваши персонажи — это строительные блоки вашего романа. Именно они заставят ваших читателей по-настоящему заботиться о результате и будут продолжать перелистывать страницы. Создание подробных набросков или контуров персонажей — отличный способ проникнуть внутрь кожи ваших персонажей. Вот еще несколько советов по написанию правдоподобных символов:

1. Сделайте своих персонажей такими же сложными, как настоящие люди

Иногда нам надоедает книга, и мы сдаемся.Не потому, что описание плохое или сюжет сбивает с толку. Больше потому, что мы просто не чувствуем никакой связи с персонажами. Вспомните героя Ахилла из греческой легенды. Ахиллес был невосприимчив к физическим повреждениям благодаря тому, что мать окунула его в мифическую реку Стикс, когда он родился. Это дает ему почти смехотворное преимущество в бою. И все же то место, где мать держала его во время ритуала — его пятка — является слабым местом. Эта уязвимость в конечном итоге стала причиной его смерти на поле боя.Было бы скучно, если бы A

.

Как запоминающе представить персонажей: 6 способов

Запоминающиеся представления персонажей привлекают внимание читателей. Примеры опытных авторов показывают нам, как вводить персонажей, появление которых производит впечатление. Вот несколько способов познакомиться с первым персонажем:

1: Используйте предысторию для знакомства с важным персонажем

2: Введите центральный персонаж через слова других персонажей

3: Показать персонажа, выполняющего типичное действие

4: Представьте персонажа на пороге перемен

5: Заставьте персонажей представиться непосредственно читателю

6: Дайте запоминающееся и уникальное физическое описание

Давайте подробнее рассмотрим каждую из этих идей на примерах:

1: Используйте предысторию для знакомства с важным персонажем

Изложение истории персонажа сразу дает читателям ощущение формирующего опыта и психологии персонажа.Если вы выберете такой подход к представлению персонажа, избегайте дампов информации. Сохраняйте предысторию, соответствующую истории вашего персонажа и его нынешним обстоятельствам.

Хорошим примером является открытие дома Дэвида Копперфильда Чарльза Диккенса. Рассказчик и главный герой представляет себя, рассказывая читателю о смерти своего отца

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *