Воображение воссоздающее: Воссоздающее и творческое воображение — Студопедия

Содержание

Воссоздающее и творческое воображение — Студопедия

Непроизвольное и произвольное воображение

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Непроизвольное или пассивное воображение – наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального намерения со стороны человека и без его усилий. (Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного). Примером может служить творчество композиторов (Чайковский, Моцарт и др.) музыкальные образы которых часто являлись спонтанными, возникающими непроизвольно.

Произвольное или активное воображение проявляется в случае , когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Т.е. человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее или репродуктивное воображение это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Задача – воссоздание, репродуктирование реальности. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет наиболее важную роль. Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы.



Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными. Чтобы создать у учащихся правильное представление о новом учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссоздаваемый образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.

Творческое или продуктивное воображение

В отличии от воссоздающего воображения творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.


Творческая деятельность это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т.д. Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте.

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представит образ по описанию неизмеримо легче, нежели создать его.

Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Так называемое вдохновение – оптимальная концентрация духовных сил и способностей человека – есть результат большого предшествующего труда. Недаром П.И. Чайковский говорил, что вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых, а И.Е. Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд.

У людей творческого труда представления воображения иногда могут быть необыкновенно яркими и живыми, давать сильнейшую эмоциональную реакцию. П.И. Чайковский, по его словам, плакал, когда его Герман заколол себя. А.Н. Толстой, работая над трилогией «Хождение по мукам», отчетливо видел своих героев, даже разговаривал с ними. М.И. Глинка, сочиняя оперу «Иван Сусанин», так живо представлял себе положение героя в сцене в лесу с поляками, что, по словам композитора, волосы у него становились дыбом и мороз подирал по коже.

ОСОБЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

Мечта – воображение, направленное на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

Грезы — психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием идеального будущего (практически не реального). Мечта более реалистична и достижима.

Фантазия – Воображение, направленное на создание образов, которым ничего или мало что соответствует в действительности.

Галлюцинации – фантастические видения, возникающие непроизвольно, без участия воли, не имеющие никаких связей с окружающей действительностью. Результат расстройства психики. (Белая горячка. Мираж в пустыне.)

Сновидения – пассивная непроизвольная форма воображения.

§39. Воссоздающее воображение. Психология. Учебник для средней школы.

§39. Воссоздающее воображение

Воссоздающим воображением называется построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта. Читая в учебнике физики или химии описание какого-нибудь опыта, учащийся должен возможно яснее представить себе расположение предметов и приборов, действия, которые надо произвести, результат этих действий и т. д. Это и есть деятельность воссоздающего воображения.

Рассматривая плоскостной чертёж машины, надо уметь совершенно отчётливо представить себе расположение отдельных частей этой машины в пространстве и взаимодействие их. Это также работа воссоздающего воображения, а именно той его разновидности, которая называется «техническим воображением». Техническое воображение, необходимое в деятельности инженера, техника, квалифицированного рабочего, предполагает уменье, глядя на чертёж, мысленно «видеть» машину, аппарат, деталь, изображённые на этом чертеже.

Особенно большую роль играет воссоздающее воображение при изучении таких наук, объекты которых не могут быть знакомы из личного опыта. Это относится к ботанике, зоологии, географии, в особенности же к истории; события далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку, в которой они действовали, можно представить себе только с помощью воображения. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.

Недостаточно, однако,— о какой бы науке ни шла речь — воображать себе что-нибудь. Задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным, давать образы, соответствующие действительности.

Эго возможно при наличии двух условий:

1. Нужно уметь правильно понимать те описания схемы, чертежи, от которых отправляется работа воображения.

Чтобы представить себе по чертежу машину, надо уметь «читать чертёж», понимать применяемые в нём способы изображения, знать условные обозначения. Чтобы создать верную картину событий прошлого, надо прежде всего правильно понимать текст исторического описания и рассказа.

2. Нужно иметь достаточный запас наглядных образов из соответствующей области действительности.

В первом параграфе этой главы мы уже говорили о том, что без достаточного материала, полученного в восприятии, невозможна продуктивная работа воображения, и приводили пример неправильных исторических представлений, возникающих от недостатка такого материала.

Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видал и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.

Ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Вспомните с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.

Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Уменье читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно: для человека с «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и ненужным.

Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того. Чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образ её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, «пережить» её.

Прочтите следующие строчки из данного Тургеневым описания июльского утра:

«Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; ещё свежо, но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий… Вот заскрипела телега… Звучный лязг косы раздаётся за вами».

Чтобы действительно понять эти строчки, надо мысленно «увидеть» и стену дубового леса, блестящую и алеющую на солнце, и зелёный след на побелевшей траве, надо мысленно «услышать» скрип телеги и лязг косы. Мало того, надо представить себе горький запах полыни и медовый запах гречихи и «кашки», представить свежесть утра и начинающую чувствоваться близость жара, представить ощущение «томного» головокружения. Тогда можно действительно пережить то, что пережили бы вы, «бродя на заре по кустам», т. е. действительно перенестись в изображаемую ситуацию.

Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

воображение воссоздающее — это… Что такое воображение воссоздающее?



воображение воссоздающее

— развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • воображение активное
  • воображение пассивное

Смотреть что такое «воображение воссоздающее» в других словарях:

  • воображение воссоздающее — (репродуктивное – от лат. re – приставка со значением вновь , снова и producere – производить; буквально – воспроизводящее) – разновидность воображения, имеющее в своей основе создание образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ВОССОЗДАЮЩЕЕ) — мысленное представление предмета, соответствующее заданной схеме, чертежу, рисунку или словесному описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении… …   Профессиональное образование. Словарь

  • воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда …   Большая психологическая энциклопедия

  • воображение активное — есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • воображение —         ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Современная энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Большой Энциклопедический словарь

  • Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — (англ. imagination) универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально смыслового опыта. В. это… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Готовимся к школе. День за днем. Тетрадь к хрестоматии. В 2-х частях. Часть 1. Осень-Зима. ФГОС, Кубасова Ольга Владимировна. Комплект методических пособий для литературного образования детей старшего дошкольного возраста включает: — хрестоматию с литературными текстами, вопросами и заданиями, а также с… Подробнее  Купить за 343 руб
  • Готовимся к школе. День за днем. Тетрадь к хрестоматии в 2-х частях. Часть 2. Весна-Лето. ФГОС, Кубасова Ольга Владимировна. Комплект методических пособий для литературного образования детей старшего дошкольного возраста включает: — хрестоматию с литературными текстами, вопросами и заданиями, а также с… Подробнее  Купить за 343 руб
  • Готовимся к школе день за днем. Тетрадь к хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2. Весна, лето, Кубасова Ольга Владимировна. Комплект методических пособий для литературного образования детей старшего дошкольного возраста включает:- хрестоматию с литературными текстами, вопросами и заданиями, а также с методическими… Подробнее  Купить за 292 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «воображение воссоздающее» >>

Воссоздающее воображение

Воссоздающим воображением называется построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта. Читая в учебнике физики или химии описание какого-нибудь опыта, учащийся должен возможно яснее представить себе расположение предметов и приборов, действия, которые надо произвести, результат этих действий и т. д. Это и есть деятельность воссоздающего воображения.

Рассматривая плоскостной чертёж машины, надо уметь совершенно отчётливо представить себе расположение отдельных частей этой машины в пространстве и взаимодействие их. Это также работа воссоздающего воображения, а именно той его разновидности, которая называется «техническим воображением». Техническое воображение, необходимое в деятельности инженера, техника, квалифицированного рабочего, предполагает уменье, глядя на чертёж, мысленно «видеть» машину, аппарат, деталь, изображённые на этом чертеже.

Особенно большую роль играет воссоздающее воображение при изучении таких наук, объекты которых не могут быть знакомы из личного опыта. Это относится к ботанике, зоологии, географии, в особенности же к истории; события далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку, в которой они действовали, можно представить себе только с помощью воображения. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.

Недостаточно, однако,— о какой бы науке ни шла речь — воображать себе что-нибудь. Задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным, давать образы, соответствующие действительности.

Это возможно при наличии двух условий:
1. Нужно уметь правильно понимать те описания схемы, чертежи, от которых отправляется работа воображения.

Чтобы представить себе по чертежу машину, надо уметь «читать чертёж», понимать применяемые в нём способы изображения, знать условные обозначения. Чтобы создать верную картину событий прошлого, надо прежде всего правильно понимать текст исторического описания и рассказа.

2. Нужно иметь достаточный запас наглядных образов из соответствующей области действительности.

В первом параграфе этой главы мы уже говорили о том, что без достаточного материала, полученного в восприятии, невозможна продуктивная работа воображения, и приводили пример неправильных исторических представлений, возникающих от недостатка такого материала.

Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видал и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.

Ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Вспомните с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.

Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Уменье читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно: для человека с «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и ненужным.

Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того. Чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образ её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, «пережить» её.

Прочтите следующие строчки из данного Тургеневым описания июльского утра:

«Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; ещё свежо, но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий… Вот заскрипела телега… Звучный лязг косы раздаётся за вами».

Чтобы действительно понять эти строчки, надо мысленно «увидеть» и стену дубового леса, блестящую и алеющую на солнце, и зелёный след на побелевшей траве, надо мысленно «услышать» скрип телеги и лязг косы. Мало того, надо представить себе горький запах полыни и медовый запах гречихи и «кашки», представить свежесть утра и начинающую чувствоваться близость жара, представить ощущение «томного» головокружения. Тогда можно действительно пережить то, что пережили бы вы, «бродя на заре по кустам», т. е. действительно перенестись в изображаемую ситуацию.

Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение.

Виды воображения. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Активное и пассивное воображение

Виды воображения — основные виды воображения – это пассивное и активное.

Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия во сне).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования. При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест.

Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя.

Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии — это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике — это наглядная модель строения атома, в биологии — модель, образ молекулы белка и т.д.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произ­вольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознатель­ный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей в Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. «Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности. Пассивное воображение управляется двумя принципами.

1) каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, а также тормозит появление противоречащих представлений, лишает их свойственного им значения. Таким образом, веселый человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем печальные, и наоборот.

2) мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления; неприятного мы избегаем.

Пассивное воображение может пользоваться первым попавшимся, даже ошибочным материалом, лишенным всякой логической связи, например, ассоциациями по созвучию, случайными совпадениями каких угодно образов и представлений, использованием одного понятия вместо другого, имеющего только второстепенные общие компоненты с первым и т.д.

В процессе пассивного воображения игнорируются временные соотношения. В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью. Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования, становятся препятствием.

 

Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей

воображение фотоВоображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение, также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое ВООБРАЖЕНИЕ простыми словами — виды, развитие…

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Оно помогает применять знания в решении проблем, так как благодаря развитому воображению мы учимся воспринимать ситуацию четче и быстрее придумывать решения. Основная тренировка для воображения — чтение захватывающих рассказов или просмотр фантастических фильмов.

Содержание статьи

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

воображаемоеВоображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый-мирВоображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2.Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

творчество-и-воображениеВоображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

сила-воображенияВоображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

воображать-в-одиночествеКогда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детское-воображениеДетские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

10 способов развить воображение и творческие способности

increase imagination

Воображение — это неотъемлемая часть человеческого разума, охватывающая как творческую, так и обучающую сферу. Расширение воображения открывает возможности. Считается, что это творческая способность разума, которая помогает человеку в деятельности, ориентированной на процесс, такой как мышление, запоминание, запоминание или формирование мнения.Богатое воображение может позволить человеку преследовать и достигать многих великих дел. Есть разные способы обогатить свое воображение, как можно обогатить воображение.

Вот десять способов развить воображение для улучшения творческого мышления:

• Откройте свой разум неизведанным путям. Креативность часто связывают с оригинальностью. Придумывать новые идеи может быть непросто, а зачастую и устрашающе, поскольку неизведанные пути могут представлять неожиданные угрозы. Это также путь, где можно найти подлинные идеи, которые могут привести к успеху.

• Подробнее. Креативность и воображение пробуждаются благодаря обучению. Готовность узнавать новое определяет способность принимать изменения и адаптироваться к ним. Это улучшает приспособляемость к образному мышлению и творческому мышлению.

• Рассказывайте истории. Люди любят слушать истории, и каждому есть что рассказать. Практикуйте образное и творческое мышление, рассказывая как можно больше историй. Пусть будет описательно. Пусть это позволит вам и вашему слушателю визуализировать то, что вам говорят.Визуализация — важная часть развития воображения. Визуализация часто воспринимается как способность создать в уме четкую и яркую картину. Однако это понятие также имеет разные смыслы. Визуализация также включает осязание, обоняние, вкус и другие чувства. Визуализация позволяет вам представить рассказываемую историю или описываемый объект. Чем более образным и творческим становится ум, тем более детальными могут быть визуализации.

• Будьте любопытны. Изучение нового пробуждает творческий потенциал и увеличивает воображение. Любопытство — часть познания нового. Дети, как правило, более изобретательны из-за своей любознательной натуры. Наша природная природа — искать ответы или узнавать новое — не исчезает с возрастом. Подкармливайте любопытство, узнавая и испытывая новое, и замечайте, как улучшается ваше воображение. Подкрепляйте свое любопытство, задавая вопросы, и создавайте свои идеи с помощью идей других.

• Не бойтесь пробовать что-то новое. Часто говорят, что если вы продолжаете делать одно и то же, то вы и дальше будете получать то же самое. Испытайте себя, чтобы испытать что-то новое или отправиться в новые приключения и начинания.

• Расширьте свои интересы. Творчество питается страстью. Расширьте свои интересы, переключив внимание на другие интересы, которые могут вам нравиться.

• Развивайте свои таланты. У каждого есть набор навыков или талантов. Сосредоточьтесь на развитии и оттачивании этих талантов, чтобы выразить свое творчество и воображение в тех областях, в которых вы преуспеваете, или в вещах, которые вы умеете делать лучше всего.

• Проводите время с творческими людьми. Синергизируйте свою энергию, проводя время с людьми, которые разделяют ваши интересы. Мозговой штурм, планирование или просто общение с людьми поддержат работу творческих сил, давая новые и свежие идеи.

• Взгляните на вещи по-другому. В моменты, когда вы чувствуете усталость или скуку и чувствуете, что ваши творческие способности иссякают, взгляните на вещи с новой точки зрения. Это даст вам свежий подход к вещам, которые могут даже вызвать новые идеи, которые раньше казались вам невозможными.

• Настройте свой ум на расслабление с помощью техник медитации. У хорошо отдохнувшего ума больше возможностей узнавать новое и выдвигать более творческие идеи. Существуют различные методы медитации, которые помогут развить воображение.

Попробовать бесплатно

increase imagination






Кнопка 1

Кнопка 2

Кнопка 3

Кнопка 4

Кнопка 5

Кнопка 6

Интервал остановки

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

Нажмите кнопки, чтобы воспроизвести или приостановить воспроизведение звука.

Воспроизвести аудио
Пауза аудио

,

Невилл Годдард о воображении создает реальность

Невилл Годдард твердо верил в то, что воображение создает реальность. Он учил, что все, что вы представляете, независимо от того, насколько оно велико или мало, будет отражаться в мире вокруг вас. Вы можете сказать, что вы представляли, глядя на то, что было создано в вашей реальности.

Более 30 лет Невилл Годдард много читал лекции о важности воображения, исходя из конечного результата… позволяя своему разуму отправиться в то место, где существует ваше желание… и отпускать текущую реальность.

Это не всегда легко сделать. Мне потребовалось некоторое время, чтобы узнать, как добраться до места, где можно испытать конечный результат, который поощряет Невилл. Иногда все еще может быть сложно, если у меня есть отрицательные эмоции вокруг чего-то, что я хочу проявить.

Но…

Когда я могу достичь того места воображения, о котором учил Невилл Годдард, происходит волшебство. Все проявляется так быстро, что я почти могу наблюдать, как реальность меняется в соответствии с моим воображением.

Вспоминая все те моменты, когда я получал то, что хотел, помогает мне преодолеть моменты, когда мой разум хочет сосредоточиться на реальности … когда он вызывает «а что, если», сомнения и другие кусочки сопротивления.

Ведение дневника всех случаев, когда учение Невилла Годдарда о воображении сработало, помогает мне помнить, что Невилл работает. Раньше это работало, и будет работать снова. Если вы когда-нибудь сомневаетесь в законе притяжения или силе своего воображения, вы можете попробовать вести дневник всех своих успехов, чтобы помочь вам и в «тяжелые» времена.

Для того, чтобы Закон притяжения сработал, требуется время. Когда вы задействуете силу своего воображения, ваша задача — наслаждаться жизнью, позволяя Вселенной воплощать в жизнь ваше желание.

Пока ваше желание приходит к вам, если вы считаете, что вам его не хватает, значит, вам его не хватает. Вам нужно вернуться и начать все сначала.

Невилл Годдард учит, что воображение думает с конца. В конце концов, у вас уже есть то, что вы хотите проявить — вы знаете, каково это иметь — как это пахнет, на вкус, звучит, ощущается… это чувство облегчения от того, что наконец-то это есть… это чувство триумфа за свой успех…

Это мышление с конца.

Если вы все еще желаете своего, значит, вы не продумали все до конца.Вы не использовали свое воображение для создания своей реальности. Вы только подумали о своем желании. Вы не испытали это.

Чтобы воплотить свое желание в реальности, вы должны испытать наличие своего желания в воображении. Вы должны выйти за рамки опыта получения этого. Вы должны действительно получать удовольствие от того, что это проявили.

Например, если ваше желание — ваша вторая половинка, вы можете испытать встречу со своей второй половинкой. Но наслаждаться своей второй половинкой можно, наслаждаясь романтическим ужином в свою первую годовщину или держась за руки, наблюдая за закатом.Замечательно представить себе встречу со своей второй половинкой, но когда вы представляете, каково это на самом деле быть с своей второй половинкой, именно тогда Закон притяжения сдвинет горы, чтобы воплотить ваше воображение в реальность.

Ощутить желание, исходя из конечного результата, — это не то, что вы можете сделать с помощью ума. Это не то, что нужно интеллектуализировать. Это действительно хорошее чувство, когда вы просто ЗНАЕТЕ, что ваше желание принадлежит вам. Невилл Годдард говорит нам, что именно эта комбинация воображения и чувства — как конечного результата — важна для того, чтобы закон притяжения работал.

Вот некоторые из моих любимых Цитаты Невилла Годдарда о воображении :

«Пробужденное воображение работает с определенной целью. Он создает и сохраняет желаемое, а также преобразует или уничтожает нежелательное ».

«Мир вытесняется вами. Спросите себя, чего вы хотите, а затем отдайте это себе! Не сомневайтесь, как это произойдет; просто идите своим путем, зная, что доказательства того, что вы сделали, должны появиться, и они появятся.”

«Поверьте, все в вашем мире изначально было задумано в вашем воображении. Дом, в котором вы живете, машина, в которой вы водите, одежда, которую вы носите, а также ваши друзья, ваши близкие, ваши враги и незнакомцы на улице были вообразлены до экстернализации. Пришло время управлять своим человеческим воображением и управлять им с помощью любви. Я призываю вас осознать, что все, что вы ищете во времени, содержится внутри вас ».

«Поднимите глаза контролируемым воображением и увидите то, что вы хотите видеть.Верьте в свое видение, и ваша вера сделает его твердым и реальным в вашем проявленном мире ».

«Вы можете желать чего-то, что, по вашему мнению, не можете себе позволить, или у вас нет времени или знаний, чтобы насладиться этим. Вы можете придумать тысячу причин, по которым обладание им невозможно; но — слыша, что воображение создает реальность — вы можете представить, что оно у вас есть. Но представить себе недостаточно; вы должны иметь достаточно веры в свое воображаемое действие, чтобы поверить в его реальность. Когда вы представляете себя тем человеком, которым хотите быть, вы должны твердо верить, что вы уже им являетесь; затем с верой ждите, пока ваше предположение не появится в вашем мире, ибо для этого воображаемого акта есть свой назначенный час.Он созреет и зацветет. Если тебе это покажется долгим — подожди, потому что точно и не поздно ».

«Если вы будете продолжать управлять своим миром в своем воображении, пока одно ощущение не вытеснит все другие идеи, ваше правильное сознание ответит за вас, и ваша мечта станет вашей реальностью. Но если вы не чувствуете себя удовлетворенным, вас легко отвлечь и вы промахнетесь ».

«В тот момент, когда вы оглядываетесь на свое прежнее состояние, вы снова входите в него, поскольку все состояния существуют, сохранены в вашем воображении и готовы к использованию.”

Как применить учение Невилла Годдарда о том, что воображение создает реальность?

Что вы делаете, когда ваш разум настаивает на том, чтобы сосредоточиться на реальности? Как это преодолеть?

Если вам нужна дополнительная информация о Невилле Годдарде и о том, как ваше воображение создает реальность, вам также может понравиться:

,

Захватить воображение — Идиомы от The Free Dictionary

А есть ли в вашем саду дерево, особая коллекция растений или поразительный орнамент, который действует как декоративный элемент и захватывает воображение? — это захватывает воображение. ЛОУРИ «Мы не играем много в гольф на маршруте и из люди, получающие отзывы, считают, что возвращаться к курсу ссылок — это замечательно. «Motorsport Development UK поможет нам работать с другими региональными агентствами развития, чтобы использовать спорт для защиты этого сектора, который находится под угрозой со стороны стран с развивающейся экономикой, а также как способ захватить воображение и побудить к участию больше молодежи.«В главах рассказывается, как позволить картине захватить воображение и оживить зрение, с множеством примеров изобразительного искусства, показывающих, как это может работать. Хотя эта идея не смогла захватить воображение на местном уровне, я вспоминаю, что Управление Демократической партии Стокпорта Приобретение немецкой фирмы Reemtsma компанией Imperial Tobacco продолжало привлекать воображение в этом секторе во время весьма скучной сессии. Мы стараемся захватить воображение в каждом доме, который строим, и рады, что получили признание за нашу работу в Lanesborough. Корт.«Грозовой перевал» Сельский пейзаж «Безумие» перенесет публику в Йоркширские пустоши с адаптацией «Грозового перевала» 17 августа, где бурный роман между Хитклиффом и Кэтрин поразит воображение. Рассказ Эмили Бронте о страсти и мести взволновал читателей и зрителей на протяжении поколений, и в этой адаптации Лауры Тернер любовь Кэтрин и Хитклифф будет испытана до предела. Шарджа: 11-й фестиваль детского чтения в Шарджи (SCRF) возвращается в выставочный центр Шарджи 17 апреля, чтобы запечатлеть воображение и восхищение любителей культуры: 2546 мероприятий с участием 198 гостей из 56 стран.Спектакль, созданный для того, чтобы захватить воображение и побудить детей исследовать окружающий мир, обещает любовь, смех, дружбу и, конечно же, множество крепких объятий ». От рекордной посещаемости до более активного участия фанатов Лига чемпионов AFC продолжает захватывать воображение в Азия и за ее пределами. От беспилотных автомобилей до ботов с искусственным интеллектом (ИИ) Facebook, которые учатся говорить на своем родном языке, и да, даже серия фильмов о «самоосознающих машинах» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, привлекательность технологий — и просто насколько далеко он может быть расширен — всегда будет захватывать воображение и заголовки во всем мире.Выставка отражает более широкое стремление Emaar вдохновлять на творчество и пленить воображение, привнося искусство в сообщества, которые она обслуживает. КРАТКИЙ СПИСОК ФИНАЛИСТОВ Ithica Films Используя одно из самых мощных средств массовой информации в мире, Ithica Films помогает предприятиям вызывать эмоции, вызывать реакцию и захватывать воображение. Вы можете создать свой собственный уголок для чтения Матильды или BFG Dream Cave, а затем захватить воображение с помощью листов деятельности и игр для вечеринок или даже провести ночь викторин Роальда Даля.
,

определение воображения от The Free Dictionary

Наполненный мрачными воображениями, я прошел через множество прекрасных и величественных сцен, но мои глаза были неподвижны и ненаблюдаем. Ни один человек не сомневается, что, если бы из человеческих умов были вычеркнуты тщеславные мнения, лестные надежды, ложные оценки, воображение, как и следовало бы. , и тому подобное, но это оставило бы умы многих людей, бедных, сморщенных существ, полных меланхолии и недомогания и неприятных себе? »Мы посылаем наших бессмертных лучников — бессмертных, потому что они безжизненны, существуют только в воображении наших врагов.ИНТЕЛЛЕКТ, ЭМОЦИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ И СМЕЖНЫЕ КАЧЕСТВА. Его отличительный принцип, вероятность, соответствует буквальной действительности фотографии и четко помещает ее в категорию репортажей; тогда как свободное крыло романтика позволяет ему подняться на такие высоты воображения, на которые он способен; и первые три основных элемента литературного искусства — это воображение, воображение и воображение. но причина, которая заставляет многих убеждать себя в том, что существует трудность в познании этой истины, и даже в понимании того, что они думают на самом деле, заключается в том, что они никогда не поднимают свои мысли над чувственными объектами и настолько привыкли рассматривать ничего, кроме воображения, которое представляет собой способ мышления, ограниченный материальными объектами, что все, что невозможно вообразить, кажется им непостижимым.Филлипс сказал, что Минни Эндрюс была образцовой ученицей, и в ней нет ни искры воображения или жизни. Воображение автора должно быть детским воображением и в то же время зрелым последовательным, так что Белая Королева в «Алисе», например, видят ее так, как ее видел бы ребенок, но она всегда продолжает саму себя во всех своих мучительных приключениях. Все эти загадочные головокружительные достижения после бессмертия — всего лишь паника душ, напуганных страхом смерти и проклятых трижды проклятым даром. воображения.У них нет инстинкта смерти; им не хватает воли к смерти, когда время умирать близко. Его представление о ней было для него священным воспоминанием, и его будущая жена должна была быть в его воображении повторением того изысканного, святого идеала женщины, который он мать была ». Раскройте не только воображение сильного огня и тепла, но и почти законченное искусство — силу постижения тонких умственных сложностей с ясностью и выражения их в живописной форме и совершенным лирическим языком.В частности, эта работа посвящена скромному уроженцу Флатландии в надежде, что, даже когда он был посвящен в Тайны ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЙ, будучи ранее знаком ТОЛЬКО с ДВУМЯ, граждане этого Поднебесного могут стремиться к Тайнам все выше и выше. ЧЕТЫРЕ ПЯТИ или ЧЕТЫРЕ ШЕСТЬ измерений, тем самым способствуя расширению воображения и возможному развитию этого величайшего и превосходного ДАРА СКРОМНОСТИ среди высших рас твердого человечества.
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.