Восприятие и ощущения в психологии: Статья по теме: Психология. Ощущение и восприятие
В психологии восприятие — это… Ощущение и восприятие :: SYL.ru
Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.
Ощущение и восприятие: определения понятий
Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.
Пример разницы восприятия и ощущений
Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.
Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.
Роль ощущений
Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.
Механизм ощущений
Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.
Рецепторы
Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.
Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.
Проводники
Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей – передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.
Центр
Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.
Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.
Число ощущений
Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений. Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств. Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.
Зрительные ощущения
Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.
Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.
Слуховые ощущения
Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.
Кинестетические ощущения
Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.
Осязательные ощущения
Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.
Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.
В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.
Вкусовые ощущения
Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.
Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.
Синестезия ощущений
Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.
Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.
Измерение ощущений
В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.
Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.
Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).
Адаптация органов чувств
Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.
Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.
Формирование восприятия
Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.
Типы и виды восприятия
В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.
Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.
Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.
Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.
Предметность и константность восприятия
Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.
Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.
Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.
Расстройства восприятия
Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.
Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.
Иной путь воздействия на процесс восприятия – принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.
Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей
Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.
Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.
Восприятие в психологии
Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. Психолог Дж. Гибсон трактует воспринимание, как активный процесс присвоения информации из мира, который включает реальное обследование той информации, которая воспринимается. Таким образом, данный процесс показывает человеку свойства окружающего мира, относящиеся к его потребностям, и проявляют его возможную деятельность в актуальной реальной ситуации.
Другой психолог У. Нессер твердил, что восприятие в психологии это процесс извлечение информации из объектов внешнего мира, который осуществляется на основе схем разных предметов и целого мира, которые имеются в субъекта. Эти схемы получаются в процессе опыта, и есть также исходные темы, врожденные. Похожей мысли придерживались сторонники когнитивной психологии, полагающие, что восприятие – процесс категоризации воспринимаемой информации, то есть, причисления воспринятых предметов в определенную категории объектов. Некоторые категории есть врожденными – это информация об окружающей природе и самых близких предметах, которые ребенок способен соотнести с какой-то категорией, а есть категории, в которые относятся предметы, знания о которых, полученные в опыте.
В сознании человека отображение происходит через прямое воздействие на анализаторы.
Методы восприятия зависят от системы, которая будет поддана воздействию. Благодаря перцепции, люди могут осознавать, что с ними совершается, и как мир влияет на них.
Данный процесс раннее описывали, как суммирование некоторых ощущений, или следствие элементарных ассоциаций отдельных свойств. Все же осталась часть психологов, рассматривающих воспринимание, как совокупность ощущений, появляющихся в результате прямого чувственного познания, которые трактуются, как субъективные переживания качества, локализации, силы и иных свойств воздействия стимулов.
Такое определение есть некорректным, поэтому современники описывают этот процесс, как отражение цельных предметов или явлений. Выделяет из комплекса воздействующих стимулов (форма, цвет, вес, вкус и другие) самые основные одновременно отвлекаясь от несущественных стимулов. Также объединяет группы существенных признаков и сопоставляет воспринятый комплекс примет с ранее известными знаниями о предмете.
Во время воспринимания знакомых предметов их узнавание очень быстро происходит, человек просто объединяет два – три свойства в целое и приходит к нужному решению. Когда воспринимаются незнакомые, новые предметы, их узнавание намного сложнее и происходит в более широких формах. В результате аналитико-синтетического процесса, выделяются существенные признаки, которые не дают другим раскрыться, несущественные и комбинирующие воспринимаемые элементы связываются в единое целое, и возникает полное воспринимание предмета.
Процесс восприятия есть сложным, активным, требует существенной аналитико-синтетической работы. Такой характер воспринимания выражается во многих признаках, которые требуют особого рассмотрения.
Процесс восприятия имеет моторные компоненты, с помощью которых реализовывается восприятие информации (движение глаз, ощупывание предметов). Поэтому данный процесс вернее будет определить, как перцептивную деятельность индивида.
Процесс воспринимания никогда не ограничивается одной модальностью, а имеет слаженную взаимосвязь нескольких анализаторов, в результате которой появляются представления, сформировавшиеся в личности. Очень важно, что воспринимание предметов никогда не происходит на элементарном уровне, а действует на высших уровнях психики.
Когда перед глазами человека есть часы, он мысленно называет этот предмет, не обращая внимания на несущественные свойства (цвет, форма, размер), но выделяет главное свойство – указание времени. Также он относит этот предмет в соответствующую категорию, изолирует его от других, сходных за внешнем видом предметов, но тех, которые относятся к совершенно другой категории, например, в данном случае, барометр. Это подтверждает, что процесс воспринимания человека по психологической структуре близкий к наглядному мышлению. Активный и сложный характер перцепции определяет ее особенности, которые в одинаковой степени относятся ко всем формам.
Особенности восприятия составляют главную характеристику воспринимающихся предметов. Они также являются свойствами этих предметов, явлений и объектов.
Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысление, апперцепция.
Предметность воспринимания наблюдается в отнесении знаний, приобретенных из внешнего мира в этот мир. Выполняет регулирующую и ориентирующую функции в практичной деятельности. Создается на основе внешних двигательных процессов, которыми обеспечивается контакт с предметом. Без движения воспринимание не обладало бы отнесенностью с объектами мира, то есть свойством предметности. Оно также имеет значение в регуляции поведения субъекта. Обычно предметы определяются не по их виду, а соответственно с практическим их назначением или основным свойством.
Константность определяется в относительном постоянстве свойств в предметах, даже если изменить их условия. С помощью компенсирующего свойства константности, субъект способен воспринимать предметы, как относительно устойчивые. Например, константность в воспринимании цветов – это относительная неизменяемость видимого цвета под влиянием освещения. Константность цвета также обусловливается действием определенных причин, среди них: адаптация к уровню яркости в зрительном поле, контраст, представления о натуральном цвете и условиях его освещенности.
Константность восприятия размеров выражается в относительном постоянстве видимых размеров предмета при различной удаленности. Если сравнительно недалеко удален предмет его воспринимание определяется действием дополнительных факторов, особенное значение среди них имеет усилие глазных мышц, которые адаптируются к фиксированию предмета во время удаления его на разные расстояния.
Восприятие формы предметов, их константность выражается в относительной стабильности ее восприятия, когда изменяются их положения относительно линии взгляда наблюдательного субъекта. Во время любого изменения в положении предмета по отношению глаз, его форма изображения на сетчатке изменяется, с помощью движений глаз вдоль контуров предметов и выделению свойственных сочетаний линий контура, известных субъекту из прошлого опыта.
Исследование эволюции происхождения константности воспринимания людей, ведущих свой образ жизни в густом лесу, не видящие предметов на различных расстояниях, только вокруг себя. Воспринимают предметы, находившееся на далеком расстоянии, как небольшие, а не удаленные. Например, строители видят объекты, которые находятся внизу, без искривления их размеров.
Источником свойства константности восприятия, являются действия перцептивной системы мозга. Когда человек неоднократно воспринимает одни и те же самые предметы в разных условия, обеспечивается стабильность перцептивного образа предмета, относительно переменчивых условий и движений самого воспринимающего рецепторного аппарата. Следовательно, похождение константности истекает из своеобразного саморегулирующего действия, которое имеет механизм обратной связи и адаптируется к особенностям предмета, условиям и обстоятельствам его существования. Если бы у человека отсутствовала константность восприятия, он не мог бы ориентироваться в постоянной изменчивости и многообразности окружающего мира.
Целостность восприятия дает большую информативность, в отличие от ощущений, которые отражают отдельные признаки предмета. Целостность формируется на основе общих знаний о его отдельных свойствах и характеристиках объекта, принимаемых в форме ощущений. Элементы ощущения очень сильно соединены между собой и единственный сложный образ объекта возникает, когда человек находится под непосредственным влиянием некоторых свойств или частей предмета. Впечатления от этого возникают, как условный рефлекс в результате связи зрительного и тактильного воздействия, которая сформировалась в жизненном опыте.
Восприятие не является простым суммированием человеческих ощущений, и не отвечает на них мгновенно. Субъект воспринимает фактически изолированную от ощущений обобщенную структуру, формирующуюся во время определенного времени. Когда человек слушает музыку, услышанные им ритмы будут продолжать звучать в голове, когда поступает новый ритм. Слушающий музыку, воспринимает ее структуру целостно. Последняя услышанная нота не может основывать такое понимание, в голове продолжает проигрываться целая структура мелодии с различными взаимосвязями включающих в нее элементов. Целостность и структурность лежат в свойствах отражаемых предметов.
Восприятие человека имеет очень тесную связь с мышлением. Поэтому особенность осмысленности восприятия отыграет очень важную роль. Хоть процесс воспринимания и возникает под влиянием прямого воздействия на органы чувств, но перцептивные образы еще имеют всегда смысловое значение.
Осознанное восприятие предметов помогает человеку мысленно назвать предмет, отнести его к назначенной категории, группе. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Воспринимание являет собой неизменный поиск самого лучшего описания имеющихся данных. То, как предмет воспринимается человеком, зависит от раздражителя, его особенностей, и самого человека. Поскольку, воспринимает живой целостный человек, а не отдельные органы (глаза, ухо), поэтому процесс воспринимания всегда находится под воздействия специфических особенностей личности.
Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется апперцепцией. Если испытуемым предъявлять незнакомые объекты, то на первых фазах их воспринимания, они будут искать эталоны, относительно которых можно отнести объект, который предъявляется. Во время воспринимания выдвигаются и подлежат проверке гипотезы относительно принадлежности объекта к определенной категории. Так, во время восприятия задействуются следы из прошлого опыта, знаний. Поэтому один предмет может быть воспринят разными людьми по-разному.
Содержание восприятия обусловливается поставленной задачей перед субъектом, его мотивированностью, в его процессе имеют значения установки и эмоции, которые способны изменить содержимое восприятия. Эти условия есть необходимыми для ориентирования субъекта в окружающем мире.
Виды восприятия
Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).
Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.
Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.
Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.
Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.
Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.
Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.
Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).
Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.
Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.
Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.
Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.
Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).
Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.
Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.
Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.
Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.
Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.
Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.
Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.
Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.
В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.
В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.
В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.
Восприятие человека человеком
Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.
Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.
Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.
Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.
Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.
Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.
Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.
Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.
Развитие восприятия у детей
В развитии восприятие детей имеет специфические особенности. С рождения, он уже владеет некоторой информацией. Дальнейшее развитие этого процесса – это результат личной активности ребенка. Насколько он является активным, настолько быстро он развивается, знакомится с различными предметами и людьми.
Восприятие детей в дальнейшем могут контролировать родители. Раннее развитие свойств восприятия осуществляется по мере взросления ребенка, оно проявляется в той особенности, что для воспринимающего ребенка форма предмета становится значимо, она набирает смысл. В младенчестве происходит развитие распознавания людей и предметов вокруг человека, растет количество целенаправленных осознанных телодвижений. Такая активность в развитии перцепции происходит до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы до этого времени состоялось исследование на возможные нарушения восприятия. Причина аномалии в развитии понимания действительности, может быть в разрывах связи систем органов чувств и мозговых центров, в которые поступает сигнал. Это могло произойти в случае, травмы или морфологических изменений организма.
Восприятие детей младшего школьного возраста выражается смутностью и нечеткостью. Например, дети не узнают на праздниках переодетых в костюмы людей, хоть их лицо может быть открытым. Если дети увидят картинку незнакомого предмета, они выделяют из этого изображения один элемент, опираясь на который осмысливают предмет целиком. Такое осмысление носит название – синкретизма, оно присущее детскому восприятию.
В среднем дошкольном возрасте появляются представления о соотношении величины предметов. Ребенок может судить о знакомых вещах, как больших или маленьких, независимо от их соотношения с другими предметами. Это наблюдается в способности ребенка расставить игрушки «по росту».
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представления об измерениях величины предметов: ширине, длине, высоте, пространстве. Они способны отличать расположение предметов между собой (сверху, снизу, слева, справа и так далее).
Продуктивная деятельность ребенка заключается в его умении воспринимать и воспроизводить особенности предметов, их цвет, величину, форму, расположение. При этом важно усвоение сенсорных эталонов и также развитие особенных действий восприятия.
Восприятие детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений выражает единство переживания и познания. Ребенок учится фиксировать изображение и воспринимать чувства, волнующие автора.
Особенность воспринимания окружающих людей ребенком выявляется в оценочных суждениях. Наиболее высокая и яркая оценка приписывается тем взрослым, которые имеют тесную связь с ребенком.
Восприятие и оценка других детей зависит от популярности ребенка в группе. Чем выше положение ребенка, тем более высокую оценку ему приписывают.
Развитие восприятия детей дошкольного возраста является сложным, многогранным процессом, способствующим тому, чтобы ребенок учился точнее отображать окружающий его мир, умел различать особенности действительности и смог успешно в ней адаптироваться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
основные свойства с примерами, определение кратко
Наше восприятие – это основной канал получения информации об окружающем мире и отражение этого мира. На основе восприятия человек формирует представления о предметах и явлениях действительности, имеет возможность познавать мир.
Это восприятие
Что такое восприятие
В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.
Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».
Признаки восприятия
Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.
Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.
Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.
Уровни восприятия
Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:
- Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
- Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
- Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.
Формирование образа предмета
Виды восприятия у людей
В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.
По модальности
По модальности выделяют следующие виды восприятия:
- Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
- Слуховое – способность воспринимать звуки;
- Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
- Обонятельное – способность различать запахи;
- Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.
В зависимости от ведущего анализатора
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).
Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.
Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.
Как она ко мне относится?
По способу актуализации
В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.
Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
- Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия
- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
- Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
- Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Ошибки в восприятии
Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Иллюзия
Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:
- Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
- Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.
Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.
Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.
Восприятие человека человеком
В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.
В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.
Восприятие людьми друг друга
Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.
Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.
Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.
В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.
Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».
Восприятие времени детьми
По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.
Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.
Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.
Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.
Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Краткое восприятие реальности
Видео
Тест по психологии «Ощущение и восприятие»
Тест «Ощущение и восприятие»
Вариант 1
1. Ощущение – это:
+1) деятельность специальных нервных аппаратов, приводящих к созданию образов предметов и явлений;
2) отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
3) информация, которая поступает в мозг и на основе которой, складывается целостный образ.
2. Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется:
1) восприятием
+2) ощущением
3) деятельностью
4) рефлексом
3. Величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его, называется:
1) контрастом ощущений
2) адаптацией
+3) порогом чувствительности
4) верхним порогом чувствительности
4. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется порогом:
+1) нижним абсолютным
2) верхним абсолютным
3) разностным
4) дифференциальным
5. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это…
1) категориальность восприятия
2) модальность ощущения
3) константность восприятия
+4) предметность восприятия
6. К свойствам ощущений не относят:
1) продолжительность;
2) интенсивность;
3) качество;
+4) интероцептивность.
7. Восприятием называется психический процесс, суть которого в:
+1) отражении в сознании человека предметов или явление в совокупности его свойств
2) опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов
3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4) абстрактом отражении предметов и явлений материального мира
8. Восприятие человека человеком носит специальное название:
1) аттракция
2) рефлексия
3) эмпатия
+4) социальная перцепция
9. Сознательно воспринимать предмет – это значит:
1) воспринимать предмет или явление, находясь в сознании, т.е. осознавая факт своего восприятия этого предмета
+2) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове
3) воспринять предмет под углом зрения потребностей
4) просчитать возможные последствия взаимодействия этих предметов
10. Что не относится к видам восприятия:
1) восприятие деятельности;
2) восприятие пространства;
3) восприятие движения;
4) восприятие времени;
+5) восприятие человека человеком;
+6) восприятие предметов и явлений окружающего мира;
+7) восприятие мира;
Вариант 2
1. Ощущением называется психический процесс, состоящий в:
1) целостном отражении объектов окружающего мира
2) обобщенном отражении предметов и явлений материального мира
+3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4) опосредованном отражении отдельных свойств физического мира
2. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является:
1) потребность
2) мышление
+3) ощущение
4) воображение
3. Способность к ощущениям имеется:
1) у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой
+2) у всех живых существ
3) только у человека
4) у всех живых существ, обладающих нервной системой
4. Осознаваемые ощущения доступны:
1) всем биологическим формам жизни
2) человеку и высшим животным
+3) только человеку
5. К экстерорецептивным ощущениям не относят:
1) вкусовые;
2) обонятельные;
3) слуховые;
4) зрительные;
+5) двигательные.
6. Восприятие – это:
+1) целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
2) наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними улавливается.
3) функциональное состояние органов чувств, зависящее от чувствительности анализаторов соответствующего типа.
7. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется:
1) избирательностью
+2) предметностью
3) адекватностью
4) осмысленностью
8. Для какого познавательного процесса характерны следующие свойства «предметность, апперцепция, константность, осмысленность, избирательность, целостность»:
1) мышление;
2) ощущения;
3) внимание;
+4) восприятие.
9. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:
1) Представление
+2) восприятие
3) когнитивный диссонанс
4) ощущение
10. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, называется:
1) ощущением
2) мышлением
3) воображением
+4) восприятием
3. Ощущение и восприятие. Виды и свойства
Ощущение
и восприятие
тесно связаны
между собой, являясь чувственным
отображением объективной реальности.
Но восприятие
— это осознание
чувственного данного предмета или
явления в целом, а
ощущение
— это
отражение отдельного чувственного
качества предмета или явления. Ощущения
и восприятия едины и различны. Например,
если задать вопрос: «Горячая или холодная
вода в чайнике?», то вы прикоснувшись
к чайнику рукой отвечаете на поставленный
вопрос. А если ставится аналогичный
вопрос и вы видите, что из горлышка
чайника подымается пар, то сразу
отвечаете, не прикасаясь к чайнику
рукой, что в нем вода горячая. Итак,
первый ответ характеризует психический
процесс ощущения,
второй – восприятия.
Ощущения
— начальный
источник всех наших знаний о мире.
Предметы и явления действительности,
воздействующие на наши органы чувств,
называются раздражителями,
а воздействие раздражителей на органы
чувств — раздражением,
которое вызывает в нервной ткани
возбуждение. Ощущение возникает как
реакция нервной системы на тот или иной
раздражитель и имеет рефлекторный
характер. Способность к ощущениям
имеется у всех живых существ, обладающих
нервной системой. Осознаваемые ощущения
есть только у живых существ, имеющих
головной мозг и кору головного мозга
(человек
утрачивает состояние сознания и вместе
с ним способность иметь ощущения,
например, во время сна, при наркозе, при
болезненных нарушениях сознания).
Физиологическим
механизмом ощущений является деятельность
специальных нервных аппаратов, называемых
анализаторами.
Органы
чувств (анализаторы) человека с рождения
приспособлены для восприятия и переработки
разнообразных видов энергии в форме
стимулов-раздражителей
(физических, химических, механических
и других воздействий).
Различают
пять основных видов ощущений:
обоняние,
вкус, осязание, зрение и слух.
Обоняние
— вид
чувствительности, порождающий
специфические ощущения запаха.
Это одно из наиболее древних, простых,
но жизненно важных ощущений. Анатомический
орган обоняния расположен у большинства
живых существ в наиболее выгодном месте
— впереди, в выдающейся части тела. Путь
от рецепторов обоняния до тех мозговых
структур, где принимаются и перерабатываются
получаемые от них импульсы, наиболее
короткий. Нервные волокна, отходящие
от обонятельных рецепторов, без
промежуточных переключений попадают
в головной мозг.
Вкус
— имеет четыре
модальности:
сладкое,
солёное, кислое
и
горькое.
Все остальные ощущения вкуса представляют
собой разнообразные сочетания этих
четырёх основных.
Осязание
(кожная
чувствительность) — это
наиболее широко представленный и
распространённый вид чувствительности.
Ощущение, возникающее при прикосновении
какого-либо предмета к поверхности
кожи, не представляет собой элементарного
осязательного ощущения. Оно есть
результат сложного комбинирования
четырёх других, более простых видов
ощущений: давления,
боли, тепла и холода,
и для каждого из них существует
специфический вид рецепторов, неравномерно
расположенных в различных участках
кожной поверхности.
На
примерах кинестетических ощущений
(обеспечивающих
управление движениями, оценку направления
и скорости движения, величину расстояния)
можно подтвердить, что далеко не все
ощущения являются осознаваемыми. В
повседневной речи, которой мы пользуемся,
отсутствует слово, обозначающее ощущения,
идущие от рецепторов, расположенных в
мышцах и работающих при их сокращении
или растяжении. Они формируются
автоматически, поступают в мозг и
регулируют движения на подсознательном
уровне.
Электромагнитные волны.
Зрительная система человека отражает
электромагнитные волны в диапазоне от
380 до 780 миллиардных долей метра, т.е.
весьма ограниченную часть электромагнитного
спектра. Волны различной длины, находящиеся
внутри этого диапазона, порождают
ощущения различного цвета.
Ухо
человека реагирует на механические
воздействия, связанные с изменениями
атмосферного давления. Колебания
давления воздуха, следующие с определённой
частотой и характеризующиеся периодическими
появлениями областей высокого и низкого
давления, воспринимаются нами как звуки
определённой высоты и громкости.
Существует специальная физическая
единица, посредством которой оценивается
частота колебаний воздуха в секунду —
герц (Гц), численно равная одному
колебанию, совершаемому за секунду.
Чем
больше частота колебаний давления
воздуха, тем выше воспринимаемый нами
звук. Человек обладает способностью
слышать звуки, при которых частота
колебаний давления воздуха находится
в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Так,
фортепиано порождает звуки с частотой
в диапазоне от 27 до 4200 Гц.
Для
оценки субъективной громкости
воспринимаемого звука также предложена
специальная шкала, единицей которой
является децибел (дБ). (Так,
шёпот человека, слышимый на расстоянии
полутора-двух метров от говорящего, —
16-18 дБ; шум мотора среднего по величине
автомобиля — 75 дБ; шум электропоезда
метро на расстоянии 3 м от края платформы
— 95 дБ; шум реактивного самолёта — 115 дБ;
верхний предел воспринимаемых человеком
звуков, за которым слуховые ощущения
превращаются в болевые, — более 120 дБ).
Надо
помнить, что длительные и сильные
воздействия физических стимулов на
наши органы чувств способны вызывать
определённые нарушения в их функционировании.
Так, глаз, подвергаемый воздействию
сильного света в течение длительного
времени, слепнет; при воздействии на
орган слуха длительных и сильных звуков,
амплитуда колебаний которых превышает
90 дБ, может наступить временная потеря
слуха.
Различные
виды ощущений характеризуются не только
специфичностью, но и общими для них
свойствами.
К таким свойствам относятся:
качество,
интенсивность, длительность
(продолжительность) и пространственная
локализация.
Качество
—
это основная особенность данного
ощущения, отличающая его от других видов
ощущений и варьирующая в пределах
данного вида ощущений.
Интенсивность
ощущения
является его количественной характеристикой
и определяется силой действующего
раздражителя и функциональным состоянием
рецептора.
Длительность
ощущения
есть его временная характеристика.
Она также определяется функциональным
состоянием органа чувств, но главным
образом временем действия раздражителя
и его интенсивностью. При воздействии
раздражителя на орган чувств ощущение
возникает не сразу, а спустя некоторое
время — латентный (скрытый) период
ощущения. (Так,
для тактильных ощущений (прикосновение)
он составляет 130 мс, для болевых — 370, а
для вкусовых — всего 50 мс).
Ощущение не возникает одновременно с
началом действия раздражителя, оно и
не исчезает одновременно с прекращением
его действия. Это так называемое
последействие.
Зрительное
ощущение исчезает не сразу после
прекращения
действия раздражителя. След от раздражителя
остаётся в виде последовательного
образа. Различают
положительные
образы
(соответствующие по светлоте и цветности
первоначальному раздражению) и
отрицательные
образы
(противоположные по светлоте и цветности).
Для
ощущений характерна пространственная
локализация
раздражителя.
Анализ, осуществляемый пространственными
рецепторами, даёт нам сведения о
локализации раздражителя в пространстве.
Все
ощущения, кроме качественных характеристик,
обладают рядом общих количественных
характеристик.
Минимальная
величина раздражителя, при которой
впервые возникает ощущение, называется
абсолютным
порогом ощущений (Р).
Не все раздражители достигают его: мы
не ощущаем отдельных пылинок и мелких
частиц, опускающихся на нашу кожу.
Величина
абсолютного порога характеризует
абсолютную
чувствительность органов чувств (Е).
Чем слабее раздражители, вызывающие
ощущения (т.е.
чем меньше величина Р),
тем выше способность органов чувств
реагировать на эти воздействия, то есть
абсолютная чувствительность (Е)
численно равна величине, обратно
пропорциональной абсолютному порогу
ощущений
(Е=1/Р).
Величина
абсолютных порогов как нижнего, так и
верхнего изменяется в зависимости от
разных условий: характера деятельности
и возраста человека, функционального
состояния рецептора, силы и длительности
действия раздражения. От абсолютной
чувствительности надо отличать
относительную
(разностную)
чувствительность,
т.е. чувствительность к изменению
раздражителя. Как
показывают исследования, чувствительность
наших органов чувств может меняться в
очень больших пределах. Так, в темноте
наше зрение обостряется, а при сильном
освещении его чувствительность снижается.
Особенно это проявляется, когда переходишь
из тёмной комнаты на свет, или из ярко
освещённого помещения в темноту. В
первом случае глаза человека начинают
испытывать резь, человек временно
«слепнет», требуется некоторое
время, чтобы глаза приспособились к
яркому освещению.
Во
втором случае имеет место обратное
явление. Человек, который перешёл из
ярко освещённого помещения или открытого
места с солнечным светом в тёмную
комнату, сначала ничего не видит, и ему
необходимо 2030
минут, чтобы он стал достаточно хорошо
ориентироваться в темноте.
Описанные
изменения чувствительности, зависящие
от условий среды и носящие название
адаптации
органов чувств к окружающим условиям,
существуют и в слуховой сфере, и в сфере
обоняния, осязания, вкуса. (Так,
для того, чтобы зрение в тёмной комнате
приобрело нужную чувствительность,
должно пройти около 30 мин. Слух человека
адаптируется к окружающему фону уже
через 15с. Слабое прикосновение к коже
перестаёт восприниматься уже через
несколько секунд).
Таким
образом, адаптация является одним из
важнейших видов изменения чувствительности,
указывающих на большую пластичность
организма в его приспособлении к условиям
среды.
Восприятие
(или отражение)
целых предметов или ситуаций гораздо
сложнее. Оно требует выделения из всего
комплекса воздействующих признаков
(цвет, форма,
осязательные свойства, вес, вкус и т.п.)
основных ведущих признаков с одновременным
отвлечением от несущественных. Оно
требует объединения группы основных
существенных признаков и сопоставления
воспринятого комплекса признаков с
прежними знаниями о предмете. Если при
таком сопоставлении гипотеза о
предлагаемом предмете совпадает с
поступающей информацией, возникает
узнавание предмета и происходит его
восприятие. Если гипотеза не согласуется
с реально доходящей до субъекта
информацией, поиски нужного решения
продолжаются до тех пор, пока субъект
не найдёт его, т.е. пока он не узнает
предмет или не отнесёт его к определённой
категории.
Таким
образом, восприятие
— это наглядно-образное отражение
действующих в данный момент на органы
чувств предметов и явлений действительности
в совокупности их различных свойств и
частей.
Свойствами
восприятия
являются
предметность, константность, целостность
(структурность), осмысленность,
апперцепция.
Предметность
восприятия
выражается в так называемом акте
объективации,
т.е. в отнесении сведений, получаемых
из внешнего мира, к этому миру. Предметность
в практической деятельности выполняет
ориентирующую и регулирующую функцию.
Обычно мы определяем предметы не по их
виду, а в соответствии с их практическим
назначением или их основным свойством.
Константностью
восприятия
называется относительное постоянство
некоторых свойств предмета при изменении
его условий. В наибольшей степени
константность наблюдается при зрительном
восприятии цвета, величины и формы
предметов (кусок угля в летний солнечный
полдень посылает примерно в 8-9 раз
большее количество света, чем мел в
сумерки; размеры человека с расстояния
3, 5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза
одинаково, хотя изображение на ней
меняется.
Восприятие
у человека теснейшим образом связано
с мышлением.
Сознательно воспринять предмет — значит
мысленно назвать его, т.е. отнести к
определённой группе, классу, обобщить
его в слово. При виде незнакомого предмета
мы пытаемся установить в нём сходство
со знакомыми.
Восприятие
зависит не только от раздражения, но и
от самого субъекта. Зависимость восприятия
от содержания психической жизни человека,
от особенностей его личности, называется
апперцепция.
К
сложным формам восприятия
следует отнести восприятие
пространства, времени, движения.
В
основе
восприятия трёхмерного пространства
лежит функция
специального вестибулярного аппарата,
расположенного во внутреннем ухе. Этот
аппарат имеет характер трёх изогнутых
полукружных трубок, расположенных в
вертикальной, горизонтальной и
сагиттальной плоскостях, заполненных
жидкостью. Когда человек меняет положение
головы, жидкость, заполняющая каналы,
меняет своё положение, раздражая
волосковые клетки, и их возбуждение
вызывает изменения в ощущении устойчивости
тела (статические ощущения). Этот аппарат,
реагирующий на отражение трёх основных
плоскостей пространства, является его
специфическим рецептором.
Наиболее
элементарными формами восприятия
времени
являются процессы восприятия длительности,
последовательности, в основе которых
лежат элементарные ритмические явления,
известные под названием «биологических
часов»
(ритмические процессы в нейронах коры
и подкорковых образований). Смена
процессов возбуждения и торможения при
длительной нервной деятельности
воспринимается как волнообразно
чередующиеся усиления и ослабления
звука при длительном вслушивании (биение
сердца, ритм дыхания, ритмика смены сна
и бодрствования, появление голода и
т.п.).
Восприятие
движения
— очень
сложный вопрос, природа которого ещё
не вполне выяснена. Если предмет
объективно движется в пространстве, то
мы воспринимаем его движение вследствие
того, что он выходит из области наилучшего
видения и этим заставляет нас передвигать
глаза или голову, чтобы вновь фиксировать
на нём взгляд. Смещение же точки по
отношению к положению нашего тела
указывает нам на её передвижение в
объективном пространстве. Восприятие
движения в глубину пространства, которое
экспериментально ещё почти не
исследовалось, возникает вследствие
смещения соответствующих точек на
сетчатке глаза влево и вправо. Таким
образом, некоторую роль в восприятии
движения играет движение глаз, следящих
за движущимся предметом. Но иногда
восприятие может выступать и как
относительно самостоятельная деятельность
(наблюдение).
Наблюдение
— это активная
форма чувственного познания человеком
действительности. Чтобы развить
наблюдательность, нужна такая организация
восприятия, которая соответствовала
бы всем необходимым условиям его
успешности: ясность задачи, предварительная
подготовка, активность наблюдения, его
систематичность, планомерность и т.д.
Наблюдательность необходима во всех
областях жизни и деятельности человека.
Восприятие в психологии 101 в AllPsych Online
Как упоминалось во введении, восприятие означает интерпретацию того, что мы воспринимаем через наши чувства. То, как мы воспринимаем окружающую среду, отличает нас от других животных и друг от друга. В этом разделе мы обсудим различные теории о том, как наши ощущения организованы и интерпретируются, и, следовательно, как мы понимаем то, что мы видим, слышим, ощущаем на вкус, осязание и запах.
Гештальт-принципы группирования
Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», и гештальт-психолог искренне полагал, что целое больше, чем сумма его частей.Они предположили, что для того, чтобы интерпретировать то, что мы получаем через наши органы чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет нам полностью интерпретировать информацию без ненужного повторения. Например, когда вы видите одну точку, вы воспринимаете ее как таковую, но когда вы видите пять точек вместе, вы группируете их вместе, произнося «ряд точек». Без этой тенденции к группированию наших восприятий та же самая строка была бы видна как «точка, точка, точка, точка, точка», что потребовало бы больше времени для обработки и уменьшения нашей способности к восприятию.Гештальт-принципы группирования включают четыре типа: сходство, близость, непрерывность и завершенность.
Сходство относится к нашей тенденции группировать вещи вместе, основываясь на том, насколько они похожи друг на друга. На первом рисунке выше мы обычно видим два ряда красных точек и два ряда черных точек. Точки сгруппированы по одинаковому цвету. На следующем рисунке мы склонны воспринимать три столбца по две строки в каждом, а не шесть разных строк. Линии сгруппированы вместе из-за их близости друг к другу или близости друг к другу.Непрерывность относится к нашей тенденции видеть шаблоны и, следовательно, воспринимать вещи как принадлежащие друг другу, если они образуют некоторый тип непрерывного шаблона. На третьем рисунке, хотя это всего лишь серия точек, он начинает выглядеть как «X», поскольку мы воспринимаем верхнюю левую часть как продолжающуюся до нижнего правого и нижнего левого края до верхнего правого угла. Наконец, на четвертом рисунке мы демонстрируем закрытие или нашу тенденцию завершать знакомые объекты, в которых есть промежутки. Даже на первый взгляд мы воспринимаем круг и квадрат.
Поддержание постоянства восприятия
Представьте себе, если бы каждый раз, когда объект менялся, нам приходилось полностью его обрабатывать. В следующий раз, когда вы подойдете к зданию, вам придется заново оценивать размер здания с каждым шагом, потому что мы все знаем, что по мере приближения все становится больше. Здание, которое когда-то стояло всего в несколько дюймов, теперь почему-то превышает 50 футов в высоту.
К счастью, этого не происходит. Благодаря нашей способности сохранять постоянство в нашем восприятии, мы видим это здание одинаковой высоты, независимо от того, на каком расстоянии оно находится.Постоянство восприятия относится к нашей способности видеть вещи по-другому без необходимости заново интерпретировать свойства объекта. Обычно есть три константы: размер, форма, яркость.
Постоянство размера относится к нашей способности видеть объекты одинакового размера, даже когда наше расстояние от них заставляет вещи казаться больше или меньше. Это верно для всех наших чувств. Когда мы отходим от радио, песня становится мягче. Мы понимаем и воспринимаем это так же громко, как и раньше.Разница в том, что мы находимся на расстоянии от того, что мы ощущаем.
Все видели тарелку в форме круга. Однако, когда мы видим ту же самую пластину под углом, она больше похожа на эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать пластину как круг, даже если угол, под которым мы ее рассматриваем, искажает форму.
Постоянство яркости означает нашу способность распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях освещения.Та темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно становится черной, когда вы идете в помещении. Без постоянства цвета мы бы постоянно переосмысливали цвет и были бы поражены чудесным преобразованием нашей одежды.
Расстояние восприятия
Мы определяем расстояние с помощью двух разных сигналов: монокуляра и бинокля. Монокулярные сигналы — это те сигналы, которые можно увидеть только одним глазом. Они включают размер; текстура, перекрытие, затенение, высота и четкость.
Размер относится к тому факту, что изображения большего размера воспринимаются как более близкие к нам, особенно если два изображения относятся к одному и тому же объекту.Текстура объектов имеет тенденцию становиться более гладкой по мере удаления объекта, предполагая, что более детализированные текстурированные объекты находятся ближе. Из-за перекрытия эти объекты, покрывающие часть другого объекта, воспринимаются как более близкие. Затенение или тени объектов могут дать подсказку об их расстоянии, позволяя более близким объектам отбрасывать более длинные тени, которые будут перекрывать объекты, которые находятся дальше. Объекты, которые находятся ближе к нижней части нашего поля зрения, воспринимаются как более близкие к нам из-за нашего восприятия горизонта, где выше (высота) означает дальше.Подобно текстуре, объекты имеют тенденцию становиться размытыми по мере удаления, поэтому более четкие или более четкие изображения, как правило, воспринимаются как более близкие (четкость).
Сигналы бинокля относятся к тем сигналам глубины, для восприятия которых необходимы оба глаза. Есть два важных бинокулярных сигнала; конвергенция и несоответствие сетчатки. Под конвергенцией понимается тот факт, что чем ближе объект, тем больше нужно повернуть глаза внутрь, чтобы сфокусироваться. Чем дальше сходятся наши глаза, тем ближе кажется объект.Поскольку наши глаза видят два изображения, которые затем отправляются в наш мозг для интерпретации, расстояние между этими двумя изображениями или их ретинальное несоответствие дает еще один сигнал относительно расстояния до объекта.
,
Ощущение и восприятие — Annenberg Learner
Доктор Дэвид Хьюбел объясняет, как клеточные структуры нервной системы создают зрительный путь между зрением и обработкой информации в мозге.
Чтобы понять, что мы подразумеваем под путём, вам необходимо понять, что клетки нервной системы сгруппированы в кластеры. Они собраны в группы размером с рисовое зернышко или мрамор. Один регион соединен с другим кабелями.
Итак, в случае зрительного пути вы начинаете с сетчатки, где палочки и колбочки соединены клетками.Выходом является зрительный нерв, который содержит миллион волокон. Они попадают в одну из двух областей мозга и соединяются с другими областями или со многими областями коры головного мозга. Вся эта тропа и есть тропа.
Наши исследования отдельных клеток говорят нам, что этот путь состоит по крайней мере из трех отдельных подпутей, каждый из которых выполняет определенную роль: один связан с цветом, второй — с формой, а третий — с движением и глубиной. Если мы запишем любую отдельную ячейку, в зависимости от канала, ячейка будет реагировать только на одну из этих трех областей.
Я хочу увидеть, как работают отдельные клетки, когда мы воспринимаем. Мы тщательно изучили только пару зрительных зон, и, кажется, в затылочной доле в задней части мозга имеется от 18 до 24 различных зрительных зон. Большая часть нашей работы сосредоточена на первичной зрительной коре головного мозга, только на первой из этих областей. Это чрезвычайно сложно, но мы узнаем больше обо всех сенсорных путях в головном мозге после дополнительных исследований и экспериментов.
Половина Нобелевской премии по физиологии и медицине 1981 г. была присуждена Роджеру У.Сперри за открытие функциональной специализации полушарий головного мозга, а вторая половина — Дэвиду Хьюбелю и Торстену Визелю за их работу, касающуюся зрительной системы. Прочтите пресс-релиз на веб-сайте Нобелевской комиссии с описанием их исследований. https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1981/press-release/
,
Психология ощущений и восприятия | Статья о психологии ощущений и восприятия от The Free Dictionary
отражение свойств вещей в объективном мире, возникающее, когда предметы воздействуют на органы чувств и возбуждают нервные центры коры головного мозга. Ощущение — это отправная точка познания и его неотъемлемая часть. Указывая на отражение качества как на главный элемент ощущения, В. И. Ленин писал, что «самое первое и самое знакомое нам — это ощущение, и в нем неизбежно есть и качество» (Полн.соч. соч, 5 изд., т. 29, стр. 301). Есть много видов ощущений, включая тактильные, визуальные, слуховые, вибрационные и обонятельные; есть также ощущения мышц и суставов, а также ощущения температуры, вкуса, боли, равновесия и ускорения. Особенность каждого ощущения называется его модальностью. Ощущения разных модальностей несопоставимы друг с другом.
В ходе эволюции ощущение возникает на основе раздражительности, связанной с развитием нервной системы.Однако конкретные органы чувств были развиты только для нескольких видов энергии. Многие другие свойства объективного мира, такие как форма, размер и расстояние объектов друг от друга и от наблюдателя, ощущаются только при взаимодействии различных органов чувств.
Ведущую роль в сенсорном познании реальности человеком играют зрительные ощущения, которые тесно связаны с тактильными ощущениями. «Прикосновение и взгляд дополняют друг друга до такой степени, что по внешнему виду предмета мы достаточно часто можем предсказать его тактильные свойства» (Ф.Энгельс, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 20, стр. 548). Тактильные ощущения включают дерматактильные ощущения, ощущения мышц и суставов, а также температуры и боли. Дермотактильные ощущения отражают прикосновение, давление и свойства поверхности объекта, такие как гладкость, шероховатость, размер, твердость, эластичность и непроницаемость.
Вибрационные ощущения отражают периодические изменения давления, связанные с механическими колебаниями движущихся тел в окружающей среде; эти ощущения особенно сильны у слепых.Слух представляет собой комплекс разнородных ощущений, включая высоту, громкость и тембр. Развитие человеческого слуха наиболее тесно связано с развитием слухового языка как важнейшего средства общения и с развитием музыки. Хеморецепторы запаха и вкуса также важны для ощущения.
Характеристикой ощущения является локализация объекта ощущения. Например, воспринимая цвет, человек связывает его с определенной поверхностью освещенного тела, занимающей определенное место в пространстве; чувствуя звук, человек локализует источник этого звука.
В отличие от ощущений животных, человеческие ощущения опосредуются предметной практической деятельностью человека и всем процессом социально-исторического развития культуры. По словам Маркса, « человеческий глаз наслаждается вещами иначе, чем грубый, нечеловеческий глаз; человеческое ухо отличается от грубого нечеловеческого уха и т. д. » (Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). В принципе, человеческие ощущения носят разумный и сознательный характер, хотя бессознательные ощущения также существуют.
Разнообразие ощущений отражает качественное разнообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает ощущение как копию или фотографию реальности, субъективное изображение свойств объективного мира. Его теория противоречит взглядам приверженцев физиологического идеализма, утверждающих, что ощущения — это всего лишь условные знаки или иероглифы для свойств предметов. Это также противоположно механистическому различению первичных и вторичных качеств, которое ведет к агностицизму, субъективному идеализму и представлению о том, что вещи являются комплексами ощущений.Критикуя приверженцев махизма, Ленин подчеркивал, что ощущения дают нам более или менее верные представления об объективных свойствах вещей, хотя разные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
Источник знаний человека об окружающем мире, ощущение является элементом целостного процесса человеческого познания, процесса, который также включает в себя восприятия, образы и концепции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ленин В.И.«Материализм и эмпириокритицизм». Poln. соч. соч, 5 изд., т. 18.
Мач, Е. Анализ ощущения и отношения физического к психологическому, 2-е изд. Москва, 1908. (пер. С немецкого)
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Ленинград, 1961.
Скучный, Э.Г. Ощущения и восприятие в истории экспериментальной психологии. Нью-Йорк-Лондон [1942].
Piéron, H. La Sensation. Париж, 1953.
.