Возрастная психология как отрасль психологической науки: Тема 1. Возрастная психология как наука

Содержание

Общие положения возрастной психологии, Возрастная психология как отрасль психологической науки, Объект, предмет и источники возрастной психологии

. Даже далекий от научности взгляд способен заметить, что психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, влияющих на получение ней и обогащения социального опыта, формы и способы самореализации, функционирования в социуме. На рубеже XVIII- XIX в был основан научный подход к психологии развития, методологически укоренен в эволюционное учение английского естествоиспытателя. Чарльза-Роберта. Дарвина (1809-1882) и развитый многими психологами, которые занимались проблемами эволюции психической жизни и психической деятельности человека. Со временем возрастная психология выделилась в самостоятельную отрасль пси ихологичнои науки, в лоне которой выкристаллизовались различные направления, концепции, теории, школи.

11 Возрастная психология как отрасль психологической науки

Возрастная психология является многоотраслевой академической наукой, которая изучает психическое развитие человека от рождения до старости, имея четко очерченный предмет

исследования, используя общенаучными и специфическими методами, методиками, критериями истины, описывая свой предмет в специальных терминах, отделяя его от предметов других наук, даже родственных, например от общей психологии, психофизиологии, генетической психологии, также в определенной степени изучают возраст — своеобразный биологические часы, начинает свой ход с момента зарождения я человека. Эти часы неуклонно и необратимо движется от рождения до смерти. Направление этого движения определен природой, каждый человек подчиняется йомму.

Объект, предмет и источники возрастной психологии

Как и любая отрасль психологической науки, возрастная психология сосредоточена на проблемах психической жизни человека, выделяя в нем обусловлены возрастным развитием особенности, тенденции, процессы

. Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая особенности психического и личностного развития человека на разных этапах его жизни

Объектом исследования возрастной психологии является человек на всех этапах ее жизни. Его специфика заключается прежде всего в том, что в течение жизни в психике человека происходят различные качественные преобразования, исследования я которых требует системного выяснения общих закономерностей возрастного развития. Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности, факторы, условия, механизмы становления, фор мирования и развития личности. Возрастная психология изучает общие закономерности, особенности возникновения и развития психических процессов и свойств у детей, подростков, юношей, взрослых и обусловленную в. ИКОМ динамику соотношения между ними, причины и закономерности перехода от одного возрастного периода к следующему; становления различных видов деятельности (игры, учебы, труда, общения) формирование психических качеств (возрастных возможностей усвоения знаний) и свойств (самосознания, побудительной и эмоциональной сфер, характера, способностей) личностисті.

Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые формируются с возрастом в психике и деятельности человека, знаменуя собой переходы к все новых степеней ее развития. Раскрывает она предпосылки т и условия, определяющие процесс развития, соотношения в нем естественных (наследственность, физиологическое созревание организма) и общественных факторов, благодаря которым и через которые реализуются возможности психи ческого развития человека, а также роль исторически сложившихся обществом ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства, общественных норм поведения и т.д.) в становлении личности. Особое внимание н. Эрта она на движущие силы индивидуального развития человеческой психики, индивидуально-типологические различия в психическом развитии детей, подростков, молодежи, взрослых и стариков, факторы, которые дете рминують, тощщо.

Теоретические открытия в возрастной психологии расширяют возможности ее практического применения. Например, объективная необходимость активизации и оптимизации процессов обучения и воспитания детей обусловила в возникновения такой сферы психологической практики, как контроль над процессами детского развития. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог выясняет, правильно решение иваеться и функционирует психика ребенка, в чем заключаются возможные отклонения в его развитии и как можно предупредить или компенсировать йїх.

Особенность возрастной психологии состоит в том, что она имеет дело со специфическими единицами анализа, каковы возраст, возрастной период развития и т.п.. При этом возраст не сводится к сумме отдельных психических проц процессов, не рассматривается как календарная дата. Он, по определению российского и украинского психолога. Льва. Выготского (1896-1934), является относительно замкнутым циклом развития человека, имеет свою структуру т а динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием, ибо, как известно, есть периоды развития, даже своеобразные»эпохи», равные одному, трем, пяти годам. Хронологический (паспортный) возраст и психическое возраст не являются тождественными феноменами. Хронологический возраст — лишь координата отсчета и внешняя граница, на фоне которой происходит психическое развитие личноститок особистості.

В возрастной психологии отчетливо проявляются различия в методологии исследований, языке описания. Например, швейцарский психолог. Жан. Шаже (1896-1980) пользовался языком математики и биологии («Группировка ния»ння «,

«операция»,»ассимиляция»,»адаптация»и др.), австрийский невропатолог, психиатр, основатель теории и практики психоанализа. Зигмунд. Фрейд (1856-1939) использовал язык биологии, медицины и философии й («бессознательное»,»сознательное»,»страдающее. Я»и др.). В психоаналитическом смысле;, «страждаюче. Я» та ін.).. У психоаналітичному сенсі . Я — психическая инстанция личности, которая стремится контролировать все его психические процессы. В психике оно представляет передусвидомлене, контролирует требования инстинктов (Оно)

Психическое развитие изучает также генетическая психология, сосредотачиваясь на процессах зарождения новых психических явлений в недрах предыдущих периодов, становление новых психических механизмов, формирование знаний о них на основе анализа перспектив и развития. В отличие от нее классическая возрастная психология занимается общими закономерностями психического развития личности независимо от ее индивидуальности и. Не обходя вниманием особенности развития конкретного индивида как целостного феномена, исследователи стремятся к анализу роли наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения, а также отношений в различных социальных общностях (в семье, группах сверстников, учебных и профессиональных коллективахх).

Возрастная психология выясняет наличие и суть закономерностей развития психики здорового человека, степень их обязательности (всеобщности) для всех, исследует суть психического развития и особенностей его течении. Изучая психику человека на определенном этапе развития, она исходит из того, что может произойти в жизни человека вообще, ведь развитие психики длится от рождения до глубокой старостиі.

Как наука возрастная психология начинается с момента встречи двух людей, которые преследуют разные цели: психолога-исследователя, имеет своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях п психического развития, а также человека любого возраста, которую психолог считать объектом исследования.

Читать книгу Возрастная психология: конспект лекций

Марина Хилько, Мария Ткачева Возрастная психология. Конспект лекций

Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

• поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

• осмысления внутренней логики целостного психического развития;

• определения последовательности этапов развития;

• исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

1.3. Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела[1] , теста Векслера[2] и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может бы

Возрастная психология как отрасль психологии — Студопедия

Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии.

Возрастная психология как отрасль современной психологической науки: предмет, задачи и методы исследования. Возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека как объект возрастной психологии. Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни как предмет возрастной психологии.

Основные проблемы возрастной психологии. Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Факторы развития человека и их понимание в возрастной психологии. Биологизаторское и социологизаторское направления. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитанияна развитие человека. Проблема соотношение задатков и способностей. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

Методы возрастной психологии.

Специфика исследований возрастного развития человека. Выбор условий проведения исследования возрастного развития. Лабораторные условия, зависимая и независимая переменные в них. Естественная обстановка. Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Основные методы организации исследования развития человека. Метод продольных срезов (лонгитюдный план). Метод поперечных срезов. Комбинированный (когортно-последовательный) план. Методы сбора данных. Прямое наблюдение. Анализ индивидуальных случаев. Тесты достижений и способностей. Методики самоотчета. Проективные методики. Интерпретация данных психологического исследования возрастного развития и определение границ выводов. Проблема дефиниции. Проблема обобщения. Проблема смешения понятий корреляции и причинности. Методы регистрации перинатальных форм активности плода (в условиях многоплодной беременности). Методы психологического исследования младенцев. Методика исследования младенцев на примере теста Бейли (шкала развития младенцев по тесту Бейли, вторая редакция – BSID, 1993). Методы исследования феноменов Ж.Пиаже. Задачи Ж.Пиаже на сохранение постоянства объекта: задачи на сохранение объема и количества, задача на сохранение длинны, задача на классификацию. Методы исследования детей с использованием рисуночных тестов. Методика Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Методики «Дом, дерево, человек» и «Рисунок семьи». Методики исследования интеллекта. Тест Векслера (детский и взрослый вариант). Диагностика характера подростка. Методика Н.Я. Иванова-А.Е. Личко – ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков).





Источники и психологические закономерности психического развития в онтогенезе.

Общие закономерности психического развития в онтогенезе. Соотношение эволюционных и революционных возрастных изменений психологии и поведения людей. Биологические и средовые факторы развития. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития. Сочетание эволюционных и инволюционных моментов в развитии. Цикличность развития. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности. Особенности психического развития на различных воз­растных этапах. Пренатальное развитие, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, среднее детство, под­ростковый и юношеский период. Взрослость, развитие в среднем возрасте. Геронтогенез. Детерминация психического развития. Биогенетические и социогенетические направления в зарубежной психологии. Деятельностный, культурно-исторический, системно-эволю­ционный подходы к проблеме психического развития.

Концепции периодизации возрастного развития.

Обзор основных теорий развития. Социальные и биологические детерминанты — исторические альтернативы. Научные основы психологии развития (Ч. Дарвин, В. Прайер, А. Бине, Дж. Болдуин, С. Холл). Формирование основных школ психологии развития. Теории психического развития. Биогенетический подход. Теории рекапитуляции. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Социогенетический подход.

Психология развития XX века. Концепция Э. Эриксона. Когнитивные теории. Генетическая психология Ж. Пиаже. Персоногенетический подход. Экологическая модель развития. Дж. Боулби, теория привязанности (этечмента) и эмоционального развития. Работы Ч. Харлоу и их влияние на теорию привязанности Дж. Болби. Основные принципы психологии развития. Континуальный характер развития. Антиципирующий характер развития. Уровневая организация развивающихся процессов. Теория стадий и переходов в развитии. Эпигенетический ландшафт Уадингтона как метафора процесса развития. Сензитивный период как механизм генетико-средового взаимодействия. Понятие критического и сензитивного периода. Модель сензитивного периода. Генетико-средовая детерминация развития психических процессов. Созревание и развитие. Эволюционно-системный подход в психологии развития. Субъектно-деятельностный подход. Методы психологии развития. Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского. Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Ведущая деятельность. Кризис развития. Психологическое новообразование. Концепция психического развития ребенка д. Б. Эльконина.

Психическое развитие как созревание (А. Гезелл). Психодинамические концепции периодизации психического развития (З. Фрейд, А. Адлер, Э Эриксон, С. Гроф). Стадийность психического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Принципы онтогенетического развития Б.Г. Ананьева.

Характеристика ведущих видов деятельности и их роль в развитии психики.

Ведущая деятельностькак критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Исследования А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина по выяснению зависимости психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Исследования, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (в особенности книги В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина),

Критерии выделения психологического возраста по Д.Б. Эльконину: социальная ситуация развития; основной, или ведущий тип деятельности человека в этот период; основные новообразования развития; кризисы как переломные точки на кривой возрастного развития, отделяющие один возраст от другого.

Признаки ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву): возникновение и дифференциация в форме ведущей деятельности новых видов деятельности; формирование и перестройка в этой деятельности психических функций; зависимость от ведущей деятельности наблюдаемых в этой деятельности изменений личности.

Две группы ведущих деятельностей (по Д.Б.Эльконину). Группа ведущих деятельностей, ориентирующих ребенка на нормы отношений между людьми: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Ведущие формы общения. Ситуативно-личностное общение. Ситуативно-деловое общение. Внеситуативно-познавательное общение. Внеситуативно-личностное общение.

Проблема кризисов возрастного развития в психологии.

Возрастное развитие человека. Понятие кризиса возрастного развития в психологии. Возрастные изменения и проблема кризиса развития. Л.С. Выготский о кризисах возрастного развития. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни). Кризис автономии — сомнений и стыда (2-3 года). Кризис инициативности — чувства вины (от 3 до 6 лет). Кризис трудолюбия — комплекса неполноценности (от 7 до 12 лет). Кризис — личностного самоопределения в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). Кризис -интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Кризис — забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). Кризис — удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Кризисы возрастного развития от младенчества до юношеского возраста.

Новорожденность как кризисный этап в жизни ребенка. Роды и кризис новорожденности. Процесс родов. Новорожденный. Период приспособления к новым условиям жизни. Шкала Апгар. Возможности новорожденного. Рефлексы новорожденного. Опыт деторождения. Бондинг. Комплекс оживления как основное новообразование критического периода. Слуховое сосредоточение.

Кризис 1 года. Особенности психического развития ребенка 12-ти месяцев. Аффективные реакции ребенка. Своеобразная автономная речь — главное приобретение переходного периода между младенчеством и ранним детством.

Кризис 3-х лет. Симптомы Э. Келер кризиса 3-х лет. Негативизм. Упрямство. Строптивость. Своеволие. Обесценивание взрослых. Протест – бунт. Тенденция к самостоятельности. Феномен Я – сам. Сущность перестройки взаимоотношений с взрослыми.

Кризис 6-7 лет; его феноменология и причины. Л.И. Божович о кризисе 7-ми лет. Распад прежних и становление новых форм событийности. Зарождение персональности. Рождение социального «Я ребенка». Л.С. Выготский о кризисе 7-ми лет. Обобщение переживаний ребенка. Варианты развития 6-7-летних детей по А.Л. Венгеру. Вербализм. Тревожность. Демонстративность.

Пубертатный кризис (кризис подросткового возраста) (12-14 лет). Причины возникновения, характер подросткового кризиса. Основные фазы протекания кризиса подросткового возраста. Потребность в самоутверждении. Пути преодоления кризиса подросткового возраста. Кризис независимости. Кризис зависимости. Понятие идентификации в подростковом возрасте. Идентификация и эгоидентичность во взглядах Э. Эриксона. Четыре основных типа развития неадекватной идентификации: уход от близких взаимоотношений; размывание времени; размывание способности к продуктивной работе; негативная идентичность. Патологические варианты развития в кризисе подросткового возраста. Нарушение оценки своего физического облика. Нарушению самооценки. Нарциссический кризис. Эгоцентризм.

Кризис ранней юности (кризис 17-18 лет). Проблема самоопределения в ранней юности. Чувство индивидуальности, непохожести. Переживания отчуждения. Аффект неадекватности. Характеристики на эмоциональном, когнитивном и психосоциальном уровнях. Внутреннее психологическое и внешнее отчуждение в юношеском возрасте. Аномическая депрессия. Аномия и факторы ее обусловливающие. Э. Дюркгейм об условиях развития аномии.

Кризисы взрослой жизни и старости.

Классификация кризисов взрослости: нормативные, социальные, ненормативные.

Кризис интимности – изоляции. Проблема достижения идентичности и близости в ранней взрослости. Идентичность – изоляция. Близость – одиночество. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция.

Кризис «чувства реальности». Проблема соответствия уровня профессионального образования и личностной зрелости молодого человека уровню технологий и социальной жизни общества. Гетерохронность психического и социального созревания. Активное формирование системы ценностей. Принятие себя и ответственности за свой выбор. Поиски собственного стиля жизни. Психологическая защита молодых людей. Половозрастные различия первой фазы взрослости. Помощь в осуществлении личностного роста и самореализации.

Кризис середины жизни. Самоактуализация середины жизни — дилемма «свободного» и «необходимого». Генеративность как центральная проблема середины жизни. Концепция С.Л. Рубинштейна о двух способах существования. Индивидуальность как главное завоевание зрелости, сознание ответственности и стремление к ней. Физическая зрелость, психологическая и личностная зрелость. Характер взаимовлияния свойств и качеств, физического и духовного у человека. Личностные смыслы. Особенности психологической защиты в зрелом возрасте.

Кризис среднего возраста. Между двумя поколениями. Семья как опустевшее гнездо. Роль когнитивного развития человека в избежании кризиса среднего возраста. Мудрость. Акме.

Кризис идентичности в поздней взрослости. Выход на пенсию и особенности его переживания чловеком. Физическое увядание.

Смерть как кризис человеческой жизни. Теория «разобществления». Сознание конечности своего собственного существования. Страх смерти.

1. Возрастная психология как наука

1.1.Предмет возрастной психологии

Возрастная
психология
 —
отрасль психологической науки, изучающая
возрастную динамику психики человека,
онтогенез психических процессов и
психологических качеств личности
развивающегося человека. Объект
возрастной психологии

возрастные изменения психики, поведения,
жизнедеятельности и личности человека.
Предмет
возрастной психологии

законы, закономерности, тенденции
изменения психики, поведения,
жизнедеятельности и личности человека
в процессе его жизни. Разделами возрастной
психологии
являются
детская психология, психология подростка,
психология юности, психология взрослого
человека, геронтопсихология. Возрастная
психология изучает возрастные особенности
психических процессов, возможности
усвоения знаний, ведущие факторы
развития личности и т.д. Возрастная
психология неразрывно связана с
педагогической психологией.

Предмет
педагогической психологии

изучение психологических закономерностей
обучения и воспитания. Единство возрастной
и педагогической психологии в том, что
у них общие объекты изучения — ребенок,
подросток, юноша, взрослый человек,
которые являются объектами изучения
возрастной психологии, если изучаются
в плане динамики возрастного развития,
и объектами изучения педагогической
психологии, если рассматриваются как
обучающиеся и воспитуемые в процессе
целенаправленных воздействий педагога.

Возрастная
психология тесно примыкает к психологии
развития. Возрастная психология — это
область знаний, акцентирующая внимание
на психологических особенностях человека
разного возраста, в то время как
психология
развития

это сфера знаний, содержащих информацию
в основном о законах возрастного
преобразования психологии человека.
Возрастную психологию нельзя представлять
себе вне развития, как нечто неизменное.
Точно так же развитие немыслимо без
выделения его возрастных особенностей.
В реально существующей области знаний
о возрастном развитии детей эти моменты
находятся в неразрывном единстве.

Возрастная
психология, или психология возрастного
развития, занимается изучением и
представлением в виде научных фактов
и соответствующих теорий основных
особенностей психического развития
человека при его переходе из одного
возраста в другой, включая развернутые
разносторонние содержательные
психологические характеристики людей,
относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная
психология отмечает основательные
количественные и качественные изменения,
которые происходят в психике и поведении
человека при его переходе из одной
возрастной группы в другую. Обычно
эти изменения охватывают значительные
периоды жизни, от нескольких месяцев
для младенцев,

до
нескольких лет для людей более старшего
возраста. Эти изменения зависят от так
называемых “постоянно действующих”
факторов: биологического созревания и
психофизиологического состояния
организма человека, его места в системе
человеческих социальных отношений,
достигнутого уровня интеллектуального
и личностного развития.

Возрастные
изменения психологии и поведения данного
типа называются эволюционными,
так как они связаны со сравнительно
медленными количественными и качественными
преобразованиями. Их следует отличать
от революционных,
которые, являясь более глубокими,
происходят быстро и за сравнительно
короткий срок. Такие изменения обычно
приурочены к кризисам
возрастного развития
, возникающим
на рубеже возрастов между относительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения. Возрастные
кризисы

это особые, относительно непродолжительные
по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими
изменениями. В отличие от кризисов
невротического или травматическго
характера, возрастные кризисы относятся
к нормативным процессам, необходимым
для нормального, поступательного хода
личностного развития. Возрастные кризисы
могут возникать при переходе человека
от одной возрастной ступени к другой и
связаны с системными качественными
преобразованиями в сфере его социальных
отношений, деятельности и сознания.Наличие
кризисов возрастного развития и связанных
с ними революционных преобразований
психики и поведения человека, явилось
одним из оснований для разделения его
жизни на периоды возрастного развития.

Еще
один тип изменений, который может
рассматриваться как признак развития,
связан с влиянием конкретной социальной
ситуации. Такие изменения можно назвать
ситуационными.
Они включают в себя то, что происходит
в психике и поведении человека под
влиянием организованного или
неорганизованного обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные
изменения психики и поведения обычно
устойчивы, необратимы и не требуют
систематического подкрепления, в то
время как ситуационные изменения психики
и поведения индивида неустойчивы,
обратимы и предполагают их закрепление
в последующих упражнениях. Эволюционные
и революционные изменения преобразуют
психологию человека как личности, а
ситуационные — оставляют ее без видимых
перемен, затрагивая лишь частные формы
поведения, знания, умения и навыки.

Еще
одной составляющей предмета возрастной
психологии является специфическое
сочетание психологии и поведения
индивида, которое обозначается с помощью
понятия “возраст”. Предполагается,
что в каждом возрасте человек имеет
уникальное, характерное только для него
соединение психологических и поведенческих
особенностей, которое за пределами
этого возраста уже больше никогда не
повторяется.

Понятие
“возраст” в психологии ассоциируется
не с количеством лет, прожитых человеком,
а с особенностями его психологии и
поведения. Ребенок может выглядеть не
по годам взрослым в своих суждениях и
поступках; подросток или юноша во многом
могут проявлять себя как дети. Свои
возрастные особенности имеют
познавательные процессы человека, его
восприятие, память, мышление, речь и
другие. Еще в большей степени возраст
человека проявляется в особенностях
его личности, в интересах, суждениях,
взглядах, мотивах поведения. Психологически
правильно определенное понятие возраста
служит основой для установления
возрастных норм в интеллектуальном и
личностном развитии человека, широко
используется в разнообразных тестах
в качестве точки отсчета для установления
уровня психического развития того или
иного человека.

Возраст

конкретная относительно ограниченная
во времени ступень психического развития.
Она характеризуется совокупностью
закономерных физиологических и
психологических изменений, не связанных
с индивидуальными различиями,
являющимися общими  для всех
нормально развивающихся людей (поэтому
они называются типологическими).
Возрастные психологические особенности
обусловлены конкретно-историческими
условиями, в которых развивается человек,
наследственностью и в некоторой степени
— характером воспитания, особенностями
деятельности и общения индивида, которые,
в основном, лишь оказывают влияние на
временные сроки перехода от одного
возраста к другому.

Для
каждого возраста существует своя
специфическая социальная
ситуация развития
, т.е.
определенное соотношение условий
социальной сферы и внутренних условий
формирования личности. Взаимодействие
внешних и внутренних факторов порождает
типичные психологические особенности,
общие для людей одного возраста.

Третьей
составляющей предмета возрастной
психологии и одновременно психологии
возрастного развития являются движущие
силы, условия и законы психического и
поведенческого развития человека. Под
движущими
силами психического развития
понимаются
те факторы, которые определяют собой
поступательное развитие человека,
являются его причинами, направляют
его, содержат в себе энергетические и
побудительные источники развития.
Личность развивается в силу возникновения
в ее жизни внутренних противоречий. Они
обусловливаются ее отношениями к
окружающей среде, успехами и неудачами,
нарушениями равновесия между индивидом
и обществом. Но внешние противоречия,
приобретающие даже конфликтный характер
(например, конфликты между ребенком и
родителями), сами по себе еще не становятся
двигателем развития. Только интериоризуясь,
вызывая в самом индивиде противоположные
тенденции, вступающие между собой в
борьбу, они становятся источником его
активности, направленной на разрешение
внутреннего противоречия путем выработки
новых способов поведения. Противоречия
разрешаются посредством деятельности,
приводящей к образованию новых свойств
и качеств личности. Одни противоречия,
преодолеваясь, сменяются другими. Если
они не находят своего разрешения,
возникают задержки развития, а в тех
случаях, когда они относятся к мотивационной
сфере личности, и болезненные нарушения,
психоневрозы. Условия
развития
определяют
собой те внутренние и внешние постоянно
действующие факторы, которые, не выступая
в качестве движущих сил развития, тем
не менее влияют на него, направляя ход
развития, формируя его динамику и
определяя конечные результаты. Что же
касается законов
психического развития
,
то они определяют собой те общие и
частные закономерности, с помощью
которых можно описать психическое
развитие человека и, опираясь на которые,
можно этим развитием управлять.

Возрастная психология как наука — Студопедия

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.



Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.


Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

осмысления внутренней логики целостного психического развития;

определения последовательности этапов развития;

исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

25. Понятие психологии развития и возрастной психологии как отрасли психологической науки.

Возрастная
психология

отрасль псмхологической науки, изучающих
закономерно стиль этапов психического
развития и формирования личности на
протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.

Онтогенез
– индивидуально развитие человека от
рождения до старости.

Объект
возрастной психологии:
возрастные
изменения психики, поведения,
жизнедеятельности и личности человека.

Предмет
возрастной психологии:

изучение закономерностей онтогенеза
психических процессов и формирование
личности на различных этапах развития.

Основные
проблемы возрастной психологии:

1)Что
больше определяет психическое и
поведенческое развитие человека:
созревание

2)Проблема
относительного влияния стихийных
организационного обучения и воспитания
на развитие человека

3)Проблема
соотношения задатков и способностей

Задачи
возрастной психологии:

1)Исследование
возрастных этапов и разработка методов
обеспечения полноценного психического
развития

2)Психологическая
работа в период преодоления возрастных
кризисов

В
возрастной психологии выделяется
несколько разделов:

1) детская
психология;

2) психология
юности;

3) психология
зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Особенность
возрастной психологии состоит в том,
что она имеет дело со специфическими
единицами анализа, каковы возраст,
возрастной период развития и т.п.

Возрастная
психология выясняет наличие и суть
закономерностей развития психики
здорового человека, степень их
обязательности (всеобщности) для всех,
исследует суть психического развития
и особенностей его течении Изучая
психику человека на определенном этапе
развития, она исходит из того, что может
произойти в жизни человека вообще, ведь
развитие психики длится от рождения до
глубокой старости.

26. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология).

В
возрастной психологии выделяется
несколько разделов:

1) детская
психология;

2) психология
юности;

3) психология
зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Детская
психология

– отрасль психологической науки,
изучающая условия и движущие силы
развития психики детей, а также
закономерности функционирования ребенка
как личности. Детская психология
занимается исследованием деятельности
детей, особенностями этого процесса.
Этот раздел включает в себя исследование
детей с момента рождения до наступления
юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская
психология изучает формирование и
становление ребенка как личности, его
развитие в раннем детстве, дошкольном,
начальном школьном, подростковом
периодах. Она также исследует кризисы
развития на разных этапах, занимается
изучением социальной ситуации развития,
ведущих видов деятельности, новообразований,
анатомо-физиологических изменений,
особенностей развития психических
функций, эмоциональной и мотивационной
сфер личности, а также комплексов и
путей их преодоления.

Психология
юности

занимается изучением особенностей
детей старшего подросткового возраста,
кризиса этого периода, а также исследованием
жизненных позиций детей, их стремления
к самоопределению. Она изучает
новообразования этого возраста,
социальную ситуацию развития, особенности
познавательной и эмоциональной сфер,
общение, процессы развития самосознания
и формирования мировоззрения. Психология
юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология
зрелого возраста

занимается изучением особенностей
личности и кризисов, свойственных
данному этапу. Этот период охватывает
возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и
первый раздел, он разделен на ряд
возрастных этапов, имеющих свои
особенности и отличия. Психология
зрелого возраста занимается изучением
особенностей познавательных процессов,
эмоциональной сферы, становления
«я-концепции» и самоактуализации,
особенностей сферы человеческой
активности, противоречий индивидуального
развития, социализации нравственного
поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология
выявляет инволюционные тенденции
притупления и затухания некоторых
психических функций, спад активности,
ослабление психической устойчивости.
Она также исследует условия личностной
сохранности пожилых людей, психологическую
помощь и охватывает период от 60–70 лет
до смерти. Геронтопсихология занимается
и исследованием особенностей поведения
людей в пожилом возрасте: их страхов и
тревог, оценки собственной жизни,
активности и профессиональной
деятельности, семейных отношений.

5. Психология личности как отрасль психологической науки

Психология
личности
 —
раздел психологии, изучающий личность
и различные индивидуальные процессы —
всё то, что делает нас личностью.
Акцент делается на попытке создать
согласованую картину личности
и её основных психических процессов.
Кроме того, изучаются индивидуальные
различия.

Личность
– та сторона человеческой психики,
которая отличается устойчивость,
определяет духовное своеобразие данного
человека и обуславливает особенности
его деятельности, общения и жизни в
целом.

Подходы
к пониманию личности:

1)Теория
индивидуальных различий

2)Черты
личности обеспечивают её стабильность

3)Личность
как система саморегулирования

4)Личность
как источник активности

5)Понятие
личности объясняет качественные отличия
психики человека и животных (человек,
личность, индивид, индивидуальность )

Среди
многих работ по теории личности,
ее структуре в психологии личности
особенно выделяются работы А. Г. Ковалева,
В. Н. Мясищева и К. К. Платонова.

А. Г. Ковалев
ставит вопрос о целостном духовном
облике личности, его происхождении
и строении как вопрос о синтезе
сложных структур:

темперамента
(структуры природных свойств),

направленности
(система потребностей, интересов,
идеалов),

способностей
(система интеллектуальных, волевых
и эмоциональных свойств).

Все
эти структуры возникают из взаимосвязи
психических свойств личности,
характеризующих устойчивый, постоянный
уровень активности, обеспечивающий
наилучшее приспособление индивида
к воздействующим раздражителям
вследствие наибольшей адекватности
их отражения. В процессе деятельности
свойства определенным образом связываются
друг с другом в соответствии
с требованиями деятельности.

В. Н. Мясищев
единство личности характеризует:

направленностью
(доминирующие отношения: к людям,
к себе, к предметам внешнего мира),

общим
уровнем развития (в процессе развития
повышается общий уровень развития
личности),

структурой
личности и динамикой нервно-психической
реактивностью (имеется в виду не только
динамика высшей нервной деятельности
(ВНД), но и объективная динамика
условий жизни).

С этой
точки зрения структура личности
в психологии личности — лишь одно
из определений ее единства
и целостности, т. е. более частная
характеристика личности, интеграционные
особенности которой связаны с мотивацией,
отношениями и тенденциями личности.

Концепция
динамической структуры личности (К. К.
Платонов) в психологии личности.

Наиболее
общей структурой личности является
отнесение всех ее особенностей и черт
к одной из четырех групп, образующих
4 основные стороны личности:

1)Социально
обусловленные особенности (направленность,
моральные качества).

2)Личный
опыт (объем и качество имеющихся ЗУН
(знания, умения, навыки) и привычек).

3)Индивидуальные
особенности различных психических
процессов (внимание, память).

4)Биологически
обусловленные особенности (темперамент,
задатки, инстинкты и т. п.).

1 и 2 —
социально обусловлены, 3 и 4 —
генетически обусловлены.

Все
4 стороны личности тесно взаимодействуют
друг с другом. Однако, доминирующее
влияние всегда остается за социальной
стороной личности — ее мировоззрением,
направленностью, потребностями,
интересами, идеалами и эстетическими
качествами.

Основой
любой личности является темперамент.

Темперамент
в психологии личности — это
индивидуальные особенности человека,
определяющие динамику протекания его
психических процессов и поведения.
Под динамикой
понимают темп, ритм, продолжительность,
интенсивность психических процессов,
в частности эмоциональных процессов,
а также некоторые внешние особенности
поведения человека — подвижность,
активность, быстроту или замедленность
реакций и т. д. 

Наука психологии

Science of Psychology

Наука психология приносит пользу обществу и улучшает нашу жизнь. Психологи исследуют взаимосвязь между функцией мозга и поведением, а также окружающей средой и поведением, применяя то, что они узнают, для улучшения нашего понимания и улучшения мира вокруг нас.

В науку

Любопытство — часть человеческой натуры.Один из первых вопросов, который дети учатся задавать, — «почему?» Став взрослыми, мы продолжаем удивляться. Используя эмпирические методы, психологи применяют это универсальное любопытство для сбора и интерпретации данных исследований, чтобы лучше понять и решить некоторые из наиболее сложных проблем общества.

Трудно, если не невозможно, представить себе такую ​​грань жизни, в которую не вовлечена психология. Психологи используют научный метод: формулируют вопрос, предлагают теорию, а затем проводят строгие лабораторные или полевые эксперименты для проверки гипотезы.Психологи применяют понимание, полученное в ходе исследований, для создания научно обоснованных стратегий, которые решают проблемы и улучшают жизнь.

В результате психологическая наука открывает новые и лучшие способы существования и процветания людей в сложном мире.

Психологи в действии

Jack Stark, PhD, Performance Psychologist

Помощь бизнесу

Dr. Strayer helps place an electroencephalogram (EEG) cap on a study participant.

Улучшение жизни

Dr. Tate gives a study participant an armband to monitor activity levels.

Укрепление здоровья

Dr. Salas sits in a helicopter with pilots.

Помощь организациям

Kathleen Kremer, PhD, Research Psychologist

Работа в школах

Доктор.Кэтлин Кремер кое-что знает о веселье. Используя

.

Вклад психологии в психиатрию — Ассоциация психологических наук — APS

Eisenberg_Nancy_board_web Eisenberg_Nancy_board_web

Нэнси Эйзенберг

В предыдущих президентских колонках, опубликованных в Observer , авторы обсуждали роль психологии по отношению к различным дисциплинам в науке ( с точки зрения мер или сокитаций; Cacioppo, сентябрь 2007 г.) и отношения психологической науки к праву (Kang & Dasgupta, апрель 2014 г.). В этой колонке Адриан Ангольд и Джейн Костелло обсуждают вклад психологии в психиатрию.Исторически отношение психологии к психиатрии было сложным и иногда конфликтным. В медицинских учреждениях и психиатрических учреждениях, когда присутствуют и психологи, и психиатры, психиатры обычно обладают большим авторитетом и обладают большей властью принимать решения. Тем не менее, ученые-психологи, как правило, получают больше знаний в области исследований и лучше подготовлены для решения прикладных задач с помощью идей, полученных в результате эмпирических исследований. Ангольд и Костелло обсуждают некоторые важные концептуальные, измерительные и связанные с лечением вклады ученых-психологов в область психиатрии и в понимание психических заболеваний.Важно, чтобы вклад психологической науки в понимание психического здоровья был полностью признан, и чтобы потенциал психологической науки для продвижения соответствующих знаний, лечения и профилактики был оценен общественностью и агентствами, которые финансируют исследования, связанные с психологическим здоровьем и болезнями. .
-Nancy Eisenberg

Психиатрия, «отрасль медицины, занимающаяся причинами, диагностикой, лечением и профилактикой психических заболеваний» (Oxford English Dictionary: www.oxforddfictionaries.com/us), в огромных долях перед психологией, «отраслью науки, которая имеет дело с (человеческим или животным) разумом как единым целым и в его отношениях с телом, а также с окружающей средой или социальным контекстом на основе наблюдения поведение отдельных лиц или групп лиц в определенных (обычных или экспериментально контролируемых) обстоятельствах »(там же).

В очевидном смысле слова «психическое заболевание» и «ненормальная психология» связаны в основном с одними и теми же психическими и поведенческими явлениями.Здесь, однако, мы хотим взглянуть шире и рассмотреть некоторые способы, которыми вся дисциплина психологии во многих ее аспектах сформировала наше нынешнее понимание «психического заболевания».

Понятие психического заболевания

Costello_E_Jane_web Costello_E_Jane_web

Э. Джейн Костелло

Те из нас, кто занимается психиатрией с начала 1980-х годов, не могут не вспомнить всю шумиху вокруг появления нео-крепелинизма DSM-III с множеством категориальных диагнозов и стандартизированными критериями для их постановки в стиле «китайского меню».Многие психологи указали, что так называемая «медицинская модель», поддерживаемая DSM-III , не была ни хорошо подтверждена, ни надежна, как иногда предполагали ее сторонники, и что в своем категориальном подходе она не могла адекватно объяснить Дело в том, что большинство психопатологий распространяется непрерывно. Та же самая критика может быть поддержана с еще большей силой против проблемно изменчивых формулировок расстройств личности в DSM – III , DSM – IIIR и DSM – IV .Как поразительно сейчас наблюдать, как руководство Национального института психического здоровья дистанцируется от процесса разработки DSM – 5 и поддерживает критерии исследовательской области (RDoC), направленные на разработку «в исследовательских целях новых способов классификации психических заболеваний». расстройства, основанные на поведенческих измерениях и нейробиологических показателях »(курсив наш; www.nimh.nih.gov/research-priorities/rdoc/index.shtml). Мы даже стали свидетелями возрождения всех видов старых когнитивных психологических парадигм (например,g., тест Струпа) «в магните». Действительно, революция в когнитивной психологии 1960-х и 1970-х годов, олицетворяемая знаменитой первой книгой Нейссера (1967), возможно, только сейчас действительно показывает свое отношение к психиатрии.

Измерение психических заболеваний

Angold_Adrian_web Angold_Adrian_web

Адриан Ангольд

Вторая мировая война привела к значительному концептуальному и практическому прогрессу в измерении психологических и поведенческих параметров и навыков (большая часть которых финансируется ВМС США. ).Центральным в этой работе было признание необходимости «операционных критериев» для определения и измерения психологических конструктов. Разработка операционных критериев психических расстройств вскоре стала основной и повторяющейся задачей психиатрии (например, DSM – III , –IIIR , –IV и –5 ). Однако психологи также признали, что критериально-ориентированная валидность «предполагает принятие набора операций в качестве адекватного определения того, что подлежит измерению» (Bechtoldt, 1959, p.1245) и разработал концепцию «конструктной валидности», чтобы иметь дело с ситуациями, когда «исследователь считает, что ни один из доступных ему критериев не является полностью валидным, [и] он волей-неволей становится заинтересован в построении валидности, потому что это единственный способ избежать ‘ бесконечное разочарование «соотнесением каждого критерия с каким-то более совершенным стандартом» (Cronbach & Meehl, 1955, стр. 282). Так как это универсальная ситуация в психиатрии, валидация конструктов (независимо от того, признается она явно как таковая или нет) стала стандартом де-факто в психиатрии (например, стандарт Спитцера Longitudinal, Expert, All-Data [LEAD] [Spitzer, 1976]) .

В более широком смысле, процедурные и статистические методы психологов-психометристов были приняты более или менее полностью в основном некритичной психиатрической аудиторией, стремящейся просто узнать, какой тип «коэффициента надежности» (или обобщенный подход с латентными переменными или смешанные эффекты) линейная модель) для использования. Конечно, это неудивительно, потому что психологи с докторской степенью (как клинические, так и доклинические) получают довольно много подробных знаний в области методов исследования и статистики, в то время как большинство психиатров — нет.

Лечение психических расстройств

За последние 30 лет произошел взрыв «когнитивно-поведенческой» терапии того и другого типа. Они имеют глубокие корни в оперантно-обусловливающих подходах к пониманию поведения, с одной стороны, и гуманистических психотерапевтических техниках, с другой. Следует сказать, что клиническая психология, а не психиатрия, была ведущей дисциплиной при разработке большинства этих методов лечения. Однако это также область, где перекрестное оплодотворение с медицинскими подходами к технологии клинических испытаний имело центральное значение для установления эффективности этих методов лечения как в качестве монотерапии, так и в сочетании с лекарствами.

Психопатология развития

Упадок психоанализа как всеобъемлющей основы для психиатрии и психоанализа: перевод в относительно небольшой шкафчик в терапевтическом арсенале оставил большую дыру в понимании психиатрами эмоционального и поведенческого развития человека. К счастью, психологи думали и изучали развитие с разных точек зрения на протяжении всей истории этой дисциплины. Большая часть этого материала стала частью того, что сейчас равносильно «стандартной биопсихосоциальной консенсусной модели» человеческого развития.Конечно, существуют огромные разногласия по поводу деталей, но в наши дни трудно представить себе психиатра или психолога, который не соглашался бы с представлением о том, что человеческие эмоции и поведение во всех их нормальных и ненормальных формах являются продуктами сложных многоуровневых взаимодействий / взаимодействий. / взаимодействие между генетическими, физиологическими, психологическими факторами и факторами окружающей среды. Психиатрия внесла довольно небольшой вклад в эту стандартную теорию психологического развития, хотя следует признать, что «основополагающий документ» субдисциплины психопатологии развития был результатом совместных усилий психиатра и психолога (Sroufe & Rutter, 1984).Тяжелая работа по документированию развития перцептивных, моторных, когнитивных, социальных и поведенческих способностей и межличностных вариаций была сделана в основном психологией, и как область психиатрии еще не полностью усвоила значение ключевых психологических конструктов развития, таких как темперамент и т.д. привязанность, хотя врачи были ключевыми фигурами на самых ранних этапах их научного использования.

Итак, мы считаем, что современная психиатрия обязана психологии так же, как современная медицина — физиологии.В обоих случаях наукоемкая медицинская дисциплина просто не существовала бы без ее фундаментального научного аналога. —

Ссылки и дополнительная литература

Бехтольдт, Х. П. (1959). Выбор. В S. S. Stevens (Ed.), Справочник по экспериментальной психологии (стр. 1237–1267). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley.

Cronbach, L. J., & Meehl, P. E. (1955). Построить валидность в психологических тестах. Психологический бюллетень, 52 (4), 281–302.

Файнер, Дж.П., Робинс, Э., Гузе, С. Б., Вудрафф, Р. А., младший, и Муньос, Р. (1972). Диагностические критерии для использования в психиатрических исследованиях. Архив общей психиатрии, 26 (1), 57–63.

Neisser, U. (1976). Познание и реальность: принципы и значение когнитивной психологии . Сан-Франциско, Калифорния: У. Х. Фриман.

Спитцер Р. Л. (1976). Подробнее о псевдонауке в науке и о случаях психиатрической диагностики. Архив общей психиатрии, 33 (4), 459–470.

Сроуф, Л. А. и Раттер, М. (1984). Область психопатологии развития. Развитие ребенка, 55 , 17–29.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *