Возрастные рамки: Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.

Содержание записи:

Содержание

Понятие взросления

Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.

Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.

В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:

  • совершеннолетие;
  • возраст вступления в брак;
  • трудоспособный;
  • репродуктивный;
  • пенсионный.Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.

Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.

Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.

Понятие о возрастных категориях

Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.

В экономике принята классификация из 3-х групп:

  • дотрудоспособный;
  • трудоспособный;
  • послерабочий.

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020Возрастные категории людей по ВОЗ

Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.

Он разбил население на 3 основных группы:

  • Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
  • Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
  • Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.

Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.

Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.

Возрастная классификация в России

Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.

Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.

В этом документе периоды утвердили следующим образом:

  • от 45 до 59 — зрелый возраст;
  • преклонным называли промежуток между 60 и 74;
  • категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
  • под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.

Современная демографическая структура в России характеризуется так:

Название группыКоличество лет
Новорождённыеот 0 до 7 дней
Грудныеот 7 суток до 12 месяцев
Ясельный периодот года до 3 лет
Дошкольный периодот 3 до 7
Отрочествоот 7 до 17 лет
Молодежьот 17 до 30 лет
Зрелыеот 30 до 55 лет
Пожилыеженщины — 55+;

мужчины — 60+

Долгожители80+

Мировой стандарт ВОЗ

Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.

Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.

Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.

По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.

Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.

Она насчитывает 8 основных групп:

  • раннее детство – возраст до 1 года;
  • дошкольный период – от 1 до 4 лет;
  • школьный период – от 5 до 14;
  • юность – от 15 до 24;
  • возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
  • зрелый период – от 45 до 65;
  • ранняя старость – от 65 до 75;
  • старость – 75 и старше.

По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:

Название группыКоличество лет
Молодой возрастот 18 до 44 лет
Средний возрастот 45 до 59 лет
Пожилой возрастот 60 до 70 лет
Старческий возрастот 75 до 90 лет
Долголетие90+

Биологический возраст

Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».

Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.

Цели ВОЗ в данной сфере

В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.

Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.

Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.

Видео о возрастных категориях

Что такое старость и старение:

Какая есть классификация возрастов по ВОЗ, возрастные категории

Приветствую вас, крошки мои!

Практически все мы, подходя к определенному возрастному рубежу, задумываемся: до какого же момента считать себя молодой? А с какого момента – пожилой или даже старой? Особенно этому «способствует» назначение «пенсии по старости» — по сути, официальная справка о том, что отныне ты старый.

При этом почему-то не учитывается, что, по официальным прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), к 2025-му году число людей старше 60 лет перевалит за 1 миллиард. Нынешнее население Земли — 7,7 млрд. человек (по официальному отчету 2019 года).

Понятие «старость» на международном уровне

Причём, согласно систематизации ООН, если в какой-то стране количество граждан старше 65 лет переваливает за 7% от общей численности населения, то население этой страны считается «старым».

Исходя из выше приведенных цифр по земному шару, можно сделать вывод, что численность старых людей на нашей планете к 2025 году будет составлять около 14%. В том числе и поэтому смело можно заявлять, что проблема, что называется, в головах. Почему-то до сих пор в «коллективном бессознательном» многих россиян и граждан стран бывшего СССР закреплено: женщина старше 35 лет  — уже старуха. А «если дожила» до 50-ти – то тебя вообще на том свете обыскались с фонарями. И вся существующая патриархальная система это представление о женском возрасте, увы, поддерживает.

Градация возраста человека по годам: классификация возраста по ВОЗ

Когда человек начинает стареть? 2 теории

  • Вообще, есть довольно весомое мнение, что старение начинается прямо с момента рождения (а то и с момента зачатия), так как само старение, по сути, это накапливание в организме повреждений, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Часть этих повреждений заложена генетически, другая часть образуется в ходе деления клеток, третья – из-за образа жизни и привычек. Забегая вперёд, скажу: одним из самых важных обстоятельств, ускоряющих старение, является значительный лишний вес (ожирение). Абсолютное большинство долгожителей, а также людей, выглядящих значительно моложе своего возраста, — стройняшки. А еще они воздерживаются от сахара (ну или позволяют себе совсем чуть-чуть). Впрочем, это тема отдельной статьи.
  • Вторая теория старения – что стареть мы начинаем лет так с 25-ти, но до 45 мы еще остаемся под некоторой защитой, а вот начиная с 50-55 на уровне генома (ДНК) уже начинаются неблагоприятные изменения, которые значительно ослабляют способность организма сопротивляться болезням и облегчают возникновение возрастных заболеваний.

Классификация возраста по ВОЗ

ВОЗ систематически обновляет классификацию возрастов по годам, т.к. мир меняется очень быстро. Согласно последней возрастной классификации ВОЗ, людей по возрастам можно подразделить на следующие категории:

  1. Молодые люди (молодой возраст) —  18-44 года
  2. Люди среднего возраста (средний возраст) —  45-59 лет
  3. Люди пожилого возраста (пожилой возраст)  —  60-74 лет
  4. Старые люди (старческий возраст, старость) — 75-90 лет
  5. Долгожители (возраст долголетия) – старше 90 лет

Градация возраста человека по годам: классификация возраста по ВОЗ

Возрастные границы в разных странах

В XIX веке такую градацию возрастов  посчитали бы абсурдной. Пушкин в свои 37 считал себя «немолодым». Собственно, он так и выглядел на последних прижизненных портретах. В то время даже у мужчин жизнь кончалась в пятьдесят лет. Человек этих лет переходил в разряд стариков, участь которых – «доживание», «дожитие».

Что это значит? Это значит, что человек не успевал применить полученный за свою жизнь опыт. А сейчас – успевает. Он стал умнее, он делает выводы из прежнего опыта (негативного, в первую очередь), он стал выглядеть лучше, да что там, он справляется с болезнями, которые ранее без вариантов приводили к смерти. И поэтому старческий возраст наступает в 75, а не в 50. Двадцать пять дополнительных лет полноценной, активной, свободной жизни! Которая сочетает в себе одновременно и молодость, и опыт. Это, по сути, сенсация и уникальное явление в современном мире. Ранее ни одно поколение не могло совмещать в себе столько энергии и здоровья в своем возрасте со своими знаниями и жизненной мудростью.

Теперь уже и ВОЗовская классификация возраста, судя по всему, утрачивает свою злободневность. Как показало недавнее социологическое исследование в Великобритании, большинство подданных Объединенного Королевства считают, что пожилой возраст стартует с 70, а молодость длится аж до 55 лет (эти цифры на 10 лет больше возраста, указанного ВОЗ). А 20% опрошенных вообще заявили, что средний возраст наступает лишь после 60 лет. Еще 19% полагают, что при дифференциации «среднего возраста» от «молодого» во внимание надо брать состояние души и самоощущение человека, а не статистику и биологические показатели.

В других европейских государствах определение возрастной границы старости очень похоже на британское. А вот в отношении окончания периода молодости представления довольно-таки сильно различаются. В Греции, например (возможно, благодаря тёплому «легкомысленному» климату) молодость считают окончившейся только после 50!

И вот к какому выводу я пришла в итоге: молодость сохраняешь / приобретаешь вновь внутри самой себя. Вы наверняка прекрасно знаете, что после определенного возраста дамы имеют то лицо и тело, которых «заслуживают». И дело далеко не в доступе к лучшим пластическим хирургам и новейшим процедурам – дело в том, какие эмоции и переживания чаще всего отражаются на нашем лице, какой образ жизни мы ведём, что испытываем по отношению к себе и близким, дарим ли (именно дарим, а не отдаем из чувства долга!) свою заботу тем, кто в ней нуждается. Конечно, если вы будете чахнуть, как Кощей над златом, над своими чувствами и материальным благополучием, — будете и выглядеть соответствующе. Мимические морщинки пробиваются именно там, где отражались ваши эмоции – гнев, зависть, возмущение, уныние, злость… Опускаются уголки губ, нависают веки, образует залом межбровная складка… Переживания отпечатываются на лице, являя ваш характер и нрав всем окружающим.

Возраст — это просто цифры

Многие известные женщины (чаще всего это, конечно же, актрисы) на личном примере демонстрируют, что возраст – это всего лишь цифры в паспорте и что он никак не влияет на то, как дама может выглядеть. Почему они выглядят молодо? Дело не только в пластической хирургии и отсутствии тяжелого физического труда на износ.

Посмотрите, как выглядит Джина Лоллобриджида в свои 92 года!

Градация возраста человека по годам: классификация возраста по ВОЗ

Российский зритель помнит ее молодой красоткой из кинофильмов «Фанфан Тюльпан», «Собор Парижской Богоматери» и многих других, и, конечно же, время беспощадно, но только посмотрите, сколько жизни в ее глазах! 92, говорите? – Да ни в жизнь!

Градация возраста человека по годам: классификация возраста по ВОЗ

Возраст счастья

Главное условие хорошей жизни в возрасте «немного за…» – это здоровье. Это актуально в любом возрасте, конечно. Просто не забывайте этого, крошки. И еще не забывайте, что счастье – это не куча денег и не роскошная карьера. И даже не счастливый брак. Счастье – это быть благодарным за то, что имеешь. Ну и, как следствие, отсутствие переживаний по поводу того, чего не имеешь.

Вы наконец-то в топе! Потому что вам уже не нужно париться над тем, «нравлюсь ли я вон тому мальчику», «а не останусь ли я старой девой», «что они обо мне подумают». Вас покинула суета. Вы не стесняетесь оставаться собой. Вы понимаете, что нужно подчеркнуть в своей внешности. Вы наконец научились говорить «нет», если это идет вразрез с вашими интересами. Всё это настолько прибавляет очков к вашему психическому здоровью, что ради этого можно отказаться от тусовок без устали ночи напролёт, в сопровождении алкоголя, сигаретного дыма и якобы интересных бесед с противоположным полом в этом состоянии.  Во всяком случае, я себя ущемленной категорически не чувствую в связи с такой заменой.

То, что вы переживаете сейчас, — это вовсе не кризис среднего возраста. Это РАСЦВЕТ. Я сама стала гораздо счастливее, спокойнее, успешнее и (да!) красивее, чем в 18. И я наконец-то научилась расслабляться. А еще – с возрастом тебе надо гораздо меньше. Зато ты наконец понимаешь, что же в жизни самое важное, и можешь посвятить себя и свое время, ценность которого осознаешь именно сейчас, именно этому важному, а не навязанным стереотипам «больше путешествуйте», «общайтесь с людьми» и т.п. Мне, например, хорошо дома, и мне хорошо одной или с близким другом. Я не скучаю по вечеринкам не потому, что «не могу» и «уже старовата для этого», а потому, что наконец нашла в себе смелость признаться: лучшее место в мире для меня – мой письменный стол в моем собственном доме, с кошкой на коленях и чашкой кофе справа от клавиатуры. Здесь мне никогда не бывает одиноко.

Сделайте возраст своим другом – поверьте, вы можете ему доверять. Я бы ни за что не хотела вернуться в свои 16 или даже 25 (ну разве что с этими же мозгами и с тем опытом, что имею сейчас, — тогда бы я даже при имевшихся раскладах знала, что мне делать и как жить).

Как замедлить течение времени?

Если же вам всё-таки страшно хочется замедлить течение времени (в то время, пока вы получаете от жизни удовольствие, разумеется), то для этого есть очень простой способ: нужно сделать что-то новое. Помните себя в детстве? Каждый день – словно целая жизнь, со множеством событий, приключений, мыслей и важных дел. Для взрослых же людей даже года могут пролетать незаметно. Причина в том, что для ребенка всё имеет характер новизны, мозг постоянно учится новому и обрабатывает поступающую информацию. Хотите проживать такие же длинные дни, как в детстве? Это легко – например, это первый день вашего отпуска, или первый день на новой работе, когда сознание еще только изучает незнакомые обстоятельства. Т.е. вам и надо-то всего лишь уменьшить количество машинальных действий в своей текущей жизни: можно выбрать другую дорогу домой или на работу, съесть непривычную еду или поужинать в незнакомом месте, посетить какие-то интересные неизведанные местечки… Смею вас уверить, крошки, это дает колоссальную перезагрузку голове и реально делает время «длиннее».

Градация возраста человека по годам: классификация возраста по ВОЗ

Самое важное – не подписывать самому себе приговор, не запрещать себе что-то, только потому что «я уже не молода». Ведь мысли «это мне нельзя делать/носить/говорить, потому что мне уже за (**)» и добавляют нам лет.

Здоровье плюс развитие – вот рецепт вечной молодости.

Здоровье физическое – это удовольствие от существования.

Здоровье ментальное – это в первую очередь доброта и принятие.

А развитие и познание нового развивает нейронные связи и держит ваш мозг и тело в тонусе.

А что такое «тонус», как не синоним слова «молодость»?

 

Как я могу вас отблагодарить?

Если статья вам понравилась, а наш сайт был вам полезен, вы также можете нам помочь, разместив ссылку в соцсетях.

Жизненные периоды людей по годам: периодизация возрастного развития, этапы

Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.

Часто периодизация считается с момента рождения

Часто периодизация считается с момента рождения

Основное понятие

Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.

Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.

С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.

Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.

Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.

В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.

Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.

Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной

Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной

У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.

Периодизация психического развития

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Возрастные периоды развития человека

Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

  • младенчество;
  • детство;
  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • средний школьный;
  • старший школьный;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

Разделение по годам

До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.

С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

В этот период ребенок активно познает мир

В этот период ребенок активно познает мир

Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

Критические моменты

Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.

Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Видео

Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

периоды жизни человека

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возрастпериод
0-4 неделиноворожденный
4 недели — 1 годгрудной
1-3 годараннее детство
3-7 летдошкольный
7-10/12 летмладший школьный
девочки: 10-17/18 летподростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши17-21 годюношеский
девушки16-20 лет
мужчины21-35 летзрелый возраст, 1 период
женщины20-35 лет
мужчины35-60 летзрелый возраст, 2 период
женщины35-55 лет
55/60-75 летпожилой возраст
75-90старческий возраст
90 лет и болеедолгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

периоды жизни человека по пифагору и их преимущества

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

периоды жизни человека по пифагору

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

возрастные периоды жизни человека

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

периоды жизни человека особенности

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

важнейшие периоды жизни человека

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

основные периоды жизни человека

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1—3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3—7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.

Игра.

Младший школьный возраст (7—11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11—15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-проф. деятельность.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60—70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Возрастные рамки 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Условия, допускающие человека к пользованию теми или иными политическими правами

Ответ: Ценз

Вопрос: В англоязычных странах: периодическая перепись

Ответ: Ценз

Вопрос: В Древнем Риме: перепись граждан и оценка их имущества для отнесения гражданина к тому или иному классу по уплате налогов или сословию

Ответ: Ценз

Вопрос: В средневековье, в Европе: крестьянская подать, оброк

Ответ: Ценз

Вопрос: Перепись граждан в Риме

Ответ: Ценз

Вопрос: Подсчет, оценка

Ответ: Ценз

Вопрос: Правовое ограничение

Ответ: Ценз

Вопрос: Статистическая перепись в Великобритании и США

Ответ: Ценз

Вопрос: Статистическая перепись

Ответ: Ценз

Вопрос: Статистическая перепись; правовое ограничение

Ответ: Ценз

Вопрос: Условие допуска человека к использованию избирательного или другого права

Ответ: Ценз

Вопрос: Условие, необходимое для внесения предприятия в определенный список, реестр

Ответ: Ценз

Вопрос: Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определенных политических прав

Ответ: Ценз

Вопрос: Условие, ограничивающее участие того или иного лица в осуществлении каких-либо прав

Ответ: Ценз

Вопрос: Это понятие нужно правителям, чтобы как-то ограничить ваши права- например, по возрасту, по прописке

Ответ: Ценз

Вопрос: Дети до 16 лет не допускаются

Ответ: Ценз

Вопрос: В Древнем Риме- периодическая оценка имущества граждан для соответствующего разделения их на податные разряды

Ответ: Ценз

Вопрос: Перепись граждан в Древнем Риме

Ответ: Ценз

Вопрос: Перепись в Англии

Ответ: Ценз

Вопрос: Возрастной … избирателей

Ответ: Ценз

Вопрос: Ограничение по возрасту

Ответ: Ценз

Вопрос: Возрастные рамки

Ответ: Ценз

Вопрос: Оброк

Ответ: Ценз

Вопрос: Планка по возрасту

Ответ: Ценз

Вопрос: Условия участия в выборах

Ответ: Ценз

Вопрос: В Древнем Риме: периодическая оценка имущества граждан

Ответ: Ценз

Вопрос: Условия, ограничивающие участие лица в осуществлении тех или иных прав

Ответ: Ценз

Вопрос:

Тема 11. Психология старости

Тема 11. Психология старости

 

1. Физическое и психическое развитие в старости.

 

1. Физическое и психическое развитие в старости

 

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном  уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся  у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше  стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону  и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

 

Задания для самостоятельной работы

 

    1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

    2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

 

Возрастной диапазон

— это … Что такое возрастной диапазон?

  • возрастной диапазон — n людей в возрасте от двух до определенного возраста, рассматриваемых как группа = ↑ возрастная группа в … возрастном диапазоне ▪ молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет ▪ Это влияет на людей в широком возрастном диапазоне … Словарь современного английского

  • диапазон — 1 / reIndZ / существительное 1 ГРУППА (единственное) множество вещей, которые различны, но имеют один и тот же общий тип (+ из): интересный ассортимент книг и видео | Препарат эффективен против целого ряда бактерий.| Мы учим весь спектр бальных… Longman словарь современного английского языка

  • Диапазон — высокие и низкие цены или высокие и низкие ставки и предложения, записанные в течение определенного времени. Финансовый глоссарий New York Times * * * ▪ I. диапазон диапазона 1 [reɪndʒ] существительное [исчисляемый] 1. пределы, в пределах которых могут варьироваться суммы, количества и т. Д .: • Мы…… финансовые и бизнес-условия

  • диапазон — (цена) Диапазон цен в течение данной торговой сессии, недели, месяца, года и т. Д.Глоссарий Торговой палаты Чикаго Разница между самой высокой и самой низкой ценой, зарегистрированной в течение определенного периода времени, обычно одной торговой сессии, для данного… Финансовые и деловые условия

  • диапазон — диапазон 1 W1S1 [reındʒ] n ▬▬▬▬▬▬▬ 1¦ (разнообразие вещей / людей) ¦ 2¦ (пределы) ¦ 3¦ (продукты) ¦ 4¦ (расстояние) ¦ 5¦ ( музыка) ¦ 6¦ (горы / холмы) ¦ 7¦ (место для стрельбы) ¦ 8¦ (умение) ¦ 9¦ (земля) ¦ 10¦ (кулинария) ¦… Словарь современного английского языка

  • диапазон — {{Roman}} I.{{/ Roman}} существительное 1 разные вещи в одной и той же категории ПРИЛОЖЕНИЕ ▪ широкий, огромный, обширный, большой, огромный, большой, огромный, широкий ▪… словарь словаря

  • диапазон — 01. В нашем теннисном клубе есть широкий диапазон способностей, от начинающих до тех, кто играл профессионально. 02. Мы обсудили хороший [диапазон] спорных тем в этом классе. 03. Мы выбрали цвет для нашей гостиной … Грамматические примеры на английском языке

  • Возрастные группы в Скаутинге и Гиде — Национальные Скаутские и Руководящие организации поделены на разные возрастные группы с целью предоставления программ Скаутинга и Руководства для всего круга молодежи.История Первоначально, был только один раздел для всех членов Скаутинга … Википедия

  • диапазон — [[t] re͟ɪnʤ [/ t]] ♦♦ диапазоны, диапазон, диапазон 1) N COUNT: обычно с supp, часто N из n Диапазон вещей — это множество разных вещей одного и того же общего Добрый. Доступен широкий спектр цветов и узоров … Двое мужчин обсудили ряд … … словаря английского языка

  • диапазон — диапазон1 [reındʒ] существительное *** ▸ 1 предмет того же типа ▸ 2 ограничения для работы с ▸ 3 наибольшее расстояние для чего-то ▸ 4 открытых участка земли ▸ 5 площадей фермы для животных ▸ 6 для приготовления пищи ▸ 7 группа гор 1.) посчитать несколько разных вещей…… Использование слов и фраз в современном английском

  • диапазон — I UK [reɪndʒ] / US имя Диапазон форм слова: диапазон единственного числа множественные диапазоны *** 1) [исчисляемый] ряд различных вещей, которые относятся к одному и тому же общему типу диапазона: широкий спектр вопросов, касающихся профессиональных женщин … английский словарь

  • ,

    Возрастной диапазон к возрасту Числовое значение (питон)

    Переполнение стека

    1. Товары

    2. Клиенты
    3. Случаи использования
    1. Переполнение стека
      Публичные вопросы и ответы

    2. Команды
      Частные вопросы и ответы для вашей команды

    3. предприятие
      Частные вопросы и ответы для вашего предприятия

    4. работы
      Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

    5. Талант
      Нанимать технический талант

    6. реклама
      Связаться с разработчиками по всему миру

    ,

    возрастной диапазон перевод французский | Англо-французский словарь

    диапазон


    (= пройденное расстояние)

    [+ ракета, телескоп] portée f
    → Это впечатляющее оружие, но дальность его действия очень ограничена.
    → ракета с дальностью 2000 километров
    [+ автомобиль, самолет] автономия f
    чемпион по дальности обзора м визуэль
    → Дальность обзора новорожденного составляет около фута или около того.
    в пределах досягаемости, в диапазоне: портвейн
    , в пределах дальности стрельбы: портвейн из Tir
    , на близком расстоянии — приблизительное расстояние
    → Она фотографирует диких животных с близкого расстояния
    , вне зоны досягаемости.


    (= пределы)

    возрастной транш от д.
    → Возрастной диапазон от восемнадцати до сорока.
    диапазон цен гамма f de prix
    У вас есть что-нибудь еще в этом ценовом диапазоне? Avez-vous autre выбрал dans ces prix ?, Avez-vous autre выбрал dans cette gamme de prix?
    → недвижимость в ценовом диапазоне


    (= сорт)

    [+ цвета, узоры] гамма f
    [+ проблемы, темы] ventail m
    [+ мероприятия, удобства, варианты] ventail m
    широкий спектр возрастов и фонов и больших éventail d’âges et de milieux
    диапазон предметов unéventail de sujets
    → их отношение к ряду предметов
    Мы изучаем ряд предметов.Nous étudions расходится матерью.
    Существует широкий спектр цветов. Или очень большая гамма цветов.

    [+ продукты] гамма f
    широкий ассортимент большой гаммы
    широкий ассортимент электротоваров и большой гаммы продуктов

    [+ горы] chaîne f
    → Аппалачский хребет
    → впечатляющий горный хребет
    горный хребет und chaîne de montagnes
    → массивные горные хребты на севере
    Большой разделительный хребет la cordillère australienne

    тир (открытый)
    чемпион м де тир , (в помещении)
    стенд м де тир

    кухонная плита fourneau м (кухня)


    (= место)
    россыпь
    → Книги были расставлены на полках на стенах.
    дальний слева
    [текст] justifié (e) à gauche
    ранжировался вправо
    [текст] justifié (e) à droite


    (= бродить)
    parcourir
    → огромная территория, на которой в тот день находилась армия зулу


    (= варьировать)

    в диапазоне от … до … аллергическая … а
    Температура летом колеблется от 20 до 35 градусов.Les températures estivales vont de vingt à trente-cinq degrés.
    Билеты варьируются от £ 2 до £ 20. Les billets vont de deux à vingt livres.
    Они варьируются в цене от 3 до 15 долларов. Leur prix va de 3–15 ливров.
    от …. до …. allant de …. à ….
    → Индийская музыка от старых мелодий до последних хитов фильмов
    → товары от повседневных до эзотерических
    → услуги от копирование и печать для настольных издательских систем


    (= бродяга)

    Куры свободно паслись на ферме.Les poules parcouraient librement la cour de la ferme.
    Она находилась так далеко от Ферварпа и Маресфилда. Elle était allée aussi loin que Fairwarp et Maresfield.

    пробег
    n (ГОЛЬФ) тренировка м

    свободный радиус действия
    прил.
    [свинина] в пленере
    [бекон] на открытом воздухе

    курица свободного выгула
    n poulet м élevé en plein air

    яйцо свободного выгула
    n мкл м в полете на пленере

    дальность стрельбы
    n чемпион м де тир

    дальний
    прил.

    [ракета, ракета] à longue portée
    → Он очень заинтересован в достижении соглашения с США о сокращении ядерных ракет большой дальности.

    [планирование] в долгосрочной перспективе
    → долгосрочная стратегия улучшения образования в США

    [прогноз погоды] à долгосрочный

    Ракета средней дальности
    n Ракета м по моеннскому порту

    среднего уровня
    прил.
    [товар, услуга] гамма-гамма
    комфортабельные номера среднего класса и комфортные удобства комфортабельное жилье среднего класса
    семейный автомобиль среднего класса и семейной гаммы

    горный хребет
    n chaîne f de montagnes

    ценовой диапазон
    n гамма f de prix
    это в моем ценовом диапазоне c’est dans mes prix


    диапазон через

    VT FUS

    [+ area] parcourir
    Не разбегайтесь по всему городу.Ne parcourez pas toute la ville.
    вертолетов уже летят через джунгли. Des hélicoptères survolent дежа в джунглях.


    (= обложка)

    [+ спектр] couvrir
    → друзья, чей возраст варьируется от четырех десятилетий до
    Его навыки и вкусы варьируются по всему музыкальному спектру. Ses compétences et ses goûts couvrent tout l’éventail мюзикл.

    дальность стрельбы
    n (открытый)
    чемпион м де тир , (в помещении)
    стенд м де тир

    дальность полета ракеты
    n
    в пределах дальности полета ракеты

    диапазон окладов
    n авенто m des salaires

    Стрельбище
    n (открытый)
    чемпион м де тир , (в помещении)
    стенд м де тир

    ближний
    прил.

    [ракета] à Courte Portée
    [самолет] по решению суда

    [план, прогноз погоды] à Court Terme

    Максимум
    прил. Haut de gamme inv

    ,

    dplyr — создание возрастного диапазона для возрастов — R

    Переполнение стека

    1. Товары

    2. Клиенты
    3. Случаи использования
    1. Переполнение стека
      Публичные вопросы и ответы

    2. Команды
      Частные вопросы и ответы для вашей команды

    3. предприятие
      Частные вопросы и ответы для вашего предприятия

    4. работы
      Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

    5. Талант
      Нанимать технический талант

    6. реклама
      Связаться с разработчиками по всему миру

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *