Я концепция пример: Я-концепция и самопрезентация: сущность, взаимосвязь

Содержание

Развитие Я-Концепции. Структура Я-Концепции. Техника НЛП для формирования Я-Концепции. — Lovely life

В этой статье мы приводим краткое описание техники для формирования Я-Концепции.

То, что мы о себе знаем и во что верим, генерирует события. Я-Концепции это инструменты для получения ресурсов.формирование я концепцииЧем больше у нас Я-Концепций, тем больше способов получать от мира ресурсы.

По этой схеме Вы можете встроить любую нужную Я-Концепцию:
Я — Богатая, Я — Красивая, Я — Успешная, Я — Любимая, Я — Профессионал, Я — Стройная, Я — Ценная, Я — Уверенная в себе и т.д.
Содержание статьи:
1 Этап развития Я-Концепции. Составляем структуру сильной Я-Концепции.
2 Этап развития Я-Концепции. Встраиваем желаемую Я-Концепцию.

Данную технику развития Я-Концепции, как и большинство техник НЛП, нужно выполнять в трансе (сниженная частота работы мозга).

Прежде чем начинать встраивать следующую Я-Концепцию, должно пройти минимум 2 месяца с первого дня выполнения техник по встраиванию предыдущей.

Формирование Я-Концепции, техника:


1 этап формирования Я-Концепции:

• Входим  в транс (коротко о том, как войти в транс — замедлить дыхание, можно включить медитативную музыку, зажечь свечи и т.д.)

• Выбираем устойчивую Я-Концепцию, которая уже есть в Вашей жизни. То, о чем Вы думаете «Я такая и мне это нравится».
Это может быть социальная роль или черта характера. Например, «Я — стильная и мне это нравится» или «Я — хорошая мама». Произносим это с эмоцией.

• Представляем линию времени. Где на этой линии прошлый новый год а где следующий?

• Где все примеры того, что я такая (стильная, хорошая мама и т.д)?

• Сколько этих примеров?
Мозг должен выдать цифру. Если не можем вспомнить примеры, то задаем вопрос: «А если бы были примеры того, что я такая, то сколько бы их было?».

• С закрытыми глазами представляем эти примеры на линии времени, это могут быть картинки, карточки и т.д. Какие у них характеристики? Какого они размера, цвета, какая у них температура, далеко они или близко и т.д.?

• Вспоминаем самый последний подтверждающий пример. Где он и какие у него характеристики?

• Где самый первый подтверждающий пример, что я такая? Чем он раньше, тем лучше. Желательно найти пример из раннего детства. Как он выглядит в подсознании?

• Выбираем ролевые модели. Это 1-3 человека, которые по Вашему мнению обладают этим же качеством на 100 из 100.

• Где эти люди в данной структуре Я-Концепции? Например: их фигуры сверху справа над линией времени. Какие у них характеристики?

• Вспоминаем противоположные примеры того, что я — такая. Они обязательно должны быть. Устойчивая Я-Концепция обязательно должна содержать противоположные примеры.
Где эти примеры? Возможно, они расположены в виде окон под линией времени. Их должно быть не больше 5-10% от подтверждающих примеров. Если их больше, группируем их по несколько штук. Мысленно уменьшаем их, делаем черно-белыми и незначительными.

• В ближайшие 2-3 дня наша задача раскачать существующую Я-Концепцию и закрепить в памяти ее структуру.
Периодически возвращаемся к ней, представляем линию времени, где подтверждающие примеры, а где противоположные, а где ролевые модели?
Задаем себе провокационные вопросы: «А точно я такая?». Собираем подтверждающие примеры.

2 этап формирования Я-Концепции:

• Входим  в транс. Представляем структуру существующей Я-Концепции.

• Выбираем желаемую Я-Концепцию, ту, которую хочется встроить. На сколько по шкале от 1 до 10 сегодня я такая?
Затем, через пару недель выполнения техник снова шкалируем, чтобы отслеживать прогресс.

• Вспоминаем подтверждающие примеры желаемой Я-Концепции. Они обязательно есть. А если бы они были, то сколько их?

• Заполняем этими примерами карточки в структуре существующей Я-Концепции. 

• Противоположные примеры. Их наверняка больше, чем в существующей Я-Концепции. Группируем их по папкам, уменьшаем, делаем незначительными.

• Ролевые модели. Люди, которые по Вашему мнению обладают желаемой Я-Концепцией. Помещаем их в нашу структуру, располагаем их в том же месте, где и ролевые модели нашей сильной Я-Концепции.

• Ежедневно, на протяжении минимум 21 дня пишем в блокнот подтверждающие примеры желаемой Я-Концепции. Мозгу все равно, говорите ему это Вы, или посторонние люди. И ему все равно, логично это или нет, примеры могут быть практически не связаны с Я-Концепцией. Например: «Я — красивая, потому что купила новый лак для ногтей. Я завела блокнот и составила структуру Я-Концепции, поэтому я — красивая».

Лучше начать с небольшого количества примеров в день, постепенно увеличивая их количество. И через неделю выйти на определенное число, например 20 в день.

• Выбираем действие, которое будем выполнять ежедневно во имя формирования Я-Концепции. Действие должно быть легкое, понятное, иметь окончание по времени или объему и зависеть только от Вас. Это должно быть действие, которое Вам не свойственно и обычно Вы его не делаете, и которое потребует от Вас некоторых усилий.
Например, выполнять 20 приседаний ежедневно.

Это действие необходимо выполнять ежедневно в течение всего периода встраивания желаемой Я-Концепции, например, 21 день.

• Выбираем то, от чего готовы отказаться ради  новой Я-Концепции. Например, отказ от сладкого на 21 день.

• Берем на свой счет только нужное, все противоположные примеры — мимо. Должен быть очень узкий круг людей, чье мнение для Вас важно. Если есть необходимость получить мнение, то идем к эксперту и получаем его.

• Обязательно будет присутствовать саботаж от мозга, так как его задача оставить Вас там, где Вы есть и ничего не менять. Возможно будут возникать мысли что это бесполезно, покажется что стало больше противоположных примеров. Нужно продолжать несмотря ни на что, и через определенное время Вы почувствуете, что новая Я-Концепция встроена.

16.09.2019

← Обзор дешевых авиабилетов и туров из Иркутска (сентябрь 2019). Куда дёшево слетать из Иркутска.S7 Airlines: началась осенняя распродажа авиабилетов. Скидки до 50% 20-23 сентября 2019 →

Я-концепция

Лев Толстой в статье «Верьте себе», опубликованной в 1906 г. в молодежном журнале, писал, адресуя слова юношеству: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в вашей душе вопросы: кто я такое, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве… Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».

Я-концепция — так в психологии называют относительно устойчивую систему представлений человека о себе, сопряженную с оценкой себя и отношением к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ не сводится только к осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Ответ на вопрос: «Кто я такой?» — подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Каким я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я еще могу сделать в жизни? »

Составляющие Я-концепции

Я-концепция — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ «Я». Это, прежде всего, установка человека по отношению к себе самому, содержащая следующие компоненты:

1. познавательная составляющая — знания о себе, своих возможностях, способностях, свойствах, внешности, значимости для других людей;
2. оценочная составляющая (самооценка) — это эмоциональная оценка знаний и представлений о себе, с которой связаны самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
3. поведенческая составляющая — практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, что проявляется, например, в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение, развить способности и т. д. Я-концепция формируется под влиянием индивидуального опыта и опыта взаимодействия с другими людьми. Особенно важно общение и взаимодействие с близкими людьми, теми, чье мнение и отношение и чья оценка наиболее значимы для человека.

Петр 3Российский император Петр III (1728-1762), царствование которого длилось всего 6 месяцев, вызывает у историков разноречивые оценки. С одной стороны, Петр III провел три важнейшие реформы: освободил дворянство от обязательной службы, положил начало обращению церковных земель в светские и ликвидировал Третью канцелярию – сыскное политическое ведомство.

С другой стороны, Петр III был человеком ограниченным, его интересы не простирались далее военных занятий. Он с детства представлял себя военным, открыто симпатизировал прусской армии, щеголял в прусском мундире. Однако как военный деятель не проявил себя ничем. Личность Петра III – яркий пример варианта, когда в структуре Я-концепции главным является идеальное «Я», т. е. представление человека о том, каким бы он хотел стать.

Развитие Я-концепции

Уже в первые годы жизни у ребенка начинает складываться представление о себе и отношение к себе на основе отношения к нему родителей, братьев и сестер. В дальнейшем значимыми становятся и оценки сверстников, воспитателей детского сада, учителей. Развиваясь под влиянием контактов с другими людьми, Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором, на основании которого ребенок строит свои взаимодействия с другими людьми.

В подростковом возрасте Я-концепция развивается особенно интенсивно, причем важное место в ней начинает занимать оценка особенностей своей внешности, привлекательности в глазах сверстников. Подростки постоянно связывают себя с другими, часто испытывают тревогу и неуверенность в себе, нередко низко оценивают свою привлекательность и значимость в глазах взрослых и сверстников.

По мнению известного американского психолога Вирджинии Сатир, «все боли человека, его проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления — все это результат низкой самооценки, которую люди не могли ни осознать, ни изменить». Повышение самооценки через осознание своей самоценности, уникальности, неповторимости, а также стремление к самосовершенствованию — необходимые условия для благоприятного развития Я-концепции в подростковом возрасте.

Основные функции Я-концепция

По мнению психологов, Я-концепция имеет три основные функции в психической жизни человека:

1) способствует достижению внутренней согласованности, стабильности личности;
2) помогает интерпретировать, оценивать индивидуальный опыт;
3) определяет ожидания, представления человека о том, что должно произойти.

Третья функция является центральной. Человек, уверенный в собственной значимости, будет ожидать, что окружающие также высоко оценят его и будут относиться к нему соответствующим образом. Люди, сомневающиеся в своей ценности, считают, что другие не будут их высоко ценить, и ожидают проявлений пренебрежения по отношению к себе.

Структура Я-концепции

В структуре Я-концепции можно выделить:

1) реальное «Я» — представления человека о своих реальных возможностях, способностях, социальном статусе, т. е. о том, какой он на самом деле;
2) идеальное «Я» — представления человека о том, каким он хотел бы стать;
3) зеркальное (социальное) «Я» — представления человека о том, каким его видят другие люди.

Я-концепция личности, или что мешает Вам нормально развиваться и зарабатывать

За последние 5 лет я общался с десятками или даже сотнями своих коллег-копирайтеров. Кто-то успешен и хорошо зарабатывает. Кто-то — только начинает. Кто-то — упорно бьется головой о невидимую стену и работает за копейки в штате или на биржах.

И чем больше я общаюсь с людьми и анализирую свой собственный путь в копирайтинге, тем больше убеждаюсь, что прав был в свое время Брайан Трейси, известный американский продавец. Именно от него я впервые узнал о Я-концепции, одной из главных причин того, почему одни резко вырываются вперед, а другие так и топчутся на одном месте.

Очередная лекция про «успешный успех»?

Сразу оговорюсь, это не лекция, и я не собираюсь рассказывать о том, как стать успешным, богатым, процветающим или нести подобную чушь. Я решил написать эту статью, потому что хочу показать прямую связь между Вашим восприятием себя и результатами, которых Вы достигаете. Само собой, с научным обоснованием. Готовы? Тогда поехали!

Принцип действия Я-концепции

Вы такие, какими себя представляете. Более того, люди видят Вас такими, какими Вы себя представляете. Слишком абстрактно? Давайте разберем эти моменты подробнее. Смотрите.

Ваше поведение, работа, увлечения и отношение к Вам других людей — все это находится в прямой зависимости от Вашей самооценки, Вашего видения себя. Если Вы считаете себя новичком, работа которого не стоит дороже $1 за 1000, то именно так Вы будете относиться к себе, и именно так люди будут относится к Вам. Все просто.

Когда Вы воспринимаете себя профессионалом, который стоит не менее $500 за один текст, то Вы относитесь к себе соответственно, и окружающие люди относятся к вам соответственно.

Небольшое научное обоснование

В принципе, для понимания основной мысли трех предыдущих абзацев более чем достаточно. Если Вы не хотите вникать в психологические тонкости, просто пропустите этот блок и продолжите чтение со следующего подзаголовка.

В Вашем подсознании существует Ваш собственный образ (его еще называют, самооценкой, самовосприятием и т.д.). Ваш мозг — это вычислительная система, которая калькой переносит Ваш образ в окружающий мир. Причем это происходит как явно — Ваши решения, действия и т.д., так и неявно — в виде скрытых процессов, которые Вы не контролируете (эмоции, обменные процессы и т.п.).

Каждый раз, когда изменяется Ваш образ, изменяетесь и Вы. Причем этот закон действует только в прямом направлении, т.е. Вы не можете измениться, если Ваш внутренний образ остался прежним.

Как это происходит на практике

Я не знаю, почему, но у подавляющего большинства копирайтеров очень заниженная самооценка. Более того, я наблюдаю этот феномен у многих славян. Скорее всего, это исторически сложилось еще со времен СССР, когда все должны были быть как все, одинаковыми, без особых достижений. Я думаю, отсюда и берет корни низкая самооценка.

— Ты, что, думаешь, ты лучше других, что ли?
— Нет, нет, что вы, что вы. Такая же серая масса, как и вы.

Ко мне часто обращаются новички с просьбой примерно такого характера: «Вот, я только начинаю, ничего не знаю, не умею, и, скорее всего, написал ересь, а вы — эксперт, можете посмотреть мой текст?»

А теперь объясните мне, почему если человек не уважает свою работу, я должен тратить на нее свое время? Самое печальное, что такие люди чаще всего остаются «хроническими новичками» и работают потом за копейки очень и очень долго.

То же самое относится и к биржам. У каждого человека есть минимальная цена, за которую он готов работать. Если внутренняя концепция человека говорит ему: «Так, слушай сюда: мы работаем за еду или за копейки по 12 часов в сутки», то человек так и будет работать. Так у него запрограммирован мозг. Это, можно сказать, его природа.

Примеров гораздо больше

Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.

Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.

Как изменить Я-концепцию и заставить ее работать

Допустим, Вы сейчас работаете по найму за $1000 в месяц. Если Вы представите себя миллиардером и начнете вести себя, как миллиардер, то Я-концепция работать не будет. Вы, скорее всего, не станете миллиардером, продолжите работать по найму и все, что Вас ждет, — это разочарование и внутренние конфликты.

Причина: Я-концепция личности — это очень инертный фактор, который не изменяется радикально и резко. Его можно изменить только последовательно и с привязкой к текущей самооценке.

Например, в моем случае профессиональная Я-концепция изменялась примерно так:

  1. Я еще многого не знаю, но научусь решать поставленные задачи. Я получу нужные знания и навыки за неделю и буду их использовать.
  2. Я знаю достаточно для того, чтобы продавать решение этих задач по $10-20 за текст.
  3. Мои тексты стоят дороже. Отныне я не стану их продавать дешевле $50.
  4. Я стал руководителем отдела копирайтинга в крупном рекламном агентстве. Моя работа стоит не менее $100.
  5. Я решаю комплекс задач не только по копирайтингу, но и маркетингу. Мой текст стоит не менее $150.
  6. Я уже не просто копирайтер, а независимый маркетинговый консультант и корпоративный тренер. Мой продающий текст стоит не менее $300.
  7. Я решаю комплекс сложных задач, которые приносят клиентам тысячи долларов прибыли. Моя работа стоит не менее $500 и т.д.

В этом примере я привязал Я-концепцию к деньгам, чтобы наглядно продемонстрировать принцип ее работы и прогресс. Но Вы должны понимать, что сам подход применим к любым сферам человеческой жизни.

В свое время Лорд Горинг, персонаж одного из произведений Оскара Уайльда, произнес очень классную фразу: «Люди любят тех, кто любит себя». И пусть с Уайльдом многие не согласны, а самовлюбленных нарциссов любят далеко не все, но очевидно обратное: Люди никогда не будут уважать тех, кто не уважает себя.

Практикум изменения Я-концепции

Чтобы показать принцип Я-концепции еще нагляднее, я составил небольшой набор советов. Эти советы помогут Вам создать свой образ правильно и достичь результата гораздо быстрее.

1. Цените и уважайте себя

На каком бы этапе Вы ни находились и в какой бы ситуации ни оказались — всегда сохраняйте чувство собственного достоинства. Цените и уважайте себя, свое время, свою работу и требуйте уважения со стороны других.

Я часто встречаю заказчиков, которые смотрят на исполнителей свысока и сразу даю им от ворот поворот. В результате их самооценка падает, моя самооценка растет, а моя Я-концепция усиливается.

2. Всегда используйте позитивный ключ

Что бы ни случилось, используйте позитивную мотивацию для построения Я-концепции. Например, если Вы ошиблись, не нужно кусать локти и обзывать себя бездарем. Скажите себе: Это просто замечательно, что судьба подкинула мне такой урок жизни. Я его усвоил(а) и теперь стану намного сильнее.

3. Изменяйте Я-концепцию постепенно

Вернемся к деньгам. Допустим. Ваш доход на данном этапе составляет $500 в месяц. Не нужно стремиться перешагнуть планку в $10 000 за один присест. Ваш мозг к этому еще не готов. Приближайтесь к цели поэтапно. Например, поставьте для начала планку $750 (это, к слову, прирост на 50%). Убедите себя, что Вам нужно зарабатывать именно столько, и Вы удивитесь. Ваш мозг будет постоянно подбрасывать Вам различные возможности. Причем это будет получаться само собой.

4. Не слушайте критиков

Кто может делать — делает, кто не может — критикует. Проложите свой собственный путь и настройте концепцию на результат. Чем больше Вы игнорируете критиков, тем сильнее Ваш образ и тем быстрее Вы достигаете результата.

5. Не изменяйте себе

Старайтесь быть последовательными и следовать проложенному курсу. Не стоит гнаться за краткосрочным быстрым результатом, если он противоречит концепции. Я знаю много талантливых предпринимателей, которые в свое время уходили работать по найму на большие деньги, а потом бросали работу и с языком на плече наверстывали упущенное время, исправляя ошибки.

6. Окружите себя людьми с сильными образами

У движения Бизнес-Молодости есть особая аббревиатура: ЧСМ. В расшифровке она означает Чувствую Себя Мудаком. Первый раз я испытал это чувство, когда работал инженером в лаборатории и попал на тусовку предпринимателей. Увиденный контраст тогда очень сильно подкосил мою самооценку, но именно тогда я осознал, что жизнь нужно менять для того, чтобы влиться в этот коллектив, в котором мне было очень комфортно.

Люди с сильной концепцией усиливают Ваш образ. Справедливо и обратное: общество людей с низкой самооценкой, завистников, которые только и умеют что жаловаться и обсуждать жизни других, сводят Вашу Я-концепцию в минуса.

Резюме

В Вашей жизни есть два образа. Один образ — это то, как Вы видите себя. Второй образ — это то, как Вас видят другие. Оба образа тесно связаны между собой. Эта связь носит название Я-концепции. Радикально изменить Я-концепцию нельзя. Вместо этого лучше последовательно изменять существующий образ, переходя из одного состояния в другое. Тогда достичь цели будет гораздо проще.

И пусть Ваша концепция всегда будет сильной!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

Реферат на тему «Я-Концепция личности»

Реферат на тему «Я-Концепция личности»

Содержание

1. Понятие «Я» – концепции
2. Формирование «Я» – концепции
3. Структура Я-концепции
4. Роль Я-концепции в жизни личности
5. Самооценка как центр личности
6. Угроза Я – концепции
Список использованных источников

1. Понятие «Я концепции»

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание».

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1).

Таблица 1. Представление о «Яконцепции» У. Джеймса

Составляющая

Описание

«Духовное Я»

 

 

 

«Материальное Я»

 

 

 

«Социальное Я»

 

 

«Физическое Я»

 

 

Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок

орректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

 

То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)

 

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

 

Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

2. Формирование Яконцепции индивида

Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

3. Структура Яконцепции

Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

4. Роль Яконцепции в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 2). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности.Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».

  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта.«Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

  3. Источник установок и ожиданий личности.«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 3). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;

  • чувством личной адекватности индивида;

  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

5. Самооценка как центр личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

  1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

  2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

  3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

6. Угроза Я концепции

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я — концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я — структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может

Я-концепция подростка

Представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс полагает, что существуют 3 части я-концепции

Образ самого себя

Далеко не всегда он соответствует действительности. Одни подростки считают, что они лучше, чем есть на самом деле. Другие, наоборот, преувеличивают свои слабые стороны. Например, мальчик-подросток может думать о том, что он неуклюжий, даже если он нравится девочкам. Или девочка-подросток думает, что у нее лишний вес, хотя она худенькая.
Каждый индивидуальный «я-образ» — это сочетание разных аспектов, включая ваши психологические характеристики, личностные черты и социальные роли.

Самооценка

Самооценка — это то, насколько вы себя считаете ценным. Она зависит и от того, как подросток сравнивает себя с другими, и от того, как другие отзываются о нем. 

Если говорят хорошо, самооценка повышается. Если сравнивая, подросток находит недостатки, самооценка понижается. 

Идеальный Я

Идеальный Я — каким человек себя хочет видеть. То, как мы видим самих себя, и то, какими хотим видеть, часто не совпадает. Но как раз в этом и есть потенциал для развития.

Соответствие и несоответствие
Согласно Карлу Роджерсу, степень того, насколько я-концепция адекватна реальности, определяется понятиями соответствие и несоответствие. Хотя мы все склонны искажать реальность в той или иной степени, соответствие все же встречается. Несоответствие — это когда я-концепция с реальностью не сходится.

Роджерс говорит о том, что несоответствие уходит корнями в детство. К примеру, родители могут выражать любовь только тогда, когда дети того «заслуживают» через определенное поведение, которое соответствует родительским ожиданиям. Такая любовь с «условиями» приводит к тому, что дети начинают считать себя недостойными родительской любви.

Безусловная любовь, с другой стороны, способствует «соответствию». Дети, которые переживали такую любовь, не нуждаются в постоянном искажении их воспоминаний, чтобы поверить, в то, что другие люди полюбят и примут их, такими, какие они есть.

«Взгляд внутрь себя. Я – концепция.»

Занятие на тему: «Взгляд внутрь себя. Я – концепция.»

Цель занятия: Выделение себя, «внутреннего человека», построение совокупности всех представлений о себе в «Я – образ».

Задачи:

  1. Развитие групповой сплоченности.

  2. Создание условий для развития рефлексии воспитанниц.

  3. Создание условий для самоанализа воспитанницами собственного «Я-образа».

Вводимые понятия: «Я – образ», самооценка, самопринятие,

Материалы к занятию:

Ход занятия:

Упражнение «Двадцать Я»

В своих тетрадях в течение 10-15 минут ответить на вопрос «Кто я?», использовав для этой цели 20 слов или словосочетаний.

По окончании работы ее результаты анализируются. Отмечаются «плюсами» те ответы, которые воспитанникам в себе нравятся, и «минусами» — те, которые не нравятся.

Пример:

Парень +

Игорь +

Сын +

Крутой +

Все

Игорь Х.

Я – это я +

Умная +

Красивая +

Люблю дискотеки 0

Много друзей +

Люблю мороженое –

Люблю сладкое –

Наташа 0

Добрая +

Люблю шоколад –

Хорошо учусь +

Наташа Н.

В книге «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе» (М., 1997) Прихожан А.М. представляет свою точку зрения:

Если человек написал меньше чем 15 ответов, он знает себя не очень хорошо.

Если больше 15 – можно утверждать, что он знает себя.

Но есть однотипные ответы, их надо учитывать при анализе. Например, «Я – человек, Я – дочка (сын), Я – сестра (брат), Я – ученица (к) и т.д.» или «Я красивая, Я симпатичная, У меня красивые волосы, Я хорошо выгляжу».

Упражнение «Возможные качества характера»

Посмотрите, у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу приложение 1). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10–12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера.

ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА

находчивость

рыцарство

упрямство

доброта

фантазия

подозрительность

умение прощать

смелость

высокомерие

искренность

беспечность

скупость

честность

умение любить

неряшливость

благодарность

аккуратность

капризность

чувство меры

настойчивость

несдержанность

скромность

великодушие

зазнайство

гордость

ум

хитрость

вежливость

общительность

медлительность

уважительность

трудолюбие

обман

хороший вкус

терпеливость

обидчивость

простодушие

мужество

осторожность

веселый

воля

робость

верность

смекалка

жадность

чуткость

общительность

лень

доверчивость

организаторские способности

предательство

заботливость

пунктуальность

эгоизм

усидчивость

исполнительность

страх

щедрость

воображение

забывчивость

справедливость

любознательность

пугливость

альтруист

храбрость

грубость

милосердие

опрятность

грусть

Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка “Я”, она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые проявляются часто, но не каждый день. В третьем кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которых у вас нет, но вы хотите их приобрести.

hello_html_m1cdf49be.png

Посмотрите на бланк, который вы заполнили. То, что написано в центре круга — это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать.

Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите приобрести. Например, чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество. Посмотрите, как это будет выглядеть.

Чувство юмора: Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца. Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться в каких случаях и какой следует применять юмор, обратить внимание, что и когда считается смешным. Фантазия вам поможет представить смешную, не существующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем воображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации. Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь я беру листочек и на нем красиво записываю: ЧУВСТВО ЮМОРА: усидчивость, внимание, фантазия, чувство такта.

Образ «Я» — это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще — это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы… Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом, образ «Я» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.

Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»: социальному, физическому или психологическому.

САМОПРИНЯТИЕ

Образ внутреннего мира каждого из нас — уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других — психологические, у третьих — физические. Важно что, одни и те же характеристики могут входить в образ «Я» разных людей, но при этом эмоционально они их оценивают по-разному.

САМООЦЕНКА

Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности и поступки — значит иметь зрелую (еще говорят — адекватную) самооценку.
Самооценка — это оценка себя (при сравнении с другими людьми) в некоторой системе координат. Ну, действительно, можно ли судить о себе, насколько я добрый (добрая), не сравнивая свою доброту с добротой окружающих людей, не соотносясь с некоторым «эталоном» доброты? Насколько я умный? Насколько я физически сильный? Очень важно иметь зрелую, адекватную самооценку. Это помогает увидеть себя среди других людей, соотнести свои возможности с возможностями окружающих.

Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя обязательно нужно критиковать и находить всегда и во всем недостатки. Конечно, нет. Оценивая себя в соотношении с другими, важно объективно и непредвзято (то есть критично) посмотреть на самого себя.

Нужно уметь видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни «на полную катушку».
Нужно уметь видеть свои слабые стороны и… Что с ними делать? Если они действительно мешают жить, развиваться, строить отношения с окружающими людьми, то надо над собой работать. Это еще называется самовоспитанием. А если это некоторые черты нашей натуры, данные нам природой, доставшиеся от родителей, то их можно в себе просто признать: да, сейчас я такой.
И очень важно: критическая оценка самого себя не должна мешать человеку принимать себя, видеть свою индивидуальность и неповторимость, свою замечательную отличность от других.

«Я» социальное, физическое, психологическое, самооценка — все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира «в ширину», его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше «Я» имеет еще и свою «глубину».

Обсуждение «Декларации моей самоценности» (по Вирджинии Сатир) (приложение 3).

Рефлексия занятия:

Что больше всего понравилось на занятии?

Что показалось трудным, а что было легко делать.

Литература:

  1. Корюкина Ирина Андреевна. Коррекционно-развивающая программа: «Развитие личности учащегося на фоне совершенствования коммуникативных навыков»// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

рыцарство

упрямство

доброта

фантазия

подозрительность

умение прощать

смелость

высокомерие

искренность

беспечность

скупость

честность

умение любить

неряшливость

благодарность

аккуратность

капризность

чувство меры

настойчивость

несдержанность

скромность

великодушие

зазнайство

гордость

ум

хитрость

вежливость

общительность

медлительность

уважительность

трудолюбие

обман

хороший вкус

терпеливость

обидчивость

простодушие

мужество

осторожность

веселый

воля

робость

верность

смекалка

жадность

чуткость

общительность

лень

доверчивость

организаторские способности

предательство

заботливость

пунктуальность

эгоизм

усидчивость

исполнительность

страх

щедрость

воображение

забывчивость

справедливость

любознательность

пугливость

альтруист

храбрость

грубость

милосердие

опрятность

грусть

Приложение 2, занятие 3

hello_html_m1cdf49be.png

Приложение 3, занятие 3

ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ

(по Вирджинии Сатир)

Я — это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были — тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

Трансформация «Я» Глава 1 — Я-КОНЦЕПЦИЯ , ЦЕННОСТИ И САМООЦЕНКА — CodeNLP: полезная информация при изучении НЛП

Прежде чем переходить к исследованию того, как именно функцио­нирует ваша я-концепция, я хочу заложить некоторую основу, введя базовые понятия. Вам присущ определенный склад мыш­ления в отношении самого себя, то, что часто называют «я» (self), обра­зом «я» (self-image) или идентичностью (identity). Термин «образ “я”» несколько обманчив и ограничен, поскольку ваша я-концепция включает не только зрительные образы, но и слышимые слова и звуки, а также кинестетические чувства (а иногда даже запахи и вкусовые ощущения). «Идентичность» — термин, использующийся очень давно и имеющий очень широкий круг возможных значений, ряд которых я бы предпочел не за­трагивать. Понятие «я» несколько уже, чем «идентичность», но все рав­но имеет довольно широкий спектр значений. По-видимому, термин «я- концепция» достаточно нов, поскольку в моем старом издании полного словаря Уэбстера (Словарь американского варианта английского язы­ка. — Прим. ред.) 1966 года он отсутствует. Этому слову присуще как раз то значение, которое я хочу исследовать, а именно: концепция или идея, которая у вас имеется в отношении самого себя. В сущности, правильнее говорить о л-концепциях, поскольку у вас имеется множество идей о себе, но я буду пользоваться термином «я-концепция», подразумевая как лю­бую, так и все идеи, которые вы имеете на собственный счет.

«Я-концепция» звучит так, как будто речь идет об объекте, но этот объект нельзя увидеть, потрогать или поместить в банку. В сущности, это «я-концептуализация». ряд процессов, которые мы используем в раз­мышлениях о себе, и их-то мы и будем исследовать. Хорошее функцио­нирование вашей я-концепции лишь частично обусловлено ее содержанием — тем, что вы думаете о себе — и в намного большей степени тем, как вы думаете об этом. Пока эти слова могут показаться несколько зага­дочными, но в дальнейшем их смысл прояснится.

Ваша я-концепция базируется главным образом на всем том личном опыте, который отложился в вашей памяти. Вы храните огромное мно­жество воспоминаний о своем личном опыте. Некоторые полагают, что можно помнить все, что когда-либо происходило, но это нам в точности не известно. В любом случае, ваши воспоминания охватывают годы и годы. Однако базис вашей я-концепции образуют не просто воспомина­ния, но и то, как именно вы организуете эти воспоминания и размышляе­те о них. Если художнику дать чистый холст и определенный набор кра­сок и кистей, он может написать самые разные картины; то же самое верно в отношении «я», которое вы конструируете, исходя из своей лич­ностной истории.

Думая о себе, вы первым делом производите выборку из своего ши­рочайшего опыта. Невозможно охватить его весь, поэтому вам приходит­ся выбирать, и когда вы выбираете какие-то аспекты, другие неизбежно приходится игнорировать. Если вы считаете себя умным, то вспомните случаи, когда вы продемонстрировали это качество, и проигнорируете случаи, когда вы что-то неправильно поняли или допустили ошибку. Тот, кто считает себя глупым, поступит наоборот. Каждому человеку случа­лось проявлять как ум, так и глупость, поэтому ваша я-концепция в дан­ный момент является только одной из множества возможных, которые вы могли бы сформировать на основании своего богатого опыта, а это означает, что вы способны ее изменить, когда она перестает служить вам на пользу.

Ваша я-концепция — это своего рода карта того, кто вы есть. Подоб­но любой другой карте, она является очень упрощенным отражением территории, которую она изображает; именно эта упрощенность и делает карту полезной. Возможно, небольшой лист бумаги с несколькими лини­ями на нем — плохое отображение крупного города, но оно может быть весьма полезным, помогая вам перемещаться по незнакомой территории и находить интересующие вас объекты. Какой бы подробной ни была карта, она всегда упускает из виду некоторые объекты, события и ин­формацию, которые можно найти на этой территории. Единственный способ обзавестись совершенной картой — полностью воспроизвести тер­риторию, частица за частицей, атом за атомом. Поскольку воспроизве­денная территория оказалась бы столь же большой и неохватной, как оригинал, это свело бы на нет саму цель создания карты.

Ваша я-концепция, имеющаяся у вас «карта» самого себя, служит той же цели, что и карта города, — она обеспечивает ориентировку в мире и помогает вам найти путь, особенно когда события испытывают ваши способности или вызывают у вас трудности. Ваша я-концепция немного напоминает агента бюро путешествий; она помогает вам попасть туда, куда вам нужно, и набраться впечатлений, которые вы хотите по­лучить. Поскольку наши карты самих себя всегда очень упрощенные, они никогда не могут сполна отобразить нашу личность. Мы никогда не

можем узнать себя до конца, а если бы это произошло, эти карты были бы столь сложны и громоздки, что мы не смогли бы ими пользоваться.

О выявлении своего «истинного “я”», или «реального “я”», написа­но множество книг; как мне представляется, это главным образом гово­рит о признании того факта, что многим людям присуще ложное «я», нереальный образ, который они проецируют вовне. Нередко это проис­ходит в ответ на требования окружающих или какого-то идеалистиче­ского представления о том, каким человек «должен» быть, подменяюще­го реальный взгляд на себя. Некоторые люди настолько умело преподно­сят свое ложное «я», что даже забывают о собственных ценностях и взглядах, в результате чего от них оказывается скрытой значительная часть их истинной идентичности — то, что часто называют неизвестным, «теневым» «я».

В то же время попытки отыскать свое «реальное» «я» немного на­поминают попытки определить, является ли топографическая, геобота­ническая или дорожная карта «истинной» картой какой-то области. Все карты истинны в той мере, в какой они предоставляют полезную нам информацию. Любому человеку приносит пользу то, что служит ему в реализации его ценностей, — то, что важно лично для него, то, что имен­но он находит интересным, приятным и т. д. Это указывает на один очень полезный аспект размышлений о поиске своего истинного «я» — выра­ботку я-концепции, которая соответствует тому, что важно для вас, и которая эффективно помогает вам достигать своих целей в жизни.

Самооценка

Прежде чем начать изучать я-концепцию, я хотел бы провести очень важ- ную границу между я-концепцией и самооценкой. В сущности, она достаточно очевидна, но многие люди используют эти термины взаимоза- о меняемо, хотя в дейс

концепт в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря

Щелкните стрелки, чтобы изменить направление перевода.

Двуязычные словари


  • Английский французский
    Французский – английский

  • Английский – немецкий
    Немецкий – английский

  • Английский – индонезийский
    Индонезийский — английский

.

Методики преподавания: концептуальные вопросы — Eslbase.com

Концептуальные вопросы (также называемые вопросами проверки концепций или CCQ) — это вопросы, предназначенные для проверки понимания учащимися языкового элемента.

  • Концептуальные вопросы должны охватывать все аспекты значения языкового элемента.

    Например:

    «Вам не нужно делать домашнее задание».
    Нужно ли делать домашнее задание? (нет)

    Этот вопрос проверяет один аспект значения, но его недостаточно, чтобы охватить все аспекты, и не рассматривается возможная (и часто встречающаяся) путаница со словом «не должен».Нам нужно добавить как минимум еще один вопрос, чтобы преодолеть это:

    «Вам не нужно делать домашнее задание».
    Нужно ли делать домашнее задание? (нет)
    Можете ли вы делать домашнее задание, если хотите? (да)

    Вот еще один пример:

    «духовка»
    Можно ли в ней готовить еду? (да)

    Этот вопрос охватывает, пожалуй, самый важный аспект значения слова «духовка», но не делает различия между «духовкой» и «микроволновой печью», «кастрюлей» или чем-либо еще, в чем вы могли бы приготовить пищу.Нам нужно будет добавить еще несколько вопросов, чтобы исключить эти другие возможности.

  • Вопросы для проверки концепции не должны использовать целевой язык.

    Например, чтобы проверить понимание прошлого прогрессивного, используется для прерывания другого действия в прошлом:

    «Я ужинал, когда вы звонили».
    Я обедал до того, как вы позвонили?

    Вопрос пытается обратиться к одному из аспектов значения (действие началось до того, как вы позвонили), но он использует тот же самый язык, понимание которого мы пытаемся проверить.

    Итак, нам нужно сформулировать наши вопросы по-другому:

    «Я ужинал, когда вы звонили».
    Я начал обедать до того, как вы позвонили? (да)
    Я перестал обедать, когда вы позвонили? (возможно)

    Глагольные формы, подобные этой, очень хорошо поддаются проверке понимания с помощью временных шкал. Если вы имеете в виду временную шкалу на доске с уже отмеченным коротким «простым в прошлом» действием, вы можете переформулировать свои вопросы следующим образом:

    Когда я начал обедать?
    Когда я перестал обедать?

  • Концептуальные вопросы должны проверять понимание языкового элемента, а не ситуации.

    Например, при проверке понимания не должно быть :

    «Нельзя ходить по траве».
    Почему нельзя ходить по траве?

    Этот вопрос, помимо использования самого целевого языка (см. Пункт 2), проверяет понимание ситуации — причины, по которым запрещено ходить по траве — а не значение не должно быть . Вместо этого нам нужно спросить:

    Можно, если я пойду по траве? (нет)
    Могу я решить? (нет)

  • Вопросы не должны использовать язык, который является слишком сложным, многословным или более сложным, чем целевой язык.

    Например:

    «Вчера мне накрасили ногти».
    Воспользовался ли я услугами косметолога и поручил ему сделать маникюр, или я делал эту косметическую процедуру самостоятельно?

    Это, конечно, преувеличенный пример. Однако тип вопроса хороший — он предлагает простой выбор между двумя возможностями, и это приводит нас к пункту 5:

  • Концептуальные вопросы должны, по возможности, требовать простого ответа «да» или «нет» либо выбора между двумя вариантами.

    Если к ответам добавить смысловые оттенки, нюансы и возможность дискуссии, вероятность успешной проверки понимания снижается.

    Итак, в примере с «гвоздями» мы можем задать такой же вопрос:

    «Вчера мне накрасили ногти».
    Кто делал мои ногти? (косметолог)

    Или, если хотите:

    Кто делал мои ногти? Косметолог или я? (косметолог)

    Вы можете пойти еще дальше и представить выбор между двумя возможностями, противопоставив целевой язык альтернативе:

    «Вчера мне накрасили ногти».
    Кто делал мои ногти? (косметолог)
    «На прошлых выходных накрасила ногти».
    Кто делал мои ногти? (я)

    Вот еще несколько примеров:

    «Она только что вернулась из Индии».
    Она была в Индии? (да)
    Она ушла давным-давно или недавно? (недавно)

    «Если бы я вчера приехал».
    Я вчера приехал? (нет)
    Я чувствую себя хорошо или плохо? (плохо)

    «Он на седьмом небе от счастья».
    Он счастлив или грустен? (счастлив)
    Он немного счастлив или очень счастлив? (очень доволен)

  • Автор Кейт Тейлор
    Кейт — основатель Eslbase. Он был учителем английского языка и тренером учителей более 15 лет.

    .

    Топ-5 маркетинговых концепций с примерами [2019]

    В наше время есть стратегия на все. Такое ощущение, что профессионалы и пальцем не пошевелят, если у них нет стратегии. Или, по крайней мере, они утверждают, что нет. Это означает, что исполнение — это только один важный шаг в большой маркетинговой схеме, и он происходит только после долгих раундов исследований и разработки стратегии.
    Стратегия нашла свое место за столом каждого маркетолога. Но это произошло только после того, как маркетологам удалось определить некоторые из наиболее важных современных маркетинговых концепций.
    Если вам нужно определение, маркетинговая концепция — это система, в которой предприятия начинают с потребностей своих клиентов в создании и продвижении продукта для удовлетворения этих потребностей. Довольно просто, правда? Что ж, так было не всегда. Маркетинговые концепции существуют уже более 200 лет, но только сейчас, когда мы сознательно используем их в наших стратегиях.
    Итак, да, эксперты обнаружили пять важных типов маркетинговых концепций, которые позволяют нам находить общий язык между потребностями клиентов и потребностями бизнеса.Ниже я рассмотрю основные аспекты, о которых вам следует знать, и способы их применения в повседневных задачах.
    .

    Давайте начнем с Бога: Филип Котлер и его взгляд на концепции маркетинга

    Я уверен, что вы читали хотя бы одну из книг Филипа Котлера. Когда я учился в университете, Котлер был богом. И не зря: он посвятил свою жизнь многочисленным поколениям маркетинга в качестве профессора и автора.
    «Маркетинговый менеджмент» и «Принципы маркетинга» — самые популярные книги, которые я знаю.Он придумал основные концепции в маркетинге, и с тех пор маркетологи по всему миру строят свои стратегии на основе его идей. Kellogg School это признает:

    «Благодаря Котлеру и Леви такие концепции, как брендинг, аналитика и маркетинг причины, существуют в их нынешних формах». https://t.co/TSlhrV3vkA

    — Kellogg School (@KelloggSchool) 19 июня 2017 г.

    Отец современного управления маркетингом исходил из простой, но действенной идеи: «Лучшая реклама делается довольными клиентами.С этого момента каждое действие вращалось вокруг знания своей целевой аудитории. И это по-прежнему актуально в 2019 году. Вот что об этом думает Джейк Ховард, маркетинг в UpSouth Media:
    «7 пунктов маркетинга:
    Продукт
    Цена
    Место
    Продвижение
    Упаковка
    Позиция
    Люди
    В 2019 году я бы сказал, что одна из самых важных вещей — это понять, кто ваша целевая аудитория и где вы можете их найти (Twitter, FB, LinkedIn и т. Д..). Я также предлагаю вам проверить, что лучше всего подходит для вас, и сосредоточиться на том, что дает наилучшие результаты. «Если он не сломан, не чините его». Некоторые люди в конечном итоге проводят 30 рекламных кампаний, когда они, вероятно, могут увидеть результаты, просто вложив больше денег в 2 или 3 кампании, которые оказались для них наиболее эффективными ».
    Я с удовольствием рекомендую вам прочитать некоторые книги Котлера, особенно если вы заинтересованы в управлении маркетингом и хотите больше узнать о маркетинговых концепциях для команд.Но пока давайте рассмотрим пять наиболее важных идей, которые вы можете использовать для своего бизнеса. А для вас, дорогой читатель, я добавлю несколько лучших примеров наших любимых брендов с уникальными историями.
    Давайте начнем!

    Примеры маркетинговой концепции, которые вы должны использовать

    На протяжении многих лет появлялось множество маркетинговых концепций, основанных на потребностях клиентов. Однако даже в этом случае те, которые раскрыл Котлер, по-прежнему играют значительную роль в нашей повседневной работе.Отличное начало — начать с основных маркетинговых концепций.

    Концепция социального маркетинга — прежде всего общество

    Я думаю, что практика того, что вы проповедуете, родилась в то же время, что и концепция социального маркетинга. Эта концепция ставит процветание людей превыше всего. Он основан на идее, что для того, чтобы победить своих конкурентов, ваша стратегия должна быть направлена ​​на заботу о ваших клиентах (включая общество) и на то, чтобы ставить прибыль на второе место.
    Что отличает эту концепцию от других, так это то, что она также принимает во внимание долгосрочную стратегию общества, в котором действует бизнес.Социальный маркетинг — это не то же самое, что маркетинг в социальных сетях или в социальных сетях (вы можете узнать разницу в одном из этих курсов. По сути, действия, возникающие в результате этого вида деятельности, близки к тому, что делает КСО. Устойчивость является основным фактором для бизнес и окружающая среда.
    Социальный маркетинг зародился в 60-х и 70-х годах, но он стал самой важной маркетинговой концепцией в 21 веке, когда глобальное потепление обеспечило себе место за столом переговоров и заставило компании быть очень осторожными с нашими ресурсами.

    Концепция социального маркетинга основана на трех взаимосвязанных аспектах:
    • Общество и благополучие людей — в каждом действии, продукте, услуге или нововведении компания должна ставить общество на первое место;
    • Удовлетворенность потребителей — продукты и услуги должны создаваться для удовлетворения потребностей потребителей;
    • Прибыль компании — заботясь о благополучии людей и обеспечивая комфорт, ваш бизнес будет приносить прибыль и увеличивать свое богатство в долгосрочной перспективе.
    Примеры социального маркетинга
    Одним из наиболее распространенных примеров социальных маркетинговых кампаний является реклама Coca Cola Super Bowl 2014 «Прекрасная Америка».

    Еще один недавний пример — от Nestlé. Миссия компании — улучшить сельское хозяйство и жизнь фермеров. Таким образом, у них будут ресурсы для выращивания качественного какао, которое будет превращено в шоколад премиум-класса.
    Samsung также является прекрасным примером применения концепции социального маркетинга.Техническая школа Самсунг — это проект, который помогает девочкам следовать своей мечте.

    Концепция продукта — клиентам нужны характеристики

    Концепция продукта больше ориентирована на клиентов, чем на общество. В основе этой концепции лежит принцип качества, производительности и инноваций. Под этим я подразумеваю, что компании ориентированы на клиентов, но они удовлетворяют свои потребности посредством разработки продуктов и предоставляют безупречные функции. Чтобы быть более конкретным, эти компании создают продукты, которые всегда находятся на вершине своей игры, всегда являются пионерами в своей нише, постоянно улучшая и улучшая свои продукты.Они не могут размещать какой-либо продукт на рынке и ожидать, что он понравится людям, а скорее улучшают свои технологии с каждым новым выпуском и становятся лучшими из существующих.
    Но это не является устойчивым или масштабируемым. Кроме того, это явление трудно предсказать, потому что, в конце концов, результативность игры субъективна.
    Как говорит Габриэле Карбони, создатель карточной колоды Marketing Distinguo, зачем кому-то покупать ваш продукт, если вы не можете их убедить?
    Если вы хотите найти компании, которые строят свою стратегию на основе концепции продукта, вам следует искать на рынке продукты премиум-класса.Держу пари, вы уже думали об Apple, потому что да, Apple — лучший пример бизнеса, основанного на концепции продукта. Они только что выпустили новую карту Apple Card — ответ на изменение поведения клиентов за последние несколько лет.

    Однако активные компании, такие как Apple и Google, — не единственные примеры, которым вы должны следовать. В последнее время все больше и больше стартапов опережают влиятельные устоявшиеся компании, которые не находят ресурсов, чтобы изобрести себя заново. Вы только посмотрите вокруг: Stripe, Strava и один из моих любимых — Footloose.Вот еще несколько наглядных примеров того, что делают эти компании:

    Концепция производства — предложение рождает спрос

    Производственная концепция зародилась одновременно с Капитализмом. В концепции производства основное внимание уделяется… как вы уже догадались — производству. Это означает, что продукты должны производиться, и в конце концов вы найдете кого-нибудь, кто их купит. Таким образом, «Говорит Закон» (от Жана-Батиста Сэя, известного экономиста) утверждает, что у каждого продукта есть рынок и аудитория.
    Концепция производства воплощается в стратегию массового производства. Это означает, что если вы увеличите производство, вы снизите затраты.
    Немногие компании могут позволить себе использовать эту концепцию, поскольку она не ориентирована на клиентов. Однако те, кто до сих пор этим занимается, сосредотачиваются на экономии на масштабе: массовом производстве своей продукции, снижении затрат и максимизации прибыли.
    Если мы хотим увидеть некоторые примеры из сегодняшней эпохи, мы должны рассмотреть компании, ориентированные на операции.
    Вот несколько отличных примеров:
    Ford начал с производства дешевых и массовых автомобилей. И они это делают и сейчас.
    McDonald’s и сети быстрого питания в целом также стремятся улучшить свои операции.

    Маркетинговая концепция

    Любят бренды — большинство из них строят свою стратегию на основе маркетинговой концепции. Эта концепция ставит клиента в центр каждой деловой деятельности.Продукт, реклама, продажи — все это основано на исследовании рынка. Поскольку все мы боремся с быстрыми темпами изменений в отрасли, маркетинговая концепция — отличный выбор, когда мы хотим адаптировать наши продукты к реальности. Таким образом, исследование рынка — это непрерывный процесс.
    Маркетинговая концепция также известна как «стратегия притяжения». Это означает, что бизнес настолько силен, что клиенты всегда будут возвращаться и покупать больше. В этом случае прибыль является результатом удовлетворенности клиентов.
    Хотите пример? Samsung не только создает свои продукты с учетом предпочтений клиентов, но также добавляет множество стимулов в свою стратегию: хорошим примером является их всплывающий магазин.

    Однако, вероятно, лучшим примером этой концепции является война кока-колы и пепси. Подумайте о своем выборе как о простом потребителе: держу пари, вы либо фанат Pepsi, либо Coca Cola. Промежуточного нет.

    через GIPHY

    Концепция продажи

    Эта концепция также ориентирована на людей, за исключением того, что в ней нет подлинного подхода. Компании, в основе которых лежит концепция продаж, работают на убеждении, что потребители не купят достаточно товаров и услуг, если вы их не убедите.Еще недавно у людей было не так много вариантов, и убедить их попробовать ваш продукт было несложно. Сегодняшняя среда полностью изменила правила игры.
    Если раньше имели значение стоимость и близость, то сегодня покупатель знает о многом и потребляет много информации, прежде чем принять решение. Так продажа стала маркетинговой концепцией.
    Есть разные мнения об этой концепции. Некоторые эксперты говорят, что это использовалось только во время Второй мировой войны и это был агрессивный способ ведения бизнеса, другие говорят, что продажа по-прежнему остается жизнеспособной концепцией в маркетинговой схеме.И на то есть веская причина: все еще есть предприятия, которые ставят продажи в основу своей деятельности, особенно когда преимущества их продукта трудно объяснить. Нужен пример? MetLife и их болезненные стратегии страхования жизни.

    Теперь, когда вы их знаете: хотите попробовать?

    Как вы уже догадались, вы можете использовать одну или несколько маркетинговых концепций. Однако я не рекомендую вам использовать более двух, поскольку вы не сможете распределить свои ресурсы по такому количеству областей.Вот краткое руководство о том, как применять эти концепции:
    • Прежде всего, посмотрите, где находится ваш бизнес. Если у вас новый бизнес, поздравляю! Вы можете с умом выбрать лучшую идею, которая соответствует вашим ценностям, вашему рынку и вашему продукту. Если вы какое-то время на рынке, вероятно, используете маркетинговую концепцию, но, возможно, не подозреваете о ней.
    • Когда вы новый бизнес, вы выбираете маркетинговую концепцию и соответственно строите свою стратегию.Если вы уже находитесь на рынке, обозначьте ключевые моменты своего плана. Какие маркетинговые концепции лучше всего их определяют?
    • Теперь у вас есть свои концепции. Если вы новичок, пропустите этот шаг. Если вы ветеран, посмотрите на концепции и посмотрите, резонируют ли вы с ними или нет. Вы можете сохранить, исключить или добавить по своему желанию.
    • На этом этапе у вас должна быть концепция, поэтому пора приступить к построению своей стратегии. Поздравляю!

    Раз уж вы спросили: какая маркетинговая концепция лучше?

    Не существует правильной или неправильной маркетинговой концепции, но, честно говоря, для нашего времени лучше всего работает сочетание социальных и маркетинговых идей.Стратегии, ориентированные на людей, всегда будут успешными, но я должен быть честным: для закрытия некоторых сделок требуется больше времени. В конце концов, скорее всего, вы заключите больше сделок, чем все остальные, и если ваши усилия будут постоянными, ничто не сможет вас остановить. Принеси их!
    Нет ничего плохого в том, чтобы основывать свою работу на других маркетинговых концепциях. Например, если ваша ниша очень специфична, вам, вероятно, нужны продажи. Итак, в конце концов, вы и ваша команда должны решить, какая маркетинговая концепция лучше всего подходит для вас.

    Toolstack: какие инструменты использовать при реализации ваших маркетинговых концепций

    Здесь ситуация предельно ясна: если вы хотите масштабировать свои концепции, вам нужны технологии в большинстве бизнес-сценариев.Выбор правильных инструментов в конечном итоге приведет к достижению важных вех, поэтому выбирайте с умом.

    через GIPHY

    Чтобы предупредить вас, вот некоторые инструменты, с которых вы можете начать:

    • Для рекламы ConnectRetargeting позволяет ретаргетировать посетителей; следовательно, увеличьте свои шансы на конверсию на 70%.
    • Для контента Grammarly — ваш спаситель. Для интернет-пользователей 2019 года нет ничего страшнее, чем плохая грамматика.Кроме того, вы же не хотите, чтобы ваш бизнес был связан с этим, верно?
    • Для социальных сетей Planable позволит вашей команде планировать, создавать, сотрудничать и распространять ваш контент по всем основным каналам, которые у вас есть.
    • Для управления проектами я бы посоветовал вам использовать более одного инструмента в зависимости от ваших потребностей. Такие приложения, как Notion, Flow и Airtable, помогут вам оставаться организованным, а также будут иметь обзор всей стратегии.
    • Для исследования лучше всего подходит Ahrefs.Бонус! Вы всегда можете следить за своими конкурентами.
    Какую бы маркетинговую концепцию вы ни выбрали, сотрудничество является ключевым фактором. Работать со своей командой над реализацией маркетинговой стратегии сложно, поскольку у вас нет необходимых процессов. Не беспокойся. Мы запустили бесплатную Академию, чтобы вы могли учиться у 20 экспертов, которые находятся на переднем крае создания контента и управления рабочими процессами. Это серия видео о том, как вывести рабочий процесс с контентом на новый уровень. В каждой из 6 глав вы глубоко погрузитесь в каждый этап современного рабочего процесса с контентом.В конце концов, у вас будет небольшое резюме и четкие инструкции, что делать дальше. Зарегистрируйтесь бесплатно прямо сейчас.
    Это от меня. Я надеюсь, что теперь у вас есть все ресурсы, чтобы покорить свою отрасль с помощью лучшей стратегии, основанной на вашей маркетинговой концепции. Теперь найдите время и наметьте свои следующие шаги. Кроме того, вот отличный список маркетинговых блогов, чтобы узнать больше. Скоро увидимся!
    Лучиана Ниту, отличный маркетолог @Planable. Поклонник цифровых технологий и фанат данных. SEO — моя религия, а социальные сети — моя игровая площадка.Reciprocate — мое любимое слово как по значению, так и по звучанию.
    Twitter и LinkedIn

    .

    Что такое концептуальная карта? Руководство по построению концептуальной карты [Примеры]

    Как составить концептуальную карту за пять шагов

    Концептуальное отображение — полезное упражнение для мозгового штурма, выдвижения гипотез, поиска решений и открытия новых знаний и связей между ключевыми концепциями. Допустим, вы пытаетесь лучше понять ландшафт своего продукта, чтобы улучшить его соответствие рынку. Вот как вы могли бы создать концептуальную карту для этой темы:

    Какой тип проблемы вы пытаетесь решить с помощью концептуальной карты? Например, вы можете спросить: Как мой продукт соответствует рынку? Сосредоточение внимания на вопросе поможет вам обдумать проблему или идею, которую вы пытаетесь визуализировать.

    Следующий шаг — создание идей. Не думая о структуре или специфике, перечислите все, о чем вы думаете. Вернитесь к своему основному вопросу, чтобы генерировать как можно больше идей, мыслей или вопросов. Вот несколько советов о том, как провести генеративный мозговой штурм.

    Пример мозгового штурма для соответствия продукта / рынка: минимально жизнеспособный продукт, пользовательский опыт, ценность для потребителя, отраслевые стандарты, болевые точки, конкуренты, рыночные факторы.

    Чтобы начать создавать концептуальную карту, вам нужно строить идеи на основе вашей центральной темы.Найдите что-нибудь общее, отражающее все идеи, придуманные вами. Пример основной идеи: Решения для соответствия продукту / рынку.

    Ваша основная идея может измениться, когда вы начнете концептуально обрисовывать свои идеи, но это нормально. Картирование концепций должно быть гибким мозговым штурмом, который выявляет новые идеи и отношения.

    Теперь определите, как ваш список идей, прошедших мозговой штурм, соотносится с точки зрения специфики и иерархии: какие концепции являются общими, а идеи — конкретными решениями? Чем конкретнее, тем дальше должна быть концепция на карте.

    Пока не беспокойтесь о соединении идей. На этом этапе вы просто группируете по относительной близости к основной идее или теме.

    Начав с основной идеи, заполните соседние узлы следующими связанными идеями. Вы можете добавить стрелки, если идеи связаны, или использовать слова, связывающие поля. Например, Решения для соответствия продукту / рынку — (вдохновленные) -> конкуренты — (разделяют то же самое) -> категория продукта -> программное обеспечение для совместной работы.

    Конструктор концептуальных карт Miro — это бесплатный гибкий шаблон, в котором вы можете начать вводить свои идеи.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *