Является предметом изучения социальной психологии является: Социальная психология: предмет изучения и специфика

Предмет социальной психологии — Студопедия

План лекции

Лекция №1

0,297

210,297

210,0

0,0

Программа, имитирующая описанный алгоритм, занимает одну строку и выглядит так:

Построение прямоугольника (вариант 1)

(command «_LINE» «0,0» «210,0» «210,297» «0,297» «_С»)

Можно координаты точек задавать не как строку, а как списки из двух чисел целого или вещественного типа.

Построение прямоугольника (вариант 2)

(command «_LINE» ‘(0 0) ‘(210 0) ‘(210 297) ‘(0 297) «_С»)

Апостроф опускать нельзя, т. к. выражение (210 0) без апострофа будет рассматриваться как обращение к функции 210 с аргументом 0.

Тема:Введение в социальную психологию. Личность и общество.

¾ о предмете, методах социальной психологии.

¾ основных этапах развития социальной психологии.

¾ первых теоретических концепциях области социальной психологии.

¾ социальной психологии и смежных науках.

¾ основных направлениях социальной психологии.

¾ социализации как процессе.

Социальная психология — отрасль психологии, изу­чающая психологические особенности и закономернос­ти поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологи­ческие характеристики самих этих групп.

Социальной психологией рассматриваются законо­мерности взаимодействия личности и общества, фор­мирования и развития групп. Данное направление яв­ляется одним из ведущих направлений современной пси­хологии.



Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии.

Закономерности, изучаемые социальной психологи­ей, являются актуальными практически для всех сфер общественной жизни:

•различных сфер воспитания;

•области промышленного производства;

•средств массовой информации;

•сферы управления;

•науки, спорта и т. д.

1. Предметом социальной пси­хологии являются массовидные явления психики. Дан­ный подход разрабатывается социологами, в нем изу­чаются: психология классов, больших социальных об­щностей, различные стороны общественной психоло­гии групп (традиции, нравы, обычаи).

Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии. А общественная психология, в свою очередь, как уро­вень общественного сознания, характерный для отдель­ных социальных групп, прежде всего классов.


2.Предметом социальной психологии является личность.

В рамках данного подхода исследуется личность с точки зрения ее положения в группе; рассматривается личность в контексте межличностных отношений либо в системе общения.

3. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии боль­ше всего отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее общепринятым опреде­лением предметом социальной психологии является сле­дующее: изучение закономерностей поведения и дея­тельности людей, обусловленных их включением в со­циальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.

В качестве объекта исследования социальной пси­хологии, могут выступать: личность, социальная груп­па (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психоло­гии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Основными разделами социальной психологии яв­ляются:

•психология общения — раздел психологии изуча­ющий закономерности общения и взаимодействия людей;

•психология групп, в данном разделе изучаются пси­хологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явле­ния, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.;

•социальная психология личности, изучающая проблемы социализации, формирование соци­альных установок личности и т.д.

3 объект и предмет социальной психологии

3. Объект и предмет социальной психологии.

Социальная психология — наука,
изучающая механизмы и закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные их включенностью в
социальные группы и общности, а также
психологические особенности этих групп
и общностей

Предмет и объект социальной психологии.
По вопросу о предмете социальной
психологии сложились три основных
подхода.
Согласно первому из них
предметом социальной психологии
являются массовидные явления психики.

Данный подход разрабатывается социологами,
в нем изучаются: психология классов,
больших социальных общностей, различные
стороны общественной психологии групп
(традиции, нравы, обычаи)..

Согласно второму подходу предметом
социальной психологии является личность.
Этот подход получил распространение
среди психологов. В рамках данного
подхода дискутируется вопрос о том, в
каком контексте исследовать личность.
Возможен анализ личности с точки зрения
ее положения в группе; рассмотрение
личности в контексте межличностных
отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку
синтеза первых двух. Социальная психология
рассматривается как наука, изучающая
и массовые психические процессы, и
положение личности в группе.
Следует
отметить, что такое понимание предмета
социальной психологии больше всего
отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее
общепринятым определением предметом
социальной психологии является следующее:
изучение закономерностей поведения и
деятельности людей, обусловленных их
включением в социальные группы, а также
изучение психологических характеристик
самих этих групп.

В качестве объекта исследования
социальной психологии, могут выступать:
личность, социальная группа (как малая,
состоящая из двух-трех человек, так и
большая, включающая в себя представителей
всего этноса).
Кроме того, к объекту
социальной психологии относится изучение
процессов развития личности и конкретной
группы, процессов межличностного и
межгруппового взаимодействия.

Социальная психология – это отрасль
психологической науки, изучающая
закономерности возникновения и
функционирования психологических
явлений, существование которых обусловлено
взаимодействием людей в обществе и их
включенностью в различные социальные
группы.

Объектом социальной психологии
являются конкретные социальные общности
(группы людей) и отдельные их представители.
Предметом ее выступают закономерности
возникновения и функционирования
социально-психологических явлений и
процессов, представляющих собой результат
взаимодействия людей как представителей
различных социальных общностей
.

В больших группах – этносах
(нациях), классах, религиозных конфессиях,
политических и общественных организациях–
функционируют специфические
социально-психологические феномены,
которые получили обобщенные названия
«психология нации», «классовая
психология», «религиозная психология»,
«психология политики». Они отличаются
сложным содержанием, неоднозначно
трактуемым многими учеными, разнообразными
формами проявления. Их изучают
соответствующие отрасли социальной
психологии: этническая психология,
психология классов, психология религии,
политическая психология.

В малых группах функционируют в
основном такие социально-психологические
явления, как межличностные отношения,
групповые устремления, настроения,
мнения и традиции. Именно в малых группах
осуществляются непосредственные и
тесные контакты между всеми людьми, их
составляющими. В то время, как в больших
группах такие всесторонние контакты
между всеми их членами невозможны.
Отрасль социальной психологии, изучающая
социально-психологические явления и
процессы в малых группах носит название
психологии малой группы.

1.1. Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология

1.1. Место социальной психологии в системе научного знания

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социальной психологией рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Данное направление является одним из ведущих направлений современной психологии.

Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что явилось причиной трудностей в определении предмета и круга ее проблем, так как каждая из родительских дисциплин включает социальную психологию в свой состав [1].

Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными практически для всех сфер общественной жизни:

1. различных сфер воспитания;

2. области промышленного производства;

3. средств массовой информации;

4. сферы управления;

5. науки, спорта и т. д.

Предмет, объект, разделы социальной психологии

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода.

Согласно первому из них предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи).

Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии. А общественная психология, в свою очередь, как уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов.

Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе; рассмотрение личности в контексте межличностных отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.

Данное определение предмета социальной психологии по существу повторяет определение самой социальной психологии [1].

В качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Основными разделами социальной психологии являются:

1. психология общения – раздел психологии изучающий закономерности общения и взаимодействия людей;

2. психология групп, в данном разделе изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.;

3. социальная психология личности, изучающая проблемы социализации, формирование социальных установок личности и т. д.

Отрасли социальной психологии

Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие ее конкретных отраслей. Основными из которых являются:

1. этническая психология, – изучающая особенности людей как представителей различных этнических общностей;

2. психология управления, в центре внимания которой находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом;

3. политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;

4. психология религии, – изучающая психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности;

5. психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

6. психология конфликтных отношений (конфликтология) – изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Социальная психология связана с рядом других наук. Прежде всего с социологией и общей психологией [6].

Данные науки позволяют социальной психологии точно и правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов, дают возможность осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Кроме вышеназванных, социальная психология связана междисциплинарными отношениями с такими отраслями знаний, как:

• философия, дающая возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений;

• исторические науки, дающие возможность анализировать развитие социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества;

• экономические науки позволяют раскрывать сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей;

• культурология и этнография позволяют социальной психологии корректно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений;

• педагогические науки дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Предмет социальной психологии

Практически любой учебник по психологии начинается с расшифровки понятия «психология». При этом непременно указывается, что оно греческого происхождения и состоит из двух слов: «psyche» — душа и «logos» — учение. Понятие «душа» неоднозначно, оно имеет несколько толкований. Материалисты под понятием«душа» понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однако такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности. Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию духовности:

  1. традиционно материалистический;
  2. идеалистический, религиозный;
  3. основанный на использовании религиозного опыта в психологической практике.

Если использовать традиционный подход к пониманию социальной психологии, то получается, что это учение «о социальной душе», или о психике. Возникает вопрос, что означает слово «социальный»? В данном случае нужно иметь в виду следующее. Любое социальное явление возникает в результате взаимодействия человека и человека, человека и общности, общности и общности. Именно в этом состоит природа социального.

В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

  1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. — середина ХГХв.).
  2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.).
  3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Чаугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «социальная психология».

Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных ШКОЛ.

Первоначально социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, а ее назначение сводится к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология — это промежуточное связующее звено между социологией и общей психологией. Такое толкование предмета социальной психологии нашло отражение в ее положении среди других наук. В частности, в США секция социальной психологии входит как в Американскую социологическую ассоциацию, и в Американскую психологическую ассоциацию. Подобная ситуация сложилась и в отечественной социальной психологии.

Не случайно защита диссертаций по социологии и социальной психологии проходила в рамках одной и той же научной специальности. Все это говорит о том, что предмет социальной психологии однозначно до сих пор не определен.

Признание факта, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, с другой — на общей психологии, никак не проясняет понимание ее предмета.

В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса. Своеобразный подход к выделению основной проблематики социальной психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения и групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм и когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Наиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии. На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И.Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлексологии. Так, предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом:

«Изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии. В то время имелись три подхода к решению этого вопроса. Представители первого понимали под социальной психологией науку о «массовидных явлениях психики». Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Странно, но факт, что ни в одном учебнике по социальной психологии не было определения ее предмета. Авторы, как правило, добросовестно перечисляли точки зрения других ученых на этот счет, но сами уходили от ответа на вопрос, что изучает социальная психология. Во многом это объяснялось тем, что социальные психологи в силу объективных причин не могли откровенно высказываться по поводу предмета своей науки. Над ними довлел партийно-классовый подход, согласно которому исторический материализм и политическая экономия рассматривались в качестве ведущих наук в области изучения социальных явлений. Что же касалось социальной психологии, то она при рассмотрении многих вопросов строго следовала историческому материализму. Она обязана была «знать» свое место и конкретно заниматься изучением общественной психологии как явления менее значимого, чем идеология. Не случайно была опубликована брошюра под названием «Что изучает общественная психология?» Отдельные области социальной психологии превратились в своеобразный катехизис, мифологию. Это прежде всего касалось больших социальных групп. Социальная психология снималась в основном изучением школьных коллективов.

Ясно, что идеологический подход ограничивал предмет отечественной психологии, уводил ее в сторону от исследования социальных явлений, входящих в сферу ее компетенции.

В значительной степени затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т.д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления.

Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие — общение, третьи — личность и т. п.

Однако, как отмечалось выше, универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффектом взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

По существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе. Социально-психологические явления можно представить без учета «коллективного бессознательного» и г. д. Тем не менее роль взаимодействия в их происхождении трудно переоценить.

Социально-психологические явления -это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей.Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой динамики» К.Левина. Между тем такие явления наблюдаются не только в рамках малых групп.

Д. Майерс выделяет американскую и европейскую социальную психологию, а также развивающихся стран.

Отечественная социальная психология называлась по-разному: просто социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной психологией.

Марксистская социальная психология имеет право на существование, но не в качестве истины в последней инстанции. Можно сказать, что марксистская социальная психология — одна из ее версий, но не более того. Есть гуманистическая, когнитивная социальная психология, социальный психоанализ и т.д. Свое место в этом ряду должна занять и марксистская социальная психология без претензий на монополию. Здесь содержится ряд правильных в методологическом отношении постановок вопросов о социальных конфликтах и пр.

Социальная психология имеет право называться наукой в том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.

Впервые законы социальной психологии попытался сформулировать А.Г. Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М., 1972). Однако его попытку нельзя в целом признать удачной, так как при этом были повторены законы исторического материализма, в частности закон детерминации социально-психологических явлений (общественное бытие определяет общественное сознание). В 1988 г. аналогичную попытку предприняли авторы теоретической и прикладной социальной психологии, но их постигла та же участь. Дело в том, что при отсутствии достаточно большого массива эмпирических исследований определить закономерности социально-психологических явлений практически невозможно. Для того чтобы вывести закон, нужны широкомасштабные исследования.

Тем не менее, анализ имеющихся данных позволяет сделать предварительный вывод о некоторых закономерностях социально-психологических явлений. Об общей социально-психологической теории говорить еще рано, так как ее каркас лишь возводится на основе разработки частных теорий (социальной перцепции, малых групп, функционирования общественного мнения, стратификации и пр.). Вместе с тем уже сейчас можно с большей долей вероятно утверждать, что законы в области социальной психологии имеют иерархический, субординационный, нелинейный и замкнутый характер, что социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к объяснению их природы подхода «S-R» (стимул-реакция) неприемлем. При этом следует подчеркнуть, что социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

Один из недостатков социальной психологии в том, что она пытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных — совершенно другим.

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

  • подражание — следование какому-либо примеру, образу;
  • внушение — процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
  • заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • убеждение — метод воздействия на сознание личности;
  • идентификацию — процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле. Эта сказка — пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии — ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

1. Объект, предмет…соц. псих

  1. Предмет, задачи
    и методы социальной психологии

План:

  1. Предмет социальной
    психологии.

  2. Задачи социальной
    психологии.

  3. Методы
    социально-психологического исследования.

  1. Социальная
    психология —
    отрасль
    психологической науки, рассматривающая
    закономерности поведения человека в
    группе.

Предмет социальной
психологии, как и предмет любой науки
определяется вопросом: «Что изучает
данная наука как самостоятельная,
относительно независимая отрасль
знания?»

Существует несколько
точек зрения на вопрос о том, что является
предметом исследования социальной
психологии. Рассмотрим наиболее
распространенные.

Социальная
психология изучает личность
в
группе, социуме, обществе.
В отличие от общей психологии социальная
психология исследует не просто психические
процессы индивида, а их специ­фику
в связи с системой социальных
взаимодействий. С этой точ­ки
зрения предметом исследования является
человек среди людей.

Человек
изучается во всем многооб­разии его
социальных связей: в процессе личностного
развития на протяжении
жизни, в системе взаимодействия на
межличностном и
формальном уровнях и т.д. Особое внимание
уделяется положе­нию личности в
группе, коллективе.

Социальная
психология изучает социальные
группы

в
обществе. И
прежде всего психологические характеристики
групп, пробле­мы
внутригрупповой динамики, внутригрупповых
отношений, межгрупповых отношений и
т.д. Социальная группа рассматри­вается
как функциональная единица, имеющая
интегральные пси­хологические
характеристики, такие как групповой
разум, груп­повая воля, групповое
решение и др.

Группа
рассматривается как уникальная
целостность,
которая не может быть понята только на
основании изучения
субъектов, ее составляющих. Группа есть
нечто большее, чем
совокупность членов. Она имеет собственные
характеристи­ки,
существующие независимо от индивидуальных
особенностей входящих
в ее состав субъектов.

Социальная
психология изучает социальную
психику

или
массовидные
явления психики
.
Выделяются
различные явления, подходя­щие
под это понятие: психология классов,
социальных слоев, мас­совых
настроений, стереотипов и установок;
общественное мнение и
психологический климат, массовые
действия и групповые эмо­циональные
состояния. Изучается социально-психологический
ас­пект
традиций, обычаев, моды, морали, нравов
и т.д. Исследуют­ся
психологические основы уникальных
знаковых и смысловых систем, созданных
человечеством на протяжении веков.

Большинство
современных социальных психологов
считают, что
социальная психология изучает и личность,
и группы, и соци­альную психику, но в
определенном контексте.

Социальный
психолог Г.М.Андреева
определила предмет
социальной психологии
следую­щим
образом: социальная
психология изучает закономерности
по­ведения,
деятельности и общения людей, обусловленные
их включе­нием
в социальные группы, а также психологические
характери­стики
самих этих групп.

2.
Весьма важной и
существенной
чертой социально-психологического
знания является его включенность (в
большей мере, чем других областей
психологии) в социальную и политическую
проблематику общества. Конечно, это
ка­сается в особой степени таких
проблем социальной психологии, как
психологические
характеристики больших социальных
групп, массовых движений
и т.д. Но и традиционные для социальной
психологии иссле­дования
малых групп, социализации или социальных
установок лично­сти связаны с теми
конкретными задачами, которые решаются
обще­ством
определенного типа. В теоретической
части социально-психологи­ческого
знания непосредственно влияние конкретных
социальных условий,
традиций культуры. В определенном смысле
слова можно ска­зать, что социальная
психология сама является частью культуры.
Отсю­да
возникают по крайней мере две
задачи для исследователей
.

Во-первых,
задача корректного отношения к зарубежной
социаль­ной
психологии, прежде всего к содержанию
ее теоретических пози­ций,
а также методов и результатов исследований.
Как об этом свиде­тельствуют
многочисленные западные работы,
большинство исследо­ваний в социальной
психологии всегда вызвано к жизни
конкретными потребностями общества.
Следовательно, сама ориентация
исследова­ний
должна быть внимательно изучена под
углом зрения задач, по­ставленных
практикой, существующей в условиях
совершенно опре­деленного
типа общества.

Во-вторых,
задача тщательной отработки проблемы
прикладного
исследования
в социальной психологии. Исследования,
проводимые непосредственно
в различных звеньях общественного
организма, тре­буют
не только высокого профессионального
мастерства, но и граж­данской
ответственности исследователя.
Направленность практичес­ких
рекомендаций и есть та сфера, где
социальная психология непос­редственно
«вторгается» в общественную жизнь.
Следовательно, для социального психолога
весьма остро стоит не только вопрос о
про­фессиональной
этике, но и о формулировании своей
социальной по­зиции.
Французский социальный психолог С.
Московиси справедливо заметил, что
задачи для социальной психологии задает
именно обще­ство,
оно диктует ей проблемы.

Кроме задач
общетеоретического плана, общество
ставит перед социальной психологией и
конкретные прикладные задачи, которые
выдвигаются буквально из всех сфер
общественной жизни и не могут ожидать
решения теоретических вопросов. Ряд
важнейших направле­ний прикладных
исследований определяется сегодня
задачами, свя­занными с теми изменениями
в массовом сознании, которые обус­ловлены
именно радикализмом социальных
преобразований. Здесь же коренятся и
новые возможности для деятельности
социального пси­холога-практика,
которому сплошь и рядом приходится не
только проводить прикладные исследования,
но и напрямую вмешиваться в происходящие
процессы. Такого рода деятельность
породила специ­фическую область
социальной психологии, получившую
название «практическая социальная
психология».

3. Весь
набор методов можно подразделить на
две большие группы: методы
иссле­дования
и

методы
воздействия
.
После­дние
относятся к специфической обла­сти
социальной психологии, к так на­зываемой
«психологии воздействия». Здесь
же анали­зируются
методы исследования,
в
которых в свою очередь различаются
методы
сбора
информации
и методы ее обработки.
(Методы
обработки данных
часто не выделяются в специальный блок,
поскольку большин­ство
из них не являются специфичными для
социально-психологичес­кого
исследования, а используют некоторые
общенаучные приемы. С
этим можно согласиться, но тем не менее
для полного представления о
всем методическом вооружении социальной
психологии следует упо­мянуть
о существовании этой второй группы
методов.)

Среди
методов сбора
информации
нужно назвать: наблюдение, изучение
документов (в частности, контент-анализ),
опросы (анке­ты,
интервью), различного рода тесты (в том
числе наиболее распро­страненный
социометрический тест), наконец,
эксперимент (как ла­бораторный, так
и естественный).

Наблюдение
является
«старым» методом социальной психологии
и иногда
противопоставляется эксперименту как
несовершенный метод.

Изучение
документов
имеет
большое значение, поскольку при помощи
этого метода возможен анализ продуктов
человеческой дея­тельности.

«Контент-анализ»
(буквально:
«анализ содержания») —
это особый, достаточно формали­зованный
метод анализа документа, когда в тексте
выделяются спе­циальные «единицы»,
а затем подсчитывается частота их
употребле­ния.
Метод контент-анализа есть смысл
применять только в тех случа­ях, когда
исследователь имеет дело с большим
массивом информации, так
что приходится анализировать многочисленные
тексты. Практи­чески
этот метод применяется в социальной
психологии при исследо­ваниях в
области массовых коммуникаций.

Опросы

весьма
распространенный прием в
социально-психоло­гических
исследованиях, вызывающий, пожалуй,
наибольшее число нареканий.
Обычно критические замечания выражаются
в недоуме­нии
по поводу того, как же можно доверять
информации, получен­ной
из непосредственных ответов испытуемых,
по существу из их са­моотчетов.
Обвинения такого рода основаны или на
недоразумении, или
на абсолютной некомпетентности в области
проведения опросов. Среди
многочисленных видов опросов наибольшее
распространение получают
в социальной психологии интервью
и
анкеты.

Построение
вопросника для анкеты
требует
большого мастерства исследователя.
Логика его построения, порядок следования
вопросов, их
тип (открытые — закрытые) должны быть
тщательно продуманы: составитель
анкеты должен иметь «ключ», при помощи
которого от­веты на вопросы могут
быть адекватно интерпретированы.

Отдельная
большая проблема — применение интервью,
посколь­ку
здесь имеет место взаимодействие
интервьюера и респондента (т.е. человека,
отвечающего на вопросы), которое само
по себе есть неко­торое
социально-психологическое явление. В
ходе интервью проявля­ются все
описываемые в социальной психологии
способы воздействия одного
человека на другого, действуют все
законы восприятия людь­ми друг друга,
нормы их общения.

В
противовес распространенному
непрофессиональному взгляду, что опросы
— са­мый
«легкий» для применения метод, можно
смело утверждать, что хороший
опрос — это самый «трудный» метод
социально-психологического
исследования.

Тесты
не
являются специфическим социально-психологическим
методом,
они широко применяются в различных
областях психологии. Когда
говорят о применении тестов в социальной
психологии, имеют в
виду чаще всего личностные тесты, реже
— групповые тесты. Но и эта
разновидность тестов, как известно,
применяется и в общепсихо­логических
исследованиях личности, никакой особой
специфики при­менения
этого метода в социально-психологическом
исследовании нет: все
методологические нормативы применения
тестов, принимаемые в
общей психологии, являются справедливыми
и здесь.

Как
известно, тест — это особого рода
испытание, в ходе которого испытуемый
выполняет или специально разработанное
задание, или отвечает на вопросы,
отличающиеся от вопросов анкет или
интервью. Вопросы
в тестах носят косвенный характер. Смысл
последующей обработки состоит
в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести
получен­ные
ответы с определенными параметрами,
например, характеристи­ками
личности, если речь идет о личностных
тестах.

Эксперимент
выступает
в качестве одного из основных методов
исследования
в социальной психологии.

В
социальной психологии различают два
основных вида эксперимента: лабораторный
и естественный
.
Для обоих
видов существуют некоторые общие
правила, выражающие суть метода,
а именно: произвольное введение
экспериментатором неза­висимых
переменных и контроль за ними, а также
за изменениями зависимых
переменных. Общим является также
требование выделения контрольной
и экспериментальной групп, чтобы
результаты измере­ний
могли быть сравнимы с некоторым эталоном.
Однако наряду с этими
общими требованиями лабораторный и
естественный экспери­менты
обладают своими собственными правилами.

Литература:

  1. Алешина Ю.Е.,
    Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум
    по социальной психологии: опрос, семейное
    и индивидуальное консультирование.,
    1989.

  2. Андреева Г.М.
    Социальная психология, 2002.

  3. Андриенко Е.В.
    Социальная психология, 2001.

  4. Богомолова Н.Н.,
    Мельникова О.Т., Фоломеева О.В. Фокус
    группы как качественный метод в
    прикладных социально-психологических
    исследованиях // Введение в практическую
    социальную психологию, 1995.

  5. Богомолова Н.Н.,
    Стефаненко Т.Г. Контент-анализ, 1992.

  6. Методы социальной
    психологии/ Под ред. Е.С. Кузьмина и
    В.Е. Семенова, 1977.

  7. Шихирев П.Н.
    Современная социальная психология,
    2000.

Диплом по психологии (T48) | Школа гуманитарных и социальных наук | Очные курсы

Минимальные требования для поступления

Чтобы иметь право на рассмотрение для зачисления, абитуриенты должны набрать 26 баллов или выше по чистому совокупному баллу ELR2B2 (т.е. английский язык, 2 соответствующих предмета и 2 лучших других предмета, включая бонусные баллы CCA) и соответствовать минимальным требованиям для поступления на этот курс . CCA не может использоваться для удовлетворения минимальных требований для поступления.

Английский язык (EL1) * 1-6 классы
Математика (E или A) 1-7 классы
Любые три других предмета, кроме CCA 1-6 классы

Чтобы иметь право на выбор, кандидаты должны сдать хотя бы один из следующих предметов: искусство / искусство и дизайн, бизнес-исследования, комбинированные гуманитарные науки, коммерция, коммерческие исследования, экономика, география, высшее искусство, высшее музыкальное образование, История, Введение в развитие предприятий, Литература на английском языке, Литература на китайском языке, Литература на малайском языке, Литература на тамильском языке, Исследования СМИ (английский) / Исследования СМИ (китайский язык), Музыка.

Кандидаты также должны сдать один из следующих предметов: дополнительная математика, искусство / искусство и дизайн, бизнес-исследования, китайский язык, комбинированные гуманитарные науки, коммерция, коммерческие исследования, креативная 3D-анимация, дизайн и технологии, экономика, элементарная математика, еда и питание. , География, высшее искусство, высшее китайское, высшее малайское, высшее музыкальное, высшее тамильское, история, введение в развитие предпринимательства, литература на английском языке, литература на китайском, литература на малайском, литература на тамильском, малайском, медиаизучение (на английском языке), СМИ Исследования (китайский), Музыка, Принципы счетов, Тамильский.

* Sijil Pelajaran Malaysia (SPM) / Единый экзамен по китайскому языку (UEC) должен иметь как минимум 6 оценку по соответствующему предмету английского языка (например, Bahasa Inggeris).

См. Также минимальные требования для въезда:


.

Академические преимущества и преимущества изучения психологии в старшей школе

Структура моего класса

В течение многих лет я вела уроки психологии для наших старшеклассников. В одном семестре я сосредоточился на индивидуальной психологии, а в следующем — на социальной психологии. Студенты очень хотели понять самих себя. Они устали от того, что их воспринимают как «проблемы», и отчаянно хотели заняться изучением человеческого разума и поведения, чтобы лучше понять, как люди — включая самих себя — думают, принимают решения и ведут себя так, как они делают.

Семестр индивидуальной психологии начался с развития ребенка. Изучение развития младенцев, малышей и детей дало множество обучающих моментов. Общая тема «природа против воспитания» побудила студентов взглянуть на сложности генетики и окружающей среды и переместила их от черно-белых, жестких форм мышления к более серым и гибким перспективам. Это также дало им возможность увидеть, какой контроль они могут иметь над своим развитием.

Они внедрили уроки о методах исследования, чтобы опросить членов своих семей о развитии их детства, чтобы они могли анализировать себя в соответствии с различными теоретиками, о которых мы узнали — Фрейдом, Эриксоном, Пиаже и т. Д.Конечным результатом стала автобиография — в различных творческих форматах — в которую вошли их идеи и анализ различных подходов к психологии. Поощрение учащихся к общению со своими семьями таким образом также предоставило уникальную возможность для разговора, общения и воспоминаний в возрасте, когда многие подростки закрывают глаза от родителей.

Далее пришел блок по подростковому возрасту. После изучения гормонов, индивидуализации и развития личности мы перешли к изучению мозга.Изучение нейробиологии — это эффективный способ обсудить развитие управляющих функций, злоупотребление психоактивными веществами и различия в обучении, потому что оно делает преподавание меньше о проповеди и больше о расширении прав и возможностей подростков применять науку и исследования к их собственным предпочтениям, действиям и решениям.

Мои ученики узнали, почему они откладывают дела на потом, теряют вещи, принимают импульсивные решения и часто руководствуются своими эмоциями. Несмотря на все свои попытки оправдать употребление психоактивных веществ, они в конечном итоге признали, что было бы лучше подождать до 25 лет, когда их мозг будет более полно сформирован, и они узнали, что есть способы улучшить свои управленческие навыки функционирования — эти навыки не высечен в камне.

Раздел социальной психологии был, пожалуй, еще более увлекательным. Подростки социально движимы, но при этом совершенно не осознают динамику, такую ​​как групповое мышление, эффект стороннего наблюдателя, конформизм и менталитет толпы, а также индивидуальные действия, которые имеют социальные последствия, такие как отсрочка удовлетворения и привязанности. Моих студентов зацепили такие исследования, как Стэнфордский тюремный эксперимент, эксперимент Стэнли Милгрэма по подчинению властям и эксперимент в пещере грабителей.

Темы социальной психологии требуют обширного обсуждения, применения и размышлений.Мы изучали вербальное и невербальное общение, гендерные конструкции, динамику угнетения и власти, романтические отношения, а также риск и влияние сверстников на принятие решений.

Студенты разработали, провели и сообщили о социальном эксперименте, который придерживался этических принципов, ограничивая при этом предвзятость — удивительный опыт для студентов, позволяющий ориентироваться в этих серых зонах и применять объективные стандарты научных методов к очень субъективным темам.

Мы завершили наши исследования индивидуальными различиями и ненормальной психологией.Увидев, как «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам » изменилось с течением времени, многие студенты узнали о субъективном и культурно обусловленном характере диагностики и подходов к лечению. Студенты исследовали, что было нормальным или ненормальным в них самих, и заключительные проекты сформулировали их сильные стороны и проблемы таким образом, чтобы стимулировать творчество, новаторство и уверенность в принятии себя.

Преимущества изучения психологии

Психология — сложная область исследования, поэтому крайне важно подчеркнуть эволюционирующий характер исследований человеческого развития, представить несколько точек зрения и признать моральные и этические серые области.Если учащиеся чувствуют, что вы не навязываете им свою точку зрения, они искренне участвуют в дебатах и ​​приобретают ценные навыки критического мышления.

Мне кажется, что эта область обучения не менее важна, чем математика, естественные науки, английский язык и общественные науки.

Изучение психологии может помочь нашим ученикам стать отзывчивыми и отзывчивыми гражданами. Студенты хотят понимать себя и других, и мы, как преподаватели, имеем возможность помочь им обрести самосознание и понимание, изучить социальные и эмоциональные навыки, такие как сотрудничество и общение, и овладеть академическими навыками, такими как научные исследования.Мы можем помочь им развить гибкий, творческий образ мышления, основанный на различных точках зрения.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *