Закон зейгарник: кратко об эффекте незавершенного действия

Содержание

кратко об эффекте незавершенного действия

Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.

Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.

Блюма Зейгарник и ее важное открытие

блюма зейгарик

Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.

Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.

Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник?

психологический феномен Зейгарник

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

исследование эффекта Зейгарник

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Как используется эффект Зейгарник в наше время?

Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.

Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.

В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.

Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник

исследование эффекта Зейгарник

Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:

  • Блюма Зейгарник «Патопсихология».
  • Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
  • Джон Готтман «Как сохранить любовь в браке».
  • Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».

Заключение

Эффект Зейгарник отражает повышенную значимость неоконченных дел в сознании человека. Он помогает понять, почему часто они не дают возможности обрести спокойствие и оставить некоторые события в прошлом. Предупреждает, что начало нового дела сопровождается появлением напряжения в памяти. Отсюда следует вывод, что не стоит стремиться к многозадачности, ведь каждая цель требует достаточной энергии для ее достижения. В противном случае можно подвергнуться избыточным переживаниям и не рассчитать нагрузку на нервную систему.

исследование эффекта Зейгарник

Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.

Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.

Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

 Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения. 

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения. 

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи. 

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Автор: Чечко Ирина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Эффект Зейгарник поможет закончить все задачи

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено?  А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона — эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное — начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.

Эффект Зейгарник в психологии | Хочу Все Знать – полезные и интересные статьи

Кто такая Зейгарник?

Блюма Вульфовна Зейгарник — известный советский психолог и основательница советской патопсихологии. Она проявила интерес к психологии, когда была еще студенткой Берлинского университета.

Ее дипломная работа, написанная под руководством Курта Левина, получила широкую известность в 1927 году. Спустя три десятилетия ученые всего мира стали проводить эксперименты и продолжать совершенствовать любопытный феномен под названием «эффект Зейгарник». Что же это такое?

Что такое эффект Зейгарник?

Эффект Зейгарник в психологии

Наверняка вы когда-то нервничали из-за дела, которое отложили или не успели закончить. Возможно, оно не выходит у вас из головы целыми днями. Мысли только о нем, но необходимо выполнять другую работу. Признайте, такое случалось. А как только удавалось доделать, наконец-то завершить, наступало чувство облегчения, и вы забывали о нем. Это и есть эффект Зейгарник.

Впервые Блюма Зейгарник обнаружила зачатки своего открытия в ресторане, когда обедала вместе с ее учителем Куртом Левиным. Официанты запоминали заказы и держали их в голове ровно до того момента, пока все блюда не будут вынесены. Потом полностью озвучить позиции у них не получалось. Это натолкнуло ученую на следующий шаг — провести эксперимент в лабораторных условиях.

Участникам давали выполнить определённые задачи. Одну часть они доводили до конца, а другую только наполовину из-за нехватки времени. Около 90% опрошенных испытуемых четко помнили только то, что им не удалось завершить. Выполненные задачи забывались. Это напоминает зуд на коже или корочку от ранки: когда пытаешься не чесать и не ковырять, то постоянно думаешь об этом. Такое может происходить и с ситуациями, и с проблемами, которые остались неразрешенными. Обычно это именуют незакрытым гештальтом.

Возможно, вам понравится:

  1. Синдром Диогена: что это, причины и как лечить
  2. Психосоматика – причины и примеры психосоматических заболеваний
  3. 5 простых советов, как управлять гневом

Когда проявляется?

Эффект Зейгарник в психологии

Люди, испытывающие психологические проблемы во взрослом возрасте, получили какую-то травму или до сих пор держат обиду из детства. Они не могут отпустить и простить обидчика. Неприятные воспоминания сидят в голове и не дают жить дальше — гештальт открыт. Как только человек разберется со своим внутренним состоянием, то наступит эмоциональная разрядка и облегчение.

Также эффект может испытаывать влюбленный человек. Например, когда-то парень и девушка любили друг друга, но обстоятельства сыграли злую шутку, и одному из них пришлось уехать или просто разорвать отношения. Тот, кто испытывал сильные чувства, будет помнить о другом даже спустя 10-20 лет. Их отношения не завершились, а прервались, поэтому гештальт не закрыт.

Зейгарник решила учитывать и дополнительные факторы, играющие не последнюю роль в классическом эксперименте: социальные, личностные, мотивационные и так далее. Например, напряженная атмосфера в ходе решения задачи благоприятно влияет на запоминаемость проблемы. Соответственно, если обстановка будет расслабленной, то прерванное дело оставит в памяти менее заметный след. Учитывая особенности когнитивной функции мозга, можно использовать этот эффект себе во благо. Главное — знать, как его правильно применять.

Как использовать в повседневной жизни?

Эффект Зейгарник в психологии

Многозадачность придётся исключить из своей жизни. Если вы привыкли растрачивать свои силы на несколько дел сразу, то наверняка замечали, что мысли периодически возвращаются к одному или нескольким незавершенным задачам. Это не позволяет на 100% сконцентрироваться на чём-то конкретном.

Выход есть — завести блокнот или ежедневник. Стоит записать все, что вы планируете сделать за день. Следуя списку, по порядку выполните каждый пункт. Вычеркивайте или ставьте галочку, когда хотя бы одна задача завершена. Чувство победы, гордости и спокойствия возникнут мгновенно. Это даст вам мотивацию больше не возвращаться к многозадачности.

Если вы ленивый или просто не можете начать что-то делать, выход тоже найдется с помощью эффекта Блюмы Зейгарник. Принцип действия практически тот же: составляете план и заставляете себя сделать хоть что-нибудь. Главное здесь — это просто начать. Первыми необходимо выполнить наиболее простые и менее энергозатратные задачи. Потом можно переходить к средним, затем и к сложным. Через 10-15 минут мозг привыкнет, а потом не даст вам забыть о начатом деле, если вы вдруг прерветесь. К этому случаю хорошо подходит поговорка: глаза боятся, а руки делают. Хроническую прокрастинацию, к сожалению, этим не излечить.

Вместо вывода

Процессы, которые не были завершены, откладываются в памяти и создают энергетическое напряжение. Люди это ощущают только психологически, физически это не доставляет никакого дискомфорта. Такое напряжение называют еще шокирующим эффектом.

Действие похоже на внезапное падение с велосипеда, когда не видишь первопричину. Если травмы нет или она несерьезная, можно продолжить путь. Однако ушиб или поломка транспорта прервут езду на неопределенное время.

Статья обновлена 31.03.2020

Отличная статья2Чего-то не хватило

Как улучшить продуктивность с помощью Эффекта Зейгарник

zeigarnikeffectИз этой статьи вы узнаете, что такое психологический эффект Зейгарник, и почему он работает. Разберетесь, как применить его для лучшего запоминания, в том числе, для подготовки к экзаменам, а также как с его помощью победить прокрастинацию. Когда этот эффект не работает и как можно нивелировать его негативное влияние – также рассмотрим в статье.

Для того, чтобы узнать механизмы запоминания, эффективные техники и приемы, приходите на нашу онлайн-программу «Мнемотехники».

Что такое эффект Зейгарник

Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.

Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.

Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков. Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.

Как он работает

Изучая проявления эффекта, ученые ввели понятие когнитивной напряженности. Как только вы начинаете выполнять какую-то задачу, в мозгу создается некое напряжение. Избавиться от него можно лишь в том случае, если вы завершите задачу и получите свою дозу дофамина в качестве награды.

Если же вы не закончили дело, мозг постоянно будет напоминать о нем. Когнитивное напряжение способствует возвращению незавершенной задачи в краткосрочную память. Оно будет напоминать о ней, пока вы не доведете ее до конца.

Как применить его в своей жизни?

Улучшаем процесс образования

Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца),  а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.

Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.

Побеждаем прокрастинацию

Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.

Эффект Зейгарник поможет справиться с этим. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький, и как незначительно он влияет на результат. К примеру, откройте файл проекта, с которым работаете. Получится такое себе незаконченное действие, по отношению ко всей задаче. В соответствии с эффектом Зейгарник, мозг продолжит думать о деле. И вам будет уже намного легче сделать следующий шаг. И так до тех пор, пока вы не закончите весь проект. Конечно, возможно, вы сделаете это не за один присест, но в любом случае так вы можете преодолеть свою прокрастинацию.

Обратная сторона эффекта Зейгарник

К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.

Эту особенность подтвердило исследование [Kenneth O. McGraw, 1982], проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.

В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.

Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.

Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.

Справиться с этим можно двумя способами:

  1. Ограничивайте применение эффекта Зейгарник на 1-3 проекта, чтобы не слишком утомлять свой мозг. Помните, что наиболее эффективен он в сфере образования.
  2. Делегируйте часть незавершенных дел. Мозг будет воспринимать такие задачи, как выполненные, и освободит немного “оперативной памяти” для текущих дел.

Что нужно запомнить

  • Эффект Зейгарник – это стремление мозга завершить незаконченные задачи.
  • Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга.
  • Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.
  • Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело.
  • Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.

Эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник

Здравствуйте!

В психологии известен так называемый эффект незавершенного действия, или эффект Зейгарник, названный по имени его открывателя Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще этот феномен иногда называют принципом завершения.

Camtasia Getting Started Gui15-1

Оказывается, незавершенные дела постоянно довлеют над человеком, вызывают в нем внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и снова и снова возвращаться к ним в мыслях и делах.

А теперь – история открытия этого феномена.

В конце 1920-х годов тогда еще студентка, а впоследствии – будущая светила советской психологии Блюма Зейгарник со своим преподавателем и группой студентов пришли в кафе. Большая шумная кампания заказала ужин. К их удивлению, официант, принимавший заказ, ничего не записал, весь большой список заказанных блюд он запомнил.

Ужин был подан, благополучно съеден, а о хорошей памяти официанта вроде все забыли.

Перед уходом Блюма Зейгарник неожиданно решила уточнить у официанта какую-то информацию об одном из поданных им блюд. Оказалось, что он совершенно не помнит, что они заказывали.

Вспомнили о том, что официант не записал заказ, но выполнил его правильно. Так почему он не помнит. Оказывается, он помнил все неисполненные заказы, но начисто забывал о тех, которые только что исполнил.

Студенты и преподаватель были психологами, поэтому история получила продолжение. Блюма Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают незаконченные и законченные действия, так как они имеют для него различную значимость.

Теория была проверена экспериментально. Испытуемым в опытах Зейгарник предлагалось решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи определялось Блюмой Вульфовной произвольно. В любой момент она могла прекратить решение задачи, заявив, что время истекло. В результате задача оказывалась нерешенной.

Через несколько дней испытуемым нужно было вспомнить условия задач, которые они решали. Оказалось, что они хорошо вспоминали задачи, решение которых было прервано. Решенные задачи испытуемые вспоминали с трудом. Нерешенные задачи запоминались в два раза лучше в сравнении с решенными задачами. Эту закономерность и называют «эффектом Зейгарник».

Camtasia Getting Started Gui16

Объяснение такого феномена Зейгарник дала следующее. Начало выполнения задачи создает очаг напряжения в памяти, который не разряжается до того момента, пока задача не завершена.

В этом очаге постоянно «живет» стремление к реализации, к завершению начатого дела, которое влияет на память и поведение человека. Человек стремится завершить начатые дела. Большинству людей нравится чувствовать завершенность, а незавершенность угнетает, выводит из состояния равновесия.

Основной вывод отсюда следующий. Не нужно одновременно иметь много незавершенных задач, так как любая начатая, но не незаконченная задача создает в нашей памяти напряжение, отвлекающее нашу энергию. Такое отвлечение снижает нашу эффективность. Как говорится, за двумя зайцами…

На бытовом уровне эффект Зейгарник каждый из нас может, подумав, заметить у себя. То мы ночью во сне решаем сложную задачу по математике или химии (у меня, например, такое было неоднократно). То, задумавшись, внезапно возвращаемся к мысли о том, какую классную машину вчера видели.

И наоборот. Студент выучил за ночь китайский язык (или сопромат), сдал экзамен и напрочь забыл, о чем там вообще шла речь. А девушка купила платье, о котором неделю не могла забыть, и оно ей резко перестало нравиться

Думаю, у каждого из нас найдутся подобные примеры.

У каждого человека есть свой разумный предел числа задач, одновременно находящихся в процессе решения. Для каждого он различен. Есть люди, которые могут делать только одно дело. А есть такие, которые одновременно делают несколько дел.

Этот предел для каждого стоит знать и стараться не превышать. Если задача большая и на ее решение требуется много времени, лучше разбить ее на части, чтобы получить удовлетворение от решения каждой подзадачи.

Осторожнее относитесь к принятию на себя обязательств. Берите в работу только те задачи, которые вам действительно нужны и посильны.

Если у вас есть какие-то старые незавершенные задачи, о которых вы уже вроде забыли, то свой очаг напряжения они могут сохранять и влиять тем самым на ваше поведение. Если это возможно, их стоит вспомнить и завершить, освободив в мозге место для новых задач.

Завершение задач высвобождает вашу энергию!

Это что касается наших задач. В инфобизнесе же мы ставим задачи другим людям, предлагая им что-либо. Недосказанность и незавершенность, как проявления эффекта Зейгарник, могут вам помочь.

Эти приемы действуют практически безотказно, если вы хорошо изучили и учли интересы своей целевой аудитории. Человек испытывает дискомфорт до тех пор, пока действие не завершено.

Поэтому, увидев заголовок, в котором начата и оборвана фраза, большинство людей откроет письмо, чтобы дочитать ее до конца. Посмотрев два видео из инфокурса и зная, что всего их там не 2, а 10, потенциальные клиенты в большинстве своем, если тема им интересна, захотят посмотреть все 10.

Это можно использовать как элемент мотивации при общении с потенциальным клиентом. Далее оставляю недосказанность. Даже с многоточием… Продолжим в другой раз.

Понравился эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник? Не знали о нем раньше? Изучайте, используйте.

Пишите свое мнение в комментариях. Расскажите об эффекте незавершенного действия Зейгарник своим друзьям в социальных сетях.

С уважением, Мария Царенок

Поделитесь с друзьями:

Суть эффекта Зейгарник состоит и заключается в том что. Действия

.

эффект зейгарник этоЭффект Зейгарник — это психологическое состояние человека, постоянно напоминающее о незавершенном действии, не позволяющее его оставить невыполненным.

Эффект Зейгарника применяют при выполнении планов, проектов, при повышении личной продуктивности.

Эффект Зейгарник заключается в том что не завершенные действия мучают нас нежелательным воспоминанием или каким- то происшествием, действиями.

Порой приходится на время остановить какое-то незавершенное, незаконченное дело, ввиду определенной причины. Но мысль об этом деле постоянно надоедает вам: ночью, в свободное время. Даже когда в этом нет никакой необходимости. Думаете, что ваша советь подсказывает о незавершенном действии. Но это не так. Существует понятие в гештальт психологии, которая называется эффектом Зейгарник.

Немного о Блюме Вольфовне Зейгарник

Интерес к психологии личности, различным процессам в поведении людей проявлялось у Блюме еще в студенческие годы. Блюма родилась в северо- восточной части России в 1900 г. Девушка в двадцать один год вышла замуж,жила в Берлине и училась в вузе.

Тема дипломной работы над явлением, впоследствии прославит ее и обретет наименование «Эффект Зейгарник — в психологии», которая оказалась ее 1-ой научной работой в 27 лет от роду.

Психоневрологическая клиника при Институте экспериментальной медицине, где госпожа Зейгарник работала и делала свои последующие открытия.

Суть эффекта Зейгарник

Наблюдательность Блюмы, в обыкновенном оживленном кафе за поведением официанта, который обслуживал их столик, позволило сделать открытие юной практикантке.

Суть эффекта Зейгарник зародился только у Блюмы, хотя за столом кроме нее находились профессор и доктор Курт Левин – светила патопсихологии, у которого она стажировалась.

Зейгарник эффект незавершенного действия внезапно возник из разговора с официантом, который не записывая перечень блюд при заказе, выполнил в полном объеме, за что был отмечен Блюмой за отличную память, обладающая феноменальной способностью. В свою очередь он сообщил, что никогда заказы не записывает в блокнот. Тогда Блюме стало интересно, помнит ли официант перечень блюд соседнего стола, который он обслужил немного раньше их.

Официант не смог перечислить весь заказ, ввиду большой работы и многолюдности в кафе. Так зародилась идея, где направление было выбрано, осталось только подтверждение этого феномена.

Экспериментальные действия

Блюма, Мария Овсянкина, ее подруга- однокурсница и группа помощников помогали в эксперименте. Опыт заключался в решении конкретных интеллектуальных заданий. Экзаменующих разделили на две группы. Первой — дали спокойно решить свои задания. Вторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание. Через несколько дней экзаменующих спрашивали о содержании заданий. Те, которые не смогли решить задачи до конца помнили их хорошо.

Пришли к выводу, что эффект Зейгарник относится к психологическому процессу, где эффект незавершенности присутствует.

Где применяют эффект Зейгарника в наше время

Понятно, что никому не нужна неточность. Но многие маркетологи, применяют эффект незавершенного действия для продвижения продукции на веб- странице, в рекламе по телевизору. На баннер веб- страницы указывают ключевые слова, обращаясь к потребителю. Поэтому, кажутся недописанным текстом.

Читатель веб-страниц избегает эффект незавершенности, переход по ссылке дает дополнительную информацию. Такие принятые сообщения усваиваются скорее, поскольку в них завершенный принцип есть.

Вы никогда не задумывались, почему иная реклама по телевизору в вашей памяти повторяется? Потому, что заложен эффект незавершенности: мы слышим обращение производителя, в виде диалога со зрителем, с вопросом, который запоминается надолго.

Рассмотрим эффект незавершенности в нашей любви. Долго не можем вычеркнуть из памяти человека, которого любили, связывали доброжелательные или интимные взаимоотношения, оправдывая его или себя, искали разные душевные слова.

Эффектом Зейгарника объясняется множество переживаний от не определившихся взаимопониманий, преимущественно, когда не было личных расставаний. Не следует расставаться с любимыми по интернету или по телефону. Человек не в силах осознавать, что возврата не будет, но эффект незавершенного действия затаился в мыслях, не может отпустить образ любимого. Такой же эффект получается, когда один из половинок отправляется на заработки в другую страну или город.

Эффект Зейгарник заключается в том что имеются симптомы, аналогичные реальной болезни, основывается на принципе стабильной незавершенности в жизни: периодическое беспокойство, хотя жизнь удалась, нормальная работа и семья. Пора задуматься, что это, жизненные невезения. Проблема скрыта внутри этого человека, и нужно переосмыслить незавершенные ситуации. Лечиться нет необходимости. Совет: не стоит искать старых любимых, завершать незавершенные дела. Подумайте, что прошлое далеко, обстановка изменилась, не оправдывайтесь и не жалейте, освободите просто. Увидите – станет лучше жить.

Эффекту Зейгарник в психологии отводится определенное место, относительно поведения человека. Незавершенные задачи, проекты вызывают в человеческом организме внутреннее беспокойство, которые напоминают о себе. А мысли снова возвращают вас к незавершенному делу.

Берегите свою память, свою внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу несколько незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти, до тех пор пока их не закончите, о чем свидетельствует эффект Зейгарник.

.

Эффект Зейгарник — PsyBlog

Чему официанты, сериал «Остаться в живых» и писатель Чарльз Диккенс могут научить нас тому, как избегать прокрастинации?

Один из самых простых способов победить прокрастинацию практически в любом деле был вдохновлен занятыми официантами.

Эффект Зейгарник назван в честь русского психолога Блюмы Зейгарник (вверху слева), которая заметила странную вещь, сидя в ресторане в Вене. Официанты, казалось, запоминали только заказы, которые находились в процессе обслуживания.По завершении приказы испарились из их памяти.

Зейгарник вернулся в лабораторию, чтобы проверить теорию о том, что происходит. Она попросила участников выполнить около двадцати простых небольших заданий в лаборатории, например, разгадывать головоломки и нанизывать бусины (Зейгарник, 1927). За исключением того, что иногда их прерывали на полпути. После этого она спросила их, чем они занимались. Люди почти в два раза чаще запоминали задачи, во время которых они были прерваны, чем те, которые они выполняли.

При чем здесь прокрастинация? Я дам вам еще один ключ…

Почти шестьдесят лет спустя Кеннет МакГроу и его коллеги провели еще одно испытание эффекта Зейгарник (McGraw et al., 1982). В нем участникам предстояло решить по-настоящему непростую задачу; за исключением того, что они были прерваны до того, как кто-либо из них смог решить ее, и сказали, что исследование окончено. Несмотря на это, почти 90% все равно продолжали работу над головоломкой.

Уже поняли?

Cliffhanger

Вот еще одна подсказка: одна из старейших уловок в телевизионном бизнесе, позволяющая зрителям смотреть сериал неделю за неделей, — это захватывающий момент.Кажется, что герой упал с горы, но выстрел прерывается, прежде чем вы можете быть уверены. А потом эти роковые слова: «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ …» Буквально захватывающий дух.

Вы настраиваетесь на следующую неделю, чтобы узнать о разрешении, потому что тайна тикает в глубине души.

Великий английский писатель Чарльз Диккенс использовал точно такую ​​же технику. Многие из его работ, такие как Оливер Твист , хотя позже были опубликованы как полные романы, изначально были сериализованы.

Его захватывающие духи вызывали у людей такое предвкушение, что его американские читатели ждали в доках Нью-Йорка последнюю партию, которая прибудет на корабле из Великобритании.Это были , которые отчаянно пытались выяснить, что же произошло дальше.

Я начал, поэтому закончу.

Все эти примеры объединяет то, что, когда людям удается начать что-то, они более склонны его закончить. Прокрастинация укусит сильнее всего, когда мы сталкиваемся с большой задачей, которую стараемся не начинать. Это может быть потому, что мы не знаем, с чего начать или даже с чего начать.

Эффект Зейгарник учит тому, что одно из средств борьбы с прокрастинацией начинается где-то… где угодно.

Не начинайте с самого сложного, сначала попробуйте что-нибудь простое. Если вы можете просто приступить к работе над какой-либо частью проекта, остальное приложится. Если вы начали, пусть даже тривиальное, вас что-то тянет к концу. Он будет вертеться в глубине души, как захватывающий дух Lost .

Хотя методика проста, мы часто забываем о ней, потому что так зацикливаемся на размышлениях о наиболее сложных частях наших проектов. Предчувствие дурного предчувствия может быть большим фактором прокрастинации.

Эффект Зейгарник имеет важное исключение. Это не так хорошо, когда мы не особо мотивированы для достижения нашей цели или не ожидаем, что преуспеем. Это верно для целей в целом: когда они непривлекательны или невозможны, мы не беспокоимся о них.

Но если мы ценим цель и думаем, что она возможна, даже первый шаг может стать разницей между неудачей и успехом.

Об авторе

Психолог, Джереми Дин, доктор философии является основателем и автором PsyBlog.Он имеет докторскую степень по психологии Университетского колледжа Лондона и две другие ученые степени по психологии.

Он пишет о научных исследованиях в PsyBlog с 2004 года. Он также является автором книги « Making Habits, Breaking Habits » ( Da Capo, 2003 ) и нескольких электронных книг:

→ биография доктора Дина, Twitter, Facebook и как с ним связаться.

Изображение предоставлено: Gestalt Theory

.

Как использовать эффект Зейгарник для улучшения вашей жизни

8

На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.

Когда вы сталкиваетесь с задачей, будь то проект, статья, которую вы должны написать, или даже что-то простое в вашем списке дел, можете ли вы выполнить ее, отметить ее как выполненную и двигаться дальше?

Я знаю, когда я могу вычеркнуть что-то из своего списка — на это ушло 2 минуты или 2 месяца — я чувствую облегчение, когда полностью избавляюсь от ответственности или бремени.Когда я могу провести черту через середину перечисленной задачи, я почти всегда устно заявляю себе: «Хорошо, , выполнено», а затем это как будто стирается из моей памяти. Я просто перехожу к следующему, не имея никаких оснований отдавать выполненной задаче больше своей умственной энергии.

В качестве альтернативы, если у меня заканчивается время и мне приходится откладывать незавершенный проект или меня прерывают, когда я пытаюсь работать, я, как правило, запоминаю более подробную информацию о проекте (ну, по крайней мере, до его завершения).Фактически, если меня прервут во время написания статьи, мой разум будет искренне думать о том, что я собираюсь написать дальше или какие выводы я мог бы сделать в своем окончательном варианте.

Этот психологический феномен называется эффектом Зейгарник , названным в честь Блюмы Зейгарник — психиатра и психолога, определившего это понятие в 1927 году.

В этой статье я подробно расскажу, что такое эффект Зейгарник. и как вы можете использовать это, чтобы улучшить свою жизнь.Давайте начнем с того, что подробнее рассмотрим детали этого человеческого поведения.

( Боковое примечание: еще один положительный способ улучшить свою жизнь — читать и узнавать что-то новое каждый день. Отличный инструмент для этого — присоединиться к более чем 1 миллиону других и начать свой день с последних БЕСПЛАТНЫХ информативных новостей от этот сайт .)

Что такое эффект Зейгарник?

Обедая в ресторане со своими друзьями в 1920-х годах, доктор Зейгарник была впечатлена способностью официантов легко запоминать длинные и сложные заказы от посетителей, однако, как только заказы были оплачены, официанты не могли вспомнить ни одного подробности о том, что люди заказывали.Как будто они крепко держались за эту информацию, и как только заказ был передан на кухню, они отпустили его и позволили себе забыть его.

Зейгарник продолжал активно изучать эту психологическую тенденцию как у детей, так и у взрослых. Она продолжала обнаруживать, что люди были более склонны запоминать детали о задачах, которые еще выполнялись, чем о задачах, которые были выполнены.

Как только вы приступаете к задаче, в вашем уме возникает напряжение, связанное с конкретной задачей, что помогает вашему мозгу вспомнить любую важную информацию.Если вас прерывают во время работы или вам нужно отложить проект на некоторое время, напряжение остается, а это означает, что вы все еще можете легко получить доступ к соответствующему контенту. Однако, как только задача выполнена, когнитивное напряжение снимается.

Распространенные мысли, которые вы испытываете по поводу нерешенных вопросов, часто побуждают вас вернуться и завершить задачу. Даже если вы попытаетесь заняться чем-то другим, незавершенная работа все равно может повлиять на вас.

Как понимание эффекта Зейгарник может повысить производительность.

Чтобы лучше понять это, подумайте, как маркетинговые компании используют эффект Зейгарник для мотивации потребителей. Я уверен, что вы видели в Интернете рекламу, на которую нельзя было не нажимать. Эти «кликбейт-объявления» — один из наиболее эффективных способов для компаний привлечь внимание потребителей — даже в обществе, где все борются за ваше время.

Вот пример: « Храп до смерти: как апноэ во сне может быть фатальным.

Если вы знаете кого-то, кто храпит (а вы, вероятно, так и есть), вы, вероятно, нажмете эту ссылку, чтобы узнать решение этой проблемы.

Или, скажем, вы только что закончили смотреть последнюю серию сезона любимого телешоу, и она закончилась круто, но не выйдет в эфир еще 6 месяцев. Я бы пошел дальше и предположил, что вы указываете эту дату в своем календаре, чтобы вы могли почувствовать завершение того, что только что оставило вас в нетерпении знать, что будет дальше.

Как использовать эффект Зейгарник для улучшения своей жизни

Итак, как вы можете использовать эффект Зейгарник для улучшения своей жизни? Давайте взглянем.

1. Это может помочь улучшить вашу память.

Исследование Зейгарник на эту тему дало другим психологам прекрасное понимание того, как работает память. Информация обычно сохраняется в вашей сенсорной памяти в течение короткого периода времени, как только вы ее воспринимаете. Если вы уделите ей особое внимание, она может остаться в вашей кратковременной памяти. Хотя большая часть этих воспоминаний скоро забывается, если вы активно репетируете информацию, она может перерасти в вашу долговременную память.

Помните когнитивное напряжение, о котором мы упоминали ранее, что позволяет вам легко получить информацию о незавершенной задаче? Это напряжение заставляет вас использовать больше умственной энергии, поскольку вы продолжаете резюмировать информацию в своей голове, чтобы вы могли держать ее в центре внимания.

Использование эффекта Зейгарник для улучшения вашей памяти

Это означает, что эффект Зейгарник поддерживает идею о том, чтобы делать перерывы или прерывать работу над проектом, чтобы помочь вам улучшить вашу способность сохранять информацию.

Итак, допустим, вы готовитесь к тесту. Вместо того, чтобы пытаться усвоить всю информацию накануне вечером, изучайте материал поэтапно, чтобы повысить вероятность запомнить его во время теста. Или представьте, что вы только что получили новую работу, а фамилия вашего босса не только длинная, но и очень сложная для написания. Вы знаете, что вам нужно будет уметь правильно писать имя своего босса во время работы там, и вы обнаруживаете, что вам всегда нужно искать его, прежде чем записывать.

Используя эффект Зейгарник, чтобы помочь вам запомнить, как это пишется, вы можете некоторое время сосредоточиться на первой половине фамилии, пока не запомните ее. Затем переходите ко второй половине и проделайте то же самое. После того, как вы сложите их вместе, вам не придется постоянно искать, как правильно написать имя.

2. Это может повысить вашу мотивацию.

Если у вас есть цель, которую вы хотите достичь, даже если вы работаете над чем-то совершенно не связанным, вы все равно будете думать об этой цели, пока она не будет достигнута.И если эти мысли постоянно возникают у вас в голове, вы еще больше захотите достичь цели.

Незавершенные задачи, которые вы ставите перед собой в качестве личных целей, занимают много места в вашем уме и используют ваши умственные ресурсы, которые могут отвлекать вас от других вещей, над которыми вы работаете в своей жизни. И поскольку ваш мозг считает, что незавершенные задачи важны, эти мысли не будут останавливаться, пока вы не выполните задачу. Поэтому, когда вам нужно дополнительное повышение мотивации для достижения цели, попробуйте работать над ней меньшими порциями.Это поможет убедиться, что вы будете испытывать эти навязчивые мысли о своей цели, пока она не будет достигнута.

3. Это может уменьшить вашу склонность к прокрастинации.

Люди нередко дожидаются последней минуты, чтобы отправить налоговую почту или завершить проект, у которого есть строгие сроки. Но прокрастинация не только вызывает стресс, но и может привести к ошибкам в спешке по работе и, возможно, к плохой оценке результатов.

Если вы примете во внимание эффект Зейгарника, вы с большей вероятностью сделаете первый шаг к выполнению задания задолго до его срока, даже если это будет незначительная задача.После того, как вы начали проект, вы обнаружите, что продолжаете думать о незавершенной работе, пока она не будет фактически завершена. Каждый маленький шаг, который вы делаете для работы над проектом, приближает вас к завершению, что не только дает вам мотивацию, необходимую для его завершения, но и освобождает ваши умственные способности, позволяя вам начать работать над чем-то другим.

По правде говоря, большинство людей стремятся закрыть любые ментальные петли, которые остаются открытыми на незавершенных проектах. И чем ближе вы к завершению цикла, тем больше вы будете мотивированы выполнить задачу.Это означает, что если вы поставите перед собой цель закрыть свои умственные петли, ваш мозг будет полон решимости сделать это.

4. Это может повысить вашу производительность.

Дальнейшие исследования эффекта Зейгарник, проведенные в Университете штата Флорида Роем Баумейстером и Э. Дж. Масикампо, пролили свет на то, как простое знание этого явления может помочь вам повысить вашу производительность. Их исследования показали, что причина, по которой людям трудно перейти к новой задаче, если у них все еще была незавершенная задача, заключается в том, что все, над чем они работали, все еще оставалось в их памяти.

Чтобы попытаться исправить это, исследователи попросили участников записать конкретные планы выполнения своей первоначальной задачи на более поздний срок, что избавило от отвлекающих и навязчивых мыслей о незавершенных задачах.

Поскольку эффект Зейгарник показал нам, что наш мозг будет продолжать пилить нас по поводу незавершенных задач, которые затем могут привести к чрезмерному стрессу, теперь мы обладаем знаниями о том, как бороться с этим психологическим явлением. Это может помочь вам повысить продуктивность, поскольку вы всегда сможете полностью сосредоточиться на текущей задаче.Запишите все, над чем вам еще нужно поработать, чтобы замкнуть умственные петли и уменьшить умственное напряжение, которое может вызвать незавершенное дело.

Большинство людей стремятся закрыть любые ментальные петли, которые остаются открытыми на незавершенных проектах, поэтому, если вы поставите цель закрыть свои умственные петли, ваш мозг будет полон решимости сделать это.

Кроме того, вы можете использовать эффект Зейгарника для повышения производительности, целенаправленно оставляя задачи невыполненными. Если в вашем списке дел есть что-то, чего вы боитесь или знаете, что будет сложно выполнить, начните задание, но завершите его только половину.Поскольку вы знакомы с эффектом Зейгарник, вы будете знать, что ваш мозг скоро включится, мотивируя вас закончить задачу, поскольку вашему мозгу очень не нравится думать о незавершенных проектах.

Последние мысли об эффекте Зейгарник

Первоначальное наблюдение эффекта Зейгарник в ресторане 1920-х годов, а также все последующие исследования, проведенные как Зейгарник, так и ее коллегами, предполагают, что мы склонны хранить информацию о незавершенных задачах в в первую очередь в нашей памяти, в то время как детали любой задачи, которая была завершена, обычно выпадают из нашего разума.

Существует множество элементов, которые могут повлиять на вашу способность вспоминать информацию о ваших текущих или прошлых проектах, но попробуйте делать целенаправленные перерывы в следующий раз, когда вы будете выполнять задачу. Вы можете понять, что легче вспомнить важную информацию о проекте, почувствовать мотивацию завершить работу и помочь вам выполнить ее быстрее.

Наконец, если вы хотите еще один позитивный способ улучшить свою жизнь, читайте и узнавайте что-то новое каждый день.Отличный инструмент для этого — присоединиться к более чем 1 миллиону других и начать свой день с последних БЕСПЛАТНЫХ, информативных новостей с этого веб-сайта .

Конни Стеммле — профессиональный редактор, писатель-фрилансер и писатель-призрак. Она имеет степень бакалавра в области маркетинга и степень магистра в области социальной работы. Когда она не пишет, Конни либо проводит время со своей 4-летней дочерью, занимается бегом, либо прилагает усилия в своем сообществе для обеспечения социальной справедливости.

.

Как незавершенные задачи вызывают стресс [Ментальные модели]

Люди запоминают незавершенные задачи лучше, чем выполненные

Когда вы слушаете песню, которая неожиданно прервана посередине, ваш разум будет многократно вводить в ваш поток мыслей фрагменты песни, пытаясь напомнить вам, что вы еще не «закончили» слушать. Но как только вы полностью прослушаете эту песню, ваш ум будет двигаться дальше.

Психологи определяют эту тенденцию к тому, что прерванные задачи — и мысли — вызываются лучше, чем выполненные задачи Эффект Зейгарника .

Раздумывание о незавершенных задачах вызывает беспокойство

Об этом явлении впервые сообщил в 1920-х годах литовский психолог Блюма Зейгарник. Работая со своим научным руководителем Куртом Левином из Берлинского университета, Зейгарник заметила, что официанты ресторана, казалось, запоминали сложный заказ, пока он находился в процессе подготовки и обслуживания, но не после того, как он был выполнен.

Эффект Зейгарник и Клиффхэнгеры

Эффект Зейгарник действует, когда эпизод телесериала заканчивается захватывающим сюжетом, оставляя публику в напряжении до следующего эпизода.Учителя, завершающие лекции, задают непонятный вопрос, побуждают класс подумать над ответом до следующего урока.

Еще одно видное использование клиффхэнгера и эффекта Зейгарник в качестве литературного приема — английский писатель Чарльз Диккенс выпустил большую часть своих романов в виде серийных публикаций, то есть ежемесячными или еженедельными выпусками. Клиффхэнгеры Диккенса вызвали у читателей такое предвкушение, что его американские поклонники соберутся в доках Нью-Йорка, чтобы увидеть последнюю партию, которая прибудет на корабле из Англии.Формат выпуска также позволил Диккенсу переработать развитие своего персонажа и сюжеты в зависимости от реакции публики.

Эффект Зейгарника и необходимость закрытия: управление задачами

Исследование психолога Блюмы Зейгарник показало, что человеческий разум ненавидит незавершенные задачи. Зейгарник предположил, что незавершенные задания вызывают в вас «психическое напряжение», которое может быть убедительным стимулом для выполнения задания. Пока вы оставляете задачу незавершенной, ваш мозг находится в неудобном положении.Мысли о задаче напоминают вашему мозгу о том, что ему нужно сделать, чтобы снова почувствовать себя комфортно. Как только вы выполните задание, это напряжение снимается, и при этом ваш мозг позволяет уму высвободить мысли о задаче из сознания.

Другими словами, требуется много умственных усилий, когда ваши задачи прерываются или все еще находятся в процессе выполнения.

С точки зрения тайм-менеджмента незавершенные задачи и невыполненные цели имеют свойство всплывать в вашей голове и постоянно беспокоить вас, пока задача не будет завершена и цель не достигнута.

Освободите свой разум от назойливых задач, чтобы довести дело до конца

Согласно книге Джона Тирни и Роя Баумейстера Сила воли: новое открытие величайшей силы человека , дальнейшие исследования в области когнитивной психологии показали, что эффект Зейгарник существует не только до тех пор, пока вы действительно не закончите задание, но и до тех пор, пока вы не составите конкретные планы, связанные с задача.

… оказывается, что эффект Зейгарник не является, как предполагалось десятилетиями, напоминанием, которое не ослабевает до тех пор, пока задача не будет выполнена.Постоянство отвлекающих мыслей не означает, что бессознательное работает над выполнением задачи. И это не бессознательное, требующее немедленного выполнения задачи. Вместо этого бессознательное просит сознательный разум составить план. Бессознательный разум, по-видимому, не может сделать это самостоятельно, поэтому он требует от сознательного разума составить план с такими особенностями, как время, место и возможности. Как только план сформирован, бессознательное может перестать пилить сознание напоминаниями.

Согласно Сила воли , одно исследование просило студентов подумать о важном экзамене. Половине студентов было предложено написать конкретные планы того, что / где / когда они будут учиться. Позже всех студентов попросили пройти тест на ассоциацию слов. Группа студентов, которые не писали никаких учебных планов, произвела больше словесных ассоциаций, связанных с обучением, потому что учеба все еще была в их мыслях; группа, которая записывала свои планы исследования, не показала сопоставимого смещения во время теста словесных ассоциаций.

Освободите свой разум от назойливых задач, чтобы довести дело до конца

Эффект Зейгарник — центральная теорема в легендарном методе «Getting Things Done» Дэвида Аллена для управления задачами.

Аллен считает, что основной причиной повседневного беспокойства является то, что вы никогда не уверены во всех «вещах», которые должны делать. Вы знаете, что у вас есть дела, о которых нужно позаботиться, и о которых нет. Поэтому ваш разум бессвязно пересматривает все, что важно, но еще не завершено.Эти «открытые петли» занимают большую часть ваших когнитивных усилий и ослабляют ваше внимание, вызывая беспокойство, истощая вашу энергию и истощая вашу силу воли.

Основное преимущество использования системы Аллена Getting Things Done заключается в уменьшении беспокойства за счет освобождения вашего ума от назойливых задач, упорядочивания (или записи) всего, что должно быть сделано, помещения их в систему обработки и планирования порций времени, чтобы целенаправленно заниматься важными делами.

Человеческий разум ненавидит незавершенные задачи

Согласно эффекту Зейгарник, нерешенные и прерванные задачи отвлекают внимание вашего мозга до тех пор, пока у вас не появится четкое — пусть и подсознательное — предложение о том, что вы собираетесь с ними делать.

Простой акт выполнения задачи, которая достигает вашей головы, может достичь этого чувства завершения. Даже если вы не выполнили задачу, вы будете знать, что выполнили то, что можно было сделать на данный момент.

Вот три умных способа использовать эффект Зейгарник в своих интересах:

  • Используйте правило двух минут «Сделай это сейчас». См. Мою предыдущую статью об этой дисциплине управления задачами — вкратце: действуйте немедленно после задуманной задачи, если она может быть выполнена менее чем за две минуты.Не добавляйте его в список дел.
  • Составьте конкретный план. Всякий раз, когда у вас есть задача, перестаньте делать то, что вы делаете, возьмите чистый лист бумаги и потратьте одну минуту на то, чтобы спланировать и записать, как вы собираетесь решать задачу. Если вы собираетесь написать эссе, напишите план; если это отчет, начните список содержания.
  • Разумно используйте списки дел. Установите и изучите надежную систему, чтобы фиксировать ваши проекты и задачи, а также обязательства, которые вы имеете перед собой и другими.Согласно книге Дэвида Аллена Getting Things Done , ваш человеческий мозг является неэффективным и ненадежным хранилищем всего, что вы пытаетесь в него втиснуть. Все эти «вещи» в совокупности загромождают ваше пространство. Выкинуть все из головы и поместить в надежную систему может принести глубокое облегчение.

.

7 законов UX-дизайна (с иллюстрациями) | Автор: Итан Медрано

Пользовательский опыт — это то, как пользователь взаимодействует с вашим продуктом посредством удобства использования, доступности и желательности. Но иногда ваш дизайн может оказаться бесполезным, потому что есть законы UX-дизайна, которым вы не следовали. Итак, вот законы, которым вы должны следовать для эффективного продукта.

Также известный как эффект изоляции, предсказывает, что при наличии нескольких похожих объектов наиболее вероятно запоминается тот, который отличается от остальных.В дизайне вы можете сделать эту важную информацию или ключевые действия более заметными, чем другие.

Здесь, как долго нужно принимать решение, в зависимости от того, сколько и насколько сложны варианты. Например, выбор слишком большого количества вариантов может занять у пользователя много времени. Поэтому постарайтесь упростить эти вещи, постарайтесь не перегружать пользователей, выделяя рекомендуемые варианты. Кроме того, используйте прогрессивную адаптацию, чтобы минимизировать когнитивную нагрузку. Для упрощения примените принцип KISS (Keep it Simple, Stupid).

Закон Фитта похож на закон Хика, но он измеряет, сколько времени потребуется цели для захвата, в зависимости от расстояния и размера цели. Вы можете сократить время, сделав его достаточно большим и разместив на дне, чтобы до него было легко добраться.

Эффект Зейгарник утверждает, что незавершенные или прерванные задачи, скорее всего, запомнятся. Вы можете помочь пользователям запомнить некоторые незавершенные задачи, добавив простой индикатор выполнения.

Этот эффект указывает на то, что первый и последний термины, скорее всего, запоминаются.Размещение наименее важных элементов в середине списка, а ключевой информации в первой и последней серии — хорошее практическое правило.

Элементы можно сгруппировать, верно? Что ж, Закон общей области выражает, что элементы группируются вместе, когда они разделяют область с четкой границей между ними. Рассмотрите возможность добавления границы к элементу или определения фона позади элемента для создания общей области.

Объекты, которые находятся рядом или близко, как правило, группируются вместе.Близость устанавливает отношения и помогает пользователям быстрее и эффективнее понимать и систематизировать информацию.

Прочитав эту статью, вы сможете разрабатывать красивые продукты, быстрые, эффективные и полезные для пользователей и бета-тестеров (я не знаю, есть ли в UX бета-тестеры). Если вам это кажется интересным, то, возможно, подойдет несколько хлопков в ладоши. Спасибо за чтение.

Источники:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *