Застой творческий: 10 способов выйти из творческого застоя
10 способов выйти из творческого застоя
1. Оцените себя
Прежде, чем что-либо делать, постарайтесь оценить себя.
Задайте себе вопросы:
Почему я не мотивирован?
Почему не рождаются новые идеи?
Может я что-то упустил? Что именно?
2. Читайте книги / журналы
Печатные издания всегда являются одним из наиболее эффективных источников вдохновения. Книги и журналы безусловно находятся в вершине моего списка.
Читайте художественную литературу, иллюстрированные детские книги, каталоги с фотографиями или модные журналы. Художественная литература будет радовать ваше воображение, в то время как журналы увеличат ваши знания в дизайне.
3. Найдите вдохновение онлайн / оффлайн
Есть многочисленные блоги и онлайн-портфолио, в которых представлено лучшее в мире дизайна. Попробуйте просмотреть их для творческого вдохновения, который вам так нужен. Или еще лучше, пойдите в ближайшую художественную галерею и прокачайтесь.
4. Не жалейте бумаги
Берите карандаш и лист бумаги и начинайте рисовать. Рисуйте всё, что приходит вам на ум. Благодаря этому, вы не только сможете оттачить свои навыки рисования, но и ваши случайные наброски смогут стать эффективным компонентом в разработке концепции дизайна. Эскиз всегда является важным фактором в любом процессе проектирования.
5. Сделайте перерыв на прогулку или отпуск
Выключите компьютер на некоторое время. Прогуляйтесь и попытайтесь увидеть потрясающие вещи вокруг, которых ежедневно вам так не хватало. Расслабьтесь.
Отдохните день или два. Имея перерыв или короткий отпуск вы сможете пополнить свой творческий запас и вернуться к работе на следующий день переполненым творческим духом!
6. Послушайте музыку
Еще один эффективный способ борьбы с творческим ступором является, музыка. Слушайте музыку, которая Вам по душе, с помощью неё вы сможете создавать шедевры. Энергетика песен придает движение, как будто поставляя творчество в мой мозг.
7. Будьте общительными
Поговорите с другими людьми, которые не относятся к вашей профессии. Разговор с другими людьми, может помочь вам получить новые эмоции и впечатления, которые необходимы для преодоления творческий ступор.
Что хорошо в разговоре с другими людьми, так это то, что вы можете развить идею из случайных вещей. Случайный разговор с другими пассажирами, которых Вы встретили в поезде может дать творческую искру, необходимую вам для создания нового проекта.
8. Задавайте вопросы
Вероятно вы испытываете творческий кризис, потому, что вы не задали достаточно вопросов о своем проекте.
Кто является вашей целевой аудиторией?
Что им необходимо?
Сделайте некоторые дополнительные исследования о вашем проекте. Как другие дизайнеры это делают? Творческая искра начинается с хорошо спланированной концепции и идеи до переноса её на пиксели или бумагу.
9. Выспитесь
Поспите, а потом проснитесь и поспите ещё.
По данным исследований, цитируемых в статье в “The New York Times”, те, кто спал больше показали лучшие результаты и свежие идеи. Другими словами, люди более креативны после сна.
Сон не только пополняет ваш организм, но и ваши возможности для работы над проектами.
10. Развлекайтесь
Трудитесь упорно. Развлекайтесь ещё упорней. Игры не только для детей, но и для взрослых, а, особенно творческие.
Все из вышеупомянутых советов сработает у вас, если вы будете придерживаться им.
А теперь ваш выход!
Поделитесь с нами своими мыслями и комментариями ниже, о том, как вы преодолеваете творческий застой.
И не забывайте поделиться новостью в социальных сетях.
Как выйти из творческого кризиса самостоятельно: что делать чтобы преодолеть
Есть люди со стереотипным мышлением, прекрасно выполняющие работу по шаблону. Есть индивиды, способные создавать что-то новое, искать нестандартные решения банальных проблем. Такие люди испытывают потребность в творчестве: пишут стихи, создают шедевры декоративно-прикладного и музыкального творчества.
Творческий человек
В жизни любого человека с развитой креативностью однажды может случиться творческий кризис. Если обратиться к истории, проанализировав творческий путь того или иного известного деятеля, можно увидеть, что с этим состоянием сталкивались такие гениальные люди, как певица Адель, художник Чарльз Монро Шульц, писательница Элизабет Гилберт.
Творцов очень волнует вопрос, как преодолевать такие состояния?
Определение творческого кризиса
Состояние человека, при котором ему сложно генерировать новые идеи ввиду отсутствия мотивации к творческой деятельности, – это творческий кризис. Кризис креативности может иметь разную степень выраженности: от траты нескольких часов на придумывание новой идеи, необходимой для выполнения профессиональных задач, до многолетней нетрудоспособности в профессиях, которые относятся к типу «Человек – художественный образ».
Творцов очень волнует вопрос, почему у талантливых людей возникает такое состояние, препятствующее работе, как его преодолевать.
Причины потери вдохновения в творчестве
Основными причинами возникновения творческого кризиса являются:
- Большая загруженность на работе, усталость;
- Сильные эмоциональные потрясения, стресс;
- Плохое самочувствие;
- Слабая мотивации к творчеству;
- Давление на человека, оказываемое окружающими через просьбы написать картину или сочинить музыку.
Интересно. Исследования креативности как свойства личности показали, что пики творчества у людей наступают с периодичностью 1 раз в 4 года. Поэтому после продуктивного творческого периода закономерно следует фаза затишья.
Потеря креативности
Симптомы проблемы
Симптомами творческой депрессии являются:
- Подавленное настроение;
- Отсутствие желания встать с постели утром, независимо от дня недели;
- Желание плакать;
- Ощущение пустоты внутри;
- Отсутствие стремления к социальной активности;
- Нарушение аппетита;
- Психосоматические заболевания;
- Депрессия.
Для кого это серьезная проблема
Творческий кризис является проблемой для людей, занятых в творческих профессиях, чья трудовая деятельность предполагает интеллектуальную нагрузку.
Дефицит творческих идей, отсутствие вдохновения срывают рабочий график. Человек подводит заказчиков, в результате чего получает выговор от начальства. От этого настроение портится еще больше, появляется стойкое желание сменить работу.
Пожалуй, сильнее других от депрессии в креативе страдают танцоры, дизайнеры, музыканты, журналисты, модельеры, фотографы.
Как выходить из творческого кризиса
Как ни странно, преодолеть творческий кризис помогает творчество. Но заставить себя творить насильно невозможно. Необходимо создать специальные условия для самоисцеления:
- Организовать полноценный отдых организму. Для предупреждения психосоматических болезней необходимы не менее 8 часов ночного сна, сбалансированное меню, включающее овощи, фрукты, мясо, рыбу. Также полезны прогулки на свежем воздухе, организация пикника с родственниками или друзьями. Содержательный досуг поможет нормализовать состояние души и подарит новые образы и впечатления.
Важно! Для творческого тупика новизна губительна. За новыми впечатлениями не нужно ехать за тридевять земель – они рядом. Чтобы заметить их, нужно просто встать из-за рабочего стола, выйти на улицу, посмотреть вокруг.
- Изменение обстановки. Иногда муза не посещает жилище творца потому, что в доме у него все предсказуемо: заваленный бумагами стол, испачканная красками палитра, все та же пальма в углу у кресла. Привычная обстановка, отсутствие свежести в интерьере отражаются отсутствием свежести в мыслях. Генеральная уборка, перестановка помогут избавиться от лишнего хлама, дополнение интерьера новыми аксессуарами вдохнет в мысли новые веяния.
- Физическая активность и занятия спортом. Творческие профессии и занятие различными видами креативного хобби предполагают сидящий образ деятельности. В результате чего мышцы устают от статичной позы, организм отказывается творить, так как испытывает потребность в движении. Утренняя пробежка, бассейн или тренажерный зал приведут мышцы в тонус, тело – в хорошую физическую форму. Главное условие этой меры – систематичность. Однократная мера не поможет преодолеть малопродуктивный период.
Спорт
- Временная пауза. Если вдохновения нет, работа не делается, значит, нужно делать паузу. Если речь идет о профессии, связанной с творчеством, то там довольно гибкие условия труда – можно договориться с начальством о нескольких днях отдыха за свой счет или попросить разрешения на неделю работать удаленно в свободном графике.
Если говорить о творчестве как хобби, то при отсутствии желания заниматься любимым делом лучше отложить его. Стоит подумать, чем еще можно наполнить свободное время, кроме этого занятия. Смена деятельности полезна – она создает условия для рождения новых идей и помогает побороть кризис.
- Конкуренция и дух соперничества. Застой в творческом поиске можно рационально использовать, потратив время на изучение других мастеров пера, которые находятся на волне популярности. Анализ произведений других авторов позволяет увидеть сильные стороны собственных работ и определить направления для самосовершенствования. Говорят, врага нужно знать в лицо. Поговорка верна не только относительно врагов, но и коллег по творчеству. Сравнение своих работ с работами коллег позволит настоящему профессионалу понять, что нужно сделать для того, чтобы выигрышно обойти конкурентов.
- Обучение. Застой в творчестве можно использовать с пользой. Например, можно освободившееся время рационально потратить на просмотр обучающего вебинара или записаться на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Этот путь позволит познакомиться с технологическими новинками в ремесле, которые непременно захочется попробовать на практике – это уже говорит о сдвиге с мертвой точки. Новая деятельность, общение с новыми людьми, открытие в себе новых горизонтов – все это эффективные меры преодоления застоя, которые возвращают желание творить и создавать.
Конкуренция в творчестве
- Метод мозгового штурма. В ситуациях, когда человек ограничен во времени для решения поставленной производственной задачи, а мозг отказывается работать в заданном направлении, эффективным является английский метод мозгового штурма. Метод «работает» за счет того, что к решению одной проблемы подключается несколько человек. Они не обязательно должны быть коллегами и иметь одинаковый профиль образования. Напротив, если для участия в мозговом штурме соберутся люди разных профессий и разного возраста, решение задачи будет оригинальным, и времени на его поиск потратится минимум.
Суть метода в том, что участникам озвучивается задача, которую нужно решить. После этого они начинают предлагать различные варианты ее решения, накидывать самые разные идеи. Высказывания и мысли участников фиксируются, какими бы бессмысленными они ни казались на первый взгляд. После того, как все участники высказались, все предложения записаны, проводится анализ вариантов решения задачи с точки зрения их приемлемости, в ходе которого рождаются гениальные мысли и идеи. Таким образом, находится оптимальный вариант решения для любой проблемы.
- Спросить мнения единомышленников. Если на протяжении длительного времени не получается выбраться из креативной ямы, можно прибегнуть к помощи единомышленников. Существуют различные тематические форумы, в том числе для представителей творческих профессий. Общение с людьми, которые сталкивались со схожими ситуациями, вселяет в человека чувство единения, принадлежности к определенной социальной группе, чужой опыт решения проблемы может помочь бороться со своими трудностями.
Единомышленники
- Новый взгляд на старые вещи. Если у творца отмечается дефицит новых идей, помочь проснуться музе можно, если заняться реставрацией и доработкой старых творений, причём не обязательно своих. Случается, что писатель, читая произведение коллеги, понимает, что некоторые строчки шершавые. Желая их подправить, человек привносит во все произведение что-то свое. В итоге получается новое творение, источником вдохновения для которого послужили строчки коллеги. В плагиате в этом случае уличить не удастся, ведь творение получилось абсолютно новым, в нем нет ни одной скопированной строчки.
Искусство существует на протяжении многих веков, поэтому открыть в одном из его направлений что-то принципиально новое сейчас практически невозможно. Так или иначе, в новизне будут элементы уже знакомого и всем известного.
Видео
«Как бороться с творческим кризисом?» – Яндекс.Кью
Творческий кризис (ну или в народе нерисуй) приходит ко многим и довольно часто. Для начала стоит определиться с причиной возникновения данной проблемы, а когда причина известна, то и бороться с этим гораздо проще. Разберу два распространенных варианта:
- Часто творческий кризис проявляется как недовольство собственными работами, причиной которого является завышенное ожидание от самого себя и больной перфекционизм, после чего не хочется ни то чтобы брать в руки карандаш или перо графического планшета, а вообще тошнит от одной мысли или взгляде на любое художественное искусство.
Решением такого кризиса будет принятие. Принятие того, что не все получается сразу и всему нужно время. Станьте сами себе лучшим другом и принимайте свои работы, хвалите за успехи и поддерживайте в тяжелые периоды, а не терроризируйте и мучайте себя. Всему свое время. Оглянитесь назад, посмотрите с чего вы начинали и чего уже добились. Вспомните свою мечту и свою цель, поймите что с каждым маленьким шагом вы на пути к ней. И после того, как вы сами стали себе лучшим другом и советником — вы наполнитесь вдохновением творить дальше. Пусть с ошибками. Позвольте себе совершать эти ошибки и учиться на них. И после всего этого вы добьетесь своей цели. Обязательно.
- Ну а второй распространенный вариант творческого кризиса лежит в отсутствии вдохновения. Когда вроде и желание есть, а не знаешь что нарисовать.
Тут поможет участие в конкурсах и разного рода челленджах. Так у вас и новые задачи появятся, которые надо решить и сгенерировать идеи, да и можно познакомиться с другими художниками во время челленджей, вдохновиться от командной работы или наоборот от духа соперничества.
Много вдохновения можно получить еще и от просмотра работ других художников, сразу хочется самому сесть и что-то нарисовать.
Ну и конечно же массу положительных эмоций можно получить от путешествий, вылазок на природу, да и банально от перезагрузки и отдыха, а потом с новыми силами снова в бой.
27 работающих способов (часть 1) / Копирайтинг / Way to go
Творческий кризис, творческий застой или творческий ступор (за рубежом данное состояние называют, как правило, writer’s block; так, например, его испытывает главный герой фильма «Руби Спаркс» (2012 г.)), — это состояние, при котором писатель, либо другой человек, деятельность которого так или иначе связана с написанием текстов, не находит в себе сил создавать что-то новое. Причин, которые могут вызвать творческий кризис, много; вот лишь некоторые:
- физическая усталость и отсутствие полноценного отдыха;
- эмоциональная измотанность и истощённость;
- длительное отсутствие новых впечатлений и ощущений;
- необъяснимое отсутствие вдохновения;
- лень;
- разочарование в чём-либо или ком-либо;
- конфликты в семье, на работе или с друзьями.
Как справиться с творческим кризисом? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем и вспомним, как он случается с нами сегодня, в XXI веке (ведь мы же не сидим с гусиным пером над листом бумаги, как столетия назад, правда?).
Вы открываете ноутбук, нажимаете на кнопку включения, после загрузки системы запускаете текстовый редактор, и — дальше ничего не происходит. Вы сидите и смотрите на белый лист в Microsoft Word, куда-то в одну точку на странице.
Вы чувствуете, что мозг буквально «спёкся», и ощущаете, что сейчас подступит головная боль.
Вас просто переполняет желание начать писать, но пальцы так и не начинают летать над клавиатурой, и с каждым моментом степень вашего раздражения только нарастает.
И ведь вы знаете, что уже пора бы начать, но ничего не выходит. Муза покинула вас, а колодец вдохновения иссушился. В нём не осталось ни капли воды.
Вы, разумеется, пытаетесь вступить в схватку с собственным разумом, сосредоточиться на написании текста. Те несколько предложений, которые вы успеваете напечатать, кажутся вам ужасными.
Как же вернуться в своё привычное творческое состояние, когда слова рождаются непринуждённо и легко?
Хотите услышать правду? Правда заключается вот в чём:
Вам нужно развлечься! Не просто сделать небольшой перерыв, не просто выйти подышать, не просто лечь прикорнуть — а именно повеселиться. По-настоящему. Научитесь танцевать или сами откройте замечательную школу танцев!
Почему именно так? Как раз потому, что вы, действуя обычными способами, идёте против себя, боретесь с собой, чересчур упорствуете.
Нужно по-настоящему расслабиться, хорошенько взбодриться и размять мышцы. Немного сумасшествия (в хорошем смысле, разумеется) будет в самый раз. Подурачьтесь немного с лёгкостью на душе, и прилив творческой энергии не заставит себя ждать.
Вот 27 способов преодоления творческого кризиса:
1. Поговорите с воображаемым другом
Не важно, сколько у вас читателей: 10, 500, 1000 или 10000. Когда вы думаете о них в моменты творческого кризиса, вы лишь ещё больше расстраиваетесь.
Так что забудьте ненадолго о своих читателях.
Представьте, что у вас есть воображаемый друг, который реально фанатеет по всему, что вы пишете. Он (или она) с восторгом, любовью и теплотой принимает каждую вашу статью. Ваш друг поддерживает любое ваше начинание.
Дайте своему другу имя. Нарисуйте его сами или отыщите в сети картинку того, как он (или она 🙂 мог бы выглядеть. Прикрепите эту картинку у себя на стене за рабочим местом, и пусть она висит у вас в зоне видимости.
Теперь представьте, что вы пишете не пост в собственный блог, а личное письмо своему другу. Или ведёте с ним онлайн-чат. Или обычную беседу. Узнайте, каковы его мечты, цели, желания и устремления. Окажите ему помощь во всём, в чём потребуется.
Будьте хорошим другом.
2. Что-то не получается? Не стоит держать это в себе. Выругайтесь как сапожник!
Нет, ну правда!
Прежде чем приступить к написанию материала, дайте выход своим эмоциям. Ругайтесь, материтесь, что есть сил!
Черкните пару строк о том, чем вы действительно увлечены, о том, что вас вдохновляет (будь то кладоискательство или сёрфинг у берегов Австралии). Не бойтесь разразиться длинной тирадой или пуститься в пустые разглагольствования. Совершенно не беспокойтесь о том, что это может зайти слишком далеко.
Признаком хорошего авторского текста является не только правильный подбор слов. Важно, чтобы ваши слова нашли живой отклик в сердцах ваших читателей! Вдохновляйте их!
Хороший текст должен вызывать эмоции.
Да, как бы то ни было, вам всё ещё потребуется отредактировать только что сделанный набросок. Или и вовсе выбросить его.
Запомните простое, но важное правило: можно без проблем исправить ошибки (boostblogtraffic.com/blogging-mistakes/) в посте, написанном со страстью и интересом; можно с лёгкостью откорректировать отличный в целом текст, но наполнить чувствами и эмоциями пресный, безвкусный пост вряд ли удастся. Так что если пост получился скучным и унылым — ему прямая дорога в мусорную корзину, и даже не сожалейте о потраченном на его написание времени.
3. Попробуйте поработать над текстом в другом текстовом редакторе
Например, вместо Microsoft Word испытайте Google Docs (на момент написания этих строк сервис работы с документами и сервис облачного хранения данных от Google объединены в один продукт, который называется Google Drive). Или Open Office Writer. Или начните сразу писать пост в WYSIWYG-редакторе своего блога на WordPress.
Привыкли набирать черновик с помощью шрифта с засечками (serif)? К чёрту засечки, теперь набирайте шрифтом без засечек (sans-serif)! Как вариант, выставьте в текстовом редакторе рукописную шрифтовую гарнитуру или какой-нибудь из любимых программистами моноширинных. Или измените цвет набираемого текста с обычного чёрного, скажем, на синий, коричневый или зелёный. Или — как вариант — установите более крупный размер шрифта.
Вам это всё может показаться глупым на первый взгляд, но просто попробуйте воспользоваться данными рекомендациями, и вы увидите, насколько быстро эти небольшие изменения возродят ваш энтузиазм к написанию постов!
4. Совершите короткую поездку, проведайте друга (или родителей)
Соскучились по родителям? Вспомнили о друге, с которым не виделись уже целую вечность?
Смело отправляйтесь их проведать.
Главное — не садитесь сами за руль!
Сядьте в автобус, поезд или самолёт, — и пускай он доставит вас до места назначения. Расслабьтесь и поставьте перед собой задачу написать небольшой по размеру пост до момента прибытия.
Мой вам совет: не берите с собой в дорогу iPad или ноутбук. Лучше оставьте их дома. Захватите только самое необходимое: сотовый телефон, несколько чистых листов бумаги и ручку.
Не прекращайте писать, пока не приехали, куда хотели.
5. Хлебните кофейку
Да, да, я знаю, что кофеиносодержащие напитки вредны для вас, просто иногда приходится использовать любой шанс, чтобы, не рухнув на кровать, закончить начатое.
Что-то должно поддержать вас на плаву — не дайте своим гениальным мыслям и идеям кануть в Лету только из-за того, что у вас нет сил продолжать работать.
Могу порекомендовать вот такой незамысловатый график работы. Возьмите механический будильник и установите обратный отсчёт времени на 25 минут; эту же функцию выполняют интернет-сервисы pomodoro.me и FocusBoosterApp.com. Теперь сконцентрируйтесь на написании статьи, не отвлекаясь ни на что другое в течение ближайших 25 минут. Когда по истечении 25 минут будильник зазвонит, сделайте 5-минутный перерыв. Никаких «Ну вот ещё минутку, осталось дописать пару предложений»!
Останавливайтесь там, где закончили, услышав звонок на перерыв. Налейте себе кофе или чаю. Во время следующей рабочей 25-минутки пейте приготовленный напиток одновременно с написанием статьи.
Мои посты подпитаны зелёным чаем. А ваши? 🙂
6. Не ограничивайтесь постами только на ту тему, которая интересна читательской аудитории вашего блога
Порой вы явственно ощущаете, что вам хочется написать на сайт о чём-то таком, что не относится напрямую к тематике вашего блога. Ну так и напишите, и не важно, подходит ли этот текст для вашего сайта или нет.
Просто сделайте это, и на душе сразу станет легче, поверьте. Почему бы не попробовать?
7. Попробуйте перестать планировать свои публикации
Как мы уже знаем, подготовка привязанного к тематике и срокам плана публикаций — довольно хороший, проверенный, действенный метод, способный ускорить процесс написания постов для блога.
Вместе с тем, применение данного подхода способно вызвать сильное отвращение от самого процесса написания.
Как только вы почувствуете, что планирование тем для написания постов начинает негативно сказываться на процессе и результатах вашей работы, — прекратите планировать. Начните писать на ту тему, которая в настоящее время владеет вашим разумом. Не исключено, что все текущие размышления окажутся невнятной, бессвязной ерундой, но где-то среди них наверняка окажется драгоценная идея — одна небольшая мысль, развив которую, можно написать полноценный пост.
8. Окунитесь в пучину хаоса и беспорядка
Дайте своему разуму побыть в состоянии «свободного плавания». Отвлекитесь уже, наконец. Всецело отдайтесь своей интуиции, доверьтесь ей!
Возьмите за правило:
- читать в онлайне блоги не только по своей тематике;
- в Твиттере фолловить не только коллег по отрасли, но и людей из других областей специализации;
- читать не только последние вышедшие из издательств книги авторства гигантов мысли в вашей нише.
Сходите в кинотеатр на любой сеанс, не выбирая специально фильм. Включите телевизор на любом канале. Сходите в музей. Удивите себя чем-нибудь, сделайте что-то неожиданное, непредсказуемое — это поможет вам найти разного рода необычные метафоры.
Истинный творческий процесс — штука во многом непредсказуемая, загадочная, непостижимая и порой зависящая от счастливого случая. Чтобы развить творческое мышление, не ограничивайтесь освоением информации только в своей нише; мыслите нешаблонно.
9. Попробуйте писать посты в другое время суток
Нам с детства твердят, что нужно вырабатывать полезные привычки и уделять каждому делу своё время. Так, например, фиксированный суточный график работы над книгами есть у Стивена Кинга (99u.com/articles/6650/the-cure-for-creative-blocks-leave-your-desk), Харуки Мураками и других без сомнения талантливых писателей.
Повседневные, годами выработанные писательские привычки могут стимулировать ваши творческие способности. А могут и воспрепятствовать им, и тогда ваша обычная писательская практика станет ассоциироваться лишь с отсутствием вдохновения, прокрастинацией, отчаянием, и безысходностью, когда так и хочется сказать: «Всё тлен!»
Что ж, тогда просто пойдите наперекор своим привычкам! Пишите посты в нетипичное для себя время суток, против всяких правил и привычек. Экспериментируйте.
10. Смените обстановку, попробуйте писать в необычном для себя месте
Смена обстановки и окружения — проверенное, надёжное лекарство от творческого застоя. Вот, кстати, отличное видео в тему:
Если позволяют время и обстоятельства, непременно отправьтесь в путешествие. Если это невозможно, то просто оттащите себя подальше от компьютерного (или письменного) стола, за которым вы обычно работаете.
Сходите, например, в парк. Зайдите в ближайший Старбакс (Starbucks). Отправьтесь в местную библиотеку. Сходите в какое-нибудь такое место, которое никаким образом не ассоциируется у вас с работой.
Захватите iPad и пишите, пишите, пишите в любом месте, куда вас выведут ноги.
11. Посетите книжный магазин или книжную лавку
Этот способ рекомендует маркетинговый стратег Шон Д’Соза (psychotactics.com/blog/create-content-newsletter/).
Круто, если в книжной лавке, куда вы отправитесь, продают кофе и чай — а не только книги. Итак, располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя как дома. Отыщите полку, на которой есть книги по вашей нише, и открывайте блокнот.
В поисках идей для новых постов в блог — загляните в оглавление каждой из книг по вашей теме, подумайте, что из перечисленного могло бы заинтересовать ваших читателей. Все мысли, которые посетят вас в это время, тщательно запишите в блокнот.
Не уходите из книжного да тех пор, пока не запишете в блокнот как минимум 10 идей для будущих постов. Если вошли во вкус, то набросайте план одного-двух постов, идея написания которых у вас появилась, — пока допиваете чашечку ароматного кофе.
Кроме оглавления, в этих книгах больше ничего читать не нужно, т.е. непосредственно сам пост вам придётся писать самостоятельно (а как же иначе?).
12. Помойте посуду
Лучшие идеи приходят вам в голову во время принятия душа?
Перед тем, как получить инсайт (озарение, неожиданное понимание чего-то), мозгу любого человека необходимо расслабиться. Это я к тому, что если вы просто будете сидеть и смотреть в экран, то не стоит ждать, что вас посетит озарение; наоборот, это будет контрпродуктивно. Пытаясь всеми силами приблизить момент наступления инсайта, вы на самом деле лишь отдаляете его.
Если у вас нет желания тратить воду зазря из-за трёхкратного принятия душа в течение дня, то попробуйте заняться другими видами повседневной деятельности: пропылесосьте комнату, подготовьте бельё к стирке или попросту вымойте посуду. Превыше всего — дать своему мозгу расслабиться.
[Эта статья — перевод с английского. С оригиналом можно ознакомиться по ссылке boostblogtraffic.com/writers-block/]
Чтобы перейти ко второй части, нажмите сюда.
Как выйти из творческого застоя
Часто так бывает, что мы на своем творческом пути заходим в тупик. Ничего нового не приходит в голову. Созданные вещи получаются похожими, неинтересными, скучными. Постепенно угасает и наш творческий потенциал. Вроде и идеи есть, но они скучные. Что же мешает нашему развитию? Неужели нельзя сделать так, чтобы творческий процесс был бесконечным? Без тупиков. Ведь так хочется, чтобы любая, созданная нами вещь, была гениальной, востребованной и единственной в своем роде.
Так что же нам мешает? Оказывается, наш собственный мозг строит нам козни. Мозг забирает гораздо больше энергии, чем другие органы. Около двадцати процентов энергии, потребляемой организмом, уходит на него, хотя его размеры составляют лишь два процента от всего веса человеческого тела. Именно по этой причине наш драгоценный мозг ставит нам блоки, когда мы пытаемся заставить его поработать. Каждый из нас автоматически делает целые последовательности действий, даже не замечая их.
Например, мастер делает очередную вещь по одному и тому же принципу. Руки-то сами все делают, а мысли где-то далеко-далеко. Да и вещи, не относящиеся к творчеству, такие, как чистка зубов, завтрак, один и тот же путь на работу, даже не запоминаются. Возможно, вы даже не вспомните, что делали в течение дня. Многие вещи просто ускользают от нашего внимания. Потому что наш мозг не любит напрягаться лишний раз. Как только нейронная сеть выявила знакомую последовательность действий, мозг тут же расслабляется и запускает нужный алгоритм. И вот мы, как роботы, делаем все на автомате, даже не задумываясь. И так изо дня в день. Вот и работы выходят неживые, скучные, однообразные.
В те времена, когда я вязала, очень часто замечала, что вяжешь на автомате, о процессе даже не думаешь. Часто и связанные вещи выходили однообразными и неинтересными. Или фильм любимый смотришь в n-й раз, а мысли уже где-то далеко. А ведь развития не происходит в этот момент. Вроде тебе хорошо и приятно, даже состояние неги и эйфории, а движения нет.
Как же заставить наш мозг не отключаться? Вроде процесс энергосбережения полезен. Но так можно и застрять в этом состоянии покоя.
Нужно выходить из зоны комфорта. Менять свои последовательности действий. Чтобы жизнь яркой становилась, чтобы поток идей был. Для начала зубы другой рукой почистить, на работу маршрут новый проложить, по сторонам посмотреть. Вообще обычные свои действия другой рукой или ногой сделать. Книги почитать новые, фильмы для себя непривычные посмотреть. Нужно постоянно менять привычные вещи. Мозг начнет развиваться. Идей будет столько, что не будете успевать реализовывать. Жизнь заиграет новыми красками. Да и дни длиннее станут. Помните, в детстве дни какие длиннющие были?
Старайтесь внимательно следить за тем, что делаете. Уверяю, вам понравится. Вас будет уже не остановить. В каждом из нас заложен огромный потенциал, нужно его только раскрыть и развить.
Творческий кризис: причины и способы преодоления
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня поговорим о высоком – об искусстве, а именно о том, что такое творческий кризис и как с ним бороться.
Способы преодоления творческого кризиса
Как понять, что наступил творческий кризис или застой?! У человека появляется ощущение, что он больше не может творить.
Этому состоянию подвержены буквально все: от художников и писателей до людей с самыми неординарными профессиями. Существует масса причин, почему пропадают силы и исчезает вдохновение. Однако сегодня я вам расскажу, как настроить себя на продуктивную работу и продолжать творить.
Способ 1. Выплесните эмоции
Не держите в себе все, что вас тревожит. Выплесните эмоции на бумагу. Перед тем как садиться за работу, выскажитесь обо всем, что вас беспокоит. И не имеет значения, о чем будет идти речь. Совсем не важно, будут ли связаны ваши мысли в данный момент с тем, над чем идет работа. Выскажитесь, и вам сразу станет легче.
Способ 2. Смените обстановку и/или круг общения на короткое время
Выйти из творческого застоя вам поможет общение с близкими людьми, а также смена окружающей обстановки. Когда чувствуете, что вас покидает желание что-то делать, не затягивайте и скорее принимайте меры:
- Отправляйтесь к родителям, которые всегда готовы вас поддержать.
- Проведайте друзей, обменяйтесь новостями, обсудите последние события.
- Сядьте в автобус или трамвай, на электричку, поезд или самолёт – устройте себе путешествие. Расслабьтесь и не думайте ни о чем. Просто ждите, когда транспорт доставит вас в пункт назначения.
Важно! Оставьте дома все гаджеты. Возьмите только мобильный телефон, чтобы оставаться на связи с близкими. Также в дороге могут пригодиться блокнот и ручка: вдруг вас посетят интересные мысли.
Способ 3. Выпейте стакан кофе
Несмотря на вредность для организма кофеиносодержащих напитков, иногда именно они помогают нам вернуть желание творить, так как не дают завалиться в постель. Смело воспользуйтесь этой возможностью, дабы все ваши задумки, независимо от степени гениальности, не канули в Лету.
Способ 4. Позвольте себе выбрать тему для творчества, которая нравится вам
Творите и не задумывайтесь, будет ли ваше произведение интересно фолловерам. Не стоит зацикливаться только на одном направлении. Творите в разных сферах и на разные темы. Как минимум, вам от этого станет легче морально.
Способ 5. Скажите «НЕТ» жесткому планированию
Составление плана по срокам и тематике работ является, несомненно, действенным и проверенным методом, способным ускорить творческий процесс. Однако такая практика может спровоцировать появление творческого кризиса. И тут возникает соответствующий вопрос: что делать?
Избавиться от этой проблемы совсем не сложно. Как только вы ощутите, что находитесь на грани, перестаньте составлять планы.
Переключитесь на ту тематику, которая в настоящее время вас интересует. Вполне вероятно, что где-то в процессе работы не по плану вас посетит гениальная идея.
Способ 6. Позвольте беспорядок и хаос в своей жизни
Как это ни парадоксально, но побороть творческий застой поможет отсутствие правил, порядков и норм (в меру, конечно же). Позвольте себе идти на поводу у своего внутреннего Я, доверьтесь интуиции, расслабьтесь.
Не стоит погружаться всецело в свою отрасль. Старайтесь быть человеком с разносторонними интересами. Удивляйте себя. Совершайте непредсказуемые действия. Через время вы обязательно ощутите прилив вдохновения.
Способ 7. Ломайте шаблоны
Нам с детства внушали, что все надо делать в свое время. Однако привычки, выработанные годами, могут и стимулировать, и препятствовать в работе. Что же тогда делать? Ломайте шаблоны: творите ночью или на рассвете. Работайте, когда вам хочется. Ведь творчество — специфический процесс.
Способ 8. Творите везде и повсюду
Есть еще очень эффективное средство, как преодолеть творческий кризис. Решить вам эту проблему поможет смена места работы.
К примеру, вы писатель. Это не значит, что вы обязаны работать строго в своем кабинете за рабочим столом. Возьмите рабочие инструменты (тетрадь и ручку или ноутбук, например) и скорее отправляйтесь на прогулку туда, где вас ничего не обременяет – библиотека, кафе или просто парк. Вариантов множество. Просто выберете для себя уютное место и приступайте к работе.
Способ 9. Делайте добро
Как известно из психологии, самые лучшие идеи приходят в наиболее неожиданный момент. Например, когда вы находитесь в душе. Уже неоднократно наблюдалось, что когда сознание находится в расслабленном состоянии, к нам снисходит озарение (еще известно как инсайд, то есть, неожиданное понимание).
Запомните, что находиться на рабочем месте и просто ждать, когда посетит вдохновение, абсолютно бесполезно. Переключите свое внимание на бытовые заботы. Это может быть уборка в доме или глажка белья. Помойте посуду или переберите шкафчик. Просто пусть ваш мозг отдохнет.
Способ 10. Пройдите круг почета
Вы уже сделали все, что могли, но вдохновение так и не посетило вас? Не отчаивайтесь! Походите по дому (или комнате) туда-сюда, вперед-назад или просто по кругу. Как бы глупо это не выглядело, но сам факт движения уже способен принести результат.
Способ 11. Регулярно устраивайте себе пятиминутки
Позволяйте себе прерываться на 5 минут в процессе творения. Этого времени будет вполне достаточно для так называемой перезагрузки. Оставаясь на своей волне, через 5 минут вы сможете успешно продолжить с того места, где остановились.
Обратите внимание, что в течение этого перерыва нужно отвлечься от гаджетов и социальных сетей. Пусть ваше сознание расслабится.
Вот тут и возникает вопрос: что же мне делать эти 5 минут? Ответ максимально прост: посмотрите в окно или покиньте рабочее помещение, вслушивайтесь в доносящиеся до вас звуки, разглядывайте облака. Кстати, отличный способ это техника помидора.
Способ 12. Слушайте музыку для расслабления
Данный способ предусматривает использование комбинации нескольких для выхода из творческого застоя.
Вот вы вышли на перерыв длиною в 5 минут. Включите на телефоне любимую песню или предварительно скачайте туда звуки природы. Это может быть и шум дождя, и шелест листвы, и журчание водопада. Не важно, что, главное, чтобы вас эти звуки расслабляли. Также это может быть классическая музыка.
Парадоксально, но есть люди, которых расслабляет и дает толчок для вдохновения именно рок-музыка.
Кстати, положительное влияние музыки доказано учеными.
Способ 13. Прекратите поклоняться кумирам
Запомните раз и навсегда: в своей творческой деятельности вы не обязаны подчиняться каким бы то ни было правилам. Придумайте свою фишку и выделяйтесь из общей массы. Не советую делать все так же, как ваш кумир, чтобы другие не искали у вас общие черты.
Способ 14. Не пытайтесь «начинать сначала»
Не стоит зацикливаться на вступлении и начале, потому что так принято. Начинайте творить с середины. Или вообще с конца. Да-да. Работайте над той частью своего произведения, к которому у вас лежит душа именно здесь и сейчас.
Запомните, вы всегда можете вернуться к тому моменту, который пропустили.
Способ 15. Вдохновляйтесь воспоминаниями
Перечитайте и пересмотрите свои лучшие работы. Ведь все они сделаны именно вами. Ваш талант был и остается при вас. Просто следует напоминать себе об этом.
Заключение
Вот такие вот нехитрые 15 способов, чтобы вновь вернуть себе состояние «потока» и творить, творить и творить!
Благодарю, что посетили мой блог. Читайте его и показывайте друзьям. Здесь найдется полезная информация для каждого.
Рекомендуем также почитать статью, про пирамиду Бенджамина Франклина. Это отличный способ достижения жизненно важных целей.
Всего доброго!
Материал подготовила, Юлия Гинцевич.
Творческий кризис и 10 способов выхода из него
Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.
Откуда берется творческий кризис
Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а вдохновение начинает официально числиться без вести пропавшим.
Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной ленью. В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.
Творческий кризис: способы преодоления
Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.
1. Хороший отдых
Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.
2. Физические нагрузки
Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.
Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.
3. Переключение задач
Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.
Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:
- Избавитесь от творческого кризиса
- Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно
4. Мозговой штурм
Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.
Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.
Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.
5. Советы
Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.
Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter, социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.
6. Проблемы
Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.
Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.
Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.
7. Доработка и переделывание
Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.
Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.
В таком случае, Вы:
- Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
- Во-вторых, развиваете направление
- В третьих, экономите массу времени
Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи Фейсбука, которые реализованы в социальной сети Вконтакте.
8. Изменение обстановки
Очень часто для того, чтобы преодолеть творческий кризис, достаточно просто сменить обстановку. Попробуйте убрать рабочее место, сделать перестановку, выехать и поработать на природе, если это возможно.
Изменяя обстановку, Вы разрушаете многие шаблоны своей работы, избавляя себя от зацикливания, и привносите новые нотки в свой рабочий процесс и вдохновение.
9. Новые образы и новые впечатления
Творческий кризис боится новых образов как огня. Люди мыслят ассоциативно. Это означает, что все, что мы с Вами видим, в нашем мозге обрабатывается, сравнивается и сопоставляется с другими событиями и явлениями. Как результат, возникают параллели и новые мысли, а любая новизна неприемлема для творческого кризиса, и он отступает.
Конечно, не каждый может позволить себе постоянные разъезды и путешествия, да это и не всегда нужно. Попробуйте просто прогуляться, понаблюдать за людьми, подметить новые для себя закономерности, и Вы сможете перебороть творческий кризис.
10. Конкуренция
Конкуренция может как привести к творческому кризису, так и вывести из него. Все зависит от того, как на нее реагировать. С одной стороны, можно взяться за голову и метаться в панике из угла в угол без тени идей от осознания гениальности подхода конкурента. Но можно поступить иначе: изучить, выяснить и превзойти. Работы, как видите, вагон, и метаться в исчадиях умственных тупиков времени нет.
Резюме: творческий кризис для любого человека, а не только копирайтера, представляет испытание. Для кого-то легкое, для кого-то суровое. В любом случае, Вы всегда можете использовать приведенные выше способы для выхода из кризиса (а также для его предупреждения) и нормализации своего рабочего процесса, потока идей, мотивации и вдохновения.
Как конкурировать в застойных отраслях
По мере того, как все больше и больше отраслей сокращаются или увеличиваются лишь незначительно, потребность в компетентных менеджерах в застойных отраслях будет расти. Вместо того, чтобы следовать часто звучащим советам по добыче таких предприятий, менеджеры должны понимать характеристики своих рынков и соответственно выстраивать стратегию. На основе своего исследования ряда отраслей, находящихся в упадке, эти авторы определяют некоторые характерные черты компаний, которые успешно конкурировали.
С 1950 по 1973 год экономика США достигла рекордного уровня процветания. Валовой национальный продукт и располагаемый доход на душу населения, измеренные в реальном выражении, росли ежегодно на 3,7% и 2,4% соответственно. Среди многих последствий этого роста было отношение менеджеров к тому, что рост полезен и будет продолжаться, и предположение, что наиболее талантливые и агрессивные менеджеры должны возглавить быстрорастущие подразделения. Медленно растущие или сокращающиеся подразделения были оставлены менее агрессивным или задиристым менеджерам.
Такое отношение и предположения могли иметь смысл, когда рост казался неограниченным. Однако с 1973 года экономический рост замедлился: реальный ВНП увеличивался только на 2,3% в год, а реальный располагаемый доход на душу населения увеличивался только на 1,7% в год. А ограниченное предложение природных ресурсов побудило большинство экономических обозревателей прогнозировать длительный период замедления роста. Таким образом, в будущем во многих отраслях будет наблюдаться снижение или лишь незначительное увеличение спроса на свою продукцию.Эта ситуация создаст огромную потребность в менеджерах, которые могут эффективно руководить предприятиями, которые конкурируют в застойных отраслях.
Несмотря на растущую потребность в компетентном менеджменте в застойных отраслях, было проведено мало исследований о том, какие стратегии наиболее целесообразны в таких отраслях. Существующая теория дает мало здравых советов. Вместо этого он предлагает бойкие рекомендации, что компании либо продадут эти предприятия, либо «выловят» их как «дойных коров». К сожалению, сбор урожая часто может стать синонимом отказа.Более того, сложность поиска покупателя часто делает невозможным продажу активов, а ликвидация — непрактичной. Один опытный руководитель подразделения прокомментировал проблему следующим образом:
«Недавно наши специалисты по корпоративному планированию изучили наше подразделение и определили, что мы должны отказаться от определенных продуктовых линеек, потому что они работают на жестких, медленно растущих рынках. Но это не так-то просто. Без этих продаж мы бы больше не покрывали накладные расходы нашего завода, и большая часть других наших продуктов стала бы убыточной.”
В нашем исследовании возможных подходов к конкуренции в стагнирующих отраслях мы сначала определили стагнирующие отрасли как те, чей совокупный спрос на единицу продукции за десятилетний период либо снизился, либо увеличился менее чем вдвое ниже реального ВНП. Выявив 12 отраслей, отвечающих нашим критериям, мы внимательно изучили те компании, которые были особенно успешными или неудачными, чтобы определить, какие конкурентные стратегии с наибольшей вероятностью будут успешными или неудачными в таких отраслях.Наконец, благодаря собеседованиям с менеджерами многих из этих компаний мы смогли лучше понять административные проблемы управления стагнирующей отраслью.
Наше исследование показывает, что в этих отраслях можно успешно конкурировать и получать высокую прибыль. В частности, он раскрывает некоторые важные характеристики стратегий успешного бизнеса. Не менее важно, что наша работа также показывает, что то, как высшее руководство взаимодействует с застойным бизнесом и управляет им, часто оказывает существенное влияние на их эффективность.
Суровые реалии
Прежде чем перейти к наиболее перспективным стратегиям, необходимо изучить непростые реалии жизни на застойном рынке. Понимание этих реалий имеет решающее значение, потому что, как мы увидим, стратегии, которые им противоречат, почти всегда терпят неудачу, в то время как успешные стратегии соответствуют рыночным условиям.
Пожалуй, труднее всего принять тот факт, что быстрый рост, вероятно, не вернется к застойной отрасли.Рассмотрим кофейную промышленность. С 1960 по 1975 год общее потребление кофе упало на 3,2%. Надо признать, что в одни годы спрос увеличивался, а в другие рост цен приводил к заметному снижению. Но в течение длительного периода времени общая тенденция заключалась в медленном спаде. Тот факт, что потребление на человека снизилось еще быстрее, предполагает, что эта тенденция сохранится.
Дело очень важное. В падающей или медленно растущей отрасли могут быть годы, когда спрос будет повышенным.Но для менеджеров важно не позволять принятию желаемого за действительное окрашивать их взгляды. Вместо этого они должны точно оценить долгосрочные перспективы и столкнуться с проблемами конкуренции на застойном рынке. Принятие руководством реальности продолжающегося медленного спроса является предпосылкой для разработки успешных стратегий.
Например, в одной компании, которую мы посетили, нам рассказали о шатких отношениях между корпоративным офисом и подразделением, которое конкурировало на спадающем рынке.Корпоративное руководство было недовольно результатами деятельности подразделения, в то время как подразделение было расстроено тем, что ни одна из его заявок на финансирование не была одобрена за последние четыре года. При более внимательном рассмотрении выяснилось, что, хотя высшее руководство не желало выделять дополнительные ресурсы на подразделение, оно по-прежнему оказывало давление на его рост. В ответ подразделение разработало планы роста, которые требовали дополнительных капитальных вложений.
Когда и подразделение, и корпоративное руководство столкнулись с реальностью падения спроса на серии встреч по определению стратегии, проблема в конечном итоге была решена.Затем подразделение приняло ряд целей, соответствующих его рыночным возможностям, и корпоративное руководство начало оценивать эффективность подразделения на основе денежных потоков и рентабельности инвестиций.
Следующая неприятная реальность заключается в том, что конкуренция на застойных рынках обычно более интенсивна, чем на быстрорастущих. 1 Компания может существенно увеличить объем продаж в быстрорастущей отрасли, не отнимая долю рынка у конкурентов. Фактически, зачастую для удовлетворения растущего спроса требуются все управленческие и финансовые ресурсы компании.Основная проблема — это расширение, а не конкуренция. Однако, когда рост отрасли замедляется, рост компании может быть достигнут только за счет других, и конкуренция возрастает.
По мере усиления конкуренции количество компаний, конкурирующих в отрасли, обычно сокращается, а рыночные доли крупнейших компаний увеличиваются. Например, в сигарной индустрии, где спрос на единицу продукции снижался на 5% в год в течение 15 лет, количество производителей сократилось с 283 в 1958 году до 132 в 1972 году.В кофейной индустрии не только сократилось количество компаний, но и совокупные рыночные доли трех крупнейших корпораций увеличились с 47% в 1960 году до 67% в 1976 году.
Последняя реальность, которую часто упускают из виду, заключается в том, что изменения в продуктах, технологиях, производственных процессах и распределении все еще происходят в застойных отраслях. Фактически, исследование Уильяма Дж. Абернати и Джеймса М. Аттербека показало, что некоторые инновации, особенно в производственном процессе, имеют тенденцию происходить чаще по мере развития рынка. 2 Например, усовершенствования сигароформовочного оборудования превратили отрасль из «ремесленного» бизнеса в автоматизированный. Как мы обсудим позже, улучшения, внесенные японцами в процесс производства мотоциклов, сделали возможным развитие рынка прогулочных мотоциклов. Таким образом, застойный спрос не предотвращает значительных изменений.
Неспособность признать эти реалии может привести к конкурентным стратегиям, которые кажутся логичными, но редко бывают успешными.Это наиболее вероятно, когда застойные продажи рассматриваются как «маркетинговая проблема», а не как факт жизни. Вместо увеличения общего спроса типичные маркетинговые решения, такие как распространение бренда и активная реклама, обычно приводят к увеличению инвестиций в товарные запасы, увеличению производственных затрат и снижению прибыльности. Другое исследование показало, что, хотя увеличение количества рекламы имеет тенденцию приносить пользу предприятиям на этапе их внедрения или роста, оно редко бывает полезным для предприятий, находящихся в упадке. 3
Стратегии успеха
Учитывая эти реалии, существуют ли какие-либо подходы, которые не только предотвращают возможность исчезновения, но также дают надежду на разумную отдачу от инвестиций в застойные отрасли? Наше исследование выявило три общие характеристики стратегий предприятий, которые преуспели в застойных отраслях: они выявляют, создают и используют растущие сегменты в своих отраслях; они делают упор на качество продукции и новаторское улучшение продукции; и они систематически и последовательно повышают эффективность своих систем производства и распределения.
Сегменты роста
Возможно, лучший способ избежать некоторых неприятных реалий в застойной отрасли — это сосредоточиться на растущих сегментах. Классический пример — стратегия, которой следует General Cinema Corporation.
За последние 30 лет количество кинотеатров в США сократилось почти на 20%. Еще в 1946 году билеты в кино составляли 1 доллар из каждых 5 долларов, потраченных на предметы досуга, по сравнению с 1 долларом из каждых 40 долларов сегодня.В течение этого длительного периода спада и застоя один сегмент рынка — театр в торговых центрах — рос впечатляющими темпами. И General Cinema Corporation была лидером в понимании этой возможности и в концентрации своих ресурсов в этом растущем сегменте. Сегодня General Cinema насчитывает около 700 торговых центров, обычно с несколькими залами (кинотеатры Cinema I и II). В условиях общего спада отрасли General Cinema удалось сохранить средний рост доходов более чем на 20% в течение последних 10 лет и рентабельность капитала на уровне 20%.
Конечно, можно утверждать, что, конкурируя в сегментах роста, компания просто выяснила, как избежать конкуренции в застойной отрасли. И в этом-то и дело. Выбор бизнеса для конкуренции — это самая суть проблемы формулирования стратегии, и лучшие стратеги тратят много времени на анализ своих отраслей, пытаясь определить новые или растущие сегменты. Следует признать, что есть некоторые отрасли, для которых практически невозможно выделить сегменты роста, но в большинстве отраслей возможности все же существуют.Как недавно сказал нам председатель компании по производству специальной бумаги и химической продукции с оборотом 300 миллионов долларов: «В каждой отрасли есть быстрорастущий сегмент».
Другой пример иллюстрирует, как образное мышление может раскрыть возможности роста даже в вялой отрасли производства капитальных товаров. После введения арабского нефтяного эмбарго в 1973 году спрос на электроэнергию в Соединенных Штатах практически не вырос, что привело к значительному сокращению заказов на новое энергетическое оборудование. Компании Power Systems компании Westinghouse Electric не удалось избежать нехватки новых заказов, но она компенсировала эти упущенные продажи за счет расширения своего сервисного бизнеса. 4 Поскольку клиенты откладывали или отменяли новые покупки, спрос на ремонт и техническое обслуживание резко вырос. Westinghouse не только удовлетворяет этот спрос, но и активно разрабатывает новые продукты и концепции, которые должны позволить компании использовать этот растущий сегмент.
Например, разрабатываются запасные части, которые повышают эффективность существующих систем, а переносная прецизионная механическая мастерская позволяет техникам обрабатывать тяжелые роторы на месте. В результате этих усилий за последние шесть лет объем услуг утроился, что позволило компании Power Systems продемонстрировать стабильный рост продаж и прибыли.
Поскольку идентификация сегментов роста обычно требует значительного понимания и творческого подхода, трудно предписать набор процедур, которые приведут к их идентификации. Тем не менее, вероятно, есть способ подумать об отрасли, который должен помочь определить сегменты роста. Главное — признать, что при внимательном рассмотрении большинство отраслей состоит из множества сегментов и подсегментов. И они могут быть определены по множеству параметров: группа клиентов, цена, характеристики продукта, использование продукта, география, услуги и технологии.
Простого составления списка и размышлений о сегментах, однако, недостаточно, поскольку требуется также детальная разбивка отраслевой статистики по соответствующим измерениям. Эта информация редко бывает общедоступной, и для ее сбора и анализа требуются инвестиции в исследования. Например, простая разбивка клиентов по возрасту, полу, географическому положению, экономическому статусу и мотивации к покупке может потребовать значительных усилий. В некоторых компаниях, которые мы посетили, нередко один или два сотрудника работали полный рабочий день над сбором и анализом таких данных.Таким образом, творческое руководство, которое желает рассматривать свои стагнирующие отрасли как состоящие из более мелких сегментов и собирать и анализировать подробные отраслевые данные, с гораздо большей вероятностью определит сегменты с потенциалом роста.
Инновации и качество
Еще одной характеристикой успешных стратегий в застойных отраслях является стремление к созданию высококачественных инновационных продуктов. Такие продукты позволяют компании избежать некоторой ценовой конкуренции, которая часто характерна для застойных рынков.У продуктовых инноваций есть еще одно преимущество: их сложно и дорого подражать конкурентам.
Примером высококачественного инновационного продукта является растворимый кофе General Foods сублимационной сушки, который обеспечивает лучший вкус растворимого кофе. В течение почти десяти лет он быстро рос и достиг самой высокой маржи среди всех кофейных продуктов. Технология сублимационной сушки также дороже традиционных технологий. Большинство производителей кофе — за заметным исключением Nestlé — не желали или не могли инвестировать ни в исследования, ни в капитальное оборудование, необходимое для конкуренции в этом сегменте.Таким образом, это нововведение обеспечило высокую маржу в сегменте с небольшим количеством конкурентов.
Еще одно свидетельство того, что высокое качество и инновации особенно важны в застойных отраслях, можно получить из анализа 1000 предприятий в базе данных PIMS (влияние рыночных стратегий на прибыль). 5 Для всех этих предприятий более высокое качество продукции связано с большей окупаемостью инвестиций, но эта взаимосвязь оказывается наиболее значимой на стагнирующих рынках (см. Приложение I).Также поразительны отношения между рентабельностью инвестиций, ростом рынка и расходами на исследования и разработки (см. Приложение II). Для умеренных и быстрорастущих рынков данные PIMS указывают на отсутствие выгод для рентабельности инвестиций от увеличения расходов на НИОКР. Однако на стагнирующих рынках высокие расходы на НИОКР коррелируют с более высокой рентабельностью инвестиций.
Приложение I Рентабельность инвестиций как функция роста рынка и качества продукции (в процентах) Источник: на основе данных компаний PIMS в The Limited Information Report, распространенном Стратегическим институтом (Кембридж, Массачусетс, США)., 1977), с. 16.
Приложение II Рентабельность инвестиций в зависимости от роста рынка и расходов на исследования и разработки (в процентах) Источник: на основе данных компаний PIMS в The Limited Information Report, распространенном Институтом стратегического планирования (Кембридж, Массачусетс, 1977), п. 16.
Связь между рентабельностью инвестиций и расходами на НИОКР в застойных отраслях может указывать на то, что, помимо выгод от крупных инноваций продукта, во многих случаях есть также отдача от постоянно более высоких уровней затрат на исследования, которые обеспечивают устойчивый поток более высоких -качественная продукция.Вице-президент группы, отвечающий за подразделения крепежа в крупной корпорации, объяснил:
«Наш бизнес — зрелый, и в некоторых подразделениях спрос на единицу продукции действительно снижается. Но из-за характера нашего бизнеса и наших собственных усилий каждый год 20% наших продуктов являются новыми, разработанными для новых моделей в бытовой, швейной, автомобильной промышленности и т. Д. Таким образом, возникнет опасность сократить наши расходы на НИОКР. Разрабатывая инновационные новые продукты, мы не только поддерживаем наши объемы, но и избегаем конкуренции в товарных позициях.”
Одним из результатов этой стратегии стало то, что рентабельность активов группы крепежных изделий была одной из самых высоких в корпорации.
Эффективность работы
Еще одной характеристикой успешных компаний в застойной отрасли, которые мы изучали, было их постоянное внимание к снижению затрат. Наиболее распространенный способ снижения затрат — это улучшение производственного процесса. Часто эти улучшения являются результатом постоянного и систематического внимания к эффективности. Например, Самуэль Холландер показал, что более половины сокращения районных расходов в Du Pont произошло в результате постепенных улучшений, а не крупных инвестиций и программ. 6
Ярким примером силы технологических инноваций является японский подход к мотоциклетной промышленности. В 1950-х годах спрос на мотоциклы снизился, поскольку все меньше людей использовали их в качестве основного средства передвижения. Вместо того, чтобы уйти из этой больной отрасли, крупные японские производители приступили к амбициозной программе по снижению своих затрат и сосредоточению внимания на мотоциклах меньшего размера (менее 750 куб. См). Отличительными чертами этого подхода были высокая степень специализации и автоматизации.Один завод Honda, например, производит только двигатели. И Suzuki, и Yamaha имеют заводы, почти полностью посвященные производству специализированных станков. Когда японцы снизили свои затраты и преодолели ценовые барьеры, они смогли создать новый растущий сегмент в отрасли — велосипеды для отдыха.
Хотя улучшения в производственном процессе являются наиболее распространенным способом снижения затрат, можно достичь и других показателей эффективности. Например, упорядоченная и запланированная консолидация производственных мощностей может существенно повлиять на рентабельность инвестиций.В ранее упомянутой группе крепежных изделий рентабельность инвестиций одного подразделения составила менее 10%. Объединение производственных мощностей с производственными мощностями других подразделений позволило поднять рентабельность инвестиций до 35%.
Однако важным моментом является не только то, что консолидация производственных мощностей приводит к более высокой норме прибыли; Кроме того, принимая реальность застойного спроса, руководство может спланировать упорядоченную консолидацию производственных мощностей. Например, руководитель подразделения компании, поставляющей материалы для U.Производители обуви С. определили, что через три года его потребность в двух заводах по производству обуви исчезнет. Он использовал это время, чтобы определить еще одно подразделение компании, которому требовались производственные мощности. Переход от двух заводов к работе с одним производством позволил подразделению работать с высоким уровнем эффективности, и этот переход был осуществлен с минимальными нарушениями.
Окончательная форма операционной эффективности возможна за счет широкого и эффективного распределения, что особенно важно в застойных отраслях, требующих больших объемов для эффективных производственных операций.Например, бизнес Whirlpool сконцентрирован в сегментах застойных стиральных машин, сушилок и холодильников. Чтобы обеспечить объем, необходимый для производства в эффективном масштабе, Whirlpool использовала Sears в качестве точки распределения для 60% своей продукции. Действительно, частная торговая марка — это распространенный способ достижения широкого и эффективного распространения в застойных отраслях.
Следует отметить, что идентифицированные нами три характеристики стратегий успешного бизнеса часто усиливают друг друга.Как в производстве мотоциклов, так и в производстве бытовой техники внимание к операционной эффективности привело к концентрации на растущих сегментах. А в мотоциклетной индустрии более компактные и дешевые прогулочные велосипеды были улучшением качества продукции. Очевидно, что успешные компании различаются по степени, в которой они делают упор на трех стратегиях, но большинство из них используют элементы каждой из них.
Роль высшего руководства
Когда мы начали это исследование, нашей целью было выявить характеристики успешных стратегий конкуренции в застойных отраслях.Однако в разговоре с менеджерами этих предприятий быстро стало очевидно, что характер участия высшего руководства и его выбор генеральных менеджеров для этих предприятий также были критически важными определяющими факторами их успеха.
В большинстве крупных диверсифицированных корпораций определение стратегии для отдельных бизнес-единиц выходит за рамки корпоративного управления. Тем не менее, топ-менеджеры влияют на стратегию бизнес-подразделения через систему отчетности, систему вознаграждений, систему планирования, организационные механизмы и подбор персонала.Очевидно, что корпоративные менеджеры пытаются создать системы и организационный контекст, которые облегчают усилия бизнес-единиц по успешной конкуренции. Для бизнес-единиц, которые конкурируют в застойных отраслях, менеджеры корпоративного уровня могут добиться этого, не маркируя статус этих бизнес-единиц, не предписывая стратегии «доения» и назначая талантливых генеральных менеджеров для управления этими бизнесами.
Избегать этикеток
В этой статье мы указывали на выгоду от принятия и решения замедления продаж как на реальность жизни.Хотя важно, чтобы высшее руководство учитывало эту реальность при разработке бизнес-планов, также важно не навешивать на эти предприятия уничижительные ярлыки.
Один ярлык, который иногда используется для низкорастущих предприятий, — это «собака». Такая характеристика может подорвать моральный дух внутри подразделения и предполагает, что этим предприятиям не нужно уделять особого внимания. Но, как мы видели, конкуренция в застойных отраслях обычно высока, и успех зависит от творческих стратегий и квалифицированного внедрения.Вице-президент группы крупной промышленной компании объяснил свой опыт следующим образом:
«Два подразделения, которые мне подчиняются, работают в очень вялых отраслях. В одном случае нам удалось разработать более оригинальные стратегии, все сотрудники увлеклись и получили хорошую прибыль. Но мне пришлось бороться, чтобы не дать специалистам по корпоративному планированию высказать свое мнение о ситуации. В другом подразделении представлению о собаке позволили проникнуть сверху.Я чувствую, что есть кое-что оригинальное, что мы могли бы сделать там, но невозможно заставить кого-либо в дивизионе очень взволнованно попробовать что-то новое. В конце концов мы, вероятно, продадим или ликвидируем подразделение ».
Дело простое. Топ-менеджеры несут ответственность за то, чтобы бизнес-подразделение принимало застойный спрос в отрасли как факт. Но, как мы показали, стагнация не означает, что не существует успешных способов конкуренции. Успешные стратегии с большей вероятностью будут приняты, когда застойное состояние будет принято как факт жизни, а не помечено как ужасное состояние.
Избегать доения
Другой неуместной реакцией высшего руководства является требование к этим предприятиям автоматически применять стратегии доения или сбора урожая. Подавляющим недостатком этих стратегий является то, что они внутренне ориентированы, игнорируют события во внешней среде и предполагают отсутствие изменений в отрасли. Такое отношение часто отражается в попытках «доить» бизнес за наличные и таким образом минимизировать инвестиции в исследования и разработки. К сожалению, зачастую существует тонкая грань между управлением бизнесом как дойной коровой и отказом от него.
Когда Alcoa и Reynolds Aluminium разработали процесс производства двухкомпонентных банок, их намерения, как сообщается, заключались в том, чтобы сделать этот процесс доступным для производителей банок, чтобы увеличить продажи их сырья. Однако два крупнейших производителя жестяных банок, American Can и Continental Group, не хотели брать на себя расходы, связанные с переналадкой линий, в то время как они диверсифицировались в растущие предприятия и принижали значение своих медленно растущих операций с банками.
Результатом стало то, что Alcoa и Reynolds начали создавать свои собственные линии для жестяных банок, а два небольших производителя, National Can и Crown Cork & Seal, также вложили значительные средства в новые линии для двухкомпонентных банок.Поскольку новые банки оказались очень популярными и предлагают важные производственные преимущества, компании, которые были готовы инвестировать в новый процесс, получили долю рынка за счет своих более крупных конкурентов, которые приняли статичную ситуацию и собирали урожай на своих предприятиях по производству банок.
Штрафы за принятие стратегий доения, которые предполагают статичную конкурентную и технологическую ситуацию, могут быть серьезными. Директор по корпоративному планированию одной из широко диверсифицированных компаний, которые мы посетили, объяснил:
«Если одно из наших быстрорастущих подразделений пропустит или опоздает с внедрением инновации, это не так уж серьезно, потому что через несколько месяцев у них будет еще один шанс стать первыми в следующем наборе инноваций.Но в медленно растущих подразделениях изменения происходят реже. И если вы пропустите изменение, следующее может не наступить еще лет пять-десять. К тому времени вы можете оказаться вне бизнеса ».
По общему признанию, многие успешные предприятия, которые конкурируют в застойных отраслях, действительно приносят больше денег, чем потребляют, и в этом смысле их можно считать дойными коровами. Но есть важное различие между созданием положительных денежных потоков в результате стратегических действий, направленных на улучшение конкурентной позиции бизнеса, и превращением положительных денежных потоков в главную цель бизнеса.
При первом подходе бизнес разрабатывает свою стратегию после оценки условий и изменений во внешней среде и связывает их с внутренней компетентностью. После того, как руководство сформулировало стратегию, оно применяет финансовые тесты, такие как рентабельность инвестиций, денежный поток или темпы роста, и принимает решение о том, следует ли применять предложенную стратегию. И наоборот, доильный подход приводит к стратегии, которая согласуется с определенным набором денежных потоков. На наш взгляд, такой подход вряд ли приведет к созданию креативных стратегий, которые будут успешными в течение длительного периода времени.
Выбор менеджеров
Ранее в этой статье мы отметили историческую тенденцию большинства топ-менеджеров назначать своих наиболее талантливых и агрессивных менеджеров в быстрорастущие подразделения, оставляя стагнирующие подразделения менее агрессивным и компетентным менеджерам. Принимая во внимание, что конкуренция в застойных отраслях обычно более интенсивна, чем в ситуациях роста, легко увидеть проблемы, которые возникают, когда к этим бизнесам назначаются менее компетентные менеджеры.
Таким образом, выбор подходящих генеральных менеджеров для низкорастущих предприятий является серьезной проблемой. Например, выбор «маркетологов», которые сосредоточены только на увеличении продаж, может привести к стратегиям, которые не подходят для этих отраслей. По нашим наблюдениям, очень важно, чтобы опытный генеральный менеджер был назначен руководить одним из этих предприятий и чтобы его или ее будущие продвижения по службе были связаны с успехом в этих подразделениях. Объяснил вице-президент группы в промышленной компании.
«Я стараюсь поручать эти [застойные] предприятия людям, которые готовы ко второй или третьей работе в сфере общего управления. Это действительно хорошие позиции, чтобы проверить гибкость этих людей. Кроме того, я думаю, что, назначая талантливых людей, мы получаем преимущество перед нашими конкурентами, которые могут преуменьшать значение этого бизнеса ».
Конечно, выбор хороших людей становится пустым жестом, если он не подкрепляется бонусами и акциями за выдающиеся достижения. И здесь важно помнить, что успех обычно проявляется не в высоких темпах роста продаж, а в высоких уровнях ROI.Ничто не сигнализирует об ожиданиях высшего руководства более четко, чем продвижение по службе генеральных менеджеров, которые успешно конкурировали на застойном рынке.
Резюме
Мы попытались решить одну из самых сложных стратегических проблем, с которыми сталкиваются менеджеры, проблема, которая, как мы думаем, будет расти в будущем. Несмотря на наши рекомендации относительно успешных стратегий и участия руководства, должно быть очевидно, что конкурировать в этих отраслях всегда будет сложно.Тогда мы можем спросить: зачем беспокоиться? Почему бы не диверсифицироваться в быстрорастущие предприятия и просто не избавиться от низкорастущих предприятий?
Отвечая на эти вопросы, важно признать, что с корпоративной точки зрения диверсификация часто является эффективным способом решения этих проблем. Фактически, одна из основных ролей высшего руководства в диверсифицированной компании — обеспечить сохранение растущего бизнеса внутри корпорации. Но это редкая компания, которая конкурирует только в быстрорастущих отраслях.Таким образом, корпорации должны в конечном итоге решить проблемы конкуренции в более медленных отраслях.
Есть и другие причины, по которым диверсификация не является панацеей от проблем конкуренции в застойных отраслях. В некоторых компаниях эти предприятия просто слишком велики, чтобы их можно было продать или ликвидировать. Например, несмотря на то, что кофейная промышленность находится в упадке, General Foods по-прежнему получает 40% своих продаж и одну треть своих доходов от кофейного бизнеса. У нее нет выбора, кроме как энергично и эффективно конкурировать в кофейной индустрии.
В других случаях продажа активов просто невозможна. Кто захочет купить один из этих предприятий? Таким образом, во многих случаях руководство не может избежать проблем конкуренции в застойных отраслях. В самом деле, как мы указывали ранее, принятие и непосредственное решение проблемы обычно является первым шагом в принятии и реализации успешной стратегии.
Следующий шаг — выбрать стратегию и придерживаться ее. В некоторых из изученных нами ситуаций руководство подразделения продолжало колебаться в пользу широкого спектра стратегий.Через месяц руководство предложило серию расширений продуктовой линейки, а в следующем месяце упростить распространение стало бы модным занятием. Такое отсутствие последовательности не только тратит драгоценное время и не дает результатов для подразделения, но также сбивает с толку корпоративных менеджеров, которые пытаются понять подразделения и помочь им.
Конкуренция в застойных отраслях требует принятия четких стратегий, делающих упор на сегменты роста, инновационные продукты и эффективность производства. В то же время топ-менеджеры должны избегать тенденции уничижительно навешивать на эти предприятия ярлыки, требовать от них реализации стратегий сбора урожая и передавать их слабым менеджерам.
При соблюдении этих рекомендаций конкуренция в этих отраслях может быть прибыльной, а медленный рост может стать союзником. По мере того как конкуренты натыкаются на вездесущие ловушки, открываются огромные возможности для компаний, которые готовы к агрессивной и творческой конкуренции. Для них конкуренция в этих отраслях отнюдь не скучная; скорее, это интересно и выгодно.
1. См. Майкл Э. Портер, «Как конкурентные силы формируют стратегию», HBR, март – апрель 1979 г., с.137.
2. См. Джеймс М. Аттербэк и Уильям Дж. Абернати, «Динамическая модель процесса и инновационной продукции», Omega, 3, no. 6 (1975), стр. 639.
3. См. Пол В. Фаррис и Роберт Д. Баззелл, Взаимосвязь между изменениями в промышленной рекламе и расходах на продвижение и изменениями доли рынка, Рабочий документ Института маркетинговых наук № 76–119 (Кембридж, Массачусетс, декабрь 1976 г.) ,
4. См. «Все больше производителей продают услуги для увеличения прибыли и сглаживания циклов», Wall Street Journal, , 26 декабря 1978 г., с.24.
5. Для более полного описания проекта PIMS см. Роберт Д. Баззелл, Брэдли Т. Гейл и Ральф Г.М. Султан, «Доля рынка — ключ к прибыльности», HBR, январь – февраль 1975 г., стр. 97.
6. См. Уильям Дж. Абернати и Джеймс М. Аттербек, «Паттерны промышленных инноваций», Technology Review, июнь – июль 1978 г., стр. 3.
Версия этой статьи появилась в сентябрьском выпуске журнала Harvard Business Review за 1979 год.
,
застоявшийся — Wiktionnaire
Определение, перевод, произношение, анаграмма и синоним по словарю, свободному от Виксона.
Sauter à la navigation
Sauter à la recherche
Соммэр
- 1 Français
- 1.1 Étymologie
- 1.2 Прилагательное
- 1.2.1 Переводы
- 1.3 Forme de verbe
- 1.4 Ссылки
Этимология [модификатор викикода]
- Du latin stagnans .
Adjectif [модификатор викикода]
Singulier | Плюриэль | |
---|---|---|
Мужской | застоя \ stag.nɑ̃ \ | застоя \ stag.nɑ̃ \ |
Феминин | stagnante \ stag.nɑ̃t \ | застоя \ stag.nɑ̃t \ |
неподвижный \ staɡ.nɑ̃ \
- Qualifie des eaux qui ne coulent pas.
- Une mare stagnante .
- (по аналогии с номинальной) Se dit du sang et des humeurs lorsqu’ils cessent de Circuler et s’accumulent dans quelque partie du corps.
- Une humeur stagnante .
Перевод [модификатор wikicode]
- Итальянский: stagnante (it)
Forme de verbe [модификатор wikicode]
Voir la conugaison du verbe stagner | ||
---|---|---|
Participe | Присутствует | застойный |
Пассе | ||
застойный \ staɡ.nɑ \
- Participe présent de stagner.
Ссылки [модификатор викикода]
- Tout ou partie de cet article is extrait du Dictionnaire de l’Académie française, huitième édition , 1932–1935 (застойный), mais l’article a pu être modifié depuis.
Récupérée de «https://fr.wiktionary.org/w/index.php?title=stagnant&oldid=27403975»
Категории:
- français
- Mots en français issus d’un mot en latin
- Lemmes en français
- Adjectifs en français
- Аналогии на французском языке
- Formes de verbes en français
Catégories 9000cachations des caractères inconnus en français
,